Речь в 5 месяцев – Развитие ребенка в 5 месяцев

Содержание

Развитие ребенка в 5 месяцев

 Добрый день читатели и гости сайта «Семья и детство». Согласно календарю развития ребенка развитие ребенка в 5 месяцев, является для него периодом закрепления физиологических навыков и открытий психологического характера. Все мышцы тела укрепляются, давая тем самым возможность малышу расширять круг доступных действий.

Что умеет пятимесячный ребенок?

Не смотря на столь юный возраст, ваш малыш уже умеет:

  • все чаще ребенок пытается занять вертикальное положение. И пусть стоять самостоятельно у него еще не получается, но если вы поддержите его под мышками, малыш сможет продержаться в таком положении до 5 минут;
  • малыш уже может самостоятельно переворачиваться со спины на живот;
  • намного дольше времени ребенок проводит в сидячем положении. Так же он пытается садиться самостоятельно, держась за руки взрослого;
  • уже с уверенностью может дотянуться и схватить понравившуюся игрушку;
  • закрепляется лепет и ребенок может подолгу гулить, прислушиваясь к своему собственному голосу;
  • малышу так же нравится подолгу разглядывать разноцветные картинки.

Физиологическое развитие ребенка в 5 месяцев

Большинство малышей к середине пятого месяца жизни весят в два раза больше, нежели при рождении. Их вес колеблется в среднем в приделах 6,5-7,5 кг, а рост 63-65 см.

 Начиная с пятого месяца развития, у ребенка резко меняется режим дня. Поэтому к концу данного периода рекомендуется увеличить интервал между кормлениями с 3-х до 4-х часов. Что касается сна? Ночной сон малыша занимает до 10 часов, а двух-трех разовый дневной – 2 часа.

Развитие питания ребенка в 5 месяцев

В данном периоде развития питание остается неизменным. То есть, Вы продолжаете придерживаться исключительно грудного вскармливания, в ином случае – даете смесь по требованию.

 В связи с особенностями физиологического и психологического развития, кормление все чаще носит прерывистый характер, так как ребенок отвлекается на различного рода звуки. В этом нет ничего страшного.

 Все больше малыш обращает внимание на пищу, которой питается мама. Он начинает тянуть ручки к тарелке и ложке взрослых, капризничает при отказе. Начиная с середины 5-ого месяца можно начать знакомство с новой пищей, дав малышу ложечку фруктового пюре, постепенно увеличивая данную порцию.

 Иной прикорм допускается в следующих случаях:

  • малое количество грудного молока;
  • прибавка веса малыша не соответствует норме, и он часто капризничает;
  • наблюдается стабильное расстройство желудочно-кишечного тракта: запоры или частый стул;
    частота срыгивания превышает частоту кормления.

Как бы то ни было начало прикорма стоит обсудить с Вашим педиатром.

Читайте также: Уникальные рекомендации о том, как правильно вводить прикорм

Психологическое развитие 5-ти месячного ребенка

Малыш уже четко распознает людей своего окружения и настороженно относится к незнакомцам. Ему становится совершенно небезразлично на то, кто находится рядом. Потому на руки он идет далеко не к каждому.

 Пятимесячный ребенок уже способен четко различать интонации голоса. На ласковое слово малыш готов ответить улыбкой, а вот на грубое – может и расплакаться.

Читайте также: Ранее развитие ребенка

 На пятом месяце развития родителям уже следует научиться понимать просьбы ребенка, которые он выражает различной интонацией своего лепета. Так, к примеру, малыш четко выражает недовольство, если его уложат в кроватку, а он еще желает оставаться на руках у родителей.

Первые этапы развития речи ребенка в 5 месяцев

В речи пятимесячного ребенка начинают появляться повторяющиеся слоги «ня-ня-ня», «ба-ба-ба». Именно в этот период пора начинать активное общение с малышом, в особенности, когда он сам начинает «агукать», тем самым выражая свое желание поговорить. Не лишним будет укладывание малыша путем напевания колыбельной. С 5-ти месяцев можно начать и знакомство с разнообразными стишками, скороговорками, короткими сказками.

На что следует акцентировать внимание и чему можно научить ребенка в 5 месяцев?

 Очень важно не лениться и уделять время физической гимнастике. Она должна занимать не более 7 минут, чтобы малыш не переутомился.

 На пятом месяце развития ребенка у малыша могут начать прорезываться зубы. Потому следует позаботиться о том, чтобы среди игрушек были те, которые можно было бы погрызть.

 Перемены происходят в этот период и во время прогулок. Малыш уже меньше спит на свежем воздухе и с любопытством разглядывает окружающий мир из коляски.

 Самое время приобрести пирамиду и начать учить ребенка надевать кольца на ее основание. Не лишним будет показать крохе, какие манипуляции можно совершать с мячом: подбрасывать вверх, катать его по полу.

Познакомьте малыша с музыкальными игрушками, укажите, куда следует нажать, чтобы раздалась мелодия. Конечно, сейчас он не сможет повторить за Вами всех действий. Однако спустя пару месяцев, Ваш малыш будет с уверенностью пользоваться всеми знаниями и навыками, которым Вы обучите его уже сейчас.

Игры и упражнения на пятом месяце развития ребенка

Манипуляции перед зеркалом. Возьмите малыша на руки и поднесите его к зеркалу. Пускай он обратит внимание на свое отображение. Постучите пальцем по стеклу, указывая на его носик, щечки, глазки. Помашите ему рукой, произнося «Привет!» или «Пока!». Меняйте гримасы выражения своего лица. Надувайте щеки, качайте головой, хмурьте брови, покажите язык. Пускай Ваш малыш учится фокусировать внимания на смене происходящих действий.
Упражнение «хватай-ка». Как уже говорилось выше «ребенок на пятом месяце развития» уже учится самостоятельно дотягиваться до предметов и захватывать их. По этому, развесьте на шнурке игрушки различной формы и цвета на таком расстоянии, чтобы кроха смог к ним дотянуться и схватить. Протяните ему погремушку, таким образом, чтобы он сам взял ее в руки. В этот период дети уже умеют перекладывать предметы с одной ладошки в другую. Не скупитесь на похвалу за даже самые мелкие достижения малыша.

 Знакомство с музыкой, ее можно подобрать в нашей музыкальной гостиной для вашего малыша. Включите какую-нибудь спокойную мелодию, а через минутку выключите, после снова включите. Малыши пятого месяца развития способны реагировать на такие перепады.

 Не следует включать музыку на длительное время. В данном возрасте музыка может утомлять и раздражать малыша. Периодически меняйте виды музыкальных воспроизведений: от спокойных к более ритмичным. Вы так же можете двигаться с малышом к так мелодии. Зачастую детям нравится танцевать с мамами.

И напоследок, смотрим видео «Развитие — 5 месяцев ребенку».

Похожие темы:

С Уважение, Екатерина Богданова

P.S. Не забудьте подписаться на обновление нашего сайта.

semya-i-detstvo.ru

Развитие речи ребенка 5-6 месяцев|Ребенок до года

Нежный голосок малыша мама слышит с самого рождения. Маленький ребенок 2 месяца уже умеет гулить и в хорошем настроении радует родителей душевным «разговором».

К настоящей беседе малыш пока не готов, но на 5-6 месяце он начинает серьезно тренироваться. Из мелодичного гуления на свет рождается детский лепет. Для ребенка это большое достижение, чтобы добиться таких успехов, он долго тренировал свой артикуляционный аппарат.

Время, когда малыш начинает произносить первые слоги, пусть пока не осознанно, отлично подходит для начала занятий по развитию речи.

Для того чтобы карапуз быстрее сказал первое слово, с ним нужно ежедневно заниматься. Упражнения по развитию речи и артикуляционного аппарата достаточно просты, их могут проводить с ребенком и мама, и папа, и бабушка с дедушкой.

Пять несложных упражнений позволят добиться значительных результатов в развитии речи малыша:

Упражнение первое. Повторяйте за ребенком. Когда малыш в хорошем настроении и хочет «поговорить», обязательно удовлетворяйте его желание. Произносите за ним звуки, которые он говорит. Покажите ему, как вы это делаете, как говорите его «агу» с разной интонацией (медленно, быстро, восторженно, грустно и т.д.) и с разной громкостью.

Упражнение второе. Говорите с ребенком. Разговаривать следует именно с малышом, а не по телефону или друг с другом. В корне ошибочно мнение, что для нормального развития ребенок 6 месяцев должен просто слышать человеческую речь. Для того чтобы усваивать произношение звуков, и учиться понимать значение слов, он обязательно должен участвовать в процессе общения.

Малышу можно рассказывать обо всем, что он видит или слышит. Через пару месяцев ежедневных занятий ребенок 6 месяцев при упоминании знакомого предмета будет искать его взглядом.

Упражнение третье. Развивайте мелкую моторику руки. Уровень речи тесно связан с развитием мелкой моторики рук, поэтому следует делать специальные упражнения, разрабатывающие работу маленьких пальчиков. Ребенок 6 месяцев очень любопытен, он обожает новые интересные предметы, может некоторое время играть, перекладывая их из одной емкости в другую. Воспользуйтесь этим, дайте ему коробку с набором различных интересных вещиц. Они должны быть неодинаковыми по размеру, материалу, качеству поверхности, весу. Перекладывая их в ящичек и обратно, ваше чадо будет тренировать свои пальчики и познавать мир.

Хорошим упражнением для развития моторики станет игра ребенка с кусочками ткани разной структуры: вельветом, бархатом, шелком, драпом и т.д.

