Как понять что новорожденный – Как понять новорожденного 🚩 как понять своего ребенка 🚩 Уход за младенцами

Как научиться понимать новорожденного? | Материнство

Собственное разумение

Большинство из того, что делают новорожденные, они делают рефлекторно. Когда они голодны или недовольны, они автоматически начинают плакать. Для них никак не подходит совет: сначала подумай, а потом действуй.

Знакомые запахи

Способность к обостренному восприятию запаха развивается одновременно и у новорожденного, и у его мамы. Ребенок может не только выделять голос матери из множества других, но и находить ее по запаху. Было проведено интересное исследование с 6-дневными младенцами. Каждого из них подносили к груди нескольких мам, но он тянулся только к груди своей матери, независимо от того, было ли в ней молоко. Способностью распознавать своего малыша по запаху обладают и матери. В частности, так поступают незрячие женщины.

Воображаемые образы

Обучение новорожденных начинается со стремления к комфорту и более полному удовлетворению своих потребностей. Они хотят есть, просятся на руки, чтобы устроиться поудобнее, и для всего этого у них есть только один язык — плач. Поставьте себя на место новорожденного: «Я плачу — и меня берут на руки. Я продолжаю плакать — меня кормят. Я снова плачу, когда остаюсь один, — и меня снова берут на руки». После неоднократного повторения таких сигналов и ответов у него формируется воображаемый образ, картина, изображающая то, чего следует ожидать в результате плача. Специалисты, занимающиеся проблемой развития ребенка, называют такие картинки схемами. Чем больше таких воображаемых образов создается у малыша, тем лучше развивается его разум. Таким образом, исходный рефлекс, плач, перерастает в мышление, или когнитивный процесс. При этом в сознании ребенка рождаются образы, содержащие ответ на его потребность. Одновременно совершенствуется язык подаваемых им сигналов.

Для матери процесс сближения идет как бы в обратном порядке. Когда вы только начинаете общаться со своим малышом, ваши мысли опережают ваши действия: «Он голоден? Но я его только что кормила. Он мокрый? Или он просто хочет сесть мне на шею? Может быть!» Чем чаще вы будете заниматься такой гимнастикой для ума, тем быстрее научитесь интуитивно чувствовать, что нужно ребенку, и поступать почти рефлекторно, т.е. действовать прежде, чем думать.

Постоянно развивая язык общения с ребенком (связь «сигнал — ответ»), вы вскоре придете к состоянию гармонии: процесс вашего обучения будет идти параллельно, и вы научитесь подстраиваться друг под друга — ваш малыш, в головке которого уже немало прекрасных картинок возможного взаимодействия, и вы, все более чутко реагируя на его сигналы.

Стиль сближения, включающий общение по типу «сигнал — ответ», воспи- тывает у малыша доверие к вам, учит так формулировать свои потребности, чтобы их быстрее поняли окружающие. Так, 9-месячные малыши тянут к вам руки в ожидании, что вы их поносите. При этом у них возникают образ — картинка: «Взять на руки и поиграть» и соответствующий сигнал вам.

Взаимное совершенствование

Картинки-образы рождаются не только в голове ребенка, ожидающего помощи от вас. Родители тоже представляют себе образ того, чего хочет их чадо. Так протягиваются незримые нити от малыша к материнскому сознанию, а от матери — к детскому.

Что же происходит с младенцами, на сигналы которых родители не отвечают, опасаясь сделать детей слишком зависимыми или попасть в подчинение к ним («Не хотим, чтобы он вил из нас веревки»). Разум ребенка, призывы которого остаются безответными, а потребности неудовлетворенными, оказывается не настолько богатым. Не зная, какого ответа следует ожидать, он не может воссоздать образ-картинку, подсказывающую, что должно последовать за его плачем или каким-то другим сигналом. Голова его заполнена «карточками-пустышками». Мать тоже в значительной степени обеднена, поскольку сигналы ребенка не совершенствуются и понять, что ему нужно, ей по-прежнему очень сложно. Между ними не выработалось такое взаимопонимание, как в первом случае. Мать и младенец мало что знают о мыслях друг друга, и между ними начинает возникать определенная дистанция.

Однажды я объяснял молодой маме, как ей лучше наладить контакт с новорожденным. Казалось, она все поняла, но потом вдруг озабоченно спросила: «С этими призывными звуками все ясно, но что если я настолько глупа, что дам на них неправильный ответ. Предположим, он мокрый, а я подумаю, что он хочет есть?» Я ободрил ее: «Вы не сможете ошибаться и быть глупой, когда возьмете ребенка на руки и начнете нянчиться с ним. Если малыш заплакал и вы взяли его, а он продолжает кричать, просто пройдитесь по всему списку возможных причин этого крика, пока не найдете то, что беспокоит вашего ребенка. Главное же, своими действиями вы покажете, что готовы его выслушать и стараетесь ему помочь.

Основные поведенческие состояния ребенка

Плач. Громкие, недовольные крики, сопровождающиеся резкими нескоординированными движениями конечностей. В этот момент очень сложно завладеть вниманием ребенка. Такое поведение неприятно и для самого малыша, и для его близких.

Активная сосредоточенность. Состояние, похожее на спокойную сосредоточенность, но голова и конечности ребенка двигаются, он будто погружен в себя и не замечает вас. Кажется, что ребенка привлекают движения его собственного тела.

Спокойная сосредоточенность. Глаза ясные, открытые, внимательные; конечности пребывают в относительном покое. Кажется, что ребенок созерцает окружающую обстановку. Это наиболее подходящее состояние для взаимодействия и обучения.

