Рефлекс бауэра у новорожденных: Безусловные рефлексы новорожденного

-Рефлекс ползания (Бауэра) и спонтанное ползание

Новорождённого укладывают на живот (голова по средней линии). В таком положении он совершает ползающие движения — спонтанное ползанье. Если к подошвам приставить ладонь, то ребёнок рефлекторно отталкивается от неё ногами и ползание усиливается. В положении на боку и на спине эти движения не возникают. Координации движений рук и ног при этом не наблюдается. Ползающие движения у новорождённых становятся выраженными на 3 — 4-й день жизни. Рефлекс физиологичен до 4 месяцев жизни, затем он угасает. Самостоятельное ползание является предшественником будущих локомоторных актов. Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса. При заболеваниях центральной нервной системы ползающие движения сохраняются до 6 — 12 месяцев, как и другие безусловные рефлексы.

-Хватательный рефлекс

Появляется у новорождённого при надавливании на его ладони.

Иногда новорождённый так сильно обхватывает пальцы, что его можно приподнять вверх (рефлекс Робинзона). Этот рефлекс является филогенетически древним. Новорождённые обезьяны захватом кистей удерживаются на волосяном покрове матери. При парезах рук рефлекс ослаблен или отсутствует, у заторможенных детей — реакция ослаблена, у возбудимых — усилена. Рефлекс физиологичен до 3 — 4 месяцев, в дальнейшем на базе хватательного рефлекса постепенно формируется произвольное захватывание предмета. Наличие рефлекса после 4 — 5 месяцев свидетельствует о поражении нервной системы.

Такой же хватательный рефлекс можно вызвать и с нижних конечностей. Надавливание большим пальцем на подушечку стопы вызывает подошвенное сгибание пальцев. Если же пальцем нанести штриховое раздражение на подошву стопы, то происходит тыльное сгибание стопы и веерообразное расхождение пальцев (физиологический 

рефлекс Бабинского).

-Рефлекс Галанта

При раздражении кожи спины паравертебрально вдоль позвоночника новорождённый изгибает спину, образуется дуга, открытая в сторону раздражителя. Нога на соответствующей стороне часто разгибается в тазобедренном и коленном суставах. Этот рефлекс хорошо вызывается с 5 — 6-го дня жизни. У детей с поражением нервной системы он может быть ослаблен или вовсе отсутствовать в течение 1-го месяца жизни. При поражении спинного мозга рефлекс отсутствует длительно. Рефлекс физиологичен до 3 — 4-го месяца жизни. При поражении нервной системы эту реакцию можно наблюдать во второй половине года и позже.

-Рефлекс Переса

Если провести пальцами, слегка надавливая, по остистым отросткам позвоночника от копчика к шее, ребёнок кричит, приподнимает голову, разгибает туловище, сгибает верхние и нижние конечности. Этот рефлекс вызывает у новорождённого отрицательную эмоциональную реакцию. Рефлекс физиологичен до 3 — 4-го месяца жизни. Угнетение рефлекса в период новорождённости и задержка его обратного развития наблюдается у детей с поражением центральной нервной системы.

-Рефлекс Моро

Вызывается различными приемами: ударом по поверхности, на которой лежит ребёнок, на расстоянии 15 см от его головки, приподниманием разогнутых ног и таза над постелью, внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей. Новорождённый отводит руки в стороны и открывает кулачки — 1 фаза рефлекса Моро. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение — II фаза рефлекса Моро. Рефлекс выражен сразу после рождения, его можно наблюдать при манипуляциях акушера. У детей с внутричерепной травмой рефлекс в первые дни жизни может отсутствовать. При гемипарезах

, а также при акушерском парезе руки наблюдается асимметрия рефлекса Моро.

При резко выраженной гипертонии имеется неполный рефлекс Моро: новорождённый только слегка отводит руки. В каждом случае следует определить порог рефлекса Моро — низкий или высокий. У грудных детей с поражением центральной нервной системы рефлекс Моро задерживается надолго, имеет низкий порог, часто возникает спонтанно при беспокойстве, различных манипуляциях. У здоровых детей рефлекс хорошо выражен до 4 — 5-го месяца, затем начинает угасать; после 5-го месяца можно наблюдать лишь отдельные его компоненты

15 главных рефлексов новорожденного: как их проверить — Parents.

ru

Грудничок

Фото
Getty Images/PhotoAlto

врач-педиатр, доктор медицинских наук

На первый взгляд кажется, что новорожденный совершенно беспомощен, но это не так. Едва появившись на свет, ребенок тут же начинает искать ртом мамину грудь, а захватив сосок, принимается активно ее опорожнять. Так что «добыть» себе еду он точно в состоянии. Но это далеко не единственный жизненно важный навык.

Этапы эстафеты

Врожденные рефлексы — это наследие, доставшееся нам от далеких предков по воле эволюции. Они закладываются в первые недели беременности в период внутриутробного развития и проявляются в первые часы, дни или недели после рождения. Все врожденные рефлексы считаются безусловными, то есть возникают помимо нашей воли и не поддаются осознанному контролю. По сути же это непроизвольные реакции нервной системы на раздражение, возникающее либо внутри самого организма, либо снаружи. Регулируются они прежде всего средним мозгом, который развивается в первую очередь. Когда же начинает развиваться кора головного мозга (более совершенное серое вещество), то она берет под свой контроль основную часть нервной системы. Как только это происходит, врожденные рефлексы уступают место условным. Причем угасание большинства непроизвольных реакций происходит уже на первом году жизни.

Тестовое задание

Зная сроки проявления и угасания безусловных рефлексов, родители могут вовремя заметить отклонения от нормы и обратиться за помощью к врачу. Но устраивая малышу экзамен, надо соблюдать некоторые правила. Многое зависит от того, голоден кроха или сыт. В первом состоянии он будет реагировать на раздражение энергично, а во втором — вяло. Так что тестирование лучше устраивать не раньше чем через полчаса после кормления, при естественном освещении, то есть в первой половине дня. Желательно, чтобы температура в комнате была 22−24°С.

