Пестовальная гимнастика для младенцев со стихами – Пестовальная гимнастика (автор Ж.В. Цареградская)

Содержание

Пестовальная гимнастика (автор Ж.В. Цареградская)

Находясь у мамы в животике, малыш не испытывает никаких неудобств, связанных с собственным телом. Ребенок осознает себя как шар или эллипс. Это представление окончательно закрепляется в его сознании в последние месяцы перед родами, в условиях тесной матки, от которой он себя не отделяет.


У новорожденного ощущение собственного тела претерпевает значительные изменения: из шара он превратился во что-то другое, совсем непонятное и непривычное. Это его крайне смущает: малыш очень нервничает и куксится, когда его пытаются разогнуть и сразу успокаивается, когда его спеленывают и помогают принять привычную внутриутробную позу (сразу вспоминается. как меряют рост в роддомах и больницах — не мягким сантиметром, а насильно разгибают дитя перед деревянной линейкой).

В первые месяцы после рождения важно вызывать у ребенка положительные эмоции по отношению к своему телу, которое пока доставляет малышу много неудобств. Негативные телесные вспоминания в дальнейшем могут привести к различным психологическим и психосоматическим проблемам.

Только что появившийся на свет младенец не знает даже о том, что у него есть лицо. Первое знакомство с телом начинается со рта. В самом начале грудного вскармливания при первом прикладывании к груди новорожденный впервые узнает о том, что у него есть рот. Немножко позже у малыша «появятся» глазки и носик. Ко второму месяцу жизни малыш поймет, что у него есть ручки, а к трем месяцам он научится ими управлять. К 4-5 месяцам ребенок начинает понимать, что у него есть живот, ноги и голова. Позже всего ребенок откроет, что у него есть лоб, темя и спина — это происходит обычно к 8 — 12 месяцам жизни.

Главный учитель — мама!


Первым учителем и помощником в знакомстве новорожденного со своим телом является его мама. Интуитивно чувствуя, насколько важен для развития малыша физический контакт, мама часто гладит своего ребенка, целует его. В старину русские женщины изобрели пестовальную гимнастику для того, чтобы максимально эффективно организовать телесное общение матери и грудного малыша.

Особенность этой гимнастики заключается в том, что она больше похожа на развлечение и баловство, чем на серьезные занятия. Тем не менее, этот комплекс включает в себя упражнения, которые являются основой профессионального детского массажа.

Другой особенностью пестовальной гимнастики является строгое следование возрастной скорости развития моторных навыков младенца. Например, «Ладушки» не делают раньше, чем ребенок не начнет сам делать попытки хлопать в ладошки, смешно растопыривая при этом пальцы, а играть в «Тушки-тутушки» — не раньше, чем малыш начнет делать самостоятельные попытки подтягиваться и садиться. Гимнастика направлена на то, чтобы поддерживать, а не опережать естественное моторное развитие ребенка.

Многие методики, ставящие целью опередить темпы естественного физического развития, не приносит устойчивых результатов и практической пользы

(а я бы добавила — вредят! прочитайте Бехтереву или иных людей, занимавшихся изучением мозга). Давно известно, что дети, которых усиленно тренируют и дети, которых не тренируют вообще, все равно начинают делать какое-либо движение в одном и том же возрасте. Например, из двух мальчиков-близнецов Сашу каждый день учили взбираться по шведской стенке и спускаться вниз, а Ваню нет. Когда Саша овладел этим навыком, на стенку предложили взобраться Ване, и Ваня сумел взобраться на лестницу и спуститься с нее с третьей попытки.

Третьей особенностью пестовальной гимнастики является речевое сопровождение каждого упражнения (чего нет в сюжете: ребенок играет с погремушкой. а мама смотрит на свои массаж). Все занятия с ребенком сопровождаются короткими стишками пестушками и потешками. Делая с малышом гимнастику, мама комментирует свои действия, потешая дитенка, давая ему заряд положительных эмоций и побуждая его к общению. Таким образом, помимо физического развития, пестовальная гимнастика направлена также на психоэмоциональное и речевое развитие ребеночка.

В помощь молодым мамам мы и приводим некоторые упражнения, которые на Руси испокон веку являлись неотъемлемой частью ухода за грудным ребенком.


Упражнения для малыша от 0 до 14 дней

В период от 0 до 14 дней мать и дитя привыкают к своему новому состоянию и осознают его. В это время идет адаптация женщины к новой для нее роли матери и обучение навыкам грудного вскармливания. Малыш, которого в этот момент совершенно не интересует окружающий мир, нуждается только в тесном контакте с мамой и постоянном сосании.

Поэтому в этот период мама должна обеспечить ребеночку практически непрерывный физический контакт, который необходим малышу для идентификации психики и тела и для формирования у него ощущения надежности окружения. Необходимо помочь младенцу ощутить свое тело и дать ему понять, что он находится в полной безопасности. Для этого мама делает:

Поглаживания и ощупывания. Нежно гладим все тельце малыша, как бы очерчивая его контуры. Особое внимание уделяем ощупыванию кистей рук и ступней ног, так как там находится много нервных окончаний.

Упражнения для малыша от 40 дней до 3-х месяцев

Мы рекомендуем приступать к непосредственным занятиям гимнастикой не ранее, чем младенцу исполнится 6 недель. Это связано с тем, что примерно на 5-6 неделе жизни ребенок начинает проявлять интерес к окружающему миру, стремиться к общению и становится способен более осознанно воспринимать направленные на него действия матери. До этого возраста малыши воспринимают занятия негативно, демонстрируя дискомфорт плачем или вскидываниями.

Упражнения делают 3-4 раза в день. Например, «потягунушки» можно делать всякий раз после того, как ребенок проснулся. Оптимальным является то время, когда малыш благодушно настроен (обычно это бывает у детей в первой половине дня в течение часа после пробуждения). Хорошее настроение ребенка во время гимнастики гарантирует его положительное отношение не только к занятиям, но и к собственному телу, и к тому, кто с ним занимается.

Потягунушки

Цель: дать ребенку возможность почувствовать свое тело. Можно отметить, что в древности эта пестушка была еще и заклинанием благополучного роста и развития ребенка.
Разворачивая проснувшееся дитя, мама ласково оглаживает его, как бы очерчивая контуры тела; называет вслух и обозначает части тела малыша, фиксируя на них руки.

Потягунушки-порастунушки!
Потягунушки-порастунушки!
А в ножки — ходунушки,

А в ручки — хватунюшки,
Поперек — толстунюшки,
А в ушки — слышунюшки,
А в глазки — глядунюшки,
А носику — сопунюшки,
А в роток — говорок,
А в головку — разумок!

Поколачивание ножки

Цель: массаж ног усиливает кровообращение и способствует развитию интеллектуальных способностей детей.
Легонько поколачиваем по пятке с приговорами:

Куй, куй, каблучок!
Подай бабка башмачок.
Не подашь башмачка —
Не подкуем каблучка.

Упражнения для рук

Цель: снять напряжение и помочь в работе мышцам-разгибателям.
Разводим ручки малыша в стороны и сводим, перекрещивая на грудке.

И батюшке — сажень,
И матушке — сажень,
И бабушке — сажень,
(далее перечисляют несколько родственников),
А нашему мальчику — долга, долга, долга, долга!
(или «а нашей девочке …»)

На словах последней строчки делаем ручками ребенка короткие взмахи, будто слегка подтягиваем ручки в стороны.

Если малыш плохо реагирует на это упражнение, то лучше его отложить до 3-х месяцев.


«Бокс»

Сгибаем ручки ребенка в локтях, а затем попеременно вытягиваем их вперед, как бы боксируя невидимого противника или изображая подтягивание каната. При этом приговариваем (2-3 раза):

Тяни холсты,
Холсты просты,
Тяни, тяни, потягивай,
Поперек, поперек, перекладывай.
Завершаем упражнение «обхватыванием», которое делают на последнем слове потешки.
Для этого упражнения можно использовать и другую приговорку:
Тоню тяну,
Рыбу ловлю,
Ловись, ловись, рыбка,
Маленькая и большая!

На словах последней строчки руки малыша разводят широко в стороны.


Массаж спинки. Поглаживание


Цель: дать ощутить малышу свою спинку, активизировать кровообращение. Нежно гладим спинку ребенка широким движением от ягодиц вверх — тыльной стороной кисти, от плеч вниз — ладонью (повторяем 5-7 раз).

