Группы здоровья у детей по заболеваниям – Группы здоровья детей и их характеристика с таблицей

Группы здоровья детей и их характеристика

Категория: Росчерк пера 03

Для любого родителя здоровье ребенка является ключевым, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь и судьба. С появлением малыша на свет для него в поликлинике заводится медицинская карта, в которой описываются особенности развития и здоровья малыша. Наверняка многие обращали внимание, что при рождении и осмотре ребенка – врач присваивает ему оценку, она обозначается цифрой от 1 до 5. Что это обозначает? Какие особенности в развитии и здоровье ребенка существуют? В этой статье мы поговорим о группах здоровья наших детей, рассмотрим их характеристики и особенности присвоения той или иной группы.

Что такое группы здоровья

Групп здоровья ребенка – это условное медицинское обозначение, которое используется для анализа здоровья ребенка. Для того, чтобы поставить оценку и отнести состояние человека к одной из групп, проводится профилактический осмотр, обследование, сбор и исследование анализов.

На протяжении всего развития ребенка его группа может меняться. Это зависит от многих внешних факторов. Ребенка осматривает медицинская комиссия, состоящая из окулиста, лора, хирурга, кардиолога, невропатолога и стоматолога. Окончательное решение о присвоении той или иной группы здоровья ребенку принимает педиатр, основываясь на заключения узких специалистов.

Оценка присваивается на текущий момент времени, не учитываются острые заболевания, инфекции или иные прошлые болезни, если, конечно, они не стали носить хронический характер.

Оценка о состоянии физического здоровья детей различных возрастов необходима для определения и разделения детей для дальнейшего оказания помощи. Кто-то окажется здоров, а для кого-то потребуется, если не лечение, то наблюдение специалистов. Часто детям, которые имеют какие-либо проблемы со здоровьем, предоставляются специальные группы здоровья, где нагрузка и требования к детям менее сложные.

Как определяется группа здоровья?

Классификация критериев, на основании которых проходит определение группы здоровья, весьма разнообразная. Каждое медицинское пособие трактует все моменты по-разному. Наиболее популярное деление подразумевает 6 принципов, согласно которых и принимается решение об определении группы здоровья ребенку.

  1. Наследственность. При осмотре новорожденного врач обязан провести опрос родителей, есть ли в семье заболевания, которые передаются из поколения в поколение, какой они носят характер и насколько тяжелы последствия. Путем сдачи анализов можно определить, насколько подвержен малыш заболеванию по наследственности. В данном случае в течение беременности тоже необходимо проходить некоторые обследования, которые исключат негативные моменты. В данный критерий входят не только наследственные заболевания, но и течение беременности, ход родов и развитие малыша в первый месяц жизни.
  2. Физическое развитие малыша. В данный критерий входят основные характеристики – рост, вес, так же измеряются окружность груди, головы, размер ноги, длина рук и ног и другие параметры. С развитие ребенка отслеживается, когда он начал держать головку, когда сел, начал ползать, ходить, говорить. Педиатрам в помощь имеется таблица, в которой по месяцам отражены все требования и навыки, которые должен иметь малыш. Если есть какие-то отклонения, то нужно исследовать их характер и понять, имеют ли они тяжелые последствия за собой или они не так страшны для малыша.
  3. Развитие системы органов в организме – это и сердечная, и нервная, и кровеносная системы. В период первого года после рождения происходит становление и развитие всех органов в организме, а так же их рост. Для данного критерия часто используются дополнительные анализы и исследования – УЗИ, общие анализы и другие обследования. Повышенное внимание уделяется в данном случае сердечку, желудку, почкам и легким.
  4. Степень сопротивляемости организма к внешним факторам и инфекциям. Часто слышится такое понятие, как «болезненность ребенка, квелость и слабость иммунитета» — этим определяется данный принцип отнесения к группе здоровья. Если ребенок часто болеет, имеет слабый иммунитет, то стоит обследоваться дополнительно и выявить причину такого состояния. В соответствии с этим может так же присвоиться группа здоровья.
  5. Соотношение психологического и физического показателей здоровья. Для обследования психологического и неврологического состояний здоровья необходимо обратиться к психологу и неврологу. После осмотра и собеседования с ребенком будет выявлено, есть ли какие – то патологии или развитие протекает нормально. Показатели физического здоровья оцениваются педиатром и сравниваются с таблицами, в которых указаны стандарты.