Сосательный рефлекс начинает угасать ближе к году, а полностью исчезает к 1,5–2 годам. По мнению специалистов, таким образом природа определила оптимальный срок для окончания грудного вскармливания.

  • Сосательный. Стоит только дать новорожденному грудь, как он начинает делать ритмичные сосательные движения. Такая же реакция будет на собственный или чужой пальчик, соску, игрушку. Рефлекс проявляется чуть ли не с первого часа после рождения и проходит к 12−18 месяцам.

  • Хоботковый. Если быстро и легко прикоснуться к губам крохи пустышкой или пальцем, он выпятит губки трубочкой.Такая реакция проявляется в первые часы жизни и исчезает к концу 2−3-го месяца.

  • Поисковый. Осторожно и нежно погладьте малышу уголок рта или дотроньтесь пустышкой до щечки рядом с губами — и он мгновенно повернет голову в ту сторону, откуда шел стимул. А если соской немного надавить на середину нижней губы, ротик откроется, шея согнется, и малыш попытается захватить пустышку губами. Этот рефлекс свидетельствует о слаженной работе глубоких структур мозга. На его основе формируются мимические реакции. Навык проявляется в первый день жизни и сохраняется до 3−4 месяцев.

Фото
Getty Images/Cultura RF
  • Ладонно-ротовой. Если уложить малыша на спину и, взяв его ручку, слегка надавить большим пальцем в центр ладошки, он откроет ротик и нагнет головку вперед. Проделайте то же самое с другой ручкой. Реакция должна быть с обеих сторон одинаковая. Рефлекс подготавливает базу для осознанных движений рта и рук, с помощью которых кроха совсем скоро начнет исследовать мир. Такая способность появляется у малыша в первые 2−3 дня жизни и угасает к 3 месяцам.

  • Спинальные рефлексы — это двигательные рефлексы, регулируемые спинным мозгом. При их участии наше тело принимает разные позы и перемещается в пространстве. Проверив силу этих «реакций», врач может оценить двигательную активность ребенка.

  • Хватательный. Вложите в ладошку малыша платочек, и он тут же бессознательно сожмет ее в кулачок. Порой захват настолько крепкий, что, если ребенок возьмется за пальцы мамы или папы, его можно будет поднять в воздух. Рефлекс способствует развитию мелкой моторики и речевой деятельности. Проявляется в первую неделю жизни и после 3−4 месяцев исчезает.

Некоторые энтузиасты тренируют новорожденных «ходить по столу» или «стоять» на ладони у мамы или папы. Однако во время таких экзерсисов возникают запредельные нагрузки на незрелую костную систему ребенка, что может вызвать проблемы с формированием опорно-двигательного аппарата (неправильную осанку, косолапость).

  • Рефлекс опоры и автоматической ходьбы. Поверните карапуза лицом к себе, возьмите под мышки, фиксируя головку пальцами. Если приподнять его, он подожмет ножки. Если опустить на пол — будет стоять, опираясь на стопу. Если наклонить вперед — начнет «переступать» ножками. Это и есть автоматическая ходьба. Если ножки ребенка перекрещиваются, ничего страшного: в первые 1,5 месяца жизни это нормально. Рефлекс подготавливает к ходьбе. Проявляется он в первые недели жизни и к 3 месяцам угасает.

  • Рефлекс ползания. Положите кроху на животик и прикоснитесь своими ладонями к его подошвам. Он тут же оттолкнется от опоры и продвинется вперед. Рефлекс активизирует практически все зоны головного мозга, развивая координацию движений. «Ползать» так дети начинают на 3−4-й день жизни, а после 3−4 месяцев выходят на уже осознанный уровень.

  • Рефлекс Галанта. Положите ребенка на животик и проведите пальцем вдоль позвоночника, отступив слева от него 1 см и двигаясь сверху вниз. В ответ кроха выгнет спинку вправо. Проделайте то же самое с правой стороны. Ребенок должен выгнуть спинку влево. Рефлекс готовит нервную систему к осознанной координации движений и укрепляет связь между полушариями головного мозга. Проявляется с 5−6-го дня и проходит к 3−4 месяцам.

  • Защитный. Положите кроху на животик — и он тотчас повернет голову в сторону и попытается ее приподнять. Рефлекс помогает удерживать туловище, голову, руки и ноги в позе, наиболее удобной для дыхания (а во время родов позволяет малышу не захлебнуться). Он выражен уже в первые часы жизни и угасает к 1,5 месяца.

  • Рефлекс Переса. Положите малыша на животик и проведите пальцем по позвоночнику, двигаясь от копчика к шее и слегка надавливая на позвонки. В ответ малыш поднимет голову и таз, прогнет спину и согнет ноги в коленях. При этом он может закричать, помочиться или покакать. Рефлекс помогает врачу оценить работу спинного мозга. Проявляется на первой неделе жизни и испаряется к 3−4 месяцам.

Фото
Getty Images/Blend Images
  • Рефлекс Моро. Проверяется разными способами. Можно положить ребенка спиной на стол и внезапно ударить ладонями прямо по столешнице на расстоянии 15 см справа или слева от его головки. В ответ кроха сначала разведет ручки в стороны, разожмет кулачки и выпрямит согнутые ноги. Через 2−3 секунды руки либо вернутся в исходное положение, либо кроха обнимет себя ими. Первая и вторая фаза рефлекса могут быть выражены с разной силой — это считается нормой. Он вызывается с первых дней жизни и пропадает к 4−5 месяцам.

  • Подошвенный. Надавите большим пальцем на подошву малыша у основания указательного или среднего пальца — и они прижмутся к ступне. Если так же простимулировать наружный край стопы, двигаясь от пятки вверх, то большой палец ноги разогнется, а остальные разойдутся веером. Рефлекс подготавливает основу для осознанного управления пальцами ног. Проявляется в первые дни жизни и угасает к 12−14 месяцам.

  • Шейно-тонические рефлексы отвечают за способность мышц фиксировать и удерживать нужное положение тела. Они позволяют оценить мышечный тонус малыша и развитие продолговатого и среднего мозга.