Дремота. Глаза открыты, но слипаются или начинают закрываться. Ребенок достаточно рассеян, конечности и туловище пошевеливаются, по лицу проходят сонные полуулыбки. Он только проснулся или собирается заснуть.

Поверхностный сон. Ребенок легко пробуждается, его конечности и лицо время от времени подергиваются; дыхание неровное, возникают вспышки двигательной активности. Конечности прижимаются к туловищу.

Глубокий сон. Движения ребенка сведены к минимуму, выражение лица спокойное, умиротворенное, дыхание ровное, конечности расслаблены и болтаются, как у тряпичной куклы.

Наслаждайтесь улыбкой вашего новорожденного

С первой улыбкой новорожденного вы замрете от счастья и забудете все бессонные ночи и постоянное нянченье. Вы с восторгом думаете: «Мой малыш действительно меня любит». Но вдруг пузырем надулись его щечки, и вы разочарованно вздыхаете: «Ой, это всего лишь выходит воздух». После многолетних наблюдений за улыбками новорожденных мне самому хочется выдуть воздушный пузырь. Младенцы могут улыбаться и действительно улыбаются, а не просто выпускают воздух (хотя и это бывает после того, как они избавятся от лишних газов).

Как ветераны в деле изучения детских улыбок мы с достаточным на то основанием делим их на два основных типа: внутренние и внешние улыбки. Внутренние, как бы обращенные в себя улыбки более характерны для первых нескольких недель и прекрасно отражают состояние внутренней удовлетворенности. Иногда это как бы сонные полуулыбки; иногда лишь легкое подрагивание уголков губ. Встречаются и другие улыбки: облегчения — когда прекращаются колики, удовлетворения — после хорошей еды или когда детей берут на руки и начинают укачивать. Иной раз можно поймать улыбку ребенка, играя с ним. Такие ранние улыбки вроде сигнала: «Мне хорошо». Они заставляют и вас пережить приятные мгновения. И тем не менее пройдет еще несколько месяцев, прежде чем у малыша появится внешняя улыбка при общении с вами. Она предназначена только вам и кажется вам невероятно пленительной.

Каковы бы ни были причины улыбки малыша, наслаждайтесь ею, — и скользящими ухмылочками, и сонными полуулыбками, — все они не что иное, как слабые подобия будущей осознанной улыбки во весь рот.

Дата публикации 12.09.2008
Автор статьи: У. и М. Серз

materinstvo.ru

Почему он плачет? Как понять новорожденного

Ваш ребенок полностью зависит от Вас. Вы даете ему еду, тепло и комфорт, в которых он нуждается, и без которых погибнет. Плач малыша – это его разговор с тем, кто рядом, кто может его услышать. Плач – это его способ общения, способ сообщить информацию о себе и получить помощь.

Плач малыша – такая уникальная черта, как и отпечатки пальцев, которая дает возможность маме уже на третий день после родов отличать своего кроху от чужих. Слезы новорожденного (и деток постарше) приводят к реакции сочувствия и ощущения сильного эмоционального дискомфорта, что заставляет взрослых, которые находятся рядом, срочно убрать причины плача.

Жизнь с ребенком, который регулярно безутешно плачет может стать очень напряженной. Однако, стоит сделать над собой усилие и попытаться начать понимать своего младенца, что же ему требуется. Почти любая неподготовленная мама начинает испытывать настоящий стресс от плача малыша.

Поначалу бывает трудно понять, что же именно ребенок хочет. Есть несколько неприятных моментов, которые необходимо сразу знать неподготовленным родителям, чтобы не впадать в шок и депрессию:

  • к сожалению, бывает и так, что ребенок не перестает плакать, даже если Вы очень пытаетесь и стараетесь ему помочь.
  • Долгая продолжительность плача. Бывают детки, которые плачут на протяжении всего первого года жизни. Однако, самый пик у всех младенцев приходится на возраст от 2 до 5 месяцев, когда можно просто сойти с ума.
  • Плач может внезапно начинаться и так же внезапно проходить независимо от того, что Вы предпринимаете, чтобы его облегчить.
  • Скорее всего, плач малыша будет интенсивно возрастать в конце дня и вечером.

Порой кажется, что кроха плачет непрерывно и абсолютно непонятно, что делать?

Для начала успокоиться и принять тот факт, что плачут абсолютно все дети. Это нормально. На данном этапе своей жизни плач – это единственная возможность малыша донести до мамы свои потребности и желания. Пусть и не всегда осознанные, но уже достаточно обширные. Говорить кроха начнет еще ой как нескоро, а научиться его понимать необходимо уже сейчас.

Конечно, у каждой мамы присутствует материнская интуиция, которая позволяет ей, как никому другому, понимать своего малыша. Но этой самой интуиции еще необходимо начать доверять, а для этого должно пройти какое-то время. А малыша необходимо начать понимать уже сейчас. Итак, для начала надо уяснить некоторые общие моменты для всех младенцев, из-за которых они могут горько плакать:

Я плачу, потому что я не чувствую себя хорошо

Если малыш испытывает недомогание, он вероятно изменит тональность плача. Тональность будет несколько иной, чем Вы привыкли слышать. Внимательно понаблюдайте за малышом. Например, когда малыш громко и жалобно кричит с закрытыми глазками, а на лбу собираются морщинки – это верный признак того, что кроха испытывает чувство боли. Интонация, как правило, не меняется. При малейших сомнениях в самочувствии ребенка следует лучше вызвать скорую. Бывают сложные ситуации, где счет идет на часы, когда ребенку необходима скорейшая медицинская помощь. Будьте внимательны.

