Психологические тесты для детей 6 7 лет готовность к школе – Готов ли ребенок к школе: тесты, диагностика, определение

Тест на психологическую и социальную готовность ребенка к школе

Тест на психологическую и социальную готовность ребенка к школе

 

Инструкция: я зачитаю тебе несколько предложений. Если ты согласен, поставь + на листе бумаги.

1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей. 
2. Мне интересно, какие у меня будут уроки. 
3. Думаю, что буду приглашать на день рождения весь свой класс. 
4. Мне хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена. 
5. Когда пойду в школу, буду хорошо учиться. 
6. Мне интересно, что в школе предлагают на завтрак. 
7. Самое лучшее в школьной жизни -это каникулы. 
8. Кажется, в школе намного интереснее, чем в саду. 
9. Мне очень хочется в школу, т.к. мои друзья тоже идут в школу. 
10. Если было бы можно, я бы еще в прошлом году пошел в школу. 

Оценка результатов
Высокий уровень- если ребенок поставил не менее 8 плюсов 
Средний уровень- от 4до 8 плюсов, ребенок хочет в школу, но она привлекает его своими внеучебными сторонами. Если большее кол-во +сов на первые 5 пунктов, то ребенок мечтает о новых друзьях и играх, если же на пункты от 6 до 10 – представление о школе сформировано, отношение положительное. 

Низкий уровень- от 0 до 3х плюсов. Ребенок не имеет представления о школе, не стремится к обучению.

Тест на уровень развития школьно-значимых психических и физиологических функций

Краткое исследование развития речевого слуха

Инструкция: я буду произносить пары слов, а ты подними руку, если услышишь одинаковые слова: день-тень, палка-палка, балка-палка, балка-балка, мишка- миска, миска-миска. 

Инструкция: я произнесу пары слогов, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь разные слоги: 
ПА-БА, ПА-ПА, БА-ПА, БА-БА, ТЫ-ТИ, ТИ-ТИ, ТИ-ТЫ, ТЫ-ТЫ, СУ-ЩУ, СУ-СУ, ШУ-ШУ, ШУ-СУ. 

Инструкция: Я произнесу слоги, а ты внимательно послушаешь их и повторишь: 

ПА-ПО-ПУ, ПО-ПУ-ПА, ПУ-ПА-ПО, ПА-ТА- КА, ТА-КА-ПА, ТА-ПА-КА, ТА-ДА-ТА, ТА-ТА-ДА, ТА-ДА-ДА, БА-ПА-БА, ПА-ПА-БА. 

А сейчас я произнесу слова, ты их запомнишь и повторишь(порядок слов несколько раз изменяется): 
ДОМ-ТОМ-КОМ 
БОЧКА-ТОЧКА-ДОЧКА-КОЧКА.

Оценка результатов
высокий уровень- ребенок безошибочно различает слова, слоги, близкие по звуковому составу, различает слова со сходными звуками. 
Средний уровень- ребенок допускает незначительные ошибки, при замедленном повторении может их исправить самостоятельно. 
Низкий уровень-ребенок не различает сходные по звучанию слоги и слова, не замечает ошибок при многократном повторении.

Тест на уровень развития познавательной деятельности

Тест словаря

Вам предлагается 5 наборов слов. Выберите 1 из них(или постепенно в разные дни работайте с каждым набором) и задайте ребенку 

инструкцию
Представь, что ты встретился с иностранцем, он плохо понимает по-русски. Он просит тебя объяснить, что означают эти слова. Как ты ответишь? Далее поочередно предлагайте слова из выбранного вами набора.

Наборы слов: 
1. Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый. 
2. Самолет, молоток, книжка, плащ, перья, друг, прыгать, разделять, бить, тупой. 
3. Автомобиль, веник, блокнот, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий. 
4. Автобус ,лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать, мягкий, убегать. 
5. Мотоцикл, щетка, тетрадь, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, гладить, шершавый. 

При затруднении ребенок может нарисовать данный предмет или изобразить жестом.

Оценка результатов: за каждое правильно объясненное слово максимально возможно поставить 2 балла ( за определение, близкое к научному).

1 балл- понимает значение слова, но словесно его выразить не может.

1,5 балла- может описать предмет словесно.

0 баллов- отсутствует понимание слова.


Для шестилеток низкий уровень- 0 – 6,5 баллов 
Средний уровень- 7-12 баллов 
Высокий уровень- 12,5- 20 бал

Тест «Кругозор»

оценка уровня развития познавательной деятельности

Цель теста: определение объема сведений о себе, своей семье, окружающим мире, а также способности к анализу и суждениям.


1. Назови свое имя, фамилию, отчество. 
2. Назови фамилию, отчество родителей. 

3. Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь: мужчиной или женщиной? 
4. У тебя есть брат, сестра, кто старше? 
5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, два? 
6. Сейчас утро, вечер (день или утро?) 
7. Когда ты завтракаешь (утром или вечером?), обедаешь? Что бывает раньше обед или ужин, день или ночь? 
8. Где ты живешь, назови свой домашний адрес? 
9. Кем работают твои родители? 
10. Ты любишь рисовать? Каково цвета этот карандаш (платье, книга?) 
11. Какое сейчас время года, почему ты так считаешь? 
12. Когда можно кататься на санках – зимой или летом? 
13. Почему снег бывает зимой, а не летом? 
14. Что делает почтальон (врач, учитель?) 
15. Зачем в школе нужен звонок, парта? 
16. Ты сам хочешь пойти в школу? 
17. Покажи свой правый глаз, левое ухо? Зачем нам нужны глаза, уши? 
18. Каких животных ты знаешь? 
19. Каких птиц ты знаешь? 
20. Кто больше, корова или коза? 
21. Что больше 8 или 5? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2. 
22. Что нужно сделать, если ломаешь чужую вещь?

 

СВЕДЕНИЯ О СЕБЕ, СЕМЬЕ – 1,2,3,4,5,8,9,17 
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ — 6,7, 10,11, 12,14, 18,19 
СПОСОБНОСТЬ К АНАЛИЗУ, РАССУЖДЕНИЯМ – 13, 20, 21,22 
ШКОЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ – 15,16.

ОЦЕНКА

Каждый правильный ответ – 1 балл, правильный, но неполный ответ 0,5 балла.

Отдельно оцениваются следующие вопросы: 
• 5 вопрос – ребенок вычислил, сколько ему будет лет – 1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла (например мне 6 лет восемь месяцев, через год будет 7 лет и восемь месяцев)

• 8 вопрос – полный домашний адрес — 3 балла 
• 15 вопрос — правильное применение школьной атрибутики – 1 балл 
• 16 вопрос — положительный ответ – 1 балл 

• 17 вопрос – правильный ответ – 3 балла 
• 22 вопрос – правильный, адекватный ответ – 2 балла

Оценка результатов:

Высокий уровень – 24-29 баллов 
Средний уровень – 20-23,5 балла 
Низкий уровень – от 19,5 и ниже

Другие тесты

Тест «Нарисуй человека»

Попросите ребёнка нарисовать человека: «Возьми лист бумаги и нарисуй человечка. Реши, кто это будет: мальчик, девочка, дядя, тетя».

В идеале это должна быть картинка фигуры человека, у которой есть все части: уши, глаза, рот, туловище, шея, руки с пальцами, ноги, нижняя часть туловища отделена от верхней.

Чем меньше деталей, тем примитивнее рисунок.

Тест «Повтори»

Напишите на нелинованном листе бумаги фразу письменными буквами: «Ей дан чай».

Инструкция может быть следующая: «Посмотри внимательно, как нарисованы здесь буквы, попробуй написать их точно так же».

Самый высокий балл можно дать, когда вы видите, полную схожесть букв и образца. Конечно, буквы могут отличаться от оригинала, но не больше чем в два раза.

А так же ребенок должен показать, что он увидел заглавную букву, которая будет выше остальных.

Тест «Круг»

Нарисуйте циркулем на листе круг диаметром примерно 2,5 см.

Попросите ребенка аккуратно обвести его по контуру, не отрывая руки.

Если это задание выполнено успешно, то вы увидите точное воспроизведение образца.

Понаблюдайте, насколько грубые ошибки допущены в этой работе.

Если вы видите, что ребёнку многое дается с трудом, и тем более у него нет желания — не стоит его заставлять. В конце концов, он просто не готов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест для родителей

1.Хочет ли ваш ребенок идти в школу? 
2.Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться? 
3.Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)? 
4.Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется? 
5.Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений? 

6.Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений? 
7.Умеет ли он изменять существительные по числам? 
8.Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами? 
9.Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно? 
10.Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы? 
11.Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку? 
12.Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки? 
13.Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)? 
14.Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту? 
15.Знает ли ребенок названия диких и домашних животных? 
16.Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)? 
17.Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.? 
18.Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста. 

15-18 баллов — можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы; 
10-14 баллов — вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий; 
9 и меньше — почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

infourok.ru

Готовность к школе | Социальная сеть работников образования

ТЕСТ «СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

Г. Вицлака (1972 г.)

Цель; Диагностика психологической готовности детей 5,5–7 лет к школьному обучению, уровня умственного развития ребенка.

Материалы; Руководство к тесту, бланк регистрации результатов (таблица 3), стимульный материал в виде картинок.

