Методика обучения чтению это: Как научить читать, или Краткий обзор методик обучения чтению

Содержание

Как научить читать, или Краткий обзор методик обучения чтению

Как научить ребенка читать? Как сделать этот процесс увлекательным и интересным? В каком возрасте лучше всего приступать к обучению чтения? Эти и многие другие похожие вопросы волнуют современных родителей.
Радует, что ушёл в прошлое вопрос «Как заставить ребенка читать?»
Современное общество склоняется к тому, чтобы любое «научение» приобрело добровольный характер, задача учителя и родителя – замотивировать на какое-либо новое действие, сделать процесс обучения таким, чтобы ребенок сам захотел научиться.

Обучение чтению – тема актуальная для родителей дошкольников. Так как же сделать этот процесс увлекательным и грамотным?
Многие родители начинают обучать чтению «по наитию», что иногда приводит к печальным результатам: или у ребенка пропадает желание учиться читать, или при поступлении в 1 класс у маленького ученика всплывают проблемы в освоении некоторых тем, касаемых орфографического и орфоэпического оформления слов. Бывает, две проблемы идут рука об руку.

Возможно, вам будет интересна онлайн-конференция “Чтение. Мотивация. Дети”

Итак, во избежание ошибок, приведу несколько наиболее распространенных методик обучения чтению.

Стоит учесть, что при написании статьи полагаюсь на сугубо личное восприятие методик и на личный опыт в качестве учителя начальных классов.

Многим знакома по школьной программе.
Базируется на фонетике – обучении произношению букв и звуков. Это звуковой, или иначе, фонетический метод, который развивает фонематических слух ребенка, позволяет слышать и выделять звуки в словах. Для данной методики не требуется много дорогого обучающего дидактического материала в виде карточек, схем, тетрадей.

Есть множество игр и упражнений, чтобы ребенок мог научиться выделять звуки из потока речи, играя на ходу.
Основой традиционного способа обучения чтению является в первую очередь знакомство со звуком, научению выделять его в начале, середине, конце слова, а только потом знакомство с буквенным оформлением его на письме.

Часто родители допускают распространенную ошибку: покупают яркие кубики, говорящие азбуки, пособия, где за конкретной буквой закрепляется определенный образ (А- Арбуз, Ч- Чайник и т.д.) Ребенок запоминает образ-букву, а прочитать слово ему сложно, потому что необходимо провести аналитическую работу, пока непосильную дошкольнику.

Хорошо, когда родители комментируют обучение и учат ребенка выделять в словах отдельные звуки, проводят слого- звуковой анализ слов.
Иногда слышу мнение о том, что данная методика скучна, требует механического запоминания, навевает скуку. Готова спорить.
Существует огромное множество приемов, когда скучное чтение столбиков слогов «про, пра, пру» превращается в увлекательную игру:

  • соревнование «доскажи словечко»,
  • поиграйте с ребенком в игру «составь предложение, где начальный звук будет [л’]»,
  • сочините сказку про то, почему звук [ч’] всегда мягкий – ребенок никогда не забудет правило «ча-ща пишу с буквой А» и не будет в дальнейшем допускать ошибок на данное правило.

Подведем итог: звуковой метод обучения чтению начинается со знакомства со звуком, переходит к образу данного звука на письме, и как закрепление, правильное соотнесение звуков и букв.

Обучение предполагает обучение чтению на основе складов. Склад- это пара из согласного и гласного, или из согласного и твердого или мягкого знаков. Или одной буквы. С помощью данной методики быстро усваиваются чтение и логика построения слов, много веселых и подвижных игр, нет привязки к определенному возрасту

Единственный минус, который может «всплыть» в начальной школе- сложно дается в дальнейшем тема по изучению состава слова.Ребенок привык делить слова на склады, приходится учителю ломать данный стереотип и объяснять уже другой строй на части слова
Также буквы целенаправленно не изучаются, их начертание запоминается в игре. Все кубики различаются по размеру, цвету и звуку, который они издают для того, чтобы ребенок в процессе обучения мог почувствовать разницу между согласным и гласным, твердым и глухим, звонким и мягким.

Итак, замечательная методика для индивидуального обучения чтению или в малых группах. И, стоит отметить, родителю, который решил заниматься с чадом по данной методике, всё же стоит хорошо понимать, что обучение должно проходить через игру, а не путем обыденного соединения кубиков.

 

Понятно, что в домашних условиях она трудновыполнима, так как требует определенных финансовых затрат и трудоемкой работы по изготовлению дидактического материала, но для тех, кто пожелает отдать ребенка в Монтессори – группы, немного слов об обучении чтению по данной программе

  • Сначала ребята учатся писать буквы с помощью вкладышей и контурных рамок, а только потом изучают буквы.
  • Буквы вырезаются из шероховатой бумаги, наклеиваются на плотную основу.
  • Детишки обводят контур пальчиком, запоминают образ буквы, учатся произносить звук, скрывающийся за начертанием конкретной буквы, потом складывают слова, фразы.
  • Обучение проходить через игру, одновременно идет развитие мелкой моторики.

