Обязательный 2 иностранный язык в школе: В российских школах перестанет быть обязательным для изучения второй иностранный язык

Содержание

введение второго иностранного по ФГОС

Всё, что вы хотели узнать про второй иностранный в школе, но не знали, у кого спросить

Эксперт и руководитель по учебной работе домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Ирина Фомичева рассказала, обязателен ли второй иностранный в школе в 2020 году.

  • Text Link

Ирина Фомичева

Руководитель по учебной работе. Заботится о том, чтобы программа была интересной и у детей было удобное расписание.

Зачем ввели изучение второго иностранного языка в школе

Изучение второго иностранного языка в школе предусмотрено в действующих федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). ФГОС являются главным ориентиром для образовательных организаций при составлении учебных программ. 

На практике до 2019 года второй иностранный язык преподавался лишь в некоторых школах по причине нехватки кадров и ресурсов. В сентябре 2019 года Минпросвещения России опубликовало письмо «Об изучении учебного предмета “Второй иностранный язык”», после которого школы массово начали включать в программы изучение второго иностранного языка. Но ресурсов по-прежнему не хватает — и не у всех организаций получается ввести такой предмет в программу. 

К 2024 году в России должен завершиться переход на новейшие ФГОС третьего поколения. Сейчас продолжается их разработка и совершенствование. Предполагается, что главным отличием от предыдущих стандартов станет конкретизация и чёткость. По новым ФГОС второй иностранный в школе перестанет быть обязательным — школы смогут расслабиться. Но проект всё ещё в разработке.

Сейчас ситуация обстоит так, что в некоторых школах ввели второй иностранный, в некоторых — нет. Где-то язык учат по желанию, а где-то в качестве обязательного предмета. Тем не менее по действующим ФГОС язык формально обязателен.

Зачисляя ребёнка в школу, родители соглашаются с действующими локальными актами организации. Если второй иностранный действительно преподаётся в качестве обязательного, придётся учить. 

<<Форма демодоступа>>

Домашняя онлайн-школа «Фоксфорда» сотрудничает с рядом школ-партнёров, где наши ученики проходят аттестацию. В некоторых организациях аттестация по второму иностранному языку обязательна, если ребёнок на заочной форме обучения. На семейной форме аттестацию по второму иностранному можно не сдавать, но мы рекомендуем посещать занятия, особенно учащимся 5–7 классов. Ведь мир становится всё глобальнее, и умение хотя бы немного изъясниться на распространённом европейском языке не будет лишним.
                                                                                                     Ирина Фомичева
Источник: freepik.com / @lookstudio

Плюсы и минусы изучения второго иностранного

Многие родители и школьники не понимают, зачем изучать второй иностранный в школе. Но владение несколькими языками имеет ряд преимуществ:

Повышение конкурентоспособности. Школьник, освоивший два и более иностранных языка, больше ценится на рынке труда. 

Развитие мозга. Изучение иностранных языков положительно влияет на общее умение мыслить и эрудицию.  

Расширение кругозора. При изучении иностранного языка ребёнок взаимодействует с чужой культурой, открывает для себя новые традиции и обычаи.

Кажется, что чем больше языков учишь, тем круче. Но у подхода есть и возможные минусы:

Путаница в голове. Если по первому иностранному ещё не сформировалась качественная база, ребёнок может запутаться в грамматических правилах, лексическом запасе или фонетических особенностях. 

Чрезмерная нагрузка. В традиционной школе ребёнок чаще всего перегружен учёбой, и лишние часы изучения второго иностранного не всегда эффективны. Важно трезво оценивать ресурсы школьника на освоение ещё одного языка. 

Чтобы дети могли изучать иностранную культуру без спешки и перегруженности, мы ввели курсы страноведения в 6–9 классах домашней школы «Фоксфорда». На занятиях учащиеся знакомятся с азами одного из мировых языков, культурой и историей стран-носительниц, особенностями быта и государственного устройства. Такое контекстное погружение в язык не вызывает страха и отторжения. При этом дети незаметно для себя осваивают минимальный лексический набор и азы грамматики и фонетики.
                                                                                                     Ирина Фомичева

Резюме

По текущим ФГОС второй иностранный обязателен. Но пока что организации сами решают, как организовывать обучение второму иностранному языку в школе при наличии ресурсов. Вне зависимости от того, станет ли когда-то обязательное изучение второго иностранного языка повсеместным, изучать его можно уже сейчас. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» проходят курсы немецкого, французского и испанского — с ними легко начать изучение ещё одного языка. Если второй иностранный язык всё же появится в аттестационных графиках хоумскулеров, ребёнок, записавшийся на курс, будет во всеоружии. 

