Навыки детей до года по месяцам: Развитие ребенка по месяцам до года — особенности и этапы.

Развитие движений ребёнка в первый год жизни поэтапно

В первый год жизни ребёнок совершает огромный скачок в развитии. Он больше никогда не будет изменяться столь интенсивно, поэтому родителям важно создать подходящие условия для формирования новых навыков. Понимать, что нужно малышу и как ему не навредить.

В статье расскажем всё, что необходимо знать о развитии движений детей с рождения до года. Рассмотрим частые ошибки родителей и поможем их не допустить. В конце вас ждёт таблица с описанием развития ребёнка по месяцам — в ней вы также найдёте занятия, предметы и игрушки, которые можно предложить на каждом этапе.

Содержание

  • Движение — основа развития ребёнка до года
  • Развитие движений в первый год жизни
    • С 1 до 3 месяцев
    • От 3 до 6 месяцев
    • От 6 до 9 месяцев
    • От 9 до 12 месяцев
  • Таблица развития ребёнка по месяцам
  • Коротко о главном

Движение — основа развития ребёнка до года

Движение — это главное условие жизни и развития. Разум и тело представляют собой единое целое, и особенно отчётливо эта взаимосвязь заметна у детей в первый год жизни. Они учатся и приобретают новые навыки, только производя действия над окружающими предметами. Для малышей это единственный способ совершенствовать себя и проявлять во внешнем мире.

Любая активность человека связана с движением. Например, для того чтобы у нас в голове сформировался зрительный образ какого-то предмета, глазам необходимо совершить движения по его контуру. Если этого не произойдёт, мозг не построит образ, и мы ничего не увидим. То же касается любых психических процессов. Даже речь — это движение: работают мышцы голосового аппарата.

В раннем возрасте важно иметь возможность развиваться умственно и физически через совершенствование своих движений. Сама природа даёт всё, чтобы обретение навыков происходило последовательно и быстро: взрослым важно не нарушать этот процесс. А если и помогать ему, то делать это грамотно.

Вот что следует знать о механизмах развития движений у ребёнка в первый год жизни.

Не нужно помогать, когда он пытается выполнить действие сам. Нужно проявить терпение и дождаться, когда он будет готов завершить начатое, а его нервная система созреет. Двигаясь целенаправленно, малыш пытается до тех пор, пока не достигнет желаемого: он тренируется, ищет необходимые сочетания усилий, баланса, траекторий. Если вмешаться в этот процесс, мотивация постепенно сойдёт на нет, а развитие движений ребёнка в первый год жизни замедлится.

Ванечке 3 месяца, он недавно научился переворачиваться со спины на живот и теперь пытается дотягиваться до предметов с нового положения. Сейчас он лежит на животике и тянется за катающимся цилиндром. У него не получается сделать это быстро, но малыш не сдаётся. Природа подсказывает ему, что только действие поможет активно развиваться. Здесь возможно 2 варианта развития событий: родители помогают ребёнку и дают цилиндр или не помогают ему вовсе. Как поступить правильно? Давайте порассуждаем.

Если мама и папа «помогут» и подадут предмет, за которым тянется Ванечка, то он сделает разрушительный вывод: «Зачем так напрягаться? Есть взрослые, которые всё умеют. Чтобы получить всё, что хочешь, нужно просто направить свои усилия на управление папой и мамой, немного всплакнуть, и готово».

Последствия подобных выводов плачевны: игрушка уже не будет такой привлекательной, а интереса и мотивации действовать и достигать свои первые цели станет мало. Заряд энергии, отпущенный природой на развитие, уйдёт на управление взрослыми — ведь они итак всё дадут, всё сделают за Ванечку. И когда вырастет, он продолжит искать опору в других. Не говоря о том, что развитие моторики существенно замедлится.

Если мама и папа поступят более мудро и не подадут Ванечке цилиндр, то он продолжит с интересом тянуться и достанет. Сделает это сам, получит успешный опыт преодоления сложностей и с интересом пойдёт вперёд, навстречу жизни и всем её проявлениям.

Вывод у ребёнка будет такой: «Я достаточно сильный и ловкий, чтобы достать цилиндр сам. Значит, я смогу сделать всё, что захочу. Ещё чуть-чуть, и буду уметь так же много, как мама и папа. Оказывается, мне не нужна ничья помощь, чтобы действовать и добиваться желаемого. Я дотянулся до этой игрушки, а теперь попробую достать вон ту, которая лежит дальше».

Эти мысли свойственны сильной и самостоятельной в будущем личности. Мотивации становится больше, а успех подпитывает интерес. Отсюда рвение развиваться и физически, и умственно, не останавливаясь.

