Баба-Яга или Дюймовочка? Случай игротерапии детской ревности
Год издания и номер журнала:
2006, №3
Комментарий: Первоначальный вариант статьи был опубликован в Журнале практического психолога. №4, 1999. |
Игротерапия, безусловно, самый популярный способ работы с маленькими детьми, в силу естественности и органичности самого феномена игры. Однако среди начинающих психологов нередко встает недоуменный вопрос: как организовать терапевтическую игру. Про игротерапию можно сказать, что это экологичное средство комплексного влияния на психическое состояние ребенка. Этот вид работы дает возможность неограниченного творчества для психолога. В то же время понимание всей сложности и комплексности психических процессов, происходящих на ранних стадиях развития ребенка, должны заставлять психолога с максимальной ответственностью подходить к задачам психокоррекции ребенка.
Феномен детской ревности описан в специальной литературе довольно широко. Принято считать, что проявление ревности характерно чаще всего для маленьких детей. В более старшем возрасте ревность принимает другие формы, например, вид соперничества. Проявление агрессивных импульсов, компонентов тревоги или возбужденности выглядит как деструктивное поведение, что побуждает родителей обращаться за помощью к психологу.
С жалобой на агрессивное поведение дочери по отношению к младшей сестре к нам обратилась молодая мама, приехавшая ненадолго с мужем бизнесменом и дочерью в Москву. Назовем ребенка Алисой, ей 4 с половиной года. В своей работе стараюсь придерживаться следующего правила. Прежде чем встречаться с ребенком, необходимо обстоятельно выслушать родителей, одного или обоих, как они сами хотят. Очень важно знать историю развития ребенка, поэтому для меня это отдельная встреча, так как всегда есть информация, которую родители не хотят сообщать в присутствии детей, а выгонять ребенка в коридор не следует по вполне понятным причинам.
Анамнез, или рассказ мамы
Данная беременность протекала с угрозой выкидыша. Молодые родители ждали мальчика. А тут родилась девочка, обвитая пуповиной, с большой гематомой на голове. Плюс еще врачи добавили диагноз: гипоксия и гипертонус. Девочка была очень беспокойной до двух лет. Мать постоянно не высыпалась. Свекровь часто помогала, но приговаривала всякий раз: «Ты – плохая мать!»
Мать утверждает, что первые слова девочка произнесла в семь месяцев, а в год говорила чистой фразой. Такое опережение развития в речевой сфере соседствует с недостаточными успехами в других сферах. Аппетит у ребенка плохой, сама не может поесть, отвлекается, уходит из-за стола. Моторика плохая. Мама считает, что девочка одевается небрежно, ест неаккуратно. (А как еще может одеваться четырех летний ребенок!) Если Алиса слышит, что что-то нельзя брать, то напротив начинает настойчиво это упрашивать. А потом обязательно разобьет или сломает, вроде не нарочно. Из двух одинаковых игрушек долго выбирает себе получше, и никак не может остановиться на чем-то одном. Если же ее младшая сестра что-то себе выбрала, то Алиса тут же отбирает у нее. На вопрос, зачем ты так поступаешь, отвечает, «а мне тоже сразу это хочется».
Утром девочка может проснуться с плохим настроением и потом невыносимо «канючить»: это – не то, другое – не эдак. Сама говорит: «Я не знаю, мама, что со мной». Родителям обычно очень трудно выносить беспричинное плохое настроение своих детей, и они часто тоже взрываются. В отличие от большинства детей, Алиса не любит гулять, особенно зимой, ей неприятна одежда, шапка.
Отношение к младшей сестре мама характеризует как выражено негативное. Она может толкнуть сестру может, стукнуть по голове, прищемить. Нет сопереживания к малышке.
Помимо работы с девочкой мы регулярно встречаемся с мамой. Эти встречи мама рассматривает как собственную психотерапию. И это очень благоприятная ситуация для процесса терапии.
Первая сессия
Первые 10 минут девочка молча стоит в комнате, не отвечает на приветствие и другие обычные вопросы. Нельзя ничего торопить в процессе игротерапии. Это правило номер один. Хотя непросто выдерживать недоуменные взгляды родителей. Мама платит за сеанс, и она знает, что время сеанса фиксировано. Но внезапно в коридоре мяукает кошка, и это меня спасает: мы идем ее искать. Этого достаточно, чтобы установить контакт. Еще десять минут мы играем в мяч втроем с мамой. Игра очень полезная. Психолог оценивает моторику, внимание ребенка: следит ли она за мячом или за выражением лица остальных играющих, или чрезмерно возбуждается при виде летящего мяча. Интересно пронаблюдать и поведение мамы в этот момент: как она реагирует на упущенный ребенком мяч.
В процессе игры с мячом девочка вполне освоилась и уже сама тянется к игрушкам. В этот момент я говорю, что маме необходимо в магазин, а я покажу Алисе другие игрушки. Девочка легко остается без мамы. Отметим эту легкость расставания, это весьма диагностично.
Алиса подходит к полке с несколькими мягкими игрушками, сама берет их по одной. Сообщает, например, что у нее есть почти такая же зверюшка. Потом берет следующую игрушку. Такая процедура заканчивается через три минуты, и сразу же ребенок готов потребовать новые игрушки. И здесь я позволяю себе спровоцировать символическую игру. Я начинаю говорить от лица каждой из игрушек, стараясь вовлечь в такой ролевой диалог самого ребенка. «Я – собака с черным ухом, придумай мне имя, я люблю скакать, а ты любишь?» и так я повторяю с несколькими игрушками. Этот невинный прием используется многими игротерапевтами для снятия напряжения первой встречи. Очевидно, что внимание психолога полностью сосредоточено на ребенке, и ребенок ощущает тяжесть этого пристального внимания. Он не знает, что ожидают от него и что может позволить незнакомый человек. Ребенок выясняет для себя предполагаемые рамки эмоциональной экспрессии.
Вполне позволительно осторожно помочь ребенку начать символическую игру. Своим примером вы сообщаете, что здесь такое поведение разрешено, и ей не скажут «перестань притворяться!» Примерно на пятой игрушке я пытаюсь изобразить нарцистическое поведение. Ревность часто произрастает на фоне неудовлетворенных нарцистических ожиданий.
Психолог: «Я – енот, выбрось другие игрушки и давай играть только со мной». Алиса резонерствует: «Надо играть всем вместе!» Переходит к другим игрушкам, но неожиданно возвращается к еноту, хватает c помощью его лапок другую игрушку, и кидает ее под стул и объясняет: «Он утащил ее к себе в домик на обед» и смотрит выжидательно на игротерапевта. Вот так ребенок подыграл на предложенную ему роль.
Беру другую игрушку и говорю, что сейчас вот этот клоун пойдет спасать мышку, пока ее не съели. Девочка начинает настоящий бой. Енотом она колошматит изо всех сил клоуна, находящегося у меня в руках, и я с трудом физически выдерживаю эти удары четырехлетнего ребенка, а потом отступаю. Итак, енот – откровенно отрицательный герой, но ребенок явно выступает на его стороне.
Тем самым возникла символическая ситуация, в которой незаметно для себя ребенок совершает проекции. Сюжет игры далее определяется ребенком. Действие продолжается. Енот знакомится со слоненком. Я веду нейтральный диалог за них обоих, но Алиса поправляет меня, требуя большей эмоциональности и категоричности в представлении игровых героев: «Ты забыла, они же злые!» Хватает еще игрушку и кидает ее под стул: «А эту они утащили себе на второй обед!» Негативная сторона выплескивается вновь.
Отбить вторую игрушку клоуну в руках игротерапевта не удается тоже. Кажется, девочка успокоилась, и теперь она тихо разглядывает двух одинаковых динозавров: «Смотри, они одинаковые, пусть они будут друзья». Но высокие мысли о дружбе испарились в воображении ребенка мгновенно: и динозавров постигла еще более ужасная участь: их утащили, пожарили и съели. И Алиса покормила енота со слоненком, приговаривая нежно: «Тебе – хвостик, а тебе – лапку».
Игра была очень бурной, хорошо, что этого не видят родители. Никогда не рассказывайте родителям содержание сеанса – это правило второе. Рискую уронить свой авторитет: ведь мною предпринимались попытки спасти похищенных зверюшек, которые кричали «спасите, помогите». Я при этом говорила за десятерых. С моей стороны, это была мультиролевая игра.
Чтобы ребенок мог успокоиться к завершению сеанса, обычно я предлагаю немного порисовать, например, то, во что мы играли. После небольшого сопротивления Алиса все же берет карандаш и рисует хаотичный рисунок, состоящий из волнообразных и круговых линий. Ей только четыре с половиной года.
Вторая сессия
Если ребенок приходит на сеанс со своими игрушками, это означает, что растет его доверие к вам. Алиса приносит с собой две игрушки, просит маму, поскорее уйти, но я настаиваю на короткой совместной игре с маленьким шариком. Это такое короткое обучение для мамы. Некоторым родителям очень трудно начать играть со своими детьми. Точнее сказать они застряли в одной роли и не дают себе разрешения из нее выйти.
