Наказать непослушный язычок логопед – 1. «Наказать непослушный язычок».

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ — Детский сайт ПЧЁЛКА.

Наказать непослушный язычок 

Цель: вырабатывать умение расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. 

Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти (десяти).

Внимание!

— Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

— Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

— Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

 Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи. 

 

Вкусное варенье 

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.

Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание!

— Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

— Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

— Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу. 

 

Пароход гудит

Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх. 

Описание: приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» (как гудит пароход).

Внимание!

— Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу. 

 

Индюк 

Цель: вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части. 

Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл—бл (как индюк болобочет). 

Внимание!

— Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

— Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

— Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед. 

 

Качели

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука «л» с гласными «а, ы, о, у».

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти. Так поочерёдно менять положение языка 4-6 раз. 

Внимание!

Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными. 

 

Лошадка 

Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъём языка вверх.

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). 

Внимание!

— Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 

— Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

— Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал. 

 

Лошадка едет тихо 

Цель: вырабатывать движение языка вверх и помочь ребёнку определить место языка при произнесении звука «л». 

Описание: ребёнок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно. 

Внимание! 

— Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.

— Кончик языка не должен загибаться внутрь.

— Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта. 

 

Дует ветерок 

Цель: вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой. 

Внимание!

— Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.

www.detiam.com

Артикуляционная гимнастика для постановки звука «С». | Говорика

«Заборчик»

Ход выполнения: Улыбнуться так, чтобы было видно верхние и нижние зубы, при этом удерживать позу на счет от 1 до 5.

«Наказать непослушный язычок»
Ход выполнения: Улыбнуться, приоткрыв рот. Произносить: «пя-пя-пя», положив широкий язык на нижнюю губу, как бы похлопывая язык. После чего попытаться удержать широкий язык в спокойном положении (широкий язык распластан на нижней губе) при открытом рте под счет от 1 до 5.
Важно обращать внимание на нижнюю губу, которая не должна подворачиваться и воздушную струю, которая должна «идти» ровно.

«Качели»
Ход выполнения: Улыбнуться, открыть рот и широким кончиком языка дотронуться до альвеол (подержать там язык в течение 3 секунд) и опустить язык за нижние резцы (удержать язык в таком положении около 3 секунд). Выполнять упражнение следует около 5 — 9 раз. Важно обратить внимание на губу и нижнюю челюсть — они должны быть неподвижны при выполнении упражнения, а также губы не должны натягиваться на зубы.

«Почистим зубы»
Ход выполнения: Улыбнуться, открыть рот и широким кончиком языка погладить нижние зубы, начиная слева и двигаясь направо.
Важно обратить внимание на губу и нижнюю челюсть — они должны быть неподвижны при выполнении упражнения, а также язычок должен пройтись по всем зубкам.

 «Горка»

Ход выполнения: Улыбнуться, открыть рот и широким кончиком языка дотронуться до основания нижних резцов, удерживать язык в таком положении на счет до 5. При этом спинка языка должна быть напряжена и выгнута. Важно, чтобы нижняя челюсть не двигалась, а кончик языка был неподвижен.

«Загнать мяч в ворота»
Ход выполнения: Улыбнуться, открыть рот. Поставить кончик языка за нижние резцы и образуя по середине языка дорожку, на одном выдохе загонять ватный шарик в импровизированные ворота. Упражнение сложное и может получиться не с первого раза, важно обращать внимание на щеки: они не должны надуваться. В начале щеки можно придерживать руками.

«Насос»

Ход выполнения: ребенок произносит звук с-с-с и одновременно делает движения руками, как будто он качает насос.

«Холодный ветерок»
Ход выполнения: положите на ладонь кусочек ваты, поднесите ее к подбородку  и произносите с-с-с-с, ребенок должен почувствовать, что струя воздуха, действительно, холодная.

КОМУ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ЛОГОПЕД ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ?

