До 1 5 лет – Пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2019 году \ Консультант Плюс

Содержание

Пособие на ребенка до 1.5 лет

  1. Пособие на ребенка до 1.5 лет — особенности расчета
  2. Расчетная формула

Ухаживает за рожденным ребенком, как правило, его мать, но закон не воспрещает делать это и другим родным, например, бабушкам или мужу. Так, пособие на ребенка до 1.5 лет может назначаться тому члену семьи, который фактически занимается воспитанием и уходом за малышом. Когда речь идет об усыновлении новорожденного, то данным правом пользуются усыновившие его граждане.

Пособие на ребенка до 1.5 лет — особенности расчета

Стоит пояснить, что пособие до 1.5 лет – это самостоятельная социальная выплата или финансовая помощь женщине с новорожденным в период ее оправданной нетрудоспособности.

Расчет пособий осуществляется, исходя из того факта, работала до беременности женщина или нет.

Так, официально трудящиеся матери для расчета могут произвести при помощи онлайн-калькулятора. Кроме того, он достаточно прост. А сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком составляет лишь 40 % от среднемесячной заработной платы, получаемой в период профессиональной деятельности.

За данной выплатой женщине следует обратиться к своему руководителю с заявлением. Как правило, одновременно пишется два заявления. Одно на отпуск, чтобы ухаживать за малышом, другое – для начисления пособия. Заявления с визой директора направляются в бухгалтерию организации, где в десятидневный период с момента их написания должны произвести все требуемые расчеты и начисления.

Расчетная формула

Для расчета пособия берется сумма выплаченных зарплат за два года. Ее умножают на 730 дней. Полученный результат умножается на ставку пособия, равную 40%, а затем на среднее число дней в среднем в месяце, что равно 30,4. Результат вычислений и есть сумма ежемесячной выплаты.

Тем гражданкам, которые официально не были трудоустроены, за пособием необходимо обратиться в отделение органов социального обеспечения или защиты населения. Сделать это можно по месту проживания или фактического пребывания.

В этих случаях речь обычно идет о фиксированных суммах, которые умножаются на региональные размеры коэффициентов. Кроме того, в каждом регионе местными властями могут быть установлены размеры дополнительных выплат. Начисляются они, как правило, тем мамам, которые предоставляют местную прописку, даже если она имеет временный характер. Остальным гражданкам могут в так называемых «губернаторских» выплатах отказать, мотивировав отказ отсутствием местной прописки. Достаточно существенные суммы выплачиваются в городах федеральной значимости, на Крайнем Севере, а также прочих регионах с низкими показателями рождаемости.

Не стоит совершать типичную ошибку многих мамочек, которые путают два вида периода – декрет и по уходу за ребенком. Декрет актуален только для официально трудоустроенных женщин с 30 недели беременности: 70 до рождения и 70 дней после рождения, итого срок его получается 140 дней. В эти периоды времени мамочка от работодателя получает декретные выплаты, и размер их обычно равен 100 % от среднего значения ее заработной платы. Как только закончится срок декретного отпуска, у мамочки начинается отпуск по уходу за ребенком с выплатой ежемесячного денежного пособия до 1.5 лет.

Работающие граждане могут рассчитывать и на более существенные суммы. Это зависит от суммы их среднего заработка, так как пособие составляет 40 % от этой величины. Но при этом никак не может быть ниже указанных выше норм, именуемых минимальными размерами пособия до 1.5 лет. Для получения среднего показателя по зарплате берется доход за два календарных года, которые предшествовали году возникновения права на пособие, и умножается на среднее число дней месяца.

Пособие в размере 40 % от средней зарплаты могут получить и безработные мамы, если:

  • пока они были в отпуске декретном или по уходу за ребенком их предприятие ликвидировалось и в связи с этим они были уволены;
  • мужья женщин служили в военных частях за пределами страны и были переведены в РФ или же были уволены в связи с тем, что у них истек срок контракта (трудового договора) в таких военных частях.

Максимальный размер пособия до 1.5 лет согласно законодательству равен 21554.82 рубля.

Список документов, необходимый для представления в орган, начисляющий и производящий выплаты:

  • заявление на отпуска по уходу за ребенком и на назначение пособия;
  • документ о рождении ребенка или его усыновлении оригинал + ксерокопия;
  • документ, подтверждающий тот факт, что второму родителю подобное пособие не назначено и не начисляется, например, справка с работы или учебного заведения, для студентов.

Граждане, пользующиеся возможностью получать ежемесячное пособие на ребенка до 1.5 лет с учетом нескольких оснований, получают возможность выбрать расчет, дающий наибольшую сумму пособия. Тем самым гражданин вправе выбрать для себя лучшие условия, что не противоречит законодательству и положениям нормативных актов органов местного управления.

2 040 просмотровПодпишитесь на Bankiros.ru

Предыдущая статья

​Пособие на второго ребенка в 2019 году

Следующая статья

​Пособие на ребенка до 18 лет

bankiros.ru

Документы на пособие до 1,5 лет

Особенности оформления выплаты

Начнем с того, что лиц, которым положено пособие, можно разделить на 2 группы: работающие и неработающие.

