Определение группы здоровья – методы формирования, определение и оценка развития ребенка

6. Группы здоровья, их характеристика.

Основными задачами контроля за здоровьем и развитием детей являются:

· углубленное исследование, оценка состояния здоровья ребенка в эпикризные периоды и назначение соответствующих рекомендаций с целью обеспечения его гармоничного развития, оптимального функционального состояния организма и полноценного здоровья;

· раннее выявление отклонений в состоянии здоровья ребенка для организации оздоровления и лечения с целью профилактики формирования хронических заболеваний.

Группу здоровья определяет педиатр, учитывая осмотры специалистов. При исследовании состояния здоровья ребенка учитываются в качестве основополагающих следующие критерии:

I критерий – наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе,

II критерий – уровень физического развития и степень его гармоничности,

III критерий – уровень нервно–психического развития,

IV критерий – резистентность организма,

V критерий – функциональное состояние органов и систем,

VI критерий – наличие или отсутствие хронических болезней или врожденных пороков развития.

I критерий обуславливает здоровье, II–VI критерии характеризуют здоровье.

Комплексная оценка с определением группы здоровья проводится по совокупности перечисленных критериев. Группа здоровья дает более широкое представление о состоянии здоровья ребенка, чем диагноз.

Первая (I) группа здоровья объединяет детей, не имеющих отклонений по всем избранным для оценки критериям здоровья, не болевших или редко болевших за период наблюдения, имеющих отставание в нервно–психическом развитии не более чем на 1 эпикризный срок, а также детей, имеющих единичные морфологические отклонения (аномалии ногтей, деформация ушной раковины и др.), не влияющие на состояние здоровья ребенка и не требующие коррекции.

Вторую (II) группу здоровья составляют также здоровые дети, но имеющие «риск» формирования хронических заболеваний. В раннем возрасте принято выделять 2 подгруппы среди детей со II группой здоровья.

II–A “угрожаемые дети”, имеющие отягощенный биологический, генеалогический или социальный анамнез, но не имеющие отклонений по всем остальным критериям здоровья.

II–Б группа “риска” – дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические изменения, часто болеющие дети (4 и более раз в год), дети с аномалиями конституции и другими отклонениями в состоянии здоровья.

Для отнесения детей раннего и дошкольного возраста ко II группе здоровья можно использовать перечень следующих основных отклонении в развитии и состоянии здоровья:

— ребенок от многоплодной беременности,

— недоношенность, переношенность, незрелость,

— перинатальное поражение ЦНС,

— внутриутробное инфицирование,

— низкая масса тела при рождении,

— избыточная масса тела при рождении (более 4 кг),

— рахит (начальный период, 1-я степень, остаточные явления),

— гипотрофия 1-й ст.,

— дефицит или избыток массы тела 1-й и II-й степени,

— аномалии конституции (экссудативно–катаральный, лимфатико-гипопластический, нервно–артритический диатезы),

— функциональные изменения сердечно–сосудистой системы, шумы функционального характера, тенденция к понижению или повышению АД, изменение ритма и частоты пульса, неблагоприятная реакция на функциональную пробу с мышечной нагрузкой,

— частые острые заболевания, в т.ч. респираторные,

— понижение содержания гемоглобина в крови до нижней границы нормы, угроза анемии,

— тимомегалия,

— дисфункция ЖКТ – периодические боли в животе, нарушение аппетита и др.,

— вираж туберкулиновых проб,

— состояние реконвалесценции «после перенесенных острых инфекционных и неинфекционных заболеваний с длительным нарушением общего самочувствия и состояния (в т.ч. острой пневмонии, болезни Боткина, острых нейроинфекций и др.),

— состояние после неотложных хирургических вмешательств.

Третья (III) группа здоровья объединяет больных детей с наличием хронических болезней или врожденной патологии в состоянии компенсации, т.е. с редкими, нетяжелыми по характеру течения обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего самочувствия и поведения, редкими интеркуррентными заболеваниями, наличием функциональных отклонений только одной, патологически измененной системы или органа (без клинических проявлений функциональных отклонений других органов и систем).

Четвертая (IV) группа включает в себя детей с хроническими болезнями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, которое определяется наличием функциональных отклонений не только патологически измененного органа, системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основного заболевания с нарушением общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжными реконвалесцентными периодами после интеркуррентного заболевания.

Пятая (V) группа – дети с тяжелыми хроническими заболеваниями, тяжелыми врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е. угрожаемые по инвалидности или инвалиды.

При отнесении детей ко 2 – 5 группам здоровья не обязательно наличие отклонений по всем критериям здоровья, достаточно по одному из них, но может быть и по нескольким. Группа здоровья определяется по самому тяжелому отклонению или диагнозу.

studfiles.net

4. Оценка здоровья детей и подростков

Разработаны и применяются критерии оценки здоровья детей и подростков, представленные ниже.

  1. Наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний.

  2. Уровень функционального состояния основных систем организма.

  3. Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям.

  4. Уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

По указанным критериям выделяются группы здоровья, представленные в таблице 12.

Таблица 12

Группы здоровья детей и подростков

Группа здоровья

Контингент групп здоровья

I

Здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций

II

Здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям

III

Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями

IV

Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями

V

Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма; как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охвачены

При массовых врачебных осмотрах для определения групп здоровья и распределения обследуемых по группам здоровья рекомендована схема, приводимая в таблице 13.

Таблица 13

Схема определения группы здоровья при массовых врачебных осмотрах в зависимости от характера и степени выраженности некоторых распространенных отклонений

В состоянии здоровья

Наименование отклонения

Группы здоровья

Клинические критерии

Отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы

Функциональный шум в сердце

II

Юношеская гипертрофия сердца, митральная форма сердца; малое (висячее) сердце

II

Тахикардия, брадикардия, синусовая аритмия, экстрасистолия

II

При отсутствии заболеваний сердца

Понижение артериального давления

II

При снижении систолического артериального давления у детей 8-12 лет до 80-85 мм рт. ст.; 13-16 лет до 90-95 мм рт. ст.