Как только мама покидает комнату, символическая игра запускается очень просто: мы начинаем знакомить новые игрушки со вчерашними героями. Про енота Алиса решительно напоминает: «Он же злой, пусть они утащили девочку и хотят приготовить ее на обед пополам, пусть мама не велела ей гулять, а она все равно ушла». Итак, сюжет вновь задан, положительные герои достались мои, а злые персонажи сошлись в руках у Алисы. Что происходит, когда ребенок изображает отрицательных героев? Вопрос сложный, и на него нет однозначного ответа. Происходит ли в этот момент отреагирование фрустрированных потребностей или ребенок подпитывает свои агрессивные импульсы. Станет ли он более творческим и свободным, или он готовит себя к «преступлению»? Психолог не может выступать в роли пророка. Мы всего лишь работаем с состоянием ребенка в данный момент.
Итак, символический процесс запущен. И мы с Алисой вновь вовлечены в ролевую игру. Игрушечные герои – это я, – идут спасать куклу, Алиса встает у них на пути: «Я – стражница, я вас не пропущу». Алиса очень энергично раскидывает игрушечных спасателей. И сама предлагает следующий ход в игре: «А пусть они притворятся, что они злые». По просьбе ребенка изображаю притворство: «Стражница, мы тоже злые, пропусти нас к злому еноту». Но ход не удается. Психологу необходимо набраться терпения. Когда произойдет инверсия ролей, когда умение сочувствовать будет разбужено в ребенке? Еще не пришло время, когда добро побеждает. Естественно, что Алиса легко разоблачает уловку моих героев: «Я вас узнала, ты и ты вчера приходил.»
Но вдруг, неожиданный поворот сюжета: руками Алисы похищенная кукла сама убегает от злых похитителей. Изображаю радость голосом мамы и спрашиваю: «Что с тобой делали милая дочка?» – и слышу в ответ голос Алисы: «Мне чуть-чуть отрезали ножки». «Тогда надо звать для тебя врача» – реагирую я. В качестве врача выступает сама Алиса: «Мне надо осмотреть ребенка и сделать ей укол». Девочка изо всех сил втыкает корандаш кукле в область половых органов, смотрит выжидательно на меня, я плачу голосом куклы. Кукла получает еще один такой же «осмотр» и еще пять уколов, в то же место.
Предлагая ввести в игру персонаж врача, я надеялась представить в игре чувства сострадания и сочувствия. Но в интерпретации Алисы врач оказался исполнителем садистических импульсов. Все в игре сообщает нам како-то скрытый смысл, хотя и не является намеренной коммуникацией со стороны ребенка. Агрессия и сексуальный интерес одновременно. С чем связан детский ананизм, с недостатком положительный ощущений или с агрессией?
Третья сессия
Алиса спешит остаться поскорее со мной и выталкивает маму из комнаты. На столе стоит набор игрушечной посуды. Психолог может предлагать ребенку новые игрушки, не опасаясь навязать свой сюжет, пациент всегда берет то, что ему нужно.
Алиса: «Это ты для меня такой купила? У меня такой есть, но ты можешь дать для моей сестры». Играем некоторое время в «приготовление обеда». Я радуюсь, что удалось избежать стереотипа, но преждевременно. Алиса просит: «Давай играть как в прошлый раз. Вот дочка, а кто мама?» (У нас нет вчерашней куклы.)
Психотерапевт: «Мама ушла в магазин». Алиса: «Пусть мама ночью ушла, а вот эти злые опять утащили дочку».
Ребенок повторяет вчерашний сюжет игры. Где ребенок берет энергию для повторения? Мотивацию и энергию обеспечивает та же сила, которая обеспечивает вытеснения аффективного опыта. Вытесняется ужас и беспомощность при переживании отвержения. Вот почему некоторые дети устанавливают роковой альянс с агрессором. Все герои, пытающиеся спасти дочку, оказываются схвачены Алисой и брошены под стул. И опять похищенная кукла спасается самостоятельно, и снова Алиса приглашает врача: «Кто врач? Ну, опять я!» Повторяется процедура с уколом, и дается указание для меня: «А ты плачь за девочку». Я делаю попытку возразить: «Давай, ты сама плачь». «Нет, – отвечает Алиса – у тебя лучше получается». Мне остается только плакать кукольным голосом. К счастью, сегодня обошлось одним уколом.
Четвертая сессия
Недолго играем втроем с мамой, игра с прикосновениями. Потом я достаю различные манипулятивные игрушки. Провожу диагностическую методику «шесть кукол». Результаты довольно низкие. Плохо узнает игрушки, мало называет игровых действий. Алиса просит дать ей другие игрушки. Переходим к рисованию.
Пытаемся сделать рисунок человека. Изображение получается головоногое. Нет глаз, большие уши. Руки и ноги вместо шеи. Прошу «нарисуй меня». Рисует огромные уши, как у «диснеевской» мыши. Вместо кисти и ступней – круги. Рисует мне платье, потом добавляет ноги, все равно от головы, то есть ноги оказываются нарисованными внутри платья, как в прозрачном стакане.
После сеанса с девочкой провожу сеанс с мамой. Узнаю, что девочка ходила в детский сад, но продержалась там всего лишь неделю. В тихий час, когда все дети засыпали, она вставала в кровати и кричала, эй вы, что вы все спите, надо играть. Узнаю, что в семье Алисе часто говорят «ты злая девочка». Обстоятельно объясняю маме, почему это недопустимо.
Пятая сессия
Тема похищения уже кажется мне навязчивой. Хотя сегодня Алиса принесла куклу – грудной ребеночек, и мы долго обсуждаем, какие предметы нужны, чтобы ухаживать за грудным ребенком, и даже начинаем в это играть. Надо покормить ребенка, потом посадить на горшок, Алиса перебивает меня «Погоди, погоди, давай ее спустим в унитаз!» (Оказалось, что Алиса слышала такую угрозу от родителей – так родители небрежно прикасаются к экстремальности детского ужаса). Предлагаю искупать ребенка, вот помыли ручки, ножки, вытираем ножки, попку. Прерывает: «А попку не мыли, ну давай помоем попку». (Демонстрирую, что сексуальный интерес ненаказуем.).
И снова сюжет с похищением. «Давай, мама ушла в магазин, а преступник залез в окно, и утащил ребенка, и накрыл аккуратно постель, чтобы красиво было».
Психолог: «Мама увидела, что ребенка нет, и умерла от горя».
Алиса: «А девочка убежала от злого енота и легла снова в постельку, и мама не заметила. Пусть девочку там отравили! Наступило утро, и мама позвала врача».
Врач опять Алиса, но сегодня лечит только мазями и горчичниками. И никаких садистских уколов или осмотров. А злой герой – опять енот, произошло закрепление отрицательной роли за игрушкой – это застревание, за которым проглядывается патологическая идентификация с агрессором, возможно сформированная непреднамеренно самими родителями.
Девочка разглядывает мой кабинет и просит достать ей перо павлина. Я мысленно расстаюсь с пером. Но она начинает играть с ним очень бережно и объявляет, что это ее волшебная палочка. Вот она помахала, и все исчезло. Сначала исчезают игрушки, потом игротерапевт, потом исчезает комната, и исчезает сама Алиса. Но скоро все возвращается. Мое гротескное изображение страха вызывает хохот. Игра не влечет за собой всех тех опасностей, которые предполагало бы реальное действие.
Как интерпретировать это? Безусловно, есть некая символическая связь между похищением игрушек руками злых героев или вот такими волшебными исчезновениями с помощью павлиньего пера. Но что это? Как психотерапевту гарантировать себя от произвольных интерпретаций? Безусловно, у девочки временами возникает желание, чтобы младшая сестра исчезла, или что бы ее похитила какая-нибудь Баба-Яга. Или страх, что Алиса сама может быть похищена, как Дюймовочка. В нашей культуре, увы, детей в семье иногда пугают: не будешь слушаться – утащит Бабай.
Известно, что Алиса дома инициатор всех игр с сестрой, ей нравится ею командовать. Но может быть хочется, чтобы порой сестра могла исчезать и появляться по команде самой Алисы? Игровая терапия – это не только лишь отреагирование. Может быть, в этот Алиса нащупывает самостоятельные пути для своего исцеления. Популярный мотив волшебного исчезновения иногда используется маленьким ребенком для компенсации своей беспомощности. Волшебное перо или волшебная палочка дают возможность ощутить собственное всемогущество, это способ повлиять на мир вокруг ребенка. Ощущение своей ценности и своей значимости нужно не только взрослым, но и детям.
На встрече с мамой слышу признание: Мне трудно сказать дочери, что я люблю ее, особенно при посторонних и тем более при свекрови. Даже своей младшей дочери мне трудно сказать: ты моя хорошая, я обычно говорю: ты моя ушастенькая. Свекровь часто говорит мне, ты плохо относишься к детям. Ты плохая мать. Снова рассказываю о вреде отрицательных ярлыков. Моя задача поднять у мамы чувство собственной материнской компетентности, помочь справиться со своей неуверенностью, снять чувство вины, за разлаженное поведение ребенка. Говорю, что нервная система ребенка находится еще в состоянии формирования, этот процесс будет долгим, и задача родителей только не навредить, а не переделывать дочь.
