Как рожали в древности – Как рожали древние женщины | Интересный сайт

Как рожали в старину на Руси | Материнство

«Маме надо быть сильной. Спартанцы считали, что только сильная мать родит сильного воина. По сегодняшним меркам, если женщина в беге развивает скорость более четырех своих ростов в секунду, если из виса поднимает ноги к турнику 5-10 раз подряд и может подтянуться до подбородка, то это обещает более легкие, быстрые и безболезненные роды.

Будущей маме полезно не только «гулять на свежем воздухе», но и бегать, плавать, заниматься специальной гимнастикой».

Из книги Б. П. и Л. А. Никитиных «Мы, наши дети и внуки» (1978-1988 гг.)

Каждая ли будущая мама сегодня способна на это? Едва ли, если учесть, что сегодня большинство женщин имеют «сидячую» работу и ведут малоподвижный образ жизни.

Мы считаем себя продвинутыми и просвещенными. Многие процессы в нашей жизни практически полностью автоматизированы и поставлены на поток. Мы живем в век технологий. И рождение детей тоже чем-то похоже на конвеерное производство: с момента зачатия (а в отдельных случаях и до него) – вы сразу попадаете в поток. Сначала это регулярное посещение женской консультации, курсы будущих мам, выбор клиники для родов, одежда для беременных, йога для беременных, косметика для беременных, аква-аэробика  и гимнастика для беременных, затем беби-йога, восстанавливающие процедуры и т.д. – чем не конвейер?

Вроде бы все логично, ведь беременность – это особенное состояние женщины, но почему тогда мы стали сложнее рожать?

И. Панов «Ожидание». 2005 г.

Сегодня количество «лежачих» беременностей, сложных и искусственных родов, недоношенных детей увеличилось в разы. И это не смотря на то, что медицина вроде бы шагает вперед.

Быть может, в данном вопросе стоит обратиться к опыту прошлых поколений и сделать шаг назад, чтобы понять, в чем же дело?

Как известно, раньше практически каждая семья была многодетной. И это было не трое детей, как сегодня, а 7, 9, 12 и более детей. Кесарево сечение еще не применялось, как и анестезия, и другие «вспомогательные» средства. Женщины «трудились» практически каждый год, рожая по ребенку. И далеко не всегда их труд облегчали. Что уж говорить о декретном отпуске, пособиях, молочной кухне и доступном детском питании. А нужно ли это все было раньше?

Материнство предлагает вспомнить, как рожали наши прабабушки.

Боль вчера и сегодня

«Сплошной опрос крестьянок  и женщин, занятых тяжелой физической работой (в Чехословакии) показал, что у 14% женщин роды проходили вообще безболезненно, большинство считало боль «вполне терпимой», и лишь немногие называли ее сильной. Когда европейские  доктора поехали  к индейцам Северной Америки, то узнали, что там женщины ожидают ребенка с радостью и обычно роды идут легко и без болей. Если учесть, что у животных рождение детенышей тоже, как правило, не причиняет матерям страданий, то вывод напрашивается сам собой: европейским женщинам разговорами о болях просто внушают, что роды болезненны».

Из книги Б. П. и Л. А. Никитиных «Мы, наши дети и внуки» (1978-1988 гг.)

Современные исследования говорят о том, что решающее влияние на ход родовой деятельности и возникновение боли  имеет установка роженицы, ее общий настрой. Облегчает процесс и мысль о том, что эта боль несет в себе благие цели. Специалисты по обезболиванию считают, что боль, которую не считают вредной, легче переносится.

Исследованию боли во время родов посвящено много медицинских трудов. Интересны наблюдения за племенами индейцев Северной Америки, где роженица часто просто останавливала своего коня, расстилала прямо на снегу теплую накидку и спокойно рожала ребенка. Затем она заворачивала  в тряпку новорожденного, снова садилась на коня и догоняла своих соплеменников, которые даже не всегда замечали, что она только что родила. Этот феномен подтвердился во время Второй Мировой Войны, когда женщины, находящиеся в немецких лагерях принудительного труда, приходили в кабинет врача сразу после работы, достаточно легко рожали и через несколько часов снова отправлялись на работу. Ученые объясняют это так:

в рамках тяжелых условий жизни и необходимости выживания в суровых природных условиях женщины не позволяют себе проявлять родовые страхи и комплексы, что и обеспечивает легкий характер течения беременности и большей частью безболезненные роды.

В 1940-х годах роды переносятся в больницу, где роженица становится «больной», нуждающейся не в человеческой теплоте и поддержке, а четкой помощи хирурга и анестезиолога.

Как раньше рожали

В старину рождение ребенка, несмотря на кажущуюся простоту, было окружено массой обычаев, примет и обрядов. Многие из них сегодня обрели научное объяснение и вполне применимы.

Место для родов

Многие помнят рассказы о том, что крестьянки рожали прямо в поле, в хлеву или в бане. Гораздо реже встречаются упоминания о родах дома. Это связано с поверием, что место родов считается нечистым.

Интересно и предположение о причине нечистоты родильного места – дело не только в санитарных условиях, а в том, что женщины при схватках и потугах могли сквернословить.

Наиболее подходящей для родов считалась баня. Перед родами ее деревянные стены и пол начищали добела и пропаривали в определенной последовательности, чтобы роды были легкими.

Родильный стул XVIII века

 

Поза для родов

Приспособления, кресла для родов придуманы медиками скорее для своего удобства, нежели для комфорта роженицы.

Раньше подобных конструкций не было. Позу для родов советовала повивальная бабка, которая выполняла роль врача и акушерки в одном лице. Говорят, что простые крестьянки чаще рожали стоя, либо на корточках, часто держась руками за лавку или другую опору. Тогда как дамы из высшего общества рожали лежа.

У других народностей также встречаются «активные» позы во время родов: в Голландии в приданное невесты входил специальный стул для родов, древние египтянки рожали на корточках на специальном священном камне, в Японии тоже встречались случаи родов сидя, подложив связку соломы, у некоторых народов практиковались совместные роды – на коленях у мужа.

Как облегчить роды

Чтобы облегчить процесс родов, существовало поверье – открыть все, чтобы ребенок легче пришел в этот мир. С этой целью отворяли двери и окна, ящики, печные заслонки, развязывали каждый узел на одежде роженицы, расплетали волосы.

В Китае рядом с роженицей открывали зонт, а в Индии ей давали ключ.

Сообщать о родах старались только повитухе, не посвящая в это посторонних людей – опасались «сглаза». Повитуха пробиралась в дом огородами, чтобы не привлечь внимания.

Во время родов перед иконами зажигали венчальные свечи.

Иногда, чтобы снять напряжение, роженице давали пожевать собственные волосы. Есть упоминание об этом у М. А. Булгакова в рассказе «Записки юного врача»: «Раза три привозили нам рожениц. Лежит и плюется бедная женщина. Весь рот полон щетины. Примета есть такая, будто роды легче пойдут».

Деревенские «бабки» иногда обильно посыпали родовые пути сахаром – чтобы ребенок, почувствовав сладенькое, скорее появился на свет. Там же у Булгакова: «…Приезжаю я к роженице… Ну, понятное дело, исследую, чувствую под пальцами в родовом канале что-то непонятное: то рассыпчатое, то кусочки… Оказывается, сахар-рафинад! …Знахарка научила. Роды, говорит, у ей трудные. Младенчик не хочет выходить на Божий свет. Стало быть, нужно его выманивать. Вот они, значит, его на сладкое и выманивали!»

Спать после родов маме не давали, так как считали, что если она заснет, малыша могут подменить черти.

К. В. Лемох «Новый член семьи». 1880-е

Новорожденный

Перевязывали пуповину обычно материнским волосом, как бы связывая мать с малышом. Затем переставшую пульсировать пуповину обрезали.

Повитуха совершала над младенцем прообраз популярной сегодня беби-йоги: разглаживала ручки, ножки, животик, «правила» головку.

Если рождался слабый ребенок, то его отправляли для «пропекания» в печь. Дело в том, что материнская утроба считалась своеобразной печью. И если малыш «не допекся», то его на лопате трижды помещали внутрь остывающей печи, считая,  что теперь он будет более сильным и крепким.

Затем малыша обмывали. Это делали в специальной воде, приготовленной по особенному: с использованием соли, куриного яйца и серебряной монеты: от болезней, чтобы был белым и чистым, для богатства. При этом приговаривали: «Мыла бабушка не для хитрости, не для мудрости, Мыла ради доброго здоровьица, Смывала причище, урочище, призорище (разные виды сглаза). Водушка текуча, Анюшка ростуча, Водушка в землю, Анюшка кверху». После воду выливали на избу снаружи – на угол, где были иконы. Старались плеснуть повыше, так как считали, что от этого зависит рост малыша.

Сегодня за помощью обращаются к остеопатам. А раньше бабка повитуха сама делала послеродовый массаж – вправляла золотник (на языке знахарей так именуют матку), «ставила на место» внутренние органы. Не исключено, что в том числе и эти манипуляции становились причиной материнской смертности, которая, как известно, была высокой. Современные медики категорически запрещают любой массаж живота в течение двух месяцев после родов.

В различных губерниях существовали традиции по закапыванию плаценты под стеной дома или под деревом, в некоторых закопать ее следовало отцу и на этом месте посадить дерево. Закапывать ее следовало особенным образом, соблюдая вековые традиции.