При этом приговариваем:
Идет бай по стене,
Несет лапти на спине,
Детенкам по избенкам,
Дарит по лаптенкам…

Упражнения для малыша от 3 до 8 месяцев

«Вьюшки»

Цель: совершенствование движений и координация рук малыша. Обычно в этом возрасте ребенок пытается скоординировать движения рук, но пока еще держит их сжатыми в кулачок. Мама в такт песенке легонько постукивает кулачками ребенка друг о друга, приговаривая:

Вьюшки, вьюшки,
Вьюшки вью,
Колотушки колочу,
Приколачиваю.

Упражнение делают 2-4 раза, или до тех пор, пока ребенку нравится.

Упражнения для малыша с 8 до 12 месяцев

Дети этого возраста приобретают значительную двигательную свободу и активность. Теперь они способны самостоятельно занимать себя продолжительное время и подолгу тренироваться, отрабатывая какое-либо новое движение. Занимаясь вместе с мамой, малыш предпочитает веселое общение, просто возню. Помимо баловства ему очень нравятся упражнения, направленные на развитие вестибулярного аппарата. С 8 месяцев занятия с малышом носят произвольный порядок.

«Ладушки»

Обычно с 8 месяцев ребенок сам начинает хлопать в ладошки. Он уже может держать пальчики разжатыми, и это доставляет ему удовольствие. Упражнение «Ладушки» — это продолжение упражнения «Вьюшки». Когда ребенок находится в хорошем расположении духа и начинает самостоятельно хлопать в ладошки мама может прокомментировать его игру словами известной потешки «Ладушки». А в другой раз она может начать играть с малышом в ладушки, стараясь таким образом отвлечь его от каких-то огорчений и успокоить. Только следует помнить, что приговорка не должна быть слишком длинной, ее надо проговаривать поскорее, потому что у малыша очень быстро заканчивается терпение.

Ладушки, ладушки,
Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
Бражку.
Бражка сладенька,
Кашка масленька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Домой полетели.
Полетели, полетели,
Полетели, полетели,
На головушку сели.

При последних словах мама вскидывает ручки ребенка на голову.


«Коза рогатая»

Цель: легкий массаж живота; стимуляция активной зоны вокруг пупка; развлечение, стремление потешить ребенка, вызвать у него радостный смех.
Мама изображает козу, подбирающуюся к малышу («идет» перебирая указательным и средним пальцами по ножке малыша).

Идет коза рогатая
За малыми ребятами,
Забодает, забодает, забодает!

На последних словах мама двумя пальцами щекочет живот малыша около пупка, но делает это очень коротко, всего 2-3 секунды.


Покачивания

Мама сажает ребенка на колени лицом к себе и слегка покачивает его на коленях, подражая качке при езде. При этом приговаривает.

Поехали, поехали
До дедушки с орехами,
До бабушки с орехами
Поехали, поехали (и т.д., меняя порядок строчек).

Вместо заключения

У новорожденного малыша еще нет собственной моторной активности, а его мышцы не готовы активно откликаться на внешние воздействия. Именно по этой причине профессиональный массаж делать малышу до того момента, пока он не начнет пытаться ползать, что происходит примерно в 6 месяцев, не только бессмысленно, но и травматично.


Если ребенок имеет проблемы со здоровьем и ему показан профессиональный массаж, то маме просто необходимо обучиться пестовальной гимнастике. Таким образом, сочетание лечебного массажа и гимнастики, во-первых, даст лучшие результаты, а во-вторых, сделают профессиональные занятия менее стрессовыми для малыша.

Скачайте упражнения пестовальной гимнастики и занимайтесь с малышом с удовольствием!

Материал взят с сайта BabyBlog

viline.tv

Потешки во время массажа и гимнастики («пестовальная гимнастика») — песенки потешки для массажа — запись пользователя Anastasia (@feel_your_english) (id1400367) в сообществе Развитие от рождения до года в категории Стихи, потешки, колыбельные

Всем привет!

Хочу поделиться потешками,которые я проговариваю,когда делаю массаж дочке. Ничего нового,все брала из интернета,но разбила по категориям,то есть что говорить,когда разминаем ножки,ручки,спинку. Все одобрено дочкой :)

«Разминка»

Стенка, стенка, потолок, (трогаем одну щечку, вторую, лобик)
Две ступеньки и звонок. Дзинь! (касаемся губок, нажимаем «кнопку» носика)
Два пожарника бежали,
(растираем кулачками щечки малыша)
Эту кнопочку нажали.
Дзинь-дзинь-дзинь! (дотрагиваемся до носика)

Для ножек

1. Захватите голень ребенка одной рукой, большим пальцем другой руки на стопе рисуйте - семерки и восьмерки. Такие нехитрые действия укрепят свод стопы, не позволят развиться косолапости и плоскостопию.

Рисуя восьмерки, повторяйте:

Где пальчики? Где пяточки?

Погулять пошли, ежа нашли.

Ежик колко колол, развернуться велел

2. Постукивайте по пяточке ребенка согнутым указательным пальцем. Приговаривайте:

Куй, куй, каблучок, подай, бабка, башмачок.

Не подашь башмачка, не подкуем каблучка.

3. Перебирайте пальчики малыша на ножках, отодвигая их по очереди от соседей.

Мальчик-пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел.

4. Сидит белка на тележке,

Раздает она орешки:(круговой массаж пяточки)

Мишке толстопятому, (нажимаем на большой пальчик ноги)

Заиньке усатому, (на второй пальчик)

Лисичке-сестричке, (на третий пальчик)

Воробью, (на четвертый пальчик)

Синичке! (на мизинчик)

Кому - в роток,

Кому - в зобок, (проводим по межпальцевым промежуткам)

Кому - в лапочку! (проводим по подьемуноги)

Для ручек

1. Гладим ручки малыша друг о друга, как бы раскрывая кулачки: «Ручку ручкой мы погладим, пальчик пальчиком потрем, отдохнем совсем немножко, а потом опять начнем».

2. Птичка, птичка, вот тебе водичка, (пальцем водим по ладошке)

Вот тебе и крошки на моей ладошке.(ласково пощипываем ладошку)

3. Упражнение "Котенок-озорник"

Сожмите правую руку малыша в кулачок, отогните большой палец правой руки, покачайте им и помяукайте "Мяу-мяу". Вложите большой палец в кулачок левой руки малыша и говорите стишок:

Котик наш пошел гулять,

Будем мы его искать.

Может, котик во дворе?

Может, спит он на ковре?

Кис-кис, котик, или к нам.

Вот наш котик "Мяу-мяу-мяу". ивытащите большой палец из кулачка.

4. Сорока-ворона кашку варила,

Кашку варила - деток кормила.(разминаем ладошку)

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала. (массируем каждый пальчик)

А этому не дала. Он в лес не ходил,

Дров не рубил, воду не носил.

Поделом ему. Пусть исправляется:

Вот он ходит, дрова рубит, воду носит.(разминаем большой палец)

Здесь водица студеная (массируем локоток)

Здесь водица теплая (касаемся плеча)

А здесь кипяток-щекоток, кипяток-щекоток!!! (Пощекотим под мышками.)

Для животика:

Массируйте животик малыша по ходу часовой стрелки, препятствуя образованию колик:

Чей животик? Масин. Съел пюре и кашу.
Лошадка бежала, тележку возила, масе говорила:
Хватит баловаться, поехали кататься!

Помогите малышу перевернуться на животик. Поворачиваясь через левый бочок, направляйте согнутые правую ручку и правую ножку влево, не забывайте повторить:

Потянись дружок, повернись на бочок,
На животик повернись, нежно маме улыбнись.

Для спинки:

1. Доставьте удовольствие спинке малыша: пройдитесь по его позвоночнику пальчиками, приговаривая:

Я по спинке пройду, хворобушку отведу,

Расти ладненькая да здоровенькая.

2. Теперь используйте две руки: по обе стороны от позвоночного столба «топайте» своими указательными и средними пальцами - от копчика по направлению к шее.

3. Соберите кожу в складочку возле крестца. Двигайтесь вверх, перекатывая складку между своими пальцами. Таким образом, вы укрепите мышцы спины, поспособствуете приливу крови к позвоночнику, простимулируете его развитие.

