как узнавали о беременности и рожали в старину
В наше время медицина сулит женщинам максимально безопасные роды, которые могут привести к летальному исходу лишь в единичных случаях. Однако в древности это было не так. Женщина понимала, что роды представляют для нее большую опасность. Многие боялись рожать, так как знали, что от кровопотери или инфекций умирает едва ли не каждая вторая роженица. «МИР 24» рассказывает, как в эпоху древнего мира и на Руси определяли беременность, реагировали на бесплодие и рожали.
Древняя ГрецияФото: Базальтовая фигура женщины, дающей рождение Фото: барельеф изображение родов в Древней Греции
В Древней Греции определение беременности основывалось на вполне объективных признаках – наличии тошноты, рвоты, слабости, отсутствии аппетита и менструальных выделений. Взаимосвязь между прекращением критических дней и наступлением беременности впервые сформулировал знаменитый древнегреческий целитель Гиппократ. Известно, что 9 из 72 научных сочинений врача были посвящены женским болезням и акушерству. Однако глубокие познания не помешали целителю придумать еще один, совершенно безумный по современным меркам способ определить беременность. Своим пациенткам Гиппократ предлагал выпить особый раствор. Для его приготовления необходимо было растолочь анис, смешать его с медом и растворить в воде. Выпив этот напиток, беременная непременно должна была почувствовать брюшные судороги. Если же она их не ощущала, значит, пополнения в семействе ожидать не стоило.
Для определения пола ребенка Гиппократ тоже предусмотрительно предлагал два способа. Целитель полагал, что цвет лица роженицы может свидетельствовать не только о ее самочувствии, но и о половой принадлежности малыша.
Бледность лица говорила о том, что на свет появится девочка, а здоровый розовый румянец указывал на рождение мальчика.
Также пол ребенка можно было проверить по направлению сосков роженицы. Направленные книзу соски подтверждали, что у женщины родится девочка, а кверху – мальчик.
Перед воспроизведением на свет ребенка роженице в Древней Греции полагалось встать на колени. Считалось, что такое положение может облегчить муки женщины. Акушерская помощь оказывалась только при очень тяжелых родах. В остальных случаях от повитухи требовалось лишь перерезать пуповину. Со временем повитухи стали отдельным социальным классом. Ценные знания об акушерстве они передавали из поколения в поколение.
Древний РимФото: Древнеримское барельефное изображение акушерки (повитухи)
На какие только хитрости не шли римляне в древности, чтобы обзавестись потомством! Так, беременные римлянки щедро украшали себя аксессуарами из янтаря. Считалось, что этот камень способен помочь женщине благополучно доносить плод и перенести беременность.
Если вдруг супруга оказывалась бесплодной, римский патриций мог спокойно позаимствовать у другой семьи плодовитую женщину.
Чтобы облегчить мучения роженицы, акушерки Древнего Рима подносили к ее носу специальные ароматические вещества и ждали, когда она начнет чихать. Римляне были убеждены, что рефлекс может помочь вытолкать младенца из утробы. Так как анестезия еще не была изобретена, кесарево сечение делали только умершим во время родов женщинам.
После рождения первым делом малыша демонстрировали Pater Familias – отцу семейства, самому старшему члену семьи. Он подтверждал законнорожденность младенца особым ритуалом – брал его на руки и поднимал над головой. Так как отцу семейства было важно обзавестись наследником, он всегда с нетерпением ждал известия о рождении мальчика. Девочки унаследовать трон не могли.
Из-за высокой смертности римляне опасались, что ребенок может умереть вскоре после родов, поэтому имя малышу давали только когда окончательно убеждались в его жизнеспособности – спустя неделю после рождения.
В Древнем Риме жил и работал главный оппонент Гиппократа в превратностях гинекологии Соран Эфесский, более известный как основоположник педиатрии. Соран отрицал мнение Гиппократа о том, что шестимесячный плод, по сравнению с семимесячным, имеет больше шансов на выживание. Зрелый плод всегда оказывается более жизнеспособным, полагал Соран. Также он выступал за отказ от грубого родовспоможения и выработал правила кормления новорожденных грудью. Профессионализм Соран перенимал у повивальных бабок. Его не смутило, что в Древнем Риме секретам акушерства обучались в первую очередь женщины. Набравшись опыта, он обучил не одно поколение акушерок правильному повороту на ножку и извлечению плода.
