4 5 месяца – Развитие ребенка от 4 до 5 месяцев. Что должен уметь? Kukuriku.ru

Содержание

Развитие ребенка от 4 до 5 месяцев. Что должен уметь? Kukuriku.ru

Содержание статьи:

Малышу исполнилось 4 месяца. Настает новый этап его жизни. Уверенно освоив первые двигательные навыки, карапуз стремится узнать суть окружающих его вещей и научиться всему, что только возможно.

Какой он 4-й месячный малыш

Движения стали не только уверенными, но и осознанными. Теперь кроха уже без особых трудностей хватает подвешенные игрушки, тянется за предложенным предметом или руками, совершенствует технику переворотов со спины на живот и обратно. Руки и ноги уже достаточно скоординированы, чтобы в ближайшие 2 месяца начать ползать.

Мышцы спины окрепли и при помощи взрослого малыш может подняться в положение сидя, и ему это нравится. Но не стоит усердствовать. Любой двигательный навык должен приходить самостоятельно. Поднимая кроху за руки вверх, стоит ориентироваться на его возможности и не торопить события. Излишняя спешка может привести к нежелательным последствиям. Малыш обязательно сядет сам, но только после того, как мышцы его спины будут достаточно крепкими, чтобы поддерживать позвоночник.

Кроха изменился не только в своих умениях, но и в поведении. Все больше он требует общения. Улыбка, смех, лепет, разные интонации крика помогают карапузу лучше донести свое отношение к происходящему, а маме понять его желания. Ведущую роль в стимуляции эмоциональных и двигательных изменений теперь играют слух и зрение. Малыш узнает своих родителей и других людей не по запаху, а по голосу и виду.

Период между 4 и 5 месяцами жизни играет важную роль в формировании двигательных, эмоциональных и умственных навыков. Малыш еще не сидит, но уже вовсю стремится увидеть, что его окружает.

Изменился он и внешне. Вместо пуха на голове начинают расти гладкие волосы, постепенно закрываются, образовавшиеся за первые четыре месяца, залысины на голове. Ногти на руках и ногах стали твердыми, растут очень быстро. Следует следить за их длиной, чтобы малыш не поцарапался. У некоторых карапузов поменялся цвет глаз. Кто-то обзавелся складочками, кто-то вытянулся вверх. Уже хорошо прослеживаются особенности характера и тип темперамента.

Физиологические изменения и физическое становление

На пятом месяце жизни малыш все еще достаточно быстро набирает вес и рост. На ближайшие 30 дней целью становится 600 грамм массы тела и 1-3 см высоты. Практически все дети в этот период весят в два раза больше, чем при рождении. В среднем вес приближается к отметке 7 кг, а рост — к 64 см.

Созревание нервной системы позволяет крохе практически полностью отказаться от врожденных рефлексов и действовать исходя из собственных желаний. Умение управлять своими мышцами, осваивать навыки дает карапузу новые возможности, показывает, каким образом достичь поставленных целей.

Если первый зуб у малыша еще не появился, то к этому времени у большинства детей наблюдается усиленное слюнообразование. В норме, первый молочный зуб может появиться до 6-ти месяцев, поэтому в период между 4 и 5 стоит позаботиться о приобретении специальных игрушек-прорезывателей. Обычно они продаются в аптеке или в детском отделе в магазинах.

Граничные показатели основных физических параметров развития ребенка

Нижняя граница весаВерхняя граница весаНижняя граница ростаВерхняя граница ростаСредний показатель окружности головыСредний показатель окружности груди
Новорожденный мальчик2,93,94853,534,534,5
Мальчик в 5 месяцев6,18,361,16742,543
Новорожденная девочка2,83,947,553,133,534
Девочка в 5 месяцев5,97,760,866
41,5
42

Психоэмоциональное развитие

Наряду с физическими успехами малыш на 5-м месяце развития показывает крупные достижения в психоэмоциональном становлении. Кроха хорошо знает и узнает самых близких людей: маму, папу, бабушку, дедушку(если они часто находятся рядом). Именно в этот период дети начинают опасаться посторонних людей. Некоторые карапузы позволяют незнакомцам взять себя на руки, но при этом ведут себя настороженно, другие начинают капризничать и всеми силами пытаются вернуться в знакомое окружение. Формирование разделения людей на «своих» и «чужих» свидетельствует о зарождении базового доверия к окружающему миру, формировании основных психоэмоциональных установок.

Мир малыша

Мир ребенка состоит из тех людей, кого он видит достаточно часто. Мозг еще не может надолго удерживать образ, поэтому при редких визитах и общении даже близкие родственники переходят в разряд малознакомых людей, и потребуется некоторое время для признания ребенком в них родного человека.

Развитие органов чувств, в первую очередь, зрение и слух, позволяет крохе постепенно понимать значение разных интонаций. Сохранение психологического комфорта крохи в этот период требует от взрослых, находящихся рядом, контролировать свои эмоции и форму выражения своих чувств. Не стоит ругаться или злиться рядом с карапузом. Даже, если ваш гнев направлен не на него, он будет чувствовать себя не комфортно и обязательно отреагирует плачем. Эмоциональная стабильность крохи в этот период является важным элементом для равномерного и стабильного развития.

Социальный контакт

Все большую роль в развитии ребенка играет социальный контакт. Внимание со стороны взрослых, игры и диалоги способствуют многим важным психическим процессам. Малышу не просто нравится, когда с ним беседуют, он нуждается в общении, как в основном способе развития умственных способностей. Идет активное запоминание основных речевых форм, артикуляционных движений, возможностей передачи эмоции при помощи мимики и движений. Кроха уже уверенно произносит много звуков, стремится выстраивать слоговые цепочки. Находясь в приподнятом настроении, ваш малыш может издавать целые звуковые монологи на несколько минут.

До 4-х месяцев в большинстве случаев малыш прибегал к негативным эмоциям под воздействием физического дискомфорта. Холод, голод, сонливость, боль были стимулом для плача. Но теперь спектр эмоциональных проявлений стал шире, малыш может плакать от грусти, желания что-то получить или сделать. К плачу с разной интонацией прибавляются активные движения руками, жесты. Часто детки протягивают ручки к маме, когда хотят, чтобы их взяли.

Показателем развития нервной системы ребенка является умение крохи самостоятельно заняться игрушками на 5-10 минут. Возросшие двигательные способности и врожденная любознательность заставляют карапуза трогать, трясти и пробовать на вкус все, что находится в пределах видимости.

Развитие речи

Чтобы помочь малышу развить психоэмоциональную сферу стоит уже в этом возрасте перестать сюсюкать и коверкать слова. Речь, направленная на ребенка, должна быть чистой и внятной. Идеально разговаривать с ребенком лицом к лицу, чтобы кроме звуков карапуз видел вашу артикуляцию, мимику.

Постарайтесь называть своего ребенка только по имени. Всевозможные зайчики, котики и лапушки можно использовать, но стараться прибегать к ним, как можно реже. Между 4 и 5 месяцами происходит формирование речевого базиса, малыш начинает привыкать к своему имени и запоминать названия чаще всего встречаемых предметов.