Начните изучать иностранные языки вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду вы получите бесплатный недельный доступ к курсу интересного вам иностранного языка: испанский язык —
SPAIN2020, немецкий язык — GERMAN2020, французский язык — FRENCh3020.

Добро пожаловать в «Домашнюю школу Фоксфорда»!

Изучайте иностранные языки вместе с «Домашней школой Фоксфорда»! Запишитесь на бесплатную консультацию и узнайте больше об обучении в нашей школе.

Принимаю условия соглашения и политики конфиденциальности

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Упс 🙁 Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту [email protected].

Второй иностранный язык в школах больше не обязательный: новые ФГОСы и мнение учителей

Второй обязательный иностранный язык появился в некоторых российских школах в 2010 году. Новый ФГОС отменит это решение и снова сделает второй иностранный необязательным. Разобрались, что это значит и что об этом решении думают учителя.

Насколько обязательным был второй иностранный

Согласно Федеральному образовательному стандарту основного общего образования, принятому в 2010 году, второй иностранный язык должен был стать обязательным для изучения во всех школах России примерно к 2024 году. Предполагалось, что предмет будет вводиться в периоде с 5-го по 9-й класс — на усмотрение самой школы. Главное, чтобы за время обучения дети освоили не менее 5267 и не более 6020 часов программы (минимум два часа в неделю).

До 2019 года второй иностранный язык был обязательным лишь формально. В сентябре 2020 года Минпросвещения опубликовало письмо «Об изучении учебного предмета „Второй иностранный язык“» — и школы стали массово вводить его в учебные планы, но многие дети продолжили изучать второй иностранный язык по желанию или на дополнительных занятиях.

Новые ФГОСы делают предмет необязательным для всех: учебные заведения будут сами решать, вводить второй иностранный в образовательную программу или нет. Решение будет приниматься после совещания с родителями. Английский останется обязательным иностранным языком.

«В соответствии со стандартом введение второго обязательного языка определяется школой с учетом мнения родителей. Такая формулировка в том варианте стандарта, который принят».

Сергей Кравцов, министр просвещения

Новый ФГОС начнет действовать с 1 сентября 2022 года, но, по данным «Российской газеты», родители детей, идущих в среднюю школу в 2021 году, могут написать заявление на имя директора об исключении второго иностранного языка из расписания.

«Дети, которые хотят выучить язык, все равно сделают это»

Анастасия Кондратьева, методист кафедры иностранных языков ГБОУ Школа № 1354 «Вектор», преподаватель английского и китайского:

В школе, в которой я училась и сейчас работаю, практика обязательного изучения двух иностранных языков существует 20 лет. Я на себе почувствовала, что значит иметь английский язык и второй иностранный с 5-го класса. Нормально через это прошла, выжила. И, на самом деле, больше приобрела, чем потеряла.

Есть родители, которые считают, что нормально изучить второй иностранный в школе нельзя и он там не нужен. Мне кажется, что это аргумент тех, чьи дети не очень трудолюбивы, потому что изучение любого иностранного языка — это именно труд. А труд может быть в радость. Но, на самом деле, задача любого учителя как раз и состоит в том, чтобы детям новый язык показался интересным, потому что тогда они не будут замечать проведенного на уроке времени.

Главное, чтобы все это в итоге было по обоюдному согласию, с радостью

Второй иностранный в школе вообще нужен не для того, чтобы его выучить: учитель знакомит ребенка с другим языком и культурой, дает заинтересоваться им. Такой предмет в школе дает возможность свободнее общаться с людьми по всему миру, использовать иностранный и в работе, и в хобби. Это просто раскрывает потенциал детей.

Конечно, решение, которое мы обсуждаем, позволит отсеивать тех, кому второй иностранный язык на школьном этапе не нужен, оставит только мотивированных и готовых прилагать усилия учеников. Но задача учителя всегда была в том, чтобы замотивировать всех. Поэтому важно, чтобы возможность окунуться в предмет и даже если не влюбиться в него, то хотя бы познакомиться с культурой и обогатиться расширением кругозора оставалась у всех.

Вставка HTML

Школам, где второго иностранного языка не было изначально, будет труднее ввести его после нового ФГОСа, но никто не отменял дополнительное образование. Думаю, дети, которые захотят выучить язык, сделают это независимо от того, в каком классе они обучаются. Новый образовательный стандарт вряд ли существенно изменит ту систему образования, которая сейчас есть в школах: школьники готовы изучать второй иностранный язык, и те родители, которые поддерживают своих детей, поддержат и школу.