Совместные роды

Говорят, что совместные роды – отнюдь не новомодная новинка. В старину, если отец не был  на охоте или в дальнем странствии, он тоже принимал участие в процессе деторождения: развязывал пояс, поил водой жену, при сильных болях касался коленом ее спины. Интересно, но сегодня массировать спину, чтобы снять нагрузку с позвоночника, учат на специальных курсах будущего отца.

Новорожденного ребенка заворачивали в отцовскую рубаху – чтобы «батя любил», а затем в отцовский тулуп – чтобы был богат. При этом рубаху снимали прямо с отца, чтобы она сохраняла родной запах.

Самого отца угощали кашей с солью и перцем и приговаривали: «Солоно и горько рожать».

В это же время, отец присутствовал на родах не у всех древних народов. Этого не было, например, в Китае и Древнем Риме. Там все домочадцы на время родов покидали дом.

Крещение

Раньше на Руси ребенка обычно крестили на девятый день от рождения (нередко и раньше). В этот день он обретал свое имя. Если крестить в этот срок не могли, то ребенка старались ни на минуту не оставлять без присмотра. До момента крещения всех детей звали Богданами. Отсюда и народная поговорка: «Рожден, а не крещен, так Богдашка».

Считалось, что после крещения малыш становится крепче здоровьем. Стоит упомянуть и то, что малыша в купели окунали в прохладную воду, тем самым запуская защитные реакции организма.

Существовали свои «приметы», связанные и с таинством крещения. Например, считалось, что если комочек воска с отрезанной прядью волос поплывет – значит ребенок будет здоровым, закружится – к счастью, а если утонет – это дурной знак. Об этом упоминает Л. Н. Толстой в романе «Война и мир»: «…Нянюшка сообщила ему, что брошенный в купель вощечок с волосками не потонул, а поплыл по купели».

Хорошим знаком был крик ребенка при опускании в купель.

Чепчик после крещения не снимали целых 12 дней. Крестильную одежду далее не использовали, а оставляли для крещения других детей, чтобы они были дружны между собой.

А. Венецианов «На жатве. Лето»

 

После родов — сразу в поле?

Конечно, по современным представлениям, на Руси не было отпуска по беременности и родам. Но представление о том, что женщины сразу после родов отправлялись работать в поле, соответствуют скорее последнему столетию, в то время как до 20-го века это было далеко не так.

В начале 12-го века внучка Владимира  Мономаха, Евпраксия,  написала трактат  о женской гигиене, в котором говорится, что беременная должна остерегаться усталости, а после трудов родин ей важно отдыхать и содержать свое тело в чистоте – мыться в бане каждые три дня. Кормящей матери следует всячески помогать – освобождать от тяжелой работы и давать дополнительное питание.

«Несоблюдение этого основного гигиенического правила может повлечь за собой, по меньшей мере, неправильность в положении матки, причиняющее страдания на всю последующую жизнь, не говоря уже о других болезнях». Это цитата из дореволюционной книги В. Жука «Мать и дитя».

Г. Плосс описал в своем трехтомнике под названием «Женщина» подходы к послеродовому периоду у разных народов, где отметил, что при отсутствии отдыха у родильниц «…вследствие слишком раннего оставления постели развиваются опущения и изменения положения матки, выпадения влагалища и т.п., которые впоследствии служат постоянным источником болезней и преждевременной хилости».

Отрывок из книги В. Бердинского «Крестьянская цивилизация в России»: «…А после родов роженицы кладутся на пол на ржаную солому, где лежат неделю. Во все это время каждый день, по два раза, согревается баня, куда она ходит в самой изорванной одежде с костылем в руке, чтобы показать, что роды ей дались нелегко — избежать «уроков», отчего можно заболеть. Из бани возвращаясь, нужно опираться на плечо повитухи или мужа».

Цитата из брошюры «Самоврачевание и скотолечение русского старожилого населения Сибири»: «Три дня, пока делаются роженице три бани, она должна лежать в постели. После трех дней, смотря по состоянию ее здоровья, бабушка или оставляет ее в постели, или советует „похаживать помаленьку по избе, чтобы крови не застаивались“. Иные лежат в постели до пяти, даже до девяти „дёнъ“, если есть кому „ходить по-дому“… Шесть недель родившая считается полумертвой… Вот как эти ребята достаются! (…) По настоящему-то, по правилу-то, как прежние старухи говаривали, и корову ей нельзя доить шесть недель. Только это исполняют в больших семьях, где есть кем замениться».

Послеродовый «отпуск» важен для дальнейшего здоровья женщины, он увеличивает шансы на благополучную следующую беременность и роды.

Женщины, находящиеся в суровых  жизненных условиях, например во время войн, недавно овдовевшие, были вынуждены практически сразу после родов отправляться «в поле», так как кто-то должен был кормить семью. Мало кто знает о последствиях таких «ранних выходов». Эти женщины затем носили особую перевязь, которая проходила между промежностью и завязывалась на плече. Это приспособление придерживало выпадающие внутренние органы.

В 80-х годах прошлого столетия в Чехословакии была поставлена цель доказать пользу от раннего вставания после родов. Исследуемых женщин разделили на 2 группы: первая поднималась с постели через 2-4 часа после родов, а вторая через 2-3 суток. За мамами ухаживал персонал. На 7-9 сутки медики с удивлением констатировали факт, что во второй группе – с более долгим лежанием, женщины имели меньше послеродовых осложнений, лучше чувствовали себя физически и эмоционально.

Но кто же ухаживал за молодой мамой после родов? Не стоит забывать про повитуху, которая помогала и после родов: существовал целый ряд традиций, по которым женщину «очищали и расслабляли», настраивали на новую в ее жизни роль – мамы. Помогали и соседки, которые приходили помочь по хозяйству и приносили с собой готовую еду.

Как пишет Татьяна Гшвенд, перинатальный педагог, все старались преследовать единую цель – помочь молодой женщине, поддержать ее, дать ей ресурсы для скорейшего эмоционального и физического восстановления.

***

В былые столетия уровень оказания медицинской помощи был значительно ниже, чем сейчас. Сказывался и недостаток гигиены, и частые эпидемии и другие бедствия, зачастую приводившие к повышению материнской и детской смертности.

Но при этом надо признать, что в целом уровень здоровья, физической силы и крепости матерей был довольно высоким. Постоянная физическая активность, свежий воздух и натуральные продукты способствовали повышению защитных сил организма. Увы, многие из нас сегодня лишены всего этого, что сказывается в том числе на протекании беременности и родов.

Давайте же постараемся взять лучшее из опыта предков, не отвергая в то же время достижений современной медицины, которых прабабушкам подчас так не хватало!

Дата публикации 17.11.2015
Автор статьи: Александра Лукашина

materinstvo.ru

Роды и история. Как люди рожали раньше.

Разочарую сразу: раньше рожали примерно так же, как и сейчас. За тысячи лет человеческая физиология не изменилась — разве что, если верить антропологам, люди стали повыше. «Но ведь древним не были известны достижения современной медицины», — скажете вы и будете правы, но лишь отчасти. Одному из самых древних дошедших до нас (а сколько рукописей пало жертвой прожорливого времени? а сколько еще ждет своих открывателей?) медицинских сочинений без малого 50 веков! Пять тысячелетий — почтенный возраст, не правда ли? Да еще не одну сотню лет сведения, содержащиеся в этом трактате, должны были передаваться из поколения в поколение — ведь для того, чтобы записать, нужно, как минимум, иметь, что записывать! И еще одна любопытная деталь: одно из древнейших в мире медицинских сочинений посвящено… гинекологии. Речь идет о хорошо известном историкам медицины так называемом Кахунском гинекологическом папирусе, получившем свое название от египетского местечка Кахун, где он был найден британским египтологом в 1889 г. Еще два знаменитых древнеегипетских «медицинских папируса», тоже найденных англичанами и тоже в XIX в., хотя и не посвящены целиком акушерству и гинекологии, но отводят этой отрасли медицины весьма почетное место.


Богиня — покровительница женщин и детей Таурт. Как правило, изображалась в виде беременной самки гиппопотама с головой львицы.

Итак, что же нам известно из этих и других источников о том, как наблюдали за беременностью и рожали в Древнем Египте?

Прежде всего собравшегося жениться мужчину, конечно же, интересовало, не бесплодна ли его избранница. Определялось это следующим образом: перед сном во влагалище помещался зубчик чеснока. Если женщина, проснувшись поутру, ощущала во рту привкус и запах чеснока, ее «детородный прогноз» признавался положительным. В противном случае она считалась бесплодной. Способ этот вовсе не так глуп и бессмыслен, каким может показаться на первый взгляд. Он основан на осознании того факта, что гениталии непосредственно связаны с прочими органами человеческого тела, при непроходимости же фаллопиевых труб такая связь прерывается. Между прочим, в наше время практикуется так называемый тест Спека, основанный на том же принципе: в матку вводится раствор фенолфталеина; если проходимость труб не нарушена, через некоторое время этот индикатор появляется в моче женщины.

