Как говорить с ребенком о смерти — Афиша Daily
Жизнь с детьми
Ника Голикова
25 февраля 2021 17:03
Как отвечать на вопросы ребенка о смерти, почему важно не обходить эту тему стороной и как не травматично объяснить детям то, что родители тоже умирают? Эти и другие вопросы «Афиша Daily» задала детскому психологу Анфисе Беловой.
Почему важно объяснять ребенку, что такое смерть?
Потому что смерть — неотъемлемая часть нашей жизни. С этим рано или поздно встречается каждый ребенок: в мультиках, книгах или реальной жизни, и у него возникают вопросы. Если он не получает ответов, то начинает додумывать сам, а так как он не имеет должного опыта и знаний, то пользуется исключительно своей логикой. Чаще всего отсутствие ответов вызывает самые различные страхи: страх собственной смерти, смерти близких, неизвестности, чего‑то потустороннего (если ответы по теме смерти он получил из доступных источников — например, мистических фильмов). У ребенка может возникать ощущение, что от него что‑то скрывают или его обманывают.
В каком возрасте лучше начать разговор?
Вопросы о жизни и смерти возникают у детей в возрасте шести-семи лет. Когда они появляются, тогда и есть смысл об этом поговорить. Бывают ситуации, когда ребенок сталкивается со смертью раньше — например, если умирает кто‑то из близких или домашнее животное. Тогда, конечно, можно завести разговор и раньше.
Как рассказать ребенку о смерти близкого человека?
Стоит об этом говорить аккуратно, без каких‑либо подробностей и в той парадигме, в которую верит сам родитель. Кому‑то легче принимать смерть через религию, кому‑то — через теории о душе, кому‑то — через любовь и память.
Важно дать понять ребенку, что смерть — это не что‑то, чего стоит бояться.
Несмотря на то, что человека больше нет в реальности, он все равно остается в нашей памяти.
Нужно объяснить ребенку, что вы с ним чувствуете схожие эмоции: можно вместе поплакать, спросить у него, что он чувствует. Порой бывает так, что возникает злость на человека, которого нет рядом, и у взрослых, и у детей. Это эмоции, мотивированные мыслями: «за что он нас оставил», «почему он ушел», «мне необходимо, чтобы он был рядом, а его нет». И это тоже нормально.
Можно сохранить какие‑то вещи близкого и объяснить ребенку потерю через магические или даже сказочные тезисы: например, что в этих вещах живет частичка близкого или ваша память о нем. Но ни в коем случае нельзя замалчивать и избегать этих разговоров, иначе ребенку придется переживать это в одиночку.
Иногда родители говорят: «Тебе пока рано об этом знать». И ребенок остается с этим один на один, потому что он не может перестать задавать себе вопросы, особенно если он видит грустных родителей или плачущих родственников вокруг. И в таком случае он, скорее всего, будет переживать гораздо больше страха, чем если родитель аккуратно объяснит ему, что произошло.
Какие слова и выражения лучше использовать?
На приемах с детьми я говорю о концепции души — о том, что, когда человек умирает в реальном мире, он продолжает жить в нас, в нашей к нему любви и нашей памяти. Да, мы по нему скучаем, но должны понимать, что этому человеку не плохо и не больно, он просто находится где‑то не рядом. Я стараюсь настраивать ребенка так, чтобы грусть и печаль переводились во что‑то светлое — в воспоминания, например.
Есть родители, которые не верят в концепцию души и жизни после смерти, тогда можно объяснять с биологической точки зрения: так устроена природа, это часть нашей жизни, и никто не знает, что будет дальше. Главное — рассказать так, чтобы не вызвать в ребенке чувство безнадежности.
Почему нельзя врать ребенку?
Некоторые родители, боясь за ребенка, выбирают ложь. Говорят, что родственник уехал куда‑то далеко и больше не вернется. Но так делать нельзя. Ребенок может сразу понять, что вы ему недоговариваете или обманываете его, тогда он просто начнет терять к вам доверие. А если он через какое‑то время узнает правду, то может счесть ваш поступок за предательство.
Не испугается ли ребенок такого разговора?