Группы здоровья присваиваются детям от 3 до 17 лет. В основном они назначаются по общему состоянию детей или по наличию хронических заболеваний. Кстати, дети с одинаковым диагнозом, вполне могут иметь разные группы здоровья. Многие родители пугаются присвоения их ребенку группы, которая не соответствует хорошему состоянию здоровья. Но следует знать, что это не окончательный диагноз, а специальная градация, которая позволяет корректировать состояние здоровья, учитывать различные факторы, влияющие на будущее ребенка.

Виды групп здоровья, характеристики каждой группы

Всего насчитывают пять групп здоровья детей от 3 до 17 лет. Все они имеют свои характеристики и отличительные особенности. Рассмотрим все группы здоровья.

Первая группа – это полностью здоровые дети, которые не имеют никаких дефектов, проблем. Их психическое и физическое здоровье соответствуют стандартным измерениям, у них не имеется никаких пороков развития, дефектов и иных нарушений в организации и деятельности органов.

Вторая группа – является самой распространенной на фоне других, здесь есть небольшие отклонения в здоровье, сопротивляемость к внешним факторам и заболеваниям снижена. Нет яркого выраженного отставания в развитии, например, нет хронических болезней, но есть функциональные нарушения. Общая задержка в физическом развитии – избыточная масса тела, дефицит массы, ослабленное зрение и другое. Если ребенок зачастую болеет острыми респираторными болезнями, то у него так же 2 группа.

Третья группа – детишки, у которых есть хронические болезни, но они находятся в процессе ремиссии, иногда случаются обострения, осложненность основного заболевания отсутствует. Дети, относящиеся к такой группе, имеют нормальное физическое здоровье, но у них выявлены некоторые отклонения в массе – избыток или дефицит, маленький рост. Психологическое развитие зачастую отстает от нормальных показателей.

Четвертая группа – дети с хроническими болезнями, которые развиваются на активной стадии или стадии неустойчивой ремиссии, сопровождаются частыми обострениями. Так же сюда относятся дети, у которых болезнь находится в стадии ремиссии, но для этого необходимо поддерживающее лечение. Дети с последствиями после травм, операций или ограничениями в обучении и труде.

Пятая группа – является самой тяжелой и трудной группой, сюда относятся дети с тяжелыми хроническими болезнями с крайне редкими ремиссиями и частыми приступами. Так же в данном случае существуют значительные осложнения, для предотвращения которых используется лечение. Сюда относятся дети с физическими дефектами, нарушением функций некоторых органов, сопровождается серьезными запретами в формировании трудовой деятельности. Сюда относятся дети-инвалиды.

Распределение детей по группам здоровья

Распределение детей по группам здоровья реализуется только квалифицированным специалистом – врачом на основании критериев и признаков, описанных выше. Врач – педиатр, психолог, невролог и иные узкие специалисты используют анализы, обследования, так же изучают данные и медицинской карты по течению беременности и раннему развитию малыша.

Большое значение имеет так же личный осмотр и инструментальные исследования. Каждый врач выносит точный диагноз, на основании которого уже можно отнести ребенка к той или иной группе здоровья. Все зависит от того, какое нарушение в функциях организма существует, на какой стадии оно находится, какой из вариантов течения протекает, наличие осложнений. Большое значение имеет факт наличия других заболеваний, так называемых «сопутствующих заболеваний», если их нет, то ставится диагноз «здоров». Врач-педиатр изучает все диагнозы узких специалистов и их рекомендации, на основании чего присваивается группа здоровья, и делаются рекомендации по сохранению здоровья.