Это, наверное, единственная методика, в которой материал распределяется для кинестетиков, аудиалов и визуалов в отдельности, так как принцип обучения построен на «двуполушарной» работе головного мозга.
Как и в большинстве методик, данная базируется на игре.

Применяется ассоциативный метод запоминания как отдельных букв, так и правил, упражнений- всё познается шутя, играя.

За счет ассоциативного ряда идет расширение словарного запаса, происходит развитие воображения, логики.

Например, на первоначальном этапе букву можно выложить из пуговиц, слепить – прекрасная работа для кинестетиков; с буквой можно составить небольшое двустишие- чем не запоминалочка для аудиалов?
А как насчет превращения буквы в фантастический образ- наверняка оценят данный приём визуалы.
Многие приемы в обучении чтению при работе в классе, конечно, многие педагоги накладывают на традиционную методику для развития познавательного интереса.

На мой взгляд, данная система обучения подходит отлично для творческих детей и родителей, педагогов, но будет лишена смысла для тех, кто предпочитает строгую структуру, логику.

Она основывается на традиционной методике, но дополнена оригинальными особенностями. Для данной системы необходим лишь учебник, разработанный педагогом, что делает процесс обучения доступным каждому.
Основная задача букваря- научить ребенка сливать буквы в слоги, а из слогов составлять слова. Достаточно однотипная работа на протяжении всего обучения, что может вызвать у ребенка отрицание, так как знаковая система для него еще плохо воспринимается. По мнению автора в речевой деятельности малышу легче выделить слог, чем звук в произносимом слове- на этом и строится обучение.

Конечно, это не все методики обучения чтению, можно было упомянуть и о системе Домана, и Сергея Полякова, не забыть методику Павла Тюленева, однако, все принципы обучения сводятся к единым правилам, которые, позволю себе объединить в следующий свод:

  • Ребенок должен захотеть научиться читать сам, без принуждения; не заставляйте его читать сразу и по слогам- это кропотливый труд для ученика.
  • Процесс обучения должен быть основан на игровой деятельности и продолжаться столько, сколько захочет сам ребенок;
  • Собственный пример- не последняя роль в обучении, ребенок должен быть заинтригован: а что же такого интересного в книге?
  • Конечно, ежедневное чтение книг взрослыми ребенку, обсуждение прочитанного.
  • Терпение. Для каждого ребенка свой темп освоения материала, не торопитесь.

  Возможно, вам будет интересен вебинар “Функциональное чтение в работе с детьми-инофонами и детьми-билингвами”

При выборе методики ориентируйтесь на темперамент ребенка, на его способность воспринимать изучаемый материал, на доступность методики, и, не в последнюю очередь, должен учитываться интерес самого обучающего к основным правилам конкретной методики.

 

Статьи по теме

  • “Читать!”: summary на книгу Марины Аромштам
  • Виммельбух: как читать и как работать?
  • “Секретики” загадок: как научить ученика разгадывать и составлять свои
  • Формируем смысловое учение у учащихся начальной школы: работаем с текстом на уроке
  • Как сформировать просмотровое чтение у учащихся
  • Как анализировать художественные тексты с помощью Национального корпуса русского языка
  • Игра-мастерская «Магисториум-университет мудрости» на уроке литературы в школе

Как легко научить ребенка 4-6 лет читать — лучшие методики и упражнения

Как понять, что пора

На вопрос «Когда ребенку пора уметь читать?» нет готового ответа, но сразу хотим предостеречь от двух заблуждений:

  1. «Не обязательно учить ребенка читать дома, в школе все равно научат». Да, научат. Но помните: первый год в школе — самый насыщенный за все 11 лет обучения. За какие-то 4–5 месяцев в 1 классе ребенок проходит азбуку «от» и «до», учится читать, писать, а в остальное время изучает основы русского языка. Поэтому будет здорово, если до школы у него будет навык чтения. Это снизит нагрузку на ребенка.

  2. «Нельзя терять время — чем раньше малыш начнет читать, тем лучше». Все дети разные и развиваются в своем темпе. Поэтому не стоит навязывать обучение чтению дошкольнику, едва ему исполнилось 4–5 лет, если сам ученик пока не проявляет интереса к этому занятию. Вместо этого можно начать развивать интерес к чтению через яркие и увлекательные книги. Хорошим вариантом также будут игры, в которых задействованы буквы.

Показатель, на который стоит ориентироваться — не возраст дошкольника, а его речевые навыки.

Пора учиться читать, если…

Если речевое развитие дошкольника протекает без грубых нарушений. Разберемся, какие критерии помогут узнать, готов ли ребенок учиться чтению:

  1. Понимание обращенной речи. Малыш должен понимать предложения, фразы, отдельные слова, которыми окружающие к нему обращаются.

