норма физических и психологических достижений грудничка
Время на чтение: 22 минуты
АА
Последнее обновление статьи: 24.05.2019
Детки взрослеют очень быстро, поэтому большинству родителей интересно развитие ребенка по месяцам, чтобы точно знать – правильно ли происходит его физическое и психологическое становление согласно медицинским показателям. Для более успешного отслеживания маме следует завести свой собственный дневник, в котором будет записываться каждый месяц и его показатели. План (или календарь развития навыков ребенка по месяцам до года вы найдете в этой статье.
В заключении для вашего удобства все показатели речевого, двигательного и психического развития по месяцам мы собрали в одной таблице.

Первичное развитие
После рождения первый месяц жизни крохи является адаптационным. Он учится приспосабливаться к новому для себя миру вне маминого животика. В это время малыш еще очень много спит — до 20 часов в сутки — и много кушает.

Основной задачей родителей в это время является обеспечение комфортных условий существования. Для этого следует создать в комнате необходимую температуру, менять пеленки и следить за тем, чтобы дитя было сытым.
В первые две-три недели ушки новорожденного ребенка еще заполнены эмбриональной жидкостью и он воспринимает только громкий звук. К концу первого месяца он уже слышит голос. Родителям важно петь ребенку песенки, читать сказки и разговаривать с ним, чтобы он знал голос мамы и папы. А также рекомендуется чаще брать его на руки, чтобы он чувствовал любовь и теплоту родителей.
К месячному возрасту кроха уже способен различать цвета и наблюдать за яркими игрушками, следя за ними глазами. Малыш учится концентрировать внимание на неподвижном предмете или лице родителей. Если же положить кроху на животик, то к месячному возрасту он должен уметь держать головку на протяжении нескольких секунд.
В первый месяц после рождения ребёнок набирает от 90 до 150 граммов в неделю. За это время грудничок успевает набрать до 700 грамм ко второму месяцу. Ест он до 5 раз за ночь и каждые два часа днем.
В течение первого месяца ребенка еженедельно посещает педиатр и два раза в неделю – медсестра. Примерно на седьмой-десятый день у него отпадает пуповина, к концу первого месяца кожа новорожденного приобретает естественный цвет.
Читайте подробнее: Все о развитии ребенка от 0 до 1 месяца
Двухмесячный возраст
На втором месяце ребёнок становится более активным. Это своеобразная стадия «оживления», когда он начинает различать эмоции родителей и проявлять свои. Ближе к концу этого возраста малыш прибавляет в весе до 800 грамм и в росте 3 см. Также увеличивается объем головы и обхват грудной клетки младенца.

Двухмесячный ребенок умеет:
- держать голову на весу, лежа на животе, до 20 секунд;
- переворачиваться с бока на спину и разводить ручки в сторону;
- начинает гулить и произносить некоторые звуки;
- удерживать внимание на неподвижном предмете довольно длительное время;
- пытается дотянуться до предмета и следит за ним глазами;
- искать источник звука и поворачивать голову в его сторону;
- хватать небольшие предметы руками;
- стараться вставать, приподнимая грудь на небольшое время;
- различать желтый, оранжевый, черный и белый цвета.
К концу периода малыш учится передавать свои эмоции при помощи мимики. У него развивается координация движений, он слышит большинство звуков и способен радоваться голосам родителей. Но быстро передвигающие предметы он не способен видеть и фокусировать взгляд на них.
Читайте подробнее: Нормы развития ребенка в 2 месяца
Трехмесячный ребенок

Если верить таблице развития ребенка по месяцам до года, то к трем месяцам кроха превращается из полностью зависимого от мамы грудничка в активного и довольно общительного карапуза. Он уже практически полностью избавился от непроизвольных рефлексов новорожденного и учится контролировать свое тело. Он становится очень любопытным, малыша интересуют новые вещи и лица вокруг него. Ответом на общение становится гуление и воркование — так ребенок вовлекается в процесс взаимодействия с родителями и другими людьми.
Трехмесячный ребенок уже умеет опираться на ручки и поднимать тело из положения лежа. Он умеет сжимать пальцы и удерживать небольшие предметы. Когда родители берут его на руки, кроха довольно хорошо держит голову. Но появляются и некоторые проблемы с животиком — у ребенка могут начаться кишечные колики. Избавиться от них довольно просто путем прикладывания нагретой пеленки на животик или простого массажа по часовой стрелке.
Ребенок уже умеет хватать и удерживать игрушки. На голос родителей он реагирует очень бурно — радуется, дергает ручками и ножками, улыбается.
К концу третьего месяца малыш умеет:
- переворачиваться со спины на бок;
- поворачиваться на источник света и звука;
- пытается взять и удержать погремушку;
- тянет в рот пальцы;
- хватает себя за ножки и подтягивает их к себе.
К концу этого периода вес ребенка увеличивается на 800 грамм и в росте он прибавляет до 2,5 см. И его развитие постоянно продолжается.
Читайте подробнее: Что должен уметь ребенок в 3 месяца
Второй квартал

К четырёхмесячному возрасту у малыша уже прекрасно развиты мышцы шеи и он может самостоятельно осматривать окружающие его предметы. Поле его зрения существенно расширяется и он может видеть не только общую картину, но и отдельные предметы. Мышцы у крохи тоже стали довольно крепкими и он может не только хватать игрушку, но и пытаться переложить из одной руки в другую.
В этом возрасте у ребенка развивается умение переворачиваться с бока на спину, а также он может подолгу держать голову на весу, высоко поднимая подбородок. Движения ручек уже скоординированы и он старается захватить игрушку, подвешенную над ним.
К концу периода кроха может различать привычные предметы и лица. Он начинает улыбаться родителям и знакомым людям. Успешно имитирует некоторые звуки, начинает подолгу гулить и отличать маму от других членов семьи. Реагирует на посторонних взрослых настораживанием, но после оживляется и начинает играть.
Согласно таблице развития малыша, в 4 месяца кроха должен:
- пытаться сесть;
- лежа на животе пытаться ползти;
- придерживать бутылочку руками;
- фиксировать глаза на движущемся объекте;
- любопытно смотреть на свое отражение в зеркале.
Рост малыша увеличивается на 2−3 см. В весе он прибавляет за месяц еще 700 грамм.
Читайте подробнее: Все о развитии детей в 4 месяца
Пятый месяц развития

В этом возрасте малыш уже прекрасно видит удаленные предметы и способен узнать маму даже на расстоянии нескольких метров от него. Кроха может с увлечением всматриваться в работающий телевизор и с удовольствием смотреть короткие мультфильмы и рекламные ролики. Лежа на животе он делает попытку ползти.
В пятимесячном возрасте происходит настоящий скачок в развитии ребенка. Он лежа на животе упирается ручками в пол и поднимает грудь. При поддержке он уже старается идти. Может взять игрушку из рук родителей и передать ее им обратно. Согласно физиологическим показателям в этом возрасте у малыша могут начать прорезываться зубки.
Психофизическое развитие также продолжает расти. Ребенок в это время активно реагирует на изменение тона родителей и начинает подолгу гулить на разные тона. Если мама прерывает общение, то ребенок начинает плакать, выражая свое недовольство.
Читайте подробнее: Что должен уметь ребенок в 5 месяцев
Исполняется полгода
Согласно календарю развития полугодовалый ребенок должен уметь проявлять свои эмоции. Малыш реагирует плачем не только на желание поесть или дискомфорт. Эта эмоция может означать с полугода желание получить новую игрушку или поменять занятие. Мышцы спины и шеи в это время уже достаточно укрепились, а потому малыш может короткое время сидеть самостоятельно. Но справиться с попыткой сесть он сможет несколько позже.
При подтягивании за руки кроха уже может сесть. Самостоятельно же он сидит только с опорой на подушки или при поддержке взрослых. Если его подтолкнуть за ступни, то он делает попытку ползти вперед.

