Статья 3. Право на дополнительные меры государственной поддержки \ КонсультантПлюс
Статья 3. Право на дополнительные меры государственной поддержки
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 3
— Гражданин не согласен с отказом в предоставлении права распоряжения средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий
КонсультантПлюс: примечание.
Ч. 1 ст. 3 признана частично не соответствующей Конституции РФ (Постановление КС РФ от 29.06.2021 N 30-П).
1. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:
1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;
2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года;
4) женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года;
(п. 4 введен Федеральным законом от 01.03.2020 N 35-ФЗ)
5) мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2020 года;
(п. 5 введен Федеральным законом от 01.03.2020 N 35-ФЗ)
6) мужчин, воспитывающих второго, третьего ребенка или последующих детей, рожденных начиная с 1 января 2007 года, и являющихся их отцами (усыновителями), в случае смерти женщины, не имевшей гражданства Российской Федерации, родившей указанных детей, либо объявления ее умершей;
(п. 6 введен Федеральным законом от 30.04.2022 N 116-ФЗ)
7) мужчин, воспитывающих первого ребенка, рожденного начиная с 1 января 2020 года, и являющихся отцами (усыновителями) указанного ребенка, в случае смерти женщины, не имевшей гражданства Российской Федерации, родившей указанного ребенка, либо объявления ее умершей.
(п. 7 введен Федеральным законом от 30. 04.2022 N 116-ФЗ)
2. При возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, дети, оставленные данными лицами в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации, дети, в отношении которых имеется письменное согласие матери на их усыновление (за исключением согласия на их усыновление отчимом), а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.
(в ред. Федерального закона от 30.04.2022 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности и повлекшего за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), оставления ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации, наличия письменного согласия матери на усыновление ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки (за исключением согласия на его усыновление отчимом), а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей.
(в ред. Федеральных законов от 01.03.2020 N 35-ФЗ, от 30.04.2022 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. В случаях, если отец (усыновитель) ребенка, у которого в соответствии с частью 3 настоящей статьи возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка, умер, объявлен умершим, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, оставил ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации, дал письменное согласие на усыновление ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки (за исключением согласия на его усыновление мачехой), совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности и повлекшее за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, их право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 01.03.2020 N 35-ФЗ, от 30.04.2022 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.1. В случаях, если мужчина, воспитывающий первого, второго ребенка или последующих детей, у которого в соответствии с пунктом 6 или 7 части 1 настоящей статьи возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, умер, объявлен умершим, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, оставил ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации, дал письменное согласие на усыновление ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки (за исключением согласия на его усыновление мачехой), совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности и повлекшее за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), либо если в отношении указанного мужчины отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, его право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.
(часть 4.1 введена Федеральным законом от 30.04.2022 N 116-ФЗ)
5. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях), указанного в части 4 настоящей статьи, в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи.
6. Право на дополнительные меры государственной поддержки, возникшее у ребенка (детей в равных долях) по основаниям, предусмотренным частями 4 — 5 настоящей статьи, прекращается в случае его смерти или объявления его умершим.
(в ред. Федерального закона от 30.04.2022 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) первого, второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) первого, второго, третьего ребенка или последующих детей, в связи с рождением (усыновлением) которых возникло указанное право, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 статьи 7 настоящего Федерального закона.
(часть 7 в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Федеральный закон от 5 декабря 2022 г. N 508-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8 и 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»
Принят Государственной Думой 23 ноября 2022 года
Одобрен Советом Федерации 30 ноября 2022 года
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 19; 2008, N 52, ст. 6243; 2010, N 31, ст. 4210; 2011, N 1, ст. 52; N 27, ст. 3880; 2012, N 31, ст. 4322; 2013, N 23, ст. 2886; 2014, N 26, ст. 3377; 2015, N 10, ст. 1424; N 21, ст. 2983; 2017, N 1, ст. 11; 2019, N 12, ст. 1227; N 26, ст. 3317; N 31, ст. 4442; 2020, N 9, ст. 1127; N 29, ст. 4512; N 52, ст. 8597; 2022, N 18, ст. 3002; N 29, ст. 5277) следующие изменения:
1) статью 8 дополнить частями 13-1 и 13-2 следующего содержания:
«13-1. Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы направляют в организации, имеющие право на оказание платных образовательных услуг, с которыми заключены соглашения об информационном взаимодействии, запросы о предоставлении сведений из договора об оказании платных образовательных услуг (договора об оказании платных образовательных услуг или заверенной указанной организацией копии данного договора), необходимых для вынесения решения об удовлетворении (отказе в удовлетворении) заявления о распоряжении при направлении средств (части средств) материнского (семейного) капитала на оплату платных образовательных услуг в случае, если лицо, получившее сертификат, не представило договор об оказании платных образовательных услуг (заверенную указанной организацией копию данного договора) самостоятельно. Типовая форма соглашения об информационном взаимодействии между организациями, указанными в настоящей части, и территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации.