Маленькие достижения для будущих больших побед

Период между 4 и 5 месяцами жизни наполнен новыми открытиями. Развитие идет семимильными шагами и практически каждый день отмечается новым совершенством навыков. К 5-ти месяцам карапуз может:

  • Поднимать голову, лежа на спине. Кроха понимает, что мир огромен и чтобы его изучить нужно поменять положение тела. Желая быстрее подняться вертикально, он усиленно тренирует мышцы спины и шеи. В итоге к 5-ти месяцам начинает поднимать голову, лежа на спине в попытке сесть. Предлагайте малышу упражнения на тренировку этого умения. Дайте захватить два пальца и попытаться поднять корпус. Если выполнять это действие по несколько раз в день, то прогресс будет очевиден. С каждым днем малыш будет с большей уверенностью поднимать свое тело вверх от поверхности, стараясь занять удобное положение сидя.
  • Начинает выбирать наиболее интересный предмет. Развитие зрения дает малышу возможность принимать решение о наиболее желанной игрушке для изучения. Еще месяц назад он брал в руки то, что предложат, а сегодня уже может отпихнуть вашу руку и потребовать другой предмет, находящийся в поле зрения. Хорошо в этот период предлагать малышу на выбор несколько игрушек, выкладывая их по кругу в поле зрения крохи. Для стимуляции двигательной активности можно положить малыша на твердую поверхность и по кругу от него разложить различные игрушки. Стремясь дотянуться, малыш будет тренировать умение ползать.
  • Точно руководить движениями своих рук. К 4-м месяцам кроха уже практически полностью подчинил свои руки. Он знает, как схватить и удержать, поднести к глазам и отпихнуть от себя предмет. Осмысленность действий конечностями – важный этап становления нового человека. Чтобы стимулировать развитие ловкости, можно предложить карапузу разнообразные игры. Положите кроху лицом к краю стола и перед ним разместите несколько погремушек. Позвольте ему скинуть предложенные предметы. Он увидит, как они падают и издают звук. Благодаря такому простому упражнению будут закрепляться различные причинно-следственные связи в головном мозге, малыш будет лучше ориентироваться в возможностях своего тела.
  • Гулить и лепетать. Развитие речи ребенка проходит несколько стадий. Умение издавать различные звуки и соединять их в слоги – первый этап. Тренируя эти умения, малыш закладывает базу будущей речи. Чтобы помочь крохе более чисто произносить звуки можно повторять за ним произнесенное, показывая ему, как при этом изменяется положение ваших губ. Дети – подражатели. Речь зарождается на стремлении повторить за мамой или другими взрослыми. Чем больше малыш будет видеть, как вы разговариваете, тем лучше.

Двигательные навыки

Двигательные навыки на 5-м месяце жизни развиваются очень быстро. Развитие нервной системы заставляет двигаться осознанно и стремиться рассмотреть, и изучить все предметы вокруг. Двигаясь за своими желаниями, карапуз уже достаточно уверенно ворочается со спины на живот и обратно, совершает руками осознанные движения, ворочает и поднимает голову из любого положения. Лежа на животе, малыш старается подняться как можно выше, используя не только плечи и голову, но и руки. Упираясь ладошками в поверхность, кроха очень сильно прогибает спину, тренируя мышцы. Эти упражнения, наряду с поднятием корпуса из положения лежа на спине позволят уже скоро самостоятельно сесть, поползти и пойти.

Стоит отметить, что все дети развиваются по-разному. Кто-то сначала поползет, а потом сядет, другие вначале сядут, потом поползут. Достаточно часто дети сначала садятся и встают, а после освоения этого навыка начинают ползать. Каждый из этих сценариев являетсянормой. Если вдруг ваш малыш к 6-ти месяцам не пополз,но уже уверенно садится, то нет причин для беспокойства. Выбор того или иного варианта развития событий зависит от наиболее легкого для крохи движения. Одним проще поднимать туловище, другим шевелить ногами, третьим – руками.

Слух и реакция на звуки

Слух ребенка на 5-м месяце жизни развит хорошо. Малыш различает и узнает большое количество разнообразных звуков. Формируя зрительно-слуховые знания, малыш нуждается в разнообразных упражнениях, стимулирующих развитие слуха. Классическая музыка, пение и диалоги играют большую роль в становлении умственных навыков.

Между 4 и 5 месяцами стоит активно предлагать малышу изучать звуки, издаваемые разными предметами. Покажите, как можно стучать погремушкой по разным поверхностям, получая новое звучание.

Стоит понимать, что развитие слуха тесно связано со зрением. Очень важно на этом этапе не только предлагать слушать разнообразные звуки, но и показывать и называть предметы, их издающие. Чем большее количество предметов будет различаться малышом по виду и звучанию, тем быстрее будет происходить формирование начальной базы знаний.

Зрение

Успешное освоение движений рук невозможно без улучшения зрения. На пятом месяце карапуз уже хорошо видит, различает основные цвета спектра, начинает пользоваться боковым зрением. Постепенно кроха учится определять расстояние до предмета и безошибочно хватать интересующий его предмет. Чтобы помочь малышу продолжить совершенствовать умения, предлагайте ему для игр яркие предметы и игрушки, продолжайте упражнения по развитию мышц глаз, показывайте мир, находящийся за пределами кроватки и коляски.

На пятом месяце жизни малыш формирует базу знаний. В этом процессе зрение играет важную роль. Если до этого момента вы не посетили окулиста, то постарайтесь сделать это в короткий срок.

Первые слезы

Одной из особенностей этого периода является появление слез. До этого, когда малыш плакал слезные железы не выделяли влаги. К 4-м месяцам они включаются в работу, и когда кроха расстроен или ему больно из его глаз начинают течь слезы. Не стоит пугаться, если заметите после плача мокрые ресницы или щеки. Это нормально. Система увлажнения глаз работает хорошо. Если малыш плачет, а слез нет, то это не показатель сбоя в организме, возможно железы еще не созрели или причина не вызывает сильного эмоционального переживания.

Врожденные рефлексы

В норме к началу пятого месяца врожденные рефлексы угасают, заменяясь условными и осознанными движениями. Шаговый рефлекс полностью пропадает и малыш больше не пытается двигать ножками, если его поставить вертикально на твердую поверхность. Если раньше лежа на животе, получив опору на ногу, кроха неосознанно отталкивался ножкой, то теперь он это делает только, желая дотянуться до предмета. Все движения маленького исследователя совершаются для определенной цели, а не вслед за непроизвольным сокращением мышц.

Если у вашего крохи наблюдаются остаточные врожденные рефлексы к 4-5 месяцам, рекомендуется посетить невропатолога.

Уход и гигиена

Основные принципы ухода за ребенком остаются прежними. По утрам стоит умывать и обтирать карапуза кипяченой водой, следить за чистотой ушных раковин и носа. В течение дня необходимо поддерживать чистоту паховой области, а вечером купать.

Купание

При необходимости, при появлении потнички или раздражения, можно добавлять в воду для купания различные отвары трав (ромашка, календула). Иногда при расстройствах сна и поведения педиатры назначают различные травяные настои для снижения нежелательных проявлений. Следует придерживаться назначенной дозировки и периодичности использования. Помните, что даже травяные настои имеют свои противопоказания и негативные проявления.

Использование при купании мыла не требуется. Оптимальным будет использование моющих средств после опорожнения кишечника для очищения паховой области. Остальные участки кожи ребенка не требуют дополнительной обработки, кроме чистой воды.

Подгузники

На пятом месяце хорошо начинать уменьшать количество времени, проведенного малышом в подгузнике. Так малыш будет начинать понимать разницу между сухими и влажными вещами и в будущем будет проще приучить его к горшку. Можно предложить крохе находиться в подгузнике только во время ночного сна и дневной прогулки. В летнее теплое время можно и на улицу выходить без этого предмета гардероба.

Если внимательно наблюдать, то в этот период уже можно заметить, что кроха какает в одно и то же время, что позволяет выстраивать график прогулок.

Проветривание и комнатная температура

Важным для здорового сна и развития являются условия в комнате малыша. Желательно следить за температурой помещения. Оптимальной считается температура в 21 -22 градуса с достаточно высокой влажностью (не ниже 50%). Часто при недостаточной влажности помещения у малыша образуются сухие корочки в носовых ходах, он шумно дышит.

Поддержанию оптимальной температуры и влажности способствуют частые проветривания помещения. Следует делать это не реже 3 раз в день по 5 минут в холодное время года и по 15-30 минут в теплое. На время проветривания следует вынести карапуза из помещения и закрыть двери. Идеально открывать окна перед выходом на прогулку, чтобы воздух в помещении хорошо поменялся.

Питание

На пятом месяце желудочно-кишечный тракт уже практически готов к перевариванию новой пищи, но рекомендуемым остается грудное молоко.

Дети на ГВ на пятом месяце жизни увеличивают время между кормлениями. Теперь кроха просит грудь раз в 3,5-4 часа. Время насыщения не превышает 15 минут. Срыгивания в норме практически исчезли. После еды не рекомендуется выкладывать на живот или занимать активными играми. Хорошо поносить столбиком и развлечь стихами или песнями.