Тем детям, в отношении которых появились подозрения в заболевании или функциональных нарушениях, комплексную оценку здоровью не дают. В таком варианте необходимо провести весь комплекс анализов и исследований, чтобы определить группу верно. После того, как анализы будут получены, необходимо уточнить и поставить диагноз, тогда могут быть даны рекомендации и назначено лечение.

Методические рекомендации для разных групп здоровья

В зависимости от того, к какой группе здоровья относится ребенок, для него выдвигаются различные требования или рекомендации дл осуществления им спортивной и социальной деятельности. Рассмотрим подробно методические рекомендации для детей разных групп здоровья.

Первая группа – любой вид деятельности – учебная, занятия трудом или спортом формируются без ограничений по общей программе воспитания ребенка. Необходимо лишь учитывать возраст и возможности человека, в остальном противопоказаний или ограничений нет. Все нормативы могут быть выполнены без вреда здоровью, а так же рекомендуются дополнительные факультативы и занятия, посещение спортивных секций и участие в олимпиадах, соревнованиях.

Вторая группа – в данном случае, как мы помним, отклонения небольшие, а значит и противопоказания имеют не радикальный масштаб. Необходимо проводить закалку организма, соблюдать рациональное питание по набору или, напротив, по сбросу веса. Так же обязательно соблюдение двигательной программы. Занятия физической культурой можно не прерывать, но дети такой группы могут сдавать нормативы с задержкой по времени. Врачи рекомендуют заниматься в спортивных секциях общей физической подготовки, необходимо совершать прогулки и игры, участвовать в эстафетах и соревнованиях. Участие в серьезных мероприятиях разрешается с позволения врача.

Третья группа – перед тем, как приступить к занятиям спортом, необходимо посетить врача, чтобы он дал некоторые рекомендации и ограничения. Особое внимание уделяется процедуре восстановления после занятий, упражнения по восстановлению дыхания нужно увеличить по сравнению с общей массой. Пульс необходимо постоянно контролировать, темп выполнения занятий должен быть низким и медленным. Занятия реализуются по специально разработанным программам при участии врачей. Участие в спортивных мероприятиях  ограничивается и разрешается с согласия врача.

Четвертая группа – режим активности ограничивается, формируется специальный режим дня, в котором отдыху отводится длительное время, а так же вместо обычных занятий спортом реализуется ЛФК (лечебная физкультура). Создаются специализированные программы для специальных учебных заведений.

Пятая группа – активность ребенка существенно ограничена, режим дня сопровождается занятиями лечебной физкультурой, а так же длительным отдыхом. Формируются лечебные процедуры, которые поддерживают здоровье ребенку. Занятия физкультурой проводятся в индивидуальном порядке, под присмотром квалифицированных специалистов, программы утверждаются лечащим врачом.

Вместо заключения

Подводя итог, отметим, что группы здоровья не окончательный диагноз для ребенка, а только лишь специальная шкала, благодаря которой можно наблюдать за состоянием здоровья ребенка, корректировать его нагрузки в школе, спортивных секциях, в зависимости от внешних факторов. Группа здоровья может изменяться, как в худшую, так и в лучшую стороны.


Источник:

  • < Правильный распорядок дня — залог успешности для детей
  • Минтай, запеченный в сметане с сыром >

ekran-stroka.ru

Показателями состояния здоровья детских и подростковых коллективов

Показателями состояния здоровья детских и подростковых коллективов являются:

? общая заболеваемость,

? инфекционная заболеваемость,

? индекс здоровья,

? процент длительно и часто болеющих,

? распространенность и структура,

? процент лиц с нормальным физическим развитием;

? процент лиц, имеющих недостатки в умственном и физическом развитии.

Контроль за состоянием здоровья учащихся класса осуществляет классный руководитель совместно с медицинским работником.

