Как в древней руси рожали – Как рожали в Древней Руси

Содержание

Как рожали в Древней Руси

Поддержи нас в социальных сетях!

Нам иногда кажется, что мы — особенные, не похожие на тех, кто жил прежде нас. Мир же меняется только внешне, по сути оставаясь прежним. Как и сто, и двести лет назад, люди радуются, печалятся, смеются, плачут, влюбляются… так же зачинают, вынашивают и рожают детей, как это было сотни и тысячи лет назад.

Конечно, медицина не стоит на месте, но так не хочется терять драгоценный опыт наших прабабушек, который и ныне полезен и мудр. Потому что рождался он не в кабинетах учёных, а в реальной жизни, вместе с миллионами малышей, проходивших через руки повивальных бабок. Старинные русские обычаи, связанные с беременностью и родами, стоят особо, потому что эта сфера считалась на Руси не просто интимной, деликатной, но почти священной. Недаром процесс рождения человека называли «таинство». И сегодня, когда многое в нашей жизни сведено до уровня обыденности, радостно сознавать, что мы, как и наши предки, помним, что плод во чреве — это уже дитя, а ребёнок — это дар Божий.

Русская семья исторически была большой, в ней вместе жили представители разных поколений, которые сообща вели хозяйство, собирались за общим столом, отмечали праздники. По данным переписи 1913 года, крестьянки Костромской губернии рожали до 15 детей. Причём на рождаемость не влиял и высокий уровень образования родителей. Так, в семье директора Тобольской гимназии к 1834 году родилось 17 детей, последним был Д.И.Менделеев — прославленный учёный-химик. В старину многодетность не вызывала ни восторга, ни изумления. Много детей — значит, Бог благосклонен к человеку, значит, дом богат и домочадцы счастливы.

Беременность всегда была своего рода событием в деревне, и как только она становилась заметной, соседи начинали гадать, кто же родится. Считалось, что пол ребёнка можно предсказать по форме живота матери: если живот острый — женщина носит мальчика, если широкий и плоский — девочку. Раньше вообще существовало неимоверное количество народных примет и обычаев, связанных с беременностью, основанных на многовековом опыте.

«Беременной нельзя смотреть на страшных зверей и уродцев: ребёнок некрасивым будет», — учили старики. Так и есть: находясь ещё в материнской утробе, ребёнок реагирует на звуки, свет, на эмоциональное состояние матери. Поэтому будущим мамам лучше смотреть на что-либо красивое, приятное, чтобы испытывать положительные эмоции. А вот ещё один закон: «Беременная не должна есть тайком — ребёнок родится пугливым и вором». Эта примета, о существовании которой мало кто сейчас помнит, направлена на защиту беременных: еда тайком, на ходу не полезна и может привести к внезапному испугу.

Через эту примету пытались повлиять и на отношение мужа к беременной жене: её повышенный аппетит надо воспринимать доброжелательно, не заставляя спешить, прятаться, и давать то, что ей хочется. На Руси существовал замечательный обычай — разрешать будущим мамочкам заходить в любой сад и огород и срывать всё, что их душеньке было угодно, — яблоко ли, вишню, а то и огурчик с репкой.

В старые времена бережное отношение к беременной было типичным для всех слоёв русского общества. В деревнях даже самые сердитые мужья переставали «учить бабу», свекровь освобождала её от тяжёлой работы. Для беременной часто готовили отдельно что-нибудь вкусное и питательное, с пониманием относились к её прихотям и брезгливости.

О том, что беременная — существо особое, свидетельствует, по мнению наших предков, и её поведение: женщина начинает воспринимать себя и других иначе, чем обычно, у неё возникают странные желания. В народе о прихотях беременной говорили: «забожала», чувствуете, какое слово? И связывали их с Божией волей, а этой воле не перечат. «Это большой грех», — говорят в деревнях в ответ на вопрос, почему нельзя не «ублажить» беременную. Считалось, что прихоти беременной — это не её желания, а ребёнка, который так высказывает свою волю, поэтому последствия отказа могут сказаться на нём. А кто же может обидеть невинное дитя?

«Женщина в положении» — это словосочетание родилось недавно. Язык простого народа был ближе к правде — «непраздная», «тяжёлая», а в близких к русскому сербохорватском, болгарском и македонском языках о беременной женщине говорят: «трудна». Действительно, работа беременной трудная, будущее пугает неизвестностью — что будет, как будет?

Молятся женщины горячо Богородице, просят у Неё защиты. Покровительницей будущих мам на Руси считается святая вмц. Екатерина. В Четьих-Минеях и Прологе о святой замечается, что она была просвещённой женщиной, «по врачебным умудрившися писменем, врачев книги добре уводе». Познания св. Екатерины были преимущественно по женским болезням, почему она и была признана помощницей в болезнях чадорождения.

Молились и в момент, когда «начиналось». Повитуха шла в дом роженицы тайком от деревни, огородами, задами, чтобы не привлекать внимания к событию. В дом входила со словами: «Помогай Бог трудиться!» Роженицу переодевали в чистую рубаху, давали выпить крещенской воды, перед иконами зажигали свечи.

После наставлений её вели в нежарко натопленную баню, где тело разминали, растирали коровьим маслом и сметаной, увеличивая эластичность кожи. Бабканье — повиванье — сопровождалось добрыми словами и травами, молитвами. Помещение одымляли берёзовой лучиной, полынью с безсмертником, очищая воздух, облегчая затруднённое дыхание в схватках. Залёживаться роженицам не давали, водили их под руки, пока не показывалась головка малыша (роды в старину были вертикальными).

Рожали в банях, в хлевах, в печке (именно «в», а не «на»), специально оговорённого обычаем «роддома» не было. Крестьянки часто рожали в поле, за работой. Дальше всё было, как и сейчас, — перевязывали пуповину (материнским волосом), обмывали, пеленали, прикладывали к груди.

А что же мужья? А мужья волновались. Их присутствие дома в момент родов было под строгим запретом — считалось, что «не место мужикам видеть, как бабские дела делаются». Но после родов новоявленному папаше подносилась особая каша — сильно перчёная и пересоленная — или горбушка хлеба с солью-перцем, чтобы понял он, как горько и солоно пришлось его жене.

Многие врачи, принимающие роды, говорят, что в глазах новорождённого они какое-то мгновение видят совершенно необъяснимое выражение — недетское, мудрое и смятенное, словно пришедшая из неизъяснимых высот душа с трепетом оглядывает незнакомый мир. Задача женщины во время беременности — объяснить ребёнку, что его любят и ждут, встретить материнской лаской, а потом воспитать в духовной чистоте, оберегая молитвами и личным примером любви и милосердия к людям, не давая сбиться на пути возвращения туда, откуда пришёл он гостем в земной мир.

 

 

 

ezocat.ru

от древних времён до наших дней

«Демографическая политика — комплекс экономических, административных, пропагандистских мероприятий, с помощью которых государство влияет на рождаемость в желаемом для себя направлении».

«Коэффициент младенческой смертности (КМС) — число случаев смерти детей в возрасте до одного года на 1000 родившихся живыми. Этот показатель часто используется в качестве сравнения уровня развития стран и свидетельствует о развитости системы здравоохранения».

«По данным Росстата в январе-июле 2016 года показатель детской смертности упал до исторического минимума: 6 из 1000 родившихся».

(Из материалов Википедии)

«Бог дал- Бог взял»

Многие столетия назад женщины рожали гораздо чаще, чем сейчас: раз в 1-3 года.

Всё проходило куда более естественно: никаких жутких гинекологических кресел, белых кафельных стен, медицинских запахов и звона инструментов на металлическом столе.

«Во время родов держать иконку Богородицы», «Пожевать косу» или «Разомкнуть все замки в доме» — вот и всё, что могла предпринять роженица на Руси для благополучного разрешения от родов.

Роль врачей выполняли повивальные бабки, основным инструментом которых во время принятия родов являлись горячая вода, полотенце и молитва (заговор).

Часто рожали сами, одни, что называется, «в поле». Так же и происходила «реабилитация» после родов: уже на следующий день женщина возвращалась к тяжёлому крестьянскому труду.

Готовясь впервые стать мамой, женщина знала: у неё будет много детей. Ей предстоит родить ещё около 10 раз.

Также женщина знала, что трое из её детей не доживут до 1 года. Ещё двое не доживут до пяти.

«Бог дал — Бог взял», говорили на Руси.

