Форма танцы – Студия современного танца «FORMA» предлагает более 15 популярных направлений и более 90 действующих групп! Занятия ведут квалифицированные преподаватели, каждый имеет множество наград и заслуг.

Форма танцы – Студия современного танца «FORMA» предлагает более 15 популярных направлений и более 90 действующих групп! Занятия ведут квалифицированные преподаватели, каждый имеет множество наград и заслуг.

Танцы малых форм в балете



Поиск Лекций




ТЕМА: Многообразие форм танца в хореографическом искусстве.


Балет- вид сценического искусства, основным выразительным средством которого является неразрывная связь между музыкой и танцем.

Балетный спектакль- это высшая форма хореографического искусства.

Основными видами танца в балете являются классический и характерный танцы. Немаловажную роль играет и пантомима.

Знание структуры классических форм танца позволяет постановщику найти необходимые выразительные средства для раскрытия содержания своего произведения.

Сольный танец это самая малая форма в балетном спектакле. Она приобретает характер монолога, когда раскрывает внутреннее состояние героя или персонажа. Создание этой формы требует не только ярко выраженной музыки, но и интересной одаренной личности исполнителей.

Пример одного из гениальных произведений сольного танца: «Умирающий лебедь» на музыку Сен — Санса в постановке Фокина созданный специально для Анны Павловой. В этом сольном танце выражается состояние нежного существа, ощущающего приближение своей гибели. И какими, казалось бы, ограниченными танцевальными средствами это достигнуто: скользящие па-де-бурре, один два арабеска и только плавные движения рук- крыльев, слегка вздрагивающих перед смертью.

Другие примеры образцов классического наследия сольных номеров в постановке К. Голейзовского:

— «Нарцисс» в исполнении В.Васильева, на музыку Черепнина.

— «Мазурка» в исполнении Е. Максимовой на музыку Скрябина.

— Русский танец» на музыку П. Чайковского.

— «Огневушка-поскакушка» из балета С. Прокофьева «Каменный цветок» и т.д.

Вариация —(от фр. Изменение) небольшой танец для одного или нескольких танцовщиков, обычно технически усложненный. Вариации разделяются на мужские и женские, «партерные» «воздушные». Для «партерных» вариаций характерны широкие и плавные движения исполняемые как в медленном, так и в быстром темпе. Композиция таких вариаций включает в свой арсенал в качестве выразительных средств пальцевую технику и разнообразные виды вращений. Основу «воздушных» вариаций составляют разнообразные прыжки, воздушные и партерные туры. Движения воздушных вариаций часто комбинируются с движениями партерного характера. Для вариаций характерна виртуозность и чеканность исполнения, устойчивость, элевация и баллон. Вариации обычно часть па-де-де, трио, квартета и т.д.

Примеры: вариация Авроры из балета «Спящая красавица» Чайковского; вариация Китри из балета «Дон Кихот» Минкуса; вариация Раймонды из балета «Раймонда» Глазунова и т. д.



Дуэтотноситься к более свободным композиционным формам, что позволяет хореографу ярче проявить свое мастерство и фантазию. В основе дуэта лежит взаимоотношение двух героев. В современном понимании это танец наполненный чувством, смыслом, содержанием. Иногда он является сюжетным звеном, двигающим интригу спектакля. Музыкальная форма в большинстве случаев это адажио – дуэт главных героев лирического содержания на распевные, романтические мелодии. Иногда это самостоятельный эпизод танца в таких формах как па-де-де, па-де-труа, гран-па. В хореографических классах есть обучающее упражнение под таким названием. При помощи них вырабатывается устойчивость, плавность движений рук, способность уверенно владеть корпусом. В дуэте часто присутствуют сложные поддержки, но есть дуэты и без использования каких- либо поддержек, например дуэт Ширин и Ферхада из балета «Легенда о любви» композитора Меликова. Ширин и Ферхад танцуют не прикасаясь друг к другу. И в этом таится глубокий смысл. Они словно боятся вспугнуть и нарушить огромное чувство, переполняющее их сердца.

Дуэты могут представлять собой диалог двух танцовщиц или двух танцовщиков. Например, дуэт Отелло и Яго или дуэт Марии и Заремы из балета «Бахчисарайский фонтан». Есть дуэты, созданные специально для концертных программ. Например «Охотник и птица» Якобсона на музыку Грига, «Весенние воды» на музыку Рахманинова, «Мелодия» на музыку Глюка. Широкое развитие получил дуэтный танец в творчестве Григоровича. В его балете «Ромео и Джульетта» пять дуэтов главных героев, которые раскрывают всю историю их взаимоотношений.

Великолепный пример адажио из балета «Реквием» на музыку Моцарта, в постановке Бориса Эйфмана и т.д.




Обучение техники поддержки в дуэтном танце входит в программу хореографических училищ в качестве специальной дисциплины для учеников старших классов.

Па-де-декак и дуэт также танцевальная композиция для двоих, но в отличие от дуэта па-де-де не предполагает сюжетной нагрузки. Каждому исполнителю в па-де-де предназначается особая танцевальная партия. Происходит как бы соревнование героев. Традиционное классическое па-де-де состоит из адажио, мужской вариации, женской вариации и коды. Иногда перед началом адажио бывает антре- выход танцующей пары. Если адажио это дуэт, то в коде обычно партнеры выступают по очереди и лишь заканчивают па-де-де вместе.

Примеры: па-де-де из балета «Дон Кихот» Минкуса; па-де-де из балета «Щелкунчик» Чайковского; па-де-де из балета «Эсмеральда» Пуньи и т.д.

Трио – танцевальная форма, представленная в виде танца трех исполнителей. Может быть в четырех вариантах: две женские партии и одна мужская, три женских партии, две мужские и одна женская, три мужских партии. Трио обычно имеет более свободную пластику и разнообразие в движениях, не замкнутыми канонами классического балета.

