Тесты к готовности школе – Консультация на тему: Тесты, определяющие готовность детей к школе.

Проверяем готовность ребенка к школе: тесты для будущих первоклашек

Лето – заслуженное время отдыха для школьников и волнительное для будущих первоклашек и их мам и пап. Еще не все определились со школой и не все собрали документы. Нужно успеть пройти врачей! Купить самый красивый ранец, школьную форму и канцтовары. А еще немного пугает неизвестность: хорошо ли подготовлен вчерашний детсадовец к школе? Портал Ннмама.ру узнал, как проверяется готовность ребенка к школе, что должен уметь будущий первоклашка. 

Готовность ребенка к школе: психологическая 

1. Развитая усидчивость. Ребенок должен быстро приспосабливаться к новой деятельности и уметь работать над задачей какое-то время. 

2. Навык постановки цели, составления плана действий. Будущий первоклашка должен понимать важность некоторых дел. Например, чтобы выучить стихотворение, ему нужно отказаться от интересующей его игры. 

3. Ребенок должен уметь сам усваивать информацию и делать из нее логические выводы. Например, по форме предмета он сможет догадаться о его назначении. 

4. У него должна быть развита связка «глаз – рука»: умение координировать действия. 

5. Способность успешно взаимодействовать со сверстниками. 

Готовность ребенка к школе: интеллектуальная 

  • Зачатки умений оперировать мысленно отвлеченными понятиями (что такое счастье, боль, радость). 
  • Элементарное владение операциями анализа и синтеза в речевой и зрительной формах (различать гласные и согласные, первый и последний звук в слове и т.д). 
  • Умение обобщать, классифицировать: яблоко, груша, апельсин – это фрукты.

Готовность ребенка к школе: речевая 

1. Словарный запас в пределах возрастной нормы. У ребенка 6-7 лет в активн

nnmama.ru

ТЕСТЫ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ. Государственное учреждение образования «Ясли-сад деревни Житомля»

Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. 
Нельзя не признать, что обучение может быть эффективным только в том случае, когда первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами.

Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих:

1. Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса.
2. Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации; речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи.

3. Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание. 
4. Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера – а также уметь общаться со взрослым собеседником.

Кроме того, ребенок должен хотеть идти в школу. И здесь мы, взрослые, должны уметь отграничивать внутреннюю мотивацию ребенка от внешней. Дошкольник должен идти в школу потому, что хочет много знать, ожидает, что там будет интересно, а не потому, что мы купим ему за это новый конструктор или шагающего робота.
Учитывая тот факт, что ребенок нередко впервые встречается с психологом лишь непосредственно при поступлении в школу, можно предложить специальную диагностическую методику для родителей, которые с помощью простых наблюдений и ответов на вопросы, смогут сами определить сформированность готовности своего ребенка к школьному обучению. Однако прежде чем говорить непосредственно о диагностической методике, необходимо сказать об определенных правилах.
1. Все задания должны предлагаться в непринужденной обстановке. Это должна быть игра или какая-либо повседневная деятельность.

2. Не стоит говорить ребенку, что вы собираетесь его проверять. Он замкнется. Или будет слишком напряжен.
3. Это всего лишь наблюдение, поэтому оно может быть растянуто во времени. Не торопите ни его, ни себя.

Диагностическая методика — модифицированный опросник, разработанный американским психологом Дж. Чейпи
1. Оценка базового опыта ребенка
• Приходилось ли ребенку сопровождать вас на почту, в сберкассу, в магазин?
• Был ли малыш в библиотеке?
• Приходилось ли ребенку бывать в деревне, в зоопарке, в музее?
• Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?
• Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?
2. Оценка физического развития
• Хорошо ли ребенок слышит?

• Хорошо ли он видит?
• Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
• Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
• Выглядит ли ребенок здоровым, бодрым, отдохнувшим?
3. Оценка эмоционального развития
• Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?
• Сформирован ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
• Легко ли малышу переключиться при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
• Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться с другими детьми?
4. Оценка речевого развития
• Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
• Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
• Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник?
• Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом?
• В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-либо происшедший с ним случай?
• Четко ли ребенок выговаривает слова?
• Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?
5. Оценка умения общаться
• Включается ли ребенок в игру других детей?
• Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
• Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?
• Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо сценку в домашнем спектакле?
6. Оценка когнитивного развития
• Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы. Например, найти картинку, не похожую на остальные?
• Может ли ребенок различать буквы и короткие слова б/п, кот/год?
• Cпособен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
• Может ли ребенок самостоятельно, без посторонней помощи, сложить головоломку из пятнадцати элементов?
• Может ли ребенок рифмовать слова?
• Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
• Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?
Если все ваши ответы оказались утвердительными, вас можно поздравить. Ваш ребенок, очевидно, готов к школьному обучению и с легкостью пройдет все испытания и собеседования.
Если ваши ответы на двадцать и более процентов отрицательные, то это серьезный повод задуматься: не торопитесь ли вы отправить своего малыша в школу?
В завершение статьи хочется сказать несколько слов об общем направлении подготовки ребенка к школе.

Психика ребенка развивается в игре. Постепенно исчерпав свои возможности, игра, как ведущий вид деятельности, уступает место обучению. 
Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний. Важно не учить читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки. 
Конечно, хорошо, что будущий первоклассник умеет читать, считать. Но для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры, слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать. 
Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в нее включиться.

Тест на психологическую и социальную готовность ребенка к школе

Инструкция: я зачитаю тебе несколько предложений. Если ты согласен, поставь + на листе бумаги.

1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей. 
2. Мне интересно, какие у меня будут уроки. 
3. Думаю, что буду приглашать на день рождения весь свой класс. 
4. Мне хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена. 
5. Когда пойду в школу, буду хорошо учиться. 
6. Мне интересно, что в школе предлагают на завтрак. 
7. Самое лучшее в школьной жизни -это каникулы. 
8. Кажется, в школе намного интереснее, чем в саду. 
9. Мне оч хочется в школу, т.к. мои друзья тоже идут в школу. 
10. Если было бы можно, я бы еще в Прош году пошел в школу. 
Оценка результатов: 
Высокий уровень- если ребенок поставил не менее 8 плюсов 
Средний уровень- от 4до 8 плюсов, ребенок хочет в школу, но она привлекает его своими внеучебными сторонами. Если большее кол-во +сов на первые 5 пунктов, то ребенок мечтает о новых друзьях и играх, если же на пункты от 6 до 10 – представление о школе сформировано, отношение положительное. 

Низкий уровень- от 0 до 3х плюсов. Реб не имеет представления о школе, не стремится к обучению.