  2. Словарный запас. Чем больше слов знает ребенок, тем лучше он поймет прочитанное. Это также поможет ему общаться со взрослыми и другими детьми.

  3. Грамматику. Навык правильно строить предложения, подбирать и изменять слова важен для детей, которые учатся читать.

  4. Произношение. Чтобы обучение шло эффективно, ребенок должен знать, как произносить слова без грубых ошибок.

Помните: в дошкольном возрасте у ребенка могут быть мелкие недочеты в грамматике и произношении — это нормально. Со временем эти нарушения исправятся, и считать их помехой чтению не стоит. Но если малыш пока не очень уверенно разговаривает, не торопите его с чтением — это не поможет развить речь, а только демотивирует.

Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова

Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков

Как облегчить обучение чтению для дошкольника

  1. Больше хвалить и никогда не ругать

    Нам, взрослым, трудно представить, как это на самом деле сложно для малыша — с нуля научиться такому комплексному навыку, как чтение. Ведь уметь читать — это значит уметь соотносить звук с буквой или сочетанием букв, соединять звуки, понимать значения прочитанных слов и стоящий за текстом смысл.

    Если родители принимают успехи ребенка как должное и выражают недовольство, когда малыш чего-то не понимает, это не подтолкнет будущего ученика к развитию, а только затруднит процесс. Поэтому важно хвалить за маленькие победы: узнал букву, которую проходили в прошлый раз — здорово, справилась без папиной помощи со словом аж из двух слогов — умница.

    Не воспринимайте неудачи как следствие нерадивости маленького ученика. Когда ребенок не понимает с первого раза — это повод поискать другое объяснение или дать больше времени на практику. Если вы чувствуете, что устали и раздражаетесь, занятие стоит прекратить и вернуться к нему в хорошем настроении.

  2. Заниматься понемногу, но регулярно

    Не стоит ждать от малыша усидчивости и желания проводить часы, разбираясь в незнакомых буквах. Дошкольникам трудно удерживать внимание на занятии дольше 25 минут, и даже такие небольшие занятия стоит прерывать физкультминутками и играми, чтобы ребенок не заскучал. Именно так построена подготовка к школе в Skysmart: 25-минутные занятия с перерывами на подвижные игры.

    А вот регулярная практика важна — гораздо важнее, чем длительность занятия. И это не обязательно должны быть именно уроки: искать знакомые буквы можно на вывесках во время прогулки, на дверной табличке в детской поликлинике, на упаковке любимых кукурузных хлопьев.

  3. Читать книги вслух

    В серии исследований, проведенных доктором Викторией Перселл-Гейтс среди пятилеток, которые еще не умеют читать, выяснилось, что те дети, которым родители регулярно читали вслух в течение двух лет, выражали мысли более литературным языком, строили более длинные фразы и использовали более сложный синтаксис.

    Кроме того, чтение вслух вместе со взрослыми способствовало расширению словарного запаса детей, так как родители объясняли значения новых слов, с которыми дети не сталкивались в повседневной жизни.

Мнение эксперта

По словам нейробиолога Марианны Вулф, вечера за книгой с родителями помогают сформировать любовь к чтению, потому что у ребенка устанавливается связь между чтением вслух и ощущением любви и тепла.

  1. Обсуждать прочитанное

    Роль общения в обучении грамоте трудно переоценить. На первых порах важно спрашивать, интересно ли будущему ученику, не устал ли он, что запомнилось из урока. Когда дошкольник научится читать связные тексты, обязательно задавайте вопросы по их содержанию.

    Здорово, если ребенок читает самостоятельно и без побуждения родителей, но даже в этом случае не лишайте его возможности обсудить прочитанное с вами. Например, можно спросить:

    • Кто тебе понравился из героев?

    • Как думаешь, эта героиня похожа на тебя? А ты бы хотела быть на нее похожей?

    • Что бы ты сделал на месте героя?

    • Почему произошло описанное событие? А как связаны между собой эти два события?

    • Какие чувства у тебя вызвало прочитанное?

    • Что больше всего запомнилось из прочитанного?

    • Как думаешь, чему хотел научить автор? Почему он это написал? А ты согласна с автором?

  2. Важно подбирать вопросы индивидуально, исходя из возраста ребенка. С детьми помладше обсуждайте всё совместно, задавайте простые вопросы, направляйте их внимание на некоторые факты. Сложность вопросов должна расти пропорционально возрасту ребенка. Чем он старше, тем труднее должны быть задачи, а вопросы уже могут затрагивать «рефлексию» своих чувств и опыта.

  3. Идти от простого к сложному

    От соответствия между звуками и буквами — к слогам, от коротких слов — к словам подлиннее и посложнее. Казалось бы, это очевидно, но нет: порой родители так радуются успехам ребенка на первых порах, что подталкивают его к изучению более сложных тем, чем он готов воспринять. Конечно, программа должна подстраиваться под будущего ученика, но пропускать шаги не стоит, даже если ребенок делает успехи.

