Полные Православные Святцы. Справочникъ | «КИФА» Центр православной книги
* * *
Причиной, послужившей составленiю Святцевъ, является практическое пользованiе ими при совершенiи крещенiя. При упорядоченномъ наличiи списка святыхъ въ алфавитномъ порядкѣ облегчается поискъ нужнаго святого, въ честь котораго будетъ нарѣченъ крещаемый.
На приходахъ можно встрѣтить практику, когда крестятъ не по обычаю въ честь ближайшаго святого, къ дню крещенiя или дню рожденiя, а просто въ честь перваго святого, который придетъ на умъ священнику. Напримѣръ, если имя крещаемаго Александръ, то онъ обязательно будетъ названъ въ честь Александра Невскаго или Сергiй — Сергiя Радонежскаго. И связано это въ большѣй степени не отъ большаго почитанiя даннаго святого, а съ тѣмъ, что священникъ другихъ или не помнитъ въ данный моменъ, или не знаетъ. А вѣдь сколько другихъ великихъ святыхъ угодниковъ съ этими именами. Въ Св. Писанiи сказано: «Дивенъ Богъ во святыхъ Своихъ» Пс. 67, 36. И я считаю, что и менѣе извѣстные и почитаемые святые не должны оставаться въ забытьѣ. И коль имъ никогда не совершается служба, то хоть ихъ имена ктото будетъ носить.
Святцы облегчаютъ поискъ: нашелъ списокъ святыхъ съ именемъ Александръ (напримѣръ), расположенный по датамъ и опредѣлилъ, который изъ нихъ ближѣ къ дню крещенiя или рожденiя (въ зависимости отъ традицiи, которой болѣе придерживается священникъ). Другой вопросъ, если родители сами просятъ,чтобы ребенка крестили въ честь опредѣленнаго святого.
Другая причина, послужившая для составленiя Святцевъ, это необходимость упорядочить, поправить неточности въ спискѣ святыхъ и такъ же сдѣлать дополненiе. Въ подобныхъ Святцахъ, которые имѣются въ Мѣсяцесловѣ И. Косолапова, смѣшаны мужскiя и женскiя имена, и смѣшаны прославленные и мѣстночтимые святые. Для удобства пользованiя, Святцы нужно было раздѣлить на двѣ половины: имена мужскiя и женскiя. И сдѣлать отличiе между прославленными и мѣстночтимыми святыми. Къ прославленнымъ святымъ отнесены и тѣ святые, которые офицiально не канонизированы, но находятcя cреди cонма канонизированныхъ cвятыхъ въ Полномъ Мѣcяцесловѣ Востока, т. II.
По Святцамъ легче найти желаемаго святого, нежели это дѣлать по календарю. Святцы нужны для вѣрующихъ людей, чтобы могли болѣе знать какiе святые есть въ Православной Церкви. Много среди прославленныхъ святыхъ, не внесенныхъ въ Православный календарь, и мѣсточтимыхъ святых, которые могутъ имѣть интересъ, хотя бы съ исторической стороны. Напримѣръ, мучц. Петронилла (не внесенная въ календарь)дочь ап. Петра, свт. Феликсъ III, папа Римскiй (мѣстночтимый) дѣдъ свт. Григорiя Двоеслова. Въ настоящихъ Святцахъ указаны святые, которые приходятся сродниками поплоти по отношенiю къ другимъ святымъ.