Вегетососудистая дистония по гипотоническому типу

III

Снижение систолического артериального давления у детей 8-12 лет ниже 80-85 мм рт. ст. и 13-16 лет ниже 90-95 мм рт. ст. при наличии повышенной утомляемости, головных болей, лабильности пульса, потливости и др.

Продолжение таблицы 13

Наименование отклонения

Группы здоровья

Клинические критерии

Вегетососудистая дистония по гипертоническому типу (гипертоническая болезнь IА стадии по А.Л. Мясникову)

III

Транзиторные подъемы систолического артериального давления до 135-140 мм рт. ст. (редко до 150 мм рт. ст.) при наличии вегетативной дисфункции – потливости, тахикардии, субфебриллитета и отсутствии изменений в сосудах глазного дна и на ЭКГ

Гипертоническая болезнь I стадии (IБ стадия по А.Л. Мясникову)

IV

Продолжительные подъемы систолического артериального давления до 150-160 мм рт. ст., уровень лабильный; диастолическое артериальное давление иногда повышается до 85-90 мм рт. ст.

Миокардит неревматической этиологии

III-IV

При полной клинической ремиссии III гр.

При неполной клинической ремиссии – IV гр.

Ревматизм

III-IV

Без порока сердца или с пороком без признаков недостаточности кровообращения, при отсутствии признаков активности ревматического процесса от 1 года до 5 лет после атаки – III гр.

Без порока сердца или с порокм без признаков недостаточности кровообращения в период стихания активности ревматического процесса (от 6 мес. До 1 года) – IV гр.

С пороком сердца и признаками недостаточности кровообращения I ст. при отсутствии признаков активности ревматического процесса (от 1 года и более после атаки) – IV гр.

Врожденный порок сердца

III-IV

Открытый боталлов проток, дефект межжелудочковой перегородки, без признаков нарушения кровообращения – III гр.

С недостаточностью кровообращения I ст. – IV гр.

Отклонения со стороны органов дыхания

Хронический бронхит

III-IV

При отсутствии клинических и функциональных изменений со стороны органов дыхания и других систем – III гр.

При их наличии – IV гр.

Хроническая пневмония

III-IV

При отсутствии клинических и функциональных отклонений со стороны органов дыхания и других систем – III гр.

При их наличии – IV гр.

Бронхиальная астма

III-IV

В межприступном периоде при отсутствии функциональных нарушений различных систем, органов и физического развития – III гр.;

При их наличии – IV гр.

Отклонения со стороны органов пищеварения

Кариес зубов

II-III

Кариес средней активности – II гр.

Высокой активности – III гр.

Аномалии прикуса

II-III

Начальные формы аномалии прикуса – II гр.

Значительно выраженные аномалии прикуса – III гр.

Дискинезия желчевыводящих путей

II-III

В стадии стойкой ремиссии – II гр.

Кратковременные, схваткообразные боли в правом подреберье или в области пупка, возникающие после еды или не связанные с приемом пищи, при мало нарушенном общем состоянии и слабовыраженных объективных данных – III гр.

Хронический холецистит

III-IV

В стадии стойкой ремиссии – III гр.; в стадии неполной ремиссии – IV гр.

Продолжение таблицы 13

Наименование отклонения

Группы здоровья

Клинические критерии

Хронический гастрит

III-IV

В стадии полной ремиссии – III гр.

В стадии неполной ремиссии – IV гр.

Хронический гастродуоденит

III-IV

В стадии полной ремиссии – III гр.;

В стадии неполной ремиссии (незначительные боли в эпигастральной области, голодные или спустя 2 часа и более после приема пищи) при наличии болезненной пальпации пилородуоденальной области – IV гр.

Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки

III-IV

При стойкой ремиссии – III гр.

Боли в подложечной области (голодные и ночные), отрыжки кислым, изжога, рвота, при локальной болезненности в подложечной и пилородуоденальной области, напряжения мышц эпигастральной области – IV гр.

Хронический колит, энтероколит

III-IV

В стадии ремиссии – III гр.

При неопределенных болях по всему животу, снижении аппетита, общей слабости, быстрой утомляемости, похудании, спастически сокращенном кишечнике, его вздутии и урчании – IV гр.

Гельминтоз

II-III

Без признаков интоксикации – II гр.

При их наличии – III гр.

Отклонения со стороны мочеполовой системы

Доброкачественная протеинурия при отсутствии заболеваний почек

II

Пиелонефрит хронический

III-IV

При полной ремиссии и сохраненной функции почек – III гр.

При неполной ремиссии и частично нарушенной функции почек – IV гр.

Крипторхизм

III

Нарушение менструального цикла в период становления менструальной функции

II

Дисменоррея

III

Отклонения со стороны эндокринной системы и обмена веществ

Гипертрофия вилочковой железы

II

Увеличение щитовидной железы I и II степени

II

Увеличение щитовидной железы I степени (прощупывается перешеек щитовидной железы и слабо определяются боковые доли), II степени (железа заметна на глаз при глотании, легко прощупываются боковые доли) до препубертатного и пубертатного периода без нарушения функции

Зоб

III

Увеличение щитовидной железы III степени и более без нарушений функции

Диффузный токсический зоб

III-IV

При легкой форме – III гр.

При средне-тяжелой форме – IV гр.

Избыточная масса тела (за счет жироотложения)

II

Превышение массы тела на 10-19% в связи с избыточным жироотложением

Продолжение таблицы 13

Наименование отклонения

Группы здоровья

Клинические критерии

Ожирение (экзогенно-конституциональное)

III-IV

Ожирение I степени (превышение массы тела на 20-29% за счет жироотложения) и II степени (превышение массы тела на 30-49% за счет жироотложения) – III гр.