  • Асимметричный. Если повернуть головку ребенка вправо, он разогнет правую руку и правую ногу и согнет левую руку и левую ногу. Рефлекс помогает малышу «найти» и разглядеть ручки в первые месяцы жизни, координирует работу глаз и мозга и способствует развитию вестибулярного аппарата. Проявляется в первые дни жизни и проходит к 3−4 месяцам.

  • Симметричный. Аккуратно нагните головку малыша так, чтобы подбородок коснулся груди: ручки тут же согнутся, а ножки разогнутся. Если головку разогнуть, все будет наоборот: ручки разогнутся, а ножки согнутся. Такая «цепная реакция» подготавливает ребенка к осознанному ползанию. Проявляется в первые дни жизни и угасает к 3−4 месяцам.

  • Лабиринтный. В положении «лежа на животе» голова крохи падает на грудь или запрокидывается назад, спина выгибается, руки прижимаются к груди, пальцы сжимаются в кулачки, ножки сгибаются в коленях и прижимаются к животу. Через несколько минут ребенок начинает выполнять плавательные движения, которые переходят в спонтанное ползание. Рефлекс помогает тренировать мускулатуру, чтобы впоследствии ребенок мог сесть и встать на ножки. Проявляется в первые дни жизни и исчезает к 3−4 месяцам.

Фото
oksun70/Getty Images/iStockphoto

Важно обращать внимание на общее состояние малыша. Если при проявлении рефлексов происходят изменения, но при этом нет других неврологических патологий, то это может являться индивидуальной особенностью организма новорожденного и можно не опасаться отрицательного влияния на его дальнейшее развитие. Самое главное, это вердикт врача — в нем после осмотра должно быть заключение «физиологические рефлекторные реакции младенца в норме».

Все под контролем

Врожденные рефлексы врач проверяет у малыша на каждом осмотре и в обязательном порядке. Эта рутинная процедура позволяет просто и эффективно отслеживать развитие центральной нервной системы: отклонения от нормы становятся заметны сразу. Так, рефлексы могут быть слабыми, слишком сильными или асимметричными. В группу риска чаще всего попадают недоношенные малыши; дети, перенесшие гипоксию, асфиксию, внутриутробную инфекцию или родовую травму; младенцы с некоторыми наследственными заболеваниями (миопатией, фенилкетонурией и др.).

У ребенка, перенесшего любое заболевание в первые недели жизни, рефлексы, как правило, временно ослабевают: в этом возрасте каждый сбой вызывает снижение активности нервной системы. В качестве лечения во всех трех случаях неврологи назначают классический лечебный массаж и гимнастику, а при необходимости прописывают ноотропы — препараты, улучшающие мозговую деятельность. Та же тактика применяется и при позднем угасании безусловных рефлексов.

Больше полезных и интересных материалов о здоровье новорожденных — в нашем канале на Яндекс. Дзен.

Анна Борисова

Рефлекс ползания Бауэра: задержки в обучении и моторном развитии, если ваш ребенок пропускает стадию ползания

  • Примитивные рефлексы

В этой статье содержится полезная информация о сохраняющемся ползательном рефлексе Бауэра. Партнерские ссылки включены для вашего удобства. Integrated Learning Strategies (ILS) — это учебный и академический центр. Напоминаем, что ILS не является поставщиком медицинских услуг, и ни один из наших материалов или услуг не предоставляет диагноз или лечение определенного состояния или проблемы с обучением, которые вы можете наблюдать у своего ребенка или учащегося. Если вы ищете диагноз или лечение для вашего ребенка или ученика, обратитесь к обученному специалисту, который может провести оценку ребенка.

Исследование, опубликованное в Journal of the American Academy of Pediatrics в 2000 г.

, показало, что дети, которые использовали ходунки в младенчестве и в раннем возрасте, демонстрировали задержки в достижении последовательных этапов (сидение, ползание и ходьба) по сравнению с теми детьми, которые никогда не использовали ходунки. устройства ходункового типа. Исследователи пришли к выводу, что существует связь между использованием этих ходунков и задержкой двигательной функции, что позже создало потенциальные проблемы с речью и обучением.

В проницательной книге Symphony of Reflexes Бонни Л. Брандес в отношении ходунков и аналогичных устройств описывается следующее:

проблемы для развивающегося ребенка? Проще говоря, сканирование вносит решающий вклад в различные аспекты разработки. Ползание помогает развивать два полушария мозга и укрепляет способность хранить и извлекать информацию. Он способствует созреванию мозолистого тела и усиливает связь между мозжечком и лобными долями. Способность гармонично использовать обе руки, ноги, глаза и уши также частично объясняется рефлексом ползания».

Рефлекс ползания Бауэра

Рефлекс ползания Бауэра появляется примерно через двадцать восемь недель внутриутробного развития. Этот младенческий рефлекс исчезает, когда ребенку около шести недель, но появляется снова, когда ребенок учится ползать. Вы можете вызвать реакцию Бауэра, надавив на подошвы ног новорожденного, когда он лежит лицом вниз. Когда вы надавливаете на ножки ребенка, он начинает ползать. Рефлекс ползания Бауэра способствует родам, когда ребенок продвигается по родовым путям. Позже в жизни это помогает ребенку в таких вехах, как ползание и, в конечном итоге, ходьба.

Этот рефлекс влияет на развитие координации всего тела. Это приводит к балансу между правым и левым полушариями тела. Когда этот рефлекс задействован, он активирует супершоссе или мозолистое тело в мозгу, соединяющее два полушария мозга. ( Симфония рефлексов )

Сохраненный рефлекс Бауэра ползания

Если этот рефлекс играет такую ​​важную роль в основных этапах развития вашего ребенка, что происходит, когда ребенок «держится» за рефлекс ползания Бауэра, когда он отсутствует? больше не нужно? Как это выглядит с точки зрения поведения и развития? Поскольку рефлекс Бауэра так тесно связан с двигательным аспектом ползания, если он сохраняется и младенец пропускает стадию ползания, он препятствует интеграции других вех развития и рефлексов (например, симметричного тонического шейного рефлекса (STNR)) .