Неточности, встрѣчающiяся въ Православномъ календарѣ, какъ МП, такъ и въ РПЦЗ, въ настоящихъ Святцахъ исправлены. Чаще всего встрѣчались неточности и ошибки, когда одинъ и тотъ же святой съ однимъ именемъ воспоминается подъ двумя датами, какъ два разныхъ святыхъ (таковыхъ 60 случаевъ). Муч. Терентiй Африканскiй воспоминается 28 окт., 13 марта и 10 апр. И только руководствуясь “Полнымъ Мѣсяцесловомъ Востока” архiеп. Сергiя (Спасскаго) можно было заключить, что это не трое разныхъ святыхъ (т. к. есть расхожденiе въ годахъ), а одинъ. Подобнаго рода неточности связаны съ тѣмъ, что подъ одной датой можетъ быть титулъ по мѣстности Болгарскiй, подъ другой Басарбовскiй (преп. Димитрiй Басарбовскій, Болгарскій. 26 окт. и 8 iюля). Или же у святого два разныхъ имени и двѣ даты памяти, или не указано, какой мѣстности святой, и подъ одной датой стоитъ одинъ годъ, а подъ второй другой годъ. Въ 7-и случаяхъ, наоборотъ, два разныхъ святыхъ вспоминаются, какъ одинъ и тотже святой. Въ 6-и святые съ мужскими именами указаны подъ женскими именами.
Если уже и имѣлись бы подобные Святцы, то они все равно нуждались бы въ дополненiи. (За основу у взяты Мѣсяцесловы Вл. Сергiя (Спаскаго) и И. Косолапова). Имѣвшiяся списки святыхъ дополнены свв. Новомучениками и Исповѣдниками Россiйскими, канонизированными въ 1981 г. на Соборѣ РПЦЗ, внесены китайскie новомученики (205 изъ 222 мучч.), пострадавшими при боксерскомъ востанiи въ 1900 г. На иконѣ Святыхъ Мучениковъ Китайскихъ, написанной въ Австралiи, изображена часть этихъ мучениковъ. Въ журналѣ “Грани” о нихъ даетъ информацiю свящ. Дiонисiй Поздняевъ. Святцы дополнены англiйскими святыми, собранными В. Моссъ. Изъ 645 свв., въ нашемъ Мѣсяцесловѣ было 93 прославленныхъ и 15 мѣсточтимыхъ святыхъ (на 2007 г. добавлено 16 именъ — прим.). Въ книгѣ В. Мосса ,,Saints of England’s golden age”, была допущена ошибка: включенъ въ cонмъ cвятыхъ какъ cвященномуч. еп. Адальбертъ Пражскiй (997 г.), кторый былъ гонителемъ православныхъ (Равноапостольныхъ Кирилла и Меѳодiя и иныхъ). Въ старинныхъ православныхъ “Хронографахъ” говориться: что Адальбертъ “уничтожилъ вѣру истинную и славянскую письменность отбросилъ и завелъ латинскую, образа вѣры истинной сжегъ, епископовъ и священниковъ однихъ убилъ, другихъ изгналъ…”. И принялъ смерть не за Христа, а за то что самъ физически уничтожалъ язычниковъ, которые ему потомъ и отомстили.
Для полноты Святцевъ нужно было найти, насколько возможно, титулъ по мѣстности, т. е. дать святому наименованiе относительно мѣстности, въ которой онъ прославился (напр. муч. Гаврiилъ Адрiанопольскiй) и такъ же опредѣлить хотя бы приблизительный годъ или вѣкъ, въ которомъ они представились. Титулъ по мѣстности, если его не было, приходилось давать руководствуясь Мѣсяцесловами, гдѣ говорится съ кѣмъ и гдѣ подвизался данный святой, или съ чьей дружины и съ кѣмъ пострадалъ. Подобноже ставилъ годъ и вѣкъ, въ который просiялъ данный святой, о которомъ отмѣчается современникомъ какихъ извѣстныхъ свв. Отцовъ, императоровъ, правителей былъ тотъ или иной муч., праведникъ или преподобный.
Къ сожаленiю, многiе святые такъ и остаются неизвѣстными намъ. Въ мартирологахъ, святцахъ, прологахъ и пр., которые поднялъ вл. Сергiй (Спасскiй), навѣрное уже ничего не было о нихъ конкретнаго. Иначе бы вл. Сергiй не попустилъ того, чтобы не указать, что это за святые. Такъ же и у И. Косолапова, въ лучшемъ случае, о неизвѣстномъ мученикѣ говорится: усѣкнутъ мечемъ, потопленъ въ морѣ, сожженъ огнемъ. А гдѣ и когда ничего не говорится. Такая же неопредѣленность рѣдко, но встрѣчалась въ книгѣ о новомученикахъ и у о. Михаила Польскаго.