Ожирение III степени (превышение массы тела на 50% и более за счет жироотложения) – IV гр.

Отклонения со стороны кожи

Аллергические реакции

II

Повторяющиеся кожно-аллергические реакции на пищевые вещества, лекарства и др.

Эксудативно-катаральный диатез без явлений экземы

II

Экзема, дерматит, нейродермит

III-IV

При ограниченной локализации – III гр.

При распространенных кожных изменениях с явлениями общей интоксикации – IV гр.

Отклонения со стороны системы крови

Преданемическое состояние (анемизация)

II

Содержание гемоглобина в крови 115-111 г/л

Анемия

III-IV

Содержание гемоглобина в крови 110-108 г/л – III гр.

Содержание гемоглобина в крови 107-80 г/л – IV гр.

Отклонения со стороны нервной системы

Астенические проявления

II

Легкие астенические проявления (утомляемость, головные боли, раздражительность, обидчивость, плаксивость, поверхностный сон и др.), исчезающие после непродолжительного отдыха, нормализации режима и отдыха

Патологические привычки

II

Привычки грызть ногти, ручки, воротнички, дергать волосы, кусать и облизывать губы и др., не понижающие функциональные возможности организма

Речевые нарушения

II

Вегетативная (вегетативнососудистая) лабильность

II

Соматовегетативные и вегетососудистые нарушения (повышенная потливость, акроцианоз, красный дермографизм, склонность к тахикардии, непереносимость жары и холода, игра вазомоторов), характерные для препубертатного и пубертатного периодов и не нарушающие работоспособности

Вегетативная (вегетативнососудистая) дисфункция

III-IV

Невротические и неврозоподобные расстройства, выражающиеся перманентными или кризоподобными вегетативными или соматовегетативными нарушениями

При слабо выраженной симптоматике – III гр.

При выраженных клинических проявлениях и снижении работоспособности – IV гр.

Невропатия (врожденная детская нервность)

III

Расстройства сна (трудности засыпания, ночные страхи, прерывистый сон), аппетита; эмоциональная неустойчивость, психомоторная расторможенность

Астено-невротический и церебрастенический синдром

III-IV

Раздражительность, головные боли, нарушения сна и аппетита

При умеренных клинических проявлениях – III гр.

При выраженных клинических проявлениях – IV гр.

Невроз (астенический, истерический невроз, невроз навязчивых состояний)

III-IV

При кратковременных проявлениях – III гр.

При длительных проявлениях – IV гр.

Продолжение таблицы 13

Наименование отклонения

Группы здоровья

Клинические критерии

Логоневроз, энурез, тики, моторная навязчивость

III-IV

При умеренных проявлениях, не снижающих социальную адаптацию – III гр.

При более выраженных проявлениях – IV гр.

Патологические развитие личности, психопатоподобный синдром, невротическое развитие личности

III-IV гр.

Неправильные формы поведения, квалифицированные детским психологом; группа здоровья в зависимости от выраженности клинических проявлений

Последствия органического заболевания центральной или периферической нервной системы

III-IV

Двигательные, чувствительные и координационные нарушения, без снижения функциональных возможностей – III гр.

При снижении функциональных возможностей – IV гр.

Гипертензионный-гидроцефальный синдром (врожденный или приобретенный)

III-IV

В стадии устойчивой компенсации и отсутствии клинических проявлений – III гр.

При наличии клинических проявлений – IV гр.

Эпилепсия, эпилептиформный синдром на фоне резидуальных органических поражений головного мозга

IV

Задержка психического развития

III

Умственная отсталость (легкая степень)

IV

Отклонения со стороны органа зрения

Миопия слабой степени, астигматизм

II

Миопическая рефракция от 0,5 до 3,0 Д или гиперметрическая рефракция от 3,25 до 6,0 Д в меридиане наивысшей аметропии на лучшем глазу, при остроте зрения с коррекцией не менее 1,0 на каждый глаз

Миопия средней и высокой степени, астигматизм

III-IV

Миопическая рефракция от 3,35 Д до 6,0 Д в меридиане наивысшей аметропии при остроте зрения с коррекцией от 0,5 до 0,9 на лучшем глазу – III гр.

Миопическая рефракция от 6,25 Д и выше на лучшем глазу в меридиане наивысшей аметропии при остроте зрения с коррекцией на лучшем глазу не менее от 0,5 – IV гр.

Гиперметропия высокой степени, астигматизм

III

Гиперметропическая рефракция от 6,25 Д и выше на лучшем глазу в меридиане наивысшей аметропии при остроте зрения от 0,5 до 0,9 на лучшем глазу

Аккомодационное косоглазие

II

Без амблиопии при остроте зрения с коррекцией на оба глаза не менее 1,0 без нарушения бинокулярного зрения

Неаккомодационное косоглазие

III-IV

С учетом степени аномалии рефракции

Отклонения со стороны уха, горла, носа

Аденоидные вегетации

II-III-IV

Небольшие аденоидные вегетации, слегка прикрывающие верхний край хоан и не препятствующие носовому дыханию – II гр.

Аденоиды II степени (хоаны прикрыты наполовину) – III гр.

Аденоиды III степени (хоаны прикрыты полностью) – IV гр.

Продолжение таблицы 13

Наименование отклонения

Группы здоровья

Клинические критерии

Аденоидит хронический

III

Затрудненное носовое дыхание, постоянный насморк, слизистые выделения по задней стенке глотки, длительный субфебрилитет, частые простудные заболевания

Гипертрофия небных миндалин II и III степени

II-III

При гипертрофии II степени (миндалины заполняют две трети пространства между небными дужками и язычком) – II гр.

При гипертрофии III степени (миндалины соприкасаются между собой) – III гр.

Искривление носовой перегородки

II-III

При отсутствия нарушения носового дыхания – II гр.

При нарушении носового дыхания – III гр.

