Картинки для артикуляционной гимнастики для детей – Картотека по развитию речи по теме: Артикуляционная гимнастика в картинках | скачать бесплатно

Содержание

Артикуляционная гимнастика в картинках «Поиграем с язычком»

Инфоурок › Логопедия › Другие методич. материалы › Артикуляционная гимнастика в картинках «Поиграем с язычком»



Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию:
Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс:
Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник:
Все учебники

Выберите тему:
Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-146097


ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс


Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Логопедические упражнения — артикуляционная гимнастика в картинках — запись пользователя Оксана (oksgolova) в дневнике


1. Артикуляционная гимнастика в картинках - здесь

2 .Артикуляционная гимнастика. 2 - 4 года. -скачать здесь

3. Развитие речевого дыхания - http://www.boltun-spb.ru/art.html и здесь http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_010413.shtml

4. Логопедические скороговорки и считалки - скачать здесь

5. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (3-4 года) - скачать здесь

6. Гимнастика для развития речи - скачать здесь

7. 1000 игр, скороговорок, загадок для развития речи - скачать здесь

8. Артикуляционная азбука. Гимнастика для губ и язычка. - скачать здесь

Дифференциация звуков в чистоговорках:

Артикуляционная гимнастика:

Логопедические упражнения:

www.babyblog.ru

Артикуляционная гимнастика с картинками — 17 Мая 2013


Чтобы у ребенка формировалось правильное произношение звуков, произношение уже имеющихся звуков было четким, рекомендуются занятия артикуляционной гимнастикой. При регулярных повторениях упражнений укрепляются органы артикуляционного аппарата (губы, язык), ребенку легче переходить от одной артикуляционной позы к другой, легче удерживать нужное положение, для правильно произнесения сложных звуков. 

Если у ребенка вялая артикуляция, речь не внятная, хотя он может произнести звуки четко…

Если ребенку предстоят занятия с логопедом…

Если речь ребенка в процессе формирования…

..то артикуляционная гимнастика поможет сделать речь более четкой, подготовит и укрепит речевые мышцы для дальнейших занятий, поможет формированию правильного произношения.

Деткам 2-3 лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. 

Дети 4-6 лет смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Занятия должны быть:

  •  регулярными. Как минимум, ежедневными, желательно проводиться 2-3 раза в день.
  •  недолгими. От 2-3 минут в начале работы до 5-7 минут в дальнейшем.
  •  проводиться перед зеркалом. На первых этапах работы, чтобы кроме тактильных ощущений был ещё и зрительный контроль.
  •  на 1 занятии использовать 2-3 упражнения. Новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Иногда есть смысл провести несколько занятий без введения новых упражнений, для закрепления уже знакомых, но ещё сложных для ребенка действий.
  •  каждое упражнение повторять 5-7 раз. Но стоит внимательно следить за реакцией ребенка. Главное, чтобы сохранялся интерес к занятию.
  •  статические упражнения надо удерживать 10-15 секунд. Сразу это время задерживать артикуляционную позу очень сложно, поэтому надо постепенно увеличивать время, начиная от 2-3 секунд.
  •  динамические упражнения должны выполняться плавно и максимально точно. Темп постепенно можно увеличивать, но следить, чтобы правильность выполнения соблюдалась.
  •  все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. (Ребёнок сидит спокойно, плечи не поднимаются, пальцы рук не напряжены и не двигаются).
  •  если какое – то движение не получается, можно помочь ребенку шпателем, пальцем, ручкой чайной ложки.
  • сначала взрослый показывает упражнение-ребенок повторяет, делает синхронно с показывающим. 

Обязательно надо следить за правильностью выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица.

Статические артикуляционные упражнения направлены на выработку правильной позы.

Динамические — на правильное выполнение движений.

 

 

Ещё по данной теме:


logopeddoma.ru

«Картотека артикуляционной гимнастики».Картинки с описанием.

Инфоурок › Логопедия › Другие методич. материалы › «Картотека артикуляционной гимнастики».Картинки с описанием.




Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

21 слайд

Описание слайда:

22 слайд

Описание слайда:


Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию:
Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс:
Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник:
Все учебники

Выберите тему:
Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-428614


ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс


Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Артикуляционная гимнастика в картинках, стихах и видео.