Например: трио Одалисок из балета А. Адана «Корсар», трио с кувшином из балета «Баядерка» Минкуса, трио из балета «Фея кукол» на музыку И Байера.

Дивертисментный танец.

Дивертисмент – (от фр. Развлечения). Истоки появления дивертисмента уходят в эпоху Возрождения, хотя сам термин появился только в 17 веке. Для дивертисмента характерна была театральность, зрелищность и увеселительность представления. Большинство танцев в опере, музыкальной комедии, в драме, на эстраде и в цирке относятся к той же категории танцев.

Но для полного понимания этой формы хореографии именно в балете следует обратиться к трудам известного хореографа и балетмейстера Ростислава Захарова, который говорил: «Если через действенные танцы раскрываются содержание, сюжет и характеры героев балетного спектакля, то дивертисментные танцы характеризуют среду, отчасти место, где происходит действие, помогая в конечном итоге наиболее полному раскрытию драматургии. Например, в третьем акте балета «Пламя Парижа» на муз. Асафьева, исполняются разнообразные народные танцы, передающие дух и устремления участников французской революции. В третьем акте «Лебединого озера» дивертисмент состоит из испанских, венгерских, и польских танцев, которые создают атмосферу бала. (По форме это дивертисмент, а по виду это характерные танцы). Правда в старых балетах часто можно было видеть так называемые вставные номера, которые действительно вставлялись в балет с чужеродной музыкой и без всякого отношения к действию с единственной задачей – развлечь публику». Далее Р. Захаров говорит о том, что техника сочинения дивертисментного танца и правила по которому он создается, те же, что и при сочинении действенного танца.

Задание: выполнить конспект из книги Р. Захарова «Записки балетмейстера» стр. 215-218

Вопросы для самопроверки:

1. В чем заключается отличие дуэта от па-де-де?

2. Какие бывают вариации?

3. Назовите примеры дуэтов из балетов.

4. По каким признакам различается дивертисмент?

5. Назовите примеры характерных танцев из балетов.

 

 




Рекомендуемые страницы:



poisk-ru.ru

1.2. Формы русского народного танца

Русский
народный танец имеет свои оригинальные,
четкие, устойчивые, исторически
сложившиеся признаки, свои глубокие
национальные корни и богатые многовековые
исполнительские традиции. Все это и
позволяет говорить о нем как о
самостоятельном, самобытном,
высокохудожественном виде творчества
русского народа.

Как
же классифицировать русский народный
танец? Мы даем деление его на жанры,
формы и виды по системе Мурашко и по
системе А. Климова, которую они представили
в своих книгах о русском народном танце.

Рассматривая
виды танца, Мурашко выделяет два: народный
и народно-сценический, которые относятся
к теме нашей работы.

В
русском танце Мурашко выделяет два
жанра и их виды:

1)
хоровод,


орнаментальный,


игровой;

2)
пляска,


одиночная,


парная,


массовая,


групповая, традиционная,

3)
перепляс,


массовый перепляс,

4)
кадриль,


лансье,


полька.

Также
выделяет новые разновидности русского
танца:


хореографическая композиция,


танцевальная сюита,


хореографическая картина,


вокально-хореографическая композиция.

Автор
делает акцент на понятии «форма»: форма
– это способ (метод) изложения
хореографического материала, и как он
будет изложен, — такую форму этот материал,
— как хореографическое произведение, —
и приобретет.

А.
Климов берет за основу деление танцев
по временам года (зима, лето и пр.), по
месту исполнения (улица, изба и пр.),
приуроченность танцев к определенным
обрядам и праздникам (свадьба, праздник
Ивана Купалы, Святки и пр.), а их
хореографическую структуру, их общие
устойчивые признаки и другие стороны
танца. Он делит русский народный танец
на два основных жанра – хороводы и
пляски, которые, в свою очередь, состоят
из различных видов. Каждый вид объединяет
танцы с одинаковыми признаками и
структурой исполнения. В жанре хоровода
различают два вида — орнаментальные и
игровые хороводы. Жанры пляски более
многообразен, он состоит как из наиболее
древних, традиционных видов – одиночная
пляска, парная пляска, перепляс, массовый
пляс, групповая традиционная пляска и
т.д. – так и из видов, сложившихся в
русском танце и вошедших в быт русского
человека в более позднее время, — кадриль,
лансье, полька и др.

Хоровод
– это не только самый распространенный,
но и самый древний вид русского танца.
В далекие языческие времена хороводы
носили культово-обрядовый характер. Не
случайно основное построение хоровода
– круг, его круговая композиция – это
подобие солнца. Движение в хороводе по
ходу солнца, хождение за солнцем, иначе
«посолонь», берут свое начало из старинных
образов и игрищ славян, поклонявшихся
могущественному богу солнца – Яриле.
Со временем хоровод, постепенно
освобождаясь от языческих элементов,
вообще утрачивает значение
языческо-культового действия. Появляются
хороводы с новыми песнями, которые
отражают социальную, бытовую и другие
темы. Так хоровод становится русским
бытовым танцем, в котором существуют
свои формы и правила исполнения. Он
превращается в самостоятельный жанр и
становится украшением различных
праздников русского народа. Хороводы
весьма разнообразны в своих построениях,
но все-таки наиболее типичной, начальной
формой построения большинства хороводов
является круг.

Другим
основным жанром русского народного
танца является пляска, состоящая из
многочисленных и разнообразных видов.
Пляски создавались народом под влиянием
окружающего его мира и быта. В древности
пляски так же, как и хоровод, в основном
носили обрядовый, культовый характер.
Но со временем религиозное содержание
стало уходить из плясок и они приобрели
бытовой характер. Пляска отличается от
хоровода более богатой и более сложной
лексикой танцевальных движений. Как
уже было сказано, существует много видов
русской пляски: одиночная (сольная)
пляска (мужская и женская), парная пляска,
перепляс, массовый пляс, групповая
традиционная пляска, кадриль и др. Все
эти виды русской пляски имеют свои
отличительные черты, свои вековые
исполнительские традиции, и считаются
наиболее распространенными, устоявшимися
и прочно вошедшими в быт русского
человека.