Я плачу, потому что я устал и мне нужен отдых

Если тихонько (или не очень) хнычет, потирая глазки – скорее всего кроха хочет спать. Совсем малышам бывает трудно расслабиться и уснуть, особенно, если они слишком устали. Получается замкнутый круг: чем больше устал кроха, тем сильнее плачет и простит помощь. Но от этого еще сильнее возбуждается его нервная система, и он совсем не может самостоятельно заснуть. Попробуйте убрать все внешние раздражители: свет, звук, взять на руки, прижать к себе и носить его некоторое время.

Я плачу, потому что я голоден

Голод – сильнейших стимул, чтобы просить и просить Вас накормить его. Младенцы физически не могут терпеть голод, для них это мучительное ощущение, в котором они просто тонут. Причмокивающие движения ротиком – верный признак того, что самое время покормить детку. Если мама вовремя не предпримет столь важных действий, крик будет только нарастать, и в итоге станет громким и протяжным, постепенно перерастающим в истерический визг. Очень часто малыш может расплакаться во сне. Тут главное вовремя подоспеть и не дать малышу полностью проснуться. Скорее всего, малыш захотел кушать.

Я плачу, потому что у меня колики

Очень частой причиной для плача через две-три недели после рождения могут быть колики. Причиной коликов может стать непереносимость некоторых продуктов, которые съела мама, либо же просто незрелость желудочно-кишечного тракта. В этом случае, малыша необходимо успокаивать, понимая, что крики и плач могут продолжаться несколько часов. Запаситесь терпением и пониманием того, что малышу очень больно. Ему гораздо хуже, чем Вам, хоть Вы и устали и не спали и просто вымотаны дальше некуда. Проявите милосердие к ребенку, поддержите его, этот период коликов скоро пройдет, как кошмарный сон, и никогда не вернется. Зато Ваш малыш будет уверен, что рядом с ним любящие люди, которые не бросят и не подведут его в самых сложных ситуациях, чего бы им это не стоило.

Я плачу, потому что мне слишком холодно или слишком жарко

Если же ваш малыш замерз, крик постепенно начнет перерастать в икоту. Понятно, что все детки разные, и подогнать всех под один шаблон при всем желании не получится. Постепенно понимание именно своего малыша придет, хотя бы путем проб и ошибок. Малыш громко и навзрыд кричит? Возьмите на руки, проверьте, может у малыша банально мокрый подгузник? Верным признаком могут стать слегка «поерзывающие» движения крохи. И на руках малыш будет продолжать проявлять признаки беспокойства. Если причина по-прежнему не обнаружена, попробуйте покормить, погладить животик или же просто поносить на ручках.

Я плачу, потому что мне очень одиноко

Очень важной причиной для беспокойства младенца может быть потребность в маме. Возможно, ему просто захотелось быть с ней как можно ближе, захотелось ее внимания и ласки. Никогда не отбрасывайте эту вероятность, так как потребность в маме у новорожденных очень и очень сильна. Ваше тепло, Ваш запах очень сильно воздействуют на совсем маленьких малышей. Они еще не успели полностью отделиться от мамы, они – все еще продолжение нее.

Единственное, чего нельзя делать ни в коем случае – это оставлять детский плач без внимания.

Как бы сильно вы не были заняты в этот момент, постарайтесь все-таки подойти при первых «позывах». После которых, как правило, наступает непродолжительная тишина. Малыш ждет Вашей реакции. Но если ее не последует спустя какое-то недолгое время, крик начнет усиливаться. Чем дольше будет идти на призыв мама, тем сильнее разойдется кроха. И тем сложнее его будет потом успокоить. Скорее всего, маленький скандалист уже сам забудет, из-за чего, собственно, он расстроился. Что не помешает ему продолжать громко плакать и захлебываться слезами. Нелишне также будет помнить о вреде для нервной системы, которую может нанести сильный, безостановочный плачь. Ну а самое главное – ребенок перестанет верить в то, что ему помогут помочь. Он начнет думать, что мир, в который он пришел, враждебен к нему, не принимает его.

my-infant.com

Как понять младенца? Распознать основные фазы первых дней жизни

Организм женщины устроен так, что при рождении крохи на свет просыпается материнский инстинкт. У кого-то чуть раньше, у кого-то чуть позже. И именно материнский инстинкт дать знать, как понять младенца.

Появившийся ребенок на свет – это счастье для родителей, так хочется дать ему все только самое лучшее, чтоб плохое его не касалось. Но случается так что малыш вдруг неожиданно заплакал и молодые родители в недоумении. Как понять и чего хочет малыш? Пройдет несколько месяцев, и родители наберутся опыта и уже будут хорошо понимать своего кроху.

Основные заботы того как понять младенца

Как только ребенок появляется на свет у него не много дел. Основная его задача — это спать, кушать и пачкать подгузники. Но иногда малыш просто изучает все вокруг. Главное – это понять особенности потребностей ребенка.

Взрослые не всегда могут понять, что хочет малыш. Нельзя оставлять без внимания сигналы, которые подает ребенок, необходимо как можно быстрее решить проблему столь крохотного малыша.

Плач

Кроха перед тем как расплакаться покряхтывает, потом это перерастает в хныкание, а только потом в плач. Если первые сигналы родителями были не услышаны, то дом наполняет громкий детский плач. Плач может свидетельствовать что кроха голоден или просто хочет на ручки. Также плач может свидетельствовать о наличии дискомфорта в животике или начавшейся простуде. Если ребенок перестал плакать, как только он получил кушать или его взяли на ручки, то беспокоится не о чем. Если же плач повторяется часто, то стоит обратится за консультацией к врачу, чтоб исключить какое-либо заболевание.

Активная игра

Ребенок молча лежит в кроватке и весело машет ручками и ножками, он находится в фазе активной игры. Не стоит ему мешать ведь именно этими движениями он изучает свое тело, лучше заняться домашними делами. Как только его активная игра завершится, он даст знать.