В классном журнале на последней странице обобщаются сведения о здоровье учащихся в течение учебного года в форме следующих показателей:

Индекс здоровья — процент не болевших детей в течение учебного года (в норме 70 — 80%, фактически — 17-30%).

Количество часто болеющих детей (более 3 — 4 раз \ в году).

Количество детей с хроническими заболеваниями и перечень этих заболеваний (особенность последних лет — увеличение числа «взрослых болезней»: хронический гастрит, язвенная болезнь желудка, гипертоническая болезнь и др.).

Сведения о состоянии здоровья учащихся класса и школы обсуждаются на педагогическом совете и, совместно с медицинским работником и Центром Госсанэпиднадзора, составляется комплексный план по охране здоровья школьников.

Ежегодно миллионы детей и подростков проходят медицинский осмотр. Цель этих осмотров — выявление лиц, нуждающихся в лечебных и оздоровительных мероприятиях. Кроме того, они дают возможность определить потребность в медицинских кадрах и сети лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). В совокупности их результаты дают характеристику состояния здоровья всего подрастающего поколения.

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с отнесением к одной из «групп здоровья» дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев. Эта группировка позволяет проводить сопоставительную оценку состояния здоровья различных контингентов, как на момент обследования, так и при динамическом контроле, для проверки эффективности проводимых профилактических и лечебных мероприятий.

Выделяют пять групп здоровья детского населения. В зависимости от принадлежности к той или иной группе здоровья дети и подростки нуждаются в дифференцированном подходе при разработке комплекса лечебно-профилактических мероприятий.

Первая группа — здоровые дети, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций — дети, не имеющие хронических заболеваний; не болевшие или редко болевшие за период наблюдения; имеющие нормальное, соответствующее возрасту, физическое и нервно-психическое развитие (здоровые дети, без отклонений).

Для лиц, входящих в первую группу здоровья, учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких бы то ни было ограничений. Педиатр осуществляет их профилактический осмотр в плановые сроки, а врачебные назначения состоят обычно из общеоздоровительных мероприятий, оказывающих тренирующее воздействие на организм.

Вторая группа — здоровые дети, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям – дети, не страдающие хроническими заболеваниями; имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения; часто (4 раза в год и более) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие (здоровые, с морфологическими отклонениями и сниженной сопротивляемостью).

Дети и подростки, входящие во вторую группу здоровья (так называемая группа риска), требуют более пристального внимания врачей. Данный контингент нуждается в комплексе оздоровительных мероприятий, направленных на повышение резистентности организма неспецифическими средствами:

1) оптимальная двигательная активность;

2) закаливание естественными факторами природы;

3) рациональный режим дня,

4) дополнительная витаминизация продуктов питания и т.д. Сроки повторных медицинских осмотров устанавливаются врачом индивидуально с учетом направленности отклонений в состоянии здоровья и степени резистентности организма.

Третья группа — дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма – дети, имеющие хронические заболевания или с врожденной патологией в стадии компенсации, с редкими и не тяжело протекающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия (больные в состоянии компенсации).

Четвертая группа — дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями — лица с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых заболеваний (больные в состоянии субкомпенсации).

Пятая группа — дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма – дети, больные с тяжелыми хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, со значительным снижением функциональных возможностей (больные в состоянии декомпенсации).

Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения и массовыми медицинскими осмотрами не охвачены.

Дети и подростки 3-й, 4-й и 5-й групп здоровья находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных специальностей, они получают ту или иную лечебную и профилактическую помощь, обусловленную имеющейся патологией и степенью компенсации. В детских учреждениях для них создается щадящий режим дня, удлиненная продолжительность отдыха и ночного сна, ограничивается объем и интенсивность физических нагрузок и др. При необходимости они направляются в специальные детские и подростковые учреждения, где с учетом особенностей патологии целенаправленно проводится лечение и воспитание.