Но
народное творчество не стоит на месте.
И в наше время русский танец продолжает
развиваться, творчески обогащаться его
талантливыми исполнителями и сочинителями.
Под воздействие бурно развивающихся в
наше время профессиональных ансамблей
русского народного танца, Русских
народных хоров, ансамблей песни и пляски
и других художественных коллективов
русский народный танец, особенно в
художественной самодеятельности,
обогатился новыми построениями, фигурами,
усложнилась, усложнилась композиция
танца и т.д. В профессиональных и
самодеятельных коллективах возникли
новые разновидности русского танца:
хореографическая композиция, танцевальная
сюита, хореографическая картина,
вокально-хореографическая композиция.

Сегодня
и старые, и новые танцы не только уживаются
рядом, но и взаимовлияют друг на друга,
творчески обогащая и развивая тем самым
русский народный танец.

Изучение
и запись русских народных танцев начались
сравнительно недавно, а ведь любая наука
начинается с описания различных сторон
изучаемого предмета, а главное – со
сбора материала, на основе которого и
можно создать полное представление об
изучаемом предмете. И чем тщательнее
изучен предмет, тем глубже, правдивее
и художественнее получится произведение.
Следовательно, необходимо как можно
больше записывать, снимать кино- и
фотоаппаратом танцы, особенности манеры
их исполнения, записывать песни, музыку,
сопровождающие танцы, описывать и
зарисовывать костюмы и т.д. Для народного
танца органическое единство содержания,
характер движений (лексики), музыки и
костюма является непременным условием.

Трудно
создать новый хороший танец, в котором
бы все компоненты – содержание, музыка,
костюм – органично и творчески были
слиты воедино. Но, опираясь на богатое
народное наследие, сохраняя и любовно
развивая танцевальные традиции русского
народа, хореографы имеют все возможности
для того, чтобы создать новые интересные
танцы и композиции.

studfiles.net

Лучшие танцы — Социальные танцы: Танец как форма поклонения

Главная
» Познавательно

Хвалебный танец — форма поклонения

Хвалебный танец, разновидность литургического или духовного танца, является одной из форм искусства, в которой акцент делается на поклонение. Танцоры хвалебного танца используют свои тела, чтобы помочь выразить слово и дух Божий. Хвалебный танец, по мнению многих церквей, является приемлемой и допустимой формой христианского самовыражения. Хореография этого танца часто используется в церковных приходах для того, чтобы создать интересную и эмоциональную атмосферу. Иногда хвалебный танец может быть частью более крупной постановки, в которой рассказывается какая-либо из библейских историй.

Хвалебный танец — форма поклонения

Характеристики хвалебного танца

Хвалебный танец, в отличие от других форм танцев, связанных с поклонением, как правило, осуществляется под аккомпанемент гораздо более быстрой и веселой музыки. Танцоры хвалебного танца, в отличие от исполнителей обычного литургического танца, зачастую размахивают руками над головой, хлопают, раскачиваются всем телом и кивают головой в такт музыке. Хвалебный танец — это по сути выражение радости человека.

Хвалебный танец может исполнять кто угодно — старики или подростки, мужчины или женщины, опытные или начинающие танцоры… любой человек, который испытывает радость и хочет проецировать ее на окружающих, может присоединиться к хвалебному танцу. В последнее время некоторые танцевальные студии включили уроки хвалебного танца в свою учебную программу.

Хвалебный танец — форма поклонения

Виды хвалебного танца

Хвалебный танец может исполняться в разных стилях. Наиболее популярным является современный танец (контемпорари), но используются также и другие стили: балет, джаз и хип-хоп.

Хвалебный танец иногда представляет собой постановку для нескольких танцоров, однако чаще всего его танцуют соло, причем совершенно спонтанно, без определенной хореографии.

Одежда и реквизит хвалебного танца

В хвалебном танце используется нетипичная для танцев одежда. Вместо того, чтобы одевать обтягивающие наряды, которые подчеркивают красоту тела, танцоры, как правило, носят гораздо более свободно облегающие, скромные наряды. Фактически в хвалебном танце используется одежда, которая отвлекает внимание от тел танцоров, а напротив — концентрирует его на смысле, который исполнители хотят передать своими движениями.

Хвалебный танец — форма поклонения

Хвалебный танец в истории

Как неоднократно вспоминается в Библии, танец всегда был важной частью поклонения. Многие религии использовали хвалебный танец в качестве неотъемлемой части своих богослужений. Тем не менее, в христианскую церковь хвалебный танец вернулся только в 20 веке. Впрочем, танцы могут врачевать не только душу, но и тело.

Источник: 4dancing.ru

Пометить материал как неуместный

Ваши оценки

Рейтинг: +1, 1 голосов

 Loading …

xn--80ajiln2ae3adk3b.xn--p1ai

Виды современных танцев: хореография на любой вкус

Современный танец состоит из огромного количества видов и подвидов танцевальных течений, поэтому считается самым обширным разделом в хореографическом искусстве.

В него входят такие виды танцев как бальный, джаз, модерн, contemporary и другие чуточку менее популярные виды современного танца. Каждое направление имеет свои особенности, что делает современный танец богатым и ярким направлением в хореографии.

Виды современных танцев: джаз-танец

Не смотря на своё название современный танец не так уж молод по сравнению с другими видами танцевального искусства. Например, джаз-танец представляет собой самый «зрелый» подраздел данного направления, так как своё начало он берёт в конце 19 века.

Джаз-танец имеет свои течения, которые отличаются как танцевальными приёмами, так и манерой исполнения. Это степ, фанк, соул, бродвей-джаз, классический джаз, афро-джаз, стрит, фристайл и многие другие виды.