13-2. Взаимодействие между организациями, указанными в части 13-1 настоящей статьи, и территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляется путем обмена по защищенным каналам связи сведениями (информацией) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.»;
2) пункт 3 части 7 статьи 10 дополнить словами «, соответствующими требованиям, установленным нормативным актом Центрального банка Российской Федерации для предоставления займов, и включенными в перечень таких кооперативов, который размещается на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Статья 2
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.
2. Пункт 2 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 апреля 2023 года.
3. Действие положений пункта 3 части 7 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (в редакции настоящего Федерального закона) не распространяется на договоры займа на приобретение (строительство) жилого помещения, заключенные с кредитным потребительским кооперативом или сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Президент Российской Федерации В. Путин
Федеральные законы — информационный портал о благополучии детей
Федеральные законы оказывают значительное влияние на то, как штаты финансируют и осуществляют программы и услуги по защите детей, благополучию детей и усыновлению. Этот раздел включает публикации и ресурсы о федеральных законах и политике, касающихся жестокого обращения с детьми и безнадзорности, защиты детей и усыновления.
- Закон о содействии успеху и увеличении усыновления от 2008 г. (PL 110-351)
- Закон о семейных профилактических услугах (P.L. 115-123)
Серия Титул
Фактические листы
Автор (S)
Гробов информации о благосостоянии детей
Доступность
Посмотреть
Скачать (PDF — 612KB)
Порядок (бесплатно)
Год. и цель Закона о предотвращении и лечении жестокого обращения с детьми (CAPTA), ключевого федерального законодательства, касающегося жестокого обращения с детьми и безнадзорности. Первоначально CAPTA была введена в P.L. 93-247, последняя поправка в которую вносилась 7 января 2019 г., Законом о повторном разрешении Закона о жертвах жестокого обращения с детьми от 2018 г. (PL 115-424).
О Законе о доступном медицинском обслуживании
HealthCare. gov
Описывает ключевые положения закона, представляет график изменений и предлагает ресурсы, которые помогут людям понять, как закон влияет на них.
Закон о предотвращении и лечении жестокого обращения с детьми (CAPTA)
Министерство здравоохранения и социальных служб США, Детское бюро (2017 г.)
Представляет Закон о предотвращении и лечении жестокого обращения с детьми (CAPTA), который содержит рекомендации для государств по защите детей, с поправками, внесенными Законом о правосудии для жертв торговли людьми от 2015 года и Законом о комплексной зависимости и восстановлении от 2016 года. Он предлагает обзор программ CAPTA, возможности усыновления и Закон о помощи брошенным младенцам.
Полное руководство по Закону о семейных профилактических услугах
Келли (2018)
Выходные данные
Предоставляет руководство по новой структуре финансирования, в которой упор делается на профилактические меры по защите детей, а не на услуги по уходу вне дома, как это предусмотрено Законом о семье в первую очередь.
FamilyFirstAct.Org
Содержит обзор программы Family First Act, ресурсы по темам, связанным с законодательством, средства коммуникации для продвижения веб-сайта, а также календарь с предстоящими вебинарами и телефонными конференциями.
Указатель федеральных законов о защите детей
Шлюз информации о благополучии детей
Список избранных законодательных актов, которые повлияли на детей, семьи и агентства, которые их обслуживают.