4. Массируйте ягодички малыша круговыми движениями: по направлению к центру (для мальчиков) или от центра (для девочек).

5. Папа-еж, папа-еж,

Ты нам спинку не потрешь?(поглаживаем малыша по спинке ладонями от попки до плечиков)

Родненьким - роднышок,

Стройненьким - стройнишок,

Хорошеньким - хорошок,

А пригоженьким - пригожок! (берем за ручки и, поглаживая, как бы вытягиваем по всему телу)

И здесь все хорошо!

Гимнастика для ножек:

Баба сеяла горох,
Прыг-скок, прыг-скок! (попеременно прижимаем ножки к животику)
Обвалился потолок,
Прыг-скок, прыг-скок! (одновременно прижимаем две ножки к животику)

Гимнастика для ручек:

1. Ути-ути полетели (ручками помахали)

На головку сели (ручки на голову)

Поклевали-поклевали (похлопали ручками по голове)

Домой полетели (ручками помахали)

2. Мама в такт песенке легонько постукивает кулачками ребенка друг о друга, приговаривая:

Вьюшки, вьюшки,
Вьюшки вью,
Колотушки колочу,
Приколачиваю.

Упражнение делают 2-4 раза, или до тех пор, пока ребенку нравится.

3. Сгибаем ручки ребенка в локтях, а затем попеременно вытягиваем их вперед, как бы боксируя невидимого противника или изображая подтягивание каната. При этом приговариваем (2-3 раза):

Тяни холсты,
Холсты просты,
Тяни, тяни, потягивай,
Поперек, поперек, перекладывай.

Завершаем упражнение «обхватыванием», которое делают на последнем слове потешки.

Для этого упражнения можно использовать и другую приговорку:

Тоню тяну,
Рыбу ловлю,
Ловись, ловись, рыбка,
Маленькая и большая!

На словах последней строчки руки малыша разводят широко в стороны.

слова песни топает малыш

www.babyblog.ru

Пестовальная гимнастика

Большинству новорожденных деток ниспослан сверху неоценимый дар, они точно знают, как выглядит их ангел-хранитель. С первых моментов жизни малыши слышат их голос, чувствуют на себе прикосновение их теплых рук, ощущают успокоительный запах молока.  Все мы знаем, что зовут этого ангела – мама. Именно она, на интуитивном уровне, понимает, что необходимо именно ее младенцу. Знает, когда погладить, как обнять, покачать и убаюкать или, как говорили наши бабушки, попестовать.

Сегодня существует целое направление, под названием пестовальная гимнастика.

Что же  такое пестовальная гимнастика?

Это несложный и очень полезный комплекс упражнений для грудничка, исполняемый при помощи заботливых  родителей. Занятия рассчитаны на 10-15 минут, проводятся, обычно, утром и обязательно сопровождаются потешками, песенками да прибаутками.

Сразу после рождения ребеночку необходимо адаптироваться к новому жизненному пространству. Последние месяцы он находился в достаточно плотном коконе, а теперь кругом столько пустоты… Так сложно найти уютное местечко для ручек и ножек. Хорошо понимая это состояние опытные мамы, укладывая малыша спать, прислоняют к его спинке маленький валик из скрученной пеленочки или полотенца. Он напоминает крохе об уюте и защищенности в мамином животике. Но настало время привыкать к новым реалиям. И задача мамы – помочь малышу понять возможности своего тела.

Помимо этого не следует забывать, что пестовальная гимнастика — это один из методов раннеего развития для самых маленьких Ведь «интеллект ребенка находится на кончиках его пальцев». То есть, чем больше вы играете со своим малышом в потешки, потягушки, просыпалочки и делаете различные виды гимнастик, в том числе пестовальную, тем быстрее и многограннее развитвается интеллект малыша.

Упражнения

Итак, очень полезное упражнение для грудничков – так называемые, потягивания.  Берем в одну руку предплечье карапуза, в другую – противоположную голень и аккуратно соединяем локоток с коленкой. Такие движения хорошо снимают мышечный спазм.

Далее подтягиваем обе ножки вверх так, чтобы пальчики слегка коснулись лба ребенка.  Это упражнение полезно еще и для профилактики колик. Более сложный вариант – коснуться пальчиками правой ноги левой щечки и наоборот.

Очень полезен для профилактики плоскостопия массаж ножек. Возьмите стопу одной рукой, а другой – медленно рисуйте большие восьмерки от ямки под пальцами  до пяточки.

После этого сделайте несколько легких постукиваний по подошве стопы карапуза в разных местах. Поиграйте с пальчиками на ногах крохи, поочередно раздвигая их.

Следующее упражнение: придерживая одной рукой правую ножку, выполняйте медленные вращения левой, согнув ее в колене. Постарайтесь сделать так, что амплитуда была максимальной. Повторите то же самое с другой стороны. Укреплению мышц таза служит и одновременные симметричные вращения обеих ног.

Затем начинаем делать легкий массаж животика: гладим его теплой рукой по часовой стрелке. Для предупреждения грыжи положите обе ладони по разным  сторонам от пупка и медленно сводите их, формируя небольшую складочку.

Все получилось? Ну и замечательно! Теперь займемся ручками младенца. Разведите их в стороны, а затем сложите крест-накрест. Повторите несколько раз. Следующее упражнение: возьмите кулачки малыша в свои руки и «побоксируйте» вместе с крошкой.

Продолжаем курс массажа, ласково поглаживая спинку крошки, лежащего на животике. Немного «потопчитесь» косточками пальцев по мышцам с обоих сторон от позвоночника.  Соберите кожу на пояснице  в складочку и «прогоните» ее вверх-вниз несколько раз.

Маленькие детки приходят в восторг от игры «Коза-дереза». Изобразите плутовку при помощи мимики и жестов. Только не забывайте, что щекотать младенцев можно легонько и недолго. Если малыш уже умеет сидеть –поиграйте с ним, покачав на коленях.

А чтобы вам обоим было веселее, вот несколько стишков для аккомпанемента.

Потягунушки-порастунушки!
Потягунушки-порастунушки!
А в ножки – ходунушки,
А в ручки – хватунюшки,
Поперёк – тостунюшки,
А в ушки – слышунюшки,
А в глазки – глядунюшки,
А носику – сопунюшки,
А в роток – говорок,
А в головку – разумок!

***

Чей животик? Масин.
Съел пюре и кашу.
Лошадка бежала, тележку возила,
Масе говорила: «Хватит баловаться,
поехали кататься!»

***

Рисуя восьмёрки, повторяйте:
Где пальчики? Где пяточки?
Погулять пошли, ежа нашли.
Ёжик колко колол,
развернуться велел.

***

Мальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.

***

Куй, куй, каблучок!
Подай, бабка, башмачок.
Не подашь башмачка –
Не подкуём каблучка.

***

Потянись дружок,
повернись на бочок,
На животик повернись,
нежно маме улыбнись.

lopotun.ru

Пестовальная гимнастика — Маленький.ру

Находясь у мамы в животике, малыш не испытывает никаких неудобств, связанных с собственным телом. Ребенок осознает себя как шар или эллипс. Это представление окончательно закрепляется в его сознании в последние месяцы перед родами, в условиях тесной матки, от которой он себя не отделяет.

У новорожденного ощущение собственного тела претерпевает значительные изменения: из шара он превратился во что-то другое, совсем непонятное и непривычное. Это его крайне смущает: малыш очень нервничает и куксится, когда его пытаются разогнуть и сразу успокаивается, когда его спеленывают и помогают принять привычную внутриутробную позу.

В первые месяцы после рождения важно вызывать у ребенка положительные эмоции по отношению к своему телу, которое пока доставляет малышу много неудобств. Негативные телесные вспоминания в дальнейшем могут привести к различным психологическим и психосоматическим проблемам.

Только что появившийся на свет младенец не знает даже о том, что у него есть лицо. Первое знакомство с телом начинается со рта. В самом начале грудного вскармливания при первом прикладывании к груди новорожденный впервые узнает о том, что у него есть рот. Немножко позже у малыша «появятся» глазки и носик. Ко второму месяцу жизни малыш поймет, что у него есть ручки, а к трем месяцам он научится ими управлять. К 4-5 месяцам ребенок начинает понимать, что у него есть живот, ноги и голова. Позже всего ребенок откроет, что у него есть лоб, темя и спина — это происходит обычно к 8 — 12 месяцам жизни.