Древний ЕгипетФото: Древнеегипетские фрески
Египтян, как и римлян, особо интересовало, не бесплодна ли избранница. Тестом на беременность служили обыкновенные злаковые саженцы, на которые женщине следовало помочиться. Таким экзотичным способом заодно можно было узнать пол будущего ребенка. Если первой прорастала пшеница, значит, родиться должна была девочка, а если ячмень, то мальчик. Египтяне полагали, что в моче беременной женщины содержится особый гормон, поэтому в 70% случаев ее урина безошибочно демонстрировала наличие беременности.
Египтянки рожали сидя на корточках. Стопы ног следовало размещать на двух родильных кирпичах, украшенных росписью с изображением различных божеств. Процесс родов сопровождался магическими ритуалами, участники которых призывали на помощь роженице богов, изображенных на кирпичах. Если роды протекали тяжело, женщину приходилось окуривать благовониями.
Главной покровительницей рожениц и новорожденных египтяне считали богиню Таурт. Обычно ее изображали в виде самки гиппопотама или крокодила с львиными ногами, округлившимся животом и пышной грудью.
Образ Таурт часто встречался на амулетах, которые носили роженицы, а также в небольших молельнях, которые египтяне возводили близ жилищ в честь богини. Во время многочисленных раскопок в Древнем Египте археологи не раз находили статуэтки Таурт из керамики и фаянса. Вместе с тем культ плодовитой богини не распространился на храмы и пирамиды.
РусьФото: wikipedia.org / «Новый член семьи», (1890 года), «Новое знакомство», (1885 года) / Карл Йоханн Лемох
Роды на Руси было принято принимать в бане. Считалось, что только там роженице обеспечена спокойная обстановка и чистота. Перед родами стены и пол бани обязательно начищали добела.
Бабки-повитухи (в народе их чаще называли пупорезками) были незаменимыми спутницами рожениц и женщин, страдающих бесплодием. Для стимуляции родового процесса, лечения бесплодия и восстановления организма после родов они использовали лекарственные травы, поэтому им очень важно было обладать знахарскими премудростями.
Простолюдин не всегда мог позволить себе услуги по родовспоможению. Нанять повитуху, как правило, могла лишь обеспеченная знать. Придворные повитухи помогали князьям (а позже – царям и императорам) подобрать здоровую и целомудренную невесту. Всех претенденток повитухи подвергали строгому медицинскому осмотру.
Ослабшей после родов женщине спать не разрешали, так как, согласно народному поверью, новорожденного во время сна матери могли подменить черти. Если же женщина долго не могла разродиться, в ход шли методы, которые вряд ли придут на ум современным акушерам-гинекологам.
Для облегчения родовых мук деревенские знахарки могли, например, посыпать родовые пути сахаром.
Так, у Михаила Булгакова в «Записках юного врача» есть показательный монолог акушерки, в котором она рассказывает, как деревенская знахарка пыталась «выманить» младенца при помощи рафинада:
«Чувствую под пальцами в родовом канале что-то непонятное… То рассыпчатое, то кусочки… Оказывается – сахар-рафинад! Знахарка научила. Роды, говорит, у ей трудные. Младенчик не хочет выходить на Божий свет. Стало быть, нужно его выманивать. Вот они, значит, его на сладкое и выманивали!»
Далее булгаковская героиня рассказывает еще одну животрепещущую историю о том, как роженице для облегчения физических страданий дали пожевать собственные волосы:
«Раза три привозили нам рожениц. Лежит и плюется бедная женщина. Весь рот полон щетины. Примета есть такая, будто роды легче пойдут».
Переквалифицироваться из доморощенных повитух в профессиональных акушерок женщины смогли лишь в 1757 году. В Москве и Петербурге открылись первые курсы по подготовке профессиональных акушерок, где учащиеся, как и полагается, сдавали экзамены и получали допуск к работе.
Как рожали на Руси — Ирис, Челябинск
Беременная женщина всегда была окружена на Руси особым почтением. Даже сварливая свекровь и строгий муж в этот период не трогали ее, а отдавали за столом лучший кусок, отстраняли от грязной и тяжелой работы. Какие еще традиции были связаны с рождением детей у наших предков?
В России вплоть до XVIII века и акушерство, и гинекология стояли на более низкой ступени развития, чем во многих других странах, и даже не разделялись на разные отрасли медицины. В языческой Руси беременные призывали на помощь богов, принося им жертвы, творили заклинания, верили в приметы и чудодейственную силу растений. Самым «сильным» оберегом, кстати, считалась одолень-трава. По одним источникам, это белая речная кувшинка, по другим – зверобой, а по третьим – растение из рода молочаев.