Если взрослый видит, что кроха уже легко преодолевает расстояние до игрушки, то можно отодвинуть её чуть дальше

Важно иметь доступ к окружающим предметам, чтобы развиваться. Врождённые рефлексы — это база для развития двигательной активности у младенца. Среди них есть группа защитных рефлексов: например, если мы проведём рукой перед глазами младенца, у него сузится зрачок и закроются глаза. Если он прикоснётся к чему-то горячему, то рука его одёрнется.

Ребёнок не может контролировать подобные движения, но они служат базой для развития других, более сложных. Поэтому нельзя мешать малышу знакомиться с предметами — взаимодействуя с ними, он развивается. Разумеется, все доступные ему предметы должны быть безопасны.

Ребёнку необходимо видеть движущихся вокруг него людей, потому что он развивается, подражая взрослым. Многократно повторяет действия старших (детей и взрослых), и это происходит неосознанно.

Возьмите младенца на руки и начните с ним разговаривать — вы увидите, как его рот, губы тоже начинают двигаться. Он шевелит языком, при этом очень внимательно наблюдает за тем, что вы делаете. Так работают зеркальные нейроны. Мозг малыша как бы копирует движения, которые он видит, поэтому предоставьте ему возможность делать это как можно больше — не изолируйте его в отдельном от семьи пространстве в течение дня.

Важно видеть всё окружающее пространство с рождения, поэтому не рекомендуется использовать закрытые со всех сторон кроватки и коляски. Чем больше видит ребёнок в первый год жизни вокруг себя, тем активнее у него развивается зрительно-моторная координация. По мере того, как поступают стимулы в зрительные органы, мозг создаёт зрительные образы, а руки пытаются нащупывать и контролировать предметы из окружающей среды. Так развивается моторика.

Не рекомендуется помещать младенца в кроватку, завешанную так, что из неё можно рассмотреть только потолок и висящие сверху игрушки. Важно, чтобы ребёнок мог рассмотреть комнату. Или деревья, если находится на улице.

Из этого положения можно увидеть много интересного, стоит только повернуть голову влево или вправо. А когда получится перевернуться на животик, то можно будет хорошенько рассмотреть себя в зеркале и увидеть, как выглядят собственные движения

Невозможно насильно ускорить формирование новых навыков у детей. Стадии развития движений в первый год жизни ребёнка «запрограммированы» биологически и генетически. В основе «программы» лежит эффект миелинизации нервных волокон.

Миелин — вещество, которое составляет оболочку нервных волокон (похоже на изолятор у провода). Покрывая волокна, он улучшает проводимость нервных импульсов через нервные пути. Если нервные волокна, которые отвечают за работу того или иного органа, ещё не миелинизированы, то этот орган активно работать не будет.

Например, если волокна, отвечающие за работу руки, ещё не начали свою миелинизацию, то рука младенца не сможет держать предмет. Постепенно, миелинизация нервных волокон улучшится, и движения руки станут более точными.

Миелинизация нервных волокон идёт «сверху вниз». От головы к ногам. Сначала начинает активно действовать голова, потом плечи, туловище и последними подключаются ноги.

Мы не можем по своему желанию ускорить развитие. Нельзя добиться хорошей моторики в раннем младенчестве. Для любого шага в развитии должна созреть соответствующая биологическая база, принуждение со стороны взрослых в этом случае недопустимо.


Позвольте малышу осваивать навыки в своём темпе, окружите родительским вниманием и теплом, чащё показывайте окружающий мир — тогда он будет развиваться гармонично

Развитие движений в первый год жизни

Предлагаем рассмотреть, какие двигательные навыки приобретает ребёнок в каждый месяц своей жизни. А в конце статьи вы найдёте таблицу, с которой можно сверяться. Рекомендуем использовать эту информацию как ориентир, ведь скорость развития движений не может и не должна быть одинаковой у всех детей. Каждый человек — индивидуальность, и он не обязан развиваться по графику, поэтому небольшие отхождения от него нормальны. Не случится ничего страшного, если малыш начнёт держать голову, сидеть или ходить на месяц раньше или позже условной нормы.

Многие не ползают, а сразу пытаются ходить. Есть дети, которым ползать удобнее, и они не спешат переходить в вертикальное положение. Есть «скороспелки», которые в 10–11 месяцев уже бегают. Это всё — варианты нормы.

А чтобы вам было проще создавать и поддерживать условия для гармоничного развития, мы опишем основные этапы формирования двигательных навыков с рождения и до 12 месяцев.

