Развитие ребенка первого года жизни по месяцам. Мнение детского невролога— ЦСМ Здравица — ЦСМ Здравица
Первые 12 месяцев жизни ребенка. Для самого новорожденного и его молодых родителей — это целая жизнь. Каждый месяц — это новые навыки, новые впечатления, новые ожидания. Наш детский невролог Роман Сергеевич Попович интересно и с юмором рассказал, чего ждать, на что обратить внимание, и что делать, когда в вашей жизни появился самый главный человек на свете — ваш малыш.
Развитие и навыки ребенка 1-го месяца жизни
Роды — стресс. В первую очередь для ребенка. Чем они тяжелее, тем больший это стресс. А оперативные роды — это вообще запредельный стресс. По силе воздействия на органы чувств ребенка их можно сравнить с катапультированием из боевого истребителя на крейсерской скорости.
И вот ребенок родился, а тут на тебе — работай. Сам ешь, сам переваривай съеденное, сам дыши. Это только нам взрослым кажется, что это легко. А на самом деле в акте дыхания участвует свыше 50 мышц, которые раньше особо не работали.
Вот и получается, что весь первый месяц ребенок адаптируется к окружающему миру. По сути, не живет, а выживает.
«А тогда зачем невролог в 1 месяц?» — спросите вы. А затем, чтобы ответить прошла ли адаптация или еще ждем. Ведь силы организма у всех разные. Обычно послеродовый стресс длится 2-3 недели после естественных родов и 3-4 недели после оперативных родов.
И так, как же невролог узнает, что ребенок адаптировался. Очень просто. У ребенка появляются целенаправленные движения:
- пытается приподнять голову лежа на животе и поворачивает ее в сторону;
- фиксирует взгляд на предмете и пытается его проследить, но очень недолго;
- пытается повернуть голову на голос или громкий звук;
- замирает, услышав речь взрослого;
- пытается издавать звуки, когда с ним начинают говорить;
Т.е. у ребенка появляются зачатки исследовательской деятельности. Ребенок начинает интересоваться окружающим миром. А это самое главное, ведь любопытство — это самый главный мотиватор для развития мозга.
Развитие и навыки ребенка 2-го месяца жизни
Как там у космонавтов: «Пять минут — полет нормальный». У нас почти также. Едва закончился первый месяц вне утробной жизни, а мозг младенца уже понял, что, во-первых, все не так уж плохо, а, во-вторых, хочешь жить — умей вертеться. И ребенок начинает раздвигать границы своего пространства и «строить» окружающих его взрослых.
«Фу, как грубо» — подумаете вы, читая эти строки. Но это правда жизни. Весь второй месяц жизни ребенка идет проходит под флагом разведки и покорения. В лучших традициях Робинзона Крузо.
Вот представьте, за второй месяц жизни ребенок научается:
- длительно удерживать голову в положении лежа на животе и кратковременно — в вертикальном положении. И в это время активно рассматривает;
- окружающее пространство с длительным зрительным сосредоточением;
- начинает разжимать кулак, а значит готовится хватать и удерживать предметы;
- начинает вычленять новые звуки на фоне других, улыбается на речь взрослого;
- спонтанно произносит звуки;
- начинает понимать, что кормят через определенные интервалы времени и если покричать, то тебя возьмут на руки, согреют и покормят.
И что самое главное, плач становится разнообразным: особенным для каждой ситуации. И родители должны понимать, когда ребенок плачет от голода, а когда от скуки.
Ну, вот, как уже говорилось выше второй месяц жизни ребенка очень важный этап, ведь в этот момент закладывается фундамент интеллекта и социализации, а без хорошего фундамента крепкий дом не выстроишь.
Развитие и навыки ребенка 3-го месяца жизни
Время летит. Не успели оглянуться, а малыш уже осмотрелся в этом мире и начал командовать. И строит планы по захвату пространства. Да-да, это естественная тяга любого живого существа раздвигать границы.
Но, прежде чем, становится властелином вселенной нужно понять, как это можно сделать, а также узнать кто друг, а с кем нужно держать ухо в остро. И ребенок этим и занимается весь третий месяц жизни, продолжая совершенствоваться в ранее полученных навыках и умениях.
Итак, чем же занимается наш маленький покоритель мира на третьем месяце жизни:
- лежит на животе опираясь на предплечья;
- поднимает руки выше горизонта;
- удерживает вложенную в кисть игрушку, рассматривает ее и тянет в рот;
- смотрит как двигаются руки, пытается контролировать их движения глазами, пытается схватить предмет, и иногда это него получается;
- начинает выделять мать из окружающих, настораживаться на незнакомые лица и места;
- узнает голос матери и начинает произносить гласные звуки в ответ на обращение;
- обращает внимание на говорящего и начинает на это эмоционально реагировать;
- меняет интонации своего голоса, смеется в голос.
Таким образом, на третьем месяце жизни у ребенка начинает формироваться распознавание «свой-чужой» и основы ручных (мануальных) умений.
Еще одним важным моментом развития ребенка является начинающаяся смена мышечного тонуса, с внутриутробного на вне утробный. И до окончательной смены мышечного тонуса массаж, без четких медицинских показаний, может нарушить правильный темп развития малыша. А значит, если родители хотят ребенку сделать массаж, нужно для начала посоветоваться с врачом.
Развитие и навыки ребенка 4-го месяца жизни
Не спешите! Развитие малыша идет волнами: пики развития чередуются с затишьями. В определенной степени, конечно. В период затишья ребенок копит силы, чтобы потом снова рвануть вперед и вверх.