Упражнение четвертое. Колыбельная. Традиция укладывания ребенка при помощи колыбельной песни сегодня не слишком популярна. Многие родители предпочитают включать малышу аудиозапись. Однако именно мамина колыбельная способствует развитию речевых навыков ребенка. Голос самого родного человека не только успокаивает, но и помогает лучше узнавать звуковой строй родной речи.

Упражнение пятое. Пестушки. Ежедневно рассказывая малышу детские стишки и пестушки, мама развивает и речь, и память ребенка. Через некоторое время малыш будет сам в нужном месте пестушки поднимать ручки вверх, а позднее и пытаться повторять слова.

Развитие речи ребенка не займет у мамы много времени. Простые упражнения позволят малышу увереннее войти в стадию лепета и быстрее научиться говорить.

Анастасия Ильченко

www.rebenokdogoda.ru

игры и занятия с ребенком в 5 месяцев

Во время игры  с переворотами ребенка приговаривайте ритмично русскую потешку, например:

«Катилася торба с великого горба.
В этой торбе хлеб, пшеница.
С кем ты хочешь поделиться?»

Как тренировать равновесие у пятимесячного ребенка?

Для освоения поворотов тела, а в дальнейшем для овладения ползанием,  очень важно научить малыша удерживать равновесие. Для того, чтобы тренировать равновесие у ребенка есть специальные упражнения. Вот упражнения из книги Ю.А. Разенковой «Игры с детьми младенческого возраста». Очень советую всем мамам эту книгу!

Вариант 1. Сядьте на коврик. Положите малыша на животик вдоль своей ноги. Наденьте на носок ноги куклу бибабо. Малыш ей заинтересуется. Покачивайте ногу и малыша из стороны в сторону, побуждая его переносить вес тела. Малыш будет наблюдать за покачивающейся куклой бибабо и одновременно стараться удержать равновесие тела.

Вариант 2. Сделайте это же упражнение, положив малыша на надувное бревно. Играя, читайте потешку:

«Чики-чики-чикалочки,

Едет Ваня (имя ребенка) на палочке,

А Дуня в тележке

Щелкает орешки».

 

2. Второе движение — подползание

В возрасте 5 месяцев ребенок учится подтягивать своё тело на руках – это называется «подползать» (еще не ползать!). Как понять, овладел ли малыш этим умением? Если малыш видит впереди себя яркую игрушку, то  он, лежа на животе, опирается на ручки и пытается подтянуться поближе к игрушке. Это и есть подползание к игрушке или другому привлекательному предмету.

Что нужно сделать для развития подползания:

  • Обеспечить свободное место, чтобы ребенок мог свободно и без риска для жизни и здоровья поворачиваться и двигаться,
  • Скатать валик из одеяла (это будет опора для толчка) и приложить к стопам малыша. Насильно толкать ребенка не нужно! Нужно просто приложить валик к стопам и дать опору малышу, чуть-чуть подтолкнув его вперед, если в этом возникнет необходимость.
  • Упражнение 1. Когда малыш лежит на спинке, показать ему красивую яркую игрушку, позвенеть ей, привлечь внимание малыша. Затем показать эту игрушку чуть сбоку. Ребенок сделает поворот на бок, а затем на живот и подтянется к ней. Дайте малышу затем возможность поиграть с игрушкой, обследовать ее.
  • Упражнение 2. Когда ребенок лежит на животе, поставьте или положите перед ним интересную игрушку (например, неваляшку). Нужно поставить ее на расстоянии чуть большем, чем длина вытянутой руки малыша. Предмет можно класть не только прямо перед малышом, но и  в разных направлениях от ребенка, например, чуть в стороне. Позвените игрушкой или раскачайте неваляшку, чтобы она стала издавать звуки. Малыш  заинтересуется, подтянется на руках и подползет к игрушке. При необходимости подставьте под стопы ребенка свои ладони, чтобы создать упор. Можно подложить под стопы валик из одеяла.
  • Упражнение 3. Можно показать ребенку заводную игрушку, а потом пододвинуть ее на нужное расстояние к малышу (как в предыдущем упражнении). Малыш подтянется на руках и подползет к ней. Если есть необходимость, подставьте свою ладонь под стопу малыша как опору.

3.   Третье движение — попытки сесть (попытки овладения сидением)

Ребенок на шестом месяце жизни пытается садиться. Но не надо его насильно усаживать! Это вредно для неокрепшего позвоночника малыша. Ребенок окончательно научится уверенно и длительно сидеть сам, примерно к 8-9 месяцам, когда его организм будет к этому готов. И спешить вперед здесь не нужно!

4. Четвертое движение — развитие координации «рука – нога»

В возрасте 5 месяцев важно развивать умение ребенка захватывать свои ноги. Подтяните ножку малыша к груди и помогите ему ее захватить. На ножки можно надеть браслетик, привязать колокольчик, ленточку,  бантик, чтобы вызвать интерес малыша.

5. Развитие умения ровно и устойчиво стоять на твердой поверхности при поддержке под мышки

В овладении этим движением очень помогут упражнения, разработанные  Ю.А.Разенковой.

Положите большой мяч в ноги малышу. Согните его ножки и потолкайте мяч ножками ребенка. При этом приговаривайте: «Прыг-скок, прыг-скок, обвалился потолок!». Затем возьмите ребенка под мышки вертикально и помогите ему делать движения, напоминающие прыжки: «Прыг-скок, прыг-скок, обвалился потолок!».

Развитие действий с предметами у ребенка в 5 месяцев

Пятимесячный ребенок может брать в свои ручки предмет из любого положения тела (на животе, на боку, на спине). Он обследует каждый предмет и прежде всего тянет его в рот. И даже если Вам это не нравится,  ребенок всё равно будет это делать! Поэтому в возрасте 5 месяцев нужно тщательно следить за тем, чтобы игрушки соответствовали требованиям.

Игрушки для ребенка 5 месяцев: как выбрать и какие они должны быть

А) Очень важно покупать только качественные игрушки. Нужно, чтобы в изготовлении игрушки использовались только экологически безопасные красители!  Любая игрушка должна иметь  сертификат качества.

Б) Игрушки должны быть  чистые, ведь малыш в 5 месяцев всегда их тянет в рот. Поэтому нужно  их регулярно мыть.

В) Игрушки для ребенка в 5 месяцев быть размером не менее 5-6 см. Меньшие по размеру игрушки или детали игрушек всегда должны быть прочно прикреплены к большой детали или к ленточке (веревочке). С игрушками меньшего размера ребенок может играть только в присутствии мамы.

Г) Ребенку в 5 месяцев нужны игрушки и погремушки с РАЗНОЙ формой ручки для захватывания (это очень важно для развития движений руки),  разного цвета и формы,  из разных материалов. В чем здесь отличие с предыдущим месяцем жизни малыша? Если четырехмесячному малышу нужны были очень удобные ручки погремушек для захвата (он еще этому учился, осваивал первые движения) ,то для пятимесячного малыша уже нужны самые разные ручки  погремушек – в виде палочки, булавы, петельки, кольца, гантельки, хвоста попугая или другого персонажа. Ведь ему нужно научиться делать самые разнообразные движения по захватыванию игрушки и в своих движениях учитывать ее форму.

Д) Будьте очень осторожны с использованием пуговиц в текстильных игрушках. Малыш может запросто их  отгрызть и проглотить. В семье моей приятельницы именно в этом возрасте ее малыш умудрился проглотить 5 пуговиц с развивающей текстильной игрушки, сшитой мамой (к счастью, всё закончилось вполне благополучно и съеденные пуговицы просто вышли естественным путем). Лучше для пятимесячных малышей покупать игрушки с нарисованными деталями.

Е) В игрушках должны быть подвижные детали, которые будут удивлять малыша, стимулировать его к действиям с игрушкой. Такими интересными для ребенка элементами могут быть: пищалка (игрушка запищит, когда малыш нажмет на деталь игрушки), разный цвет шарика с разных сторон погремушки (побуждает вращать шарик), шнурок для подтягивания детальки игрушки (если потянешь за одну деталь, приходит в действие другая деталь) и другие.

Как проводить упражнение с подвижной игрушкой с ребенком в 5 месяцев?

Вам понадобится звучащая игрушка (или бубен, колокольчик, маленькая неваляшка).

  • Привяжите к игрушке цветную ленту шириной 3 см и длиной примерно 80см (обкрутите лентой игрушку несколько раз). На другой конец цветной ленты пришейте кольцо для захватывания игрушки.
  • Подвесьте игрушку. (Очень удобно подвешивать игрушки на специальную подставку над кроваткой, сделанную в форме буквы Г).
  • Кольцо положите рядом с ручкой малыша.
  • Малыш потянет за кольцо с лентой, и игрушка придет в движение и зазвучит. Малыш научиться видеть результат своих действий. Такие упражнения проводятся только в присутствии мамы.
  • Если малыш не хватает за кольцо, то сами вложите кольцо в его ручку и потяните за кольцо (рука малыша в Вашей руке). Малыш заинтересуется игрушкой, и в дальнейшем начнет сам пытаться вызвать звучание игрушки.

Как учить ребенка захватывать и перехватывать погремушки с разной формой ручки?