Документы для трудоустроенных

Работающие граждане, имеющие на это право, получают его по месту работы, предоставив в бухгалтерию все необходимые документы на пособие до 1,5 лет. Их список определяется соответствующим Порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти и может несколько отличаться для различных ситуаций. В основной массе требуют:

1. Написать:

  • Заявление об уходе в данный отпуск.
  • Заявление с просьбой о выплате пособия до 1,5 лет.

2. Принести:

  • Свидетельство, подтверждающее, что в семье появился ребенок (о рождении или усыновлении) и его копию.
  • Свидетельства о рождении (усыновлении) предыдущих детей и их копии. В случае, если предыдущий ребенок умер, необходимо представить свидетельство о смерти и его копию.
  • Справку о том, что вторым родителем выплата не оформлялась — основной документ для пособия до 1,5 лет. Варианты, где брать эту справку, могут быть различны. Если второй родитель работает, то она заказывается по месту работы, выдается через несколько дней. Справка должна быть заверена печатью и подписями главбуха и руководителя. Срок годности — 1 месяц. Если отец не работает, то справка запрашивается в Соцзащите.
  • Паспорт заявителя и его копию.

Документы для неработающих

Неработающие женщины, имеющие право на пособие до 1,5 лет, документы приносят в Соцзащиту. Для подачи требуется:

1. Написать заявление.

2. Принести:

  • Свидетельство о рождении, подтверждающее, что в семье появился ребенок (о рождении или усыновлении) и его копию, а также свидетельства о рождении для предыдущих детей с копиями. В случае, если предыдущий ребенок умер, необходимо представить свидетельство о смерти и его копию.
  • Справку о том, что второй родитель не получал это пособие. Заказывается по месту работы или в Соцзащите.
  • Трудовую книжку вместе с копией.
  • Паспорт или другое удостоверение личности и его копию (1 страница и прописка).
  • Справку из Службы Занятости, что не предоставлялось пособие по безработице (если женщина состоит на бирже труда, то ей придется выбирать одно пособие).
  • Справку с учебы, подтверждающую очную форму обучения (для студентов).
  • Копию сберкнижки Сбербанка (или реквизиты банковской карты) для начисления пособия.

Алгоритм выплаты пособия до 1,5 лет

Чисто технически для работающих оформление пособия выглядит так. Когда появляется ребенок, собираем все документы на пособие до 1,5 лет. Первым делом на работе у мужа заказывается справка о том, что им это пособие не оформлялось. Срок ее исполнения — несколько дней. Когда готова — забираем. Делаем ксерокопию своего паспорта и свидетельства о рождении ребенка, а также копии свидетельств предыдущих детей. Берем оригиналы, копии, справки, едем на свою работу. Пишем заявление на разрешение уйти в отпуск по уходу и на выплату пособия до 1,5 лет на фирменном бланке либо в свободной форме. Все, теперь ждем. Деньги приходят в день зарплаты обычным для вашей работы способом (чаще всего на банковскую карточку).

  • Для неработающих, претендующих на пособие до 1,5 лет, документы и весь путь оформления выглядят иначе. Лучше заранее выяснить график работы своего отделения Соцзащиты, прийти на консультацию лично. Вам дадут общий список документов на пособие до 1,5 лет, в котором подчеркнут, какие документы и справки нужно принести именно вам. Возможно, заодно узнаете о других видах выплат, которые вам положены. Теперь собираете эти документы. Первым делом заказываете справку с работы мужа, что он это пособие не оформлял. Если супруг не работает, то справка нужна из районной Соцзащиты. Делаете ксерокопии свидетельств о рождении всех детей, документа, удостоверяющего личность, свидетельства о браке. Это документы, общие для всех, остальные отличаются.
  • Для лиц, уволенных из-за с ликвидации предприятия в момент беременности и отпуска по уходу за ребенком, нужна трудовая книжка с соответствующей пометкой и ее копия. Необходима справка о зарплате за последние 3 месяца (для подсчета пособия). Также нужна справка о том, что женщина не оформляла пособие по безработице. Ее получают в Службе Занятости. Если женщина безработная и будет получать пособие до 1,5 лет по гарантированной минимальной ставке, то наравне с остальными документами все равно нужны копия и оригинал трудовой книжки.
  • Если девушка — студентка, то нужно заказать на учебе справку об очной форме обучения.

После оформления пособия деньги ежемесячно переводятся на сберкнижку или банковскую карту в сроки, установленные в вашем регионе.

Кажется, что собрать документы на пособие до 1,5 лет тяжело, но на самом деле важно понять логику оформления: к какой категории относится женщина, и какие бумаги для подтверждения ее статуса необходимо предоставить. Пособие оформляется однократно, в дальнейшем никакие документы приносить не надо.

www.burokratam-net.ru

От 1 года до 1,5 лет. Развитие ребенка и уход за ним от рождения до трех лет

От 1 года до 1,5 лет

Физическое развитие

12–15 месяцев

? Ребенок делает попытки слезть с высокого стула.

? Хорошо ползает; преодолевает несколько ступенек лестницы на четвереньках; с одинаковой легкостью – и вверх, и вниз.

? С поддержкой шагает по лестнице.

? Ходит без поддержки.