Главный учитель — мама!
Первым учителем и помощником в знакомстве новорожденного со своим телом является его мама. Интуитивно чувствуя, насколько важен для развития малыша физический контакт, мама часто гладит своего ребенка, целует его. В старину русские женщины изобрели пестовальную гимнастику для того, чтобы максимально эффективно организовать телесное общение матери и грудного малыша.

Особенность этой гимнастики заключается в том, что она больше похожа на развлечение и баловство, чем на серьезные занятия. Тем не менее, этот комплекс включает в себя упражнения, которые являются основой профессионального детского массажа.

Другой особенностью пестовальной гимнастики является строгое следование возрастной скорости развития моторных навыков младенца. Например, «Ладушки» не делают раньше, чем ребенок не начнет сам делать попытки хлопать в ладошки, смешно растопыривая при этом пальцы, а играть в «Тушки-тутушки» — не раньше, чем малыш начнет делать самостоятельные попытки подтягиваться и садиться. Гимнастика направлена на то, чтобы поддерживать, а не опережать естественное моторное развитие ребенка. Многие методики, ставящие целью опередить темпы естественного физического развития, не приносит устойчивых результатов и практической пользы. Давно известно, что дети, которых усиленно тренируют и дети, которых не тренируют вообще, все равно начинают делать какое-либо движение в одном и том же возрасте. Например, из двух мальчиков-близнецов Сашу каждый день учили взбираться по шведской стенке и спускаться вниз, а Ваню нет. Когда Саша овладел этим навыком, на стенку предложили взобраться Ване, и Ваня сумел взобраться на лестницу и спуститься с нее с третьей попытки.

Третьей особенностью пестовальной гимнастики является речевое сопровождение каждого упражнения. Все занятия с ребенком сопровождаются короткими стишками пестушками и потешками. Делая с малышом гимнастику, мама комментирует свои действия, потешая дитенка, давая ему заряд положительных эмоций и побуждая его к общению. Таким образом, помимо физического развития, пестовальная гимнастика направлена также на психоэмоциональное и речевое развитие ребеночка.

В помощь молодым мамам мы и приводим некоторые упражнения, которые на Руси испокон веку являлись неотъемлемой частью ухода за грудным ребенком.

Упражнения для малыша от 0 до 14 дней
В период от 0 до 14 дней мать и дитя привыкают к своему новому состоянию и осознают его. В это время идет адаптация женщины к новой для нее роли матери и обучение навыкам грудного вскармливания. Малыш, которого в этот момент совершенно не интересует окружающий мир, нуждается только в тесном контакте с мамой и постоянном сосании.

Поэтому в этот период мама должна обеспечить ребеночку практически непрерывный физический контакт, который необходим малышу для идентификации психики и тела и для формирования у него ощущения надежности окружения. Необходимо помочь младенцу ощутить свое тело и дать ему понять, что он находится в полной безопасности. Для этого мама делает:

Поглаживания и ощупывания. Нежно гладим все тельце малыша, как бы очерчивая его контуры. Особое внимание уделяем ощупыванию кистей рук и ступней ног, так как там находится много нервных окончаний.

Упражнения для малыша от 40 дней до 3-х месяцев
Мы рекомендуем приступать к непосредственным занятиям гимнастикой не ранее, чем младенцу исполнится 6 недель. Это связано с тем, что примерно на 5-6 неделе жизни ребенок начинает проявлять интерес к окружающему миру, стремиться к общению и становится способен более осознанно воспринимать направленные на него действия матери. До этого возраста малыши воспринимают занятия негативно, демонстрируя дискомфорт плачем или вскидываниями.

Упражнения делают 3-4 раза в день. Например, «потягунушки» можно делать всякий раз после того, как ребенок проснулся. Оптимальным является то время, когда малыш благодушно настроен (обычно это бывает у детей в первой половине дня в течение часа после пробуждения). Хорошее настроение ребенка во время гимнастики гарантирует его положительное отношение не только к занятиям, но и к собственному телу, и к тому, кто с ним занимается.

Потягунушки
Цель: дать ребенку возможность почувствовать свое тело. Можно отметить, что в древности эта пестушка была еще и заклинанием благополучного роста и развития ребенка.

Разворачивая проснувшееся дитя, мама ласково оглаживает его, как бы очерчивая контуры тела; называет вслух и обозначает части тела малыша, фиксируя на них руки.

Потягунушки-порастунушки! 
Потягунушки-порастунушки! 
А в ножки — ходунушки, 
А в ручки — хватунюшки,
Поперек — толстунюшки, 
А в ушки — слышунюшки, 
А в глазки — глядунюшки, 
А носику — сопунюшки,
А в роток — говорок, 
А в головку — разумок!
Поколачивание ножки
Цель: массаж ног усиливает кровообращение и способствует развитию интеллектуальных способностей детей.

Легонько поколачиваем по пятке с приговорами:

Куй, куй, каблучок! 
Подай бабка башмачок. 
Не подашь башмачка — 
Не подкуем каблучка.
Упражнения для рук
Цель: снять напряжение и помочь в работе мышцам-разгибателям.

Разводим ручки малыша в стороны и сводим, перекрещивая на грудке.

И батюшке — сажень, 
И матушке — сажень, 
И бабушке — сажень, 
(далее перечисляют несколько родственников),
А нашему мальчику — долга, долга, долга, долга! 
(или «а нашей девочке …»)
На словах последней строчки делаем ручками ребенка короткие взмахи, будто слегка подтягиваем ручки в стороны.

Если малыш плохо реагирует на это упражнение, то лучше его отложить до 3-х месяцев.

«Бокс»
Сгибаем ручки ребенка в локтях, а затем попеременно вытягиваем их вперед, как бы боксируя невидимого противника или изображая подтягивание каната. При этом приговариваем (2-3 раза):

Тяни холсты, 
Холсты просты, 
Тяни, тяни, потягивай, 
Поперек, поперек, перекладывай.
Завершаем упражнение «обхватыванием», которое делают на последнем слове потешки.

Для этого упражнения можно использовать и другую приговорку:

Тоню тяну, 
Рыбу ловлю, 
Ловись, ловись, рыбка, 
Маленькая и большая!
На словах последней строчки руки малыша разводят широко в стороны.

Массаж спинки. Поглаживание
Цель: дать ощутить малышу свою спинку, активизировать кровообращение. Нежно гладим спинку ребенка широким движением от ягодиц вверх — тыльной стороной кисти, от плеч вниз — ладонью (повторяем 5-7 раз). При этом приговариваем:

Идет бай по стене, 
Несет лапти на спине, 
Детенкам по избенкам, 
Дарит по лаптенкам…
Упражнения для малыша от 3 до 8 месяцев
«Вьюшки»
Цель: совершенствование движений и координация рук малыша. Обычно в этом возрасте ребенок пытается скоординировать движения рук, но пока еще держит их сжатыми в кулачок. Мама в такт песенке легонько постукивает кулачками ребенка друг о друга, приговаривая:

Вьюшки, вьюшки, 
Вьюшки вью, 
Колотушки колочу, 
Приколачиваю.
Упражнение делают 2-4 раза, или до тех пор, пока ребенку нравится.

Упражнения для малыша с 8 до 12 месяцев
Дети этого возраста приобретают значительную двигательную свободу и активность. Теперь они способны самостоятельно занимать себя продолжительное время и подолгу тренироваться, отрабатывая какое-либо новое движение. Занимаясь вместе с мамой, малыш предпочитает веселое общение, просто возню. Помимо баловства ему очень нравятся упражнения, направленные на развитие вестибулярного аппарата. С 8 месяцев занятия с малышом носят произвольный порядок.

«Ладушки»
Обычно с 8 месяцев ребенок сам начинает хлопать в ладошки. Он уже может держать пальчики разжатыми, и это доставляет ему удовольствие. Упражнение «Ладушки» — это продолжение упражнения «Вьюшки». Когда ребенок находится в хорошем расположении духа и начинает самостоятельно хлопать в ладошки мама может прокомментировать его игру словами известной потешки «Ладушки». А в другой раз она может начать играть с малышом в ладушки, стараясь таким образом отвлечь его от каких-то огорчений и успокоить. Только следует помнить, что приговорка не должна быть слишком длинной, ее надо проговаривать поскорее, потому что у малыша очень быстро заканчивается терпение.

