Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1177н
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 20 декабря 2012 г. N 1177н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ДАЧИ ИНФОРМИРОВАННОГО ДОБРОВОЛЬНОГО СОГЛАСИЯ НА МЕДИЦИНСКОЕ
ВМЕШАТЕЛЬСТВО И ОТКАЗА ОТ МЕДИЦИНСКОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА
В ОТНОШЕНИИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ВИДОВ МЕДИЦИНСКИХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ,
ФОРМ ИНФОРМИРОВАННОГО ДОБРОВОЛЬНОГО СОГЛАСИЯ НА МЕДИЦИНСКОЕ
ВМЕШАТЕЛЬСТВО И ФОРМ ОТКАЗА ОТ МЕДИЦИНСКОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г., N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2012, N 26, ст. 3442, 3446) приказываю:
Утвердить:
порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств согласно приложению N 1;
форму информированного добровольного согласия на виды медицинских вмешательств, включенные в Перечень определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи, согласно приложению N 2;
форму отказа от вида медицинского вмешательства, включенного в Перечень определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи, согласно приложению N 3.
Министр
В.И.СКВОРЦОВА
Приложение N 1
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 20 декабря 2012 г. N 1177н
ПОРЯДОК
ДАЧИ ИНФОРМИРОВАННОГО ДОБРОВОЛЬНОГО СОГЛАСИЯ НА МЕДИЦИНСКОЕ
ВМЕШАТЕЛЬСТВО И ОТКАЗА ОТ МЕДИЦИНСКОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА
В ОТНОШЕНИИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ВИДОВ МЕДИЦИНСКИХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ
1. Настоящий порядок устанавливает правила дачи и оформления информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, включенных в Перечень определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 390н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 мая 2012 г., регистрационный N 24082 (далее — виды медицинских вмешательств, включенных в Перечень).
2. Информированное добровольное согласие на виды медицинских вмешательств, включенных в Перечень, и отказ от видов медицинских вмешательств, включенных в Перечень, дается гражданином либо одним из родителей или иным законным представителем в отношении лиц, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.
3. Информированное добровольное согласие на виды медицинских вмешательств, включенных в Перечень, дает один из родителей или иной законный представитель в отношении:
1) лица, не достигшего возраста, установленного частью 2 статьи 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2012, N 26, ст. 3442, 3446) (несовершеннолетнего, больного наркоманией, не достигшего возраста шестнадцати лет, и иного несовершеннолетнего, не достигшего возраста пятнадцати лет), или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство;
2) несовершеннолетнего, больного наркоманией, при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста) <1>.
———————————
<1> В соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
4. Информированное добровольное согласие на виды медицинских вмешательств, включенных в Перечень, оформляется после выбора медицинской организации и врача <1> при первом обращении в медицинскую организацию за предоставлением первичной медико-санитарной помощи.
———————————
<1> Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2012 г. N 406н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 мая 2012 г. N 24278).
5. Перед оформлением информированного добровольного согласия на виды медицинских вмешательств, включенных в Перечень, лечащим врачом либо иным медицинским работником гражданину, одному из родителей или иному законному представителю лица, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, предоставляется в доступной для него форме полная информация о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах видов медицинских вмешательств, включенных в Перечень, о последствиях этих медицинских вмешательств, в том числе о вероятности развития осложнений, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
6. При отказе от видов медицинских вмешательств, включенных в Перечень, гражданину, одному из родителей или иному законному представителю лица, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа, в том числе вероятность развития осложнений заболевания (состояния).
7. Информированное добровольное согласие на виды медицинских вмешательств, включенных в Перечень, оформляется по форме, предусмотренной приложением N 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 1177н, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем лица, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, а также медицинским работником, оформившим такое согласие, и подшивается в медицинскую документацию пациента.
8. Информированное добровольное согласие на виды медицинских вмешательств, включенных в Перечень, действительно в течение всего срока оказания первичной медико-санитарной помощи в выбранной медицинской организации.
9. Гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, имеет право отказаться от одного или нескольких видов медицинских вмешательств, включенных в Перечень, или потребовать его (их) прекращения (в том числе в случае, если было оформлено информированное добровольное согласие на виды медицинских вмешательств, включенные в Перечень), за исключением случаев, предусмотренных частью 9 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
10. Отказ от одного или нескольких видов вмешательств, включенных в Перечень, оформляется по форме, предусмотренной приложением N 3 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 1177н, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем лица, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, а также медицинским работником, оформившим такой отказ, и подшивается в медицинскую документацию пациента.
Приложение N 2
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 20 декабря 2012 г. N 1177н
Форма
Информированное добровольное согласие на виды медицинских вмешательств, включенные в Перечень определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи Я, ________________________________________________________________________ (Ф.И.О. гражданина) "__" _________________________________________________________ г. рождения, зарегистрированный по адресу: _____________________________________________ (адрес места жительства гражданина либо законного представителя) даю информированное добровольное согласие на виды медицинских вмешательств, включенные в Перечень определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 390н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 мая 2012 г. N 24082) (далее - Перечень), для получения первичной медико-санитарной помощи / получения первичной медико-санитарной помощи лицом, законным представителем которого я являюсь (ненужное зачеркнуть) в __________________________________________________________________________. (полное наименование медицинской организации) Медицинским работником ____________________________________________________ (должность, Ф.И.О. медицинского работника) в доступной для меня форме мне разъяснены цели, методы оказания медицинской помощи, связанный с ними риск, возможные варианты медицинских вмешательств, их последствия, в том числе вероятность развития осложнений, а также предполагаемые результаты оказания медицинской помощи. Мне разъяснено, что я имею право отказаться от одного или нескольких видов медицинских вмешательств, включенных в Перечень, или потребовать его (их) прекращения, за исключением случаев, предусмотренных частью 9 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2012, N 26, ст. 3442, 3446). Сведения о выбранных мною лицах, которым в соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" может быть передана информация о состоянии моего здоровья или состоянии лица, законным представителем которого я являюсь (ненужное зачеркнуть) ___________________________________________________________________________ (Ф.И.О. гражданина, контактный телефон) ___________ _______________________________________________________________ (подпись) (Ф.И.О. гражданина или законного представителя гражданина) ___________ _______________________________________________________________ (подпись) (Ф.И.О. медицинского работника) "__" __________________ г. (дата оформления)
Приложение N 3
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 20 декабря 2012 г. N 1177н
Форма
Отказ от видов медицинских вмешательств, включенных в Перечень определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи Я, ________________________________________________________________________ (Ф.И.О. гражданина) "__" _________________________________________________________ г. рождения, зарегистрированный по адресу: _____________________________________________ (адрес места жительства гражданина либо законного представителя) при оказании мне первичной медико-санитарной помощи в ___________________________________________________________________________ (полное наименование медицинской организации) отказываюсь от следующих видов медицинских вмешательств, включенных в Перечень определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 390н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 мая 2012 г. N 24082) (далее - виды медицинских вмешательств): ___________________________________________________________________________ (наименование вида медицинского вмешательства) ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Медицинским работником ____________________________________________________ (должность, Ф.И.О. медицинского работника) в доступной для меня форме мне разъяснены возможные последствия отказа от вышеуказанных видов медицинских вмешательств, в том числе вероятность развития осложнений заболевания (состояния). Мне разъяснено, что при возникновении необходимости в осуществлении одного или нескольких видов медицинских вмешательств, в отношении которых оформлен настоящий отказ, я имею право оформить информированное добровольное согласие на такой вид (такие виды) медицинского вмешательства. ___________ _______________________________________________________________ (подпись) (Ф.И.О. гражданина или законного представителя гражданина) ___________ _______________________________________________________________ (подпись) (Ф.И.О. медицинского работника) "__" __________________ г. (дата оформления)
Судебная практика и законодательство — Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1177н (ред. от 10.08.2015) Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства
<Письмо> Минздрава России от 29.08.2013 N 14-2/10/2-6432
<О направлении Методических рекомендаций «Организация проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров взрослого населения»>
Порядок и формы дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от определенных видов медицинских вмешательств утверждены приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1177н и представлены в Приложении N 2 к методическим рекомендациям.