Предположим, наша воображаемая древнеегипетская героиня оказалась вполне способной к деторождению. Дабы женщина поскорее зачала, ее окуривали специальными благовониями. Прошло некоторое время, и она заподозрила, что беременна. Ясности в этом вопросе пять тысяч лет назад хотелось ничуть не меньше, чем в наше время. Разве что методы диагностирования беременности «слегка» изменились. УЗИ, как вы понимаете, у древних египтян не было, задержка менструации, как известно, еще не 100%-ный признак, поэтому приходилось прибегать к весьма, я бы сказал, изощренным методам. Считалось, например, что моча беременной значительно лучше способствует прорастанию злаков, нежели моча незачавшей женщины. Таким тестом убивали сразу двух зайцев: во-первых, устанавливали наличие/отсутствие беременности, во-вторых, если беременность подтверждалась, пытались определить пол будущего ребенка. Дело в том, что египтяне были твердо убеждены, что если под воздействием мочи беременной женщины первой прорастет пшеница, значит, она вынашивает мальчика, а если ячмень — родится девочка. О научности таких методов говорить не приходится, однако интересно, что и в Европе вплоть до средних веков практиковали точно такое же «тестирование».

Богиня-мать Хатор, «небесная корова», родившая солнце, с фараоном. Хатор изображалась в виде коровы или с коровьими рогами, в которых «застряло» солнце.

Итак, беременность подтвердилась, определили и пол будущего малыша (нас он в данном случае «за давностию лет» не очень интересует). Что происходит дальше? Дальше наша дама поступает под покровительство богов, «ответственных» за роды, деторождение и детей. Главной покровительницей женщин и детей в Древнем Египте считалась богиня Таурт. Наша беременная наверняка повесила на шею и поместила в изголовье супружеского ложа ее изображение — надежный амулет, хранящий женщину во время беременности и родов. Правда, вид у этого амулета слегка устрашающий: Таурт обычно изображалась в виде стоящей беременной самки гиппопотама с женскими руками и головой львицы.

Были у беременных и рожениц и другие божественные покровители. Например, богиня-мать Хатор — «небесная корова», родившая солнце.

Или кривоногий, уродливый (считалось, что его уродство отпугивает злых духов) бог-карлик Бэс, покровительствовавший еще и танцам. 

Интересно, кстати, что в египетском пантеоне, где многие боги совмещали сразу несколько функций, одни и те же божества нередко ведали деторождением, смертью и… танцами. Хатор, например, — богиня деторождения, любви, веселья, музыки, пляски (один из ее атрибутов — музыкальный инструмент систр) и одновременно — «владычица прекрасного запада», вместе с Таурт встречающая умерших на пороге подземного царства. Что ж, возможно, в этом заключена великая мудрость: божества, встречающие человека на пороге этой и «той», загробной, жизни, сопровождают его и в одном из самых радостных проявлений земного человеческого бытия — в танце. А может быть, древние египтяне относились к танцу куда менее легкомысленно, чем мы, и считали его своего рода квинтэссенцией, выразителем сути всей земной жизни…

Бог-карлик Бэс, своим уродством отпугивавший от людей злых духов. Покровитель беременных и помощник в родах.

Впрочем, мы отвлеклись: нашей героине вот-вот придет время рожать! Незадолго до родов она отправится в ближайший «родильный дом» — «маммизи», но вовсе не с тем, чтобы там рожать, как вы могли бы подумать. Маммизи (в переводе с языка древних египтян — «дом родов») — это храм, воздвигнутый в честь родов богини Хатор, в результате которых появился на свет Ихи — сын бога-сокола Гора, бог музыки, чудесное дитя, получившее при рождении дар вечного детства. Такие «родильные дома» воздвигались в разных местах, но самый главный располагался в городе Дендера, где, собственно, и родила своего сына богиня Хатор. Беременные женщины стекались сюда со всего Египта — дабы подтвердить перед богиней-роженицей Хатор свое благочестие и заручиться ее поддержкой в грядущих родах.

Маммизи («дом родов») в городе Дендера.

После паломничества в роддом (не правда ли, весьма забавное для нашего уха сочетание?) беременной оставалось сидеть дома и ждать родов. Скорее всего, она заранее договаривалась с внушающей ей доверие акушеркой и — как сказали бы мы сейчас — заключала с ней контракт. Обычно египтянки рожали, сидя на корточках на двух каменных брусках и упираясь локтями в колени. При тяжелых родах роженицу окуривали дымом от горящей смолы и массировали ей живот, натирая его шафраном и… пивом.

Все прошло хорошо. Наша героиня благополучно разрешилась от бремени, родив здорового ребенка. В течение трех ближайших лет ей предстоит кормить его грудью. Если у роженицы возникали проблемы с молоком, брался хребет нильского окуня, зажаривался в жире или растительном масле, а затем этим жиром или маслом натирался позвоночник женщины. И только если даже это «верное» средство не помогало, материнское молоко заменяли коровьим.

Древнеегипетский папирус с изображением родов.

После родов египтянки нередко хотели годик-другой отдохнуть от деторождения — думаю, современным женщинам вполне понятно такое желание. Что ж, египетские медики разработали для этого случая разнообразные противозачаточные средства, самыми популярными из которых были, пожалуй, крокодильи экскременты (вполне доступное для древнеегипетской дамы средство), смолистые выделения акации, кислое молоко, финики и мед. Все это — по отдельности и в различных комбинациях — вводилось во влагалище. Кстати, современные ученые утверждают, что смола акации, растворенная в молочной кислоте, — один из лучших спермицидов (т.е. средств, убивающих сперматозоиды).

Как видите, древние египтянки не слишком отличались от современных россиянок. Последние, правда, не поливают своей мочой непроросшие зерна, дабы определить пол будущего ребенка (они предпочитают другие, не менее «верные» способы), не вешают на шею беременную бегемотиху (у них есть куда более «современные» амулеты — знаки Зодиака, например), не совершают паломничества в роддом (точнее — не считают визит в роддом паломничеством), во время родов не натираются пивом, а после — хребтом окуня, не употребляют в качестве контрацептивного средства крокодильих экскрементов (возможно, вследствие их дефицита), а в остальном…

www.9months.ru

Как рожали в старину?

В древние времена сложным в жизни женщины было рождение ребенка. Из-за переживаний о положительном завершении родового процесса, родственники и беременная вынуждены были скрывать факт вынашивания плода от посторонних глаз. Будущую мать оберегали и на время освобождали от домашней работы. Но в деревнях, бывало, рожали в старину даже в поле за работой или у реки за стиркой.

Планирование и период беременность

Как только происходило зачатие, женщина старалась всеми возможными способами скрывать положение. Особенно это касалось сел и деревень, где такое событие было огромной новостью. С тех пор, когда виднелся округлый животик, окружающие разносили весть по селению. Тогда к беременной женщине начинали относиться более благосклонно, не давали тяжелую работу, но определенные обязанности у нее были.

Мужчины не придавали процессу вынашивания должного внимания, ведь считали это женским бременем. Были случаи, что муж роженицы полностью погружался в роды.

Люди считали будущую мать имеющей сверхъестественные силы и обладающей магией. Женщин обходили стороной из-за того, что при вынашивании внутри находилось две души, маму сравнивали с нечистым духом.

Начиная с третьего триместра, беременная не имела права участвовать в свадебных процессиях, крестинах и похоронах. Существовали предостережения, которыми женщина не могла пренебрегать. Нельзя перешагивать через коромысло, чтобы не вырос горб у ребенка, не переступать через плоды, не произошел выкидыш и не ходить по острым предметам, не призвать тяжелые родины.

Запрещалось ходить по веревкам и прутьям, так как ребенок мог родиться обвитым пуповиной. Кошек и собак будущие мамы не обижали, иначе у малыша проявятся родимые пятна с шерстью внутри. Заранее не заготавливали одежду новорожденному, даже на первое время.

За пару дней до родов женщина начинала снимать одежду и украшения. В предполагаемый день родоразрешения, она оставалась ночной рубахе. Как правило, повитуха и мать роженицы читали заговоры и молитвы весь процесс. Когда беременная отправлялась рожать, супруг открывал двери и чуланы в доме для быстрого рождения ребенка.

Процесс родоразрешения

Совместные роды. В родовой деятельности разрешалось принимать участие супругу и матери рожающей. Также приглашали опытную бабку — повитуху. Рожать в жилом доме запрещалось канонами, поэтому процесс происходил в бане или в хлеву.

За несколько дней до появления младенца, женщины с помощниками отправлялась в укромное место, и ждали начала схваток. Повитуха переодевалась в чистую одежду, периодически осматривала роженицу, всячески подбадривала.

Если роженице было сложно двигаться по помещению, бабка поддерживала ее под руки. Все родственники постоянно читали заговоры для легкого течения процесса родов. В конце первого этапа родовой деятельности, акушерка давала рожающей рвотное зелье, способствующее быстрому раскрытию шейки матки. Для облегчения потуг, в комнате, где проходили роды, натягивали плотную веревку. За нее будущая мать хваталась в момент сильного спазма матки.

Позы. Раньше рожали в вертикальном положении. При прорезывании головки, мать просила хорошей судьбы чаду. Считалось, что в этом момент ангел наделяет новорожденного душой.

Роды в 18 веке происходили на высоком уровне только во Франции. Там применялись специальные кресла, подобные современным. Акушер принимал ребенка сидя на маленькой табуретке.

Как женщины рожали в старину:

  1. на корточках;
  2. в коленно-локтевом положении;
  3. на специальном кресле.