Фаталистический подход в отношении смерти детей выполнял роль своеобразной психологической защиты. Упование на волю Божью помогало снизить значимость действий и знаний человека в деле принятия родов и последующих мероприятий по поддержанию здоровья младенца и матери.

Смерть матерей от родов также была ужасающе частой и считалась гораздо более значительной потерей для семьи, чем потеря ребёнка.

«Недород»

Тяжесть крестьянского быта и суровые климатические условия, регулярный «недород» (неурожай), засухи, наводнения, эпидемии, незнание и несоблюдение элементарных гигиенических требования в уходе и содержании ребёнка – вот основные из факторов, влиявших на смертность в те времена.

В «группу риска» попадали сироты, нищенствующие и больные дети.

Прокормить ещё один рот в было нелёгкой задачей, поэтому градус общественной ответственности за таких детей был снижен: в приоритете были собственные.

«Байстрюк»

Нередко случалось и так, что под невыносимым давлением общественного порицания матери сами убивали своих детей, рождённых вне брака. Беременность вне брака считалась чуть-ли не более страшным грехом, чем убийство.

Регулировать права ребёнка законодательно начали только после принятия христианства. Наказание существовало в виде «покаяния и заключения в монастыре» (Указом Ярослава Мудрого (978-1054).

Несладко приходилось и законным детям. Согласно «Соборному Уложению» 1649 года ребёнок, по сути, являлся собственностью своих родителей. Мать или отец, убившие своего ребенка, приговаривались к году тюремного заключения с последующим принесением покаяния в церкви (Глава XXII, статья 26).

Княжеская защита и монастырские стены

Княжеская защита и попечительство, милосердие отдельных людей были долгое время единственной надеждой на выживание детей, по каким-либо причинам потерявших родителей.

Монастырско-церковные формы призрения детей имеют широкое распространение. Уже в XVII веке начинают создаваться специальные сиротские приюты, куда попадают дети с дефектами умственного и физического развития, дети с хроническими заболеваниями. Увы, там они могут рассчитывать лишь на социальную и духовную помощь: медицинскую помощь в крайнем случае оказывают монахи, имеющие опыт лечения.

Митрополит Иов

В самом начале XVIII века Известный Новгородский митрополит Иов основывает на собственные и народные средства около десятка заведений для «найдёнышков» — спася тем самым жизни тысяч незаконнорожденных младенцев и подкидышей.

Это можно считать важной вехой в истории социальной защиты детей, уязвлённых в правах с момента рождения.

Тем временем, законных и желанных детей в прямом смысле этого слова…

 «Выманивали на сахар»

Читаем у Булгакова в «Записках молодого врача»: «…Приезжаю я к роженице… Ну, понятное дело, исследую, чувствую под пальцами в родовом канале что-то непонятное: то рассыпчатое, то кусочки… Оказывается, сахар-рафинад! …Знахарка научила. Роды, говорит, у ей трудные. Младенчик не хочет выходить на Божий свет. Стало быть, нужно его выманивать. Вот они, значит, его на сладкое и выманивали!» И это 1917-й год!! Но будем надеяться, что это лишь писательский вымысел.

Акушерство как наука развивалось медленно, в первую очередь, потому, что данная область науки во многом диссонировала с подходом к процессу родов, бытовавшем в народе. Повитухи считались носителями не столько медицинских, сколько магических знаний, что приводило к многочисленным нарушениям санитарно-гигиенических норм.

Развитие акушерства на Руси берёт своё начало значительно позже, чем в других европейских странах. Первый акушер, о котором упоминается в летописях, был англичанин Якоб, живший при Иоанне Грозном и славившийся как «умеющий очень искусно лечить женские болезни».

Понятно, что доступ к услугам такого врача могли иметь единицы, и то – из знати.

Простым же крестьянкам по-прежнему оставалось уповать на Бога и повитух: ужасающие показатели по детской смертности сохранятся в России вплоть до второй половины XIX века.

Пётр и Екатерина

Вдохновлённый деятельностью митрополита Иова, Пётр I понимает, что сокращение детской смертности и, тем самым, увеличение численности населения являются делом государственной важности, без которого мы так и рискуем остаться в «смутных» временах.

С 1712 по 1724 года он издаёт ряд указов, регламентирующих систему защиты и помощи сиротам и незаконнорождённым, организовывает службу кормилиц, распоряжается создать условия для содержания и обучения таких детей.

С именем Петра I связаны и первые статистические исследования в России. В 1722-м году он повелел Священному Синоду ежегодно предоставлять информацию по рождаемости и смерти. Статистические данные собирались по приходам; священникам было велено каждые 4 месяца составлять сводную ведомость и подавать её в синод.

Екатерина I повторила этот указ в 1726 году, повелев указывать возраст умерших мужского пола и предоставлять эти данные в государственную военную коллегию.

Кстати, у самого императора Всероссийского Петра и его жены, императрицы Екатерины, родилось восемь (по другим данным,11) детей, большинство из которых умерли в детстве.

Первые акушерские школы «для медической и хирургической практики» будут открыты лишь в 1754 году, уже после смерти Петра, в Москве и Петербурге на базе учреждённой им в 1721 году медицинской школы.

Пеподавать в них пригласят профессора со своими помощниками: в Петербурге Линдемана, в Москве Эразмуса, которые издадут в России первое акушерское сочинение на русском языке: «Наставление, как женщине в беременности, в родах и после родов себя содержать надлежит».

Начинается крайне трудный и долгий процесс медицинского просвещения.

М.В. Ломоносов

«Начало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением российского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей».

Из трактата «О размножении и сохранении российского народа», 1761 год.

Проблемой детской смертности в России были озабочены многие выдающиеся умы того времени: Радищев, Новиков, Бецкой, Зыбелин и другие.

Родоначальником науки о демографии принято считать именно Михаила Васильевича Ломоносова. Будучи сам выходцем из села, он как никто другой мог прочувствовать проблемы,с которыми сталкиваются простые люди.

В своём трактате «О размножении и сохранении российского народа». Он не только анализирует медико-биологические и социальные причины высокой смертности в первую очередь, младенческой, но и предлагает меры по исправлению ситуации:

«Итак, положим, что в России мужеска полу 12 миллионов, из них состоит один миллион в таком супружестве, что дети родятся, положив обще, один в два года. Посему на каждый год будет рожденных полмиллиона, из коих в три года умирает половина или еще по здешнему небрежению и больше, так что на всякий год достанется смерти в участие по сту тысяч младенцев не свыше трех лет. Не стоит ли труда и попечения нашего, чтобы хотя десятую долю, то есть 10 тысяч, можно было удобными способами сохранить в жизни?»

Социальные и медицинские аспекты брака также поднимаются Ломоносовым в трактате; особое внимание уделяется возрасту вступающих в брак, вопросам гармоничности брака, гигиене, а также разрешению повторного вступления в брак.

Ломоносов настаивает на повышении медицинской грамотности: рекомендует составить общедоступный лечебник, который «распродать во всё государство, по всем церквам, чтобы священники и грамотные люди, читая, сами могли знать и других наставлениями пользовать».

Он выступает за образование повитух и лекарей, искоренение суеверий, часто приводящим к родовым травмам и ошибкам в уходе, ратует за увеличение количества аптек.

Кстати, для увеличения народонаселения России Ломоносов предлагал также привлекать мигрантов с членами их семей «ежели к тому употреблены будут пристойные меры».

Особое внимание уделяется многочисленным случаям «детского душегубства», связанного с общественным осуждением женщин, вступившим в отношения до брака «сластолюбием или насильством обременённых». Дело «сохранения жизни неповинных младенцев» он считает задачей государственной важности и предлагает учредить «нарочные богоделенные дома для невозбранного зазорных детей приему».

Таким образом, в 1761 году в трактате «О размножении и сохранении российского народа» Ломоносов перечисляет основные факторы, влияющие на демографию страны, многие из которых актуальны и по сей день.

К сожалению, осуществить многое из намеченного не удалось полностью ни в XVIII, ни даже в XIX веке.

Из 1000 родившихся детей по-прежнему было суждено было умирать половине.

И.И. Бецкой

1 сентября 1763 года указом Екатерины II издаётся Манифест об «Учреждении Московского Воспитательного дома».

Заслуга в «продвижении» этой инициативы принадлежит крупному государственному деятелю И.И.Бецкому: «истребления злодейств, с выгодой и пользой для воспитания детей, уменьшения нищенства и человеколюбия ради».