Приказ Минобрнауки России от 21.08.2015 N 878
Об утверждении Порядка комплектования обучающимися федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Международный детский центр «Артек
информированное добровольное согласие родителя (законного представителя) ребенка на виды медицинских вмешательств, включенные в Перечень определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи, по форме, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 1177н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июня 2013 г., регистрационный N 28924).
legalacts.ru
Право пациента на отказ от медицинского вмешательства, статья 33: бланк
Среди основных прав пациента, закрепленных на законодательном уровне, особого внимания заслуживает отказ от медицинского вмешательства. В определенных ситуациях, помимо пациентов, этим правом пользуются либо их родители, либо законные представители.
Стоит учесть, что можно не только отказаться от медицинских процедур, но и требовать прекращения их проведения (это может иметь место, если пациент считает, что используемые методы лечения привели к ухудшению состояния его здоровья, или же являются недопустимыми ввиду религиозных убеждений).
Кто вправе отказаться от медицинской помощи?
Нормами действующего медицинского законодательства установлено, что, в первую очередь, отказаться от медицинской помощи или потребовать прекращения ее оказания может сам пациент. Также в определенных случаях правом на предоставление информированного отказа от медицинского вмешательства пользуются родители или законные представители лица.
К подобного рода ситуациям можно отнести:
- необходимость в трансплантации тканей и органов лицу, не достигшему совершеннолетия;
- необходимость в оказании специализированной наркологической помощи лицу, не достигшему 18 лет, которое страдает наркоманией;
- медицинское освидетельствование несовершеннолетнего, когда требуется установить факт токсического либо наркотического опьянения.
Помимо этого, решение в отношении того, чтобы отказаться от медицинского вмешательства, принимают родители детей, которым не исполнилось 15 лет. А в отношении недееспособных лиц, которые были признаны таковыми в установленном действующим законодательством порядке, такого рода решения принимаются их законными представителями.
Форма отказа от медицинского вмешательства
Отказываясь от тех или иных медицинских процедур, пациент или же его законный представитель, должен заполнить бланк установленного образца. Следует учитывать, что оформляется данный документ в присутствии и при непосредственном участии медицинского работника и в дальнейшем хранится вместе с медицинской документацией пациента.
Следует учитывать, что отказаться можно от тех видов медицинского вмешательства, на которые в соответствии с нормами действующего законодательства требуется согласие лиц, в отношении которых они применяются.
Главными принципами предоставления отказов от различного рода медицинских вмешательств являются:
- добровольность – означает, что пациент самостоятельно, по своей воле и без принуждения отказывается от применения определенных методов и способов лечения, которые на практике используются в соответствии с протоколами;
- информативность – означает, что пациент ознакомлен со всеми возможными последствиями отказа от медицинского вмешательства на определенном этапе лечения.
Как правило, разъяснение последствий отказа от определенного рода медицинских услуг производится лечащим врачом, в ведении которого находится пациент. Он обязан объективно и как можно подробнее пояснить, к чему может привести такой отказ, каким образом это отразится на состоянии здоровья лица, находящегося на стационарном или амбулаторном лечении.
Реакция медицинского учреждения на отказ от медицинских процедур
Как правило, сотрудники медицинского учреждения при получении отказа от медицинских манипуляций непосредственно от пациента или же его законного представителя, должны в максимально доступной форме разъяснить все возможные последствия таких действий. Дело в том, что далеко не всегда отказ от определенных процедур медицинского характера может иметь положительный результат для пациента.
В ряде случаев (а именно, когда медицинская помощь требуется для предупреждения летального исхода) медицинское учреждение вправе в судебном порядке оспорить отказ от такого вмешательства.
Нужно уточнить, что здесь речь не идет о ситуациях, когда пациенту требуется помощь экстренного плана, в этих случаях она оказывается медицинскими работниками без согласия на это пациента).
