Развитие детей до года: Развитие ребенка по месяцам до года — особенности и этапы.

Содержание

Физическое развитие ребенка до 1 года

ПредыдущаяСледующая

    Содержание:

  1. Рост
    • Правила и законы
    • Как правильно провести измерения
    • Как оценить полученный результат
  2. Масса тела
    • Особенности
    • Как правильно провести измерения
    • Как оценить полученный результат взвешивания
  3. Соотношение роста и массы
  4. Окружность головы
  5. Окружность груди

Сегодня я предлагаю обсудить физическое развитие ребенка до 1 года. Считается, что это одна из наиболее значимых тем в жизни малыша первого года жизни. За какие-то 12 месяцев кроха вырастает в полтора раза и прибавляет в массе трехкратно! Ни в какой другой период своей жизни человек не повторит эти прибавки.

Поэтому именно показатели физического развития являются в первые 12 месяцев основным сигналом для родителей и наблюдающего малютку педиатра, что либо все в порядке, либо чему-то нужно уделить особое внимание.

Разумеется, каждый ребенок уникален. И то, как он будет расти и набирать массу, зависит не только от питания и других условий жизни, но и от наследственных данных. Но в то же время существуют определенные правила и нормы развития ребенка первого года жизни. На них остановимся поподробнее.

Основными оцениваемыми педиатрами показателями являются:

— рост;

— масса;

— окружность головы;

— окружность груди;

— соотношение роста и массы.

Рост

Для гармоничного роста малыша есть свои правила и законы:

  1. Рост — отражение благополучия организма в целом. Замедление скелетного роста сопровождается задержкой нарастания объема и созревания мышц, сердца и других внутренних органов.

  2. Скорость роста замедляется с возрастом. Наивысшие темпы прибавки длины тела характерны для внутриутробного развития. Чуть медленнее — первые месяцы жизни.

  3. Увеличение длины тела происходит скачками. Для ребенка характерна не только «сезонная» динамика, но и чередование периодов «вытяжения» (вырастания) и «округления» (набора массы тела).

  4. Более интенсивно растут части тела, наиболее удаленные от головы. Именно этот факт позволяет в итоге приблизить пропорции малыша к взрослым соотношениям.

Как правильно провести измерения

Лучше это делать с помощником, который будет придерживать малютку так, чтобы лопатки, крестец и пятки касались ровной поверхности, на которой лежит ребенок. В первые месяцы жизни, возможно, понадобится легкое надавливание на колени ребенка для полного распрямления ножек. Замеры производятся ростомером либо сантиметровой лентой.

Как оценить полученный результат:

1–3 месяцы — по 3 см ежемесячно;

4–6 месяцев — по 2,5 см ежемесячно;

7–9 месяцев — 1,5–2 см ежемесячно;

10–12 месяцев — 1 см в месяц.

Несложно подсчитать, что за первый год жизни малютка вырастает в среднем на 25 см;

  • врачи используют центильные таблицы, где каждый оцениваемый показатель сравнивается со средним в популяции. Для их создания используются замеры, полученные у большого количества детей того же возраста и пола.

Поясню на примере: для создания центильной шкалы длины тела можно выстроить в шеренгу по росту 100 обычных мальчиков возраста 1 года. Рост первых 3 ребят будет оценен как самый низкий, рост последней троицы — самый высокий. Самый встречаемый рост — от 25 до 75 см. Если записать длину тела по частоте встречаемости в виде таблицы — получится центильная шкала оценки длины тела у мальчиков 1 года.

То есть, используя центильные таблицы, вы сравниваете рост своего ребенка со среднестатистическими показателями, характерными для вашего пола и возраста. Соответственно, если показатель попадает в средний интервал (25—50—75%), рост вашего малыша совпадает с большинством здоровых детей того же пола и возраста.

Зоны внимания, где желательно обращение к педиатру, — это 0—3—10%, 90—97—100%.

Масса тела

Особенностями этого показателя являются:

  1. Чувствительность и лабильность. Масса тела маленького может меняться под влиянием различных условий даже в течение дня. Зависимость этого показателя от изменений в питании, окружающих условий, самочувствия ребенка позволяет использовать его для оценки текущего состояния организма.

  2. Для новорожденного крохи характерна физиологическая потеря массы тела — и это тоже нужно принимать во внимание. В первые дни после рождения малютка выделяет кал, накопившийся внутриутробно, — меконий. Небольшие потери массы также идут за счет испарения жидкости кожей и подсыхания пуповинного остатка. Общая потеря массы младенцем может составить до 6–8%. Вес при рождении восстанавливается только к 10-му дню.

Как правильно провести измерения

Желательно пользоваться электронными весами, способными зафиксировать вес ребенка, двигающего ручками и ножками. Обязательно нужно учесть вес пеленки, которую вы подкладываете под малыша. И, пожалуйста, проводите взвешивание с частотой не более чем 1 раз в неделю! Малыш набирает вес неравномерно, периодами. И когда масса тела заметно меняется, следует на забывать перейти на новый размер подгузника. Подобрать нужный размер подгузника для вашего крохи вам поможет размерная сетка подгузников Huggies

® Elite Soft — линейка для малышей с самого рождения — мягкие и комфортные с новым супермягким слоем SoftAbsorb, впитывающим жидкий стул и влагу за секунды.

Самым маленьким — Elite Soft для новорожденных — нежные, как мамины прикосновения. Деткам постарше, с 5 кг — Elite Soft для малышей от 3-х месяцев. А для мальчиков и девочек от 7 кг, отлично подойдут трусики-подгузники Huggies®, комфортные и эластичные, дающие вашему непоседе настоящую свободу движения и чувство защищенности. Эти трусики имеют еще одно преимущество: они надеваются через ножки так же легко, как и настоящие трусики.

И снимаются они тоже за считанные секунды, благодаря специальным застежкам на боковинках.

Как оценить полученный результат взвешивания:

2 месяц — 800 грамм;

3 месяц — 800 грамм;

4 месяц — 750 грамм;

5 месяц — 700 грамм;

6 месяц — 650 грамм;

7 месяц — 600 грамм;

8 месяц — 550 грамм;

9 месяц — 500 грамм;

10 месяц — 450 грамм;

11 месяц — 400 грамм;

12 месяц — 350 грамм.