График развития ребенка помесячно показывает, что в это время чадо должно знать как его зовут и реагирует на имя поворотом головы. В отличие от грудничков он может произносить различные звуки. Чаще всего в этот период малыш произносит односложные слова «мама» или «папа». Он обожает находиться на руках у мамы и может требовать этого плачем, который немедленно прекращается после того, как его взяли на руки.
Читайте подробнее: Что должен уметь ребенок в 6 месяцев
Развитие семимесячного крохи

В этом возрасте выделяются прикладные способности. Теперь ребенок не только впитывает новое, но и учится применять это в жизни. Он умеет различать крупные предметы и показывает их. К концу месяца в норме у него развивается навык хождения. Малыш уже может недолго держать свое тело на весу и способен стоять с поддержкой.
Семимесячный ребенок умеет сидеть самостоятельно. Он с радостью бросает игрушки и стучит ими. Кроха легко переворачивается на живот и обратно. Это настоящий непоседа, которому сложно усидеть на месте.
Теперь ребенок может довольно длительное время находиться один в кроватке и лепетать. Но больше всего он любит исследовать лицо мамы руками, листать книжки и пробовать собирать пирамидку.
Читайте подробнее: Все о навыках ребенка в 7 месяцев
Восемь месяцев

Календарь развития ребенка по месяцам до года для мальчика и девочки показывает, что первые немного отстают в развитии, но при этом быстрее набирают вес и рост. Нормальным показателем в восьмимесячном возрасте является повышенная активность крохи и его умение сидеть, ползать и самостоятельно вставать в кроватке. Этот этап в развитии можно назвать переломным — малыш начинает осваивать первые самостоятельные шаги и уже может дотянуться до тех предметов, которые раньше казались недосягаемыми.
Пошаговый календарь предписывает ребенку в восемь месяцев учиться держать ложку самостоятельно и осваивать взрослые продукты. Он уже может принести игрушку или любой другой простой предмет по просьбе взрослого.
Ребёнок умеет и любит играть в простые игры — ладушки, прятки, пирамидку и складывать кубики.
Читайте подробнее: Все о развитии ребенка в 8 месяцев
Девять и десять

Многие родители ведут календарь помесячного развития ребенка. По месяцам и до года девочка развивается несколько быстрее мальчика. Это научно доказанный факт — малышки начинают раньше ходить и говорить. Но в целом к этому возрасту ребенок должен начинать проявлять интерес к ходьбе. Падать он будет часто, потому что еще не умеет опускаться на пол бесшумно. Ребенок учится пить из кружки и есть самостоятельно.
В 9 месяцев малыш неплохо ползает и начинает осваивать щипковый захват – он уже может двумя или тремя пальчиками поднять с пола мелкие предметы. В этот период маме надо быть наиболее внимательной – каждую найденную мелочь ребенок потянет в рот и может подавиться.
Особый интерес в этот возрасте у него вызывают машинки, колесики и рычажки. Для развития двигательных навыков 9 месячного малыша педиатры рекомендуют упражнения на фитболе.
Читайте подробнее: Что должен уметь ребенок в 9 месяцев
Кроха повторяет все звуки, которые слышит и привносит их в свои игры. С радостью реагирует на свое имя. К 10 месяцам ребенок должен уметь делать первые шаги без поддержки взрослого, опираясь на ребро кровати или спинку дивана.
Он уже может некоторое время сидеть и заниматься одним делом. Большое удовольствие ему доставляют развивающие игры, пирамидки и кубики. Он учится общению с другими детьми и начинает с интересом рассматривать картинки в книжках.

В этом возрасте кроха копирует взрослую речь и начинает понимать простые вопросы. Ответить он еще не может, но жестами покажет правильный ответ или принесет необходимую игрушку.
Читайте подробнее: Навыки и таблицы развития ребенка в 10 месяцев
Конец первого года

В этом возрасте ребёнок становится очень любознательным. Он интересуется всем, что его окружает. Каждым новым предметом кроха стучит, гремит или подбрасывает его. Малыш с удовольствием играет и ищет спрятанные игрушки. Если назвать предмет на картинке — он его найдет. У ребёнка уже хорошо развито логическое мышление.
В 11 месяцев он любит двигаться под музыку, танцевать и играть с другими детьми. Умеет показывать части своего тела и знает как они называются.
rebenokrazvit.ru
Календарь развития ребенка по месяцам до года
Развитие ребенка до года — первые месяцы жизни это пора когда ребенок только, что пришедший в большой чужой мир учится к нему приспосабливаться. Все, что находится, пахнет и звучит вокруг него: ново и чуждо. Главная задача маленького человека понять, каков мир, где он проживет всю свою жизнь.
Поэтому родители должны быть отзывчивы, как только у малыша появляется какая-то потребность. Это чрезвычайно важно, так-как определяет саму основу безопасного и счастливого будущего ребенка.
Первые три месяца это пора, когда первичные физиологические потребности грудного младенца, о которых он чаще всего заявляет плачем. Но не менее важен физический и эмоциональный контакт с родителями.
Нежно гугукая глядя новорожденному в глаза, покачивая и убаюкивая, лаская крошечные ручки и ножки, родители играют с малышом в самые первые простейшие игры имеющие огромное значение для его дальнейшего развития.
Нежный массаж, родительские прикосновения и ласки помогают ребенку понять мир, узнать и полюбить свое тело, а также дают столь важные чувства безопасности, мама и папа рядом всегда, если ребенку это понадобится.
Календарь развития ребенка по месяцам
О развитие ребенка в первый месяц можно судить по трем самым главным критериям:
- Вес
- Рост
- Окружность головы
За всеми этими параметрами будет следить ваш лечащий педиатр.