* * *
Безчисленное множество святыхъ у Господа, и невозможно ихъ всѣхъ внести въ Святцы. Вл. Сергiемъ (Спаскимъ) были подняты почти всѣ западные Мартирологи, и, конечно же можно далѣе продолжать дополнять Православные Святцы дораскольными западными святыми, только тогда слѣдовало бы отдѣлить прославленныхъ святыхъ отъ мѣсточтимыхъ, по той причинѣ, что указана выше: для удобства пользованiя при совершенiи крещенiя.
Хочется отмѣтить, что прежде чѣмъ собирать западныхъ святыхъ, нужно обратить вниманiе на тѣхъ святыхъ, которые не внесены въ календарь, но которые такъ же велики какъ передъ Церквью, какъ и значимы для исторiи. Напримѣръ благ. царь Никифоръ Фока (11 дек.), блаж. Студiй, основатель Студiйскаго монастыря (20 iюня). Нужно такъ же обратить вниманiе на мѣстночтимыхъ святыхъ, которые у насъ уже есть въ Святцахъ. Къ примѣру прав. Авгарь, царь Едесскiй (31 дек. ) съ его именемъ связанъ праздникъ Нерукотворнаго Образа Господня. Можно принять ко вниманiю и сродниковъ извѣстныхъ святыхъ свт. Григорiй, еп. Назiандскiй (1 янв.), отецъ свт. Григорiя Богослова, блаж. Рехадеръ царь (1 нояб.), сынъ муч. Ермингельда, царевича Готѳскаго (1 нояб.) Или же муч. Леонидъ Александрiйскiй (22 апр.), отецъ Оригена, прав. Марiя (29 iюня), мать ап. Марка. И таковыхъ мѣстночтимыхъ святыхъ большое множество. Другого рода святые прав. Іулiя (Рим. 16,15), правв. Трифена и Трифоса (Рим. 16,12), прав. Евникiя, мать ап. Тимоѳея (2 Тим. 1, 45) о каторыхъ упоминается въ Св. Писанiи.
Другой вопросъ, а естьли необходимость вносить въ нашъ календарь неизвѣстныхъ западныхъ святыхъ? Мое мненiе, что нужно, но развѣ только для того, чтобы дополнить календарь именами, которыхъ въ немъ нѣтъ, и чтобы не перенарѣкать людей, перешедшихъ въ Православiе. И такъ же ,, новыя” имена нужны для страны, гдѣ онѣ распространены. Напримѣръ въ Латвiи Эдгаръ (прав. Эдгаръ, король Англiи, 8 янв. ), Эдвинъ (муч. Эдвинъ, король Нортумбрiйскiй, 12 окт.), въ Россiи Альбина (блаж. Альбина, мать преп. Миланiи, 31 дек.) Другой причины я не нахожу, т. к. въ честь ихъ монастыри, храмы строить не будутъ, въ мантiю не постригутъ и службу имъ врядъли совершать будутъ. Всегда отдастся предпочтенiе болѣе великимъ святымъ.
Святцы — святые церковные православные имена на год
Святцы — это список святых, которых чтит Христианская Православная Церковь. Список составлен не по алфавиту, а зависимо от месяца и дня когда почитается тот или иной святой.
Святцы употребляются в процессе церковных служб. Напечатаны они в книгах для богослужений. В состав святцев включены исторические лица, которые Церковью причислены к лику святых.
Имена по святцамВ век высоких технологий вовсе не обязательно идти и покупать книгу, в которой напечатаны святцы. Сегодня гораздо проще выбрать имена по святцам, достаточно лишь воспользоваться нашим интернет-сервисом.
Это очень удобно, особенно если учесть, что сайт располагает правильными святцами на целый год.