Тест состоит из 15 заданий. Для каждого из них предусмотрена своя система оценок, которая оговаривается в руководстве к тесту. Все результаты заносятся в бланк регистрации. Применяется исключительно индивидуально, требует хорошей предварительной подготовки исследователя.

Руководство к тесту

Вводное задание. (Не оценивается, так как применяется в целях установления контакта с ребенком, а также для облегчения понимания им сути первого задания).

Задание состоит из серии трех последовательных картинок по сюжету «История о постройке башни» (рис. 1–3). Картинки нужно разложить в правильной последовательности перед ребенком. Взрослый сам рассказывает историю, указывая каждый раз на соответствующую той или иной фразе картинку.

Инструкция; «Посмотри на эти картинки. Они нам расскажут одну историю. Маленькая девочка строит башню из кубиков, она рада, что башня получается такая красивая (1-я картинка). Вдруг пришел один озорной мальчик и нарочно ногой разрушил башню (2-я картинка). Девочка очень расстроилась и заплакала горькими слезами (3-я картинка)». Затем картинки убираются, а ребенка просят повторить услышанный рассказ, но уже не глядя на картинки. Исследователь независимо от качества рассказа еще раз кратко формулирует суть сюжета: «Очень хорошо. Мальчик разрушил у девочки башню, и поэтому она заплакала».

I задание «История в картинках» (рис. 4–6)

Задание состоит из трех картинок, которые последовательно раскладываются перед ребенком с просьбой рассказать историю, которую он видит на них. При этом никакая помощь ребенку не оказывается. После того, как ребенок составил рассказ, картинки убирают и просят его еще раз коротко пересказать суть истории (см. Вводное задание).

Оценки;

7 баллов – Ребенок очень хорошо отразил смысловую связь всех трех картинок, уделив внимание главному в сюжете. Резюме состояло из основного краткого содержания истории.

5 баллов – Ребенок хорошо отразил смысловую связь в картинках. Существенное и второстепенное описано с одинаковым вниманием. Второстепенное также внесено в краткий пересказ истории.

3 балла – Ребенок смог правильно и самостоятельно отразить смысловую связь только между двумя картинками. В резюме основное внимание уделено второстепенным деталям.

2 балла – Ребенок не смог найти смысловую связь между картинками, описал их отдельно друг от друга.

0 баллов – Ребенок не смог составить рассказ,

II задание «Знание цвета»

Перед ребенком кладет доску с 12 цветами (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, черный, серый, белый, коричневый) и поочередно, в любом порядке предлагают ему назвать тот или иной цвет (см. Приложение 2, рис. 1).

Оценка

За каждый правильно названный цвет начисляется 1 балл

III задание «Заучивание четверостиший»

Инструкция (состоит из трех основных частей): Вводная часть: «Сейчас мы выучим одно хорошее стихотворение, которое ты постарайся запомнить, чтобы потом рассказать дома папе (бабушке, сестре…). Вот послушай:

«Как дорожит любым деньком

Малюточка пчела! –

Гудит и вьется над цветком,

Прилежна и мила».

1) «Теперь я расскажу первую часть стихотворения, а ты потом его повторишь:

«Как дорожит любым деньком

Малюточка пчела!»

Если ребенок допустил ошибки при повторении, то ему говорят: «Ты хорошо рассказал, только еще не все правильно». При этом указывают какие ошибки он допустил и как фраза должна правильно звучать. Затем просят его повторить еще раз. Если ребенок вновь допускает ошибки, то повторение фразы возможно не более трех раз.

2) Затем по аналогии заучивают вторую часть стихотворения:

«Гудит и вьется над цветком

Прилежна и мила».

3) Когда обе части стихотворения более или менее заучены, исследователь говорит ребенку: «Очень хорошо. Сейчас повторим все стихотворение. И еще раз тебе его прочитаю, а ты потом его полностью повтори». Читаются обе части. При наличии ошибок поступают также, как в первой части.

Ход заучивания (количество ошибок и количество предлагаемой и принимаемой помощи) фиксируется в бланке регистрации.

Оценки:

8 баллов – Правильное полное воспроизведение всех трех частей.

5 баллов – Перестановка, пропуск или добавление слов в какой-нибудь части.

3 балла – Воспроизведение смысла четверостишия своими словами.

2 балла – Отдельные смысловые связи сохранены, но целостная смысловая связь нарушена.

0 баллов – Набор бессмысленных слов или полный отказ.

IV задание «Знание названий предметов».

Перед ребенком раскладывают 9 картинок (см. Приложение 2, рис. 2–4): яблоко, морковь, роза, груша, тюльпан, капуста, подсолнух, вишня, гвоздика. Потом просят назвать каждый предмет. При ответе, например, «Это цветок», просят уточнить какой именно. Если ребенок называет предметы неверно, то исследователь в конце задания должен исправить его ошибки.

Оценки:

Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

V задание «Процесс счета».

Используются картинки из IV задания. Ребенка спрашивают: «Скажи теперь, сколько тут лежит предметов?» Если он затрудняется в ответе или дает ошибочный ответ, то ему подсказывают: «Ты можешь посчитать». (Потом, при необходимости можно предложить посчитать еще раз).

Оценки:

5 баллов – Счет без моторных компонентов.

4 балла – Беззвучное проговаривание (движение губ).

3 балла – Проговаривание шепотом, возможно, с киванием головы.

2 балла – Указывание пальцем на предметы присчете без прикосновения к ним.

1 балл – Прикосновение пальцем при счете к предметам или передвижение их.

0 баллов – Отказ отвечать.

VI задание «Порядок счета».

Всех детей, которые справились с пятым заданием просят: «Считай по порядку, сколько сможешь». Если ребенок не понимает задания, то исследователь помогает ему: «1, 2, 3…». Затем ребенку предлагают начать самостоятельно сначала. При прекращении счета исследователь говорит: «Правильно, а какое число дальше?» Дальше 22 считать не надо. В качестве оценки выставляется число до которого ребенок правильно досчитал.

VII задание «Классификация предметов».

Используются картинки из IV задания. Перед ребенком кладут лист бумаги с изображением трех корзин (рис. 7).

Инструкция: «Вот три корзины. Эта – (показывают) корзина для фруктов, эта – (показывают) для овощей, эта – (показывают) для цветов. Собери, пожалуйста, сюда – все фрукты, сюда – все овощи, сюда – все цветы (соответствующие корзины также указываются)».

Оценки:

За каждый правильно классифицированный предмет начисляется один балл.

VIII задание «Восприятие количества».

Состоит из двух частей.

1) Материалы из задания VII лежат в последней позиции. Корзину с цветами закрывают листом бумаги и говорят: «Скажи теперь пожалуйста, сколько здесь всего предметов?» Если нет правильного ответа, то ребенку помогают:

Первая помощь: предметы вынимаются из корзин и раскладываются в цепочку, но между фруктами и овощами оставляют расстояние. Спрашивают: «Сколько здесь предметов?»

Вторая помощь: убирают разрыв между овощами и фруктами, сдвинув их и говорят: «Сколько здесь предметов?» Если ребенок затрудняется, то просят его сосчитать.

2) Затем все то же самое проделывается в отношении всех трех корзин, то есть просят сказать сколько в них всех вместе взятых предметов при той же системе помощи.

Оценки:

Правильные, самостоятельные ответы оцениваются по 3 балла за каждую часть задания, то есть максимально возможный показатель 6 баллов. За каждый вид помощи высчитывается 1 балл, то есть – чем больше помощи, тем меньше сумма баллов. При отсутствии решения или неверном результате – 0 баллов.

IX задание «Размещение фигур».

Материалы: три карточки с рисунками круга, треугольника, квадрата; девять вырезанных геометрических фигур: круги, треугольники, квадраты (Приложение 2, рис. 5).

У ребенка спрашивают, указывая на карточки: «Что здесь нарисовано?» Допустимо, если вместо«квадрат», он скажет «прямоугольник» или «четырехугольник». Если ребенок не знает названий фигур, то их следует назвать. За каждое правильное название начисляется один балл.

Затем у ребенка спрашивают: «Как ты считаешь, почему треугольник называется треугольником, четырехугольник называют четырехугольником, а круг – кругом?»

Правильные ответы:

У треугольника три угла, у четырехугольника четыре угла, а круг – круглый.

За каждое правильное объяснение – один балл.

3) Перед испытуемым вразброс кладут 9 вырезанных фигур и поодаль от них три карточки с рисунками круга, треугольника и квадрата.

Инструкция (Поочередно показывают на три карточки): «Вот здесь у нас – треугольник, здесь – квадрат, а здесь – круг. Собери и положи, пожалуйста, с (показывают на квадрат) все четырехугольники, сюда (показывают на треугольник) – все треугольники, сюда (показывают на круг) – все круги».

За каждую правильно собранную кучку начисляется один балл.

X задание «Сравнение картинок».

Материал: Четыре пары сравниваемых картинок.

Поочередно выкладывая и после выполнения убирая каждую пару картинок, у ребенка спрашивают: «Как ты думаешь, почему эта картинка (показать) выглядит иначе чем эта (показать)?» При затруднениях ребенка ему помогают: «Что на этой картинке по-другому? Что здесь нарисовано, а что здесь?»

Оценки:

2 балла – Правильное решение без помощи.

1 балл – Правильное решение с помощью.

0 баллов – Решения нет.

