Год открытия байкала исследователями – История исследования Байкала — Байкал

История исследования Байкала — Байкал

Кого можно назвать первыми исследователями Байкала?

Когда начались научные исследования природы в Прибайкалье и Забайкалье?

Когда были организованы стационарные наблюдения на Байкале?

 

 

Кого можно назвать первыми исследователями Байкала?

 

Первым исследователем, который оставил для потомков «Чертеж Байкала и в Байкал падучим рекам», а также сведения о рыбах озера и пушных зверях прибрежной тайги, следует считать казачьего пятидесятника, землепроходца Курбата Иванова, который в 1643 г. из Верхоленского острога с группой казаков и промышленных людей достиг западных берегов Байкала, побывав на острове Ольхон.

В 1675 г. по пути в Китай на Байкале останавливался Николай Гаврилович Спафарий — русский посол, государственный деятель, ученый. В книге «Путешествие через Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая русского посланника Николая Спафария в 1675 году» и в «Дорожном дневнике» он дал довольно подробное и образное описание природы на всем протяжении своего путешествия, в том числе Байкала и окружающих его территорий. Посольство Н. Г. Милеску-Спафария доставило богатейшие объективные географические и другие сведения о Сибири и Китае, которые в течение долгого времени служили главным источником сведений об этом крае как в России, так и в Европе.

Из ученых первым побывал на Байкале естествоиспытатель Д. Г. Мессершмидт, приглашенный Петром Первым на русскую службу. Им составлена карта Байкала и дано описание озера. Из обширных материалов Д. Г. Мессерш-мидта, хранящихся в архиве библиотеки Российской Академии наук, только в 1936 г. были сделаны и опубликованы некоторые выборки, касающиеся Байкала.

 

 

Когда начались научные исследования природы в Прибайкалье и Забайкалье?

 

Со времени создания Российской Академии наук в 1724 г. Д. Мессершмидт, кроме Байкала, совершил поездку в Даурию и к озеру Далай-Нор. Подробное задание — перечень вопросов и сведений о сибирских зверях, птицах и рыбах, которых Д. Мессершмидт должен был описать и собрать — ему составил историк В. Н. Татищев.

Кроме того, для сбора географических и зоологических материалов в Иркутский, Верхнеленский и Балаганский «дистрикты» были посланы другие исследователи — Толстоухов, Казимиров, Сотников, Комаров, т.е. изучение края шло довольно интенсивно.

В 1733 г. под руководством В. Беринга была организована Великая северная экспедиция, которая проводила исследования на всей обширной территории Сибири и Камчатки до 1743 г. Участники экспедиции ученые Г. Ф. Миллер и И. Г. Гмелин вместе с сопровождающими их помощниками-студентами в 1735 г. 6 месяцев провели в Забайкалье, посетили долины рек Ингоды, Шилки, Аргуни, осмотрели окрестности Читы, Нерчинска и Аргунского острога, описали посещенные места и составили карту Забайкалья.

Исследования Д. Мессершмидта, материалы Г. Ф. Миллера и И. Г. Гмелина и другие сведения позволили подготовить карту «Иркутская провинция и море Байкал с вершиной реки Лены, при том же часть реки Аргуни с лежащими вокруг местами», которая приложена к «Российскому Атласу», изданному Академией наук в 1745 г.

Одновременно были начаты лимнологические исследования на Байкале. Так, И. Г. Гмелин — участник экспедиции Беринга — описал тюленя; в 1772-1773 гг. академик П. С. Даллас дял научное описание байкальской губки, голомянки, 13 других видов рыб и 3 видов рачков-боко-плавов; академик И. Г. Георги более подробно описал байкальского тюленя и его промысел, изучал омуля и первым высказал идею о тектоническом происхождении озера. В 1795 г. геодезисты П. Скобельцин, И. Свистунов, Д. Баскаков и В. ГЦетилов произвели инструментальную съемку на Байкале. В последующем, в первой половине XIX в., съемка производилась дважды — Лосевым и его сподвижниками в 1806 г. и полковником Ахте в 1850 г.

 

Когда были организованы стационарные наблюдения на Байкале?

 

Первые 11 исследовательских гидрометеорологических постов были организованы на Байкале при навигационных маяках с 1896 по 1901 гг. по инициативе тогдашнего директора Иркутской геофизической обсерватории A. В. Вознесенского.

Первые стационарные непрерывные наблюдения над колебанием уровня озера и температурой поверхности его воды начал Б. И. Дыбовский в с. Култук в 1868-1871 гг. Здесь же, в Култуке, в 1868-1872 гг. исследователь B. Ксенжопольский проводил первые на Байкале регулярные метеорологические наблюдения.

Непрерывные наблюдения над уровнем воды в Байкале с 1888-1896 г. в пос. Лиственничное проводились по инициативе инженера Шерстобитова. С 1898 г. и до настоящего времени наблюдения за уровнем Байкала проводятся по водпосту в порту Байкал. В 1916 г. создана Байкальская комиссия Академии наук под председательством академика Н. В. Насонова. Научно-исследовательская экспедиция Академии наук по изучению Байкала и выбору места для научной станции была послана на это озеро также в 1916 г., в том же году для нее было построено и специальное судно — моторный катер «Чайка». Возглавлял экспедицию В. Ч. Дорогостайский.


baikalru.ru

Исследователи Байкала — Озеро Байкал. Животный и растительный мир, географические сведения, фотографии.

Иванов Курбат Афанасьевич (?-1666) – первооткрыватель озера Байкал. Возглавил отряд казаков из Верхоленского острога, который в 1643 году выступил и достиг озера. Отряд поднялся вверх по реке Лене и ее притоку Иликте, перешёл через Приморский хребет и по руслу реки Сарма 2 июля вышел к озеру напротив острова Ольхон.
Галкин Иван Алексеевич (?-1658) – казачий атаман, основатель Баргузинского острога. В 1648 году во главе отряда казаков обогнул Байкал с севера, вышел к устью реки Баргузин.

Гмелин Иоганн Георг (1709-1755) – исследователь Сибири и Урала, немецкий естествоиспытатель на русской службе, профессор Петербургской Академии. В 1735-1737 гг. руководил отрядом из состава Второй Камчатской экспедиции В.И.Беринга. Этот отряд, произвел сбор исторических, химических и биологических сведений, а также провел наблюдения магнитного склонения в районе Байкала.
Георги Иоганн Готлиб (1729-1802) – академик Императорской Академии наук, немецкий медик, химик, натуралист, этнограф. В 1772 году составил карту Байкала в масштабе 10 верст в дюйме. Первым высказал предположение о тектоническом происхождении озера. Составил детальное описание флоры и фауны Прибайкалья, в том числе описал байкальского омуля.

Штукенберг Антон Иванович (1816-1887) – инженер-путеец, писатель. В 1836-1840 годах служил в Восточной Сибири, исследовал пути в Забайкальских горах, занимался трассировкой КБЖД. Написал труд “Кругобайкальская дорога”
Дыбовский Бенедикт Иванович (1833-1930) – географ, зоолог, медик, лингвист. В районе поселка Култук провел первые планомерные исследования по измерению глубин Байкала, по распределению температуры воды на разных глубинах, видового разнообразия и биологических особенностей животного мира озера.
Черский Иван Дементьевич (Черский Ян Доминикович) (1845-1892) – исследователь Сибири, географ, геолог, палеонтолог. Составил первую геологическую карту побережья озера Байкал.

ozerobaikalwiki.ru

Исследователи озера Байкал | Социальная сеть работников образования

Исследовательская работа

ИССЛЕДОВАТЕЛИ ОЗЕРА БАЙКАЛ

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

2.  Из  истории  Байкала. XVII век

3. Из  истории  Байкала.  XVIII век

4. Исследование  Байкала в  XIX веке

5. Изучение Байкала в XX-XXI веках

6. Заключение

7. Использованная литература

8. Приложение

        ВВЕДЕНИЕ

    Издавна озеро Байкал очень интересовало путешественников и учёных,

многие из которых посвятили свою жизнь исследованию озера. Дела и имена

их хранит память людей, хранят книги. Именами исследователей  названы научные суда, исследующие Байкал.

    Очень хотелось узнать немного об истории открытия озера Байкал. Меня заинтересовала хронология изучения природы этого уникального «озера —

моря», а также исследования учёных, направленные на сохранение экосисте-

мы Байкала.

    Задача данной работы: собрать сведения о научной деятельности учёных – исследователях озера Байкал, об их роли в охране уникальной экологической системе озера Байкал, об истории освоения Байкала.

    Местом выполнения работы является город Братск Иркутской области, городские библиотеки. Информационный материал собирался из литератур —

ных источников в течение 2009 года.

ИЗ ИСТОРИИ БАЙКАЛА.  XVII ВЕК.

