Должна ли быть продленка в начальной школе по закону – Должна ли быть в школе продленка и что такое «родительский взнос»

Содержание

Организация группы продлённого дня в свете современных требований

Выбирая школу, папы и мамы нередко интересуются, есть ли в школе группа продленного дня. Это связано с тем, что занятость взрослых не позволяет забирать школьника младшего возраста сразу после уроков. Многие родители меняют работу, подстраивают свой график под школьный режим. Все это допустимо, когда есть возможность. В основном родители работают и не могут забирать ребенка из школы в обеденное время. Очень часто на помощь приходят бабушки и дедушки, для которых такой процесс становится своеобразной работой. Вопрос с кем и где оставить ребенка во второй половине дня для многих стоит очень остро. С одной стороны, оставить ребенка без контроля одного на целый день дома — рискованно. С другой стороны, в группе продленного дня большое количество детей, и ребенок не может отдохнуть и расслабиться, побыть немного один в тишине.

С группой продленного дня у родителей связано много вопросов.

Каким образом организована вторая половина дня у учащихся начальной школы, посещающих ГПД? Есть ли дополнительные кружки и секции? Выполняют ли с детьми домашние задания? Какое максимальное количество детей может посещать группу продленного дня? Должна ли взиматься плата с родителей за уход и присмотр за детьми во второй половине дня?

Давайте ответим на эти вопросы, исходя из современных требований к организации группы продленного дня в образовательном учреждении.

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» введено новое понятие «уход и присмотр за детьми», что означает комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (п.34 ст.2 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» (далее ФЗ РФ «Об Образовании в Российской Федерации»). В Приложении 6 к Санитарно-эпидемиологическим правилам 2.4.2.2821–10 от 29 декабря 2010 г. N 189 (далее СанПиН 2.4.2.2821–10) даются подробные рекомендации к организации и режиму группы продленного дня.

Итак, как должна быть организована вторая половина дня у младших школьников, находящихся под присмотром в школе?

Обязательным во второй половине дня для детей, посещающих группу продленного дня, являются организация питания, прогулка, самоподготовка, кружковая работа, физкультурно-оздоровительные мероприятия. А для первоклашек обязательным является сон, не менее 1 часа.

Особое внимание в требованиях СанПиН 2.4.2.2821–10 уделяется организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в ГПД. Такие мероприятия включают в себя прогулку не менее 2 часов, подвижные игры. Возможен даже общественно — полезный труд на пришкольной территории, если он предусмотрен образовательной программой. Для детей, посещающих группу продленного дня, в школе должны быть организованы занятия в кружках и секциях. Кружковая работа в группах продленного дня должна учитывать возрастные особенности обучающихся, обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями (п.10.29 СанПиН 2.4.2.2821–10).

Для первоклассников рекомендуется организовывать сон и игры во второй половине дня. Санитарные правила 2.4.2.2821–10 предусматривают выделение дополнительного универсального помещения, где учащиеся 1-х классов могут играть и спать. Во вновь строящихся зданиях для групп продленного дня выделяют специальные кабинеты. Организовать отдельные кабинеты для первоклассников, посещающих ГПД в большинстве школ старой планировки достаточно проблематично.

Педагог-воспитатель организует выполнение режима дня учащихся, оказывает им помощь в учении, организации самоподготовки и досуга, а также в получении дополнительного образования, вовлекая в спортивные секции, кружки и другие объединения по интересам.

При выполнении домашних заданий в группе продленного дня следует отметить некоторые важные моменты:

  • начинать самоподготовку не раньше 15–16 часов;
  • ограничивать длительность выполнения домашних заданий, чтобы затраты времени на выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 — 3 классах — 1,5 ч, в 4 — 5 классах — 2 ч;
  • предоставлять обучающимся возможность устраивать произвольные перерывы по завершению определенного этапа работы;
  • предоставлять обучающимся, закончившим выполнение домашних заданий раньше всей группы, возможность приступить к занятиям по интересам.

Стоит отметить, что временные затраты на выполнение домашних заданий школьников не только в группе, но и дома не должны превышать указанных нормативов. Самым сложным направлением деятельности воспитателя в группе продлённого дня является организация самоподготовки. Успех самоподготовки в значительной мере зависит от проведенного на уроке закрепления, поэтому воспитателю необходимо узнать у учителя информацию о том, как усвоили воспитанники изучаемый материал, что значительно облегчит им эту работу.

Лучше, если в группе продленного дня установлен следующий порядок выполнения заданий:

  • начинать с самого сложного задания;
  • чередовать виды деятельности;
  • заканчивать более легкими заданиями.