Таким образом, можно заметить, что удвоение массы тела происходит в возрасте около 4,5 месяцев, утроение — к году;

  • второй способ — центильные таблицы. Способ оценки — тот же, что и для роста. Совпадение массы тела вашего ребенка с показателем, находящимся в коридоре 25—50—75% подтверждает то, что с ребенком все в порядке. Если масса тела вашего малыша сравнима с показателями из крайних коридоров (0—3—10% или 90—97—100%) — есть повод обсудить это с педиатром.

Соотношение роста и массы

Этот показатель используется для оценки индивидуальных особенностей развития ребенка. Еще одна центильная таблица показывает отношение массы к росту вне зависимости от возраста ребенка. Именно эта таблица — прекрасная возможность «реабилитировать» всех «дюймовочек» и «великанов».

Поясню: у каждого ребенка свой темп развития: медленный, средний, быстрый. В педиатрии эта обобщенная оценка темпа роста малыша называется «соматотип»: микро, мезо- и макро в зависимости от показателей. Соответственно, показатели роста и массы ребенка с медленным темпом развития («микросоматотип») будут находиться в коридоре 0—3—10%. Масса и рост ребенка с «макросоматотипом» будет сравнима с 90—97—100% коридором.

Зато при сопоставлении результатов измерения таких детей с центильной таблицей соотношения роста и массы определяется вполне гармоничное развитие ребенка: именно его масса соответствует его росту (коридор 25—50—75%).

Окружность головы

Этот показатель определяет не только пропорциональность развития, но и благополучие со стороны развития центральной нервной системы.

Как правильно провести измерения

Измерение проводится сантиметровой лентой, которая проходит по надбровным дугам и затылку. Желательно, чтобы измерения проводил всегда один и тот же человек.

Как оценить полученный результат:

  • прибавки в окружности головы составляют в возрасте от 1 до 6 месяцев — 1,5 см ежемесячно, с 6 до 12 месяцев — 0,5 см в месяц;

  • вариант второй — центильные таблицы.

Окружность груди

Показатель является вспомогательным, используется для оценки пропорциональности развития.

Как правильно провести измерения

Измерение проводится сантиметровой лентой, которая проходит сзади по нижним углам лопаток, спереди — по нижним краям околососковых кружков.

Как оценить полученный результат:

  • прибавки в окружности груди составляют в возрасте от 1 до 6 месяцев — 2 см ежемесячно, с 6 до 12 месяцев — 0,5 см в месяц;

  • вариант второй — центильные таблицы.

У каждого человека свое представление о том, как должен выглядеть маленький ребенок. И оно не всегда совпадает с понятием «здоровый малыш». Румяный пупс в «перетяжках» — классический образ младенца, греющий душу не одному поколению бабушек, — на самом деле может свидетельствовать об избытке массы тела и, как следствие, наборе специфических заболеваний в будущем.

Получая результаты измерений вашего ребенка, вспомните о его индивидуальных особенностях. Малыш, родившийся с весом 2900 и ростом 48 см, в годовалом возрасте будет, скорее всего, отличаться от крепыша с массой при рождении 4200 и ростом 56 см. И это нормально. Бесконечное разнообразие людей на нашей планете — это, действительно, здорово!

Этапы развития ребенка до 1 года

4032

0

Назарок Яна

3 Июля

   Появление младенца, заставляет родителей практически на форумах для родителей и читать тонны книг по воспитанию малыша. Ранее мы уже затронули тему про развитие речевого аппарата малыша. Сегодня рассмотрим то как развивается малыш до 1 годика. Это будет не только интересно, но и полезно для многих новоиспеченных родителей.

   Сразу стоит отметить что каждый малыш индивидуален, поэтому населенный ниже список, ориентировочный. Новорожденные растут очень быстро. Для многих родителей которые беспокоятся за своих малышей, временами пугаю рефлексы, действия малышей. Потому что бы не беспокоится напрасно, советуем ознакомиться с этапами развития малыша. С первого месяца жизни у малыша:

  • Начнем с самого часто задаваемого вопроса от родителей терапевту. Почему у малыша слишком большая голова? Как это смешно не звучало, но действительно многие родители, обращаются с этим вопросом. Так вот, это вполне нормально. Со временем тело младенца станет более пропорциональным.
  • Беспокоят родителей и ручки малышей. Дело в том что у новорожденных в первый месяц их жизни, ручки согнуты и кулачки крепко сжаты. Не стоит паниковать. Врачи называют это нормой, это — флексорная поза.
  • Пушковые волосики по всему телу. Они называются — лануго. Со временем они либо исчезнут, либо отпадут.
  • Ноготки. Они у малышей доходят как на ножках, так и на ручках до краев пальчиков. Именно по этой причине, не лишним будет купить царапки и пинетки, что ребенок не поцарапал себя во сне.
  • Милии. Это беленькие точечки у новорожденных на лице. Они пропадут со временем. Также стоит отметить слабо развитые реснички и брови.
  • Цвет глаз. У новорожденных младенцев цвет глаз серо — голубой.
  • Малыш дышит до 60 вдохов в минуту, довольно-таки часто. А его сердцебиение: 140-160 ударов в минуту.

  Мы узнали занимательные факты про малышей. Теперь рассмотрим как же развиваются органы чувств у малышей.

  • Вкус. К удивлению многих родителей, новорожденные хорошо различают вкусы. Успокаивает их — сладкое. Также если Вы заметите от него у них активное слюноотделение, и они активно глотаю слюнки. А вот горечь, солёность и кислота вызывают у малышей беспокойство и плач.
  • Обоняние. Оно у новорожденных слабо развито. Но малыши всё ещё могут реагировать на запахи, если они находятся непосредственно рядом с ним. К примеру, берете на ручки малыша, предварительно помазав руки кремом. Это малыш может не оценить.
  • Ощущения тела. Малыш отлично чувствует раздражения на своем теле и разные прикосновения. Потому присмотритесь, возможно причиной плача малыша может стать царапинам или раздражения на теле.
  • Зрение. В первый месяц жизни, зрение младенца развито слабо. Младенец распознает по сути только свет. Обратите внимание на движение глаз малыша. Скорее всего оно будет нескоординированным. Визуально это будет немного напоминать косоглазие. Кстати, это ещё один страх для многих родителей и повод пойти к врачу. Не забываем, это нормально ребенок только растет, и только начинает развиваться.
  • Слух. В первом месяце жизни малыша сопровождает низкий уровень слуха. Но при этом он всё ещё может вздрагивать, реагируя на слишком громкие звуки. Также прислушайтесь к дыханию младенца, обычно после вздрагивания, оно учащенное.