    Существуют методики, которые предлагают учить ребенка читать через запоминание целых слов. Увы, эксперименты показывают, что такие методики в целом работают хуже. Например, группа ученых из США придумала искусственный алфавит и предлагала испытуемым его выучить, а затем — прочитать слова, написанные с помощью этого алфавита. При этом одним испытуемым сразу объяснили принципы соответствия между звуками и буквами, а другие должны были вывести правила чтения самостоятельно на основе целых слов. Оказалось, что первая группа справляется с чтением новых, ранее незнакомых слов лучше, чем вторая.

    Поэтому советуем выбирать те методики обучения, которые предполагают четкие инструкции о связи между звуком и буквой — и это особенно важно для тех детей, кому чтение дается тяжело. Ниже мы собрали несколько таких методик, которые вы можете использовать для домашнего обучения дошкольника.

Методики обучения дошкольников чтению

Складовое чтение

Способ научить ребенка читать через склады на самом деле использовали еще на Руси, но для современных родителей эта методика связана с именем филолога Николая Александровича Зайцева.

Зайцев предлагает не зацикливаться на изучении отдельных букв, так как ученикам бывает сложно понять, как буквы могут сливаться в слоги и слова. Научить ребенка читать по слогам тоже не всегда легко: один слог может быть довольно длинным (блеск, рубль), а границы слогов — неочевидными (Лун-тик или Лу-нтик?). Поэтому в методике Зайцева в качестве основной единицы используется склад.

Складом может быть сочетание согласной и гласной буквы (па-па, ма-ма), отдельная согласная или гласная (де-д, я-с-ли, А-лё-ша), а также сочетание согласной с твердым или мягким знаком (ма-ль-чи-к, по-дъ-ём).

Чтобы дошкольник понял различия между записью звонких и мягких, гласных и согласных звуков, разным типам ск ладов соответствует свой размер кубика, цвет и наполнение, благодаря которому кубики звучат, если их потрясти. Кубики воздействуют сразу на несколько каналов восприятия, а склады нужно не просто произносить, а пропевать — так, по мнению автора методики, учиться интереснее и эффективнее.

Один из плюсов методики в том, что с кубиками дети охотно играют сами, а процесс обучения чтению становится активным, подвижным.

Слоговое чтение

Эту методику, по некоторым данным, разработали еще римляне. Позже Надежда Сергеевна Жукова, советский и российский логопед, создала на ее основе букварь. В нем она выстроила свою систему, в которой последовательно звуки и буквы вводятся в речь.

Благодаря тому, что понятие слога вводится на ранних этапах, научить ребенка читать слоги слитно получается быстрее и легче. Кстати, как и в методике Зайцева, слоги предлагается пропевать, а не просто произносить.

На основе слоговой методики Жукова разработала комплекс учебных пособий — прописи, прописи и книгу для чтения. Пособия помогут научить правильно читать детей 6 и 7 лет в домашних условиях.

Обе техники обучения дошкольников чтению используются в курсе подготовки к школе от Skysmart. Курс состоит из двух ступеней: сначала дети знакомятся с буквами и складами, что позволяет довольно быстро начать читать простые слова, а затем узнают, что такое слог. Постепенно мы вводим более сложные слоговые конструкции, переходим к чтению словосочетаний и предложений.

Звуковой аналитико-синтетический метод обучения

Эта методика зародилась в СССР и до сих пор считается основной в школах и детских садах России. Разработала ее советская учительница и методистка по русскому языку Воскресенская Александра Ильинична.

Как и Н.С. Жукова, Воскресенская предложила свой порядок, по которому дети должны изучать буквы и звуки. Принцип такой последовательности был в том, чтобы ребенок сначала выучил буквы, которые можно сложить в простые слоги, и далее двигался вперед по уровню сложности. В итоге дети изучают слоги в таком порядке:

  1. Слоги из двух букв (включая одну согласную): ам, ма, ра и т. д. и простых слова из них: ра-ма, ма-ша, Па-ша и т.д.

  2. Слоги из трех букв с гласной в центре: мак, лат и т.д.

  3. Сочетание первых двух этапов в слова: са-лат, зем-ля и т.д.

  4. Слова из трех слогов и шести букв: аз-бу-ка, ве-се-ло и т.д.

  5. Слова из двух слогов и шести букв: воп-рос, чай-ник и т.д.

  6. Слова со стечением гласных в начале и в конце слова: стул, март и т.д.

Так дети одновременно готовятся к более сложным слогам на каждом этапе и закрепляют то, что изучили ранее.

Упражнения для обучения чтению

Обучение чтению, как правило, проходит в несколько этапов. Сначала ребенок слушает звук, зрительно запоминает буквы. Помочь в этом помогут разные игры, где нужно искать буквы, придумывать слова и т.д. Когда этот этап позади, можно переходить к слогам и играм на их проработку. И только после этого можно будет приступать к словам, а далее — к предложениям и текстам.