Представьте, что чувствует ваша дочь, когда отец произносит: не буду играть с такой злой девочкой? Чувство отвержения для ребенка невыносимо ужасно.
Шестая встреча
В начале сеанса уже традиционно пытаюсь организовать совместную игру с мамой. Мы передаем друг другу куклу-малыша и должны произнести фразу: «какой хороший ребеночек, как я его люблю». Мама с трудом удается заставить себя произнести эту фразу. Не справляется с задачей и Алиса. Следующее задание взять на руки саму Алису и сказать ей эту фразу. Алиса сопротивляется моим объятьям, а маме вообще не дается в руки. На этом совместная часть закончена, и мы остаемся одни. (Каждый раз Алиса довольно решительно выталкивает маму из комнаты).
Сегодня девочке предложен поднос с мелкими игрушками. Она перебирает их пытается сортировать. Это лошади, а это из «киндера», а это из другого набора. Быстро пресыщается и произносит: «Здесь нет ничего интересного, давай другие игрушки». Я беру из ее рук маленькую резиновую змею и произношу шопотом: «Я королевская кобра, ш-ш-ш». Девочка отскакивает – «Не пугай меня», – потом возбужденно берет сама в руки эту игрушечную кобру, и начинает игру, задавая сюжет и вынуждая меня, как обычно, озвучивать голоса множества героев.
Главный отрицательный герой – кобра. На мое предложение дать положительному герою волшебный меч, быстро возражает: «Нет, это у кобры был волшебный меч». Опять зло хорошо вооружено и выигрывает. Десяток игрушек приходит наниматься на службу злой кобре. Я предлагаю отправить наемников добывать райские яблоки. Алиса вдруг капризно произносит: «Я тоже хочу яблок» (Вспомним, как мама жаловалась, что стоит младшей сестре взять игрушку, как Алиса сразу же ее отнимает, потому что ей тоже хочется. Она совершает этот поступок не из вредности. Просто у ребенка в этот момент индуцируется соответствующее желание.). Алиса придумывает, что надо еще похитить яйцо, в котором спрятана молодость кобры. Опять злые похитители побеждают. Но совершенно неожиданно по сравнению со всеми предыдущими сеансами, наконец-то наступает возмездие: Алиса решает расправиться с коброй: Какой-то положительный герой разламывает яйцо и злая кобра погибает. Девочка вплетает в свою игру классический сказочный сюжет, и это очень хорошо для четырехлетней девочки. Я изображаю вопли умирающей кобры. Алиса хохочет. Я тоже рада, что Алиса отделила наконец-то себя от злого персонажа.
Сеанс заканчивается. Вдруг Алиса кладет себе в карман яйцо и яблочко, со словами: «Мне это понравилось». Для меня это всегда самый трудный момент: настоять на том, что все игрушки должны остаться здесь. На этом настаивают все учебники. Но сейчас в игровых комнатах нет проблем с игрушками. Алиса выкрикивает: «В этом яйце твоя молодость, я сейчас разломлю его!» Приходится подыгрывать: «Ах, я – старая скрюченная старушка, верните, пожалуйста, мне мою молодость!» Алиса хохочет, отдает игрушки.
Как хорошо, что на этом сеансе похищают только яблоки, и нет проявлений жестокости. В коррекционной работе мы не боимся проявлений агрессии, мы направляем ее. В природе агрессивность должна проявляться как реакция на события, несущие угрозу. В норме агрессивность – это активная реакция на страх. Одна из задач игротерапии – помочь канализировать непережитые реакции, подобрать подходящий для этого способ.
В конце сеанса девочка позволит мне взять себя на руки, пощекотать и пощипать. И мама получит возможность увидеть, как можно обнять девочку. В семье обычно только бабушка обнимает детей и играет с ними, а мама, по ее словам, как бы смотрит со стороны, поэтому свекровь и ставит себя в пример, но мама Алисы твердо заявляет, что не хочет быть такой, как свекровь.
Последняя седьмая сессия
Сегодня Алиса выглядит чуть-чуть грустной: «Ты знаешь, что я больше не приду. Видишь, у меня юбочка». Позволяет себя обнять, пощипать. Разглядывает свежий гиацинт в вазе: «Дай мне его подержать, он мне очень нравится». Объясняю, что живые цветы очень нежные, и их легко нечаянно испортить, предлагаю взять искусственный подсолнух. Алиса соглашается и начинается следующая игра.
Вот рос подсолнух, ночью к нему пробрались два ослика и съели его, наутро сторож кричит, кто съел подсолнух? Ослики сразу сознались. Надо их наказать, но как? Алиса предлагает отшлепать их, шлепаем осликов (чуть-чуть!). После наказания ослики решают вырастить свой подсолнух. Сторож дает им зернышко, и ослики сажают его, поливают водой и отгоняют от него других зверей.
Потом мы переходим к другим игрушкам, и Алиса разыгрывает другой сюжет. Молодой жеребенок прыгает, через других животных, это не понравилось оленю. Он начинает охотиться за жеребенком. Но после продолжительной погони, пряток и прыжков герои мирятся и вместе строят дом. Как обычно мы играем вместе: Алиса придумывает, кто, куда и зачем идет, а я озвучиваю большинство героев со всей эмоциональностью, на которую только способна. Совершенно ясно, что сегодня вся игра носит созидательный характер. Нет стереотипных ролей. Беспричинная злоба и агрессия у героев совершенно отсутствуют. Девочка уже проиграла свои фрустрации, о содержании которых мы можем только догадываться. Нет мотива «изчезновений». Мама рассказала, что после прошлой встречи она объясняла мужу, почему нельзя называть ребенка злой девочкой. Алиса тоже внимательно слушала эти объяснения.
В рисунке после игры Алиса рисует лошадь в виде одной головы и несчетного количества ног. Потом рисует себя головоногую, но зато с колечком и браслетом, а вот игротерапевт на рисунке уже имеет туловище. Переход в рисовании от головоногих фигур к изображению фигур, имеющих тела, подтверждает позитивные изменения, произошедшие с ребенком. Девочка уже не капризничает в конце сеанса, но, как всегда, уходит не попрощавшись. Родители покидают Москву.
Терапевтические сессии окончены. Это был удачный случай работы с матерью и ребенком. Мы занимались отдельно, час с мамай, час с девочкой. Я показывала маме, что в ее поведении по отношении к свекрови можно увидеть маленького ребенка. Свекровь, представляющая себя в качестве идеальной матери, вызывает у мамы Алисы чувство вины и сопротивление, не желание слушать ее, учиться у нее. Я поддерживаю ее стремление развенчать героический ореол свекрови, мы вместе обсуждаем ее недостатки и достоинства, стараясь уйти от дихотомной оценки старой женщины. Мать Алисы соперничает с матерью мужа, и ее более или менее осознаваемый порыв – отделиться от свекрови, – несомненно, проецируется на девочку. У девочки тоже присутствуют неравномерные отношения с матерью: от моментов безразличия до симбиоза. Мама очень эмоциональна, и ее состояние в свою очередь индуцирует в ребенке непонятные ему чувства.
Так кто же она, наша Алиса – Баба-Яга или Дюймовочка? Процесс работы с ребенком состоит в том, что психолог угадывает эмоциональные импульсы ребенка, усиливает их, осуществляя сопричастность к бессознательным переживаниям ребенка, помогая их выразить, пережить и освободиться от них. Игра создается нами вместе. У ребенка еще недостаточно высок уровень развития игровой деятельности, чтобы решить эту задачу самостоятельно. Алисе нужна помощь в образном воссоздании проблемы, что возможно, благодаря опыту и знаниям психолога. Но мы отчетливо наблюдаем, как от сессии к сессии снижается агрессивность игровых сюжетов, все больше и больше включается творческая часть детской психики. Агрессивность трансформируется в креативность. В реальной жизни у ребенка ограничены возможности проявлять свою сексуальность или агрессивность, так как такое поведение сразу же подавляется воспитывающими взрослыми. Выразив с помощью принимающего взрослого свои проблемы, Алиса стала просто четырехлетней девочкой.
Сценарий встречи Нового года в подготовительной группе «День рождения Деда Мороза» | Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа):
«День рождения Деда Мороза»
Сценарий новогоднего представления в подготовительной группе
Звучит музыка. Зажигается свет. В кресле сидит Дед Мороз и дремлет. Снегурочка читает книгу. Входит Зима.
Зима: Ну вот, картина маслом, сплошная безмятежность.
Снегурочка: Здравствуй, Зимушка. Как ты тут очутилась, ведь осень же ещё, ноябрь на календаре.
Зима: Ты же меня знаешь, я всегда раньше прихожу. Кстати, а ты сама на календарь смотрела?
Снегурочка: Я посматриваю иногда. А что случилось?
Зима: Как? Да ты разве не в курсе? 18 ноября у твоего деда день рождения. Тоже мне внучка называется.
Снегурочка: Вот это да! Надо же, а я и забыла совсем.
Зима. Эх, чтобы ты без меня делала бы. Чуть деда родного без праздника не оставила. Давай, буди Мороза.
Снегурочка: Дедушка, просыпайся, вставай.
Дед Мороз: А, как? Уже? Декабрь? Внучка, давай, запрягай оленей, тащи мешок с подарками. Где моя шуба?