  И так, что же ожидать от малыша в 1 месяц жизни:

  • Он может лежать на животике и держать голову в течение нескольких минут.
  • Улыбки и ещё раз улыбки, лепет, гул и снова улыбки.
  • Показав ребенку предмет который может его заинтересовать, он начинает фокусировать на нем взгляд. Как мы уже упоминали ранее, у малышей до 1 месяца, плохое зрение, и практически отсутствует фокусировка взгляда.
  • Постепенное увеличение промежутка бодрствования между периодами сна.
  • Пупочек, за один месяц уже почти зажил.
  • Чаще всего поводом для тревоги (плача) в первый месяц жизни может стать питание. А именно чувство голода. Потому успокоить его можно покормив.
  • Основной способ коммуникации малютки — крики.

  Малыш подрос, посмотрим, что же ожидать родителям на 2 месяц жизни малыша.

  • Умение держать голову вертикально. Интерес к происходящему вокруг, поворачивание головки в разные стороны, с желанием увидеть все.
  • Покажите ребенку яркую игрушку на расстоянии 20-30 см от него. Результат, долгая фокусировка взгляда на игрушке.
  • Долгие гул и улыбки, если его не беспокоят колики в животе и голод.

  На 3 месяце у младенца:

  • Исчезает, так пугающая родителей флексорная поза. Уверенное держание головки.
  • Активное желание дотянутся до игрушки. Более длительный период бодрствования.
  • Реагирование на обращение к младенцу, при помощи усиления активности.
  • Проблемы с пищеварением, беспокоят значительно реже.

  Многие родители с радостью ждут 4 месяц жизни младенца так как:

  • Исчезает страх и ужас всех родителей — колики. А причина, созревание нервной системы.
  • Малыш уже умеет сам переворачиваться на бочок.
  • Желание дотягиваться к предмету рядом с ним, все сильнее.
  • Когда малыш видит что к нему обращаются, на смену искроенной улыбке приходит»комплекс оживления», он же активный смех.
  • Он уже может отличить любимых маму и папу от других людей.

 5 месяц развития младенца подарит родителям такие счастливые моменты, как:

  • Лёгкое переворачивания со спинки на животик.
  • С поддержкой от родителей под мышками, он уже крепко становится на ножки.
  • Он уже идентифицирует людей. Если перед ним появится незнакомый человек, он может начать проявлять симпатию. А вот неприятные для малыша люди, могут вызвать плач.

 

 

6 месяц, и тело малыша становится крепче он уже:

  • Делает активные попытки сесть. Легко переворачивается со спины на бок, на животик.
  • Лёжа на животике уже умеет упираться на ручки.
  • Расширяет круг знакомых. Он уже может идентифицировать помимо любимых родителей, близких и друзей.
  • И самый страшный период не только для малыша, но и для родителей — прорезывания зубчиков.
  • Малыш уже может плакать не только по физиологическим причинам. Начало первых истерик.

   В 7 месяцев малыш уже спокойно сидит с прямой спинкой. Держась за боковины кроватки уже может потянуться. Именно в этот период, у малышей появляется интерес к игрушкам. И него в этот момент можно получить в «подарок» от малыша игрушку. В е больше прослеживается копирование поведения родителей

 

    В 8 месяцев, ребенок может: сам садится, ложится и подниматься. Он уже умеет ползать. Уже можно услышать долгожданные «ма», «па». Именно в этот период активно лепечет.

 

    А в 9 месяцев, малыш уже стоит на ножках с поддержкой родителей. Самостоятельно садится, и долго сидит. В этом возрасте у малыша повышается интерес к деткам. Он пытается копировать их движения. Он уже отлично понимает что такое «дай мне» и «на». И самый главный сюрприз для многих родителей — первые попытки притопыванию и первых танцев.

 

 

    В 10 месяцев от младенца, уже можно услышать первые слова. Он уже сам стоит. Появляется удивленный рефлекс, если он увидел что-то новое. Копирование взрослых, становится все активней.

 

   Первые шаги вперёд малыш делает в 11 месяцев с поддержкой впереди. Это именно тот момент когда ребенок уже понимает «можно» и «нельзя».

 

   Ну и наконец в 1 годик у малыша уже есть 8 зубчиков. Средний рост +- 80 см. У нет ходить, либо держась за руку родителей одной рукой. Маленький вундеркинд уже знает 8-12 слов. Более подробно про речевой аппарат малыша можно почитать в нашем блоге.

 

   Как Вы могли заметить новорожденные растут и развиваются стремительно. Поэтому, не упустите момент, проводите больше времени с малышом. Поверьте ребенок, это обязательно оценит. Несмотря на столь юный возраст, он уже все отлично понимает.

Важные вехи: Ваш ребенок от рождения до пяти лет

С того момента, как ваш ребенок впервые появляется на свет, он готов учиться. На самом деле, один из самых важных периодов времени в развитии и обучении ребенка — от рождения до 5 лет.

«От восьмидесяти пяти до девяноста процентов мозга ребенка развивается к пяти годам», — сказал Рассел Хортон, доктор медицины, врач из Banner Health Center в Куин-Крик, штат Аризона. «Это означает, что ваш ребенок может быстро расти и развивать новые навыки — от навыков мышления и речи до социальных и эмоциональных навыков».

Пока ваш новорожденный растет и развивается, вы, вероятно, будете задаваться вопросом: «Когда же он начнет ходить?» или «Когда они будут говорить?» Эти основные достижения называются вехами развития.

Что такое вехи развития?