Самым молодым направлением джаз-танца является соул. Его отличительной чертой можно  считать  большое количество различных движений на единицу темпа, которые выполняются с максимальным растягиванием во времени.

Однако самым ярким видом современного танца является флэш-джаз, который поражает сложностью танцевальных трюков, виртуозностью и большим количеством танцевальных приёмов, что делает его схожим с бальным танцем.

Джаз-танец, особенно стрит-джаз, сыграл важную роль в развитии современного хореографического искусства и стал прародителем танцев-однодневок и  молодежных танцевальных направлений, таких как буги-вуги, брейк, рэп, хаус. Вы, наверное, заметили, что названия танцев совпадают с распространёнными стилями современной популярной музыки.

************************************************************************

Виды современных танцев: бальный танец

Бальный танец сегодня – самостоятельный вид спортивного искусства, который был образован от смешения историко-бытового, джаз-танца, а так же социальных танцев-однодневок. В современном танцевальном мире бальный танец включает в себя латиноамериканскую и европейскую программы.

К латиноамериканской программе относятся такие танцы, как:

  • Ча-ча-ча
  • Самба
  • Румба
  • Пасодобль
  • Джайв

Исполнители европейской программы танцуют:

  • Медленный вальс.
  • Венский вальс.
  • Медленный фокстрот.
  • Квикстеп.
  • Танго.

Данные виды современных танцев  предполагают собой красивое движение не только тела, но и лица. Это предает бальным танцам еще большую выразительность и живость.

************************************************************************

Виды современных танцев: модерн

Особенностью этого  вида современного танца является философский подход к движению и отказ от канонов классического танца. Данному виду танца свойственно взаимоотношения движений танцовщика и ритмообразующие основы, а так же поиск второго, третьего плана музыкального сопровождения.

************************************************************************

Виды современных танцев: contemporary dance

Важным моментом в данном современном  направлении хореографического искусства является связь внутреннего эмоционального состояния танцора c самой формой танца. Сontemporary dance предполагает собой максимальное  использование внутренних ресурсов с помощью различных техник, таких как танцевальная и контактная  импровизация, релиз.

************************************************************************

Многие виды современных танцев, впрочем, равно как и народные танцы, пользуются огромной популярностью, как среди молодежи, так и среди людей зрелого возраста. Это и не удивительно, ведь красота виртуозности исполнения джаз-танцев, душевность и гармоничность медленного вальса и передача состояния и настроения в contemporary dance не только сильно впечатляет, но и заставляет задуматься о масштабах данного направления в хореографическом искусстве.

Автор – Ольга Наталевич

music-education.ru

Литургический танец — своеобразная форма выражения веры (часть 1)

Главная
» Познавательно

Литургический танец

Литургический танец является относительно новой формой танца, которая используется в основном в церквях, но быстро прокладывает себе путь в народные массы. Это довольно красивая форма выражения веры, при этом являющаяся довольно уникальной формой движения.

Литургический танец

Что такое литургический танец?

Литургический танец – это форма христианской молитвы и поклонения богу путем телесного движения. Как и большинство танцевальных стилей, литургический танец сопровождает музыка, неважно — живая или же предварительно записанная фонограмма. Церковный танец в основном исполняется женщинами. Эта красивая форма поклонения либо может быть импровизированной – просто как выражение эмоций под определенные песни, либо же она может представлять собой заранее подготовленную постановку для более организованной презентации танца.

Литургический танец

Литургический танец практически отсутствовал до 20-го века, в отличие от многих других танцевальных стилей, которым исполнилось уже множество столетий. Тем не менее, начало литургического танца на самом деле восходит еще к библейским временам. К примеру, в Ветхом завете было зафиксировано множество примеров поклонения богу в форме танцевальных движений. Подобный танец также оставался популярным и в других регионах мира, но, тем не менее, для христиан на Западе он является, по большому счету, новинкой.

Литургический танец

Хореография литургического танца может ставиться в нескольких направлениях. Когда дело доходит до спонтанных форм движения, упомянутых выше, действительно нет никаких правил — по мнению церкви, это святой дух руководит движениями тела. Движения могут быть медленными или быстрыми, изящными или рваными – правил нет. Заранее поставленная хореография литургического танца, как правило, включает в себя ряд движений рук с плавными поворотами и небольшими шажками. В нем обычно нет прыжков и сложных техник, которые часто встречаются в хореографии.

Источник: 4dancing.ru

Пометить материал как неуместный

Ваши оценки

Пока нет рейтинга

 Loading …

xn--80ajiln2ae3adk3b.xn--p1ai

Выбираем форму для танцев

Если Вы впервые отдаете своего ребенка на танцы, то перед Вами обязательно встанет вопрос: «Какую же одежду для танцев лучше всего выбрать?». В нашей VIP студии танцев для детей к этому вопросу подходят с особым вниманием. Для ребят, которые занимаются у нас уже долгое время будет создаваться брендовая форма. В ней будет учитываться всё то, что так важно для удобства в занятиях хореографией, а также наш фирменный стиль (цвета, логотип и др.). Но для начинающих танцоров, которые придут на первые занятия к нам в студию, в этой статье мы собрали самые основные рекомендации по выбору формы. Они позволят родителям подобрать именно ту одежду для ребенка, которая будет ему полностью подходить и в ней будет комфортно заниматься. Эти советы будут касаться формы для таких видов танцевальных направлений, как классический танец, модерн, контемпорари – именно тех, что преподаются в нашей студии.

Детская одежда для танцев – какой она должна быть?