    Сведения об изучении озера Байкал привлекали внимание путешественни-ков по Восточной Сибири. Упоминания о Байкале мы встречаем в русских

известиях XVII века. Л. И. Румянцев сообщает о начале изучения озера

Байкал так: «Физико-географические, экономические и этнографические све-

дения о Восточной Сибири стали накапливаться с первых десятилетий XVII

века, как только русские казачьи отряды подошли к берегам Енисея»1.

    А. П. Щапов писал о деятельности сибирских землепроходцев XVII века:

«Если бы не было предварительных географических открытий в Сибири и на Ледовитом океане – то не было бы, может быть, знаменитых учёных экспеди-

ций XVIII века»2.

    При  продвижении к востоку от Урала вглубь Сибири развивался интерес  к расположению вновь присоединяемых к Российскому государству земель. Составлялись описания водных путей сообщения, как наиболее удобных в те времена. За Урал и Енисей на восток шли охотники, искатели приключений, отряды Промышленных людей, ходоков и служилых людей.

    К первому десятилетию XVII века к Российскому государству была присо-

единена Западная Сибирь. В 1604 г. был основан Томск, в 1619г.-Енисейский острог, а в 1628 г. — Красноярский острог. Отсюда русские землепроходцы

двинулись вверх по Верхней Тунгуске или Ангаре, к реке Лене и Байкалу.

Первые известия о бурятах («братах») были получены в 1609 году. Сложно

определить к какому времени относится упоминание об озере Байкал, так как не все документы известны и исследованы.

    По мнению академика Л. С. Берга, впервые русские услышали про Байкал в 20-х годах XVII столетия.

   Верно ли это, сложно сказать. Сам Л. С. Берг не приводит никаких доказательств  подтверждения этой информации.

    В 1640 году в брошюре «Байкал, его природа и значение в народном хо-

зяйстве» Л. С. Берг приводит «…расспросные сведения о Байкале: озеро это

называется здесь бурятским именем Байкал…»3.

    В одном из первых документов, которым является «Роспись имянная ре –

кам и новым землицам и князцом, с которых государев ясак збирается в Ени-

сейский острог» озеро Байкал упоминается как море. Более подробные све-

дения встречаются в «Чертёжной росписи» притоков реки Лены, в её верх-

нем течении, 1640/1641 год. В ней говорится о том, что в  1640 году летом ходили по Байкалу в судах русские люди казаки. В этом документе даётся

краткое описание самого озера Байкал и некоторых частей его побережья.

В росписи упоминаются сведения об острове Ольхон, о животных, о жителях острова и побережья Байкала, о быте и земледелии.

    В 1643 году  имеется  упоминания о Курбате Иванове, который отправил-

ся на «разведывание» Байкала. В результате похода Курбата Иванова на Байкал в 1643 году к Российскому государству стали относиться буряты  

побережья Байкала и население с острова Ольхон.

    После Курбата Иванова на Байкал направился атаман Василий Колесни –

ков с экспедицией в 1646 году. Его отряд обследовал восточное побережье

Байкала и реку Баргузин. В 1647 году по южной части озера проплывал

Иван Похабов. Он следовал до Байкала по реке Ангаре.

    Краткие сведения о южной части Байкала есть в отписке «енисейскому

воеводе Афанасию Пашкову сына боярского Петра Бекетова (июнь 1653 го-

да) о плавании его по Байкалу и по рекам Селенге и Хилку». Пётр Бекетов по

реке Тунгуске добрался от Енисейска до Братского острога за восемь недель,

далее от устья Прорвы реки плыл по Байкалу до устья реки Селенги. Получа-

ется, что за период времени с1643 по1650 годы озеро Байкал, в общем, по

тому времени, было хорошо обследовано.

    Царское правительство в те времена очень интересовали сведения о рас –

стояниях, о народностях побережья Байкала, о серебряной руде и пушнине.

Властям необходимы были сведения о богатствах недр и вод, о возможности развития земледелия. Так, в царской грамоте в феврале 1683 года енисейско-

му воеводе Константину Щербатову поручалось приступить к изысканию и добыче слюды, краски, серебряной руды около озера Байкал.

    Первые путешественники и исследователи Байкала упоминали о нём как о

богатом озере. О рыбных богатствах озера в 1675 году писал Н.Г. Спафарий — посол царя Алексея Михайловича в Китае. В книге «Путешествие через Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая русского посланника Н.Г.

Спафария в 1675 году» и книге «Дорожный дневник» он описывает природу на территории Байкала.

    Протопоп Аввакум, представитель старообрядцев, сосланный в Сибирь, рассказал о своих впечатлениях о «сибирском море» в 1656 году в своей книге «Житие  протопопа Аввакума».

    Таким образом, в XVII веке было совершено много походов землепроход-

цев и путешествий на Байкал (смотри Приложение 1).

ИЗ ИСТОРИИ БАЙКАЛА. XVIII ВЕК.

      В начале XVIII века по указанию Петра I начинаются исследования Вос –

точной Сибири, особенно Прибайкалья, которые возглавляет Мессершмидт.

Экспедиции и исследования первых путешественников, имеющих цель

освоение  богатейшей территории Прибайкалья, положили начало будущему

изучению края. Они составили общее представление об озере. Комплексное

и планомерное изучение Байкала началось после образования Академии наук

(1725 год). Научные сведения о Байкале, его природе были собраны в

XVIII веке экспедициями, которые отправляла Императорская  Академия наук в Сибирь и Дальний Восток. Академик И. Г. Гмелин описал байкальс-

кого тюленя во время Великой Северной экспедиции 1732-1748 гг. Об этом

факте мы находим информацию в работе Саркисяна  С.Г. «Байкал».

   Экспедиция, которой руководил знаменитый натуралист XVIII века ака-

демик П. С. Паллас обследовала Байкал в 1771-1773 гг. как  гигантское прес-

ное озеро-«море». Паллас дал научное описание байкальской губки, живоро-

дящей рыбки-голомянки, 13 видов рыб и 3 видов рачков-бокоплавов. Акаде-

демик И. Г. Георги более подробно описал байкальского тюленя-нерпу и его

промысел, изучал омуля. Он первым предложил гипотезу о тектоническом происхождении озера.

    В 1772 году была произведена инструментальная съёмка Байкала штурма-

ном Алексеем Пушкаревым. В 1773 году была предложена десятивёрстная карта озера.

    В конце XVIII столетия  геодезисты  Б. И. Копылов с сотрудниками выполнили первые глубоководные промеры озера. Эти исследования сыграли огромную роль в изучении природы  Байкала. Общее представление о Байкале к началу XIX века можно составить, если посмотреть на карту озера

1806 года (смотри Приложение 2).

ИССЛЕДОВАНИЕ БАЙКАЛА В XIX ВЕКЕ.

    К середине XIX столетия накопилась интересная, разнообразная, но не-        

полная информация о геологическом строении, о водном режиме, о фауне Байкала. Озеро привлекает внимание многих исследователей. В 1852 году

изучает северо-западный берег Байкала Н. Г. Меглицкий, а в 1853 году  пуб-

ликует статью о байкальском  рыбном промысле П. Пежемский.

    Большой интерес представляют исследования на Байкале участников поль-

ского  восстания 1863 года Б. И. Дыбовского, И. Д. Черского, А. Л.Чеканов-

ского, Ф. Ф. Годлевского.

    Бенедикт Иванович Дыбовский  был адьюнктом кафедры зоологии универ-

ситета в Варшаве. Он был сослан в Сибирь. Учёный добился разрешения от властей жить на Байкале, в Култуке, с воодушевлением стал изучать озеро.

Вместе с Годлевским он изучал фауну озера Байкал. Сведения о научной дея-

тельности учёного мы находим в статье Саркисяна С. Г. « Байкал». Саркисян пишет: «В суровые зимние месяцы 1869/70 гг. они ставили на дно озера мно-

гочисленные ловушки с приманкой, в которые набивались различные живот-

ные». Постепенно расширяется район работ от Култука до села Лиственич-

ного (ныне Листвянка). Далее байкаловед пишет, что исследования Дыбовс –

кого опровергли утверждение о бедности Байкала низшими животными.

Наоборот, отмечалось обилие  гаммарид, моллюсков, червей и других низ —

ших животных. Впервые выявилось глубокое своеобразие байкальской фауны и резкое различие между ней и фауной окружающих Байкал водоё —

мов. Так был установлен эндемизм, иначе — полное своеобразие и обособленность фауны Байкала от фауны других водоёмов Сибири. Б. И. Дыбовский вместе с Годлевским открыли новые виды животных: гаммарид, моллюсков, губок, рыб-широколобок и т. д. Дыбовского очень интересовала нерпа, и учёный выдвинул гипотезу о морском происхождении нерпы.

