ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ это что такое ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ: определение — Педагогика.НЭС
ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ
форма самостоят. работы учащихся, организуются учителем с целью закрепления и углубления знаний, полученных на уроке, а также для подготовки к восприятию нового уч. материала, а иногда и для самостоят. решения посильной познават. задачи; составная часть процесса обучения.
Уже в 16 в. Д. з. становятся обязательным компонентом уч. работы. Но будучи частью уч. процесса, Д. з. в практике работы школы наряду с положит. эффектом вызывали такие негативные явления, как перегрузку учащихся, механич. заучивание и пр. Д. з. на протяжении 19—20 вв. были предметом пед. дискуссий. Л. Н. Толстой, считая, что Д. з. — это испорченный вечер ученика, отменил их в своей Яснополянской школе. К. Д. Ушинский доказывал целесообразность применения Д. з. лишь после спец. подготовки школьников к их выполнению. В нек-рых уч. заведениях, в частности в гимназии К. И. Мая, велась работа по совершенствованию Д. з., преодолению перегрузки уч-ся.
После 1917 в условиях единой школы не было обязат. Д. з., они стали рассматриваться как необходимый компонент работы школы лишь с нач. 30-х гг. В 60-х гг. в связи с критикой «традиционного обучения», направленного лишь на формирование знаний, умений и навыков, и акцентированием внимания на развитие творческих возможностей личности, умений самостоят. познания, сложившаяся в 30-х гг. методика Д. з. была пересмотрена. Д. з. рассматриваются как средство подготовки к самообразованию, стимулирования развития самостоят., творческих форм познания.
Выполнение Д. з. без непосредств. наблюдения учителя — своеобразный вчд самостоят. деятельности учащихся. Работа школьника дома всецело зависит от его внутр. побудит, сил, отношения к уч. труду. Систематичность и высокое качество выполнения Д. з. обеспечиваются, как правило, познават. интересом к уч. предмету, чувством долга и ответственности за работу перед школой, родителями, обществом. Формируя стойкую положит. мотивацию к выполнению Д. з., учитель обеспечивает и воспитание у учащихся стремления самостоятельно совершенствовать свои знания, в т. ч. и для самообразования.
Домашняя работа учащихся отличается от классной и содержательной стороной деятельности. Дома учащиеся сталкиваются с необходимостью самостоят. познания с использованием разнообразных источников; при этом они должны уметь отобрать нужную информацию, выделить и записать главное, выбрать наиб. рациональные приемы закрепления материала, самостоятельно определить степень своей готовности к уроку; уметь рационально планировать работу, поскольку им приходится ежедневно работать над 3—4 уч. предметами.
В домашних условиях можно провести такие виды работ, к-рые организовать в классе сложно: длительные наблюдения, опыты, моделирование, конструирование и т. д.
Особенность домашней работы состоит и в том, что она может быть более гибкой и вариативной, чем фронтальная работа школьников в классе, рассчитана на развитие индивидуальных способностей и склонностей школьника, на познание учеником своих возможностей. При решении этой задачи учитель может не регламентировать задание жестко, оставляя за учеником право свободного выбора содержания работы, способов выполнения, объема.
Особую значимость приобретают т. н. опережающие задания, к-рые подготавливают учащихся к восприятию нового уч. материала, возбуждают интерес. Материал Д. з. в этом случае органически входит в объяснение учителя. Виды опережающих заданий разнообразны: сбор фактов для их анализа на уроке, проведение наблюдений, поиск ответов на поставленные учителем вопросы и др. Особые возможности имеют опережающие задания, даваемые учителем на длит. срок и, как правило, рассчитанные на свободный выбор учащихся. Работа над ними перерастает в систематич. самостоят. деятельность ученика по углубленному изучению избранной темы.
Задания по усвоению и закреплению нового материала могут включать ответы на вопросы учебника, составление рассказа по данному плану и др. Их цель — включить школьника в более глубокое осмысление изученного. Среди заданий на применение знаний особую роль играют комплексные, ориентирующие учащихся на использование материала из разных уч. предметов и являющиеся одним из средств реализации межпредметных связей в обучении.
Во всех видах Д. з. наряду с репродуктивной большое место занимает творческая работа школьника. Особенно эффективны Д. з., сформулированные учителем как познават. задачи (см. Задача познавательная). Мн. учителя строят систему Д. з. на заданиях-минимум и заданиях-максимум. При этом первые из них являются обязательными для всех, вторые — добровольными. На совр. этапе развития школы распространены коллективные формы Д. з.
В условиях большей свободы и большей самостоятельности у учащихся при выполнении Д. з. особенно актуализируются проблемы, связанные с перегрузкой школьника.