  • Положите малыша на спинку. Покажите погремушку (расстояние от глаз ребенка примерно 25 см). Берите погремушку за самый край, чтобы осталось место для захватывания им ручки.
  • Погремите игрушкой, и дайте возможность малышу ее перехватить. Дайте малышу поиграть этой игрушкой 1-2 минутки.
  • Затем покажите погремушку с другой ручкой (держите ее так же как держали первую, чтобы у малыша была возможность ее перехватить своей рукой). Дайте малышу перехватить игрушку и возможность поиграть с ней.
  • На следующий день предложите погремушки с другой формой ручки.

Для каждого вида ручки рука делает свой тип движения – петлеобразные действия или скользящие. Их можно выполнить рукой ребенка (рука в руке), если захватывание какой-либо игрушки вызывает у ребенка затруднения. Так Вы обучите малыша разным способам захватывания предметов с учетом их формы.

Ж) Важно, чтобы игрушки имели разную фактуру (шероховатый и гладкий, мягкий и твердый). Для этого нужно проследить чтобы игрушки были сделаны из разных материалов (резина, пластмасса, ткань, вязаные игрушки)

Как сделать игрушку для ребенка 5 месяцев своими руками?

Для игр с ребенком можно использовать подушечки, сделанные из ткани разной фактуры —  шелк и шерсть, лен и флис, ситец и фланель, махровая ткань и бархат.

Как играть с ребенком с набором тактильных подушечек?

  • Сшейте набор двусторонних подушечек из ткани (например, с одной стороны – фланель, с другой – шелк). Подушечки должны быть разного цвета и с разными рисунками (однотонные без рисунка, в горошек, в полоску, в клеточку, с нарисованными цветочками и т.д.).  Можно сделать несколько подушечек, а на них надевать футлярчики из разных тканей и их менять по мере надобности.
  • Положите ребенка на животик и покажите ему подушечку, дайте в руки, проведите его ладошкой по подушечке.
  • Потом переверните тактильную подушечку и дайте потрогать другую сторону.

В дальнейшем, когда малыш чуть подрастет, Вы сможете играть с ним в более сложные игры — искать пары подушечек – по фактуре, по цвету, по рисунку на ткани.

Можно делать и тактильные книжки с аппликацией с разной фактурой поверхности. Удобнее, когда такая текстильная книжка будет сборно-разборной и всегда можно будет достать из нее нужный квадратик  с рисунком и дать малышу  в руки. Об изготовлении книг для самых маленьких Вы можете узнать из статьи  «Детская книжка своими руками».

Как играть с кусочками тканей, развивая мелкую моторику рук малыша?

Совсем не обязательно шить игрушки. Ребенку в 5 месяцев можно давать для игр не только подушечки, но и лоскутки ткани разной фактуры (вельвет, сукно, ситец, шелк, бархат, шерсть, трикотаж). Дайте малышу возможность схватить пальчиками кусочек ткани. Как только ребенок захватит лоскуток, потяните медленно за другой уголок лоскутка, стимулируя малыша крепко удерживать ткань в руке. Это развивает его ручки.

Как часто менять игрушки для ребенка 5 месяцев?

Регулярно 2-3 раза  в неделю для игр и упражнений с ребенком меняются игрушки, так как они быстро надоедают малышу, и он теряет к ним интерес. Поэтому удобно разделить все домашние игрушки на 3-4 набора и предлагать их ребенку по очереди.

Почему иногда малыш в 5 месяцев тянет руку к игрушке не по прямой, а петлеообразно, с отклонением от кратчайшего пути?

Хватание – это то движение, которому тоже надо учиться, как и речи или ходьбе. Движения малыша в 5 месяцев еще несовершенны. А если с ребенком специально не заниматься, то он будет хватать все предметы одним и тем же способом – прижимая пальцами к ладони. Поэтому для того, чтобы малыш научился уверенно захватывать предметы разными способами и их удерживать в своей ручке, ему нужна тренировка.

Упражнения для развития хватания начинают проводить с возраста в 3,5-4 месяца (подробнее см. статью «Развитие ребенка в  4 месяца»). До 4-5 месяцев малышу подвешивают на цветных лентах игрушки, удобные для захватывания  с разными ручками (игрушки удобно прикреплять к стойке в форме буквы Г), Ребенок будет тянуться за игрушкой и упражняться в хватании.

К концу месяца малыша важно научить хватать игрушку из любого положения тела и удерживать ее крепко в своей руке. На основе хватания в дальнейшем формируются другие движения (например, ходьба  с поддержкой за опору).

Развитие предпосылок речи у ребенка в 5 месяцев

В 5 месяцев малыш радует нас разными звуками. А ближе к шести месяцам  появляются четкие слоги – вавава, ммммааааа, бууууу и другие. Это лепет. Лепет – это упражнение артикуляционного аппарата ребенка, которое поможет ему в дальнейшем овладеть речью. Лепетом называются не отдельные звуки, а слоги (согласный плюс гласный звук): ма-ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па, которые малыш произносит цепочкой с разной силой звука и высотой тона.

Лепет наблюдается тогда, когда малыш здоров, спокоен, в хорошем самочувствии и готов к общению. Лепет нужно развивать и поощрять. Такая голосовая активность очень нужна малышу и свидетельствует о его здоровье и благополучии. Если же ребенок в этом возрасте только гукает и гулит, но не лепечет – значит, в его общении с мамой и другими близкими людьми что-то не так. Именно лепет больше чем все другие предречевые проявления ребенка активно подготавливает его к овладению речью. И именно лепету обычно малыша учит … взрослый! Да, да, ведь именно взрослый человек произносит ритмические слоги в колыбельных, прибаутках, потешках, пестушках, которые говорит малышу: «Три-та-та, ду-ду-ду» и другие.

Советы по развитию предпосылок речи у ребенка в 5 месяцев – профилактика речевых нарушений

  • Чтобы хорошо развивалась речь, важно все  действия по уходу за малышом сопровождать своими словами, стишками, песенками. Коллекцию таких стихов и потешек для умывания, кормления, одевания, укладывания спать Вы найдете в статье «Стихи для новорожденных и самых маленьких».
  • Разговаривайте с малышом во время бытовых действий в спокойном темпе речи,  называйте в это время предметы, их части, действия, признаки: «А сейчас вытрем Сашеньку. Возьмем полотенце. Наше полотенце большое. Вот какое полотенце! Теплое! Пушистое! Будем Сашеньку вытирать. Вытрем ручки. Где наши ручки? Вот ручки. А теперь вытрем ножки». Не важно, что малыш еще не говорит. Такие диалоги создают питательную среду для дальнейшего развития речи ребенка и оправдают затраченные на них Ваши усилия с лихвой уже в скором времени.
  • Очень важно как можно чаще использовать народные песенки и потешки, потому в них многократно повторяются те слоги, которые есть в лепете ребенка! Причем эти слоги (бу, ба, да, та, ти и другие), как правило,  в потешках находятся в начале или в конце фразы, то есть в сильной позиции, и поэтому хорошо выделяются на слух ребенком из потока речи. А значит, развивают предпосылки речи у малыша и содействуют развитию его лепета.
  • С 5-6 месяцев можно играть с малышом его ручками в «Ладушки», «Сороку-ворону», «Гули – голубочки» и другие народные игры для маленьких, делать его ручками движения «Вот какой я большой» (потянуть руки вверх) или «пока-пока» (помахать ручкой).
  • Называйте своего малыша по имени. Попробуйте однажды проверить, как реагирует малыш на свое имя. Отойдите  от малыша так, чтобы он Вас не видел. И скажите любое имя (не имя ребенка) два раза. Затем через 10 секунд скажите два раза имя ребенка. Снова сделайте паузу. Потом после паузы – повторите другое имя. Малыш, узнав свое имя, радуется и поворачивается к маме.
  • Играйте в игру «Где?». В эту игру можно начать играть ближе к возрасту шести месяцев. Поставьте в комнате игрушку на ее постоянное место, чтобы малыш запомнил. Несколько раз в день спрашивайте: «Где часики тик-так?» И покажите на часы. Потом спросите о другом предмете: «Где киска кис-кис?» Постепенно малыш запомнит, где что находится и начнет поворачиваться в нужную сторону в ответ на Ваш вопрос.
  • Играйте  в переклички с ребенком. Это  базовая игра этого возраста, которая развивает лепет, а значит и органы артикуляционного аппарата и речевой слух малыша. Эта игра предупреждает многие проблемы и является профилактикой речевых нарушений. Играть в переклички очень просто. Вы прислушиваетесь к лепету малыша, к его репертуару слогов. И начинаете говорить те слоги и звуки, которые уже есть в лепете Вашего ребенка. Малыш к Вам начинает прислушиваться. А затем повторяет Ваш слог — лепечет. Затем Вы говорите новый слог, а малыш Вам отвечает. И вот малыш что-то сам пролепетал, а Вы за ним повторили его слог. Так в перекличках Вы развиваете активный лепет ребенка.

Полезные советы по игре в переклички:

  1. В переклички постепенно можно и нужно вводить новые слоги, расширяя «репертуар» малыша.
  2. Очень важно в перекличках делать паузы, чтобы малыш успел прореагировать.
  3. После переклички ребенок может еще долго сам лепетать. Надо дать ему возможность это делать.  Можно еще раз повторить  игру-перекличку через некоторое время, если после первой переклички малыш продолжает активно лепетать.
  • Очень важно, чтобы во время речевого общения, малыш видел Ваше лицо. И чтобы в эти моменты ничто его не отвлекало. Тогда он наблюдает мимику и губы взрослого, и постепенно начинает имитировать их движение. Помните – так называемые «обучающие видеоролики  для младенцев» с красивыми мелькающими картинками не развивают речь, а наоборот, тормозят ее развитие у маленьких деток! Гораздо полезнее речевое общение с малышом, в котором он видит лицо мамы, слышит ее голос, отвечает звуками на ее спокойный голос с паузами.
  • Рассматривайте с малышом предметы и игрушки. При это называйте их сначала общеупотребительным словом, а затем – детским, облегченным словом. Например: «Вот  часы  — тик-так» (машина би-би, уточка кря-кря)
  • Развивайте внимание ребенка к речи. Говорите с ним медленно, с паузами, выделяйте голосом отдельные слова. Тяните в колыбельных и потешках гласные звуки: «котя – серенький котооооооок, котя – белый животоооооооок». Стихи читайте с разной интонацией и разной мимикой, изменяя голос по высоте, силе, тембру. Можно петь песни без слов, просто на один знакомый слог как вокализ.