Спокойное наблюдение

Ребенок спокойно лежит в кроватке, его глазки широко раскрыты, он спокоен. Именно в этот период он изучает мир вокруг себя, тем самым впитывая все новое. Именно в этот период можно начать обучение крохи. Можно взять его на ручки, показать ему разнообразные предметы, дать услышать разные звуки или просто почитать ему.

Дремота

В состоянии дремоты ребенок находится, когда только заснул или наоборот проснулся. Глазки у него открыты, но время от времени закрываются, личико озаряет улыбка. В этот момент необходимо соблюдать тишину и не мешать крохе дремать. Неожиданный шум может прервать сладкое мгновение малыша и уже тяжелей его будет уложить спать. Если в это время родители читали сказку или пели колыбельную то останавливаться не нужно, монотонность голоса помогает крохе заснуть.

Поверхностный сон

Малыш спит, но его очень легко разбудить. Его могут разбудить не только посторонние звуки, но и он сам себя непроизвольными движениями ручек или ножек. В этот период необходимо также соблюдать тишину.

Глубокий сон

Наверное, одна из самых любимых фаз для родителей, когда кроха глубоко спит. Ребенок полностью расслаблен, почти не двигается, лицо спокойное. Если в этот период малыша укачивали, то теперь его спокойно можно переложить в кроватку. И теперь самое время для отдыха или домашних дел.

Сигналы, которые подает малыш

Организм матери очень удивительная вещь. Он способен улавливать сигналы, которые посылает ребенок даже во сне и если их правильно расшифровывать, то можно избежать криков крохи, потому что его потребности будут удовлетворены.

В первое время после рождения малыша может не все получатся. Со временем родители наберутся опыта и уже четко будут знать, чего хочет и в чем нуждается их ребенок. Без труда родители могут отреагировать на детский плач: покормить кроху, взять на ручки, проверить подгузник, развлечь малыша. Если он умолкает, значит его потребность удовлетворена.


Загрузка…

kids-health.ru

Как понять младенца, как понять младенцев

Природой не предусмотрено выживание ребенка без помощи взрослого. Но как разобраться в том, чего, собственно, он хочет? Почему плачет? Хочет ли он есть, спать или у него болит живот? Тревога по этому поводу абсолютно нормальна, в разной степени она есть у большинства мам. Ведь ребенок не умеет говорить, не понимает вашу речь, не может сообщить вам о своих потребностях, а вы не умеете читать его мысли и не можете быть на сто процентов уверены, что делаете сейчас именно то, что малышу требуется.

100 оттенков плача

Мало толку изучать по книжкам нюансы детского плача. Все дети разные, и подвести их под единую систему попросту нельзя. Для ребенка плач – единственный доступный способ сообщить миру о своих потребностях. Младенец плачет, когда чувствует неудовольствие, дискомфорт. Задача взрослого – понять, чем именно этот дискомфорт вызван.

Ребенок может испытывать голод или жажду, он может устать и, соответственно, хотеть спать. Еще он может испытывать неприятные ощущения от мокрого подгузника или пеленки, у него может что-то болеть, а еще он иногда просто хочет вашего внимания. Словом, причин для плача у малыша более чем достаточно. Поэтому большинство родителей на первых порах начинает действовать наугад, использовать метод «научного тыка» – иного выхода просто нет.

Это своеобразная головоломка: раз младенец недавно поел, вряд ли он испытывает голод. И вроде бы, недавно проснулся – значит, не устал. Стало быть, можно проверить его подгузник или предложить игрушку. Да, действительно, замечено, что, когда малыш капризничает и поджимает ножки к подбородку, в большинстве случаев это свидетельство желудочной колики. Это логично, вспомните свое, взрослое тело: что мы делаем, когда чувствуем боль в животе? Сгибаемся, принимаем ту же самую позу. А теперь вспомните себя после тяжелого трудового дня. Вряд ли будучи усталым вы найдете в себе силы для громкого крика. Следовательно, уставший ребенок, скорее, тоже будет занудно хныкать, чем орать навзрыд. Но эти наблюдения не истина в последней инстанции. Только родителям ведомо, как поступить в данной конкретной ситуации, только они могут знать, что же именно вызвало то или иное состояние малыша. В этих вопросах именно вы самый знающий профессор и специалист высшей категории.

Приведем пример. В одних книгах для родителей пишут, что нужно без промедления реагировать на каждый плач ребенка, другие же авторы утверждают, что малышу нужно дать время на плач, чтобы он ощутил дискомфорт. Кто прав? Правильный ответ: все зависит от ситуации! Если младенец захныкал, потому что захотел кушать, нет ничего страшного, если мама задержится на пару-тройку минут, чтобы закончить с собственным обедом, и спокойно расположится в кресле для кормления крохи. Но, если мама услышала плач упавшего крохи, наверное, никому не придет в голову посоветовать ей не спешить на помощь своему ребенку. Конкретная ситуация ВСЕГДА влияет на поведение. Поэтому запомните самое главное правило родителей: нет универсального рецепта, как надо. «Надо» с разными детьми по-разному!

Да, полезно принимать во внимание чужой опыт, но важнее получать и усваивать собственный. А опыт – это не только верно найденные решения, но и совершенные ошибки.