? Путешествует по комнатам: от ползания переходит к ходьбе, от ходьбы – обратно к ползанию.

? Умеет пятиться задом.

? Может взбираться на мебель.

? Уверенно сидит на детском стуле.

? Ловко бросает мяч, пинает его (хотя зачастую и промахивается), катает мяч.

? Пользуется различными бытовыми предметами: зубной щеткой, чашкой, блюдечком, ложкой, расческой и т. д.

? Может самостоятельно принимать пищу.

? Открывает доступные ему дверцы шкафов и тумбочек, вытаскивает обнаруженные там предметы.

? При одевании помогает взрослому: рукой ищет рукав, сам ставит ножку в обувь.

15–18 месяцев

? Хорошо ходит – и прямо, и по кругу.

? Может кружиться на месте, подпрыгивать.

? Бегает, хотя еще и не очень ловко.

? Наклоняется, поднимая игрушку (раньше он просто сел бы возле заинтересовавшего его предмета).

? Пытается выбраться из манежа.

? Хорошо бросает мяч рукой.

? Пробует играть с заводными игрушками.

? Карандашом выводит каракули на листе бумаги.

Психическое развитие

12–15 месяцев

? Малыш любит игры с мячом.

? Очень интересуется содержимым шкафов: открывает дверцы, выдвигает ящики, выбрасывает содержимое шкафов наружу и подолгу рассматривает его.

? Пользуется посудой, туалетными принадлежностями

? Любит «говорить» по телефону.

? Любит прогулки; торопясь гулять, помогает при одевании.

? Активно демонстрирует свои чувства: обнимает и целует любимую игрушку, человека, которого любит.

? Если его обязывают делать то, что он не хочет, злится и всем своим видом демонстрирует независимость.

? Близких людей знает не только по лицам, но и по именам; понимает, о ком говорят, когда произносят имя.

? Правильно выполняет такие указания, как «возьми ложку», «дай игрушку», «брось мячик» и т. д.

? Проявляет интерес к более сложным, чем игрушки, предметам, интересуется их устройством.

? Любит выкладывать предметы из коробки и складывать их обратно; закрывает коробку крышкой.

? С удовольствием играет в кубики: ставит их один на другой.

? Может играть с доступными ему бытовыми предметами: обувью, шкатулкой, коробкой, чашками, кастрюлькой, косметическим набором мамы, шляпой и т. п.

? «Разговаривает» с предметами, с которыми играет.

? Пытается рисовать.

15–18 месяцев

? С интересом обследует все комнаты в квартире, заглядывает во все углы.

? Неплохо различает предметы по форме, по размерам: может отсортировать кубики и колечки; может правильно, с учетом размеров, сложить пирамидку.

? Помнит рисунки в книжках, и если его просят найти тот или иной рисунок («покажи птичку», «найди собачку»), ребенок открывает книжку, перелистывает ее и показывает нужный рисунок.

? Складывает конструкции из 4–5 кубиков.

? Знает словесные обозначения частей своего тела.

? Любит играть в прятки.

Режим дня

Расписание имеет большое значение как с психологической, так и с физиологической точки зрения. Маленькие дети очень легко привыкают к определенному распорядку дня. Если их кормят, укладывают спать, водят на прогулки в одно и то же время, то никаких затруднений не возникает – они не капризничают и сохраняют спокойное и ровное настроение в течение дня.

Режим дня у каждого ребенка индивидуальный, но он не должен сильно отличаться от общепризнанного, составленного опытными педагогами, педиатрами и психологами. Помимо этого, при составлении режима должны учитываться индивидуальные качества ребенка, его здоровье и возраст.

?Кормить малыша необходимо в одно и то же время. Обычно детям с 1 года до 3 лет дают есть 4 раза в день: завтрак, обед, полдник и ужин. Но если вам кажется, что этого недостаточно для вашего ребенка, в меню можно добавить второй завтрак.

?Особое внимание следует уделять физической активности ребенка (см. раздел «Развитие ребенка от года до трех лет. Утренняя гимнастика» на с. 173).

?Важное место в детском режиме дня занимает сон. К концу первого года жизни общая продолжительность сна сокращается до 15 часов, но продолжительность ночного остается неизменной до 3 лет при увеличении времени бодрствования днем.

Ребенка следует укладывать спать в одно и то же время, в тихом месте, в его кроватке. Перед каждым сном комнату обязательно следует проветрить. Укрывать малыша надо легко, не кутая его. Хорошо, укладывая кроху спать, немного посидеть с ним, спеть колыбельную песенку, рассказать маленькую спокойную сказку. Это не должно затягиваться надолго. Через некоторое время ребенок сам начнет засыпать по режиму.

В режиме дня должна быть предусмотрена прогулка. В летнее время ребенку нужно как можно больше времени бывать на свежем воздухе; осенью и зимой – тоже, по крайней мере несколько часов. В случае плохой погоды прогулки могут быть кратковременными, но частыми.