С 1 до 3 месяцев

В первый месяц после рождения младенец двигается резко и хаотично, нередко вздрагивает во сне. Это объясняется незрелостью центральной нервной системы (ЦНС) и физиологическим повышением тонуса мышц.

К концу первого месяца ЦНС совершенствуется, тонус мышц приходит в норму, движения становятся плавными. При выкладывании на живот малыш пытается поднять голову, при этом у него рефлекторно сгибаются ноги в коленных суставах.

Двухмесячный ребёнок активно машет ручками и ножками, при выкладывании на живот уверенно поднимает голову и задерживается в таком положении на 1–2 минуты. В 8–10 недель большинство детей хорошо держат голову.

К концу третьего месяца пытается дотянуться руками до яркой игрушки, лёжа на животе опирается на руки и приподнимает верхнюю часть туловища, уверенно держит голову. При поднятии головы ноги расслаблены.

Важно, чтобы в поле видимости была всего пара игрушек. Это поможет ему легко сделать выбор и сосредоточиться на движении

От 3 до 6 месяцев

К началу четвёртого месяца жизни уже хорошо управляет руками. Играет с подвешенными над кроватью игрушками, особенно если при ударе они издают интересный звук. Удерживает вложенную в ладонь игрушку 15–20 секунд.

В положении на животе дети упираются на выпрямленные руки, пытаются перевернуться с живота на спину. Обычно от первых попыток до уверенных переворотов проходит 2–3 недели.

Пятимесячный малыш хватает пальцы взрослого, самостоятельно берёт игрушки и тянет их в рот. Мелкие предметы дети берут двумя пальчиками — указательным и большим, крупные — всей рукой. Разрешать пробовать вещи на вкус или нет — личное дело каждого, но помните, что для него это один из способов познать мир.

Если пятимесячного ребёнка взять за руки и слегка потянуть на себя, он приподнимет голову и напряжётся — это первые попытки сесть.

Лёжа на спине малыш поднимает руки, ноги и расставляет их в стороны. А лёжа на животе он занимает позу самолётика — расставляет руки в стороны, а ноги вытягивает. Также овладевает перекатами, то есть уже начинает перемещаться в пространстве.

Ползание в этом возрасте ещё в зачаточном состоянии развития и похоже на движение ящерицы, малыш «ползёт» на животе. Затем он с помощью рук начинает подтягиваться вперёд. Часто дети, ещё не понимая, как нужно двигаться вперёд, начинают делать это в обратном направлении, что вызывает у них большое изумление. Вместо того, чтобы ползти к игрушке, они наоборот двигаются от неё назад. При этом ноги остаются вытянутыми и в движениях не участвуют.

В шесть месяцев переворачивается на живот и обратно на спину, пытается встать на четвереньки. Лёжа или полусидя малыш способен провести довольно много времени, рассматривая, ощупывая и пробуя на вкус игрушки. Особый интерес вызывают погремушки — он быстро понимает, что нужно сделать, чтобы извлечь звук, и способен повторять нужные движения снова и снова.

Если шестимесячного малыша посадить, он сможет удерживать тело в таком положении. При этом у него меняется восприятие окружающего пространства. Из положения сидя предметы выглядят иначе, чем из лежачего, и освобождаются руки. Соответственно, он может перекладывать предмет из одной руки в другую и исследовать его на ощупь.

Если в это время ребёнка постоянно переносят в креслице или в слинге, то процесс развития руки и грубой моторики существенно затормаживается.

Не так давно было принято усаживать детей между подушками — бытовало мнение, что это развивает физические способности. Сейчас педиатры настаивают: нужно сесть самостоятельно. Большинство делает это к концу первого полугодия жизни

От 6 до 9 месяцев

Основной навык, развивающийся в этот период — ползание на четвереньках. Малыш учится выполнять синхронные движения, контролировать работу симметричных групп мышц, тренирует спину и пресс. Позвоночник и суставы скоро будут хорошо подготовлены к ходьбе.

В 6–9 месяцев у появляется реакция равновесия, то есть он начинает чувствовать положение тела в пространстве и пытается его удержать в ровном положении. Также у него развивается способность полностью выпрямлять туловище.

С 7 месяцев ребёнок учится сидеть прямо с согнутыми в бёдрах ногами. Когда переворачивается со спины на живот, уже опирается на предплечья. И при этом он хорошо удерживает голову в нужном положении, что позволяет смотреть вперёд и уверенно обозревать окружающее пространство. Все эти движения становятся базой для развития ползанья.

К 7–8 месяцам можно наблюдать уверенное ползание: постепенно развиваются мышцы ног, они укрепляются и, как только это происходит, малыш переходит к ползанию на четвереньках. У каждого свой способ ползания, он очень быстро совершенствуется, и дети передвигаются ползком с огромной скоростью.