Купальники для танцев для девочек, гимнастические трико, комбинезоны, топы, футболки, лосины, шорты – они должны быть не только удобными, но и такими, чтобы педагог видел движения танцора и следил за правильностью их исполнения. Поэтому, при выборе обращаем внимание на следующие факторы:

  • Максимальный комфорт. Занятия хореографией, несомненно, должны приносить удовольствие. Такие ощущения, как «жмет» или «трет» касательно одежды для танцев недопустимы.
  • Высокое качество материала. Наилучшим выбором в плане тканей станет сочетание 95% хлопка и 5% эластана. Хлопок позволяет коже дышать, он хорошо впитывает пот и быстро высыхает. Благодаря наличию эластана одежда хорошо сидит по фигуре, держит форму, не обвисает, повторяет все изгибы тела.
  • Подходящий размер. Одежда для танцев должна плотно облегать фигуру, но главное – не сковывать и давать ребенку полную свободу движений. Поэтому, лучше не покупать форму, не померив её.
  • Отсутствие грубых швов. Чувствительная кожа, в частности – детская, может пострадать от наличия жестких и грубых швов на одежде. Во время танцев трение одежды о кожу усиливается, поэтому грубые швы следует категорически исключить.

Как выбрать балетки для танцев?

Удобная обувь для танцев – это один из важных аспектов, который помогает ребенку эффективно тренироваться, особенно на занятиях классическим танцем и контемпорари. Выбор танцевальной обуви, а именно чешек, казалось бы, дело не сложное. Но иногда оно оборачивается повторными походами по магазинам, из-за того, что ребенку в них неудобно и они не позволяют ему правильно исполнять все танцевальные элементы. Именно поэтому, при выборе обуви для танцев, нужно обратить внимание на несколько нюансов:

  • Плотное прилегание к стопе. Основное правило при выборе балеток – никогда не покупайте их, не примеряв. Такая обувь должна плотно прилегать к стопе, то есть не сдавливать ногу, пальцы должны свободно сгибаться и разгибаться, но при этом внутри чешек не должно быть свободного пространства. Именно плотно прилегающие балетки помогает ребенку делать правильные позиции ног, лучше «чувствовать» сцепление с полом, а педагогу – видеть ошибки исполнения.
  • Тип. Все балетки для танцев различаются материалом и исполнением. Для самых маленьких танцоров – лучший вариант это текстильные балетки, без каких либо вставок. Кожаные вставки, как например, на профессиональных балетках, могут мешать начинающему маленькому танцору чувствовать пол и двигаться правильно.
  • Размер. Размер обуви для танцев в большинстве случаев не соответствует размеру обычной обуви. Зачастую они «маломерят». Поэтому, еще раз напомним, что чешки нужно мерить перед покупкой. Если Вам советуют покупать балетки на несколько размеров больше, с тем предлогом, что ребенок быстро растет, то такой подход не совсем верный. Вместо того, чтобы учиться правильно двигаться и выполнять движения, ребенок просто будет «бороться» со своими неудобными чешками большого размера.
  • Качество. Перед покупкой проследите за тем, чтобы балетки были хорошо прошиты, как внутри, так и снаружи, и из них не торчали нитки. Важно, чтобы ничего лишнего не отвлекало ребенка от занятий танцами!

Надеемся, наша статья стала Вам полезной и Вы теперь легко сможете подобрать одежду для танцев для своего ребенка. Если у Вас остались вопросы по поводу формы, то Вы можете задать их нашему педагогу и директору, Анастасии Евгеньевне по телефону (095) 910 47 79 или на первом пробном занятии.

dsal.kh.ua

Особенности форм художественного произведения на материале современного танца Текст научной статьи по специальности «Искусство. Искусствоведение»

УДК 792.8

ОСОБЕННОСТИ ФОРМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА МАТЕРИАЛЕ

СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА

Поповичев А.В., 2017

Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В, Рахманинова, канд. пед. наук, профессор кафедры хореографии, Тамбов

Усачев Ю.Ю., 2017

Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В, Рахманинова, канд. пед. наук, старший преподаватель кафедры хореографии, Тамбов

Аннотация: тенденции новой хореографии XXI века были заложены ещё в истоках свободного танца, появившегося в начала двадцатого столетия. Поиск новых решений, философские рассуждении о естественной связи человека с природой, исследование возможностей тела и отказ от канонических слагаемых творчества — всё это определила трансформационный процесс в хореографическом искусстве. Отклик на подобную тенденцию определил скоростной оборот в развитии современного танца, охвативший различные изменения. Таким образом, форма танца как таковая с одной стороны базировалась на традиционных вариантах, с другой — утвердилась в новых версиях. В этой связи данное исследование было посвящено рассмотрению различных вариантов форм художественного произведения, используемых в современной хореографии в настоящее время.

Ключевые слова: современный танец, форма, соло, дуэт, групповой танец, массовый танец, миниатюра, инсталляция, энвайромент, перформанс.

FEATURES FORMS ARTWORKS ON THE MATERIAL OF CONTEMPORARY DANCE

PopovichevA.V., 2017 Tambov state musical pedagogical institute them. S.V. Rachmaninoff, candidate of pedagogical sciences, professor of choreography chair, Tambov

Usachev Yu.Yu., 2017 Tambov state musical pedagogical institute them. S.V. Rachmaninoff,

candidate of pedagogical sciences, senior teacher of choreography chair, Tambov

Annotation: new trends of choreography of the XXI century were laid in the origins of free dance that emerged in the early twentieth century. The search for new solutions, a philosophical discourse on the natural connection of man with nature, a study of the possibilities of the body and the rejection of the canonical terms of creativity caused by the transformation process in choreographic art. The response to this trend has defined high-speed turnover in the development of modern dance, covering the various changes. Thus, a form of dance, as such, on the one hand based on traditional options, on the other — has established itself in the new versions. In this regard, this study was devoted to the consideration of various variants forms of artwork used in modern choreography at the present time.

Keywords: contemporary dance, shape, solo, duet, group dance, mass dance, miniature, installation, environment, performance.

Современный танец — явление относительное (сиюминутное). С исторической точки зрения каждый танец можно назвать современным, отражающим тенденции своего времени формирования и существования. Современный танец — это танец современности, модный и актуальный для своего времени. Однако, термин «современный танец» или «современная хореография» в наше время не имеет точного, чёткого определения и рассматривается различными хореографами, искусствоведами и критиками в различных вариантах. Также среди хореографического сообщества данное понятие употребляется при наличии разной смысловой нагрузки.