Артикуляционная гимнастика: артикуляционные упражнения в картинках, стихах и видео, пошаговое описание техники выполнения артикуляционной гимнастики. Как правильно выполнять артикуляционную гимнастику с ребенком?

Мы произносим правильно и четко звуки родного языка благодаря хорошей работе артикуляционного аппарата, его подвижности и дифференцированной работе различных органов. В нашей речи звуки быстро сменяют друг друга, поэтому нужно уметь быстро менять положение органов артикуляционного аппарата.

Артикуляционный аппарат развивается у ребенка не сразу, а постепенно в течение жизни малыша и его речевой практики.

Для всех детей дошкольного возраста полезны артикуляционные упражнения, которые способствуют формированию точных, четких, дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Для этого используется артикуляционная гимнастика.

Цель артикуляционной гимнастики.

Цель артикуляционной гимнастики – отработка определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков родного языка; развитие подвижности, точности, координированности, дифференцированности движений органов артикуляционного аппарата.

Как проверить подвижность органов артикуляционного аппарата у ребенка?

Подвижность органов артикуляционного аппарата необходима для произношения звуков родного языка. Существуют базовые движения, которые нужны для произношения всех звуков родного языка. Именно об этих движениях мы сейчас и поговорим.

Сначала нужно выяснить, может ли ребенок сделать их по отдельности, а затем – может ли плавно, быстро и легко переключиться от одного движения на другое, ему противоположное.

Ниже даны основные, базовые упражнения артикуляционной гимнастики, в которых можно тренировать подвижность органов артикуляционного аппарата. Проведя данные упражнения с ребенком, Вы также сможете проверить и оценить, насколько развит у него артикуляционный аппарат.

Артикуляционная гимнастика: шесть основных упражнений.

Упражнение 1. Улыбка – Трубочка.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Попросите ребенка растянуть губы в улыбку, при этом резцы должны быть обнажены (видны), то есть улыбка должна быть широкой.

Стихи для первого движения артикуляционного упражнения:

Широка Нева – река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краёв и до десны.

Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «ииии» скажи
Свой заборчик покажи! 

Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
А глаза у них, как блюдца.

 Затем попросите его сделать «трубочку». Для этого нужно вытянуть губы вперед в трубочку. Обратите внимание – при переключении не должно быть движений нижней челюсти. Двигаются только губы!

Стихи для второго движения артикуляционного упражнения:

В гости к нам пришел слоненок –
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри –
Губы хоботом тяни!

Подражаю я слону — губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю и на место возвращаю.

Стихи для чередования первого и второго движения в артикуляционном упражнении №1.

Если наши губы улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губы узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке. 

Двери-губы гибкие.
Могут стать улыбкою.
Могут в трубочку собраться,
После снова улыбаться. (Автор – Т.А. Куликовская) 

Наши губы очень гибки.
Ловко тянутся в улыбки.
А теперь наоборот:
Губы тянутся вперед (Автор – Т.А. Куликовская)

 

Упражнение  2. Открой и закрой дверцу.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Первое движение: Зубы должны быть сомкнуты, губы в улыбке. Резцы обнажены (улыбка широкая). «Дверца закрыта».

Второе движение: Зубы разомкнуты (примерно на два сантиметра), губы в улыбке, резцы обнажены. «Дверца открыта».

Движения  в артикуляционном упражнении чередуются:  происходит то смыкание, то размыкание зубов. Двигается нижняя челюсть.  При этом в движениях не должны участвовать губы. Нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

«Дверцы дружно мы откроем,
А потом мы их закроем».

Другой вариант игрового наполнения этого упражнения – «Холодно – горячо». Мы открываем окошко, когда нам жарко. И закрываем окошко, когда нам  холодно.

 

Упражнение 3. Часики.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Сначала делаем упражнение «Улыбка»: зубы разомкнуты примерно на два сантиметра, губы в улыбке, резцы обнажены.

Затем опросите ребенка высунуть язык и повернуть к правому углу рта. Затем сделать то же движение, но к левому углу рта.

Нужно чередовать движения языка вправо-влево. При этом губы находятся в улыбке, нижняя челюсть не должна передвигаться вправо или влево, а должна быть неподвижной!

Стихи для артикуляционного упражнения:

 

Стихи о Веселом язычке для артикуляционного упражнения.