Подход к развитию движений у ребёнка в первый год жизни таков, что мы ничего не делаем за него. То есть не помогаем ползать, не переворачиваем его, а ждём, когда созреют биологические механизмы и он будет к этому готов сам

Ползание позволяет перемещаться на довольно большие расстояния, что ведёт к скачку в интеллектуальном развитии. И оно же выступает этапом в подготовке к ходьбе. Есть дети, которые не ползают. Это часто связано с ограничением пространства, с тем, что носят на руках, ограничивают его в манеже или в ходунках — тогда у него нет возможности для развития естественного движения. Это существенно задерживает в дальнейшем процесс ходьбы.

Если ребёнок пропускает этап ползания, это негативно сказывается на развитие межполушарных связей. Для того чтобы стимулировать этот процесс, можно разбрасывать мячики на полу, чтобы малыш опускался на четвереньки и их собирал, то есть вернулся на предыдущий этап и проработал его.

Почему ребёнок не ползает? Считается, что так происходит, если малыша не выкладывали на животик в 3–4 месяца и постоянно переносили его на руках. На эмоциональном уровне во взрослой жизни последствия не будут заметны. Но есть исследования, которые показывают взаимосвязь между активным ползанием и развитием письменной речи.

Предполагается, что ползание, формируя межполушарные связи, сказывается на речевом развитии. Заметная взаимосвязь отслеживается, когда исполняется 6–8 лет. Но в это время уже труднее вернуть интерес к ползанию.

Возраст 7–8 месяцев важен ещё и в том плане, что ребёнок начинает вставать на ноги, непродолжительное время стоит, может стоять на носочках, а затем постепенно становится на всю стопу. Также в этом возрасте дети могут подолгу сидеть, что даёт им возможность взаимодействовать с предметами, исследовать их, держать в руках и перекладывать. То есть переходит на новый исследовательский уровень своей деятельности.

В 7–9 месяцев начинают стоять самостоятельно у какой-то опоры. Этот этап очень важен, так как он развивает оба полушария мозга. Возникают межполушарные связи, потому что происходит синхронное движение правой и левой части рук и ног, и ребёнок познаёт себя через свои возможности в координации движений.

Такая перекладина поможет научиться стоять у опоры

От 9 до 12 месяцев

В 9–10 месяцев ребёнок отлично ползает и с большой скоростью передвигается по большим пространствам. Это открывает перед ним возможности к новым исследованиям окружающего мира.

В 10 месяцев начинает вставать из положения на четвереньках, при этом он отталкивается руками от пола, стоит на поверхности, переступает ногами, но пока ещё держится за опору. Хватается руками за перекладину в кроватке или край стула. В это же время учится опускаться на пол: координация его движений совершенствуется с каждым месяцем.

Потом пробует ходить, удерживаясь за край дивана, опираясь на стену или держа взрослого за руку. Большинство родителей, обучая детей ходьбе, ставит их впереди спиной к себе и держит за обе руки, но гораздо безопаснее, когда взрослый делает шаги назад, находясь лицом к ребёнку.

Малыш с удовольствием подражает движениям взрослых — он может махать рукой, достаёт предметы из ящиков, уже собирает разбросанные игрушки и перемещается в пространстве. Соответственно, окружающее пространство должно быть готово, чтобы он мог свободно двигаться, перемещаться из комнаты в комнату. При этом дома должно быть достаточно безопасно.

С 12 месяцев ребёнок постепенно осваивает ходьбу. После освоения ходьбы с опорой наступает черёд самостоятельных шагов. Это серьёзное испытание: многие попросту боятся переступить с ноги на ногу. Дайте в руки яблоко или игрушку — это создаст иллюзию опоры и уменьшит страх.


Как только ребёнок начинает самостоятельно ходить, это становится его базовой потребностью. Он уже не может стоять на месте, ему нужно постоянно перемещаться. При этом остановки занимают не больше 3 минут

Таблица развития ребёнка по месяцам

Эта таблица послужит хорошим ориентиром по развитию движений до года. А у нас есть список из 150 игрушек до пяти лет и статья с примерами лучших игрушек до года, которые помогут создать дома развивающее пространство.