Однажды король Людовик ХIV захотел присутствовать при деторождении. Ему было неприятно сидеть ниже женщины, поэтому член королевской семьи предложил положить роженицу на спину. Отсюда роды в 19 веке проводились в горизонтальном положении, несмотря на то, что родовая деятельность затягивалась и была мучительней. Поза «лежа на спине» нефизиологическая для данного процесса.

В конце 20 века, родоразрешение начали проводить снова в полу вертикальном положении, что делало процедуру рождения ребенка более естественной. Вертикальные позы практиковали еще в Индии, Азиатских странах и Америке.

Обезболивание. Роды в старину не облегчали эпидуральной анестезией, но существовали методы воздействия на болевые ощущения. Для снижения сильного дискомфорта, роженицу окуривали специальными травками и применяли определенные ритуальные танцы или песни.

Рожающую вводили в транс, пребывая в котором, мама не чувствовала ничего. Это были дыхательные упражнения, помогающие правильно делать вдох и выдох. Травяные лекарства применялись как стимулирующие средства. Еще одним вариантом использования нестандартного психологического состояния являлась остановка послеродовых кровотечений.

Операции. Первые случаи проведения родов операционным способом, зафиксированы в 17 веке, но исходя из африканских археологических находок, их проделывали значительно раньше. От одной акушерки к другой, столетиями переходили успешные приемы, помогающие роженице облегчить процесс изгнания плода.

Повитухи знали, как повернуть поперек лежащего ребенка за ножку перед выталкиванием из матки. Акушерские щипцы применялись еще с 16 века. Это приспособление древних индейцев, используется до сегодняшнего времени.

Рождение ребенка на Руси

Наши далекие предшественники были суеверными, поэтому появление новорожденного окружалось предрассудками и обычаями. Роженице нужно было снимать круглые предметы (серьги, кольца), чтобы освободиться от длительной беременности. Во время периода схваток, в доме будущей матери открывали окна, сундуки, двери и тумбы.

В основном, супруг принимал участие в родовом процессе. Его роль заключалась в создании комфортных условий для жены (подать воды, потереть поясницу). Тогдашние мужчины знали секрет, как упереться коленом в спину, чтобы снизить боль при потугах.

Женщины рожали раньше на Руси с мужьями, им было так легче переносить тяготы родового акта. В некоторых регионах супруг стонал и кричал вместе с женой. Позже, Петр I официально перевел повитух в статус акушерок и запретил им убивать детей, рожденных с патологиями. До этого момента малышей с уродствами настигала та же участь, что и в Спарте.

Роды на Руси проходили в укромном месте, подальше от чужих глаз. Под запретом стояла подготовка вещей младенцу до его рождения, чтобы не притягивать беду. Если акушерка увидела, что пришла пора рожать, муж три раза пролазил между ног жены.

Близкие перед родовым действием всегда прощались с роженицей из-за возможной смерти. От опыта и умений помощницы зависел исход процесса. После рождения ребенка, бабка закапывала детское место, а мать касалась своей пяткой рта младенца для спокойного сна. Далее акушерка перерезала и завязывала пуповину, а затем закусывала и трижды сплевывала через левое плечо.

Чтобы уберечь младенца от глазливых людей, первое мытье происходило в закрашенной молоком воде. Во время купания, акушерка формировала ровную головку, пока череп не затвердел. После купели новорожденного клали на тулуп и пеленали в отцовскую рубаху. Многие традиции и предрассудки сохранились до сих пор. А вот верить этому или пропускать мимо ушей – дело рожениц.

Уход за новорожденным

Сегодняшние правила для мам, полностью отличаются от старинных. Причина этому — прогресс в медицине и социуме. Дореволюционная женщина могла туго запеленать грудничка, дать ему в рот коровий рог со сладким хлебом и уйти работать. Уже при коммунизме учили быть матерью и правильно заботиться о чаде.

Как раньше принимали роды:

  1. роженица прощалась с близкими, на случай смерти;
  2. женщина уходила в баню вместе с акушеркой и мужем;
  3. повитуха вызывала рвоту специальными травами для открытия шейки;
  4. бабка принимала младенца внизу;
  5. выходил послед, который быстро закапывали во вдове или в углу избы;
  6. малыша пеленали;
  7. бабка-повитуха ровняла головку новорожденному;
  8. роженицу парили в бане и поили травами для сокращения матки.

После рождения последа, повитуха завязывала пуповину и обтирала ребенка. Ногти и волосы не срезали младенцу до года. Запрещалось ругаться и обзываться возле новорожденного, чтобы ребенок полноценно развивался и не умер.

Для спокойного темперамента грудничка, акушерка слизывала маковку языком и сплевывала через левое плечо. Малыша клали на правый бок для тихого сна, а первый кал подвязывали в хлеву под потолок. Воду, в которой купали новорожденного, выливали под дерево или куст до захода солнца.

Ребенок вскармливался материнским молоком, при его отсутствии – коровьим. Первые три дня молозиво матери считалось плохим, поэтому новорожденного успокаивали соской с вареной свеклой и морковкой. В определенных регионах ребенка не кормили грудью до крестин, а питание младенца в этот период основывалось на моченом хлебе или баранках, кашках на молоке.

Крестины

Следующим важным событием в жизни матери считалось крещение младенца, обряд совершали на 9 день от рождения. Суть этого действия заключалась в погружении новорожденного в воду под молитвы священника.

Столетия спустя, обязательным условием стало наличие при таинстве крестных, которые брали роль духовных родителей. На протяжении обряда священник читал молитвы, а крестные отрекались от сатаны, сплевывая через левое плечо. После, батюшка совершал обряд помазания и трижды окунал младенца в специальную емкость с водой.

Далее на ребенка одевали крестильную длинную сорочку и крест. Крестик делал крестный отец из дерева, а рубаху шила духовная мать. Затем священник проводил обряд миропомазания уже окрещенного малыша. В завершение процедуры крещения, святой отец срезал крестом небольшие пряди волос, которые скреплялись воском и отдавались на хранение родителям.

Наиболее подходящим местом для проведения таинства считали реку, но в холодное время года все проходило в стенах церкви. Воду после священной процессии, выливали в ручей или речку. После окончания обязательных мероприятий, гости шли к окрещенному в дом на праздничный обед. На самом почетном месте садились крестные родители.

По окончании празднований родители дарили подарки новым духовным родственникам, кумовьям, за то, что они согласились взять на себя заботы. Ничего не изменилось с тех времен, разве что подарки теперь дарят только виновнику торжества, а не крестным родителям. Да и сам обряд проводят в церкви или на дому, но не в реке.

Восстановление после родов

Как известно, раньше рожали детей при помощи повитух. Эти женщины помогали роженице и младенцу. После появления детского места, бабка вправляла матку в нужное положение. Именно эта манипуляция в основном влекла смерть. Сразу после родового акта, матери давалось время для отдыха и восстановления сил. Весь период лактации, женщина была освобожденной от тяжелой работы, кормили ее сверх нормы.

Роженица после родов в старину дважды в день парилась в бане на протяжении недели. Таким образом, пытались воздействовать на сокращение матки. Мать считалась полуживой, ей разрешалось лежать несколько недель на кровати, если было кому заботиться о малыше.

Во время войн, все проходило значительно суровей. Матерям, потерявших мужей, приходилось выходить на работу, чтобы прокормить семью. Им было сложно восстановиться. Через тяжкий труд, появлялось выпадение матки и внутренних органов.

Женщины имели специальные подвязки, надевающиеся на плечо и поддерживающие внутренности во вправленном положении. Отсутствие условий для нормальной гигиены, негативно влияло на здоровье послевоенных матерей, наблюдался высокий уровень смертности от инфекций. Но экология, натуральные продукты и физическая подготовленность делали тогдашних женщин выносливей.

Роды в старину проходили примерно так же, как и сейчас. Вперед шагнула отрасль медицинского обезболивания детородного процесса, и появилось комфортное пребывание роженицы с малышом в послеродовой период. Их не сравнить с антисанитарными условиями старины. Некоторые приемы и методы извлечения ребенка из матки используются в гинекологии по сегодняшний день. Положение женщины в родах осталось неизменно вертикальным.

rozhau.ru

Как рожали в старину | Матроны.RU

Сейчас много разговоров о том, как в старину была устроена жизнь беременной женщины и женщины, недавно родившей. Бытует мнение, что беременные и родившие как сыр в масле катались. Особенно грешат выдумыванием всяческих небылиц сторонники так называемых естественных родов, долгого грудного вскармливания и совместного сна. А как обстояли дела на самом деле?

Увы, ничего этого не было. О беременности женщины, как правило, узнавали достаточно поздно, поскольку единственным достоверным признаком того, что женщина беременна, было явное шевеление плода. То есть, когда у женщины прекращалось «рубашечное», она предполагала, что «затяжелела», но говорили о состоявшейся беременности только после того, как плод начинал шевелиться.