Прикорм

Введение прикорма необходимо детям, находящимся на искусственном вскармливании и при низком наборе веса. Вводить в этом возрасте прикорм желательно после консультации педиатра и придерживаться строгих правил. Обычно в этом возрасте знакомят с яблоком или бананом. Но опираться в выборе продукта необходимо на рекомендации врача.

На пятом месяце малыш уже может переварить сок и фруктовое пюре. Новый продукт вводиться малыми дозами постепенно. Обычно начинают с трети чайной ложки. Через неделю увеличивают количество продукта до половины чайной ложки. Еще через неделю можно увеличить до полной чайной ложки.

После этого количество продукта увеличивается ежедневно по пол чайной ложки до возрастной нормы. Если нет реакции, то через месяц 2-е утреннее кормление полностью заменяется прикормом.

Вводятся новые продукты в первой половине дня перед вторым кормлением. Следует внимательно следить за реакцией организма. Высыпания, изменения стула и поведения могут быть симптомами аллергической реакции. При таких проявлениях стоит временно прекратить введение прикорма.

Новые продукты нельзя вводить, если у малыша температура, заложенность носа, аллергическая реакция. Кроха должен быть бодр и доволен.

Сон и режим дня

На пятом месяце жизни дети спят по 10-11 часов ночью. Большинство малышей просыпаются под утро, чтобы перекусить, но некоторые карапузы отдыхают всю ночь без пробуждений. Каждый из этих сценариев является нормой. Длительность ночного сна зависит от степени созревания желудочно-кишечного тракта, плотности ужина, типа нервной системы карапуза.

Днем малыш может спать до 4 раз. При этом 2 сна будут длительные по 2-3 часа и 2 коротких (до 30 мин). Некоторые карапузы к 5-ти месяцам отказываются от короткого сна и переходят на 2 разовый дневной сон длительностью до 3 часов. Не нужно волноваться, если малыш перешел на такой график чуть раньше. Если при этом он бодр, весел, активен, то причин для волнения нет.

К 5-ти месяцам хорошо заметен темперамент малыша. Ранние пташки встают очень рано и без проблем придерживаются режима, другие дети просыпаются намного позже и сложнее уходят на ночной сон. Для облегчения собственной жизни и приучения карапуза к распорядку желательно придерживаться определенного режима дня. Для этого ежедневные процедуры стоит проводить в одно и то же время, сопровождая постоянными песнями и потешками. Привыкая к определенной последовательности действий и ассоциируя ваше поведение с процедурой,кроха будет лучше спать, чувствовать себя уверенно, а вы сможете планировать следующий день.

Закаливание

Укреплению иммунной системы на пятом месяце жизни способствуют мероприятия по закаливанию организма. Если вы уже начали проводить такие мероприятия ранее, то не стоит их прекращать. Постепенно можно понижать предлагаемую температуру на градус, доведя до 18.

Закаливание младенца состоит из нескольких видов.

  1. Обтирания водой комнатной температуры.
  2. Воздушные и солнечные ванные.
  3. Снижение температуры для купания.
  4. Отсутствие кутания и переизбытка тепла.

Закаливание проводится для приучения организма правильно реагировать на изменения температуры окружающей среды, умения сопротивляться холоду, стимулирования кровообращения. При правильном подходе со стороны родителей, закаленные дети в 4 раза меньше болеют от переохлаждения и лучше сопротивляются различным инфекциям.

Плавание

К 4 месяцам врожденные рефлексы практически исчезли, поэтому если вы ранее не начали посещать бассейн, обучение будет происходить не на подсознательном уровне, а как новому навыку. Теперь малыш будет изучать возможности движения в воде через осознанные движения. Пользу от водных процедур сложно переоценить. Влияя на нервную систему, совершенствуя двигательные навыки, благоприятно влияя на умственные способности, купание, плавание и игры с водой являютсявеликолепным стимулом для развития.

Стоит отметить, что с младенцем нельзя купаться в открытых источниках. Реки, озера, моря и океаны — не подходящее место для обучения плаванию. Пока кроха не пройдет полный курс вакцинации от полиомиелита (3 года), стоит воздержаться от таких мероприятий.

Для обучения плаванию лучше всего выбрать бассейн или домашнюю ванную.

Температура воды для обучения должна быть комнатной или чуть ниже. Теплая вода (выше 25 градусов) расслабляет ребенка и не мотивирует его на движения, поэтому все ваши попытки показать, как нужно двигаться будут восприниматься не совсем качественно. Вода комнатной температуры будет стимулировать кроху двигаться, чтобы разогнать кровь и тонизировать состояние клеток головного мозга.

Ручной малыш. Как приучить к самостоятельным занятиям

Одним из вопросов, часто встречаемых на форумах, является отучение ребенка от постоянного ношения на руках. В возрасте 4-5 месяцев это кажется еще не такой большой проблемой, ведь карапуз еще не так много весит. Но задуматься над ним лучше уже сейчас. Пройдет еще немного времени и малыш будет уже весить намного больше и его привычка изучать мир с маминых рук окрепнет. Отучать от такого времяпровождения детей постарше достаточно сложно. Стоит предпринять попытки научения самостоятельной игре уже сейчас.

Чтобы кроха не просился на руки, стоит дать ему интересное занятие. К 4-5 месяцам уже отчетливо видно, каким видам малыш отдает предпочтение, у него появляются любимые игрушки. Как можно чаще давайте ему возможность заниматься любимым делом.

Еще один способ занять ребенка – предоставить ему новый предмет для изучения. Так как долговременная память еще не созрела, малыш очень быстро забывает о старых игрушках. Не стоит выкладывать перед ним все сразу. Положите от трех до пяти погремушек, а остальные спрячьте. Через неделю произведите полную замену предметов. Вы удивитесь, но малыш станет изучать старые игрушки с таким увлечением, как будто никогда их не видел.

Хорошо помогает отучать от постоянного ношения на руках упражнения на артикуляцию. В течение 5-10 минут поговорите с крохой лицом к лицу, четко выговаривая разнообразные звуки. После этого малыш некоторое время будет обдумывать увиденное, тренируя собственные способности.

Используйте современные технические новинки и приспособления: качели, манеж, специальные стульчики для не сидящих детей. Малыш будет видеть окружающие предметы без необходимости использования маминых рук. Можно предложить ему дополнительно поиграть и игрушками, послушать музыку, полистать книгу для младенца.

Как развивать

На пятом месяце жизни уже необходимы ежедневные развивающие занятия. Их можно разделить на 3 вида:

  • Обучение двигательным навыкам и развитие костно-мышечного аппарата.
  • Развитие умственных способностей.
  • Совершенствование органов чувств.

Каждый из этих видов можно использовать по отдельности или создавать комплекс развивающих упражнений, включающий в себя занятия на развитие всех необходимых навыков.

Двигательные навыки и укрепление мышц тела совершенствуются через зарядку и упражнения в течение дня. Хорошо делать по 3-5 подходов в течение дня после пробуждения. Хорошо перед упражнениями сделать разогревающий массаж и после завершения комплекса расслабить мышцы поглаживанием.

Можно считать, включать музыку, рассказывать стихи и петь песни. По длительности один подход может занимать до 20 минут. Основными требованиями являются бодрое настроение и желание ребенка. Если карапуз не настроен на активные движения, не стоит его заставлять, предложите ему другой вид деятельности.

Умственные способности тренируются вместе с совершенствованием органов чувств. Между 4 и 5 месяцами формируется первоначальная база знаний. Малыш ассоциирует внешний вид предмета с его звучанием, названием, вкусом. Стимулом для развития способностей становится предоставление широких возможностей к познанию. Не нужно отбирать вещи из рук ребенка, лучше следить за их чистотой и безопасностью. Уже в этот период стоит проверить дом на наличие нежелательных предметов в доступной для малыша области, купить или сделать засовы на полки, заглушки на розетки и т.д. С каждым днем малыш будет все активнее и уже не за горами день, когда он начнет передвигаться.