Возраст

Движения рук

Движения тела

Что предложить малышу

1 мес.рука не может держать предметпытается поднять голову, при этом ноги согнуты в коленяхмобили основных или пастельных цветов;

самодельные фигуры из бумаги, шарики, геометрические тела

2 мес.наблюдает за руками;

пытается совершать хватательные движения;

активно машет ручками и ножками
3 мес.начинает целенаправленно схватывать различные предметы (одеяла, игрушки), но ещё не умеет отпускать их, а когда пытается отпустить, трясёт рукойлёжа на животе опирается на руки и приподнимает верхнюю часть туловища;

хорошо держит голову, при поднятии головы ноги расслаблены

подвешиваем мобили так, чтобы мог дотянуться и захватить их, притянуть к себе;

предлагаем деревянные фигурки пастельных или основных цветов — деревянное колечко или небольшой колокольчик, который будет звенеть при каждом касании;

с 3 месяцев — два соединённых диска, деревянные шарики, закреплённые шнурком на палочке и шарики, скреплённые шнурком

4 мес.хорошо управляет руками, удерживает вложенную в ладонь игрушку 15–20 секундопирается на выпрямленные руки, пытается перевернуться с живота на спину;
5 мес.появляется осознанная работа руками;

хватает пальцы взрослого, самостоятельно берёт игрушки и тянет их в рот;

мелкие предметы берёт двумя пальчиками — указательным и большим, крупные — всей рукой

лёжа на спине поднимает руки, ноги и расставляет их в стороны;

лёжа на животе занимает позу самолётика — расставляет руки в стороны, а ноги вытягивает;

овладевает перекатами; «ползёт» на животе, подтягиваясь с помощью рук

6 мес.перекладывает предметы из одной руки в другуюпереворачивается на живот и обратно на спину, пытается встать на четвереньки;

если посадить, удерживает тело в таком положении

добавляем погремушки;

корзинки с сокровищами (с 5–6 знакомыми предметами из разных материалов, приятных визуально и на ощупь)

 

7–9 мес.появляется «обезьяний захват» — большой палец начинает участвовать в захвате предметов;

подолгу держит предметы в руках и исследует их;

большой палец при захвате оказывается напротив остальных (это делает движение руки более точными, ребёнок лучше контролирует пальцы)

ползает; пытается держать равновесие;

полностью выпрямляет туловище;

сидит прямо с согнутыми в бёдрах ногами самостоятельно;

начинает вставать на ноги, непродолжительное время стоит;

может стоять на носочках, затем на стопах;

стоит у опоры сам, подтягивается к ней

когда пытается вставать на ноги готов, предлагаем надёжную опору — перекладину, прикреплённую к стене, или домашнюю мебель (важно, чтобы она прочно стояла на полу и не сдвигалась, когда облокотится)
9–12 мес.
появляется пинцетный захват, в котором участвуют большой и указательный пальцы;

начинает манипулировать всё более и более мелкими предметами;

умеет отпускать предметы из рук, что приводит его в восторг, бросает предметы на пол

хорошо ползает;

осваивает ходьбу с опорой или за руку со взрослым, постепенно начинает ходить сам

Коротко о главном

  1. Развитие тела, рук и интеллекта у малыша тесно взаимосвязано, но начинается всё именно с движения.
  2. Для развития движений ребёнку в первый год жизни важно взаимодействовать со всем, что его окружает: видеть людей, комнату, улицу, иметь возможность трогать и рассматривать предметы. Чтобы познавать себя и мир, нужно быть ближе к нему, поэтому родителям следует как можно больше общаться с малышом и не изолировать от всего и всех.
  3. Домашнее пространство должно быть подготовлено для ребёнка раннего возраста: важно сделать его безопасным и позволить перемещаться максимально свободно. Хорошим решением будет постелить в комнате большой матрас на пол и расположить неподалёку игрушки, чтобы малыш смог достать их сам. Это поможет развивать крупную и мелкую моторику.
  4. В первые месяцы жизни следует выбирать игрушки и материалы, способствующие двигательной активности. При этом они не должны быть яркими и громкими, и не нужно большое количество. Многие игрушки легко сделать своими руками.
  5. Никакие игрушки не заменят внимания родителей, только с ним возможно гармоничное развитие.
  6. Когда ребёнок пытается что-то сделать сам, не стоит ему помогать. В противном случае сформируются ложные представления о своих возможностях, станет меньше мотивации исследовать мир, и развитие может замедлиться.
  7. Нельзя ускорить развитие движений до года насильно. «Алгоритм» задан природой, поэтому нет смысла заставлять ребёнка сидеть, стоять или ходить раньше времени.
  8. Скорость развития у каждого своя. Нет ничего страшного в том, что малыш отстаёт от графика или опережает его на несколько недель.

Статья подготовлена с помощью материалов наших экспертов: Марины Белоус — практикующего семейного врача, Веры Могилёвой — кандидата психологических наук и Монтессори-педагога AMI

Фото Ольги Горевой, Юлии Воробьёвой и Анны Ефремовой

Редактор: Камила Кленовиц

Возможно, вам будет интересна электронная книга о развитии ребёнка в первый год жизни. В ней всё по науке, но простыми словами. Самое важное всего на 60-ти страницах.