STNR — это еще один важный примитивный рефлекс, который помогает ребенку на стадии ползания и ползания и может напрямую влиять на осанку и основные мышцы вашего ребенка в классе, если он сохраняется. Если рефлекс Бауэра сохраняется, это также может помешать формированию важных неврологических связей, что может повлиять на координацию движений вашего ребенка. (

Symphony of Reflexes )

Другие признаки сохраненного ползательного рефлекса Бауэра включают следующее:

  • Задержки в управлении движением
  • Проблемы с координацией
  • Задержки развития эмоций
  • Отставание в стадиях когнитивного развития
  • Фрустрация, сенсорные нарушения и гиперактивность у ребенка

Польза ползания для высшего образования

Наряду с увеличением физической силы и моторного контроля ползание стимулирует те части мозга, которые важны для обучения в будущем. Повторение движений рук и ног помогает организовать нейроны, позволяя мозгу начать контролировать когнитивные процессы, которые позже помогут с пониманием.

Когда младенец ползает, его руки становятся ориентиром, и он должен визуально решить, куда идти. Эти первые движения являются первоначальными тестами на зрительно-моторную координацию ребенка. Координация глаз и рук является важной частью системы обучения. Этот навык используется для чтения, письма, копирования, занятий спортом, занятий на игровой площадке, набора текста и многих других повседневных действий.

Еще одним важным элементом системы обучения является бинокулярное зрение. Этот навык закладывается у ребенка рано. Это включает в себя тренировку глаз, чтобы смотреть вдаль, а затем снова на свои руки на полу, когда они ползают. В будущей учебной среде ребенка бинокулярное зрение используется много раз в день в классе, например, когда ребенок наблюдает, как учитель пишет на доске, а затем смотрит на свою бумагу, чтобы скопировать записи с доски.

Также обнаружено, что поперечное боковое движение, которое происходит при ползании, укрепляет коммуникационную магистраль между правым и левым полушариями мозга. По мере того, как путь между полушариями увеличивается в скорости и ясности, способность достигать более высокого уровня обучения, например, анализа и критического мышления, происходит с большей скоростью и с большей легкостью.

Ползание также может улучшить умственное, зрительное и пространственное развитие вашего ребенка для отслеживания, декодирования, письма и решения проблем.

В дополнение к преимуществам, упомянутым выше, терапевты также считают, что ползание способствует независимости и подвергает младенцев новым стимулам в окружающей среде.

Важно ли сканирование?

В то время как некоторые дети могут полностью пропустить стадию ползания или ползать в течение очень короткого периода времени, многие дети проводят значительное количество времени, перемещаясь горизонтально по полу, чтобы схватить предметы. Ползание имеет много преимуществ, которые играют важную роль в развитии ребенка. Тем не менее, есть много детей, которые не ползают в течение длительного периода времени и не проявляют никаких признаков проблем с обучением или задержек. Недостаточно доказательств того, что ползание является единственной конечной вехой, которая является единственным путем правильного развития. Однако, исходя из всех преимуществ, которые дает ползание, имеет смысл поощрять много ползания и лежания на животе. Время на животике позволяет ребенку укрепить мышцы, использовать визуальные подсказки и практиковать двусторонние движения. Мы, как люди, сначала учимся, взаимодействуя руками, лежа на животе и ползая, чтобы начать учиться.

Программа «Интеграция с успехом»

Если вы подозреваете, что у вашего ребенка сохранились один или несколько примитивных рефлексов, есть способ проверить вашего ребенка и помочь интегрировать рефлексы с помощью нескольких простых упражнений, которые вы можете выполнять прямо у себя в гостиной. Программа «Интеграция с успехом» помогает родителям, терапевтам, учителям и специалистам интегрировать шесть основных и наиболее часто сохраняемых примитивных рефлексов.

Чтобы записаться на курс, зарегистрируйтесь в списке ожидания здесь . Вы также можете скачать бесплатную копию нашей дорожной карты «Сохраненные примитивные рефлексы», в которой содержится информация о том, как начать двигаться к интеграции рефлексов. Чтобы загрузить бесплатную копию, заполните форму ниже.

Сопутствующие товары


Integrated Learning Strategies — это расположенный в штате Юта центр, призванный помочь обычным детям и детям с трудностями в обучении добиться успехов в учебе. Наши услуги предоставляют детям нетрадиционные программы обучения в районах округа Дэвис, Кейсвилл, Лейтон, Сиракузы, Фармингтон и Сентервилль. Области, в которых можно найти интегрированные стратегии обучения, включают: репетиторов по чтению в Кейсвилле, репетиторов по математике в Кейсвилле, репетиторов Common Core в Кейсвилле, репетиторов в Юте, программы репетиторства в Юте

вниманиеВнимание и сосредоточенностьМладенцыМладенцы 0-2бауэровский рефлексповедениеПолзаниеЭтапы развитияВеха развитияэмоциональное развитиеЭмоции и поведениеМладенцыУспешная интеграцияязыковое развитиезадержка обучениянеспособность к обучениюрасстройства обученияинструменты обучениявехипримитивные рефлексысохраненные примитивные рефлексысенсорная интеграциянарушения обработки сенсорной речиразвитие речизрениеразвитие зрения

Брук Старейшина

Магия детского развития: примитивные рефлексы

(15 минут чтения)

Определение примитивных рефлексов
Вы когда-нибудь задумывались, какое волшебство лежит в основе развития ребенка? Что позволяет новорожденному превратиться из беспомощного, визжащего, мягкого комка плоти в прямоходящего, подвижного, ловкого, лепетывающего малыша? Что заставляет младенца разворачиваться, поднимать голову, переворачиваться со спины на животик, волочиться по земле, ползать на четвереньках и, наконец, ходить… и все это в течение первого года жизни? Как ребенок знает, что делать?

 
Что ж, ответ… и волшебство… лежат в наборе рефлексов, называемых примитивными рефлексами (они же младенческие или неонатальные рефлексы). Эти рефлексы являются нормальными, автоматическими реакциями на внешние раздражители, такие как движение головы (вестибулярный аппарат) и то, что ребенок чувствует, видит, слышит или переживает, которые происходят без сознательного мышления. Подобно акту дыхания и сердцебиения, эти автоматические реакции происходят в той части мозга, которая находится в задней части головы и называется стволом или нижним отделом мозга.
 