Вот и закончился месяц жизни ребенка. Малыш подрос, окреп, многому научился. Что умеет пятимесячный ребенок к концу первого полугодия своей жизни, то есть к шести месяцам?

Что умеет ребенок — основные показатели к концу месяца (то есть к шести месяцам):

  • Переворачивается со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину.
  • Подползает вперед, назад, в сторону.
  • Лежа на животе, опирается на вытянутые руки с открытыми ладонями. Приподнимает туловище и живот, сохраняя равновесие.
  • При поднимании подстилки, на которой он находится,  отводит в сторону вышерасположенные руку и ногу (реакция равновесия).
  • Сидит со слабой поддержкой, но легко теряет равновесие.
  • Лежа на спине, играет со своими ножками (координация движений: рука-нога)
  • Может от одной до трех-пяти минут заниматься с игрушкой самостоятельно.
  • Уверенно берет игрушку из любого положения.
  • Активно действует с игрушками – трясет, стучит музыкальным молотком или бубном, дергает колокольчик за ленточку, хлопает, бросает, сжимает резиновые игрушки, ощупывает. Когда берет в руки вторую игрушку, то сохраняет контроль за первой игрушкой.
  • Длительно следит за игрушкой, которую ему показывает мама, а далее тянет ручку и пытается ее взять.
  • Реагирует на настроение мамы – хмурится, если слышит раздраженный или сердитый голос,  и улыбается в ответ на ласковый голос.
  • Радуется маме и другим близким людям. В незнакомой обстановке  с незнакомыми людьми ведет себя иначе. К маме протягивает ручки.
  • Отзывается радостно на свое имя.
  • Прислушивается к шепоту и тихим звукам.
  • Активно манипулирует игрушками и предметами, обследуя их. Перекладывает игрушку из одной руки в другую руку.
  • Ищет игрушку (Где…?), делая повороты в сторону.
  • Следит за падающей игрушкой с большим удовольствием и с радостью.
  • Ровно и устойчиво стоит при поддержке за подмышки. «Танцует» — пружинит на твердой поверхности при поддержке за туловище.
  • Начинает овладевать первыми навыками самообслуживания –
    • пить из чашки, которую держит мама;
    • есть полужидкую и густую еду;
    • снимать с ложки полугустую или густую пищу губами,
    • Держать бутылочку с водой.
  • Лепечет (повторяет активно слоги по своему желанию).
  • Повторяет за взрослым в перекличках отдельные слоги и звуки уже освоенные им.

Желаю всем читательницам этой статьи радости общения со своим малышом! О том, что умеет ребенок на следующем возрастном этапе Вы узнаете в продолжении нашей «Маминой школы».

До новых встреч в рубрике «Развитие ребенка от рождения до года»

О дальнейшем развитии ребенка, играх и упражнениях с ним Вы можете прочитать в статье «Шестимесячный ребенок»

О развитии детей до года Вы также можете почитать:

Развитие детей в раннем возрасте: основные показатели развития малышей.

Пестушки для умывания, купания. гимнастики и массажа

Секреты колыбельных песен. Колыбельные и здоровье малыша. Как правильно  выбрать колыбельную и как ее петь?

 

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

rodnaya-tropinka.ru

Как развивать ребенка в 5 месяцев

Развитие деток — процесс увлекательный, но вместе с тем и сложный — вес и рост малыша меняются ежедневно, у ребенка появляются новые привычки, желания и потребности. Я хочу рассказать на своем опыте, что должен уметь ребенок в 5 месяцев.

Очень важно знать, что и как делать для 5-месячного ребеночка, чтоб он развивался максимально гармонично, какой должен быть рост или вес, как сбалансировать его питание, и как обеспечить должный уход.

На пятом месяце жизни малыша начинается время психологических открытий. Помимо того, что малыш обретает новые физические навыки (которые, между прочим, множатся день ото дня), становится еще и более социальным в своей жизни, активным и общительным.

Я хотела бы подчеркнуть, что социальные навыки начинают развиваться именно в этом возрасте. Многие мамы ждут, пока дитя достигнет более сознательного возраста, и только тогда начинают с ним общаться, а до этого момента относятся к нему как к бессмысленному созданию — это неправильно.

В жизни 5-месячного ребеночка не так много событий, но он много понимает и осмысливает.

Из этой статьи вы узнаете

Физиологические особенности на пятом месяце жизни

Одни из самых важных жизненных показателей детей — рост и вес. Именно про вес спрашивает детский педиатр, именно по рост определяет, правильно ли физически развивается малыш. Также рост и вес показывают насколько правильно осуществляется уход за ребеночком, насколько сбалансировано его питание.

На пятом месяце малыш должен весить вдвое больше, по сравнению с тем, какой вес имелся при рождении. То есть при нормальном развитии вес  будет составлять около 5-8 килограммов (зависит от индивидуальных особенностей). В конце пятого месяца можно пробовать вводить прикорм — малыш способен проглатывать что-то более густое, чем молоко или смесь.

кушать из ложки

Не только вес, но и рост ребенка становится более значительным — у меня была собственная таблица, в которой я отмечала, как меняется мой маленький.

Психологические особенности

Психология малыша на пятом месяце начинает меняться, появляются новые привычки и вместе с ними — новые потребности. Малыш уже более или менее представляет, какие люди входят в его семью и соответственно составляют его круг общения.

У него начинает появляться доверие к окружающим, и если раньше ваш младший член семьи охотно общался с любым благожелательно настроенным человеком, то теперь ребеночек различает «своих» и «чужих», и к чужим относится с некоторым недоверием.

Свое недоверие маленький человечек может выражать по-разному, чаще всего это слезы и капризы, но также может начать причинять боль и гримасничать.

В этом возрасте малышу не нравится находиться рядом с чужими людьми, он неохотно идет на руки к чужим — когда приходят гости, лучше не перегружать ваше чадо эмоциями, и если ваш сын не высказал свое желание контактировать с вашими гостями, то не стоит его принуждать.

Также в этом возрасте дети начинают различать интонации. Ласковые слова вызывают смех и улыбки, в то время как строгое обращение может довести детишек до слез.

играть кубиками

Я хотела бы отметить и то, что ребенок в этом возрасте нуждается в большом количестве общения с родителями, нужно много разговаривать с ним, заниматься, рассказывать обо всем, что попадает в поле зрения.

Умения и навыки

Если говорить о физическом развитии, то сейчас развитие движется более равномерно.

  • Ребеночек набирает вес постепенно, за счет увеличения мышечного корсета, мышечной массы.
  • Он пытается вставать, но ему пока не слишком удается. Чем больше попыток встать, тем быстрее получится. Если вы будете пробовать вместе с маленьким и поддерживать его под руки, то малыш будет стоят около пяти минут.

начинать ползать

  • Скорее всего, малыш будет уже уметь сидеть и садиться самостоятельно. Мой мальчик садился в этом возрасте, но просидеть мог долго только если его немножко поддерживать.
  • Также у ребенка в этом возрасте появляются какие-то предпочтения. Если раньше он мог играть с тем, что ему предлагали родители, то теперь у него есть любимые игрушки.

Чаще всего те приспособления, которые издают какие-либо звуки или шум. Хорошо бы использовать те игрушки, которые издают звуки при надавливании в определенное место. Сразу у малыша не выйдет повторить нужное движение, но со временем он научится.

  • И самое важное, что ребенок делает на пятом месяце — наслаждается собственным голосом. Ему доставляет большое удовольствие распевать различные звуки, и он не отказывает себе в этом удовольствии.

Уход и распорядок жизни малыша

Малыш стал больше спать по ночам, мой сын спал около одиннадцати часов. Сразу после пробуждения мы занимались гимнастикой, ему нравились упражнения, а со временем мы начали еще и распевать различные песенки.

Массаж и гимнастика в таком возрасте очень и очень полезны, сейчас ребенок входит в ту фазу роста, которая отвечает за увеличение мышечной массы, и чем больше нагрузок (не чрезмерных!) — тем лучше растут мышцы.

В качестве гимнастики я выполняла обычные упражнения, с которыми знакома каждая мама. Нужно выполнять гимнастику, делать массаж и регулярно растирать малышу мышцы, чтоб обеспечить к ним хороший приток крови.

В это время вам пригодится прорезыватель для зубов и ниблеры.  Прорезывателем обычно служит плотная игрушка со специальным резервуаром. Плотное покрытие позволяет малышу от души почесать десны, а жидкость в резервуаре поддерживает необходимый уровень упругости для того, чтоб ребенок не повредил зарождающиеся зубки.

Ниблеры помогут и усовершенствовать питание. Просто кладите в него то, что можно ребенку по возрасту – например, небольшие кусочки яблок и огурцов. Делать это нужно после приема пищи, чтоб фрукт или овощ не был основным источником питания.