Примерный распорядок дня

Пробуждение, туалет, зарядка 7.00—7.30

Завтрак 7.30—8.00

Игры, прогулка 8.00–10.00(10.30)

Первый дневной сон 10.00 (10.30)—12.00

Обед 12.00–12.30

Игра, прогулка 12.30–15.30

Второй дневной сон 15.30–16.30 (17.00) Полдник 16.30 (17.00)—17.00 (17.30)

Игры, прогулка 17.00 (17.30)—19.00

Купание 19.00–19.30

Ужин 19.30–20.00

Спокойная игра 20.00–20.30

Сон 20.30–07.00

В зависимости от уклада семьи и индивидуальных особенностей ребенка режим дня может меняться, но важно соблюдать последовательность сна, бодрствования, кормления и промежутки между ними. В частности, между кормлениями должно пройти 3,5–4 часа. Важно, чтобы ваш малыш привык к установленному распорядку.

По мере взросления ребенка и возрастающей потребности в более продолжительном бодрствовании режим следует постепенно изменять. Например, если в 1,5 года ребенок не хочет спать в

10.00 после прогулки, а засыпает в 11.00–12.00 часов и спит до

13.00–14.00 часов, то весь режим ломается. Более правильно после утренней прогулки покормить малыша обедом в 11.30, а спать уложить в 12.00, тогда переходный режим будет наиболее щадящим для него.

Примерный распорядок дня

Пробуждение, туалет, зарядка 7.00—7.30

Завтрак 7.30—8.00

Игры, прогулка 8.00–11.30

Обед 11.00 (11.30)—11.30 (12.00)

Дневной сон 11.30 (12.00)—14.30 (15.00)

Полдник 15.00 (15.30)—15.30 (16.00)

Игры, прогулка 15.30 (16.00)—18.00

Купание 18.00–18.30

Ужин 18.30–19.00

Спокойная игра 19.00–19.30

Сон 19.30 (20.00)—07.00

Когда ребенок привыкнет к этому режиму, его легко перевести на обычный режим дня, рекомендуемый для детей в возрасте 1,5–2 лет. Для этого надо постепенно утром и вечером период бодрствования доводить до 5,5 часов.

Развитие способностей

В возрасте от 1 года до 1,5 лет ребенок начинает отделять себя от мира. Он отлично различает запахи и звуки, интересуется всем, что происходит вокруг него. Малышу хочется все потрогать, понюхать и попробовать «на зубок». Именно в этом возрасте формируется способность к обучению.

Ваша задача – поддержать стремление ребенка к познанию. Предоставьте ему возможности играть, чувствовать, узнавать. Разрешайте ему свободно передвигаться по комнате и детской площадке, брать в руки разные предметы. Поделитесь на страничке

Следующая глава >

med.wikireading.ru

Развитие детей от 1 года до 1,5 лет

Знать особенности развития ребенка нужно каждому родителю. Это необходимо, во-первых, чтобы понять, нет ли отклонений от нормы. А во-вторых, правильно реагировать на поведение малыша и лучше понимать его, помогая познавать мир.

Особенности возраста от 1 года до 1,5 лет

Этот период начинается с того, что ребенок делает свои первые самостоятельные шаги. Ему все больше хочется стоять и ходить. Ребенок активно познает мир, все трогает ручками, чтобы знать, какое оно на ощупь. Не исключением является и еда. Поэтому детки её трогают и хотят кушать руками. Не переживайте, это временно.

Любимое занятие

загрузка…

Любимым занятием у многих детей является нажимание на кнопочки. Не удивляйтесь, если вдруг вы услышите, как включился компьютер или ноутбук. Не ругайте за это детей, ведь их интерес ясен. Помните, доступность того, что «нельзя» — проблема родителей, а не детей!

Попытки разговаривать

Малыш активно пытается говорить, объяснить свои желания. Часто делает это жестами, так как словарный запас и навыки говорить ещё очень слабые. Вместо полноценной речи малыш лепечет на своем языке. На самом деле он уже понимает многие слова, однако ему трудно сформировать их в предложение. Поэтому речь ограничивается «на», «дай», «хочу пить» и т.д. Постарайтесь понять малыша и проговорить за него правильную фразу. Так он быстрей сможет правильно заговорить. Начиная с полутора лет читайте деткам книжечки. Лучше, если это будут стишки, иллюстрированные яркими картинками.

Желание экспериментировать

В этот период времени дети — настоящие экспериментаторы. Они пытаются все бросать, ломать с одной целью: посмотреть, что из этого выйдет. У малыша появляются любимые игрушки, которые он не выпускает из рук. Часто дети катают каталки и любят потягать игрушки на верёвочке. Если в руки малышу попался карандаш или ручка, берегитесь стены! Следите, чтобы предметы, до которых может добраться ребенок были безопасными и не бьющимися.

Навыки самостоятельности

С этого периода малыш учится первым навыкам самостоятельности: кушает ложкой, пьет из чашки. Это также лучшее время, в которое следует приучать малыша к горшку.

Эмоциональное состояние

Эмоциональное состояние ребенка нестабильное. Малыш может капризничать, плакать без особых причин. К полутора годам у детей появляется период отрицания. Часто употребляет слово «нет», высказывая таким образом свою позицию. Важно правильно реагировать на это и не потакать капризам. Иначе ребенок вырастет манипулятором, который будет добиваться всего любой ценой. Сохраняйте спокойствие и стойте на своем.