И четыре месяца — это как раз такой период затишья. Пауза. Небольшая, но важная. В это время ребенок оттачивает полученные навыки. Совершенствует их. Доводит до автоматизма. А потому, выдыхаем и наслаждаемся родительством.
На четвертом месяце жизни у ребенка появляется опора на полную стопу. Сейчас пока ему не нужный, но очень важный в будущем навык.
Он становится очень любопытным: останавливает взгляд на предмете и подолгу его рассматривает.
Начинает различать не просто звуки, а голоса. Выделять интонации голоса. При появлении взрослого у малыша быстро вызывается яркий «комплекс оживления». Активно гулит.
И конечно же начинает развиваться познавательная деятельность. Ребенок активно пользуется своими ручками: ощупывает игрушки, хлопает по одеялу или подушке.
Так что, пока не полезли зубы (а мы прекрасно понимаем, что это чертовски больно), ребенок радуется и радует.
Развитие и навыки ребенка 5-го месяца жизни
Ну, что? Отдохнули? Сил набрались? Тогда вперед за новыми достижениями и ощущениями.
Пожалуй, самое яркое впечатление для младенца в первом полугодии жизни — это прорезывание зубов. С таким он еще не сталкивался, со времен родов.
И казалось бы, что с учетом болезненных ощущений и бессонных ночей, развитие ребенка немножко замедлится. Но нет. Пятый месяц жизни полон сюрпризов и чудных открытий.
Окрепшие мышцы позволяют ребенку активно поднимать голову лежа на спине, переворачиваться на бок, и сидеть с поддержкой устойчиво держа голову. А значит, шейный изгиб позвоночника сформирован и формируется грудной изгиб.
А раз шеей всё хорошо, то и нервы плечевого пояса активно работают и развиваются. И ребенок этим пользуется. Хватает мелкие предметы. Подносит их глазам и долго рассматривает. Играет с подвешенными игрушками. И может заниматься этим длительное время.
В этом возрасте у ребенка четко формируется познание мира через игру. Потряс игрушкой — она загремела. Потряс сильнее — громче звук. Весело.
Ребенок начинает рассматривать не только, то что в пределах вытянутой руки, но и предметы, расположенные в разных местах. Задерживая взгляд на новых предметах.
Активное гуление становится длительным, певучем. Часто появляется в ответ на обращение к нему. Звуки тоже привлекают внимание, и ребенок даже поворачивается на громкий звук, если не занят, чем-то важным.
Но и это еще не всё. В ответ на разнообразие мира, ребенок дает разнообразие реакций. Плач становится модулированным. Появляется улыбка на молчащего взрослого. Ребенок начинает различать жесты и мимику.
И как вишенка на торте — появление первых навыков самообслуживания. Ребенок начинает есть с ложечки. А значит, новые ощущения и радости впереди. Да-да, вот это вот пюре из брокколи очень гармонично смотрится на кухонных обоях.
Развитие и навыки ребенка 6-го месяца жизниа
Представляете!? Вашему малышу уже шесть месяцев. Полгода!
За это время он многому научился, вырос, окреп и…
Решил взять тактическую паузу в развитии.
Честно.
Шестой месяц жизни — это шлифовка прежних полученных умений и подготовка к новому рывку в развитии.
Но даже в этаком, своеобразном таймауте, у малыша есть чем вас порадовать.
Во-первых, в этом возрасте он способен пассивно сидеть. А это существенно стимулирует зрительное восприятие. Ведь сидя, видно гораздо больше, чем лежа. И ребенок начинает активно рассматривать крупные картинки.
Во-вторых, он активно пользуется руками. Научается вытягивать руку вперед в положении лежа на животе. Поддерживает бутылку, из которой пьет. Активно исследует погремушку и ищет ей применение: гремит, стучит, кидает и даже пытается ее съесть.
И, наконец, в-третьих, появление дифференцированных эмоций. Да-да, именно в этом возрасте ребенок начинает радоваться знакомым лицам и пугаться чужих. Узнавать и радоваться если его кто-то зовет по имени, и настораживаться если слышит незнакомое имя. И как вишенка на торте появляется лепет, и эхолалии (повторение звуков и иногда слогов при обращении).
Развитие и навыки ребенка 7-го месяца жизни
Время летит, не успели оглянуться, а ребенку уже семь…
Не пугайтесь, мы о месяцах говорим.
После небольшого технического перерыва, ребенок вновь наращивает темпы своего развития. К этому возрасту ребенок доводит до совершенства ряд навыков, полученных ранее. И если их нет, это очень и очень плохо.
Это я о поворотах. К семи месяцам ребенок должен уметь переворачиваться со спины на живот, с живота на спину и делать это через обе стороны. Это декретированный срок развития. Отсутствие поворотов в семь месяцев — повод бить тревогу и бежать к специалистам.
Но хватит о грустном.
Мы же с вами говорим о радости родительства. О том, как чудесно ребенок развивается.
Всё ждем с вами, года он начнет покорять пространство. Ну, что ж. Дождались. К семи месяцам ребенок начинает ползать на животе, за счет рук. Недалеко, конечно. Но ведь главное — начал!
А еще, ребенок растет, играя и игра растет вместе с ним. Смотрите, в семь месяцев он хватает игрушку из разных положений и всячески её крутит-вертит.
И ведь не только игрушку, а все до чего может дотянуться. И развлекается, кидая игрушки, бутылочки и наблюдая за вашей реакцией. И ведь, это так увлекательно смотреть как мама в тридцатый раз подает погремушку в кровать.