Тест на уровень развития школьно-значимых психических и физиологических функций

Краткое исследование развития речевого слуха

Инструкция: я буду произносить пары слов, а ты подними руку, если услышишь одинаковые слова: день-тень, палка-палка, балка-палка, балка-балка, мишка- миска, миска-миска. 
Инструкция: я произнесу пары слогов, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь разные слоги: 
ПА-БА, ПА-ПА, БА-ПА, БА-БА, ТЫ-ТИ, ТИ-ТИ, ТИ-ТЫ, ТЫ-ТЫ, СУ-ЩУ, СУ-СУ, ШУ-ШУ, ШУ-СУ. 

Инструкция: Я произнесу слоги, а ты внимательно послушаешь их и повторишь: 
ПА-ПО-ПУ, ПО-ПУ-ПА, ПУ-ПА-ПО, ПА-ТА- КА, ТА-КА-ПА, ТА-ПА-КА, ТА-ДА-ТА, ТА-ТА-ДА, ТА-ДА-ДА, БА-ПА-БА, ПА-ПА-БА. 
А сейчас я произнесу слова, ты их запомнишь и повторишь(порядок слов несколько раз изменяется): 
ДОМ-ТОМ-КОМ 
БОЧКА-ТОЧКА-ДОЧКА-КОЧКА. 

Оценка результатов: 
высокий уровень- ребенок безошибочно различает слова, слоги, близкие по звуковому составу, различает слова со сходными звуками. 
Средний уровень- ребенок допускает незначительные ошибки, при замедленном повторении может их исправить самостоятельно. 
Низкий уровень-ребенок не различает сходные по звучанию слоги и слова, не замечает ошибок при многократном повторении.

Тест на уровень развития познавательной деятельности
Тест словаря

Вам предлагается 5 наборов слов. Выберите 1 из них(или постепенно в разные дни работайте с каждым набором) и задайте ребенку инструкцию: 
Представь, что ты встретился с иностранцем, он плохо понимает по-русски. Он просит тебя объяснить, что означают эти слова. Как ты ответишь? Далее поочередно предлагайте слова из выбранного вами набора.

Наборы слов: 
1. Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый. 
2. Самолет, молоток, книжка, плащ, перья, друг, прыгать, разделять, бить, тупой. 
3. Автомобиль, веник, блокнот, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий. 
4. Автобус ,лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать, мягкий, убегать. 
5. Мотоцикл, щетка, тетрадь, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, гладить, шершавый. 
При затруднении ребенок может нарисовать данный предмет или изобразить жестом.

Оценка результатов: за каждое правильно объясненное слово максимально возможно поставить 2 балла ( за определение, близкое к научному).

1 балл- понимает значение слова, но словесно его выразить не может.

1,5 балла- может описать предмет словесно.

0 баллов- отсутствует понимание слова.

Для шестилеток низкий уровень- 0 – 6,5 баллов 
Средний уровень- 7-12 баллов 
Высокий уровень- 12,5- 20 бал

Тест «Кругозор»

оценка уровня развития познавательной деятельности

Цель теста: определение объема сведений о себе, своей семье, окружающим мире, а также способности к анализу и суждениям.

1. Назови свое имя, фамилию, отчество. 
2. Назови фамилию, отчество родителей. 
3. Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь: мужчиной или женщиной? 
4. У тебя есть брат, сестра, кто старше? 
5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, два? 
6. Сейчас утро, вечер (день или утро?) 
7. Когда ты завтракаешь (утром или вечером?), обедаешь? Что бывает раньше обед или ужин, день или ночь? 
8. Где ты живешь, назови свой домашний адрес? 
9. Кем работают твои родители? 
10. Ты любишь рисовать? Каково цвета этот карандаш (платье, книга?) 
11. Какое сейчас время года, почему ты так считаешь? 
12. Когда можно кататься на санках – зимой или летом? 
13. Почему снег бывает зимой, а не летом? 
14. Что делает почтальон (врач, учитель?) 
15. Зачем в школе нужен звонок, парта? 
16. Ты сам хочешь пойти в школу? 
17. Покажи свой правый глаз, левое ухо? Зачем нам нужны глаза, уши? 
18. Каких животных ты знаешь? 
19. Каких птиц ты знаешь? 
20. Кто больше, корова или коза? 
21. Что больше 8 или 5? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2. 
22. Что нужно сделать, если ломаешь чужую вещь?

СВЕДЕНИЯ О СЕБЕ, СЕМЬЕ – 1,2,3,4,5,8,9,17 
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ — 6,7, 10,11, 12,14, 18,19 
СПОСОБНОСТЬ К АНАЛИЗУ, РАССУЖДЕНИЯМ – 13, 20, 21,22 
ШКОЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ – 15,16. 

ОЦЕНКА: 
Каждый правильный ответ – 1 балл, правильный, но неполный ответ 0,5 балла. 

Отдельно оцениваются следующие вопросы: 
• 5 вопрос – ребенок вычислил, сколько ему будет лет – 1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла (например мне 6 лет восемь месяцев, через год будет 7 лет и восемь месяцев)

• 8 вопрос – полный домашний адрес — 3 балла 
• 15 вопрос — правильное применение школьной атрибутики – 1 балл 
• 16 вопрос — положительный ответ – 1 балл 
• 17 вопрос – правильный ответ – 3 балла 
• 22 вопрос – правильный, адекватный ответ – 2 балла 

Оценка результатов:

Высокий уровень – 24-29 баллов 
Средний уровень – 20-23,5 балла 
Низкий уровень – от 19,5 и ниже

Другие тесты

Тест «Нарисуй человека»

Попростите ребёнка нарисовать человека: «Возьми лист бумаги и нарисуй человечка. Реши, кто это будет: мальчик, девочка, дядя, тетя».

В идеале это должна быть картинка фигуры человека, у которой есть все части: уши, глаза, рот, туловище, шея, руки с пальцами, ноги, нижняя часть туловища отделена от верхней.

Чем меньше деталей, тем примитивнее рисунок.

Тест «Повтори»

Напишите на нелинованном листе бумаги фразу письменными буквами: «Ей дан чай».

Инструкция может быть следующая: «Посмотри внимательно, как нарисованы здесь буквы, попробуй написать их точно так же».

Самый высокий балл можно дать, когда вы видите, полную схожесть букв и образца. Конечно, буквы могут отличаться от оригинала, но не больше чем в два раза.

А так же ребенок должен показать, что он увидел заглавную букву, которая будет выше остальных.

Тест «Круг»

Нарисуйте циркулем на листе круг диаметром примерно 2,5 см.

Попросите ребенка аккуратно обвести его по контуру, не отрывая руки.

Если это задание выполнено успешно, то вы увидите точное воспроизведение образца.

Понаблюдайте, насколько грубые ошибки допущены в этой работе.

Если вы видите, что ребёнку многое дается с трудом, и тем более у него нет желания — не стоит его заставлять. В конце концов, он просто не готов.