Упражнения на запоминание букв

Первым делом важно научить ребенка узнавать буквы. Для этого можно использовать картинки со спрятанными буквами. Такие упражнения мы используем на уроках подготовки к школе в Skysmart.

Попросите ребенка определить, на какую букву начинается слово, или назвать как можно больше слов, которые начинаются с определенной буквы.

Дальше — тренируемся отличать правильно написанные буквы от неправильных. Это важно и для обучения письму: дошкольники часто зеркалят буквы или искажают отдельные элементы.

Упражнения на гласные и согласные

Научиться отличать гласные звуки от согласных помогут задания, в которых нужно определить, с какого звука начинается слово.

Поможет запомнить разницу между гласными и согласными также поиск лишней буквы.

Упражнения на составление слов

Когда ребенок уже может читать короткие слова, предложите ему составить слово из букв самостоятельно.

Составлять слова из слогов удобно, если под рукой есть кубики, но можно попробовать и на бумаге.

Еще одно хорошее упражнение — вставить недостающую букву в слово. Такие задания дети выполняют на уроках в онлайн-школе Skysmart.

Еще больше ярких и веселых упражнений для обучения чтению — в курсе подготовки к школе от Skysmart. Внимательные педагоги помогут ребенку научиться читать, считать и выражать себя через творчество. Занятия проходят онлайн в удобное для ребенка и родителей время. Попробуйте бесплатно на вводном уроке!

Методы чтения для учащихся с LD

Автор: Американская ассоциация лиц с ограниченными возможностями обучения

Для лиц с ограниченными возможностями обучения процесс обучения чтению может нарушиться из-за механики чтения или понимания, а также на любом из конкретных уровней навыков.

Также важно отметить, что дети с ограниченными возможностями обучения не всегда приобретают навыки в нормальной последовательности развития. Если человек не развивает адекватную фонематическую осведомленность в период, предшествующий чтению, эффективное декодирование может оказаться невозможным, что влияет на развитие навыков беглого чтения и понимания.

Также дети с ограниченными возможностями обучения часто приходят на задание по чтению с проблемами понимания устной речи. При оценке и планировании обучения рассмотрение этих проблем с пониманием устной речи может облегчить приобретение понимания прочитанного.

Ни один метод чтения не будет эффективным для всех учащихся с ограниченными возможностями обучения. Большинство людей с ограниченными возможностями обучения выиграют от применения различных методов. Преподаватели нуждаются в репертуаре методов обучения.

Учителя должны уметь соответствующим образом и систематически модифицировать или комбинировать методы, а также использовать различные методы для удовлетворения меняющихся потребностей человека. Выбор подходящей программы для учащегося – непростая задача, требующая тщательной оценки того, на каком этапе развития находится учащийся.

Нередко, например, можно наблюдать человека со всеми навыками, предшествующими чтению, многочисленными навыками понимания и простыми навыками декодирования, приобретенными в ходе обучения учащегося механическому чтению. Из-за того, что может отсутствовать понимание сложных навыков декодирования, страдает беглое чтение.

Учащиеся с ограниченными возможностями обучения должны быть обеспечены надежными стратегическими подходами, расширяющими их возможности как читателей, а не позволять учиться и усваивать неверные методы.

Выбор подходящего метода

Важной частью выбора подходящего подхода к обучению является понимание индивидуального профиля обучения. Диагностическая программа необходима для выявления учащихся с трудностями в обучении. Когнитивный профиль также необходим для точного определения потребностей учащихся, их сильных и слабых сторон, наличия у них проблем с оперативной памятью, неадекватных языковых навыков и т. д.

Учащихся с ограниченными возможностями обучения необходимо подробно обучать стратегическим подходам. Им нужно, чтобы идеи были явно ясны для них.

Лица с ограниченными возможностями обучения, которым необходимо работать над механикой чтения, часто реагируют на специально обученные методы развивающего чтения с акцентом на код, такие как фонетические, лингвистические или мультисенсорные подходы. Некоторые из наиболее популярных подходов кратко описаны ниже.

  • Фонический подход

    Фонический подход обучает распознаванию слов посредством изучения ассоциаций графема-фонема (буква-звук). Учащийся изучает гласные, согласные и их сочетания, а также учится произносить слова, комбинируя звуки и смешивая их в слова. Связывая звуки речи с буквами, ученик учится распознавать новые и незнакомые слова.

  • Лингвистический метод

    В этом методе используется метод «целого слова». Слова изучаются в семействах слов или аналогичных образцах правописания и только как целые слова. Учащегося не учат напрямую отношениям между буквами и звуками, а учат их через минимальные различия слов. По мере того, как ребенок прогрессирует, слова с неправильным написанием вводятся как слова-зрители.