Оценивается каждая пара отдельно, следовательно, максимальная сумма баллов за 4 пары картинок – 8.

XI задание «Дифференциация цвета и формы».

Перед ребенком кладут лист бумаги с рисунками незавершенных фигур (Приложение 2, рис. 6)

Инструкция: «Здесь нарисованы прямоугольники (показать). У каждого из них не хватает кусочка (показать). Подыщи для каждого прямоугольника подходящий кусочек из всех нарисованных здесь (показать). Посмотри, какой кусочек подходит к этому прямоугольнику (Показать на первую фигуру)?»

Затем последовательно показывают на остальные фигуры, с просьбой подобрать недостающие части к ним.

Оценки:

Каждое правильное решение должно оцениваться в один балл.

XII задание «Воспроизведение четверостиший».

Ребенку предлагают воспроизвести стихотворение из задания III. «Мы с тобой учили стихотворение. Помнишь его? Попробуй рассказать. «Если ребенок допускает ошибки или вообще забыл стихотворение, то процесс обучения повторяется по той же схеме, что и III задание. Для оценивания результата используются те же критерии качества выполнения работы, как в III задании.

XIII задание «Нахождение аналогий».

Инструкция: «Ответь, пожалуйста на несколько вопросов:

Днем светло, а ночью ?…                                 (темно)

Птица поет, а собака ?…                                 (лает)

Машина едет, а самолет ?…                                 (летит)

Голубь летает, а рыба?…                                 (плавает)

У кошки – шерсть, а у утки ?…                         (перья)

Платье сшито из ткани, а ботинки ?…                 (из кожи)

Оценки:

За каждый правильный ответ начисляется один балл.

XIV задание «Срисовывание».

Для срисовывания предлагают фигуры, для средней группы – квадрат и треугольник (рис. 16), а для старшей – треугольник и крест и два узора, напоминающие прописной шрифт (рис. 17).

Инструкция; «Здесь нарисованы две фигуры и два узора (показать). Попробуй как можно лучше срисовать фигуры вот сюда (показать) и здесь продолжить узоры (показать)».

Оценки:

Выставляются отдельно для каждого рисунка. Изменение величины образца и незначительные пространственные искажения не учитываются.

6 баллов – Рисунок похож, адекватен формам и пропорциям образца.

3 балла – Рисунок в общем похож на образец, допущены некоторые искажения форм.

2 балла – Рисунок частично похож на образец: основные формы неузнаваемы, но некоторые детали можно угадать.

0 баллов – Рисунок совсем не похож на образец, каракули.

XV задание «Описание картинки».

Ребенку показывают картинку и говорят: «Расскажи, пожалуйста о том, что происходит на картинке (рис. 18)».

Оценки:

а) Разговорная речь.

2 балла – Беглая речь без запинок

1 балл – Достаточно беглая речь, но есть паузы.

0 баллов – Речь запинающаяся, прерывная.

б) Построение предложений.

8 баллов – Хорошо структурированные сложные предложения, используются соединительные союзы.

6 баллов – Сложные предложения, стереотипно используется один союз.

4 балла – Преимущественно простые предложения.

1 балл – Преимущественно неполные предложения.,

0 баллов – Построение предложений нарушено.

в) Артикуляция.

2 балла – Четкое произношение звуков.

1 балл – Нечеткое произношение звуков.

г) Фантазия, воображение.

Оценивается в 1 балл, если ребенок не просто повествует о том, что изображено на картинке, но и о переживаниях, мыслях героев, домысливает о том, что было или будет и т.п.

Таким образом, максимальная оценка по всему заданию 13 баллов.


ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ:

Подсчитывается сумма полученных баллов по всем заданиям. Общий суммарный показатель при помощи таблицы нормативов (Лидере) переводится в проценты. Полученный результат является показателем умственного развития ребенка, его интеллектуальной готовности к школе.

ТАБЛИЦА НОРМАТИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Таблица 1

Суммарный показатель

Проценты

71

4

76

10

79

20

nsportal.ru

Тест на готовность к обучению в школе

Методика «Готовность к обучению к школе» предназначена для исследования готовности к обучению 6-7-летних детей по усложненным программам в детских садах или в первом классе. В процессе определения готовности к обучению необходимо помнить, что эта подготовленность не является каким-нибудь однородным фактором. Она зависит не только от наследственных задатков и гармоничности процесса их созревания, но также от опыта учебной работы ребенка в дошкольном учреждении и в семье.

Методика состоит из ряда заданий, предназначенных для исследования следующих функций:

1 — узнавание и выделение сложных форм;

2 — идентификация цвета, размера;

3 — умение строить умозаключения на основе жизненного опыта с опорой на здравый смысл;

4 — легкость оперирования числовым материалом;

5 — идентификации сложных абстрактных символов, мера устойчивого и произвольного внимания;

6 — выявление и измерение способности к логическому мышлению, обобщению, сравнению, абстрагированию, способности к классификации, к упорядочиванию, к понятийному мышлению;

7 — зрительно-моторная координация, работа на скорость;

8 — уровень психического развития.

Структура заданий методики напоминает структуру заданий «Теста исследования интеллекта для детей» Д. Векслера, но является более упрощенной и доступной для ребенка формой.

Для диагностической работы необходимо иметь стимульные матрицы (весь раздаточный материал находится в Приложении), карандаш, секундомер. Тест нужно проводить в 2-3 приема, инструкция сообщается ребенку устно (взрослый должен давать ее медленно и ясно).

Напротив рядов с заданием находятся различные рисунки, на которые ребенок должен положить указательный палец и таким образом обнаружить ряд, с которым он будет работать.

Пример: Найти на этой странице рисунок круга. Поставь на него пальчик. В этом ряду надо обвести кружочком бабочку.

Все задания выполняются на время, которое указано после каждой серии заданий. Секундомер включается после основной инструкции и выполнения примера. В начале серии представляется пример, на котором взрослый объясняет, что нужно сделать. Прежде чем начать выполнение основного задания, необходимо убедиться, что ребенок понял задание. К каждому заданию первое идет тренировочным. Основная инструкция повторяется только 1 раз.

Основная инструкция: «Перед тобой тетрадка с картинками, в которой надо будет выполнять различные задания. Возьми в руку карандаш. Тебе нужно будет обвести кружком картинки по тем правилам, которые я тебе предложу. Задания нужно выполнять как можно быстрее. Я буду следить за временем. Понятно? Тогда начнем».

Готовность к обучению. Задание 1.

В первом задании нужно обвести кружком те рисунки, которые я тебе скажу. Вначале рассмотрим пример. Поставь пальчик на темный кружок. В этом ряду нужно обвести кружком бабочку, как это было сделано. Попробуй сверху обвести еще раз самостоятельно. Ты понял? Начнем выполнять задание.

Помести пальчик на чашку. В этом ряду обведи кружком птицу.

Время выполнения каждого задания — 15 секунд.

За каждое правильно выполненное задание дается 1,5 балла.

Всего за 5 пунктов 1 задания можно набрать 7,5 баллов.

Готовность к обучению. Задание 2.

Теперь задания будут другими. Поставь пальчик на темный кружок. В этом ряду нужно обвести кружком дом с трубой, как это уже сделано. Попробуй сверху обведи еще раз сам. Ты понял? Начнем выполнять задание.

Поставь пальчик на гвоздик. В этом ряду нужно обвести кружком цветок с 4 лепестками.

Мячик с вертикальными полосками.

Время выполнения каждого задания — 15 секунд.

За каждое правильно выполненное задание дается 2 балла.

Всего можно получить 4 балла.

Готовность к обучению. Задание 3.

Перейдем к следующему заданию. Поставь пальчик на солнышко. А теперь скажи, что противоположно по смыслу мальчику? Девочка. Ее нужно обвести кружком, как это показано.

Время выполнения каждого задания — 15 секунд.

За каждое правильно выполненное задание дается 2 балла.

Всего можно получить 4 балла.

Готовность к обучению.Задание 4.

На этой странице тебе нужно выполнять разные задания, связанные со счетом.

На каждое задание тебе отводится по 30 секунд. За каждое правильно выполненное задание дается 1,5 балла. Максимальное количество баллов, которое можно получить за правильно выполненные задания, — 7,5 баллов.

Готовность к обучению. Задание 5.

В этом задании нужно обвести кружком ту фигуру, цифру или букву, которая отличается от других.

Время выполнения каждого задания — 15 секунд.

На все задания отводится 2 мин.

За каждое правильно выполненное задание дается 2,5 балла.

Всего можно получить 12,5 баллов.

Готовность к обучению. Задание 6.

В этом задании нужно вначале внимательно посмотреть на 1 картинку в каждом ряду. Затем среди следующих за ней фигур найти похожую и обвести ее кружком.

На все задания отводится 3 минуты.

За каждое правильно выполненное задание дается 2,5 балла.

Всего можно получить 12,5 баллов.

Готовность к обучению. Задание 7.

Нужно перечеркнуть в каждом ряду один предмет, который не подходит к остальным.

Время выполнения каждого задания — 15 секунд.

За каждое правильно выполненное задание дается 1,5 балла.

Всего можно получить 3 балла.

Готовность к обучению. Задание 8.

А теперь будут разные задания для каждого ряда. Время выполнения каждого задания — 15 секунд. За каждое правильно выполненное задание дается 1,5 балла. Всего можно получить 4,5 балла.