загрузка…

После года ребенка следует приучать к вежливости. Говорить «спасибо», «пока». Обычно детки сопровождают эти слова жестами: кивают головой, машут ручками.

В период от 1 года до 1,3 года ребенку делают плановую вакцинацию от таких болезней, как краснуха, корь, паротит, также предлагается прививка от менингита С.

 

pyatochkin.ru

Как развивать ребенка от 1,5 до 2 лет – быстрый список для мам.

Подробности
Автор: Наливайкина Людмила
Опубликовано 01 Сентябрь 2017

Когда занимаешься развитием малыша, часто возникает вопрос – что нужно развивать? Чем бы еще заняться? Во что поиграть с ребенком?

Честно говоря, подобные вопросы периодически возникают и у меня. Чтобы помочь другим мамам, я решила составить примерный список направлений развития ребенка в возрасте от 1,5 до 2 лет.

Итак,

Как развивать ребенка от 1,5 до 2 лет:

 

Развитие логики.

1. «Собери только» (учиться выбрать из разбросанных предметов только определенные — по заданию мамы. Например – сложи в коробочку только шишки, только красные предметы и т.п.).
2. Учиться сортировать предметы (по форме, по размеру, по цвету).
3. Собирать простейшие пазлы или картинки разрезанные на части (в полтора года это будут пазлы из двух деталей, более сложные формы средний ребенок обычно учиться складывать самостоятельно после двух лет).
4. Собери из частей – игры из мягких конструкторов (ковролин,фетр) или бумажных шаблонов, играя с которыми, ребенок учится складывать простейшие фигурки — домик, грибочек и т.п. из 2-3 деталей (самодельные конструкторы подойдут намного лучше, так как у мамы возникает возможность сделать конструктор, исходя из индивидуальных особенностей ребенка):

5. Игры с рамками-вкладышами и их бумажными аналогами:


6. Ближе к двум годам – собирание пирамидки из кубиков разного размера:


7. Сложи стаканчики, построй башню из стаканчиков:


8. Задание на усложненную классификацию по типу «найди большой желтый кружок», «найди маленький синий квадрат» (такие задания больше подойдут детям ближе к двум годам, при условии, что ребенок уже хорошо различает предметы по форме и цвету и освоил простейшую сортировку) .
9. Игры со всевозможными сортерами.

Развитие внимания.

  1. Игра в «Найди пару» — с носочками, варежками, карточками (лото).
  2. Игра «Что в этой комнате?» — по заданию мамы искать «что в этой комнате красное, твердое, мягкое и т.п.».
  3. Игра «Где в этой комнате»? (найди, где в этой комнате белый медвежонок, твоя любимая кукла и т.п.).
  4. «Найди по звуку» — мама прячет в комнате играющую музыкальную игрушку – малыш должен найти ее по звуку.
  5. «Найди маму» — игра в прятки (мама прячется так, чтобы найти ее было очень легко, иногда подсказывает – зовя малыша к себе).
  6. «Найди похожий узор» — разновидность игры «найди пару» — найди предметы (платочки, варежки, шапочки) с одинаковым узором (обычно для этого используют нарисованные или распечатанные пособия).

Изучение свойств предметов:

  1. Большой-маленький.
  2. Названия цветов (как базовых – синий, красный и т.п. так и нетипичных – салатовый, розовый и т.п.).
  3. Изучение геометрических фигур (круг, квадрат и т.п.).
  4. Один-много.
  5. Горячий-холодный.
  6. Высокий-низкий.
  7. Вверх-вниз.
  8. Предлоги.
  9. Грустный-веселый.

10. Твердый-мягкий.
11. Грязный-чистый.
12. Спереди-сзади.
13. Сухой–мокрый.
14. Колючий.
15. Гладкий.
16. Шершавый.
17. Легкий –тяжелый.

Лексические темы:

  1. Посуда.
  2. Рыбы.
  3. Растительность (деревья, кусты, трава, цветы, листья).
  4. Машины.
  5. Кораблик.
  6. Домики.
  7. Цветы.
  8. Грибы.

9. Мой дом (кухня, ванная, туалет, прихожая, гостиная, спальня, детская, шкафы).
10. Город (улицы, дома, дворики, проезжая часть, общественный транспорт, парки).
11. Овощи, фрукты.
12. Продукты, еда.
13. Животные домашние.
14. Животные дикие.
15. Одежда.
16. Мебель.
17. Птицы.
18. Части тела, части лица.
19. Насекомые (муравей пчелка и т.п.).
20. Солнышко, тучки, месяц, луна, звезды, дождь, снег, лужи.

Творчество.