Суть в том, что вопросов о жизни и смерти больше боятся родители. Для взрослых эта тема табуирована, потому что вызывает боль, скорбь, ощущение потери. У ребенка таких ассоциаций еще нет. Если преподносить ему информацию спокойно, грамотно, аккуратно, это будет просто очередной ответ на один из множества вопросов. И он не будет этого бояться.
Стоит ли брать ребенка на похороны?
Все очень индивидуально: зависит от традиций и мировоззрений семьи и от личности самого ребенка. В целом похороны — это далеко не обязательное мероприятие для детей, они действительно могут напугать. Тем более что это не единственный способ попрощаться с человеком. То есть стоит понимать, для чего необходимо брать ребенка на похороны и есть ли в этом смысл.
С другой стороны, для некоторых детей (обычно тех, кто постарше) это может быть действительно важным моментом в прощании с близким, и они сами будут проявлять интерес к похоронам.
Как рассказать ребенку о своей неизбежной смерти в будущем?
Наверное, чаще всего приходится говорить об этом, если ребенок сам спрашивает. И тут, конечно, тоже не нужно врать. Стоит осторожно объяснить, например, используя фразы: «Да, это естественный процесс, все умирают, но это будет нескоро»; «Мы еще очень долго будем вместе»; «Я не оставлю тебя одного». Важно дать понять, что вы будете вместе с ребенком до тех пор, пока он не вырастет и не заведет свою семью, но и даже тогда вы все еще будете рядом с ним. Можно переводить акцент на разговоры о жизни, о том, сколько в ней всего прекрасного и удивительного.
В разговорах с маленькими детьми на серьезные темы важно давать информацию дозированно, по мере взросления, а не перегружать сразу. Кроме этого, многое зависит от того, какие вопросы они задают. Если сразу сказать: «Я не знаю, когда я умру, может быть, завтра попаду под машину», — это может вызвать страх. При этом всегда, если это все равно кажется обманом, можно сформулировать более аккуратно: «Никто не может знать точно, когда умрет, но обычно это происходит уже в старости, когда жизнь человека подходит к концу».
На первых этапах может быть достаточно веры в то, что родитель еще очень долго будет рядом и смерть произойдет нескоро. Когда через какое‑то время ребенок узнает, что люди умирают не только от старости, что иногда умирают довольно рано, тогда это повод уже отвечать на следующие вопросы.
расскажите друзьям
Мама, а ты умрешь? 8 книг о смерти для детей
Детские книги о смерти многими до сих пор воспринимаются как нонсенс, если не оскорбление. При этом честно ответить на вопрос ребенка о том, куда делись дедушка или бабушка, в состоянии далеко не всякий — и если нам самим это не под силу, то отдуваться за нас придется писателям. По просьбе «Горького» Евгения Губская сделала подборку из восьми книг о смерти для детей.
Само наличие детских книжек-картинок, посвященных смерти, уже вызов российскому обществу и отечественным традициям воспитания. Вот что сказали об одной из этих книг в 2007 году: «Вы только посмотрите, чему учат наших детей эти некрофилы». А в 2008 году из-за этой же книги издательство попало в черный список комиссии по этике Северо-Западного региона. Ознакомившись с подборкой, попробуйте угадать, о какой книге речь.
От детского вопроса «ты когда-нибудь умрешь?» принято отмахиваться или отмалчиваться, а бабушки с дедушками постоянно куда-то «уходят» (почему?), «улетают» (куда?) или вообще «устают» (от кого?). Мир детских книг чутко откликается на любые запросы детей и родителей: я нашла 8 книг для дошкольников о смерти. Есть вопросы — будут ответы. Пока нам сложно говорить на сложные темы с детьми, за нас с ними будут говорить книги. Кратко о каждой из этих книг я рассказываю ниже, а пока разоберемся с глобальными взрослыми вопросами.
«А надо ли?» Так ли необходимо разговаривать с 3-4-летним ребенком о смерти? Психологи считают, что если он задает вопросы, то говорить можно и нужно. То, что ребенок смог сформулировать подобный вопрос, уже говорит о его готовности услышать ответ.
Кирилл Карпенко, психолог, автор статей в журналах «Учительская газета», «Школьный психолог», «Первое сентября», считает, что нижней возрастной границы, начиная с которой с детьми можно говорить о смерти, не существует.