Отдохнул и потянулся,
Влево, вправо повернулся,
Вот так, вот так:
Тик-так, тик-так.

 

Упражнение 4. Лопатка. Иголочка.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Движение 1. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

Получилась «Лопатка»

«Пусть язык наш отдыхает,
Пусть немножко подремает».

Движение 2.  Попросите ребенка просунуть узкий язык между резцами, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.
Получилась «Иголочка».

Улыбаюсь: вот шутник –
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.

 

Чередование этих двух движений и переключение положения языка с широкого на узкий. При этом рот открыт, губы не двигаются.

То – иголка, то-лопата
Язычок у вас, ребята. (Т.А. Куликовская)

 

Язык лопаточкой лежит
И нисколько не дрожит.
Мы иголочкой потом
Язык потянем остриём.

 

Упражнение 5. Качели.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Движение 1. Поднять широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами (к альвеолам), губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

Движение 2. Попросите ребенка опустить широкий кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

В упражнении нужно чередовать движения широкого кончика языка вверх и вниз.

Стихи для артикуляционного упражнения:

На качелях я лечу:
Вверх – вниз, вверх – вниз.
Я пою, лечу, кричу:
Вверх – вниз, вверх – вниз.

 

На качелях
Я качаюсь
Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
И все выше поднимаюсь,
А потом лечу я  вниз.

 

На качелях я катался:
Вверх летел и вниз спускался.

 

Упражнение 6. Кошечка.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Движение 1. Губы в улыбке, зубы обнажены, рот открыт. Нужно приблизить широкий кончик языка к нижним резцам.

Движение 2. Кончик языка отодвинуть по дну рта назад вглубь рта к подъязычной связке. При этом задняя часть спинки языка должна быть выгнута вверх.

В упражнении нужно чередовать движения языка вперед- назад. При этом губы находятся в улыбке, резцы обнажены, нижняя челюсть не двигается.

Стихи для артикуляционного упражнения

 

Рассердилась наша киска:
Ей забыли вымыть миску.
Ты не подходи к ней близко –
Поцарапать может киска!

Можно также сделать вариант упражнения – «Горка» и удерживать положение задней части спинки языка вверху на счет.

Язычок за зубки опускается,
Его кончик к зубкам прижимается.
Спинка сильно-сильно выгибается,
Вот какая горка получается! (Смирнова Е.Б.)

 

Спинка язычка сейчас
Станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись!
Мы помчимся с горки вниз!

Как оценивать выполнение артикуляционных упражнений ребенком?

Артикуляционная гимнастика дает результат только в том случае, если упражнения выполняются правильно, точно, с плавными переходами. Если делать ее не отслеживая технику выполнения упражнений, «для галочки», то она не достигает своей цели.

При выполнении ребенком артикуляционной гимнастики, нужно оценивать:

  1. Плавность движений – движение выполняется без перерывов и толчков, легко, плавно, без подёргиваний.
  2. Дифференцированность движений – движение выполяется только языком без сопутствующих движений других органов ( губ, нижней челюсти).
  3. Равномерность и симметричность движений – движения выполняется симметрично влево и вправо.
  4. Четкость – ребенок знает, как правильно выполнять  это упражнение, как в упражнении должны быть расположены губы, зубы, как действует язык, старается выполнить движения четко, точно, в полном объеме.
  5. Точность – достижение результата упражнения. Достигнуто необходимое положение языка, губ.
  6. Устойчивость – ребенок может удержать достигнутое положение губ и языка под счет взрослого. Сначала взрослый считает от одного до пяти. Затем длительность удерживания положения постепенно увеличивается до десяти.
  7. Переключаемость – умение быстро, плавно, легко многократно переходить от одного движения к другому при сохранении высокого качества выполнения упражнения.

Обязательно говорите ребенку о его достижениях, сравнивая выполнение упражнений раньше и сейчас: что у него уже лучше стало получаться, что пока не получается и над чем дальше будем работать, к чему стремиться.

Как правильно проводить артикуляционную гимнастику? Полезные советы.

Как лучше посадить ребенка рядом с собой во время артикуляционной гимнастики?

