6.2. Понятие о группах здоровья и медицинских группах
В Российской Федерации существует система раннего выявления нуждающихся в терапии детей и дальнейшей организации их жизнедеятельности. В частности, ежегодные медицинские осмотры обучающихся позволяют разбить их на медицинские группы в соответствии с четырьмя критериями:
• наличие или отсутствие хронических заболеваний;
• характер функционирования основных функциональных систем организма;
• степень сопротивляемости неблагоприятным воздействиям;
• уровень физического развития и степень его гармоничности.
Группы здоровья. В соответствии с указанными критериями выделяют следующие группы здоровья:
1‑я группа – здоровые, нормально развивающиеся, без функциональных отклонений. Сюда относятся школьники без хронических заболеваний, не болевшие или редко болевшие за период наблюдения и имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно‑психическое развитие. К этой группе относятся 20 – 25% школьников, и такое наполнение первой группы не изменилось за последние 50 лет. Но сейчас характеристика здоровья этих детей не совсем объективна, так как к первой группе чаще всего относят тех, кому просто не поставили диагноз, хотя у них несомненно снижены адаптационные возможности, т.е. они находятся в «третьем состоянии».
2‑я группа – здоровые, при наличии функциональных или небольших морфологических отклонений. Это не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, а также часто (четыре и более раз в году) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие школьники. Эта группа имеет довольно расплывчатые критерии, поэтому отнесение к ней конкретного школьника часто является компетенцией (или некомпетенцией) врача.
3‑я группа – больные в компенсированном состоянии: имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии компенсации с редкими и нетяжело протекающими обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия.
4‑я группа – больные в субкомпенсированном состоянии: имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии субкомпенсации с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным характером реконвалесценции после острых заболеваний.
5‑я группа – больные в декомпенсированном состоянии: с тяжелыми хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации и со значительно сниженными функциональными возможностями; как правило, они не посещают образовательные учреждения общего профиля, а обучаются либо в специализированных школах, либо на дому и наблюдаются по индивидуальным схемам.
Комплексную оценку состояния здоровья и распределение по группам здоровья дает врач‑педиатр.
Дети и подростки, отнесенные к разным группам, требуют дифференцированного подхода в организации занятий физкультурой или лечебной физкультурой. Так, для детей первой группы здоровья учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких‑либо ограничений в соответствии с государственными программами по физическому воспитанию для соответствующей возрастной категории. Дети второй группы здоровья как группа риска нуждаются в повышенном внимании со стороны врачей. С ними необходимо проводить специальные мероприятия по закаливанию, занятия лечебной физкультурой, диетотерапию; для них требуется организовать рациональный режим жизнедеятельности в соответствии с состоянием их здоровья. Дети с третьей, четвертой и пятой группами здоровья должны находиться под постоянным наблюдением врачей, их двигательный режим ограничен определенными противопоказаниями (но должен быть обязательной частью образа жизни), и для них удлиняется продолжительность отдыха и сна.
После распределения по группам здоровья детей, признанных годными к обучению в общеобразовательной школе, разбивают по медицинским группам, принадлежность к каждой из которых определяет и тот режим занятий физической культурой, который наиболее соответствует их состоянию здоровья. Правильное распределение детей по медицинским группам для занятий физкультурой является важной частью работы врача‑педиатра и учителя физкультуры.
Распределение школьников
На основе данных о состоянии здоровья, физического развития и физической подготовленности детей все учащиеся, занимающиеся по государственным программам, делятся на четыре группы: основная, подготовительная, специальная и группа лечебной физической культуры.
К основной медицинской группе относят школьников без отклонений в состоянии здоровья, а также имеющих незначительные отклонения при достаточном физическом развитии.
К подготовительной группе относят детей без отклонений в состоянии здоровья при недостаточном физическом развитии, а также с незначительными отклонениями в здоровье. К группе с отклонениями в состоянии здоровья относят учащихся с хроническими заболеваниями. Наибольшую наполняемость этой группы составляют школьники с очаговой инфекцией ротовой полости, носоглотки, придаточных пазух носа и др. Особенно распространены хронический тонзиллит (20 – 40% учащихся), кариес зубов (почти 90%) и др. Известно, что хронические очаги воспаления в носоглотке и полости рта изменяют общую реактивность организма, снижают его защитные функции и естественную сопротивляемость инфекциям. Такие дети часто болеют в период подъема острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) и гриппа, у них нередки обострения хронического тонзиллита, отита, гайморита. Очаг инфекции в носоглотке может провоцировать бронхит, воспаление легких, переход их в хроническую форму.
К специальной медицинской группе относят школьников с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующими ограниченных физических нагрузок или определенных противопоказаний в применяемых средствах физической культуры. В специальную медицинскую группу включают также школьников, страдающих другими заболеваниями, из‑за которых в данное время необходимо значительно ограничить физическую нагрузку (после перенесенного туберкулеза, при значительном отставании в физическом развитии и в физической подготовке, при острых желудочно‑кишечных заболеваниях с явлениями истощения, через пять – шесть месяцев после гепатохолецистита, а также вирусного гепатита).
К контингенту специальной медицинской группы относят и школьников, для которых физическая нагрузка не представляет опасности, но они не могут заниматься по общей программе из‑за дефектов опорно‑двигательного аппарата: анкилозов, контрактур, резкой атрофии мышц, после травматических повреждений, хронического инфекционного полиартрита, сопровождающегося ограничением подвижности суставов, имеющих остаточные явления полиомиелита, а также выраженную деформацию позвоночника I – II степени.
Для школьников подготовительной и специальной медицинских групп предусматривается ограничение объема физической нагрузки, степень которой зависит от состояния здоровья данного школьника, его заболевания и других критериев состояния организма. Так, специальные медицинские группы комплектуются из обучающихся, для которых физическая нагрузка, получаемая на уроках физкультуры, противопоказана или требует значительного ограничения. Поэтому физическое воспитание школьников специальной медицинской группы проводится по особо разработанной программе, соответствующей особенностям занимающегося в данной медицинской группе контингента.