Тест для родителей

1.Хочет ли ваш ребенок идти в школу? 
2.Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться? 
3.Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)? 
4.Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется? 
5.Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений? 
6.Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений? 
7.Умеет ли он изменять существительные по числам? 
8.Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами? 
9.Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно? 
10.Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы? 
11.Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку? 
12.Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки? 
13.Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)? 
14.Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту? 
15.Знает ли ребенок названия диких и домашних животных? 
16.Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)? 
17.Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.? 
18.Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста. 
15-18 баллов — можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы; 
10-14 баллов — вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий; 
9 и меньше — почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

ddu-zhitomlya.schools.by

Психологическая готовность ребенка к школе

Многие современные родители отдают детей в школу уже в 6 лет, а не в 7 — как раньше. Но сегодняшние реалии требуют, чтобы была психологическая готовность ребенка к школе, а также социальная адаптивность и эмоциональная устойчивость.

С целью определения уровня подготовки дошкольника к поступлению в первый класс, особенно в гимназию или лицей, либо более элитную или частную школу, могут быть вступительные испытания у школьных педагогов-психологов в виде тестирования и другой диагностики социально-психологической готовности детей к обучению в школе.

Чтобы вам самим, как родителям, было понятно, готов ли ребенок к школе, на сайте Психоаналитик-Матвеев.РФ вам предлагается пройти тест и другую диагностику на эмоциональную, социальную и психологическую готовность дошкольника к обучению в первом классе.

Для чего необходима психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Сейчас, в современной российской школе, к первоклассникам предъявляются такие требования, такая высокая психологическая готовность к обучению в школе (уровень психологического развития, интеллекта, эрудированности, общих знаний, адаптивности в социуме и т.д. и т.п.), что многие родители вполне, казалось бы, правомерно возмущаются, типа «а зачем школа и учителя, если ребенок должен иметь готовность к школе (к первому классу), как раньше ко второму…».

«Раньше дети (обычно семилетки) шли в первый класс, чтобы научиться читать, писать и считать, а теперь это все надо уже уметь до поступления в школу…» — негодуют многие родители будущих первоклашек, которым по сути самим приходится обучать всему этому своих чад.

В чем-то, конечно, может они и правы — на плечи мам и пап ложится великое множество проблем, связанных не только с воспитанием своих детей, но и их развитием и образованием, что в советское время было делегировано детским садам и школе, зачастую вместе с воспитанием…

Но современный подход к развитию и образованию детей и их готовность к обучению в школе, практически всецело возложен на родителя. Такое ощущение, что нынешняя школа лишь намекает на предмет, который типа изучают, дает задания, тестирует и экзаменует, а в конце выдает «бумажку с печатью», как бы подтверждающую, что выпускник школы имеет готовность к дальнейшей, более взрослой жизни — «аттестат зрелости».

Можно, конечно, сказать, что это такая современная специфика школьного образования, связанная с бОльшими требованиями жизни, что так необходима готовность ребенка к обучению в школе, но родителям лучше все же брать всю ответственность за своих детей и их будущее на себя и формировать психологическую готовность своего ребенка к школе самостоятельно, либо с помощью детских психологов и репетиторов.

Что такое диагностика готовности к школе

Диагностика готовности к школе, особенно шестилетних детей, включает в себя различные психологические тесты: интеллектуальные, эмоциональные и социальные виды тестирования.

Практически любой радивый родитель может самостоятельно определить готовность своего ребенка к обучению в школе, протестировав его уровень знаний, эрудиции, развития интеллекта, мышления, социальной адаптированности, эмоциональности и др.

При необходимости, мама и папа могут обратиться к социальному, детскому психологу или психотерапевту для консультации о формировании готовности ребенка к школе и, если понадобится, психокоррекции и повышения мотивации к обучению.

Существует множество тестов, чтобы проверить готов ли ребенок к школе, мы вам предложим некоторые, самые популярные и востребованные их них.

Тест — готовность ребенка к школе

Чтобы вам, родителям, определить психологический уровень готовности вашего ребенка к обучению в школе, вам нужно провести тестирование с ним самостоятельно, задавая ребенку вопросы из данного теста и отмечая подходящий вариант ответа, согласно инструкции.

Инструкция для родителя, как правильно пройти тест на готовность ребенка к школе:
Проводить опрос с ребенком лучше, когда у него хорошее настроение, выстроив так с ним диалог, чтобы он воспринимал это как игру (не напрягаясь).

Это один из тестов на определение готов ли ребенок к школе, выявляет уровень психосоциальной зрелости.

Задайте по очереди ребенку следующие вопросы, и в зависимости от его ответа, отметьте результат.

Консультация семейного психолога

Подростковый психолог (для родителей)

Отдавать ли ребенка в школу с 6 лет?

Пройдите другие Тесты для детей (и родителей)

Рисуночные тесты для детей

Личность ребенка — тест

Правила воспитания детей

Советы родителям

xn—-7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai

Тест (1 класс) по теме: Готовность к школе.Тесты.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест на готовность к школе

Тест на готовность к школе. Из опыта работы. В помощь учителю….

Родительское собрание для будущих родителей первоклассников. Тема: «Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»

Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п…

Готовность к школьному обучению, как необходимый компонент успешной адаптации ребенка к школе.

Статья, описывающая: фазы адаптации, критерии подготовки к школе, причины школьной дезадаптации….

Готовность первоклассника к школе.Тест для родителей.

«Школа не должна вносить резкого перелома в  жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не оше…

Методическая разработка по теме: «Диагностика готовности к школе и адаптации к школе учащихся первых классов». 2013 год

В Методической разработке рассматриваются способы диагностики интеллектуальных процессов первоклассников, школьная мотивация, уровень комфортности в классе, уровень критичности в отношении своих…

Презентация к родительскому собранию в 1 классе «Речевая готовность к школьному обучению»

В презентации учителя-логопеда описаны основные показатели речи ребенка, готового к школьному обучению. Рассказано о нарушениях устной речи. Приведены примеры специфических ошибок письма. Даны рекомен…

Презентация к докладу «Психологическая готовность к школе»

Дан анализ подготовки детей к школе за 3 года….

nsportal.ru

Тест по теме: Диагностика готовности ребёнка к школе.

Диагностика  речевого  и  познавательного  развития  дошкольника, учебных  навыков.

              ТЕСТЫ     ДЛЯ   ДЕТЕЙ, ПОСТУПАЮЩИХ   В  1  КЛАСС.

I.    Речевое   развитие.

       1. Определение  уровня  словарного  запаса  ребёнка  и  способности  к  использованию  им  в  своей  речи  усвоенной  лексики.

  1. Придумай  как  можно  больше  слов,  которые  начинаются  на  С (любая  буква).
  1. Я начинаю,  а  ты  закончи  слово:

Ко…,  на…  за…  ми…   му…  до…   че…    при…  ру…   во…

 (Если  ребёнок  молчит  или  механически  повторяет  данный  слог,  то  нужно  перейти  к  следующему  слогу.)

  1. Я  называю  слово,  а  ты  объясни,  что  это  такое.  Что  это?