Вехи развития — это набор навыков или возрастных задач, которые большинство детей достигают к определенному возрасту. Думайте о них как о контрольном списке того, чего ожидать в определенном возрасте. Эти вехи можно разделить на четыре категории:

  • Социальные и эмоциональные: способность ребенка эффективно выражать эмоции, следовать правилам и указаниям и формировать позитивные, здоровые отношения
  • Речь и язык: способность ребенка впитывать и учиться говорить на языке
  • Когнитивные: способность ребенка думать, учиться и решать проблемы
  • Физические: способность ребенка осваивать крупную и мелкую моторику, например сидеть, ползать и ходить

Почему важны вехи развития

Глядя на различные вехи, вы (как родитель), врачи и учителя можете заметить, когда развитие идет не по плану.

Наблюдение за развитием вашего ребенка — это удивительный и уникальный опыт. Но эти маркеры могут вызвать у некоторых родителей сочетание волнения и беспокойства. Вы с нетерпением ждете первой улыбки вашего ребенка, его первых шагов и первых слов, но вы также беспокоитесь о том, что он может «отстать» от своих сверстников.

Наиболее часто задаваемый вопрос, который волнует многих родителей, обычно звучит так: «Нормально ли развивается мой ребенок?»

«Важно помнить, что рост и развитие могут варьироваться от ребенка к ребенку», — сказал доктор Хортон. Один ребенок может начать ходить в 10 месяцев, а другой ребенок может начать ходить в 15 месяцев. Но если вы считаете, что ваш ребенок «отстает» в развитии, эти пропущенные или отсроченные вехи развития могут быть очень тревожными.

Обновления этапов разработки

В этом контексте неудивительно, что многие родители обратили внимание на то, что Американская академия педиатрии (AAP) и Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC) внесли обновления в руководящие принципы развития. Эти рекомендации, пересмотренные впервые с момента их выпуска в 2004 году, были обновлены, чтобы помочь выявить больше задержек в развитии на более раннем этапе.

«Предыдущие вехи развития основаны на том, что 50-й процентиль детей может делать в этом возрасте», — сказал доктор Хортон. «Новые рекомендации поднимают этот показатель до 75-го процентиля, чтобы, надеюсь, дети не провалились и не отложили дальнейшие вмешательства в случае задержки развития».

Чем раньше у ребенка будет выявлена ​​задержка развития, тем скорее он получит право на раннее вмешательство или программы, которые помогут ему догнать своих сверстников. Ранние вмешательства означают лучшие результаты для вашего ребенка.

Обновленное руководство по вехам развития

Согласно данным AAP и CDC, вот краткий обзор некоторых основных изменений, внесенных в 2022 году:

  • Добавление контрольных списков для детей в возрасте 15 и 30 месяцев. В настоящее время существует контрольный список для каждого визита ребенка в возрасте от 2 месяцев до 5 лет.
  • Выявление дополнительных социальных и эмоциональных вех (например, улыбки сами по себе, чтобы привлечь ваше внимание, возраст 4 месяца).
  • Удалены расплывчатые формулировки, такие как «может» или «начинается», когда речь идет об определенных вехах.
  • Удаление повторяющихся вех.
  • Предоставление новых открытых вопросов для использования в обсуждении с семьями (например, Есть ли что-то, что делает или не делает ваш ребенок, что вас беспокоит?).
  • Пересмотр и расширение советов и мероприятий по продвижению развития и здоровья в раннем возрасте.

Навыки развития в зависимости от возраста

Регулярные посещения здоровых младенцев и детей в течение первых нескольких лет жизни имеют решающее значение для выявления проблем со здоровьем, поведением и развитием, которые могут иметь долгосрочные последствия.

Во время регулярных осмотров вашего ребенка их врач будет проводить время, наблюдая за вашим ребенком и разговаривая с вами, чтобы выяснить, соответствует ли ваш ребенок нормальным этапам развития. Визит также будет включать медицинский осмотр, иммунизацию и проверку слуха, зрения и других функций.

Чтобы узнать, какие вехи развития обычно ожидаются в течение первых пяти лет, ознакомьтесь с этими рекомендациями или посетите веб-сайт CDC для получения более полной информации.