«Как говорить?» Оба психолога опять же сходятся во мнении: открыто, прямо, просто, без страха и тревоги.
Кроме чисто мировоззренческих вопросов могут возникнуть и вполне конкретные, если в семье произошло несчастье. В этом случае правила все те же: отвечать честно на поставленные вопросы.
Приступим к книгам. Не бойтесь, они совсем не страшные и даже добрее иных книг с розовыми облаками и принцессами на обложках.
- Ульф Нильсон, Эва Эриксон. Самые добрые в мире. М.: Самокат, 2019. Перевод А. Поливановой
Дети хоронят шмеля, мух, хомяка Нуффе, селедку, ежика, мышей, сбитого кролика, дрозда по имени Маленький папа.
Мальчик 3-4 лет понимает, что тоже когда-то умрет. Он рыдает из-за осознания, как расстроятся его родители, когда он умрет.
«Пютте ревел горючими слезами. До него наконец дошло.
— И я тоже… — причитал он. — Мама так расстроится…»
- Марианна Дюбюк. Дорога в гору. М.: Самокат, 2018. Перевод О. Патрушевой
Енотиха всю жизнь каждое воскресенье поднимается на гору. Однажды она берет с собой котенка Тима. Она показывает ему гору, учит всему, что знает, и помогает преодолевать трудности. Со временем котенок начинает ходить на гору сам: у енотихи уже нет сил подняться туда. Он находит новый путь, на котором встречает маленького зайца, и показывает ему дорогу в гору.
Книга о жизни и смерти, неразрывно связанных, таких разных, но таких близких.
«Но наступил день, когда тетушка Белла уже не нашла в себе сил отправиться на Сахарную Голову.
— Я подожду тебя здесь. А ты мне все расскажешь, когда вернешься».
- Ирина Зартайская. Все бабушки умеют летать. СПб.: Качели, 2018
В самом начале книги Ирина Зартайская мягко подготовила читателя к финалу: ее героиня говорит «у меня тоже БЫЛА бабушка». То есть героине все уже известно, она пережила это и готова рассказать о бабушке, оживить ее в памяти. Девочка помнит запах бабушкиного платяного шкафа, помнит ее любимое платье, ее огромную шубу, восхищается бабушкиным умением всегда выходить на правильной остановке метро, ценит то, как бабушка с ней играет, и никак не может понять, почему ей тоже нельзя заиметь крылья и летать с бабушкой.
Важно, что в книге есть место грусти, родители изображены плачущими. Ведь грустить и плакать, когда умер близкий человек, совершенно нормально, не так ли?
«Папа и мама просят меня держаться. Я не знаю, зачем и за что. Поэтому подхожу к бабушке и беру ее за руку».
- Бенджи Дэвис.
Остров моего дедушки. СПб.: Поляндрия Принт, 2015. Перевод А. Поповой
Книжка-картинка, в которой мальчик прощается с дедушкой. Вместе они отправляются в путешествие на тропический остров, на котором дедушка решает остаться навсегда. В этой книге нет слов «смерть» или «умер», но темы прощания, памяти и дальнейшей жизни при этом всегда остаются на первом плане. Если в предыдущей книге девочка мечтает о таких же крыльях, как у бабушки, то здесь мальчик спрашивает, не может ли он остаться вместе с дедушкой на его острове. Оба получают в ответ безапелляционное «нет».
«На прощание Сид обнял дедушку крепко-крепко.
Он знал, что будет очень скучать».
- Русе Лагеркранц. Моя счастливая жизнь. М.: КомпасГид, 2015. Перевод Ю. Колесовой
В общем-то, жизнь девочки Дюнне и правда счастливая: у нее добрый папа и Котик, в школе появляется лучшая подруга. Но, как всегда в жизни, не все так радужно. Мама тяжело болела и умерла несколько лет назад. Это не центральная, но очень важная тема книги. Папа Дюнне тоскует по жене, замыкается в себе, но выходит из этого состояния. Ведь жизнь-то продолжается.
«Раньше у нее была еще мама, которая тоже жила с ними, но она ушла.
Так говорят взрослые, когда кто-то умирает».