Мяч –                                            дорога —

Яблоко —                                        часы —

4.  Отвечай  быстро  кто?  или  что?  делает  это   действие:

Летит —                                  рычит —                                    смеётся –

Пищит —                                падает —                                    сажает –

Думает —                               ломает —                                    рисует –

5. Скажи  наоборот:

Рано —                                   мокрый —                                   быстро –

Старший –

  1. Назови  одним  словом:

Платье,  брюки,  майка –

Папа,  мама,  ребёнок –

Роза,  тюльпан,  гвоздика –

Чайка,  голубь,  воробей –

Берёза,  липа,  сосна –

 2. Выявление  степени  освоения  ребёнком  грамматического  строя  родной  речи.

  1. Закончи:

Карандаш  упал  со  ….

Карандаш  лежал  на  …

Карандаш  лежал  у  …

Карандаш  лежал  около  …

Карандаш  нашли  под  …

Карандаш  вытащили  из-под  …

  1. Закончи  предложение:

Ребята  бежали  по  …

Кот  громко  и  мяукал  и  …

Поднялся  ветер,  и  …

Цветок  завял,  потому  что  …

  1. Найди  и  исправь  ошибки:

Мама  поставила  вазу  с  цветами  в   стол.

Бабушка  жила  на  большом  доме.

Белка  прячет  орешки  у  дупла.

Ковёр  лежит  в  полу.

                    3.  Умение  говорения.

  1. Разложи  картинки  так,  чтобы  у  тебя  получился  рассказ.     Придумай  рассказ  по  картинке.

                   4.   Умение  слушания.

1.Послушай  предложения  и  скажи,  всё  ли  верно. Объясни,  что  неверно.

Осенью  в  саду  расцвели  яблони.                 Отец  пошёл  с  пилой  рубить  дрова.

Алёша  зимой  любит  загорать.

Мальчик  кивнул  мне  рукой.

После  радуги  будет  гроза.

  1. Послушай:

Наташа  рисовала  Аню.   Аня  рисовала  цветы.

  — Расскажи,  кто  что  рисовал.

II.  Познавательное   развитие.

  1. Задания  на  проверку  внимания  и  памяти.
  1. Посмотри,   запомни,  расскажи.                                                          

Рассмотри  рисунок. Закроем  его  листком  бумаги,  а  ты  вспомни,  что  там  нарисовано  и  ответь  на  вопросы.

  1. Из  каких  геометрических  фигур  построен  замок?  Сосчитай  все  одинаковые  фигуры.
  1. Отвернись  и  назови.

Ребёнку  показываем  8  рисунков,  обсуждаем  цвет.  Затем  он  отворачивается  и  перечисляет  рисунки.

  1. Задания  на  проверку  фонематического  слуха.

1. Назови  первый  звук  в  слове.

Кошка,  дорога,  ветка,  рыба,  дуб,  знак,  круглый,  река,   суп,  чашка.

2. Назови  звуки,  которыми  различаются  слова.

Кот – кит                   мел – мал                   лук – лак           сок – сом       лук – сук

3.  Определи,  какая  схема  соответствует  слову.

            ЛИСА                ТРУБА              ДОМ

3.     Задания  на  проверку  уровня  мышления.

  1. Найди  лишнее.
  2. Найди  закономерности.
  3. Найти  общий  признак.
  1. Подготовка  руки  к  письму.
  1. Продолжить  рисовать  узор  непрерывными  линиями. (Работа  в  строчке)
  2. Нарисовать  в  клеточках  точно  такие  же  предметы.
  3. Нарисовать  пароход.  Скопировать  рисунок.
  1. Учебные  навыки.

1.      Развитие  элементарных  математических  представлений  и  готовность  к  обучению  математике.

1.Нумерация.

—  Назови  последующее  число: 3     7     2      9      5

—  Назови  предыдущее  число:   2      8       4       6

—  Что  больше   4  или  9          6    или  5          9  или  7

2.  Реши  примеры:

3+2      6-1        8+1      5 – 2       7+ 1     5+5

3.   Реши   задачу.

У    Игоря  5   тетрадей,  он   подарил  1  тетрадь  сестре. Сколько  у  него  осталось  тетрадей?

На  дереве  сидело  2  синицы  и  2  вороны. Сколько  всего  птиц  сидело  на  дереве?

2.     Навыки   чтения.

Диагностика  речевого  и  познавательного  развития  дошкольника, учебных  навыков.

Ф.И.___________________________________________,  возраст ____________

 Дата:____________      Кто  тестировал:  ______________

                                                  I. Речевое  развитие.

        1. Уровень  словарного  запаса  и  способность  использовать  в  своей  речи

   1        

   2

   3

   4

   5

   6

В   6-7

С   3-5

Н   2-1

н/сп  0

В 7-10

С 6-3

Н  2-1

н/сп  0

В 4

С 2-3

Н  1

н/сп  0

В 7-9

С 6-3

Н  2-1

н/сп  0

В   6-5

С   3-4

Н   2-1

н/сп  0

В   5

С   3-4

Н   2-1

н/сп  0

                           

 2. Грамматический  строй  родной  речи

  1

  2

    3

В   6-7

С   3-5

Н   2-1

н/сп  0

В   6-7

С   3-5

Н   2-1

н/сп  0

В 4-5

С 2-3

Н  1

н/сп  0

                                         

3.  Умение  говорения.  4.  Умение  слушания

          3. 1

         4.1

          4.2

                         

                 II.     Познавательное   развитие 

                         

                 1.Проверка     внимания   и  памяти.

          1

          2

         3

В          5

С          3-4

Н          2-1

н/сп  0

В          

С          

Н          

 н/сп    

В    8-7      

С     6-4    

Н     3-1    

 н/сп    0

 

2.Фонетический  слух  и  готовность  к  звуко-буквенному  анализу.

             1

         2

        3

В           9-10

С           6-8

Н          2-5

   н/сп    1- 0

В          4-5

С          2-3

Н          1

н/сп      0

В        3

С        2

Н        1

н/сп    0

                                 

 3.Уровень  развития   мышления.

           1

          2

       3

В        6-5

С        4-3

Н        1-2

н/сп     о

В        4

С        2-3

Н        1

 н/сп    0

В        4

С        2-3

Н        1

 н/сп    0

                   4.   Подготовка  руки  к  письму.

Ориентирование  на  листе  бумаги  в  линейку.

Ориентирование  на  листе  бумаги  в  клетку.

Копирование  рисунка.

В          

С          

Н          

 н/сп    

В          

С          

Н          

 н/сп    

В          

С          

Н          

 н/сп    

III.          Учебные    навыки.

1.   Развитие  элементарных  математических  представлений  и  готовность  к  обучению  математике.

 Нумерация.

Решение  примеров.

   Задачи.

В          

С          

Н          

 н/сп    

В       6-5  

С          3-4

Н          2-1

 н/сп     0

В          2

С          1

Н   вычислительные  ошибки      

 н/сп     0

2.          Навыки   чтения.