Готовность к обучению. Задание 9.

Соединить линиями одинаковые фигуры (буквы и цифры).

Время выполнения всех заданий — 2 минуты.

За каждое правильно выполненное задание дается 2 балла.

Всего можно получить 22 балла.

Готовность к обучению. Задание 10.

Внизу под каждой фигурой в соответствующей клеточке нарисуй похожую.

При оценке резуль

chudo-udo.info

Материалы для диагностики готовности ребёнка к школе

��#ࡱ#�###################�� #################�###########�#######����####�###�###�###�###�###�###�###�###�###�###�###�###�###�###�###�###�###�###�###�###�###�###�###�###�###�###�###�###�###�###������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������#[�####�#�###############� ####bjbj���######################.###ΐ##ΐ##�###############################��##########��##########��##################�#####�#######�###$#######$#######$#######$#######$###############����####8#######8#######8#######8### ###D### ###8#######A###�###P#######f#######f#######f#######f#######f#######f#######f#######�#######�#######�#######�#######�#######�#######�#######9###�###�###�###�#######################$#######f#######################f#######f#######f#######f#######�###############$#######$#######f###############f#######�#######�#######�#######�#######f### ###$#######f#######$#######f#######�###############�#######################################################f#######�###############�###############�###############################################################################�#######f#######����####�#t)#J�#########8#######p### ###�###############�###########0###A#######�#######a#######z###»###a#######�#######################################################################�#######a###############$#######�### ###f#######f#######�#######f#######f#######################################f#######f#######f#######�#######�#######################################�#######################################f#######f#######f#######A#######f#######f#######f#######f###############����####����####����############����####����####����####����####����####����####����####����####����####����####����####����####����####����####a#######f#######f#######f#######f#######f#######f###############################################################f#######f#######f#######�###( ##�###:################################################################################################################################################################################################################################################################################################################################################################################################################################################# # # # # # # # # # # # # # # ### #H#Y#P#E#R#L#I#N#K# #»#h#t#t#p#:#/#/#d#e#t#s#a#d#i#k#.#m#y#1#.#r#u#/#p#u#b#l#/#m#e#t#o#d#i#c#h#e#s#k#a#j#a#_#r#a#b#o#t#a#/#t#e#s#t#i#r#o#v#a#n#i#e#_#b#u#d#u#s#h#h#e#g#o#_#p#e#r#v#o#k#l#a#s#s#n#i#k#a#/#1#7#»# ###»###!#»### ############# #########)####### ##### ###########!#!########### #’#0#A#B#L# #V#I#I# # ###########/# #####»### ####### # # ### ### ### ### ### ### ### ################################################################################################################### ###�###�### ##R ##T ##V ##t ##z ##| ##~ ##� ##� ##� ##� ##� ##� ##� ##� ##� ##� ##� ##� ##���������н�����r�c�TI###################h�,�##h�,�#mH #sH ####j�###hb$:##h�,�#U##mH #sH ###jI####hb$:##h�,�#U##mH #sH ###j#z###hb$:##h�,�#U##mH #sH ###j�3###hb$:##h�,�#U##mH #sH ###j#� ##hb$:##h�,�#U##mH #sH ###j#a###hb$:##h�,�#U##mH #sH ###j#####hb$:##h�,�#U##mH #sH #%#h�,�#5#�B* CJ$#\#�aJ$#mH #ph�###sH ###h�,�#5#�B* CJ$#\#�aJ$#ph�### #h�,�##h�,�## #h�,�#0J#####h�,�####j#####h�,�#U####h�,�#mH #sH ###################### ### #######################################@ ##T ##V ##v ##x ##z ##~ ##� ##� ##� ##� ##� ##� ##�############�############�############�############�############�############�############�############�############�############�############�############�############�############�############�############�############�############�############�############�############�############�############�############�############�############�############�################gd�,�##########$#a$#gd�,�###,#1�h##��. ��A!��#»�R##�n#$�n#%�###��##��# ��####################################################################################################################################################################################################################################################################################################################################################################################################################################################################################a##D#d####### ##############8�W�#�####################################�0###�# �######### #####� ####A####�########�#######�b##�`####�T�#`Eڐ6Z$k?�(j�#l`######D########n#�d`##�T�#`Eڐ6Z$k?�(j��PNG # ### IHDR###k###�######’ξ####sRGB#��#�### pHYs###�###�#�+######tEXtSoftware#Microsoft Office�5q##��IDATx^�#�DE����ݽn4’P���»�1` )#�##`FQ1��#3b#9��#####�##H#P�$ɀqw��{㟷���=g�Ϝ�/�ۖ��’����Y�#�)������|�ԆIݓh��+#*#*#*#*#��#ط�e���������O�#|�’#���� δm��o��y#��}�@�@�@�@��Rs�##�=#�Eg �w#X�À��Ok�O�C�NK�:�ۧ�y#�t̢ݵ�ʁʁʁʁʁ��#W#i�޹���`�͈O� *�.��,��-s� t#��TG��#�mIx�z�#y9��Y�|(�5�@�@�@�@��J����&ڰ$��yzVb�T�+#*#*#*#*#*#*#��$w��r�I_/I[�I#��uЀi�̳�г#^�y�=/;�g#�L���m����u��#�#��#�z�����5�-3n��q�+��#����z�d�3�s�� qY��o� Z��?�##�zE���r�r�r�r�r�r r`##r7h�##�byY�#̕p#�EDؖ�t�QR�rM�Xm�$#��kW�8/�4��#�޾�G�»P�$;���#�k�7���u�հ�#3�`l�2���v �JoW���i+#*#*#*#*#fɁ`�ki4�M�o4ɣ6����~�ˠ���M��$d?)�R��5�#�.eoֺ+#VJ�P�/+��Au���޳RoZ�9m0�V���w3#����_�k�?��h��o�6���������$#\�nNNߥ##�# G��Ke���t޿��N�J��������#U�I��B�?��?7���x�#�(#4���J����K�#����#��=��է����#��x6�#x)��_�%����}�ti�W#�_d��8&r��q\J���t���#���R�2;�gSR#�іvR��|�2`}˙ĝ�z����ІnV#���?&��_~kO����m�n�$#��C��#h�5&J�Y)�C7��y���y���}m��4� ��(#y9#�###h��h�##��x懠���##� ���o���#���״�#����#�#u)�Y#���?�# ���}�^#��sx �C#��_67��͒�%]�g��[n�Y+��y���v1�\��y�2�P�r�Y#^�’��1�f��##��O��O�����5\##�þ��X�6O#�}�[�v%���#tQ���Ny#y2n����y»����e��##?#,##�S��v#�P#Ə#@#���F�#n�ۇ�#�#�ᙞ�#O�#��v�iA#��#eu�ca���&�m#��n#�?k##p�MNkI#I��#�-)����v!3�]w]�?�Y��ӄ#��;t�F#m�pף���P��vS^����l��o#(m4 ����!#�R�w�~ޟ�׳I�###�$##�#�#0���~� #‡�g��7_#^#8�ۘ�qC�?�#��0���}�#v�a�K�p_q�#͇�T#t��/]X&�D�jz#Ϙ��DL��oL�{��^� O�,�NS�r�#?ou�[%���O�9餓��R�u�#`ó�,»�z��#���Jß9P���R��X}���?.յ#�Yӥ�!����S�?����ټ�#�h#��4�~�#8���|��o�|�;7_��W�~�r�#����ئ�l_i�3]��#��G9ob#C�»��D��Y% #�#C�7�[��VZ2b��{�u�Y(/�v)#�#̀1�#hl��v X#wE��\sMs衇�緹�m��=�yi ,ŧϬ�Oڼ-]Bml## ���7��y�k^�@##�# #��ۦeRx�5�*58]�K�t��Q#}h/�#��/|�y�s���0�#Ȑ���l6�`���7�i��@���#�Ԓv�4��@i�.��bh#ۼV]��ұ��]#Gk��(ik)�%e�1�]�#w����#�����7oN;��#��F����M��#N8!#�R�:�6����]
�� ヌ��8[$�qv��A#ix�7#�r#�#�HK; �##�##J#��M#�ˍ�s �v#�#}���#mc䩟����KST#��{��#