  • Мультисенсорный подход

    Этот метод предполагает, что некоторые дети лучше учатся, когда контент представлен в нескольких модальностях. Мультисенсорные подходы, которые используют отслеживание, слух, письмо и зрение, часто называют методами VAKT (визуальные, слуховые, кинестетические, тактильные). Мультисенсорные методы могут использоваться как с фоническими, так и с лингвистическими подходами.

  • Техника неврологического отпечатка

    Это техника быстрого чтения. Инструктор читает отрывок в довольно быстром темпе, при этом голос инструктора направлен в ухо студенту. Учитель начинает как доминирующий голос чтения, но постепенно ученик тратит больше времени на руководство этими занятиями.

    Учащиеся, которые изучали механику без надлежащего обучения беглому чтению, часто выигрывают от этого, как и учащиеся, которые читают медленно или колеблются в отношении ряда слов, но могут идентифицировать большинство слов в предложении. Студенту предлагается прочитать отрывок без ошибок. Этот метод работает наиболее эффективно, когда он практикуется в течение коротких периодов времени каждый день.

  • Подход с языковым опытом

    Подход с языковым опытом использует разговорную речь детей для разработки материала для чтения. Этот подход использует уровень устной речи каждого учащегося и личный опыт. Материал пишется ребенком и учителем для чтения с использованием опыта каждого ребенка. Это можно делать в малых группах и индивидуально.

    Знакомство с содержанием и словарным запасом облегчает чтение этих рассказов. Каждый ребенок может разработать книгу для чтения и перечитывания. Такой подход помогает детям узнать, что такое чтение, и что мысли и опыт могут быть переданы в печатном виде.

  • Поддержка понимания прочитанного

    Лица с ограниченными возможностями обучения, которым необходимо работать над пониманием прочитанного, часто реагируют на специально обученные стратегии, которые способствуют пониманию, такие как беглый просмотр, сканирование и методы обучения. Эти методы помогают уловить суть, а затем внимание обращается на детали текста с помощью процедуры закрытия.

    Процедура закрытия основывается на стремлении учащегося заполнить недостающие элементы и основана на гештальт-принципе закрытия. С помощью этого метода каждое пятое-восьмое слово в отрывке удаляется случайным образом. Затем учащийся должен вставить пропущенные слова. Эта методика развивает навыки чтения и понимание не только значения слов, но и структуры самого языка.

Выводы

Людям с ограниченными возможностями обучения обычно требуются различные подходы к обучению, чтобы сделать их образовательный опыт более продуктивным. Не существует одного наилучшего подхода к обучению чтению учащихся с ограниченными возможностями обучения. Существует множество доступных методов чтения, и продолжаются споры о том, какой из них предпочтительнее.

Крайне важно, чтобы преподаватели понимали как учащегося, так и различные доступные методы чтения, если учащийся хочет получить наилучший возможный опыт обучения. Нельзя переоценить важность комплексной оценки, которая приведет к назначению вмешательства.

Не менее важным является представление о том, что учителя должны иметь возможность эффективно и систематически изменять различные методы для удовлетворения потребностей отдельных детей с ограниченными возможностями обучения.

По материалам: LDA Newsbriefs Education Committee. (март/апрель 1998 г.). Методы чтения и нарушения обучаемости. Сводки новостей LDA. Американская ассоциация инвалидов по обучению.

Перепечатки

Вы можете распечатать копии для некоммерческого использования или ограниченное количество для образовательных целей, при условии, что будут указаны Reading Rockets и автор(ы). Для коммерческого использования, пожалуйста, свяжитесь с указанным автором или издателем.

Связанные темы

Учебный план и инструкция

Неспособность к обучению

Трудные читатели

Новое и популярное

Преобразование речи и речи в печать: картирование ранней грамотности

100 детских авторов и иллюстраторов, которых должен знать каждый 7 отличных способов поощрения письма вашего ребенка

Скрининг, диагностика и мониторинг беглости речи: подробности

Фонематические упражнения для дошкольников или начальных классов

Наши блоги о грамотности

Права ли Эмили Хэнфорд?

Детские и образовательные материалы

Познакомьтесь с Али Каманда и Хорхе Редмонд, авторами книги Black Boy, Black Boy: празднование вашей силы

Get Widget |

 Подписаться

3 Методы обучения детей чтению

Научиться читать — одна из самых важных вещей, которую ребенок должен сделать до 10 лет. связаны со способностью к чтению. Фонический метод учит детей соединять звуки с буквами и смешивать их вместе, чтобы овладеть навыком декодирования.

Целостный подход учит детей читать с листа и опирается на запоминание посредством многократного воздействия письменной формы слова в сочетании с изображением и звуком. Целью метода языкового опыта является научить детей читать слова, которые имеют для них значение. Затем словарный запас можно комбинировать для создания историй, которые связаны с ребенком. Тем не менее, хотя существуют различные подходы к обучению чтению, некоторые из них работают лучше, чем другие, для детей, которые борются с трудностями в обучении.