В ______________________________________________________________________

С______________________________________________________________________

Н______________________________________________________________________

Н\спр.___________________________________________________________________

ИТОГИ:

Высокий  уровень  84  —  70  баллов _____________________________

Средний   уровень  69  —  50  баллов  _____________________________

Низкий  уровень     49  —  25  баллов  _____________________________

Слабый  уровень  подготовки  24 и ниже  ____________________________

ВЫВОД:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

nsportal.ru

Тест готовности к школе.

Готов ли ребенок к школе?

Такой вопрос неминуемо встает перед родителями будущих первоклассников. Для выяснения готовности были составлены следующие тесты:

Тест на готовность к 1 классу

Подразумевает уровень общего развития, включающий в себя набор элементарных знаний и умений, достаточный кругозор, словарный запас, умение размышлять и выражать свои мысли, сравнивать и обобщать понятия, самостоятельно выполнять задания. Здесь на помощь родителям придут тесты на готовность к школе, с помощью которых можно выяснить “пробелы” в дошкольной подготовке. В них предлагаются задания на простейшие арифметические действия, восприятие, запоминание и воспроизведение информации. Начальные знания арифметики пригодятся не только на уроке математики, но и для того, чтобы открыть нужную страницу в учебнике, найти задание, номер кабинета.

Такие задания часто предлагают в подготовительной группе детского сада или на подготовительных курсах в школе. Его цель: выявить общую социально-интеллектуальную готовность к школе.

Ребенок должен ответить на следующие вопросы:

1.Назови свою фамилию, имя, отчество.

2.Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.

3.Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?

4.У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

5.Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?

6.Сейчас утро или вечер (день или утро)?

7.Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?

8.Что бывает раньше – обед или ужин?

9.Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

10.Кем работает твой папа, твоя мама?

11.Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента (платье, карандаш)

12.Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

13.Когда можно кататься на санках – зимой или летом?

14.Почему снег бывает зимой, а не летом?

15.Что делает почтальон, врач, учитель?

16.Зачем в школе нужна парта, звонок?

17.Ты хочешь пойти в школу?

18.Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

19.Каких животных ты знаешь?

20.Каких птиц ты знаешь?

21.Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?

22.Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.

23.Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Тест для родителей.

Пройти тест стоит и для того, чтобы оценить сиюминутную ситуацию и наметить путь преодоления “пробелов” в дошкольной подготовке.

1.Хочет ли ваш ребенок идти в школу?

2.Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает, и в ней будет интересно учиться?

3.Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?

4.Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

5.Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?

6.Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
7.Умеет ли он изменять существительные по числам?

8.Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?

9.Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?

10.Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

11.Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?

12.Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

13.Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

14.Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?

15.Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

16.Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?

17.Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.?

18.Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста.

Проверка готовности:
15-18 баллов — можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;

10-14 баллов — вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий, дабы школьная готовность повысилась

9 и меньше — почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет, чаще предлагайте задания для самостоятельной работы дома.

Тест “Чего не хватает?” Р. С. Немов

Задание:

Ребенку предлагаются 7 рисунков, на каждом из которых не хватает какой-то важной детали, либо что-то нарисовано неправильно.

Проводящий диагностику фиксирует время, затраченное на выполнение всего задания с помощью секундомера.

Оценка результатов:

10 баллов (очень высокий уровень) – ребенок назвал все 7 неточностей менее чем за 25 секунд.

8-9 баллов (высокий) – время поиска всех неточностей заняло 26-30 секунд.

4-7 баллов (средний) – время поиска заняло от 31 до 40 секунд.

2-3 балла (низкий) – время поиска составило 41-45 секунд.

0-1 балл (очень низкий) – время поиска больше 45 секунд.

Опросник к 1 классу.

Выявляет общий уровень мышления первоклассника, кругозор, развитие социальных качеств.

Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”. Задание может звучать так: “Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них”. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются.

1.Какое животное больше – лошадь или собака?

(лошадь = 0 баллов; неправильный ответ = -5 баллов)

2.Утром мы завтракаем, а днем…

(обедаем, едим суп, мясо = 0; ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла)

3.Днем светло, а ночью…

(темно = 0; неправильный ответ = -4)

4.Небо голубое, а трава …

(зелёная = 0; неправильный ответ = -4)

5.Черешни, груши, сливы, яблоки – это что?

(фрукты = 1; неправильный ответ = -1)

6.Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?

(чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0; неправильный ответ = -1)

7.Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города)

(города = 1; станции = 0; неправильный ответ = -1)

8.Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных)

(правильно показано = 4; показано только целый час или четверть часа = 3;
не знает часов = 0)

9.Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это…, маленькая овечка – это…?

(щенок, ягненок = 4; только один правильный ответ = 0;
неправильный ответ = -1)

10.Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего?

(на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0; на кошку без объяснения = -1на курицу = -3)

11. Почему во всех автомобилях тормоза?

(указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и так далее = 1; одна причина = 0; неправильный ответ = -1)

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

(два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3;
одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)

13.Чем похожи друг на друга кошка и белка?

(определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3;
одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)

14.Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе?

(у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг) = 3; винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2; неправильный ответ = 0)

15.Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание – это…

(спорт (физкультура) = 3; игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2; неправильный ответ = 0)

16.Какие ты знаешь транспортные средства?

(три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4; только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2; неправильный ответ = 0)

17.Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?

(три признака: седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4; одно или два различия = 2; неправильный ответ (у него палка, он курит) = 0

18.Почему люди занимаются спортом?

(по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т.д.) = 4; одна причина = 2; неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0)

19.Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы?

(остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4; он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2; неправильный ответ = 0)

20.Почему на письмо нужно наклеивать марку?

(так платят за пересылку этого письма = 5; другой, тот, кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2; неправильный ответ = 0)

Суммируем баллы.

Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор).

Сумма от + 14 до 23 – выше среднего.

Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта.

От -1 до – 10 – ниже среднего.

От – 11 и меньше – низкий показатель.

Компоненты готовности к школе.

Обучение школьников строится на базе полученного дошкольного образования. Подготовка к школе должна включать в себя знания и умения, необходимые будущему первокласснику.

Школьный сайт поможет сориентироваться в требованиях:

Внимание. Сосредотачиваться на выполнении задания не менее 15 минут, уметь находить 5—6 отличий между картинками или предметами, охватывать 8—10 объектов в поле зрения, самостоятельно и точно выполнять задание по образцу, зеркально копировать движения.

Память. Запоминать 10 картинок, выразительно читать стихи, пересказывать содержание литературных произведений, описывать сюжет картины, без ошибок воспроизводить текст из 3-4 предложений.

Мышление. Определять очередность событий, складывать пазл из 9-10 частей, находить и обосновывать несоответствия на картинках, различия между предметами, исключать лишний предмет из предложенных, уметь обосновать свой выбор.