Такая возможность медицинского учреждения выступает своего рода гарантией защиты законных интересов лиц, которые нуждаются в оказании медицинской помощи. Если лечебная организация сможет доказать в суде, что пациенту требуется проведение манипуляций, от которых он отказался в письменной форме, то будет вынесено соответствующее решение, на основании которого ему будет оказана необходимая помощь.
Также закон стоит на страже интересов недееспособных лиц. Именно поэтому, если законным представителем такого лица был предоставлен добровольный отказ от медицинского вмешательства, то не позднее, чем на следующий день об этом должны быть проинформированы органы опеки и попечительства в установленном порядке.
Это делается с той целью, чтобы представители этих органы смогли в полном объеме разобраться в ситуации, а в случае необходимости, оспорить такой отказ, обратившись с заявлением в суд.
Ситуации, которые исключают возможность отказа от медицинских процедур
Нормами действующего законодательства установлен ряд случаев, когда от желания пациента или его законных представителей не зависит возможность проведения медицинского вмешательства. В их перечень включают:
gormons.ru
Правовые проблемы ненадлежащего оформления добровольного информированного согласия пациента на медицинское вмешательство Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»
Русина Н.С.*
ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ НЕНАДЛЕЖАЩЕГО ОФОРМЛЕНИЯ ДОБРОВОЛЬНОГО ИНФОРМИРОВАННОГО СОГЛАСИЯ ПАЦИЕНТА НА МЕДИЦИНСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. в п. 1. ст. 12 провозглашает право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Данный документ декларирует право человека на здоровье и на соответствующий уровень этого блага.
Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации 1964 г. содержит положение о том, что предназначение врача состоит в охране здоровья людей, а его знания и опыт должны служить этой цели. «Долг врача — улучшать и беречь здоровье людей. Знания и добросовестность врача посвящены выполнению этого долга»1. В женевской Декларации Всемирной медицинской ассоциации говорится: «Здоровье моих пациентов — моя основная цель», а Международный Кодекс медицинской этики провозглашает: «Проводя лечение, которое может оказать ослабляющее действие на физическое и психическое состояние пациента, врач должен действовать исключительно в интересах пациента».
Конституция Российской Федерации 1993 г. в ст. 39, 41, 42, 58 и др. закрепляет основы правового регулирования и обязанности государства по охране здоровья населения. Статья 41 регламентирует право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. «Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений»2.
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятые 22 июля 1993 г., определяют такие права пациента, как выбор врача, лечебно-профилактического учреждения, анонимность лечения и обследования, получение информации о своем здоровье и др.3.
В сфере охраны здоровья гражданин наделяется свободой вступления в отношения по поводу здоровья. Для него предусмотрена возможность выбора методов диагностики и лечения. Данное положение находит закрепле-
* Аспирантка Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, юрист Московской межрайонной коллегии адвокатов. E-mail: [email protected].
1 Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации 1964 г. // Правовая система «КонсультантПлюс».
2 Конституция Российской Федерации. М., 1993. Ст. 41.
J Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. // Правовая система «КонсультантПлюс».
ние и в международных актах. Так, ст. 5 Конвенции о правах человека и биомедицине провозглашает: «Медицинское вмешательство может осуществляться лишь после того, как соответствующее лицо даст на это свое добровольное информированное согласие»1.
Основной закон РФ — Конституция РФ — в ст. 21 определяет: «Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам». Основы законодательства об охране здоровья граждан содержат положение, согласно которому «информированное добровольное согласие является необходимым предварительным условием медицинского вмешательства». «Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения»2. В ст. 31 определен объем сведений, которые имеет право получить пациент обо всех особенностях предполагаемого лечебно-диагностического процесса, в том числе его осложнениях и последствиях. В ст. 32 Основ закрепляется важнейшее условие информированности пациента — его предварительность.
В научной литературе под предварительностью информированного добровольного согласия понимается возможность пациента в течение определенного времени принять решение относительно предложенного варианта медицинского вмешательства 3.