Ладушки, ладушки, 
Где были? 
— У бабушки. 
— Что ели? 
— Кашку. 
— Что пили? 
Бражку.
Бражка сладенька,
Кашка масленька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Домой полетели.
Полетели, полетели, 
Полетели, полетели,
На головушку сели.
При последних словах мама вскидывает ручки ребенка на голову.

«Коза рогатая»
Цель: легкий массаж живота; стимуляция активной зоны вокруг пупка; развлечение, стремление потешить ребенка, вызвать у него радостный смех.

Мама изображает козу, подбирающуюся к малышу («идет» перебирая указательным и средним пальцами по ножке малыша).

Идет коза рогатая
За малыми ребятами,
Забодает, забодает, забодает!
На последних словах мама двумя пальцами щекочет живот малыша около пупка, но делает это очень коротко, всего 2-3 секунды.

Покачивания
Мама сажает ребенка на колени лицом к себе и слегка покачивает его на коленях, подражая качке при езде. При этом приговаривает.

Поехали, поехали
До дедушки с орехами,
До бабушки с орехами
Поехали, поехали (и т.д., меняя порядок строчек).
Вместо заключения
У новорожденного малыша еще нет собственной моторной активности, а его мышцы не готовы активно откликаться на внешние воздействия. Именно по этой причине профессиональный массаж делать малышу до того момента, пока он не начнет пытаться ползать, что происходит примерно в 6 месяцев, не только бессмысленно, но и травматично.

Если ребенок имеет проблемы со здоровьем и ему показан профессиональный массаж, то маме просто необходимо обучиться пестовальной гимнастике. Таким образом, сочетание лечебного массажа и гимнастики, во-первых, даст лучшие результаты, а во-вторых, сделают профессиональные занятия менее стрессовыми для малыша. Обучиться полному комплексу гимнастики можно на специальных курсах за 3 занятия.

Цареградская Ж.В.
Психолог-перинатолог

«Рожана»

________________________________________________________________________________________________

 Обсудить эту статью вы можете на нашем форуме в разделе «Ребёнок до года» и «Развитие и психология»

malenkiy.ru

Гимнастика для малышей со стишками и прибаутками

Потягунюшки-порастунушки!

Находясь у мамы в животике, малыш не испытывает никаких неудобств, связанных с собственным телом. Ребенок осознает себя как шар или эллипс. Это представление окончательно закрепляется в его сознании в последние месяцы перед родами, в условиях тесной матки, от которой он себя не отделяет.
У новорожденного ощущение собственного тела претерпевает значительные изменения: из шара он превратился во что-то другое, совсем непонятное и непривычное. Это его крайне смущает: малыш очень нервничает и куксится, когда его пытаются разогнуть и сразу успокаивается, когда его спеленывают и помогают принять привычную внутриутробную позу.

В первые месяцы после рождения важно вызывать у ребенка положительные эмоции по отношению к своему телу, которое пока доставляет малышу много неудобств. Негативные телесные вспоминания в дальнейшем могут привести к различным психологическим и психосоматическим проблемам.

Только что появившийся на свет младенец не знает даже о том, что у него есть лицо. Первое знакомство с телом начинается со рта. В самом начале грудного вскармливания при первом прикладывании к груди новорожденный впервые узнает о том, что у него есть рот. Немножко позже у малыша «появятся» глазки и носик. Ко второму месяцу жизни малыш поймет, что у него есть ручки, а к трем месяцам он научится ими управлять. К 4-5 месяцам ребенок начинает понимать, что у него есть живот, ноги и голова. Позже всего ребенок откроет, что у него есть лоб, темя и спина — это происходит обычно к 8 — 12 месяцам жизни.

Главный учитель — мама!

Первым учителем и помощником в знакомстве новорожденного со своим телом является его мама. Интуитивно чувствуя, насколько важен для развития малыша физический контакт, мама часто гладит своего ребенка, целует его. В старину русские женщины изобрели пестовальную гимнастику для того, чтобы максимально эффективно организовать телесное общение матери и грудного малыша.
Особенность этой гимнастики заключается в том, что она больше похожа на развлечение и баловство, чем на серьезные занятия. Тем не менее, этот комплекс включает в себя упражнения, которые являются основой профессионального детского массажа.

Другой особенностью пестовальной гимнастики является строгое следование возрастной скорости развития моторных навыков младенца. Например, «Ладушки» не делают раньше, чем ребенок не начнет сам делать попытки хлопать в ладошки, смешно растопыривая при этом пальцы, а играть в «Тушки-тутушки» — не раньше, чем малыш начнет делать самостоятельные попытки подтягиваться и садиться. Гимнастика направлена на то, чтобы поддерживать, а не опережать естественное моторное развитие ребенка. Многие методики, ставящие целью опередить темпы естественного физического развития, не приносит устойчивых результатов и практической пользы. Давно известно, что дети, которых усиленно тренируют и дети, которых не тренируют вообще, все равно начинают делать какое-либо движение в одном и том же возрасте. Например, из двух мальчиков-близнецов Сашу каждый день учили взбираться по шведской стенке и спускаться вниз, а Ваню нет. Когда Саша овладел этим навыком, на стенку предложили взобраться Ване, и Ваня сумел взобраться на лестницу и спуститься с нее с третьей попытки.

Третьей особенностью пестовальной гимнастики является речевое сопровождение каждого упражнения. Все занятия с ребенком сопровождаются короткими стишками пестушками и потешками. Делая с малышом гимнастику, мама комментирует свои действия, потешая дитенка, давая ему заряд положительных эмоций и побуждая его к общению. Таким образом, помимо физического развития, пестовальная гимнастика направлена также на психоэмоциональное и речевое развитие ребеночка.
В помощь молодым мамам мы и приводим некоторые упражнения, которые на Руси испокон веку являлись неотъемлемой частью ухода за грудным ребенком.

Упражнения для малыша от 0 до 40 дней

В период от 0 до 14 дней мать и дитя привыкают к своему новому состоянию и осознают его. В это время идет адаптация женщины к новой для нее роли матери и обучение навыкам грудного вскармливания. Малыш, которого в этот момент совершенно не интересует окружающий мир, нуждается только в тесном контакте с мамой и постоянном сосании.

Поэтому в этот период мама должна обеспечить ребеночку практически непрерывный физический контакт, который необходим малышу для идентификации психики и тела и для формирования у него ощущения надежности окружения. Необходимо помочь младенцу ощутить свое тело и дать ему понять, что он находится в полной безопасности. Для этого мама делает:
Поглаживания и ощупывания. Нежно гладим все тельце малыша, как бы очерчивая его контуры. Особое внимание уделяем ощупыванию кистей рук и ступней ног, так как там находится много нервных окончаний.

Упражнения для малыша от 40 дней до 3-х месяцев

Мы рекомендуем приступать к непосредственным занятиям гимнастикой не ранее, чем младенцу исполнится 6 недель. Это связано с тем, что примерно на 5-6 неделе жизни ребенок начинает проявлять интерес к окружающему миру, стремиться к общению и становится способен более осознанно воспринимать направленные на него действия матери. До этого возраста малыши воспринимают занятия негативно, демонстрируя дискомфорт плачем или вскидываниями.

Упражнения делают 3-4 раза в день. Например, «потягунушки» можно делать всякий раз после того, как ребенок проснулся. Оптимальным является то время, когда малыш благодушно настроен (обычно это бывает у детей в первой половине дня в течение часа после пробуждения). Хорошее настроение ребенка во время гимнастики гарантирует его положительное отношение не только к занятиям, но и к собственному телу, и к тому, кто с ним занимается.

Потягунушки
Цель: дать ребенку возможность почувствовать свое тело. Можно отметить, что в древности эта пестушка была еще и заклинанием благополучного роста и развития ребенка.

Разворачивая проснувшееся дитя, мама ласково оглаживает его, как бы очерчивая контуры тела; называет вслух и обозначает части тела малыша, фиксируя на них руки.
Потягунушки-порастунушки!
Потягунушки-порастунушки!
А в ножки — ходунушки,
А в ручки — хватунюшки,
Поперек — толстунюшки,
А в ушки — слышунюшки,
А в глазки — глядунюшки,
А носику — сопунюшки,
А в роток — говорок,
А в головку — разумок!