Примеры:

Функциональный шум в сердце, тахикардия, брадикардия, синусовая аритмия, экстрасистолия, понижение АД (8—12 лет до 80 — 85 мм рт.ст., 13—16 лет — до 90 — 95 мм рт. ст.) — 2-я группа здоровья. Вегетососудистая дистония — 3-я группа здоровья. Гипертоническая болезнь — 4-я группа здоровья. Врожденный порок сердца — 3-я или 4-я группа здоровья. Кариес зубов, аномалия прикуса — 2-я или 3-я группа здоровья. Хронический гастрит, колит — 3-я или 4-ая группы здоровья. Дисменоррея — 3-я группа здоровья.

Аллергические реакции (повторяющиеся кожно-аллергические реакции на пищевые продукты, лекарства и др.) — 2-я группа здоровья. Экзема, дерматит — 3-я или 4-я группа здоровья. Логоневроз, энурез, тики — 3-я или 4-я группа здоровья. Миопия слабой степени, астигматизм — 2-я группа здоровья. Миопия средней и высокой степени — 3-я или 4-я группа здоровья. Нарушение осанки — 2-я группа, сколиоз — 3-я или 4-я группа.

Контрольные вопросы

1. Основные понятия и определения, цель и задачи дисциплины.

2. Общее понятие о болезни.

3. Здоровье и факторы, его определяющие.

4. Показатели популяционного здоровья

5. Показатели индивидуального здоровья

6. Группы здоровья детей.

medicinapediya.ru

Способ определения группы здоровья у детей

Изобретение относится к области медицины, а именно к педиатрии. Для определения группы здоровья у детей хронические воспалительные заболевания у детей III группы здоровья в возрасте от 3 до 7 лет определяют по индексу, который рассчитывают по формуле: И=(Тц/Тх)*КIFNg, где И — индекс хронических воспалительных заболеваний III группы здоровья детей в возрасте от 3 до 7 лет, Тц — абсолютное число цитотоксических — Т-лимфоцитов пациента, Тх — абсолютное число Т-хелперов пациента, KIFNg — коэффициент стимуляции Т-лимфоцитов, содержащих гамма интерферон пациента. При этом KIFNg рассчитывают как отношение абсолютного числа Т-лимфоцитов, синтезирующих гамма интерферон в результате стимуляции, к абсолютному числу Т-лимфоцитов, спонтанно синтезирующих гамма интерферон. Числовое значение индекса хронических воспалительных заболеваний III группы здоровья детей в возрасте от 3 до 7 лет находится в интервале от 0 до 9,7 условных единиц. Способ позволяет повысить точность первичной диагностики хронических воспалительных заболеваний III группы здоровья детей в возрасте от 3 до 7 лет. 3 табл.

 

Изобретение относится к медицине, а именно педиатрии.

В настоящее время существуют проблема разграничения детей II и III здоровья при проведении массовых профилактических осмотров, так как к III группе здоровья относятся пациенты с хронической патологией. Поэтому раннее выявление хронической патологии позволит своевременно составить программу оздоровления этих пациентов для коррекции нарушенных функций и профилактики обострений хронических воспалительных заболеваний.

В настоящее время действует Инструкция по комплексной оценке состояния здоровья детей, предусмотренная Приказом МЗ РФ №621 от 30 декабря 2003 г. «О комплексной оценке состояния здоровья детей» (прототип. В дальнейшем — Приказ МЗ РФ №621), которая устанавливает, что основным методом, позволяющим получить характеристики, на основании которых дается комплексная оценка состояния здоровья детей, является профилактический медицинский осмотр детей.

Согласно Приказу МЗ РФ №621 группы здоровья детей оцениваются на основании следующих базовых критериев:

1. наличия или отсутствия функциональных нарушений и/или хронических заболеваний,

2. уровня функционального состояния основных систем организма;

3. степени сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям,

4. уровня достигнутого развития и степени его гармоничности.