- Ульф Нильсон. Прощайте, Господин Маффин. М.: Издательство Альбус корвус, 2019. Перевод М. Лаптевой
Комбо из всех возможных «смертельных» детских тем: общее понимание, что такое смерть и что будет после нее, смерть домашнего животного, потенциальная (но не близкая) смерть близких и самого ребенка, похороны, воспоминания о жизни умершего. Всё в одном, при этом история не выглядит сделанной: старая морская свинка Маффин скоро умрет, его хозяйка пишет ему письма, он вспоминает свою жену и детишек, приятные и пугающие моменты из жизни. Когда он умирает, его хоронят в коробке из-под обуви, обложив одуванчиками, и поют псалмы.
«Я думала: или это такой отдых, и тогда не надо ничего бояться. Или окажешься на небесах, а там все-все будет хорошо. Надеюсь, ты сможешь это прочитать. Папа говорит, что, может, когда я приду домой из школы, тебя уже не будет в живых. Я тебя очень-очень люблю».
- Жак Гольдстин. Мой друг Бертольт. СПб.: Поляндрия Принт, 2018. Перевод С. Васильевой
Эта книга немного выбивается из общего ряда, ведь в ней умер Бертольт, и он дерево, древний дуб. Тем не менее книга доносит сразу несколько терапевтических мыслей: ничто не вечно, даже столетние дубы, и, пока жизнь продолжается, всегда можно вспомнить тех, кого больше в нашей жизни нет. Помимо этого, автор книги рассуждает о внезапности и бессмысленности смерти и о том, что, несмотря на печальные события в жизни отдельно взятого человека, жизнь вокруг продолжает неуважительно бурлить, не обращая никакого внимания на чьи-то страдания. Безусловно, остановиться, погрустить, осмыслить произошедшее — это нормально. Но потом самое время сделать что-то жизнеутверждающее — например, вместо нераспустившихся листиков подарить Бертольту кучу разноцветных перчаток.
«Когда погибает кот, это видно сразу. И с птичкой тоже все сразу ясно.
А вот с деревом сложнее. Оно так и остается стоять — могучее, огромное.
Как будто просто задержало дыхание, так — ради шутки».
- Мартин Видмарк. Старый дом просыпается. СПб.: Поляндрия Принт, 2019. Перевод К. Коваленко
Самая взрослая детская книга в этой подборке. В каждой иллюстрации можно искать — и находить! — сильные метафоры и аллегории. В частности, дом старика Ларсона передает его внутреннее состояние: сначала увядания, бессмысленности существования здесь и сейчас, а ближе к развязке — возрождения, возвращения к жизни. Его любимая умерла, дети давно обзавелись своими семьями. Он один, живет прошлым и не замечает жизни, мирно протекающей рядом. Всё меняется, когда соседский мальчишка приносит ему горшок с цветком и просит присмотреть за ним. Этот цветок возвращает в жизнь старика (и в книгу) былые краски. Вывод? Всегда есть что-то, ради чего можно снова захотеть жить.
«— Но я не могу ни за кем ухаживать! Я же скоро… — начал было он, но осекся».
Все издания из этой подборки можно и нужно читать детям вместе со взрослыми. Кто знает, может, одна из этих мудрых и пронзительных книг поможет и вам сэкономить на психотерапевте.
Детская и подростковая смертность от огнестрельного оружия в США и странах-аналогах
Огнестрельное оружие в последнее время стало основной причиной смерти детей в Соединенных Штатах, обогнав количество смертей в результате дорожно-транспортных происшествий и других травм.
Мы изучаем, как насилие с применением огнестрельного оружия и другие виды смертей от огнестрельного оружия среди детей и подростков в Соединенных Штатах сравниваются с показателями в таких же крупных и богатых странах. Мы выбираем сопоставимые крупные и богатые страны, определяя страны-члены Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) с ВВП выше среднего и выше среднего ВВП на душу населения как минимум за один год с 2010 по 2020 год. Используя базу данных Центра по контролю и профилактике заболеваний (CDC) Wonder и данные исследования Глобального бремени болезней (GBD) Института показателей и оценки здоровья (IHME), мы сравниваем показатели смертности и оценки инвалидности для людей в возрасте от 1 до 19 лет.. (Поскольку оценки не были доступны только для детей в возрасте от 1 до 17 лет, молодые люди в возрасте 18 и 19 лет сгруппированы с детьми для целей данного краткого обзора).