 

Поколачивание ножки

Цель: массаж ног усиливает кровообращение и способствует развитию интеллектуальных способностей детей.
Легонько поколачиваем по пятке с приговорами:
Куй, куй, каблучок!
Подай бабка башмачок.
Не подашь башмачка —
Не подкуем каблучка.

Упражнения для рук
Цель: снять напряжение и помочь в работе мышцам-разгибателям.
Разводим ручки малыша в стороны и сводим, перекрещивая на грудке.
И батюшке — сажень,
И матушке — сажень,
И бабушке — сажень,

(далее перечисляют несколько родственников),
А нашему мальчику — долга, долга, долга, долга!
(или «а нашей девочке …»)
На словах последней строчки делаем ручками ребенка короткие взмахи, будто слегка подтягиваем ручки в стороны.
Если малыш плохо реагирует на это упражнение, то лучше его отложить до 3-х месяцев.

«Бокс»
Сгибаем ручки ребенка в локтях, а затем попеременно вытягиваем их вперед, как бы боксируя невидимого противника или изображая подтягивание каната. При этом приговариваем (2-3 раза):
Тяни холсты,
Холсты просты,
Тяни, тяни, потягивай,
Поперек, поперек, перекладывай.

Завершаем упражнение «обхватыванием», которое делают на последнем слове потешки.

Для этого упражнения можно использовать и другую приговорку:
Тоню тяну,
Рыбу ловлю,
Ловись, ловись, рыбка,
Маленькая и большая!

На словах последней строчки руки малыша разводят широко в стороны.

Массаж спинки. Поглаживание
Цель: дать ощутить малышу свою спинку, активизировать кровообращение. Нежно гладим спинку ребенка широким движением от ягодиц вверх — тыльной стороной кисти, от плеч вниз — ладонью (повторяем 5-7 раз). При этом приговариваем:
Идет бай по стене,
Несет лапти на спине,
Детенкам по избенкам,
Дарит по лаптенкам…

Упражнения для малыша от 3 до 8 месяцев

«Вьюшки»
Цель: совершенствование движений и координация рук малыша. Обычно в этом возрасте ребенок пытается скоординировать движения рук, но пока еще держит их сжатыми в кулачок. Мама в такт песенке легонько постукивает кулачками ребенка друг о друга, приговаривая:
Вьюшки, вьюшки,
Вьюшки вью,
Колотушки колочу,
Приколачиваю.

Упражнение делают 2-4 раза, или до тех пор, пока ребенку нравится.

Упражнения для малыша с 8 до 12 месяцев

Дети этого возраста приобретают значительную двигательную свободу и активность. Теперь они способны самостоятельно занимать себя продолжительное время и подолгу тренироваться, отрабатывая какое-либо новое движение. Занимаясь вместе с мамой, малыш предпочитает веселое общение, просто возню. Помимо баловства ему очень нравятся упражнения, направленные на развитие вестибулярного аппарата. С 8 месяцев занятия с малышом носят произвольный порядок.

«Ладушки»
Обычно с 8 месяцев ребенок сам начинает хлопать в ладошки. Он уже может держать пальчики разжатыми, и это доставляет ему удовольствие. Упражнение «Ладушки» — это продолжение упражнения «Вьюшки». Когда ребенок находится в хорошем расположении духа и начинает самостоятельно хлопать в ладошки мама может прокомментировать его игру словами известной потешки «Ладушки». А в другой раз она может начать играть с малышом в ладушки, стараясь таким образом отвлечь его от каких-то огорчений и успокоить. Только следует помнить, что приговорка не должна быть слишком длинной, ее надо проговаривать поскорее, потому что у малыша очень быстро заканчивается терпение.
Ладушки, ладушки,
Где были?
– У бабушки.
– Что ели?
– Кашку.
– Что пили?
Бражку.
Бражка сладенька,
Кашка масленька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Домой полетели.
Полетели, полетели,
Полетели, полетели,
На головушку сели.

При последних словах мама вскидывает ручки ребенка на голову.

«Коза рогатая»
Цель: легкий массаж живота; стимуляция активной зоны вокруг пупка; развлечение, стремление потешить ребенка, вызвать у него радостный смех.
Мама изображает козу, подбирающуюся к малышу («идет» перебирая указательным и средним пальцами по ножке малыша).
Идет коза рогатая
За малыми ребятами,
Забодает, забодает, забодает!

На последних словах мама двумя пальцами щекочет живот малыша около пупка, но делает это очень коротко, всего 2-3 секунды.

Покачивания

Мама сажает ребенка на колени лицом к себе и слегка покачивает его на коленях, подражая качке при езде. При этом приговаривает.
Поехали, поехали
До дедушки с орехами,
До бабушки с орехами

Поехали, поехали (и т.д., меняя порядок строчек).

Вместо заключения

У новорожденного малыша еще нет собственной моторной активности, а его мышцы не готовы активно откликаться на внешние воздействия. Именно по этой причине профессиональный массаж делать малышу до того момента, пока он не начнет пытаться ползать, что происходит примерно в 6 месяцев, не только бессмысленно, но и травматично.

Если ребенок имеет проблемы со здоровьем и ему показан профессиональный массаж, то маме просто необходимо обучиться пестовальной гимнастике. Таким образом, сочетание лечебного массажа и гимнастики, во-первых, даст лучшие результаты, а во-вторых, сделают профессиональные занятия менее стрессовыми для малыша. Обучиться полному комплексу гимнастики можно на специальных курсах.

www.baby.ru

Пестовальная гимнастика — Созидание добродетельного потомства — Книги, статьи — Наследие Предковъ

Находясь у мамы в животике, малыш не испытывает никаких неудобств, связанных с собственным телом. Ребенок осознает себя как шар или эллипс. Это представление окончательно закрепляется в его сознании в последние месяцы перед родами, в условиях тесной матки, от которой он себя не отделяет.

У новорожденного ощущение собственного тела претерпевает значительные изменения: из шара он превратился во что-то другое, совсем непонятное и непривычное. Это его крайне смущает: малыш очень нервничает и куксится, когда его пытаются разогнуть, и сразу успокаивается, когда его спеленывают и помогают принять привычную внутриутробную позу.

В первые месяцы после рождения важно вызывать у ребенка положительные эмоции по отношению к своему телу, которое пока доставляет малышу много неудобств. Негативные телесные вспоминания в дальнейшем могут привести к различным психологическим и психосоматическим проблемам.

Только что появившийся на свет младенец не знает даже о том, что у него есть лицо. Первое знакомство с телом начинается со рта. В самом начале грудного вскармливания при первом прикладывании к груди новорожденный впервые узнает о том, что у него есть рот. Немножко позже у малыша «появятся» глазки и носик. Ко второму месяцу жизни малыш поймет, что у него есть ручки, а к трем месяцам он научится ими управлять. К 4-5 месяцам ребенок начинает понимать, что у него есть живот, ноги и голова. Позже всего ребенок откроет, что у него есть лоб, темя и спина — это происходит обычно к 8 — 12 месяцам жизни.

Главный учитель — мама!

Первым учителем и помощником в знакомстве новорожденного со своим телом является его мама. Интуитивно чувствуя, насколько важен для развития малыша физический контакт, мама часто гладит своего ребенка, целует его. В старину русские женщины изобрели пестовальную гимнастику для того, чтобы максимально эффективно организовать телесное общение матери и грудного малыша.

Особенность этой гимнастики заключается в том, что она больше похожа на развлечение и баловство, чем на серьезные занятия. Тем не менее, этот комплекс включает в себя упражнения, которые являются основой профессионального детского массажа.

Другой особенностью пестовальной гимнастики является строгое следование возрастной скорости развития моторных навыков младенца. Например, «Ладушки» не делают раньше, чем ребенок не начнет сам делать попытки хлопать в ладошки, смешно растопыривая при этом пальцы, а играть в «Тушки-тутушки» — не раньше, чем малыш начнет делать самостоятельные попытки подтягиваться и садиться. Гимнастика направлена на то, чтобы поддерживать, а не опережать естественное моторное развитие ребенка. Многие методики, ставящие целью опередить темпы естественного физического развития, не приносит устойчивых результатов и практической пользы. Давно известно, что дети, которых усиленно тренируют, и дети, которых не тренируют вообще, все равно начинают делать какое-либо движение в одном и том же возрасте.