В Москве все равно уже не существует «гимназий» или «языковых школ»: есть учреждения с профильными классами, в которых изучается второй иностранный язык. И, как правило, выбор, брать ли его, остается за учащимися и родителями. Дети, которые идут в профильный гуманитарный класс, понимают, что у них будет второй иностранный. Но он может пригодиться и тем, кто выбирает технический профиль.

ФГОС будет принят только в сентябре 2022 года, и пока у нас есть время понять, насколько он будет эффективен, поддержат ли решение родители. Пока стандарт обсуждается в СМИ, а учителя находятся в отпусках и не могут собраться на педсовете, чтобы обсудить все плюсы и минусы нового решения. Все школы все равно работают по ФГОС, и наша не исключение. А нововведения в сфере образования появляются довольно часто, и мы к ним готовы.

Фото: Shutterstock / lonndubh

Зачем изучать иностранный язык?

Зачем изучать иностранный язык? Перейти к основному содержанию Перейти к основной навигации Перейти к нижнему колонтитулу

За последние десятилетия наш мир стал более взаимозависимым, а новые технологии позволили нам работать в тесном контакте с людьми во всем мире.

По мере развития отношений со странами растет и потребность в владении иностранным языком.

У нас есть повышенная потребность в просвещенном гражданстве, которое культурно и лингвистически готово функционировать в современном мире.

  1. Изучение иностранного языка формирует более позитивное отношение и снижает предубеждение по отношению к другим людям.
  2. Изучение иностранного языка повысит ваши шансы на получение работы.
  3. Изучение новой культуры поможет вам познакомиться с новыми и интересными людьми.
  4. Взаимодействие с другой культурой позволяет людям глубже понять свою культуру.
  5. Изучение иностранных языков повышает уверенность.
  6. Выпускники часто называют курсы иностранных языков одними из самых ценных курсов в колледже из-за навыков общения, которые они развили в процессе.
  7. Путешествие за границу становится проще и приятнее благодаря знанию иностранного языка.
  8. Такие навыки, как решение проблем, работа с абстрактными понятиями, улучшаются при изучении иностранного языка.
  9. Изучение иностранного языка расширяет возможности в правительстве, бизнесе, медицине, юриспруденции, технологиях, армии, промышленности, маркетинге и т. д.
  10. Второй язык улучшит ваши навыки и оценки по математике и английскому языку, а также по SAT и GRE.
  11. Аналитические способности улучшаются, когда ученики изучают иностранный язык.
  12. Иностранные языки обеспечивают конкурентное преимущество при выборе профессии: можно общаться на втором языке.
  13. Изучение иностранного языка улучшает навыки аудирования и память.
  14. Человек более эффективно и ответственно участвует в многонациональном мире, если знает другой язык.
  15. Ваши рыночные навыки в мировой экономике улучшатся, если вы выучите другой язык.
  16. Изучение иностранного языка дает ощущение прошлого: культурно и лингвистически.
  17. Изучение иностранного языка улучшает знание собственного языка: увеличивается словарный запас английского языка.
  18. Изучение иностранных языков учит и воспитывает уважение к другим народам: способствует пониманию взаимосвязи языка и природы человека.
  19. Иностранные языки расширяют мировоззрение, облегчают жизненный опыт, делают человека более гибким и терпимым.
  20. Иностранные языки расширяют мировоззрение и ограничивают барьеры между людьми: барьеры вызывают недоверие и страх.
  21. Изучение иностранного языка полностью изменит ваш опыт путешествий.
  22. По мере роста иммиграции нам нужно подготовиться к изменениям в американском обществе.
  23. Человек имеет явное преимущество на мировом рынке, если он говорит на двух языках настолько, насколько это возможно.
  24. Иностранные языки открывают дверь в искусство, музыку, танцы, моду, кухню, кино, философию, науку…
  25. Изучение иностранного языка — это просто часть базового гуманитарного образования: «обучать» — значит выводить, выводить из замкнутости, узости и тьмы.

* Кредит Обернскому университету для составления доводов

Список языков по количеству носителей от «Jroel» — Лицензия CC BY-SA 4.

0

Установление соединения…

AskNigel

Face off: Должны ли школы сделать обязательным изучение хотя бы одного иностранного языка? — YP

Если вы заинтересованы в участии в будущих дебатах Face Off, заполните эту форму , чтобы подать заявку.