В Воспитательных домах собирались не только сохранять жизни детей, но и воспитывать и них вольных граждан, «способных служить Отечеству, делами рук своих в различных искусствах и ремёслах».

В качестве методического руководства для персонала Бецким было издано «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов с некоторыми примечаниями о воспитании физическом детей от рождения до отрочества».

Это можно считать началом государственного института опеки и попечительства в России.

«Фабрики Ангелов»

В Москву начали «стекаться» подкидыши со всей страны. Матери обрели надежду на сохранение жизни малыша, которого по каким-либо причинам оставить не было возможности.

Даже существовал специальный промысел по доставке детей в такие дома.

Увы, не всё оказалось столь радужно.

Часть детей умирали в дороге, а те, что попадали в воспитательный дом, также имели немного шансов на спасение. Причиной тому была переполненность, а следовательно, невозможность уделять достаточное внимание каждому ребёнку, недостаток кормилиц, невозможность взять полный контроль над эпидемиями.

Также причиной можно считать кадровую политику: частые смены руководства и пока ещё недостаточный уровень образованности персонала.

Выживаемость в государственных воспитательных домах долгие годы держалась на уровне 10-20 процентов, поэтому в народе они получили название «Фабрики Ангелов».

К тому же времени относятся и первые попытки внедрения патронажного воспитания: за плату детей отдавали в крестьянские семьи. Это стало причиной «обмена» заразными заболеваниями между губерниями.

Словом, первые попытки сокращения детской смертности на уровне государственной политики, успехом не увенчались.

Такая ситуация сохранится в России вплоть до начала XX века.

И. Земмельвайс

Кстати, в Европе, где акушерство как наука получило развитие и распространение несколько раньше, чем у нас, ситуация с детской и материнской смертностью была также почти катастрофическая.

Женщины шли в роддома, «как в последний бой»: родильная лихорадка уносила жизнь каждой третьей из них.

Теорий о причинах было множество, около 30, но ни одна из них не оказалась по-настоящему состоятельной. Разнообразные методы лечения не приводили к успеху: выяснялось, что все умершие имели заражение крови.

Тайну родильной лихорадки удалось открыть лишь в 1847 году.

Игнаш Земмельвайс, 29-летний врач из Вены, успел поработать в разных клиниках. Он замечает, что во время гинекологических операций врачи, осматривающие беременных и принимающие роды, делают это без соблюдения норм стерильности.

Он предлагает врачам дезинфицировать руки хлорной водой перед операциями, тем самым фактически называя врачей основными виновниками заражения крови у пациентов. Гипотезу осмеивают все светила учёного мира. Никто не хочет брать на себя ответственность за высокую смертность.

Земмельвайс потратит всю жизнь на доказывание своей правоты. Он соберёт многочисленные статистические данные, проведёт множество исследований, операций, и станет фактически основоположником асептики.

Открытие Земмельвайса в итоге признали, но сам он до этого момента не дожил: как и многие гениальные люди, он умер рано, в возрасте 47 лет в одной из психиатрических клиник Австрии.

Его открытие сократило смертность при операциях в 7 раз.

«Неприличная пища»

С.Г. Зыбелин (1735 – 1802), один из первых русских профессоров медицины, называет основной причиной смерти уже родившихся младенцев кормление «неприличной», то есть несоответствующей возрасту ребёнка, пищей. Слишком раннее введение прикорма, неправильное хранение, трудноперевариваемые компоненты пищи «почти подобно медленному яду множество младенцев погубляет».

Вообще в конце XVIII – начале XIX веков выходит ряд работ, представляющих исторический интерес с точки зрения исследования причин малой выживаемости детей. Например, переводчик, доктор медицины Станислав Ели в числе главных причин указывает несоблюдение матерями гигиены при вскармливании младенца и употребление так называемого «рожка»: приспособления для прикорма, сделанное из… рога коровы.

«Прибавления»

Журналист, просветитель и издатель Н.И.Новиков (1744-1818) начинает выпускать еженедельник «Детское чтение для сердца и разума». В нём рассказывается об охране здоровья детей с первых дней жизни, а также приводятся рекомендации по системе физического воспитания.

Этот еженедельник издаётся в «прибавлениях» к газете «Московские ведомости». Кстати, именно в этой газете в конце XVIII века появятся первые публикации, содержащие точные цифры статистики по смертности, в том числе и детской.

Не все сразу

Академик К.Ф. Герман (1767-1838), занимавшийся проблемами демографии, указывает, что в метрических книгах, которые по традиции велись в церковных приходах, содержится информация о смерти только по «исповедовавшим греко-российскую веру».

Также учёный отмечает, что «возраст умерших женского полу не показан».

20 марта 1811 года создаётся статистическое отделение при Министерстве внутренних дел Российской империи, которое возглавляет Герман.

Вносить в метрические книги девочек, умерших в младенчестве, начнут лишь в 1833 году.

«Путешествие из Петербурга в Москву»

Условия жизни и быта в России красочно описываются А.И Радищевым в его знаменитом произведении, изданном в 1790 году. Советы по детской гигиене неоднократно встречаются в текстах произведений писателя.

Радищев, будучи выдающимся мыслителем своего времени, выступал за уничтожение крепостного строя, который порождал среди крестьян нищету, а значит, и полуголодное существование, болезни, эпидемии и ужасающе высокую детскую смертность.

«То место или целую страну должно почитать здоровою, в которой меньше и реже бывает повальных и других болезней, немного умирает младенцев, напротив того довольное число находится престарелых, притом приезжие из других мест болезням того места или другим каким-либо скоро не подвергаются…» 

С.Г. Зыбелин

«Золотой век» Екатерины II ознаменовался не только ещё большим «закрепощением» крестьянства, но и закреплением за Российской империей статуса великой европейской державы. Как и в Европе, в те времена в России свирепствовала эпидемия оспы. В то время ещё ходила немецкая поговорка: «От оспы и любви остаются свободными лишь немногие».

Екатерина II стала первым человеком в России, которому в 1768 году была сделана прививка от оспы. Процедура прошла успешно.

Примерно с этого времени в России начинают учреждаться оспопрививательные пункты. И.И. Бецкой издаёт труд «Способ прививания оспы детям», где излагает основные принципы по подготовке к процедуре и последующему уходу.

Оспопрививание в народе распространялось трудно. Несмотря на указ императрицы и даже стимуляцию денежным вознаграждением за явку в прививочный пункт, сильны ещё были суеверия, предубеждённость против науки, да и уездные лекари пользовались подчас неподходящими инструментами. Но начало победе над эпидемией оспы в России было положено.

Если быть точным — то была вариоляция (умышленное заражение лёгкой формой от болеющего), а не вакцинирование в полном смысле этого слова; усовершенствованный метод английский врач Эдвард Энтони Дженнер представит учёному свету лишь в 1798 году.

В 1801 году в Московском воспитательном доме будет сделана первая прививка от оспы.

В мире болезнь сейчас полностью ликвидирована: об этом официально объявили на 33-й сессии Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) в 1980 году.

«Отравленные» колодцы

На середину XIX века приходится и пик эпидемии холеры. На картинах того времени её изображают, как смерть с косой, выкашивающую людей: число жертв исчисляется сотнями тысяч.

Первые вспышки холеры в России фиксируются в 1830 году и совпадают по времени с антикрепостническими волнениями. Поскольку было известно, что холера передаётся через воду, правительство снаряжает отряды, занимающиеся дезинфекцией колодцев хлорной известью. Люди принимают дезинфекторов за отравителей —  по стране прокатывается волна «холерных бунтов», люди сжигают больницы, известны случаи убийства врачей.

Эта эпидемия становится самой смертоносной для России в XIX веке. По обобщённым данным, она уносит жизни более миллиона человек.

Река Ганг

В 1883 году во время работы над эпидемией холеры в Индии (которая считается «родиной» болезни) немецкий учёный Роберт Кох (1843-1910) обнаруживает холерный вибрион- микроб, вызывающий это заболевание.

Первая эффективная вакцина от холеры применяется в 1892 году всё в той же Индии. Первым человеком, кому будет введена вакцина становится сам её изобретатель, российский учёный Владимир Хавкин (1860 — 1930). Его формула вакцины применяется и в наши дни, но в несколько улучшенном виде.

Очаги распространения холеры ещё в XIX веке удалось взять под контроль, но победить болезнь на всей планете до сих пор не выходит: очередная вспышка эпидемии была зафиксирована в 2016 году на Гаити.