Пользуясь нашим ресурсом отпадёт проблема поиска имени и не придётся ссорится из за-того как будет назван малыш — Джордан, Аполлон или просто Ваня.
Выбор имени по святцамЕсли раньше родителям требовалось пойти в церковь, чтобы батюшка им предложил несколько вариантов имён, то сегодня для выбора имени достаточно перейти по ссылке определяющей пол ребёнка, либо выбрать месяц его рождения.
Выберите пол
Мужской
Женский
Выберите месяц
Январь
Февраль
Апрель
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Как правильно назвать по святцам?У каждого человека есть столько всяких праздников и дат, что порой они путаются. Зачастую люди не видят разницы в Дне рождения, дне Ангела или именинах.
Обычно с любым из этих дней поздравляют в День рождения. Но в этих понятиях разница имеется. В День рождения человек появляется на свет, а вот именины, это день в который поминается святой, в честь которого человек назван. Можно встретить и другое название именин — день Ангела.
Когда-то между этими днями разницы не было, но в наши дни они совершенно не совпадают.
Святцы содержат в себе практически 1700 имён. По большей части это мужские имена, и в большинстве своём их давно не употребляют. В этом нет ничего удивительного, так как многих из ранее употребляемых имён, сегодня в современном мире вызывают усмешку.
Если возникла идея подобрать имя ребёнка именно по святцам, то нужно помнить:
- Имя ребёнка должно соответствовать почитаемому в эту дату святому. Например, если у ребёнка День рождения первого февраля, то имеется достаточно большой выбор. В этот день почитают Арсения, Григория, Генриха и Луизу. Но это еще не всё.
- Может случиться так, что в день рождения мальчика попросту нет имён святых.
На этот случай церковь предлагает посмотреть какие имена святых имеются за несколько дней до даты рождения. Таким же образом можно поступить, если из всего списка ничто не понравилось. - То имя, которое дано во время крещения, оно остаётся с человеком навсегда. Единственное когда его можно сменить — во время пострига в монахи или если возникла необходимость или желание сменить веру.
- Веянием современности стало давать детям двойные имена. Одно из имён церковное, а второе обычное. Некоторые родители поступают так нарочно, а некоторые по неведения. Бывает, что ребёнка называют именем отличным от православного, а во время крещения выясняется что с таким именем креститься запрещено. Вот и дают Стэллам да Камилам имена православные. Батюшка предлагает имена, которые близки или звучат похоже на то, что прописано в свидетельстве о рождении.
- Часто святые, почитаются не один раз в год, а несколько. И если ребёнок назван именем такого святого, то именинами следует считать тот день, который ближе всего ко дню рождения.
Adblock
detector
Тропари и кондаки на 9 января
Попразднство Богоявления Господа и Спаса нашего Иисуса Христа
Тропарь — Глас 1
Когда Ты, Господи, в Иордане крестился, / явилось поклонение Троице, / ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе / и назвал Тебя Сыном Своим возлюбленным. / И Дух, в образе голубя, / подтвердил истинность Его слова. / Христе, Боже наш, Ты явил Себя / и просветил мир, слава Тебе!
Кондак — глас 4
Нынче явился Ты миру, Господи, / и свет лица Твоего отмечен на нас. / Зная Тебя, мы поем Тебе дифирамбы. / Ты пришел и явил Себя, / Свет неприступный.
мученику Полиевкту Мелитенскому в Армении
тропарь — глас 4
Святому мученику Твоему Полиевкту, Господи, / по страданиям приял от Тебя, Боже наш, нетленный венец. / Имея силу Твою, он низложил противников своих, / и бессильную дерзость бесов сокрушил. / Его заступничеством спаси наши души!
Кондак — глас 4
(Подобен: «Ты появился сегодня. ..»)
Когда Спаситель преклонил голову в Иордане, / головы драконов были сокрушены; / когда Полиевкт был обезглавлен, обманщик был посрамлен.