Лучшая ошибка в мире

В первое время родители не отличают плач голодного ребенка от плача ребенка усталого или замерзшего. Он просто плачет, и мама начинает ему предлагать все по очереди: грудь, теплое одеяло, игрушку. Но ведь и новорожденный пока еще сам не знает, чего он хочет: пить, есть, спать или что-то еще… Он плачет, ПОТОМУ ЧТО «что-то не в порядке». Он просто сообщает об этом миру и потому охотно принимает все предложенное мамой. Через какое-то время младенец начинает понимать, что, когда ему неприятно ВОТ ТАК, лучше всего избавляет от этих ощущений мамина грудь, а игрушка или одеяло с этим «не справляются». И тогда в следующий раз он оттолкнет игрушку и сбросит ножками одеяло. Он уже понимает, что сейчас ему нужно совсем другое.

Молодой маме нет нужды корить себя за то, что она не способна понять собственного ребенка. Это нормальная ситуация, к тому же полезная, потому что именно благодаря такому «непониманию» ребенок учится понимать, что подходит для удовлетворения его потребностей, а что нет.

Малыш постепенно учится понимать и различать собственные нужды и потребности, и происходит это не за одно или два кормления и не после 3-4 сменившихся подгузников. Более того, никто точно не скажет вам, когда именно кроха начинает более-менее внятно осознавать, что же ему нужно. Лишь к полугоду ребенок уже достаточно отчетливо ориентируется в своих желаниях. Выходит, умение понять, что же нужно младенцу, – это не только родительский навык, но и важнейшее приобретение самого ребенка.

Благие намерения

А вот кому действительно стоит насторожиться, это тем, кто фанатично увлечен какой-либо системой воспитания: кормление ребенка по часам, строгий режим, или даже… безобидные развивающие занятия. Все это делается из лучших побуждений, но, если поведение младенца не укладывается в «схему», такие родители начинают тотчас тревожиться: «поскольку я все делаю по правилам, так, как нужно, а ребенок реагирует не так, значит, с ним сегодня что-то не так, что-то не в порядке». И им совсем не приходит в голову, что ребенку, может быть, абсолютно не хочется спать, не нужно сегодня «закаляться» или у него нет желания радоваться от созерцания развивающего пособия.

Близка к этому и позиция мам, которая формулируется примерно так: «Я точно знаю, что тебе нужно!» Такие женщины точно, на все 150%, знают, какие памперсы больше подходят ее малышу, какое пюре ему нравится, какая игрушка доставит удовольствие, на каком горшке удобнее сидеть. Чуть позднее они «точно знают», какие способности ребенка необходимо развивать, а какие нет. К сожалению, дети таких мам, взрослея, по-прежнему не могут обойтись без ее советов. Они привыкли, что «мама все знает лучше»: кого выбрать в партнеры, в каком вузе продолжить образование, где работать, как воспитывать детей. Как результат – разочарования, неудачная личная жизнь, тяжелые взаимоотношения с людьми. А ведь начиналось все с младенчества, когда мама, и правда, лучше других была способна понять своего ребенка. Лучше других, но не лучше его самого! Как «действительно нужно», выясняется путем проб и ошибок. Это дело не одного дня – это исследовательская работа, в которую включены двое – мать и ребенок.

Или рассмотрим ситуацию гиперопеки, когда стремление мамы к совершенству настолько высоко, что она старается предугадать все желания младенца. Не успел он проголодаться – она его уже покормила, кроха только-только попытался перевернуться – мама уже ему помогла. Как вы думаете, нужно ли такому ребенку учиться понимать собственные желания? Нет, ведь мама всегда точно знает, что ему нужно. Надо ли такому ребенку интересоваться миром? Зачем? Ведь мир сам решает за него! У психологов на работу со взрослыми, выросшими из таких младенцев, уходят месяцы и годы личной психотерапии. И все лишь для того, чтобы человек снова научился понимать и осознавать собственные потребности и желания.

Еще одна крайность – это родители, закаляющие характер ребенка. Как правило, они исходят из соображений, что все маленькие дети плачут. Сыт, переодет – значит, просто капризничает. Но помимо еды и тепла ребенку необходимы и новые впечатления. Иначе мир, как и в предыдущем примере, становится неинтересен. Такой младенец привыкает, что его потребности не удовлетворяются, ему все время плохо и это нельзя никак исправить. Конечно, научится тому, что при возникновении чувства голода надо поесть, он сможет, но понимать, что при возникновении чувства одиночества ему надо сделать попытку пообщаться с кем-либо, он вряд ли сможет. У него попросту не было такого младенческого опыта! Вырастая, такой человек часто чувствует себя глубоко несчастным, одиноким, не понимая, почему так происходит. У него не было опыта удовлетворения потребности в общении в детстве, следовательно, и строить отношения будучи взрослым он не умеет, а порой и вообще не осознает, что ему это нужно. Между тем, человек – существо социальное!

Внимание к себе

Понять младенца можно через себя, через свое взаимодействие и общение с ним. Именно тогда, когда мама не впадает в панику, услышав плач ребенка, а дает себе возможность внимательно прислушаться, присмотреться к тому, что происходит с ним, пробует разные способы его успокоить, не боится ошибаться, понимает ценность этих ошибок и грамотно использует полученную из разных источников информацию, вот тогда и устанавливается прочный контакт между родителем и ребенком. Очень большой поддержкой и помощью в этом деле может стать умение самого родителя распознавать и чувствовать свои потребности, способность понимать, а что я сам сейчас хочу, а что я сейчас чувствую. Хочу ли я есть? Хочу ли я спать? Хочу ли я играть со своим ребенком? Да, далеко не всегда у нас есть возможность делать то, что нам действительно хочется, но именно умение ПОНИМАТЬ себя – первый шаг к тому, чтобы жить счастливой, полной жизнью и, как следствие, шаг к тому, чтобы научиться понимать своего ребенка и показывать ему на собственном примере, КАК это делается.

www.baby.ru

Как понять что новорожденный заболел: признаки и причины

Здравствуйте, дорогие читатели, с вами уже дважды мамочка Лена Жабинская. Если с первым ребенком мне посчастливилось до года не знать, что такое простуда и ОРВИ, то малышка Ева впервые заболела уже в возрасте одного месяца, поэтому я знаю, как понять что новорожденный заболел.