К группе лечебной физкультуры относят детей (чаще всего относящихся к четвертой и пятой группам здоровья), которые имеют те или иные выраженные нарушения здоровья и освобождаются от занятий физкультурой в школе. Такие группы должны работать непосредственно при лечебных учреждениях под контролем соответствующего специалиста.
Таким образом, ни один ребенок, посещающий общеобразовательное учреждение, не должен быть полностью освобожден от физического воспитания. В случае, если такое положение имеет место, ответственность за него должен нести врач, принявший такое решение.
В соответствии с указанным выше Приказом министра здравоохранения СССР № 826 от 09.XI.1966 г., до настоящего времени распределение школьников по медицинским группам проводится согласно приводимой ниже таблице 13.
Таблица 13
Примерные показания для определения медицинской группы при некоторых отклонениях в состоянии здоровья у детей и подростков
Следует обратить внимание на то, что приведенная таблица еще раз подтверждает: за редким исключением, связанным, как правило, с острыми состояниями, не может быть детей, полностью освобожденных от занятий физической культурой! В полной мере это относится и к тем случаям,
Таблица 14
Примерные сроки возобновления занятий физическими упражнениями после перенесенного заболевания
Приведенные сроки касаются лишь непосредственно занятий физкультурой в школе, однако в течение указанных периодов школьник должен заниматься физическими упражнениями по схемам лечебной физкультуры непосредственно под контролем соответствующего специалиста и лечащего врача.
Таким образом, в соответствии с результатами медицинских осмотров или (при острых состояниях и после них) заключения лечащего врача обучающиеся распределяются по медицинским группам для физического воспитания непосредственно в школе.
Физическое воспитание в медицинских группах. Занятия физкультурой в медицинских группах непосредственно в образовательных учреждениях проводятся по соответствующим программам.
Основная группа. Здесь занятия проводятся по государственной программе физического воспитания в полном объеме, предусмотрена сдача определенных нормативов, разрешаются занятия в спортивных секциях и участие в соревнованиях. Итогом успешности освоения программы является определенная соответствующими критериями оценка.
Подготовительная группа. Занятия проводятся по общей программе физического воспитания при условии более постепенного ее прохождения с отсрочкой сдачи контрольных испытаний (нормативов) и норм на срок до одного года. Непосредственно на занятиях школьники данной группы нуждаются в более тщательном контроле со стороны учителя физической культуры и медицинского работника образовательного учреждения. Помимо обязательных уроков физкультуры для таких школьников рекомендуются занятия в секции общей физической подготовки. Итоговая оценка, в отличие от школьников основной группы, преимущественно определяется учителем физкультуры в соответствии с установленными для данного этапа обучения индивидуальными критериями.
Специальная медицинская группа. Занятия проводятся по особой программе или отдельным видам государственной программы, срок подготовки удлиняется, а нормативы заменяются выполнением индивидуальных заданий. Основной формой и средством работы специальной медицинской группы являются занятия лечебной физкультурой.
Перевод из одной группы в другую производится при ежегодном медицинском обследовании школьников. Переход из специальной медицинской в подготовительную группу возможен при условии положительной динамики результатов лечения и успехов в занятиях физкультурой.
studfiles.net
Медицинские группы здоровья у детей по физкультуре – таблица, рекомендации
Физкультура — обязательный предмет в школьной программе. У родителей сомнений в необходимости данного предмета, как правило, не возникает. Ведь детям, целый день находящимся за партой, совсем не помешает немного подвигаться.
Физкультура — это комплекс физических упражнений, способствующий здоровому развитию ребенка. Спортивные занятия для большинства детей полезны, однако некоторым школьникам (по состоянию здоровья) запрещены интенсивные физические нагрузки. Именно поэтому, все дети, которые готовятся пойти в школу, в обязательном порядке проходят полное медицинское обследование. На основании результатов этого обследования в медкарте будущего ученика появляется запись о принадлежности его к определенной медгруппе для занятий физкультурой.
Любая медицинская группа здоровья требует периодического подтверждения. Некоторые родители путают понятия «ЛФК» и «группы здоровья». Им не совсем понятно, в чем их различие. Поэтому мы решили внести некоторую ясность в данный вопрос. Занятия по лечебной физкультуре может проводить только врач ЛФК, а урок физкультуры с учениками из спецгрупп проводит школьный учитель, который предварительно проходит необходимую подготовку. В ходе подготовки он изучает оздоровительные методики, учится составлять индивидуальные спортивные программы для детей, страдающих определенными заболеваниями. Обучение проходит в специализированных Центрах ЛФК.