Характер, объем, сложность Д. з. должны быть научно обоснованы. Необходимо также специально формировать у школьников навыки самостоятельной работы, знакомить их с научной организацией труда, предусматривать смену деятельности (см. также Гигиена учебных занятий).
В 4—8-х кл. проводится развернутый инструктаж к каждому виду заданий. На первых этапах, при репродуктивных заданиях, учитель на уроке обращает внимание учащихся на приемы выполнения работы, анализирует их, корректирует и рекомендует использовать дома. Если Д. з. отличаются от работы, выполняемой в классе, учитель на отд. примере разбирает способы его выполнения; целесообразен разбор и наиб. сложных элементов отд. Д. з. Родители контролируют регулярность и тщательность выполнения Д. з., создают детям благоприятные условия для подготовки к урокам, оказывают необходимую помощь.
Для учащихся ст. возраста, обладающих опытом самостоят. работы, рекомендуется общий инструктаж перед изучением каждой темы с указанием возможных вариантов работы, анализом трудностей уч. материала, характеристикой обязат. и доп. лит-ры, определением границ минимума и максимума работы над темой. Привлекая учащихся к планированию работы над темой, учитель стимулирует формирование умений науч. организации труда школьника.
Такая система руководства домашней работой дает возможность школьнику выступать в роли организатора своей познават. деятельности (уч. и самообразоват., обязат. и добровольной), объединяя обучение и самообразование в единый процесс.
Отличит, черта контроля за выполнением Д. з. — органичное соединение объяснения нового с результатами проверки домашней работы, что способствует экономии времени, активизирует процесс обучения. В ст. классах вводятся новые виды контроля — конкурсные уроки, проводимые учителем совместно с учащимися на основе работы над опережающими заданиями. Осуществляется также косвенный контроль, когда учащимся для самостоят. выполнения на уроке предлагаются задания, аналогичные домашним.
Для развития методов самостоят. работы учащихся учителю необходимо интересоваться, какими приемами пользовался ученик при выполнении Д. з., и обсуждать наиб. рациональные способы работы. Однако контроль за домашней работой ученика предполагает не только проверку правильности выполнения Д. з., но и является одним из эффективных средств формирования ответственного отношения к учению, особенно если в проверке Д. з. участвует весь класс. При этом важно применять формы взаимоконтроля, поручая старшеклассникам проверять работу учащихся мл. классов или друг друга.
При выполнении Д. з. в школах и классах продленного дня и школах-интернатах учащиеся могут пользоваться уч. кабинетами, пособиями, провести лабораторную работу, поставить опыты и т. д. На самоподготовку здесь отводятся наиб. продуктивные для самостоят. работы часы. Воспитатель (учитель) может помочь школьнику: проконсультировать, определить готовность его к выполнению Д. з., провести хронометраж времени, затраченного учеником на подготовку задания, организовать взаимопомощь и взаимоконтроль учащихся. Но возникают и определенные трудности: ученики, как правило, готовят уроки в одном помещении, что облегчает списывание и подсказку; усложняется процесс подготовки устных заданий, т. к. затруднен их пересказ и т. д. В этих условиях особенно важно индивидуализировать задания, учитывая интересы и склонности учащихся.
Лит.: Рабунский Е. С. Индивидуализация домашних заданий — необходимое условие успешного обучения, Калининград, 1962; Водейко Р. И., Домашнее задание старшеклассника, Минск, 1974; Поспелов H. H., Как готовить учащихся к выполнению домашних заданий, М., 1979; Шабалина 3. П., Домашняя уч. работа школьников, М., 1982; Г p о м ц с в а А. К., Домашняя уч. работа как средство сближения обучения и самообразования, в ее кн.: Формирование у школьников готовности к самообразованию, М., 1983. А. К. Громцева.
Оцените определение:
Источник: Российская педагогическая энциклопедия
didacts.ru
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ — это… Что такое ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ?
- ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Форма самостоятельной работы учащихся, организуемая преподавателем с целью закрепления и углубления знаний, речевых навыков и умений, полученных на уроке, а иногда и для самостоятельного решения посильных познавательных задач, являющихся частью определяемого программой учебного материала.
Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.
- ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ
- ДОМАШНЕЕ ЧТЕНИЕ
Смотреть что такое «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ» в других словарях:
Домашнее задание — Пожалуйста, улучшите и дополните этот раздел. Замечания о том, что нужно улучшить, могут быть на странице обсуждения статьи. Домашнее задание задание, задаваемое учителем (преподавателем) ученику (студенту) для самостоятельного выполнения после… … Википедия
Домашнее задание — Жарг. студ. Шутл. Часть угощения, уносимая с собой с банкета, вечеринки. ВМН 2003, 51 … Большой словарь русских поговорок
Домашнее задание — после въезда на российскую территорию водитель должен подготовить кучу документов для таможенного оформления. Со стороны корпеющий над бумагами в кабине дальнобойщик действительно похож на школьника … Словарь дальнобойщиков
Дать домашнее задание — кому. Жарг. мол. Шутл. Предложить гостям забрать с собой часть угощения. ВМН 2003, 51 … Большой словарь русских поговорок
ЗАДАНИЕ — Домашнее задание. Жарг. студ. Шутл. Часть угощения, уносимая с собой с банкета, вечеринки. ВМН 2003, 51. Дать домашнее задание кому. Жарг. мол. Шутл. Предложить гостям забрать с собой часть угощения. ВМН 2003, 51 … Большой словарь русских поговорок
задание — сущ., с., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? задания, чему? заданию, (вижу) что? задание, чем? заданием, о чём? о задании; мн. что? задания, (нет) чего? заданий, чему? заданиям, (вижу) что? задания, чем? заданиями, о чём? о заданиях 1.… … Толковый словарь Дмитриева
ЗАДАНИЕ — ЗАДАНИЕ, я, ср. То, что назначено для выполнения, поручение. Дать, выполнить з. Производственное з. Боевое з. Домашнее з. (то же, что урок во 2 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
задание — я; ср. 1. Цель или задача, поставленная перед кем л. для выполнения. Ответственное, трудное з. Правительственное, секретное з. З. государственной важности. З. по изучению флоры и фауны Байкала. З. по разведке месторождений. Дать, выполнить з.… … Энциклопедический словарь
задание — я; ср. 1) Цель или задача, поставленная перед кем л. для выполнения. Ответственное, трудное зада/ние. Правительственное, секретное зада/ние. Зада/ние государственной важности. Зада/ние по изучению флоры и фауны Байкала. Зада/ние по разведке… … Словарь многих выражений
Техническое задание — (ТЗ, техзадание) исходный документ для разработки и испытания изделия.[1] Содержание 1 Понятие ТЗ 2 Место ТЗ в структур … Википедия
methodological_terms.academic.ru
Домашняя работа
Домашняя работа – это время, которое ученики проводят вне класса, выполняя задания для практики, закрепления и применения вновь приобретенных навыков и знаний, а также для развития навыков самостоятельного обучения. Почему учителя задают домашнюю работу? Домашние задания могут помочь детям: 1. Повторить и применить на практике то, чему они научились; 2. Подготовиться к следующему уроку; 3. Научиться использовать такие источники как библиотеки, справочные материалы и энциклопедии, и 4. Изучить предметы глубже, чем это возможно сделать в течение урока. Домашняя работа должна стать положительным опытом и способствовать обучению детей. Домашние задания не следует применять в качестве наказания. Практические задания помогают ученикам закрепить вновь приобретенные навыки (М.Дойл и Б.Барбер, 1990). Так, ученикам, которые ознакомились с новым методом решения математической задачи, следует дать аналогичные задачи для самостоятельного решения. Подготовительные задания помогают ученикам подготовится к деятельности, которая будет проводиться в классе. Например, ученики могут провести предварительное исследование по теме, которая будет осуждаться позже на уроке. Продленные задания часто представляют собой долгосрочные проекты, которые выполняются параллельно с классной работой. Ученики выполняют такие задания, основываясь на ранее приобретенные знания. Такие задания могут включать проектную деятельность или написание углубленных эссе. В чем ценность домашней работы? Предметом исследований, проведенных за последние десятилетия, стало изучение взаимосвязи между домашней работой и успехами в учебе. Результаты исследований усилили аргументы в защиту домашней работы. Несмотря на противоречивые результаты исследований о том, действительно ли домашние задания способствуют достижению успехов в учебе, многие учителя и родители сходятся во мнении, что домашняя работа развивает у учеников инициативность и чувство ответственности и отвечает ожиданиям учеников, родителей и общественности. Исследования, в целом, показали, что
studfiles.net
Домашнее задание — Википедия (с комментариями)
Ты — не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: «Истинное обустройство мира».
http://noslave.org
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Домашнее задание — задание, задаваемое учителем (преподавателем) ученику (студенту) для самостоятельного выполнения после уроков (пар). Домашнее задание призвано предупредить забывание нового изученного на уроке материала, усвоение которого носит концентрированный характерК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 1992 дня].
Основными видами домашнего задания являютсяК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 1992 дня]:
- Изучение материала по учебнику.
- Выполнение различных письменных и практических работ (упражнений).
- Написание сочинений и других творческих работ.
- Подготовка различных схем, диаграмм.
- Подготовка гербариев по биологии.