     И. Д. Черский занимался геологией Байкала и Прибайкалья. Он изучил геологическое строение берегов озера и составил для них карту. Черский проводил палеонтологические изыскания фауны четвертичного периода.

ИЗУЧЕНИЕ БАЙКАЛА В XX-XXI ВЕКАХ.

    В конце XIX и начале XX века в Прибайкалье проводятся научные иссле-

дования по поводу проектирования Круглобайкальской железной дороги.

Академик В. А. Обручев проводил геологические изыскания. Ф. К. Дриженко

создал лоцию Байкала.

В. Ч. Дорогостайский в 1926 году составил первый краткий определитель рыб бассейна озера Байкал и Ангары. Благодаря его усилиям была открыта

в Больших Котах Байкальская биологическая станция, а также при его учас –

тии был построен первый научно-исследовательский катер «Чайка». Об этом историческом факте есть информация в работе учёного «Краткий отчёт о работах Байкальской экспедиции Академии Наук  в 1916 году».

    С 1916 года в составе экспедиций Академии наук работал Г.Ю. Верещагин.

В 1928 году он стал руководителем научной станции Академии наук, прини-

мал участие в создании Лимнологического института. Учёный предложил гипотезу о морском происхождении байкальской фауны, издал более 200 ра-

бот по Байкалу.  Л.Ф. Форш отмечал, что до конца дней своих Глеб Юрьевич оставался страстным исследователем.

   Ценные  научные  исследования  Байкала  проводили Л.С. Берг, М.М. Кожов, Д.В. Талиев, Г.Г. Мартинсон, Г.Е. Рябухин, А.Г. Егоров, О.М. Кожова. Научные измерения представлены на карте в Приложении 3.

   Лев Семёнович Берг (1876-1950гг.) посвятил свои научные работы уникальному озеру Байкал. Он изучал ихтиофауну озера, доказывал пресноводное происхождение основной массы байкальских животных, объ –

яснял эндемизм фауны Байкала следствием его древности. Л.С. Берг опубли-

ковал 15 научных работ, посвящённых Байкалу.

    Имя знатока Байкала, М.М. Кожова, известно многим учёным разных стран. Учёный-байкаловед с1931по1962 гг. исследовал байкальских губок, моллюсков, организовал круглогодичные наблюдения за планктоном, сформулировал основные закономерности биологических процессов в Байкале, выступал в защиту озера от загрязнения, сформулировал основные

закономерности биологических процессов в озере,  организовал наблюдения за изменением биоценозов Прибайкалья. М.М. Кожов опубликовал 136 научных работ.

   Большой вклад в исследование Байкала внёс крупный специалист в области

экологии, лимнологии и геоботаники Г.И. Галазий (1922-2000гг.). Он опубликовал 400 научных и научно-популярных работ. Учёный занимался исследованием и защитой природной среды Байкала и Прибайкалья, был директором Байкальской лимнологической станции АН СССР, а затем Лимнологического института СО АН СССР. Г.И. Галазий активно выступал против промышленного освоения Байкала.

    Всю свою жизнь посвятила «чудо-озеру» учёный-эколог, гидробиолог, байкаловед О.М. Кожова (1931-2000 гг.). С 1969 года, благодаря О.М. Кожовой, исследования озера стали носить комплексный характер в области

экологии, гидробиологии. В 90-х годах ею были сохранены и продолжены работы по экологическому мониторингу Байкала по режимным наблюдениям

за жизнью толщи его вод. О.М. Кожова – автор 900 научных и научно – публицистических работ.

    В настоящее время работы по изучению фауны и геологии озера Байкал продолжаются. Учёные проводят исследования по самым разным направле-

ниям: по зоологии, палеонтологии, географии, геоморфологии, геологии, петрографии, гидрогеологии, экологии и др.

    Научное значение в исследованиях Байкальской впадины имели съёмки  научными подводными аппаратами. Благодаря их применению учёные получили новые данные по гидрохимии, гидрологии, ихтиологии,

палеоклиматологии.  Н.А. Флоренсов отметил, что  в последние годы наметилось объединение наук о Земле, началось наступление на её тайны не

разрозненно, а сообща. Изучение Байкала продолжается!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   

В данной работе я хотела узнать об истории открытия и изучения

озера Байкал. Сведения по этой теме  искала в библиотеках. Материал собирался постепенно. Материал обширный, но нужно было выбрать именно

необходимый и соответствующий теме. Тема изучения Байкала дальше

будет продолжаться, так как она очень интересная. Важно было узнать, как открывались и накапливались знания об озере Байкал.

    Собирая информацию, я узнавала о  самых  разных людях: путешествен —

никах, исторических личностях, философах, учёных, байкаловедах, наших земляках; открывала для себя историю изучения Байкала.

    При анализе фактов выясняется, что сведения о Байкале появляются в XVII веке, хотя первые упоминания об озере встречаются раньше, у древних китайцев — за 119 лет до нашей эры. Дальнейшее освоение Байкала, как видно из документов, было тесно связано с историческими событиями Российского

Государства:  разведкой и освоением новых земель русскими землепроход-цами, путешественниками и исследователями и присоединением этих территорий к России.

    Как показывает история, многие из исследователей, путешественников, учёных были преданы Сибири, Байкалу, науке и Родине.

    Много тайн в природе Байкала открыли учёные в современное время. Что-

бы о них побольше узнать, нужно потрудиться над сбором документальных

сведений. Главное, что я поняла о Байкале – это его загадочность и замеча-

тельность.  М.М.  Кожов сказал, что Байкал должен быть сохранён для будущих поколений как неповторимое явление на нашей планете. Всё правильно. Так должно и быть.

_________________________

1  Л.И. Румянцев. Русские источники XVII века о Байкале.//Краеведческий        

   сборник./Под ред.Л.Е.Элиасова,1958,Вып.3,с.3-12.

2  А.П. Щапов. Историко-географические заметки о Сибири-Изв.Сибирского

   Отдела Русского Географического Общества,т.IV,1875.

3  Л.С. Берг. Байкал, его природа и значение в народном хозяйстве. Изд-во

  «Правда». Всесоюзное Общество по распространению политических и

   научных знаний, М., 1948, с.3.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Байкал. Атлас. М.: РАН. Сиб. Отд. Федеральная служба геодезии и карто-

    графии России.

2. Буянтуев Б.Р. К вопросу о происхождении названия «Байкал» // Известия    

    АН СССР. Сер. Географическая.-1951.-№5.-с.51-52.

3. Верещагин Г. Ю. Байкал. Иркутск: ОГИЗ, 1947.

4. Галазий Г. И. Байкал в вопросах и ответах. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во,  

    1984.

5. Дорогостайский В. Ч. Краткий отчёт о работах Байкальской экспедиции

    Академии наук в 1916 году //Российская АН: Тр. Комиссия по изучению

    Байкала.- 1922.-Т.1.-с.154-161.

6. Кардашевская П.А. Исследователи Байкала. Иркутск: РИО ИГУ, 2001.

7. Прибайкалье //Альбом карт.-Иркутск: 475 ВКФ, 2001.-76 карт.

8. Румянцев Л.И. Русские источники XVII века о Байкале //Краеведческий    

    сборник./ Под. ред. Элиасова Л.Е.-1958.-Вып.3.-с.3-12.

9. Саркисян С.Г. Байкал.- М.: Гос. Изд-во географической литературы.-1955.-

    80 с.: ил., карта.

10. Советский энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия».

    1985.

11. Щапов А.П. Историко-географические заметки о Сибири –Изв. Сибирс-

     кого Отдела Русского Географического Общества, т.IV, №2, 1875.

ПРИЛОЖЕНИЕ

    Приложение 1.  Маршруты первооткрывателей Байкала..

    Приложение 2.  Карта Байкала 1806 года.

    Приложение 3.  Карта Байкала. Современное время.

1.  Маршруты первооткрывателей Байкала

 

2.  Карта Байкала 1806 года.

3.   Карта Байкала. Современное время.

nsportal.ru

История Байкала. Первооткрыватели и старожилы // Карнышев А. Д. «Байкал таинственный, многоликий и разноязыкий» 3-е изд. (2010) | ИРКИПЕДИЯ

Ещё до встречи с Байкалом русские первопроходцы получили сведения о нём. Причем сообщения о самом озере — море шли вкупе с описанием народов, которые живут на его берегах или находятся вблизи. Вот пример из отчета известных первопроходцев Васки Витезева и Курбатки Иванова со товарищи: «А в расспросе тунгуской князец Можеулко и его улусные люди про Брацких людей и про Ламу, что называют Брацкие люди Байкалом озером, и про вершину Тунгузскую, и про Шилку реку, и про Витимские вершины сказы­вали. А по Ламе и по Байкалу живут неясачные Тунгусы Кумкагири и Чилкагири, и иных родов много, а числа те Тунгусы им не знают, сколько их в роду; а соболей де у тех Тунгусов много. А на Ламе остров именем Ойхон, а ходу через Ламу до острова Ойхона судо­вого день; а люди на том острову живут Брацкие многие, лошадей и всякого скота много, а хлеб у них родится просо; а с Ойхона острова на другую сторону Ламы судового ходу день же. А на другой стороне Ламы живут Брацкие ж люди конные, а Тунгусы оленные; а от тех дел Брацких людей в правую сторону по Байкалу к Енисейской вер­шине живут люди Точали скотные».