Классификация медицинских групп здоровья у детей по физкультуре — таблица
Как классифицируются группы здоровья по физкультуре
Группа здоровья | Характеристика группы |
Основная | Группа для физически здоровых детей, не имеющих никаких отклонений и учеников с некоторыми функциональными нарушениями. Однако, по заключению медиков, эти нарушения не в состоянии за собой повлечь каких-либо последствий. При осмотре у ребенка не было зафиксировано отставаний в физическом развитии. Основная группа подразумевает занятия по обычной программе. Учащиеся сдают нормы и тесты индивидуальной физподготовки, могут заниматься в секциях, принимать участие в соревнованиях. |
Дополнительная | В таких группах занимаются: — ослабленные дети; — уч-ся, состоящие в группе риска по заболеваемости; — дети, имеющие хронические заболевания, но эти заболевания находятся в стадии длительной ремиссии. Дополнительная группа предполагает строгое дозирование любых физических нагрузок, а также полное исключение некоторых движений. Например, резких наклонов, прыжков. Школьники, занимающиеся по программе дополнительной группы, не могут принимать участие в спортивных соревнованиях, сдавать нормы и тесты по физподготовке. Им также рекомендуются дополнительные занятия по индивидуальным программам на дому под родительским контролем. |
Специальная А, В | По программам группы «А» занимаются: — дети с врожденными пороками; — с хроническими заболеваниями в анамнезе; — с явными нарушениями физического развития. Школьники, в медкартах которых проставлена эта группа, могут заниматься физкультурой только по специальным оздоровительным программам. Программы разрабатываются индивидуально. Как правило, такие программы запрещают или ограничивают силовые и скоростные упражнения, но разрешают не слишком подвижные игры на воздухе, ежедневные прогулки и занятия адаптивной физкультурой. В большинстве школ учащиеся с этой группой здоровья занимаются отдельно от класса. Учителя должны проходить специальную подготовку в Центрах ЛФК. В подгруппе «В» занимаются учащиеся: — с хроническими заболеваниями в острой фазе; — с врожденными пороками на стадии обострения. Дети, относящиеся к этой группе, занимаются только лечебной физкультурой под контролем врача ЛФК. Комплексы упражнений подбирает врач. Чтобы ребенка перевести в группу «В» нужно пройти комиссию КЭК и получить соответствующую справку. Этот документ выдается на определенный комиссией срок. |
Как определить, какая группа здоровья по физкультуре у ребенка?
Критерии оценки:- Наличие функциональных нарушений.
- Хронические заболевания. Стадия развития болезни на настоящий момент.
- Состояние основных систем детского организма.
- Слаженность работы иммунной системы.
- Гармоничное развитие ребенка в соответствии с его возрастом.
Группа здоровья определяется в медучреждении.
- Для определения комплексной оценки ребенок должен пройти обследование у всех «узких» специалистов. Некоторым детям дополнительно назначается консультация аллерголога. Например, если у ребенка в анамнезе есть диагноз «Дерматит».
- Затем, нужно пройти исследования и сдать все анализы, назначенные ребенку специалистами. Только после этого, можно обращаться к своему участковому врачу. Как правило, будущие ученики диспансеризацию проходят в детском саду, там же им и определяется соответствующая группа. Учащимся старшего возраста группа определяется на основании результатов диспансеризации, которую они должны проходить ежегодно.
Иногда неопытные врачи перестраховываются и пишут в справке группу, которая не соответствует состоянию здоровья ребенка. На первый взгляд незначительная ошибка нередко становится непреодолимым препятствием для поступления в престижные школы. Поэтому нижерасположенная таблица поможет родителям убедиться в правильном решении врача. В случае разногласий, родители всегда смогут оспорить результаты, обратившись за консультацией к главному врачу медучреждения.
Если в ходе диспансеризации ни один из «узких» специалистов не отметил отклонений в развитии ребенка, то в справке должна быть проставлена основная группа.
Заболевания у ребенка и группа здоровья
Заболевание | Группа здоровья по физкультуре |
Простудные заболевания чаще четырех раз за год. Слишком длительный процесс восстановления (более месяца). | Вторая группа – дополнительная. |
В анамнезе поставлен диагноз «плоскостопие», имеется излишний вес, анализ крови показал анемию, туберкулиновая проба положительная (реакция Манту, проба Пирке). | Вторая группа – дополнительная. |
Окулист определили близорукость. | Дополнительная группа. |
Хронические заболевания, находящиеся в стадии длительной ремиссии. | Дополнительная группа. |
Хр. заболевания в стадии компенсации и врожденные пороки развития. | Специальная группа «А» |
Хр. заболевания в острой форме, врожденные пороки в стадии субкомпенсации. | Специальная группа «В» |
Основная группа здоровья по физкультуре — допуски и запреты
Уч-ся, относящиеся к основной группе, здоровы и не имеют никаких отклонений в физическом развитии. Они занимаются по обычной школьной программе, могут посещать любые секции, сдавать нормы, принимать участие в спортивных соревнованиях.
Дополнительная группа здоровья по физкультуре в школе
Данная группа позволяет заниматься физкультурой в школе вместе со всем классом. Однако интенсивность упражнений в этой группе отличается. Учитель подбирает специальные комплексы спортивных упражнений в соответствии с рекомендациями врача. Все ограничения указываются в медкарте уч-ся.
Например, одному ребенку нельзя посещать бассейн, другому – запрещено кувыркаться и резко наклоняться, третьему – не рекомендуется прыгать или бегать на длительные дистанции. В справке указывается срок ее действия. После чего, ребенок переводится в основную группу. Для участия в соревнованиях, для сдачи норм ГТО – требуется разрешения врача.
Специальная группа «А» и «В» по физкультуре в школе
Рекомендации для спецгруппы «А» по физкультуре:
- Уроки физкультуры для учащихся из группы «А» проводятся отдельно от всего класса.
- Занятия с ними проходят по специально разработанным индивидуальным программам. Однако им предоставляется возможность вместе с классом посещать теоретические занятия по физической культуре, делать доклады и писать рефераты.
- Спецгруппы предполагают занятия с подготовленными учителями физ-ры, прошедшими обучение в центрах ЛФК.
- Комплекс упражнений для детей разрабатывается строго в соответствии с медицинскими рекомендациями.
- Все упражнения делаются на специальных ковриках.
- Учащиеся не могут принимать участие в спортивных мероприятиях, но их присутствие в качестве болельщиков поощряется.
- Им нельзя заниматься в спортивных секциях.
Особенности занятий детей в спецгруппе «В» по физкультуре:
- Ученики, у которых в справке указана группа «В», полностью освобождаются от уроков физкультуры в школе, они занимаются только в медучреждениях.
- Занятия проходят по индивидуальным программам и под строгим контролем врача ЛФК.