Мы обнаружили, что Соединенные Штаты являются единственными среди сопоставимых стран по количеству смертей детей от огнестрельного оружия. Ни в одной другой столь же крупной или богатой стране смерть от огнестрельного оружия не входит в число четырех основных причин смертности, не говоря уже о причине смерти номер один среди детей.
В 2020 году (последний год, по которому имеются данные CDC) огнестрельное оружие было основной причиной смерти детей в возрасте от 1 до 19 лет.в США, унесшие жизни 4357 детей. За исключением Канады, ни в одной другой аналогичной стране огнестрельное оружие не входило в пятерку основных причин детской смертности. Автомобильные аварии и рак являются двумя наиболее распространенными причинами смерти этой возрастной группы во всех других сопоставимых странах.
Объединяя все случаи смерти детей от огнестрельного оружия в США с показателями других стран ОЭСР с ВВП и ВВП на душу населения выше среднего, получается, что на США приходится 97% детских смертей, связанных с огнестрельным оружием, несмотря на то, что они составляют 46% от общей численности населения в этих столь же крупных и богатых странах. В совокупности на одиннадцать других сопоставимых стран приходится лишь 153 из общего числа 4510 смертей от огнестрельного оружия среди детей в возрасте от 1 до 19 лет.лет в этих странах в 2020 году, а на долю США приходится оставшаяся часть.
Огнестрельное оружие является причиной 20% всех детских смертей в США, по сравнению со средним показателем менее 2% детских смертей в столь же крупных и богатых странах.
В пересчете на душу населения уровень детской смертности от огнестрельного оружия в США примерно в 7 раз выше, чем в Канаде, стране со вторым по величине уровнем детской смертности от огнестрельного оружия среди столь же крупных и богатых стран.
Если бы смертность от огнестрельного оружия в США происходила с такими же показателями, как в Канаде, по нашим оценкам, с 2010 года в США погибло бы примерно на 26 000 детей меньше (в среднем около 2300 жизней в год). Это уменьшило бы общее количество детских смертей от всех причин в США на 12%.
Достигнув недавнего минимума (3,1 смертей от огнестрельного оружия на 100 000 детей) в 2013 году, в США к 2020 году, всего семь лет спустя, наблюдался рост на 81% (до 5,6 смертей от огнестрельного оружия на 100 000 детей).
США — единственная страна среди других стран, в которой за последние два десятилетия наблюдалось увеличение количества смертей детей от огнестрельного оружия (на 42% с 2000 года). Во всех сравнительно крупных и богатых странах с 2000 года наблюдается снижение детской смертности от огнестрельного оружия. В этих сопоставимых странах средний уровень детской смертности от огнестрельного оружия составлял 0,7 на 100 000 детей в 2000 году, а в 2019 году он упал на 56% до 0,3 на 100 000 детей. .
Не все смерти от огнестрельного оружия являются результатом насильственных нападений. В США в 2020 году 30% детских смертей от огнестрельного оружия были признаны самоубийствами, а 5% — непреднамеренными или неопределенными несчастными случаями. Тем не менее, наиболее распространенным типом смерти детей от огнестрельного оружия является насильственное нападение (65% всех случаев смерти детей от огнестрельного оружия приходится на нападение).
Всплеск числа смертей детей от огнестрельного оружия в США в 2020 году был в основном вызван увеличением числа смертей от огнестрельного оружия. Смертность детей от нападений с применением огнестрельного оружия достигла высокого уровня в 2020 году и составила 3,6 на 100 000 человек, т. е. 39% больше, чем годом ранее. Смертность от самоубийств среди детей в США увеличилась на 13% с 2019 по 2020 год, на 31% с 2000 года и на 89% по сравнению с недавним минимумом в 2010 году. детей, в США также самый высокий уровень смертности детей от огнестрельного оружия каждого типа — самоубийств, нападений и несчастных случаев или с неопределенными намерениями — среди столь же крупных и богатых стран.