Немногим лучше с этим обстояли дела, когда Россия уже приняла христианство: беременная могла рассчитывать лишь на помощь самой старшей и опытной женщины в роду или повитухи. Вот что предписывали суровые правила «Домостроя»: «Врачеваться следует Божией милостью, да истинным покаянием, да благодарением, и прощением, и милосердием, и нелицемерной любовью ко всем». Вот и все, и никаких докторов! В то же время русские женщины продолжали истово верить в языческие приметы, и правоту некоторых из этих поверий, как ни странно, современная медицина в той или иной степени подтверждает.
Бабушкины суеверия
- Беременной нельзя есть тайком и второпях. Опираясь на логику, тайком беременная женщина будет есть в том случае, если она употребляет в пищу что-то «запретное», например, способное вызвать аллергию. Так же и еда второпях: пища не подвергается достаточной механической обработке, а значит, хуже усваиваются питательные вещества. Все это вредит плоду.
- Беременной нельзя сидеть нога на ногу. Действительно, при таком положении нарушается кровообращение в ногах, что может привести к варикозу.
- Беременной нельзя поднимать руки и спать на спине. Медики подтверждают это в некоторых случаях для поздних сроков беременности: есть риск преждевременных родов и осложнений.
- Беременным нельзя носить украшения из золота и серебра. Здесь медицина не ставит абсолютных запретов, но все же беременные склонны к отечности, и ношение любимых украшений им стоит отложить «на потом». Ведь у многих будущих мам отекают не только ноги, но и руки тоже.
- Беременным нельзя смотреть на уродства, пожары, присутствовать при скандалах, драках, похоронах. Не надо быть специалистом, чтобы оценить всю глубину этой народной мудрости: будущей маме совершенно противопоказаны отрицательные эмоции. Ей предписан психологический комфорт. Еще беременным строго запрещалось злословить, воровать, пьянствовать. Этот запрет также не требует отдельных комментариев.
В то же время даже до наших дней дошли очень живучие суеверия, никакому разумному объяснению не поддающиеся. Например, почему беременная не должна вязать, шить и вышивать? Или почему будущая мать не может сама заранее позаботиться о приданом для малыша?
Иван Грозный и акушерство
В каждой русской семье – от крестьянской до боярской – детей всегда было много, роды повторялись из года в год, и потому не воспринимались как какое-то чрезвычайное событие. Люди радовались, если пополнение в семействе проходило благополучно, и с философским смирением воспринимали потерю младенца. Первую попытку хоть как-то систематизировать родовспоможение государство предприняло лишь в конце XVI века.
«Грозный царь» не оставил по себе в народе доброй памяти. А между тем некоторые его начинания вполне можно назвать прогрессивными для своего времени. Так, именно при Иване Грозном был создан Аптекарский приказ. По сути – первый государственный орган, управляющий системой здравоохранения, в том числе и родовспоможением. Было определено, что мужчины не имеют права заниматься акушерством, а роды должна принимать повитуха или повивальная бабка (от «повивать» – принимать младенца). Эта «помощница при родах» еще не имела нужного образования, но уже основывалась на собственных знаниях и знаниях, накопленных в своей семье и передающихся от поколения к поколению.
Повивальный институт
Кто мог стать повитухой? Женщина пожилого возраста, часто – вдова, и обязательно «детная». Старинный историк пишет: «Девица, хотя и престарелая, повитухой быть не может. Какая она бабка, коли сама трудов не пытала? При ней и рожать трудно, и дети не всегда в живых будут…». Повитуха приглашалась на все трудные роды, обязательно перевязывала пуповину, мыла и парила роженицу с новорожденным в бане и первые дни ухаживала за ними.
Следующий прорыв в акушерстве и гинекологии произошел уже в середине XVIII века. В России начали выпускать «повитух с дипломом»: были открыты повивальные институты и повивальные школы. Эти специальные учебные заведения готовили высший и средний медицинский персонал в сфере родовспоможения. «Повивальная бабка» имела высшее медицинское образование, по сути являлась акушером-гинекологом; «сельская повивальная бабка» обладала средним медицинским образованием. Были еще и просто «повитухи» – слушательницы, получившие заочное образование. Их работа уже не пускалась на самотек, а строго регламентировалась специальным уставом.
Повитуха начинала с того, что переодевала роженицу в чистую рубаху, давала выпить крещенской воды и зажигала перед иконами свечу. Она жестко следила за тем, чтобы в доме были развязаны все узлы: от кос у женщин до замков на дверях. Дескать, так роды окончатся быстрее. Вне зависимости от своего профессионализма, повитуха оказывала огромную психологическую помощь будущей маме, постоянно приговаривая, что все будет хорошо. Пуповину новорожденному она перевязывала ниткой, свитой с волосами матери – чтобы связь между ними оставалась на всю жизнь.