Вообще, если у вас это первый малыш, и нет старших деток, вы имеете все шансы расти без болезней до того времени, пока не пойдёте в детский коллектив. Тем мамочкам, у кого более старшие по возрасту детки ходят в садик или школу, следует быть настороже и знать, как распознать тревожные признаки заболевания у крохи.

Причины

Самая частая причина детских болезней – ОРВИ, то есть вирусы. После перенесенного заболевания к большинству вирусов у человека формируется иммунитет, поэтому взрослые болеют реже, а детки – чаще.

В этом отношении главную опасность для новорожденного представляют старшие братики и сестрички, посещающие детские коллективы, и регулярно приносящие домой сопли и кашель.

То, что большинство называют простудой – заболевание, сочетающееся с температурой, насморком и кашлем, и есть уже упомянутое ОРВИ.

С чисто медицинской точки зрения простуда – это заболевание, возникшее в результате переохлаждения. Это длительное купание в действительно холодной воде, пребывание на улице в майке и шортах в ноль градусов и т.д.

Разумеется, так переохладить новорожденного, чтобы он именно простыл от холода – из разряда фантастики. Поэтому далее по тексту статьи, говоря о болезни, мы будем иметь в виду именно вирусные инфекции.

Признаки

Итак, как узнать, что нездоровится новорожденному? Ведь он не может пожаловаться на то, что болит головка или горло, собственно, это и пугает больше всего молодых родителей. Есть ли причины для беспокойства? Не думаю, и вот почему.

Несмотря на то, что малыш не умеет разговаривать, он такой же человек, как и вы сами, поэтому если он заболевает, это легко определить по переменам в его самочувствии, а именно:

  1. Перемены в поведении. Обычно улыбчивый и спокойный ребенок вдруг ни с того ни с сего начинает плакать и капризничать. При этом, как правило, не успокаивается, даже если взять его на руки.
  2. Перемены в аппетите. Раньше кушал маму или смесь активно и с удовольствием, сейчас еле-еле и понемногу.
  3. Горячий на ощупь. Температуру 38 градусов вы уже наверняка почувствуете рукой или губами. После этого, разумеется, измерите её термометром.
  4. Красные кожные покровы. При жаре и вирусной инфекции человек краснеет.
  5. Течет из носа. Острое начало болезни, сопровождающееся соплями – верный признак вирусной инфекции.
  6. Кашель может присоединиться позднее, однако при некоторых инфекциях он имеется сразу. Груднички тоже кашляют, представьте себе, конечно, потише и послабее, чем взрослые, но вы это точно услышите и ни с чем не спутаете.

Собственно, заметив все или некоторые из перечисленных признаков, вы можете смело вызывать доктора, чтобы он подтвердил диагноз. А пока доктор едет, нужно начинать помогать малышу, облегчая его состояние до прихода доктора.

Что делать

Для начала, не паниковать. Если вы походите по интернету, вы начитаетесь страшилок о том, какой слабый у грудничков иммунитет, как им нельзя болеть, как велики риски осложнений и как вообще страшно жить новорожденному на этом злом свете. Авторитетно вам заявляю: ничего подобного.

Новорожденные дети переносят болезни и вирусные инфекции намного легче и быстрее выздоравливают по сравнению с более старшими детками или взрослыми при условии правильного ухода.

Ещё раз повторяю: только при условии правильного ухода!

Я знаю много семей, которые отказались от походов старшего ребенка в детский сад по причине частых болезней и заражения младшего ребенка. Я считаю, это не выход и это не честно – лишать ребенка коллектива сверстников и дошкольного образования.

Болезней не надо бояться, надо знать и уметь справляться с ними без осложнений. Не имеет значения, как часто дети будут болеть, если они будут выздоравливать за 5-7 дней без последствий.

У меня Лёва стандартно раз в 3-4 недели приносит из садика сопли, иногда с кашлем, иногда с температурой. Заражает маленькую Еву начиная с месячного возраста. Они дружно болеют вместе, и дружно выздоравливают спустя 5-7 дней. На этом всё заканчивается до следующего вируса.

Чудеса или уникальный иммунитет? Правильная помощь организму.

Итак, что я делаю, когда обнаруживаю у новорожденного признаки болезни:

  1. Убеждаюсь в том, что температура в помещении 18-20 градусов. Не выше! Если будет выше, организм не сможет эффективно терять лишнее тепло (жар) при выдыхании воздуха. Никакие жаропонижающие в этом случае вам не помогут.
  2. Убеждаюсь в том, что влажность воздуха в помещении 50-70 %. Внимание! Не просто включен увлажнитель для галочки, а показатели влажности воздуха на гигрометре именно такие, как надо. В этом случае сопли останутся жидкими, кроха будет их глотать или они будут вытекать сами, а мокрота в верхних дыхательных путях будет легко откашливаться. В противном случае у малыша в носоглотке и бронхах всё засохнет, станет вязким и ни в жизнь не откашляется, дышать носом он также не сможет. Вот именно тогда осложнения вам обеспечены.
  3. Если ребенок на грудном вскармливании, очень много пью сама и чаще обычного предлагаю малышу грудь или бутылочку с водой. Если кроха искусственник – бутылочку с водой, и концентрацию смеси уменьшить (чтобы пища стала более жидкой).
  4. Измеряю температуру тела ребенка по мере необходимости. Если, несмотря на все вышеперечисленные действия, она поднялась до 38,5 и выше, пора помогать лекарствами. У детей при вирусных инфекциях в первую очередь к применению показан парацетамол в сиропе или свечах для соответствующего возраста. Сироп подействует быстрее, а свечи медленнее, но дольше по времени.
  5. Спустя час температура должна снизиться. Если не снизилась, значит, вы или не выполнили пункты 1, 2 и 3, или у вас не обычное ОРВИ, и врач нужен ОЧЕНЬ срочно.
  6. Вот, пожалуй, и все рекомендации, следуя которым малыш разберётся с болезнью на раз всего за каких-то 5-7 дней. Проверено неоднократно на собственных детях.