Воспитатель организует работу детей во время самоподготовки, следит за дисциплиной, берет под свою опеку школьников, отстающих в учебе.

Работники и воспитатели ведут документацию о посещении детьми группы продленного дня.

Как комплектуются группы продленного дня?

Группы продленного дня комплектуются в зависимости от количества заявлений родителей. При поступлении в школу, и в начале каждого учебного года родители приносят заявления классному руководителю. Комплектовать группы продленного дня рекомендуется из обучающихся одного класса либо параллельных классов. Ранее и санитарно-гигиенические требования, и Типовое положение «Об общеобразовательном учреждении» указывали на то, сколько учащихся должно быть в группе продленного дня. Это количество составляло 25 детей. Только при наличии 25 заявлений от родителей открывали финансирование групп продленного дня. На сегодняшний день ни «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.2821–10, ни ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не указывают конкретные цифры. Постановление «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении» № 196 от 19 марта 2001 г. утратило юридическую силу. В учредительных документах образовательной организации можно встретить пункт о том, что группы открываются, если у администрации имеется не менее 25 заявлений от родителей о предоставлении места в ГПД. Каким же образом рассчитать, сколько детей должно быть в такой группе? Хотя в Санитарно-эпидемиологических требованиях 2.4.2.2821–10 и не прописано точное количество учащихся, но есть пункт, который поможет дать ответ на этот вопрос.

«Во вновь строящихся зданиях общеобразовательных организаций рекомендуется учебные помещения для начальных классов выделять в отдельный блок (здание), группировать в учебные секции.

В учебных секциях (блоках) для обучающихся 1 — 4 классов размещают: учебные помещения с рекреациями, игровые комнаты для групп продленного дня (из расчета не менее 2,5 на одного обучающегося), туалеты.

В учебной секции для обучающихся первых классов, посещающих группы продленного дня, рекомендуется предусматривать спальные помещения площадью из расчета не менее 4,0 на одного ребенка» (п.4.7 Главы IV СанПиН 2.4.2.2821–10).

Таким образом, получается, что если площадь помещения для ГПД составляет не менее 60, то на такой площади в соответствии с рекомендациями возможно размещение учащихся в количестве 25 человек.

Одним из самых обсуждаемых вопросов в начале учебного года стал вопрос о платной организации ухода и присмотра за детьми в школе. Закон «Об образовании в Российской Федерации» допускает плату за присмотр и уход за детьми, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Данный Закон также предусматривает категории граждан, с которых такая плата не взимается — это дети-сироты, дети-инвалиды, дети, оставшиеся без попечения родителей (ст.65 ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации»). Взимать плату на содержание имущества государственных и муниципальных образовательных организаций — незаконно. ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» определяет объем государственного финансового обеспечения образовательных организаций (ст.8,9 ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»). На субъекты Российской Федерации и муниципальные образования возлагаются обязанности по организации и финансовому обеспечению предоставления бесплатного, доступного образования в пределах государственных стандартов. Обязанностей по финансированию присмотра и ухода не устанавливается. Образовательная организация должна лишь создать условия для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных и муниципальных образовательных организациях субъектов Российской Федерации.

Если услуга по присмотру и уходу за детьми осуществляется вне рамок реализации основной общеобразовательной программы, то работа педагога не может быть профинансирована за счет субсидий. В таком случае возможно два варианта ее финансирования:

  • либо учредитель вводит такую услугу в качестве бесплатной услуги для населения и дает задание на ее оказание с финансированием за бюджетный счет. Теоретически право на бесплатное получение такой услуги может быть предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации или муниципального образования (например, как одна из форм социальной поддержки населения).
  • либо данная услуга оказывается на платной основе, в этом случае она финансируется исключительно за счет средств от приносящей доходы деятельности (например, родительской платы за присмотр и уход за детьми). Учредитель, устанавливая плату за присмотр и уход, вправе установить любой размер этой платы, включая и решение не взимать плату.

Какие проблемы могут возникать при посещении младшими школьниками ГПД?

Родители не успели забрать ребенка вовремя

Это достаточно сложная для разрешения ситуация, так как существует режим работы воспитателя, по окончании которого наступает его личное время, в которое он не должен работать. Что делать, если родители задерживаются? Необходимо связаться с воспитателем ГПД и сообщить, что за ребенком придут позже. Но родителю стоить учитывать, что воспитатель не должен ждать пока приедут родители учащегося в свое свободное время. Воспитатель ГПД работает по утверждённому графику и не обязан выполнять свои трудовые обязанности вне рамок этого графика (данная работа не оплачивается, следовательно, никто не может обязать воспитателя сверхурочно выполнять свои обязанности). Такая ситуация разрешима только при взаимопонимании всеми участниками образовательного процесса друг друга.