То, что якобы к беременным на Руси относились с благоговением, — миф. Беременность зачастую воспринималась как помеха и всегда как нечто совершенно обыденное: подумаешь, понесла, дурное дело не хитрое. Беременность не воспринималась как таинство, это был естественный процесс, стоивший не больше внимания, чем легкий насморк. В старину считали, что выкидыш у женщины может быть только по двум причинам: по грехам или «сделали», а не от тяжелой работы, поэтому никаких поблажек беременная не получала, работала по-прежнему много и тяжело, выполняя все свои обязанности по дому. Как свидетельствуют историки, нередко баба шла рожать, бросив белье в корыте или недомешанное тесто. Что касается родов в поле, о которых так любят говорить почитатели естественного образа жизни, то это, конечно, иллюзия, что женщины откладывали в сторону серп, рожали, и тут же вскакивали на ноги, чтобы продолжить работу — «и ничего», и все, мол, были здоровые и крепкие.

Несмотря на то, что такие роды не были редкостью, ни одна здравомыслящая женщина не желала разрешиться в поле. Да, бывали случаи родов прямо в стогу, но это не была норма. Если начало родин заставало женщину в поле, то она старалась попасть домой, чтобы роды прошли в более подходящих условиях. Хорошо, если встречалась телега, — ее могли довезти до избы, впрочем, бывало, что женщина, которую растрясло в телеге, прямо в ней и рожала. В остальных же случаях роженица добиралась до дома пешком. В поле рожали те, кто не успел добежать до дома. Случались роды и на берегу реки во время полоскания белья, бывало, что женщины ухитрялись родить во время «шопинга» — на ярмарке.

Роды принимала повитуха, она же повивальная бабка. Это женщина, овладевшая акушерским искусством и оказывающая роженицам помощь. Повитуха контролировала весь процесс родов, который мог длиться и несколько суток, при необходимости принимала меры для исправления положения плода, для ускорения родов, пеленала родившегося младенца — повивала, от чего, собственно, и происходит наименование этих древних акушерок — повитухи. Кстати, в обязательный послеродовой курс восстановления входило и повивание родильницы — бабка дня через два-три вела ее в баню, там распаренной женщине «правили живот» и затем на несколько часов, а при необходимости — на несколько дней — туго утягивали тканевыми бинтами — это служило профилактикой грыж и выпадения матки. Но пеленание далеко не всегда спасало от этой беды.

Как же проходили собственно роды?

Поняв, что женщине пришло время родить, свекровь, мать или другая женщина в семье посылала кого-нибудь или сама шла за повитухой. Опять же, из боязни, что нечистая сила может навредить роженице, шли окольными путями и бабку звали не прямым текстом, а иносказательно: «Зашла бы ты нашу корову посмотреть, а то обещалась, а не идешь». Услуги повитухи оценивались примерно в десять копеек, один хлеб и один пирог. Если свекровь была скупа, и о цене договориться не удавалось, то так и приходилось женщине рожать без более или менее квалифицированной помощи.

«Жница», К. Маковский

Роженицу обычно уводили в натопленную баню — самое чистое помещение на подворье. У кого по бедности не было бани, рожали прямо в избе. Там, в обществе повитухи, роженица переживала период схваток. Существовало множество приемов для ускорения родов. Схватки женщина обычно переносила стоя: ее ставили в дверном проеме и заставляли висеть на брусе или на вожже, перекинутой через брус. Если процесс затягивался, то роженицу могли трижды обвести вокруг стола, принудить дуть в бутылку, опрокинуть на доске (положить на широкую доску и резко переместить из положения вниз головой в положение вниз ногами), заставить подняться по лесенке на сеновал и спуститься обратно, внезапно окатить ведром ледяной воды, или подговаривали других женщин резко ворваться в баню с криками «Горим! Пожар!», колотя при этом скалками в корыта.

Если уж дела обстояли совсем плохо, то посылали к священнику служить молебен и открыть Царские врата — последнее считалось особенно действенным. Ни о каком кесаревом сечении для простой крестьянской бабы не могло быть и речи. Если после родов плохо отходил послед, то женщине пихали в рот пальцы или ее же волосы — считалось, что возникающий при этом рвотный позыв способствует отделению плаценты. Неудивительно, что при таком родовспоможении в России до революции каждые седьмые роды заканчивались смертью женщины. Так что разговоры о том, что в старину рожали легко, тоже не более чем выдумка.

Мужчины никогда не присутствовали при родах. Исключение составляли случаи, если требовалось провести какие-то манипуляции с роженицей, например, поднять ее на доску. Только тогда могли позвать для подмоги мужиков, которые после оказания необходимой помощи тут же уходили. Никому и в голову не могла прийти такая блажь, как совместные роды.

Новорожденному пуповину перевязывали льняной ниткой и перерезали, в некоторых областях было принято, чтобы повитуха перегрызала пуповину. Пригласить на роды врача могли себе позволить только городские жители при условии, что они были платежеспособны. О такой роскоши, как роды в родильном доме, не могло быть и речи. Загвоздка в том, что самый первый родильный дом появился в России в Москве в 1764 году и предназначался он не для комфорта рожениц и новорожденных, а для того чтобы сократить количество «уличных» родов у гулящих женщин, которые своих новорожденных детей затем обычно выбрасывали в канализацию или на свалку. Рожать в таком роддоме было позором для добропорядочной женщины, поэтому фактически до начала ХХ века рожали исключительно дома.

Женщине позволялось лежать три дня, после тяжелых родов — до девяти дней, потом ее поднимали, и та же повитуха ее «расхаживала». Впрочем, такое было возможно только в больших семьях, где было кому подменить женщину. В богатых семьях роженицу освобождали от работы на весь послеродовой период — шесть недель. Если семья жила особняком, своим домом, без родни, то мать была вынуждена вставать едва ли не через час после родов и приступать к обычным домашним делам. Если роды были летом, то через три дня, максимум через неделю женщина уже шла в поле: считалось, что труд способствует быстрейшему восстановлению. Из-за этого многие женщины получали массу послеродовых осложнений в виде грыж, кровотечений, опущения матки. Единственная помощь, которую они получали, исходила от односельчанок: те на протяжении недели-двух ходили к родильнице поздравить с новорожденным и в обязательном порядке приносили с собой готовую еду, что позволяло хоть как-то облегчить ее труды по хозяйству.

Вопреки распространенному мнению, младенца не прикладывали к груди немедленно после рождения. Молозиво обычно сцеживали — оно считалось «дурным», «ведьминым молоком», способным принести младенцу хворь. Кормили грудью по возможности, как позволяла занятость матери. Частенько женщина просила покормить ее младенца родственницу или соседку, которая была не так сильно занята по хозяйству. Если позволяли условия, то женщины стремились кормить грудью как можно дольше, «пока дитя не застыдится», но не ради самого кормления, а ради того, чтобы не беременеть, — согласно результатам обследований крестьянок в XIX веке у 80% женщин, хотя бы раз в сутки кормивших детей грудью, критические дни отсутствовали на протяжении трех-четырех, а, бывало, и семи лет. По тем временам грудное вскармливание было достаточно надежным способом предохранения.

Конечно, не могло быть и речи о какой-то культуре половых отношений. По свидетельству историков тех времен, когда, как и сколько всегда решал мужик. И в этом вопросе опять же превалировало потребительское отношение к женщинам. Мужья лезли удовлетворять свою похоть, совершенно не считаясь с самочувствием и состоянием женщины: ни критические дни, ни беременность, ни недавние роды, ни усталость не были причиной для того, чтобы «подождать». Он хочет — она обязана. При таком раскладе супружеский долг часто превращался в самое обычное грубое насилие. И ничего удивительного не было в том, что часто женщина, едва родив, через месяц-другой вновь оказывалась «брюхатою», и все повторялось по кругу…

www.matrony.ru

Как рожали наши прабабушки… |

История жизни женщины 19 века – беременность, роды, воспитание детей

Еще 100 лет назад, в 19 веке, и даже первой половине 20 века, в семьях воспитывалось много детей, беременность и роды были желанным и естественным для любой женщины событием. Семья, благословенная детьми, считалась счастливой. Для большинства наших прабабушек и даже бабушек цель жизни состояла в том, чтобы стать хорошей женой и матерью. Лишь во второй половине 20-го века женщина освоила большинство профессий и, возможно, поступилась умением быть просто женой и мамой. Поэтому и отношение к беременности и родам со временем менялось.

В маленьких городках, селах семьи жили в небольших домах и волей-неволей девушки видели, как рожали их матери. Поэтому, повзрослев, они не испытывали страха перед беременностью и родами, относились к ним как к желанному и рядовому событию. У женщин в старину было намного меньше страхов, связанных с беременностью и родами, чем у нас, живущих в 21-м веке.

Поскольку рождение ребенка — великое таинство природы, существовало множество обрядов проведения беременности и родов. Как же это происходило у нас – в Украине? Нужно отметить, что новость о беременности, несмотря на многочисленность семей и всю сложность быта, нашим прабабушкам приносила радость. Будущую маму оберегали от тяжелой работы, плохих новостей, ссор. В ее присутствии запрещалось ругаться, ей нельзя было отказать в исполнении просьбы.

Поведение беременной женщины

Сама беременная, как считалось, должна была вести благочестивый образ жизни. Внутри нее Господь творит душу и тело человека, и как ни в какой другой период жизни беременной необходимо заботиться о своей душе, быть любящей, доброй, правдивой, улучшать свои душевные качества. «Носящей во чреве» следует удерживаться от раздражения, гнева, зависти, гордости, испуга, уныния во всех их проявлениях. Ибо все чувства, мысли, поступки, которые наполняют мать в период ожидания ребенка, непременно передадутся малышу.