Ребенок от 6 до 7 месяцев, чем с ним заниматься

В шестимесячном возрасте появляются новые особенности в поведении ребенка. Он начинает по-разному реагировать на знакомых и незнакомых людей. Увидев незнакомцев или родственников, редко бывающих в гостях, малыш настораживается и с опаской смотрит на них. Он перестает улыбаться и на попытки постороннего человека взять его на руки может расстроиться и заплакать. Но через некоторое время, когда ребенок привыкнет к присутствию незнакомцев, он будет приветливо смотреть на них и может взять из рук гостей игрушку.

Такое поведение связано с тем, что ребенок не знает, чего ожидать от незнакомцев, поскольку не имеет опыта общения с ними.

В этом возрасте совершенствуются моторные навыки. Многие дети пытаются продвигаться на животе вперед, устойчиво сидят, держат игрушку двумя руками.

Ребенок начинает подбирать мелкие предметы с пола, так как лучше «управляет» своими пальчиками.

Малыш узнает знакомые предметы, внимательно рассматривает их и пытается извлечь звук (трясет погремушкой, прислушивается и опять трясет ею). Детям нравится шуршащая бумага (фольга, оберточная бумага). Помните, что в этом возрасте малыши тянут все предметы в рот, поэтому следите за ребенком, когда он играет с бумагой.

Шестимесячный малыш любит общаться со взрослыми и активно показывает свое стремление. Лепет ребенка становится намного выразительнее и может означать просьбу или вопрос.

Во время кормления посадите малыша на детский стульчик и положите на столик кусочки печенья или сушку. Ребенок будет брать кусочки еды и засовывать их в рот. Таким образом он совершенствует движения пальцев и координацию движений рук.

Приготовьте желе и положите его на столик перед ребенком. Он будет пытаться брать скользкие кусочки желе и тянуть их в рот.

Понаблюдайте за реакцией ребенка на различные запахи. Сделайте несколько шариков из марли или бинта, положите в один из них дольку чеснока, в другой — кусочек лука, в третий — гвоздику, четвертый смочите одеколоном. Поднесите их поочередно к носу малыша с одной стороны, а затем с другой, и посмотрите, как он реагирует на запахи. По мимике ребенка, активным движениям ног или повороту головы в противоположную сторону вы сможете определить, какие запахи ему неприятны.

Учите малыша хлопать в ладошки. Возьмите ладошки ребенка и похлопайте ими друг о друга, напевая песенку «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки…».

Учите ребенка поднимать ручки вверх и класть их на голову, при этом можно читать стишок о птичках.

Произнося слова «птички полетели, на головку сели…» возьмите ручки малыша, поднимите их вверх и прикоснитесь к голове.

Предлагая игрушки или выполняя действия с ними, побуждайте ребенка к исследованию и принятию решения. Когда малыш держит в обеих ручках игрушки, предложите ему третью игрушку. Сначала ребенок попытается взять предложенную игрушку, не выпуская из рук те, которые держит. Но со временем малыш поймет: для того чтобы взять эту игрушку, нужно освободить руки.

Возьмите у ребенка игрушку и наполовину прикройте ее пеленкой или платком. Сначала малыш будет брать игрушку за видимый край, а потом научится стаскивать платок с игрушки.

Предлагайте ребенку разные игры со звуками. Не забывайте, что развивающие игрушки для детей этого возраста – практически все окружающие предметы. Наполните несколько металлических баночек крупами или мелкими игрушками. Поочередно потрясите каждой баночкой, чтобы малыш видел, как вы это делаете. Через некоторое время он будет сам трясти баночками, чтобы извлечь звук.

Возьмите несколько пластмассовых или металлических формочек и покажите ребенку, как нужно ударять ими друг о друга. Затем сделайте это вместе.
Покажите малышу жест «пока-пока». Когда кто-нибудь уходит из дома, машите рукой и говорите: «Пока-пока». Очень скоро кроха начнет махать ручкой на прощание.
Повторяйте за ребенком звуки, которые вы слышите в его лепете. Меняйте интонацию и выражение лица, когда произносите звуки. Глядя на выражение вашего лица, малыш будет радоваться или удивляться и, возможно, начнет повторять за вами новые звуки.

Разговаривайте с ребенком простыми фразами и выразительным голосом. Когда вы одеваете, купаете или кормите малыша, всегда озвучивайте свои действия. Например, когда одеваете ребенка, говорите: «Давай ручку. Где твоя ножка?» Вскоре он начнет поднимать ручку или ножку в ответ на вашу просьбу.