Развитие ребенка в 1 месяц
Средние показатели веса только, что родившегося ребенка составляет от 2,5 до 4,5 кг, но в первые дни жизни ребенок теряет до 10% своего веса, но зато потом с каждым днем он начинает быстро все эти потери восполнять и набирает по 20 — 30 грамм в сутки в течении первого месяца.
За первый месяц своей жизни ребенок набирает около 600 грамм, при этом в росте он прибавляет 3 см, а окружность головы увеличивается на 1,5 — 2 см, но все эти показатели строго индивидуальны для каждого ребенка.
Что должен уметь ребенок в 1 месяц
Малыш в первый месяц может:
- Шевелить ручками и ножками
- Издавать крики
- Фиксировать взгляд на лице человека который над ним склонился (способен узнавать свою маму)
- Умеет сосредотачивать взгляд на неподвижном предмете
- Если положить на животик он будет немного привставать и пытаться держать голову
- Самое приятное, что 4-х недельный малыш способен вам улыбаться.
Для малыша первого месяца жизни очень важно постоянно находится рядом с мамой, чувствовать ее запах, слышать ее голос, чувствовать ее прикосновения так малыш чувствует себя в полной безопасности.
Развитие ребенка в 2 месяца
К концу второго месяца ваш ребенок в весе набирает примерно 800 грамм, в росте увеличивается на 3 — 4 см, окружность груди увеличивается примерно на 2 см.
Спит ваш ребенок около 18 часов в сутки.
Главным питанием ребенка двух месяцев по-прежнему является материнское молоко или адаптированная смесь. Количество выпиваемого молока в сутки составляет примерно 1,4 от массы тела.
Что должен уметь ребенок в 2 месяца
- Удерживает головку на несколько секунд (лежа на спине или на животе)
- Протягивает ручки в сторону игрушки или предмета который его интересует (если вложить ему
- Игрушку в руку он способен некоторое время ее удержать)
- Умеет фокусировать взгляд на предметах находящихся на небольшом расстоянии (если водить этим предметом в стороны ребенок должен за ним проследить)
- Ребенок начинает издавать первые звуки (гуляние)
- Появляется мимика и эмоции (улыбается, хмурится)
- Улучшается слух (поворачивает голову в сторону звука)
Развитие ребенка в 3 месяца
Вес ребенка трех месяцев составляет в среднем от 3 до 6 кг, рост от 54 до 64 см, в среднем прибавка в весе на третий месяц жизни ребенка составляет 800 грамм.
Ребенок трех месяцев должен спать 17 часов из них это 9 — 10 часов ночного сна, остальные 7 — 8 часов распределяются на день (как правило это 3 раза по 2 часа).
Основной пищей 3-х месячного ребенка по-прежнему является грудное молоко или адаптированная молочная смесь (количество в среднем которое должен съедать ребенок за сутки составляет 850 — 1050 мл)
Также мамам кормящим грудью полезно знать, что в три месяца бывает кризис, когда ребенку не хватает молока. Малыш начинает резко расти в три месяца и ему требуется больше молока потому, что он затрачивает больше энергии. Не стоит в данный момент переводить ребенка на смесь, стоит прикладывать ребенка чаще к груди. Чем чаще малыш стимулирует грудь тем больше появляется молока. Через несколько дней лактация нормализуется.
Что должен уметь ребенок в 3 месяца
- Эмоции ребенка становятся намного шире (узнает маму, папу, смеется, гулит, пытается с вами общаться)
- Начинает капризничать (проявляет характер)
- Начинает изучать игрушки прежде чем потрогать и взять в руку
- Все предметы которые может взять тянет в рот (это не значит, что у ребенка режутся зубки)
- В три месяца ребенок способен переворачиваться со спинки на бочек самостоятельно
- Находясь на животе может приподниматься на руках и держаться некоторое время
- Способен долгое время удерживать головку и вертеть ей по сторонам (осознано, а непроизвольно)
- Способен упираться ножками о поверхность (если вы его придерживаете)
- Ребенок способен определять источник света и источник звука.
Развитие ребенка в 4 месяца
Вес ребенка на четвертом месяце жизни составляет в среднем от 6 до 7 кг, рост от 60 до 63 см и в весе за 4-й месяц набирает до 750 грамм.
Спит ребенок примерно 16 часов в сутки, 10 часов приходятся на ночной сон и 6 часов на дневной (3 раза по 2 часа).
Основной пищей ребенка который находится на грудном вскармливании по-прежнему остается грудное молоко. Детям которые находятся на искусственном вскармливании, разрешается в 4,5 месяца вводить прикорм (не всем и не всегда). Считается, что в этом возрасте ребенок съедает от 180 до 200 мл молока за одно кормление.
Что должен уметь ребенок в 4 месяца
Что касается физического развития ваш ребенок должен уметь:
- Переворачиваться со спинки на бочек и обратно
- Должен уверенно держать головку
- Ладошки в этом возрасте почти постоянно открыты
- Умеет удерживать предметы в руке и трясти их
- Умеет целенаправленно засовывать ручку в рот
- Во время кормления начинает держать мамину грудь рукой
- Малыш начинает реагировать на свое имя
- Появляются новые эмоции (обида, страх, любопытство)
- Некоторые малыши начинают произносить звуки (ба, ма)
- Появляется интерес к собственному телу
- Узнает своих родных, реагирует на незнакомых людей
- Узнает родителей по голосу
- Выделяет любимые и нелюбимые игрушки
Развитие ребенка в 5 месяцев
Рост ребенка пятого месяца жизни в среднем составляет от 63 до 65 см, вес от 6,5 до 7,5 кг плюс, минус 1 кг, а прибавка в весе до 700 грамм.
Ребенок в 5 месяцев должен спать примерно 15 часов в сутки, 10 часов приходятся на ночное время и 5 часов на дневное время.
Если ребенок находится на искусственном вскармливании в 5 месяцев рекомендуют вводить прикорм. На грудном вскармливании главной пищей остается грудное молоко. Количество съеденного должно составлять примерно 1,7 от массы тела (210 мл молока за один прием). Количество кормлений можно сокращать с шести кормлений до пяти.
Что должен уметь ребенок в 5 месяцев
- Ребенок может сидеть (с поддержкой) может сам садится подтягиваясь ручкой за опору
- Может схватить предмет который движется
- У некоторых детей начинают резаться зубки (как правило это происходит в 7 месяцев)
- Лепет малыша становится разборчивей
- Ребенок начинает различать интонацию голоса родителей (строгую, добрую)
- Ребенок начинает играть самостоятельно
Развитие ребенка в 6 месяцев
Вес ребенка в 6 месяцев в среднем от 8 до 8,7 кг, рост от 66 до 70 см прибавка в весе в среднем 800 грамм, объем головы 41 — 43 см.
Основной пищей ребенка 6 месяцев остается грудное молоко, но также в этом возрасте рекомендуется вводить прикорм.
За счет того, что ребенку в этом возрасте много чего интересно он постоянно изучает окружающий мир, за счет этого ребенок не успевает сосать грудь во время бодрствования, поэтому основные кормления смещаются на время засыпания малыша.
Что должен уметь ребенок в 6 месяцев
В этом возрасте ребенок должен:
- Спокойно переворачиваться со спины на живот (как в одну, так и в другую сторону)
- Начинает ползать по — пластунски (некоторые дети начинают ползать на четвереньках)
- Ребенок активно манипулирует игрушкой (может взять одну игрушку в одну руку, а другую игрушку в другую руку, постучать ими друг о друга)
- Основной орган познания — рот (будьте осторожны и не давайте ребенку мелкие игрушки, которые он может проглотить).
Развитие ребенка в 7 месяцев
Вес ребенка в 7 месяцев в среднем от 8,3 до 8,9 кг, рост от 68 до 71 см, объем головы 42 — 44 см.
За 7 месяц ребенок в среднем набирает 600 грамм, объем груди увеличивается на 1,5 см, а объем головы на 0,5 см.
Если вы перестали кормить грудью будьте осторожны с новшествами в еде и не спешите с момента появления зубов кормить ребенка разнообразными продуктами, это может вызвать аллергию.
Что должен уметь ребенок в 7 месяцев
- Малыш может пить из детской чашечки
- Может есть из ложки
- Малыш может садится самостоятельно
- Если вы его подержите за руки ребенок может стоять, но не долго
- Ребенок может по долгу играть самостоятельно
- Понимает смысл некоторых слов
- Начинает испытывать дискомфорт при расставании с мамой
- Умеет вкладывать маленькие предметы в большие
- Учится ползать
- Запоминает действия по опрятности и напоминает о них маме
- Играет в ладушки и подобные игры
- В 7 месяцев рекомендуется начинать высаживать ребенка на горшок.
Развитие ребенка в 8 месяцев
Рост ребенка восьмого месяца жизни в среднем составляет от 70 до 72 см, вес от 8,5 до 9,5 кг.
Ребенок в 8 месяцев растет уже не так быстро как в первые месяцы, но все-же может поправиться на 500 грамм, объем груди увеличился на 0,5 см, объем головы увеличился на 0,5 см.
Теперь малыш кушает 5 раз в день, через каждые 4 часа. Вы уже кормите его разными блюдами. В это время рекомендуется знакомить ребенка с твердой пищей, чтобы он мог тренироваться в откусывании и жевании.
Что должен уметь ребенок в 8 месяцев
- Ребенок хочет до всего дотянуться (стоит убрать все опасные предметы которые находятся в зоне досягаемости ребенка)
- Пробует встать у опоры (тумбочки, стелажи, табуреты)
- Постоянное движение и изучение
- Бурная реакция на запреты
- Малыш понимает просьбы такие, как дай ручку, вытяни ножку, наклони голову, дай игрушку
- Ребенок начинает показывать взрослому то, до чего ему хочется дотянуться
- Малыш разделяет свое и чужое, знакомое и незнакомое.
Развитие ребенка в 9 месяцев
Вес ребенка в 9 месяцев в среднем от 9,3 до 9,9 кг, рост от 71 до 73 см прибавка в весе в среднем 600 грамм, объем головы 44 — 46 см.
Ребенок в 9 месяцев пытается копировать поведение взрослых, пытается есть прикорм ложечкой самостоятельно. Наберитесь терпения, хотя вся еда оказывается на полу, главное, что ребенок учится есть сам. В этом возрасте можно попробовать давать ребенку пищу не только в виде пюре, а просто измельченную (суп, каша манная, отварные или тушенные овощи, печенье, булочку и т.д.).
В возрасте 9 месяцев интервалы между кормлениями составляют 4 — 4,5 часа, ест малыш в среднем 5 раз в день.
Что должен уметь ребенок в 9 месяцев
В 9 месяцев ребенок может освоить следующий шаг к самостоятельности, начинать учиться одеваться (точнее раздеваться). Научите его стаскивать с себя вещи (носочки, шапочку), вынимать руку из рукава расстёгнутой кофточки. Одевая ребенка просите его дать вам ручку или ножку, подставлять головку, сжимать руку перед тем как просунуть ее в рукав.
Если ваш ребенок не ползает нет причины для паники, некоторые дети сразу становятся на ноги и пропускают этот этап. Все дети очень разные и каждый самостоятельно вырабатывает свой собственный способ передвижения.
Развитие ребенка в 10 месяцев
Вашему малышу 10 месяцев, это уже человечек со своим характером и еще более активным поведением. К этому времени малыш прибавил в весе 450 грамм и вес его в среднем составляет от 9,5 до 10,4 кг, объем груди увеличился на 0,5 см, а головы на 0,2 мм и в среднем составляет 45 — 47 см, рост в среднем 72 — 74 см.
Что должен уметь ребенок в 10 месяцев