Первые поселенцы на Байкале

Летописи сохранили описание первых событий пребывания пер­вооткрывателей и (в чем есть доля правды) «колонизаторов» на бай­кальских землях. Вот одна из них за 1643 год. Десятник Скороходов с 36-ю казаками, идучи по берегу моря Байкала до устья Верхней Ангары, всех встретившихся на пути тунгусов без труда объясачил, но, проходя далее по берегу же Байкала к устью реки Баргузина, живущих там тунгусов покорять не столь легко было. Казаки хотя для безопасности своей при самом начале военных видов построили зимовье, но тунгусам мало-помалу встречающихся казаков убивали до того, что остальные два казака сидели в зимовье с праздника Рождества Христова до святой Пасхи, и едва удалась им отважность в маленькой лодке спасаться на море Байкале бегством и таким обра­зом избежать смертной сотоварищей их участи.

После того происшествия определенный из Якутска пятидесятник Курбат Иванов с 70 казаками пустился плыть по морю Байкалу на большой лодке — набойнице и, прибыв на остров Ольхон, живущих на сем острове около 1000 бурят силою оружия покорил, следствием сего поражения было то, что россияне нечаянно на бурят учинили нападение и доказали сею победою храбрость и благоразумие, когда по сильном поражении бурят объяло изумление и когда они не на­ходили средств к поправлению своего обстоятельства, тогда казакам легко было завоевать бурят, которые и покорились скоро.

В литературе, научной, художественной и публицистической мож­но найти много сведений о роли казаков и землепашцев в освоении Сибири и Прибайкалья. Но гораздо меньше данных о вкладе в данную деятельность со стороны охотников, хотя во многих случаях именно они были первопроходцами таежных просторов. Причины этому были весьма и весьма просты. Во-первых, Россия ни в 16, ни в 17 веке не имела своих валютных источников, и основным средством оплаты госу­дарственных расходов в области международных отношений служила пушнина: ею «финансировалось» снаряжение посольств, зарубежных послов в Москве. Да и сами именитые люди России носили одежды, украшенные мехами или сделанные из мехов и любили делать подар­ки соответствующими изделиями «с барского плеча». Во-вторых, воз­можности отстрела и вылова ценных пород зверей (особенно соболя) в Западной Сибири быстро уменьшились, и центр пушных промыслов само собой переместился в Восточную Сибирь.

Естественно, в суровые таежные края шли промысловики, кото­рым были по плечу жестокие морозы, ведь охоту в разных ее видах, особенно на пушного зверя, надо было осуществлять зимой. Этот момент предопределил то, что среди охотников — профессионалов основную часть составляли выходцы из северных регионов страны. По данным таможенной книги Илимского острога, в 1658 году сре­ди охотников, пришедших на промысел в таежное Прибайкалье, не было ни одного человека из мест, лежащих южнее Каргополя, Во­логды, Галича. Выходцев из пяти северных городов — Устюга, Ваги, Вычегды, Соли Вычегодской, Усолья — было 372 человека, что со­ставило 64% всех охотников. Кстати, «коренных» сибиряков среди промысловиков было лишь доли процента. Если при­знать, что заметная часть людей с севера впоследствии укоренялась в здешних местах, то истоки психологии прибайкальца несомненно надо искать в характере северянина.

Социально-психологической особенностью организации жизни и быта охотников — промысловиков было их, можно сказать, вынуж­денная внешними условиями и подогреваемая стародавними русски­ми традициями коллективность, которая и определяла жизнь «всем миром». Промысел в незнакомых местах, в сложнейшей климатиче­ской и рельефной обстановке невозможно было осуществлять в оди­ночку. Основной «производственной ячейкой» была так называемая «ватага» — артель (сообщество, коллектив), временно образующаяся для общего дела. На Руси такие «ватаги» формировались для ловли рыбы неводом на Волге и Днепре, для реализации других производ­ственных функций временного характера. Во «главе» ватаги стоял «вотажок» или «ватаман» — старшина артели.

Ватаги, которые объединялись для пушных промыслов в Си­бирь, были двух основных видов. Первым из них можно назвать ватаги «своеуженников» или «складников». Ее «члены» обязаны были внести свою долю («ужину») в снаряжение и экипировку ар­тели: охотничьи принадлежности, одежду, продукты и т.п., они же сами несли необходимые расходы на дорогу и приобретение (оплату) транспортных средств. Сообща выполнялись все работы, связанные с промыслом — сооружение зимовий и ловушек для зверя, заготов­ка дров и т.д. Добыча так же шла в «общий котел», и только после выхода из тайги и уплаты установленной пошлины (десятая часть до­бытой пушнины, идущая в «царскую казну») вся пушнина делилась на равные «ужины», и лишь «ватаман» получал обычно две доли. В формировании ватаг первого типа определяющую роль играли родственные связи (родные и «двоюродные» братья, родственники по материнской линии мужского пола, их повзрослевшие дети), по­этому ватаманом чаще всего становился самый старший и опытный из членов семьи.

Ватаги второго типа — «покрученники» (по-видимому, от сла­вянского «покров», «покровитель» — защита, помощь, благодетель-ство со стороны какого-то лица, отсюда и негативный вариант слова «покрывательство») создавалась на основе найма отдельных добровольцев «охочих» людей со стороны состоятельных промыш­ленников (кстати, слово «охота» в значении «звероловство» явля­ется эвфемизмом последнего, поскольку охотники старались скрыть свои истинные намерения на «убийство зверей» перед окружающими и, особенно, потусторонними силами). Покрученники получали от своего хозяина все то, что «складники» собирали по долям. Как и последние, вся добыча покрученников шла в общий котел, но пос­ле уплаты установленной «десятины» казне, две трети добычи они должны были отдать хозяину, оставшуюся треть могли продать и вы­рученные деньги поделить между собой. Хотя покрученники обычно не выделялись своим «братским» родством, но все же условия труд­нейшего промысла, совместные дела и долгий путь, зачастую делали и их коллективистами.

Мы более подробно остановились на вопросе охотничьих ватаг именно потому, что их нравы и порядки ложились в основу «обычно­го права» жителей Прибайкалья. Когда пушной промысел на «цен­ные породы» в 18 веке стал не столь рентабельным, как прежде, ва­тажники были вынуждены «оседать» в местах, пригодных не только для охоты на менее ценных зверьков, но и для сельскохозяйственного производства, скотоводства, рыболовства и «ямщичества». Послед­нее стало быстрыми темпами развиваться в Сибири в связи с воз­никновением все новых и новых почтовых станций, возрастанием разных коммерческих и казенных перевозок. Извоз как «промысел перевозной» стал солидной основой сибирской экономики, он же по­родил многие русские деревни в этих суровых краях. А их жители брали за «уставы» своего бытия сплав тех норм, которые сложились в российских деревенских общинах, военно-хозяйственных сообще­ствах казаков и в промысловых ватагах разного типа. Стоит ли удив­ляться тому, что коренные сибиряки зачастую отличались и отлича­ются сегодня выраженным коллективизмом.

Черты сибиряков

Жители мест у Байкала — своеобразный сколок, говоря научным языком — репрезентативная выборка населения Сибири. Что касается сибирских аборигенов, или вольных землепашцев, или ссыльных поселенцев, или потомков казаков — все они представлены в различных населенных пунктах. И все они, проживая относительно долго в этих местах, своими характерами и качествами повторяли черты настояще­го сибиряка.

Кстати, в их характеристиках можно уже в историческом пла­не встретить немало противоречивых свидетельств. Одно из них и притом весьма колоритное, раскрывающее хозяйственность си­бирского мужика, принадлежит иркутскому писателю и краеве­ду Н.С.Щукину: «При мысли о крестьянине сибирском надобно забыть крепостное право, барщину, оброк и тому подобное. Си­бирский крестьянин принадлежит государству, исправляет повин­ности, платит подати и круглый год работает на себя. Он имеет собственность и располагает ею по своему произволу. У него есть наследственная земля, доставшаяся его дедам по праву первона­чального завладения. Он продает ее, закладывает, дарит и никто ему не препятствует. У него нет ни актов, ни крепостей на право владения; но все знают, что земля принадлежит такому-то или такому-то. Если захочется ему расширить свое владение, он выби­рает удобную землю, очищает ее от леса, выжигает сор и коренья, поднимает дерн, пашет, сеет и в первый год получает изумитель­ный урожай».