В народе существовало поверье, что, если беременная совершит дурной поступок, то у младенца могут быть родимые пятна. Беременная женщина должна была следить за красотой своего поведения: плавно двигаться; следить за тем, что под ногами; ходить осторожно. В народе говорили, что если беременная будет жевать на ходу, то ребенок будет крикливым. Строго настрого беременным запрещалось работать в праздничные дни, заниматься рукоделием. Предостережением служило поверье, что если женщина будет работать в неположенное время, ребенок в родах запутается пуповиной. Вместе с тем, женщины выполняли посильную работу и по дому, и в поле. Такие суеверия о беременности дошли и до наших дней.

Нельзя было беременной женщине и слишком печалиться, даже если кто-то из близких умрет. Ее святая обязанность — выносить и родить ребенка. Беременным запрещалось ходить на похороны, кладбище, чтобы слишком не расчувствоваться и не повредить плоду. В народе широко были распространены и суеверия, дошедшие к нам с языческих времен. Среди них: нельзя вешать белье, вязать, держать иголку в руках, стричь волосы. Суеверия как раз наполняли беременных женщин необоснованными страхами.

Как проходили роды в 19 веке?

Деревенские женщины и многие горожанки не знали специальных приготовлений к родам, до последней минуты они выполняли свои семейные обязанности. Очень часто у сельских женщин роды происходили во время работы: в поле, на дороге, на ярмарке. О родах украинок рассказывают: «Бывало придет баба с поля, а в подоле — дитя. Пшеницу жала и рожала. Охала, ахала, дитя принесла, сама серпом пуповину и перерезала». Рассказывали и такие истории: «Пойдет баба на ярмарок, приходит — с дитятею. И приданое ему купила». Сельские женщины рожали легче городских, поскольку сами больше трудились, были крепче здоровьем.

Если роды протекали дома, конечно, старались пригласить в дом, повитуху или акушерку. Кстати, профессиональные акушерки появились в российских землях только в 1797 г., при царствовании императрицы Марии Федоровны, которая основала Повивальный институт. До этого повивальное искусство передавалось от матери к дочери или у повитух были помощницы, которым они передавали свои секреты. Как правило, повитухами были опытные, не раз рожавшие женщины, которые оказывали помощь в родах и знали в этом толк. Помимо умения принимать роды, повитуха должна была обладать безупречной репутацией, быть доброй, молчаливой и трудолюбивой.

Повитуха приходила в дом, крестясь, переступала порог и читала молитву, а потом принималась за дело. Перед иконами теплилась лампада, зажигались Сретенские, Пасхальные свечи, кто-то из членов семьи читал молитвы, призывая на помощь Господа. Повитуха направляла действия женщины в родах, заваривала напитки из трав, делала растирания, поддерживала промежность, окропляла роженицу святой водой. Главным образом, повитуха должна была подхватить новорожденного, чтоб не упал, не ударился. В родах женщине полагалось ходить, переступать через пороги. Роженице распускали волосы, развязывали все узлы на одежде. В доме открывали все сундуки, двери, символично помогая процессу раскрытия шейки матки. Если роды затягивались, затруднялись, повивальная бабка просила пойти в церковь и попросить священника помолиться о роженице и открыть Царские врата.

Повитуха ожидала рождения плаценты, которую называли «место» и помогала завязать и перерезать пуповину. Перерезали пуповину на Библии. Бывало и так, что пуповину мальчика обрезали на топоре, а девочки — на гребне, это связывалось с приобретением в будущем достойных мужских и женских качеств и умений. Завязывалась пуповина льняной или конопляной нитью, «чтоб в семье дальше рождались дети». Пуповину отрезали и перевязывали с молитвой и пожеланиями долгих лет, здоровья, счастья. Если рядом был отец, то пуповину доверяли перерезать ему. После того как пуповина отсохнет, ее клали между иконами в сундук, сохраняя до семилетия ребенка. По достижению семи лет пуповину вынимали и давали ребенку развязать. Если дитя справлялось с заданием, то будет смекалистым, трудолюбивым.

Плаценту — «место» или «послед», закапывали там, где ребенок родился, в доме или во дворе под молодое плодовое дерево.

В Украине для облегчения родовых болей применяли отвары из цвета ржи, клали роженице теплые компрессы из соли и семян льна, устраивали теплые купели из капустного листа и шелухи лука. В России женщины рожали в банях, там и от глаз подальше, и тепла больше, и боли меньше в натопленном местечке.

Как только дитя родится, повитуха начинала читать молитву, кропила дитя и мать Святой водой, давала матери, прикладывала к груди. Только потом ребеночка мыли, пеленали, давали отцу или клали в колыбель или на печь. Что касается присутствия мужа в родах, то в одних регионах Украины приветствовалось его участие: муж вместе с женой стонал, пел молитвы, приседал, поддерживал жену под спину, бедра. Есть местности, где муж забирал детей и шел к родственникам, оставляя жену на попечение повитухи.

После родов: как это было

Первые три дня мама держала дитя на руках или в колыбельке, которую делал отец. Повитуха приходила в дом и после родов, смотрела на состояние матери и ребенка, помогала помыться, купала новорожденного в купели с настоем трав, заваривала матери травы для облегчения послеродового периода. В первые дни после родов женщина отдыхала, устраивали «родины», в которых участвовали женщины-родственницы, соседки, подруги. Если их помощь требовалась, они помогали по хозяйству, и приносили с собой угощение. Как правило, через 3-5 дней мама уже возвращалась к домашним делам. Ребенка старались покрестить как можно скорее, чтобы дитя могло стать полноправным членом Церкви Христовой и было защищено Ангелом-Хранителем от злых сил. По истечению сорока дней после родов женщина приходила в церковь, где совершался обряд очищения и введения в храм.

Так рожали в старину. В наше время женщины утратили во многом умение рожать своих детей в гармонии с естеством организма и природой. Несмотря на развитие и совершенствование медицины, мы, живущие в 21-м веке, потеряли навыки рождения детей и вынуждены снова обучаться им. Обучиться заново нам помогают специальные курсы подготовки к родам, йога для беременных, возрождается и развивается институт духовного акушерства.

В статье использованы материалы Википедии, статья И. Братусь «Как рожали в старину».

Фото: Ника Шатова

yoga-mama.ru

Роды- история и старинные картинки | Блогер prodeus на сайте SPLETNIK.RU 18 февраля 2012