- Встает из положения сидя сильно оттолкнувшись от пола
- Стоит и передвигает ноги держась за опору двумя руками
- Он уже знает как действовать, чтоб добраться до нужной ему игрушки
- Ищет то, что упало или укатилось
- Проявляет интерес к мелким предметам, может ловко брать их двумя пальцами
Большое значение в развитии малыша имеет умение действовать руками, по-прежнему незаменимым помощником в формировании этих навыков, являются игрушки.
Развитие ребенка в 11 месяцев
Вес ребенка в 11 месяцев в среднем от 9,8 до 10,5 кг, рост от 74 до 76 см прибавка в весе в среднем 600 грамм, объем головы 46 — 48 см.
Рацион ребенка в 11 месяцев, как и взрослое диетическое меню должно состоять из каш, овощей, не жирного мяса, кисломолочных продуктов, хлеба, булочек, фруктов. Нежелательные продукты в этом возрасте, цитрусовые, могут вызвать аллергию, орехи, цельное жирное молоко, рыба. Нельзя давать жареную, копченную и острую пищу.
Что должен уметь ребенок в 11 месяцев
- Давайте ребенку ложку пусть малыш пробует есть сам
- Ребенок начинает делать первые самостоятельные шаги без опоры
- В 11 месяцев малышу по силам надеть кольцо на кеглю или собрать пирамидку
ребенок собирает кубики в башню, а если при этом вы будете называть буквы изображенные на кубиках, то к двум годам ребенок будет знать алфавит. - Понимает слова типа дай, открой, ку-ку.
Развитие ребенка в 12 месяцев
Вот этот первый юбилей, годовалый ребенок страстный исследователь, он ни минуты не сидит на месте если он не спит.
За 12 месяц малыш поправляется на 350 грамм, а вырастает на 1,5 см. За первый год рост его увеличился в 1,5 раза, а вес в 3 раза. Кушает он каждые 4 часа, кормить грудью не обязательно.
Малыш во всю осваивает ложку. В годик малыш может по долгу занимать себя игрой, вместе с этим ему очень нравится разговаривать. Да или нет он еще не умеет говорить, зато честно мотает головой в знак подтверждения или отрицания.
Внимание! Запрещайте ребенку только то, что действительно не безопасно, да и то с опасностью нужно ребенка знакомить.
vseorebenke.ru
ВОЗРАСТ | Моторное развитие (движения, статика) | Нервно-психическое развитие (общение, умения и навыки) |
1 месяц | — Рефлекторные действия: сосет грудь или соску, двигает ножками и ручками, сжимает ручки в кулачки и подносит их ко рту, при резком звуке вздрагивает.- Пытается поднять и удерживать голову (поднимает подбородок на несколько секунд) в положении на животе.- Потягивается.- При поддерживании подмышками упирается ножками – «автоматическая ходьба».- Сохраняется феномен ползания и гипертонус рук и ног. | — Фиксирует взгляд на ярких предметах, лице взрослого, плавно следит за движущимся предметом.- Прислушивается к голосу взрослого, к звуку игрушки.- Первая улыбка в ответ на разговор взрослого, на игрушку.- Становление речи – кричит, иногда произносит неопределенные гласные звуки. Крик приобретает эмоциональные оттенки. |
2 месяца | — В положении на животе начинает держать или хорошо держит голову, пытается приподнимать грудь.- В вертикальном положении пытается удерживать голову 1-2 минуты.- При поддерживании подмышками хорошо упирается ножками и стоит не подгибая ножек.- К концу месяца исчезает гипертонус рук, феномен ползания.- Хватательный рефлекс – захватывает предметы вложенные в ладошку в течение нескольких секунд. | — За движущимся предметом длительное время следит, рассматривает неподвижный предмет (игрушку, лицо) на расстоянии 50-70 см.- Ищет источник длительного звука поворотом головы.- При виде яркого предмета прекращает сосание, замирает.- Становление речи – начинает гулить.- Улыбается в ответ на ласковое обращение, разговор, улыбку, тормошение. |
3 месяца | — Опирается на предплечья лежа на животе высоко подняв голову.- Хорошо держит голову в вертикальном положении.- Переворачивается со спины на бок.- Поддерживаемый подмышками крепко упирается ногами в твердую поверхность, ноги согнуты в тазобедренных суставах.- Появляется условный рефлекс – открывание рта при приближении к груди матери или при виде бутылочки, ложечки.
| — Зрительное сосредоточение на неподвижных предметах в вертикальном положении (до 5-6 минут).- Поворачивает голову в сторону голоса взрослого (четко улавливает направление звука).- «Комплекс оживления» в ответ на общение – улыбка, оживленными движения руками и ногами.- Случайно наталкивается на низко висящую игрушку, замирает при этом, разглядывает.- Длительное время может гулить, гуление становится разнообразным.- Сосредоточен на лице говорящего и игрушке.- Движения рук становятся свободными и целесообразными – тянется к игрушкам, тянет предметы в рот, ощупывает пеленку и др.- Смеется в хорошем настроении, а криком выражает недовольство , например, если его оставляют одного или укладывают спать. — Положительные звуки при музыкальных звуках. — С этого возраста рекомендуется начинать играть с ребенком в пальчиковые игры. |
4 месяца | — Поворачивается со спины на живот и с живота на спину.- Упирается полусогнутыми ногами о твердую поверхность.- Движения становятся более дифференцированными и более свободными – приподнимается на руках в положении на животе, опираясь на ладони, хватает, гладит и удерживает предметы.- Исчезает физиологический гипертонус ног. | — Узнаёт мать, радуется при её виде.- Находит глазами невидимый источник звука.- Громко смеется при общении с взрослыми, когда с ним играют.- При кормлении придерживает грудь матери или бутылочку.- Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками.- Неудовольствие выражается хныканьем.- Гуление становится более длительным, появляются певучие и гортанные звуки.- Реагирует своим поведением на незнакомое лицо.
|
5 месяцев | — Долго лежит на животе, опираясь на ладони вытянутых рук.- Уверенно переворачивается со спины на живот.- Берет игрушку из рук взрослого.- Сидит с поддержкой, придерживаясь за что-нибудь руками, но при сидение его спина может быть сильно согнута – это симптом «складного ножа».- Поддерживаемый подмышки стоит прямо, не подгибая ножек.- В каждой руке удерживает по одному предмету не менее 20-30 секунд. | — Различает чужих от близких (по-разному реагирует на лица).- Узнает голос матери, различает строгий и ласковый тон.- Во время бодрствования подолгу и певуче гулит.- Уверенно хватает предметы и тянет их в рот.- Не берет чужую грудь.- Ест с ложки густую пищу, держит в руках бутылочку.
|
6 месяцев | — Сидит без поддержки.- Пытается ползать.- Поднимается на ножки при подтягивании его за руки, при поддержке за грудь делает первые попытки переступать.- Хватает предметы одной рукой, размахивает погремушкой, поднимает выпавшую из рук погремушку. | — По-разному реагирует на свое и чужое имя.- Лепечет, произносит отдельные слоги («ма», «ба», «да» и др.) без смыслового значения.- Хорошо ест с ложки, снимает пищу губами.- Может пить из блюдца. |
7 месяцев | — Хорошо ползает в различном направлении, поднимается на четвереньки, самостоятельно встает на колени.- При поддержке за обе руки ровно стоит и может переступать ножками, любит прыгать на месте.- Стучит, размахивает игрушкой, перекладывает из руки в руку, бросает ее. | — На вопрос “где?” находит взглядом предмет на постоянном месте: например, часы, куклу.- Хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый.- Долго занимается игрушками.- Тянется к своему отражению в зеркале.- Сам поднимает и тянет в рот бутылочку, выпавшую при кормлении.- Многие движения имеют вполне определенный эмоциональный оттенок, например ребенок тянется с рук на руки, протягивает руки к знакомым и матери.- Лепечет, повторяет слоги «ма-ма-ма», «ба-ба-ба» и др.
|
8 месяцев | — Сам садится сидит и ложится, держась за барьер сам встает, стоит и опускается, переступает.- Простое подражание в игре: стучит, катает.- Стоит, придерживаемый за ручки или цепляясь за спинку кровати, может делать попытки ходить. | — Громко, четко и повторно произносит слоги.- Находит взглядом нужный предмет, выражает мимикой удивление и интерес при виде предметов.- Выполняет разученные ранее действия, например, “ладушки”, “дай ручку”.- Сам держит и ест сухарик, печенье.- Радуется своему отражению в зеркале, улыбается ему.- Во время бодрствования долго занимается с игрушками. |
9 месяцев | — Ходит, держась за опору.- Встает на колени.- Садится из вертикального положения.- Совершает элементарные движения: собирает мелкие предметы, достает кубики из коробки, бросает игрушки, щелкает языком, стараясь привлечь внимание взрослого.- С предметами обращается по разному в зависимости от их свойств: шар катает, вынимает один предмет из другого, резиновую игрушку сжимает и разжимает. | — Под музыку совершает плясовые движения.- Подражая взрослому, повторяет слоги, которые уже есть в его лепете.- Находит предмет, независимо от его местонахождения.- Знает свое имя, оборачивается на зов.- Пьет из чашки, держа руками или если взрослый придерживает ее.- Спокойно садится на горшок.- Различает цвета и форму предметов.- Ищет упавший предмет, запоминает его название.
|
10 месяцев | — Идет вперед при поддержке за обе руки, хорошо ходит вдоль опоры.- Способен влезть на низкую поверхность и сойти (по лесенке пытается пройти 3-4 ступеньки).- Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные действия с предметами.- Подражает движениям взрослых (открывает дверцы, не отдает отбираемую игрушку и др.). | — Повторяет за взрослыми слоги.- По просьбе “дай?” находит и дает знакомые предметы.- Выполняет разученные действия и движения («дай», «брось», «иди», прячет по просьбе игрушку).- Называет отдельными слогами различные предметы (собака – «ав», корова – «му»).- Произносит наиболее легкие слова – «мама», «тата», «баба». |
11 месяцев | — Самостоятельно стоит, делает первые шаги.- Хорошо ходит за одну руку.- Нагибается при поднимании предмета без приседания.- Приседает без опоры.- Накладывает кубик на кубик, собирает пирамидку. | — Произносит первые упрощенные слова-обозначения «кис–кис», «ав–ав».- Некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать обобщенный характер (на вопрос «где собачка?» приносит мягкую плюшевую или резиновую игрушку-собачку).- По предложению взрослого выполняет разученные действия с игрушками (покажи у киски глазки, носик, покачай собачку и др.). |
12 месяцев | — Ходит самостоятельно (встает, идет и садится без помощи посторонних предметов и взрослого).- Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками. Начало сложной игры: водит, кормит куклу. | — Произносит до 6–10 облегченных слов, повторяет новые слова.- Понимает без показа названия нескольких предметов, знает имена нескольких взрослых и детей.- Указывает части тела.- Понимает слово нельзя, выполняет отдельные поручения.- Сам без помощи пьет из чашки.- Пытается участвовать в одевании, умывании. |
vsedetstvo.ru
Развитие ребенка по месяцам до 1 года: навыки и умения