޳�?�� �~�s�K���^�Ws�{�#�#1U��&��w��m�#@h� X�SPI;b��l(�� )���0�{��3�n�P���sh�/��4�/#��Hy0�|���k�g=�Y�#����~v�馛6�o�}j#e#|��A#d�?�4\�t��r�3�#e��T^�A#c̦�����ⲷr��F/�q�Q� ?P�c���Q.yǫr�x��#��F���Ɲ�#~�.�S�Jٓo�����#���##b#�|�+�’e���#��p�#�Az��7�K���#%cn�#�y�܌�{���l�n�#Z�W�qˤ�~�m�|�g�d��qb�9^�K#b�K�u#vb^m�zSis#h�ڎ;��|��_n���6W]uՂ.z�+_�l����u�uF=�}! �#3.?#w�o#�~h�]�q�)�9�ۇц;�h�:GYq#G��΍�Ko��q�2�N��e�w�)�L[�������#i�c1�_�������#�@#�� �Q�c6#8���#�[email protected]#�a�F#���|’y��,#.�#�6[k#n#���I��@�ՠN2�o:�z#��A#�\��Oᣃ��CP#’\�5� �##�### �c»�#c H�`�����#�X���~hr�[email protected]�*v��ш�С#�I�o#�#��� (��yN[P#�M�Oy�S��A#��v��&7I��?����y�4m�(�M##T# �N�v0S��#� =�(#Z#�� }�#���zj�#x���7o��#dL0 /�E�H�����h�]|�ü#s�+�q#G�#?(�?�ј��#U�G##w��#̫�T��#r�̸�N�x##�ҭ¢oT��v##»`t,i��#�w��9�v�_�L�#��_� h�##h�.� �H#�#c��{hD��A=#-Ȝ��#9�����#h��|�#�B=k#ޡ���C�% ��#9�-�N(�N��’w5�#)S���q�I�#’��-0�#�/���#��#x��#@ë#x�ce#=��#���#ʡ#�F�+���o�-�h�t�;-�#So -�~A#�n#�L�#�П#�#?���#��� �.ʂ#�#�ѻ�#�2f�’A��*�TH�c�n#��u�6 ��тΫ��:��8Gƴ#�E�#}��&�6�#��_�;�I#=|h�2�D[�#����#���ks�A�O�Nv� A�cB��7y���gu�`Lp�#��c���y#k4#c��#{�΄�g��,y##P�-a�&�GG�`g�|��##�8�%a��#~�:�`�;��ɻ��;#�=���y�CL##G�ܥ�^���r�-�l#��#��̊�#�#�G�#렆Ѹ���P/B�#%� �L�#e��m�[o�f�u�Mu�i�A#zЂWȎ’=� #E O������»�#�=�3���8#�A�#�i��?�Ke’����#{l� #����I����#�L`÷�v= �[#@#k#�$�##������##�##�#�#5�#:(�8ډ�###��կ�8��G���Gbj��’���Y�����G���#��G6��#&i�C#�?�M]���#�R�#����.����#?�ୄfx�뮻��Q���w����_��כ�{�3���#�»C�#sL ���#�bg#9� �k�I�F#B3�C#�ƨ[email protected]��:�G#z�ɇ�Ҏ�=�i)#m�#�ɕW^�|��_O��wlBaLS�F�q��R#�E�#g���1�#]��y睗���#ϑ�=�a##?�r���o&�)�e9���䣯��0��;z�#��3��O}�-�ߑm�*|�#N#��i��a’�|���d�M���#^91e���zi�#tC#��#t�O�#�#F?Q��Z���#�h�@��’hS� j#i�6:A��cܘ#���#�Ƀl�O#��#Z]р6��ۉ�r#=��h� Qf�#��#�#s�$�2�D#�lA �1zX��� J��ܻ�� �� oxC���{��3g�*�I#v�W0#ngd 2w��E���#��#����Ͽ�yc»h���B�9�w�e��T:�#�xGs��’��sr��G7G#uT󖷼���]�##nl�#��O|ba9��#T��E## �W�@#t0�#d#�6�Oʤ##��C��##��#e��C���^h���»�F���̀���;�» #���?�#�/e#ģ�#��ۗ��%ͧ��@,��#�#P�#O#;�h#���(J###c�#O�A�f##8##���=�yO##���S?!O� #�6�l�#œ���#Ŏ#�V�#� ~��D�}��#n��7�|�G �o?�я��#�91o�#4#�h{�X �(#��#�#m����# #A#o#’K.�#�#=#L���o��#�# ��#��{��^2�g�ʻ��##)�I }C��$i?#��3�L����#�R�����a�D�����#3Ir9�eL��#a쐎� `U#A�W��U ��#�#���’?��$���ςW#�#���M}���?x�d#�##ߺ�,#’#/x�#�q)##E�5��#��I�^{����|g�7h#h�u#�»+/zы#���ɋ���O��1�#�=t���#�!#[m�U�#�#��#�7��F#�#�#�C�a,�[email protected]��#��#@#�ɘ�##4�j#X#�0��+u /�##�’䊱���8����#y��#3�#꧿�{l |3Ԇ�+z�]�����1#p�8��&?c#���###L��/Ɗ��C)0˿�}�#�#�#\5��9###3##P�#Bm�4�#BP(##��m�L�#�3%#�#0�##3 �5�(H�Ӂ�d03P#����#c�c]�c�!L ^ #u�I��#�#5�|��#O�����1
�##�N��٘ˠ###�0″8�#�#H�p3�\7�###�5�’�K�##J#a�}�b]R�;�%#�j�1#I#+�#6���#���1t|#�#x�0��#a�#��:��#g#� �#|@��k�7*\=#(#�+� B��8##�##s#(#��Ă�##0 �A��|##���x���B#��1觜rJ2��k_�Z:�#��#�p� ���#�###�G#b#]r���R�=J##\fD#���.�A#�#� ^�Uτ�#�###�J ��#rt���’#�7�#`���#x�2 �W�XH�#~»��#�#@#ߠQ�#��#㓶P�K\(`���� �\�#v��R��#���##2�` �9�#�@��##�R.�#�#���B�L���v�n��1d�##��#�m���i# ��+�#��6#v#�� 9��#�3��O���O#�*�»K��#r�QCwQ?�c� Х-�2Ƀ�#�Y9��#X�##�^x=�#v�!#.��#���ߥT�#݇��#�C��#�=��0 �*�!#� ##��[J_#Ρ�2�1�0|�f=�#�D�x����0#�\�#d �#_#u�!�-�K}�G�Ez�!�� ���Ǵ#�#��O# #� ##�#�#V/{�˒qv偾ql#7#o�#}#��q���#��#�#���ү�-&[�#~x���My� x#�x��?z��#[email protected]����##A�:��##i#r�##��� #t;��a�7�ᥠ#Z -qu�%sW #��i�#��{ޡ��!�1څ c#]�#�;�,`�p� ##x=�b �#u #І�F?b[#�z�#ϴ���#�?�B���ԁ��G.���w #�^�_�9.J�#iF�3���##��## 2#ˊK#�� �Y#�#F)(##=2�a,#̥��0x�H�ώ�%�#|�4ʥ�#J j���FEH�2�PT(#�O�|~�?3#�������/�#�##� 8nbPy#ӣ`Q6�x�# �#F���fڀ� e���%��#=#_�#lPT /�3##���?�ϤY,���gpҏ(*x�w��O:f:̨�#����6�##� �C�![� �@��b��YvAA�V#&�#YAi�#ڋ Pd#Їw#%�#�## ��@ #|�C#�|# ��P##�i##�A��4#�d䤉�cV�#�mx �?�#^`Ə�;چ�B�m #�#���{�%zd#^�N#�t8�L����#g��#�h#��~t&� �w(md#� �����Kߠ�i3�)#٠��\aDQ�x ###@#3c’b.��ƥ9��)��ڪ�F#�-��#��1�7�’�_4\6ǻD##w�#�#9g��xDٌ9�C:�G#��G� G��I#O�#�QH��`�#��� X#�2� ��`B��E.�!�r���#&��[email protected]#`��X�#�#���T_#�#��Ÿ##�;چM#X�2y��� �#k ��Xu�N&��#��##’�&|C�#����#+O�~hs�#ن#�#��ă1D#d#^�r#O�#0O��#�K[�?v#��2y�&G#�S*#i�f’�#е�rޏd���Y #Z0#�tځ���0�� ��##G��ڼA��##[email protected]���#��k�,`###�`���F#3p1� 0�#^#��^��i#�!� #�Ky.#�. �|wyۘ#ʃw�?�S�;�###���o�D#�Q#ϖ��z�#���[email protected]��fv �Cen�P# ##���w���#\z0#�x]4T�;�#�##�#�� #0�##�!?`��!+#]�����#y’-�c9J�#F��Q��2#sȽ��֖O�(V�.c#E�� �J_#:#GL#�:#�z�#C���:�#��#�##E��#�;#�0i#’�3c##񶷽ma����#��o�����zjׁ��{��_����#���Ђ^#�cT�#d| 2H#��#t0����P##�#���#�a��’�,�C��#r#@ �#=��%��%8�#���L�)Ǐ��.���# #��R###x�GNo3#�#�#:Я���Ɵ�#�[�#(b#�F(�3:#@#��|� wp�## #�#@�nצƶ9�#��}�w#4x# �#ѷ�i #��8d�##�,##)��#�6�#�1���1��#�X�l #y��#-:c�U�#t�:#�b2A#zt�)�N��#��#9�C?�!L6�Q�^d�vQ.e!;��ԉ݄##cE��#m�۬#�Gh’}�����Y�7##��$#�ё�#�S�K��#y��Z#�9YR#�{ۣ^#c��՞�!��Q#�ʚ�##�[,�X�x�C#�#���2�]x�#�# �A���`(�3:ΥF�g��l*6A#��C���`�A�0���#�#�I�Pୁ�
f�#�H;�Q#GwiE0+�dzl `,i##�%#��63s�#�C���t?3�#�2��#�x4#m`����b�,#��R����6hӠLx���#�#��N��(#C��.��Q#�#]�� #�h���Q###�G#@H:�#o#�0����#g��6��q�#�qE���%;#+e0#�nڡ#BF#�׀ �b`-e陋KOq��+ #�#x*���#c�1Cѩ#�#��#1&DP#���Y2򇧑v3&�9F#9�7^�#�8bs0Ig#T#�(`�’�#h3K�k#�Ћr�#h��؄#x��#� #�#��#/x�Ӊ#�`�D�S~#kz��S’Wy{(#��G#�#�����1�~b @#� b_�9 �#\��,�#�,ߤG/�;�CW8�’�#㉾�’#H�#}�ЧG#�s ���ɐ::�#��#AF#�ƹ�1#�#´UpOy�?�ըi��J�S��L�x��e��I440�!#t##��#O��B#^8h#�:#v#C#�#��eY ��w��� #�#c��΄�gx}����1~�Wl#�}Ь�z��gx�݄e,�@ �CX#m#7��9N����##݁#=86�#x�#��TA��L)��2#�.��?��gx�ȋ��N�)###6##��3I#�P#�$cW�#��#`�U���’l#��4��Ӈ�#1�p#�;�#=��`�#`�ns»#�#�#یW���#�\7Mҩi�A�GEb���q�00�}�a���##y�#�m�Y̞#T�#uo�Q#�H�#B�## �##e#�D��A�##�2f� d̮ ����@{���R�M#�#CH#Ià#l�#fvƔ!0# �g����С�)#��L��.U�)#��q#�� #�� #�+����#�A�i�s!�6��##���#g ##�óCP�#�oܖ�##4!#���=��#8��^#���d�»��BY(fw�a0�u�#�o�~##2�w#Á|1�}O~\�##�i�����/�|�’w+�Ƀ#�-��C��7�#�w’E�#y�^#|x��#�Y#B6��`�#�D6u�� �uFN���:�� #`Y#C�#e��!F6�U[��7�^a�#+c##2# ��##���(C#v��D�Mt�]�Dy�#�A_R� ��a��##��+�*��@^#��:~#��Z0( �!�#�e�;ӧ L��’ #�u�땁#�#�#|��C�#�#4Ч�)�彺ЍB,K��p��x�]#bڋ���#�I#�Љ��7 [email protected]#�4#�:#��#i�#c#�#!/1.�t�#�#�%M&�����{#M�=#z�#��##�o�,�f��Xb� Y�#z##�L\#N��I����#K��#m�K�%#��^�#y�=}�#���#�#�� #�cG ���x�p|8�^u0���#/#�t#0����S��1t1#�#�z#�b#�#��9���»�Z4���P�b��z���Ȏ�ã#��G�_��Πd�###� �1#P1#�s#�D�#R:��7^J�CGx\#�q�H#�� 0�Y*C9�##6�p#� &nяK6t#36� �#!# �x1��#n|#4i�#L:�us�#� �P����V#�+##»t�G�3R�#�ǵK�#d# #U�[email protected]����#�R#� F�#B�@h�###i##zg� �4� ��q �#2P�#��#Tx��_E�s�En�e#��]9�#��#!#z#� #y��##Πh#���#�#fy���� ƌe#Ȇ4�c#��K����� #h#��o�l#z�##�!#��2��#�#��4#�+�S�#�/,Y#��7�KZ�#������a� H�#��IJ(ژ�6�h#:D�����#yC�� [email protected]#:FX�#}�;h�7c�O4߆� g|#Sʅ�37�`�Y#@6xG;#s�9c#�f�0�5 #yxO H�2%�t��^�6갠�Л��#��#6�~�W#G#v�q�#��3�Fxኃ�##�I#�#�uN��]�k�S�0#���d#�+�,��o�%�W9P�)���u�A’O���7��.c?#� *#Wi�#���h ��##Ky0#Ō#��#Š#�#�w»o�H���8[c�2`�S��#�@ǀ����#�#arW#[email protected]#ƃ�M�f/`u��62X�}#��ࢄP4.S�ĩ�!#J#a#�(P� l#��%��s�o z�h��K��$sG»y���#ڤ��o�F�#��n�S#�т?�c܈�»�5|`#���?#4�Ѿ�`#8�#�D}x_ ����##� /+����!� #9fL�#�#O1�#.�B��,��(#�/�#��z##� �@#3�\.`�#e#��{wW»�^�F[Y#@�#��)RAE��S#b,#�춐�ˡ5�|C#�#��olfp»#_##(1�#?�P���MF�a�#�#&`�������#/�I#��R0��� 褝[email protected]]#r�I9#2�#�|1�YR�,$#3�@~�W�#�#2D?r��@H#��� ܥ�6� �%V� #�#���9�v�J %��=�#�U�#�K#�ͼ3v�މ#m5� �)�e# ##*#��#�?��c9��m��Q=�7��� #��#�g���’#�!O.���.;�#c�#ꦟ�#�:�Y=l�pl�-dL#�h+�#m�p�эC���U#�[email protected]#��E�#�#@�3#i#�’#��#pG�#��2## b�#��#�@^�D�#����K�#��3��#v