Проще говоря, рефлекс создает петлю, которая начинается с сенсорного стимула к стволу мозга, где происходят все автоматические реакции, и заканчивается ответным сокращением мышц, создающим определенный двигательный паттерн. Эти рефлексы облегчают продвижение ребенка по этапам естественного развития.
 
Роль примитивных рефлексов
Примитивные рефлексы объясняют большинство моделей движений в утробе матери и в первые месяцы жизни. Несколько рефлексов играют ключевую роль в самом процессе родов, а затем и в обеспечении выживания ребенка. Кроме того, они поддерживают развитие высших отделов мозга, также называемых корой… нашего сознательного мозга, которые контролируют мышечный тонус и движение, сенсорную интеграцию, познание и навыки обучения.
 
Не что иное, как рефлексы, обеспечивают восходящую связь тела с высшим мозгом, так что нервные сети ребенка могут быть полностью связаны, и ребенок может начать действовать более осознанно и преднамеренно.
 
О примитивных рефлексах говорят, что они «интегрированы», когда высший мозг берет на себя сознательное и преднамеренное движение, мысли и чувства, а нижний мозг больше не активируется стимулами. Даже после интеграции примитивных рефлексов они остаются опорой для произвольных и преднамеренных мыслей и движений. Однако они могут всплывать на поверхность, чтобы обеспечить выживание (т. е. бороться, бежать или замереть), когда травма или стресс заставляют нас возвращаться к нижнему мозгу.
 
При наличии неполных или слабых связей рефлекс считается неинтегрированным, активным или сохраненным; следовательно, рефлекс будет срабатывать постоянно, тем самым нарушая связь с нижним мозгом и блокируя доступ некоторой информации к высшему мозгу. Неинтегрированные рефлексы вызывают множество проблем — некоторые серьезные, другие менее серьезные — которые могут привести к пожизненной неспособности к обучению, а также к эмоциональным, поведенческим и социальным проблемам.
 
Правильная интеграция примитивных рефлексов необходима для способности ребенка… подростка, взрослого… к саморегуляции, организации и контролю чувств.
 
Обобщенные примитивные рефлексы
Существует более тридцати различных примитивных рефлексов. Все они появляются внутриутробно (в матке) в разные моменты беременности. Они играют ключевую роль в том, чтобы позволить ребенку пройти через процесс рождения, и каждый из них позволяет ребенку автоматически выполнять действия, которые обеспечат выживание и развитие ребенка после рождения.
 
Представленные здесь 14 примитивных рефлексов — это те, которые, если они сохраняются после возраста, когда они должны быть интегрированы, постоянно связаны с нарушением мозгового равновесия и задержками в развитии:

  1. рефлекс Моро
  2. Асимметричный тонический шейный рефлекс (ATNR)
  3. Галантный рефлекс
  4. Спинномозговой рефлекс Переса
  5. Ползательный рефлекс Бауэра
  6. Тонический лабиринтный рефлекс (ТЛР)
  7. Рефлекс связи
  8. Укореняющийся рефлекс
  9. Сосательный рефлекс
  10. Ладонно-подбородочный (ладонно-ротовой) рефлекс Бабкина
  11. Хватательные рефлексы
  12. Рефлекс Бабинского
  13. Рефлекс Ландау
  14. Симметричный тонический шейный рефлекс (STNR)

1. Рефлекс Моро
Во-первых, у нас есть рефлекс Моро, который развивается примерно на 9-12 неделе внутриутробного развития и должен быть полностью развит при рождении, чтобы вызвать выработку адреналина и кортизола, чтобы помочь активировать и дать энергию ребенку во время родов.
 
Как только ребенок рождается и она запрокидывает голову назад, запускается первая часть двигательного паттерна рефлекса Моро: ребенок раскрывает руки и ноги, расширяя легкие и позволяя сделать первый вдох жизни. Затем она быстро вытянет конечности, чтобы принять позу эмбриона, и может вслед за этим громко заплакать.
 
Как самый ранний из возникших примитивных рефлексов, моро формирует краеугольный камень в фундаменте жизни и существования. Это защитный и выживающий рефлекс ребенка… его реакция «бей или беги». Это единственный из примитивных рефлексов, который имеет несколько сенсорных триггеров, таких как громкие звуки, внезапное движение или изменение положения, пугающее зрелище или неприятное ощущение на коже.
 
В идеале этот рефлекс формируется к тому времени, когда ребенку исполняется 3–4 месяца.


​2. Асимметричный тонический шейный рефлекс (ATNR)
ATNR появляется примерно на 13 неделе внутриутробного развития. Он вступает в игру в родовых путях после рефлекса Моро. Это вызывает первое вращение ребенка, путешествующего по родовым путям, как штопор.

ATNR также называют рефлексом обучения, потому что он имеет решающее значение для ранней зрительно-моторной координации. Его также называют рефлексом фехтования из-за культовой позы, в которую ребенок наносит удары, когда рефлекс срабатывает, и боксерским рефлексом, учитывая, что он отвечает за небольшие удары руками и ногами, которые ощущаются во время беременности.
 
ATNR срабатывает, когда голова ребенка поворачивается в одну сторону в ответ на звук или визуальный сигнал, когда ребенок лежит на спине. Младенец будет вытягивать конечности на одной стороне тела в том направлении, в котором он смотрит, и сгибать конечности на противоположной стороне тела, отсюда и ссылка на фехтование. На страже!
 
Чтобы развить все преимущества этого замечательного и критического рефлекса, ребенок должен проводить больше времени на спине (не наклоняясь и не в детском кресле), чтобы у него было пространство и условия, способствующие отработке его фехтовальных и боксерских приемов. .
 
Здесь стоит упомянуть одно преимущество: эти движения помогают установить нейронные связи между правой стороной тела и левым полушарием мозга, а также левой стороной тела и правым полушарием.
 
В идеале ATNR интегрируется к тому времени, когда ребенку исполняется 6–7 месяцев.


3. Спинальный рефлекс Галанта
Спинальный рефлекс Галанта возникает на 20-й неделе внутриутробного развития.