«Интересно, мама, а на тридцать первый раз сил и терпения хватит. Бах! И улыбаемся…
А вот так не надо. Не надо грозить мне пальцем, мама. Я знаю, что это за жест. Да-да, и знаю, как показать свои эмоции. Я могу тонко пищать, как комар, и грозно рычать, как медведь.
И слогов в моем лексиконе все больше и больше.
Вот только попросить пить не могу. Но если ты, мама, подержишь чашку, я из нее с удовольствием попью. Зря, ты мне ее дала в руки. Ой, зря… Бах!!!
Куда? Куда ты уходишь с чашкой? Отдай! Мы так здорово играли!!! А-а-а-а-а!!!!»
Развитие и навыки ребенка 8-го месяца жизни
Итак, покой нам только снится…
Ребенок постепенно стремится к стадии «в каждом маленьком ребенке и мальчишке и девчонке, есть по триста грамм взрывчатки, или даже полкило». По-пластунски, но с упорством настоящего героя. А в паузах между ползаньем, может присесть, из положения лежа через бок, отдохнуть. Или даже встать на четвереньки. Постоять так, поразмышлять.
Но сидеть лучше. Правда заваливается часто, но, зато уже научился расставлять руки, чтобы удержать равновесие или защитить себя при падении.
А еще ребенок понял, для чего нужен большой палец. И активно его использует в хватании предметов. Смотрите, он уже не просто держит игрушку, но и стучит ею. Еще пару дней и весь дом наполнит музыка: ребенок будет колотить предметом о предмет. И прятать вещи нужно надежней, ведь он научился узнавать знакомые предметы по их части, и убирать препятствия на пути к цели.
Ребенок стал более любопытен и ищет взглядом знакомые предметы, которые вы называете. А еще по-разному стал реагировать на людей: на тех, кого видит часто, редко или, вообще, впервые. Активно реагирует, когда вы с ним говорите, выполняет простейшие просьбы: при одевании подает руку или ногу. Повторяет слоги в лепете. В общем, как и всегда, радует и радуется…
Развитие и навыки ребенка 9-го месяца жизни
Не зря! Ой, не зря учебный год начинается с сентября… С девятого месяца.
Да-да, к девятому месяцу развитие ребенка позволяет ему обучаться и веселиться. А что: ползать на четвереньках умеет, значит добраться к новым знаниям сможет. Музыку слушает, значит в дороге будет веселей. А если взять на руки, то начнет под эту музыку подплясывать.
Кусочки полутвердой пищи держит, кусает и жует, а значит хлеб и банан на перекус можно. Правда похоже на школьный завтрак?
Ну и самое главное — в этом возрасте ребенок начинает повторять за взрослыми, легко вступая с ними в контакт на игровом, речевом и эмоциональном уровне. А значит можно его научить каким-то действиям, например, «Дай пять», или более сложным, без жестового подкрепления. Или новым слогам.
Или играм — найди игрушку, для начала можно прятать у него на глазах, он, конечно, быстро ее найдет, но зато поймет суть игры.
А на маленьких переменках, поверьте, ребенок найдет, чем себя занять. Ведь он уже умеет хватать, толкать, кидать игрушки, и даже может поставить кубик на кубик.
Так что вперед и с песней, ползком к новым знаниям!
А ручкой помахать?
Развитие и навыки ребенка 10-го месяца жизни
Представьте: утро, вы сидите, в редкую минутку свободного времени, пьете чай и, вдруг, слышите звонкий смех, ваша реакция?
Верно. Пойти и посмотреть, что же там такое.
Заходите в комнату, а там… ваше чудо стоит у зеркала и тычет пальцем в свое отражение и смеется. И вы начинаете смеяться вместе с ним. Отсмеялись, ваш малыш грохнулся на «пятую точку» — вставать-то он вот пять минут как научился, а садиться из положения стоя пока нет. Но он не расстроился, уверенно подполз к вам, встал у ваших ног, и вы поняли: нет, не привиделось. И тут он схватил вас за подол двумя пальцами, а не ладонью, как раньше. Еще один сюрприз. Приятный. Что ж теперь зубы чистить и умываться будет веселей — в зеркале себя и маму (или папу) теперь узнаем.
Радуемся от души, в прочем плачем также, да и злимся, так что точно сомнений не осталось. А еще ребенок может теперь тыкать пальцем и называть людей и предметы отдельными слогами, не всегда первыми, но это ненадолго. А раз может тыкать и называть, значит может узнавать и показывать, а значит, вперед, учимся познавать мир.
Не забывайте про игрушки, теперь ребенка можно научить их не только разбрасывать, но и собирать.
Развитие и навыки ребенка 11-го месяца жизн
Растет, растет ваш малыш.
Вот он уже может самостоятельно вставать и стоять. Это, несомненно важное умение, но не самое главное в этом возрасте.
«Да, как же так?» — удивленно, а может чуточку возмущенно скажете вы.
А вот так! Несомненно, это очень заметный навык, но не самый главный.
«А что же тогда? То, что он научился махать рукой на прощанье?»
Да нет, конечно. Это очень мило и наполняет радостью сердца. Но это не самый главный навык.
Сдаетесь?
«Ну, ладно, да» — согласитесь вы. Вариантов то немного — играть двумя игрушками, ставить кубик на кубик, нанизывать кольца на штырь пирамидки, понимать слово «нельзя».
Нет.