При обращении за медицинской помощью пациент имеет право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, а также на отказ от медицинского вмешательства.
Согласно ст. 31 Основ информация о состоянии здоровья гражданина предоставляется ему индивидуально (а в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, — их законным представителям), без участия третьих лиц, лечащим врачом, заведующим отделением лечебно-профилактического учреждения или другими специалистами, принимающими непосредственное участие в обследовании и лечении.
При отказе от медицинского вмешательства гражданину или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия. Отказ от медицинского вмешательства, с ука-
1 Конвенция о правах человека и биомедицине. Ст. 5 // Правовая система «КонсультантПлюс».
2 Конституция Российской Федерации. М., 1993. Ст. 21.
3 Информированное добровольное согласие пациента на медицинское вмешательство. М., 2004. С. 10.
заниєм возможных последствий, оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником. Отказ пациента должен быть письменным, заверенным его подписью и подписью медицинского работника, а также содержать информацию с конкретным указанием возможных негативных последствий и исхода заболевания в случае отказа от медицинского вмешательства.
При несогласии пациента подписать отказ от медицинского вмешательства методическими рекомендациями ФФОМС от 27 октября 1999 г. предложено заверять запись о последствиях отказа подписью лечащего врача и заведующего отделением.
Информирование пациента должно определяться следующими критериями: доступностью, достаточностью, достоверностью
Доступность предоставляемой пациенту информации определяется тем, насколько эта информация устраняет неведение.
Достоверность предоставляемой пациенту информации определяется соответствием отражаемому факту, приведенному к конкретным потребностям и ожиданиям пациента.
Достаточность предоставляемой пациенту информации — это соразмерность предпринимаемым действиям и их последствиям, соответствие действительным потребностям пациента в такой информации.
Информация о воздействии на здоровье пациента должна быть максимально адаптирована к возможностям его понимания и предоставлена заблаговременно, до начала медицинского вмешательства.
О правомерности информированного добровольного согласия можно утверждать только при соблюдении следующих критериев: добровольность, компетентность и осознанность2.
При получении информированного добровольного согласия врач должен довести информацию до пациента в доступной и понятной форме, избегая использования большого количества специальных терминов. Врач должен предоставить пациенту или его представителю достаточно времени для принятия решения и предоставить возможность получения подробной информации о медицинском вмешательстве. Если по состоянию здоровья пациент не может выразить свою волю, а медицинское вмешательство неотложно, вопрос о его проведении решает консилиум (лечащий врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения).
3 Информированное добровольное согласие пациента на медицинское вмешательство. М., 2004. С. 11.
2 Там же. С. 12.
Однако на практике администрация медицинского учреждения, а также персонал медицинского учреждения зачастую не знают, как реализовать нормы закона. Все это приводит к совершению немедицинских ошибок как до, так и во время оказания медицинской услуги и является основанием для обращения пациентов в суд для возмещения вреда, в том числе и морального.
В большинстве случаев пациент, имеющий претензии к медицинской организации, отрицает факт информированности и факт согласия на медицинское вмешательство, если таковые были высказаны устно. Поэтому медицинским работникам необходимо письменно документировать критерии качества или исхода лечения. Пациент должен быть проинформирован о том, что в результате лечения наступит одно из состояний, изложенных в классификаторе исходов заболеваний, утвержденном Приказом Минздрава РФ от 03 августа 1999 г. № 303
Встречается и другая ситуация, когда письменно зафиксированная информированность и согласие пациента являются неконкретизированными. Это происходит в случае, когда подпись пациента вместе с его письменным согласием находится на отдельном листе или в документе, который не содержит плана лечения. Поэтому такое согласие пациента зачастую невозможно привязать к конкретному виду лечения. При этом пациент может утверждать, что был информирован и давал согласие не на те медицинские услуги, которые ему были фактически оказаны. В такой ситуации пациент имеет претензии к качеству оказанной услуги и ставит вопрос о возмещении вреда, причиненного здоровью при оказании медицинской услуги.