Этот рефлекс важен для передачи колебаний тела плода и развития вестибулярной системы, которая является частью внутреннего уха и необходима для слуховой обработки, чувства равновесия и пространственной ориентации. Это позволяет ребенку переворачиваться в утробе матери, извиваться и принимать положение головой вниз перед рождением, а также двигаться по родовым путям.
 
Спинной галант также способствует развитию мышц поясницы, ягодиц, тазовой области и тыла ног, что влияет на систему координации движений вверх-вниз, а также на развитие связей между ноги и ядро ​​тела. Он подготавливает ребенка к ползанию, ползанию, стоянию, а затем к ходьбе.
 
Spinal Galant запускается прикосновением вдоль позвоночника ребенка или сбоку от основания шеи до вершины крестца. Ребенок отреагирует легким боковым скручиванием бедра в направлении раздражителя.
 
В идеале этот рефлекс формируется к тому времени, когда ребенку исполняется 3–9 месяцев.

4. Спинной рефлекс Переса
Этот рефлекс возникает при рождении и активен до 2-3 месяцев жизни.

Наряду со спинальным рефлексом Галанта и ползучим рефлексом Бауэра, спинальный рефлекс Переса помогает управлять движениями, необходимыми для прогрессирования родов. Это включает в себя то, что ребенок поднимает бедра, чтобы продвигаться вперед по родовым путям.
 
Этот рефлекс поможет развить рефлекс Ландау и симметричный тонический шейный рефлекс (т. н. мостовидные рефлексы) и, в конечном счете, заставит ребенка вставать на четвереньки ко всеобщему удовольствию. Он влияет на работу механизма перекачки цереброспинальной жидкости (который, проще говоря, представляет собой движение прозрачной жидкости организма, которая защищает головной и спинной мозг от внезапных ударов) и помогает движениям таза при ходьбе и приучении к туалету.
 
Спинной Перес срабатывает при прикосновении или поглаживании обеих сторон позвоночника от копчика до шеи. Младенец будет реагировать, вытягивая туловище, поднимая попу, а затем голову, как при наклоне назад, сгибая руки и ноги.
 
В идеале этот рефлекс формируется к тому времени, когда ребенку исполняется 3–6 месяцев.


5. Ползательный рефлекс Бауэра
Ползательный рефлекс Бауэра, как и многие другие рефлексы, появляется примерно на 12-й неделе внутриутробного развития. Он активен во время рождения ребенка и остается таковым до третьего месяца жизни, после чего он интегрируется в другие движения, позволяющие ребенку ползать.
 
Ползательный рефлекс Бауэра играет решающую роль посредством поперечного бокового движения (одновременное движение противоположной руки и ноги) в развитии нервных связей между левым и правым полушариями высших отделов мозга. Это соединение называется мозолистым телом. Ползание Бауэра имеет важное значение для развития зрения, слуха, координированных движений и зрелого познания.
 
При надавливании на подошвы ног новорожденного, лежащего лицом вниз, он будет совершать ползающие движения, задействуя стопы и их противоположное плечо. Позже противоположная рука протянется вперед. Ребенок также может поднять голову.

Есть несколько критических моментов для закрепления паттерна рефлекса ползания Бауэра для оптимизации работы мозга. Они:

  • Во время родов, когда новорожденный совершает перекрестные движения всем ядром и телом, что способствует движению ребенка по родовым путям;
  • Моменты сразу после рождения, когда ребенка кладут на живот матери, чтобы он ползал и дотягивался до ее груди;
  • В два месяца, когда отчетливо видно автоматическое ползание в ответ на толчок в ногу и противоположное плечо;
  • Между шестью и двенадцатью месяцами, когда ребенок учится ползать (на животике), а затем намеренно ползать (на четвереньках), сосредоточившись на цели, и начинает четко демонстрировать координацию движений противоположных конечностей.

​6. Тонический лабиринтный рефлекс (TLR)
Этот рефлекс имеет два типа движений. Первый, TLR вперед (сгибание), появляется примерно в 3-4 месяца внутриутробно и вызывается наклоном головы ребенка вперед, вызывающим немедленное сгибание рук и ног. TLR (сгибание) помогает плоду сохранять положение эмбриона или плода на протяжении всей беременности.
 
Второй паттерн движения, TLR назад (расширение), срабатывает только во время родов, когда ребенку нужно протолкнуться из родовых путей. Когда голова и шея вытягиваются назад, вытягивается все тело, а также конечности, что позволяет ребенку выпрямиться сразу после рождения.
 
Перевернутый TLR также помогает ребенку адаптироваться к гравитации после рождения. Это позволяет маленькой покачивающейся головке ребенка приподниматься, когда она лежит на животе. Ребенок, который не научится поднимать голову, останется беспомощным на полу. TLR позволяет мышцам шеи стать сильнее и влияет на мышечный тонус головы вниз. TLR принимает участие в развитии механизмов контроля мышечного тонуса всего тела и постепенно поддерживает развитие контроля над головой.
 
Это усиление и контроль лежат в основе движений переворачивания, ползания на четвереньках, стояния и ходьбы. Они обеспечивают устойчивость, равновесие, мышечный тонус, проприоцепцию (чувство положения и движения тела в пространстве) и равновесие.
 
Ожидаемая интеграция TLR вперед в возрасте 3–4 месяцев, пока конечности ребенка не расслабятся. Ингибирование TLR в обратном направлении — это более постепенный процесс, включающий появление мостовидных и постуральных рефлексов, который может занять до 3 лет.


7. Рефлекс связи
Рефлекс связи… да, это настоящий рефлекс… должен происходить в течение первых семи минут – одного часа после рождения, когда роды естественные и успешные, и когда мама и ребенок загружены окситоцин, который иногда называют гормоном любви.
 
Шаги сенсомоторной интеграции, необходимые для включения волшебства этого рефлекса, следующие:
 
1) Активация тактильной системы: ребенку нужно прикосновение мамы, чтобы создать тактильный мост между внутриутробным давлением и новым контрастным воздухом. давление.
 