Сразу после рождения повитуха производила действия, аналогичные современной беби-йоге: разглаживала малышу ручки, ножки, животик, «правила» головку. Если же младенец был слабеньким, то повивальная бабка могла… отправить его в печь. Новорожденный трижды оказывался там на широкой деревянной лопате при самом слабом жаре. Это было символическое действие: младенца как бы «пропекали», чтобы он рос здоровым и сильным.
Самое главное заключительное действие – омовение матери с младенцем в бане. Там повитуха делала молодой матери послеродовой массаж, то есть выполняла функции современного врача-остеопата, а затем поливала новорожденного особой водой, в которую заранее добавляла соль, вымачивала яйцо и серебряную монету. При этом она приговаривала: «Мыла бабушка не для хитрости, не для мудрости, мыла ради доброго здоровьица»
Столь модные сейчас партнерские роды не могли присниться нашим предкам даже во сне. Мужу предписывалось держаться от рожающей жены подальше, но все же находиться в зоне досягаемости. Потому что если что-то пойдет не так, то тогда именно ему полагалось усердно молиться и обходить дом с образами.
И только Петр Первый смог слегка расшатать устоявшиеся устои: во время его правления наконец стало возможным допускать врача-мужчину к роженице. Великий реформатор всячески привлекал европейских медиков в Россию, издав специальный указ, по которому обязывал иностранцев обучать наших лекарей. А кроме того, одаренная молодежь получила возможность обучаться за рубежом, в том числе и медицине. Вскоре и у нас в стране были открыты школы «для медической и хирургической практики», постепенно наладилось акушерское образование. Появилось первое пособие «Как женщине в беременности, в родах и после родов себя содержать надлежит», первые учебники для будущих акушеров-гинекологов и первые талантливые российские ученые. Самое известное имя того времени – теоретик и практик акушерства и гинекологии Нестор Амбодик-Максимович, который первым в нашей стране применил акушерские щипцы. Но это – новая страница в истории родовспоможения в России, которая заслуживает отдельного рассказа.
Сейчас же, медицина серьезно развилась и теперь планирование и ведение беременности находятся на очень высоком уровне, что существенно облегчает как процесс вынашивания ребенка, так и сами роды.
Медицинский центр женского здоровья «Ирис» предлагает услуги по планированию беременности в Челябинске. А также, мы осуществляем ведение беременности в Челябинске.
История родов | Центр помощи при родовых травмах
Предыстория
Роды — это исключительно болезненный и трудный опыт для человека. Особенности нашей эволюции и развития делают роды более опасными для нас, чем для любого другого млекопитающего, включая наших кузенов-обезьян.
Люди произошли от обезьяноподобных существ, которые ходили на четырех ногах. Когда ранние люди научились ходить прямо на двух ногах, наш таз стал меньше. Позже мы снова изменились — наш мозг становился все больше и больше. Именно это соотношение размеров головы и таза делает наши роды такими трудными и непохожими на роды других животных.
Другая гипотеза состоит в том, что роды стали более трудными после того, как люди начали заниматься сельским хозяйством. Археологи впервые заподозрили это, когда нашли несколько скелетов младенцев в захоронениях охотников-собирателей, но много их нашли в фермерских общинах. Богатая углеводами диета делала фермеров ниже ростом и толще, чем охотники-собиратели, рацион которых был более питательным. Это означало, что у женщин таз был еще меньше, а дети становились толще в утробе матери, что затрудняло роды и приводило к большему количеству смертей среди матерей и младенцев.
Скульптурные изображения беременных женщин встречаются во многих доисторических культурах. Значение этих скульптур и их использование неизвестны. Однако преувеличение женской анатомии в таких фигурках, как «Венера Виллендорфская» (~ 26 000 г. до н.э., Австрия), предполагает, что они связаны с деторождением и женской фертильностью.
Возможно, считалось, что эти фигурки содержат дух, который, помимо помощи в плодородии, руководит другими важными аспектами жизни, такими как животные, земля, дом или охота. Некоторые ученые предполагают, что женщины носили их как амулеты или талисманы для защиты во время беременности и родов.
Акушерки и народная медицина
На протяжении большей части истории, хотя мужчины-философы и врачи часто разглагольствовали о беременности и родах, мужчины в основном не участвовали в самих родах. В некоторых культурах мужчинам запрещалось участвовать или даже наблюдать за родами. Вместо врачей и медсестер женщин посещали родственники и акушерки, которые поддерживали их во время родов и предлагали возможные средства и стратегии.