Рекомендуется включать малышу классическую музыку, читать книжки, показывать и рассказывать о предметах, окружающих его. Чем больше разнообразных вещей увидит кроха, тем легче ему будет впоследствии осваивать речь, использовать новые способы мышления.

Улучшившееся зрение позволяет предлагать в этом возрасте для игры зеркало. Кроха с интересом будет рассматривать свое и ваше отражение, предметы перед собой и сзади. Постепенно сформирует представление о себе. Но не стоит ждать, что он будет понимать, что это отражение. Такое понимание появится не ранее 1,5 лет.

Следует предложить карапузу развивать сенсорику. Для этого удобнее всего купить или сделать развивающий коврик. Сделанный из ткани разной на ощупь, наполненной различными видами круп, этот предмет стимулирует развитие разных центров головного мозга.

Посещение педиатра и медицинские аспекты

В 4 и 5 месяцев необходимо посетить педиатра для ежемесячного осмотра. Врач проверит гармоничность развития, измерив рост, вес, окружность головы и груди, обязательно послушает сердцебиение и дыхание. Посмотрит степень появления зубов и состояние кожных покровов.

При необходимости будет назначено посещение невропатолога, ортопеда, окулиста, отоларинголога. Если у вас есть сомнения или вопросы, не стесняйтесь их задавать.

Обязательно стоит рассказать врачу, если:

  • Кроха не идет на контакт, не гулит, не лепечет, не реагирует на обращенную к нему речь.
  • Отсутствуют самостоятельные перевороты с живота на спину или обратно.
  • Малыш часто срыгивает на ГВ.
  • Плохо спит и ест.
  • Не может самостоятельно схватить предложенную игрушку.

Взависимости от ситуации педиатр может назначить дополнительный осмотр у других специалистов. В такой ситуации стоит постараться, как можно быстрее выполнить рекомендации.

Некоторые советы

Ваш малыш уже в шаге от первых перемещений по дому. Уже сейчас стоит подумать о нескольких важных вещах:

  • Безопасность дома. Чтобы обеспечить крохе идеальные условия для развития нужно привыкать думать заранее. Малыш еще не ползает, а в доме уже должны стоять заглушки и блокираторы. Кроха учится переворачиваться – ни в коем случае не оставляйте одного на высоте. Здоровье и безопасность ребенка в первую очередь зависят от того, насколько вы сможете предугадать возможное развитие событий.
  • Внимание. Хотя малыш еще не разговаривает и много спит, не нужно думать, что ему не нужно ваше общение. Дети делают то, что видят. Чем чаще и больше вы будете общаться непосредственно с крохой, тем раньше он освоит речь. Он уже нуждается не только в заботе, но и в достаточном внимании.
  • Приучение к самостоятельности и горшку. На пятом месяце стоит сделать первый шаг к взрослению. Покажите крохе, как хорошо самому заниматься, как различаются влажные и мокрые штанишки. Все эти действия не приучат малышу сразу, но станут базой для дальнейшего освоения навыков.
  • Время на себя. Малыш подрос и маме стоит подумать о дополнительных занятиях для себя. Старайтесь выстраивать свою жизнь так, чтобыона была полна событий, связанных не только с ребенком. Не увлекайтесь соцсетями и форумами, больше гуляйте. Насыщенность вашей жизни эмоциями сделает вас счастливее. А рядом с радостной мамой карапуз будет чувствовать себя увереннее.

Вступление в новый этап – движения и познания – несет с собой множество новых событий и изменений. С каждым днем ваш кроха будет становиться все более взрослым и понятным. Он будет использовать мимику и жесты, интонацию и движения для выражения своих желаний. Если вы постараетесь, то сможете обеспечить удобный режим дня и питания. Вы не заметите, как пролетит время и малыш поползет и сядет. Будьте внимательны и осторожны в это время, не форсируйте событий, а наслаждайтесь тем, что есть.

kukuriku.ru

правильное развитие ребенка 4-5 месяцев

 

Каждая мама обязана знать о тех изменениях, которые происходят с ребенком на каждом этапе его развития. Ведь мама должна быть осведомленной об особенностях роста, чтобы в случае каких-то несоответствий сразу же обратиться к врачу. В этой статье подробно описано развитие ребенка 4-5 месяцев. На данном этапе с малышом происходит множество изменений, о которых стоит поговорить.

Изменения в телосложении

Изменения в телосложении

Примерно на четвертом месяце жизни происходят изменения пропорций головы и тела. Последующие два месяца – период стремительного роста внутренних органов. Именно этим и объясняется изменения в телосложении. Вместе с тем происходит быстрое развитие органов зрения и слуха. Поэтому детки этого возраста падки на яркие и звонкие погремушки. В этом возрасте уже можно привлекать малыша к различным играм, направленным на развитие тактильных ощущений, физическое развитие, а также развитие слуха.

Малыш в четыре месяца уже может держать головку, лежа на поверхности. Он старается поднять тельце и удержать его несколько секунд на весу. А в пять месяцев ребенок уже может держать корпус в приподнятом положении около минуты. Детки в этом возрасте на удивление поворотливы. К примеру, малыш может с живота перевернуться на спинку и вернуться в исходное положение без соучастия родителей. Больше всего они любят лежать на животике, так как в такой позе им удобно наблюдать за окружающим миром.

На данном этапе развития ребеночек выдает первую улыбку, учится распознавать прикосновение рук родного человека, издает первые звуки с окрасом определенной интонации, ищет способы привлечь к себе внимание. Кроме того, если ребенка на руки возьмет кто-то незнакомый, он вполне может расплакаться по причине того, что не знает этого человека. Ведь ребенок уже успел запомнить запах, голоса и лица родителей. Теперь, когда малыш плачет, он добавляет в свой плач определенные звуки по типу «агу-агу» — так он зовет маму, по-своему общается.

В четыре месяца активируется рост ногтей и волос

В четыре месяца активируется рост ногтей и волос

Нередко на этом этапе развития у некоторых деток начинают стремительно расти волосы, которые в последствие становятся густой шевелюрой. До года, пока не зарастет родничок, стричь малыша не рекомендуется. А вот с ноготками ситуация другая – их регулярно необходимо подрезать, дабы малыш не поцарапал себя.

За месяц в среднем ребеночек набирает вес примерно 600-750 граммов, рост же увеличивается на 2-3 сантиметра. Обхват головы уже меньше обхвата груди, поэтому телосложение малыша становится более пропорциональным.

На четвертом месяце жизни малышу все еще достаточно грудного молока. Помимо молока ему следует давать пить еще и прокипяченную водичку. В случае если молока не хватает, можно начать давать ему смеси для вскармливания. На четвертом месяце уже можно кормить малыша прикормом, пюре. Однако перед этим необходимо обязательно проконсультироваться с педиатром.

На пятом месяце ребенок норовит все попробовать на вкус

На пятом месяце ребенок норовит все попробовать на вкус

Поэтому будьте очень внимательны и наблюдательны. Следите за тем, чтобы игрушки были без мелких деталей, которые ребенок мог бы потянуть в рот. В этом возрасте малыш держит ушки на макушке, прислушиваясь к каждому новому звуку, доносившемуся из телевизора, игры или за дверью.

В пять месяцев малыш спит пятнадцать часов в сутки

В пять месяцев малыш спит пятнадцать часов в сутки

За ночь он может проснуться несколько раз, чтобы покушать и сменить подгузник. На пятом месяце у ребеночка уже могут резаться зубы. В связи с этим появляется нужда преобразить его рацион питания.

Не нужно бить тревогу, если вдруг ваш ребенок не делает все те вещи, о которых написано выше. Ведь каждый малыш индивидуален, и это совсем не значит, что он отстает в развитии. Но все же, если вы переживаете, уточняйте все вопросы с педиатром.