kopilkaurokov.ru

Психологическая готовность детей 6-7 лет к школьному обучению.Методы диагностики и коррекции развития(лекция для учителей начальных классов)

Презентация направленна на работу учителей начальных классов. В материале собраны те методы диагностики и коррекции , которые может смело применять любой учитель.

Текст к презентации.

1.Особенности развития .Дошкольный возраст (от 6 до 7 лет)

Речевое развитие.

Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.

Восприятие.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развиваются навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Внимание.

Внимание дошкольников становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

Память.

В возрасте 6-7 лет ребенок не только способен запомнить некоторое количество предметов, образов, слов, но и начинает их классифицировать. А это значительно расширяет возможности памяти. В этом возрасте запускаются процессы опосредованной памяти, то есть, запоминания объектов, явлений, образов, слов, основанное на сравнении их с объектами, явлениями, образами и словами, запомненными ранее.

Мышление.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Воображение.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатироватьснижение развития воображения в этом возрасте по сравнению с предыдущим возрастным периодом. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

1.Речевое развитие .Выявление знаний об окружающем мире

Задание №1. Беседа

Цель: определить степень сформированности знаний и представлений ребенка об окружающем мире (возраст, адрес, место проживания, имя и отчество родителей (законных представителей), учителей и т.п.), выявить уровень развития пространственно-временных представлений (времена года, их признаки, месяцы, дни недели и т.д.) вопросы, задаваемые ребенку, начинаются с простого и постепенно усложняются. В беседе с ребенком необходимо учитывать его возраст . Не стоит задавать больше 5 – 7 вопросов одному ребенку.

Интерпретация:правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу и достаточно полные, например «В году 365 дней, в високосном году 366», «У кошки на две ноги больше, чем у петуха». Ошибочные ответы «Мама Света», «Папа работает на работе».

Упражнения на развитие речи и внимания

1.Учим дни недели. «Радуга внимания» Для его проведения понадобится простое оборудование : 7 белых альбомных листов с цветным кругом в центре, его диаметр – 7 см. Цвета кругов : красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Каждый цвет соответствует какому-либо дню недели. Лист прикрепляется к доске. Включается приятная спокойная музыка. Учащиеся молча смотрят в центр листа 30 сек., затем закрывают глаза и ещё 30 сек. удерживают перед собой образ листа с кругом.

2.Учим времена года. Игра Лабиринт

2.Мышление

Задание №1. «Разрезные картинки»

Цель: Выявить сформированность наглядно — действенного и наглядно – образного мышления

Оборудование: картинки с изображением знакомых детям предметов, разрезанных на две, три, четыре, пять, шесть частей по вертикали и горизонтали.

Инструкция: перед ребенком кладут картинку, разрезанную на две части. Части кладут так, чтобы их нужно было не просто сдвинуть и получить целое изображение, а в перевернутом виде. Ребенку предлагают: «Собери картинку». Можно спросить: «Что должно получиться?» (в тех случаях, когда ребенок не сразу приступает к работе). Так же предлагаются картинки из трех, четырех, пяти, шести частей.

Анализ результатов:

Дети с нормальным умственным развитием складывают картинку из двух частей с 3 лет..

Дети с задержкой психического развития начинают составлять знакомую картинку из двух частей к 4 годам. Возможны пробы. Картинка из четырех частей, разрезанная по вертикали и горизонтали, может вызвать трудности и в 5-летнем возрасте

Задание №2 «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Цель: исследовать скорость, подвижность процессов восприятия, способность выделять в изображении отдельные контуры, анализировать сложные переплетения линий.

Оборудование: зашумленные картинки.

Инструкция: ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее представляют рисунки и просят последовательно назвать очертания всех «спрятанных» предметов. По ходу выполнения задания даются дополнительные установки: «Посмотри внимательнее», «Что ты еще не назвал?» и т.д. Допускается помощь, например: «Здесь спрятано 10 предметов. Пять ты уже нашел. Отыщи остальные».

Анализ результатов:

Дети с нормальным умственным развитием называют все предметы, могут не увидеть 1-2. Работают быстро, время выполнения в среднем 20 – 40 сек. При этом ребенок считает, сколько предметов уже найдено и сколько осталось еще найти. Аналитическое восприятие острое и продуктивное.

Дети с задержкой психического развития называют все предметы, могут не увидеть 2-3. Время выполнения в среднем до 50 сек. Иногда им нужно знать, что искать, поэтому можно назвать 1-2 предмета из ответов. Найдя на рисунке несколько предметов, они считают, что задание выполнено и прекращают поиск. Необходима организующая помощь.