От рождения до 6 месяцев
  • Социально-эмоциональный: Узнаёт знакомых людей, любит смотреть на себя в зеркало и смеяться
  • Речь и язык: По очереди издает с вами звуки, дует малиной (высовывает язык и дует) и издает визжащие звуки
  • Познавательный: Берет предметы в рот, чтобы исследовать, тянется к игрушкам и закрывает губы, чтобы показать, что не хочет есть
  • Физические: Переворачивается с живота на спину, отталкивается прямыми руками от живота и опирается на руки, чтобы поддерживать себя в положении сидя
В 9 месяцев*
  • Социальные и эмоциональные: Застенчивый, цепкий с незнакомцами, показывает несколько выражений лица (т. а-бу
  • Речь и язык: Издает много разных звуков, таких как «мама», «баба» и «папа», и поднимает руки, чтобы сказать вам, что они хотят, чтобы их взяли на руки
  • Когнитивные: Ищет предметы, когда они выпадают из поля зрения, и любит стучать двумя предметами вместе
  • Физический: Сидит без поддержки, перебрасывает предметы из одной руки в другую и пальцами подгребает еду к себе
В 12 месяцев (1 год)
  • Социальный и эмоциональный: Играет с вами в игры в прятки
  • Речь и язык: Машет до свидания, понимает слово «нет» и называет родителей «мама» или «папа» или другим особым именем
  • Когнитивный: Кладет предметы в контейнер и ищет то, что, как они видят, вы прячете, например, игрушку под одеялом
  • Физический: Подтягивается, чтобы встать, ходит, держась за предметы, пьет из чашки без крышки (когда вы ее держите) и использует большой и указательный пальцы, чтобы подбирать небольшие кусочки пищи
В 15 месяцев
  • Социальные и эмоциональные: Копирует других детей во время игры, показывает вам понравившийся предмет, хлопает в ладоши, обнимает животных или игрушки и проявляет к вам привязанность
  • Речь и язык: Пытается сказать одно или два слова, кроме «мама» или «папа», следует указаниям с помощью жестов и слов и показывает пальцем, чтобы попросить о чем-то
  • Когнитивные: Пытается правильно пользоваться вещами, например телефоном, и складывать как минимум два небольших предмета, например блоки
  • Физический: Самостоятельно делает несколько шагов и питается пальцами
В 18 месяцев**
  • Социальные и эмоциональные: Очки, чтобы показать вам что-то интересное, протянуть руки для мытья, посмотреть с вами несколько страниц в книге и помочь вам одеться
  • Речь и язык: Пытается сказать три или более слов, кроме «мама» или «папа», и выполняет одношаговые инструкции без каких-либо жестов
  • Когнитивный: Копирует вашу работу по дому и играет с игрушками простым способом, например, толкая игрушечную машинку
  • Физический: Ходит, ни за кого и ни за что не держась, строчит, пьет из чашки без крышки и может немного пролиться, ест пальцами, пытается пользоваться ложкой и залезает на кушетку или стул.
В 2 года**
  • Социальные и эмоциональные: Замечает, когда другие обижены или расстроены, и смотрит на ваше лицо, чтобы увидеть, как вы реагируете в ситуации
  • Речь и язык: Указывает на предметы в книге, произносит не менее двух слов вместе, указывает не менее чем на две части тела и использует больше жестов, например воздушный поцелуй
  • Когнитивный: Держит что-то в одной руке, а другой рукой пытается использовать переключатели и ручки и играет более чем с одной игрушкой одновременно
  • Физический: Ударяет ногой по мячу, бегает, поднимается на несколько ступеней с посторонней помощью или без нее и ест ложкой
В 2,5 года (30 месяцев)*
  • Социальные и эмоциональные: Играет рядом с другими детьми и иногда играет с ними, показывает, на что она способна, говоря: «Посмотри на меня!» и выполняет простые действия, когда вам говорят, например, собирает игрушки, когда вы говорите: «Пора убираться».
  • Речь и язык: Говорит около 50 слов, произносит два или более слов с одним словом действия, называет вещи в книге и произносит такие слова, как «я», «мне» или «мы»
  • Когнитивные: Использует предметы, чтобы притворяться, демонстрирует простые навыки решения задач, выполняет двухшаговые инструкции и знает, как распознать по крайней мере один цвет
  • Физический: Использует руки, чтобы крутить предметы, снимает одежду, прыгает с земли обеими ногами и переворачивает книжные страницы по одной, когда вы читаете
В 3 года
  • Социальные и эмоциональные: Успокаивается в течение 10 минут после того, как вы уходите, замечает других детей и присоединяется к ним, чтобы играть
  • Речь и язык: Говорит с вами в беседе, используя не менее двух обменов репликами, задает вопросы «кто», «что», «где» или «почему», говорит, какое действие происходит на картинке или книгу, называет имя и говорит достаточно хорошо, чтобы другие могли понять
  • Когнитивные: Рисует круг, когда вы показываете им, как это сделать, и избегает прикосновения к горячим предметам
  • Физический: Нанизывает предметы вместе, как большие бусы, сам надевает одежду и использует вилку
В 4 года
  • Социальные и эмоциональные: Притворяется кем-то другим во время игры, просит пойти поиграть с детьми, утешает других, которые пострадали, избегает опасности, любит быть помощником и меняет поведение в зависимости от того, где они есть, например детская площадка или библиотека
  • Речь и язык: Говорит предложения из четырех и более слов, произносит несколько слов из песни или рассказа, рассказывает как минимум об одном событии, произошедшем в течение дня, и отвечает на простые вопросы
  • Познавательный: Называет несколько цветов, рассказывает, что будет дальше в известной истории, и рисует человека с тремя или более частями тела
  • Физический: Большую часть времени ловит большой мяч, подает себе еду или наливает воду, расстегивает некоторые пуговицы и держит мелки или карандаши между пальцами
В 5 лет
  • Социальные и эмоциональные: Соблюдает правила или по очереди, поет, танцует или играет для вас, а также выполняет простую работу по дому
  • Речь и язык: Рассказывает историю, которую они услышали или придумали, по крайней мере, с двумя событиями, отвечает на простые вопросы об истории после того, как вы прочитали или рассказали им, поддерживает разговор, используя более трех обменов и использования или распознает простые рифмы
  • Когнитивные: Считает до 10, называет некоторые числа от 1 до 5, когда вы указываете на них, использует такие слова, как «вчера» или «утро», обращает внимание в течение 5–10 минут во время занятий, пишет несколько букв в своем имени и называет буквы, когда вы указываете на них
  • Физический: Кнопки некоторые кнопки и прыжки на одной ноге

Эти рекомендации также доступны в формате инфографики на сайте bannerhealth. com для удобства использования.

Что делать, если мой ребенок не достигает определенных этапов развития?

Как правило, доверяйте своим инстинктам. Если у вас есть опасения по поводу развития вашего ребенка, поговорите с его педиатром или поставщиком медицинских услуг. Если у вашего ребенка отставание в развитии, чем раньше вы поставите диагноз, тем лучше будет прогресс вашего ребенка.

«Хорошая новость заключается в том, что задержку развития можно вылечить, — сказал доктор Хортон. «Но если мы собираемся лечить какие-либо задержки, это означает, что нам нужно как можно скорее диагностировать и начинать раннее вмешательство».

Если врач не выглядит обеспокоенным, а вы беспокоитесь, продолжайте задавать вопросы, например: «Почему вы не обеспокоены?» — Когда ты будешь волноваться? «Что я могу сделать дома, чтобы помочь в этой области развития?»

«Родители никогда не должны стесняться спрашивать своего педиатра или поставщика медицинских услуг, обеспокоены ли они развитием», — сказал д-р Хортон. «Это должно быть обсуждение, а не просто проверка ящиков».

Если ваши опасения сохраняются, вы также можете обратиться в программу раннего вмешательства вашего штата для бесплатной оценки развития. Направление не требуется.

Для получения дополнительной информации о вехах и задержках в развитии посетите:

  • Вехи развития или Indicadores del desarrollo (CDC)
  • Приложение Milestone Tracker от CDC (бесплатно скачать на iOS и Android)
  • Руководство по светлому будущему (AAP)
  • National Head Start Association, найти место

Статьи по воспитанию детей см. по телефону:

  • Как получить максимальную отдачу от IEP вашего ребенка
  • Советы по кормлению детей от 1 до 3 лет
  • Избавьтесь от стресса, защитив свой дом от детей

* Вашему ребенку необходимо пройти обследование общего развития у лечащего врача, поэтому запишитесь на прием.