  1. Рисование: восковыми мелками, красками, фломастерами (лучше брать на водной основе (“washable”) – они хорошо отстирываются). Карандашами в этом возрасте деткам рисовать как правило трудновато – нужно делать сильное усилие, чтобы оставить след на бумаге, кроме того они быстро ломаются.
  2. Учить пользоваться красками – мыть  кисточку после каждого цвета, смачивать кисточку в воде.
  3. Рисование пальчиками.
  4. Рисование губкой (полосочками и штампиками, вырезанными из губки для мыться посуды, для рисования губкой используется гуашь или пальчиковые краски).
  5. Рисование силуэтов: из листа бумаги делается трафарет — внутри листа вырезается простой силуэт — например, елочка, домик, грибочек. Трафарет накладывается на чистый лист бумаги, малыш разукрашивает окошко трафарета (силуэты елочки, грибочков и т.п.). В конце работы трафарет удаляется и на нижнем листе бумаги остается симпатичное детское творчество.
  6. В игровой форме начинать учиться рисовать линии (вертикальные, горизонтальные), ближе к 2 годам – кружки. Важно – навыки рисования линий и кругов в этом возрасте очень индивидуальные, кто-то учится этому позже, кто раньше, обязательно нужно учитывать интерес и способности малыша.
  7. Ближе к двум годам можно начинать осваивать раскрашивание (тоже очень индивидуально — все — таки большая часть детей успешно осваивают это умение где-то после двух). Учиться раскрашивать лучше красками – такая техника намного легче для ребенка. Можно начинать обучение, раскрашивая вырезанные из бумаги силуэты рыб, грибочков и т.п.
  8. Лепка из пластилина, теста – учить отщипывать комочки, прикреплять их к бумаге (выполнять композиции «покорми курочку зернышками, сделай собачке котлетку» и т.п.), делать колбаски, лепешечки, прятать в пластилин/тесто предметы и находить их, резать тесто ножичком, раскатывать скалочкой, оставлять на тесте отпечатки, вырезать фигурки специальными формочками (похожими на формочки от печенья). В описанных навыках лепки все также индивидуально – что-то ребенок легко усвоит в 1,5 года, что-то «придет» уже после двух – у всех по-разному.
  9. Аппликация из бумаги (различной фактуры), аппликация из рваной бумаги, аппликация из «скомканной» бумаги.

10. Аппликация крупой.
11. Аппликация на тесте (на тесто выкладываются различные предметы (фасоль, мозайка, желуди и т.п и вдавливаются в тесто — получаются интересные орнаменты).

12. Поделки, сочетающие в себе различные техники (лепка и моделирование, аппликация и лепка и т.п.).

Моделирование.

  1. Строить дорожки из кубиков, конструктора, книжек.
  2. Учиться делать аппликации из 2-3 элементов (например: домик (3 элемента) – крыша, дом, окно; дерево (два элемента) – ствол и листва). Важно: сначала ребенок должен хорошо научиться делать аппликации из одного элемента и аппликации из нескольких объектов.
  3. Строить домики из конструктора (квадратик и треугольная крыша).
  4. Играть в конструкторы по типу «Лего» (спонтанное моделирование).

Развитие мелкой моторики в 1,5 года.

  1. Развивать моторику, занимаясь творчеством – лепкой, рисованием, аппликацией.
  2. Рвать бумагу.
  3. Развертывать «сюрпризы» (предметы завернутые в фольгу или несколько слоев бумаги).
  4. Пересыпать крупу  – ложкой, руками, стаканчиками, искать в ней спрятанные предметы, готовить суп куклам.
  5. Игра с сортерами, рамками-вкладышами.
  6. Учиться собирать губкой воду со стола.
  7. Учиться выжимать губку.
  8. Игры с пирамидкой (учиться нанизывать).
  9. Учиться нанизывать бусы (специальные детские).

10. Игры с крупной мозайкой (ближе к двум годам, индивидуально).
11. Игры с песком – учиться делать куличики, пирожки, насыпать, пересыпать.
12. Игры с конструктором типа «Лего» (соединение деталей, разъединение деталей).
13. Игры с прищепками.
14. Кубики – строить башни, строить домики.
15. Учиться открывать-закрывать всевозможные замочки – либо играть с настоящими, либо сделать или купить специальную доску:

16. Учиться складывать матрешки.

17. Играть со стучалками и забивалками:


18. Доставать мелкие предметы ложкой из блюда (сначала столовой ложкой — это легче, потом чайной):


19. Вылавливай мелкие предметы ложкой из воды.
20. Переносить округлые предметы в ложке по комнате.
21. Переливать воду стаканчиками (идеально – играть в ванной во время купания).
23. Переливать воду из детского чайника в чашку.
23. Вылавливать шарики в воде маленьким ситечком.
24. Взбивать мыльную пену венчиком (в тарелку с водой добавляется пару капель моющего средства).
25. Оставлять отпечатки на тесте различными фигурками и формочками.
26. Рисовать палочкой на земле или песке на улице.
27. Рисовать пальчиком на манке.
28. Клеить наклейки.
29. Коробочки, баночки с крышечками, мешочки – учиться открывать и закрывать.
30.Игра «наклей фигурку на свое место»:


31.Маленькие резиночки – учиться надевать на пальчики, палочку от пирамидки, на небольшие резиновые игрушки:


32.«Копилка» — опускать различные предметы небольшого размера (пуговицы, монетки, фасоль, макароны) в небольшие прорези на коробочках и баночках:


33.Учиться пищать пищащими игрушками.
34.Брызгаться брызгалками в ванной.
35.Массировать пальчики массажным мячиком (например в сопровождении с потешками).
36.Игра с мелкими предметами (если соблюдены правила безопасности) – пуговицами, камушками, бусинами и т.п.

37. Застегивать-расстегивать липучки (на обуви, в специальных игрушках).