Задание №3 «Обобщение»

Цель: изучить сформированность мыслительных операций, умение обобщать, пользоваться наиболее употребляемыми обобщающими словами – понятиями.

Оборудование: набор слов (приложение), набор картинок для обобщения.

Инструкция: ребенку предлагается картинка с изображениями, наборы слов. Дается задание: «Посмотри и скажи, какое общее название этих предметов» или «Послушай слова и назови их обобщающим словом».

Анализ результатов:

Дети с нормальным умственным развитием задание выполняют.Они владеют родовыми понятиями, как правило, им доступно обобщение абстрактных категорий.

Дети с задержкой психического развития отвечают кратко и обобщают по функциональным признакам (это надевают на голову, на этом ездят и т.д.). Они оперируют такими обобщающими понятиями, как одежда, обувь, инструменты, фрукты, овощи и т.д. Вызывает затруднение обобщение абстрактных категорий, понятий (явления природы, черты характера и т.д.)

Задание №4 «Сюжетные картинки»

Цель: выявить понимание ребенком содержания ситуации, пространственно – временных связей.

Оборудование: набор сюжетных картинок с прямым и скрытым смыслом.

Инструкция: ребенку предъявляют картинку и просят описать её, сказать, что произошло, т.е. раскрыть её смысл.

Анализ результатов:

Дети с нормальным умственным развитием правильно отражают содержание картинки с прямым смыслом, понимают мысль, которую художник хотел передать. Иногда задание выполняется после соответствующих наводящих вопросов.

Дети с задержкой психического развития понимают явный и скрытый смысл, однако им трудно составить развернутый рассказ по картинке. С заданием справляются примитивно. Помощь носит ориентирующий характер.

Задание №5«Логические задачи»

Цель: изучить уровень развития логического мышления, сообразительности, смекалки, знаний об окружающем мире.

Оборудование: набор логических задач.

Инструкция: консультант предлагает ребенку подумать и ответить на некоторые из предложенных вопросов.

Анализ результатов:

Дети с нормальным умственным развитием проявляют интерес к заданию,на задачи с «подвохом» реагируют улыбкой, смехом. Отмечается активный поиск решений. Некоторые дети не всегда и не сразу находят верный ответ. Повторное чтение, интонация помогают решить задачу. Направленная, уточняющая помощь со стороны консультанта дают положительный результат.

Дети с задержкой психического развития проявляют интерес к заданию. В процессе работы действуют импульсивно. Не дослушивают задание, выхватывают отдельные признаки, фиксируют внимание на деталях, не всегда видят «подвох», решают задачу конкретно. Поисковая деятельность снижена. Нуждаются в детальной, организующей помощи.

3.Внимание

Задание №1 «Лабиринт»

Цель: выявить степень понимания инструкции, уровень устойчивости, концентрации, объёма внимания; целенаправленность деятельности, развитие волевых качеств, умение доводить работу до конца, особенности зрительного восприятия.

Оборудование: таблицы с изображением лабиринтов, рисунки с пересеченными линиями.

Инструкция: перед ребенком поочередно кладутся таблицы с изображением лабиринтов, пересеченных линий. Инструкция для ребенка: «Проследи указкой и покажи, по какой дорожке побегут к себе домой собачка и белочка», «Проследи взглядом каждую линию слева направо и найди, где она кончается».

Инструкция к схематическим лабиринтам: «На острове в лабиринте спрятан клад. Чтобы до него добраться, необходимо пройти лабиринт, не запутавшись в нем. Будь внимательным, некоторые дороги ведут в тупик».

Анализ результатов:

При анализе результатов следует отметить, какой тип реакции преобладает у ребенка – на точность или на скорость, зафиксировать время поиска парного объекта, наличие ошибок. Следует также обратить внимание на способ выполнения задания, а именно, как ребенок прослеживает лабиринт – взглядом, пальцем, указкой. Необходимо отметить особенности поведения в затруднительные моменты; как часто ребенок отвлекается.

Если ребенок затрудняется при выполнении данного задания или выполняет его в сильно замедленном темпе, можно говорить о несформированности или недостаточности функции слежения или низкой концентрации внимания. Отрицательная динамика времени работы указывает на повышенную истощаемость.

Дети с нормальным умственным развитием проявляют к этому заданию активный интерес. Им понятен смысл задания. Некоторые пытаются даже мысленно на основе зрительного соотнесения проследить путь к искомому предмету. Случаи сбоев в процессе выполнения задания связаны не с тем, что ребенок не понимает задание, а с излишней поспешностью или недостатком внимания.

Дети с задержкой психического развития интересуются заданием, понимают его смысл. Из-за неумения сосредоточиться возможны ошибки. Контроль и направляющая помощь оказывают положительное влияние.

Задание №2 Чем отличаются картинки»

Цель: изучить особенности внимания (устойчивость, переключение, распределение), особенности памяти ребенка.

Оборудование: рисунки с одинаковым сюжетом, которые имеют различия в деталях.

Инструкция: ребенку предъявляется для запоминания сюжетная картинка. «Посмотри на картинку и запомни её в деталях». Затем рисунок убирают и показывают ребенку вторую картинку с измененными деталями. Вопрос: «Что изменилось?». Если задание вызывает трудности, картинки предъявляются одновременно.

Анализ результатов:

Дети с нормальным умственным развитием проявляют интерес к заданию. С работой справляются. Трудности могут возникать при очередном предъявлении картинок.

Дети с задержкой психического развития начинают активно работать, но при первых трудностях могут потерять интерес к заданию. Их внимание обладает меньшей устойчивостью, чем в норме. Возникают трудности в распределении внимания между несколькими объектами при очередном предъявлении (могут не справиться с заданием). При одновременном показе сравнивают картинки правильно, находят большинство отличий.

Диагностика

1. Копирование фразы «Ей дан чай»

Ребенку, еще не умеющему писать, предлагают скопировать фразу «Ей дан чай», написанную письменными(!) буквами. Если ваш ребенок уже умеет писать, то следует предложить ему скопировать образец иностранных слов.

Инструкция. «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это нарисовать. Хорошенько посмотри, как это написано, и в верхней части листа (показать где) напиши также.

1 балл — срисованную фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30°.

2 балла — предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу. Их стройность не обязательна.

3 балла — буквы разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.

4 балла — на образцы похожи не менее 2 букв. Вся группа имеет вид письма.

5 балл — каракули.

2.Срисовывание группы точек

Ребенку выдают бланк с изображением группы точек. Расстояние между точками по вертикали и горизонтали -1 см, диаметр точек — 2 мм.

Инструкция. «Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать такие же вот здесь» (показать где).

1 балл — точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Какие-либо незначительные отклонения одной или нескольких точек от строки или колонки допускаются. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не более чем вдвое.

2 балла — число и расположение точек соответствует заданному образцу. Отклонение не более трех точек от заданного положения можно не учитывать. Допустимо изображение кружков вместо точек.

3 балла — рисунок в целом соответствует образцу, не более чем вдвое превышая его по величине в длину и в ширину. Число точек не обязательно соответствует образцу (однако их не должно быть больше 20 и меньше 7). Отклонение от заданного положения не учитывается.

4 балла — контур рисунка не соответствует образцу, хотя и состоит из отдельных точек. Размеры образца и число точек не учитываются совсем.

5 баллов — каракули.

3. «Графические ряды»

Педагог предъявляет детям подготовленный лист бумаги в горизонтальном положении и, обрисовывая пальцем первое задание, говорит: «Сначала вы будете рисовать вот такие узоры. Здесь нарисовано начало узора, а вам надо будет продолжить его до самого края листочка. Здесь нарисовано 4 узора, и все они разные. Рисовать вы будете сначала верхний узор, потом тот, что под ним, и так до самого нижнего».

1. Графические ряды.

За каждый верно выполненный ряд – 1 балл.

При этом уплотнения или расширения элементов в узоре, выход узора за пределы строки, «сползание» узора вверх или вниз ошибкой не считаются. Главное – чёткость в воспроизведении заданного чередования, т.е. умение выполнить заданную программу действия.

За один сбой в ряду, за потерю вступительного элемента (в третьем и четвёртом рядах) – 0,5 балла.

4.Память

Задание №1 «Опосредованное запоминание»

Цель: изучить умение пользоваться приемами опосредованного запоминания, выявить точность воспроизведения слов, предложенных для запоминания.

Оборудование: рисунки с изображением знакомых предметов, 10 слов для запоминания.

Инструкция: перед ребенком в ряд раскладывают картинки и говорят: «Сейчас я буду называть слова. Чтобы легче их запомнить, подбирай для каждого слова подходящую картинку. Например, к слову «свет» подходит картинка «настольная лампа», потому что она светит». При этом требуется, чтобы ребенок объяснял установленную связь между словом и выбранной картинкой. После того, как все слова названы и к ним подобраны картинки, их убирают в сторону и дают другие задания, например по изучению внимания, мышления и т.д. По окончании процедуры обследования (через 20 минут) ребенку предъявляют отобранные ранее им картинки и просят вспомнить слова, которые назывались.

Анализ результатов:

Дети с нормальным умственным развитием проявляют интерес к непривычному для них заданию. Им доступен смысл инструкции. Обнаруживается выраженная мыслительная активность при установлении связи слова с картинкой. При припоминании слов у некоторых детей могут возникнуть трудности, но не бывает неадекватного выполнения (называние изображенного на картинке вместо заданного слова).