Прогулки тоже начинают меняться. Обычно малыш спит на улице? Теперь вашему отпрыску очень интересно все, что он видит и слышит, и спать ребенок будет в коляске гораздо меньше.

Чему нужно учить

В этом возрасте нужно учить свое чадо обращаться с теми предметами, которые попадают в его поле зрения. Игрушки, его собственные вещи, какие-то приспособления. Пригодятся любые развивающие игрушки.

Мне было интересно поделиться с ребенком тактильными ощущениями, и  давала в ручки все, что казалось мне интересным. Различные материи, погружала его ручки в крупы и бусинки, предлагала разнообразные игрушки с жесткими наполнителями.

Очень важно показывать возможности предметов. Например, мяч можно не только бросить, но и покатать его, а зайцем весело не только стучать об пол, но еще и уложить его спать или дать бутылочку — совсем как ребенку.

Показывайте, как составлять кубики один на другой, нанизывать кольца на основание пирамидки, как именно гремят погремушки и пищат машинки. Да, скорее всего, ребенок вряд ли заострит на этом внимание, но спустя какое-то время просто повторит ваши действия.

В жизни малыша также должны появляться спортивные занятия. Это не только гимнастика и массаж. Хотя, конечно, делать массаж нужно — 5-месячный ребенок будет развиваться еще лучше.

Но если вы хотите, чтоб ребенок хорошо набирал рост и укреплял суставы, то в его жизни должны быть водные процедуры. Учите его плавать. Делать это лучше в бассейне или в собственной ванне. Обязательно корректируйте питание в дни занятий — ребенок больше двигается, а значит, нужно немного больше есть.

Как развивать речь

Очень важно начать развитие речи. Проговаривайте все, что вы видите и видит ребенок, называйте вслух названия предметов, цветов, материй и текстур. Когда ребенок начинает лепетать, читайте детские стихи, проговаривайте слоги.

Так со временем у малыша начнет просыпаться речевое развитие, и когда встанет вопрос о развитии речи как таковой, ребенок будет к ней готов и физически, и психологически.

По большому счету, такие показатели, как вес или рост говорят о том, как развивается ребенок физиологически, насколько его питание ему подходит, и насколько правилен ваш уход за ним. Но в пять месяцев роль играет не только его физические развитие, но и психоэмоциональное.

Нервная система начинает меняться, появляется желание общаться — отсюда идут все гуления и детские наборы звуков, которыми ребенок общается с родителями. Если вы понимаете, о чем «говорит» ваш ребенок, переспрашивайте его, правильно называя ту или иную вещь и проговаривая слово медленно — так малыш быстрее начнет приобщаться к речи.

Заключение

Если мы говорим о том, как происходит развитие ребенка в 5 мес., то я советую каждой маме завести ежедневник, где будет таблица с показателями ребенка — там вы будете отмечать рост малыша, его вес, особенности его питания, режим и прочие аспекты.

Учитывая то, что в жизни малыша многое меняется начиная с месячного возраста, то в пять месяцев у вас будет уже твердое представление, как развивается ваш маленький ребенок.

razvitie-vospitanie.ru

Развитие речи: месяц 5

le>

К концу месяца он овладеет этим навыком и будет самостоятельно выполнять повороты с живота на бок и опять на живот. Что весьма значимо, не только для физического, но и психического развития крохи.

Задумаемся, что заставляет малыша высоко поднимать головку, удерживаться на предплечьях, делать повороты? Ребенком движет неудержимая познавательная потребность. Она инициируется данной от природы ориентировочной активностью замечать, реагировать и осваивать новизну в окружающем мире.

С каждым днем в ребенке появляется что-то, чего не было раньше: в движениях, выражении глаз, мимике, голосовых реакциях и т.п. Взрослому следует замечать все новации, которые появляются у крохи. Можно удивляться этому маленькому, но такому упорному человечку! Действительно, каждый навык возникает в результате неоднократного повторения – будь то повороты, или умение схватывать игрушку, или артикулировать гласные звуки и др.

Вы замечаете, что продолжают совершенствоваться ручные умения, координация движений рук малыша. Ребенок захватывает, отталкивает, вновь притягивает игрушки-подвески, ловит и даже пытается их ощупывать, т.е. всеми доступными для него средствами «собирает» сенсорную информацию о физических свойствах предметов. Идет накопление чувственного опыта. При этом, лежа на спине, малыш проделывает забавные «пируэты» ногами, поднимая и напрягая их при захватывании висящих предметов. Также при действиях руки активизируются все мышцы тела крохи.

Абсолютно новым в развитии малыша можно считать появляющуюся способность перехватывать предмет (игрушку) из руки взрослого. Этот жест сопровождается кратким словом «На!» (возьми), который становится малютке понятным в действии. С этого момента все действия взрослого, сопровождаемые словом, становятся для малыша необходимыми в понимании показов или совместных игр в качестве пояснения. Например, мама протягивает ребенку деревянную расписную ложку: «На! Возьми!» Она держит ложку за самый кончик, оставляя ее ручку свободной для захвата в удобном для ребенка положении. Дитя тянет ручку к ложке, раскрывает ладонь и хватает ее за ручку. Так он будет поступать и с погремушками, которые необходимы для развития активных самостоятельных действий. Но важно, что ребенок всякий раз будет слышать «На! Возьми!» и правильно реагировать на предложение взрослого. А это один из приемов развития понимания речи взрослого.

Малыш научился правильно, членораздельно, созвучно родному языку произносить гласные звуки. Пребывая в хорошем расположении духа, он длительно, певуче и громко гулит: «А-а-а!», «У-у-а!», «А-а-ау!» Это важная веха не только в речевом, но и умственном развитии ребенка. Малыш как бы наслаждается своим умением и повторяет рулады речевых звуков, напоминающих воркование голубей. Гуление малютки не случайно. Так дитя «тренируется» в новом для него умении: еще и еще раз повторяет, вслушиваясь в издаваемые им звуки.

Раньше мама первая начинала копировать, повторяя за ним какие-то речевые звуки, стараясь преподать крохе «технику» подражания. Теперь взрослый может вступать с ним в настоящую перекличку. Мама проводит речевое занятие по схеме: вначале переключает внимание ребенка на себя, разговаривает с ним, называет по имени, наклоняется над крохой, начинает артикулировать гласные фонемы, которые ребенок хорошо произносит: вызывает его на речевой контакт. Далее делается пауза на 10–15 секунд и вновь повторяются те же звуки.

Как правило, малыш «откликается» как может – произносит знакомые (разученные) гласные звуки. Затем взрослый показывает звучащую игрушку или читает потешку, стишок, песенку, где этот звук хорошо прорабатывается, т.е. произносится под ударением. Малыш прислушивается, затем «демонстрирует» свои речевые достижения.

Взрослому необходимо эмоционально поддержать, похвалить малыша. Тем более что на пятом месяце он по-разному реагирует на ласковое или сердитое обращение: в первом случае широко улыбается, смеется, показывает весь «комплекс оживления», во втором – хмурится и может даже заплакать.

Следует заметить, что на протяжении пятого месяца в речевых реакциях ребенка произойдут изменения: овладев гласными звуками, малыш начинает «манипулировать» ими, т.е. произносить в разных сочетаниях, как бы экспериментируя и изобретая новые звукосочетания из 2–3 фонем: «э-э-э-уэ-а-а», «оуа-и-и-и», «e-э-э-эуа», «и-и-ыу», «у-га-гу-у-гау», «ы-ы-ы-ва» и т.п. Эти «изобретения» крохи имеют индивидуальную выраженность и составляют суть того воркования, которое называется гулением. На пятом месяце у крохи возникает эта ярко выраженная речевая реакция.

Следует признать, младенец не так примитивен и прост, как может показаться непосвященному взрослому. Войти с ним в обоюдный контакт – большое искусство, требующее вдумчивости, внимания и душевного движения взрослых: перед вами не спеленатая куколка, а человек с огромным потенциалом роста и развития. Следует создать ему соответствующие социальные условия, чтобы реализовать заложенные в нем возможности.

Подготовительные этапы речевого развития ребенка нельзя рассматривать вне связи с формированием его общего развития, движений, действий рук, потому что понимание речи взрослого приходит к ребенку в конкретных ситуациях, когда малыш овладевает тем или иным навыком и взрослый побуждает его словом, жестом, соответствующим действиям самого малыша: «На! Возьми!», «На бочок! Вот как!», «Заинька, встань на лапки! Вот и этак, вот и так!» и т.п.

Манипулирование речевыми звуками и игрушками – действия одного назначения, они носят ориентировочный, ознакомительный характер и представлены рядом, в соответствующих зонах мозга малыша, чем и объясняется их развивающее взаимовлияние.

Какие общие задачи стоят перед родителями на 5 месяце роста и развития их ребенка?

  1. Продолжать развивать у крохи крепость мышц рук, плечевого пояса и шеи, побуждая его к ярким поисковым, ориентировочно-исследовательским действиям, требующим удержания тела в положении лежа на животе и опираясь на ладони выпрямленных рук.
  2. Способствовать овладению ребенком поворотами с живота на бок.
  3. Обращать внимание на соответствующее положение ладони и пальцев, способствующее раскрытию кулачка и умению брать (перехватывать) игрушку, протянутую ребенку взрослым.
  4. Учить ребенка узнавать знакомые предметы или игрушки из различных положений: лежа на спине, на животе, находясь в вертикальном положении на руках у взрослого.
  5. Из этих положений учить переходить от зрительного сосредоточения на предмете к активным действиям с ним.
  6. Побуждать малыша из положения лежа на животе притягивать игрушку, находящуюся на расстоянии вытянутой руки, выполнять поворот на бок с целью овладения предметом, находящимся от него сбоку.
  7. Эмоционально «подпитывать» ориентировочно-исследовательские действия малыша, направленные на запоминание и узнавание знакомых объектов (людей, игрушек).