Развитие речи и артикуляции.

  1. Продолжать учиться звукоподражанию, учить как говорят животные (ква-ква, бум-бум и т.п.) — если малыш еще плохо говорит. Если развитие речи в норме – продолжаем осваивать те звукоподражания, которые еще не освоили – тренируем речевой аппарат (учимся произносить сложные звуки в простых звукосочетаниях).
  2. Учимся дуть (выдуваем мыльные пузыри, задуваем свечки, сдуваем ватные шарики и т.п.) – навык индивидуальный – у многих он развивается уже после двух лет.
  3. Выполнять пальчиковую гимнастику, развивать моторику.
  4. «Мама-радио» — стараемся много говорить с ребенком, сопровождать обсуждением большинство действий и дел (давай одевать шапочку, штанишки, сейчас будем кушать, смотри, какой цветочек и т.п.). Стараемся говорить с ребенком медленно и четко (чем медленнее и четче в обычной жизни говорит мама, тем легче, быстрей и правильней начинает говорить ребенок. Представьте себе учительницу китайского, которая бубнит себе под нос со скоростью 300 слов в минуту  — как быстро вы заговорите на китайском? ).
  5. Читать книги.
  6. Если ребенок говорит достаточное количество слов – совместно рассказывать стихи (мама начинает – «наша Таня громко…» ребенок продолжает– «плачет!») — обычно это возможно осуществить в среднем — к двум годам (у всех индивидуально).
  7. По возможности — побуждать ребенка к речи и звукоподражаниям (скажи «дай!», «скажи, что это», «скажи, как мяукает кошечка», и т.п.).
  8. Обыгрывать различные ситуации с игрушками, в процессе которых ребенок будет говорить простые слова и звукоподражания («давай покачаем куклу, спой ей «а-а», «побибикай машинкой — «би-би», «попроси у мишки чашку, скажи, «дай, мишка!» и т.п.).

Развитие музыкального слуха, чувства ритма.

  1. Логоритмика — танцы под музыку (например Железновых).
  2. Игра на детских музыкальных инструментах (в том числе самодельных).
  3. Знакомимся с понятиями «громко – тихо» (играем на ложках, барабане громко-тихо).
  4. Знакомимся с понятиями «быстрая — медленная музыка».
  5. «Прислушайся! (прислушиваемся к разным звукам – как капает вода из крана, чирикают птицы, шумят деревья, едет машина и т.п.).
  6. Знакомимся с понятиями «шум – тишина».
  7. Прослушивание классической музыки фоном.
  8. Активное слушанье  классической музыки – обсуждение («вот это быстрая и веселая музыка, она расказывает нам как быстрые птички летают по небу, мы вот так быстро и весело танцуем под нее. А вот грустная, спокойная музыка, это кошечка скучает —  мы вот так медленно танцуем под нее» – ребенок вслушивается в музыку, интуитивно начинает понимать, что у каждой музыки свой характер и особенности).
  9. Просить ребенка выполнять просьбы шепотом (развивает слух – «принеси куклу, дай мячик»).

Развитие сенсорики.

  1. Игра с разными материалами – кусочками ткани разной фактуры, клубочками, щеткой и т.п.
  2. Аппликация из материалов разных фактур (гофрированной, бархатной, наждачной бумаги, ваты, ткани и т.п.).
  3. Ощупывание различных предметов дома (диван мягкий, пол твердый, чашка с чаем теплая, кефир из холодильника холодный, кошечка пушистая, щетка колючая и т.п.).
  4. Ощупывание природных материалов на улице – кора деревьев шершавая, вода мокрая, листик гладкий, стебель тысячелистника, одуванчик, верба – пушистые, железная скамейка твердая и холодная и т.п.)
  5. Играть в игру «найди пару» с кусочками ткани.

Гимнастика и развитие координации.

  1. Логоритмика – танцы под музыку Железновых и др.
  2. «Пройди по комнате, не задевая предметов» — передвижение по комнате, загроможденной различными препятствиями.
  3. Учиться ходить по дорожке (из книжек, ленточек и т.п.).
  4. Перешагивать препятствия (высоко поднимая ноги).
  5. Катать мячики, машинки.
  6. Кидать мячики.
  7. Учиться прыгать на месте (можно учиться прыгать на фитболе или батуте).
  8. Бить по мячу ногой.
  9. Ползать по лабиринту (покупному или самодельному — из стульев и т.п.).

10. Лазать: на детской площадке (горки, стеночки и т.п.) и дома: на спорткомплексе, на диван — с дивана, забираться на стул и т.п.

11. Учиться переносить различные предметы на подносе.

12. На улице – побольше ходить (но не заставлять ребенка ходить, если он не хочет). Если ребенок отказывается идти – значит устал или не может! К трем годам малыш окрепнет и сам с удовольствием будет топать на значительные расстояния (проверено миллионами мам трехлетних детей ), если торопить события и «заставлять» ребенка ходить — это может негативно сказаться на развитии суставов и костей.

13. Ходить по наклонным поверхностям — в горку, с горки, по пандусу, по лестнице.