В зависимости от контекста использования, в ходе своего становления и развития современная хореография сформировалось как широкое понятие, рассматриваемое с двух сторон:

• первый вариант — современная хореография как комплекс танцевальных направлений, спектр которого включает в себя уличные (hip-hop, Ьгеак^апсе, с^а!к, crump, street dаnce и др.),

клубные (go-go, jazz-funk, vogue, teak-tonic и др.), сценические формы так называемого «свободного танца» современности и его производных (modern, jazz, contemporary dance, contemporary jazz и др.), a также экспериментальную хореографию;

• второй вариант — танцевальные стили современности, основанные на комплексе техник ритмопластического танца Марты Грэм, Хосе Лимона, Мерса Каннингема, Лестера Хортона, дополненные психосоматическими тренингами и синтезом элементов устоявшихся танцевальных систем — modern, jazz, contemporary dance, contemporary jazz, afro-jazz, техника ga-ga, контактная импровизация и др. [19, с. 12-13].

Первое объяснение является объединяющим и не конкретизирует данный вид хореографии, а вторая трактовка соответствует объекту данного исследования и заслуживает изучения в историческом аспекте.

Благодаря двум танцовщицам Айседоре Дункан (Дора Энджела Дункан, 1877-1927) и Лои Фуллер (настоящее имя Мария Луиза, 1862-1928), возникло абсолютно новое танцевание, который подразумевал определённый вид пластики, основанный на технике инерциального движения с минимальной затратой энергии, подкреплённого личностными философскими суждениями [8, 11, 13,

19].

Под влияние творчества А. Дункан попали отечественные балетмейстеры, представители классической хореографии, искавшие новые варианты пластического языка — М.М. Фокин, К.А. Голейзовский, Л.В. Якобсон и др. Однако самое интересное, что самодеятельное творчество также стало продолжать традиции Дункан. Например, в начале XX века в Москве и Петербурге повсеместно открывались танцевальные студии в рамках самодеятельного и полупрофессионального творчества, которые базировались в жилых помещениях и свободных залах студия «Гептахор», школа античной пластики Бобринского, студия пластики Эллы Рабенек, курсы ритмики Нины Александровой, курсы синтетического танца Инны Чернецовой, студия Людмилы Алексеевой, Экспериментальный театр пантомимы (ЭКСТЕМИМ) под руководством Александра Румнева, театр танца Веры Майя, студия «Искусство движения» Валерии Цветаевой и др., «Школа пластики» Клавдии Исаченко, «Студия пластического движения» Зинаиды Вербовой, студия Тамары Глебовой, студия Елены Горловой, художественное движение в Институте им. Лесгафта и др. [19 с. 39].

Развитие свободного танца привело к формированию в Западной Европе (главным образов в Германии) нового танцевального стиля — modern (от франц. и нем. — современный). Его главными теоретиками и практиками стали Австрийский хореограф Рудольф фон Лабан (Пресбург, с 15 декабря 1879 года по 1 июля 1958 года, Вейбридж), Курт Йосс (Ален, 12 января 1901 года по 22 мая 1979 года, Хайльбронн), Мари Вигман (Ганновер, с 13 ноября 1886 года по 19 сентября 1973 года, Берлин) и мн. др. [3, 13].

В США танец модерн приобрёл расширенные возможности пластики. В лексику добавились амплитудные движения корпуса, полиритмическое движение отдельных центров тела, пульсацию, пантомимную пластику, сложный ритмический рисунок в пластике. Этот стиль вобрал в себя специфику этнического танца негритянских и индейских народов.

Особое влияние на популяризацию и формирование данного стиля оказали: Рут Сен-Дени (Нью-Арк, с 20 января 1879 года по 21 июля 1968 году), Чарлз Вейдман (Линкольн, с22 июля 1901 года по 15 июля 1975 года, Нью-Йорк), Хосе Лимон (Кульякан, с 12 января 1908 года по 2 декабря 1972 года), ЛестерХортон (Кульякан, с12 января1908 года по 2 декабря 1972 года, Флемингтон) и др. [3, 13, 16, 19].

Рассматривая данные направление в сравнении с классическим танцем, можно сказать, что оно родилось как противопоставление балетному искусству. Представители танца модерн, придерживаясь теории воссоединения человека с природой, считали, что балет противоречит человеческому естеству, опровергая зрительное отсутствие гравитации. Однако выразительность классического танца также присуща модерн-танцу и идентифицируется простотой грациозной пластикой.

В параллели с модерн-танцем стали появляться новые взгляды на перспективы новой хореографии. Новаторы стремились минимизировать значение костюма, музыки и оформления, но при этом максимизировать лексический материал и глубину мысли, отвергая любые канонические условия композиции танца, что обозначило начало эпохи постмодерна во всём мире. Данный танец не

имел определённой формы и направлен на передачу духовного состояния человека, танец случайного характера.

Представителями постмодернизма в хореографии стали: Стив Пэкстон (Финикс, 21 января 1939 года), Триша Браун (Абердин, с 25 ноября 1936 года), Алвина Эйли (Роджерс, с5 января 1931 года по 1 декабря 1989 года, Манхэттен) в США, Пина Баушв Германии, Анна де Кеерсмакер (Мехелен, с 11 июня 1960 года) в Бельгии, Роберт Коэн (Лондон, с 15 июня 1959 года) в Англии, Мин Танаки (Ямагутис10 марта 1945 года) в Японии, Алла Сигалова (Волгоград, с 28 февраля 1959 года) в России и др. [13, 16, 19].