Нередкая альтернативность реальных качеств человека создава­ли противовес мнению о прагматичности и работоспособности сибир­ского крестьянина, что вызывало и довольно-таки негативные выска­зывания о его нравственных «достоинствах». Тот же Н.Щукин так описывает некоторые из них: «Сибиряки плутоваты, недоверчивы, подозрительны. Дать слово и не исполнить у них нипочем; запереть­ся, божиться считается молодечеством. Возможность легко доставать деньги сделала их ленивыми и непредприимчивыми. Между крестья­нами заметен какой-то эгоизм: нет союза и общего дружества. Каж­дый видит в другом врага, если не настоящего, то будущего, радуется беде соседа, не думая, что с ним случится то же».

Думающие люди понимали, что многие негативные черты сиби­ряка — это не столько его природная сущность, сколько явление, вы­званное внешними условиями. М.Загоскин, характеризуя некоторые обстоятельства жизни сибирских крестьян, в частности, их зависи­мость от своих местных властей, писал: «не можем не отметить того деморализующего влияния, которое имеет на человека обращение с ним как с бесправным, безответным «быдлом»; такое обращение не только в крестьянине, но и в лицах гораздо повыше убивает энергию, сознание своего человеческого достоинства и, унижая нравственно, ведет к бесхарактерности, апатичности в делах и распущенности. У крестьянина, кроме того, являются опущения в хозяйстве и пьянство. Привыкши к тому, что его безнаказанно обидит и цыган, и бродяга, и обирает еврей — целовальник, крестьянин равнодушно смотрит и на своих, им самим избранных обирателей и — платит всем и за все: за вахтера, старшину, старосту и голову…».

Существующим нелестным отзывам о наших сибирских пред­ках есть диаметрально противоположное мнение декабриста Н.В.Басаргина: «Простой народ казался мне гораздо свободнее, смышленее, даже и образованнее наших русских крестьян, и в осо­бенности помещичьих. Он более понимал достоинство человека, бо­лее дорожил правами своими. Впоследствии мне не раз случалось слышать от тех, которые посещали Соединенные Штаты и жили там, что сибиряки имеют много сходства с американцами в своих нравах, привычках и даже образе жизни».

Такой разброс точек зрения об особенностях сибиряков настраи­вает на анализ, в котором есть место, как и в большинстве жизненных явлений, для контрастных суждений в антитезе добра и зла, когда право на существование и определенную объективность имеют противоположные (относительно) взгляды. «Истина лежит посредине», — данный тезис побуждает искать не только содержание полярных характеристик, но и причины их возникновения.

Негативизм в оценках сибиряков, на наш взгляд, стимулировал­ся тем, что в общей их массе, по сравнению с российскими масштаба­ми, было пропорционально больше людей «из ряда вон выходящих», волею судьбы заброшенных в эти суровые края по двум основным поводам: 1) совершение какого-либо преступления, правонарушения против общественного порядка, которые «карались» высылкой в Си­бирь или препровождением в ее уголовные казематы; 2) стремление к быстрому обогащению в этих суровых, но столь заманчивых в пла­не карьеры, фарта и удачи местах.

Характеризуя некоторые особенности людей второй катего­рии, писатель М.Александров, посетивший Иркутск в 1827 году, отмечал:

У нас пока в Сибири два предмета —

Мозольный труд и деловой расчет

Всем нужен хлеб да звонкая монета,

Так любознание кому на ум придет.

Купец сидит, как филин, на прилавке

Его жена чаек с кумою пьет.

Чиновный класс хлопочет о прибавке

И прочного гнезда себе не вьет

Сегодня здесь, а завтра за Уралом,

Кто нажился, тот едет генералом,

Кто не сумел, тот с посохом идет.

Приезжие «варяги», если они обладали материальной и (или) властной силой нередко противопоставляли себя «коренным», счи­тая их глухими провинциалами и неудачниками. Этот момент хо­рошо отразил в своем очерке об Иркутске польский байкаловед Б.Дыбовский в 1860-х годах: «Главный тон обществу задавали чи­новники, прибывшие из России: в Сибирь они привносили все по­роки, но редко только позитивные качества европейских обществ, на сибиряков смотрели свысока, а даже и с определенным оттенком презрения, в результате будили в тех последних чувства неприязни, зависти, а иногда даже и ненависти, которые глубоко волновали сибирское общество, а во многих случаях начинали проявляться в действиях».

Нечего и говорить о том, что разного рода «временщики» зачас­тую отличались внешне выраженной активностью, исключительнос­тью, своими повадками, привычками и поведением в первую очередь, бросаясь в глаза любому неискушенному наблюдателю. По ним по­рой и судили о сибиряках в целом. Кстати сказать, подобного рода индивиды (включая соответственно воспитанных потомков разных «татей» и «варнаков») всегда в чем-то доминировали в общей массе «сибирского люда».

«Временщики» (а по-байкальски — посельга) были во все време­на и у всех народов. Но не они все же в конце концов правят бал в стабильных сообществах, где люди прикипели к своей земле и поня­ли ее значение для себя и своих потомков. Как показывает история, в таких сообществах начинают со временем перевешивать здоровые силы, которые хотят нормально жить и исконные потенциалы, ко­торых требуют восстановления разумности во всем, в том числе и в отношениях с природой.

После З.Фрейда и его последователей (прежде всего К.Юнга и А.Адлера) в науках о человеке и обществе установилось твердое мнение о двух важнейших истинах человеческого существования. Во-первых, любой народ или группу родственных народов невозможно по-настоящему понять, не зная его мифов, преданий, сказаний, ле­генд, которые несут в себе информацию о его истоках и духовных основах. Во-вторых, мифы и сегодня живут в глубинах человеческой души, в психологии этноса, то и дело прорываясь «наружу» через конкретные поступки, поведение и действия людей.

В этом плане и русский народ в его территориальных и этни­ческих вариациях можно в полной мере понять, обращаясь к его конкретным сказаниям и божествам. Что касается «природного ха­рактера» души русского человека, то в ней так или иначе существо­вали и существуют стародавние словянские божества, регулирующие взаимодействие человека с окружающей средой. Вот лишь некоторые из них.

Ярило — бог солнца и заодно божество посевов и мужского се­мени, символизирует продолжателя рода, который заботится о том, чтобы оплодотворить природу (и человеческие племена, как часть её). В честь Ярилы в конце апреля устраивались веселые Ярилииы праздники, водили хороводы, пекли из муки изображения птиц.

Волх — название бога происходит от «волохатый», «волосатый» — синонимов слова «медведь», на которое в древности налагалось табу. В праздники весеннего пробуждения медведя (значит и всей природы) 20-25 марта (масляничная неделя) одевались в шкуру медведя и других зверей. Стоит напомнить, что аналогичный «мед­вежий» праздник существовал и в древней Греции и носил название комоедици — комедии (от греч. Сотоз — медведь).

Волос, также Велес — «скотий бог», изображаемый обычно в виде  быка   (тура).   Он  покровительствовал  охотникам,   обозначал также духа убитого зверя, духа охотничьей добычи. Существовал обычай оставлять на сжатом поле «с» колосьев Волосу на бородку», т.е. славяне считали, что прародители, покоящиеся в земле, тоже помогают им в повседневных делах. Таким образом, культ скотьего бога как-то связывали с предками и с урожаем. Травы, цветы, кус­ты, деревья называли волосами земли. По всей видимости в прагма­тической основе данного почитания звучало и признание значения испражнений животных (навоза) для плодородия земли. В христи­анстве Велес превратился во Власия — покровителя скота.

Дождьбог — один из главных богов восточных славян. Автор «Слова о полку Игореве» называет всех русских дождьбожьими вну­ками. Этот бог дал человеку всё главное (по космическим меркам): солнце, тепло, свет, движение и т.д.

Кашей — божество подземного царства, символизирует окосте­нение, оцепенение от мороза в зимнюю пору всей природы. Многие герои сказок превращаются на какое-то время в камень, дерево, лёд и др. состояние — окостеневают. Затем приходит герой — красная девица, добрый молодец (весна, солнце), и они оживают от поцелуя (луча) или слезинки (капели).

Коляда — солнце младенец. Данное божество представляли как прекрасного младенца, захваченным в плен злою ведьмою — Зимою, которая превращает его в волчонка. Только, когда будет снята с него волчья шкура и сожжена на огне (весеннее тепло), — тогда Коляда явится во всём блеске своей красоты. Коляда праздновался в зимние святки с 25 декабря по 6 января (Велесов день). Ряженые «коляду­ющие» ходили по дворам, пели колядки — песни, прославляющие коляду, дающего всем блага, требовали гостинцев и подарков — ба­ранок, пирогов, караваев — символов плодородия. Каравай, напри­мер, символизировал тучность коровы (старославянское — кравы).