- Проведение наблюдений за явлениями природы, а также различных опытов по химии, физике и др.
К дидактическим приёмам, повышающим эффективность домашней работы, способствующим углублению и упрочению знаний учащихся, относятся следующиеК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 1992 дня]:
- в процессе учебной работы над новым материалом обращать внимание учащихся на те вопросы, которые будут служить предпосылкой для успешного выполнения домашнего задания;
- не сводить домашнее задание исключительно к репродуктивной (воспроизводящей) деятельности, а включать в него вопросы и положения, требующие от учащихся размышлений и творческих усилий;
- по возможности дифференцировать домашнее задание, давать задание дополнительные или повышенной трудности для тех, кто обнаруживает способности и стремление к более углублённому изучению предмета;
- давать рекомендации по рациональному подходу к выполнению домашней работы;
- приучать учащихся к активному воспроизводству изучаемого материала и самоконтролю за качеством его усвоения.
Напишите отзыв о статье «Домашнее задание»
Отрывок, характеризующий Домашнее задание
– Э, дурак, тьфу! – сердито плюнув, сказал старик. Прошло несколько времени молчаливого движения, и повторилась опять та же шутка.В пятом часу вечера сражение было проиграно на всех пунктах. Более ста орудий находилось уже во власти французов.
Пржебышевский с своим корпусом положил оружие. Другие колонны, растеряв около половины людей, отступали расстроенными, перемешанными толпами.
Остатки войск Ланжерона и Дохтурова, смешавшись, теснились около прудов на плотинах и берегах у деревни Аугеста.
В 6 м часу только у плотины Аугеста еще слышалась жаркая канонада одних французов, выстроивших многочисленные батареи на спуске Праценских высот и бивших по нашим отступающим войскам.
В арьергарде Дохтуров и другие, собирая батальоны, отстреливались от французской кавалерии, преследовавшей наших. Начинало смеркаться. На узкой плотине Аугеста, на которой столько лет мирно сиживал в колпаке старичок мельник с удочками, в то время как внук его, засучив рукава рубашки, перебирал в лейке серебряную трепещущую рыбу; на этой плотине, по которой столько лет мирно проезжали на своих парных возах, нагруженных пшеницей, в мохнатых шапках и синих куртках моравы и, запыленные мукой, с белыми возами уезжали по той же плотине, – на этой узкой плотине теперь между фурами и пушками, под лошадьми и между колес толпились обезображенные страхом смерти люди, давя друг друга, умирая, шагая через умирающих и убивая друг друга для того только, чтобы, пройдя несколько шагов, быть точно. так же убитыми.
Каждые десять секунд, нагнетая воздух, шлепало ядро или разрывалась граната в средине этой густой толпы, убивая и обрызгивая кровью тех, которые стояли близко. Долохов, раненый в руку, пешком с десятком солдат своей роты (он был уже офицер) и его полковой командир, верхом, представляли из себя остатки всего полка. Влекомые толпой, они втеснились во вход к плотине и, сжатые со всех сторон, остановились, потому что впереди упала лошадь под пушкой, и толпа вытаскивала ее. Одно ядро убило кого то сзади их, другое ударилось впереди и забрызгало кровью Долохова. Толпа отчаянно надвинулась, сжалась, тронулась несколько шагов и опять остановилась.
wiki-org.ru
домашняя работа
Домашняя работа
АКЦИЯ! Работа в интернете на дому подробности в статье Заработок денег на кликах.
Традиционно понятие домашняя работа – это труд работника — работа в домашних условиях. Работа на дому — труд на дому – обычно нудная ежедневно повторяемая работа по поддержанию личного хозяйства работника, по обслуживанию физических и эмоциональных потребностей его самого и членов его семьи. Как правило, домашней работой массово занимаются женщины домохозяйки, в то время пока глава семьи (муж) занимается работой вне дома ради заработка средств существования для всей семьи. Ключевым в описании домашняя работа является слово «домашняя», которое определяет место производства работы.