Комплексная оценка состояния здоровья в возрасте от 3 до 17 лет с формализацией результата в виде отнесения его к одной из «групп здоровья» дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев в совокупности.

В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к следующим группам:

— к I группе здоровья относятся здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;

— ко II группе здоровья относятся дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом массы тела (масса менее М-1сигма) или избыточной массой тела (масса более М+2сигма), дети часто и/или длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями; дети с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций;

— к III группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями при отсутствии осложнений основного заболевания; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка, в том числе подросткового возраста;

— к IV группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что в определенной мере ограничивает возможность обучения или труда ребенка;

— к V группе здоровья относятся дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.

Однако недостатками комплексной оценки состояния здоровья детей является то обстоятельство, что при проведении профилактических осмотров не всегда удается четко отграничить функциональные нарушения здоровья (II группа здоровья) от хронических заболеваний (III группа здоровья).

Кроме того, согласно Приказу МЗ РФ №621 III группа здоровья детей может находиться в любой возрастной группе (от 3 до 17 лет). Это означает, что обнаружение хронических заболеваний в более поздних возрастных периодах может способствовать формированию более тяжелого течения хронического процесса и приводить к декомпенсированному состоянию здоровья (перехода пациента из III группы в IV или V группу здоровья).

Задачей изобретения является первичная диагностика хронических воспалительных заболеваний III группы здоровья детей в возрасте от 3 до 7 лет при проведении массовых профилактических осмотров в первичном звене.

Раннее выявление хронических воспалительных заболеваний (III группа у детей в возрасте от 3 до 7 лет) позволяет своевременно организовать вторичную профилактику, направленную на предупреждение обострения хронического заболевания.

Поставленная задача решается тем, что хронические воспалительные заболевания у детей III группы здоровья детей в возрасте от 3 до 7 лет устанавливают по индексу, который рассчитывают по формуле:

И=(Тц/Тх)*КIFNg

Где И — индекс хронических воспалительных заболеваний III группы здоровья детей в возрасте от 3 до 7 лет,

Тц — абсолютное число цитотоксических — Т-лимфоцитов пациента. Данный показатель определили методом лазерной проточной цитометрии с использованием моноклональных антител с двойной меткой (Б.В.Пинегин, А.А.Ярилин, А.В.Симонова, С.В.Климова, Д.В.Мазуров, С.В.Дамбаева, Г.О.Бахус. Применение проточной цитометрии для оценки функциональной активности иммунной системы человека. Пособие для врачей-лаборантов. Утверждено Председателем секции по аллергологии и иммунологии Ученого совета МЗ России, Главным аллергологом-иммунологом МЗ России, Академиком РАМП, профессором Хаитовым P.M. Москва, 2001. — С.5-10),

Тх — абсолютное число Т-хелперов пациента. Данный показатель определили методом лазерной проточной цитометрии с использованием моноклональных антител с двойной меткой (Б.В.Пинегин, А.А.Ярилин, А.В.Симонова, С.В.Климова, Д.В.Мазуров, С.В.Дамбаева, Г.О.Бахус. Применение проточной цитометрии для оценки функциональной активности иммунной системы человека. Пособие для врачей-лаборантов. Утверждено Председателем секции по аллергологии и иммунологии Ученого совета МЗ России, Главным аллергологом-иммунологом МЗ России, Академиком РАМП, профессором Хаитовым P.M. Москва, 2001. — С.5-10),

КIFNg — коэффициент стимуляции Т-лимфоцитов, содержащих гамма интерферон пациента, рассчитываемый как отношение абсолютного числа Т-лимфоцитов, синтезирующих гамма интерферон в результате стимуляции, и абсолютного числа Т-лимфоцитов, спонтанно синтезирующих гамма интерферон. Использовался метод количественного определения внутриклеточных цитокинов с помощью проточной лазерной цитометрии и моноклональных антител (Б.В.Пинегин, А.А.Ярилин, А.В.Симонова, С.В.Климова, Д.В.Мазуров, С.В. Дамбаева, Г.О.Бахус. Применение проточной цитометрии для оценки функциональной активности иммунной системы человека. Пособие для врачей-лаборантов. Утверждено Председателем секции по аллергологии и иммунологии Ученого совета МЗ России, Главным аллергологом-иммунологом МЗ России, Академиком РАМН, профессором Хаитовым P.M. Москва, 2001. — C.11-13).