В США также более высокий общий уровень самоубийств (независимо от того, было ли задействовано огнестрельное оружие) среди сопоставимых стран. В США общий уровень детских самоубийств составляет 3,6 на 100 000 детей и 1,7 на 100 000 детей, умерших в результате самоубийства от огнестрельного оружия. В сопоставимых странах в среднем общий уровень детских самоубийств составляет 2,8 на 100 000 детей и 0,2 на 100 000 детей, умерших в результате самоубийства с применением огнестрельного оружия. Если бы уровень самоубийств среди детей с применением огнестрельного оружия в США снизился до 0,2 на 100 000 детей (такой же, как в среднем по аналогичным странам), только в 2020 году погибло бы на 1100 детей меньше.
Воздействие и использование огнестрельного оружия также влияет на психическое здоровье детей. Исследования показывают, что дети могут испытывать негативные последствия для психического здоровья, включая симптомы тревоги, в ответ на насилие с применением огнестрельного оружия.
Были использованы данные из базы данных CDC Wonder 2020 Underlying Cause of Death и исследования IHME Global Burden of Disease (GBD) 2019. Категории основных причин смерти взяты из IHME — ГББ, уровень 3, причины смерти. 20 основных причин смерти детей в возрасте от 1 до 19 летбыли ранжированы для США и сопоставимых стран. Эти 20 основных причин смерти включают: огнестрельное оружие, дорожно-транспортное происшествие, другие травмы, врожденные заболевания, рак, расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ, сердечно-сосудистые заболевания, инфекционные заболевания, хронические респираторные заболевания, респираторные инфекции, неврологические расстройства, диабет и болезни почек, материнские и неонатальные заболевания. осложнения, заболевания органов пищеварения, недостаточность питания, ВИЧ/СПИД и ИППП, заболевания опорно-двигательного аппарата, кожные и подкожные заболевания, другие психические расстройства и запущенные тропические болезни. Непреднамеренная смерть от огнестрельного оружия включает смерть от огнестрельного оружия с неопределенным намерением. Смертельные случаи в результате дорожно-транспортных происшествий включают случаи гибели автомобилей, пешеходов, другого транспорта, столкновений с транспортным средством в движении или других случаев смерти наземным транспортом. К другим травмам относятся все травмы, не связанные с применением огнестрельного оружия, автомобилей или отравлений в результате расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ, но не полученные в результате оказания медицинской помощи. Рак включает как злокачественные, так и на месте новообразований. К врожденным заболеваниям относятся врожденные пороки развития, деформации и хромосомные нарушения, а также любые заболевания/нарушения, которые невозможно выявить с помощью лабораторных анализов или обследований. Другие психические расстройства (не показанные в приведенных выше таблицах, но учтенные в анализе) включают все случаи смерти от психических расстройств, за исключением самоубийств в результате применения огнестрельного оружия или других травм или отравлений в результате расстройства, связанного с употреблением психоактивных веществ. |
Детская смертность – ДАННЫЕ ЮНИСЕФ
Определения показателей
Смертность детей в возрасте до пяти лет: Вероятность смерти в возрасте от рождения до достижения ровно пятилетнего возраста, выраженная на 1000 живорождений.
Коэффициент младенческой смертности: Вероятность смерти в период между рождением и ровно 1 годом, выраженная на 1000 живорождений.
Коэффициент неонатальной смертности: Вероятность смерти в течение первых 28 дней жизни, выраженная на 1000 живорождений.
Вероятность смерти детей в возрасте 5–14 лет: Вероятность смерти в возрасте 5–14 лет, выраженная на 1000 детей в возрасте 5 лет. Вероятность смерти среди подростков в возрасте 10–19 лет: Вероятность смерти в возрасте 15–24 лет на 1000 молодых людей в возрасте 15 лет.
Источники данных и методология
последние несколько десятилетий отчетность об уровнях и тенденциях детской смертности была бы простой задачей. Но это делают немногие страны, и ограниченная доступность высококачественных данных за определенный период времени для многих стран делает получение точных оценок детской смертности серьезной проблемой.