Трансформация современного танца на этом не остановилась, она динамично продолжалась. Каждый хореограф синтезировал фонд пластического языка постмодерна с элементами йоги, боевых искусств, акробатики, джазового танца, классического танца, психосоматическими практиками и др. Вследствие этого родилось новое направление в хореографическом искусстве, без утверждённой техники, которое сформировалось на принципах танцев модерн и постмодерн, синтезируемых с различными авторскими методиками и двигательными теориями получившее название «contemporary dаnce» (в пер. с английского — современный).

Художественные произведения, созданные на основе contemporary dance направлены на пробуждение сильной эмоциональной реакции реципиента. Пластические образы выражают нечто скрытое и обитающее на подсознательной глубине. Благодаря этому формы художественного произведения, используемые в хореографическом искусстве подверглись некоторым изменениям.

Все, используемые в современной хореографии танцевальные формы можно разделить на малые — соло, дуэт, групповой танец, массовый танец; и крупные — хореографическая сюита, хореографический спектакль, модерн-балет или contemporary балет, тематическая концертная программа и т. д. Также существуют формы, которые могут быть реализованы как в масштабном варианте, так и в миниатюрном — моноспектакль, танцевальный перформанс, инсталляция [4].

Хореографическая форма — это замкнутая устойчивая танцевальная структура, в рамках которой осуществляется развитие танцевальных тем [12, с. 62-63]. Учитывая теорию современного танца, которая основывается на полной свободе автора в подходе к реализации собственного замысла, можно сказать, что само понятие «форма» как конкретная структура противоречит современной хореографии. Не смотря на это, в зависимости от некоторых критериев, всё-таки вышеуказанные формы закрепились в современном танце как основные

Малые формы современного танца. Термин «соло» (соло от итальянского «solo» — «один») означает исполнение одним танцовщиком (или танцовщицей) любого танцевального номера или фрагмента крупной формы. Следует отметить, что при рассмотрении сольной композиции как отдельного самостоятельного произведения, можно выявить индивидуальное, характерное только для него своеобразие облика героя, образа передаваемого по средствам языка пластики. Примером создания сольного произведения служит работы: «Послеполуденный отдых фавна» В.Нижинского (1889 — 1950 гг.), «Умирающий лебедь» В.Малахова (р. 7 января 1968 г.), «Чайка» Б. Эйфман (р. 22 июля 1946 г.) и т. д. [2, 10].

«Дуэт» (итал. duetto, от лат. duo — два), существовал ещё с незапамятных времён. В ходе своего развития в хореографии он приобретал драматургическое построение, законы действенности, выразительности, смысл, одухотворённость. Таким образом, в классическом балете сформировалась каноническая пятичастная форма pas-de-deux. [14]. В современном танце дуэт может быть исполнен в унисон, изолированно друг от друга, в рамках партнёринга, на основе различных соединений дуэтно -классического и дуэтно-акробатического танцев, а также в рамках контактной импровизации.

Групповой танец — танцевальная форма, представленная в виде танца нескольких исполнителей (обычно от трёх до 8). Аналогом этой формы является «хореографическая миниатюра» — (от франц. «miniature», итальян. «miniatura», от латин. «minium» — киноварь, сурик) — малая форма танцевально-сценического представления. Название произошло от сурика, которым в старинных рукописях расцвечивали заглавные буквы [18, с.198]. Хореографическая миниатюра может быть сюжетной и бессюжетной. Такая форма танца является благоприятной для хореографического эксперимента, поиска новых образов и выразительных средств.

Начиная от семи-восьми человек и выше, танец принято считать «массовым». В данной форме появляются более сложные и широкие возможности рисунков танца, что открывает новые горизонты в балетмейстерских экспериментах.

Крупные формы танца. В перечисленном списке форм хореографических произведений особое место занимает «хореографический спектакль». Количественный состав исполнителей, структура композиции, воздействия на зрителя и другими компонентами танца (музыкой, лексическим материалом, рисунком танца и др.) отличают данную форму танца. Многофункциональность, масштабность, зрелищность обеспечивают спектаклю как широкую зрительскую аудиторию, так и востребованность у балетмейстеров. Характерные черты хореографического спектакля: 1) драматургия, 2) содержание, 3) продолжительность, 4) длительная реализация спектакля, 5) широкий спектр выразительных средств и стилей.

«Балет» (от франц. ballet, от позднелат. ballo — танцую) — это высшая форма хореографии (от греч. choreia — пляска и grapho — пишу), в котором танцевальное искусство поднимается до уровня музыкально-сценического представления. Если классический балет — это гармония танца и музыки, которые связаны между собой неразрывно, то «современный балет» — это эксперимент. Развитие современного балета началось в XX веке, когда искусства переживали сильные изменения [1, с. 3839].

Рождение современного балета началось с появлением порой неожиданных элементов танца, техник и кардинальной метаморфозы облика танцоров. «Современный балет» использует современные техники (виды) танца (прежде всего modern, contemporary dance, джаз-танца и т. д.), а также элементы гимнастики, акробатики, восточных единоборств и тому подобное. Несколько видоизмененные классические элементы, удачно сочетаясь с привнесенными движениями, составляют танец. Новые балетные позиции, свобода выражения чувств и идей, великолепная пластика танцоров, уход от консервативности, главные определяющие современного балета [20].

«Моноспектакль» (театр одного актёра) — это «хореографический спектакль» с единственным исполнителем. Его специфика в том, что исполниетлю (танцору или танцовщице) приходится «держать зал», нести смысловую и эмоциональную нагрузку всей композиции одному. Рядом с титанической работой исполнителя возникает положительный фактор — это независимость и свобода действия.