Во время артикуляционной гимнастики ребенок должен сидеть, а не стоять или лежать на полу или бегать. Лучше, если он будет сидеть не дома на диване, а перед зеркалом на стульчике с опорой ног на твердую поверхность — пол. Главное, чтобы у ребенка была прямая спина, тело было не напряжено, ноги и руки были в спокойном положении.

Во время выполнения упражнений артикуляционной гимнастики ребенок должен видеть в зеркало свое лицо. Можно проводить упражнения перед большим зеркалом, усаживая ребенка рядом с собой. Если большого зеркала нет, то можно давать ребенку маленькое зеркальце, что удобно в домашних условиях или при проведении гимнастики с несколькими детьми (группой). Ребенок контролирует правильность выполнения движений с помощью зеркала.

Также ребенку должно быть хорошо видно Ваше лицо, когда Вы показываете движения.

Как подбираются упражнения для артикуляционной гимнастики? 

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно по своему интересу или желанию, по принципу «нравится – не нравится». Они объединяются в комплексы по определенному принципу.

В комплекс артикуляционной гимнастики включаются упражнения, которые нужны для определенной группы звуков родного языка.  Например, есть комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков. Его Вы можете найти в статье «Как научить ребенка говорить звук «с» и другие свистящие звуки». Есть комплекс, который способствует выработке положений и движений органов артикуляционного аппарата, нужных для произнесения звука Р. Его Вы найдете в статье «Как научить ребенка говорить звук «р».  То есть комплекс артикуляционной гимнастики – это четко обоснованная система артикуляционных упражнений, которая готовит артикуляционный аппарат к произнесению определенной группы звуков родной речи.

Сначала отрабатываются отдельные артикуляционные упражнения комплекса, а потом даются упражнения на переключение от одного упражнения — движения к другому движению. Принцип подбора упражнений – от простых к сложным.

Если ребенку или группе детей трудно дается определенное движение, то дальше не идут. Сначала отрабатывают данное трудное движение, а потом уже вводят новые упражнения. Для того, чтобы старое упражнение не надоело ребенку, его вводят в разные сюжеты.

Есть ли универсальный комплекс артикуляционной гимнастики для всех звуков?

Один из вариантов такого базового комплекса для проверки подвижности органов артикуляционного аппарата дан в этой статье.

Еще один простой базовый комплекс, с которого можно начать занятия артикуляционной гимнастикой с детьми, Вы найдете в статье «Как научить ребенка говорить звук с?»

 Когда и как часто нужно проводить артикуляционную гимнастику с детьми?

Проводить гимнастику нужно ежедневно. Так как когда идет отработка новых движений, то они обязательно должны закрепляться, становиться привычными, прочными, всё более и более точными и лёгкими.

Время на артикуляционную гимнастику – примерно 3-5 минут. Очень удобно делать ее перед завтраком или утренней гимнастикой.

Раньше артикуляционная гимнастика проводилась ежедневно утром в детском саду в каждой группе. У каждого ребенка было свое зеркальце, был комплекс, который отрабатывался  с малышами ежедневно. Сейчас, к сожалению, это не так. Но – низкий поклон тем воспитателям, которые делают эту очень нужную для детей работу над звуками в детском саду! И продолжают ее делать и сейчас! Работа эта не очень заметна, но результаты дает замечательные! Спасибо Вам за любовь к детям, к своему делу, к родному языку!

Как проводить артикуляционную гимнастику с детьми разного возраста? 

В любом возрасте артикуляционная гимнастика проводится живо, весело, эмоционально, в игре!

С детьми трех лет все упражнения проводятся в форме веселой игры-сказки. Сюжет сказки можно придумать самому и менять, включая в него разные артикуляционные упражнения из комплекса.

К технике выполнения упражнений в этом возрасте не предъявляется больших требований. Главное, чтобы малыши усвоили базовые навыки.

С детьми четырех лет также используются игровые приемы и игровые сюжеты – «сказки Веселого Язычка». Требования к выполнению упражнения повышаются. Дети знакомятся в игровой форме с органами артикуляционного аппарата. Они узнают, что рот – дом для языка. Что в этом доме есть две дверцы – одна из них – губы, а другая —  зубы. И учатся выполнять основные комплексы артикуляционных упражнений.