** Ваш ребенок должен пройти обследование общего развития и/или обследование на аутизм у своего лечащего врача, поэтому запишитесь на прием.

Детское здоровье Воспитание детей

Присоединиться к разговору

Полное руководство по основным этапам развития

Благодарим Американскую академию педиатрии за этот контент.

Все дети разные, как и опыт каждого родителя; но у экспертов есть четкое представление о диапазоне нормального развития от рождения до 5 лет — и признаки того, что у ребенка может быть задержка развития. Ниже вы найдете вехи, организованные по периодам разработки, и советы о том, когда обращаться к медицинскому работнику по поводу ваших проблем. Помните — за осторожность в отношении растущего ребенка нет наказания, и если есть проблема, то раннее вмешательство может иметь решающее значение.

Вехи в 1 месяц

Вехи движения

  • Делает резкие, дрожащие толчки руками
  • Подносит руки к глазам и рту
  • Движет головой из стороны в сторону, лежа на животе
  • Голова запрокидывается назад, если без поддержки
  • Держит руки в кулаки Сильные рефлекторные движения

Вехи зрения и слуха

  • Фокусируется на расстоянии от 8 до 12 дюймов (от 20,3 до 30,4 см)
  • Глаза блуждают и иногда пересекаются
  • Предпочитает черно-белые или высококонтрастные узоры
  • Предпочитает человеческое лицо всем другим узорам
  • Слух полностью развит
  • Распознает некоторые звуки
  • Может поворачиваться на знакомые звуки и голоса

Вехи обоняния и осязания

  • Предпочитает сладкие запахи
  • Избегает горьких или кислых запахов
  • Распознает запах грудного молока своей матери
  • Предпочитает мягкие ощущения грубым
  • Не любит грубого или резкого обращения

Наблюдение за развитием

Если на второй, третьей или четвертой неделе жизни вашего ребенка у него появляются какие-либо из следующих признаков задержки развития, сообщите об этом вашему лечащему врачу. педиатр.

  • Плохо сосет и медленно кушает
  • Не моргает при ярком свете
  • Не фокусируется и не следует за ближайшим объектом, движущимся из стороны в сторону
  • Редко двигает руками и ногами; кажется жестким
  • Кажется, что конечности чрезмерно разболтались или вялы
  • Нижняя челюсть постоянно дрожит, даже когда не плачет и не возбуждается
  • Не реагирует на громкие звуки

Вехи в 3 месяца

Вехи движения

  • Поднимает голову и грудь, когда лежит на животе
  • Поддерживает верхнюю часть тела руками, когда лежит на животе
  • Вытягивает ноги и толкает ногами, когда лежит на животе или на спине
  • Разжимает и сжимает руки
  • Толкает ногами, когда ступни стоят на твердой поверхности
  • Подносит руки ко рту
  • Проводит рукой по висящим предметам
  • Хватает и трясет руками игрушки

Камни для зрения и слуха

  • Внимательно следит за лицами
  • Следит за движущимися объектами
  • Узнает знакомые предметы и людей на расстоянии
  • Начинает согласованно использовать руки и глаза
  • Улыбается при звуке вашего голоса
  • Начинает лепетать
  • Начинает имитировать некоторые звуки
  • Поворачивает голову в направлении звука
  • Начинает улыбаться
  • Любит играть с другими людьми и может плакать, когда игра останавливается
  • Становится выразительным подробнее с лицом и телом
  • Имитирует некоторые движения и выражения лица

Часы развития здоровья

Хотя каждый ребенок развивается по-своему, индивидуально и со своей скоростью, неспособность достичь определенных этапов может сигнализировать о проблемах со здоровьем или в развитии, требующих особого внимания. Если вы заметили какие-либо из следующих настораживающих признаков у вашего ребенка в этом возрасте, обсудите их со своим педиатром.

  • Кажется, не реагирует на громкие звуки
  • Не замечает своих рук к двум месяцам
  • Не улыбается на звук вашего голоса к двум месяцам
  • Не следит взглядом за движущимися объектами от двух до трех месяцев
  • Не берет и не держит предметы к трем месяцам
  • Не улыбается людям к трем месяцам
  • Не может нормально держать голову в три месяца
  • Не берет игрушки и не берет их к трем месяцам четыре месяца
  • Не лепечет к трем-четырем месяцам
  • Не подносит предметы ко рту к четырем месяцам
  • Начинает лепетать, но не пытается имитировать ваши звуки к четырем месяцам
  • Не нажимает
  • Проблемы с движением одного или обоих глаз во всех направлениях
  • Большую часть времени косит глаза (иногда косоглазие — нормальное явление в первые месяцы)
  • Не обращает внимания на новые лица или кажется очень напуганным новыми лицами или окружением
  • Сохраняется тонический шейный рефлекс в возрасте от четырех до пяти месяцев

Вехи в 7 месяцев

Вехи движения

  • Перекатывается в обе стороны (вперед-назад, назад-вперед)
  • Сидит с поддержкой рук и без нее
  • Удерживает весь свой вес на ногах
  • Дотягивается одной рукой
  • Переносит предмет из рук в руки
  • Используется сгребающий захват (не клещи)

Визуальные вехи

  • Разработает полноцветное зрение
  • Расстояние зрение со зрением
  • Способность отслеживать движущиеся объекты Улучшает

Языковые вехи

  • Отвечает на собственные названия
  • начнутся на «empers empis empasire 9001». тембр голоса
  • Реагирует на звук, издавая звуки
  • Использует голос для выражения радости и неудовольствия
  • Лепчет цепочки согласных

Когнитивные вехи

  • Находит частично спрятанный предмет
  • Исследует руками и ртом
  • Пытается достать предметы, которые находятся вне досягаемости
  • Любит социальные игры
  • Реагирует на 3 выражения эмоций других людей и часто выглядит радостным

Наблюдение за развитием

Поскольку каждый ребенок развивается по-своему, невозможно точно сказать, когда и как ваш ребенок усовершенствует тот или иной навык. Вехи развития, перечисленные в этой книге, дадут вам общее представление об изменениях, которых вы можете ожидать, но не пугайтесь, если развитие вашего собственного ребенка пойдет по несколько иному пути. Однако сообщите своему педиатру, если у вашего ребенка проявляются какие-либо из следующих признаков возможной задержки развития для этого возрастного диапазона.