Знания в области акушерства передавались из поколения в поколение членами сообщества. В конце концов, книги были изданы на эту тему. В некоторых обществах начинающие акушерки поступали в ученичество. Некоторые акушерки работали время от времени, когда это было необходимо в общине, в то время как другие путешествовали на большие расстояния от дома к дому и работали регулярно. Если возникали осложнения, они вызывали местного врача, который помогал своими медицинскими инструментами. Иногда акушерки должны были вести ребенка на крещение, пока мать отдыхала. Они также играли юридическую роль в документировании времени рождения детей и их родителей.
Акушерки знали о лекарственных травах, которые могли помочь беременным женщинам с множеством проблем. Они знали, как обустроить комнату и расположить женщину для родов. Если ребенок находился в неправильном положении, акушерки умели его перевернуть. Они проверяли положение ребенка, ощупывая живот женщины, и проверяли, насколько сильно раскрыта женщина. Смазанными маслом руками они помогали растянуть ткани женщины перед родами. После рождения ребенка они оставались около месяца, чтобы помочь матери с такими навыками, как грудное вскармливание.
Если не считать советов опытных женщин, то роды и вообще медицина долгое время были чем-то вроде дикого запада. Женщинам говорили, например, не думать о странных мыслях. Если бы вы подумали, скажем, об обезьянах, ваши дети родились бы волосатыми.
Акушерок тоже иногда обвиняли в колдовстве, если что-то не ладилось с беременностью. На протяжении всей истории акушерки были членами всех социальных слоев, от высшего слоя общества до низшего рабочего класса. Со временем акушеркам стали доступны формальное обучение и занятия.
Несмотря на усилия акушерок, роды были рискованными как для матери, так и для ребенка. В средние века каждая третья женщина умирала в детородном возрасте. Это было настолько опасно, что молодые женщины писали завещание, когда узнавали, что беременны. Распространенными причинами смерти были инфекции, послеродовое кровотечение, неопытность акушерок/врачей и затрудненные роды.
Традиции родовспоможения в разных культурах
Истории о беременности и родах иногда упоминаются в фольклоре и религии. Возможно, самая известная история родов — это христианское Рождество, в котором Дева Мария рождает Иисуса в яслях. В мифе о сотворении ирокезов женщина рожает двух сыновей, один из которых создает все хорошее в мире, а другой создает все плохое в мире. Говорят, что греческая богиня Афина появилась из трещины в черепе своего отца Зевса. А в японской сказке «Сказка о резчике бамбука» мужчина находит девочку внутри стебля расщепленного бамбука.
Сведений о том, каково было рожать в разных культурах по всему миру, немного из-за преобладания мужчин в качестве движущей силы культуры и того факта, что женщины часто рожали за закрытыми дверями. Особенно трудно найти описания родов у средних и низших классов.
Отчеты из эпохи Тюдоров в Англии (1485-1603) освещают, на что был похож этот процесс для дворянок. В течение нескольких недель до и после родов мать закрывали в отдельной палате — это называлось «лежачим». Предварительно она пошла в церковь, чтобы получить благословение священника. В этот период мужчинам не разрешалось видеть ее, и комната была закрыта ставнями, чтобы имитировать темноту и покой матки. Ей помогали доверенные акушерки, и читались молитвы, чтобы защитить ее от опасности.
В аристократическом доме Японии Хэйан (794-1185) родильная комната, которая должна была находиться на севере дома, была одета в белое. Однако это не было частным рождением. Родственники мужского и женского пола и обслуживающий персонал заглядывали через занавески, так как роды были чем-то вроде зрелища. На более мрачной ноте буддийский монах, женщина-медиум по имени мико и другие религиозные деятели сидели рядом с матерью, когда она рожала. Их молитвы отгоняли голодных призраков, смиренных духов, которые собирались вокруг людей, находящихся на грани смерти.
Художественные представления и продолжающиеся традиции ясно свидетельствуют о том, что женщины рожали не только лежа. Резные фигурки и иллюстрации от Древнего Египта до недавних веков изображают женщин, рожающих в положении стоя, на корточках, на коленях и сидя. Некоторая форма карантина матери до или после родов встречается во многих культурах, от Латинской Америки до Китая.
Медицинские разработки
Щипцы были изобретены в восемнадцатом веке. Этот инструмент до сих пор используется для перемещения младенцев по родовым путям, когда они застревают. Поскольку они могли использовать щипцы, акушерки-мужчины и врачи утверждали, что они превосходят акушерок-женщин. В то время женщинам не разрешалось проводить медицинские процедуры, в том числе с использованием медицинских инструментов, таких как щипцы. В то время как некоторые богатые женщины перешли на использование акушерок-мужчин, большинство матерей по-прежнему шли традиционным путем.