- Таким ученикам разрешается посещать лишь теоретические занятия по этому предмету, проходящие в стенах школы.
- Врач ЛФК разрабатывает необходимый им комплекс упражнений. Эти упражнения можно выполнять и дома.
- Врач ЛФК консультирует родителей и выдает им нужные рекомендации.
Отметки
Многих родителей волнует вопрос: «Как будут ставиться оценки по физкультуре детям, которые вынуждены заниматься в дополнительной или специальной группе?» С учащимися из основной группы вопросов не возникает. Ведь они получают отметки на основании результатов сдачи нормативов. Многие родители даже не предполагают, что на сегодняшний день существуют учебники по физической культуре. Раньше таких учебников не издавали. Чаще всего, выставляя оценки, учителя просят детей из дополнительной и специальной группы написать реферат, сделать доклад, провести презентацию, посвященную ЗОЖ. Кроме того, физрук, оценивая ученика, ориентируется на его посещаемость теоретических занятий. Ученик совсем без отметки по этому предмету остаться не может.
А нам остается пожелать вашим деткам здоровья и отличных спортивных результатов.
Поделитесь с друзьями:baragozik.ru
Группы здоровья детей
Распределение детей и подростков на группы в соответствии с критериями оценки здоровья
С целью укрепления здоровья, содействие гармоничному развитию и закаливанию организма школьника необходимо обеспечить каждому ученику полноценный, всесторонний (в качественном и количественном отношении) двигательный режим. Решение данной задачи зависит от правильности выбора медицинской группы для конкретного ученика, и активного использования всех средств физического воспитания с целью оздоровления молодежи.
Деление на группы по состоянию здоровья обусловлен тем, что достижение оздоровительного эффекта во время занятий физическим воспитанием зависит от степени соответствия занятий, форм и методов занятий индивидуальным особенностям организма, но стоит учитывать, что организм детей (подростков, людей) у которых есть определенные отклонения в состоянии здоровья нуждается двигательной активности не менее, а зачастую и больше, чем организм здоровых школьников, но это должна быть качественно иная двигательная активность.
Факторы, которые влияют на уровень здоровья ребенка:
- здоровье родителей;
- особенности протекания беременности матери и родов;
- особенности развития малыша;
- домашний микроклимат в семье;
- условия физического воспитания ребенка;
- характер и условия отдыха;
- санитарно — гигиенические условия быта и учебной деятельности.
Если генетические нарушения и повреждения при рождении ребенка отсутствовали, то именно особенности развития малыша влияют на уровень его здоровья.
Патологические отклонения и их степень зависят от возраста ребенка. Дети 2-4 лет проявляют преимущественно нарушение функционального характера, которые могут быть возвращены к норме. Хронические заболевания формируются позже (в основном в школьные годы), но довольно часто формируются к 4-7 годам.( желудочно-кишечного тракта, заболевания носоглотки, нарушение осанки, заболевания кожи и др.).
Учитывая индивидуальные особенности детей и подростков, во время занятий физическим воспитанием общепринятым является деление на группы здоровья по следующим критериям:
- степень функционирования основных систем организма;
- отсутствие или наличие хронических заболеваний;
- степень сопротивления неблагоприятным воздействиям;
- степень гармоничности физического развития;
- уровень физического развития.
Всего в соответствии с критериями оценки здоровья различают 5 групп здоровья:
- здоровые, у которых нет хронических заболеваний, их физическое развитие соответствует возрасту;
- без отклонений или с определенными незначительными отклонениями в состоянии здоровья, и с недостаточным физическим развитием;
- больные с хроническими заболеваниями, которые хорошо себя чувствуют и имеют достаточную работоспособность, или дети, у которых есть временные отклонения в состоянии здоровья, что требует ограничить физические нагрузки;
- больные с хроническими заболеваниями, которые часто болеют и имеют пониженную работоспособность;
- больные с хроническими заболеваниями, которые наблюдаются в специальных лечебницах.
При приеме в школу предполагается, среди прочих документов, и предоставления медицинской справки будущего школьника о состоянии здоровья, в котором указывается медицинская группа, к которой он принадлежит. Обычно в общеобразовательных учебных заведениях обучаются дети, с соответствующим состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической подготовленности разделяются на 3 медицинские группы здоровья: 1) основную, 2) подготовительную и 3) специальную.
Основная медицинская группа – это здоровые дети, у которых нет хронических заболеваний, с физическим развитием, что соответствует их возрасту (совпадает с 1-й группой).
Подготовительная медицинская группа – это дети, у которых нет отклонений в состоянии здоровья (либо есть незначительные отклонения), но с недостаточным физическим развитием (совпадает со 2-й группой).
Специальная медицинская группа –это дети, которые есть отклонения нормального состояния здоровья и имеют ограничения в физической нагрузке (совпадает с 3-й и иногда 4-й группами).
Больные дети, принадлежащие к 5-й группе здоровья, обычно наблюдается в специальных лечебницах.
Занятия с каждой группе имеют свои особенности, как организационные, так и методические (см. табл. 1.1). Соблюдение этих рекомендаций при воспитании детей, у которых отклонения, позволит повысить эффективность занятий и способствовать улучшению физического развития школьников.