Часто понятие «информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ на него» подвергается неправильному толкованию. При этом подразумевается освобождение от ответственности медицинского учреждения или медицинского работника за причинение вреда жизни, здоровью пациента, если пациент дал согласие на медицинское вмешательство. Работники медицинских учреждений зачастую считают, что уведомление пациента о возможном причинении вреда его здоровью служит гарантией их правовой защищенности от дальнейших притязаний пациента. Данное положение противоречит не только ст. 32 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, но также и ст. 36 Закона «О защите прав потребителей», согласно которому исполнитель обязан своевременно информировать потребителя о том, что соблюдение указаний последнего и иные обстоятельства, зависящие от него, могут снизить качество оказываемой услуги. Если потребитель, несмотря на своевременное и обоснованное информирование исполнителем, в ра-
1 Приказ Минздрава РФ «О введении в действие отраслевого стандарта «Протоколы ведения больных. Общие требования» от 03 августа 1999 г. № 303 // Правовая система «Консуль-тантПлюс».
зумный срок не изменит указаний о способе оказания услуги либо не устранит иных обстоятельств, которые могут снизить качество оказываемой услуги, исполнитель вправе отказать от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков.
Поэтому медицинский работник обязан отказаться от предоставления медицинской помощи с использованием методов лечения, применение которых создает реальную угрозу жизни или здоровью пациента.
Согласно ст. 33 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, гражданин или его законный представитель имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения. Оформление отказа пациента от медицинского вмешательства является обязанностью медицинского учреждения. При этом правильная реализация нормы закона позволяет избежать незаконных притязаний со стороны пациента. Представляется целесообразным предложение некоторых исследователей о необходимости привлечения лиц, при оформлении отказа от медицинского вмешательства, которые смогут засвидетельствовать факт отказа пациента от медицинского вмешательства и разъяснения врачом последствий совершаемых действий в случае дальнейшего судебного разбирательства.
Представляется немаловажным фиксирование точной даты информирования пациента и получения его согласия на медицинское вмешательство. На практике не всегда возможно установить дату такого согласия, поскольку при заполнении формы информированного добровольного согласия пациента в нем ставится более поздняя дата, чем на документах, фиксирующих начало оказание медицинской услуги. Данное положение позволяет пациенту отрицать факт своей информированности до начала оказания услуги.
Таким образом, проблема ненадлежащего оформления добровольного информированного согласия пациента на медицинское вмешательство является сложной и комплексной. Она требует серьезного изучения и анализа, поскольку несоблюдение медицинским учреждением установленного законодательством Российской Федерации о здравоохранении порядка составления медицинской документации, в том числе информированного добровольного согласия пациента, значительно ухудшает положение медицинского учреждения в судебном разбирательстве.
Быстрова Д. А. *
ПРИНЦИП ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ И НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОДЕРЖАНИЕ И СООТНОШЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
Ключевые слова: территория, территориальная целостность РФ, неприкосновенность территории РФ, содержание принципа, конституционное право РФ, международное право.
This article is considered to be the extremely important issue of correlation and correspondence of territorial integrity and inviolability of the territory of the Russian Federation, which is common constitutional principle.
In the first pari, major international acts and point of view of international lawyers about the principle of territorial integrity and inviolability of the territory of a state are described and analyzed, since the principle was originally developed in international law.
The second part discusses the Russian legal acts concerning general issues of territorial integrity and inviolability of the territory of the Russian Federation. Also the views of Russian constitutional lawyers on the problem are represented.
In general, the article attempts to identify the essence of concepts «territorial integrity of Russia» and «the inviolability of territory of Russia» and correlation between them. In addition the author gives definitions of these concepts, as well as discloses the content of the principle of territorial integrity and inviolability of the territory of the Russian Federation and it’s guarantees.