В этот период жизни малыш начинает гулить без побуждений со стороны взрослого. Он делает это, стремясь привлечь внимание мамы к себе. Гуление становится средством их коммуникации.

Учитывая, что на пятом месяце жизни малютки происходят определенные изменения в его речевой практике, целесообразно выделить задачи, способствующие речевому развитию:

  • Продолжать развивать у ребенка подготовительные речевые навыки: вокализации, гуление.
  • Способствовать их возникновению без побуждающих действий со стороны взрослого, т.е. по инициативе ребенка.
  • Усиливать содержательную сторону общения взрослого с ребенком, находя яркие ситуации показа предметов, игрушек и просто ласкового общения.
  • Давать «образцы» правильного произношения звуков родного языка.
  • Включать их в фольклорные «переклички» с использованием уже имеющихся у ребенка вокализаций (речевое подражание).
  • Побуждать к вокализациям, используя диктофонные записи речевых реакций самого ребенка (подражание самому себе).

Условия для развития речевых навыков

Взрослый должен умело использовать природный «интерес» ребенка к окружающему, наполняя его жизнь эмоциональным общением, сюрпризными моментами, занимательными показами и т.п.

В каждый отрезок времени бодрствования взрослый старается вступать в речевой контакт, показывает игрушки, включает их в действие и др.

Наряду с «разговорами» взрослый практикует «режим тишины», когда малыш начинает гулить по своей инициативе. В этот момент следует исключить посторонние звуки (телевизор, радио, бытовые приборы и др.), давая ребенку возможность в тишине «манипулировать» речевыми звуками, вслушиваясь в рулады произносимых гласных фонем. Желательно в этот момент сделать запись голосовых реакций малыша. Если в другой раз ребенок пассивен, мама может его активизировать, используя запись его же голоса, и малыш, прислушавшись, начнет повторять свои голосовые реакции.

Эмоционально-личностное общение с крохой является по?прежнему главным условием его психофизического благополучия. В процессе общения на пятом месяце жизни новым можно считать появление яркой реакции на знакомого взрослого, которого ребенок уже узнает, находясь на расстоянии 2–3 метров в вертикальном положении (на руках другого взрослого). Близкого человека малыш узнает по голосу, даже если последний и не попадает в поле его зрения, Как правило, это бывает отец, пришедший с работы, которого ребенок выделяет, как и мать, из всего взрослого окружения.

Мама старается расширить социальные контакты малыша. С этой целью она, заранее договорившись, включает всех членов семьи в игровые ситуации. В процессе эмоционального общения с бабушкой, дедушкой, тетей, сестренкой и др. малыш слышит речь в разном «исполнении» по тембру, темпу, высоте, эмоциональной окрашенности.

Действительно, бабушка произносит, например: «На-а-а!» ласково, протяжно; дедушка твердо и отрывисто: «На!»; тетя игриво: «На-на-на!»

Важно, чтобы в устах домашних одни и те же предметы и действия назывались одинаково. Так к малютке начинает приходить не только понимание, но и запоминание их названий. Не случайно на 6 месяце это станет одной из задач в речевом развитии крохи.

Примерная игровая ситуация эмоционального общения «Поехали, поехали!»

Задачи

Обогащать эмоции ребенка, создавая специальные игровые ситуации с участием близких: бабушки, дедушки, тети и др. Называть их имена (бабушка Таня, дедушка Витя и т.п.). Развивать ручные умения: перехватывать из рук взрослого погремушку (ложку, молоточек, «кнутик» и пр.). Ознакомить с значением слов: «На! Возьми!», сопровождаемых соответствующим жестом.

Материал

Хохломская ложка, «кнутик» (пустая стержневая ручка для письма, через носик которой пропущен небольшой шнурок, закрепленный им), погремушка на высокой ручке.

Содержание

Мама берет на руки ребенка. Малыша удобно располагают, придерживая за спинку (не сажают!). Взрослый двигается семенящим шагом, покачиваясь, имитирует езду:

Ехали-ехали,
По рытвинам, по кочкам,
Зеленым лесочком,
Ехали-ехали,
К бабушке Тане (имя бабушки) приехали!
Бабушка разыгрывает сценку встречи с ребенком, ласкает, называет по имени, показывает красивую расписную хохломскую ложку, приговаривает:
Сварила вам бабушка
Вкусную кашку,
Масло добавляла,
Алешу (имя ребенка) угощала!
Да? Да!
Вот тебе ложка,
Кушай понемножку! (держит ложку за кончик черенка)

С этими словами она протягивает ребенку ложку: «На! На! Возьми!» Ребенок берет ложку за середину ручки. Мама дает возможность ребенку рассмотреть ложку, поиграть с нею, затем забирает. Прощаются с бабушкой и едут к дедушке. Вся первая часть повторяется. Дедушка ласкает ребенка и говорит:

Здравствуй, милый внучек,
Вот тебе кну-у-тик!
На! (Держит кнутик за кончик)

Ребенок перехватывает предмет из руки дедушки. Мама берет кнутик и показывает, как им можно играть: делает легкие круговые движения и шнурочек наворачивается на кончик кнутика, затем разворачивает его в обратную сторону.

Примечание

Если занятие проводится с девочкой, к ней другое обращение:

Здравствуй, здравствуй, внучка!
За-а-бавная штучка –
Кнутик – веселушка,
Олина (имя ребенка) игрушка!»

При перехватывании предмета малыш слышит те же слова: «На! Возьми!» Мама забирает у ребенка кнутик. Они «едут» к тете. Сценка повторяется.

Ехали-ехали
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Ехали-ехали,
К тете Маше (имя тети)
Приехали!
Тетя ласково встречает малыша и говорит ему:
Вот тебе игрушка,
Держи погремушку!
На! На! Возьми (держит погремушку за кончик ручки)

Ребенок перехватывает игрушку, играет.

Наряду с ласковыми именами, например, «солнышко», «зайка» и др., мама и родственники должны называть ребенка по имени. Хороши стихи, посвященные ребенку, в которых звучит его имя. Маленькие рифмовочки могут сочинять и сами родители. Например, такие:

Маечка

На зеленую лужайку
Вышла маленькая Майка,
Ну-ка, Майка, запевай-ка:
«Ма-а-ай, Ма-а-ай!»,
Маечка-Майя –
Девочка мая!»
(Л. Павлова)

В этом стихотворении, помимо своего имени, ребенок слышит полезные для речевого развития звукосочетания «ма-а-а», которое в скором времени начнет осваивать.

Тимочка

В приоткрытое окошко
Проскользнула тихо кошка
И запела: «Мур-мур-мур,
Где же Тимочка, Тимур?
Он, конечно, ваш ребенок,
Но Тимур и мой котенок!
Мур-мур-мур! Где же
Тимочка, Тимур? Мур?!
Да вот он!»
(Л. Павлова)

Мама выразительно читает стишок, интонирует, ласково прикасается, пестует кроху. Для взрослого очень важно находить поводы для речевого взаимодействия с малышом, в которых он демонстрирует образец произношения звуков и слов.

Примерное речевое занятие «Петушок-петушок»

Задачи

Активизировать гуление, побуждая ребенка к речевому подражанию. Развивать речевой слух, используя фольклорное произведение, где прорабатываемый звук «о-о-о» находится под ударением.

Материал

Игрушка-петушок (15–20 см).

Содержание

Мама эмоционально общается с ребенком, поглаживает, называет по имени. После того как малыш войдет в контакт, она читает потешку:

Петуш-о-о-к, петуш-о-о-к!
Ты подай гол-о-о-сок,
Через дальний лес-о-о-ок.
Ко-о-о! Ко-о-о!

Как правило, малыш откликается на напевность фольклора, начинает гулить. Далее взрослый показывает малютке петушка, называет игрушку, разыгрывает с нею различные забавные сценки (петушок поет, ходит, прячется, показывается с разных сторон и т.п.).

Занятие заканчивается ласковым разговором, игровым пестованием ребенка.

www.2mm.ru

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев?

Вес и рост ребенка в 5 месяцев

К тому моменту, как малышу исполнится пять месяцев, его вес удваивается по сравнению с днем рождения. Рост ребенка по сравнению ростом при рождении увеличивается на 14-15 см. параметры таковы: ребенок набирает до 700 граммов, а вырастает примерно до 67 см. правда, этот рост и набор веса в таком возрасте скачкообразный. За 21 день ребенок может почти не прибавить в росте и весе, а потом за неделю может набрать довольно много – целых 2 см. Кожа ребенка все еще склонна к аллергическим реакциям и раздражению. Поэтому нужно пользоваться детскими маслами и присыпками, не забывать купать ребенка.

Развитие речи в 5 месяцев

Ребенок в этом возрасте расширяет диапазон своих слогов. Он может произносить простейшие слоги по нескольку раз кряду. Например, «ма» или «па». И тогда взрослым кажется, что малыш говорит «мама» или «папа». Хорошо, если взрослые хвалят малыша за «разговор», активно включаются в него. Так вы воспитаете у него связную речь и интерес к ней.