Таблица 1.1. Организационные и методические рекомендации по двигательной активности учащихся, принадлежащих к разным группам здоровья
№ группы | Организационные рекомендации | Методические рекомендации |
---|---|---|
1-я основная | Учебная, спортивная и трудовая деятельность организуется без каких-либо ограничений по общей программе физического воспитания и с выполнением контрольных нормативов. Рекомендуемые дополнительные занятия в спортивных секциях, участие в соревнованиях. | |
2-я подготовительная | Относятся к группе риска и требуют повышенного внимания врачей. Необходимо обеспечение систематического обследования. | Проведение закалки, диетотерапии, соблюдение рационального режима дня и двигательного режима. Занятия по общей программе физического воспитания, но с возможной задержкой сдачи соответствующих нормативов. Рекомендуемые занятия в физкультурно-оздоровительных группах общей физической подготовки, прогулки, игры и спортивные развлечения. Участие в соревнованиях — за дополнительным разрешением врача. |
3-я специальная | Систематический врачебный контроль, дополнительные специально организованные занятия физическими упражнениями. | Двигательный режим обеспечивается с соблюдением показаний к занятиям. Особое внимание обратить на восстановление после выполнения упражнений, обеспечение оздоровительного воздействия на нарушенные функции. Рекомендовано увеличение объема упражнений на восстановление дыхания, медленный темп выполнения, систематический контроль пульса и состояния. Занятия проходят по отдельной программе для специальных медицинских групп. Участие в спортивных мероприятиях ограничено. |
4-я | Постоянный врачебный контроль. Обычно обучение в специализированных школах соответствующей нозологии или санаторного типа. | Двигательный режим имеет ограничения; специально организованный режим дня с удлиненным отдыхом и занятиями лечебной физической культурой. Занятия по отдельной программе для специальных учебных заведений соответствующего типа. |
5-я | Постоянный врачебный контроль. Пребывание в лечебных учреждениях. | Двигательный режим имеет существенные ограничения; специально организованный режим дня с удлиненным отдыхом и лечебными процедурами. Занятия лечебной физической культурой индивидуализированы. |
Оцените этот пост, я старался:
pererojdenie.info
Распределение учащихся на медицинские группы
Распределение учащихся на медицинские группы
Первым шагом к успешному решению задачи по выбору правильной дозировки физических нагрузок на занятиях физическими упражнениями обучающихся является их распределение на три медицинских группы – основную, подготовительную и специальную. Распределение обучающихся для занятий физическими упражнениями на медицинские группы производится предварительно врачом-педиатром, подростковым врачом или терапевтом в конце учебного года. Окончательное решение о направлении обучающегося в специальную медицинскую группу врач производит после дополнительного осмотра в начала предстоящего учебного года.
Основным критерием для включения обучающегося в ту или иную медицинскую группу является определение уровня его здоровья и функционального состояния организма. Для распределения в специальную медицинскую группу необходимо еще установление диагноза с обязательным учетом степени нарушения функций организма.
Иногда определение медицинской группы на основании первичного осмотра является довольно трудной задачей. В этих случаях необходимы повторные медицинские обследования, динамические наблюдения непосредственно в процессе занятий физической культурой и учет мнения педагога. Следует помнить, что поспешное, ошибочное направление обучающегося в несоответствующую его состоянию здоровья, физическому развитию, функциональной готовности и физической подготовленности медицинскую группу может повредить его здоровью, нанести психическую травму, снизить его физическую и умственную работоспособность. В случае затруднения в решении вопроса необходима консультация специалиста ВФД.
На основании совместного медико-педагогического заключения обучающийся распределяется в одну из медицинских групп.
К основной медицинской группе (1 группа здоровья) относятся обучающиеся без отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, имеющие хорошее функциональное состояние и соответствующую возрасту физическую подготовленность, а также учащиеся с незначительными (чаще функциональными) отклонениями, но не отстающие от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности. Отнесенным к этой группе, разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания с использованием здоровьенаращивающих технологий, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности. В зависимости от особенностей телосложения, типа высшей нервной деятельности, функционального резерва и индивидуальных наклонностей им рекомендуются занятия определенным видом спорта в спортивных кружках и секциях, группах ДЮСШ и ДЮКФП с подготовкой и участием в спортивных соревнованиях, турнирах, спартакиадах, спортивных праздниках и фестивалях, днях «Спорта».
При этом следует помнить об относительных противопоказаниях к занятиям спортом. Так, например, при близорукости или астигматизме нельзя заниматься боксом, прыжками в воду, прыжками на лыжах с трамплина, горнолыжным спортом, тяжелой атлетикой и мотоспортом; перфорация барабанной перепонки является противопоказанием к занятиям всеми видами водного спорта; при круглой и кругло-вогнутой спине не рекомендуются занятия велосипедом, греблей, боксом, усугубляющими эти нарушения осанки. Другие же виды спорта не запрещаются.
К подготовительной медицинской группе (2 группа здоровья) относятся практически здоровые обучающиеся, имеющие те или иные морфофункциональные отклонения или физически слабо подготовленные; входящие в группы риска по возникновению патологии или с хроническими заболеваниями в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии не менее 3-5 лет. Отнесенным к этой группе разрешаются занятия по учебным программам физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более осторожной дозировки физической нагрузки и исключения противопоказанных движений (здоровьекорригирующие и оздоровительные технологии).
Тестовые испытания и участие в спортивно-массовых мероприятиях разрешается лишь после дополнительного медицинского осмотра. К занятиям большинством видов спорта и участия в спортивных соревнованиях эти обучающиеся не допускаются. Однако настоятельно рекомендуются дополнительные занятия для повышения общей физической подготовки в образовательном учреждении или в домашних условиях.
Специальная медицинская группа делится на две: специальная «А» и специальная «Б». Окончательное решение о направлении обучающегося в специальную медицинскую группу производит врач после дополнительного осмотра.
К специальной группе «А» (3 группа здоровья) относятся обучающиеся с отчетливыми отклонениями в состоянии здоровья постоянного (хронические заболевания, врожденные пороки развития в стадии компенсации) или временного характера либо в физическом развитии, не мешающими выполнению обычной учебной и воспитательной работы, однако, требующие ограничения физических нагрузок. Отнесенным к этой группе разрешаются занятия оздоровительной физкультурой в образовательных учреждениях лишь по специальным программам (здоровье корригирующие и оздоровительные технологии), согласованным с органами здравоохранения и утвержденным директором, под руководством учителя физической культуры – инструктора ЛФК, окончившего специальные курсы повышения квалификации.