Самый главный навык, который появляется у ребенка в одиннадцать месяцев — это целенаправленность деятельности. Ребенок начинает предвидеть результат своих действий и стремиться достигнуть его.
«Вижу цель — преград не вижу» — это как раз про них, про малышей. Поэтому и кубик на кубик, и кольца на штырь, и ваше «нельзя».
Согласитесь, уметь ставить цель и стремится к ней — это самый главный навык, и не только в одиннадцать месяцев, а вообще, по жизни!
Развитие и навыки ребенка 12-го месяца жизни
С Днём Рождения!!!
За год Ваш малыш прошел огромный Путь! Да, именно так, с большой буквы.
Из человека «вопящего» он превратился в человека прямоходящего, в основном с поддержкой и опорой, но уже есть первые попытки делать самостоятельные шаги.
Пора устраивать праздник и дарить подарки. И побольше, побольше. Ваш малыш уже может взять их в обе руки, и даже схватить зубами.
Конечно же, самый лучший подарок — это книга! С картонными страницами, которые малыш может уже переворачивать. И тыкать пальцем в картинки со знакомыми предметами, когда вы их называете.
А можно еще подарить сортер — ведь ребенок научился проталкивать предметы в отверстия.
А еще можно поиграть с ним в прятки. Спрятать игрушку, например, мяч (ведь он уже умеет с ним играть и ему нравится) и попросить найти. И малыш поймет вашу просьбу и будет радостно её выполнять. А когда он получит все подарки, попросите его, и он вас всех с радостью обнимет.
Кого это он так ищет глазами? Всё ясно, бабушка вышла из комнаты, а малыш начал ее искать и звать. Да, он уже так делает. И даже может говорить около пяти слов.
Какой же праздник без угощенья? А ну-ка, где ложка? ведь ребенок уже ест самостоятельно.
А после праздничного обеда песни и танцы. И малыш активно подпевает, следуя ритму и интонациям, правда только отдельными звуками, иногда слогами, но не все сразу.
Ну вот, праздник удался на славу.
Как развивается и что должен уметь ребенок? Таблица по месяцам. ❤️ KIDY.eu
- Развитие речи
- Понимание речи
- Восприятие взаимосвязей
В первые 3 года своей жизни малыш должен научиться очень многому. Не упустите это драгоценное время, дав своему крохе все необходимое и обеспечив его гармоничное развитие. А как узнать, правильно ли развивается ребенок? Что должен знать и уметь делать ребенок в месяц, в 1 год, в 2, в 3 года? Эта таблица, сделанная по материалам мюнхенской функциональной диагностики развития , поможет вам. Здесь подробно описаны умения детей. Только помните: каждый малыш уникален, а мы приводим лишь усредненные показатели. Однако, если вы обнаружите, что ваш ребенок существенно отстает в развитие от других детей по большинству показателей, будет разумным принять меры и обратиться к специалисту.
Социальное развитие
Умение | 50% детей | 90% детей |
Может отклонять просьбу протестом | 8 месяцев | 11 месяцев |
В ответ на просьбу дает матери предмет | 9 месяцев | 1 год 0.5 месяцев |
Имитирует один жест, например, хлопанье в ладоши, или делает «пока-пока» | 10 месяцев | 1 год 1.5 месяца |
Ласкает куклу или мягкую игрушку | 11 месяцев | 1 год 2. |
Катит мяч взрослому | 11.5 месяцев | 1 год 3.5 месяца |
Подражает видам домашней деятельности (вытирает пыль, подметает мусор и т.д.) | 1 год 0.5 месяца | 1 год 4.5 месяца |
Помогает убирать игрушки | 1 год 1 месяц | 1 год 5 месяцев |
Иногда подходит с книгой с картинками, чтобы ему ее показали | 1 год 2.5 месяца | 1 год 7 месяцев |
Выполняет простые поручения по дому | 1 год 3 месяца | 1 год 8 месяцев |
Остается на короткий промежуток времени у знакомых (15 минут) | 1 год 4 месяца | 1 год 9 месяцев |
Сам выбрасывает мусор в мусорное ведро | 1 год 5 месяцев | 1 год 11 месяцев |
Охотно играет с ровесниками в догонялки | 1 год6 месяцев | 2 года |
Спонтанно обихаживает куклу или мягкую игрушку (кормит, укладывает и т. | 1 год 7 месяцев | 2 года 2 месяца |
Пробует утешить, если кто-то печален | 1 год 8 месяцев | 2 года 3 месяца |
Вербально выражает чувства | 1 год 11 месяцев | 2 года 7 месяцев |
Выражает желания в «Я»-форме | 2 года 1 месяц | 2 года 10 месяцев |
Придерживается правила игры: один раз «я», один раз «ты» | 2 года 3 месяца | 3 года |
Развитие речи
Умение | 50% детей | 90% детей |
Копирует звуки (вибрация губами, щелкание) | 8 месяцев | 11 месяцев |
Говорит двойные слоги, например, «ма-ма», «дай-дай» без значения | 8.5 месяцев | 1 год |
Говорит двойные или одинарные слоги со значением | 9. | 1 год 1 месяц |
Выражает желания определенными звуками, говоря, например: «Э!» | 10 месяцев | 1 год 1.5 месяца |
Использует слова «папа» или «мама» для называния людей | 10.5 месяцев | 1 год 2.5 месяца |
Говорит 2 осмысленных слова | 11 месяцев | 1 год 3 месяца |
Говорит 3 осмысленных слова | 1 год | 1 год 4.5 месяца |
Напевает вместе с кем-либо детские песенки | 1 год 1 месяц | 1 год 6 месяцев |
Говорит осмысленное слово с 2 различными гласными звуками, например, «киса» | 1 год 2 месяца | 1 год 7 месяцев |