Если родители пока еще не посещали с ребенком врача-отоларинголога, нужно сделать это обязательно, чтобы вовремя распознать настоящее состояние слуха или зрения, а также развитие речи.

[1], [2], [3]

Двигательные навыки ребенка в 5 месяцев

Пятимесячный младенец может сидеть прямо в течение длительного периода времени. Ребенок, вероятно, все еще нуждается в том, чтобы его подпирали подушкой, но он уже может самостоятельно сидеть без поддержки в течение нескольких секунд.

Некоторые дети 5-месячного возраста уже могут переворачиваться со спинки на живот сами. Как только ребенок перевернется, вы можете заметить, как он работает ногами и покачивается. Он готовится ползать и сделает это всего через пару месяцев! Но помните, что, если ваш ребенок может перевернуться, нельзя оставлять его на кровати или других высоких поверхностях, с которых он может случайно упасть и получить травму.

В пять месяцев ребенок уже намного больше понимает. Он может тянуть объекты ближе к себе и брать их в ладонь, затем умело переложить из одной руки в другую. Ребенок может даже держать бутылку или чашке самостоятельно.

Ребенок в 5 месяцев может уже развлекать сама себя яркими игрушками на протяжении 15 минут. Теперь он сам понимает и выбирает, какие предметы ему нравятся, а какие нет. Координация рук ребенка развивается все лучше, поэтому он умеет хорошо хватать и удерживать игрушки.

В этом возрасте у ребенка уже почти проходит гипертонус мышц. Движения становятся более согласованными, от этого ребенок может быть более самостоятельным. Чтобы качественно улучшить этот процесс, нужно периодически делать малышу легкий оздоровительный массаж.

[4]

Сон ребенка в 5 месяцев

Большинство детей в 5 месяцев спят всю ночь, но не все. Поощряйте вашего ребенка, чтобы он мог войти в ритм регулярного ночного сна. Начните с теплой ванны, а затем несколько минут легкого качания с песнями и сказками, и глаза вашего ребенка потихоньку закроются.

Заведите привычку класть ребенка в кроватку сонным, а не полностью уснувшим. Таким образом, ваш ребенок будет учиться успокаивать сам себя, чтобы засыпать самостоятельно, а не полагаться на вас.

В дневное время 5-месячному ребенку по-прежнему нужен двухразовый сон — один раз утром и один раз после обеда. Кладите ребенка в кроватку при первых признаках сонливости, не задерживайте момент сна.

[5]

Кормление в 5 месяцев

На пятом месяце жизни большинство малышей уже получили необходимый запас железа, который находился еще в материнском животе. Если малыш уже на искусственных молочных смесях, нужно, чтобы в них содержались необходимые минералы и витамины.

Если ребенок продолжает сосать грудь, ему нужны каши с достаточным уровнем железа. На пятом месяце жизни малыш может съедать больше молока, потому что его желудок увеличился в объемах. Как правило, для таких малышей оптимален прием пищи 4-5 раз в день, а ночью ребенок уже не ест. Но если малыш все еще сосет грудь, он может по-прежнему питаться до 8 раз в день.

[6]

Зрение ребенка в 5 месяцев

К этому возрасту зрение ребенка становится все острее. Исчезает даже косоглазие, которое хорошо просматривалось до 5-и месяцев. На этом этапе дети хорошо могут видеть на разных расстояниях, и их глаза могут сосредоточиться на предмете. В пять месяцев цветовое восприятие вашего ребенка обостряется до той степени, когда он может различить два оттенка одного цвета. Но дети в этом возрасте по-прежнему предпочитают основные цвета, такие как красный, синий и желтый.

[7], [8], [9]

Восприятие звуков в 5 месяцев

В пять месяцев дети начинают понимать смысл звуков, которые они слышат, например, такие как лай собаки или запуск двигателя автомобиля. Хотя дети в этом возрасте еще не могут понять слова, они могут повернуть голову на звук своего имени или отреагировать на простую команду » нет».

Ребенок в пять месяцев – это особенный мир, который требует бережного к нему отношения и внимания.

[10], [11], [12], [13]

ilive.com.ua

Развитие ребенка в 5 месяцев: особенности

Оцените статью:

Развитие ребенка в 5 месяцев значительно пошло вперед, по сравнению с предыдущим периодом. Из пассивного наблюдателя он превращается в активного участника всего, что происходит вокруг него. Его мышцы достаточно окрепли, улучшилась координация движений. Он уже различает своих и чужих, умеет разными способами выражать свои эмоции, пытается общаться. Каждый день малыш делает для себя новые открытия и важно, чтобы родители смогли активно в этом ему помочь.

Развитие ребенка в 5 месяцев

Физическое развитие малыша

В пять месяцев масса ребенка удваивается, сейчас он весит 6-6,5 кг. Рост его составляет 64-67 сантиметров. Некоторые дети обгоняют эти показатели, некоторые чуть недотягивают, все зависит от их индивидуальных особенностей. Девочка может расти и поправляться чуть медленнее, чем мальчик. Сейчас малыш больше времени проводит на животе, ему так удобнее рассматривать окружающий мир, он понемножку готовиться ползать. Если уложить ребенка на спинку, он будет выгибать позвоночник и поднимать ягодицы, делая мостик. Это тоже важный навык, так как укрепляет мышцы спины. В 5 месяцев младенец уже спокойно переворачивается, потому нужно внимательно следить, чтобы он не упал с кровати.

Ребенок в 5 месяцев начинает активно изучать собственное тело. Он часто захватывает ножку в руки и начинает сосать пальчики или пятку. Когда малыша подтянуть за ручки, когда он лежит на спинке, он с удовольствием попытается сесть, и будет уверенно держать головку. Долго держать его так пока не нужно, мускулатура у него еще слабая и слишком большие нагрузки могут вызвать искривление позвоночника. Если ребенку очень нравится сидеть, лучше уложить его не между подушками, а в шезлонге. В положении на животе малыш способен делать «самолетики», поднимать ручки и ножки, опираясь только на живот.

На пятом месяце жизни карапуз уже уверенно манипулирует различными предметами. Он может хватать их двумя руками, перекладывать из одной руки в другую, способен до десяти минут играть, не отвлекаясь, с понравившейся вещью, активно трясет игрушку, чтобы услышать звук. Младенец уже научился брать игрушка из рук взрослого, при чем выбирает самый удобный способ для этого, например, берет предмет за ручку, при этом противопоставляет большой палец остальным. Кроме того, он уже понимает, что, разжав ладонь он может бросить игрушку на пол, это становится его любимой забавой. Если уложить малыша на животик, а перед ним разместить какой-то яркий предмет, он будет пытаться к нему подползти. В большинстве случаев у него еще не получается преодолеть больше нескольких сантиметров, но эти навыки каждый день совершенствуются. Иногда крошка, вместо того, чтобы ползти вперед, движется назад.

Итак, в 5 месяцев ребенок обладает целым рядом физических навыков, вот основные из них:

  • Умеет переворачиваться с живота на спинку и наоборот
  • Делает «самолетики», когда лежит на животе, и «мостики» в положении на спинке
  • Способен перейти из лежачего в сидячее положение, если подтянуть его за ручки, при этом уверенно держит голову
  • Умеет хватать игрушку двумя ручками, перехватывать ее из рук взрослого, брать предмет со стола или другой поверхности
  • Делает первые попытки ползать, когда лежит на животике

Развитие зрения, слуха, тактильных ощущений

В 5 месяцев ребенок уже начинает фокусировать свой взгляд не только на предметах, которые находятся вблизи него, но и на отдаленных. При этом может довольно быстро переводить взгляд с одного ракурса на другой. Он уже способен различать мелкие детали, активнее воспринимает яркие и контрастные цвета. Узнает предметы по их очертаниям или по отдельным частям. При быстром приближении предмета к лицу начинает моргать.

У ребенка развивается зрение

Важным навыком в этом возрасте является установление связи между органом зрения и сознанием. Дети реагируют на исчезновение игрушки, пытаются восстановить траекторию ее движения. Они проводят взглядом игрушку, а потом пристально смотрят на то места, где она была раньше. Ребенок способен понимать, что мама дает ему есть. Раньше, когда он был голодными, успокаивались только тогда, когда брали в рот грудь или бутылочку. Сейчас перестает плакать в момент появления мамы. Малыш активно интересуется своим изображением в зеркале, улыбается своему «двойнику».

Слух у ребенка 5 месяцев тоже развит достаточно хорошо. Он уже научился различать голоса мамы и папы, незнакомую чужую речь воспринимает с настороженностью. Слов малыш пока не понимает, но живо реагирует на изменения интонации. Он может расплакаться, когда мама говорит с ним сердито и наоборот, улыбаться при ласковых звуках речи. Воспринимает не только простые звуки, такие как звук колокольчика, стук, звон, но и более сложные. В этом возрасте дети с удовольствием слушают музыку, колыбельные. Под нежные тихие звуки они могут быстро уснуть. Младенец начинает прислушиваться к собственной «речи», ему нравится экспериментировать со звуками и слогами. Он уже не просто гулит и агукает, а выдает целые свирели. Карапуз способен произносить такие слоги, как «да», «ма», «та», «ге». При этом малыш с удовольствием повторяет их по нескольку раз подряд. Правда в произношении пока не задействован в полной мере язык и губы, звуки издаются, в основном, гортанью.