В занятиях оздоровительной физкультурой обязательно учитывается характер и степень выраженности отклонения в состоянии здоровья, физическом развитии и уровне функциональных возможностей занимающегося. При этом резко ограничивают упражнения на быстроту, силовые, акробатические, шире используют дыхательные, коррегирующие и общеразвивающие упражнения; подвижные игры умеренной интенсивности; прогулки (зимой на лыжах) и развлечения на открытом воздухе.
К специальной группе «Б» (4 группа здоровья) относятся обучающиеся, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного (хронические заболевания в стадии субкомпенсации) и временного характера, но без выраженных нарушений самочувствия. Отнесенным к этой группе рекомендуется в обязательном порядке занятия ЛФК в отделениях лечебной физической культуры местной поликлинике, врачебно-физкультурного диспансера. Допустимы регулярные самостоятельные занятия в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом ЛФК. Обязательным является неукоснительное выполнение режима и других элементом здорового образа жизни (ЗОЖ).
fizkult1.narod.ru
Медицинские группы для занятий физической культурой: определение
В обязательную программу обучения в школе входят занятия физкультурой. Такие уроки проводятся в целях полноценного развития малышей как в умственном, так и в физическом плане. Помимо прочего, уроки физкультуры дают возможность сохранять тело в тонусе и поддерживать здоровье, ввиду необходимости проведения основной массы времени в малоподвижном положении за партой.
Для основной массы детей занятия физкультурой безопасны. Однако всегда находится целый список школьников, которым запрещено подвергаться определенным нагрузкам на организм. Именно они входят в медицинские группы для занятий физической культурой. Давайте же выясним, кто относится к данной категории учащихся, каким образом формируются группы здоровья в учебных заведениях.
Какие факторы могут влиять на ухудшение здоровья малышей?
Существует целый ряд моментов, которые могут негативно отражаться на состоянии здоровья ребенка:
- наличие плохой наследственности;
- негативный микроклимат в семье;
- плохие условия проживания;
- недостаточный отдых;
- негативные санитарно-гигиенические условия в учебном заведении или в быту.
Критерии для деления на группы здоровья
Основным показателем, который принимается во внимание при принятии решения о зачислении учащегося в специальную группу для занятия физкультурой, является наличие отклонений в функционировании определяющих систем организма. Занятия физической культурой в специальной медицинской группе также могут предписываться малышам, которые страдают от хронических недугов.
К особой категории также относятся дети, организм которых неспособен в полной мере сопротивляться определенным факторам окружающей среды. В медицинские группы для занятий физической культурой могут попасть малыши, имеющие недостаточный уровень физического развития для своего возраста.
Оценка здоровья малышей
Определение медицинской группы для занятий физической культурой происходит следующим образом:
- Беспрепятственно выполнять программу на уроках физкультуры должны учащиеся, которые не страдают от хронических недугов, а уровень их физического развития соответствует возрастным нормам.
- В качестве потенциальных кандидатов для зачисления в специальные группы рассматриваются ребята с замедленным физическим развитием либо самыми незначительными отклонении в состоянии здоровья.
- В медицинские группы для занятий физической культурой попадают учащиеся с задержками в физическом развитии, которые имеют хорошее самочувствие. Сюда также могут зачисляться дети, которые имеют временную потерю работоспособности и нуждаются в ограничении нагрузок на определенный период.
- Больные с хроническими недугами, которые наблюдаются в лечебницах, зачисляются в особые группы для занятий согласно индивидуальной программе.
Медицинские группы
Как видно, распределение учащихся в отдельные категории для посещения уроков физической культуры происходит согласно оценке состояния здоровья, общей подготовленности. Медицинские группы для занятий физической культурой бывают:
- основные;
- подготовительные;
- специальные.
В указанных медицинских группах детям предлагается выполнение различного объема работы. Имеются свои различия и в интенсивности физических нагрузок.
К особой категории учащихся относятся дети, которые зачисляются в специальную группу. Исходя из оценки состояния здоровья, они могут быть определены в физкультурную либо лечебную подгруппу.
Далее рассмотрим более подробно особенности занятия физкультурой в каждой медицинской группе.
Основная группа
Учащиеся, которые определены в указанную категорию, обязаны в полном объеме выполнять требования, которые предъявляются на уроках физкультуры. Здесь преподаватели предлагают учащимся работу с максимально допустимой интенсивностью нагрузок, исходя из определенных возрастных особенностей.
На занятиях дети обязаны выполнять целый комплекс упражнений:
- общие трудовые;
- гимнастические;
- спортивно-прикладные;
- игровые.
Основные медицинские группы для занятий физической культурой в школе включают в себя учащихся с высоким и среднем уровнем физической подготовки, а также детей с временным или несущественным отклонением в состоянии здоровья. Исключаются из данной категории дети, у которых в ходе занятий отмечается неспособность сердечно-сосудистой системы справляться с нагрузками, которые отвечают стандартным требованиям общепринятой программы.
Подготовительная группа
Подготовительные медицинские группы для занятий физической культурой включают в себя детей, кои обязаны выполнять программу согласно предписаниям врачей на основании результатов медицинского освидетельствования. Как и в предыдущем случае, учащимся предлагается весь комплекс упражнений. Однако их интенсивность может быть снижена по решению врача, который руководствуется заключениями, сделанными в ходе повторных медицинских осмотров.
Подготовительные медицинские группы для занятий физической культурой в ДОУ и средней школе формируются из учащихся, которые имеют уровень физической подготовки ниже среднего и не имеют серьезных заболеваний. Также сюда могут зачисляться дети со средним и высоким уровнем физического развития, которые на данный период времени страдают от отклонений в состоянии здоровья.