Не видимое глазу

В XIX веке медицина развивается очень стремительно. Тому способствуют многочисленные открытия во всех науках: биологии, физике, химии и многих других областях.

Методы диагностики и доказательства выходят на новый технологический уровень: врачи получают возможность наблюдать за процессами, скрытыми от невооружённых глаз.

«Скорая» помощь

Земская реформа 1863 года коснется и здравоохранения: финансирование за счёт органов местного самоуправления сделает медицину доступнее для крестьян. К этому времени относится и зарождение службы скорой медицинской помощи.

Загруженность у врачей была невероятная: примерно на 10 тысяч человек приходился один земской врач. Печально известные российские дороги добавляли трудностей – к некоторым пациентам невозможно было добраться.

Младенческая смертность в России медленно, но верно снижается: теперь не доживает до пяти лет примерно 30% детей. Хотя, показатели по регионам отличаются, и это неудивительно, учитывая размеры Российской империи и «разбросанность» населённых пунктов.

Двадцатый век: Начало

Пока ещё отсутствует законодательство об охране материнства и детства, на селе сохраняется низкая грамотность, знания по гигиене и уходу за ребёнком распространяются медленно, санитарная обстановка быта и условия труда оставляют желать лучшего.

Количество благотворительных и социальных учреждений исчисляется уже тысячами. Значительный вклад вносят частные лица.

В первом десятилетии XX века коэффициент младенческой смертности продолжает снижаться, хотя желудочно-кишечные и инфекционные заболевания, болезни органов дыхания по-прежнему представляют серьёзную угрозу.

Британские учёные

Судьбоносное открытие совершит в сентябре 1928 года британский учёный Александр Флеминг (1881 — 1955), причём по чистой случайности. Вернувшись домой после длительной поездки, Флеминг замечает, что содержимое одной из чашек Петри (ёмкость для исследования «поведения» бактерий), заплесневело.

Он исследует происходящее под микроскопом и обнаруживает, что бактерии, соприкасающиеся с плесневым грибком, погибают. Флемингу удаётся выделить активное вещество, которое получает название пенициллин. Это открытие даёт начало эпохе современных антибиотиков.

Исследования будут вестись долго. В производство антибиотики поступят только в начале Второй Мировой войны. В СССР их начнут широко применять в полевых госпиталях примерно в 1942-м.

Медицина бессильна

Увы, не все демографические проблемы удаётся решить с помощью просвещения и революционных открытий в области медицины: большие потери населения наша страна понесла в годы Гражданской, Первой и Второй мировых войн.

Значительно влияет на рождаемость и «бум» абортов, разрешённых в 1920-е. Коэффициент младенческой смертности упал, но лишь за счёт того, что детям не суждено было родиться. Запрет этой процедуры в 1936 году проблему не решил, положив лишь начало развитию нелегального рынка этой услуги. Как следствие, увеличилась и женская смертность.

Некоторый подъём рождаемости наблюдается сразу в послевоенные годы. Но поскольку огромное количество мужчин не вернулись с войны, и их просто «не хватает» на всех, а растить ребёнка одной невероятно сложно – решаются на такое немногие.

Кроме того, в послевоенные годы, когда необходимо было бросить все силы на подъём страны, женщины от 20 до 40 лет заняты на производстве. Им не до личной жизни.

Тем не менее, младенческая смертность сокращается до 25 детей на 1000 родившихся.

Сперва — карьера

Несмотря на дальнейший экономический подъём и «оттепели», люди решают, что в семье достаточно двоих детей, приходит «мода» на планирование семьи.

В 80-е правительство вводит стимулирующие меры: пособия на ребёнка и декретные отпуска до 1 года. Происходит некоторый подъём, но опять-таки, незначительный.

События 1991 года и экономические реформы не внушают людям больших надежд на будущее: рождаемость падает беспрецедентно.

К этому времени баланс между количеством мужчин и женщин уже выравнивается: есть за кого выйти замуж и от кого родить, но… институт, работа, карьера – детей заводить становится просто некогда.

В 2000-х эта тенденция сохраняется: один-два ребёнка на семью. Рожать предпочитают в браке, просчитывая все «за» и «против», тщательно продумывая планы на будущее. Подходящие жилищные и социальные условия, достойный уровень дохода — вот основные факторы, влияющие на рождаемость в наши дни.

Дело хитрое

Существует мнение, что сегодня очень велик процент бесплодных пар, и причиной тому наш образ жизни и экология. Безусловно, существует ряд физиологических факторов, влияющих на способность пары иметь детей. Среди них называются и наследственные заболевания, и вредные привычки, и генетически модифицированные продукты, и компоненты бытовой химии, и даже наше частое «общение» с монитором компьютера или гаджетами. Хотя прямую взаимосвязь доказать пока сложно.

Быстрое развитие технологий диагностики и лечения бесплодия позволяет на сегодня нивелировать последствия факторов, влияющих на фертильность обоих супругов.

К зачатию можно подготовиться, сесть на специальную диету, отказаться от вредных привычек, пропить курс витаминов и лекарств чтобы сбалансировать обмен веществ.

Весьма популярна и процедура ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение), которая считается эффективным методом, когда пара всё-таки признана бесплодной.

В общем, к «бэби-буму» медицина готова сейчас, как никогда. Но…

«Только не сейчас»

Если пара хочет детей, но «только в будущем», доступны процедуры, выявляющие «возраст» и возможности их внутренних органов репродукции (овариальный резерв). Это позволяет узнать, сколько ещё осталось времени на карьеру, а когда сроки начнут «поджимать».

Также в наше время во многом благодаря прогрессу в медицине расширены и возрастные рамки, подходящие для рождения детей. В то время, как раньше «старородящей» считалась женщина в 28-30, теперь вполне возможно родить и в 45, и это уже не так «страшно» в физическом и психологическом смысле.

«Родила царица в ночь… Не то.»

Современная медицина предусматривает пренатальную (дородовую) диагностику развития плода на ранних сроках беременности. Помимо всем знакомого УЗИ (ультразвуковое исследование), существует ряд других диагностических процедур, позволяющих определить, правильно ли развивается беременность.

Более того, наука сегодня подошла вплотную к возможности лечить некоторые заболевания будущего ребёнка ещё в утробе матери, и даже «редактировать» его ДНК. Правильно ли это с точки зрения гуманизма и этики – личное дело каждого, но факт — есть факт.

В 2016 году показатель младенческой смертности в России достиг пика минимума за всю историю исследований: 6 из 1000 родившихся.

Словом, медицина своё дело сделала – очередь за нами.

Источник

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

polonsil.ru

Как принимали роды на Руси

Рождение ребенка на Руси считалось особым таинством, открывающим двери между мирами. Оно, как и смерть, знаменовало переход души из мира запредельного, неведомого человеку, в реальный, физически ощутимый.

Когда женщина чувствовала приближение родов, она втайне читала родильную молитву либо писала ее на листе (если была грамотной) и, завернув в шапку, передавала батюшке в церковь. Об этом никто из посторонних не должен был знать, чтобы не произошло ничего лихого.

Подготовка к родам

Обычно во время беременности женщины на Руси много работали даже на поздних сроках. Физическая нагрузка была не только вынужденной (нужно было заботиться о семье), но и желательной. Опытные повитухи, матери и свекрови советовали будущим матерям много двигаться. Это считалось залогом легких родов. Женщина на Руси обычно работала вплоть до первых схваток. Как только они начинались, старшие женщины начинали готовить баню и посылали за повитухой.

Еще в дохристианской Руси была распространена традиция прощаться с роженицей в этот момент, ведь была велика вероятность смертельного исхода родов. Также славянки частенько рожали вне дома, где-нибудь в поле, рощице. Это было связано с тем, что роженица в моменты сильной боли могла ругаться, сквернословить, а это «загрязняло» атмосферу дома. Самым оптимальным местом для появления на свет ребенка считалась баня. К тому же в ней можно было рожать в самый лютый мороз.

Перед родами стены бани изнутри тщательно вымывали до белизны. Обязательно зажигали свечи перед иконой и читали молитву. К полатям привязывали пояс (кушак), за который женщина могла держаться во время потуг. Баню жарко топили, чтобы будущей матери и новорожденному было тепло. Женщине обязательно расплетали косы, а на ее одежде развязывали все узлы. Это было необходимо для того, чтобы раскрылась матка и тело роженицы выпустило малыша. По аналогии с узлами в доме открывали все замки, лари, сундуки.