Надеюсь, что статья оказалась полезна, желаю вам не бояться болезней даже у новорожденного ребенка. Всё это временные трудности, которые он легко преодолеет, если вы чуть-чуть ему поможете. Будьте здоровы, сохраняйте статью к себе в соцсети, чтобы не потерять. С вами была Лена Жабинская, пока-пока!

www.baby-lifestyle.ru

Как понять грудного ребенка?

У грудных малышей есть только один язык — их плач. Это одна-единственная возможность для маленького ребенка сообщить матери о своих нуждах. Чтобы у малыша сформировалась здоровая психика, ни одна его просьба о помощи не должна быть оставлена без внимания взрослого. Чем быстрее мама начнет понимать язык своего ребенка, тем будет лучше для всех!

Чем скорее она придет малышу на помощь, тем меньше он страдает, и тем скорее могут быть предупреждены и выявлены отклонения в здоровье или развитии ребенка. Как научиться понимать плач ребенка?

В процессе вынашивания ребенка мать начинает идентифицировать себя с младенцем. Это позволяет ей понимать и тонко чувствовать постоянно меняющиеся нужды и потребности ребенка, своевременно их удовлетворять. Однако не всегда одного материнского инстинкта достаточно, чтобы полностью на него положиться. Эксперты выделяют три основные причины плача детей.

Читайте также: Чтобы малыш быстрее заговорил

Возьмите на ручки!

Потребность в контакте с матерью, которая может выражаться в необходимости но­шения ребенка на руках, потребности в телесном комфорте. Новорожденные совершенно беззащитны и боятся оставаться в одиночестве, поэтому постоянно нуждаются в присутствии мамы, ощущении защищенности. Именно оно впоследствии поможет ему обрести уверенность в своих силах. Помимо физических прикос­новений матери малыш нуждается в положительных эмоциях и общении с ней, которое выража­ется в ее взглядах, мимике, ласковых интонациях, обращенных к нему. Об­щение матери и ребенка чрезвычайно важно для развития зрения, слуха и способности ребенка к общению и речи вообще.

Все дело в физиологии?

Ребенок регулярно плачет, когда хочет есть. Поскольку для детей, находящихся на грудном вскармливании, в течение первого месяца жизни нет четкого режима кормления, следует кормить малыша «по требованию», т. е. тогда, когда он плачет. Кормление строго по часам уже более 40 лет нигде не практикуется, т. к. это противоречит физиологическим процессам организма и может приводить к возникновению ряда негативных проявлений со стороны пищеварительной, выделительной систем, способствовать перевозбуждению центральной нервной системы.

Своим плачем малыш может сигнализировать также о том, что он замерз. Если у него холодный носик и складочки в локтевом сгибе и под коленями, его следует немедленно согреть в материнских объятиях. Не спешите кутать ребенка, когда у него холодные ручки, ножки или носик. Достаточно надеть на ножки теплые носки, а на ручки — рукавички. В то же время плач может быть связан и с перегреванием, когда ребенок разбрасывает ручки и ножки, кожа его краснеет, на ней может появиться мелкая красная сыпь. В таком случае переоденьте ребенка в более легкую одежду или разденьте ребенка догола и устройте ему воздушную ванну в квартире на 20-30 минут, напоите его кипяченой водой комнатной температуры.

Многие дети первых месяцев жизни страдают от кишечных колик вследствие незрелости ферментативной системы ребенка и скапливания газов в кишечнике. Иногда новорожденный не может опорожнить кишечник без помощи матери. Он может хныкать и даже плакать, пока не произойдет дефекация. О нарушениях пищеварения сигнализирует также увеличение животика, прижимание ножек к животу и их резкое выпрямление, напряженное сжимание кулачков (обычно это происходит в вечернее время, в одни и те же часы, не менее 30 минут ежедневно). В этих случаях малышу массируют животик, дают травяные чаи или препараты, стимулирующие перистальтику и снижающие газообразование (Плантекс, Эспумизан детский), используют газоотводную трубку. Хотя важно понимать, что причины колик до конца не определены и основным способом их профилактики является внимание к ребенку, для чего мама должна следить за своим рационом, если она кормит грудью, или тщательно подбирать молочную смесь, а также своевременно вводить прикорм, соответствующий состоянию и развитию ребенка.

Малыш испытывает потребность в комфортном и достаточном сне, поэтому если необходимые условия не выполняются, он может сигнализировать об этом своим плачем. Обычно малыши начинают «сообщать» маме о том, что устали и хотят спать с двух или трехмесячного возраста. При этом далеко не всегда они могут заснуть самостоятельно — маме нужно его укачать или положить рядом с собой (оптимально — на приставную кроватку-люльку). Будет еще лучше, если у мамы и малыша сложится свой ритуал отхождения ко сну, который они будут повторять из раза в раз.

Боль и дискомфорт

Плач ребенка могут вызывать шум и громкая речь, яркий свет и неудобное положение, ко­лючая ткань или жесткая складка в одежде. Мокрая пеленка или подгузник также вызывают дискомфорт и плач малыша. Обычно такие причины плача (требовательного, но не длительного) легко обнаружить и устранить.