Священномученику Филиппу, митрополиту Московскому и всея Руси
Тропарь — Глас 8
Святителю Филиппу, преемнику Первоиерархов, / столпу Православия, поборнику истины и новому исповеднику; / ты положил свою жизнь за свое стадо. / Яко имеющий дерзновение пред Христом, молись о граде своем, / и о людях, справедливо почитающих святую память твою.
Кондак — глас 8
После того, как ты заснул, на твоем теле нашли сокровище, не подлежащее краже: / два креста и тяжелейшие железные цепи. / Постом и молитвами угодил еси Богу, святителю Филиппе, / моли Христа Бога о всех нас.
Кондак — глас 3
Восхвалим премудрого Филиппа, наставника Православия и проповедника истины, / Златоуста подражателя, и светила России, / Который духовных чад своих питал пищею слов своих; / ибо языком своим воспевал хвалу, / и учил нас воспевать устами, как посвященных в таинства благодати Божией.
Пророк Шемаия (Самайя или Семей)
Тропарь — глас 2
Празднуем память / пророка Твоего Шемаия, Господи; / через него молим Тебя, / спаси наши души.
Кондак — глас 4
Озаренное Духом, твое чистое сердце сделалось обиталищем прекраснейшего пророчества; / ибо вы видели вещи вдали, как если бы они были вблизи. / Потому чтим тебя, благословенный и славный пророк Шемаия.
Святителю Петру, епископу Севастийскому, в Армении
Тропарь — Глас 4
Воистину явился ты стаду твоему как правило веры, / образ смирения и учитель воздержания; / твое смирение возвысило тебя; / твоя бедность обогатила тебя. / Святитель отче Петр, / умоли Христа Бога нашего / о спасении наших душ.
Кондак — глас 2
(Подобень: «Ты искал высоты…»)
О святитель Петр, божественный гром, духовная труба, / веры насаждающий и ересей обрезающий, Троицкий великий угодник, / стоя с Ангелами пред Богом, / моли непрестанно о всех нас.
Святой Евстратий Чудотворец
Тропарь — Глас 8
Потоком слез ты пустыню оплодотворил, / и тоска твоя по Богу принесла плоды в изобилии. / Сиянием чудес ты всю вселенную осветил! / Святый отче наш Евстратий, моли Христа Бога нашего спасти души наши!
Преподобномученик и исповедник Стефан Новый
Тропарь и Кондак
Преподобномученик мученик и исповедник Стефан Новый родился в 715 году в Константинополе в благочестивой христианской семье. Его родители, имея двух дочерей, молили Господа о сыне. Мать новорожденного Стефана отвела его во Влахернскую церковь Пресвятой Богородицы и посвятила Богу.
В царствование императора Льва Исавра (716-741) были гонения на святые иконы и на почитающих их. При поддержке императора сторонники иконоборческой ереси захватили высшие руководящие посты в Империи и в Церкви. Гонимое силами мира сего, Православие сохранялось в монастырях, далеких от столицы, в уединенных кельях, в мужественных и верных сердцах своих последователей.
Православные родители святителя Стефана, скорбя о царящем нечестии, бежали из Константинополя в Вифинию, а шестнадцатилетнего сына отдали в послушание монаху Иоанну, подвизавшемуся в уединенном месте на горе святого Авксентия. Святой Стефан прожил с преподобным монахом Иоанном более пятнадцати лет, всецело посвятив себя этому духоносному старцу и научившись у него иноческому делу. Здесь Стефан получил известие, что его отец умер, а мать и сестры были пострижены в монахини.
Через некоторое время умер и его учитель Джон. С глубокой скорбью преподобный Стефан похоронил свое честное тело и продолжал иноческие подвиги в своей пещере в одиночестве. Вскоре к подвижнику стали приходить монахи, желавшие научиться у него добродетельной и спасительной жизни, и был основан монастырь со святителем Стефаном игуменом. В сорок два года Стефан оставил основанный им монастырь и ушел на другую гору, на вершине которой поселился в глубоком уединении в уединенной келье. Но и здесь вскоре собралась община монахов, ищущих духовного руководства святого Стефана.