Репрезентативные для страны оценки детской смертности могут быть получены из нескольких источников, включая регистрацию актов гражданского состояния, переписи населения и выборочные обследования. Участки демографического наблюдения и данные больниц исключены, поскольку они редко репрезентативны для страны. Предпочтительным источником данных является система регистрации актов гражданского состояния, которая постоянно регистрирует рождения и смерти, собирает информацию по мере возникновения событий и охватывает все население. При полном охвате регистрацией и эффективном функционировании систем полученные оценки детской смертности будут точными и своевременными. Однако во многих странах по-прежнему отсутствуют жизнеспособные или полностью функционирующие системы регистрации актов гражданского состояния, которые точно регистрируют все случаи рождения и смерти — такие системы есть только в 60 странах. Таким образом, обследования домохозяйств, такие как кластерные обследования по многим показателям, поддерживаемые ЮНИСЕФ, и демографические и медицинские обследования, поддерживаемые Агентством США по международному развитию, в ходе которых женщин спрашивают о выживании их детей, являются основой для оценки детской смертности в большинстве развивающихся стран. .
Межведомственная группа Организации Объединенных Наций по оценке детской смертности (UN IGME) стремится собрать все доступные данные о детской смертности на национальном уровне, включая данные из систем регистрации актов гражданского состояния, переписей населения, обследований домохозяйств и систем выборочной регистрации. Чтобы оценить ряд тенденций смертности детей в возрасте до пяти лет для каждой страны, статистическая модель подгоняется к точкам данных, которые соответствуют стандартам качества, установленным IGME, а затем используется для прогнозирования линии тренда, которая экстраполируется на общий базисный год, установленный на 2019 г. по представленным здесь оценкам. Показатели младенческой смертности рассчитываются либо путем применения статистической модели, либо путем преобразования коэффициентов смертности детей в возрасте до пяти лет на основе модельных таблиц смертности. Коэффициенты неонатальной смертности рассчитываются с использованием статистической модели, в которой в качестве входных данных используются имеющиеся национальные данные и оценочные коэффициенты смертности детей в возрасте до пяти лет. Показатели смертности среди детей в возрасте 5–14 лет и молодежи в возрасте 15–24 лет были рассчитаны с использованием той же модели, что и для смертности детей в возрасте до пяти лет. Эти методы обеспечивают прозрачный и объективный способ подгонки сглаженного тренда к набору наблюдений и экстраполяции тренда от самой ранней доступной точки данных до настоящего времени. Более подробное объяснение доступно в пояснительных примечаниях (доступно на арабском, английском, французском, испанском и русском языках).
Обзор методологии доступен в отчете UN IGME за этот год.
Рецензируемый сборник статей, который вносит важный вклад в обеспечение прозрачности методологии UN IGME для оценки детской смертности. Темы включают: обзор методологии оценки детской смертности, разработанной UN IGME, методы, используемые для корректировки систематической ошибки, вызванной СПИДом, оценка половых различий в детской смертности и многое другое. Сборник подготовлен при поддержке ЮНИСЕФ и независимой технической консультативной группы IGME. Подробнее .
Более подробная информация о данных, использованных для получения оценок, доступна в CME Info http://www.childmortality.org.
Основные ссылки
- Подробное описание методологии B3 см. в Alkema, L. and New, J.R. (2014). «Глобальная оценка детской смертности с использованием байесовского метода уменьшения смещения B-сплайна», Annals of Applied Statistics, Vol. 8, № 4, 2122-2149. Доступно на http://arxiv.org/abs/1309.1602 [PDF].
- Полная информация о методологии, использованной при оценке детской смертности за 2015 г. , доступна в PLOS Сбор лекарств по методам оценки детской смертности (ploscollections.org/childmortalityestimation).
- Изменения в методах, использованных для оценок за 2019 год, см. в отчете за этот год.
Alkema, L. et al., «Национальные, региональные и глобальные соотношения полов в младенческой, детской смертности и смертности детей в возрасте до 5 лет и выявление стран с отдаленными коэффициентами: систематическая оценка», The Lancet Global Health , vol. . 2, 9, 1 сентября 2014 г., стр. e521-e530, DOI: 10.1016/S2214-109X(14)70280-3 Доступно на http://arxiv.org/abs/1309.1602
Александр, Моника и Леонтина Алкема, «Глобальная оценка неонатальной смертности с использованием модели байесовской иерархической сплайновой регрессии», Demographic Research, vol. 38, 2018, стр. 335–372.
Hill, K., et al., Тенденции детской смертности в развивающихся странах: 1960–1996 [Полная публикация [zip] .
Ю, Д. и др.