Содержание статьи
Развитие ребенка по месяцам до 1 года должно заботить каждую молодую маму. Многие женщины ведут подробный календарик того, как развивается малыш, фиксируя даты и действия. Есть смысл вести такой «ежедневник» в любом возрасте, однако до года это просто необходимо. График развития ребенка по месяцам до 1 года поможет выявить какие-то нарушения, если они вдруг дадут о себе знать. Многие врачи советуют (и даже настоятельно рекомендуют) не лениться и писать, как ребенок себя ведет. Как же выглядит план раннего развития ребенка?
Первый месяц
Ребенок понемногу начинает адаптироваться к условиям окружающей среды — после материнского живота это не так-то просто. Длится так называемый «период знакомства». Малыш много спит (обычно это 20 часов в сутки), согнув руки и ноги, лежа на спине. И много ест, чтобы восполнить силы — молоко или специальную смесь. О любом дискомфорте он сообщает с помощью крика и плача: намок подгузник, заболел живот… Главная задача родственников — следить за температурой в комнате и показывать, что карапуз любим всей семьей.
Второй месяц
График развития детей до года предполагает, что малыш поправился больше, чем на 500 г и вырос на 4 см. Правда, развитие мальчика по месяцам — не то же самое, что и развитие девочки по месяцам, нужно смотреть параметры отдельно. Водные и воздушные процедуры обязательны. Малыш начинает самостоятельно поднимать голову и реагировать на окружающих, проявлять эмоции — это важнейший этап.
Третий месяц
Развитие ребенка продолжается: он начинает брать погремушку, изучать ее и свои ладони. Кроха поднимается, чтобы осмотреться, шея становится все сильнее и сильнее. Карапуз агукает, пытается произнести звуки, подражает мимике родителей и пытается их копировать во время «разговора».
Четвертый месяц
План раннего развития ребенка гласит, что малыш уже уверенно держит головку, уверенно улыбается, смеется. Теперь за ним нужно следить, потому что дитя берет любой предмет в рот, чтобы проверить на вкус. Вес уже не так стремительно растет. Речь (если можно так выразиться) становится более «осмысленной», разнообразной, в ней появляются новые звуки, усваиваемые ребенком от родителей. Ребенок стягивает с себя носки, пытается засунуть пальцы ног в рот. А еще он мало спит, если сравнивать с первыми месяцами жизни, потому что появляются новые интересные занятия.
Пятый месяц
Карапуз уже все понимает. Эмоциональное развитие ребенка достигло того уровня, когда он может понимать интонацию. Не кричите, не ругайтесь в доме! Малыш переворачивается на спине, пытается сидеть, но пока это у него не очень хорошо получается.
Шестой месяц
Прорезаются два зуба, что приносит беспокойство родителям: кроха плачет и страдает от температуры, нуждается в массаже и гимнастике. Уже отзывается на собственное имя и боится чужих людей, зато с родителями любит пообщаться.
Седьмой месяц
У ребенка увеличивается голова, рост, вес. Мозг становится необычайно восприимчивым к информации, поэтому нужно тренировать словарный запас, показывать на предметы и называть их, разговаривать с малышом. Кроха любит игры, сам берет предметы, пытается добраться до понравившегося предмета. График развития ребенка допускает, что первые зубы еще не прорезались, можно подождать до 10-го месяца.
Восьмой месяц
Вес приближается к отметке 9 кг, рост — примерно 70 см. Спит малыш в целом часов 11. Кроха еще не пробует встать, мышцы слишком слабы, но он старается удерживать равновесие, чтобы к первому дню рождения уже делать первые шаги. Он любит все разрушать — так малыш пытается осознать, как устроены предметы.
Девятый месяц
План развития способностей ребенка подскажет родителям, что ребенок уже уверенно стоит, когда держится за руку или иную опору; очень быстро ползает, садится на корточки и снова встает. Понимает простейшие просьбы в духе «Принеси», «Подойди». Повторяет за взрослыми, стараясь говорить по телефону, сидеть за столом и так далее.
Десятый месяц
Таблица развития ребенка по месяцам становится более разнообразной, ведь малыш растет не по дням, а по часам. Он сосредоточен на действиях, которые выполняют его родители, старается всячески им помочь: открывает шкафчики на кухне, берет тарелки, дергает провода. Малышу интересны его ровесники, он обращает на них внимание.
Одиннадцатый месяц
План работы по развитию детей практически выполнен, его можно отложить в сторону, что и делает большинство мам. Становится не до этого! Карапуз говорит свои первые слова, ходит и даже учится быть хитрым: если ему что-то не нравится, но вы об этом просите, он сделает вид, что не слышит. Получает навыки самообслуживания: снимает носки, ест с ложки, пытается брать зубную щетку.
Двенадцатый месяц
На носу первый день рождения! Ребенок вовсю топает, прыгает, самостоятельно залезает на кресло. Играет в простейшие игры, собирает и разбирает предметы, катает любимую машинку. У некоторых малышей проблемы с ходьбой, они часто падают — это нормально. Нужно помогать крохе в этом нелегком для него деле.
Мы описали развитие ребенка по месяцам до 1 года. Что касается еды и грудного вскармливания, то это предмет отдельного разговора: основой выступает грудное молоко или смесь, а примерно с полугода вводится прикорм. Эти вопросы лучше обсуждать с педиатром, основываясь на особенностях детского организма. Вообще, врач всегда подскажет, все ли в порядке с вашим карапузом и как можно решить ту или иную проблему.
С этим читают
- Питание ребенка в год на неделю: рацион
Питание ребенка в год на неделю ребенка уже значительно отличается от того, что было в первые месяцы жизни. Если прикорм был введен своевременно, то практически…
- Дневной сон ребенка: всему свое время?
Дневной сон ребенка играет очень важную роль, поэтому каждая мама должна обеспечить комфортное расписание и условия для отдыха на каждый день. Благодаря утреннему сну дети…
club4woman.ru
Развитие ребёнка до года
Чтобы проследить развитие ребёнка до года в каждый месяц, ниже приведена иллюстрированная таблица.
Развитие ребёнка до года по месяцам:

Играем с игрушками и погремушками
Читать…
Развитие ребёнка по месяцам
Независимо от того, как быстро растёт и развивается ваш малыш, в первый год своей жизни он научится очень многому. В первый год происходит самое интенсивное развитие ребёнка по месяцам. За этот год ему предстоит сделать первый вдох, впервые посмотреть на мир, познакомиться с самыми близкими для него людьми – с мамой и папой, произнести первое слово, сделать первый самостоятельный шаг. Как бы быстро не осваивался кроха в новом для него мире, больше никогда он не будет обучаться с такой же невероятной скоростью! Большинство навыков, которые он будет улучшать многие последующие годы, впервые будут освоены как раз в первый год жизни. Не упустите это драгоценное время, дав своему карапузу всё необходимое и обеспечив гармоничное развитие.
Вы удивитесь, насколько быстро меняется ребёнок в первый год своей жизни. А как узнать, правильно ли развивается малыш? Всё ли в порядке? Не отстаёт ли в развитии? Приведённый выше календарь, показывающий развитие ребёнка по месяцам, поможет в этом. Здесь подробно описаны умения детей по месяцам, даны советы, как ухаживать за детками от рождения до года, каких достижений и в какой месяц ожидать, с какими проблемами можно столкнуться и как их решать. В принципе, выше дана подробная таблица развития ребёнка по месяцам в картинках от рождения до года.
Давайте вместе понаблюдаем за ростом маленького человечка, за его успехами и победами, а календарь поможет нам в этом. Только помните: каждый малыш уникален, поэтому развитие детей по месяцам индивидуально и отличается у разных малышей одного возраста. Мы приводим лишь усреднённые показатели, которые могут отличаться в каждом частном случае на один–два месяца, ведь индивидуальное помесячное развитие отличается от таблиц. Однако если вы обнаружите, что ваш ребёнок существенно отстаёт в развитии от других детей по большинству показателей, будет разумным принять меры и обратиться к специалисту.
bestkroha.ru
Правильное развитие ребенка по месяцам
Сразу же после рождения малыша организм крохи начинает активно расти, стабилизируется работа всех систем, появляются новые навыки и умения. Развитие ребенка по месяцам не обязательно будет проходить по шаблонной схеме, поскольку не бывает одинаковых людей и каждый отличается определенными особенностями, поэтому незначительные отклонения от стандартов не должны вас пугать.
Календарь развития ребенка с рождения до 3 месяцев
Первые три месяца первого года жизни малыша считаются самыми трудными, поскольку в это время только налаживается работа всех систем организма, а кроха адаптируется к окружающему миру.
Чтобы проследить за корректностью развития ребенка, можно воспользоваться таблицей основных навыков и показателей для деток первых месяцев жизни:
- с рождения до 1 месяца кроха очень слаб, поэтому большую часть времени проводит во сне. Мышцы тела еще не развиты, удерживать самостоятельно головку малыш не может, в то же время конечности большее время поджаты и находятся в пружинистом состоянии. Нормальный вес для ребенка этого возраста составляет от 2,5 до 4,5 кг, при росте от 45 до 54 см. Развитие органов зрения и слуха будет продолжаться на протяжении первых 90 дней, вначале ребенок не различает цвета, а громкие звуки его вовсе не пугают, что характеризует слабо развитый слух;
- с 1 до 2 месяцев явно проявляются внешние изменения – черты лица ярко выражены, отечность тела проходит, кожа приобретает нормальный оттенок. Проходит мышечный тонус, ребенок уже может разгибать кулачки, ненадолго приподнимает головку, активно размахивает конечностями. Проявляется развитие разговорных навыков, грудничок начинает агукать и осознанно улыбаться. В это время уже можно установить зрительный контакт с крохой, он внимательно рассматривает все вокруг и уже узнает знакомые лица, глазки еще могут немного косить, но это скоро пройдет. Развитие слуха проходит очень активно, поэтому остерегайтесь громких и резких звуков – они могут сильно испугать малыша;
- с 2 до 3 месяцев – активная стадия, проявляется умение брать игрушки и любые интересующие предметы. Уменьшается время дневного сна, при этом ночной отдых может быть непрерывным на протяжении 5-6 часов. Кроха стремится познавать окружающий мир, для чего своими силами пробует поднимать голову в положении на животе, упирается ножками, чтобы приподняться, и т.д. К 3 месяцу рост деток достигает 53-62 см, а вес может быть в пределах от 4 до 7 кг.
Окончание первого триместра года знаменуется относительно спокойным и планомерным развитием организма малыша. Все системы начинают работать без перебоев, психическое состояние ребенка нормализуется, устанавливается определенный режим бодрствования и сна, что позволяет маме планировать день.
Таблица развития ребенка от 3 месяцев до полугода
После 3 месяцев начинается период относительного спокойствия, ребенок уже адаптировался к обстановке, режим кормления и сна к этому времени уже стабилизируется, поэтому жизнь семьи входит в норму.
Правильность развития ребенка на данном этапе можно проследить по предлагаемой таблице:
- 4 месяца – кроха сам держит голову и внимательно следит за перемещением предметов и людей по комнате. Сейчас он может стоять на ножках с поддержкой под мышки. Начинается период прорезывания зубов, что может сопровождаться капризами и плачем, основной симптом – активное слюноотделение и привычка все тянуть в рот. Полностью развит навык общения – малыш подзывает родных при помощи звуков и жестов, долго рассматривает лица и выражает удовольствие смехом и улыбками;
- 5 месяцев – грудничок начинает сидеть (пока еще с опорой, в детском манеже, кресле), во время активных игр на кровати ребенок сам переворачивается со спины на живот и обратно, некоторые могут без посторонней помощи подниматься в манеже. Активизируется социальный фактор, кроха не может длительное время оставаться один, он постоянно требует общения, о чем сообщает активными движениями и громкими звуками. Хватательный рефлекс развит в полной мере, грудничок уверенно берет понравившийся предмет, может перекладывать его из руки в руку и выбрасывать;
- полгода – активизируется мышечная масса, ребенок уже владеет своим телом, поэтому способен приподниматься, переворачиваться, многие начинают ползать. К полугоду малыши могут вырасти до 60-70 см, при этом масса тела будет в пределах от 5,5 до 9 кг. Активно режутся зубки, что причиняет немало беспокойства, важно на данном этапе помочь крохе отвлечься от болезненных ощущений при помощи резиновых прорезывателей и гелей.
Первое полугодие знаменуется появлением такого важного навыка, как ползание, теперь грудничок может заниматься активными играми без вашего участия, главное – предоставить ребенку в квартире безопасную территорию для исследования.
Календарь развития ребенка с полугода до 9 месяцев
Период после первой половины года жизни отличается собой активностью ребенка, сейчас, когда кроха уже умеет ползать, ему интересно изучить и потрогать все, что он видит вокруг. Особое внимание сейчас следует уделить психологическому развитию грудничка.
- 7 месяцев – активное ползание входит в привычку, кроха с удовольствием проводит время на детском коврике с мягкими игрушками, любит гулять на улице, где с интересом все рассматривает. Теперь малыш точно узнает родные лица и голоса, различает свое имя и запоминает некоторые предметы по названиям. В это время вводят первый прикорм;
- 8 месяцев – проявляется пинцетный захват – кроха может брать предметы не всей ладошкой, а двумя пальцами. Рацион питания расширяется, при этом увеличение роста и массы тела несколько замедляется, вместо этого активно развиваются навыки общения и разговора;
- 9 месяцев – самые развитые малыши начинают вставать, держась за диван или стул, можно увидеть первые шаги, правда, пока с опорой. Это время для первого осознанного слова, «ма-ма, ба-ба т.д.».
Третий триместр года показывает, насколько социально адаптированным будет ваш малыш. Стремление познавать окружающий мир и общаться с родными у каждого ребенка проявляется по-своему, некоторые детки много времени проводят в самостоятельном изучении нового, а другие не могут остаться наедине и на пару минут. Подстраивайтесь под своего малыша, тогда его развитие будет проходить более успешно и быстро.
Календарь развития ребенка с 9 месяцев до года
Последний триместр первого года – самая активная стадия развития организма ребенка. Это время для первых шагов, выражения своих интересов и требований, а также для определения рамок дозволенного и запретного.
- 10 месяцев – ползание может сопровождаться преодолением препятствий, детки пробуют перелезать через мягкие валики, стулья, впервые спускаются по ступенькам. Первые шаги будут неуверенными, но попыток ходить малыш уже не прекратит, поэтому следует обезопасить комнату от острых углов и опасных предметов;
- 11 месяцев – рацион включает в себя овощи, молочные продукты, каши, фрукты и мясо, все эти компоненты необходимы для полноценного развития организма и восполнения энергии, которую ребенок тратит за день. С первым введением прикорма нужно начинать чистить зубки, это предотвратит развитие кариеса;
- 1 год – ребенок знает, что можно и нельзя, помнит, где находятся интересующие его предметы и понимает практически все, что вы ему говорите. Проявляется характер малыша – он часто протестует против неугодных ему занятий, важно в это время научить его правильно выражать протесты – не криками, а с помощью общения.
Календарь развития ребенка по месяцам показывает, как должен развиваться детский организм в первый год и какие навыки в определенное время могут проявиться. Зная стандарты, вы можете помочь своему чаду развивать новые умения, характерные для его возраста.
agushkin.ru
Развитие ребенка по месяцам до года
Развитие ребенка по месяцам до года интересует многих родителей, переживающих за свою кроху. В первый год жизни ребенок учится множеству действий и манипуляций, таких как сидеть или стоять, ползать, держать или брать, улыбаться, играть и пр. За этот год малышу предстоит преодолеть массу достижений и совершить в собственном развитии огромный прыжок. Ведь кроха из младенца ранее абсолютно беспомощного превращается в маленького индивида, который умеет самостоятельно сидеть, перемещаться, изъявлять собственные «хочу» и прочие потребности.
Нормы развития ребенка до года по месяцам существуют для выявления адекватности развития младенца. Если кроха воспитывается в «нормальной» ячейке социума, в которой два родителя обеспечивают заботу ему, должный уход и благополучное существование, то здоровый карапуз будет развиваться равномерно по месяцам до года во всех сферах.