Территория является материальной основой государства и, соответственно, от надлежащего обеспечения ее целостности и неприкосновенности в итоге завит само существование государства как субъекта международного права и геополитической единицы. Основополагающий характер и общегосударственное значение конституционных гарантий защищенности территории России подтверждает ч. 3 ст. 4 Конституции РФ, закрепляющая в качестве одной из основ конституционного строя, что Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Сохранение и укрепление территориальной целостности государства определены в качестве одной из целей внешнеполитического курса России в «Концепции внешней политики Российской Федерации»1.
* Аспирантка Московской государственной юридической академии им. O.E. Кутафина. E-mail: [email protected].
1 «Концепция внешней политики Российской Федерации» утв. Указом Президента РФ 12.07.2008 г. // Документ опубликован не был / СПС «КонсультантПлюс».
cyberleninka.ru
Информированное согласие (отказ)
Информированное добровольное согласие – гарантия для всех
Информированное добровольное согласие – сравнительно новое для нас явление. Раньше врачи часто не видели необходимости в том, чтобы объяснить пациенту, какая операция ему предстоит, каковы ее возможные исходы. В наше время ни одна операция или серьезная медицинская процедура не проводится без разрешения пациента. Это защищает права обеих сторон: и врачей, и больных.
Кто подписывает добровольное информированное согласие?
Информированное добровольное согласия (ИДС) является неотъемлемым правом пациента. Оно заключается в добровольном принятии больным или его законным представителем предложенного врачом медицинского вмешательства, разновидности обследования и лечения. Для этого врач в доступной форме дает обстоятельную информацию о предстоящем вмешательстве, вероятных осложнениях, вариантах процедур и условий их оказания. Добровольность в данном случае означает отсутствие принуждения в форме угроз, авторитарного навязывания врачебного мнения, подтасовки информации.
Понятие информированного добровольного согласия впервые в РФ было законодательно закреплено в 1993 году. В настоящее время в России информированное добровольное согласие «является необходимым условием оказания медицинской помощи» (в соответствии со ст. 20 федерального закона № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» , а порядок его получения установлен Приказом Министерства здравоохранения РФ от 20.12.2012 года).
Право на дачу согласия прямо связано с дееспособностью. В соответствии со ст.28 ГК РФ дети до 6 лет полностью недееспособны, и согласие за них дают законные представители. Несовершеннолетние от 6 до 18 лет ограниченно дееспособны (ст.26, 28 ГК РФ), тем не менее, с 15 лет, согласно ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», подростки имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство. Таким образом, с 6 до 15 лет за несовершеннолетнего согласие дают законные представители, с 15 лет до 18 лет — несовершеннолетние самостоятельно, хотя при этом и могут воспользоваться помощью родителей или законных представителей, тем не менее подписывают бланк самостоятельно.
Совершеннолетние граждане дают добровольное информированное согласие самостоятельно. Совершеннолетние граждане, признанные недееспособными в судебном порядке, дают информированное добровольное согласие через опекунов.
Без согласия
В некоторых случаях добровольного информированного согласия от пациента не требуется.
Согласно ч.9 ст. 20 Закона № 323-ФЗ медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается:
1) Если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители (в отношении лиц, указанных в ч.2 ст. 20 Закона №323-ФЗ). Экстренность показаний для медицинского вмешательства определяет консилиум врачей. В случае, если собрать консилиум невозможно – непосредственно лечащий (дежурный) врач с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента.
2) В отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 (вирусные лихорадки, лепра, малярия, сап, сибирская язва, чума и др.).
3) В отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами. Особенности получения согласия на медицинское вмешательство в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, установлены ст. 11 и 29 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
4) В отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления).
5) При проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы. Порядок принятия решения о медицинском вмешательстве в вышеуказанных случаях определен в ч. 10 ст. 20 Закона №323-ФЗ.
Право на отказ
Пациент имеет право полностью отказаться от медицинского вмешательства, а также потребовать его прекращения. Он может также отказаться от конкретного медицинского вмешательства при наличии выбора различных вариантов медицинских манипуляций. При отказе от медицинского вмешательства гражданину, одному из родителей или иному законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа.
Медорганизации вправе подать административное исковое заявление, чтобы оспорить отказ законного представителя пациента от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни, например, ребенка.