Ребенок получил травму в ГПД

Родителям следует знать, что ответственность за жизнь и здоровье ребенка несет образовательное учреждение, в то время пока ребенок находится под присмотром учителя, воспитателя ГПД. Если ребенок получил травму во время самоподготовки, в столовой за обедом, на прогулке, то за эти травмы ответственность несет образовательное учреждение. Если же ребенок гулял на пришкольной территории после уроков, у него есть заявление родителей о том, что он самостоятельно уходит из школы, то ответственность за жизнь и здоровье ребенка несут его родители.

Обратимся к ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Данный закон содержит статью, которая возлагает охрану здоровья учащихся на организацию, осуществляющую образовательную деятельность. Охрана здоровья означает обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательной организации (пп.8 ч.1 ст.41 ФЗ РФ «Об Образовании в Российской Федерации»). Также школа должна обеспечить учет и расследование несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в образовательном учреждении (ч.4 ст.41 ФЗ РФ «Об Образовании в Российской Федерации»).

Воспитатель не проверяет домашние задания ребенка

Воспитатель — не учитель, он не ведет объяснений предмета, не инструктирует, как нужно выполнять задания, он лишь помогает ученикам выполнять задания учителя.

С какого возраста учащийся может самостоятельно уходить из школы?

Чаще всего младших школьников забирают из образовательного учреждения их родители. В первом и во втором классах редко встречаются случаи, когда дети уходят самостоятельно из школы. В третьем и четвертом классах дети вполне способны проделать путь из школы до дома одни. Сделать они могут это только по письменному заявлению родителей. В заявлении родители указывают, что разрешают своему ребенку одному добираться до дома и ответственность за жизнь и здоровье детей берут на себя. Если же такого заявления у классного руководителя нет, то учащийся находится под присмотром учителя до прихода родителей. Только родители могут решить, с какого возраста их дети будут ходить домой без сопровождения взрослых. Современные средства связи позволяют папам и мамам полностью контролировать этот процесс. Образовательный процесс — это сотрудничество всех служб, одной из которых является группа продленного дня. Общая задача родителей, педагога и воспитателя — создание условий для развития ребенка. Результат развития будет высоким, если они едины в своих требованиях.

eduface.ru

ᐉ По закону обязана ли школа предоставлять группу продленного дня. urpiter.ru

Главная / Дарение / По закону обязана ли школа предоставлять группу продленного дня

Продленка в начальной школе: нормативно-правовая база, программа

Многие частные школы организовывают группы продленного дня. Эти группы немногочисленные. Дети могут переодеться в домашнюю одежду, играть, отдыхать. То есть обстановка в таких группах очень напоминает домашнюю обстановку. Дети без лишнего стресса могут приступить к выполнению домашних заданий под присмотром опытных педагогов. Организованно также хорошее питание. Безусловно, стоимость пребывания в таких группах почти всегда высока, и не всякий родитель может себе такое удовольствие позволить.

Неплохой альтернативой няне могут быть малочисленные объединения родителей. То есть сегодня одна мама забирает детей из школы и присматривает после уроков, завтра — другая. Этот вариант подходит, если дети проживают недалеко друг от друга и есть родители, которые могут посвятить один день в неделю такому труду.