Арифметика. Уметь считать в прямом и обратном направлении, соотносить цифру и количество предметов, применять функции сложения и вычитания, измерять длину предметов, ориентироваться на листе бумаги (верхний правый угол, нижний левый, 5 клеточек вправо и т.д.), определять время по часовым стрелкам.

Развитие речи. Верно воспроизводить все звуки, определять место звука в слове (в начале, конце, середине), разделять слова на слоги, употреблять в устной речи сложные предложения, уметь составить рассказ по одной или нескольким картинкам не менее чем из 6—7 предложений (в каждом 5—6 слов), делить предложения на слова.

Развитие мелкой моторики. Владеть карандашом и кистью, раскрашивать и штриховать заданную фигуру, не выходя за очертания, выполнять сюжетные рисунки, сохраняя пропорции и формы предметов, обращаться к деталям, работать в тетради в клетку и в линейку.

Ознакомление с окружающим миром. Знать свое имя, фамилию и отчество, знать имена и отчества родителей, название своего города, называть адрес. Различать времена года (различать весенние, летние, осенние и зимние месяцы), время суток, дни недели, отличать перелетных птиц от зимующих, хищников от травоядных, садовые цветы от дикорастущих, деревья от кустарников, объяснять явления природы.

Владение перечисленными навыками поможет ребенку безболезненно влиться в школьный процесс и успешно развивать свои способности. Адаптация к школе пройдет быстро, задания для начальной школы не вызовут затруднений, что позволит облегчить адаптацию и исключить сложности в обучении.

Психологическая готовность к школе.

Отвечает за умение адаптироваться в коллективе, коммуникативные свойства личности (насколько легко ребенок сходится со сверстниками, владеет ли навыком общения со взрослыми, привито ли уважение к учителю). Трудности может вызвать новый распорядок, переключение с отдыха на работу, ежедневное выполнение домашнего задания. С первых же дней ребенок должен высидеть 3-4 урока, и не просто присутствовать в классе, но и усваивать информацию, участвовать в обсуждении, отвечать на вопросы.

Школа это не только новый коллектив, но и новая обстановка: после камерной, домашней группы детского сада, школа ошеломляет суетой, многолюдностью и большим пространством. Каждый первоклассник должен уметь самостоятельно переодеваться, следить за своими вещами, собирать портфель, ориентироваться в школьных коридорах.

Психологический комфорт в школе испытывают дети, уверенные в своих силах, замотивированные на усердную работу и достойную оценку своих знаний, управляющие своими эмоциями, признающие авторитет учителя, но не пасующие перед ним. Чтобы сформировать у ребенка положительное отношение к школе и избежать стресса, полезно заранее сходить в школу, познакомиться с учителем, рассказывать о своих школьных годах.

Физическая готовность к школе.

Не стоит недооценивать эту составляющую.

Здоровье первоклассника важный критерий успешного обучения. До 1 сентября каждый ребенок должен пройти медицинскую комиссию. Врач выдает заключение о группе здоровья будущего первоклассника, его физическом развитии и состоянии иммунной системы, рекомендует меры по оптимизации школьного процесса и повышения работоспособности, лимитирует максимальную разрешенную нагрузку. Четверть детей испытывает трудности в обучении из-за пропусков по болезни. Закаливание, профилактика и оперативное лечение помогут избежать пробелов в знаниях.

infourok.ru

Готовность к школе. тесты для детей 6-7 лет

Дети в возрасте 6-7 лет отличаются достаточно высоким уровнем развития. В это время формируется определённый объём знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребёнка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать.

Книга поможет вам определить, какие способности вашего малыша развиты лучше всего, какие на достаточном уровне, а над чем нужно ещё поработать.

Мы надеемся, что занятия помогут вашим детям адаптироваться в школе, добиться успехов в учёбе.

Юлия Соколова

НА ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

РЕБЁНКА ШЕСТИ-СЕМИ ЛЕТ

Иллюстрации Надежды Воробьёвой

МОСКВА эксмо)

2003

Соколова Ю.

59 Тесты на готовность к школе ребенка 6-7 лет / Илл. Н. Воробьевой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 64 с, илл.

ISBN 5-699-01035-1

ISBN 5-699-01035-1

ББКвб/74.1

© Ю. Соколова. Текст, 2002

© Н. Воробьева. Иллюстрации, 2002

© ООО «Издательство «Эксмо». Оформление. 2002

Уважаемые родители!

Итак, перед вами уже четвертая книга тестов на интеллектуальное развитие ребенка. Вы правильно поступили, что последовательно занимались по этим рекомендациям со своим малышом, когда ему было три года, потом четыре и пять. И вот уже он дошкольник. Он многое освоил с вашей помощью, приобрел и новые навыки.

Но процесс интеллектуального развития не может прерываться, он как постоянный энергетический заряд, воздействующий на внутренней мир ребенка. И с каждой ступенью роста поднимается и планка требований к нему.

В 6-7 лет ребенок должен уметь:

Внимание — выполнять задание не отвлекаясь около 15 минут; находить 5—6 отличий между предметами; удерживать в поле зрения 8—10 предметов; выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу; копировать в точности узор или движение.

Память — запоминать 8-10 картинок; рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины; повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.

Мышление — определять последовательность событий, складывать разрезную картинку из 9-10 частей; находить и объяснять несоответствия на рисунках; находить и объяснять отличия между предметами и явлениями, находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.

Математика — называть числа в прямом и обратном порядке; соотносить цифру и число предметов; составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; пользоваться арифметическими знаками действий; измерять длину предметов с помощью условной меры; ориентироваться на листе бумаги; определять время по часам.

Развитие речи — правильно произносить все звуки; определять место звука в слове; использовать в речи сложные предложения разных видов; составлять рассказы по сюжетной картине или по серии картинок, из личного опыта, не менее чем из 6—7 предложений; составлять предложения из 5—6 слов, членить простые предложения на слова; делить слова на слоги.

Развитие мелкой моторики — свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования; изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием; штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры; ориентироваться в тетради в клетку или в линию; передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.

Ознакомление с окружающим — называть свое имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих родителей; название своего родного города (села), столицы, Родины; последовательность времен года, частей суток, дней недели; называть весенние, летние, осенние, зимние месяцы; отличать хищных животных от травоядных, перелетных птиц от зимующих, садо вые цветы от полевых, деревья от кустарников; называть все явления природы, название нашей планеты и спутника Земли.

Не забывайте, что ваши занятия с ребенком должны про ходить на достаточно хорошем эмоциональном уровне. Если ваш малыш, в данный момент не настроен заниматься, отложите занятия до более удобного момента. Занимаясь по книжке, вы можете составить представление о том, какой объем знаний, умений и навыков должен иметь ребенок 6-7 лет. Книжка поможет вам определить, какие способности вашего малыша развиты лучше всего, какие на достаточном уровне, а над чем нужно еще поработать. Мы надеемся, что эта книга доставит взрослым и детям немало драгоценных минут полезного и интересного общения.