С выходом популярного фильма Домашняя работа выдача по запросу «домашняя работа википедия» в поисковиках стала неоднозначной. Например, по запросу «домашняя работа в интернете» скорее всего вы так же получите ссылку на скачивание это фильма. ВикипедиЯ
Ссылка на данную статью: http://design-for.net/page/domashnjaja-rabota
Толковый словарь экономических терминов
Термин домашняя работа часто используется для обозначения самостоятельной работы школьников при выполнении домашнего задания (задания на дом). С появлением Интернета понятие домашняя работа получило новый смысл в качестве синонима удаленная работа, когда благодаря средствам связи труд по месту жительства работника по качеству и количеству аналогичен его труду в здании офиса или предприятия. Домашняя работа в смысле надомная работа является перспективным видом работ во многих сферах, особенно среди научных работников, работников других отраслей высоких технологий, которые могут работать над одним проектом, проживая (находясь) в разных местах земного шара. Понятие удаленная работа в смысле «на расстоянии от центрального офиса» породило понятие домашний офис работа. В Интернете понятие домашняя работа применяется для обозначения вида деятельности работников веб студий или вольных работников (фрилансер), работающих в домашних условиях с цифровым электронным продуктом. Для оплаты труда исполнителей домашней работы используют разные платежные системы, но чаще всего электронные платежные системы интернета. Домашнее заданиеПо запросу домашнее задание Википедия выдает следующее определение: Домашнее задание — задание, задаваемое учителем (преподавателем) ученику (студенту) для самостоятельного выполнения после уроков (пар). Роль домашнего задания — предупредить забывание нового изученного на уроке материала, усвоение которого носит концентрированный характер. Значение домашнего задания
| Слова Интернета |
Проблема домашнего задания
Специальные исследования показывают, что проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. Между тем в периодической печати появляются публикации, в которых рассказывается о якобы передовом опыте отдельных учителей, осуществляющих обучение без домашних заданий, и ставится вопрос об их отмене, поскольку они, по их мнению, не приносят никакой пользы и только перегружают школьников. Эти предложения чаще всего основываются на педагогической некомпетентности. Дело в том, что как уже отмечалось, познание идет не по кругу, а по спирали и что каж¬дое последующее обращение к изучению одного и того же материала открывает в нем новые грани и смысловые оттенки, что, естественно, указывает на необходимость организации домашней учебной работы. Далее, на уроках, как бы хорошо они ни проводились, имеет место концентрированное запоминание, и знания переводятся лишь в оперативную, кратковременную память. Чтобы перевести их в память долговременную, учащимся необходимо осуществить их последующее повторение.
Домашняя учебная работа учащихся состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков.
Домашние задания по своему содержания включают в себя:
- а) усвоение изучаемого материала по учебнику.
- б) выполнение устных упражнений (придумывание примеров на изучаемые правила по языку, определение признаков делимости чисел по математике, заучивание хронологической таблицы по истории и т.д.).
- в) выполнение письменных упражнений по языкам, математике, физике и другим предметам.
- г) выполнение творческих работ по литературе.
- д) подготовку докладов по изучаемому материалу в старших классах.
- е) проведение наблюдений по биологии, географии, физике.
- ж) выполнение практических и лабораторных работ по физике, химии и биологии.
- з) изготовление таблиц, диаграмм, схем по изучаемому материалу и т.д.
- и) Решение и составление задач.
Наряду с общими для всех учащихся нередко даются индивидуальные домашние задания. Они рассчитаны на преодоление пробелов в знаниях учащихся по отдельным темам, на усиление тренировочных упражнений по выработке практических умений и навыков. Кроме того, даются задания повышенной трудности для хорошо успевающих школьников с целью развития их творческих способностей и склонностей.
Отсюда вытекает, что домашняя работа является естественным и логичным продолжением классной. Можно установить следующие цели, к которым следует стремиться при организации домашней работы:
- закрепление в памяти материала, разобранного в классе, и в отдельных случаях – более углублённое и расширенное его изучение;
- повторение ранее пройденного материала;
- закрепление и расширение разнообразных навыков и умений, необходимых для самостоятельной работы, посредством выполнения соответствующих заданий.
Схожие понятия: |
Так как слово «домашний» – не очень определенное, то появляются запросы, имеющие иной смысл:
|
Как правило, бытовые понятия экономики часто не совпадают с юридическими формулировками, поэтому, если вы все же решились взять деньги в долг, надо изучить значение основных экономических терминов.
Основные экономические понятия содержит мой Экономический толковый словарь:
design-for.net
ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ — это… Что такое ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ?
форма самостоят. работы учащихся, организуются учителем с целью закрепления и углубления знаний, полученных на уроке, а также для подготовки к восприятию нового уч. материала, а иногда и для самостоят. решения посильной познават. задачи; составная часть процесса обучения.
Уже в 16 в. Д. з. становятся обязательным компонентом уч. работы. Но будучи частью уч. процесса, Д. з. в практике работы школы наряду с положит. эффектом вызывали такие негативные явления, как перегрузку учащихся, механич. заучивание и пр. Д. з. на протяжении 19—20 вв. были предметом пед. дискуссий. Л. Н. Толстой, считая, что Д. з. — это испорченный вечер ученика, отменил их в своей Яснополянской школе. К. Д. Ушинский доказывал целесообразность применения Д. з. лишь после спец. подготовки школьников к их выполнению. В нек-рых уч. заведениях, в частности в гимназии К. И. Мая, велась работа по совершенствованию Д. з., преодолению перегрузки уч-ся.