Спецгруппа
В представленную категорию учащихся зачисляют детей, которые нуждаются в занятиях согласно специальным, индивидуальным программам, ввиду отклонений в состоянии здоровья. Согласно общепринятым требованиям врачебного контроля, такие школьники никогда не освобождаются от физкультуры полностью, хотя подобная практика имеет место быть в отечественных учебных заведениях. Именно этой группе учащихся крайне необходимы качественно распланированные физические нагрузки, что способствуют восстановлению здоровья.
Как уже отмечалось выше, в специальной группе детей нередко распределяют в физкультурные либо лечебные подгруппы. В первом случае учащиеся могут заниматься в одних условиях вместе с одноклассниками, однако выполнять требования индивидуальной программы.
Что касается лечебных подгрупп, то формируются они из школьников, кои страдают от довольно серьезных недугов, имеют существенные отклонения в физическом развитии. Таким детям предписывается крайне ограниченное выполнение интенсивных, сложных упражнений. В отдельных случаях уроки физкультуры для них проводятся под настоятельным контролем учителя либо квалифицированного медицинского специалиста. В качестве альтернативы физической подготовке в условиях учебного заведения малышам иногда назначается посещение специальных диспансеров, где с ними работают по особой восстановительной программе.
В заключение
Разделение детей на отдельные категории при занятии физкультурой в условиях учебного заведения является общепринятой практикой. При заметном прогрессе в улучшении здоровья малыши могут переводиться в общие группы. Однако лишь по результатам специальных обследований или по рекомендациям врачей. Согласно общепринятым требованиям, перевод учащихся из одной медицинской группы в другую возможен лишь после комплексной оценки состояния их здоровья по завершении учебной четверти.
fb.ru
Определение группы здоровья школьников
Практические навыки: определять группу здоровья школьников при массовых медицинских осмотрах.
Здоровье, как мера жизненности, способности организма к оптимальному функционированию, характеризуется в этом случае не только отсутствием клинически выраженной симптоматики болезней, но и отсутствием начальных их проявлений, состояний предболезни, и так называемой, «малой патологии», выявляемых часто на уровне функциональных, легко обратимых изменений, свидетельствующих о снижении общей сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.
Контроль за динамикой состояния здоровья регламентируется приказом МЗ РФ от 14.03.95 № 60 «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов». Контроль за состоянием здоровья в настоящее время проводится на основе массовых скрининг-тестов и представляет собой новый принцип организации углубленных осмотров детей и подростков. Он проводится в несколько этапов: 1 этап – обследование всех детей по скрининг-программе, которое проводит в основном медицинская сестра детского учреждения; 2 этап – обследование детей, выполненных по скрининг-тестам, врачом детского учреждения; 3 этап – обследование узкими специалистами поликлиники детей, направленных из дошкольного учреждения (школы) на консультацию.
Комплексная оценка состояния здоровья детей введена приказом МЗ РФ от 19.01.83 № 60 «О дальнейшем совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению в городах», дается на основании учета результатов медицинского осмотра и текущего наблюдения за ребенком, путем анализа 4-х основных критериев здоровья: 1)) наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний и степень их клинических проявлений; 2) функциональное состояние основных органов и систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, кровеносной, нервной и др.; 3) резистентность организма, проявляющаяся количеством и длительностью заболеваний по обращаемости за предыдущий ко времени медосмотра год; 4) уровень физического и нервно-психического развития и степень их гармоничности.
В соответствии с указанными критериями, у каждого индивидуума определяется группа здоровья (табл.1).
Таблица 1
Распределение обследуемых по группам здоровья
Группа | Хроническая патология | Функциональное состояние основных систем и органов | Резистентность и реактивность организма | Физическое (ФР) и нервно-психическое развитие (НПР) |
1 | Отсутствует | Без отклонений. Единичный кариес зубов | Острые заболевания за предшествовавший наблюдению период отсутствовали или протекали эпизодически, легко | Нормальное, гармоничное ФР. НПР соответствует возрасту |
2 | Отсутствует | Наличие функциональных отклонений (пониженное содержание гемоглобина, гипертонические и гипотонические реакции и т. д. Кариес зубов — субкомпенсированная форма, аномалия прикуса | Заболеваемость частые (более 4 раз в год) и продолжительные (не менее 25 дней) острые заболевания с последующим затяжным реконвалесцентным периодом – вялость, повышенная возбудимость, нарушение сна и аппетита, субфебрилитет и т. д. | Нормальное (1 ст.), ухудшенное (2 ст.), плохое (3ст.) или общая задержка (4ст.) ФР. Нормальное или нерезко выраженное отставание НПР |
3 | Наличие хронической патологии в стадии компенсации, врожденных дефектов развития органов и систем | Наличие функциональных отклонений в патологически измененной системе органа без клинических проявлений, функциональных отклонений в др. органах и системах. Кариес зубов — декомпенсированная форма | Заболеваемость — редкие, нетяжелые по характеру течения обострение основного хронического заболевания без выраженного ухудшения общего состояния и самочувствия. Редкие интеркуррентные заболевания | Все степени ФР. Нормальное или с нерезко выраженным отстаиванием НПР |
4 | Наличие хронической патологии в стадии субкомпенсации врожденных дефектов развития органов и систем | Наличие функциональных отклонений патологически измененного органа, системы и других органов и систем | Заболеваемость — частые обострения основного хронического заболевания редкие и частые острые заболевания с нарушением общего состояния и самочувствия после обострения или с затяжным реконвалесцентным периодом после интеркуррентного заболевания | Все степени ФР. НПР нормальное или отстает |
5 | Наличие тяжелой хронической патологии в стадии декомпенсации или тяжелого врожденного порока, предрешающих инвалидность индивидуума | Резко выраженные или врожденные функциональные отклонения патологически измененного органа, системы, др. органов и систем | Заболеваемость — частые тяжелые обострения основного хронического заболевания, частые острые заболевания | Все степени ФР. НР нормальное или отстает |
Дети I группы здоровья наблюдаются врачом в обычные сроки, установленные для профилактических медосмотров здоровых детей.