Называет знакомый предмет в ответ на вопрос | 1 год 3 месяца | 1 год 9 месяцев |
Выражает желания словами «дай», «ам-ам» | 1 год 4 месяца | 1 год 9 месяцев |
Повторяет знакомое слово | 1 год 5 месяцев | 1 год 11 месяцев |
Может вербально отклонить просьбу | 1 год 6 месяцев | 2 года 1 месяц |
Говорит первые предложения из 2 слов на детском языке («папа машина») | 1 год 7 месяцев | 2 года 2 месяца |
Называет 8 из 12 предметов на тестовых картинках | 1 год 8 месяцев | 2 года 4 месяца |
Использует свое имя, когда говорит о себе | 1 год 10 месяцев | 2 года 7 месяцев |
Говорит первые предложения из 3 слов на детском языке («папа машина ехать») | 1 год 11 месяцев | 2 года 8 месяцев |
Называет все предметы из 12 на тестовых картинках | 2 года | 2 года 9 месяцев |
Говорит о себе в «я-форме» | 2 года 1 месяц | 2 года 10 месяцев |
Говорит nepвoe предложение из 4 слов на детском языке | 2 года 2 месяца | 3 года |
Использует численное два для обозначения нескольких предметов | 2 года 3 месяца | 3 года 2 месяца |
Использует слова «мне» или «тебе» | 2 года 4 месяца | 3 года 3 месяца |
Называет предметы на 1 из тестовых картинок во множественном числе | 2 года 5 месяцев | 3 года 5 месяцев |
Говорит первое осмысленное предложение из 5 слов на детском языке | 2 года 6 месяцев | 3 года 6 месяцев |
Использует вопрос «Почему?» (ответ не всегда нужен) | 2 года 7 месяцев | 3 года 8 месяцев |
Πο просьбе взрослого повторяет предложение, состоящее из 5 слов | 2 года 8 месяцев | 3 года 9 месяцев |
Говорит первое осмысленное предложение из 6 слов на детском языке | 2 года 10 месяцев | 4 года |
К 2 прилагательным находит в контексте противоположные по значению слова | 3 года | 4 года 3 месяца |
Понимание речи
Умение | 50% детей | 90% детей |
Ищет отца или мать, если спрашивают, где папа или мама | 8 месяцев | 11 месяцев |
Поворачивается, когда родители называют его имя | 8,5 месяцев | 11,5 месяцев |
Реагирует на похвалу или запреты | 9,5 месяцев | 1 год 0,5 месяцев |
Выполняет просьбы «иди сюда» или «дай мне» | 10,5 месяцев | 1 год 2 месяца |
Если спрашивают, ищет предмет, с которым только что играл | 11 месяцев | 1 год 3 месяца |
В ответ на вопрос ищет еду, свою бутылочку или чашку | 1 год | 1 год 4 месяца |
Правильно показывает части тела или направляет взгляд на них | 1 год 1 месяц | 1 год 5 месяцев |
Понимает слово «открыть» и открывает банку | 1 год 1,5 месяцев | 1 год 6 месяцев |
Правильно показывает или направляет взгляд на 2 из 4 тестовых картинок | 1 год 2 месяца | 1 год 7 месяцев |
Правильно показывает или направляет взгляд на свой живот (живот другого человека или куклы) | 1 год 3 месяца | 1 год 8 месяцев |
Выполняет просьбу «подними куклу и положи ее на стол» | 1 год 3,5 месяца | 1 год 9 месяцев |
Правильно показывает или направляет взгляд на 4 из 8 тестовых картинок | 1 год 5 месяцев | 1 год 11 месяцев |
Правильно показывает или направляет взгляд на 3 части тела | 1 год 6 месяцев | 2 года |
Правильно показывает или направляет взгляд на 8 из 12 тестовых картинок (предъявляются 3 картинки одновременно с последующей заменой одной) | 1 год 7 месяцев | 2 года 1 месяц |
Понимает слово «холодный», указывает на холодные предметы или называет их | 1 год 8 месяцев | 2 года 3 месяца |
Понимает слово «большой», в ответ на просьбу берет больший мяч (из двух) | 1 год 9 месяцев | 2 года 4 месяца |
Показывает свою руку или смотрит на нее | 1 год 10 месяцев | 2 года 5 месяцев |
Понимает слово «тяжелый», показывает на тяжелый предмет | 1 год 11 месяцев | 2 года 7 месяцев |
Распознает 2 вида передвижения на тестовых картинках (птица, рыба – летит, плывет) | 2 года | 2 года 8 месяцев |
Понимает 2 из 4 предлогов/наречий (на, под, рядом, за/позади) | 2 года 1 месяц | 2 года 9 месяцев |
Понимает 2 вопроса: «Что делаешь ложкой (расческой, с чашкой)?» | 2 года 2 месяца | 2 года 11 месяцев |
Понимает слово «легкий», берет легкий предмет | 2 года 3 месяца | 3 года |
Понимает 2 вопроса из 3: «Что ты делаешь, когда устал (голоден, грязный)?» | 2 года 4 месяца | 3 года 1 месяц |
В ответ на вопрос показывает свой подбородок | 2 года 5 месяцев | 3 года 3 месяца |
Знает, мальчик он, или девочка | 2 года 8 месяцев | 3 года 7 месяцев |
Показывает дважды правильно на самую длинную из 3 линий | 2 года 10 месяцев | 3 года 9 месяцев |
Восприятие взаимосвязей
Умение | 50% детей | 90% детей |
Находит предмет под чашкой | 8 месяцев | 11 месяцев |
Показывает пальцем в указанное направление | 9 месяцев | 1 год |
Подтягивает к себе игрушку за веревку | 9,5 месяцев | 1 год 1 месяц |
Кладет крышку на банку | 10 месяцев | 1 год 2 месяца |
Вставляет самый маленький стаканчик в самый большой (из трех) | 10,5 месяцев | 1 год 2,5 месяца |
Пробует рисовать карандашом | 11 месяцев | 1 год 3 месяца |
Показывает на что-либо пальцем | 11,5 месяцев | 1 год 4 месяца |
Вставляет самый маленький стаканчик в средний (из трех) | 1 год | 1 год 5 месяцев |