Ларингит хронический

III

Отит хронический

III-IV

Наружный и средний отит – III гр.

Гнойный эпимезотимпанит – IV гр.

Ринит хронический

III

Синусит хронический

III

Тонзиллит хронический

III-IV

Компенсированная форма (местные изменения небных миндалин и ангины или частые респираторные заболевания в анамнезе без общих патологических проявлений вне обострений) – III гр.

Декомпенсированная или токсико-аллергическая форма (местные изменения в миндалинах сопровождаются субфебрилитетом, тонзилло-кардиальным синдромом и др.) – IV гр.

Фарингит хронический

III

Тугоухость

II-III-IV

Односторонняя и двусторонняя I степени (восприятие шепотной речи от 1 до 5 м) – II гр.

Односторонняя II степени (восприятие шепотной речи до 1 м) и односторонняя III степени (шепотная речь не воспринимается), а также двусторонняя II степени – III гр.

Двусторонняя III степени – IV гр.

Кохлеарный неврит

III-IV

Группа здоровья в зависимости от степени нарушения слуха (см. «Тугоухость»)

Отклонения со стороны физического развития

Общая задержка физического развития

II

Длина тела меньше чем М-2, отставание в уровне возрастного развития по количеству постоянных зубов, степени оссификации скелета кисти, выраженности вторичных половых признаков (по сравнению с региональными стандартами) при отсутствии эндокринной патологии

Значительный дефицит массы тела

II

Масса тела меньше, чем М-2R по региональным стандартам (таблицам регрессии), без хронической патологии

Отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата

Нарушение осанки

II

Асимметрия плеч, боковые искривления позвоночника; сутоловатая, лордотическая кифотическая, выпрямленная осанка

Окончание таблицы 13

Наименование отклонения

Группы здоровья

Клинические критерии

Сколиоз

III-IV

Сколиоз I, II степени (реберное выбухание или мышечный валик, угол искривления основной дуги позвоночника – до 10о – I степень; до 30о – II степень) – III гр.

Прогрессирующий сколиоз, а также сколиоз III и IV (мышечный валик, реберный горб и угол искривления от 30о до 50о – III степень и более 50о – IV степень) – IV гр.

Уплощение стопы

II

Нарушение опорной поверхности: перешеек стопы, соединяющий область пяточной кости с передней частью стопы значительно расширен (до 2/3 общего поперечника стопы), на его внутренней стороне пальпаторно обычно определяется компенсаторный мышечный валик; линия наружного края стопы несколько выпукла. Выраженность нарушения уточняется плантограммой

Плоскостопие

III

Нарушение опорной поверхности стопы: перешеек, соединяющий область пяточной кости с передней частью стопы, занимает почти всю ширину стопы

Оценка состояния здоровья дается на момент обследования; острое заболевание, прошлые болезни, если только они не приобрели хроническую форму, возможность рецидива, стадия реконвалесценции, вероятность возникновения заболевания, обусловленная наследственностью или условиями жизни, не учитываются.

Наличие или отсутствие заболеваний определяется при врачебном осмотре с участием специалистов. Функциональное состояние органов и систем выявляется клиническими методами с использованием в необходимых случаях функциональных проб.

Степень сопротивляемости организма выявляется по подверженности заболеваниям. О ней судят по количеству острых заболеваний (в том числе и обострений хронических болезней) за предыдущий год.

Уровень достигнутого психического развития обычно устанавливается детским психоневрологом, принимающим участие в осмотре. Уровень и степень гармоничности физического и биологического развития определяется описанными выше методами. Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с отнесением к одной из групп здоровья дается с обязательным учетом всех перечисленных выше критериев.

В случае наличия различных отклонений у одного ребенка группу здоровья устанавливают по более высокому показателю.

Распределение детей и подростков по группам здоровья при массовых врачебных осмотрах широко используется в гигиенических наблюдениях, а также в педиатрической профилактической практике. Ниже приводятся основные аспекты практического использования распределения детей и подростков по группам здоровья.

  1. Оценка общего состояния здоровья детей и подростков на отдельных территориях, в населенных пунктах, в детских учреждениях для объективного обоснования целенаправленных профилактических мероприятий.

  2. Оценка влияния факторов и условий среды обитания на здоровья населения при эпидемиологических наблюдениях (детский и подростковый контингенты выступают в качестве маркера, как наиболее чувствительные к вредному воздействию).

  3. Анализ санитарно-эпидемиологической и медико-экологической ситуации на отдельных территориях, в населенных пунктах, в детских учреждениях.

  4. Оценка эффективности проведения профилактических, оздоровительных, лечебных мероприятий на отдельных территориях, в населенных пунктах, в детских учреждениях.

Таблица 14

studfiles.net

Практическая работа «Определение групп здоровья детей и подростков»

2) Определите индекс здоровья. Количество всех обследованных – 345 чел. Количество детей, не болевших в течение года – 5 чел.

3) Определите социально-гигиеническую группу для ребенка-инвалида, посещающего детский сад, но частично осуществляющего свои социальные функции.

Наименование отклонения здоровья

Группы

Критические критерии

Сердечно-сосудистой системы:

Функциональный шум в сердце

II

При отсутствии заболеваний сердца

Юношеская гипертрофия сердца, митральная форма сердца, малое (висячее) сердце

II

Тахикардия, брадикардия, синусова аритмия, экстрасистолия

II

Понижение артериального давления

II

При снижении систолического артериального давления у детей 8 — 12 лет до 80-85 мм.рт.ст., 13 — 16 лет до 90-95 мм рт.ст.

Вегето-сосудистая дистония по гипотоническому типу

III

Снижение систолического артериального давления у детей 8 — 12 лет ниже 80 – 85 мм рт.ст. и 13 — 16 лет ниже

90 — 95 мм рт.ст. при наличии повышенной утомляемости, головных болей, лабильности пульса, потливости и др.