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Какие предметы ты видишь на картинке? Сосчитай, сколько их.

! Почти все задания ребенок должен выполнять без помощи взрослого.

Найди пару каждому мячику

Найди среди остальных такой же вертолет, как и в облачке.

! После выполнения задания попросите ребенка объяснить, как он рассуждал, выполняя задание.

Повтори рисунок.

! Ребенок должен уметь копировать точки по образцу без ошибок.

Расставь значки в соответствии с цифрами.

! Ребенок должен нарисовать все значки без ошибок, не отвлекаясь и не пропуская клетки.

Рассмотри картинки. Расскажи, чем они отличаются.

После того как ребенок нашел все различия (без помощи взрослого!), попросите его рассказать о них.

Игра «Да и нет». Слова «да» и «нет» при ответе на вопросы говорить нельзя. Можно использовать любые другие ответы. Примерные вопросы:

  • Ты девочка (мальчик)?

  • В школу ходишь?

  • Соль сладкая?

  • Птицы летают?

  • Тебе 7 лет?

  • Снег белый?

  • Гуси мяукают?

  • Сейчас зима?

  • Мячик квадратный?

  • Кошка — это птица? (и т.д.)

«Повтори движения». На слово «небо» — подними руки вверх, на слово «вода» — руки перед собой, на слово «земля» — руки вниз, на слово «огонь» — круговые движения руками перед собой. (Взрослый называет эти слова вперемешку, ребенок должен показывать соответствующие слову движения, не ошибаясь.)

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

• Послушай слова. Какое слово встречается чаще других?

Стол, дом, лес, книга, мяч, лето, колесо, цветок, карандаш, дом, ключ, муравей, кораблик, груша, синица, сосна, облако, дом, шкаф, самолет, забор, ча-сы, санки.

• Постарайся правильно выполнить движения: если услышишь название цветка — хлопни в ладоши, если услышишь название птицы — взмахни рука ми, если услышишь название дерева — положи руки на колени.

Дятел, ромашка, береза, тюльпан, воробей, осина, сова, одуванчик, василек, голубь, тополь, гвоздика, дуб, ель, ласточка, роза, сосна, подснежник, аист, василек, пальма, цапля, колокольчик.

Рассмотри картинки. Постарайся все их запомнить. Потом закрой книжку и назови все картинки.

I Хорошо, если ребенок сможет запомнить не менее восьми картинок.

Рассмотри и запомни картинки. Когда запомнишь, переверни страницу.

Постарайся вспомнить и показать, какие картинки были на предыдущей страничке, а какие появились вновь.

Посмотри внимательно на картинку. Постарайся запомнить, какие игрушки на каких полках нарисованы. Переверни страничку.

Вспомни, что было нарисовано на предыдущей страничке. Покажи игру гаки, которые поменялись местами.

! Ребенок должен вспомнить все изменения на картинке.

Посмотри на таблицу и запомни пары картинок. Переверни страничку.

Постарайся вспомнить и нарисовать фигурки, соответствующие каждой из картинок.

! Ребенок должен вспомнить пару каждой картинке.

Запомни и повтори фразы.

  • В саду выросли красивые розы.

  • Света прочитала интересную книгу.

  • Мама сшила Марине блузку и юбку.

  • Строители построили новый высокий дом из кирпичей.

Послушай небольшие рассказы. Постарайся их запомнить, а затем повторить.

  • Оля и Катя рисовали краска ми. Оля нарисовала грибы в корзинке, а Катя вазу с цветами. Девочки повесили рисунки на стену. Мама похвалила девочек.

• Запомни и повтори слова.

Конверт, зима, дом, книга, сумка, медведь, окно, воробей, лес, утро.

• Послушай пары слов. Постарайся запомнить их парами.

небо — луна корабль — море

туча — дождь цветок — ваза

собака — хвост ведро — вода

заяц — морковь лягушка — цапля

ковер — комната рыба — трава

А теперь по первым словам в паре попытайся вспомнить вторые.

лягушка — заяц —

корабль — рыба —

туча — ковер —

собака — цветок —

небо — ведро —


РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

Найди лишнюю фигуру в каждом ряду и объясни, почему она лишняя.

! Ребенок должен самостоятельно найти лишнюю фигуру в каждом ряду и объяснить свой выбор.

Рассмотри картинки. Найди соответствующие заплатки для каждого коврика и объясни свой выбор.

Найди закономерность и дорисуй недостающие фигуры в каждом квадрате.

! Ребенок должен самостоятельно выполнить задание и объяснить своп выбор.

Посмотри на картинку. Какая картинка подходит вместо знака вопроса? Объясни свой выбор.

Нарисуй фигуры так, чтобы в каждом ряду они были нарисованы по-другому и их порядок не повторялся.

Рассмотри картинку и расскажи, в каком порядке строилась башня. Расставь цифры в кружочках.

• Назови обобщающим понятием:

  • понедельник, среда, четверг, суббота;

  • январь, март, июнь, сентябрь;

  • зима, весна, лето, осень;

  • мама, брат, сестра, бабушка;

  • красный, голубой, зеленый, коричневый;

  • сыр, сметана, молоко, творог.

• Назови лишнее слово:

  • стоять, бежать, думать, идти;

  • Оля, Катя, Иванова, Света;

  • карандаш, бумага, ручка, фломастер;

  • лопата, топор, молоток, линейка.

• Назови слова, противоположные по смыслу:

большой, веселый, широкий, высокий, добрый, здоровый, бедный, старый, сухой, громкий, умный, толстый,

• Мальчики бегали на скорость. Саша прибежал быстрее Алеши, Алеша прибежал быстрее Миши. Кто бегает быстрее всех?

Кто медленнее?

• Утром в нашей семье обычно папа просыпается и встает после бабушки. Бабушка встает после кота Мурзика, а я поднимаюсь после папы.

Кто встает в семье раньше всех?

• Рыбак поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем окуня.

Какая рыба поймана раньше всех? Какая позже всех?

МАТЕМАТИКА

Вставь пропущенные цифры в каждую из цепочек.

! Ребенок должен уметь называть числа в прямом и в обратном порядке, уметь называть предыдущее и последующее числа к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.

Как можно составить числа, написанные на крыше? Впиши нужные цифры в пустые прямоугольники.

! Ребенок может выполнить это задание, используя счетные палочки и с небольшой помощью взрослого.

Сколько фруктов нужно нарисовать на каждой тарелке, чтобы знаки были правильные? Расставь в таблице нужные знаки и цифры.

! Хорошо, если ребенок умеет сравнивать количество предметов и цифры и умеет использовать математические знаки, правильно определять отношения «меньше», «больше» и «равно».

Реши примеры. Соедини линией пример и правильный ответ, который написан на парашюте.