С детьми пяти лет уже артикуляционная гимнастика проводится по-другому. Нужно очень тщательно следить за четкостью и плавностью движений органов артикуляционного аппарата, за правильностью выполнения упражнения во всех его нюансах. Детей учат удерживать положение органов артикуляционного аппарата от 5 до 10 секунд (под счет взрослого). Упражнения проводятся не только в медленном или среднем, но и в быстром темпе, так как движения уже хорошо отработаны и привычны для ребенка.

Отрабатываются все комплексы артикуляционной гимнастики.

С детьми шести лет акцент делается на развитие фонематического слуха. И в артикуляционную гимнастику включаются упражнения на дифференциацию разных звуков.

Как провести артикуляционную гимнастику с группой детей? 

Для того чтобы артикуляционная гимнастика дала результат, надо чтобы взрослый видел выполнение упражнений каждым ребенком! Возможно ли это с группой детишек? Да. В этом случае артикуляционная гимнастика проводится так:

  • Сначала взрослый рассказывает об упражнении, показывает картинку, читает стишок.
  • Затем взрослый показывает правильное выполнение упражнения, объясняет, как делать движения.
  • Далее дети выполняют движение.
  • Взрослый проверяет выполнение движения по подгруппам (не более пяти человек в одной подгруппе), комментирует правильность выполнения упражнения.

Если упражнение  хорошо выполняется всеми детьми группы, кроме нескольких человек, то с такими детишками нужно провести дополнительно индивидуальную работу. И попросить родителей поддержать Вас и  ребенка и выполнять дома артикуляционные упражнения.

 

Артикуляционные упражнения должны получиться у ребенка сразу или нет?

Как правило, сначала упражнение у ребенка получается не очень хорошо. Его движения напряжены, нет легкости и плавности. Затем постепенно по мере тренировки напряжение при выполнении упражнений исчезает, возрастает координированность движений, уходят ненужные сопутствующие движения, движение становится более симметричным.

Если у ребенка несмотря на Ваши старания всё равно не получаются движения или они выполняются несимметрично (по отношению к правой и левой половине лица), то лучше всего обратиться к логопеду. Также к логопеду следует обращаться, если у ребенка долго не отрабатывается плавность, точность и устойчивость движений органов артикуляционного аппарата.

 

Что делать, если у ребенка не получается артикуляционное упражнение? Я ему об этом сказала, а он теперь не хочет заниматься.

Если у ребенка не получается артикуляционное упражнение, то ни в коем случае не надо расстраиваться самой! Нельзя также говорить  ребенку, что у него не получается! Иначе он просто откажется дальше заниматься. Ведь для малышей артикуляционная гимнастика – это настоящая нагрузка и тренировка.

Лучше всего:

1)   Сразу же сказать ребенку о том, что в этом упражнении у него уже получается: «Видишь, какая красивая у тебя улыбка!» , «Твой язычок широкий! Молодец!», похвалить за это.

2)   Затем показать ребенку упражнение еще раз, заострив внимание на том нюансе, который он не понял и которые еще не получается. И поставить новую задачу – «Это у нас с тобой уже получается. А теперь мы будем учить язычок… (называем, чему конкретно).

Артикуляционная гимнастика: видео артикуляционных упражнений.

Веселая видеоэнциклопедия артикуляционной гимнастики для дошкольников.

В каждом коротком видео Вы увидите картинку для упражнения, стишок и выполнение упражнения ребенком.  Видео не мои и взяты из свободного доступа в  youtube. Если у Вас есть какие-либо пожелания к их авторам — пишите на их канал.   Если Вы готовы предоставить для этой статьи  свои качественные видео  с выполнением артикуляционных упражнений детьми  бесплатно — то всегда рада. Пишите :-). Пока других видео я не нашла — если Вы поможете нам  их найти, будет замечательно!

3.1.Артикуляционное упражнение «Лягушка»

3.2.Артикуляционное упражнение «Расческа»

3.3. Артикуляционное упражнение «Парус»

3.4. Артикуляционное упражнение «Чашечка»

 3.5. Артикуляционное упражнение «Кошка»

3.6. Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»

Артикуляционная гимнастика приносит огромную пользу ребенку. Занимайтесь ей с радостью, придумывайте свои игровые сюжеты, не забывайте делать ее ежедневно, и результат обязательно будет! Желаю Вам успехов!