После 1917 в условиях единой школы не было обязат. Д. з., они стали рассматриваться как необходимый компонент работы школы лишь с нач. 30-х гг. В 60-х гг. в связи с критикой «традиционного обучения», направленного лишь на формирование знаний, умений и навыков, и акцентированием внимания на развитие творческих возможностей личности, умений самостоят. познания, сложившаяся в 30-х гг. методика Д. з. была пересмотрена. Д. з. рассматриваются как средство подготовки к самообразованию, стимулирования развития самостоят., творческих форм познания.
Выполнение Д. з. без непосредств. наблюдения учителя — своеобразный вчд самостоят. деятельности учащихся. Работа школьника дома всецело зависит от его внутр. побудит, сил, отношения к уч. труду. Систематичность и высокое качество выполнения Д. з. обеспечиваются, как правило, познават. интересом к уч. предмету, чувством долга и ответственности за работу перед школой, родителями, обществом. Формируя стойкую положит. мотивацию к выполнению Д. з., учитель обеспечивает и воспитание у учащихся стремления самостоятельно совершенствовать свои знания, в т. ч. и для самообразования.
Домашняя работа учащихся отличается от классной и содержательной стороной деятельности. Дома учащиеся сталкиваются с необходимостью самостоят. познания с использованием разнообразных источников; при этом они должны уметь отобрать нужную информацию, выделить и записать главное, выбрать наиб. рациональные приёмы закрепления материала, самостоятельно определить степень своей готовности к уроку; уметь рационально планировать работу, поскольку им приходится ежедневно работать над 3—4 уч. предметами.
В домашних условиях можно провести такие виды работ, к-рые организовать в классе сложно: длительные наблюдения, опыты, моделирование, конструирование и т. д.
Особенность домашней работы состоит и в том, что она может быть более гибкой и вариативной, чем фронтальная работа школьников в классе, рассчитана на развитие индивидуальных способностей и склонностей школьника, на познание учеником своих возможностей. При решении этой задачи учитель может не регламентировать задание жёстко, оставляя за учеником право свободного выбора содержания работы, способов выполнения, объёма.
Особую значимость приобретают т. н. опережающие задания, к-рые подготавливают учащихся к восприятию нового уч. материала, возбуждают интерес. Материал Д. з. в этом случае органически входит в объяснение учителя. Виды опережающих заданий разнообразны: сбор фактов для их анализа на уроке, проведение наблюдений, поиск ответов на поставленные учителем вопросы и др. Особые возможности имеют опережающие задания, даваемые учителем на длит. срок и, как правило, рассчитанные на свободный выбор учащихся. Работа над ними перерастает в систематич. самостоят. деятельность ученика по углублённому изучению избранной темы.
Задания по усвоению и закреплению нового материала могут включать ответы на вопросы учебника, составление рассказа по данному плану и др. Их цель — включить школьника в более глубокое осмысление изученного. Среди заданий на применение знаний особую роль играют комплексные, ориентирующие учащихся на использование материала из разных уч. предметов и являющиеся одним из средств реализации межпредметных связей в обучении.
Во всех видах Д. з. наряду с репродуктивной большое место занимает творческая работа школьника. Особенно эффективны Д. з., сформулированные учителем как познават. задачи (см. Задача познавательная). Мн. учителя строят систему Д. з. на заданиях-минимум и заданиях-максимум. При этом первые из них являются обязательными для всех, вторые — добровольными. На совр. этапе развития школы распространены коллективные формы Д. з.
В условиях большей свободы и большей самостоятельности у учащихся при выполнении Д. з. особенно актуализируются проблемы, связанные с перегрузкой школьника.
Характер, объём, сложность Д. з. должны быть научно обоснованы. Необходимо также специально формировать у школьников навыки самостоятельной работы, знакомить их с научной организацией труда, предусматривать смену деятельности (см. также Гигиена учебных занятий).
В 4—8-х кл. проводится развёрнутый инструктаж к каждому виду заданий. На первых этапах, при репродуктивных заданиях, учитель на уроке обращает внимание учащихся на приёмы выполнения работы, анализирует их, корректирует и рекомендует использовать дома. Если Д. з. отличаются от работы, выполняемой в классе, учитель на отд. примере разбирает способы его выполнения; целесообразен разбор и наиб. сложных элементов отд. Д. з. Родители контролируют регулярность и тщательность выполнения Д. з., создают детям благоприятные условия для подготовки к урокам, оказывают необходимую помощь.