Не забывайте время от времени смотреть ребенку в глаза и улыбаться. Когда вы берете малыша на руки, даете ему игрушку, качаете в гамаке или сидите с ним на полу, привлекайте его внимание к своему лицу. Ребенок научится понимать ваше настроение, различать выражение радости, удовольствия, восторга или грусти.

Подносите малыша к радиоприемнику или магнитофону и давайте ему слушать музыку или песенки, танцуйте с ним. Говорите ребенку и показывайте, откуда звучит музыка.

Запись этапов развития — 12 месяцев: Медицинская энциклопедия MedlinePlus

URL этой страницы: //medlineplus.gov/ency/article/002005.htm

Чтобы использовать функции обмена на этой странице, включите JavaScript.

Типичный 12-месячный ребенок демонстрирует определенные физические и умственные способности. Эти навыки называются вехами развития.

Все дети развиваются немного по-разному. Если вас беспокоит развитие вашего ребенка, поговорите с лечащим врачом вашего ребенка.

ФИЗИЧЕСКИЕ И МОТОРНЫЕ НАВЫКИ

Ожидается, что 12-месячный ребенок:

  • будет в 3 раза больше своего веса при рождении
  • вырастет на 50% от длины тела при рождении
  • грудь
  • Иметь от 1 до 8 зубов
  • Стоять, ни за что не держась
  • Ходить одному или держась за одну руку
  • Садиться без посторонней помощи
  • Ударять 2 кубиками вместе
  • Перелистывать страницы книги, переворачивая их страницы за раз
  • Поднимать небольшой предмет кончиками большого и указательного пальцев
  • Спать от 8 до 10 часов в сутки и вздремнуть от 1 до 2 раз днем ​​

СЕНСОРНОЕ И КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Типичный 12-месячный ребенок

  • Следит за быстро движущимся объектом команды
  • Пытается имитировать звуки животных
  • Связывает имена с предметами
  • Понимает, что предметы продолжают существовать, даже если их не видно
  • Участвует в одевании (поднимает руки)
  • Играет в простые игры вперед-назад (мяч игра)
  • Указывает на предметы указательным пальцем
  • Машет на прощание
  • Может развить привязанность к игрушке или предмету
  • Испытывает тревогу разлуки и может цепляться за родителей
  • Может совершать короткие поездки вдали от родителей, чтобы исследовать знакомые места
  • ИГРА

    Вы можете помочь своему 12-месячному ребенку развить навыки с помощью игры:

    • Предоставьте книжки с картинками.
    • Предлагайте различные стимулы, например, поход в торговый центр или зоопарк.
    • Мяч для игры.
    • Увеличивайте словарный запас, читая и называя людей и предметы в окружающей среде.
    • Научите горячему и холодному через игру.
    • Предложите большие игрушки, которые можно толкать, чтобы стимулировать ходьбу.
    • Пой песни.
    • Устройте свидание с ребенком того же возраста.
    • Избегайте просмотра телевизора и другого экранного времени до 2 лет.
    • Попробуйте использовать переходный объект, чтобы помочь справиться с тревогой разлуки.

    Нормальные вехи детского роста — 12 месяцев; Вехи роста для детей – 12 месяцев; Вехи роста детства — 12 месяцев; Здоровый ребенок — 12 месяцев

    Веб-сайт Американской академии педиатрии. Рекомендации по профилактике детского здоровья. www.aap.org/periodicityschedule. Обновлено 27 октября 2022 г. По состоянию на 11 января 2023 г.

    Маркданте К.Дж., Клигман Р.М. Нормальное развитие. В: Маркданте К.Дж., Клигман Р.М., ред. Нельсон Основы педиатрии . 8-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Elsevier; 2019: глава 7.

    Onigbanjo MT, Feigelman S. Первый год. В: Kliegman RM, St. Geme JW, Blum NJ, Shah SS, Tasker RC, Wilson KM, eds. Учебник Нельсона по педиатрии . 21-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Elsevier; 2020: глава 22.

    Обновлено: Нил К. Канеширо, доктор медицинских наук, MHA, клинический профессор педиатрии Медицинской школы Вашингтонского университета, Сиэтл, Вашингтон. Также рассмотрены Дэвидом Зивом, доктором медицинских наук, MHA, медицинским директором, Брендой Конауэй, редакционным директором, и A.D.A.M. Редакционная коллегия. Редакционное обновление 11.01.2023.

    Запись основных этапов развития: Медицинская энциклопедия MedlinePlus

    URL этой страницы: //medlineplus.gov/ency/article/002002.htm

    Чтобы использовать функции обмена на этой странице, включите JavaScript.