Помещает большой круг (диаметр 10 см) на шаблонную доску | 1 год 1 месяц | 1 год 6 месяцев |
Находит предмет под одним из двух стаканчиков | 1 год 2 месяца | 1 год 7 месяцев |
Переворачивает бутылку, чтобы достать предмет | 1 год 3 месяца | 1 год 8 месяцев |
Вставляет три стаканчика один в один | 1 год 5 месяцев | 1 год 11 месяцев |
Вытаскивает штифт и открывает запор на затворе для навесного замка | 1 год 6 месяцев | 2 года |
Помещает большой и маленький круги (диаметр 10 и 6 см) на шаблонные доски | 1 год 7 месяцев | 2 года 1 месяц |
Помещает на шаблонные доски квадрат, треугольник и большой круг | 1 год 9 месяцев | 2 года 3 месяца |
Строитряд из 5 кубиков (длина ребра 3 см) | 1 год 10 месяцев | 2 года 4 месяца |
Вставляет 3 из 4 форм в шаблонную коробку | 1 год 11 месяцев | 2 года 5 месяцев |
Сортирует кружочки по величине (12 кружочков трех разных диаметров — 5,5 см, 8 см, 11 см) | 2 года | 2 года 7 месяцев |
Сортирует 3 из 4 кубиков по цвету | 2 года 1 месяц | 2 года 8 месяцев |
Помещает 3 из 4 кружочков по правильному рисунку на шаблонной доске | 2 года 2 месяца | 2 года 9 месяцев |
Строит «мост» из трех кубиков по образцу | 2 года 4 месяца | 2 года 11 месяцев |
Складывает квадрат из 4 кубиков | 2 года 6 месяцев | 3 года 2 месяца |
4. 93 / 5 (голоса: 14)
Оцените статью:
Если вам понравилась наша статья, поделитесь ей со своими друзьями:
Вехи развития ребенка | March of Dimes
В течение первого года жизни ваш малыш будет расти и развиваться с невероятной скоростью.
Ее вес удвоится к 5-6 месяцам и утроится к ее первому дню рождения. И она постоянно учится.
Основные достижения, называемые вехами развития, включают переворачивание, сидение, стояние и, возможно, ходьбу. И ваше сердце, скорее всего, растает при звуке ее первого «мама» или «папа».
Нет двух одинаковых младенцев. Ваш ребенок будет развиваться в своем собственном темпе. Большинство детей достигают определенных вех в одинаковом возрасте. Тем не менее, здоровый, «нормальный» ребенок нередко отстает в одних областях или опережает в других.
Следующие вехи являются только рекомендациями. Лечащий врач вашего ребенка будет оценивать развитие вашего ребенка при каждом визите для осмотра ребенка. Помните: всегда говорите с лечащим врачом вашего ребенка, если вы считаете, что ваш ребенок отстает в развитии.
Если ваш ребенок родился преждевременно (до 37 недель беременности), вам нужно немного по-другому взглянуть на основные этапы. Ожидается, что возраст, в котором ваш ребенок достигнет различных этапов, зависит от даты родов, а не от дня его рождения. Таким образом, если ваш ребенок родился на два месяца раньше срока, он, скорее всего, достигнет вех на два месяца позже, чем предсказывают приведенные ниже рекомендации.
К концу первого месяца жизни большинство младенцев:
- Делают резкие, дрожащие движения руками
- Поднести руки к лицу
- Держите руки в кулаках
- Движения головой из стороны в сторону, лежа на животе
- Фокусировка на объектах на расстоянии от 8 до 12 дюймов
- Предпочитать человеческие лица другим формам
- Предпочитает черно-белые или высококонтрастные рисунки
- Очень хорошо слышу
- Распознавать некоторые звуки, включая голоса родителей
К концу третьего месяца жизни большинство младенцев:
- Поднимать голову и грудь в положении лежа на животе
- Поддержка верхней части туловища руками в положении лежа на животе
- Вытянуть ноги и ударить ногой, лежа на животе или на спине
- Нажимайте на ноги, когда ступни стоят на твердой поверхности
- Открыть и закрыть руки
- Поднести руки ко рту
- Игрушки для захвата и рукопожатия
- Следить глазами за движущимся объектом
- Циферблаты близко
- Узнавать знакомые предметы и людей на расстоянии
- Начать использовать руки и глаза в координации
- Начать лепетать и имитировать некоторые звуки
- Улыбнись под звуки голосов родителей
- Наслаждайтесь игрой с другими людьми
- Может плакать, когда игра останавливается
К концу седьмого месяца большинство младенцев:
- Переворачиваются в обе стороны (животом на спину и спиной на живот)
- Сядьте
- Дотянуться рукой до предмета
- Перекладывать предметы из одной руки в другую
- Удерживать весь вес на ногах в вертикальном положении
- Развитие полноцветного зрения и зрелого зрения вдаль
- Используйте голос, чтобы выразить радость и неудовольствие
- Ответить на свое имя
- Цепочки лепетов согласных (ба-ба-ба-ба)
- Различать эмоции по тону голоса
- Исследуйте объекты руками и ртом
- Борьба за предметы, которые находятся вне досягаемости
- Наслаждайтесь игрой в прятки
- Проявите интерес к зеркальным изображениям
К своему первому дню рождения большинство детей:
- Сидят без посторонней помощи
- Встаньте на четвереньки
- Сканирование
- Подтянуться, чтобы встать
- Прогулка, держась за мебель, и, возможно, несколько шагов без опоры
- Используйте пинцетный захват (большой и указательный пальцы)
- Скажи «папа» и «мама»
- Используйте восклицательные знаки, такие как «о-о-о!»