Роды, 1800. Уже в самых древнейших письменных памятниках человеческой истории, в священных книгах индусов, египтян и евреев упоминается об акушерках как особом классе специалистов, а у древних греков и римлян многие богини почитались как покровительницы рожениц Египетский демон Bes- защитник рожениц и детей. У разных народов древнего мира познания в акушерстве были различные, отсюда различен и характер помощи. Так, у египтян, евреев и китайцев акушерская помощь находилась всецело в руках женщин (повитух). У древних египтян существовало особое сословие женщин, оказывавших пособие роженицам. Каковы были их знания, можно судить по тому, как они диагностировали беременность. Чтобы узнать, беременна ли женщина, ей давали напиток, приготовленный из особой травы (буду-ду-ка), и молока женщины, родившей мальчика. Если этот напиток вызывал рвоту, значит женщина беременна, в противном случае беременность отсутствовала. Довольно своеобразным методом определялся и пол будущего ребенка. Для этого брали зерна ячменя и пшеницы, смачивали их мочой беременной женщины и следили за прорастанием семян. Если первой прорастала пшеница, то предсказывали, что будет девочка, если ячмень — мальчик. Если родившийся ребенок был очень криклив (причины не доискивались), то для успокоения ему давали смесь из семян мака и мышиного помета. Египетским врачам были известны некоторые женские болезни: неправильные менструации, опущение стенок влагалища, выпадение матки. Какое лечение применяли египетские врачи при этих болезнях, неизвестно. Египет Роженица сидела на корточках на специальных родильных кирпичах: (справа — медицинские инструменты) И еще египетские роды, без стульчиков и кирпичей: Роды на корточках (как и другие вертикальные положения) хороши тем, что помогают тазу хорошо раскрываться и пропустить ребенка. Индия В древней Индии особого сословия повитух не было, помощь роженице оказывала каждая опытная в этом деле женщина; в тяжелых случаях родов акушерка обращалась за помощью к врачу-мужчине. В силу ли этого или по каким другим причинам, но акушерские познания у врачей Индии были значительно большими, чем у египтян, китайцев и евреев. Судя по дошедшим до нас литературным источникам, врачи Индии первые в истории положили начало изучению акушерства и первые предложили рациональные приемы помощи при родах: впервые упоминают о неправильных положениях плода, впервые предлагают производить извлечение плода, а в необходимых случаях и плодоразрушающую операцию. Эта статуэтка изображает роды в доколумбовой Америке. Музей археологии Рафаэля Ларко Еррера, Лима, Перу, «эротическая коллекция» Нечистые матери: По еврейскому закону- матери считались «нечистыми» 40 дней после рождения мальчика и 80 дней- девочки. Etching illustrating the uncleanliness of the mother after giving birth, according to Jewish law. The Bible, Leviticus, XII, 2-5: the text states that a mother should be considered unclean for 40 days after giving birth to a boy and for 80 days after giving birth to a girl. Etching 1731 By: Philipp Gottfried Harder after: Johann Jakob Scheuchzer and Philipp Gottfried Harder Акушерские познания у древних евреев мало чем отличались от познаний египтян и китайцев. Известно, что для определения беременности они заставляли женщину ходить по мягкой почве: если оставался глубокий след, значит беременность существовала. Греция . Греческие врачи практиковали по всем специальностям. Акушерская помощь ими оказывалась только в случаях тяжелых родов. Им были известны некоторые хирургические методы родоразрешения, в частности, они знали о кесаревом сечении, которое на живых в то время не производилось. Об этой операции на мертвой женщине с целью извлечения живого ребенка повествует и древнегреческий миф о рождении самого бога медицины Асклепия, который был извлечен из трупа матери отцом своим Аполлоном. Оказанием помощи в родах в Древней Греции занимались исключительно женщины, которых греки называли «перерезывателями пуповины» («omphalotomoi»). Если роды бывали трудные и акушерка (повитуха) видела, что самостоятельно помощь оказать не может, она обращалась как это было и в Индии к врачу-мужчине. Деятельность греческих акушерок была довольно разнообразной: они не только оказывали помощь при родах и в послеродовом периоде, по занимались и прерыванием беременности. В Древней Греции прерывание беременности в ранних сроках не преследовалось. Эту операцию допускал знаменитый древнегреческий философ и естествоиспытатель Аристотель, считая, что в ранний период развития беременности плод не имеет еще сознания. Акушерки того времени обладали уже значительными знаниями. Так, для определения беременности они основывались на ряде объективных признаков: отсутствие месячных, отсутствие аппетита, слюнотечение, тошнота, рвота, появление желтых пятен на лице. Наряду с этим они прибегали и к таким нелепым средствам: перед глазами женщины растирали красный камень, если пыль попадала в глаза, женщина считалась беременной, в противном случае — беременность отрицалась. Пол плода пытались определить по наклонению сосков беременной; наклонение их вниз указывало на беременность девочкой, подъем кверху — мальчиком. Практические приемы акушерок не всегда были рациональными. Об этом можно судить хотя бы по такому приему, применяемому акушерками в случаях задержки последа: родившегося ребенка не отделяли от матери, женщину сажали на кресло с отверстием в сидении, под отверстием клали мех, наполненный водой, на мех — младенца, после чего мех прокалывался, вода медленно вытекала, мех спадался, а вместе с ним опускался и плод, натягивая пуповину. Древний Рим У римлян наряду с отдельными выдающимися исследователями (Гален, Соран, Архиген и др.) продолжали существовать и религиозные культы с поклонением богам, заимствованным у древних греков, Так, греческий бог-врачеватель Асклепий переносится в Рим под именем Эскулапа — бога медицины; появляется богиня лихорадки, богиня менструации Флюония, богиня матки — Утерина и богини деторождения — Диана, Кибела, Юнона и Мена. Больше того, специализация «Божественной» акушерской помощи. у римлян достигла особенного развития. Так, каждое положение плода в матке имело свою богиню: рождением плода вперед головкой ведала Проза, а родами при ножном и ягодичном предлежаниях, а также при поперечных положениях — Постверта. Дети, родившиеся вперед ножками, получали имя Агриппы. Во всех случаях родов акушерка должна была совершать различные приношения соответствующей богине. Оказанием помощи в родах в Риме, как и в Греции, занимались преимущественно женщины — акушерки (повитухи). Врач приглашался только в случаях патологических родов, когда акушерка видела, что сама она справиться не может. Среди женщин-акушерок были и выдающиеся, оставившие в истории след о своей деятельности. К таким относилась Аспазия (II век н. э.), носившая звание врача. Свои теоретические и практические познания она изложила в книге, дошедшей до вашего времени. Из врачей Древнего Рима в истории медицины сохранились особенно известные имена: римлянин Цельс и греки Филумен, Соран и Гален. Средневековье . Медицина и, в частности, акушерство и гинекология в этот период довольно слабо развивались, как и вся медицинская наука и естествознание в Европе, так как наука была под сильным влиянием церкви. Религия насаждала идеи вроде догмата «о непорочном зачатии», церковные фанатики в средние века внушали мысль о том, что дети могут рождаться от дьявола и т. д. Всякие критические высказывания по поводу подобных диких взглядов со стороны ученых и врачей вызывали их преследование, изгнание из страны и пытки инквизиции. Вполне понятно, что подобное положение гибельно сказывалось на развитии акушерской науки и гинекологии. В средние века стали часто практиковаться плодоразрушающие операции и, видимо- не всегда были обоснованы. Поэтому подобная практика акушеров вызывала нарекания со стороны духовенства, возражавшего против многочисленных случаев умерщвления детей для спасения жизни матери ( эти хирургические операции достаточно часто приводили к гибели обоих). Центрами высшего образования, в том числе и медицинского, были университеты, начавшие возникать с XI века. Первые высшие школы типа университета в Европе представляли корпорации, аналогичные ремесленным цехам, характерным для средневековья. Учащихся в университетах было очень немного. Основой всех наук являлось богословие, религия пронизывавшая все преподавание, которое исходило из того положения что все возможные знания уже преподаны в «священном писании». В университетах допускалось изучение и отдельных античных писателей, причем задачи ученых сводились не к критике и совершенствованию учения древних, а к подтверждению их учения как признанных авторитетов. В области медицины таким официально признанным авторитетом был Гален. При этом акушерство продолжало оставаться на очень низкой ступени развития. Занятие акушерством в средние века считалось низким и неприличным для врачей-мужчин. Родоразрешение продолжало оставаться в руках бабок-повитух. Только в самых тяжелых случаях патологических родов, когда роженице и плоду угрожала смерть, «бабки» призывали на помощь-хирурга, который чаще всего применял плодоразрушающую операцию. К тому же хирурга приглашали не к каждой роженице, а преимущественно к роженице состоятельного класса. Остальные, несостоятельные роженицы, удовлетворялись помощью «бабки» и вместо действительной акушерской помощи получали от них наговоренную воду, амулет или то или иное невежественное пособие. Не приходится удивляться, что при такой помощи, при несоблюдении элементарных требований гигиены смертность в родах и в послеродовом периоде была очень высокой. Беременные женщины жили под постоянным страхом смерти. Исправление неправильного положения плода путем поворота, это великое достижение древности, было забыто или не использовалось большинством врачей. По законам средневековой христианской церкви следовало, что смерть роженицы происходит по воле бога: уничтожение внутриутробного плода, обладающего «божественной душой», рассматривалось как обычное убийство. В итоге церковь сильно препятствовала развитию акушерства, что приводило в конечном счете к высокой смертности в родах. Возрождение. 16 век Только в XVI веке,в 1513 году появилось первое, снабжённое рисунками, руководство по акушерству Евхария Ресслина «Цветник беременных женщин и акушерок»; за ним последовали сочинения Якова Руфа в Цюрихе, Вальтера Рейфа в Страсбурге. При всём том вследствие неполноты научных наблюдений врачей и успехи науки ограничивались только оперативной частью, так как мужчины-врачи приглашались к родам только в очень трудных случаях. Большое значение для развития акушерства и гинекологии имела деятельность Везалия, Фарлопия, Амбруаза Паре, который вернул акушерству забытую операцию поворота плода на ножку, ввел в широкую практику гинекологические зеркала и организовал при парижском госпитале Hotel-Dieu первое родовспомогательное отделение и первую в Европе акушерскую школу. В нее принимались только женщины; обучение длилось 3 месяца, из них 6 недель отводилось на практические занятия. В этот период стала бурно развиваться анатомия. Это привело к большому числу открытий также в области гинекологии. Развивающиеся наука и медицина этого периода позволяли проводить достаточно сложные полостные и гинекологические операции. Разрабатывались новые диагностические методы, позволявшие определить правильность, срок течения родов, а также состояние плода. Изучались анатомические понятия, что позволяло в последующем более или менее точно предсказать течение родов, и соответственно быть готовым ко всем неприятностям. 16 век-подушки С развитием хирургии продвинулось вперёд и акушерство, особенно во Франции, где врачи всё более и более завоёвывали акушерскую практику. Предрассудки против акушерства, по крайней мере в высших слоях, рассеялись под влиянием приглашения Людовиком XIV знаменитого хирурга Клемента из Арея для оказания акушерской помощи госпоже Лавальер и вскоре назначенного первым акушером королевского двора. Такое отличие приободрило французских врачей к дальнейшему развитию акушерства. 17 век Становление акушерства как самостоятельной клинической дисциплины началось во Франции на рубеже XVII-XVIII вв. В значительной степени этому способствовала организация акушерских клиник. Первая из них была открыта в Париже (XVII в.) в госпитале Hotel-Dieu. Здесь сформировалась первая школа французских акушеров, предложивших несколько новых акушерских операций и инструментов. XVIII век явился периодом становления акушерства в Англии, Голландии, Германии, Франции, России и других странах. Так, в 1729 г. в Страсбурге был открыт первый в Европе родильный дом-клиника. В 1751 г. в Геттингене была организована первая университетская акушерская клиника, где обучали студентов. В Париже существовало только одно училище для акушерок. В 1728 году открыто родовспомогательное заведение в Страсбурге, В Англии первое родовспомогательное заведение было открыто в 1765 году. В Германии первое училище для акушерок учредил в Берлине в 1751 г. Фридрих Великий; в том же году было открыто второе. По картинкам видно, что рожали как лежа, так и сидя- на краешке кровати, на подушках или на специальных стульях-креслах. Иногда просто спускались на корточки. Картинки разложены по времени, и по ним видно, что где не было кресел- рожали лежа. С развитием медицины расширялся арсенал действий акушеров, что требовало горизонтального положения. По картинкам видно, что рожали как лежа, так и сидя- на краешке кровати, на подушках или на специальных стульях-креслах. Иногда просто спускались на корточки. Картинки разложены по времени, и по ним видно, что где не было кресел- рожали лежа. С развитием медицины расширялся арсенал действий акушеров, что требовало горизонтального положения. Родильные кресла Родильные стулья использовались с древнейших времен до 1800-х годов.Они часто передавались в семьях по наследству. Родовые кресла были на пике своей популярности к концу 1700-х годов, использовались и женщинами, и мужчинами- акушерами. Спинка в родильном кресле, позволяет матери сидеть прямо во время родов. Тем не менее, оно имеет низкий центр тяжести, поэтому мать может также сесть на корточки и по-прежнему опираться на стул. Многие стулья были семейными реликвиями, которые передаются из поколения в поколение по сегодняшний день. Они все еще используются в некоторых странах. Некоторые стулья имели довольно сложные конструкции и подставки для ног для комфорта матери. Некоторые также могут быть сложены, или преобразованы в кровать для операционной. Этот стул был использован для примерно 2000 родов -был распоряжении семьи акушерок на протяжении трех поколений. Образ Христа на спинке стула- возможно, был знаком защиты для женщин и их детей, поскольку роды были рискованным событием. Сиденья имеет форму, чтобы разрешить доступ во время родов, также может быть сложено преобразовано в кровать или операционный стол. После родов 17 век 18-век 19 век Диагностика по моче Россия В России наука акушерства получила своё начало и развитие значительно позже, чем в других европейских странах. Первый акушер, о котором упоминается в летописях, был англичанин Якоб (при Иоанне Грозном), славившийся как «умеющий очень искусно лечить женские болезни». Хотя Петром Великим открыты были школы «для медической и хирургической практики», но так как имелись в виду исключительно потребности армии и флота, акушерству в них не обучали. Только в 1754 году устроены были акушерские школы в Петербурге и Москве, преподавать в которых были приглашены профессора с помощниками, в Петербурге Линдеман, в Москве Эразмус, которому принадлежит первое акушерское сочинение на русском языке — «Наставление, как женщине в беременности, в родах и после родов себя содержать надлежит». Означенное руководство было составлено по Горну, оригинал которого был издан в 1697 году, так что в середине прошлого столетия, когда уже Смелли, Левре и Редерер преобразовали акушерство, русские врачи черпали свои знания из давно устаревшей книги конца XVI столетия. —————————————— В 1757 г. в Москве и Петербурге были созданы «бабичьи школы», которые готовили «присяжных бабок» (образованных повивальных бабок, или акушерок). Преподавали в них первоначально иностранцы: один доктор (профессор бабичьего дела) и один лекарь (акушер). В первые годы обучение было только теоретическим. Затем, после открытия в России повивальных (родильных) отделений на 20 коек при Московском и Петербургском воспитательных домах, стал преподаваться и практический курс. Сначала обучение в бабичьих школах было малоэффективным. Имелись существенные трудности при наборе учениц: так, в 1757 г. в Петербурге были зарегистрированы 11, а в Москве — 4 повивальные бабки, — именно они составляли весьма ограниченный резерв набора учащихся. В результате за первые 20 лет Московская «бабичья школа» подготовила всего 35 повивальных бабок ,из которых пять были из «прирожденных россиян», а остальные — иностранки. осмотр :