Самый распространенный вид дислексии, фонологическая дислексия, приводит к тому, что люди плохо слышат звуки, из которых состоят слова. Это затрудняет для них произношение слов при чтении и правильное написание. Таким образом, учащиеся с дислексией могут извлечь пользу из метода, который обучает чтению целиком и не акцентирует внимание на процессе декодирования.

Orton Gillingham — мультисенсорный подход, особенно эффективный для детей с дислексией. Он сочетает в себе визуальное, слуховое, кинестетическое и тактильное обучение для обучения фонетике английского языка, позволяя детям двигаться в темпе, который подходит им и их способностям.

Никакие два ученика не научатся читать одинаково, поэтому очень важно оставаться гибким в своем подходе. Может быть полезно комбинировать методы, обучать стратегиям и обеспечивать подходящие условия в классе, особенно для учащихся, у которых есть определенные различия в обучении. Помните, что мотивация имеет ключевое значение, и постарайтесь проявить терпение, чтобы избежать появления каких-либо негативных ассоциаций со школой и обучением.

Узнайте больше о мотивации детей к чтению, различных видах дислексии, выявлении дислексии, подходе Ортона-Гиллингема к чтению и стратегиях помощи детям с дислексией в этих постах.

Начальные навыки чтения

Дети начинают приобретать навыки, необходимые для овладения чтением, с момента своего рождения. Фактически, младенец в возрасте шести месяцев уже может различать звуки своего родного языка и иностранного языка, а к 2 годам освоил достаточно родных фонем, чтобы регулярно произносить более 50 слов. В возрасте 2-3 лет многие дети учатся распознавать несколько букв.

Им может нравиться петь песенку с алфавитом и рассказывать детские стишки, что помогает им лучше понимать различные звуки, из которых состоят английские слова. По мере развития мелкой моторики улучшается и способность писать, рисовать и копировать фигуры, которые в конечном итоге можно комбинировать в буквы.

Существует множество способов, которыми родители могут поощрять развитие навыков грамотности у детей, включая указание букв, предоставление широких возможностей для языковых игр и привитие интереса к книгам. Может быть полезно расспросить ребенка о том, как прошел его день, и рассказать о распорядке дня, чтобы помочь в развитии навыков повествования.

Как можно чаще посещайте местную библиотеку и книжный магазин. Чем больше дети читают вместе с родителями, учителями и воспитателями, тем больше книги становятся для них привычным и любимым занятием. Маленьких детей следует поощрять к участию в чтении, определяя картинки, которые они узнают, и переворачивая страницы.

Узнайте больше о развитии навыков начальной грамотности.

1. Фонический метод

Наименьшая часть слова, несущая смысл, — это фонема. В то время как мы обычно думаем о буквах как о строительных блоках языка, фонемы являются основными единицами разговорной речи. В алфавитном языке, таком как английский, звуки переводятся в буквы и комбинации букв для представления слов на странице. Таким образом, чтение зависит от способности человека расшифровывать слова в ряд звуков. Кодирование — это обратный процесс, и именно так мы пишем.
 
Фонический метод направлен на то, чтобы помочь ребенку научиться разбивать слова на звуки, переводить звуки в буквы и комбинировать буквы для образования новых слов. Фонемы и соответствующие им буквы можно изучать на основе их частоты в английских словах. Всего нужно освоить 40 английских фонем, и разные программы используют разные подходы к их обучению. Некоторые материалы вводят семейства слов с рифмующимися словами, сгруппированными вместе. Также можно учить буквы одинаковой формы или похожие по звучанию буквы вместе.
 
Фонический метод является одним из самых популярных и часто используемых методов. Вначале прогресс может быть медленным и чтение вслух останавливается, но со временем когнитивные процессы, связанные с переводом букв и звуков, автоматизируются и становятся более плавными. Однако английский не всегда пишется так, как звучит. Это означает, что некоторые слова нельзя произнести вслух, и их необходимо выучить путем запоминания.

2. Целостный подход

Этот метод обучает чтению на уровне слов. Поскольку он пропускает процесс декодирования, учащиеся не озвучивают слова, а скорее учатся произносить слово, узнавая его письменную форму. Контекст важен, и предоставление изображений может помочь. Знакомые слова сначала могут быть представлены сами по себе, затем в коротких предложениях и, наконец, в более длинных предложениях. По мере роста словарного запаса дети начинают извлекать правила и шаблоны, которые они могут использовать для чтения новых слов.
 
Чтение с помощью этого метода является автоматическим процессом и иногда называется чтением с листа. После многократного воздействия слова дети будут читать с листа большую часть словарного запаса, с которым они сталкиваются, только произнося незнакомые термины.
 
Чтение с листа происходит быстрее и облегчает понимание прочитанного, поскольку высвобождает когнитивное внимание для обработки новых слов. Вот почему часто рекомендуется, чтобы дети учились читать высокочастотную английскую лексику таким образом. Список слов Dolch — это набор терминов, составляющих 50-75% словарного запаса английских детских книг.