- Попробуйте имитировать слова
- Отвечать на «нет» и простые словесные просьбы
- Используйте простые жесты, например, покачивайте головой «нет» и машите рукой на прощание
- Исследуйте объекты разными способами (встряхивание, удары, бросание, падение)
- Начать правильно пользоваться предметами (пить из чашки, расчесывать волосы)
- Легко найти спрятанные предметы
- Посмотрите на правильное изображение, когда изображение названо
К своему второму дню рождения большинство детей:
- Ходить в одиночестве
- Тянуть игрушки за собой во время ходьбы
- Переносить большую игрушку или несколько игрушек во время ходьбы
- Начать работу
- Удар по мячу
- Залезать на мебель и слезать с нее без посторонней помощи
- Ходить вверх и вниз по лестнице, держась за опору
- Каракули карандашом
- Построить башню из четырех или более блоков
- Узнавать имена знакомых людей, предметов и частей тела
- Сказать несколько отдельных слов (в возрасте от 15 до 18 месяцев)
- Использование простых фраз (в возрасте от 18 до 24 месяцев)
- Используйте предложения из двух-четырех слов («хочу перекусить»)
- Следуйте простым инструкциям
- Начать сортировать предметы по форме и цвету
- Начать играть понарошку
- Имитировать поведение других
- Показать растущую независимость
Этапы развития ребенка в первый год жизни: месяц за месяцем
Пристегнитесь, родители! Первый год жизни вашего ребенка — это вихрь важных событий. Вы уже видели, как они сделали свой первый вдох, услышали их первый вопль и сменили свой первый грязный подгузник. (Осталось всего пару тысяч, только в этом году!)
Что дальше?
Вехи развития — это поведение и физические навыки, которых дети достигают и осваивают по мере взросления. Некоторые физические вехи первого года жизни включают в себя:
- перекатывание
- дотягивание до предметов
- сидение
- ползание
Поведенческие/социальные вехи включают в себя подражание вашему выражению лица и плач или смех, чтобы показать эмоции.
Итак, приготовьте свои камеры — вот основные вехи, которых вы можете ожидать в течение волшебного первого года жизни вашего ребенка!
Может показаться, что ваш ребенок сейчас просто машина для еды, какания и сна. Но многое происходит в этом маленьком теле. Вехи, за которыми нужно следить, включают:
- приближение рук и кулаков ко рту (хотя и не всегда с большой точностью)
- развитие рефлексов — вздрагивание от громких звуков, закрытие глаз при ярком свете
- фокусировка на объектах, находящихся в пределах 12 футов от лица
- обращаясь к знакомым звукам и голосам — таким же, как и ваши!
Ваш ребенок начинает вести себя более по-детски. К концу 2 месяцев ваш ребенок, вероятно, будет:
- булькать/ворковать
- пытаться следить глазами за движением (так называемое слежение), хотя это может показаться не очень координированным
- держать голову и толкаться вверх с руками, лежа на животе
Ваш ребенок превращается из зависимого новорожденного в более самостоятельного ребенка (ура, вы можете найти эти 5 минут, чтобы принять душ!). В этот момент начинают проявляться некоторые из этих перегрузок миловидностью. Следите за:
- улыбка на звук вашего голоса (совет для профессионалов: запишите это и повторите через 15 лет, чтобы доказать, что когда-то вы нравились вашему ребенку) желудок
- хватать игрушки
- с большей точностью засовывать руку в рот
- произносить больше гласных звуков (ох и ах)
- узнавать знакомые лица и предметы на расстоянии
- пытаться имитировать выражение лица
На этом этапе ваш ребенок берет уже достигнутые вехи и совершенствует их. Например, они могут держать голову более последовательно и дольше, хватать игрушки с большей координацией и более точно копировать ваши выражения. Другими вехами являются:
- держать погремушку и одновременно трясти ею
- , возможно, начать переворачиваться с живота на спину
- более плавно отслеживать движения
- нажимать на ноги, когда удерживается в положении стоя
Ваш малыш продолжает расти, исследовать и осваивать мир. По мере увеличения их силы и координации вы можете заметить, что ваш ребенок:
- перекатывается с живота на спину, а затем обратно на живот
- хватает свои ножки и, возможно, даже вставляет их в рот
- передвигает предметы из одной руки в другую другой
- проявляет интерес к еде, которую вы едите, знак того, что они готовятся к твердой пище
Ваш ребенок растет! Теперь их может быть:
- ненадолго посидеть без какой-либо поддержки
- произнести согласные (мммм) и гласные (ееее, ооооо) звуки
- играть и выражать неудовольствие, когда время игры останавливается (не останавливайте эту малину!)