Третьей особенностью пестовальной гимнастики является речевое сопровождение каждого упражнения. Все занятия с ребенком сопровождаются короткими стишками пестушками и потешками. Делая с малышом гимнастику, мама комментирует свои действия, потешая дитенка, давая ему заряд положительных эмоций и побуждая его к общению. Таким образом, помимо физического развития, пестовальная гимнастика направлена также на психоэмоциональное и речевое развитие ребеночка.

В помощь молодым мамам мы и приводим некоторые упражнения, которые на Руси испокон веку являлись неотъемлемой частью ухода за грудным ребенком.

Упражнения для малыша от 0 до 14 дней

В период от 0 до 14 дней мать и дитя привыкают к своему новому состоянию и осознают его. В это время идет адаптация женщины к новой для нее роли матери и обучение навыкам грудного вскармливания. Малыш, которого в этот момент совершенно не интересует окружающий мир, нуждается только в тесном контакте с мамой и постоянном сосании.

Поэтому в этот период мама должна обеспечить ребеночку практически непрерывный физический контакт, который необходим малышу для идентификации психики и тела и для формирования у него ощущения надежности окружения. Необходимо помочь младенцу ощутить свое тело и дать ему понять, что он находится в полной безопасности. Для этого мама делает:

Поглаживания и ощупывания. Нежно гладим все тельце малыша, как бы очерчивая его контуры. Особое внимание уделяем ощупыванию кистей рук и ступней ног, так как там находится много нервных окончаний.

Упражнения для малыша от 40 дней до 3-х месяцев

Мы рекомендуем приступать к непосредственным занятиям гимнастикой не ранее, чем младенцу исполнится 6 недель. Это связано с тем, что примерно на 5-6 неделе жизни ребенок начинает проявлять интерес к окружающему миру, стремиться к общению и становится способен более осознанно воспринимать направленные на него действия матери. До этого возраста малыши воспринимают занятия негативно, демонстрируя дискомфорт плачем или вскидываниями.

Упражнения делают 3-4 раза в день. Например, «потягунушки» можно делать всякий раз после того, как ребенок проснулся. Оптимальным является то время, когда малыш благодушно настроен (обычно это бывает у детей в первой половине дня в течение часа после пробуждения). Хорошее настроение ребенка во время гимнастики гарантирует его положительное отношение не только к занятиям, но и к собственному телу, и к тому, кто с ним занимается.

Потягунушки

Цель: дать ребенку возможность почувствовать свое тело. Можно отметить, что в древности эта пестушка была еще и заклинанием благополучного роста и развития ребенка.

Разворачивая проснувшееся дитя, мама ласково оглаживает его, как бы очерчивая контуры тела; называет вслух и обозначает части тела малыша, фиксируя на них руки.

Потягунушки-порастунушки!
Потягунушки-порастунушки!
А в ножки — ходунушки,
А в ручки — хватунюшки,
Поперек — толстунюшки,
А в ушки — слышунюшки,
А в глазки — глядунюшки,
А носику — сопунюшки,
А в роток — говорок,
А в головку — разумок!
Поколачивание ножки

Цель: массаж ног усиливает кровообращение и способствует развитию интеллектуальных способностей детей.

Легонько поколачиваем по пятке с приговорами:

Куй, куй, каблучок!
Подай бабка башмачок.
Не подашь башмачка —
Не подкуем каблучка.
Упражнения для рук

Цель: снять напряжение и помочь в работе мышцам-разгибателям.

Разводим ручки малыша в стороны и сводим, перекрещивая на грудке.

И батюшке — сажень,
И матушке — сажень,
И бабушке — сажень,
(далее перечисляют несколько родственников),
А нашему мальчику — долга, долга, долга, долга!
(или «а нашей девочке …»)

На словах последней строчки делаем ручками ребенка короткие взмахи, будто слегка подтягиваем ручки в стороны.

Если малыш плохо реагирует на это упражнение, то лучше его отложить до 3-х месяцев.

«Бокс»

Сгибаем ручки ребенка в локтях, а затем попеременно вытягиваем их вперед, как бы боксируя невидимого противника или изображая подтягивание каната. При этом приговариваем (2-3 раза):

Тяни холсты,
Холсты просты,
Тяни, тяни, потягивай,
Поперек, поперек, перекладывай.

Завершаем упражнение «обхватыванием», которое делают на последнем слове потешки.

Для этого упражнения можно использовать и другую приговорку:

Тоню тяну,
Рыбу ловлю,
Ловись, ловись, рыбка,
Маленькая и большая!

На словах последней строчки руки малыша разводят широко в стороны.

Массаж спинки. Поглаживание

Цель: дать ощутить малышу свою спинку, активизировать кровообращение.

Нежно гладим спинку ребенка широким движением от ягодиц вверх — тыльной стороной кисти, от плеч вниз — ладонью (повторяем 5-7 раз). При этом приговариваем:

Идет бай по стене,
Несет лапти на спине,
Детенкам по избенкам,
Дарит по лаптенкам…

Упражнения для малыша от 3 до 8 месяцев

«Вьюшки»

Цель: совершенствование движений и координация рук малыша.

Обычно в этом возрасте ребенок пытается скоординировать движения рук, но пока еще держит их сжатыми в кулачок. Мама в такт песенке легонько постукивает кулачками ребенка друг о друга, приговаривая:

Вьюшки, вьюшки,
Вьюшки вью,
Колотушки колочу,
Приколачиваю.

Упражнение делают 2-4 раза, или до тех пор, пока ребенку нравится.

Упражнения для малыша с 8 до 12 месяцев

Дети этого возраста приобретают значительную двигательную свободу и активность. Теперь они способны самостоятельно занимать себя продолжительное время и подолгу тренироваться, отрабатывая какое-либо новое движение. Занимаясь вместе с мамой, малыш предпочитает веселое общение, просто возню. Помимо баловства ему очень нравятся упражнения, направленные на развитие вестибулярного аппарата. С 8 месяцев занятия с малышом носят произвольный порядок.

«Ладушки»

Обычно с 8 месяцев ребенок сам начинает хлопать в ладошки. Он уже может держать пальчики разжатыми, и это доставляет ему удовольствие. Упражнение «Ладушки» — это продолжение упражнения «Вьюшки». Когда ребенок находится в хорошем расположении духа и начинает самостоятельно хлопать в ладошки, мама может прокомментировать его игру словами известной потешки «Ладушки». А в другой раз она может начать играть с малышом в ладушки, стараясь таким образом отвлечь его от каких-то огорчений и успокоить. Только следует помнить, что приговорка не должна быть слишком длинной, ее надо проговаривать поскорее, потому что у малыша очень быстро заканчивается терпение.

Ладушки, ладушки,
Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
Бражку.
Бражка сладенька,
Кашка масленька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Домой полетели.
Полетели, полетели,
Полетели, полетели,
На головушку сели.

При последних словах мама вскидывает ручки ребенка на голову.

«Коза рогатая»

Цель: легкий массаж живота; стимуляция активной зоны вокруг пупка; развлечение, стремление потешить ребенка, вызвать у него радостный смех.

Мама изображает козу, подбирающуюся к малышу («идет» перебирая указательным и средним пальцами по ножке малыша).

Идет коза рогатая
За малыми ребятами,
Забодает, забодает, забодает!

На последних словах мама двумя пальцами щекочет живот малыша около пупка, но делает это очень коротко, всего 2-3 секунды.

Покачивания

Мама сажает ребенка на колени лицом к себе и слегка покачивает его на коленях, подражая качке при езде. При этом приговаривает.

Поехали, поехали
До дедушки с орехами,
До бабушки с орехами
Поехали, поехали
(и т.д., меняя порядок строчек).

Вместо заключения

У новорожденного малыша еще нет собственной моторной активности, а его мышцы не готовы активно откликаться на внешние воздействия. Именно по этой причине профессиональный массаж делать малышу до того момента, пока он не начнет пытаться ползать, что происходит примерно в 6 месяцев, не только бессмысленно, но и травматично.

Если ребенок имеет проблемы со здоровьем и ему показан профессиональный массаж, то маме просто необходимо обучиться пестовальной гимнастике. Таким образом, сочетание лечебного массажа и гимнастики, во-первых, даст лучшие результаты, а во-вторых, сделают профессиональные занятия менее стрессовыми для малыша. Обучиться полному комплексу гимнастики можно на специальных курсах за 3 занятия.