Дети II группы здоровья («группа риска») наблюдаются врачом в сроки, устанавливаемые для каждого ребенка, в соответствии со степенью риска в отношении формирования у них хронической патологии, выраженности функциональных отношений и степени резистентности. Часто болеющие дети, дети, перенесшие острую пневмонию, болезнь Боткина и др. хотя и относятся ко II группе здоровья, в периоде реконвалесценции берутся на диспансерный учет.
Дети III, IV, V групп берутся на диспансерный учет по ф. № 30 и порядок их медицинского обслуживания определяется специальными методическими указаниями.
По результатам оценки состояния здоровья, уровня физического развития и физической подготовленности, обследуемые лица выделяются в медицинские группы, регулирующие объем их занятий по курсу физического воспитания.
Задания по формированию практических навыков:
Определите группу здоровья ребёнка:
мальчик, 5 лет, не имеющий хронических заболеваний, с гармоничным нервно-психическим развитием в соответствие с возрастом, с физическим развитием средним и дисгармоничным, который трижды в течение года перенёс ОРВИ.
девочка, 7 лет, не имеющий хронических заболеваний, с гармоничным нервно-психическим развитием в соответствие с возрастом, с физическим развитием средним и дисгармоничным, который 5 раз в течение года перенёс ОРВИ.
Основная литература:
Гигиена детей и подростков / В.Р. Кучма. – М.: Медицина, 2003. – С. 30-67.
Дополнительная литература:
Кардашенко В.Н. (под ред.). Гигиена детей и подростков. – М., «Медицина», 1980. – 439 с.
Сердюковская Г.Н. (под ред.). Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы. (Методическое пособие, 1993).
Приказ МЗ РФ от 14.03.95 № 60 «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов».
Приказ МЗ РФ от 19.01.83 № 60 «О дальнейшем совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению в городах».
studfiles.net
Распределение школьников на медицинские группы — Нормативные документы — Каталог файлов
ИЗ ПИСЬМА
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ
31 октября 2003 г.
N 13-51-263/123
ОБ ОЦЕНИВАНИИ И АТТЕСТАЦИИ
УЧАЩИХСЯ, ОТНЕСЕННЫХ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ
К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НАМЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ:
В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем общей физической подготовленности и тренированности детей школьного возраста делят на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную.
Основная медицинская группа. В нее включают детей и подростков без отклонений в состоянии здоровья (или с незначительными отклонениями), имеющих достаточную физическую подготовленность. В качестве основного учебного материала в данной группе следует использовать обязательные виды занятий (в соответствии с учебной программой) в полном объеме, а также сдачу контрольных нормативов с дифференцированной оценкой; рекомендуются дополнительные виды занятий в избранном виде спорта.
Подготовительная медицинская группа.В нее включают детей и подростков, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, а также недостаточную физическую подготовленность. В данной группе можно использовать те же обязательные виды занятий, но при условии постепенного освоения упражнений, предъявляющих повышенные требования к организму.
Занятия физической культурой в подготовительной группе проводятся совместно с основной группой по учебной программе;обе группы сдают установленные контрольные нормативы. При этом дети отнесенные к подготовительной медицинской группе, нуждаются в некоторых ограничениях нагрузок и постепенном освоении комплекса двигательных навыков и умений. Соответственно школьники данной группы нуждаются в дополнительных тренировочных занятиях для повышения уровня физической подготовленности. Для этого учителя физической культуры могут использовать секции общей физической подготовки, организуемые во вне учебное время, и другие формы занятий.
Специальная медицинская группа. В нее включают учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке.
Занятия по физической культуре со школьниками этой группы должны проводиться по специально разработанной программе в условиях обычного режима школы. Дети и подростки со значительными отклонениями в состоянии здоровья нуждаются в занятиях лечебной физической культурой (ЛФК). Учащихся специальной медицинской группы разделяют на подгруппы А и В.
Подгруппа А – школьники имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные различными заболеваниями.
Подгруппа В – школьники имеющие тяжелые необратимые изменения в деятельности органов и систем.
Группы здоровья
Выделяют следующие группы здоровья: Группа I — здоровые, не имеющие хронических заболеваний, с соответствующим возрасту физическим развитием, редко болеют. Группа II — здоровые, с морфофункциональными отклонениями, без хронических заболеваний, но имеющие отклонения в физическом развитии. Группа III — больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации; редко болеют острыми заболеваниями, хорошо себя чувствуют, имеют высокую работоспособность. Группа IV — больные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, часто болеющие, со сниженной трудоспособностью. Группа V — больные хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации. Обычно с такой патологией дети не посещают школу, они находятся в специальных лечебных учреждениях.
Для первой группы здоровья учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких-либо ограничений в соответствии с программами.
Дети второй группы здоровья нуждаются в повышенном внимании со стороны врачей как группа риска. С ними необходимо проводить закаливание, занятия физкультурой, диетотерапию, соблюдать рациональный режим дня.
Дети третьей, четвертой и пятой групп здоровья должны находиться под постоянным наблюдением врачей. Их двигательный режим ограничен, удлиняется продолжительность отдыха и ночного сна.
Итоговая отметка по физической культуре в группах СМГ
выставляется с учетом теоретических и практических знаний двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания.
Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре учащихся, имеющих выраженные отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на стойкой их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических возможностях обучающихся, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены учащемуся (родителям), выставляется положительная отметка.
Положительная отметка должна быть выставлена также обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и в развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия по физической культуре, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми знаниями в области физической культуры.
larisaborovik.ucoz.ru