Снегурочка: Успокойся, дедушка. Ещё ноябрь за окном.
Дед Мороз: Как ноябрь? А зачем же ты меня разбудила?
Снегурочка: С Днём Рождения тебя, дедушка.
Дед Мороз: Спасибо, а я и забыл совсем. Ну да ладно, подремлю ещё.
Зима. Как это подремлю? Что это за сонное день рождения такое?
Дед Мороз: А какое оно должно быть? Хорошо, давайте чаю что ли попьем.
Зима. Давай, дедушка. Да и скоро Новый год не за горами. Пора детям новогодние подарки готовить.
Снегурочка: Да, у нас же совсем ничего не готово.
Дед Мороз: Не переживайте, я уже все придумал. Мы сейчас соберемся, поедем в город в торговый центр и посмотрим, что там, на витринах магазинов, какие игрушки. Дети нынче современные, запросы у них такие же. Надо быть, наверное, в тренде.
Снегурочка: Здорово, дедушка!
Зима: Собираемся в путь! Только не забудьте маски! Это у нас в лесу коронавирус не живет, а в городе сплошной карантин. Уходят.
Смена декорации. Забегают несколько детей, замирают в композициях.
Гусар: Объявлен в магазине карантин,
Сижу на полке я один,
Хочешь — спи, хочешь — играй,
Сколько хочешь отдыхай.
Снежинка: Только вот какая штука:
Карантин — такая скука!
Хочу в кино пойти — нельзя,
Гулять зовут меня друзья —
Говорят опять нельзя.
Зайчик: Нельзя туда, нельзя сюда,
Ну что это за ерунда!
Озверею я один,
Скорей снимите карантин!
Кукла: Дед Мороз, ночью и днём
Мы тебя здесь очень ждём.
Не горит огнями ёлка,
Мы не пляшем, не поем!
Все: Дед Мороз, приди, спаси нас!
Дед Мороз, Снегурочка и Зима заходят с другой стороны зала.
Дед Мороз: Ох, забрось меня в подушки!
Я-то думал — здесь игрушки
Веселятся и блестят,
Что краше нет нигде ребят!
Но в глазах-то нету счастья,
Словно звездочки погасли!
Где же ваш задорный смех?
Тут расплакаться не грех!
Всё! Отмена карантина!
Внучка, подавай машину,
Забираем всех домой,
Едем в зимний лес родной!
Нету там ни карантина,
Ни короны-господина.
Светлый праздник новогодний
Встретим мы как в прошлый год.
Кто желает веселиться,
Становитесь в хоровод!
Продавец: Всем игрушкам приготовиться:
Солдатикам построиться!
Куклам выйти из коробочек,
Остальным слезть с полочек!
♫ 1. Марш ёлочных игрушек.
Смена декорации. Звучат куранты.
Ребёнок: Давайте заглянем в мастерскую Деда Мороза.
Там живут мастеровые гномики лесные.
По заданью Дед Мороза
Трудятся гномы весь год напролет,
Чтоб у каждого ребенка
Подарки были в Новый год.
Гномики имитируют изготовление игрушек.
♫ 2. Маленькие гномики.
Входит Снегурочка.
Снегурочка: Гномики, мои друзья,
Всех вас рада видеть я.
Дед Мороз просил узнать,
Как идут у вас дела.
1 гном: Мы работали, трудились.
У нас игрушки получились.
Вот, Снегурочка, смотри —
Не одна, не две, не три.
2 гном: Посмотри: гусары, куклы,
Шарики, снеговики,
Вот красивые снежинки,
Так воздушны и легки.
Снегурочка: Вы такие молодцы! Только Дед Мороз прибавит вам работы. Мы забрали все игрушки из магазина, потому что там нет веселья. И пока мы шли по осеннему лесу, все игрушки немного поломались. Сможете вы их починить?
3 гном: Конечно, сможем, зовите всех сюда!
♫ 3. Песня «Тёплая шапка».
После песни все игрушки «мёрзнут».
3 гном: За работу, ребята!
Гномы обходят каждую игрушку, постукивая молоточками по ним.
Гномы: Принимай работу, Дедушка Мороз! Всех починили!
Дед Мороз: Ах, вы мои помощнички, как же теперь замечательно выглядят наши игрушки! И даже румянец появился, веселее им стало. Ну что ж, по такому случаю предлагаю начать праздновать Новый год!
Снегурочка: Дедушка, а не рановато? Еще только конец ноября!
Дед Мороз: Милая моя внученька, смотри какое дело: карантин когда начался?
Снегурочка: В марте.
Дед Мороз: А сейчас ноябрь. И всё это время бедные игрушки сидели одни в магазинах, никто их не покупал, никто с ними не играл. Неужели я не могу начать Новый год немножечко пораньше? И вообще, кто главный в новогоднем лесу — я или снова я?
Снегурочка: Ты, Дедушка Мороз! Раз решил, то мы не против!
Эй, игрушки, собирайтесь все в веселый хоровод,
Дед Мороз нам объявляет…
Дед Мороз: Наступает Новый год!
♫ 4. Танец «Новогодняя полечка».
Дед Мороз: По такому случаю предлагаю поиграть!
♫ 5. Игра с Дедом Морозом « ».
Дед Мороз: Славно мы повеселились,
Все-все-все мы подружились!
Новый год пора встречать
И подарки раздавать!
Так, Снегурка, помогай,
Сундучок мой доставай.
Снегурочка уходит.
Дед Мороз: Мой чудесный сундучок,
Знаю, там висит замок! (вспоминает)
Где-то, ключик должен быть, (ищет)
Им сундук смогу открыть (не находит)
Может, из дому не взял?
Вот я, старый! Потерял! (расстроенно)
Вы, ребята, не скучайте,
Возле ёлки поиграйте.
Я в лес скорее побегу,
Ключ найду и к вам приду (убегает).
Заходит «крутой» Санта Клаус: в наушниках, жуёт жевачку, садится на трон Деда Мороза; в такт музыке машет головой, никого не замечая.
Зима: Кто это? Неужели Дед Мороз так быстро ключик нашел?
Вот и борода — белая, густая,
И пришёл на праздник, тихо так ступая.
И костюм вот красный, и такой же колпачок.
И весёлый, и румяный этот добрый старичок.
Задаю тебе вопрос: «Кто ты?»
Санта-Клаус: А? Что? (снимает наушники) Я есть Дед Мороз! Hello! Merry Christmas! And a Happy New Year!
Зима: А, да ты Санта Клаус? Американский Дед Мороз?
Санта-Клаус: Yes, yes!
Зима: Санта Клаус, как и зачем ты к нам в Россию прилетел? Сейчас же везде карантин!
Санта-Клаус: Я решиль посмотреть чуть-чуть, как здесь children (чилдрен) отмечают New Year. А мы Деды Морозы такие — раз захотели, значит, исполним! Вот я и прилетел, не смотря на coronavirus.
Зима: Санта Клаус, не зевай,
С нами ты в dance (дэнс — танец) вставай!
А чтобы преодолеть нам языковой барьер, мы включим ни тебе, ни нам неизвестную песенку и попробуем потанцевать!
♫ 6. Танец «Бим-бам-бом».
Санта-Клаус: (смотрит на часы) Всё, отбой. Мне пора!
Good bye, children-детвора!
Зима: Постой, погоди! Ты ведь волшебник поди!
Сделай так, чтоб Дед Мороз и Снегурка вернулись.
Санта-Клаус: Оh, yes, да-да-да!
One, two, three! Снежная мисс приди!
Под музыку появляется Сыщик, Санта-Клаус, испугавшись, убегает.
Продавец игрушек: Ой, да это же наш сыщик! Сидел на третьей полке справа от Бабы Яги в магазине!
Сыщик: Я самый находчивый и самый смелый сыщик на свете. Сыщик — профессия приятная, да к тому же и занятная.
Мы ищем ночью, ищем днём и хоть что-нибудь да найдём.
И сегодня я не прочь, вам хоть чем-нибудь помочь.
Кому нужна помощь?
Зима: Нам нужна помощь!
Сыщик: Вас ограбили? Вам угрожают?
Зима: Нет, нам никто не угрожает, но у нас пропал ключ от сундучка с подарками!
Сыщик: (достаёт телефон) Так, особые приметы пропавшего ключа?
Зима: Мы только знаем, что Дед Мороз его потерял.
Сыщик: Так, так, так! Я разберусь с этим загадочным делом! Всем не шевелиться, чтобы не затоптать доказательства! (вытаскивает лупу и начинает всё осматривать). Я так и думал!
ВСЕ ДЕТИ: Что?
Сыщик: Здесь нет ни каких следов! Что же делать? (задумывается) О! Я придумал, я дам объявление во все газеты о том, (пишет в телефоне) что разыскивается ключ Деда Мороза, и объявляется награда тому, кто его найдёт и Деду Морозу вернёт. Всё, отправил! (звуки отправки смс).
Зима: Спасибо тебе, уважаемый сыщик. Очень нам хочется найти ключик Деда Мороза. Проходи к нам, присаживайся к ребятам, будем все вместе искать и праздник продолжать. Ой, тише, тише! Сюда кто-то идет!