Много полезных и интересных материалов по развитию речи детей Вы найдете в статьях рубрик «Мир вокруг нас»  и «Развитие речи детей 3-4 лет»

Если эта статья Вам помогла или у Вас возникли вопросы, буду рада, если Вы оставите комментарий!

До новых встреч на сайте «Родная тропинка»!

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

rodnaya-tropinka.ru

ВЕСЕЛАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В КАРТИНКАХ — Будем говорить правильно — Блог учителя-логопеда Кирюхиной И.П. — Статьи

Рекомендации по проведению
 упражнений артикуляционной гимнастики

1.Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы закреплялись вырабатываемые у детей навыки.
2.Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.
3.Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
4.Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
5.При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным упражнениям. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
6.Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
7.Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
8.Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Организация проведения артикуляционной гимнастики.

1.Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2.Показывает его выполнение.
3.Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4.Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему — шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем.
5.Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит Ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

     Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. 
     Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений. 

(нажмите на картинку мышкой чтобы увидеть в полном объеме)

 

 

detsad114rzd.ru

Логопедические картинки при проведении артикуляционной гимнастики

Основным фундаментом при подготовке к постановке звуков является артикуляционная гимнастика. Работая с детьми – дизартриками мы сталкиваемся с тем, что период подготовки к постановке звуков зачастую увеличивается, поэтому дошкольники и младшие школьники быстро утомляются от однообразных упражнений. И учителю – логопеду приходится проявлять фантазию, чтобы разнообразить занятия с ребенком тем самым повысив их эффективность.

Предлагаемая мной методическая разработка «Артикуляционная гимнастика в картинках-схемах» разработана на основе традиционных упражнений артикуляционной гимнастики с использованием картинок в исполнении автора. Картинки-схемы достаточно просты в применении и любимы детьми, поскольку у них есть возможность раскрасить картинки по своему желанию и, самое важное, – видеть объем работы на занятии. И другой немаловажный плюс данной методической разработки – это подробное описание выполнения упражнений для родителей с целью закрепления полученных ребенком навыков в домашних условиях. Описание дается родителям только после того как ребенок научится правильно выполнять упражнения с логопедом.

Следует отметить важное правило, о котором нужно помнить всегда: практически все упражнения выполняются при так называемом оскале, который должен удерживается ребенком постоянно. Это позволит сократить время подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. Об этом должны знать и родители.

Описание выполнения упражнений артикуляционной гимнастики

«Заборчик»

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке.

Описание: сжать зубы, губы максимально растянуть в улыбке обнажая зубы. Выполнять под счет от одного до десяти.

При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Следить, чтобы зубы находились в правильном прикусе.
  2. Не расслаблять губы, не закрывать ими зубы.

«Окно»

Цель: вырабатывать умение удерживать широко открытый рот, выполнять круговые движения языка.

Описание: открыть широко рот. Губы не должны закрывать зубы. Выполнять под счет от одного до десяти.

При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть не расслаблялись в процессе выполнения упражнения.
  2. Я зык лежит в полости рта спокойно, не поднимаясь наверх.

«Качели»

Цель: вырабатывать умение двигать широким языком вверх-вниз.

Описание: улыбнуться, показать зубы, открыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) на счет «раз», затем поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) на счет «два». Выполнять под счет от одного до десяти.

При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
  2. Зубы видны.

«Часики»

Цель: вырабатывать умение двигать узким языком из стороны в сторону.

Описание: открыть рот, улыбнуться, обнажить зубы, узким языком выполнять движения влево-вправо. Выполнять под счет от одного до десяти.

При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
  2. Язык при движении не должен задевать зубы.
  3. Нижняя челюсть неподвижна.

«Дудочка»

Цель: вырабатывать умение вытягивать губы вперед.

Описание: вытянуть вперед как можно дальше округленные губы. Выполнять под счет от одного до десяти.

При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Следить, чтобы нижняя челюсть не выдвигалась вперед.

«Обезьянка балуется»

Цель: вырабатывать умение двигать широким языком вверх-вниз.

Описание: сомкнуть губы. Не размыкая губ, просунуть широкий язык в пространство между нижней губой и нижними зубами. Затем аналогично поднять его наверх. Выполнять под счет от одного до десяти.

При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Не размыкать губы.

«Чашечка»

Цель: вырабатывать умение удерживать широкий язык в форме чашечки.