ДЕТЯМ
ОТ 2 ДО 5 ЛЕТ

ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ
ОТ 4 ДО 18 ЛЕТ

ВЗРОСЛЫМ
ОТ 18 ДО 90 ЛЕТ

Дистанционным способом возможно решить достаточно много речевых нарушений. Начиная от самых простых — постановки и коррекции звуков у детей и взрослых до более сложных нарушений речи, при которых иногда требуется пользоваться помощью дополнительного специалиста — невролога или психолога (это ДЦП или при логоневрозе). На первой консультации специалист оценивает серьезность нарушения и сообщает о возможности дистанционной коррекции. Так же мы имеем возможность помогать людям восстановить речь после инсульта.


ПОЧЕМУ ЛЮДИ ВО ВСЕМ МИРЕ
ВЫБИРАЮТ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ УРОКИ
ПО SKYPE в GOVORIKA?

Экономия времени

Увлекательные развивающие упражнения для детей

Конфиденциальность работы

Квалифицированные специалисты со стажем в логопедической практике не менее 6 лет!

Контроль качества и гарантия результата!

КАК МЫ РАБОТАЕМ?


ВСЕ ЗАНЯТИЯ ПРОХОДЯТ В ПРОГРАММЕ SKYPE!

Вы оставляете заявку на бесплатную диагностику

www.govorika.com

Логопедический уголок МБДОУ № 438 г. Челябинска: Артикуляционная гимнастика

    Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой. Ниже представлен общий комплекс артикуляционной гимнастики.


   При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:

1.   Все упражнения выполняются перед зеркалом.

2. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.

3. Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.

4.   Выполняйте комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.

5.      Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получается какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка.

1.      «Заборчик » — Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удерживать так под счет от 5 до 10.

2.      «Трубочка»  —  Сомкнуть зубы, сделав « Заборчик». Округлить губы и вытянуть  вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

3.      Чередовать « Заборчик» — « Трубочка».

4.      «Часики» — Приоткрыть рот, кончик языка скользит по верхней губе, затем по нижней (по кругу). За пределы губ не выходить. Губы не поджимать, челюсть не двигать.

5.      «Качели» — Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

6.      «Лошадка» — Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Повторить упражнение неоднократно, губы улыбаются.

7.      «Накажем непослушный язычок» — Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».

8.      «Маляр красит домик» — Гладить кончиком языка нёбо вперед-назад.

9.      «Грибок»  — Рот открыт. Язык присосать к нёбу и с щелчком отпустить.

10.  «Чашечка» — Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

11. «Индюк» — языком быстро двигать по верхней губе — «бл-бл-бл-бл…».
12. «Гармошка» — улыбнуться, сделать «грибочек» (т. е. присосать широкий язык к нёбу) и не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

13. «Барабанщик» — с открытым ртом произносить: «дэ-дэ-дэ…»

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука «P» . «Чьи зубы чище?». Цель: Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком. Описание: Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. Цель: Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность. Описание: Улыбнуться открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта.
«Кто дальше загонит мяч».
Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щёки. Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук x, т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.
«Вкусное варенье».
Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков. Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болобочет). Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед. «Барабанщики». Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным. Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук д: дд. Сначала звук «д» произносить медленно, постепенно убыстрять темп. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. Следить, чтобы звук «д» носил характер четкого удара – не был хлюпающим. Кончик языка не должен подворачиваться. Звук«д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.  Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука «Л». «Наказать непослушный язычок». Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Описание: Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя.… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться.Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи. «Вкусное варенье». Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки. Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу. «Пароход гудит». Цель: Вырабатывать подъем спинки языка вверх. Описание: Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).

 Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болобочет). Следить, чтобы язык был широким и не сужался Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед. Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными «а», «ы», «о», «у». Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными. Цель: Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх. Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал. «Лошадка едет тихо». Цель: Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука «л». Описание: Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык. Кончик языка не должен загибаться внутрь. Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта. «Дует ветерок». Цель: Вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой. Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта. Комплекс упражнений для выработки правильного произношения шипящих звуков («ш», «ж», «щ», «ч»). «Наказать непослушный язычок». Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Описание: Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.

 Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи. «Сделать язык широким». Цель: Выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта. «Приклей конфетку». Цель: Укрепить мышцы языка и отработать подъём языка наверх. Описание: Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

 Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна.

Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот). Выполнять упражнение надо в медленном темпе. Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку). Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. ( Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка — его ножку.) Следить, чтобы губы были в положении улыбки. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо открывать рот шире. «Кто дальше загонит мяч». Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щёки. Следить, чтобы ребёнок произносил звук «ф», а не звук «х», т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной. «Вкусное варенье». Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков. Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу. Цель: Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка. Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.


Комплекс артикуляционной гимнастики для коррекции произношения свистящих звуков (с, с’, з, з’, ц)

 «Улыбка». 
Равномерное растягивание углов губ с оскалом резцов.
«Трубочка». 
Вытягивание губ вперед. При выполнении необходимо следить, чтобы движения губ не сопровождались втягиванием щек.
«Улыбка-трубочка». 
Чередовать. Повторить несколько раз.
«Наказать непослушный язычок». 
— Пошлепать язык губами, произнося звуки [пя-пя-пя].
— Покусать язык зубами, произнося звуки [та-та-та].
«Лопатка»
Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.


Шепотом на выдохе произносить звук [и].


Произносить гласный [и] с прикусыванием боковых краев языка.

«Качели»
— Широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку.
— Широкий язык поднимается к верхней губе и опускается к нижней губе
— Широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой.
«Язык перешагивает через зубы»
Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
— широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;
— широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.
«Чистим зубы»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние, зубы, делая движения языком верх-вниз.
«Горка». 
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается «горкой», затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.
«Кто дальше загонит мяч»
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка подняты. Произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
«Шторм в стакане»
Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила.

Желаем вам удачи!

logopedugolok438.blogspot.com

Logoped — Логопедическая гимнастика

Страница 3 из 5

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯТОРНОЙ ГИМНАСТИКИ ПРИ НАРУШЕНИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Л, ЛЬ

НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от1 до 5-10.

Следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края   языка касаются углов рта.

ЛОПАТКА

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении по счет от 1 до 5-10.

Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на передние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны   касаться углов рта.

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передник краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба.

Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх — она должна быть неподвижной.

ИНДЮК

Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл.

Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

КАЧЕЛИ

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

•-           широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе

•-           широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой

•-           широкий язык вставить между верхними зубами и губой , затем между нижними зубами и губой

•-           широким кончиком языка дотронутся до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними

При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

КИСКА СЕРДИТЬСЯ

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается вверх, затем выравнивается.

Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.

ПОЩЕЛКАТЬ КОНЧИКОМ ЯЗЫКА ИЛИ ЛОШАДКА

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком оторвать. Сначала выполнять движения медленно, постепенно темп убыстрять.

Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, кончик языка не подворачивался внутрь.

БЕЗЗВУЧНО ПОЩЕЛКАТЬ КОНЧИКОМ ЯЗЫКА

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и беззвучно отрывать. Сначала выполнять движения медленно, постепенно темп убыстрять.

Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, кончик языка не подворачивался внутрь и не высовывался изо рта.


www.logopedspb.ru

Накажем непослушный язычок

Поиск Лекций

(с произнесением «пя-пя-пя»)

См. упражнение 3 на с. 49.

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

Язык широкий положи, А края приподними. Получилась чашка, Кругленькая чашка.

Бублик

Фокус

Лошадка

Выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Удержать губы в таком поло­жении на счет до пяти.

Положить на самый кончик носа ма­ленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.

Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Едем, едем на лошадке По дорожке гладкой. В гости нас звала соседка Кушать пудинг сладкий. Мы приехали к обеду, А соседки дома нету.

54 Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика 55


    
  

Маляр

Гармошка

 



Улыбнуться, открыть рот. Широким кон­чиком языка погладить нёбо от зубов к гор­лу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора. Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, Маляру мы помогаем.

Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

На гармошке я играю, Рот пошире открываю, К нёбу язычок прижму, Ниже челюсть отведу.

Вкусное варенье


Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать ее варень­ем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).

Грибок

 

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гри­ба, а подъязычная связка — ножка. Кон­чик языка не должен подворачиваться, губы — в улыбке. Если ребенку не уда­ется присосать язык, то можно пощел­кать языком, как в упражнении «Лошад­ка». В пощелкивании тренируется нуж­ное движение языка.