Самой «нежелательной» причиной детского плача, конечно, являются различные патологические состояния, органические поражения органов и систем, пороки развития, инфекционные заболева­ния, проявления аллергии. Их диагностировать может только специалист.

«С одной стороны, дети до полугода, особенно находящиеся на грудном вскармливании, менее подвержены многим инфекционным заболеваниям в связи с наличием иммунной защиты, переданной матерью, — разъясняет Казюкова Т. В., д. м. н., профессор кафедры факультетской педиатрии №1 ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н. И. Пирогова. — С другой стороны, риск заразиться остается, если ребенка берут в общественные места или в доме часто бывают гости, и тем более, если родители, старшие братья и сестры заболевают сами. Рассчитывая на материнский иммунитет, важно помнить, что большинство других людей, контактирующих с малышом, к сожалению, могут его заразить. В этой связи мы специально изучали целесообразность «семейной» профилактики инфекционных заболеваний в условиях мегаполиса на примере препарата Оциллококцинум и пришли к выводу, что риск заболеть ОРВИ в группе, где профилактические меры систематически принимаются всеми членами семьи, в эпидсезон снижался до 12,8%».

Дети первого года жизни часто подвержены пищевой аллергии, которая может проявляться кожными высыпаниями (атопический дерматит, крапивница, отек Квинке), различными нарушениями функции желудочно-кишечного тракта (тошнота, срыгивания, рвота, диарея, боли в животе). У детей старше года велика вероятность воздействия аэроаллергенов, вызывающих респираторные нарушения (бронхиальная астма, аллергический ринит). Очень важным для ребенка является грудное вскармливание, при этом матери ребенка, склонного к аллергическим реакциям, в течение всего периода кормления грудью следует соблюдать гипоаллергенную диету. В случае, если ребенок находится на искусственном вскармливании, педиатр назначит специализированную лечебную гипоаллергенную искусственную смесь, индивидуально подобранную для данного ребенка.

Что делать маме?

Если малыш заплакал, его необ­ходимо взять на руки — так устраняется самая распространенная причина плача — недостаток внимания или контакта с мамой. Если плач продолжается, возможно, малыш сигнализирует о том, что он голоден, хочет пить или ему пора спать; может быть, ребенку необходимо удовлетворить такие физиологические потребности как дефекация.

Если ребенок не успокаивается или отказывается взять грудь, нелишне еще раз проверить подгузник и одежду, состояние спального места, нет ли опрелостей или высыпаний.

Пытаясь успокоить ребенка, сама мама должна быть спокойной. Довольно часто дети плачут, реагируя на раздражение и нервоз­ность матери или общую недоброжелательную обстановку в се­мье. Поэтому женщине необходимо успокоиться самой и устранить ис­точник раздражения.

Если эти меры не дают результата, значит, причины плача кро­ются в более серьезном недомогании ребенка, и надо вызывать врача.

Если эти меры не дают результата, значит, причины плача кро­ются в более серьезном недомогании ребенка, и надо вызывать врача.

Савченко Ирина Григорьевна

www.medpulse.ru

Новорожденный (от момента рождения до одного месяца) — Библиотека

Авторы: Мэрилин Сигал

МИР РЕБЕНКА

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос…
Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер.
В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами.
Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке.
В то время как большинство рефлексов, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.
Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину.
Еще одно важное различие у новорожденных — уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие — более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный.
Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны.
Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпению родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо.
Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями.
Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, отворачивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.
До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов.
Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди.
Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать.
Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества — время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния.
Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть.
Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать.
Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его.
Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход.
Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку.
• Ходить по комнате, прижав малыша к плечу.
• Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону.
• Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке.
• Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам.
• Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь.
• Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке.
• Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед.
• Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок.
• Положить ребенка в подвесной домашний гамачок и тихонько покачать.
• Покатать ребенка в машине.

Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слышат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка — колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок.
До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли — родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения.
Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами — улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка — свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями.
Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой.
Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша — пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем.
В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, — приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно
Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным.
Меняйте положение ребенка
Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами.
Детский календарь
Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка.
Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом
Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость.
Не бойтесь избаловать ребенка
Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз.
Обращайтесь с малышом бережно
Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Время игр

Зрение
Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку
В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.
Перемещайте фонарик взад и вперед
Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.
Покажите язык
Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те высовывают язык. Попробуйте проделать это.
Слух
Повесьте колокольчик
Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.
Танцуйте под музыку
Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.
Потрясите погремушкой рядом с малышом
Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих горошин, получится отличная погремушка.)
Осязание
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их пальчиками.
Упражнения
Упражнения для ног
Положите малыша на жесткий матрас (матрасик из детской кроватки или манежа вполне подойдет). Позвольте малышу некоторое время подвигать ножками и ручками. Если он начнет плакать, попробуйте успокоить его, осторожно покачивая.

Повседневные дела

Время кормления
Сохраняйте хорошее настроение
Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка.
Протяните руку и дотроньтесь
Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.

Купание
Первые ванночки
Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце.
Общение через прикосновения
После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.
Пеленание/одевание
Поцелуи в животик
Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь.
Разденьте ребенка
Не кутайте малыша. Если в комнате 20-25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.

Время отдыха
Включите ребенку радио
Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его.
Запишите на пленку шум стиральной машины
Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.
Дайте малышу музыкальную игрушку
Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса.
Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.
Используйте пустышку
Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ.
Прогулка в коляске
Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть.
Игра теней
Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу — мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов.
Пеленки и мягкие подушки
За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

опубликовано 21/05/2007 12:16
обновлено 16/01/2017
— Педагогика и психология

lib.komarovskiy.net

Оставьте комментарий