Законы и политика
Детское бюро, Министерство здравоохранения и социальных служб США
Предоставляет ссылки на выпуски политики Детского бюро; Федеральные законы, законы штатов и племен; и другие ресурсы.
Институт правовой информации
Юридический факультет Корнельского университета
Источник Кодекса США, Правил доказывания и многих других юридических ресурсов в доступных для поиска базах данных.
Congress. gov
Библиотека Конгресса
Доступные для поиска базы данных с полнотекстовой информацией о федеральном законодательстве, историями законодательных актов и отчетами комитетов.
(Back to Top)
Политика поддержки семьи и программные подходы
Федеральное законодательство предусматривает финансирование государственных грантов для предоставления услуг, которые предотвратят ненужное разлучение детей с их семьями, улучшат качество ухода за ними и обеспечат постоянство путем воссоединения их со своими родителями через усыновление или через другое постоянное место жительства. Федеральные программы, связанные с поддержкой семьи, включают программу предотвращения жестокого обращения с детьми на уровне общины, Закон о сохранении семьи и службах поддержки семьи от 19 года.93, положения о содействии безопасным и стабильным семьям Закона об усыновлении и безопасных семьях от 1997 г., поправок к Закону о безопасных и стабильных семьях от 2001 г. и Закона о профилактических услугах для семьи от 2018 г.
Поддержка семьи на базе сообщества: примеры со стратегиями реализации и оценки (PDF — 1,393 КБ)
Семейные программы Кейси (2016 г.)
Сосредоточен на поддержке семьи на уровне сообщества и исследует, почему она необходима, как выглядят сети поддержки, извлеченные уроки для разработки и реализации сетей поддержки семьи, а также стратегии оценки, которые следует учитывать.
Поддержка семьи и благополучие
Министерство здравоохранения и социальных служб США, Администрация по делам детей и семей, Центр обучения и знаний в раннем детстве
Особенности программ, призванных помочь семьям достичь экономической безопасности и способствовать благополучию детей (PDF, 798 КБ)
Сама-Миллер и Баумгартнер (2017)
Рассматривает программы для семей и детей, направленные на то, чтобы помочь им достичь экономической безопасности и способствовать благополучию детей и семей. В отчете представлены результаты опроса о том, как эти программы развиваются, зрелость программ, кому они служат, услуги, предоставляемые взрослым и детям, как программы привлекают взрослых и детей и как эти программы финансируются.
Посещение на дому: улучшение результатов лечения детей
Национальная конференция законодательных собраний штатов (2019 г.)
Изучает посещение на дому как профилактическую стратегию для поддержки беременных женщин и молодых матерей в целях укрепления здоровья младенцев и детей, содействия развитию образования и подготовки к школе, а также предотвращения жестокого обращения с детьми и безнадзорности.
Национальный ресурсный центр домашних посещений
Предоставляет информацию о домашнем посещении детей младшего возраста и работает над поддержкой правильных решений в политике и практике, чтобы помочь детям и семьям процветать. Организация отслеживает исследования и данные, публикует новости о домашнем посещении и ссылки на соответствующие ресурсы.
Программы для детей и семей
Информационный центр сельского здравоохранения (2020)
Описывает программы для сельских детей и семей и описывает ряд услуг для семей с низкими доходами в таких областях, как образование, предотвращение насилия, приемная семья и усыновление.
Программы для семьи и детей
Министерство здравоохранения и социальных служб США (2020 г. )
Перечисляет федеральные программы, доступные для помощи семьям и предотвращения жестокого обращения. Предоставленная информация охватывает такие темы, как финансовая помощь, уход за детьми/программы поддержки детей и предотвращение жестокого обращения с детьми.
Начните с того, что идет правильно: поддержка семей с помощью защитных факторов
Центр наращивания потенциала для государств (2020)
Детское бюро Экспресс , 21(3)
Объясняет, как обсуждение защитных факторов в начале работы с семьями вместо обсуждения факторов риска может помочь уменьшить чувство защищенности, развить позитивные отношения и доверие, а также заложить положительную основу, на которой социальные работники, занимающиеся вопросами защиты детей, могут строить свою дальнейшую деятельность.
Национальная конференция законодательных собраний штатов (2018 г.)
Исследует новый подход к помощи семьям разорвать порочный круг бедности.