Вегето-сосудистая дистония по гипертоническому типу

III

Транзиторные подъемы артериального давления более 140 мм рт.ст. при наличии вегетативной дисфункции — потливости, тахикардии, субфебрилитета, изменений на ЭКГ и др.

Гипертоническая болезнь

IV

Продолжительные подъемы систолического давления до 150 — 160 мм.рт.ст., уровень лабильный. Диастолическое артериальное давление повышается до 85 — 90 мм.рт.ст.

Миокардиты

III

Неполная клиническая ремиссия

Врожденные пороки сердца

IV

Нарушения кровообращения любой степени

Органов дыхания:

Хроническая пневмония

III — IV

Клинические и функциональные изменения со стороны органов дыхания и других систем

Хронический бронхит

III- IV

Клинические и функциональные изменения со стороны органов дыхания и других систем

Бронхиальная астма

III- IV

Пищеварительная система:

Кариес зубов

II-III

Кариес средней активности -II группа, высокой активности — III группа

Аномалии прикуса

II-III

Начальные формы аномалии прикуса — II группа, значительно выраженные аномалии прикуса — III группа

Дискинезия желчевыводящих путей

II-III

В стадии стойкой ремиссии (3года) — II группа, неполная ремиссия — III группа

Хронический холецистит Хронический гастродуоденит

Хронический колит, энтероколит

III- IV

В стадии стойкой ремиссии — III группа, в стадии неполной ремиссии – IV группа

Гельминтоз

II-III

Без признаков интоксикации -II группа, при наличии – III группа

Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки

III

В стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии более 5-ти лет — II группа

Мочеполовой системы:

Доброкачественная протеинурия при отсутствии заболеваний почек

II

Пиелонефрит хронический

III

При неполной ремиссии функции почек — IV группа

Крипторхизм

III

Нарушение менструального цикла в период становления менструальной функции

II

Дисменорея

III

Эндокринная система и обмена веществ:

Гипертрофия вилочковой железы

II

Увеличение щитовидной железы

II-III

Увеличение щитовидной железы I-II степени I степени (прощупывается перешеек щитовидной железы и слабо определяются боковые поля) — II группа, железа заметна на глаз при глотании, легко прощупываются боковые доли — увеличение I Iст. — III группа

Зоб

III

Увеличение щитовидной железы

III степени и более

Диффузный токсический зоб

III -IV

При среднетяжелой — IV группа

Избыточная масса тела (за счет жироотложения)

II

Превышение массы тела на 10 — 19% в связи с избыточным жироотложением

Ожирение (экзогенно -конституциональное)

III — IV

Ожирение I степени (превышение массы тела на 20 — 29% за счет жироотложения) и II степени (превышение массы тела на 30 — 40% за счет жироотложения) — III гр. Ожирение III степени (превышение массы тела на 50% и более за счет жироотложения) — IV группа

Кожа:

Аллергические реакции

II

Повторяющиеся кожно-аллергические реакции на пищевые вещества, лекарства и др.

Экссудативно-катаральный диатез без выявления экзем

II

Экзема, дерматит, нейродермит

III -IV

При распространенных кожных изменениях с явлениями общей интоксикации — IV группа.

Системы крови:

Преданемическое состоянием (анемизация)

II

Содержание гемоглобина 11,5

— 11,1 г/% или 115 — 111 г/л

Анемия

III — IV

Содержание гемоглобина 11,0

— 10,8 г/% или 110 — 108 г/л — III группа

Содержание гемоглобина 10,7

— 8,0 г/% или 107 — 80 г/л

Нервной системы:

Астенические проявления

II

Легкие астенические проявления (утомляемость, головные боли, раздражительность, обидчивость, плаксивость, поверхностный сон и др.),

исчезающие после непродолжительного отдыха, нормализация режима и отдыха

Патологические привычки

II

Привычка грызть ногти, ручки, воротнички, дергать волосы, кусать губы и облизывать губы и др., непонижающие функциональные возможности организма

Речевые нарушения (косноязычие)

II

Вегетативное (вегетативно-сосудистая) лабильность

II

Соматовегетативные и вегето-сосудистые нарушения (повышенная потливость, акроцианоз, красный дермографизм,

склонность к тахикардии, непереносимость жары и холода, игра вазомоторов) характерные для препубертатного и пубертатного периодов и не нарушающие работоспособности

Вегетативное (вегетативно-сосудистая) дисфункция

III

Невротические и неврозоподобные расстройства, выражающиеся перманентными или кризоподобными вегетативными или соматовегетативными нарушениями

Невропатия (врожденная детская нервность)

III

Расстройства сна (трудности засыпания, ночные страхи, прерывистый сон), аппетита, эмоциональная неустойчивость, психомоторная расторможенность)

Астено-невротический и церебрастенический

III — IV

Раздражительность, головные

боли, нарушения сна и аппетита. При выраженных клинических проявлениях – IVгруппа

Невроз (астенический, истерический невроз, невроз навязчивых состояний) Логоневроз, энурез, тики,

моторная навязчивость

III- IV

При кратковременных проявлениях – IIIгруппа, при длительных –IVгруппа

Патологическое развитие личности, психопатоподобный синдром, невротическое развитие личности

III- IV

Двигательные, чувствительные и координационные нарушения без снижения функциональных возможностей – IIIгруппа, при их снижении –IVгруппа

Последствие органического заболевания ЦНС или ПНС

III- IV

Гипертензионный- гидроцефальный синдром (врожденный или приобретенный)

III- IV

Эпилепсия, эпилептиформный синдром на фоне резидуальных органических поражений головного мозга

IV

Задержка психического развития

и умственная отсталость

III- IV

Органы зрения:

Миопия слабой степени, астигматизм Гиперметропия средней степени

II

Миопическая рефракция от 0,5 до 3,0 Д или гиперметропическая рефракция от 3,25 до 6,0 Д в меридиане наивысшей