Поскольку наш мир продолжает становиться все более глобализированным, владение несколькими языками стало необходимостью.

Изучение иностранного языка способствует лучшему общению и сотрудничеству. Это также улучшает аналитические способности и память человека и, самое главное, предоставляет больше возможностей для карьерного роста.

Будучи по крайней мере двуязычным, вы можете общаться с большим количеством людей. Только подумайте об этом: изучение мандарина позволит вам общаться с более чем миллиардом человек по всему миру, а изучение хинди позволит вам общаться с 650 миллионами человек. Более того, общение с кем-то на его родном языке приводит к лучшему пониманию его культуры и позволяет получить по-настоящему захватывающий опыт.

Почему самым сильным брендом Hong Hong является кантонский язык

Многочисленные исследования, в том числе в Йоркском университете в Торонто, Канада, доказали преимущества многоязычия. Сканирование мозга показало, что у двуязычных людей больше серого вещества в областях мозга, отвечающих за исполнительную функцию, что улучшает их кратковременную память и концентрацию внимания. Кроме того, способность переключаться между двумя языками помогает двуязычным людям одновременно решать несколько сложных тем и поддерживать активность своего мозга.

Между тем, исследования с детьми младше года, которые были знакомы более чем с одним языком, показали, что у них лучше развиты когнитивные способности, чем у детей, которые этого не знали. Исследования также показывают, что дети, которые изучают иностранный язык, улучшают свои математические навыки, преуспевают в других дисциплинах и проявляют больше творческих способностей.

Изучение иностранного языка полезно для здоровья и позволяет исследовать мир. Фото: Shutterstock

Изучение языков также полезно для нашего здоровья; он может отсрочить деменцию и болезнь Альцгеймера примерно на 4,5 года или даже предотвратить их развитие. Даже самые эффективные лекарства могут только отсрочить симптомы этих заболеваний на 6-12 месяцев.

Владение более чем одним языком может расширить ваши карьерные возможности. Это также может облегчить поиск стажировки или работы в разных странах и помочь вам заработать больше денег. На самом деле, экономист Массачусетского технологического института Альберт Сайз подсчитал двухпроцентную надбавку к зарплате для двуязычных выпускников американских колледжей.

Многоязычность дает множество преимуществ. Поэтому я считаю, что изучение хотя бы одного иностранного языка должно быть обязательным для всех студентов.

20 наиболее часто неправильно произносимых слов в английском языке

Против: Валери Чиу, 12 лет, St Mary’s Canossian College

Если вы введете в Google фразу «изучение нового языка», многие веб-сайты сообщат, как это может помочь вам стать гражданином мира, лучше понимать другую культуру и совершенствоваться. ваши навыки слушания и памяти. Учитывая его многочисленные преимущества, понятно, почему так много людей считают, что изучение иностранного языка должно быть обязательным в школе.

Тем не менее, давайте углубимся в процесс оттачивания нового языка, который требует времени, сил и энтузиазма.

Начнем с того, что изучение иностранного языка является сложной задачей и требует много времени. По данным Центра прикладных исследований второго языка, только 15% учащихся средних школ могут бегло говорить на повседневные темы на втором языке даже после четырех лет занятий.

Учащиеся уже достаточно напряжены — зачем добавлять еще к своей тарелке? Фото: Shutterstock

Кроме того, всем интересно изучать разные предметы. Например, одни увлекаются изучением иностранного языка, а другие одержимы математикой, наукой, искусством или музыкой. Если бы учащиеся должны были тратить время на изучение языка, который им неинтересен, они бы упустили возможность развить свои навыки в интересующем их предмете.

«Неразумно настаивать на том, чтобы студенты посвятили пять лет изучению предмета, к которому у них нет интереса или способностей, — сказал доктор Кевин Уильямс из Института образования Mater Dei в Дублине, Ирландия. «Я бы не хотел отказывать любому студенту в возможности изучать другой язык, какими бы низкими ни были его способности. Но это отличается от попыток заставить сопротивляющихся учеников, вопреки их желанию, изучать иностранный язык».

Британский подросток рассказывает, как изучение кантонского диалекта привело ее к созданию канала на YouTube

Изучение языка требует энтузиазма. Если кто-то не заинтересован в изучении, скажем, испанского или французского, то обучение не будет весёлым занятием.

Учащиеся должны иметь возможность изучать предметы, которые им нравятся. Тогда у них больше шансов добиться успеха в учебе и использовать свои навыки, чтобы стать чем-то великим.

Неразумно заставлять студентов учить язык вопреки их желанию.

Оставьте комментарий