Дети с задержкой психического развития до 6 лет самостоятельно задание не выполняют. Им доступно установление смысловых связей между словом и картинкой, но они не умеют использовать картинку как средство для запоминания и последующего воспроизведения. Требуется специальное обучение этому приему. В ходе работы необходима постоянная организующая помощь.

Задание №2«Запоминание слов»

Цель: изучить преобладающий тип памяти (кратковременную слуховую, кратковременную зрительную, кратковременную моторно-слуховую).

Оборудование: наборы слов для запоминания.

Инструкция: ребенку предлагаются поочерёдно группы слов с интервалом времени (10 мин.). Первый ряд слов читает консультант, ребенок воспроизводит услышанные слова (кратковременная слуховая память). Второй ряд слов ребенок читает сам, а затем воспроизводит (кратковременная зрительная память). Третий ряд слов читает консультант, а ребенок шепотом повторяет их и «записывает» пальцем в воздухе (моторно-слуховое запоминание).

Воображение

1.Тест «Вербальная ( словесная ) фантазия».

Предложите ребёнку придумать рассказ ( историю, сказку) о каком-либо живом существе

( человеке, животном ) или о чём-либо ином по выбору и изложить его в течение 5

минут. На придумывание темы или сюжета рассказа ( истории, сказки ) отводится до

одной минуты, и после этого ребёнок приступает к рассказу.

2.Тест « Невербальная фантазия ».

Подготовьте и дайте ребёнку стандартный лист бумаги и цветные карандаши (не менее

шести разных цветов ). Ребёнку нужно придумать и нарисовать какую-нибудь картину.

На это отводится 5 минут. Затем попросите ребёнка за 5 минут смастерить какую-ли-

бо поделку, вылепив её из пластилина.

Произвольное внимание
Как развить?

Психологи выделяют три основных вида внимания: непроизвольное (реакция на внешний раздражитель, которая происходит мимо воли ребенка) ; произвольное (волевое сосредоточение на определенном объекте, информации и т. д. ) ; постпроизвольное (основанное на интересе, а не на усилиях воли) ….
У младших школьников процесс произвольного внимания развит слабо, поэтому они зачастую бывают рассеяны и отвлекаются на второстепенные предметы. Задание школы и родителей – развивать и тренировать внимание детей, ведь от этого в большой мере зависит успешность школьников. …

В возрасте 6-7 лет происходит интенсивное развитие свойств внимания: вдвое увеличивается его объем, совершенствуются способности переключения и распределения, повышается уровень устойчивости….
Внимание младших школьников характеризуется небольшой устойчивостью и сравнительной слабостью произвольного восприятия. Ученики 1 класса в силу своего возраста еще не могут долго заниматься однообразной работой, особенно, если она им не по душе. Они легко отвлекаются и не имеют достаточного волевого опыта, чтобы регулировать свое внимание….
Они быстро реагируют на все яркое, неожиданное, сразу замечают интересные объекты, не прикладывая для этого никаких усилий.

Во время учебного процесса внимание школьника в большой мере развивается во время самих занятий. Главное правильно подобрать методы и приемы, которые в интересной форме будут способствовать развитию. Также упражнения для внимательности можно проводить в промежутках между основными блоками подачи знаний или на классном часу.

На уроке, в виде отдыха от учебной деятельности можно провести очень простую и многим известную игру, которая прекрасно развивает умение вовремя переключить внимание.

Упражнения на развитие произвольного внимания

  • Детям предлагают приготовить свои ладошки и хлопать, если ведущий (учитель) называет съедобный предмет. Если же слово обозначает не съедобное, от хлопка следует воздержаться. Таким способом можно провести упражнение и другой тематики, примером «Живое – не живое», «Летает – не летает» и т. д.
  • Игра «Найди отличия». Смысл наверняка знает каждый. Детям предлагают 2 похожие картинки, между которыми они должны найти все отличия. Хорошо, если ребенок справляется с заданием в минимальное количество времени.


3. Внимательность и память хорошо развивает игра «Цепочка». Игру можно проводить как в школе с несколькими детьми, так и в домашних условиях с родственниками. Смысл заключается в том, что кто-то говорит первое слово, второй повторяет это же слово и прибавляет свое, третий участник повторяют предыдущие два слова и добавляет свое.

4.«Вспомни кто за кем». Заключается она в том, что несколько детей плотненько становятся в ряд. Один ребенок должен 3-4 секунды посмотреть на расположение товарищей, а затем отвернуться и назвать по памяти кто за кем стоит. Аналогично игру можно проводить и с картинками. Несколько секунд ребенок может посмотреть на расположение картинок, а потом закрыть их и отобразить в устной или письменной форме то, что он запомнил.

5. Где чей домик?

Игра для развития устойчивости внимания. Предложите ребенку рисунок с изображением семи разных зверюшек, каждая из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домиками. Нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям. Если же задание сложно для малыша, тогда разрешите, но со временем отложите карандаш в сторону.

6. «Раскрась вторую половинку».

Есть и такие упражнения на развитие концентрации внимания. Нужно приготовить несколько наполовину раскрашенных картинок. И малыш должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик, елка и т.д.).

7. Упражнение на развитие внимания «Мой любимый фрукт»

Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания.

Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.

Произвольное внимание
Как сконцентрировать внимание детей?

Всем педагогам известно, как трудно порой привести класс в рабочее состояние после перемены или урока физкультуры. Перевозбуждённые ребята не в состоянии сразу сосредоточиться на учебных заданиях. Для того, чтобы вызвать у детей состояние так называемого предвнимания и немного успокоить их, можно использовать такие приёмы:

1.Знак «Внимание!»— учитель поднимает круг с красным восклицательным знаком в центре ;

2.Кто меня слышит…» Если в классе возник шум и дети никак не угомонятся, учитель может тихо произнести следующую фразу: «Кто меня слышит, поднимите правую руку». Некоторые ученики наверняка услышат и поднимут правую руку. Далее учитель тихо произносит : «Кто меня слышит, поднимите обе руки». Некоторые дети поднимут обе руки. Учитель тихо произносит фразу, растягивая слова : «Кто меня слышит, хлопните в ладоши 2 раза». Тут раздадутся хлопки, которые настораживают даже тех, кто до сих пор никак не реагировал на слова учителя. Учитель тихо произносит : «Кто меня слышит, встаньте». После этого обычно встают все ученики, и в классе наступает тишина. Педагог достигает своей цели- внимание детей обращено на него. Этот приём, к сожалению, нельзя часто применять в одном и том же классе : здесь многое построено на эффекте неожиданности.

3.«Запрещённое движение»— эту игру на внимание можно использовать как заключительный момент физкультминутки. Учитель заранее договаривается с детьми, какое показываемое им движение будет «запрещённым» (например, нельзя поднимать руки вверх). Педагог показывает ученикам разные движения (в том числе и запрещённое), постепенно увеличивая темп. Тот, кто повторил запрещённое движение, выбывает из игры.

4. Слушай мой голос»: учитель называет движения, а сам показывает другие, стараясь запутать детей, ученикам надо выполнять только те движения, которые произносит педагог.

Упражнения для быстрого снятия напряжения.

В том случае, когда обстоятельства требуется немедленно овладеть эмоциями, можно использовать один из способов быстрого снятия напряжения. Разные методы могут пригодиться в разных ситуациях.

Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, плечи, увлажните губы. Проследите, чтобы лицо и положение тела не выражали стрессового состояния. Проще добиться расслабления. Если предварительно, напротив, максимально сильно напрячь мышцы. Для этого скорчить самую «зверскую, злобную» гримасу, задержать на несколько секунд, а затем на выдохе – максимально расслабить мышцы лица. (Понятно, что лучше, если никто не увидит нас в этот момент!)

Противострессовое дыхание. Медленный глубокий вдох через нос, на пике вдоха задержите дыхание, медленный выдох через нос. Постарайтесь представить, что с каждым вдохом и выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

Противострессовое внимание. Оглянитесь вокруг и медленно мысленно переберите все предметы один за другим. Мысленно перечисляйте: «белые занавески, красная ваза для цветов» и т.д. Так можно отвлечься от внутреннего напряжения.

infourok.ru

Тесты на готовность к школе ребёнка 6-7 лет

Начальная школа, 1-4 классы

О.И. Крупенчук Эта книга поможет вашим детям научиться читать быстро тексты любой сложности. В

Подготовка к школе, 5-7 лет

Кодолбенко Е.А. Данное пособие предназначено для обучения детей дошкольного возраста скороговоркам и чистоговоркам. Замена

Подготовка к школе, 5-7 лет

Е. Колесникова Серия «Математические ступеньки» Данная книга является продолжением книг «Математика для дошкольников 4-5

Подготовка к школе, 5-7 лет

Е. Колесникова Рекомендовано лабораторией дошкольного образования и лабораторией дефектологии Московского института открытого образования. Это

Подготовка к школе, 5-7 лет

Е. В. Колесникова Данная рабочая тетрадь входит в авторскую программу «Математические ступеньки» и рассчитана

Подготовка к школе, 5-7 лет

Ломоносовская школа. Данное пособие предназначено для совершенствования навыков и техники чтения, формирования грамматических навыков

deti-knigi.ru

Оставьте комментарий