Если же законный представитель отказался от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни подопечного, то он обязан известить об этом орган опеки и попечительства не позднее дня, следующего за днем этого отказа.
Отказ от медицинского вмешательства оформляется в письменной форме, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента.
- < Назад
- Вперёд >
Добавить комментарий
odin-kvd.ru
Отказ от Информированного добровольного согласия Буду Здоров (.Net)
На протяжении трех лет я получала по Федеральной льготе Сандостатин-Лар (Novartis), все врачи подтверждали адекватность лечения. С декабря 2011 препарат по льготе отсутствует. В течение 3 месяцев обновленный состав Комитета по здравоохранению СПб решает вопросы с закупками, тендерами и в конце марта предлагает пациентам вместо швейцарского препарата неизвестный доселе дженерик Октреотид Лонг ФС (Ф-Синтез). В Питерских клиниках и институтах препарат не применялся, никакой информации о результатах лечения мне нигде не встретилось. Зато встретилось многое другое. Информация об Арбитражных судах между Фарм-Синтезом и Ф-Синтезом (от которого отпочковался последний) по поводу правомочности названия ЛС — это цветочки, ягодки начинаются, когда кликаешь в поисковике имя главы этого Ф-Синтеза Олега Михайлова. Тут речь идет о возбуждении уголовного дела по поводу крупных хищений и сомнительности репутации. Что там правда, что нет, неведомо, но дыма без огня не бывает.
Понятно, что этот Октреотид Лонг ФС можно сравнить с Сандостатином Лар как «Калину» с «Мерседесом». Хотя нет, можно еще сравнить по цене: в свободной продаже Сандостатин Лар 20 мг стоит от 35 тыс до 40 тыс, а Октреотид Лонг ФС 20 мг — от 24 тыс до 36 тыс. (Хотя по логике вещей, дженерик должен стоить гораздо дешевле). Также понятно, что вроде бы незначительная разница в составе и незначительные внешние различия препаратов ( Сандостатин-Ларовские «микросферы в виде порошка» у Октреотида-Лонг ФС уже превращаются в «уплотненную в таблетку пористую массу») обязательно скажутся, только проявиться могут не сразу и доказать все это будет практически невозможно.
От безысходности пошла сдаваться. Что делать-то? Самочувствие ухудшается, три месяца без препарата.
Но когда мне было предложено еще и подписать Информированное добровольное согласие на применение Октреотида Лонг ФС, я этого сделать не смогла. Написала отказ, т.к. не имею достоверной информации о каких-либо клинических исследованиях , а репутация фирмы-производителя сомнительная.
Нет согласия — нет препарата, врачи тоже подстраховались. На том дело и кончилось. «Баба с возу — кобыле легче», раз пациент не подписался — пусть сам себя лечит доступными средствами, бюджету будет экономия.
Собратья по несчастью, кто был совсем плох, в феврале вынуждены были покупать за свой счет Сандостатин Лар. Я сейчас уже тоже на всякий случай ищу аптеку, где Сандостатин Лар стоит подешевле. Из Комитета ответа нет.
У меня вопрос ко всем сведущим в этой области: насколько правомочны действия врачей в данной ситуации?
Ведь речь идет не о БАДах. Всё-таки это ЖНВЛП. В конечном итоге получается, что пациент совершенно беззащитен и рискует в данной ситуации здоровьем, а может быть и жизнью.
Я не очень понимаю, кто является ответственным за выбор препарата в конкурсе. Там врачи есть? Есть люди, которые могут авторитетно сказать, что испытанный, апробированный во всем мире препарат нельзя вот так просто заменить на мало исследованный, созданный из неизвестно где купленного сырья, только лишь из-за его более выгодной цены?
Есть ли конкретное лицо, ответственное за то, что несколько десятков человек в Питере три месяца были без жизненно важного лекарственного препарата, а теперь при отсутствии альтернативы большинство из них просто вынуждено согласиться на дженерик, качество которого еще требует проверки?
buduzdorov.net