В зал входит Баба Яга, с металлоискателем, в наушниках, раздаётся писк от помех, Баба Яга ходит и что-то ищет по залу.
Продавец игрушек: И зачем я только вспомнил о ней!
Баба Яга: Тихо! Не дышите и не шумите! Не заглушайте сигналы моего аппарата! И вообще, что это вы тут делаете, вы мне только мешаете?! Неужто Деда Мороза, да подарочки от него все ждёте?
Зима: Скоро наступит Новый год и все ребята, как всегда под Новый год, ждут Деда Мороза и подарки от него!
Баба Яга: Смешно! Но, Дед Мороз ключик-то свой потерял. Может, вы уже об этом слышали?
Зима: Да, мы уже про эту неприятность знаем, но Дед Мороз его обязательно найдёт. А, что это, извините, за палка у вас в руках?
Баба Яга: Темнота не образованная! Это не палка, а миноискатель! Ой, то есть металлоискатель! За ключик-то вознаграждение дают! Вот я его и ищу! Куда же он подевался-то, а? (подходит к детям, суёт металлоискатель им под ноги, слышится вой вьюги). Кажется, метель начинается. Снегом все следы засыплет! Вот, неприятность какая, тьфу ты! (уходит за ёлку).
Мигает свет, слышится завывание вьюги. В это время дети расстилают белые полотна на ковре — «снег». Баба Яга снова выходит.
Баба Яга: Ой, метелью всё замело, снегом засыпало, ничего не вижу! (слышится звук металлоискателя) Тихо! Я что-то услышала! Вот он где! Ходит с металлоискателем по залу, сигналы постепенно то усиливаются, то
отдаляются. Баба Яга цепляется за полотна, оступается и падает.
Баба Яга: Ой, попала я в беду,
Встать на ножку не могу!
Службу спасения вызывайте,
Жмите на кнопку, не переставайте!
Кнопка находится на пеньке,
Жмите скорее, больно мне!
Продавец игрушек: Не нужна нам служба спасения, у нас в арсенале игрушек и свой доктор есть! Айболит, за дело!
Нажимает на «кнопку», раздается «вой сирены, в зал вбегает Айболит.
Айболит: Доктора вызывали? Где больной? Баба Яга, ты что ли? (осматривает) Так, проверим зрение… (достает картинки, на которых написаны буквы, показывает «А», Баба Яга: «Мухомор!», «Б»: «Помидор!», «В»: «Сосиска!»).
Айболит: Слепоту, дорогая, не лечим! У вас уже возрастное! (собирается).
Баба Яга: Куда-а? Постой, милок!
У меня что-то с ногой,
Не могу идти домой!
Айболит: Ах, травма? Это другое дело, тогда наложим холод (накладывает гипс — белое полотно, поднимает Бабу Ягу, даёт в руки металлоискатель). Потихонечку идите!
Баба Яга: А что же мне делать с ключиком-то? Как же мне его теперь искать? Кто мне даст вознаграждение за находку?
Баба Яга, ковыляя, опираясь на металлоискатель, идёт около ёлки (слышится звук металлоискателя), она наклоняется и старается незаметно поднять и спрятать у себя ключ:
Пойду ножку лечить,
Да чаёк с конфетками пить.
До свиданья, детвора!
С Новым годом! Ура, ура! (убегает, не хромая).
Айболит: Так, Бабу Ягу вылечил, вон какая счастливая пошла, сейчас проверю, как здоровье у вас (подходит к детям, просит рот открыть, пошевелись пальцами) Так! Всё ясно! Все больны!
ВСЕ: Коронавирус? Это Санта Клаус нам его привёз!
Айболит: Нет, вы же в новогоднем лесу, вирус тут не живет! Диагноз — скучнодинамия с эффектом пропадания новогоднего настроения! Есть только одно средство — музыка!
♫ 7. Оркестр «Добрый мастер».
Слышится стук в дверь, Зима идёт к двери и вносит телеграмму.
Зима: «Подарки со Снегуркой поднесли,
А ключ не можем мы найти.
Подождите нас чуть-чуть,
Мы ещё поищем ключ».
Всё-таки Дед Мороз до сих пор ключ так и не нашёл, надо ему помочь. И мне кажется, что ключ нашла у нашей ёлки Баба Яга. Помните, был слышен сигнал от металлоискателя. Кто у нас смелый и находчивый? Кто отправится в лес к Бабе Яге?
Под музыку марша выходят гусары.
1 гусар: Мы — гусары удалые,
Смелые, лихие,
Охраняем кукол здесь.
У нас сабля даже есть.
2 гусар: Гусары — смелые герои,
В бою всегда лишь впереди.
И не посмеет враг пройти,
Когда гусары на пути.
3 гусар: Гусаром тот зовется,
Кто с малышами не дерется.
Кто воспитан и здоров,
Помочь каждому готов.
Надо в лес скорей идти,
Дед Морозу ключ найти!
Выключается свет. Обходят вокруг ёлки.
1 гусар: Почему в лесу так тихо,
Нет ни белки, ни зайчихи,
Серебристый снег лежит…
2 гусар: Ой, смотри, изба стоит!
3 гусар: Да, избушка! Да какая!
Сразу видно, не простая!
2 гусар: Эй, избушка, избушка!
Стань ты к нам передом, а к лесу задом!
Избушка начинает поворачиваться, а за ней — Баба Яга.
Баба Яга: Что за мода у людей?
Стали хуже дикарей.
Как будут мимо проходить,
Так начнут избу крутить!
Убирайтесь по добру,
Выйду — уши надеру!
Изба опять поворачивается.
3 гусар: Ты, избушка, не ленись,
К нам скорее повернись!
Изба поворачивается, а за ней — Баба Яга.
Баба Яга: Вы чего это, детишки,
Хулиганите, мальчишки?
Чего пристали вы ко мне?
Чай я пью в своей избе!
Вот возьму сейчас лопату,
И зажарю вас, ребята!
1 гусар: Ты, бабуля, не серчай, ты нам ключик отдавай!
Вон, идёт к нам Дед Мороз, отморозит тебе нос!
Баба Яга: Не боюсь Мороза я, мы давно уж с ним друзья!
2 гусар: Бабу Ягу не уговорить.
Надо срочно Айболиту позвонить!
Нажимает на «кнопку», звучит вой сирены, в зал залетает Айболит с большим бутафорским шприцем.
Айболит: Айболита вызывали?
Кто здесь болен — признавайся!
Кому укольчик — не стесняйся!
ВСЕ: Бабе Яге!
Айболит бегает вокруг ёлки с героями за Бабой Ягой, пытаясь ей поставить укол, то и дело, укалывая гусаров. Баба Яга выбегает из зала, Айболит за ней. Гаснет ёлка!!!
1 гусар: Убежала Яга и ключ с собою унесла!
Ещё и ёлку потушила (потирает попу).
2 гусар: Но мы знаем точно теперь,
Что ключ она держит в избушке своей! (потирает попу).
3 гусар: Дед Мороза надо срочно звать
И вместе ключ у Бабки Ёжки забирать!
ВСЕ: Дед Мороз!
Слышится голос Деда Мороза: «Иду, иду, спешу к вам, ребята!». Выходят Дед Мороз и Снегурочка, тянут сундук с подарками.
Дед Мороз: Нашли ключик, вы мои хорошие! Оказался он у Бабы Яги?
ВСЕ: Да!
Дед Мороз: Вы, ребята, не скучайте, лучше весело играйте.
А старуха к нам придёт — сама нам ключик принесёт.
Снегурочка: Вставай с нами, Дедушка!
♫ 8. Игра «Современная».
Дед Мороз: Ох, как весело играл, притомился я, устал!
Лучше сяду на пенёк, отдохну-ка я часок!
Снегурочка: Садись, Дедушка Мороз!
Вот, как раз, стоит пенёк
И тебя как будто ждёт!
Дед Мороз садится на пенёк, раздаётся звук сирены, Дед Мороз пугается, отбегает, потом опять садится, опять звук сирены раздаётся.
Дед Мороз: Что такое, пень кричит?
Только встану — пень молчит… (опять садится, звучит звук сирены, вбегает Айболит, за ним Баба Яга).
Айболит: Безобразие какое, от усталости я вою!
Возмущён я до предела! До меня кому есть дело?
Сколько можно вызывать? Кому тут надо помогать?
Дед Мороз: Я, простите, не хотел, просто кнопочку задел.
Что ж, зато все гости в сборе, ёлка в праздничном уборе!
И Яга сама пришла, видно, ключик принесла?
Баба Яга: Вы меня, друзья, простите, ключик свой вы заберите,
Давно сладкого не ела, вот подарков и захотела.
Возле ёлки ключ нашла, но конфет я не брала!
Дед Мороз: Верим Бабе Яге?
ВСЕ: Да!
Дед Мороз: И я верю тебе, своей подружке, Бабушке Яге!
Скоро всем подарочки раздам и тебе Яга подарок дам!
Только ёлочку бы нам починить.
Баба Яга: А это я могу исправить, Дедушка Мороз!
Дед Мороз: Давай, попробуй!
Баба Яга: Ну-ка ёлка вспыхивай, Конфеты в рот запихивай!