аметропии 1,0 на каждый глаз

Миопия средней и высокой степени, астигматизм

III – IV

Гиперметропическая рефракция от 3,25 до 6,25 Д и выше в меридиане наивысшей аметропии при остроте зрения от 0,5 до 0,9 на лучшем глазу

Аккомодационное косоглазие

III – IV

Без амблиопии при остроте зрения с коррекцией на оба глаза не менее 1,0 без нарушения бинокулярного зрения

Неаккомодационное косоглазие

III – IV

С учетом степени аномалии

рефракции

Ухо, горло, нос:

Аденоидные вегетации

II-III

Небольшие аденоидные вегетации, слегка прикрывающие верхний край хоан и не препятствующие носовому дыханию — II группа; аденоиды II степени (хоаны прикрыты наполовину) — III группа; аденоиды III степени (хоаны прикрыты полностью) — III группа

Аденоидит хронический

III

Затрудненное носовое дыхание, постоянный насморк, слизистые выделения по задней стенке глотки, длительный субфебрилитет, частые простудные заболевания

Гипертрофия небных миндалин

II-III

При гипертрофии II степени и III степени (миндалины заполняют две трети пространства между небными дужками и язычком) — II группа; при гипертрофии

III степени (миндалины соприкасаются между собой) -III группа

Искривление носовой перегородки

II-III

При отсутствии нарушения носового дыхания — II группа; при нарушении носового дыхания — III группа

Ларингит хронический

III

Отит хронический

III — IV

Наружный и средний отит – IIIгруппа

гнойный эпимезотимпанит – IV группа

Ринит хронический

III

Неполная ремиссия

Синуит хронический

III

Неполная ремиссия

Тонзиллит хронический

III

Декомпенсированная или токсико-аллергическая форма (местные изменения в миндалинах сопровождаются субфеб-рилитетом, тонзиллокардиальным синдромом)

Фарингит хронический

III

Неполная ремиссия

Тугоухость

II-III

Односторонняя I степени (восприятие шепотной речи от 1 до 5 м) — II группа; односторонняя II степени (восприятие шопотной речи до 1 м) и односторонняя III степени (шепотная речь не воспринимается), а также двусторонняя II степени -III группа; двусторонняя III степени — III группа

Кохлеарный неврит

III

Группа здоровья в зависимости от степени нарушения слуха (см. «Тугоухость»)

Физическое развитие:

Общая задержка физического развития

II

Длина тела меньше, чем М-2σ, отставание в уровне развития по количеству постоянных зубов, степени оссификации

скелета кости, выраженности вторичных половых признаков (по сравнению с региональными стандартами) при отсутст-

вии эндокринной патологии

Значительны дефицит массы тела

III

Масса тела меньше, чем M-2σ по региональным стандартам (без хронической патологии)

Опорно-двигательного аппарата:

Нарушение осанки

II

Ассимметрия плеч, боковые искривления позвоночника, сутуловатая, лордотическая, кифотическая выпрямленная осанка

Сколиоз II-IV степени

III — IV

Сколиоз II степени (реберное выбухание или мышечный валик, угол искривления основной дуги позвоночника — до 10 — I степень; до 30 — II степень) – III гр.

Прогрессирующий сколиоз, а также сколиоз III и IV степени (мышечный валик, реберный горб и угол искривления от 30 до 50 — III степень и более 50 — IV степень) — IVгруппа

Уплощение стопы

II

Нарушение опорной поверхности: перешеек стопы, соединяющий область пяточной кости с передней частью стопы, значительно расширен (до 2/3 общего поперечника стопы), на его внутренней стороне пальпаторно определяется компенсаторный мышечный валик, линия наружного края стопы несколько выпукла. Выраженность нарушения уточняется плантограммой.

Плоскостопие

III

Нарушение опорной поверхности стопы: перешеек, соединяющий область пяточной кости с передней частью стопы, занимает почти всю ширину стопы

studfiles.net

Определение группы здоровья у детей

6.2. Понятие о группах здоровья и медицинских группах

В Российской Федерации существует система раннего выявления нуждающихся в терапии детей и дальнейшей организации их жизнедеятельности. В частности, ежегодные медицинские осмотры обучающихся позволяют разбить их на медицинские группы в соответствии с четырьмя критериями:

• наличие или отсутствие хронических заболеваний;

• характер функционирования основных функциональных систем организма;

• степень сопротивляемости неблагоприятным воздействиям;

• уровень физического развития и степень его гармоничности.

Группы здоровья. В соответствии с указанными критериями выделяют следующие группы здоровья:

1‑я группа – здоровые, нормально развивающиеся, без функциональных отклонений. Сюда относятся школьники без хронических заболеваний, не болевшие или редко болевшие за период наблюдения и имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно‑психическое развитие. К этой группе относятся 20 – 25% школьников, и такое наполнение первой группы не изменилось за последние 50 лет. Но сейчас характеристика здоровья этих детей не совсем объективна, так как к первой группе чаще всего относят тех, кому просто не поставили диагноз, хотя у них несомненно снижены адаптационные возможности, т.е. они находятся в «третьем состоянии».

2‑я группа – здоровые, при наличии функциональных или небольших морфологических отклонений. Это не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, а также часто (четыре и более раз в году) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие школьники. Эта группа имеет довольно расплывчатые критерии, поэтому отнесение к ней конкретного школьника часто является компетенцией (или некомпетенцией) врача.

3‑я группа – больные в компенсированном состоянии: имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии компенсации с редкими и нетяжело протекающими обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия.

4‑я группа – больные в субкомпенсированном состоянии: имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии субкомпенсации с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным характером реконвалесценции после острых заболеваний.

5‑я группа – больные в декомпенсированном состоянии: с тяжелыми хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации и со значительно сниженными функциональными возможностями; как правило, они не посещают образовательные учреждения общего профиля, а обучаются либо в специализированных школах, либо на дому и наблюдаются по индивидуальным схемам.