03.04.2006

Цареградская Жанна руководитель центра перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания «Рожана»

Источник

rodobozhie.ru

Курс Пестовальная гимнастика для малышей до годика. Советы родителям

Администрация сайта viline.tv (ООО «ВилайнТв» ОГРН 1155476136804 ИНН/КПП 5406597997/540601001) уважает и соблюдает законодательство РФ. Также мы уважаем Ваше право и соблюдаем конфиденциальность при заполнении, передаче и хранении ваших конфиденциальных сведений.

Мы запрашиваем Ваши персональные данные для обратной связи с вами в целях предоставления информации или услуг, ответов на ваши запросы в службу поддержки сайта, проведения конкурсов и других рекламных акций, проведения опросов в целях повышения качества услуг.

Персональные данные — это информация, относящаяся к субъекту персональных данных, то есть, к потенциальному покупателю. В частности, это фамилия и имя, дата рождения, контактные данные (телефон, адрес электронной почты) и иные данные, относимые Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – «Закон») к категории персональных данных.

Если Вы разместили Ваши контактные данных на сайте, то Вы автоматически согласились на следующие действия (операции) с персональными данными: сбор и накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, уничтожение, обезличивание, передача по требованию суда, в т.ч., третьим лицам, с соблюдением мер, обеспечивающих защиту персональных данных от несанкционированного доступа.

Указанное согласие действует бессрочно с момента предоставления данных и может быть отозвано Вами путем подачи заявления администрации сайта с указанием данных, определенных ст. 14 Закона «О персональных данных».

Отзыв согласия на обработку персональных данных может быть осуществлен путем направления Пользователем соответствующего распоряжения в простой письменной форме на адрес электронной почты (e-mail) [email protected]

В случае отзыва согласия на обработку своих персональных данных мы обязуемся удалить Ваши персональные данные в срок не позднее 3 рабочих дней.

Проект Viline помогает родителям в воспитании и здоровом развитии детей, начиная с первых дней их жизни.

Полезные видеокурсы, аудиоролики, интересные статьи – здесь мамы и папы узнают все, что нужно для развития, оздоровления, а также психологического и интеллектуального воспитания ребенка. На сайте публикуются материалы для родителей с детьми до 7 лет и для будущих мам.

Мы собрали на сайте экспертов, которые с удовольствием поделятся с вами секретами воспитания малышей в том возрасте, когда закладывается фундамент для развития личности.

Каждый малыш талантлив. Главное — с первых дней жизни младенца создать условия для полного раскрытия его природного потенциала.

Мы поможем вам разобраться с любыми, даже самыми сложными проблемами и вырастить малыша крепким, здоровым и талантливым. Он легко вольётся в любой коллектив, без психологического напряжения пойдёт в детский сад, школу и спортивную секцию.

Мы собрали ведущих экспертов в области развития детей, сохранения и укрепления иммунитета, разработки и внедрения методик оздоровления. Они поделятся с вами опытом, знаниями, ответят на вопросы, сумеют разобраться с любыми, даже самыми сложными проблемами. Мы поможем вырастить вашего малыша крепким, здоровым и талантливым. Он легко вольётся в любой коллектив, без психологического напряжения пойдёт в детский сад, школу, спортивную секцию.

Авторам курсов по развитию детей:

Ваши авторские материалы приносят пользу родителям? Аудитория портала ViLine.tv — это явно ваши потенциальные клиенты? Тогда разместите свои курсы на нашем проекте!

Мы сами займемся продвижением ваших курсов от 30% с продаж.

Сотрудничество с ViLine.tv — это:

  • Раскрутка ваших курсов через email-рассылки подписчикам ViLine. Наши письма читают десятки тысяч молодых мам!
  • Реклама в интернете, лендинги с высокой конверсией для авторских курсов и специальные страницы о вас;
  • Создание промо-материалов для продвижения курса и автора в нашей собственной видеостудии;
  • Повышение известности автора — мы расскажем огромной аудитории, почему ваш курс стоит приобрести.

Варианты сотрудничества:

  • Мы продаем ваш курс по вашим ценам и получаем комиссионное вознаграждение. Вы получаете активный рост продаж и основную прибыль.
  • Вы продаете нам свой курс по договорной цене. Далее мы продаем ваши материалы самостоятельно, получая 100% прибыли.

Пишите по адресу [email protected], присылайте свои курсы. Условия размещения обсуждаются индивидуально с каждым автором.

Авторам статей:

У Вас есть материалы, достойные внимания широкой аудитории? Хотите писать полезные статьи для мам и пап? Присылайте материалы. Мы разместим их под Вашим авторством на проекте, в тематических рассылках и социальных сетях.

Размещение статей на ViLine.tv — это:

  • ✓  Возможность поделиться опытом и знаниями с огромной аудиторией;
  • ✓  Раскрутка Вашего сайта;
  • ✓  Достойное вознаграждение.

Условия:

  • –  материал должен быть уникальным;
  • –  не размещаем SEO-статьи;
  • –  можем отказать в размещении материала по усмотрению руководства проекта.

Для начала сотрудничества

  • ✓  Напишите письмо по адресу [email protected], с примерами работ и/или ссылкой на сайт.

Здоровый, гармонично развитый ребёнок — лучшая награда идеальных родителей.

На нашем сайте вы можете приобрести интересующий вас продукт, воспользовавшись одним из способов оплаты:

Безопасность и конфиденциальность платежа

При выборе данной формы оплаты заказа на сайте ViLine.tv Вы будете автоматически перенаправлены на платежную форму процессингового центра PayU, для внесения данных Вашей банковской карты.
Все данные, введенные Вами на платежной форме процессингового центра PayU, полностью защищены в соответствии с требованиями стандарта безопасности PCI DSS. Мы получаем информацию только о совершенном Вами платеже.
На указанный Вами при оформлении платежа адрес электронной почты, будет отправлено сообщение об авторизации платежа.
Сразу после совершения платежа вы будете перенаправлены обратно на наш сайт. Информация о вашем платеже может идти до нас от 5 секунд до нескольких минут. В случае, если по вашему мнению произошла задержка в обработке заказа, Вам необходимо обратиться в офис компании по телефону 8 800 500-65-37

Личные данные покупателя.

При оформлении Заявки на Сайте Клиент предоставляет следующую информацию: Фамилия, Имя, адрес электронной почты, телефон, адрес доставки.
Продавец использует информацию для выполнения своих обязательств перед Клиентом. Продавец обязуется не разглашать полученную от Клиента информацию. Не считается нарушением предоставление Продавцом информации агентам и третьим лицам, действующим на основании договора с Продавцом, для исполнения обязательств перед Клиентом.

Не считается нарушением обязательств разглашение информации в соответствии с обоснованными и применимыми требованиями закона. Продавец не несет ответственности за сведения, предоставленные Клиентом на Сайте в общедоступной форме.

После оплаты войдите в ваш «Личный кабинет» и выберите «Мои курсы»
Там вы найдете все продукты, которые были приобретены вами на нашем сайте ViLine.tv
В случае если вы не получили ваш продукт в течение часа после оплаты, необходимо написать в службу поддержки [email protected]

Правила возврата денежных средств

Заказчик имеет право отказаться от предоставления оплаченных Услуг и потребовать возврата денежных средств в следующих случаях:

1. За оплаченный электронный товар (запись вебинара, семинара, тренинга, обучающий курс, шаблоны и вспомогательные материалы, доступные для скачивания). Запрос о возврате денег должен быть направлен с адреса электронной почты, с которого был осуществлен заказ, в службу поддержки Исполнителя в течение 7 (семи) дней с момента оплаты. По истечении указанного времени претензии не принимаются и денежные средства не возвращаются. При подаче заявления о возврате денежных средств обязательно предоставление копии документа, удостоверяющего личность (паспорт).

2. За оплаченный и посещенный им семинар или консультацию. Запрос о возврате денег должен быть направлен с адреса электронной почты, с которого Заказчик регистрировался на семинар, в службу поддержки Исполнителя до 14:00 по Московскому времени дня, следующего за днем оказания Услуги. По истечении указанного времени претензии не принимаются и денежные средства не возвращаются. При подаче заявления о возврате денежных средств обязательно предоставление копии документа, удостоверяющего личность (паспорт).

viline.tv

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о