Зажигайся сей же час, Это мой тебе приказ!
3, 2, 1 — вспыхни сей же час!
1, 2, 3 — давай, давай гори! (топает ногами).
Баба Яга: Ёлка-то, совсем глухая, чё стоите, молчите? Давайте помогайте — орите громко, выручайте!
Б.Я. пытается сказать ещё раз, но у неё ничего не получается, звучит фонограмма — ёлочка смеётся над ней.
Дед Мороз: Эх ты, Бабушка Яга… Ёлку обижать нельзя.
Баба Яга: Ёлку нельзя? А меня можно, да? Так, всё, до свидания!
Я собранье прекращаю, Новый год я отменяю.
Дед Мороз: Ты не вредничай, давай, И за нами повторяй!
Ну-ка, ёлка, улыбнись!
Ну-ка, елка, встрепенись! Ну-ка, елка, раз, два, три — Светом радости гори!
Под фонограмму зажигается елка.
Дед Мороз: Что, друзья, простим Бабу Ягу? (Ответ детей)
ВСЕ: Да!
Дед Мороз: А теперь, давай-ка, мне ключик волшебный, да будем ребятишкам подарки раздавать! (подходит к сундуку). Мой сундук совсем заждался, ну-ка, быстро открывайся!
Дед Мороз открывает сундучок, а там сидит Санта Клаус, который кушает конфету.
Дед Мороз: Здравствуй, мой американский брат! А ты чего тут сидишь? Ты ещё и все подарки съел?
Санта Клаус: I am sorry, Дед Мороз,
У меня вышел нервоз!
Сыщика я испугался,
В сундучок твой и пробрался!
А там много gift, gift (гифт — подарок),
Что я просто … ням-ням-ням.
Дед Мороз садится на пенёк, раздаётся звук сирены, опять бежит Айболит, становится рядом и машет на Деда Мороза.
Дед Мороз: И что же теперь делать?
Снегурочка: Дедушка Мороз, ты не волнуйся. Мы можем и без подарков обойтись, ты нам уже сделал самый лучший подарок — устроил настоящий Новый год вопреки карантину! А за это мы тебя поблагодарим!
Выходят куклы.
1 кукла: Мы — куколки-красавицы,
Так любим танцевать.
Гусары охраняют нас,
Когда ложимся спать.
2 кукла: Сейчас под этой елкой
Свершится волшебство,
Мы в танце все закружимся,
Как это хорошо!
3 кукла: Такое чудо может
Свершиться в Новый год,
Когда танцуют куклы
И водят хоровод.
1 гусар: И на балу гусары тоже впереди.
Таких лихих танцоров нигде вам не найти.
♫ 9. Вальс.
Зима: А чтобы никто не горевал, мы ещё и песенку вам споём.
♫ 10. Песня «А давайте мы будем счастливыми».
Дед Мороз: Как же здорово! Спасибо вам, мои хорошие! Это вы мне устроили настоящий праздник! И всё же я придумал, как вам подарки возвратить! Есть у меня одно волшебное заклинание. Вам нужно будет сказать, что вы хотите себе в подарок, а также — что хотят ваши мамы и папы. И тогда желания обязательно сбудутся!
♫ 11. Игра « ».
Дед Мороз со Снегурочкой и Зимой раздаёт подарки, Баба Яга помогает, в конце и ей Дед Мороз вручает подарок.
Баба Яга: Спасибо тебе, Дед Мороз, будет, с чем чаёк попить.
Снегурочка: Мы скажем до свидания друг другу
И вновь расстанемся на целый год,
А через год опять завоет вьюга
И Дед Мороз со мной зимой придёт!
Дед Мороз: Будьте счастливы, здоровы,
Через год придём к вам снова.
Старые петровские русские сказки: Баба Яга
Старые петровские русские сказки: Баба ЯгаСвященные тексты Легенды/Саги Индекс Предыдущий Следующий
Купить эту книгу на Amazon.com
Купить эту книгу на Kindle
Старопетровские русские сказки , Артура Рэнсома, [1916], на священном-тексте.com
с. 88
БАБА ЯГА.
— Расскажи про Бабу Ягу, — попросила Маруся.
— Да, — сказал Ваня, — пожалуйста, дедушка, и про избушку на курьих ножках.
— Баба Яга ведьма, — сказал старый Петр; «страшная она старуха, а иногда и добрая. Ты знаешь, это она подсказала Ивану-царевичу, как завоевать одну из дочерей морского царя, и это была лучшая дочь компании, Василиса Премудрая Но ведь Баба-Яга обыкновенно плоха, как в случае с Василисой Прекраснейшей, которую спасла от железных зубов только хитрость ее Волшебной Куклы».
«Расскажи нам историю о Волшебной кукле», — попросила Маруся.
«Я когда-нибудь,» сказал старый Питер.
р. 89
«А у Бабы Яги действительно зубы железные?» — спросил Ваня.
— Железо, как кочерга и щипцы, — сказал старый Питер.
«Зачем?» — сказала Маруся.
— Съесть маленьких русских детей, — сказал старый Петр, — когда ей достанутся. Она обыкновенно ест только плохих, потому что хорошие уходят. в ступе, растирая ее пестиком и заметая веником следы, так что нельзя сказать, куда она пошла».
«А ее хижина?» — сказал Ваня. Он часто слышал об этом раньше, но ему хотелось услышать об этом снова.
«Она живет в избушке, которая стоит на курьих ножках. То лицом к лесу, то лицом к тропинке, то торжественно ходит. из высоких палок, и череп на каждой палке. И всю ночь огонь горит в черепах и угасает с рассветом».
– А теперь расскажи нам одну из сказок о Бабе Яге, – сказала Маруся.
— Пожалуйста, — сказал Ваня.
р. 90
«Я расскажу тебе, как одна девочка ушла от нее, и тогда, если она тебя когда-нибудь поймает, ты точно будешь знать, что делать.»
И старый Петр отложил трубку и начал: —
БАБА-ЯГА И ДЕВОЧКА С ДОБРЫМ СЕРДЦЕМ.
Жил-был один овдовевший старик, который жил один в хижине со своей маленькой дочкой. Очень весело им было вместе, и они частенько улыбались друг другу за столом, только что заваленным хлебом и вареньем.
Да, сдурел старик в годы старости своей, и взял себе другую жену. Так у бедной девочки появилась мачеха. И после этого все изменилось. На столе больше не было ни хлеба, ни варенья, ни игры в бо-пи, то с этой стороны самовара, то с другой, пока она сидела с отцом за чаем. Хуже того, она никогда не сидела за чаем. Мачеха сказала, что во всем, что пошло не так, виновата маленькая девочка. И старик поверил своей новой жене, и поэтому не было больше добрых слов для его маленькой дочери. День за днем мачеха говорила, что маленький
р. 91
девочка была слишком непослушной, чтобы сидеть за столом. И тогда она бросала ей корку и говорила ей выйти из хижины и пойти поесть в другом месте.
А бедная девчонка уходила одна в сарай на дворе, и сухую корку мочила слезами, и ела одна. Ах я! она часто плакала о былых днях, и она часто плакала при мысли о днях, которые должны были прийти.
В основном она плакала, потому что была совсем одна, пока однажды не нашла в сарае маленького друга. Она сгорбилась в углу сарая, ела корку и горько плакала, когда услышала тихий шум. Это было так: царапать-царапать. Это был просто маленький серый мышонок, который жил в норке.
Он вышел, его маленький острый нос и его длинные бакенбарды, его маленькие круглые уши и его блестящие глаза. Вышло его маленькое горбатое тело и длинный хвост. И тогда он сел на задние лапы, дважды обвил себя хвостом и посмотрел на девочку.
Маленькая девочка, у которой было доброе сердце, забыла все свои печали, взяла кусочек своей корочки и бросила мышонку. Мышиный грыз и грыз, и вот, он пропал, и он искал другого. Она дала ему еще немного, и в настоящее время это было
р. 92
ушел, и еще, и еще, пока корочки для малышки не осталось. Ну, она не возражала против этого. Видите ли, она была так счастлива, увидев, как мышонок все грызет и грызет.
Когда корж готов, мышонок смотрит на нее своими маленькими блестящими глазками и говорит тихим писклявым голосом: «Спасибо».
«О, спасибо,» сказала девочка; и тут же она услышала, как мачеха зовет ее, чтобы она вошла и чайную посуду почистила, и дом прибрала, и пол подместила, и сапоги всем почистила.
Войдя, она мачеху хорошенько разглядела, да и нос у нее был длинный, и костлявая, как рыба с обглоданной плотью, и подумала девчушка о Бабе-Яге и
р. 93
вздрогнула, хотя ей стало не так плохо, когда она вспомнила мышонка там, в сарае во дворе.
На следующее утро это случилось. Поехал старик к своим знакомым в соседнюю деревню, как и я иногда езжу к старому Федору, бог с ним. И как только старик скрылся из виду, злая мачеха позвала девочку.
«Сходи сегодня к своей милой тетушке в лес, — говорит она, — и попроси у нее иголку с ниткой, чтобы рубаху починить».
«А вот иголка с ниткой», — говорит девочка.