Рождение

Женщина могла рожать лежа, но чаще это происходило на корточках или даже стоя, в полусогнутом положении. Роженицу располагали головой к рукомойнику. Самой лучшей повитухой считалась пожилая женщина с большим опытом в этой сфере. Крайне важно, чтобы и у нее самой были здоровые детки. Лучше всего, чтобы было побольше мальчиков, потому что в русских семьях более желательным было рождение сына.

Будущий отец должен был снять с правой ноги рожающей жены сапог. Затем ему следовало поднести ей ушат чистой ключевой воды, а после этого развязать пояс на ее сарафане. Муж мог присутствовать во время самого процесса, но многие мужчины старались не мешать женам и не смущать их. Зато они всегда находились где-то рядом, в смежной комнате.

По старинному обычаю мужчина должен был стонать во время родов и кричать, как бы принимая на себя часть боли своей жены. Заодно он привлекал к себе внимание разной нечисти, которая имеет обычай подступать к роженице или новорожденному. Мужчина как бы брал удар на себя.

Повитуха руководила всем процессом. Подсказывала роженице, как себя вести, успокаивала ее и направляла. Когда малыш появлялся на свет, она 3 раза прикусывала пуповину и сплевывала ее через левое плечо, одновременно читая заговор против пупочной грыжи. Мальчику перерезали пуповину на топорище, чтобы рос умелым хозяином. Девочке – на веретене, чтобы стала хорошей пряхой да рукодельницей.

После родов

Перевязывали пуповину льняной ниточкой, сплетенной с несколькими волосками отца и матери. Она была своеобразным оберегом. Послед повитуха закапывала во дворе. Затем ребенка мыли в воде с небольшим количеством молока. В нее же опускали яйцо и серебряную ложечку (или монетку). Затем ребенка клали на вывернутый тулуп, чтобы жил богато. После туго пеленали и покрывали зеленой материей, чтобы вырос пригожим (красивым).

Закутанного таким образом новорожденного передавали отцу. Тот должен был принять ребенка, подтверждая тем самым свое отцовство, а затем положить впервые в люльку. В это время повитуха помогала оправиться матери от родов, «правила» ей живот, учила, как сцеживать первое молоко. Затем женщину отпаивали толокном или квасом и мыли в бане. После всего этого она могла уже приступать к первому кормлению ребенка.

Читайте также:

cyrillitsa.ru

Как рожали на Руси? — Статьи — Роды

Всем снова доброго дня, вечера. 
Предлагаю обсудить книги.
Ниже список рекомендованных к прочтению и пониманию с 6 до 7 лет, т.е. к первому классу.
Читали ли? Понравились ли? Помните ли как читали сами?
Я сегодня пол дня потратила на сортировку что и как читать, и сама читала читала читала…. Толстого, Бианки, Зощенко 
Ну в общем смотрим список и всем приятного чтения с детьми
Русская литература:
А.С.Пушкин  “Сказка о царе Салтане”,  “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”
Д.Н.Мамин-Сибиряк  “Серая шейка”
Л.Н.Толстой  “Три медведя”,  “Котёнок”,  “Булька”,  “Два товарища”
Н.Носов  “Живая шляпа”,  “Ступеньки”,  “Заплатка”,  “Затейники”,  “Приключения Незнайки и его друзей”
М.М.Зощенко  “Ёлка”
В.Катаев  “Дудочка и кувшинчик”, “Цветик-семицветик”
П.П.Бажов  “Серебряное копытце”
М.Пришвин  “Ёж”,  “Берестяная трубочка”,  “Лисичкин хлеб”
В.Бианки  “Как муравьишка домой спешил”,  “Аришка- Трусишка”,  “Кто чем поёт?”
В.В. Медведев  “Обыкновенный великан”
Э.Н.Успенский  “Крокодил Гена и его друзья”,  “Дядя Фёдор,пес и кот”
А.М.Волков  “Волшебник Изумрудного города”

Зарубежная литература:
Г.Х.Андерсен  “Принцесса на горошине”,  “Дюймовочка”,  “Стойкий оловянный солдатик”,  “Русалочка”,  “Гадкий утёнок”
Братья Гримм  “Горшок каши”,  “Золотой гусь”
Ш.Перро  “Спящая красавица”,  “Кот в сапогах”,  “Золушка”,  “Красная шапочка”
Дж.Родари  “Путешествие “Голубой стрелы”
Т.Янсон  “Маленькие тролли и большое наводнение”
А.Линдгрен  “Карлсон, который живёт на крыше”,  “Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел”,  “Карлсон, который живёт на крыше, проказничает снова”
А.Милн  “Винни-Пух и Все-Все-Все”
Р.Киплинг  ”Рикки-Тикки-Тави”,  “Отчего у верблюда горб”,  “Слонёнок”,  “Откуда взялись броненосцы”
Стихи:
Б.Заходер  “Весёлые стихи”,  “Птичья школа”
С. Михалков  “Про мимозу”,  “Дядя Стёпа”,  “Чистописание”
С.Маршак   “Рассказ о неизвестном герое”,   “Детки в клетке”,   “Школьнику на память”,   “Дремота и зевота”
К.Чуковский  “Доктор Айболит”
Г.Б.Остер  “Вредные советы”,  “Зарядка для хвоста”

deti.mail.ru

Как проходили роды на Руси

Рождение ребенка на Руси считалось особым таинством, открывающим двери между мирами. Оно, как и смерть, знаменовало переход души из мира запредельного, неведомого человеку, в реальный, физически ощутимый.

Когда женщина чувствовала приближение родов, она втайне читала родильную молитву либо писала ее на листе (если была грамотной) и, завернув в шапку, передавала батюшке в церковь. Об этом никто из посторонних не должен был знать, чтобы не произошло ничего лихого.

Подготовка к родам

Обычно во время беременности женщины на Руси много работали даже на поздних сроках. Физическая нагрузка была не только вынужденной (нужно было заботиться о семье), но и желательной. Опытные повитухи, матери и свекрови советовали будущим матерям много двигаться. Это считалось залогом легких родов. Женщина на Руси обычно работала вплоть до первых схваток. Как только они начинались, старшие женщины начинали готовить баню и посылали за повитухой.

Еще в дохристианской Руси была распространена традиция прощаться с роженицей в этот момент, ведь была велика вероятность смертельного исхода родов. Также славянки частенько рожали вне дома, где-нибудь в поле, рощице. Это было связано с тем, что роженица в моменты сильной боли могла ругаться, сквернословить, а это «загрязняло» атмосферу дома. Самым оптимальным местом для появления на свет ребенка считалась баня. К тому же в ней можно было рожать в самый лютый мороз.

Перед родами стены бани изнутри тщательно вымывали до белизны. Обязательно зажигали свечи перед иконой и читали молитву. К полатям привязывали пояс (кушак), за который женщина могла держаться во время потуг. Баню жарко топили, чтобы будущей матери и новорожденному было тепло. Женщине обязательно расплетали косы, а на ее одежде развязывали все узлы. Это было необходимо для того, чтобы раскрылась матка и тело роженицы выпустило малыша. По аналогии с узлами в доме открывали все замки, лари, сундуки.

Рождение

Женщина могла рожать лежа, но чаще это происходило на корточках или даже стоя, в полусогнутом положении. Роженицу располагали головой к рукомойнику. Самой лучшей повитухой считалась пожилая женщина с большим опытом в этой сфере. Крайне важно, чтобы и у нее самой были здоровые детки. Лучше всего, чтобы было побольше мальчиков, потому что в русских семьях более желательным было рождение сына.

Будущий отец должен был снять с правой ноги рожающей жены сапог. Затем ему следовало поднести ей ушат чистой ключевой воды, а после этого развязать пояс на ее сарафане. Муж мог присутствовать во время самого процесса, но многие мужчины старались не мешать женам и не смущать их. Зато они всегда находились где-то рядом, в смежной комнате.

По старинному обычаю мужчина должен был стонать во время родов и кричать, как бы принимая на себя часть боли своей жены. Заодно он привлекал к себе внимание разной нечисти, которая имеет обычай подступать к роженице или новорожденному. Мужчина как бы брал удар на себя.

Повитуха руководила всем процессом. Подсказывала роженице, как себя вести, успокаивала ее и направляла. Когда малыш появлялся на свет, она 3 раза прикусывала пуповину и сплевывала ее через левое плечо, одновременно читая заговор против пупочной грыжи. Мальчику перерезали пуповину на топорище, чтобы рос умелым хозяином. Девочке – на веретене, чтобы стала хорошей пряхой да рукодельницей.