    Вехи развития — это поведение или физические навыки, наблюдаемые у младенцев и детей по мере их роста и развития. Переворачивание, ползание, ходьба и разговор считаются вехами. Вехи различны для каждого возрастного диапазона.

    Существует нормальный диапазон, в котором ребенок может достичь каждой вехи. Например, некоторые дети могут начать ходить уже в 8 месяцев. Другие ходят уже в 18 месяцев, и это все еще считается нормальным.

    Одной из причин посещения врача в раннем возрасте здоровым ребенком является наблюдение за его развитием. Большинство родителей также наблюдают за различными вехами. Поговорите с врачом вашего ребенка, если у вас есть опасения по поводу развития вашего ребенка.

    Внимательное наблюдение за «контрольным списком» или календарем этапов развития может беспокоить родителей, если их ребенок не развивается нормально. В то же время вехи могут помочь выявить ребенка, нуждающегося в более детальном обследовании. Исследования показали, что чем раньше начинаются услуги по развитию, тем лучше результат. Примеры услуг по развитию включают: логопедию, физиотерапию и дошкольное развитие.

    Ниже приведен общий список некоторых вещей, которые дети могут делать в разном возрасте. Это НЕ точные рекомендации. Существует множество различных нормальных темпов и моделей развития.

    Младенец — от рождения до 1 года

    • Способен пить из чашки
    • Способен сидеть самостоятельно, без поддержки
    • Болтает
    • Демонстрирует социальную улыбку
    • Получает первый зуб
    • Играет в пико Подтягивание себя в положение стоя
    • Самостоятельно переворачивается
    • Говорит «мама» и «папа», используя соответствующие термины
    • Понимает «НЕТ» и прекращает деятельность в ответ
    • Ходит, держась за мебель или другую опору

    Малыш — от 1 до 3 лет

    • Способен есть аккуратно, с минимальным проливом
    • Способен рисовать линию (если показана)
    • Способен бегать, поворачиваться и ходить задом наперед
    • Способен произносить имя и фамилию
    • Способен ходить и вниз по лестнице
    • Начинает крутить педали на трехколесном велосипеде
    • Может называть изображения обычных предметов и указывать на части тела
    • Самостоятельно одевается с небольшой помощью
    • Имитирует речь других, «вторит» слову
    • Учится делиться игрушками (без помощи взрослых) направление)
    • Учится по очереди (если указано) во время игры с другими детьми
    • Осваивает ходьбу
    • Распознает и обозначает цвета соответствующим образом
    • Распознает различия между мальчиками и девочками
    • Использует больше слов и понимает простые команды
    • Использует ложку, чтобы есть

    Дошкольник — от 3 до 6 лет

    • Способен рисовать круг и квадрат
    • Способен рисовать фигурки из двух-трех элементов для людей
    • Умеет прыгать
    • Улучшает балансировку, может начать кататься на велосипеде
    • Начинает распознавать написанные слова, начинает читать0016
    • наслаждается рифмами и словом, играя
    • HOPS на одной ноге
    • Поездки на трицикл скважина
    • Стартовые школы
    • Понимает размер концепции
    • Понимает концепции времени

    . навыки для командных видов спорта, таких как футбол, тибол или другие командные виды спорта

  • Начинается потеря «молочных» зубов и появляются постоянные
  • У девочек начинают расти волосы в области подмышек и на лобке, развивается грудь
  • Менархе (первая менструация) может наступить у девочек
  • Знакомство со сверстниками становится важным
  • Дальнейшее развитие навыков чтения
  • Распорядок дня, важный для дневной деятельности — от 12 до 18 лет

    • Рост, вес взрослого человека, половая зрелость
    • У мальчиков наблюдается рост волос в области подмышек, груди и лобка; изменения голоса; и яички/пенис увеличиваются
    • У девочек наблюдается рост волос в области подмышек и на лобке; грудь развивается; начало менструального цикла
    • Принятие и признание сверстников имеет жизненно важное значение
    • Понимает абстрактные понятия

    Смежные темы включают:

    • Отчет об этапах развития — 2 месяца
    • Отчет об этапах развития — 4 месяца
    • Отчет об этапах развития
    • Учет вех развития — 9 месяцев
    • Учет вех развития — 12 месяцев
    • История развития — 18 месяцев
    • История развития — 2 года
    • История развития — 3 года
    • История развития — 4 года
    • История развития — 5 лет
    • Рост детей; Нормальные вехи детского роста; Вехи роста в детстве

      • Рост в развитии

      Болл Дж.

  • Оставьте комментарий