«Придержи язык», — говорит мачеха и скрежещет зубами, и они издают звук, похожий на стук щипцов. «Придержи язык», — говорит она. — Разве я не говорила вам, что вы должны пойти сегодня к своей милой тетушке и попросить иголку с ниткой, чтобы починить рубашку?
«Как мне ее найти?» — говорит девчушка, чуть не заплакав, потому что знала, что ее тетя — баба-яга, костлявая, ведьма.
Мачеха взяла девочку за нос и ущипнула его.
«Это твой нос», — говорит она. «Ты можешь это почувствовать?»
р. 94
«Да», — говорит бедная девочка.
«Ты должен идти по дороге в лес, пока не дойдешь до поваленного дерева, потом ты должен повернуть налево, а потом идти своим носом, и ты найдешь ее», — говорит мачеха.
Девчушка хотела зайти в сарай сказать мышонку, что идет к Бабе Яге, и спросить, что ей делать. Но она оглянулась, а мачеха у двери смотрела на нее. Поэтому ей пришлось идти прямо.
Она шла по дороге через лес, пока не подошла к упавшему дереву. Потом она повернулась налево. Ее нос все еще болел там, где его ущипнула мачеха, поэтому она знала, что должна идти прямо вперед. Она уже собиралась выйти, когда услышала тихий шум под упавшим деревом. «Царапать-царапать».
И выскочила мышка, и села на дорогу перед ней.
— О, мышонок, мышонок, — говорит девчушка, — меня мачеха к своей сестре послала. А это баба-яга, костлявая, ведьма, а я не знаю, что делать.
«Это будет несложно, — говорит мышонок, — потому что твой
р. 95
доброе сердце. Бери все, что встретишь на дороге, и делай с ними, что хочешь. Тогда ты убежишь от Бабы Яги, и все будет хорошо». 0012
«Ты голоден, мышонок?» сказала маленькая девочка
«Я, кажется, мог бы и погрызть», — говорит мышонок.
Маленькая девочка расстегнула полотенце, а в нем ничего, кроме камней. Это, между прочим, мачеха накормила девочку.
«Ой, мне очень жаль», — говорит девочка. — Тебе нечего есть.
«Разве нет?» — сказал мышонок, и, взглянув на них, девочка увидела, что камни превратились в хлеб с вареньем. Маленькая девочка села на упавшее дерево, а рядом с ней села мышка, и они ели хлеб с вареньем, пока не проголодались.
«Оставь полотенце», — говорит мышонок; — Я думаю, это будет полезно. И помни, что я говорил о вещах, которые встретишь на пути. А теперь прощай, — говорит он.
«До свидания», говорит девочка и бежит дальше.
Пробегая, она нашла на дороге красивый новый носовой платок. Она подняла его и унесла с собой. Затем она нашла
р. 96
бутылочка масла. Она подняла его и унесла с собой. Затем она нашла несколько кусков мяса.
Нажмите, чтобы увеличить
Вот она, била пестиком и подметала веником.
— Пожалуй, и я их возьму, — сказала она; и она взяла их.
Потом она нашла голубую голубую ленточку и взяла ее. Потом она нашла маленькую буханку хорошего хлеба и взяла и ее.
— Думаю, кому-нибудь понравится, — сказала она.
И вот пришла она к избушке Бабы Яги, костоногой, ведьмы. Вокруг был высокий забор с большими воротами. Когда она толкнула их, они жалобно заскрипели, как будто им было больно двигаться. Маленькой девочке было их жаль.
«Какая удача, — говорит, — что бутылку с маслом взяла!» и влила масло в петли ворот.
Внутри ограды была избушка Бабы Яги, и она стояла на курьих ножках и ходила по двору. А на дворе стояла служанка Бабы-Яги и горько плакала от поручений, которые ей поставила Баба-Яга. Она горько плакала и вытирала глаза юбкой.
«Какое счастье, — говорит девочка, — что я взяла платок!» И она отдала платок служанке Бабы-Яги, которая вытерла им глаза и улыбнулась сквозь слезы.
р. 97
Рядом с хижиной сидела огромная собака, очень худая, грызла сухую корку.
«Какое счастье, — говорит девочка, — что я взяла буханку!» И она дала батон псу, а он его проглотил и облизнулся.
Маленькая девочка храбро подошла к избушке и постучала в дверь.
«Заходи», говорит Баба Яга.
Вошла девчушка, а там Баба-Яга, костлявая, колдунья, сидит за станком и ткет. В углу хижины сидела худая черная кошка, наблюдавшая за мышиной норой.
«Здравствуйте, тетушка», — говорит девочка, стараясь не дрожать.
«Здравствуй, племянница», — говорит Баба Яга.
«Моя мачеха послала меня к вам попросить иголку и нитку, чтобы починить рубашку.»
— Хорошо, — говорит Баба-Яга, улыбаясь и скаля железные зубы. «Садись сюда за ткацкий станок и продолжай ткать, а я пойду принесу тебе иголку и нитку».
Маленькая девочка села за станок и начала ткать.
Баба-Яга вышла и позвала свою служанку: «Иди, нагрей ванну и потри мою племянницу. Потри ее.
р. 98
Слуга пришел за кувшином. Маленькая девочка умоляла ее: «Не спеши разводить огонь, а воду носи в решете». Служанка улыбнулась, но ничего не сказала, потому что боялась бабы-яги. Но она очень долго готовила ванну.
Баба Яга подошла к окну и спросила,—
«Ты что, племянница, ткешь? Ткешь, красотка?»
«Я тку, тетушка, — говорит девочка.
Когда Баба Яга отошла от окна, девочка заговорила с худенькой черной кошкой, которая следила за мышиной норой.
«Что ты делаешь, худой черный кот?»
«Высматриваю мышь», говорит худой черный кот. — Я не обедал три дня.
«Какое счастье, — говорит девочка, — что я подобрала куски мяса!» И она отдала их худому черному коту. Тощий черный кот проглотил их и сказал девочке:0012
«Девочка, ты хочешь выбраться отсюда?»
— Серёжка, — говорит девчушка, — я хочу выбраться отсюда, а то меня баба-яга железными зубами съест.
«Ну, — говорит кот, — я тебе помогу».
В это время Баба Яга подошла к окну.
«Ткаешь, племянница?» она спросила. — Ты плетешь, моя хорошенькая?
р. 99
— Я тку, тетушка, — говорит девочка, работая, а ткацкий станок щелк-щелк, щелк-щелк.
Баба Яга ушла.
Говорит худенький черный кот девочке: «У тебя в волосах гребешок, и у тебя есть полотенце. Возьми их и беги за ним, пока Баба-Яга в бане. Когда Баба-Яга погонится за тобой, ты должна слушать; а когда она будет рядом с тобой, выбрось полотенце, и она превратится в большую, широкую реку. Ей потребуется немного времени, чтобы прийти в себя. Но когда она это сделает, ты должен слушать; как только она приблизится к тебе, брось гребень, и из него вырастет такой лес, что ей уже никогда не пройти сквозь него».
«Но она услышит, как остановился ткацкий станок», — говорит девочка.
«Я позабочусь об этом», — говорит худой черный кот.
Кошка заняла место девочки у ткацкого станка.
Щелчок, щелчок; ткацкий станок не останавливался ни на мгновение.
Девчушка посмотрела, что Баба-Яга в бане, и спрыгнула с избушки на курьих ножках, и побежала к воротам со всех ног.
Большая собака прыгнула, чтобы растерзать ее. Как только он собирался прыгнуть на нее, он увидел, кто она такая.
р. 100
«Да это та девочка, которая дала мне каравай», — говорит он. «Хорошего пути к вам, маленькая девочка»; и он снова лег, положив голову между лапами.
Когда она подошла к воротам, они отворились тихо, тихо, совершенно без шума, потому что она влила в их петли масло.
За воротами стояла березка, которая била ее по глазам так, что она не могла пройти мимо.
«Какое счастье, — говорит девочка, — что я подобрала ленточку!» И перевязала березку красивой синей ленточкой. И березке так понравилась ленточка, что она остановилась, любуясь собой, и пропустила девочку.
Как она бежала!
Тем временем худой черный кот сидел за станком. Щелчок, щелк, щелк, пел ткацкий станок; но вы никогда не видели такого клубка, как клубок, сделанный тонким черным котом.
И вот Баба Яга подошла к окну.
«Ткаешь, племянница?» она спросила. — Ты плетешь, моя хорошенькая?
р. 101
— Я тку, тетушка, — говорит худенькая черная кошка, путаясь и путаясь, а станок цок-цок, цок-цок.
«Это не голос моего обеденка», — говорит Баба-Яга и прыгает в избушку, скрежетая железными зубами; и не было никакой девочки, а только худенькая черная кошка сидела у станка и путала и путала нитки.
«Грр», говорит Баба-Яга, прыгает за котом и начинает его колотить. — Почему ты не вырвал девочке глаза?
— За все годы, что я тебе служил, — говорит кот, — ты мне только одну косточку дал, а добрая девочка дала мне кусочки мяса.
Баба Яга загнала кота в угол, а вышла во двор.
«Почему ты не пискнул, когда она тебя открыла?» — спросила она у ворот.
«Почему ты не разорвал ее на куски?» — спросила она у собаки.