Развитие ребенка 4-5 месяцев: видео


xvatit.com

Особенности развития ребенка в 4, 5 и 6 месяцев

В первые три месяца жизни самочувствие и настроение ребенка сильно зависят от особенностей пищеварительной системы: в этот период многие малыши страдают от коликов и других нарушений пищеварения, так как их желудочно-кишечный тракт еще недостаточно окреп. Но с четвертого месяца начинается новый этап в развитии ребенка, когда он проявляет больше интереса к окружающему миру. Родители замечают, что к этому моменту малыш становится более спокойным, а его поведение и эмоции приобретают осмысленность.

Развитие ребенка в 4–5 месяцев

Одной из важных особенностей развития ребенка в 4 месяца является изменение окружности головы. У новорожденного окружность головы заметно превышает окружность груди. К концу 4 месяца это соотношение изменяется: длина окружности головы и груди становится примерно одинаковой. Величина окружности грудной клетки является важным показателем развития ребенка в 4 месяца: если она увеличивается и по обхвату достигает или несколько «обгоняет» окружность головы, это свидетельствует о нормальном физическом развитии малыша.

В 4 месяца здоровый ребенок должен уметь приподнимать голову, лежа на животе, а также свободно поворачивать ее, если что-то привлекает его внимание. Лежа на спине, малыш поднимает руки и ноги, играет с ними. Главным органом познания, задействованным в процессе развития ребенка в 4–5 месяцев, является рот: любые удобные для захватывания предметы и игрушки он стремится «попробовать на вкус».

Время бодрствования четырехмесячного ребенка достигает полутора часов. Около 15–20 минут малыш способен находиться один, развлекаясь с помощью подвешенных над кроваткой игрушек. Однако большую часть времени он требует внимания взрослых. Ребенок активно гулит, узнает лица и голоса родителей, а также хорошо реагирует на интонации: положительные эмоции при общении с близкими радуют и успокаивают его, а сердитый или резкий возглас может легко напугать. Четырехмесячный малыш по-разному реагирует на знакомые и незнакомые вещи, а также начинает проявлять личные предпочтения – у него появляются любимые игрушки. Игрушки для пятимесячного ребенка можно не только подвешивать над кроваткой, но и класть рядом. Малыш будет пытаться захватывать их, стремясь испытать новые тактильные ощущения.

Основной упор в этот период необходимо делать на укрепление мышц с помощью гимнастических упражнений. На четвертом месяце ребенок обычно пытается перевернуться на бок, но его движения пока тренировочные. К началу пятого месяца многие дети умеют самостоятельно переворачиваться на бок, лежа на животе, а затем учатся поворачиваться на бок и на живот из положения лежа на спине.

В развитии ребенка в 5 месяцев наступает непростой период – прорезывание первого зуба. Уже за несколько недель до этого события малыш может стать беспокойным и капризным, так как будет испытывать неприятные болезненные ощущения в области десен.

К началу пятого месяца некоторые дети уже пытаются сидеть, но только опираясь на вытянутые вперед руки. Также в этот период повышается двигательная активность ребенка: поворачиваясь, он способен самостоятельно перемещаться в кроватке, чтобы дотянуться до расположенных на небольшом расстоянии игрушек.

Развитие ребенка в 5–6 месяцев

К концу пятого месяца наиболее важной познавательной деятельностью ребенка является хватание. Он уже умеет брать, притягивать к себе и удерживать интересующие предметы, причем способен хватать их одной рукой, а не двумя, как в 4 месяца. Для полноценного развития ребенку в 5 месяцев необходимо предлагать как можно больше разнообразных предметов, отличающихся текстурой и формой – он будет активно исследовать их. Также пятимесячный малыш может неотрывно следить за каким-либо предметом около 10–15 минут, самостоятельно выбирая объекты.

В 5 месяцев можно обучать ребенка ползанию. Для этого перед лежащим на животе ребенком необходимо положить любимые игрушки: он попытается дотянуться до них. Родителям нужно всячески стимулировать любые попытки малыша сделать какое-либо новое движение.

Речевое развитие ребенка в 5 месяцев становится более активным: малыш все чаще и дольше лепечет, тренируя свой речевой аппарат и подготавливая его к осмысленному произношению звуков. Одним из признаков нормального развития ребенка в 5–6 месяцев является его способность реагировать на издаваемые вблизи звуки. Но сам он пока способен только неосознанно складывать звуки в простые слоги.

Важным этапом в развитии ребенка в 5 месяцев является формирование особенного отношения к посторонним людям. В этом возрасте малыш умеет не просто узнавать близких, но и воспринимать лицо человека в целом, поэтому у него просыпается интерес ко всем находящимся вблизи людям. Вместе с тем пятимесячный ребенок проявляет настороженность по отношению к чужакам, и это является огромным шагом в его социальном развитии.

Шестимесячный малыш начинает внимательно вслушиваться в речь, а также продолжает исследовать окружающий мир с помощью тактильных контактов. Поэтому для полноценного развития ребенка в 6 месяцев очень важно совмещать манипуляции с предметами и речевое общение. Теперь родителям во время игр с малышом нужно обязательно проговаривать названия предметов и игрушек. Вскоре можно заметить, что он быстро учится находить взглядом называемые объекты. Шестимесячный ребенок по-прежнему лепечет, используя ограниченное количество звуков, однако он уже начинает делать попытки осознанной речи, то есть имитировать некоторые звуки.

Примечательной особенностью развития ребенка в 6 месяцев является стремление к повторениям. Ребенок может повторять одни и те же действия по многу раз: бросать и подбирать игрушки, стучать ими друг о друга, закрывать и открывать коробки, класть в них предметы. Так он делает первые попытки понимания связей между действиями, предметами и явлениями.

Большинство детей в 6 месяцев могут вставать, держась за опору. Также многие малыши в этом возрасте стараются ползать, опираясь на руки и отталкиваясь ножками. Шестимесячный ребенок может сидеть с опорой на подушку. Однако следует помнить, что физическое развитие детей до года очень индивидуально: одни дети умеют сидеть уже в полгода, а другие начинают садиться, уверенно держа головку, только в 8 месяцев. Признаки задержки развития в 6 месяцев другие. Родителям следует беспокоиться, если ребенок не может взять в руку игрушку или не реагирует на звуки, а также самостоятельно не просится на руки.

Оцените статью:

mezhdunami.net

Ребенок в 4 5 месяцев. ребенок 4.5 месяца развитие

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Ребенку 4 — 5 месяцев: поем, танцуем, играем

Вашему малышу исполнилось четыре месяца. В некотором роде этот возраст можно считать переходным: примерно в это время организм ребенка приспосабливается к новому для него вертикальному положению 1. Малыш делает первые попытки подползти к интересующему его предмету. И уже не за горами то время, когда мир вашего сына или дочки перестанет ограничиваться кроваткой или манежем. Как подготовить малыша к предстоящим переменам?

ВЫБИРАЕМ ИГРУШКИ

Четырехмесячному ребенку, который уже умеет брать и удерживать различные по форме и величине небольшие предметы, можно предлагать погремушки с ручками различной формы. С пяти месяцев набор игрушек можно разнообразить: предложите малышу игрушки-пищалки (но не слишком тугие), небольшие кубики и другие игрушки из ткани различной фактуры с погремушкой внутри 2. Большую радость пятимесячному ребенку доставят обычные предметы быта: ложки, кружки из прочной пластмассы, небольшие пластиковые баночки из-под мороженого, йогурта и т.п. (только убедитесь в том, что у них нет острых краев!).
Для малыша, который учится ползать, незаменимы игрушки, меняющие положение в пространстве при легком прикосновении: это могут быть мячи (в том числе музыкальные) 3, шары из дерева и пластмассы (которые иногда делают тоже музыкальными, прозрачными или светящимися) или другие предметы округлой формы, например деревянные пасхальные яйца (которые, как уже писал наш журнал, издавна давали для забавы детям в русских деревнях). Можно положить в кроватку или манеж большой яркий надувной мяч. Толкая его ногами, ребенок будет не только играть, но и развивать координацию движений.
По-прежнему интересны ребенку неваляшки и яркие коврики, которые прикрепляются к кроватке 4. Для занятий с малышом можно использовать яркие жостовские подносы или хохломские блюда (но рассматривать их ребенок должен только под контролем взрослого!).
Большое удовольствие малышу доставят игрушки-вертушки, приходящие в движение от легкого прикосновения руки. Отечественные фабрики игрушек выпускают деревянные мельницы и карусели, сделанные по принципу аналогичных народных игрушек, которые изготавливали еще в 19 веке. В магазинах игрушек вам предложат также импортные вращающиеся погремушки на подставке.
Для четырехмесячного ребенка гирлянды из погремушек прикрепляют уже не над самой грудью, а на расстоянии вытянутой руки, чтобы дотянуться до них можно было, лишь приложив некоторое усилие. Для пятимесячного ребенка, который научился брать лежащие предметы, игрушки лучше не подвешивать, а класть рядом, чтобы стимулировать двигательную активность: ведь для того чтобы взять игрушку, малыш должен будет повернуться со спины на бок или на живот. (Кстати, заметим, что с 5 месяцев специалисты рекомендуют во время бодрствования помещать ребенка не в кроватку, а в манеж, т.к. малышу, который учится ползать, понадобится больше места для игр.) Разложите игрушки в разных местах манежа и периодически меняйте их, чтобы поддерживать познавательную активность малыша. Кстати, по наблюдению педиатров, дети, которые с первого полугодия жизни могут занять себя игрушками, впоследствии не приобретают вредную привычку сосать пальцы.