Для учащихся ст. возраста, обладающих опытом самостоят. работы, рекомендуется общий инструктаж перед изучением каждой темы с указанием возможных вариантов работы, анализом трудностей уч. материала, характеристикой обязат. и доп. лит-ры, определением границ минимума и максимума работы над темой. Привлекая учащихся к планированию работы над темой, учитель стимулирует формирование умений науч. организации труда школьника.
Такая система руководства домашней работой даёт возможность школьнику выступать в роли организатора своей познават. деятельности (уч. и самообразоват., обязат. и добровольной), объединяя обучение и самообразование в единый процесс.
Отличит, черта контроля за выполнением Д. з. — органичное соединение объяснения нового с результатами проверки домашней работы, что способствует экономии времени, активизирует процесс обучения. В ст. классах вводятся новые виды контроля — конкурсные уроки, проводимые учителем совместно с учащимися на основе работы над опережающими заданиями. Осуществляется также косвенный контроль, когда учащимся для самостоят. выполнения на уроке предлагаются задания, аналогичные домашним.
Для развития методов самостоят. работы учащихся учителю необходимо интересоваться, какими приёмами пользовался ученик при выполнении Д. з., и обсуждать наиб. рациональные способы работы. Однако контроль за домашней работой ученика предполагает не только проверку правильности выполнения Д. з., но и является одним из эффективных средств формирования ответственного отношения к учению, особенно если в проверке Д. з. участвует весь класс. При этом важно применять формы взаимоконтроля, поручая старшеклассникам проверять работу учащихся мл. классов или друг друга.
При выполнении Д. з. в школах и классах продлённого дня и школах-интернатах учащиеся могут пользоваться уч. кабинетами, пособиями, провести лабораторную работу, поставить опыты и т. д. На самоподготовку здесь отводятся наиб. продуктивные для самостоят. работы часы. Воспитатель (учитель) может помочь школьнику: проконсультировать, определить готовность его к выполнению Д. з., провести хронометраж времени, затраченного учеником на подготовку задания, организовать взаимопомощь и взаимоконтроль учащихся. Но возникают и определённые трудности: ученики, как правило, готовят уроки в одном помещении, что облегчает списывание и подсказку; усложняется процесс подготовки устных заданий, т. к. затруднён их пересказ и т. д. В этих условиях особенно важно индивидуализировать задания, учитывая интересы и склонности учащихся.
Лит.: Рабунский Е. С. Индивидуализация домашних заданий — необходимое условие успешного обучения, Калининград, 1962; Водейко Р. И., Домашнее задание старшеклассника, Минск, 1974; Поспелов H. H., Как готовить учащихся к выполнению домашних заданий, М., 1979; Шабалина 3. П., Домашняя уч. работа школьников, М., 1982; Г p о м ц с в а А. К., Домашняя уч. работа как средство сближения обучения и самообразования, в её кн.: Формирование у школьников готовности к самообразованию, М., 1983. А. К. Громцева.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.
pedagogicheskaya.academic.ru
6 причин, почему домашнее задание бесполезно и даже вредно
В США проводятся обязательные встречи с учителями: родители приходят в школу, знакомятся с преподавателями, смотрят, что и как. На одной из таких встреч Бренди, которая преподаёт у второклассников, раздала родителям записки с убойной информацией: домашних заданий не будет до конца года. Дома нужно только доделывать то, что ученик не успел закончить в классе. Учительница предложила родителям использовать освободившееся время с пользой: проводить семейные ужины, читать всей семьёй книги, больше гулять на улице и раньше ложиться спать.
Мама одной из учениц сфотографировала записку.
facebook.comИдея понравилась многим, если судить по огромному количеству лайков и шеров.
И правда, домашка не нужна. Вот почему.
1. Домашнее задание вредит здоровью
Об этом говорят все родители: постоянно растущая академическая нагрузка и стрессовое тестирование бьют по здоровью детей.
- Из-за высокой нагрузки дети меньше спят. Они засиживаются над учебниками допоздна и переживают из-за оценок, в итоге появляются проблемы со сном.
- Здоровых школьников у нас почти нет. Близорукость, гастрит, хроническая усталость, нарушения осанки — что-то из этого у ребёнка, вероятно, есть.
Так, может, плюнуть на это домашнее задание и оценки и заняться чем-то более полезным?
2. Домашнее задание отбирает время
Сегодня дети заняты как никогда, считает Питер Грей, профессор Бостонского колледжа. Они проводят слишком много времени в школе, потом бегут к репетиторам, на обратной дороге заворачивают в секцию. Расписание жёстко регламентировано, каждый час учтён.
Дети учат языки, математику, программирование. Но им некогда научиться жизни.