Числовое значение индекса хронических воспалительных заболеваний III группы здоровья детей в возрасте от 3 до 7 лет находится в интервале от 0 до 9,7 условных единиц. Пациенты, имеющие значение индекса хронических воспалительных заболеваний III группы здоровья 9,8 и более условных единиц, относятся ко II группе здоровья (таблица 1).

Предложенный способ позволяет:

1. повысить точность первичной диагностики хронических воспалительных заболеваний III группы здоровья детей в возрасте от 3 до 7 лет в процессе плановых профилактических осмотров благодаря высокой чувствительности и специфичности предложенного способа (Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины. Р.Флетчер, С.Флетчер, Э.Вагнер. Пер. с англ. — М.: Медиа Сфера, 3-е изд., 2004. — С.66-68).

Для достижения этой цели проведено исследование детей (106 человек) в возрасте от 3 до 7 лет как методом, позволяющим получить характеристики, на основании которых дается комплексная оценка состояния здоровья детей (Приказ МЗ РФ №621), так и предлагаемым авторами способом определения группы здоровья у детей.

Согласно комплексной оценке состояния здоровья в соответствии с Приказом МЗ РФ №621 89 детей было отнесено ко II группе и 17 детей — к III группе здоровья. Структура хронической патологии 17 детей III группы здоровья была следующая:

— 6 детей страдали бронхиальной астмой,

— 1 ребенок — атопическим дерматитом,

— 6 детей — хроническим пиелонефритом,

— 1 ребенок — хроническим тубулоинтерстициальным нефритом (ТИН),

— 1 ребенок — хроническим гастродуоденитом, ассоциированным с инфекцией Н. pylori,

— 2 детей имели аденоидные вегетации II-III степени.

Дети, изученные заявляемым способом определения группы здоровья у детей, на момент иммунологического обследования не имели признаков острого или обострения хронического заболевания. Всем этим детям был рассчитан индекс хронических воспалительных заболеваний III группы здоровья детей в возрасте от 3 до 7 лет. В результате чего было выявлено 43 (48,3±5,3%) ребенка с хроническими заболеваниями из 89 детей II группы здоровья. Таким образом, число детей III группы здоровья составило 60 пациентов (56,6±4,8%) из 106 обследованных детей (таблица 1) по сравнению с 17 пациентами из 106 детей, обследованных методом комплексной оценки состояния здоровья (Приказ МЗ РФ №621).

Таблица 1
Доля детей II и III группы здоровья, выявленных методом комплексной оценки состояния здоровья детей (Приказ МЗ РФ №621) и способом определения группы здоровья у детей.
III группа здоровьяII группа здоровья
асб.%±m%pасб.%±m%p
Метод комплексной оценки состояния здоровья (Приказ МЗ РФ №621)1716,0±3,6%<0,0018984,0±3,6%<0,001
Способ определения группы здоровья у детей6056,6±4,8%4643,4±4,8%

В результате проведенного сравнительного исследования получено достоверное отличие сопоставляемыми методами (p<0,001).

Таким образом, использование предложенного способа определения группы здоровья у детей позволило повысить уровень первичной диагностики хронических воспалительных заболеваний III группы здоровья в возрасте от 3 до 7 лет в 2,5 раза.