Так, физическое развитие ребенка до года по месяцам предполагает рост массы тела и его быстрый рост. В когнитивной сфере развития ребенка по месяцам до года будет наблюдаться появление способности запоминать и быстрая обучаемость. В социальном развитии ребенка наблюдается реагирование на окружающую реальность, которое проявляется различением лиц близких, заинтересованностью различными предметами. В двигательной сфере развития ребенка по месяцам до года появляются силы, чтобы вначале держать головку самостоятельно, а затем сидеть и совершать первые шажки.
Календарь развития ребенка по месяцам до года
Большинство мам тревожит правильность развития ребенка по месяцам до года. Особенно их волнуют вопросы, связанные с тем, чему надлежит происходить в развитии ребенка по месяцам до 1 года в конкретном возрастном периоде, а чему нет. Адекватность формирования ребенка можно подвергнуть оценке только при условии того, что есть от чего отталкиваться.
С этой целью нужно изучить физическое развитие ребенка до года по месяцам, чтобы мама могла помогать младенцу развиваться в нужном направлении, занимаясь с ним. Родителям надобно понимать, какие занятия нужно проводить с ребенком. Большинство врачей и педагогов уверены, что существенную роль в детском развитии ребенка играют совсем не родители, а непосредственно малыш.
Развитие ребенка по месяцам до года регулируется самим малышом через заложенные в него природные механизмы, направляющие на познание мира. Родительское вмешательство необходимо исключительно для создания условий, которые способствуют адекватному формированию и не дадут зачахнуть внутренним побуждениям крохи к познанию. Кроме этого родительское вмешательство должно быть к месту и своевременно. При этом оно предполагает выполнение трех ключевых задач. Первая, из которых заключается в изучении признаков, проявляющихся в определенном периоде, вторая – в наблюдении за крохой, третья – в создании условий, способствующих развитию.
Календарь развития ребенка по месяцам до года был разработан именно для решения вышеперечисленных задач.
В первые тридцать дней существования у малыша наблюдается наличие десяти рефлексов, а именно сосательный, хватательный, поисковый, рефлексы Бабкина, Мора и Бабинского, рефлекс опоры, плавательный, рефлекс ползания Бауэра, ходьбы. Сосательный рефлекс проявляется в воспроизведении посасывающих движений малышом при раздражении его губ при помощи пальца или соски. При вложении в ручку крохи пальца, он тотчас же смыкает ее. Таким образом, проявляется хватательный рефлекс.
Поисковый рефлекс проявляется в поворачивании головки малышом при касании или поглаживании его щечки. При надавливании на холмик большого пальца малыша, он разевает рот и наклоняет голову. Так проявляется рефлекс Бабкина. Рефлекс Мора проявляется в резком разведении ручек или ножек крохой либо в их сведении при громком звуке. Рефлекс Бабинского выражается при проведении пальцем либо другим предметом по наружной части детской стопы от пяточной области к мизинцу. Ответной реакцией на данное действие будет разведение пальчиков. Наряду с этим будет сгибаться ножка малыша в голеностопе, колене и бедре. Если поставить новорожденного на твердую гладкую плоскость при этом, придерживая его в области подмышек, то он будет стопой целиком упираться в эту плоскость, разгибая ножку. Таким образом, проявляется рефлекс опоры. Находясь в лежачем положении на животике, младенец будет воспроизводить движения, напоминающие плавательные – плавательный рефлекс. Рефлекс ползания Бауэра проявляется при создании опоры для стоп, когда кроха в положении на животе. Младенец при таких действиях будет выполнять движения, напоминающие ползание. Если младенца поддерживать под ручками таким манером, чтобы он касался плоскости пола, то он будет имитировать шаги – это рефлекс ходьбы.
В сущности, приблизительно семьдесят процентов времени первых тридцати дней жизни ребенок тратит на сон. В первый месяц младенец еще плохо может фокусировать взор на лицах, склоненных над ним. Однако уже к началу третей декады малыш, находясь лежа на животе, старается приподнять и удержать головку, может зафиксировать взгляд на недвижимом предмете. Ребенок реагирует на колокольный звон или звуки погремушки, может вздрагивать от громких звуков.
Отсутствие одного либо нескольких рефлексов может свидетельствовать о нарушениях формирования, поэтому нужно проштудировать различные источники, в которых будет описано развитие ребенка по месяцам до 1 года. Такие действия помогут выявить отклонения и предоставят возможность, как можно раньше отреагировать на любые расстройства в детском поведении.
Большинство исследователей убеждено, что в первые три декады жизни новорожденного закладывается фундамент, на котором выстраивается доверие к миру, зависящее от первичной психологической и эмоциональной связи с мамой. Ведь, все в чем нуждается младенец (защите, пище, заботе и др.) он получает от матери. Именно благодаря маминой близости, заботе и поддержке новорожденный учится адаптироваться к окружающей реальности.
Двухмесячный младенец спокойно бодрствует, разглядывая висящие перед ним игрушки, может следить зрачками за передвигающимся предметом, прислушивается звучанию предмета или звуку голоса, обращение к нему улыбкой.
Ребенок на этом этапе учится существовать по ритмам. У младенца вырабатывается суточный режим жизни – он спит преимущественно ночью, а бодрствует – днем. Грудничок уже узнает прикосновения мамы, ее голос, наблюдается эмоциональное реагирование на общение с ним. Он учится управлять собственным телом. В состоянии бодрствования малыши практически постоянно двигают в разные стороны ручками и ножками, так как не в состоянии пока их контролировать. Если уложить малыша на бок, то он самостоятельно сможет перевернуться на спину. К концу третей декады второго месяца грудничок уже может приближать ручки к своему рту и сосать пальчик. А увидев красочную игрушку, дите начинается тянуться к ней, пытаясь схватить. Предметы, попавшие в ручки крохи, он ощупывает и неотступно тянет в рот. Малыш уже может провожать взглядом родителей, отходящих от кроватки, также он радуется матери и улыбается ей, размахивает конечностями.
Третий месяц знаменуется устойчивым удерживанием головки малышом, лежа на животике, операясь на предплечья, или находясь на руках родителей в вертикальном положении. Также находясь у родителя на руках, который разговаривает с ним, кроха фиксирует собственный взор на его лице, прислушиваясь к голосу. Ответной реакцией на разговор родителя с ним является проявление радости: улыбкой, различными звуками, оживленными движениями конечностей (комплекс оживления). При поддержании под мышками, младенец может согнутыми в бедре ногами устойчиво упираться о твердую плоскость.
Третий месяц характеризуется возникновением комплекса оживления не только исключительно при виде родителя, но и при звучании его голоса, после кормления, купания, другими словами, в моменты, когда кроха ощущает комфорт или удовольствие. На данном этапе ответной реакцией на обращенную к малышу речь, он будет «гулить» –издавать тихие гласные звуки.
Четвертый месяц характеризуется умением крохи отыскивать невидимый предмет по звуку (он поворачивает в сторону источника звучания голову). В состоянии бодрствования кроха издает громкие звуки, часто улыбается и много двигается, громко смеется при заигрывании с ним, разглядывает висящие над ним погремушки, ощупывает и захватывает, при кормлении придерживает ручками грудь матери или бутылку с питанием. На данном этапе грудничок изучает окружающий мир. Он подолгу находится в хорошем настроении, довольно громко и длительно гулит. Кроха в четыре месяца хочет сидеть, так как лежать ему уже надоело, а также его начинает остро интересовать мир с вертикальной позиции. Поэтому на данном возрастном промежутке малыш будет совершать первые попытки сесть. Держа за ручки грудничка или поддерживая его под мышки, малыш будет стоять, переступая ножками. Находясь на животе, младенец может приподниматься на выпрямленных руках. На этом этапе у него появляется способность на близком расстоянии разглядывать предметы, начинает различать отдельные цвета и конфигурации, а также голоса родных.
На пятом месяце ребенок реагирует уже по-разному на близкое окружение и посторонних, то есть уже выделяет близких. Также он различает тон голоса, обращенный к нему. Может длительно лежать на животике, приподняв корпус и упираться на выпрямленные руки. При поддержании под мышками устойчиво стоит на ножках. Также кроха учится выговаривать первые слоги, состоящие из гласных и губных согласных. Пятый месяц знаменуется переходом в вертикальное (стоячее) положение. Организм младенца стремится приспособиться к вертикальному положению. Данный этап можно охарактеризовать как исследовательский. Ребенка начинают интересовать различные предметы и вещи, он стремится научиться с ними обращаться. В такие исследовательские действия вовлечено зрение, обоняние, вкус и осязание.
Развитие ребенка на пятом месяце характеризуется началом тренировки пальчиков и выработкой первых хватательных движений. В этом возрастном периоде малыш уже научился перехватывать предмет из руки родителя. Завладевая, отталкивая или притягивая погремушки или другие предметы, кроха учится определять их форму, звук, цвет, вес.
Полугодовалый кроха уже может отчетливо произносить слоги, свободно брать из различных положений погремушку, продолжительное время с ней играть, переворачиваться без затруднений с животика на спину, хорошо кушать с ложечки, захватывая пищу губами. Полугодовалое дите уже может устойчиво стоять и сидеть при этом, сохраняя равновесие и не заваливаясь в сторону. Он самостоятельно пытается сесть из позиции лежа. В шестимесячном возрасте грудничок совершает первые попытки ползания, передвигаясь на четвереньках, опираясь на ладони. Зачастую в этом возрасте начинает прорезаться первый зуб, что может повлиять на поведение младенца.