Купало, весёлый и прекрасный бог, одетый в лёгкую одежду и держащий в руках цветы и полевые плоды. Его праздник — один из дней летнего солнцестояния от 22 до 24 июня — — время наивысшего развития творческих сил природы назывался у сибирских крестьян (прежде всего семейских) Иваном-травником или Иваном колдов-ником. В это время Ярило (или другие божества мужского семени) выполнили свою миссию, ибо брошенное в землю зерно проросло, дало всходы. Поэтому Ярило, Купало (купа — куст, сноп старых рас­тений, травы) могут и должны умереть до следующей весны, поэтому на празднествах в ночь на 24 июня сжигали их соломенные куклы. На рассвете все участвующие в празднике купались, чтобы снять с себя злые немощи и болезни. В эту ночь крестьяне так же стремились пре­дохранить свою усадьбу и скот от происков нечистой силы: колдунов, ведьм, других сатанинских сил. В купальскую ночь, по преданиям, происходили всякие чудеса — цвели редкие загадочные травы: разрыв — трава, папоротник и т.д., открывались невиданные плоды.

Те, кто хорошо знаком с фольклорными преданиями сибирских русских, а тем более участвовал в народных празднествах (Крещенье, Масленица, Пасха, Троица), воочию убедились в живучести этих бо­жеств и мифов, в их обязательном, хоть иногда и скрытом, присутс­твии в публичных гуляниях. Нельзя представить себе жизнь русского человека в этих суровых местах без подобного рода мероприятий, ко­торые не могли не формировать и благодатное отношение к природе.

Семейские

Говоря о русских старожилах Прибайкалья и Забайкалья, нельзя не остановиться на рассказе о старообрядцах семейских, часть из которых, как будет показано, поселилась и на берегах Байкала. Об особенностях этой этнической группы великороссов более всего помогают узнать воспоминания декабриста А.Е.Розена, который при переезде из Читы в Петровский завод в 1832 году проезжал по селе­ниям старообрядцев и оставил об их обитателях весьма лестные опи­сания. Рассказы эти были настолько емкие и содержательные, что Н.А.Некрасов использовал их в своей поэме «Дедушка», изображая быт, нравы и чрезвычайное трудолюбие жителей одного из семейс­ких сел — Тарбагатай. Именно им он посвятил строки:

«Воля и труд человека Дивные дивы творят».

Показать старообрядцев надо не только в связи с их древни­ми корнями, уникальностью и самобытностью, но и потому, что для многих, особенно, крепких и трудолюбивых сибирских крестьян-несемейских, они были своего рода референтной группой, ценности которой чтили, делам и поступкам которой подражали.

«Семейскими» в Сибири называли старообрядцев, которые за раскольничество и противодействие «никонианской» церкви в царствование Анны Иоанновны в 1733 году и Екатерины Великой в 1767 г. были сосланы в суровые края и «переселялись» сюда семьями, в основном, из Дорогобужа и Гомеля. Своим упорством, работоспо­собностью и коллективизмом семейские смогли быстро преобразо­вать некогда пустынные места Забайкалья, превратив их в житни­цу для многих других сибирских районов. Побывав в их селах и увидев плоды их труда, А.Розеи написал: «почва родит славнейшую пшеницу, коей белизна муки не уступит муке московских калачей и французских булок, а кроме того находил я приятный вкус и запах пшеничный, который бывает в удачных свежих малороссийских по-леницах. По богатству и довольству поселян мне представилось, что вижу трудолюбивых русских в Америке, а не в Сибири: но в этих местах Сибирь не хуже Америки, земля также привольная, плодородная; жители управляются сами собою, сами открыли сбыт своим произведениям и будут блаженствовать, пока люди бестолковые не станут вмешиваться в их дела, забывая, что устроенная община в продолжение века лучше всех посторонних понимает действительную выгоду свою».

Семейские были не только работящими, даровитыми людьми, но и, по старорусски, плодовитыми: женщины рожали по 10-15, а то и 20 детей. И это обстоятельство обусловило то, что они впоследствии распространились не только по Забайкалью, но и в Амурском крае. На байкальские берега семейские переселялись как отдельными се­мьями, так и целыми группами. Часть из них, по-видимому, была «изолирована» от своих единоверцев после бунта в Бичуре в 1869 году и направлена на берега Байкала. В 1905 году А.М.Станиловский обнаружил в селе Исток Котокельском (ныне Прибайкальский район Бурятии) несколько семей старообрядцев, переселившихся сюда из деревни Жирим (ныне Тарбагатайский район Бурятии).

Рассказать о байкальских семейских стоит и потому, что они нес­ли в своем менталитете исконные древнерусские позиции и взгляды на суть взаимодействия человека и окружающей среды. Специфиче­скими и благодатными можно назвать отношения старообрядцев к природе, вне всякого сомнения перекликающиеся с древними язы­ческими верованиями. «Экологические» традиции, многие религиоз­ные праздники были связаны с почитанием природы, ее животного и растительного мира. Вот всего лишь один пример, связанный с днем Ивана-Травника-Купала (24 июня), к которому приурочено много поверий, аграрно-магических обрядов продуцирующего значения. «Наивысший расцвет природы и как олицетворение этого расцвета — расцветший папоротник, населенность муравейника, травы под росу — все это земледелец старается взять себе на пользу — сделаться бо­гатым; раскрыть клады при помощи цветка папоротника, увеличить плодовитость и обилие домашних животных, для этого рассеивают, разбрасывают по стайкам, курятникам муравьев вместе с кучею, то есть применяя обычный магический прием «подобие вызывается по­добием».

Можно говорить, что «природный» менталитет старовера, заме­шанный на «языческом» отношении ко всему живому был во многом противопоставлен христианскому — равнодушному или даже завоевательному подходу к флоре и фауне, наказам Христа людям: «плоди­тесь и размножайтесь, и наполняйте землю; да страшатся и трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется по земле, и все рыбы морские в ваши руки отданы; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все…» [Бытие 9: 1-7].

Старовер, как и древний русский человек, будучи, прежде всего земледельцем и скотоводом, не пытался довлеть над природой, он «встраивал» свое бытие в ее естественные законы. Даже активно обрабатывая и преображая землю, он стремился привлечь на свою сторону все ее внешние силы, утверждать «хорошее» и бороться с «плохим» в ней.

Интересны в этом плане установки старообрядцев по отношению к окружающему миру, которые определяют конкретные взаимоотно­шения между человеком и животным, а также и растительным ми­ром. Точно так же как люди, которые делятся на «своих» и «чужих», животный и растительный мир для старовера разделен на «чистый» и «грязный». Так, чистота воды зависит от ее источника. Самой чис­той считают проточную воду из реки, т.к. она обладает естественным механизмом очистки, и в ней содержатся очищающие элементы. Со­гласно сказанию, каждое утро Бог отправляет своих ангелов к реке, из которой берут воду христиане, для того, чтобы удалить все нечис­тоты. Именно такую воду используют как питьевую, для хозяйствен­ных нужд, а для совершения религиозных обрядов только вместе с другими очистителями (например, со свечами). Вода из колодцев и ключей может быть использована лишь в хозяйственных целях толь­ко после проведения дополнительного обряда очищения (молитвы) и при условии отсутствия проточной воды. Вода из стоячих источ­ников, таких как пруд, озеро считается грязной по двум причинам. Во-первых, в сточных водах скапливаются вредные организмы. Во-вторых, стоячая вода любимое место обитания демонов, задача которых заключается в том, чтобы причинить вред человеческому организму. Если домашним животным разрешается пить такую воду, то человек никогда не будет пользоваться ею, даже в хозяйственных целях. Более того, если такую воду внести в часовню необходимо после этого проводить обряд очищения икон.

Другую часть природы, которая также имеет символическую коннотацию, составляют растения и растительные продукты. Боль­шинство растений, включая ядовитые, относят к «чистым» и не причиняющим вреда религиозному ритуалу. Исключение составля­ют хмель, чай, кофе и табак. Все «нечистые» растения имеют два отличительных признака. Первое, они считаются «алкогольными», т.к. могут изменять поведение человека. Второе рассказ о про­исхождении этих растений и проникновении в христианский мир зафиксирован в религиозных сочинениях. Согласно этим мифам, Сатана, позавидовав Богу, соблазнил последователей Бога курением и пьянством чтобы задурманить их разум и ослабить их физически. Первыми жертвами были арабы и турки, затем греки. Из всех инток-сикантов самым грязным считается табак.