Для подтверждения точности предложенного способа необходимо было определить его чувствительность и специфичность (Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины. Р.Флетчер, С.Флетчер, Э.Вагнер. Пер. с англ. — М.: Медиа Сфера, 3-е изд., 2004. — С.66-68). С этой целью была проведена сравнительная оценка предложенного способа с Методикой полного диагностического обследования (Приказ МЗ РФ №621). Согласно результатам метода полного диагностического обследования 60 детей (56,6±4,8%) из 106 наблюдаемых пациентов было отнесено к III группе, а 46 детей (43,4±4,8%) — ко II группе здоровья, что не имело отличий от данных, полученных предложенным способом (p>0,05). Однако сопоставление индивидуальных результатов методом полного диагностического обследования и способом определения группы здоровья у детей выявило у 12 детей III группы здоровья ложноотрицательные результаты (т.е. отрицательные результаты у заведомо больных пациентов) предложенного способа определения группы здоровья у детей.

Таким образом, чувствительность предложенного способа определения группы здоровья у детей составила 80%. Ложноположительные результаты (т.е. положительные результаты у заведомо здоровых пациентов) среди детей II группы здоровья обнаружены у 11 пациентов, таким образом, специфичность метода составила 76% (таблица 2).

Таким образом, предложенный способ позволяет улучшить первичную диагностику хронических воспалительных заболеваний в процессе массовых профилактических осмотров.

2. Предлагаемый способ определения группы здоровья у детей сокращает сроки первичной диагностики III группы здоровья детей в возрасте от 3 до 7 лет от 3 до 5 дней (по сравнению с методом полного диагностического обследования, который позволяет установить определенную группу здоровья детей в срок от 14 до 30 дней).

3. Способ, предложенный авторами изобретения, способствует установлению наличия хронической патологии независимо от этиологии заболевания и его нозологической формы.

Значение индекса хронических воспалительных заболеваний III группы здоровья детей в возрасте от 3 до 7 лет в интервале от 0 до 9,7 условных единиц позволяет диагностировать хроническое воспалительное заболевание и выявить следующую патологию (таблица 3).

Таблица 3
Число детей III группы здоровья в возрасте от 3 до 7 лет с различной патологией, имеющих значение индекса хронических воспалительных заболеваний III группы здоровья у детей в интервале от 0 до 9,7 условных единиц (число обследованных детей 106)
Хроническая патологияЧисло детей, имеющих значение И в интервале от 0 до 9,7 усл. ед.
абс.%±m%
Бронхиальная астма510,4±4,4%
Атопический дерматит510,4±4,4%
Поллиноз12,1±2,06%
Хронический пиелонефрит816,7±5,4%
Хронический ТИН24,2±2,9%
Хронический гастродуоденит36,3±3,5%
Глистно-паразитарная инвазия36,3±3,5%
Хронический синуит714,6±5,1%
Хронический тонзиллит48,3±4,0%
Хронический отит24,2±2,9%
Аденоиды III ст.816,7±5,4%
Всего48100%

Способ определения группы здоровья у детей, отличающийся тем, что хронические воспалительные заболевания у детей III группы здоровья в возрасте от 3 до 7 лет определяют по индексу, который рассчитывают по формуле:
И=(Tц/Tx)·KIFNg,
где И — индекс хронических воспалительных заболеваний III группы здоровья детей в возрасте от 3 до 7 лет,
Тц — абсолютное число цитотоксических Т-лимфоцитов пациента,
Тх — абсолютное число Т-хелперов пациента,
KIFNg — коэффициент стимуляции Т-лимфоцитов, содержащих гамма
интерферон пациента, рассчитываемый как отношение абсолютного числа
Т-лимфоцитов, синтезирующих гамма интерферон в результате стимуляции, и абсолютного числа Т-лимфоцитов, спонтанно синтезирующих гамма интерферон, числовое значение индекса хронических воспалительных заболеваний III группы здоровья детей в возрасте от 3 до 7 лет находится в интервале от 0 до 9,7 условных единиц.

www.findpatent.ru

Оставьте комментарий