По закону обязана ли школа предоставлять группу продленного дня

3.1. Во время самоподготовки учащихся посадить за рабочие столы, соответствующие их росту: мебель группы № 1 (оранжевая маркировка) – рост 100–115 см, мебель группы № 2 (фиолетовая маркировка) – рост 115–130 см, мебель группы № 3 (желтая маркировка) – рост 130–145 см, мебель группы № 4 (красная маркировка) – рост 145–160 см, мебель группы № 5 (зеленая маркировка) – рост свыше 175 см.
3.2. Учащимся со значительным снижением слуха рабочие места отводятся за первыми и вторыми столами. Учащимся с пониженной остротой зрения места отводятся ближе к окну за первыми столами. Учащимся с ревматическими заболеваниями, склонных к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон. Не менее двух раз в год учащихся, сидящих в крайних первом и третьем рядах, меняют местами с целью предупреждения нарушения осанки и искривления позвоночника.
3.3. С целью обеспечения надлежащей естественной освещенности в кабинете не расставлять на подоконниках крупные цветы.
3.4. Все используемые в кабинете демонстрационные электрические приборы должны быть исправными и иметь заземление или зануление.
3.5. Стекла окон в кабинете должны очищаться от пыли и грязи, а также проводиться очистка светильников не реже двух раз в год. Привлекать учащихся к этим работам, а также к оклейке окон запрещается.
3.6. При открывании окон рамы фиксировать в открытом положении крючками. При открывании фрамуг обязательно должны быть ограничители.
3.7. Во избежание падения из окна, а также ранения стеклом, не вставать на подоконник.
3.8. Воспитатель ГПД должен:
— рассаживать детей в соответствии с медицинскими показаниями;
— обеспечить прогулку детей на открытом воздухе не менее 1 часа при благоприятных метеорологических условиях;
— во время принятия детьми пищи следить за правильным использованием детьми столовых приборов, поведением;
— контролировать длительность просмотра телепередач;
— обеспечить соблюдение режима (распорядка) дня в ГПД.
3.9. Учащиеся группы продленного дня должны:
— содержать свое рабочее место в чистоте и порядке, не закрывать проход между рядами сумками и портфелями;
— в свободное от самоподготовки время играть в игры, не представляющие опасности для здоровья окружающих;
— при возникновении конфликтных ситуаций обращаться к педагогу;
— бережно относиться к школьному имуществу, вовремя сообщать о его порче;
— аккуратно пользоваться санитарно-бытовыми помещениями и устройствами;
— соблюдать правила пожарной безопасности;
— после приема пищи в столовой организованно и аккуратно отнести посуду на специально отведенный стол;
— во время прогулки:
— находиться в поле зрения воспитателя и не покидать отведенное для прогулки место без разрешения воспитателя;
— не пробовать на вкус какие-либо растения и плоды;
— не трогать руками опасных животных, пресмыкающихся, насекомых, растения и грибы;
— не пить воду из непроверенных источников;
— бережно относиться к окружающей природе.
3.10. Учащимся запрещается приносить острые, колющие, режущие и другие опасные для жизни и безопасности предметы, химические вещества.

  • закрепить навыки самообразовательной работы;
  • воспитать у учащихся организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание;
  • сформировать положительное отношение к учебе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнять учебные задания;
  • научить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, работать с библиотекой.

Обязана ли школа организовывать продленку

Организация группы продленного дня — это дополнительная услуга, которая может предоставляться школой. Она может быть организована школой на договорных условиях с родителями как на платной основе, так и на бесплатной. Если у родителей первоклассников возникает такая необходимость, они могут договориться с администрацией школы о предоставлении такой услуги.

То есть, если прямо отвечать на вопрос «должна ли школа…», отвечаем: «нет, не должна». Это право самой школы — создавать или не создавать группу продленного дня. Но принятие решения зависит от потребности детей и родителей. Сегодня требования санитарных норм таковы, что школы зачастую вынуждены отказать в продленке. Школа может заключить договор с другим образовательным учреждением, и дети могут получать эту услугу там.

Правовые аспекты организации групп продленного дня

Согласно методическим рекомендациям «Организация и режим работы группы и школ продленного дня», утв. Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Минздрава СССР от 12.12.1979 № 2111-79 (далее – Методические рекомендации), группы продленного дня представляют собой одну из форм общественного воспитания детей, располагающую большими возможностями для комплексного решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач.

Те же требования содержит п. 6.8 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45.

Нормативы наполняемости классов и групп продлённого дня в ОУ

Особое внимание в требованиях СанПиН 2.4.2.2821–10 уделяется организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в ГПД. Такие мероприятия включают в себя прогулку не менее 2 часов, подвижные игры. Возможен даже общественно — полезный труд на пришкольной территории, если он предусмотрен образовательной программой. Для детей, посещающих группу продленного дня, в школе должны быть организованы занятия в кружках и секциях. Кружковая работа в группах продленного дня должна учитывать возрастные особенности обучающихся, обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями (п.10.29 СанПиН 2.4.2.2821–10).

Родителям следует знать, что ответственность за жизнь и здоровье ребенка несет образовательное учреждение, в то время пока ребенок находится под присмотром учителя, воспитателя ГПД. Если ребенок получил травму во время самоподготовки, в столовой за обедом, на прогулке, то за эти травмы ответственность несет образовательное учреждение. Если же ребенок гулял на пришкольной территории после уроков, у него есть заявление родителей о том, что он самостоятельно уходит из школы, то ответственность за жизнь и здоровье ребенка несут его родители.

Платная продленка в — школе в — 2016 — 2019: сколько стоит, расписание, условия

Ребенок находится в социальной группе, постоянно вынужден находить и налаживать контакт со сверстниками и со взрослыми педагогами. В школе существуют правила и рамки, за которые ученики не могут выйти и должны их придерживаться. Например, если ваш ребенок не хочет идти на прогулку, а хочет это время уделить чтению, то на продленке такой возможности у него не будет. Если класс идет на прогулку, то в помещении никакого другого педагога не остается, и все дети без исключения выходят на улицу.