Комплексную оценку состояния здоровья и распределение по группам здоровья дает врач‑педиатр.

Дети и подростки, отнесенные к разным группам, требуют дифференцированного подхода в организации занятий физкультурой или лечебной физкультурой. Так, для детей первой группы здоровья учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких‑либо ограничений в соответствии с государственными программами по физическому воспитанию для соответствующей возрастной категории. Дети второй группы здоровья как группа риска нуждаются в повышенном внимании со стороны врачей. С ними необходимо проводить специальные мероприятия по закаливанию, занятия лечебной физкультурой, диетотерапию; для них требуется организовать рациональный режим жизнедеятельности в соответствии с состоянием их здоровья. Дети с третьей, четвертой и пятой группами здоровья должны находиться под постоянным наблюдением врачей, их двигательный режим ограничен определенными противопоказаниями (но должен быть обязательной частью образа жизни), и для них удлиняется продолжительность отдыха и сна.

После распределения по группам здоровья детей, признанных годными к обучению в общеобразовательной школе, разбивают по медицинским группам, принадлежность к каждой из которых определяет и тот режим занятий физической культурой, который наиболее соответствует их состоянию здоровья. Правильное распределение детей по медицинским группам для занятий физкультурой является важной частью работы врача‑педиатра и учителя физкультуры.

Распределение школьников по медицинским группам производит врач‑педиатр на основании «Положения о врачебном контроле за физическим воспитанием населения СССР. Приказ № 826 от 09.ХI.1966г.».

На основе данных о состоянии здоровья, физического развития и физической подготовленности детей все учащиеся, занимающиеся по государственным программам, делятся на четыре группы: основная, подготовительная, специальная и группа лечебной физической культуры.

К основной медицинской группе относят школьников без отклонений в состоянии здоровья, а также имеющих незначительные отклонения при достаточном физическом развитии.

К подготовительной группе относят детей без отклонений в состоянии здоровья при недостаточном физическом развитии, а также с незначительными отклонениями в здоровье. К группе с отклонениями в состоянии здоровья относят учащихс

zna4enie.ru

Определение группы здоровья ребенка.

По степени здоровья все дети разделяются на 5 фупп :

1) Здоровые. Не имеют хронических заболеваний игармонично раз­виты (в настоящее время это доли процента)

2) Практически здоровые. Это дети, не страдающие хроническими заболеваниями, но все-таки имеющие отклонения (плоскостопие, суту­лость), часто болеющие дети (больше 4 раз в год), длительно болеющие (одно заболевание длилось более 25 дней), а также дети со слабой близо­рукостью.

3) Больные дети в стадии компенсации (ревматизм в стадии ремис­сии, гастрит, холецистит в компенсированной форме, хронический тон­зиллит). ‘

4) Дети с заболеваниями в стадии субкомпенсации

Дети с заболеваниями в стадии декомпенсации. Это дети-инвалиды. Они составляют 2-3 %, в обычные школы не ходят.

2. Анатомо-физиологические особенности рас­тущего организма. Биологический и паспортный возраст. Социально-гигиеническое значение аксе­лерации.

Для организма детей и подростков характерны рост и развитие.

Рост— это количественное изменение массы, величины клеток, органов и всего организма.

Развитие— это качественное изменение морфологической дифференци-ровки тканей, их функциональное совершенствование.

Рост и диффереицировка идут неравномерно (то рост опережает диффе-ренцировку, то диффереицировка идет быстрее роста).

В растущем организме преобладают процессы ассимиляции. Причем чем меньше возраст, тем активнее процессы ассимиляции.

Развитие детей и подростков принято делить на несколько этапов, ха­рактеризующихся своими особенностями (деление дается согласно лекцион­ному материалу) :

1) Предцошкольный (от рождения до 3 лет)

2) Дошкольный (3-7 лет)

3) Школьный

а) младший (7-10 лет)

б) средний (11-14 лет)

в) старший (15-18 лет)

Преддошкольный период(до 3 лет) характеризуется очень быстрым ростом и развитием. Рост, масса, окружность головы, конечностей очень бы­стро меняются до 1 года. К 1 году масса утраивается, достигая в среднем 11 кг. Рост в среднем увеличивается на 15 см (например с 53 см до 78 см). В период от 1 года до 3 лет темп роста и развития уменьшается. Изменение массы составляет примерно 4-6 кг в год, а увеличение роста примерно 8-10 см в год.

В дошкольном периоде(3-7 лет) размеры тела увеличиваются равномер­но. Увеличение массы составляет в среднем 2 кг в год, а роста — 5-8 см в год.

Для младшего школьноговозраста (7-10 лет) характерно среднее уве­личение массы на 2-3 кг в год, а изменение роста составляет 4-5 см в год.

В среднем школьномвозрасте — в период с 11до 14 лет (подростковый возраст)наблюдается резкий эндокринный скачок, связанный с половым со­зреванием, в результате чего наблюдается быстрый рост, происходит четкая диффереицировка тканей. В этот период увеличение роста составляет 4-8 см в год, массы тела — 3-5 кг в год.

В 15-18 лет (старший школьный возраст)происходит завершение по­лового созревания. Наблюдается очень незначительная годовая прибавка в ве­се и росте.

Биологический и паспортный возраст.

Среди детей одного возраста особенно в 11-14 лет могут наблюдаться существенные различия в развитии организма. Таким образом, просто возраст ребенка не может объективно отражать степень его развития, поэтому кроме понятия паспортного возраста было введено понятие биологического возрас­та.

Паспортный (календарный) возраст— это возраст по дате рождения и текущей дате.

Биологический возраст— это фактически достигнутый уровень морфоло­гического и функционального развития органов и систем ребенка (в том чис­ле и психического развития).

Биологический возраст может не соответствовать паспортному.