14. Толкать тележку, игрушечную коляску.
15. Тянуть за собой предметы на веревочке.
16. Играть с мамой в догонялки.
17. Игры на фитболе по возрасту.
18. Простая зарядка по возрасту, сопровождающаяся потешками.
19. Ходьба по массажным коврикам и массирующим поверхностям (камушкам, каштанам, песку, траве и т.п.).
20. Учиться водить с мамой хоровод (ближе к 2 годам).
21. Висеть на кольцах, перекладинах, ходить на руках.
23. Учиться катать машинку через “тоннель”.
24. Играть в разные способы ходьбы (как мишка, широко расставив руки и ноги; как зайчик, подпрыгивая; как лошадка, поднимая ноги; как солдат, маршируя).
25. Ловить выпущенные мамой мыльные пузыри и лопать их.

Ролевые игры.

  1. Положи куклу, мишку спать (качаем, поем а-а).
  2. Покорми, умой куклу.
  3. Шофер  — отвези игрушку на машинке-грузовичке.
  4. Ближе к двум годам – игра с посудкой, в кухню.
  5. Стираем и развешиваем белье.
  6. Изображать других животных (ходить как мишка, прыгать и квакать как лягушка и т.п.).

Развивающие упражнения в быту.

(Выполнять, исходя из способностей ребенка, значительную роль играет интерес малыша, если не интересно – ребенок может отказаться выполнять задания).

1. Учиться есть ложкой (у всех индивидуально, упор делаем на слово «учиться» — т.е. важен процесс, а не результат, не нужно форсировать события. Очень хорошо помогает освоить еду с помощью ложки игра «пересыпь крупу ложкой из мисочки в чашечку»).
2. Пить из трубочки, из чашки.
3. Учиться соблюдать чистоту во время еды («учиться» — концентрироваться на процессе, а не на результате, показывать, что пролитое нужно вытереть, рассыпанное собрать, что лучше не проливать на одежду и т.п. Не ругать за неопрятность, но учить опрятности.) 
4. Учиться вытирать со стола.
5. Учиться собирать губкой воду и отжимать губку.
6. Переносить легкие, но крупногабаритные предметы («помоги поставить тазик на место»).
7. Поливать цветы (лучше всего из леечки летом на улице – не страшно облиться и залить все кругом).
8. Помогать маме развесить белье (подать одежду, повесить одежду и прикрепить прищепкой).
9. Помогать маме готовить кашу – насыпать крупу в кастрюлю, с помощью мамы открывать кран (клапан) и мыть крупу, наливать воду в кашу.
10. Снимать шапку, варежки (некоторым по силам снять носки и штаны).
11. Помогать маме разбирать сумки после магазина (учить названия продуктов, запоминать места где они лежат, класть их вместе с мамой на место).

Социальные навыки.

Все указанные ниже рекомендации очень индивидуальны, главный критерий обучения социальным навыкам в этом возрасте – большинство действий должны совершаться легко, а если есть затруднения – значит конкретно для вашего малыша еще не пришло время осваивать такие навыки.

  1. Здороваться и прощаться (ручкой или голосом).
  2. Жалеть (совершать действия по просьбе мамы – гладить, по настоящему сопереживать чужое горе ребенок научится позже).
  3. Делиться и меняться (не настаивать и не заставлять. Просто учить, показывать собственным примером). Не давить на ребенка, если он не хочет отдавать игрушку – уважать его право играть своими игрушками.
  4. Помогать маме (для мамы это будет шуточная помощь, для ребенка — настоящая) – вешать белье, приносить предметы и т.п.
  5. Показывать ребенку кукольный спектакль с использованием мягких игрушек, в котором небольшие короткие сценки учат доброте, сопереживанию, дружить, делиться, не драться и т.п.

Но этот список был бы воистину неполным, если бы я не рассказала еще кое о чем:

Я лично была знакома с довольно развитыми детьми, мамы которых с ними почти не занимались или занимались мало. Секрет развития их ребенка был прост — мамы очень любили своих детей безусловной любовью, принимали их такими, какие они есть, много с ними общались, проводили достаточно времени на свежем воздухе и загородом, обеспечивали (вольно или невольно) хорошую развивающую среду (не ограничивая познавательный интерес ребенка, разрешали ему активно изучать окружающий мир (трогать, крутить, играть с множеством предметов). И результат не заставил себя ждать!

Добавлю, что все рекомендации о том когда, что и как развивать у детей стоит применять индивидуально. Здесь приведены примерные направления для обучения «среднестатистического» ребенка. У каждого конкретного малыша развитие идет своим ходом (иногда скачками), поэтому может случиться, что какие-то навыки ему будет освоить сложнее (но только пока, именно на данный момент), а какие-то, в отличие от большинства своих сверстников, он наверстает шутя. Также стоит понимать, что если ребенку только-только исполнилось полтора года – многие из нижеперечисленных игр и занятий могут быть для него более сложными, чем если бы ему было почти два года.

Поэтому я рекомендую отнестись к данному списку как к рекомендации, а не как к руководству к действию.

Удачи вам в ваших развивающих занятиях!

Может этот список пригодится и другим мамам? Поделитесь с ними в социальных сетях! 

Вас может заинтересовать:

  

Добавить комментарий

www.igraypodrastay.ru

Оставьте комментарий