Как и растения,  все животные,  птицы и рыбы подразделяют на «грязных» и «чистых», и соответственно съедобных и несъедобных. В классификации по чистоте животных самую нижнюю ступеньку зани­мает собака, она является самым грязным и загрязняющим животным. Ей никогда не позволяют входить в дом и даже редко дотрагиваются. Одной из причин нечистоплотности собаки является ее плотоядность, она носитель и разносчик болезней, самое «поганое» животное. К этой группе относят всех плотоядных, имеющих «собачьи лапы», таких как медведь, тигр, кошка, а также мышей. Кошки завершают ряд «гряз­ных» животных, их впускают в дом, их дарят маленьким детям.

Установки по своей сути гибки и динамичны, они могут меняться в зависимости от потребностей и интересов индивида, а также с из­менением ситуации и привычного, традиционного образа жизни. К примеру, многие установки по отношению к природе у современных старообрядцев России были пересмотрены. Современная молодежь не считает собаку поганым животным, с ней играют маленькие дети, если она заходит в дом не совершается обряд очищения икон. Все семейские Забайкалья пьют чай и кофе, многие из них курят.

Конкретизируя рассказ о байкальских «семейских», стоит приве­сти свидетельство А.М.Станиловского о переселенцах на озеро Кото-кель. «Новоселы увлекаются привольем нового места, с увлечением говорят, как клюква и брусника растут вот тут, у самых окон, и как осенью эти ягоды попадалиь во мху, которым они конопатили новую избу; как много здесь лесу, который они будут чистить под пашню; мечтали о том, как с весны начнут пахать землю, которая, по их мнению, вполне пригодна для земледелия, в противоположность уверениям местных сибиряков… Одним словом, чувствуется, что эти измученные в «утесненных местах» люди, в поисках за лучшей жиз­нью, явятся для здешних таежных мест с рыболовным и зверолов­ным населением прекрасными культуртрегерами, бодрыми проводни­ками следующей по порядку стадии культурной жизни человечества». Надо сказать, что «предсказание» Станиловского 1905 года полностью оправдалось в последующие годы.

Байкальские семейские очень чутко относились к русскому фольклору, хранили его в народной памяти и часто приводили его крупицы в своей повседневной жизни. Чего только стоят загадки из семей-ского села Исток, связанные с природой, климатом, человеком.

  • Долга — долга Арина, одной доской покрыта (Байкал зимой),
  • Не море, не земля, корабли не плавают и ходить нельзя (болото),
  • Еду, еду следу нет, режу, режу крови нет (лодка на воде),
  • Без ног, без рук, ворота отворяет (погода),
  • Стоят вилы, на вилах бочка, а на бочке кочка, а на кочке трава, в траве звери (человек).
К содержанию книги К списку источников книги

irkipedia.ru

История изучения Байкала в лицах

Дыбовский Бенедикт Иванович
(1833-1930 гг.)
член-корреспондент АН СССР, польский ученый-биолог, основоположник современного системного байкаловедения.
Дриженко Федор Кириллович
(1858-1922 гг.)
Моряк-ученый. генерал Корпуса гидрографов, автор первой «Лоции» и первого подробного «Атласа Байкала»
Обручев Владимир Афанасьевич
(1863-1956 гг.)
академик, выдающийся ученый, геолог и географ. Исследовал геологическое строение Сибири, Байкала (открыл «Обручевский сброс»)
Сварчевский Борис Александрович
(1872-1930 гг.)
д.б.н., профессор ИГУ, директор Биолого-географического научно-исследовательского института ИГУ
Берг Лев Семенович
(1876-1950 гг.)
академик, географ, ихтиолог. Разработал одну из ведущих концепций происхождения Фауны Байкала.
Дорогостайский Виталий Чеславович
(1879-1938 гг.)
Выдающийся ученый, биолог, географ, известный исследователь Байкала, Ангары и горных озер Хамар-Дабана.
Создатель первой биологической станции на Байкале.
Верещагин Глеб Юрьевич
(1889-1944 гг.)
д.г.н., профессор, выдающийся озеровед, основатель и первый директор Байкальской лимнологической станции.
Кожов Михаил Михайлович
(1890-1968 гг.)
д.б.н., профессор -байкаловед, организатор и бессменный руководитель Научно-исследовательского биолого-географического института при ИГУ, биостанции в Больших Котах, вырастивший не одно поколение иркутских ученых.
Яснитский Владислав Николаевич
(1894-1945 гг.)
Профессор, первый декан биофака ИГУ (1932-1945 гг.).
Исследовал планктон озера Байкал.>
Глазунов Иван Владимирович
(1902-1968 гг.)
Старейший научный сотрудник Лимнологического института, известный гидрохимик.
Москаленко Борис Константинович
(1902-1973 гг.)
д.б.н., заведующий лабораторией ихтиологии в 60-70-е годы. Исследовал биологическую продуктивность озера Байкал, в том числе его рыбные ресурсы.
Скабичевский Александр Павлович
(1904-1991 гг.)
д.б.н., известный альголог, занимался изучением фитопланктона Баргузинского залива, вел исследования на Байкальской биологической станции в Больших Котах.
Сокольников Владимир Михайлович
(1904-1971 гг.)
к.т.н., первый заведующий лабораторией гидрологии гидрофизики (1959-1971 гг.). Крупный специалист по ледово-термическому режиму.
Талиев Дмитрий Николаевич
(1908-1952 гг.)
Ихтиолог с мировым именем, занимался исследованием бычков-подкаменщиков, ихтиофауны Байкала.
Директор Байкальской лимнологической станции (1944-1948 гг.).
Ладейщиков Николай Павлович
(1908-1998 гг.).
к.г.н., заведующий лабораторией метеорологии и климатологии. (1966-1987 гг.)
Создатель музея байкаловедения.
Флоренсов Николай Александрович
(1909-1986 гг.).
Член-корреспондент РАН, доктор геоло- минералогических наук, заместитель директора ЛИН СО РАН (1973-1980 гг.), разработал представления о Байкальском рифте и формировании озерных котловин байкальского типа.
Афанасьев Александр Никитич
(1911-1977 гг.)
д.г.н., заведующий лабораторией гидрологии и гидрофизики (1971-1977 гг.). Организовал изучение водных ресурсов бассейна оз. Байкал и р. Ангары.
Герберт Генрихович Мартинсон
(1911-1997 гг.)
Палеонтолог, д.г-м.н., профессор. В 1959 г. организовал и возглавил первую в Союзе лабораторию палеолимнологии в Лимнологическом институте СО АН СССР
Линевич Анна Андреевна
(1913 — 2003 гг.)
д.б.н., профессор. Заведовала лабораторией гидробиологии. Исследователь фауны хирономид оз. Байкал.Создала иркутскую школу хирономидологов.
Вотинцев Константин Константинович
(1915-1992 гг.)
д.г.н., заведующий отделом гидрохимии, известный лимнолог, байкаловед, внес большой вклад в изучение гидрохимии Байкала.
Егоров Александр Георгиевич
(1916-1994 гг.)
д.б.н., профессор, исследовал биологию байкальского осетра, проблемы прудового и озерного рыбоводства в Восточной Сибири.
Галазий Григорий Иванович
(1922-2000 гг.)
академик РАН, первый директор Лимнологического института. Известный лимнолог и геоботаник.
Верболов Владимир Ильич
(1923 -1997).
к.г.н., заведующий лабораторией гидрологии и гидрофизики(1977-1989 гг.).
Провел многолетний цикл исследований течений в разных глубинных зонах Байкала, его водообмена и теплового режима.
Кожова Ольга Михайловна
(1931-2000 гг.)
д.б.н., профессор. Выдающийся гидробиолог и организатор науки.
Пастухов Владимир Дмитриевич
(1934- 1999 гг.)
д.б.н., лимнолог, известный исследователь байкальской нерпы.
Черепанов Вадим Васильевич
(1938-1990 гг.)
к.б.н., гидробиолог, занимался изучением бентосных сообществ, в том числе в районе БЦБК.
Ученый секретарь Лимнологического института (1972-1980 гг.).
Скрябин Анатолий Георгиевич
(1938 -2000 гг.)
д.б.н., ихтиолог, занимался изучением сиговых рыб на Байкале, руководил исследованиями Ангарских водохранилищ.
Ученый секретарь Лимнологического института (1966-1971 гг.).