ЧАСТИ РЕЧИ

Примерно в 5 месяцев ребенок начинает произносить первые слоги с губными согласными м, б, п. Правда, когда вы впервые услышите из уст пятимесячного малыша долгожданное «мама», то, скорее всего, он произнесет его неосознанно. Все равно продолжайте диалог с ребенком, употребляя слова с губными согласными: мама, папа, баба. Не забывайте время от времени замолкать и «давать слово» малышу 5. Хорошо стимулируют становление речи короткие стишки, потешки, которые можно напевать или рассказывать просто «к случаю», выполняя ежедневные процедуры, связанные с уходом за ребенком. Тексты самых известных народных песенок и потешек мы приведем ниже.

ГОТОВИМСЯ ПОЛЗАТЬ И ХОДИТЬ

В 4-5 месяцев, слыша ваш голос или звучание погремушки, малыш поворачивается на бок, а потом — на живот и пытается отыскать взглядом источник звука. Поощряйте двигательную активность малыша. Для этого продолжайте усложнять игры с погремушкой: погремите ею сбоку от ребенка. Когда он повернется на звук, приблизьте к нему погремушку, а потом вложите ее в руку ребенка.
Чтобы стимулировать первые попытки малыша передвигаться самостоятельно, поставьте впереди примерно на расстоянии метра от лежащего на животе ребенка жостовский поднос или яркое панно, прислонив их к стенке кровати или манежа. После нескольких попыток малыша подползти поближе помогите ему, подставив под его ступню ладонь. Пусть ребенок дотянется до подноса, дотронется до него.
Подготовить малыша к ходьбе поможет «потанцовывание», когда взрослый держит ребенка в вертикальном положении так, чтобы его ступни касались поверхности кровати или манежа (но не ставит его на ножки!). Ребенок при этом двигает ногами, как будто пританцовывая. Потанцовывание доставит ребенку еще большее удовольствие, если вы будете напевать песенку. Например, такую:

Ай, Ванюша, попляши,
Больно ножки хороши!
Можно и фривольнее:
Ай, скок, поскок,
Молодой груздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел,
Целовал-миловал,
Да к себе прижимал.

ЗНАКОМИМСЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Начиная расширять «кругозор» малыша, родители должны помнить, что до 5,5 месяцев ребенка привлекают лишь те предметы, которые находятся на расстоянии около 90 см. Поэтому вряд ли стоит торопить события и пытаться обратить внимание малыша на пейзаж за окном или птичку, летящую высоко в небе. Но ведь и рядом с нами так много интересного!
Совершите вместе с ребенком «экскурсию» по собственной квартире. Подойдите к висящим на стене фотографиям семьи, рассмотрите их. Сходите на кухню. Назовите малышу предметы, которые он там увидит. Дайте ему потрогать и подержать все, что можно и что не представляет опасности (небьющиеся чашки и миски, деревянную лопаточку, полотенце и т.п.).
Подойдите вместе с ребенком к большому зеркалу. Вы увидите, как малыш улыбнется своему отражению и, возможно, потянется к нему, чтобы познакомиться с ним поближе.

«УРОКИ АНАТОМИИ»

Самой интересной «игрушкой» для ребенка становится его собственное тело: он может подолгу рассматривать свои руки, некоторые с удовольствием сосут пальцы ног.
Дайте малышу первый «урок анатомии»: наклонитесь к нему, проведите его руками по своему лицу, дайте ему его ощупать. Покажите, где у вас нос, уши, глаза, при этом называя каждую часть лица. Игры с частями тела помогают малышу научиться ориентироваться в пространстве, а также способствуют овладению речью.
Вспомните детские игры и потешки, в которых называются части тела. Рассказывайте или напевайте эти стишки во время гимнастики, одевая ребенка или делая ему массаж. Напомним некоторые из народных игр-потешек для самых маленьких, в которые играли с нами наши мамы и бабушки.

1. (Ритмично перебирая пальцами по спине ребенка):
Идет бай по стене,
Несет лапти на спине.
Дитенкам по избенкам
Дарит по лаптенкам.

2. (Показывая на нос ребенка):
— Чей нос?
— Мокеев.
— Куда едешь?
— В Киев.
— Что продашь?
— Рожь.
— Что возьмешь?
— Грош.
— Что купишь?
— Блин.
— С кем съешь?
— Один.
(Легонько треплют ребенка по носу)
— Не ешь один, не ешь один!

3. (Осторожно раздвинув ножки ребенка и легонько постукивая подошвами друг о друга):
Токи-токи-тошки,
Кую-кую ножки.
Ножки у Антошки
Едут по дорожке.
Дорога кривая,
Ни конца, ни края,
Грязь по колено,
Лошадь охромела.
Топ-топ-топ — приехали.

4. (Поднимая и вытягивая руки лежащего на спине ребенка):
Потягунюшки, порастунюшки,
(соединяя и распрямляя ноги ребенка)
В ножки — ходунюшки,
(приближая губы к губам ребенка)
В роток — говорок,
(легко трепля волосы ребенка)
А в головку — разумок.

Отличное средство развития мелкой моторики — так называемые пальчиковые игры. Кто из нас не помнит сороку-ворону, которая варила кашку? Интересно, что, по наблюдениям детских психологов, пальчиковые игры не только облегчают впоследствии обучение письму и рисованию, но и способствуют овладению речью, т.к. при этом происходит индуктивное возбуждение центров речи.
Те варианты игр, которые мы предлагаем, — пока еще только подготовка к настоящим пальчиковым играм, движения которых малыш со временем научится выполнять самостоятельно.

1. Сорока, сорока, кашку варила,
На порог поскакивала, гостей посматривала:
Не едут ли гости, не везут ли гостинцы?
Приехали гости, привезли гостинцы:
(загибают пальцы ребенка)
Этому — кашки,
Этому — бражки,
Этому — пивца,
А этому — не хватило.
Поди к колодцу,
Напейся водицы.
(дотрагиваются до ладони ребенка)
Тут пень,
(берут ребенка за кисть руки)
Тут колода,
(берут ребенка за локоть)
Тут мох,
(щекочут ребенка под мышкой)
Тут водичка.

Поочередно загибая пальцы ребенка, приговаривают:
2. Мальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
(Кстати, с помощью этой игры можно сделать увлекательным даже такое скучное занятие, как стрижка ногтей.)

www.baby.ru

4 5 месяца ребенку развитие

В этой статье:

Первый триместр года позади – вашему ребёнку исполнилось 4 месяца. Многие считают этот возраст новой ступенью в жизни малыша. С этого времени происходит адаптация нового уровня – вертикального. Малышу надоедает лежать на одном месте – он начинает переворачиваться и старается ползать. Сейчас его ползанья похожи на барахтанья червячка, но совсем скоро он будет мгновенно переползать из комнаты в комнату за новыми приключениями.