Описание: открыть рот, улыбнуться, обнажить зубы высунуть широкий язык. Поднять передний и боковые края языка наверх. Выполнять под счет от одного до десяти.

При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
  2. Не касаться языком зубов.

«Бублик»

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в заданном положении.

Описание: открыть рот, обнажить зубы. Губы округлить не напрягая их. Выполнять под счет от одного до пяти. Затем, удерживая позу. Облизать губы языком по кругу по три раза в одну, затем в другую сторону.

При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Не опускать губы, зубы обнажать.
  2. Облизывая губы не «ломать» бублик.

«Лошадка»

Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание: улыбнуться, обнажить зубы, приоткрыть и пощелкать языком («лошадка цокает копытцами»). Выполнять под счет от одного до двадцати. Лучше поставить песочные часы на 30 секунд.

При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки, зубы видны.
  2. Растягивать подъязычную уздечку максимально.
  3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

«Футбол», «Орешки для белочки»

Цель: вырабатывать умение двигать напряженным языком в полости рта.

Описание: губы сомкнуть. Выполнять узким напряженным языком выталкивающие движения в щеки слева – направо. При этом щеки поочередно натягиваются на язык. Выполнять под счет от одного до десяти.

При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Следите, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
  2. Следите, чтобы язык максимально выталкивал щеки.
  3. Нижняя челюсть неподвижна.

«Балалайка»

Цель: вырабатывать вибрацию кончика языка.

Описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук «д» в быстром темпе. Одновременно ватной палочкой взрослый выполняет быстрые движения слева направо задевая подъязычную уздечку. Появляется вибрация кончика языка со звуком «р».

При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
  2. Следить, чтобы звук «д» носил характер четкого удара, не был хлюпающим.
  3. Кончик языка стучит только по альвеолам за верхними зубами, не высовываясь изо рта.
  4. Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.
  5. Ребенок не должен прекращать выполнять движения языком при прикосновении ватной палочки.

«Вертолет»

Цель: вырабатывать вибрацию кончика языка.

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присосав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка — его ножку). Набрать через нос воздух и напряженно выдыхать его на кончик языка со звуком «т».

При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки, зубы видны.
  2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половина не должна опускаться.
  3. Не отрывать язык от нёба до начала выдоха.

«Молоточек»

Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо поочередно произнося звуки «т-д». Сначала звуки произносить медленно, затем постепенно увеличивать темп.

При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
  2. Кончик языка стучит только по альвеолам за верхними зубами, не высовываясь изо рта.
  3. Звуки «т-д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

«Горка»

Цель: вырабатывать умение удерживать кончик языка за нижними зубами.

Описание: открыть рот, улыбнуться. Кончик языка упереть в нижние зубы, а среднюю часть языка выгнуть горкой.

При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Губы в улыбке, зубы видны.
  2. Не выкатывать спинку языка наружу, держать язык в заданной позе в полости рта.

«Зайчик»

Цель: вырабатывать умение двигать только верхней губой вверх-вниз.

Описание: закусить передними верхними резцами нижнюю губу, двигать верхней губой вверх-вниз.

При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Двигать только верхней губой. Остальные части лица находятся в покое.

«Лягушка»

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке.

Описание: неплотно сомкнуть зубы, оставив небольшую щель, губы максимально растянуть в улыбке обнажая зубы протяжно произносить звук «и». Выполнять под счет от одного до десяти.

При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Следить, чтобы зубы находились в правильном прикусе.
  2. Не расслаблять губы, не закрывать ими зубы.

«Резиночка»

Цель: вырабатывать умение быстро менять позу губ. Описание: сомкнуть зубы, губы максимально растянуть в улыбке. Затем вытянуть вперед как можно дальше округленные губы, не разжимая зубы. Таким образом чередовать многократно заданные позы. Выполнять под счет от одного до десяти.

При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Следить, чтобы зубы находились в правильном прикусе, рот чрезмерно не открывался при смене позиции губ.
  2. Движения губ выполнять с максимальным усилием.

«Слоник»

Цель: вырабатывать умение вытягивать губы вперед.

Описание: вытянуть вперед как можно дальше округленные губы, протяжно произносить звук «у». Выполнять под счет от одного до десяти.