Узнайте больше об обучении чтению с листа и Dolch List.

3. Метод языкового опыта

Обучение чтению бессмысленных слов в черно-белых тетрадях не всегда является самым эффективным подходом. Метод языкового опыта обучения чтению основан на индивидуальном обучении, при котором слова, которым обучают, различны для каждого ребенка. Идея состоит в том, что изучение слов, с которыми ребенок уже знаком, будет проще.

Учителя и родители могут затем создавать уникальные истории, в которых используются любимые слова ребенка в различных конфигурациях. Дети могут рисовать картинки, которые идут вместе с ними, и складывать их в папку, чтобы создать специальную книгу для чтения. Вы можете искать эти слова в обычной детской художественной литературе и использовать их, чтобы догадаться о значении неизвестных слов, встречающихся в контексте — важная стратегия понимания, которая пригодится детям в более поздних классах.

8 советов для родителей

Независимо от того, какой метод или методы вы используете, помните об этих советах:

  1. Читайте как можно чаще. Разработайте распорядок, когда вы вместе читаете книгу утром или вечером. Вы можете начать с чтения вслух, но попросите ребенка принять участие, проведя пальцем по тексту. Сделайте чтение увлекательным, пригласите детей постарше и выделите время для семейного чтения, когда все сидят вместе со своей книгой и читают в течение получаса, включая взрослых!

  2. Начните с материалов для чтения, которые интересны ребенку. Если у него или нее есть любимый предмет, найдите книгу, полную соответствующей лексики, чтобы повысить мотивацию.

  3. Пусть ребенок сам выберет себе книгу. Когда у человека есть свобода действий и он может определять, как проходит процесс обучения, он или она с большей вероятностью будет участвовать в нем. Сводите детей в библиотеки или книжные магазины и побуждайте их изучать книги и решать, что бы они хотели прочитать.

  4. Обратите внимание на оцененных читателей. По мере того, как ребенок развивает свои способности к чтению, вы захотите усложнить процесс перехода от материалов, в которых одно слово на странице, к более длинным предложениям и, в конечном итоге, к тексту уровня абзаца. Если вы не уверены, что книга соответствует уровню вашего ребенка, попробуйте подсчитать, сколько незнакомых слов она содержит на странице. Вы также можете использовать противоположный подход и проверить, сколько слов Dolch присутствует.

  5. Расскажите о том, что вы видите на странице. Используйте книги, чтобы стимулировать обсуждение темы и увеличить словарный запас, научившись читать слова, которые изображены, но не написаны. Вы можете завести специальный журнал, где будете записывать новые слова. Их будет легче запомнить, потому что они связаны через историю.

  6. Избегайте сравнений со сверстниками. Каждый ребенок учится читать в своем собственном темпе. Чтение — это личный и индивидуальный опыт, в котором ребенок обретает смысл и узнает больше о том, как работает повествование, по мере того, как он или она развивает более сильные навыки.

  7. Не дави слишком сильно. Принуждение ребенка к чтению, когда он или она не готов, может привести к негативной реакции и принести больше вреда, чем пользы.

  8. Поговорите с учителем вашего ребенка. Если ваш ребенок не любит читать и испытывает трудности с расшифровкой и/или чтением с листа, это может быть связано с определенными трудностями в обучении. Рекомендуется сначала обсудить это с учителем вашего ребенка, который может порекомендовать оценку у специалиста.

Трудности в обучении

Если чтение особенно сложно, а ваш ребенок не успевает, причиной проблемы могут быть особые трудности в обучении, такие как дислексия или СДВГ. Такие состояния, как дислексия, являются наследственными, и вполне вероятно, что другому члену семьи также будет трудно читать. Визуальная обработка, нарушения зрения и слуха также могут вызывать трудности с чтением.

В последнем случае, если вы не слышите слова, трудно идентифицировать звуки внутри них и развить понимание фонетики. Трудности чтения, связанные с нарушениями слуха, являются распространенной проблемой при обучении детей с синдромом Дауна чтению.

Orton-Gillingham

Orton-Gillingham — это подход, призванный помочь испытывающим затруднения читателям. Он основан на работе доктора Сэмюэля Ортона и доктора Анны Джиллингем и используется уже более 80 лет. Orton-Gillingham позволяет каждому ребенку двигаться в подходящем для него темпе и знакомит с английской фонетикой мультисенсорным способом.

Например, дети могут увидеть буквосочетание, произнести его вслух и обвести пальцем в воздухе. Богатый сенсорный опыт помогает улучшить обучение и может быть обеспечен с использованием различных материалов, таких как рисование песком, грязью, кремом для бритья или шоколадным пудингом. Дети могут составлять буквы руками или ритмично двигаться, имитируя слоги в слове. Пение, танцы, художественная деятельность и большое количество повторений развивают навыки чтения.

Узнайте больше в этом посте о мультисенсорном подходе к чтению.

Оставьте комментарий