После родов

Перевязывали пуповину льняной ниточкой, сплетенной с несколькими волосками отца и матери. Она была своеобразным оберегом. Послед повитуха закапывала во дворе. Затем ребенка мыли в воде с небольшим количеством молока. В нее же опускали яйцо и серебряную ложечку (или монетку). Затем ребенка клали на вывернутый тулуп, чтобы жил богато. После туго пеленали и покрывали зеленой материей, чтобы вырос пригожим (красивым).

Закутанного таким образом новорожденного передавали отцу. Тот должен был принять ребенка, подтверждая тем самым свое отцовство, а затем положить впервые в люльку. В это время повитуха помогала оправиться матери от родов, «правила» ей живот, учила, как сцеживать первое молоко. Затем женщину отпаивали толокном или квасом и мыли в бане. После всего этого она могла уже приступать к первому кормлению ребенка.

Читайте также:

cyrillitsa.ru

как узнавали о беременности и рожали в старину

В наше время медицина сулит женщинам максимально безопасные роды, которые могут привести к летальному исходу лишь в единичных случаях. Однако в древности это было не так. Женщина понимала, что роды представляют для нее большую опасность. Многие боялись рожать, так как знали, что от кровопотери или инфекций умирает едва ли не каждая вторая роженица. «МИР 24» рассказывает, как в эпоху древнего мира и на Руси определяли беременность, реагировали на бесплодие и рожали.

Древняя Греция

Фото: Базальтовая фигура женщины, дающей рождение  Фото: барельеф изображение родов в Древней Греции

В Древней Греции определение беременности основывалось на вполне объективных признаках – наличии тошноты, рвоты, слабости, отсутствии аппетита и менструальных выделений. Взаимосвязь между прекращением критических дней и наступлением беременности впервые сформулировал знаменитый древнегреческий целитель Гиппократ. Известно, что 9 из 72 научных сочинений врача были посвящены женским болезням и акушерству. Однако глубокие познания не помешали целителю придумать еще один, совершенно безумный по современным меркам способ определить беременность. Своим пациенткам Гиппократ предлагал выпить особый раствор. Для его приготовления необходимо было растолочь анис, смешать его с медом и растворить в воде. Выпив этот напиток, беременная непременно должна была почувствовать брюшные судороги. Если же она их не ощущала, значит, пополнения в семействе ожидать не стоило.

Для определения пола ребенка Гиппократ тоже предусмотрительно предлагал два способа. Целитель полагал, что цвет лица роженицы может свидетельствовать не только о ее самочувствии, но и о половой принадлежности малыша.

Бледность лица говорила о том, что на свет появится девочка, а здоровый розовый румянец указывал на рождение мальчика.

Также пол ребенка можно было проверить по направлению сосков роженицы. Направленные книзу соски подтверждали, что у женщины родится девочка, а кверху – мальчик.

Перед воспроизведением на свет ребенка роженице в Древней Греции полагалось встать на колени. Считалось, что такое положение может облегчить муки женщины. Акушерская помощь оказывалась только при очень тяжелых родах. В остальных случаях от повитухи требовалось лишь перерезать пуповину. Со временем повитухи стали отдельным социальным классом. Ценные знания об акушерстве они передавали из поколения в поколение.

Древний Рим

Фото: Древнеримское барельефное изображение акушерки (повитухи)

На какие только хитрости не шли римляне в древности, чтобы обзавестись потомством! Так, беременные римлянки щедро украшали себя аксессуарами из янтаря. Считалось, что этот камень способен помочь женщине благополучно доносить плод и перенести беременность.

Если вдруг супруга оказывалась бесплодной, римский патриций мог спокойно позаимствовать у другой семьи плодовитую женщину.

Чтобы облегчить мучения роженицы, акушерки Древнего Рима подносили к ее носу специальные ароматические вещества и ждали, когда она начнет чихать. Римляне были убеждены, что рефлекс может помочь вытолкать младенца из утробы. Так как анестезия еще не была изобретена, кесарево сечение делали только умершим во время родов женщинам.

После рождения первым делом малыша демонстрировали Pater Familias – отцу семейства, самому старшему члену семьи. Он подтверждал законнорожденность младенца особым ритуалом – брал его на руки и поднимал над головой. Так как отцу семейства было важно обзавестись наследником, он всегда с нетерпением ждал известия о рождении мальчика. Девочки унаследовать трон не могли.

Из-за высокой смертности римляне опасались, что ребенок может умереть вскоре после родов, поэтому имя малышу давали только когда окончательно убеждались в его жизнеспособности – спустя неделю после рождения.

В Древнем Риме жил и работал главный оппонент Гиппократа в превратностях гинекологии Соран Эфесский, более известный как основоположник педиатрии. Соран отрицал мнение Гиппократа о том, что шестимесячный плод, по сравнению с семимесячным, имеет больше шансов на выживание. Зрелый плод всегда оказывается более жизнеспособным, полагал Соран. Также он выступал за отказ от грубого родовспоможения и выработал правила кормления новорожденных грудью. Профессионализм Соран перенимал у повивальных бабок. Его не смутило, что в Древнем Риме секретам акушерства обучались в первую очередь женщины. Набравшись опыта, он обучил не одно поколение акушерок правильному повороту на ножку и извлечению плода.

Древний Египет

Фото: Древнеегипетские фрески

Египтян, как и римлян, особо интересовало, не бесплодна ли избранница. Тестом на беременность служили обыкновенные злаковые саженцы, на которые женщине следовало помочиться. Таким экзотичным способом заодно можно было узнать пол будущего ребенка. Если первой прорастала пшеница, значит, родиться должна была девочка, а если ячмень, то мальчик. Египтяне полагали, что в моче беременной женщины содержится особый гормон, поэтому в 70% случаев ее урина безошибочно демонстрировала наличие беременности.

Египтянки рожали сидя на корточках. Стопы ног следовало размещать на двух родильных кирпичах, украшенных росписью с изображением различных божеств. Процесс родов сопровождался магическими ритуалами, участники которых призывали на помощь роженице богов, изображенных на кирпичах. Если роды протекали тяжело, женщину приходилось окуривать благовониями.

Главной покровительницей рожениц и новорожденных египтяне считали богиню Таурт. Обычно ее изображали в виде самки гиппопотама или крокодила с львиными ногами, округлившимся животом и пышной грудью.

Образ Таурт часто встречался на амулетах, которые носили роженицы, а также в небольших молельнях, которые египтяне возводили близ жилищ в честь богини. Во время многочисленных раскопок в Древнем Египте археологи не раз находили статуэтки Таурт из керамики и фаянса. Вместе с тем культ плодовитой богини не распространился на храмы и пирамиды.

Русь

Фото: wikipedia.org / «Новый член семьи», (1890 года), «Новое знакомство», (1885 года) / Карл Йоханн Лемох

Роды на Руси было принято принимать в бане. Считалось, что только там роженице обеспечена спокойная обстановка и чистота. Перед родами стены и пол бани обязательно начищали добела.

Бабки-повитухи (в народе их чаще называли пупорезками) были незаменимыми спутницами рожениц и женщин, страдающих бесплодием. Для стимуляции родового процесса, лечения бесплодия и восстановления организма после родов они использовали лекарственные травы, поэтому им очень важно было обладать знахарскими премудростями.

Простолюдин не всегда мог позволить себе услуги по родовспоможению. Нанять повитуху, как правило, могла лишь обеспеченная знать. Придворные повитухи помогали князьям (а позже – царям и императорам) подобрать здоровую и целомудренную невесту. Всех претенденток повитухи подвергали строгому медицинскому осмотру.

Ослабшей после родов женщине спать не разрешали, так как, согласно народному поверью, новорожденного во время сна матери могли подменить черти. Если же женщина долго не могла разродиться, в ход шли методы, которые вряд ли придут на ум современным акушерам-гинекологам.

Для облегчения родовых мук деревенские знахарки могли, например, посыпать родовые пути сахаром.

Так, у Михаила Булгакова в «Записках юного врача» есть показательный монолог акушерки, в котором она рассказывает, как деревенская знахарка пыталась «выманить» младенца при помощи рафинада:

«Чувствую под пальцами в родовом канале что-то непонятное… То рассыпчатое, то кусочки… Оказывается – сахар-рафинад! Знахарка научила. Роды, говорит, у ей трудные. Младенчик не хочет выходить на Божий свет. Стало быть, нужно его выманивать. Вот они, значит, его на сладкое и выманивали!»