- пытаться убрать вещи из досягаемости
- узнает свое имя
- выражает эмоции (плачет или хнычет, когда грустит или злится, смеется или визжит, когда счастлив)
Учитывая, что в настоящее время они все лучше и лучше хватают и удерживают предметы, Американская академия педиатрии говорит, что 6 месяцев Это хорошее время, чтобы начать поощрять ребенка пользоваться ложками и руками, чтобы есть самостоятельно. (Предупреждаем: это будет некрасиво.) Вы даже можете ввести чашку-непроливайку или обычную чашку с помощью.
Ваш ребенок продолжает развивать то, что он уже изучил. Вехи включают:
- длительное сидение без поддержки
- реакцию на слово «нет»
- распознавание эмоций (счастливых, суровых и т. д.) по вашему тону
- использование руки как грабель, чтобы достать что-то (
- реагировать на выражение лица — улыбаться улыбающемуся лицу, неуверенно смотреть на испуганное лицо
- класть предметы в рот, чтобы исследовать их (совет для родителей № 204: держите все мусорные баки — и, для любовь ко всему святому, ведерки для подгузников! — в запертом положении, потом скажете спасибо)
- более плавное отслеживание объектов
- соединение большего количества согласных во время лепета
Вы могли заметить, что ваш малыш теперь может переворачиваться, садиться и перекладывать предметы из рук в руки или из рук в рот, как профессионал. Вы также можете начать видеть своего ребенка:
- раскачивание взад-вперед на четвереньках или бегание по полу (предшественники ползания)
- подтягивание до положения стоя примерно в этом возрасте прорезаются первые зубы)
- продолжая бормотать (это случайное мама-ма или да-да вы только что слышали?!) родители или основные опекуны
Не беспокойтесь — тревога разлуки проходит. Мы обещаем, что со временем вы снова сможете ходить в туалет в одиночестве.
Ваш ребенок двигается! Это могут быть:
- ползание
- более уверенное подтягивание до положения стоя
- игра в прятки или поиск спрятанного предмета
- использование щипцового захвата (который заключается в удерживании небольшого предмета, например, кусочка хлопьев или макарон, между указательным и большим пальцем)
- указание на то, что он хочет
Ваш ребенок продолжает исследовать и экспериментировать. Наблюдайте за своим ребенком, когда он:
- переходит от тянущего движения к стоянию или ползанию к «движению» или ходьбе, держась за мебель или предметы по комнате
- сталкивание предметов друг с другом только для того, чтобы услышать звук, который они издают — своего рода слуховая атака, с которой может сравниться только музыкальная группа вашего соседа в гараже
- тыкание предметами в контейнер
- складывание предметов в контейнер, а затем их извлечение
- кормление руками
- встряхивание головой «нет» и машет рукой «пока-пока»
Помимо того, что ваш ребенок может тянуться, ползать и кружить, он может:
- продолжать изучать язык, давая вам больше мам , дадас , а может быть даже случайный ой-ой! использование правильного наклонения
- понимание простых декларативных утверждений, таких как «не трогай»
- копирование вашего поведения, например нажатие кнопок на игровом телефоне и бормотание для имитации разговора
Поздравляем! У вас официально есть малыш, и вы не хуже изнашиваетесь — за исключением, может быть, того случая, когда ваш ребенок сильно дернул вашу серьгу-кольцо, и… ну, мы отвлеклись.
В течение двенадцати месяцев ваш ребенок, скорее всего, будет:
- ходить, некоторое время стоять без поддержки и, возможно, даже делать шаг или два
- исследовать предметы, ударяя, бросая и роняя их
- произнося одно или два простых слова, например, hi , no , и bye
- используя предметы правильно, если не неуклюже (например, используя ложку для еды и расческу для расчесывания волос)
- глядя на нужный предмет, когда вы говорите, — Где собака? или «Где бабушка?»
В то время как большинство детей достигают вех примерно в одном и том же возрасте (и примерно является рабочим словом здесь) в одном и том же возрасте, существует широкий диапазон «нормальных».
Ребенок вашей сестры ходил в 10 месяцев, а ваш еще ползает в 13 месяцев? Нормальный. Ваш 9-месячный ребенок может собирать Cheerios как пылесос, но ребенок вашего соседа того же возраста продолжает бороться? Ага, это тоже нормально.
Младенцам, рожденным недоношенными или имеющим проблемы со здоровьем или врожденные пороки, также может потребоваться больше времени для достижения основных этапов. А одно исследование 2018 года показало, что девочки, как правило, достигают определенных успехов раньше мальчиков (хотя различия невелики).
На протяжении всего пути педиатр вашего ребенка будет отслеживать вехи и следить за прогрессом вашего ребенка. Если лечащий врач вашего ребенка сочтет необходимым вмешательство (например, скрининг, тестирование или лечение), он сообщит вам об этом. И не сбрасывайте со счетов собственную интуицию. Если вы чувствуете, что что-то нуждается в расследовании, говорите.
Ходите на приемы к своему ребенку (обычно от 5 до 6 в первый год) и рассматривайте их как возможность поговорить с педиатром о том, что происходит.
Помните, что средний возраст для достижения определенных вех — всего лишь средние значения. Некоторые младенцы будут делать что-то раньше, а другие — позже — и все это обычно нормально.