Я стою на ножке тонкой, Я стою на ножке гладкой, Под коричневою шляпкой С бархатной подкладкой.

56 Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика 57


    
 
  
 

 

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков К-Г-Х

1. Лягушка хоботок

2. Лопаточка — иголочка

См. упражнение 4 на с. 45.

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз» положить ши­рокий язык на нижнюю губу. На счет «два» высунуть язык наружу острым как жало.

Язык лопаткой положи И спокойно подержи. Язык иголочкой потом Потянем тонким острием.

3. Киска сердится

Чистим нижние зубки

Посчитай нижние зубки

См. упражнение 9 на с. 51.

Катушка

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка упе­реться в основание нижних резцов. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «вы­катывать» вперед и убирать вглубь рта. Кончик языка не отрывать от резцов, губы и нижняя челюсть не должны дви­гаться.

Качели

См. упражнение 12 на с. 47.

 



 

 

См. упражнение 4 на с. 49 и упражнение 7 на с. 50.

 

58 Артикуляционная гимнастика


Артикуляционная гимнастика 59


 
 

 



Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Л-ЛЬ

1. Лягушка — хоботок

См. упражнение 4 на с. 45. См. упражнение 5 на с. 45.


Рекомендуемые страницы:

poisk-ru.ru

ЛОГОПЕД.РУ: Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука [Л].

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука Л.

Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Наказать непослушный язычок.
Цель.
Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.
Внимание! 1.Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2.Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3.Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Вкусное варенье. (Чашечка)
Цель.
Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Внимание! 1.Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 2.Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3.Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Пароход гудит.
Цель.
Вырабатывать подъем спинки языка вверх.
Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).
Внимание! Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

Индюк.
Цель.
Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).
Внимание! 1.Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2.Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. 3.Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Качели.
Цель.
Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
Внимание! Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Лошадка. (Пощелкаем язычком)
Цель.
Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Внимание! 1.Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2.Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3.Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Лошадка едет тихо.
Цель.
Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука л.
Описание. Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.
Внимание! 1.Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык. 2.Кончик языка не должен загибаться внутрь. 3.Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

Дует ветерок.
Цель.
Вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой.
Внимание! Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.

Желаю удачи!

www.logoped.ru

Артикуляционная гимнастика для детей

Советы родителям

Недостатки речи индивидуальны, часто это звучит забавно и приводит в умиление родителей, бабушек и дедушек. Однако нарушения речи не всегда проходят сами собой, и ребёнку зачастую требуется помощь не только логопеда, но и всех взрослых членов семьи.

По общему мнению, гимнастика для рук и ног – дело нам привычное и знакомое, а зачем язык тренировать? Язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Чтобы избежать его недостатков (либо смягчить их и облегчить формирование правильного произношения) стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

  • Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребёнок должен видеть движения языка. У взрослых артикуляция – автоматизированный навык, а ребёнку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.
  • Если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у взрослых, необходимо повторить их вместе с ребёнком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем».
  • С ребёнком нужно заниматься ежедневно по 5-7 минут.
  • На одном занятии не следует давать больше 2 – 3 упражнений.
  • Инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами и т. д.
  • Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.

Родители! Перед самостоятельными занятиями с ребёнком посмотрите (получите консультацию), как выполняет упражнения логопед.

Ниже приводится комплекс упражнений для различных звуков:


Звуки С, С’, З, З’, Ц.

«Заборчик».
Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребёнку, как это сделать, надо про себя произносить звук [и]) Удерживать в таком положении губы под счёт от одного до пяти – десяти.
1. Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы. 2. Если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала это упражнение можно проводить так: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

Свои губы прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка.

«Дудочка».
Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.
1. Следить, чтобы при вытягивании губ вперёд не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты. 2. Если ребёнок не умеет вытянуть губы вперёд, предложите ему дотянуться губами до конфетки, находящейся на расстоянии 1,5-2 см от губ, и взять её губами.

Губы сложим в трубочку –
На дудочку похоже.
Подудеть на дудочке
Без дудочки мы можем:
Ду, ду, ду-ду-ду!

«Накажем непослушный язычок».
Рот приоткрыть, положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки: пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 5 – 10.
1. Следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух. 2. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. 3. Боковые края языка касаются углов рта.