2) Активация зрительной системы: ребенку и маме должна быть предоставлена ​​возможность установить зрительный контакт друг с другом. Малыш хорошо отреагирует на улыбающееся лицо мамы.
 
3) Активация слухового восприятия и обработки: Малыш должен слышать мамин голос, приветствующий его при рождении, а также папин голос, на который малыш может реагировать первым из-за его более низкой частоты.
 
4) Активация системы осанки тела: ребенок должен некоторое время лежать на животе мамы, чтобы вызвать так называемый паттерн брюшного рефлекса (рука и нога на той же стороне, на которую повернуто лицо, согнуты, а противоположная рука и нога прямая). Эта позиция успокаивает ребенка после стрессовых родов, снимая напряжение и стабилизируя гормоны стресса, адреналин и кортизол, которые очень высоки во время родов.
 
5) Активация двигательной системы ползания к груди матери: Положение ребенка на животе матери после родов активирует его инстинкт ползания к груди для кормления.
 
6) Активация инстинктов выживания: Ребенку нужно дать грудь, чтобы активировать первые сосательные движения. Это позволяет ребенку запустить координацию сосательно-глотательно-дыхательных рефлексов и активировать пищевой рефлекс, который информирует тело о том, что он удовлетворен питанием. Мозг активирует позитивные стратегии защиты и выживания, которые затем будут работать более эффективно в последующие годы, когда возникают стрессовые ситуации и разочарования.


8. Рефлекс укоренения
Рефлекс укоренения возникает между 24 и 28 неделями внутриутробного развития, поэтому на ультразвуковых изображениях можно увидеть, как младенцы сосут большой палец.
 
После рождения ребенка мама может полагаться на волшебство лицевых/оральных рефлексов, таких как рефлекс укоренения, а также на рефлексы рук и ног, чтобы заставить ребенка есть. Таким образом, рефлекс укоренения — это рефлекс сохранения жизни, который побуждает ребенка искать источник питания.
 
Заболевание вызывается легким прикосновением к щеке или легким прикосновением к внешнему краю рта. Ребенок повернет голову в сторону стимула и откроет рот достаточно широко, с вытянутым языком, чтобы захватить грудь или бутылочку, готовясь к сосанию.
 
Сила копательного рефлекса может увеличиваться и уменьшаться в зависимости от того, когда произошло последнее кормление. Он временно исчезает после того, как ребенок насытится, но снова появляется через некоторое время.
 
Хотя укоренение является врожденным, поворот к соске или бутылочке, когда они появляются в поле зрения, — нет. Однако ребенок быстро учится.
 
В идеале к 3–4 месяцам у ребенка формируется рефлекс копания.


9. Сосательный рефлекс
Сосательный рефлекс можно наблюдать внутриутробно в период между 18 и 24 неделями, но он полностью не развивается примерно до 36 недель. Из-за этого у недоношенных детей может быть слабая или незрелая способность к сосанию.
 
Как и следовало ожидать, этот рефлекс состоит из сосательных движений губ при прикосновении к ним или нёбу ребенка пальцем, соской или соской. Инстинктивно ребенок начинает сосать, чтобы обеспечить питание. Рефлексы сосания и копания также помогают развивать движения рта для еды и, в конечном счете, для речи.
 
Примерно в возрасте 2–3 месяцев сосание ребенка будет результатом сознательного усилия, а не рефлекса.

10. Ладонно-подбородочный (ладонно-ротовой) рефлекс Бабкина
Ладонно-подбородочный рефлекс Бабкина возникает на 9 неделе внутриутробного развития. После рождения он активен в течение первых 3 месяцев.

Рефлекс вызывается сильным нажатием на ладонь ребенка большим пальцем взрослого человека или «ладонью» его собственной руки. В ответ на давление ребенок открывает рот, сгибает локти и двигает головой вперед к груди или поворачивает голову в сторону, если одновременно стимулируется только одна рука.
 
Ладонно-подбородочный рефлекс Бабкина также вызывается сосательным действием. Вы можете заметить, как маленькие ручки ребенка разминают грудь во время кормления. Это врожденное движение стимулирует выработку молока у мамы.
 
Рефлекс играет важную роль в развитии пищевых рефлексов, таких как сосание, глотание, откусывание и жевание. Он влияет на мимику и динамику движений костей черепа. Крайне важно, чтобы этот рефлекс созрел для дальнейшего развития речи.
 
Кроме того, ладоменталь Бабкина создает основу для развития координационной системы «ладонь-рот», которая позволяет малышу подносить в рот различные предметы и игрушки для изучения их качеств, а в дальнейшем развивать навыки самостоятельного кормления.
 
В идеале этот рефлекс формируется к тому времени, когда ребенку исполняется 4 месяца.

11.  Хватательные рефлексы
Ладонный хватательный рефлекс (также называемый хватательным) возникает на 11-й неделе внутриутробного развития. Он полностью присутствует при рождении и сильно активен в течение первых 12 недель жизни.
 
Считается, что на ранних стадиях эволюции человека этот рефлекс был необходим новорожденным, чтобы цепляться за мать в целях безопасности. Захватывание также позволяет ребенку исследовать свое окружение через прикосновение, что влияет на развитие грубой моторики рук, хватание и удерживание предметов, манипулирование более крупными объектами, а затем на развитие мелкой моторики пальцев для рисования, письма и игры на музыкальных инструментах. , например.
 
Ладонный хватательный рефлекс активируется при прикосновении к верхней части ладони новорожденного ребенка пальцем, предметом или поверхностью. Ответ — кулачный захват. Хватка ребенка может быть настолько сильной, что его можно осторожно поднять из положения лежа, удерживая мизинцы мамы или папы. Однако необходимо соблюдать осторожность при проверке хватки ребенка, так как он может устать и отпустить хватку.
 
В возрасте от 4 до 6 месяцев ребенок может брать и удерживать предмет всей рукой. Примерно к 5-му месяцу ребенок начинает приобретать способность отпускать предмет по своему желанию. Примерно в 9 месяцев пальцы уже достаточно дифференцированы, чтобы ребенок мог использовать щипцовый захват.
 