На седьмом месяце развития ребенок способен подолгу лепетать при этом повторно произнося одинаковые слоги. Если задать вопрос младенцу, где находится какой-нибудь предмет, хорошо знакомый ему и неоднократно называемый (например, часы), то он будет искать его взглядом и находить в конкретном месте. Играя игрушкой, кроха будет стучать и размахивать ею. Семимесячный малыш виртуозно (быстро, в различных направлениях) и подолгу ползает. Его движущей силой является любопытство. Поэтому зная физическое развитие ребенка до года по месяцам, родители могут заранее позаботиться о безопасности крохи. Также бывают дети, которые минуют стадию ползания и начинают сразу ходить. Семимесячные малыши довольно много вертятся и могут самостоятельно перевернуться в любые стороны, поэтому без присмотра их нельзя оставлять на плоскости, расположенной на высоте и не ограниченной бортиками. Еще одним новообразованием этого периода становится способность младенца брать самостоятельно предметы из разных позиций. Ручки крохи становятся более умелыми на седьмом месяце. На этом возрастном промежутке он учится из руки в руку перекладывать игрушки, притягиванию, постукиванию, отбрасыванию.
На восьмимесячном возрастном этапе развития ребенок громко произносит различные слоги, долго манипулирует игрушками, рассматривает их, постукивает друг об друга. По просьбе родителя выполняет разученные ранее движения, например: «ладушки» и пр. Самостоятельно ложится из позы сидя или садится, при помощи рук, например, придерживаясь ими за перила кроватки, сам встает и опускается, переступает ножками, пьет из чашки, придерживаемую взрослым. На этом временном промежутке кроха играет с пирамидкой. Также он умеет производить с предметами «прямые» и «возвратные» действия. К примеру, складывать шары в ящик и высыпать их. Гуление сменятся четким лепетом. Младенец уже узнает предметы с разной дистанции и под различным углом зрения, опознавая их по внешним признакам, таким как величина, конфигурация, цвет. К концу третьей декады у младенца формируется по отношению к матери сильная эмоциональная привязанность. Он готов с ней проводить каждое мгновение существование.
На девятимесячном возрастном этапе развития ребенок начинает подражать родителям, воспроизводя за ними слоги, ранее произносимые им. При вопросе «где», младенец находит несколько известных ему предметов. Он знает собственное имя, если его зовут, то оборачивается. Манипуляции с предметами становятся более осознанными. Ребенок уже может производить с ним действия в соответствии с их свойствами. Например, шар он будет катать. Девятимесячный младенец становится крепче. Его организм подготовлен к перемещениям на собственных ножках, костно-мышечный скелет окреп, сердечнососудистая система и пищеварительный тракт также адаптировались к силе тяжести, действующей вдоль оси корпуса тела. Поэтому данный этап знаменуется первыми попытками делать самостоятельные шажки. Некоторые дети именно в девятимесячном возрасте начинают с усиленным рвением постигать навыки хождения, а у других интенсивное овладение ходьбой наступает позже. Ходьба у девятимесячных младенцев характеризуется неуверенностью, частыми падениями и настойчивыми попытками ходить. В процессе собственных передвижений кроха опирается за стенку, мебель, родительские руки. Если рядом отсутствует опора, то будет передвигаться ползком.
На десятимесячном возрастном этапе развития ребенок продолжает подражать родителям, воспроизводя за ними слоги и различные звуки. У малышей наблюдается ответная реакция на различные заигрывания, известные ему, например, при произнесении «ку-ку» закрывает лицо материей. По просьбе родитель может найти и дать знакомый предмет. Играя самостоятельно, умеет проделывать разученные ранее манипуляции с объектами, подсказанные их качествами, например, открывать и закрывать. Держась за перила, малыш может подняться вверх на 3-4 ступеньки. На этом этапе грудничок готов к общению, наблюдая за взрослыми, он им подражает. Его интересует, каким образом используют родители те либо иные предметы. Вследствие этого младенец начинает практически зеркально копировать взрослое окружение и отражать повседневные ситуации и действия. Подражательная склонность малыша способствует появлению умения пить из чашки, пользоваться ложкой и т.п. Десятый месяц знаменуется развитием моторики. Кроха может самостоятельно собрать игрушки, взять двумя пальчиками предметы, разъединить или соединить отдельные части игрушки и др. Кроме этого младенец уже понимает речь, к нему обращенную, а также в состоянии произнести отдельные слова (мама, баба или папа). Малыш выполняет несложные просьбы родителей, хорошо разумеет слова запрещающего характера, понимает названия множества предметов или частей тела. У него значительно увеличился активный словарный запас.
Одиннадцатый месяц знаменуется употреблением первых слов-обозначений, например, дай или кис-кис. По предложению взрослого находит необходимый предмет или объект, выполняет ранее разученные манипуляции с сюжетными игрушками (покажи у котенка глазки, покачай ляльку). На этом этапе младенец устремлен к самостоятельности. Он старается помочь при одевании, стремится кушать самостоятельно без помощи мамы. Малыш характеризуется проявлением все большей активности и совершенствованием навыков ходьбы. Может присесть, если есть необходимость поднять игрушку с пола, а потом встать. Он учится играть с игрушками, которые напоминают собой живое существо, например, куклой или плюшевой собакой. Такая игрушка для малыша становится вторым «Я» для него. Игровые манипуляции передают не только исключительно действия малыша, но и отображают его эмоциональное состояние. Одиннадцатимесячный кроха уже может на рисунке узнать знакомый объект.
На двенадцатом месяце ребенок уже владеет десятью словами и приумножает запас понимаемых слов. Ходит без помощи и не придерживаясь, садится, встает, пьет из чашки, держа ее самостоятельно. Важнейшим направлением развития крохи в этот период является речь. Теперь он за взрослым вслед моментально повторяет наиболее простые слова-обозначения. Он уже осознанно может произносить слова, а иногда и просты фразы, например, «папа, иди». Количество понимаемых слов раз в 6 больше, чем младенец может использовать в активной речи. Кроха реагирует на просьбы родителей или другого взрослого окружения, понимает просьбы, обращенные к нему, такие как найти, дать, принести и др. Знает и понимает слово «нельзя». Он учится обобщать предметы, запоминая их названия, узнает на картинке знакомые игрушки. Годовалый младенец ориентируется среди игрушек, выделяя по форме некоторые из них. Например, среди кубиков выбирает шарики. Если малышу нужен определенный предмет, то он указывает на него. Двенадцатимесячный малыш может запоминать имена родных и клички животных.
Кроме вышеперечисленной информации родителям следует также изучить развитие зубов по месяцам. Дети до года могут становиться более капризными и беспокойными, они тянут все предметы в рот, облегчая зуд, у них пропадает аппетит.
Развитие недоношенного ребенка по месяцам до года
Из-за слабого здоровья беременной, вследствие перенесения различных недугов или ведения женщиной слишком активного образа жизни кроха может родиться ранее положенного срока. От состояния здоровья новорожденного на момент рождения зависит какое будет отставание в развитии недоношенного ребенка по месяцам до года.
Кроме этого на развитие недоношенного ребенка по месяцам до года огромное влияние имеют следующие факторы: социальный статус ячейки социума, моральное состояние родителей и иного близкого окружения, качество ухода, питание и т. д.
В первые три декады жизни развитие недоношенного ребенка характеризуется малоподвижностью, слабым мышечным тонусом, отсутствием активности.
На втором месяце существования младенец также отличается слабостью и повышенной утомляемостью. Поэтому мамам необходимо обеспечить малышу максимально усиленное питание и должный уход. На этом этапе происходит довольно стремительное увеличение веса и роста, которое может превышать нормы, принятые для доношенных малышей. Физическим достижением крохи в этом месяце является умение поднимать головку.
Третий месяц знаменует нормализацию и вступление в активную стадию процесса набора массы. В сравнении с массой тела, которую имел малыш после рождения, она удваивается. На этом этапе можно отметить наличие у крохи реакций на звуки и свет. Однако по-прежнему основным времяпрепровождением его остается сон.
На четвертом месяце становится заметным прогресс в развитии новорожденного. Малыш может приподнимать и непродолжительное время удерживать самостоятельно голову, фокусировать взор на контрастных предметах, издавать звуки, напоминающие гуление. Также начинает повышаться и тонус мышц, вследствие чего могут появляться проблемы с укладыванием крохи спать, поскольку он может часто пробуждаться.
На пятом месяце появляется первая улыбка грудничка. Слегка повышенный мышечный тонус конечностей может придавать движениям карапуза немного судорожный характер. Младенец уже может в ручке удерживать небольшую игрушку. Этот период знаменуется усиленным психологическим развитием. Кроха без затруднений может определить нахождение источника звучания и повернуть голову к нему.
Шестимесячный младенец начинает стремительно догонять ровесников в развитии. Он постоянно издает разные звуки и лепечет, смеется, производит манипуляции с игрушками. Упирается ножками при поддержании под мышками в твердую плоскость.
В семимесячном возрасте кроха уже может легко переворачиваться на живот со спины, брать предметы в руки. На уровне доношенных малышей находится многообразие произносимых звуков.
Восьмимесячный младенец уже довольно хорошо управляет собственным телом, переворачивается, пытается садиться и даже ползать, может отыскивать названный предмет.
В девятимесячном возрасте грудничок пытается подниматься на ноги, а затем садиться обратно в манеже или кроватке. В периоды бодрствования кроха уже может самостоятельно манипулировать предметами, выполнять несложные просьбы. Младенец пробует произносить недлинные слова либо их первые слоги, также может воспроизводить интонационно речь родных.
Десятимесячный грудничок уже устойчиво стоит и может даже перемещаться вдоль ограждения, придерживаясь руками за него, в состоянии продолжительный промежуток времени удерживать взор на движущемся объекте. Ребенок с интересом вслушивается в окружающие звуки.
Одиннадцатимесячный младенец уже может совершать первые самостоятельные шажки, по своему желанию он садится и встает, быстро передвигаться ползком. С интересом осваивает пирамиду, кубики и прочие игрушки на развитие логики. По просьбе родителя может приносить указанный предмет.
Годовалый грудничок практически не отстает в развитии от доношенных карапузов. Однако некоторая резкость и нескоординированность в движениях может сохраняться непродолжительное время.
Развитие зубов по месяцам. Дети до года с недоношенностью характеризуются отставанием в прорезывании зубов приблизительно на месяц. Однако в более серьезных случаях (тяжелая степень недоношенности) прорезывание первого зуба может наступить в двенадцать месяцев.
psihomed.com