При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Следить, чтобы нижняя челюсть не выдвигалась вперед. Мышцы подбородка не должны перенапрягаться.

«Лодочка»

Цель: вырабатывать умение поднимать боковые края языка наверх, образуя желобок.

Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Поднять боковые края языка наверх, образуя желобок.

При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

«Хомячок»

Цель: вырабатывать умение надувать щёки и втягивать их в рот.

Описание: надуть щеки — «хомячок набрал полные щечки зернышек». Удержать позу под счет от одного до пяти. Затем втянуть щеки в рот – «хомячок высыпал зернышки и снова стал худеньким». Удержать позу под счет от одного до пяти.

При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Надув максимально щеки не выпускать воздух преждевременно.
  2. Втянув щеки в рот держать губы «восьмёрочкой»: нижняя губа не втягивается в рот.

«Расческа»

Цель: вырабатывать умение выполнять движения широким языком вперед-назад.

Описание: улыбнуться, немного приоткрыть рот, спокойно положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Слегка прикусить язык передними резцами и выполнять движения широким языком вперед-назад, не разжимая зубы.

При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Губы в улыбке, зубы обнажены, язык при движении не сужается, держит распластанную форму.

«Змейка»

Цель: вырабатывать умение выполнять движения узким языком вперёд-назад.

Описание: открыть рот, улыбнуться, обнажить зубы высунуть узкий, напряженный язык выполнять движения вперёд-назад. Выполнять под счет от одного до десяти.

При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
  2. Узкий кончик языка направлен вперед, а не вниз.
  3. Нижняя челюсть неподвижна.

«Иголочка»

Цель: вырабатывать умение удерживать узкий и длинный язык.

Описание: открыть рот, улыбнуться, обнажить зубы высунуть узкий, напряженный язык вперед. Выполнять под счет от одного до десяти.

При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
  2. Узкий кончик языка направлен вперед, а не вниз.

«Почистим зубы»

Цель: вырабатывать движения языка вверх – вниз за нижними зубами.

Описание: открыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх – вниз. Выполнять под счет от одного до десяти.

При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
  2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, а находился за нижними зубами.
  3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

«Пылесос»

Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.

Описание: улыбнуться, открыть рот выполнять движения кончиком языка вперед-назад по твёрдому нёбу одновременно произносить длительно звук «А». Выполнять под счет от одного до десяти.

При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
  2. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
  3. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

«Вкусное варенье»

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.

Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Выполнять под счет от одного до десяти. Можно использовать густое варенье, небольшим количеством которого смазывать участок кожи над верхней губой.



При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем), нижняя губа обнажает нижние зубы.
  2. Язык должен быть широким, его боковые края касаются углов рта.

«Индюк»

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет). Выполнять под счет от одного до двадцати.

При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
  2. Следить, чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
  3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
  4. Нижняя губа опущена вниз, обнажая нижние зубы.

«Барабан»

Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук «д». Сначала звук «д» произносить медленно, постепенно увеличивать темп.

При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
  2. Следить, чтобы звук «д» носил характер четкого удара, не был хлюпающим.
  3. Кончик языка стучит только по альвеолам за верхними зубами, не высовываясь изо рта.
  4. Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

«Лопаточка»

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Удерживать язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до десяти. Если не получается удержать широкий язык, то следует пошлёпать его верхней губой, произнося звуки «пя-пя-пя», затем попытаться беззвучно удержать его в заданной позе.

При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
  2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

«Приклей конфетку»

Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъём языка наверх.

Описание: положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами. Выполнять 5-7 раз.

При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна.
  2. Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см.
  3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).
  4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

«Грибок»

Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку).

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присосав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка — его ножку). Удерживать позу под счёт от одного до десяти.

При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки, зубы видны.
  2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половина не должна опускаться.
  3. Широкий кончик языка слегка виден за верхними зубами.
  4. При повторении упражнения рот надо открывать шире.

«Гармошечка»

Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении. Удерживать позу под счёт от одного до десяти.

При выполнении упражнения не упускайте следующие детали:

  1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки, зубы видны.
  2. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
  3. Удерживать кончик языка за верхними зубами (он немного виден), не утягивать его вглубь рта.

Комплексы артикуляционной гимнастики в картинках-схемах

Также по теме:

logoped18.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о