Ладонный хватательный рефлекс формируется к концу первого года жизни.


В то время как ладонный хватательный рефлекс обнаруживается на ладонях рук, подошвенный хватательный рефлекс обнаруживается на подошвах стоп. Как и ладонный захват, подошвенный захват появляется примерно на 11 неделе внутриутробного развития.

Подошвенный рефлекс срабатывает, когда на подошву стопы ребенка оказывается давление – вертикально между пальцами и сводом стопы, что приводит к скручиванию пальцев ног ребенка. Этот рефлекс обеспечит устойчивость, когда ребенок сможет стоять, и координацию движений при беге, прыжках и лазании.
 
Подошвенный хватательный рефлекс имеет сильную ассоциацию «нога-рот». Если во время кормления грудью погладить ноги ребенка, это может вызвать одновременное высвобождение губных и языковых рефлексов, что может помочь облегчить кормление точно так же, как легкое «пальмирование» (рефлекс Бабкина) рук ребенка может вызвать или облегчить кормление.
 
Подошвенный хватательный рефлекс младенцев становится подошвенным рефлексом взрослых к 2 годам, когда он проявляется в виде сгибания пальцев стопы вниз по направлению к источнику раздражителя.


12. Рефлекс Бабинского
Рефлекс Бабинского (также известный как подошвенный рефлекс, разгибательный подошвенный рефлекс или симптом Бабинского) возникает примерно через неделю после рождения и остается активным, по крайней мере, в течение первого года жизни. С момента открытия рефлекса Бабинского его тестирование стало обычной частью обследований новорожденных и младенцев во всем мире.
 
Бабински важен для развития способности свободно двигаться и вращения в суставах, особенно в стопах, лодыжках, коленях, бедрах и даже челюсти. Это важно для развития координации при ползании, стоянии, ходьбе и беге, создании основы для баланса и ощущения заземления и сосредоточенности.
 
Рефлекс Бабинского запускается при стимуляции внешнего края стопы от пятки до основания пальцев. При наличии рефлекса большой палец вытягивается вверх, а остальные пальцы расходятся веером.
 
Рефлекс Бабинского может быть не полностью интегрирован, пока ребенку не исполнится 2 года.


13. Рефлекс Ландау
Рефлекс Ландау и симметричный тонический шейный рефлекс (STNR) отсутствуют при рождении и не сохраняются до конца жизни и, следовательно, не могут быть отнесены к категории примитивных или постуральных рефлексов как таковых. Говорят, что они действуют как важные «связующие» рефлексы, позволяющие выполнять более сложные движения ползания, ползания и ходьбы. Однако они не появятся, если предшествующие примитивные рефлексы не совершили своего волшебства.
 
Верхний Ландау (подъем головы, груди и рук) появляется через 2–4 месяца после рождения, а нижний Ландау (подъем ног, а также головы, груди и рук) — через 5–6 месяцев. Рефлекс срабатывает, когда ребенка поднимают за живот или на живот оказывается давление, например, когда он лежит на животе на полу. Голова, грудь, ручки и ножки малыша поднимутся, как будто он делает самолетик. Рефлекс также вызывается визуальной стимуляцией. Малыш поднимет глаза, например, чтобы посмотреть на знакомое лицо.
 
Первая задача, которую должен выполнить младенец, — освоить управление головой и тонус мышц шеи, груди, рук, спины и ног, прежде чем он сможет выполнять более контролируемые произвольные движения. Как упоминалось выше, TLR в обратном направлении отвечает за тонус мышц в течение первых нескольких месяцев жизни ребенка. Рефлекс Ландау, появляющийся в возрасте 2-4 месяцев, играет ключевую роль в дальнейшем развитии этого процесса. Контроль достигается в положении лежа (на животе), прежде чем он достигается в положении лежа на спине (на спине).
 
Когда ребенок может поднять свою грудь от земли, руки становятся свободными, чтобы брать предметы и подносить их ко рту. Движение ко рту помогает развить зрение вблизи и конвергенцию, то есть движение обоих глаз внутрь друг к другу.
 
Рефлекс Ландау участвует в развитии STNR, который появляется, когда верхняя часть тела становится достаточно сильной, чтобы можно было поддерживать грудь прямыми руками и держать голову. Это подготавливает к двигательным паттернам более высокого уровня, таким как способность стоять, ходить, прыгать, прыгать и прыгать.
 
Срок жизни Ландау длительный, примерно до 2 лет. Окончательная интеграция этого рефлекса в систему движений всего тела происходит между 2-м и 3-м годом, когда ребенок может поднимать голову, не отрывая ног от пола, в положении лежа.


14. Симметричный тонический шейный рефлекс (STNR)
STNR развивается у ребенка в возрасте 6-9 месяцев после рождения. STNR является другим из двух связующих рефлексов и, наряду с ATNR и TLR, считается шейным рефлексом, поскольку движение головы и шеи активирует изменения в руках, ногах и туловище.
 
Рефлекторный паттерн STNR включает два положения:

  • Из положения лежа, когда ребенок поднимает голову и выпрямляет руки, это вызывает сгибание ног и опускание ягодиц ребенка на лодыжки. Эта поза напоминает ту, которую принимает собака, когда ее просят сесть красиво.
  • В положении лежа, когда ребенок опускает голову ниже уровня позвоночника, это вызывает сгибание рук и выпрямление ног, как в положении собаки вниз.

 
В обоих случаях подъем или опускание головы вызываются слуховыми и визуальными стимулами, такими как голос мамы или папы сверху или вид игрушки на земле.
 
Попеременное сидение и собака вниз позволяет ребенку бросить вызов гравитации и принять положение на четвереньках, что является огромным достижением в развитии ребенка. Малышка укрепит мышцы спины и шеи и научится самостоятельно использовать две половины своего тела. В конце концов, раскачивание ребенка взад-вперед — «подпрыгивание щенка» — приведет к тому, что ребенок будет ползать на руках и коленях, что приведет к подавлению рефлекса STNR.
 
Если ребенок шаркает ногами или отстает на одну ногу при попытке ползать, это указывает на то, что ребенок застрял в своем развитии.

Оставьте комментарий