Несмотря на то, что у пятимесячного малыша уже развит слух и зрение, тактильные ощущения продолжают играть важную роль. Когда он берет в руки игрушку, обязательно тянет ее в рот, именно там у малыша больше всего нервных окончаний, которые способны дать ему больше информации о предмете. У некоторых в пять месяцев начинают резаться зубки, потому ребенок часто кусается и пытается грызть все, что попадет ему в руки. Можно купить ему специальные кольца для десен, они облегчат зуд и успокоят. Дети живо реагируют на прикосновения матери, от них они могут успокоиться, перестать плакать, когда капризные.

Как видим, к пяти месяцам ребенок учится многому, его зрение и слух активно развиваются, неделя за неделей появляются все новые навыки. Вот что он уже умеет:

  • Различать мелкие детали на игрушках
  • Узнавать знакомые предметы по очертаниям
  • Фиксировать взгляд на дальних предметах и быстро переводить их на ближние
  • Моргать, когда что-то приближается близко к лицу
  • Узнавать себя в зеркале
  • Устанавливать связь между зрительными образами и действиями, которые затем последуют
  • Хорошо различает голоса близких людей
  • Интересуется собственной «речью» и совершенствует ее
  • Активно изучает игрушки ртом.

Умственное и эмоциональное развитие ребенка

Уже в предыдущем разделе мы рассказали, насколько сильно продвинулся ребенок в установлениях причинно-следственных связей, сознательном анализе той информации, которую он получает из окружающего мира через органы зрения и слуха. В пять месяцев важнейшим навыком для малыша становится умение различать своих и чужих. С одной стороны, он с удовольствием разглядывает новых людей, но слишком активный интерес с их стороны к себе может воспринять негативно. Младенец начинает плакать, если незнакомый ему человек пытается взять его на руки или слишком активно с ним играет.

Для пятимесячного ребенка очень важно, как можно больше находится рядом с родителями. Возле взрослых он чувствует себя уверенным и защищенным. Ведь в таком возрасте совершенствуются не только положительные эмоции, но и отрицательные. У грудничка появляются страхи, которые он еще не может толком объяснить.

Кроме того, он активно подражает старшим, так он учится выражать свои желания, обретает новые навыки. Посадите малыша на диван или в кресло рядом с собой, когда занимаетесь делами, тогда ему не будет скучно и страшно, он с удовольствием будет за вами наблюдать и развлекать «разговорами». Если ребенок капризничает, попробуйте отвлечь его игрушкой, музыкой, книгой, увидите, что в пятимесячном возрасте его уже довольно легко отвлекать и развлекать.

Ребенок на пятом месяце жизни перестает быть пассивным наблюдателем мира, он старается действовать. Младенец уже понял, когда он плачет, кто-то к нему должен прийти. Но в пять месяцев он начинает экспериментировать, останавливает свой плач на несколько секунд, чтобы проверить, есть ли реакции. Также малыш более активно реагирует на упавшие предметы, старается проследить за ними взглядом, часто сам осознанно бросает игрушки. Все, что попадает в поле его зрения, ребенок старается потрогать, вполне сознательно тянется к понравившимся предметам, способен выбирать тот, который больше всего заинтересовал. Запоминает действия, которые делал перед этим, и способен повторить простые движения за мамой. То же самое относится к звукам и речи, дети в 5 месяцев активно пытаются повторять отдельные звуки за взрослыми.

Уход за ребенком в пять месяцев

Пятый месяц часто рекомендуют для введения прикорма, если ребёнок на грудном вскармливании, лучше подождать до полугода. Кормление в этом возрасте уже не такое частое, как раньше. Для грудничка частота приемов пищи составляет 6-8 раз в день, некоторые просыпаются еще и ночью. Если это происходит каждые 2-3 часа и ребенок долго капризничает, следует подумать о том, что молока не хватает и малыш голодный. В этом случае стоит провести контрольное взвешивание, понаблюдать, не стал ли он меньше писать и какать, возможно, придется изменить календарь прикорма и давать новые продукты чаще. Дети на смесях едят чуть реже, 5-6 раз в сутки. Педиатры рекомендуют им в этом возрасте подобрать смесь с большим содержанием железа, вводить в качестве прикорма соки и овощные пюре.

Ребенок начинает меньше спать

В норме пятимесячный ребенок спит днем уже мало, два раза по два часа. Ночью он может спать до десяти часов, иногда просыпается потому что хочет пить или есть. Ночное кормление в этом возрасте приемлемо, но постепенно грудничка от него нужно отучать. Утром дети просыпаются рано, так что постарайтесь подстроить свой режим под них, ложитесь спать пораньше, если устали, вздремните рядом с малышом днем.

Как и раньше, в пять месяцев за ребенком должен быть правильный уход. Очень важно следить за состоянием кожных покровов. Купать малыша можно и нужно каждый день, в теплой воде с пенкой или детским шампунем. Дети уже с удовольствием воспринимают воду. Купите им специальные игрушки для ванной, тогда купание превратится из обычной гигиенической процедуры в захватывающее развлечение. Некоторые педиатры не советуют в 5 месяцев постоянно держать детей в подгузниках, чтобы не вызвать опрелостей, особенно в жаркое время года.

Занятия с пятимесячным ребенком

Как развивать ребёнка физически, ведь не только уход и кормление для него важны? В этом помогут упражнения, которыми пятимесячный малыш занимается с удовольствием. Положите его на животик и в некотором отдаление разместите цветную игрушку. Карапуз будет пробовать к ней подползти, если у него это получится, похвалите обязательно. Крохе важно слышать положительные отзывы о своих действиях. Когда же совершить сложный маневр не вышло, пододвиньте игрушку ближе, чтобы ребенок мог взять ее в руки. Из положения лежа можно приподнимать кроху за ручки, но пока не заставляйте сидеть его самостоятельно, он к этому еще не готов. Тренируйте ручки, сгибайте их на груди, поднимайте вверх и опускайте вниз. Делайте ножками велосипедик, разводите в тазобедренных суставах. Подбрасывайте малыша вверх и вниз, немножко покрутите. Такие упражнения полезны для развития вестибулярного аппарата. Не забывайте о массаже, он хорошо укрепляет мышцы, снимает остатки гипертонуса. Главное, не переусердствуйте, зарядка должна приносить и вам, и малышу удовольствие.

Для развития моторики рук и пальцев следует использовать маленькие игрушки. В пять месяцев дети достаточно долго, около 10-15 минут, могут изучать новую вещь. Можно дать в руки малышу колечко с подвесками, детали пирамиды. Покажите, как их можно надевать на основу и что из этого получается. Остерегайтесь мелких предметов, чтобы ребенок не потянул их в рот. Хорошо игрушку повесить над кроватью, тогда кроха сможет играть самостоятельно, даже если вы заняты делами. Для развития зрения можно показывать малышу картинки с изображением букв, цифр, разных геометрических фигур. Они должны быть яркими, подбирайте постепенно изображения с более мелкими деталями.


Обязательно разговаривайте со своим малышом, комментируйте все, что он делает, называйте предметы, которые он берет в руки. Если у крохи получилось сказать какой-то сложный слог, повторите за ним, он тоже начнет его повторять, тренируя произношение. Следите за своей речью, ведь дети в пять месяцев реагирует больше на интонацию, чем на смысл. Постарайтесь, чтобы в разговоре не звучало злых и сердитых ноток. Малыш не способен еще понимать, что такое хорошо, а что такое плохо, ваша ругань только напугает его. Зовите чаще ребенка по имени, чтобы он начал себя с ним ассоциировать. Также называйте ему имена родственников, знакомых, других детей, которые живут с вами или приходят в гости. Прочитайте малышу книгу, стишок, спойте колыбельную, если умеете, дайте послушать хорошую музыку. В таком возрасте ребенок начинает проникать в мир звуков, учится их анализировать и понимать.

Очень хорошо влияет на развитие мозга игра с прятаньем предметов. Накройте игрушку одеялом, а через несколько секунд покажите ее опять. Попробуйте сами спрятаться за дверью, а потом показаться из-за нее. Возьмите яркую игрушку и медленно уберите ее из поля зрения ребенка, затем сделайте это немного быстрее, чтобы малыш учился следить за ее траекторией. Покажите, как игрушка может издавать звук, например, нажмите на кнопочку пищалку. Возможно, малыш еще не сможет повторить такое движение, но точно его запомнить. Подставьте под руки игрушечное пианино, случайно нажав на клавиши, ребенок быстро сообразит, что ни могут издавать звук и уже осознано будет повторять движение. Такое упражнение очень хорошо помогает укреплению связи между причиной и следствием.

Развитие ребенка в пять месяцев продолжает совершенствоваться, для него очень важными становятся социальные связи. Потому мама с папой должны стать для него не просто нянями, а настоящими друзьями, с которыми интересно играть, «разговаривать». Также стоит помнить, что маленькие дети остро нуждаются в чувстве защищенности. Только ласковые слова, прикосновения, радостны эмоции могут его дать в полной мере. Если вы устаете, попросите помощи, но ни в коем случае не сбрасывайте свой негатив на ребенка. Обязательно снимайте то, что делает ребенок на видео. Ведь эти моменты взросления уже никогда в жизни не повторятся, они бесценны. И не заглядывайте каждый раз на женский форум, чтобы сравнить своего малыша с другими. Ведь у каждого малыша свои особенности, и ваш не должен уметь именно то, что ребенок подруги. Советоваться об особенностях развития ребенка, сроках введения прикорма, деталях ухода, лучше с педиатром. Некоторые нюансы поможет понять таблица с нормальными показателями физического и умственного развития детей.

sputnikdetstva.ru

Оставьте комментарий