Несмотря на проявления самостоятельности, каждому малышу необходима мамина поддержка. А значит, родителям тоже необходимо подготовиться к этому периоду.

Какие игрушки нужны ребёнку в 4-5 месяцев?

В 4 месяца малыш уже умеет брать игрушки, мотать ими в разные стороны, сжимать их в кулачке.  Ему нравятся различные предметы, материалы и расцветки. Чем ярче игрушка, тем больше она привлекает внимание малыша. А если игрушка начнёт издавать звуки, это приведёт малыша в полный восторг. Чем разнообразнее игрушки по ткани, форме и размерам, тем быстрее малыш начинает усваивать то, что в мире очень много разного и интересного.

Необязательно выкладывать круглые суммы за бесконечное множество однотипных погремушек. Вашего ребёнка так же порадуют ложки, небьющиеся кружки, баночки, контейнеры, шкатулки. Единственное, что нужно – это внимательно осмотреть предмет, обратив внимание на остроту краёв и возможность отсоединения мелких предметов.

В 4-5 месяцев ваш малыш учится ползать и делает это всё увереннее. Для забавы и развития подойдут игры с подвижными игрушками – от мяча до ускользающих ёжиков на батарейках.  Светящаяся медуза на колёсиках, мягкая и пищащая, будет водить за собой малыша по комнате, а он будет радостно практиковаться в активном ползании, желая достать светящийся шарик. Есть для игры шарики и побольше. Их можно толкать не только ручками, но и лицом, и даже ногами. Это вызывает восторженный смех и даже визг восхищения у детей.

Чтобы малыш чувствовал себя хорошо и в кроватке, и в манеже, и посреди комнаты, купите ему развивающий коврик или сделайте его самостоятельно из подручных материалов. Как делать коврик, можно найти в интернете. Неваляшки, юла и большие картинки с мелкими, но яркими деталями весьма забавляют мальчиков и девочек. Случаются моменты, что родители успевают спокойно пообедать в то время, пока малыш с удивлением разглядывает цветной поднос для утренних завтраков и стучит по нему пластиковой кружкой.

Если для вас актуальны карусельки и подвесные гномики над кроватью малыша, то постарайтесь установить подвеску так, чтоб малыш дотягивался до игрушек с некоторым усилием. Это научит его достигать своей цели, преодолевая трудности. А если ваш малыш в 4-5 месяцев уже активно переворачивается в разные стороны и способен самостоятельно поползти, лучше класть игрушки недалеко от него, но в поле зрения. Так у него возникнет желание взять яркий предмет. Для этого он проявит смекалку и преодолеет небольшой путь.

По исследованию психологов и педиатров, ребёнок, который может занимать себя сам в возрасте 4-5 месяцев, умеет развлекаться с погремушкой и «рассуждать» над картинками, также легче отходит от пустышки и не тянет в рот пальцы.

Умения ребёнка в 4-5 месяцев и развитие речи

Ребёнок в 4-5 месяцев направляет все свои силы на то, чтобы окрепнуть, ползая на четвереньках. Дети так активно способны передвигаться на ручках и ножках, что порой и взрослому человеку трудно догнать проворного «бегунка».  Время от времени, при помощи маминых и папиных рук, ребёнок радостно встаёт на обе ножки.

Пока что его держат руки взрослых, но скоро он захочет передвигаться сам. Чтобы стимулировать это желание, играйте с ребёнком, пока он стоит на ногах. Под русское народное «тритатушки-тритата» приседайте вместе с ребёнком, играйте «по кочкам» только стоя. Чаще ставьте малыша на пупырчатую поверхность или большой мяч.

Вместе с движениями, переворотами и хватательными рефлексами у ребёнка развивается потребность к общению. Он издаёт новые звуки, через которые вы совсем скоро услышите неосознанное, но такое приятное и ранимое «мама» и «папа». Конечно, не хочется в такие минуты понимать, что сейчас это ещё не обращение, а случайный набор звуков. Но, продолжая краткий диалог с ребёнком, вы готовите его к тому, что этот случайный звук впоследствии станет для него частым и родным. Слово «мама» понимают во всех уголках планеты, и означает оно одно и то же.

Для становления речи отлично помогают маленькие игровые стишки, потешки, народные песенки. В них содержаться простые и короткие слова. А весёлый напев маминым голосом заставит улыбнуться даже самого грустного малыша.

Есть много несложных частушек, которые пришли к нам из детства наших бабушек и дедушек. Недаром русское слово самое сильное и немного магическое, ведь благодаря русским народным песням и сказаниям выросло немало людей, психика которых, как и физическое здоровье, остаётся в полном порядке и в восемьдесят, и в сто лет.

Ай, Ванюша, попляши,
Больно ножки хороши!

Можно и фривольнее:

Ай, скок, поскок,
Молодой груздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел,
Целовал-миловал,
Да к себе прижимал.

По кочкам, по кочкам,
По сереньким дорожкам,
Шёл петух
Провалился в ямку «бух»

(крепко держите ребёнка, но выталкивайте из-под его ног мячик и опускайте его ножками на пол)

Ладушки, ладушки,

где были?

У бабушки!

Что ели?

Кашку

Что пили?

Бражку!

Кашка сладенька,

Бражка добренька!

 

Всё, что происходит вблизи ребёнка, радует его и забавляет. Но до полугода вам не стоит полагать, что малыш будет интересоваться общей панорамой, которую ему покажет папа в стеклянном лифте. Он не будет фокусировать внимание на самолёте или птичке, если полёт происходит высоко в небе. Всё оттого, что мир вокруг ещё не до конца осознан и уяснён. Не торопите события. Не различать предметы вдали – это нормально для ребёнка в 4-5 месяцев.

Да и знакомство с новыми предметами пока проходит настороженно. Чтобы показать ребёнку что-то новое, сначала возьмите вещь в руки сами и покажите, что это «хорошо», если же вы хотите предостеречь ребёнка, покажите, что это брать в руки нельзя, это «плохо», «ой-ёй, жига, кусь».

Познакомьте ребёнка с зеркалом. Подведите его к большому стеклу и понаблюдайте, что будет происходить. Реакция ребёнка должна быть адекватной. Он улыбается своему отражению и тянет к нему ручки, чтобы познакомиться поближе. Дайте ему потрогать стекло. Так к нему быстрее придёт осознание, что есть отражающая поверхность, где он может взглянуть на себя со стороны.

Аккуратно изучайте мелкие и крупные предметы дома и в гостях. Ребёнок, познавший мир вместе с мамой, более осведомлён в вопросах безопасности своих действий, чем дети, которых беспокойные мамы закрывали в манеже, чтобы избежать несчастья.

Лучшим занятием для ребёнка 4-5 месяцев будет изучение частей тела. Можно долго рассматривать ручки и ножки, говорить о них. Мама может гладить ушки и носик и говорить, что она делает. Потом можно взять игрушку и показать на ней, какие могут быть глазки, ушки, ротик…

Очень понравятся малышу детские стишки в сочетании с жестами и демонстрацией. Такими стишками можно усыплять ребёнка и будить по утрам, помогать ложке полной каши добраться до маленького ротика, умываться и собираться на прогулку. С песенкой и байкой все дела становятся намного интереснее.

    • Идет бай по стене,
      Несет лапти на спине.
      Дитенкам по избенкам
      Дарит по лаптенкам.
    • — Чей нос?
      — Мокеев.
      — Куда едешь?
      — В Киев.
      — Что продашь?
      — Рожь.
      — Что возьмешь?
      — Грош.
      — Что купишь?
      — Блин.
      — С кем съешь?
      — Один.
    • (Легонько треплют ребенка по носу)
      — Не ешь один, не ешь один!
      • Для массажа ножек

Токи-токи-тошки,
Кую-кую ножки.
Ножки у Антошки
Едут по дорожке.
Дорога кривая,
Ни конца, ни края,
Грязь по колено,
Лошадь охромела.
Топ-топ-топ — приехали. 