«Почему ты не ударил ее по морде и не пропустил?» — спросила она у березы.
— Что же ты так долго баню готовил? Если бы ты поскорее, она бы никогда не ушла, — сказала Баба-Яга слуге.
И она металась по двору, всех избивая и браня во весь голос.
р. 102
«Ах!» — сказали ворота, — за все годы, что мы служили вам, вы ни разу не облегчили нас водой, а добрая девочка подлила нам в петли хорошее масло.
«Ах!» — сказала собака, — за все годы, что я у вас служила, вы мне ничего, кроме горелых корок, не подбрасывали, а добрая девчонка дала мне хороший каравай.
«Ах!» — сказала березка, — за все годы, что я у тебя служила, ты меня ни разу не перевязала, даже ниткой, а добрая девчонка связала меня синей веселой ленточкой.
«Ах!» — сказала служанка. — За все годы, что я у вас служу, вы мне ни разу не дали даже тряпки, а добрая девчонка дала мне хорошенький платочек.
Баба Яга скрежетала на них своими железными зубами. Потом она прыгнула в ступу и села. И пестиком погнала, и веником следы замела, да и полетела в погоню за девчонкой.
Маленькая девочка бежала и бежала. Она приложила ухо к земле и прислушалась. Взрыв, бах, бах-бах! слышно было, как Баба Яга стучит пестиком по ступе. Баба Яга была совсем рядом. Вот она, колотя пестиком и подметая веником, идет по дороге.
Маленькая девочка так быстро, как только могла, достала полотенце и бросила
р. 103
это на земле. И полотенце росло и росло, и мокрее, и мокрее, и была глубокая, широкая река между Бабой-Ягой и девочкой.
Маленькая девочка развернулась и побежала дальше. Как она бежала!
Баба Яга прилетела в ступе. Но ступа не могла плыть по реке с Бабой Ягой внутри. Она въехала на нем, но промокла только из-за своих хлопот. Щипцы и кочерги, падающие в дымоход, ничто по сравнению с тем шумом, который она производила, скрежеща железными зубами. Она повернулась домой и полетела обратно к избушке на курьих ножках. Тогда она собрала весь свой скот и погнала его к реке.
«Пей, пей!» она кричала на них; и скот выпил всю реку до последней капли. А баба-яга, сидя в ступе, и пестиком гоняла, и веником следы заметала, и летела по сухому руслу реки и дальше в погоне за девчонкой.
Маленькая девочка приложила ухо к земле и прислушалась. Взрыв, бах, бах-бах! Слышно было, как Баба Яга стучит пестиком по ступе. Шум приближался, приближался, и вот Баба-Яга, колотя пестиком и веником метя, идет по дороге вплотную сзади.
р. 104
Девчушка бросила гребешок, росла и росла, а зубки выросли в густой лес, гуще этого леса, в котором мы живем, — такой густ, что даже Баба-Яга не пролезет. И Баба Яга, скрежеща зубами и крича от ярости и разочарования, повернулась и уехала домой, в свою избушку на курьих ножках.
Маленькая девочка побежала домой. Она боялась войти и увидеть мачеху, поэтому побежала в сарай.
Царапать, царапать! Вышла маленькая мышка.
«Ну, так ты и ушла, милый мой», — говорит мышонок. — А теперь беги. Не бойся. Твой отец вернулся, и ты должен ему все рассказать.
Маленькая девочка вошла в дом.
«Где ты был?» говорит ее отец; «и почему ты так запыхался?»
Мачеха пожелтела, увидев ее, и глаза ее загорелись, а зубы заскрежетали, пока не сломались.
Но девица не испугалась, и пошла к отцу, и села к нему на колено, и рассказала ему все, как было. А когда узнал старик, что мачеха отправила его маленькую дочурку на съедение Бабе Яге, он так рассердился, что прогнал ее
р. 105
из хижины и с тех пор жил один с девочкой. Гораздо лучше было для них обоих.
«А мышонок?» — сказал Иван.
— Мышонок, — сказал старый Петр, — пришел и поселился в избушке, и каждый день сидел на столе и ел крошки, да грел лапки на девчачьем стаканчике чая.
— Расскажи, пожалуйста, про кота, дедушка, — сказал Ваня, сидевший с Владимиром, свернувшись калачиком на руках.
«История очень счастливого кота», сказала Маруся; а потом, почесав Баяну нос, прибавила: «а потом рассказ про собаку».
— Я расскажу тебе историю об очень несчастном коте, который стал очень счастливым, — сказал старый Питер. «Я расскажу вам историю о Коте, который стал старшим лесником».
В доме Бабы Яги
18.01.2016
Огненный череп освещает Василисе дорогу домой. Изображение Ивана Билибина
Уже два года я в Доме Бабы Яги. Услышав, как энергичный активист Starhawk рассказывает русскую сказку «Васалиса Премудрая» во время собрания в честь зимнего солнцестояния, я почувствовал, что у меня есть готовый материал для переваривания собственной психики. Я вернулась домой с собрания и начала углублять свое путешествие к Дикой Женственности — интуитивному измерению внутреннего познания.
Баба Яга летит в котле. Изображение Ивана Билибина
Краткий (и несправедливый) синопсис рассказа:
Жила-была умирающая мать, которая дала своей дочери Василисе куклу, чтобы она шла по жизни. После ее смерти отец Василисы в конце концов снова женился, и сводная семья ненавидела Василису и неоднократно пыталась покончить с ней. Но каждый раз, когда они пытались, кукла, доставшаяся Василисе от матери, оживала и помогала преодолеть их недоброжелательность. Их последней попыткой было отправить Василису за огнем к ведьме, известной как Баба Яга.
Василиса пошла к дому Бабы Яги после того, как во время прогулки по темному лесу встретила трех мужчин на лошадях. Хитрая Яга согласилась подарить Василисе огонь после того, как она выполнит несколько геркулесовых заданий, иначе она ее съест. Василиса не знала, как их выполнять, но во время каждого задания кукла оживала и точно знала, что делать.
Баба Яга в конце концов дала Василисе череп с зажженным внутри огнем, а затем выгнала ее. Василиса использовала огонь черепа как проводник через темный лес к дому. Когда она вернулась к своей злой приемной семье, огонь внутри черепа сжег их всех дотла.
Существует столько интерпретаций этой истории, сколько способов ее рассказать. Из всех интерпретаций, с которыми мне приходилось сталкиваться, мне больше всего близка интерпретация, рассказанная Клариссой Пинколой Эстес в «Женщинах, бегущих с волками». В своей книге Эстес утверждает, что в основе истории лежит зарождение женской инстинктивной интуиции — врожденной силы, которую часто хоронят, но которую можно восстановить независимо от возраста женщины. Она объясняет, что история и все ее компоненты представляют психику одного человека, проходящего инициацию. Затем Эстес подробно описывает девять обрядов (задач), которые Василиса предприняла, чтобы восстановить свою дикую женскую силу:
- Allowing the too good mother to die
- Exposing the crude shadow
- Navigating in the dark
- Facing the wild hag
- Serving the non-rational
- Separating это из того
- Расспрашивая тайны
- Стоя на четвереньках
- Преображая тень
боялись и избегали. И хотя мы должны уважать огромную силу Яги созидать и разрушать, избегать ее мы не должны. Ибо она является воплощением архетипа Дикой Женственности — сверхъестественной жизни, наполненной интуицией и бескомпромиссным энтузиазмом.
Моя версия Бабы-Яги, Архетипа Дикой Женщины
Выслушав историю и получив интерпретацию, я начал изучать, в каких обрядах я разбираюсь, а какие недостаточно развиты. Однажды посвятив себя пребыванию в Доме Бабы Яги, я нарисовал это изображение и взял ее с собой в пустыню. А совсем недавно она стала центром алтаря во время недельной церемонии Самайн. Образ Бабы Яги был в моей жизни как притягивающий луч.
Из обрядов, предпринятых Василисой, 6-я задача — Отделить это от того — была наиболее ярко выражена за последние два года исследований.
Шестое задание, которое Баба Яга требует от Василисы, заключается в развитии проницательности. По сюжету Василиса должна отделить заплесневелую кукурузу от цельной, а затем мак от грязи, и она делает это с помощью своей интуитивной куклы. Она укрепляет свою интуицию и узнает, что такое еда и что такое лекарство.
В моей собственной жизни проницательная проницательность пришла и ушла, как прилив. Наращивание психологических мускулов для этой задачи потребовало, чтобы я удерживал напряжение между безжалостным вниманием и чувственной интуицией. Травма в моем детстве и юности нарушила «нормальные» модели развития, оставив мое эго недоразвитым до двадцати лет. (Здесь я имею в виду определение «эго» как инструмента, который служит для преобразования бессознательного материала в сознание). Чтобы укрепить и усовершенствовать способность моей души говорить и способность моего эго различать, я обратился к своим мечтам.
Как говорит Эстес: «Это явление, когда вопрос, заданный перед сном, после практики дает ответ после пробуждения. В психике есть что-то от дикой куклы, что-то под, над или в коллективе. бессознательное, которое сортирует материалы, пока мы спим и мечтаем. И опора на этот атрибут также является частью (нашей) дикой природы».