Вскоре, однако, были изобретены другие медицинские разработки, которые сделали беременность легче и безопаснее. К середине-концу девятнадцатого века анестетики были лучше изучены. Врачи научились использовать химические вещества, чтобы обезболить раненых пациентов, что было особенно полезно во время операции. Королева Виктория, например, попросила хлороформ при родах.
Хотя анестезия была легко адаптирована медицинскими работниками для других целей, облегчение боли во время беременности поначалу вызывало неодобрение. В Библии Божье наказание Еве после того, как она съела запретный плод, заключается в том, что она будет испытывать сильную боль, когда будет рожать детей. Поэтому долгом женщины перед Богом считалось испытать боль во время родов во многих христианских культурах.
В тот же период времени было обнаружено, что патогены ответственны за распространение болезней и инфекций. Врачи разработали антисептики и гигиенические методы, которые резко снизили смертность от хирургических процедур. Это позволило женщинам сделать кесарево сечение без неизбежной смерти от инфекции. Раньше кесарево сечение применялось только в ситуациях, когда не ожидалось, что мать выживет. До открытия теории микробов и антисептиков врачи вызывали гораздо больше смертей, чем акушерки, потому что они не мыли руки между различными медицинскими процедурами, распространяя инфекции от больных людей к матерям и детям.
Эти и другие события означали, что к 1900-м годам США и Канада окончательно отказались от акушерства в пользу родовспоможения. Это было не так в других странах, особенно в странах с меньшими экономическими ресурсами. Однако многие развитые страны, такие как Великобритания, также сохранили институт акушерства, даже если занимались акушерством.
К 1950-м годам 88% процентов родов произошли в больнице с врачом. Женщин лечили медсестры и врачи, и во время родов их укладывали горизонтально, а не стоя или на коленях. Первым президентом США, родившимся в больнице, был Джимми Картер. Он родился в 1924 года в учреждении в Джорджии, где его мать работала медсестрой.
Современные роды
Последние десятилетия были отмечены усовершенствованием родовспоможения и изобретением новых репродуктивных технологий. Кардиомониторы предупреждают врачей, когда плод находится в бедственном положении. Ультразвук и другие технологии визуализации позволяют определить пол ребенка и потенциальные проблемы с беременностью. Женщины принимают пренатальные витамины, которые сохраняют здоровье их самих и их детей. Эти и другие инновации позволили снизить материнскую и внутриутробную смертность во всем мире.
Последние десятилетия также отмечены расширением прав и возможностей женщин. В течение 20-го века женщины в США и во всем мире вступили в медицинскую профессию. Они сами могли бы стать акушерами-гинекологами, а не только мужчинами. Во многих странах акушерки и медсестры составляют более половины кадров здравоохранения.
В 1970-х годах возникло движение за естественные роды. Матери начали экспериментировать с домашними родами и родами в воде, отказываясь от болеутоляющих средств. Эти женщины хотели большего контроля и более личного опыта. Движение, однако, подвергалось критике за то, что женщины, которые хотят использовать врачей и эпидуральную анестезию, чувствуют, что их роды менее «естественны» или что они никогда не пережили «настоящих» родов. Правда в том, что никто не должен заставлять женщину чувствовать себя плохо из-за того, какой вариант родов она выберет.
Те, кто ищет золотую середину между больницами и домашними родами, могут воспользоваться родильными домами, акушерками и доулами. В то время как акушерки могут заменить акушера-гинеколога, доулы не являются практикующими врачами. Вместо этого они действуют как эмоциональная поддержка до и во время родов.
Пока мы не усовершенствовали процесс родов. В некоторых странах, где здравоохранение недоступно, смертность матерей и младенцев по-прежнему высока. Во время любых родов до сих пор возникают осложнения, которые травмируют матерей и приводят к рождению детей-инвалидов. Однако мы прошли невероятно долгий путь всего за несколько столетий из более чем 200 000 лет пребывания на Земле.
Позвоните римской акушерке: как проходили роды в Древнем Риме?
Марк Ульпий Америмн и Скрибония Аттика, муж и жена, жившие во втором веке нашей эры, отдыхают вместе в своем надгробном памятнике в Остии, недалеко от Рима. Согласно надписи на стенах гробницы, сама Скрибония заказала ее для вечного упокоения своей семьи и вольноотпущенников. Маркус был хирургом, как мы узнаем из барельефа на гробнице, где он изображен в процессе лечения раны на ноге рядом со своими — довольно большими — хирургическими инструментами.