Критерии установления биологического возраста :

1) Время окостенения скелета

2) Время прорезывания и смены зубов

3) Показатели физического развития (рост, масса, окружности)

4) Вторичные половые признаки

Индивидуальные данные сравниваются со стандартами для данного воз­раста и региона, полученные за последние 10 лет.

Считается, что биологический возраст соответствует паспортному если

1) Длина тела не меньше средней стандартной величины

2) Годовая прибавка в росте не менее 4 см

3) Количество постоянных зубов в 6 лет равно 1-2, в 7 лет — 4-5.

4) Половое развитие соответствует возрастной половой форме.

Биологический возраст отстает от паспортного если 2 показателя не со­ответствуют указанным требованиям. При этом в младшем возрасте основны­ми признаками являются время прорезывания и смены зубов, а также длина тела. В среднем и старшем возрасте — вторичные половые признаки и годо­вая прибавка в росте.

Биологический возраст может и опережать паспортный. Если опереже­ние не превышает 2 года, это нормально.

Акселерация.

Сущность акселерации заключается в раннем достижении определенных этапов развития организма:

1) Ранняя смена зубов

2) Раннее половое созревание

3) Раннее окостенение скелета и завершение роста Акселерация проявляется в том, что в настоящее время к одному и тому

же возрасту ребенок достигает более высоких показателей роста и развития чем в прошлом. Например, сейчас в 13 лет мальчики на 15 см выше чем 100 лет назад.

Акселерацию не следует путать с так называемой вековой тенденцией. Это — тенденция к постепенному изменению с течением времени биоморфиз-ма человека, которое заключается в увеличении продолжительности жизни и более позднем наступлении климакса.

Акселерация — часть вековой тенденции, охватывающая только период созревания.

Причины акселерации:

Существует несколько теорий, объясняющих причины акселерации.

1) Гелиогенная (солнечная) теория. Согласно ей ультрафиолет вызывает синтез активной формы витамина О и ускорение роста. Эта теория не выдерживает критики так как акселерация наблюдается не только в солнечных регионах, но и в северных районах, где мало солнеч­ной радиации.

2) Алиментарная теория. Говорит, что современные дети больше едят белков, жиров, углеводов, витаминов. Но повышенное потребление пищи и витаминов характерно только для последних 40 лет, а акселера­ция наблюдалась и раньше.

3) Радиоволновая теория. Она говорит, что в связи с развитием техники появилось большое количество радиоволн, которые действуя на гипофиз, вызывают увеличение синтеза и секреции гормона роста, а сле­довательно ускорение роста.

4) Урабанизационная теория. Согласно ей жизнь в больших горо­дах всегда сопряжена с шумом, нервными стрессами. Все стрессы раздра­жают нервную’систему, что способствует ускорению роста и развития. Однако, в тихих, спокойных регионах акселерация также наблюдается.

5) Генетическая теория.

Таким образом, единой теории, объясняющей причины акселерации в настоящее время не существует.

Следует заметить, что в развитых странах акселерация постепенно идет на убыль, а в развивающихся, наоборот, увеличивается.

3. Понятие школьной зрелости, критерии опре­деления. Группы риска неготовности к школьному

обучению.

Школьная зрелость.

В настоящее время перед поступлением в школу обязательно проводится проверка так называемой школьной зрелости.

Школьная зрелость— это степень морфологической и функциональной готовности отдельных органов и систем организма ребенка к выполнению требований школы.

В 6 лет проводится проверка детей в детском саду или поликлинике. Ус­танавливает школьную зрелость медико-биологическая комиссия, в которую входят

1) врач-педиатр -2) педагог 3) логопед

Критерии установления школьной зрелости:

1) Состояние здоровья ребенка (в том числе психологический статус)

2) Установление биологического возраста

3) Проверка развития речи (пересказ)

4) Проведение дозированной работы ( 2 мин)

5) Психофизиологический тест Керна-Иррасека.С его помощью можно на 70 % установить школьную зрелость. Этот тест состоит из 3 заданий

 

1. Нарисовать человека.

2. Скопировать письменно короткую фразу.

3. Срисовать 10 точек в виде прямоугольника.

Каждое задание оценивается отдельно. Высший бал — 1, низший — 5. Дети, набравшие 3-5 баллов — зрелые

5-9 балловсредне зрелые больше 10 — незрелые. Первых и вторых берут в школу.

Группы риска неготовности к школьному обучению :

1) Отставание биологического возраста от паспортного

2) Дети с функциональными расстройствами

а) близорукость

б) логоневрозы (заикание)

в) дистопия

г) хронические заболевания

4. Задачи и содержание работы школьного врача.

До 14 лет дети получают медицинскую помощь в детских поликлиниках, а старше 15 лет — во взрослых поликлиниках, где есть подростковый врач. Углубленное обследование проводится в школах 1 раз в год.

В школах за медицинскую помощь отвечает школьный врач.Это педи­атр, ориентированный в вопросах гашены и педагогики.

Функции школьного врача:

1) Лечебно-профилактические

а) медицинский осмотр

б) диспансеризация

в) амбулаторный прием

г) определение группы занятий физкультурой

2) Противоэпидемические

а) проведение прививок

б) предупреждение заноса инфекций в школу (изоляция больных де­
тей)

3) Санитарно-гигиенические —

а) участие в составлении расписания

б) посещение уроков труда, физкультуры

в) контроль за микроклиматом

4) Санитарно-просветительские (гигиеническое просвещение де­
тей, родителей, педагогов)

5. Температурно-влажностный и световой ре­жим в школьных помещениях.

Температурно-влажностный режим в школьных по­мещениях.

Температура воздуха в школьных помещениях должна составлять

• В классах — 18-20 °С

• В спортивном зале — около 15-16°С

• В учебных’мастерских — 14-17°С Отопление — центральное. Влажность — 40-65 %.

Скорость движения воздуха — 0.16-0.25 м/с


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о