В конце 40-х и начале 50-х годов начались творческие эксперименты, хореографы искали индивидуальность, отрицая возможности сцены. Пространством для воплощения танцевальных образов становились самые необычные места: улица, парк, площадь и т.д. В искусстве вторую волну популярности обретает авангард. Так появились совершенно новые формы танцевального действия:

— инсталляция (анг. installation — установка, размещение, монтаж) — художественно-смысловое танцевальное пространство, наполненное различными объектами (предметами быта, произведениями искусства, людьми и т. д.), сочетание и перемещение которых неординарно, но содержательно в аспекте символизма;

— хэппенинг (англ. happening — случающееся, происходящее) — театральное представление парадоксального характера, в котором окружение и участники смешиваются и действуют вне логики;

— энвайромент (англ. environment — окружение, событие) — пространственная композиция, созданная одним или коллективом авторов, выраженное как реальное окружение;

— перформанс (англ. performance — игра, представление, выступление), которое определилось как равноправное синтезирование различных видов искусств в виде эпатажного действия, структурированного некой концепцией или правилами автора; перформанс также используется в обиходе как общее понятие для определения авангардных форм искусства [5, 6, 7, 9, 17].

Пина Бауш: «…Танец может жить в любых формах. Главное — это точность пластического выражения мысли, эмоции. И дело здесь не в том, как человек движется, а в том, что им движет…» [15]. Формообразующие элементы как правило в современной хореографии достаточно абстрактны, что продиктовано общей тенденцией свободы авторских действий. Балетмейстер не ограничен в выборе средств, приёмов, принципов и других основных единиц творческой деятельности. В его арсенале безграничный запас самых невообразимых вариантов работы, которые в свою очередь задают принцип отсутствия ограничивающих рамок. Такой подход в свою в очередь тоже является

главенствующим тезисом, побуждающим к активности и позволяющим выстраивать форму произведения по собственному усмотрению или трансформируя её традиционные варианты под действием индивидуального авторского видения.

Список литературы:

1. Александрова, Н.А. Балет, танец, хореография. Краткий словарь танцевальных терминов и понятий [Текст] / Н.А. Александрова. — Санкт-Петербург, 2008 — 416 с.

2. Алловерт, Н. Борис Эйфман: вчера, сегодня.. .[Текст] / Н. Алловерт. — СПб.: Балтийские сезоны, 2012. — 144 с.

3. Балет: энциклопедия: гл. редактор Ю.Н.Григорович. [Текст] / — М.: Сов. Энциклопедия, 1981. — 623 с.

4. Бойцова, А. Формы танца [Электронный ресурс] / А. Бойцова — Электрон. дан. — СПб., 2012. — Режим доступа: http://vk.com/topic-36043785_26464105. — Загл. с экрана. — Яз. рус.

5. Васильева, Г.С. Перформанс — авангардное искусство в культуре XX века. Витебск / Г.С. Васильева // Искусство и культура. — 2015. — № 2. — С. 83-90. — Библиогр.: с. 90 (6 назв.)

6. Всё о стилях и течениях в современном искусстве [Текст] / сост. И.И. Мосин. — Санкт-Петербург: ООО «СЗКЭО», 2015. — 112 с., ил.

7. Голдберг, Р. Искусство перформанса. От футуризма до наших дней [Текст] / Р. Голдберг. — М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2014. — 320 с.

8. Дункан, А. Моя жизнь [Текст]/ А. Дункан: Сб. // Сост., ред. С.П. Снежко. — Киев: Мистецтво, 1989. -349 с.

9. Искусство [Текст] : большой энциклопедический словарь / Е. Хачанян. — М. : АСТ, : Внешсигма, 2001. — 608 с. : ил. тв.

10. Красовская, В.М. Русский балетный театр начала XX века. Хореографы. 2-е изд.испр. [Текст] / В.М. Красовская. — СПб.: Издательство «Лань»; «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»,2009. — 656 с.

11. Курт, П. Айседора: Неистовый танец жизни [Текст] / П. Курт. — М.: Эскмо, 2002. — 768 с.

12. Линькова, Л.А. О драматургии балета. Музыка и хореография современного балета [Текст]: сборник / Л.А. Линькова/ — № 3 — Л.: Музыка, 1979. — 208 с.

13. Никитин, В.Ю. Мастерство хореографа в современном танце [Текст]: учебное пособие / В.Ю. Никитин. М.: ГИТИС, 2011. — 472 с.

14. Серебренников, Н.Н. Поддержка в дуэтном танце [Текст]: учебно-методическое пособие. 2-е изд., доп. / Н.Н. Серебренников. — Ленинград: Искусство, 1979. — 151 с.

15. Современный балет [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — Режим доступа: http://balet-v-teatre.ru/sovremennyjj-balet.html. — Загл. с экрана. — Яз. рус.

16. Суриц, Е.Я. Балет и танец в Америке [Текст] / Е.Я. Суриц. — Екатеринбург: Изд-во Уральского Университета, 2004. — 392 с.

17. Тейлор, Б. Art TODAY. Актуальное искусство 1970-2005 [Текст] / Б. Тейлор; пер. с англ. Э.Д. Меленевской. — М.: Слово/Slovo, 2006. — 256 с., ил. Александрова, Н.А. Балет, танец, хореография. Краткий словарь танцевальных терминов и понятий [Текст] / Н.А. Александрова. — Санкт-Петербург, 2008 — 416 с.

18. Титаренко, И.Н. Эстетика [Текст] / И.Н. Титаренко. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. — 225 с.

19. Усачёв Ю.Ю. Современный танец: теория, рождённая практикой [Текст]: монография / Ю.Ю. Усачёв; Управление культуры и архивного дела Тамбовской области, ТОГБОУ ВО «Тамб. гос. муз. -пед. ин-т им. С.В. Рахманинова». — Тамбов: Принт-Сервис, 2017. — 184 с.

20. Усачёв Ю.Ю. Танцевальная форма contemporary ballet в творчестве Уильяма Форсайта: особенности формы и содержания [Электронный ресурс] / Усачёв Ю.Ю. // X Международная научная Интернет-конференция «Культура и искусство Германии» — Электрон. дан. — Тамбов — 2017. -Режим доступа: Rachmaninov.ru/assets/uploads/konf/dgt_2017/usachev-yu.yu.pdf

cyberleninka.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о