Скрибония была акушеркой, о чем свидетельствует ее собственный барельеф, на котором она рожает ребенка. Обнаженная женщина сидит в кресле для родов (специальное сиденье с ручками, за которое мать может держаться во время схваток), ее живот вздут. Ее поддерживает женщина, возможно, родственница, а акушерка сидит перед ними на низкой табуретке, готовая поймать ребенка; она смотрит прямо на нас, а не на гениталии пациента, возможно, чтобы не краснеть.
Подробнее
- Насилие, восстание и сексуальная эксплуатация: темная сторона Древнего Рима
- 7 вещей, которые вы (вероятно) не знали о римских женщинах
Скрибония, как указывает другое ее имя, Аттика, имела греческое происхождение, как и ее мать Скрибония Каллитиха; среди их предков, вероятно, были рабы.
Роды в Римской империи, как и везде в древнем мире, были женским делом. Женщины-акушерки и члены семьи рожали детей и ухаживали за новорожденными. Однако, за исключением надписей или рисунков на надгробных памятниках, таких как Скрибония, почти нет рассказов от первого лица о беременности и родах в Древнем Риме; вместо этого наши знания опосредованы произведениями авторов-мужчин.
Барельеф второго века нашей эры на могиле римской акушерки Скрибония Аттика изображает ее за работой. (Фото Getty Images)
Следует признать, что некоторые из этих мужчин были очень хорошо информированы, сочувствовали женщинам и были готовы признать мастерство акушерок. Таким автором был Соран из Эфеса в Малой Азии (на территории современной Турции), врач, работавший на рубеже I и II веков нашей эры. Приверженец методической школы медицины, он предпочитал щадящие методы лечения суровым, и нигде это не проявляется так явно, как в его «
Том открывается описанием идеальной акушерки: она должна быть «грамотной, сообразительной, обладать хорошей памятью, любить работу, респектабельна и в целом не слишком ограничена в своих чувствах, здорова, крепка и, по мнению некоторых людей, наделена длинными тонкими пальцами и короткими ногтями на кончиках пальцев».
Все эти советы, вплоть до коротких ногтей, очень разумны, но попахивают выдачей желаемого за действительное. Конечно, не все акушерки в древнем мире были грамотны. Грамотность не была важным достижением для ремесла, которое часто передавалось от одной родственницы к другой в процессе ученичества, основанного на устном слове. Некоторые приемы торговли, такие как противозачаточные или абортивные средства и препараты для ускорения трудных родов, лучше держать в секрете и, следовательно, не записывать.
Больше похоже на это
Роженицы, работающие неполный рабочий день
Что касается респектабельности, то это вопрос перспективы. Автор Евнапий, писавший в четвертом веке нашей эры, сообщает анекдот, в котором хозяйка римского винного магазина, описанного как относительно престижный, обслуживала клиента, когда соседка и родственница позвала ее принять участие в трудных родах. (она также была квалифицирована в акушерстве). После благополучного родоразрешения она вымыла руки и оперативно вернулась к своим клиентам. Во многих случаях акушерство было подработкой — чем-то, чем женщины занимались в качестве вклада в благосостояние своего сообщества. Те, кто, подобно Скрибонии, специализировался на рождении и получил титул
Заманчиво предположить, что роды в древнем мире были гораздо более опасными, чем сегодня: было мало доступных обезболивающих и мало знаний об инфекциях и элементарной гигиене.
Подробнее:
- Подкаст: Великая римская женщина
- Женщины, построившие Римскую империю (эксклюзивно для The Library)
Женщины также могут находить некоторое утешение в ношении амулетов, ускоряющих роды. Многие амулеты в древнем мире были сделаны из скоропортящихся материалов, но были обнаружены образцы из римского Египта (30 г. до н.э. – 641 г. н.э.), сделанные из прочного гематитового камня. Один из примеров, хранящийся сейчас в Музее Келси в Мичигане, был украшен магическими формулами и изображением матки, которую можно было открывать и закрывать с помощью ключа — закрывать, когда женщина хотела избежать беременности или хотела «запереть» свою матку после зачатия.
Все усложнялось, когда роды были длительными, а ребенок находился в неудобном положении. Акушерки и врачи полагались на свои самые надежные инструменты — руки, которыми они могли осторожно стимулировать раскрытие матки или попытаться изменить положение ребенка с плохим предлежанием.
В древних текстах не упоминаются эпизиотомии (рассечение промежности для облегчения рождения ребенка), нет упоминаний о щипцах, и в археологических записях такие инструменты не обнаружены. Хотя «кесарево сечение» якобы получило свое название от имени Цезаря, римские акушерки и врачи не проводили эту процедуру. Истории древних кесаревых сечений мифичны — например, история о том, как младенец Эскулап, бог медицины, был вырван из чрева его умирающей матери Корониды его отцом Аполлоном.