Далее булгаковская героиня рассказывает еще одну животрепещущую историю о том, как роженице для облегчения физических страданий дали пожевать собственные волосы:

«Раза три привозили нам рожениц. Лежит и плюется бедная женщина. Весь рот полон щетины. Примета есть такая, будто роды легче пойдут».

Переквалифицироваться из доморощенных повитух в профессиональных акушерок женщины смогли лишь в 1757 году. В Москве и Петербурге открылись первые курсы по подготовке профессиональных акушерок, где учащиеся, как и полагается, сдавали экзамены и получали допуск к работе.

mir24.tv

Как рожали в старину на Руси

Автор статьи: Александра Лукашина

«Маме надо быть сильной. Спартанцы считали, что только сильная мать родит сильного воина. По сегодняшним меркам, если женщина в беге развивает скорость более четырех своих ростов в секунду, если из виса поднимает ноги к турнику 5-10 раз подряд и может подтянуться до подбородка, то это обещает более легкие, быстрые и безболезненные роды.

Будущей маме полезно не только «гулять на свежем воздухе», но и бегать, плавать, заниматься специальной гимнастикой».

Из книги Б. П. и Л. А. Никитиных «Мы, наши дети и внуки» (1978-1988 гг.)


Каждая ли будущая мама сегодня способна на это? Едва ли, если учесть, что сегодня большинство женщин имеют «сидячую» работу и ведут малоподвижный образ жизни.

Мы считаем себя продвинутыми и просвещенными. Многие процессы в нашей жизни практически полностью автоматизированы и поставлены на поток. Мы живем в век технологий. И рождение детей тоже чем-то похоже на конвеерное производство: с момента зачатия (а в отдельных случаях и до него) – вы сразу попадаете в поток. Сначала это регулярное посещение женской консультации, курсы будущих мам, выбор клиники для родов, одежда для беременных, йога для беременных, косметика для беременных, аква-аэробика  и гимнастика для беременных, затем беби-йога, восстанавливающие процедуры и т.д. – чем не конвейер?
Вроде бы все логично, ведь беременность – это особенное состояние женщины, но почему тогда мы стали сложнее рожать?


И. Панов «Ожидание». 2005 г.

Сегодня количество «лежачих» беременностей, сложных и искусственных родов, недоношенных детей увеличилось в разы. И это не смотря на то, что медицина вроде бы шагает вперед.

Быть может, в данном вопросе стоит обратиться к опыту прошлых поколений и сделать шаг назад, чтобы понять, в чем же дело?

Как известно, раньше практически каждая семья была многодетной. И это было не трое детей, как сегодня, а 7, 9, 12 и более детей. Кесарево сечение еще не применялось, как и анестезия, и другие «вспомогательные» средства. Женщины «трудились» практически каждый год, рожая по ребенку. И далеко не всегда их труд облегчали. Что уж говорить о декретном отпуске, пособиях, молочной кухне и доступном детском питании. А нужно ли это все было раньше?

Материнство предлагает вспомнить, как рожали наши прабабушки.

Боль вчера и сегодня

«Сплошной опрос крестьянок  и женщин, занятых тяжелой физической работой (в Чехословакии) показал, что у 14% женщин роды проходили вообще безболезненно, большинство считало боль «вполне терпимой», и лишь немногие называли ее сильной. Когда европейские  доктора поехали  к индейцам Северной Америки, то узнали, что там женщины ожидают ребенка с радостью и обычно роды идут легко и без болей. Если учесть, что у животных рождение детенышей тоже, как правило, не причиняет матерям страданий, то вывод напрашивается сам собой: европейским женщинам разговорами о болях просто внушают, что роды болезненны».

Из книги Б. П. и Л. А. Никитиных «Мы, наши дети и внуки» (1978-1988 гг.)

Современные исследования говорят о том, что решающее влияние на ход родовой деятельности и возникновение боли  имеет установка роженицы, ее общий настрой. Облегчает процесс и мысль о том, что эта боль несет в себе благие цели. Специалисты по обезболиванию считают, что боль, которую не считают вредной, легче переносится.

Исследованию боли во время родов посвящено много медицинских трудов. Интересны наблюдения за племенами индейцев Северной Америки, где роженица часто просто останавливала своего коня, расстилала прямо на снегу теплую накидку и спокойно рожала ребенка. Затем она заворачивала  в тряпку новорожденного, снова садилась на коня и догоняла своих соплеменников, которые даже не всегда замечали, что она только что родила. Этот феномен подтвердился во время Второй Мировой Войны, когда женщины, находящиеся в немецких лагерях принудительного труда, приходили в кабинет врача сразу после работы, достаточно легко рожали и через несколько часов снова отправлялись на работу. Ученые объясняют это так: в рамках тяжелых условий жизни и необходимости выживания в суровых природных условиях женщины не позволяют себе проявлять родовые страхи и комплексы, что и обеспечивает легкий характер течения беременности и большей частью безболезненные роды.

В 1940-х годах роды переносятся в больницу, где роженица становится «больной», нуждающейся не в человеческой теплоте и поддержке, а четкой помощи хирурга и анестезиолога.

Как раньше рожали

В старину рождение ребенка, несмотря на кажущуюся простоту, было окружено массой обычаев, примет и обрядов. Многие из них сегодня обрели научное объяснение и вполне применимы.

Место для родов

Многие помнят рассказы о том, что крестьянки рожали прямо в поле, в хлеву или в бане. Гораздо реже встречаются упоминания о родах дома. Это связано с поверием, что место родов считается нечистым.

Интересно и предположение о причине нечистоты родильного места – дело не только в санитарных условиях, а в том, что женщины при схватках и потугах могли сквернословить.

Наиболее подходящей для родов считалась баня. Перед родами ее деревянные стены и пол начищали добела и пропаривали в определенной последовательности, чтобы роды были легкими.


Родильный стул XVIII века

Поза для родов

Приспособления, кресла для родов придуманы медиками скорее для своего удобства, нежели для комфорта роженицы.

Раньше подобных конструкций не было. Позу для родов советовала повивальная бабка, которая выполняла роль врача и акушерки в одном лице. Говорят, что простые крестьянки чаще рожали стоя, либо на корточках, часто держась руками за лавку или другую опору. Тогда как дамы из высшего общества рожали лежа. 

У других народностей также встречаются «активные» позы во время родов: в Голландии в приданное невесты входил специальный стул для родов, древние египтянки рожали на корточках на специальном священном камне, в Японии тоже встречались случаи родов сидя, подложив связку соломы, у некоторых народов практиковались совместные роды – на коленях у мужа.

Как облегчить роды

Чтобы облегчить процесс родов, существовало поверье – открыть все, чтобы ребенок легче пришел в этот мир. С этой целью отворяли двери и окна, ящики, печные заслонки, развязывали каждый узел на одежде роженицы, расплетали волосы.

В Китае рядом с роженицей открывали зонт, а в Индии ей давали ключ.

Сообщать о родах старались только повитухе, не посвящая в это посторонних людей – опасались «сглаза». Повитуха пробиралась в дом огородами, чтобы не привлечь внимания.

Во время родов перед иконами зажигали венчальные свечи.

Иногда, чтобы снять напряжение, роженице давали пожевать собственные волосы. Есть упоминание об этом у М. А. Булгакова в рассказе «Записки юного врача»: «Раза три привозили нам рожениц. Лежит и плюется бедная женщина. Весь рот полон щетины. Примета есть такая, будто роды легче пойдут».

Деревенские «бабки» иногда обильно посыпали родовые пути сахаром – чтобы ребенок, почувствовав сладенькое, скорее появился на свет. Там же у Булгакова: «…Приезжаю я к роженице… Ну, понятное дело, исследую, чувствую под пальцами в родовом канале что-то непонятное: то рассыпчатое, то кусочки… Оказывается, сахар-рафинад! …Знахарка научила. Роды, говорит, у ей трудные. Младенчик не хочет выходить на Божий свет. Стало быть, нужно его выманивать. Вот они, значит, его на сладкое и выманивали!»

Спать после родов маме не давали, так как считали, что если она заснет, малыша могут подменить черти.


К. В. Лемох «Новый член семьи». 1880-е

Новорожденный

Перевязывали пуповину обычно материнским волосом, как бы связывая мать с малышом. Затем переставшую пульсировать пуповину обрезали.