  • Кажется очень жестким, с напряженными мышцами
  • Кажется очень вялым, как тряпичная кукла
  • Голова все еще откидывается назад, когда тело подтягивается в сидячее положение
  • Дотягивается только одной рукой
  • Отказывается обниматься
  • Показывает отсутствие привязанности к человеку, который заботится о нем
  • Кажется, ему не нравится находиться среди людей
  • Один или оба глаза постоянно поворачиваются внутрь или наружу
  • Постоянное слезотечение, выделения из глаз или повышенная чувствительность к свету
  • Не реагирует на окружающие звуки
  • С трудом подносит предметы ко рту
  • Не поворачивает голову в поисках звука к четырем месяцам
  • Не переворачивается ни в одном направлении (вперед-назад или задом-наперед) к пяти месяцам
  • Кажется безутешным ночью после пяти месяцев
  • Не улыбается спонтанно к пяти месяцам
  • Не может сидеть с посторонней помощью к шести месяцам
  • Не смеется и не издает визжащих звуков к шести месяцам
  • Не тянется активно за предметами к шести-семи месяцам
  • Не следит обоими глазами за предметами вблизи (1 фут) [30 см] и вдали (6 футов) [180 см] к семи месяцам
  • Следит не держит вес на ногах к семи месяцам
  • Не пытается привлечь внимание действиями к семи месяцам
  • Не болтает к восьми месяцам
  • Не проявляет интереса к играм в прятки к восьми месяцам

Вехи в 1 год

Вехи движения

  • Принимает сидячее положение без посторонней помощи
  • Ползает вперед на животе, подтягивая руками и толкая ногами
  • Принимает положение на руках и коленях
  • Ползает на руках и коленях, поддерживая туловище на руках и коленях
  • Переходит из положения сидя в положение ползания или на животе (лежа на животе)
  • Подтягивается, чтобы встать
  • Ходит, держась за мебель
  • Кратковременно стоит без опоры
  • Может пройти два или три шага без опоры

Вехи Навыки владения руками и пальцами

  • Использует щипцовый захват
  • Отпускает предметы добровольно
  • Тыкает указательным пальцем
  • Пытается имитировать каракули

Вехи языка

  • Уделяет повышенное внимание речи
  • Отвечает на простые словесные просьбы
  • Отвечает на «нет»
  • Использует простые жесты, например, качает головой в ответ на «нет»
  • Лепечет с интонацией
  • Говорит «папа» и «мама»
  • , например, восклицает «Ох ох!»
  • Пытается имитировать слова

Когнитивные вехи

  • Исследует объекты разными способами (трясет, стучит, бросает, бросает)
  • Легко находит спрятанные предметы0016
  • Имитирует жесты
  • Начинает правильно пользоваться предметами (пьет из чашки, расчесывает волосы, набирает номер телефона, слушает трубку)
  • Застенчивый или беспокойный с незнакомцами
  • Плачет, когда мать или отец уходит
  • Показывает определенные предпочтения в отношении определенных людей и игрушек
  • Проверяет реакцию родителей на его действия во время кормления (Что вы делаете, когда он отказывается от еды?)
  • Проверяет реакцию родителей на его поведение (Что вы делаете, если он плачет после вас выйти из комнаты?)
  • Может бояться в некоторых ситуациях
  • Предпочитает мать и/или постоянного опекуна всем остальным
  • Повторяет звуки или жесты для привлечения внимания
  • Сам кормит себя пальцем
  • Протягивает руку или ногу, помогая одеваться Часы

    Каждый малыш развивается по-своему, поэтому невозможно точно сказать, когда ваш ребенок освоит тот или иной навык. Хотя вехи развития, перечисленные в этой книге, дадут вам общее представление об изменениях, которые вы можете ожидать, когда ваш ребенок станет старше, не пугайтесь, если его развитие пойдет по несколько иному пути. Предупредите своего педиатра, если у вашего ребенка проявляются какие-либо из следующих признаков возможной задержки развития в возрасте от восьми до двенадцати месяцев.

    • Не ползает
    • Волочит одну сторону тела во время ползания (более месяца)
    • Не может стоять на опоре
    • Не ищет спрятанные предметы во время наблюдения
    • Не произносит ни одного слова («мама» или «дада»)
    • Не учится использовать жесты, такие как махание или качание головой
    • Не указывает на предметы или изображения

    Вехи за 2 года

    Вехи движения

    • Ходит в одиночестве
    • Тащит за собой игрушки во время ходьбы
    • Несет большую игрушку или несколько игрушек во время ходьбы
    • Начинает бегать
    • Встает на цыпочки
    • Пинает мяч ногой вверх и вниз по лестнице, держась за опору
    • Вехи в навыках рук и пальцев
    • Спонтанно пишет
    • Переворачивает контейнер, чтобы вылить содержимое
    • Строит башню из четырех или более блоков
    • Может использовать одну руку чаще, чем другую

    Языковые вехи

    • Указывает на предмет или картинку, когда она названа в его честь
    • Узнает имена знакомых людей, предметы и части тела от пятнадцати до восемнадцати месяцев)
    • Использует простые фразы (к восемнадцати-двадцати четырем месяцам)
    • Использует предложения из двух-четырех слов
    • Выполняет простые инструкции
    • Повторяет слова, подслушанные в разговоре

    Когнитивные вехи

    • Находит предметы, даже спрятанные под двумя-тремя крышками
    • Начинает сортировать по форме и цвету
    • Начинает играть в притворство
      Подражает поведению других, особенно взрослых и детей старшего возраста Все больше осознает себя отделенным от других
    • С возрастающим энтузиазмом относится к компании других детей
    • Демонстрирует возрастающую независимость
    • Начинает проявлять вызывающее поведение
    • Эпизоды тревоги разлуки усиливаются к середине года, затем они исчезают

    Наблюдение за развитием

    Поскольку каждый ребенок развивается в своем собственном темпе, невозможно точно сказать, когда ваш ребенок усовершенствует тот или иной навык. Вехи развития дадут вам общее представление об изменениях, которые вы можете ожидать, когда ваш ребенок станет старше, но не пугайтесь, если он пойдет немного другим путем. Однако сообщите своему педиатру, если у него появятся какие-либо из следующих признаков возможной задержки развития для этого возрастного диапазона.