! Желательно, чтобы ребенок умел решать простые примеры на сложение и вычитание, умел соотносить цифру и число предметов. Если ребенок затрудняется при решении примеров, предложите ему решить их при помощи счетных палочек.

Послушай задачи и запиши решения в клетках. Объясни свое решение.

Под кустом сидели четыре ежика. Два убежали. Сколько осталось сидеть под кустом?

! Желательно, чтобы ребенок умел составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться арифметическими записями действий.

Какие геометрические фигуры и тела ты видишь на картинке?

I Ребенку следует знать и называть геометрические фигуры. Если он затрудняется при назывании геометрических тел, помогите ему их запомнить.

Измерь линейкой длину забора, домика, скамейки.

Научите ребенка пользоваться линейкой, если он еще не умеет.

Какое время показывают каждые часики? На круглых часах нарисуй стрелки так, чтобы часы показывали: 2 часа, 5 часов 30 минут.

! Научите ребенка определять время по часам.

  • Назови числа в обратном порядке от 10 до 1.

  • Посчитай от 7 до 2. От 3 до 6. От 8 до 3. От 10 до 5.

  • Какое число больше: 7 или 6? На сколько?

  • Какое число меньше: 9 или 8? На сколько?

  • Какое число стоит перед 5? Перед 10?

  • Какое число стоит после 8? После 6?

У какой фигуры нет ни начала, ни конца? У какой фигуры только 3 угла, 4 угла? У какой фигуры все углы прямые?

  • Что больше: круг или полукруг?

  • Нарисуй квадрат, у которого все стороны равны 5 см.

  • Покажи в тетради левый верхний угол, левый нижний угол, правый верхний угол, правый нижний угол, середину листа.

  • Назови дни недели по порядку.

  • Какой день недели после среды, после пятницы? Перед вторником, перед понедельником?

  • Сколько всего дней в неделе?

  • Назови все месяцы по порядку.

  • Назови летние месяцы. Зимние месяцы. Весенние и осенние.

  • Сколько всего месяцев в году?

  • Что больше: неделя или 7 дней? Год или 12 месяцев?

  • Когда мы завтракаем, обедаем, ужинаем?

  • Назови части суток по порядку.

  • Что бывает раньше — вечер или утро? День или ночь?

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Рассмотри пары картинок. Расскажи, чем они похожи и чем отличаются.

! Ребенок должен самостоятельно назвать несколько существенных признаков сходства и отличия.

Рассмотри картинки, назови предметы. Какие слова отвечают на вопрос «кто?», а какие «что?»?

! Хорошо, если ребенок самостоятельно подберет слова к вопросам.

Рассмотри картинку. Попробуй составить по ней рассказ.

! Ребенок должен самостоятельно составить связный рассказ не менее чем из 6-7 предложений.

Рассмотри картинку. Ответь на вопросы: «Какое время года изображено? Чем занимаются дети? Кого они слепили? Что делает собака?» Составь рассказ по картинке.

! Ребенок должен ответить на вопросы и составить связный рассказ не менее чем из 6-7 предложений.

Прочитай слова в каждой рамке. Составь из них предложения.

! Если ребенок не умеет читать, прочитайте ему слова. Составить предложения ребенок должен сам.

• Прочитай, перескажи.

Алеша встает в семь часов. Он делает зарядку, моет лицо и руки, чистит зубы. Алеша убирает постель, завтракает, берет портфель и идет в школу. После школы мальчик обедает. Потом готовит уроки. Он решает задачи, рисует, учит стихи.

Повтори внятно и четко каждое

слово.

Самолет, пылесос, заяц, цыпленок, огурец, шапка, шишка, камыши, щука, ящерица, жираф, ежи, картина, забор, ключ, стул, чашка, бочка, мяч.

• Какое слово ты слышишь? (Произносить отдельно каждую букву).

л — и — с — а к — о — с — а п — е — т — у — х б — о — ч — к — а

• Назови слова, например: светлый— светлее; тонкий — тоньше.

Широкий — …, кислый — …, сладкий — …, большой — …, хороший — …, плохой — …

• Скажи ласково, например: кот — котик, стол — столик.

Заяц — …, игрушка — …, мама — …, книга —…, лес —…, стул —…, машина —…, цветок — …, ваза — …, платок — …

• Образуй новые слова, например: Ваза из стекла — стеклянная…

Дом из кирпича — …, кораблик из бумаги — …, шапка из меха — …, носки из шерсти — …

• Закончи рассказ .ч

Однажды Дима и Наташа пошли в зоопарк. Им очень давно хотелось посмотреть на разных животных. Они купили билеты… (что было дальше?)

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Пройди по дорожкам и перенеси фигурки на новые места. Нарисуй их правильно.

! Ребенок должен уметь копировать несложные фигуры и проходить лабиринт взглядом, без помощи ручки или карандаша.

Нарисуй такие же узоры в соседних квадратах по точкам.

! Ребенок должен без ошибок уметь копировать несложные узоры.

Продолжи узоры по клеточкам, не отрывая карандаша от бумаги.

! Ребенок должен у меть рисовать несложные узоры по клеточкам.

Нарисуй узоры сначала по пунктирам, а затем самостоятельно.

! Похвалите ребенка, если он сможет продолжить узоры близко к образцу.

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

Произнеси названия картинок. Где находится выделенный звук в каждом слове: в начале, середине или конце? Раскрась соответствующий квадратик в каждой схеме.

! Желательно, чтобы ребенок умёл самостоятельно находить место звука в слове.

Прочитай слова. Раздели их на слоги. В каких словах один слог, в каких два, три, четыре?

Рассмотри картинки. Какие буквы пропущены? Допиши недостающие буквы. Какие слова получились?

Рассмотри картинки. Назови слова. Нарисуй в каждой рамке столько кружков, сколько букв в слове. Гласные буквы обозначай красным цветом, а согласные— синим.

Прочитай предложения. Сколько слов в каждом из них? Сколько букв в каждом слове? Подчеркни гласные буквы красным карандашом, согласные — синим.

Попробуй написать сам эти предложения.

ЗНАКОМСТВО С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Рассмотри картинки. Какие явления природы на них изображены? Назови каждое.

! Ребенок должен знать названия всех изображенных явлений природы.

Рассмотри картинки. О каких праздниках они тебе напоминают? Расскажи, чем интересен каждый из праздников.

  • Назови свое имя и фамилию, имя и отчество родителей.

  • Сколько тебе лет? Когда ты родился?

• Как называется город, в котором ты живешь?

  • Какое сейчас время года?

  • Как называется планета, на которой мы живем?

« Как называется спутник Земли?

  • Чем отличается город от деревни?

  • Чем отличаются дикие животные от домашних?

  • Чем отличаются зимующие птицы от перелетных?

  • Кем ты хочешь стать? Какая профессия тебе больше всего нравится?

infourok.ru

Оставьте комментарий