Психолог Харрис Купер проводил исследования, которые доказали, что задания на дом не очень-то эффективны: слишком большой объём информации ребёнок не усвоит. Малышам нужно не больше 20 минут дополнительных занятий, старшим — полтора часа.
Для сравнения: по нашим санитарным правилам полтора часа — это объём для второго класса. Выпускники могут тратить на уроки по три с половиной часа. Почти половина рабочего дня, и это после школы. А жить-то когда?
3. Домашнее задание не влияет на успеваемость
Алфи Кон, один из главных критиков образования, написал в 2006 году книгу «Мифы о домашнем задании». В ней он рассказал, что для младших учеников нет никакой связи между количеством домашнего задания и достижениями в учёбе. В старших классах связь настолько слаба, что почти исчезает, если применять в исследовании более точные методы измерений.
С этим согласны не все. Том Шеррингтон, учитель и защитник практики заданий на дом, пришёл к выводу, что в начальной школе пользы от домашнего задания действительно немного, зато когда ученикам больше 11 лет, уроки помогают добиваться блестящих результатов.
Долгосрочную пользу от отмены домашнего задания толком не измерить. Исследовательский центр TMISS выяснял, сколько времени школьники тратят на домашнее задание в разных странах. Так вот, в четвёртом классе только 7% учеников не делают домашнее задание. Небольшая цифра для анализа.
4. Домашнее задание ничему не учит
Школьное образование абсолютно оторвано от жизни. После многих лет изучения английского выпускники двух слов связать не могут, понятия не имеют, в каком полушарии отдыхают, свято верят в силу гомеопатии. Домашние задания продолжают тенденцию: забивают головы фактами, которые дети не могут применить.
Студенткой я подрабатывала репетитором, помогала школьникам подтянуть русский язык. Изначально дети не могли просклонять самое простое существительное «дверь». В глазах был только страх: сейчас поставят оценку. Половину каждого занятия пришлось посвящать теме «русский язык в быту», доказывать, что мы так разговариваем. На каждый падеж я придумывала предложение. Не такое, как в учебнике, а такое, как в жизни: «Тихо, кошке дверью хвост прищемишь!» Когда дети понимали, что все школьные знания — это и есть наш мир, оценки резко улучшались и моя помощь становилась не нужна.
Вспомните, как вы учились, и сравните процесс с уроками в швейцарской школе. Если бы домашние задания помогали сокращать разрыв межу классом и жизнью, от них был бы толк. Но это не так.
5. Домашнее задание убивает желание учиться
«Сделать уроки» до сих пор означает либо прорешать школьные примеры, либо прочитать несколько параграфов. По сути, учителя спихивают на дом то, что не успели рассказать от звонка до звонка. Это настолько тоскливо, что домашнее задание превращается в тяжёлую повинность.
Хуже этой скуки только «творческие» задания, которые сводятся к рисункам и презентациям в PowerPoint. Свежая история с работы:
В задании про скворца нужно было ещё и объяснить причины его грусти. Сомневаюсь, что скворцы и правда до слёз переживают из-за предстоящего отпуска и станут скучать по берёзкам, но именно так и надо было отвечать.
То есть дома ребёнок должен скучать или заниматься глупостями вместо общения с друзьями, прогулок и занятий спортом. И кто после этого полюбит учиться?
6. Домашнее задание портит отношения с родителями
Многие родители делают уроки с детьми и за детей. Получается так себе.
- Школьная программа поменялась, знания родителей устарели.
- Многие родители сами не помнят простых примеров из школьной программы и пытаются выполнять задания с точки зрения взрослого. Дети так не умеют.
- Родители не педагоги. Они не учились объяснять материал, правильно его подавать и проверять. Нередко такое обучение хуже, чем никакого.
- Домашнее задание — это постоянные конфликты. Дети не хотят его делать, родители не умеют мотивировать, совместные занятия заводят в тупик, и всё это выливается в ссоры.
Что хорошего в домашнем задании
Проблема не в домашнем задании и не в его количестве. А в том, что в готовом виде, как оно есть сейчас, оно абсолютно бесполезно, только уничтожает время и здоровье. От домашней работы можно добиться результатов, если пересмотреть подход к ней.
Домашнее задание выполняется в комфортных условиях, поэтому дома можно найти ответ на сложный вопрос и понять материал. Если, конечно, на это есть время и силы.
Если для каждого ученика разрабатывать индивидуальное домашнее задание, то школьник сможет подтянуть темы, которые ему не даются, и развить сильные стороны.
Бренди Янг считает так:
Ученики весь день работают. Дома есть более важные занятия, которым тоже нужно учиться. Развиваться нужно в разных сферах, какой смысл приходить домой и утыкаться в тетрадки?
А вы как думаете, нужно ли домашнее задание?
lifehacker.ru