www.spletnik.ru

Как рожали в старину — Статьи — Роды

Фотобанк Лори

Сегодня нам кажется привычным и естественным рожать малыша, лежа на спине. А ведь такой способ родов когда-то был всего лишь данью моде, и пришел он в акушерство относительно недавно, с легкой руки «короля-солнца» Людовика XIV.

Надо сказать, во Франции в те времена рожали практически так же, как сейчас рожает Европа: на специальном кресле с отверстием в сиденье – так, чтобы тело роженицы располагалось практически вертикально. Акушерка при этом принимала малыша, сидя на низкой скамеечке или стоя на коленях. Но однажды Людовик пожелал увидеть, как будет рожать его любовница, а так как – не королевское это дело – на коленках стоять, женщину уложили на спину. После этого вся французская знать немедленно возжелала разрешаться от бремени, исключительно как королевская любовница, лежа на спине.

Это желание знатных дам поддержали и врачи. Проводить всевозможные медицинские манипуляции, когда роженица лежит, намного проще, а то, что поза на спине нефизиологична и значительно затягивает роды, их тогда не волновало. В течение последующих трех столетий французская мода безоговорочно правила бал во всем европейском акушерстве. Лишь к концу ХХ века началось возвращение к истокам: к рациональным и физиологически обоснованным вертикальным родам.

Кстати, вертикально, а точнее – стоя, сидя на корточках или на специальном стуле, рожали и в других странах: в Индии, странах Азии, Америке до прихода европейских колонизаторов.

Фотобанк Лори

Волшебные травы

Наши прапрабабушки не слышали об эпидуральной анестезии, но облегчать боль во время родов тоже умели. Так, в древности для этого использовались как специальные благовония, которыми окуривали рожающую женщину, а также ритуальные песнопения и танцы.

Есть примета, что беременным нельзя вязать. Я слышала, что она идет из древних времен, когда информацию передавали с помощью узелкового письма и орнаментов. Тогда беременным запрещалось вязать, чтобы они случайно какой-нибудь гадости будущему ребенку не навязали. Я в обе беременности вязала и вышивала, успешно родила.

Oля БПользователь «Mail Дети»

Кстати, эти песнопения не только помогали женщине войти в транс и не ощущать дискомфорта во время родов, но и служили своеобразной дыхательной гимнастикой, заставляющей роженицу правильно, ритмично и глубоко дышать.

Читайте также

Травы использовали и для изгнания плода, и для остановки послеродового кровотечения, и даже… как тест на беременность. В Древнем Египте  молоко матери, недавно родившей малыша, смешивали с соком особой травы и давали выпить женщине. Если она была беременна, у нее к этой микстуре возникало сильнейшее отвращение.

Операции по старинке

Считается, что первые попытки кесарева сечения относятся к ХVII веку. Однако, судя по ряду археологических находок, а также по изучению жизни африканских племен, близких к первобытным, эта операция проводилась и в древние времена – причем, скорее всего, успешно.

В Древней Греции акушерки умели проводить и аборты. Для эллинов это не считалось грехом, так как греки были уверены, что плод на ранних сроках своего развития ещё не наделен душой. У греков существовал и необычный способ определения пола будущего ребенка: по тому, куда «смотрят» соски беременной женщины. Если они были направлены вверх – ожидался мальчик, если вниз – девочка.

От одной повитухи к другой в старину передавалась информация об акушерских пособиях – ручных приемах, которые позволяли облегчить выход малыша на свет. Так называемый акушерский поворот – разворот лежащего поперек ребеночка за ножку во время родов – с успехом проводился еще в Древней Индии. Еще в XVI столетии были изобретены и акушерские щипцы. Они применялись до конца ХХ века (а кое-где применяются и сегодня), но, к счастью, недавно все-таки были запрещены окончательно. Уж слишком травматичным для малышей было их применение, а в наши дни, с развитием хирургического акушерства, они тем более неприемлемы.

Фотобанк Лори

Роды на Руси

Наши предки окружали роды множеством примет и обычаев. Так, роженице расплетали косы и развязывали все узлы на одежде, символически помогая ей разрешиться от бремени. Пока у женщины продолжались схватки, в ее доме открывали сундуки, а если время года позволяло – то двери и окна.

Я не суеверна абсолютно. А если бы вдруг что-то случилось, не дай Бог, не о потраченных на коляску деньгах грустила бы. После родов последнее, чем хочется заниматься, это покупками!

Присутствие супруга при родах приветствовалось: он помогал повитухе, придерживал жену, давал ей попить, мог и упереться ей в спину коленом особым образом: так, чтобы облегчить родовые боли. В некоторых местностях было принято и более «активное» участие мужа: ему было положено стонать и охать в унисон с женой.

Официально упорядочить работу повитух первым постарался Петр I. Он же, кстати, запретил повитухам убивать малышей, родившихся с уродствами, что в допетровские времена было на Руси таким же обычным делом, как и в Древней Спарте.

Отголоски старинных русских примет, связанных с беременностью и родами, сохранились до наших дней. Например, считается, что беременной нельзя вязать, чтобы не вызвать у малыша обвития пуповиной. А добрая половина наших соотечественниц боится покупать детские вещи до рождения крохи. Конечно, никаких объективных предпосылок к этому нет: например, в Европе молодые мамы, наоборот, очень любят вязание, которое успокаивает нервы и поднимает настроение – разумеется, поголовных обвитий пуповиной это не вызывает. Впрочем, верить в приметы или нет, каждая будущая мама решает сама. Главное – в течение всех 9-ти месяцев сохранять свое душевное равновесие и с радостью ожидать малыша.

Смотрите также 15 ошеломляющих фотографий, на которых показано рождение ребенка

deti.mail.ru

Оставьте комментарий