    • Не может ходить к восемнадцати месяцам
    • Не вырабатывает зрелой модели ходьбы с пятки на носок после нескольких месяцев ходьбы или ходит исключительно на носочках
    • Не говорит по крайней мере пятнадцать слов к восемнадцати месяцам
    • Не использует два словесные предложения к двум годам
    • Кажется, не знает функции обычных бытовых предметов (щетка, телефон, звонок, вилка, ложка) к пятнадцати месяцам
    • Не имитирует действия или слова к концу этого периода
    • Не следует простым инструкциям к двум годам
    • Не может толкать игрушку на колесиках к двум годам

    Вехи за 4 года

    Вехи движения

    • Подпрыгивает и стоит на одной ноге до пяти секунд
    • Ходит вверх и вниз по лестнице без поддержки
    • Ударяет мяч ногой вперед
    • Бросает мяч сверху
    • Ловит отскочивший мяч большую часть времени назад и движется вперед
    • 6
    • ловкость

    Вехи в навыках рук и пальцев

    • Квадратные формы
    • Притягивает человека с двумя до четырех частей тела
    • использует ножницы
    • . Притягивает круги и приготовления
    • .
      • Понимает понятия «одинаковый» и «различный»
      • Усвоил некоторые основные правила грамматики
      • Говорит предложениями из пяти-шести слов
      • Говорит достаточно ясно, чтобы незнакомые люди могли понять
      • Рассказывает истории

      Познавательные вехи

      • Правильно называет некоторые цвета
      • Понимает принцип счета и может знать несколько цифр
      • Выполняет команды, состоящие из трех частей
      • Вспоминает части истории
      • Понимает концепцию одинакового/другого
      • Участвует в фантазийной игре
      • Заинтересован в новых впечатлениях
      • Сотрудничает с другими детьми
      • Играет в «маму» или «папу»
      • Все более изобретательна в фантазийной игре
      • Одевается и раздевается
      • Обсуждает решения конфликтов
      • Больше независимых
      • Рассматривает себя как целостную личность, включая тело, разум и чувства
      • Часто не может отличить фантазию от реальности

      Наблюдение за развитием

      Поскольку каждый ребенок развивается по-своему, невозможно точно сказать, когда и как он усовершенствует тот или иной навык. Перечисленные здесь вехи развития дадут вам общее представление об изменениях, которые вы можете ожидать, когда ваш ребенок станет старше, но не пугайтесь, если его развитие пойдет немного по другому пути. Однако сообщите своему педиатру, если у вашего ребенка проявляются какие-либо из следующих признаков возможной задержки развития для этого возрастного диапазона.

      • Не может бросить мяч сверху
      • Не может прыгать на месте
      • Не может кататься на трехколесном велосипеде
      • Не может ухватить мелок между большим и указательным пальцами
      • Трудно писать
      • Не может складывать четыре блока
      • Все еще цепляется или плачет, когда родители оставляют его интерактивные игры
      • Игнорирует других детей
      • Не реагирует на людей вне семьи
      • Не участвует в фантазиях
      • Сопротивляется одеванию, сну, пользованию туалетом
      • Бесконтрольно набрасывается, когда злится или расстроен
      • Не может скопировать круг
      • Не использует предложения, состоящие более чем из трех слов
      • Не использует «я» и «ты» надлежащим образом

      Вехи за 5 лет

      Вехи движения

      • Стоять на одной ноге десять секунд или дольше
      • Прыжки, сальто
      • Махи, подъемы
      • Может прыгать

      Вехи в навыках рук и пальцев

      • Копирует треугольник и другие геометрические узоры
      • Рисует человека с телом
      • Печатает буквы
      • Одевается и раздевается без посторонней помощи
      • Использует вилку, ложку и (иногда) столовый нож
      • 6 Обычно заботится о собственном туалете

      Языковые вехи

      • Вспоминает часть рассказа
      • Говорит предложения, состоящие более чем из пяти слов
      • Использует будущее время
      • Рассказывает более длинные истории
      • Говорит имя и адрес

      Когнитивные вехи

      • Может сосчитать десять или более предметов
      • Правильно называет не менее четырех цветов дом (деньги, еда, техника)
      • Хочет радовать друзей
      • Хочет быть похожим на своих друзей
      • Скорее соглашается с правилами
      • Любит петь, танцевать и играть
      • Демонстрирует большую самостоятельность и может даже навещать соседа в одиночестве
      • Осознает сексуальность
      • Способен отличать фантазии от реальности
      • Иногда требовательна, иногда охотно сотрудничает

      Наблюдает за развитием здоровья

      своей особой манере, невозможно точно предсказать, когда и как ваш собственный дошкольник усовершенствует тот или иной навык. Перечисленные здесь вехи развития дадут вам общее представление об изменениях, которые вы можете ожидать, когда ваш ребенок станет старше, но не пугайтесь, если его развитие пойдет немного по другому пути. Однако сообщите своему педиатру, если у вашего ребенка проявляются какие-либо из следующих признаков возможной задержки развития для этого возрастного диапазона.

      • Проявляет крайне боязливое или робкое поведение
      • Проявляет крайне агрессивное поведение
      • Не может расстаться с родителями без серьезного протеста
      • Легко отвлекается и не может сосредоточиться на каком-либо одном действии более пяти минут игра с другими детьми
      • Отказывается реагировать на людей вообще или реагирует только поверхностно
      • Редко использует фантазию или подражание в игре
      • Выглядит несчастным или грустным большую часть времени
      • Не участвует в разнообразной деятельности
      • Избегает или кажется отчужденным от других детей и взрослых
      • Не выражает широкий спектр эмоций
      • Имеет проблемы с едой, сном
      • Не может отличить фантазию от реальности
      • Выглядит необычно пассивно
      • Не понимает двусоставные команды с предлогами («Поставь чашку на стол»; «Положи мячик под диван»).

Оставьте комментарий