www.lin.irk.ru

Исследователи озера Байкал

Details
Hits: 2158

Иванов Курбат Афанасьевич (?-1666) — первооткрыватель озера Байкал. Возглавил отряд казаков из Верхоленского острога, который в 1643 году выступил и достиг озера. Отряд поднялся вверх по реке Лене и ее притоку Иликте, перешёл через Приморский хребет и по руслу реки Сарма 2 июля вышел к озеру напротив острова Ольхон.
Галкин Иван Алексеевич (?-1658) — казачий атаман, основатель Баргузинского острога. В 1648 году во главе отряда казаков обогнул Байкал с севера, вышел к устью реки Баргузин.
Гмелин Иоганн Георг (1709-1755) — исследователь Сибири и Урала, немецкий естествоиспытатель на русской службе, профессор Петербургской Академии. В 1735-1737 гг. руководил отрядом из состава Второй Камчатской экспедиции В.И.Беринга. Этот отряд, произвел сбор исторических, химических и биологических сведений, а также провел наблюдения магнитного склонения в районе Байкала.
Георги Иоганн Готлиб (1729-1802) — академик Императорской Академии наук, немецкий медик, химик, натуралист, этнограф. В 1772 году составил карту Байкала в масштабе 10 верст в дюйме. Первым высказал предположение о тектоническом происхождении озера. Составил детальное описание флоры и фауны Прибайкалья, в том числе описал байкальского омуля.
Штукенберг Антон Иванович (1816-1887) — инженер-путеец, писатель. В 1836-1840 годах служил в Восточной Сибири, исследовал пути в Забайкальских горах, занимался трассировкой КБЖД. Написал труд «Кругобайкальская дорога»
Дыбовский Бенедикт Иванович (1833-1930) — географ, зоолог, медик, лингвист. В районе поселка Култук провел первые планомерные исследования по измерению глубин Байкала, по распределению температуры воды на разных глубинах, видового разнообразия и биологических особенностей животного мира озера.
Черский Иван Дементьевич (Черский Ян Доминикович) (1845-1892) — исследователь Сибири, географ, геолог, палеонтолог. Составил первую геологическую карту побережья озера Байкал.
Верещагин Глеб Юрьевич (1889-1944) — доктор географических наук, директор Байкальской лимнологической станции Академии наук СССР. Составил карту глубин Байкала. Автор теории морского происхождения байкальской фауны и флоры. Написал труды ледовому режиму озера, динамике и морфологии берегов, гидробиологии.
Галазий Григорий Иванович (1922-2000) — ботаник и гидробиолог, член-корреспондент АН СССР. С 1954 года директор Байкальской лимнологической станции Академии наук СССР. В 1961 году по инициативе Галазия Байкальская лимнологическая станция была реорганизована в Лимнологический институт Сибирского отделения АН СССР. Автор более 400 научных работ. Под редакцией Галазия вышли в свет 25 томов трудов Байкальской лимнологической станции и Лимнологического института. Участвуя в комплексной экспедиции Восточно-Сибирского филиала АН СССР, завершил разработку ботанического метода определения дат наиболее высоких в прошлом уровней воды в Байкале. В связи со строительством Байкальского целлюлозно-бумажного комбината и Селенгинского целлюлозно-картонного комбината, участвовал в работе ряда экспертных комиссий и научных советов, научно обосновал необходимость защиты озера от загрязнения промышленными стоками.

baikal.land

ОТКРЫТИЕ РЕКИ КОЛЫМА И ОЗЕРА БАЙКАЛ

В середине XVII в. открытия русских землепроходцев следовали одно за другим. Михаил Стадухин исследовал огромную территорию, по которой протекали реки Индигирка и Колыма. В то же самое время Курбат Иванов нашел путь к красавцу озеру Байкал.

Летом в Сибири жарко, но зимы холодные, а в далекой Якутии и вовсе находится «полюс холода» — Оймякон, где ударяют морозы крепче минус 50 °С. Как раз зимой 1641 г. до этого сурового места добрались землепроходцы, вышедшие из Якутского острога во главе с Михаилом Стадухиным. Это был человек подходящей закалки — родился на поморском Севере, откуда в юности перебрался в Сибирь. До Оймякона казаки дошли на лошадях, а дальше Стадухину пригодился поморский опыт — на берегу реки Момы следующей зимой казаки построили коч и, дождавшись весны, пустились в плавание вниз по течению. Мома принесла коч к другой неведомой реке — то была Индигирка. Обследовав ее берега, Стадухин продолжил плавание и наконец вышел в холодное Восточно-Сибирское море. Дальше коч прошел на восток вдоль берега почти 500 км и добрался до устья большой реки Колымы.

Плавание в Северном Ледовитом океане породило географическую легенду — Стадухину показалось, что севернее лежит огромная суша. Возможно, он принял за нее один из Медвежьих островов. Как бы то ни было, несуществующую землю потом тщетно искали больше ста лет. Эта легенда сходна со знаменитой «Землей Санникова», на поиски которой в начале XX в. отправился полярный исследователь Эдуард Толль.

Поднявшись вверх по Колыме, Стадухин построил на ее берегу первое русское поселение — Нижнеколымск, а в 1645 г. вернулся в Якутск с большим «государевым ясачным сбором» пушнины. Летом 1645 г. землепроходец отправился в новое путешествие, продолжавшееся больше 10 лет. Вновь прошел по Индигирке до Восточно-Сибирского моря, побывал в Нижнеколымском остроге и двинулся дальше на восток. Наконец землепроходцы добрались до Охотского моря и на коче двинулись вдоль его берега к югу. Пройдя по местам, где до него побывал Москвитин, Стадухин вернулся в Якутск, завершив огромный кольцевой маршрут. Из этого путешествия Стадухин привез «чертеж», как тогда назывались карты, где показал свой путь по якутским и чукотским рекам, а также маршрут плаваний вдоль побережий Восточно-Сибирского и Охотского морей.

К этому времени на реке Лене кроме Якутска существовали и другие русские поселения. Пока Стадухин, преодолевший за годы странствий более 13 тыс. км (больше, чем любой другой землепроходец в XVII в.), путешествовал по Восточной Сибири, казаки из Верхоленского острога прослышали от местных жителей — бурятов — об огромном «море» Байкал.

Кондратий Мясин ближе всех подошел к Байкалу осенью 1640 года. Только один хребет, со склонов которого стекали Лена и Киренга-Ламский, отделял его от озера-моря Ламы. Но он повернул оленей назад, потому что уже надвигалась зима.

Не прошло и трех лет, как зимовавший в устье Киренги Курбат Иванов с отрядом (74 человека) подошел к западному берегу Байкала в районе залива, называемого сейчас Малым морем, где совсем недалеко, посреди озера, виднелся остров — Ольхон. Это произошло летом 1642 года.

После небольшого сражения с бурятами Курбат Иванов выбрался на Ольхон и там остался, а Семена Скорохода и половину своего отряда отправил на лодках вдоль берега к северной оконечности озера, где впадает в него Верхняя Ангара. Там оставил Скороход зимовье, а с половиной отряда прошел по озерному льду вдоль восточного берега, обозначенного лесистым Баргузинским хребтом и, не доходя устья Баргузина, погиб в бою с бурятами. Но более 600 км побережья Байкала было им открыто. А зимовье на Верхней Ангаре превратилось в город Верхнеангарск, хотя произошло это уже в середине XX века.

Курбат Иванов составил «чертеж Байкалу и в Байкал падучим рекам и землицам», но он был утерян. Сохранилась его карта верхней Лены и Байкала, составленная им в 1645 году.

Вслед К. Иванову в 1643 году прибыл большой отряд (из 100 человек) Василия Колесникова. Перезимовав у истока Ангары, он пошел на верхнюю Ангару. Отсюда дальше, на восток, в Забайкалье, он послал Константина Москвитина и трех казаков. По льду озера на санях с парусом быстро домчались они до Баргузинского залива и пошли в горы — вверх по долине Баргузина. По глубокому снегу через таежные дебри поднялись на гребень Икатского хребта и спустились к истокам Витима. От них пошли на юг, к истокам Уды, и по ней добрались до Селенги, самой большой из более 300 рек, впадающих в Байкал и берущей начало в Монголии. Василий Колесников узнал, что в шести днях верховой езды от этих мест протекает река Омон с многолюдным населением на ее берегах. Сливаясь с Ингодой, она образует Шилку, левую составляющую великой реки Амур, текущей в Тихий океан.

Байкальский омуль

Байкал оказался сказочно богат рыбой. Самая знаменитая из них, конечно, байкальский омуль. Кроме него в озере обитает множество видов рыб, в том числе байкальский осетр, байкальский сиг и байкальский хариус

В Енисейске уже четыре года не получали никаких известий о Колесникове. Послали ему в помощь на Байкал «сотню» атамана Ивана Похабова. Похабов обогнул озеро с юга и дошел до Селенги, где пришлось вступить в настоящую войну с бурятами, затянувшуюся на несколько лет. Тем временем, в 1648 году, Иван Галкин заложил Баргузинский острог в 50 километрах от устья. Русское поселение острога продолжило землепроходческую традицию, начатую в Мангазее. Основана была база для дальнейшего продвижения на восток. Отряд Галкина побывал в долине одной из рек, впадающей в Витим, и, перевалив Яблоновый хребет, в 1650 году добрался до Шилки.

Ссылка на источник: http://obaikale.com/statji.php?ID=491

chrontime.com

Оставьте комментарий