«Блинчики на тарелочке». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу (тарелочку) и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5 – 10. Это упражнение необходимо давать сразу же после упражнения «Накажем непослушный язычок», т. к. мышцы языка очень хорошо расслабляются и язычок становится широким.
При выполнении упражнения «Блинчик на тарелочке» необходимо следить за тем, чтобы не подворачивалась нижняя губа, язычок не высовывался далеко. Он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка касаются углов рта. Первоначально можно помочь язычку удержать нужное положение с помощью ложки (ребёнок может делать это сам).

«Качели».
Рот открыт. Язычок тянется к верхним/нижним резцам (к верхней/нижней губе; к носу, а потом к подбородку – это разные «уровни сложности» и сможет ли ребёнок выполнить варианты этого упражнения зависит от тренированности речевого аппарата). Во время выполнения этого упражнения необходимо обращать внимание ребёнка на то, что, когда язычок тянется к носу, хорошо видны нижние зубы, а к подбородку – верхние зубы. Это упражнение полезно тем, что одновременно с работой язычка и подъязычной связки в работу активно включаются губы.

«Почистим зубы».
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.

«Горка».
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Звуки Ш, Ж.

«Заборчик».
«Дудочка».
«Окошко».
Приоткрыть рот. Губы вытянуть окошечком вперёд. Хорошо видны нижние и верхние зубы. Зубы сомкнуты. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.

«Накажем непослушный язычок».
«Блинчики на тарелочке».

«Чашечка», «Ковшик».
Улыбнуться, приоткрыть рот, загнуть края широкого языка. Язык образует «чашечку». В таком положении язык удержать под счёт от 1 до 5 – 10. Это упражнение необходимо давать сразу же после упражнения «Блинчики на тарелочке».

«Качели».

«Вкусное варенье».
Рот приоткрыт, широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

«Маляр».
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад-вперёд (от зубов к горлу и обратно).

«Лошадка».
Улыбнуться, показать зубы, открыть рот и пощёлкать кончиком языка, следить чтобы нижняя челюсть не двигалась, работал только язычок. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«Грибочек».
Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать нижнюю челюсть.
Хороших результатов при выполнении этого упражнения можно добиться, если предложить его сразу, после упражнения «Лошадка». Следить, чтобы средняя часть языка не провисала, а хорошо присасывалась к нёбу, чтобы верхние и нижние зубы были видны.

«Фокус». Рот приоткрыт, язык «чашечкой» высунуть вперёд и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа.
Выполняя это упражнение, важно следить, чтобы дети не дули на нижнюю губу.

Звуки Л, Л’.

«Накажем непослушный язычок».
«Блинчики на тарелочке».
«Качели».
«Вкусное варенье».
«Лошадка».

«Индюк».
Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперёд-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала в медленном темпе, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл.

Звуки Р, Р’.

«Иголочка».
Рот открыть. Язык высунуть далеко вперёд, напрячь и сделать его узким. Следить, чтобы во время выполнения упражнения хорошо были видны верхние и нижние зубы. Если ребёнку трудно – можно предложить дотянуться до конфетки.

«Качели».
«Вкусное варенье».

«Чистим зубки».
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы, делая движения языком снизу вверх.
1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. 2. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней зубов.
Чисти зубы, чисти зубы
И снаружи
И внутри,
Не болели чтоб они.

«Маляр».
«Лошадка».
«Грибочек».

«Гармошка».
Рот открыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Следить, чтобы верхние и нижние зубы были хорошо видны.

«Молоточек».
Рот открыть. Хорошо видны и верхние и нижние зубы. Поднять широкий передний край языка за верхние зубы и стучать не отрываясь по бугоркам (альвеолам): д-д-д. Добившись чёткости и точности выполнения этого упражнения и выработав длинную воздушную струю, легко можно поставить звук Р. Чтобы нижняя челюсть не двигалась, ребёнок может поместить свой пальчик в уголок рта (не кусает его, а лишь слегка зажимает; а в уголок рта – потому что нужно оставить место для движений языка).

«Фокус».

logoped-riga.narod.ru

Оставьте комментарий