Льву Исавру наследовал Константин Копроним (741-775), более яростный гонитель православных и еще более ревностный иконоборец. Император созвал иконоборческий собор, на котором присутствовало 358 епископов из восточных провинций. Однако, кроме Константина, архиепископа Константинопольского, незаконно возведенного на патриарший престол властью Копронима, ни один из других патриархов не участвовал в злодеяниях этого Собора, что делало его менее вероятным называть себя «вселенским». ” Этот собор еретиков, по наущению императора и архиепископа, объявил иконы идолами и объявил анафему всем, чтящим иконы на православный манер, а иконопочитание назвал ересью.
Тем временем в столице стали известны монастырь Горы Авксентия и его игумен. Они рассказали императору о подвижнической жизни монахов, об их православном благочестии, о чудотворном даре игумена Стефана и о том, как слава о святителе Стефане распространилась далеко за пределы обители и что имя настоятеля ее было присвоено всеобщее уважение и любовь. Открытое поощрение святителем иконопочитания и подразумеваемый отпор гонителям православия в монастыре на Горе Авксентия особенно возмутили императора. Архиепископ Константин понял, что в лице святителя Стефана он имеет сильного и непримиримого противника его иконоборческих намерений, и задумал, как бы привлечь его на свою сторону или же погубить.
Святителя Стефана пытались заманить в стан иконоборцев сначала лестью и подкупом, потом угрозами, но тщетно. Тогда они оклеветали святого, обвиняя его в том, что он впал в грех с инокиней Анной. Но его вина не была доказана, так как монахиня мужественно отрицала свою вину и умерла под пытками и побоями. Наконец, император повелел заключить святого в темницу, а его монастырь разрушить. К святителю Стефану в темницу присылали епископов-иконоборцев, пытавшихся убедить его в догматической правильности иконоборческой позиции. Но святитель легко опроверг все доводы еретиков и остался верен Православию.
Тогда император приказал сослать святого на один из островов в Мраморном море. Святой Стефан поселился в пещере, и там вскоре собрались и его ученики. Через некоторое время святитель оставил братию и принял на себя подвиг житья на столпе. Весть о столпе Стефане и о чудесах, творимых его молитвами, разнеслась по всей Империи и укрепила в народе веру и дух Православия.
Император приказал перевести святого Стефана в тюрьму на острове Фарос, а затем предать его суду. На суде святитель опроверг доводы судивших его еретиков. Он разъяснял догматическую сущность иконопочитания и обличал иконоборцев за то, что они, хуля иконы, хулили Христа и Божию Матерь. В доказательство святитель указал на золотую монету с изображением императора. Он спросил у судей, что будет с человеком, который бросит монету на землю, а потом растопчет изображение императора ногами. Они ответили, что такой человек непременно будет наказан за осквернение образа императора. Святитель сказал, что еще большее наказание ожидает всякого, кто обесчестит образ Царя Небесного и Его святых, и с тем плюнул на монету, бросил ее на землю и стал попирать ногами.
Император повелел отвести святого в темницу, где уже томились 342 старца, осужденных за иконопочитание. В этой темнице святой Стефан провел одиннадцать месяцев, утешая заключенных. Тюрьма стала похожа на монастырь, где по Уставу распевались обычные молитвы и песнопения. Люди толпами приходили к темнице и просили святого Стефана помолиться за них.
Когда император узнал, что святой устроил в темнице монастырь, где молятся и поклоняются святым иконам, он послал двух своих слуг, братьев-близнецов, забить святого до смерти. Когда эти братья пришли в темницу и увидели лик преподобного, сияющий божественным светом, они пали перед ним на колени, прося у него прощения и молитв, тогда они сказали императору, что его повеление исполнено. Но император узнал правду и прибегнул к очередной лжи. Сообщив своим воинам, что святитель замышляет свергнуть его с престола, он отправил их в темницу. Святой исповедник сам вышел к разъяренным воинам, которые схватили его и поволокли по улицам города.