Потягунюшки, порастунюшки,

В ножки — ходунюшки,
(соединяя и распрямляя ноги ребенка)

В роток — говорок,
(приближая губы к губам ребенка)
А в головку — разумок.
(легко трепля волосы ребенка)

      • Сорока, сорока, кашку варила,
        Кашу варила, своих детей кормила (перебирая пальчики)

Этому дала в плошке,

Этому на ложке,

Этому на блюдце,

Этому в чашке

А этому в лукошке.

      • Мальчик-с-пальчик, где ты был?
        С этим братцем в лес ходил,
        С этим братцем щи варил,
        С этим братцем кашу ел,
        С этим братцем песни пел.

Такие незатейливые стишки-считалочки входят в жизнь ребёнка с мамиными делами. За рассказами вы можете вымыть и переодеть ребёнка, подстричь ему ногти, накормить, сделать массаж, причесать и уложить спать – и все это получится с радостью и без капризов.

rebenkoved.ru

Развитие ребенка в 4 и 5 месяцев

В 4 месяца

Физическое развитие

В 4 месяца вес тела малыша увеличивается на 700 — 750 грамм. Вырастает малыш на 2 — 2,5 см. Окружность головы увеличивается на 1,5 см, а окружность грудной клетки на 1,5 — 2 см.

Психомоторное развитие

В этом возрасте малыш, лежа на животе, хорошо следит за движущимися предметами, ощупывает материнскою грудь и лицо. Реагирует на незнакомое лицо, то есть начинает отличать своих и чужих.

Двигательные навыки. Исчезает физиологический гипертонус (повышенный тонус) мышц с рук. Движения становятся более дифференцированными, чёткими и целенаправленными. Поднимаясь на руках, ребенок опирается только на ладони, быстро поворачивается со спины на живот, может сделать «мостик». Переворачивается со спины на бок. При поддержке под мышки делает несколько шагов. Сидит на коленях взрослого с поддержкой. Хватает, гладит и удерживает предметы, тянет их в рот, грызет. В 4 месяца малыш приближает верхние конечности к глазам и рассматривает их, потирает пеленку, подушку. При виде знакомой игрушки улыбается ей, что-то пытается сказать. Ищет глазами маму в комнате.

Речь. Гуление становится более длительным, появляются певучие и гортанные звуки, такие как АУ, ЭУ, БУ и др. Свое неудовольствие малыш выражает хныканьем и эмоциональным криком. Плачет, когда не хочет оставаться один или укладывают спать, когда он еще не хочет.

Очень полезен для развития малыша общеукрепляющий массаж. К массажу можно уже добавлять элементы гимнастики, что тоже будет очень полезно для крохи.

Большой интерес у ребенка вызывают игрушки — зверюшки с добрыми и выразительными чертами.

К концу четвертого месяца может появиться слюнотечение, так как приближается процесс прорезывания зубов. В этот период можно предложит ребенку прорезователи.

В 5 месяцев

Физическое развитие

В этом возрасте ребенок прибавляет в весе на 650-700 грамм, вырастает в среднем на 2-2,5 см. Окружность головы увеличивается на 1-1,5 см, а окружность грудной клетки на 1,5-2 см.

Нервно-психическое развитие

В 5 месяцев малыш отлично знает мать, при ее виде у ребенка отмечается комплекс оживления. Он поворачивает голову, тянет к ней ручки, начинает произносить различные звуки, улыбается. В этом возрасте ребенок по-разному реагирует на различные лица, кто-то вызывает у него доверие, а кого-то он боится. Малыш уверенно хватает предметы, игрушки и тащит их в рот. Ребенок может седеть, держась за что-либо ручками, но позвоночник малыша еще легко подвижен, в связи с чем выявляется резкий кифоз. Хоть малыш и может сидеть, не рекомендуется оставлять его в сидячем положении более 10 минут, так как мышцы спины еще слабые.

При поддержке ребенка под мышки он стоит прямо, не подгибая ножек. Делает попытки освободится от накинутой на лица пеленки. В каждой руке может удерживать по одному предмету не менее 20-30 секунд. При общении кроха поворачивает голову на звук или речь, громко смеётся, выражает свои эмоции и впечатления. В возрасте пяти месяцев у малыша появляются голосовые реакции в виде лепета. Он начинает произносить звуки БА, МА, ПА, ДА.

Ребенок начинает показывать свою самостоятельность, поддерживая своей рукой грудь матери или бутылочку при кормлении. Хорошо поворачивается со спины на живот. Пытается ползти, иногда удается поворачиваться во круг своей оси. К концу месяца может начать есть с ложечки густую пищу, кашу или пюре. В этом возрасте с ребенком полезно играть в ладушки, сороку-ворону, так как эти игру развивают мелкую моторику, что положительно сказывается на развитии речи. Можно давать ребенку ощупывать предметы с разной поверхностью (гладкие, шершавые), ткани с разной фактурой. Так же ребенку будет интересно изучение частей тела, как своего, так и маминого.

Смотрим развитие ребенка в 6 месяцев.

neonatus.info

Режим ребенка 4-5 месяцев | Календарь развития

Режим дня в 4-5 месяцев немного меняется.  Малыш все меньше спит днем, больше – ночью и все больше времени проводит, бодрствуя днем.

Еда и сон

Дневной сон малыша теперь составляет три раза по 1,5-2 часа после трех дневных кормлений. Ночной сон пятимесячного ребенка может длиться до 11 часов, при этом ночные кормления не сокращаются, кормить грудью по прежнему стоит по требованию ребенка, и ночь – самое важное время для поддержания лактации. В 4-5 месяцев уже вполне можно определить , кем является ваш малыш – «жаворонком» или «совой». Многие малыши встают очень рано, и это продолжается и в более старшем возрасте. А других невозможно уложить вечером, иногда даже до 12 часов ночи, зато встают они не раньше 9 утра. Конечно, «жаворонки» доставляют маме некоторое неудобство, ведь она не ложится рано вместе с ними, а выполняет свою рутинную работу по дому, которую не успевает сделать днем. А утром малыш уже выспался и готов бодрствовать.


Ребенок 5 месяцев | Прикорм с 5 месяцев | Развивающие игры | Развитие ребенка 5 месяцев


Гимнастика и игры

  Во время бодрствования днем ребенок теперь готов играть и заниматься. Гимнастика все нужнее для растущего малыша, поскольку совсем скоро он начнет вставать, ползать, садиться, и мышцы просто необходимо развивать и подготавливать для этого. Упражнения можно выполнять по несколько раз в день в течение 5-7 минут. Не допускайте утомления малыша, занятия должны быть ему приятны и не в тягость.
Играя, малыш учится и познает окружающий его мир. Пока его игры в основном состоят в изучении игрушек. Он хватает игрушки ручками, держит и перекладывает, и конечно, в этом возрасте малыш все пытается познать с помощью рта – он тянет в ротик все предметы, попадающие ему в ручки. Особенно активно малыш пытается пробовать игрушки, когда у него начинают резаться зубки. Десенки чешутся, и он ищет любой способ почесать их.
Играет малыш обычно сразу после кормления. Когда он сыт, выспался и полон сил для новых открытий и интересных занятий. Желательно, чтобы игры ребенка происходили в процессе общения со взрослыми, так ребенок получает еще один бесценный опыт – коммуникации.

Прогулки с ребенком 4-5 месяцев      

В этом возрасте малыш не все время прогулки проводит во сне. Часть прогулки он проводит, бодрствуя. Ему интересно все, происходящее вокруг и все, находящееся вокруг – деревья, машины, люди. Не забывайте комментировать ребенку все, что его заинтересовало, именно мама становится для малыша первым и основным источником информации в возрасте 4-5 месяцев. Таким образом расширяется кругозор малыша и развивается его мышление.
Время прогулки по-прежнему ограничивается погодными условиями. Летом гулять можно в любое время и можно не ограничивать длительность прогулок по времени. Зимой прогулку придется отменить, если температура воздуха опустится ниже 10 градусов. Итак, составляя режим дня ребенка 4-5 месяцев, не забывайте что ему нужно общение, развитие и знакомство с окружающим его миром.

semya.tv

Оставьте комментарий