Если ваш ребенок уже ходит в школу, или поступление в первый класс не за горами, то перед вами встает вопрос — как лучше организовать вторую половину дня школьника? И что может предложить вам школа? Платная или бесплатная продленка в 2016—2019 учебном году?

Группа продленного дня в начальной школе

На воздухе лучше всего проводить коллективные игры, с привлечением максимального количества участников и использованием спортивного инвентаря. В тематические дни, при возможности реализации обширной подготовки, можно подготовить для ребят небольшие квесты экскурсионного или развлекательного характера, предложив выполнить ряд заданий в ходе движения по выделенному участку местности.

При реализации режимных моментов важно следить за тем, чтобы все дети были вовлечены в ход полезной, познавательной деятельности, свободно общались в круге ровесников, учились формировать межличностные отношения, толерантность, развивали навыки самообразования. Режим в ГПД должен быть подчинен таким принципам:

Организация группы продленного дня в свете современных требований

Особое внимание в требованиях СанПиН 2.4.2.2821–10 уделяется организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в ГПД. Такие мероприятия включают в себя прогулку не менее 2 часов, подвижные игры. Возможен даже общественно — полезный труд на пришкольной территории, если он предусмотрен образовательной программой. Для детей, посещающих группу продленного дня, в школе должны быть организованы занятия в кружках и секциях. Кружковая работа в группах продленного дня должна учитывать возрастные особенности обучающихся, обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями (п.10.29 СанПиН 2.4.2.2821–10).

Для первоклассников рекомендуется организовывать сон и игры во второй половине дня. Санитарные правила 2.4.2.2821–10 предусматривают выделение дополнительного универсального помещения, где учащиеся 1-х классов могут играть и спать. Во вновь строящихся зданиях для групп продленного дня выделяют специальные кабинеты. Организовать отдельные кабинеты для первоклассников, посещающих ГПД в большинстве школ старой планировки достаточно проблематично.

Организация группы продлённого дня в свете современных требований

Желательно еще раз проинформировать родителя о режиме работы группы продленного дня, графике работы воспитателя группы продленного дня. Оплата работы воспитателя ГПД осуществляется в соответствии с утвержденным графиком работы. После этого времени наступает личное свободное время воспитателя, которое не оплачивается. Если ребенка систематически не забирают вовремя из школы, необходимо написать докладную записку администрации образовательного учреждения. Администрация учреждения должна провести комплекс мер в отношении данного родителя, который нарушает и права ребенка, и права воспитателя ГПД. Иногда беседы такого родителя с директором бывает достаточно. Также администрация может решить вопрос об изменении режима работы ГПД и, соответственно, об оплате дополнительного часа воспитателю.

Люба, не важно платите Вы за ГПД или нет. СанПиН предусматривает режим дня и
для бюджетных и для платных групп. Прогулка обязательно должна быть
организована для учеников. Обращайтесь к директору школы или заместителю
директора и требуйте разъяснений относительно отсутствия прогулки для детей из
ГПД.
В соответствии с СанПиН2.4.2.2821-10В режиме дня должны обязательно
предусматриваться: питание, прогулка, дневной сон для обучающихся 1-х классов и
ослабленных обучающихся II — III классов и т.д.
После окончания учебных занятий в общеобразовательной организации для
восстановления работоспособности обучающихся перед выполнением домашних
заданий организуется отдых длительностью не менее 2 часов. Основная часть этого
времени отводится на свежем воздухе. Целесообразно предусмотреть прогулки:
— до обеда длительностью не менее 1 часа, после окончания учебных занятий в
школе;
Местом для отдыха на свежем воздухе и проведение спортивного часа может быть
пришкольный участок или специально оборудованные площадки. Кроме того, для
этих целей могут быть использованы прилежащие скверы, парки, лес, стадионы

Последние новости по платной продленке в школе в 2019 году

В 2019 году никаких существенных изменений в отношении продленки не произошло – порадовать родителей нечем, они все так же обязаны вносить плату за дополнительное обучение и присмотр за детьми. Об этом идет речь в законе «Об образовании». Согласно этому законопроекту, каждая школа вправе самостоятельно определять удерживаемую сумму за нахождение школьника в учебном учреждении, когда уроки уже закончены.

В перспективе чиновники не собираются упразднять платную продленку в школах, единственное, что предлагают законодатели – расширить список категорий, которые могут рассчитывать на бесплатное пребывание в учреждениях после завершения основного учебного процесса.