Повитуха совершала над младенцем прообраз популярной сегодня беби-йоги: разглаживала ручки, ножки, животик, «правила» головку.

Если рождался слабый ребенок, то его отправляли для «пропекания» в печь. Дело в том, что материнская утроба считалась своеобразной печью. И если малыш «не допекся», то его на лопате трижды помещали внутрь остывающей печи, считая,  что теперь он будет более сильным и крепким.

Затем малыша обмывали. Это делали в специальной воде, приготовленной по особенному: с использованием соли, куриного яйца и серебряной монеты: от болезней, чтобы был белым и чистым, для богатства. При этом приговаривали: «Мыла бабушка не для хитрости, не для мудрости, Мыла ради доброго здоровьица, Смывала причище, урочище, призорище (разные виды сглаза). Водушка текуча, Анюшка ростуча, Водушка в землю, Анюшка кверху». После воду выливали на избу снаружи – на угол, где были иконы. Старались плеснуть повыше, так как считали, что от этого зависит рост малыша.

Сегодня за помощью обращаются к остеопатам. А раньше бабка повитуха сама делала послеродовый массаж – вправляла золотник (на языке знахарей так именуют матку), «ставила на место» внутренние органы. Не исключено, что в том числе и эти манипуляции становились причиной материнской смертности, которая, как известно, была высокой. Современные медики категорически запрещают любой массаж живота в течение двух месяцев после родов.

В различных губерниях существовали традиции по закапыванию плаценты под стеной дома или под деревом, в некоторых закопать ее следовало отцу и на этом месте посадить дерево. Закапывать ее следовало особенным образом, соблюдая вековые традиции.

Совместные роды

Говорят, что совместные роды – отнюдь не новомодная новинка. В старину, если отец не был  на охоте или в дальнем странствии, он тоже принимал участие в процессе деторождения: развязывал пояс, поил водой жену, при сильных болях касался коленом ее спины. Интересно, но сегодня массировать спину, чтобы снять нагрузку с позвоночника, учат на специальных курсах будущего отца.

Новорожденного ребенка заворачивали в отцовскую рубаху – чтобы «батя любил», а затем в отцовский тулуп – чтобы был богат. При этом рубаху снимали прямо с отца, чтобы она сохраняла родной запах.

Самого отца угощали кашей с солью и перцем и приговаривали: «Солоно и горько рожать».

В это же время, отец присутствовал на родах не у всех древних народов. Этого не было, например, в Китае и Древнем Риме. Там все домочадцы на время родов покидали дом.


Крещение

Раньше на Руси ребенка обычно крестили на девятый день от рождения (нередко и раньше). В этот день он обретал свое имя. Если крестить в этот срок не могли, то ребенка старались ни на минуту не оставлять без присмотра. До момента крещения всех детей звали Богданами. Отсюда и народная поговорка: «Рожден, а не крещен, так Богдашка».

Считалось, что после крещения малыш становится крепче здоровьем. Стоит упомянуть и то, что малыша в купели окунали в прохладную воду, тем самым запуская защитные реакции организма.

Существовали свои «приметы», связанные и с таинством крещения. Например, считалось, что если комочек воска с отрезанной прядью волос поплывет – значит ребенок будет здоровым, закружится – к счастью, а если утонет – это дурной знак. Об этом упоминает Л. Н. Толстой в романе «Война и мир»: «…Нянюшка сообщила ему, что брошенный в купель вощечок с волосками не потонул, а поплыл по купели».

Хорошим знаком был крик ребенка при опускании в купель.

Чепчик после крещения не снимали целых 12 дней. Крестильную одежду далее не использовали, а оставляли для крещения других детей, чтобы они были дружны между собой.


А. Венецианов «На жатве. Лето»

После родов — сразу в поле?

Конечно, по современным представлениям, на Руси не было отпуска по беременности и родам. Но представление о том, что женщины сразу после родов отправлялись работать в поле, соответствуют скорее последнему столетию, в то время как до 20-го века это было далеко не так.

В начале 12-го века внучка Владимира  Мономаха, Евпраксия,  написала трактат  о женской гигиене, в котором говорится, что беременная должна остерегаться усталости, а после трудов родин ей важно отдыхать и содержать свое тело в чистоте – мыться в бане каждые три дня. Кормящей матери следует всячески помогать – освобождать от тяжелой работы и давать дополнительное питание.

«Несоблюдение этого основного гигиенического правила может повлечь за собой, по меньшей мере, неправильность в положении матки, причиняющее страдания на всю последующую жизнь, не говоря уже о других болезнях». Это цитата из дореволюционной книги В. Жука «Мать и дитя».

Г. Плосс описал в своем трехтомнике под названием «Женщина» подходы к послеродовому периоду у разных народов, где отметил, что при отсутствии отдыха у родильниц «…вследствие слишком раннего оставления постели развиваются опущения и изменения положения матки, выпадения влагалища и т.п., которые впоследствии служат постоянным источником болезней и преждевременной хилости».

Отрывок из книги В. Бердинского «Крестьянская цивилизация в России»: «…А после родов роженицы кладутся на пол на ржаную солому, где лежат неделю. Во все это время каждый день, по два раза, согревается баня, куда она ходит в самой изорванной одежде с костылем в руке, чтобы показать, что роды ей дались нелегко — избежать «уроков», отчего можно заболеть. Из бани возвращаясь, нужно опираться на плечо повитухи или мужа».

Цитата из брошюры «Самоврачевание и скотолечение русского старожилого населения Сибири»: «Три дня, пока делаются роженице три бани, она должна лежать в постели. После трех дней, смотря по состоянию ее здоровья, бабушка или оставляет ее в постели, или советует „похаживать помаленьку по избе, чтобы крови не застаивались“. Иные лежат в постели до пяти, даже до девяти „дёнъ“, если есть кому „ходить по-дому“… Шесть недель родившая считается полумертвой… Вот как эти ребята достаются! (…) По настоящему-то, по правилу-то, как прежние старухи говаривали, и корову ей нельзя доить шесть недель. Только это исполняют в больших семьях, где есть кем замениться».

Послеродовый «отпуск» важен для дальнейшего здоровья женщины, он увеличивает шансы на благополучную следующую беременность и роды.

Женщины, находящиеся в суровых  жизненных условиях, например во время войн, недавно овдовевшие, были вынуждены практически сразу после родов отправляться «в поле», так как кто-то должен был кормить семью. Мало кто знает о последствиях таких «ранних выходов». Эти женщины затем носили особую перевязь, которая проходила между промежностью и завязывалась на плече. Это приспособление придерживало выпадающие внутренние органы.

В 80-х годах прошлого столетия в Чехословакии была поставлена цель доказать пользу от раннего вставания после родов. Исследуемых женщин разделили на 2 группы: первая поднималась с постели через 2-4 часа после родов, а вторая через 2-3 суток. За мамами ухаживал персонал. На 7-9 сутки медики с удивлением констатировали факт, что во второй группе – с более долгим лежанием, женщины имели меньше послеродовых осложнений, лучше чувствовали себя физически и эмоционально.

Но кто же ухаживал за молодой мамой после родов? Не стоит забывать про повитуху, которая помогала и после родов: существовал целый ряд традиций, по которым женщину «очищали и расслабляли», настраивали на новую в ее жизни роль – мамы. Помогали и соседки, которые приходили помочь по хозяйству и приносили с собой готовую еду.

Как пишет Татьяна Гшвенд, перинатальный педагог, все старались преследовать единую цель – помочь молодой женщине, поддержать ее, дать ей ресурсы для скорейшего эмоционального и физического восстановления.

В былые столетия уровень оказания медицинской помощи был значительно ниже, чем сейчас. Сказывался и недостаток гигиены, и частые эпидемии и другие бедствия, зачастую приводившие к повышению материнской и детской смертности.

Но при этом надо признать, что в целом уровень здоровья, физической силы и крепости матерей был довольно высоким. Постоянная физическая активность, свежий воздух и натуральные продукты способствовали повышению защитных сил организма. Увы, многие из нас сегодня лишены всего этого, что сказывается в том числе на протекании беременности и родов.

Давайте же постараемся взять лучшее из опыта предков, не отвергая в то же время достижений современной медицины, которых прабабушкам подчас так не хватало!

Материал взят с сайта:  materinstvo.ru


www.proaist.ru

Оставьте комментарий