Подробнее:
- 6 королевских рождений, которые изменили (или могли изменить) мир
- Женщина, родившая Гитлера
Лечение и лечение травм
Акушерки и врачи могут назначать травы, вызывающие сокращение матки при замедлении родов. В отчетах говорится о женщинах, которых привязывали к лестнице и трясли, чтобы ускорить роды, хотя Соран яростно осуждал эту практику. В худших ситуациях жизнь матери брала верх, и производилась эмбриотомия: эмбрион разрезался на части и извлекался из матки с помощью крючков. Еще одним риском для рожениц была задержка плаценты, что могло привести к кровотечению. В латинских медицинских текстах сохранились различные рецепты средств, якобы облегчавших изгнание последа.
Древние авторы знали, что роды могут быть тяжелым испытанием для женщин и могут привести к истощению или даже смерти. Беременность тоже могла вызвать дискомфорт, странную тягу — например, к углям и земле — и тошноту, против которой естествоиспытатель первого века нашей эры Плиний Старший рекомендовал косточки цитрона (цитрусового фрукта).
Рельеф из саркофага II века нашей эры изображает грудное вскармливание. (Фото Лувра/фотоагентства РМН)
Один источник, рассказывающий о случае древней утренней тошноты, вернее, о ее наиболее тяжелой форме гиперемезисе беременных, обнаружен в Чудеса святого Стефана , христианский текст четвертого века, ложно приписываемый святому Августину. В нем рассказывается история женщины по имени Мегетия, у которой во время беременности была такая сильная рвота, что она вывихнула челюсть, из-за чего она не могла нормально принимать пищу. После того, как врачи оказались не в состоянии вылечить ее, она отправилась в святилище святого Стефана близ Карфагена, где после посещения змеи во сне она была исцелена силой своей веры в христианского бога.
Раннехристианские тексты в целом предлагают интересное понимание беременности и родов, потому что они больше сосредоточены на опыте женщин, чем любой сохранившийся медицинский текст. Согласно Protoevangelium of St James , апокрифическое евангелие, относящееся ко второму веку нашей эры, Иосиф призвал повивальных бабок после того, как Иисус родился в пещере (а не в конюшне, как обычно гласит предание). Одна из этих акушерок, Саломея, отказалась верить, что родила девственница, и попросила осмотреть гениталии Марии, чтобы проверить нормальное растяжение влагалища и кровопотерю, сопровождающие роды. Она не нашла ни одного из этих признаков, но ее рука загорелась, исцелившись только после того, как она раскаялась в своих сомнениях. Хотя эта история, конечно, чудесная, она демонстрирует, что древние акушерки привыкли иметь дело с обычной кровью, потом и слезами при родах.
Подробнее:
- 7 удивительных фактов из истории медицины
- Убить или вылечить? 10 средневековых медицинских практик и их эффективность
Чья грудь лучше?
Вопрос о том, должны ли матери кормить своих детей грудью, был острым в Древнем Риме. В древности единственным безопасным способом вскармливания новорожденного было грудное вскармливание. Найти молоко животных (обычно козье) в большом городе, таком как Рим, было не всегда легко, и молоко могло оказаться неперевариваемым или даже опасным. Подавляющее большинство младенцев в древности находились на грудном вскармливании, часто в течение того, что мы бы назвали длительным периодом времени — более 18 месяцев. Были обнаружены древние детские бутылочки, но они, вероятно, были предназначены для кормления малышей, а не очень маленьких детей.
Среди высшего класса римлян бушевали споры о кормлении детей. В одном лагере были сторонники материнского вскармливания; в другом — сторонники кормилицы, по крайней мере, при некоторых обстоятельствах. Врач Соранус, хотя и не возражал против материнского вскармливания, признавал, что этот процесс может быть утомительным для матери и что молоко переутомленной и лихорадочной матери может оказаться вредным для ребенка. Хорошая кормилица — гречанка, уравновешенная и моложе 40 лет — была бы идеальной. Однако эта идеальная кормилица могла быть не всегда доступна, и другие авторы также беспокоились о плохом влиянии кормилицы на свою подопечную, поскольку римляне считали, что характер передается через грудное молоко.
В более общем плане римляне считали грудное молоко мощным веществом, которое могло лечить самые разные недуги, начиная от чахотки (заболевание органов дыхания) и заканчивая случаями отравления и жалобами на глаза.