Перинатальный опыт ~ Лариса Суркова
Наверное, этот пост интересен больше всего тем, у кого ещё нет детей. Хотя, я думаю, многие могут узнать что-то полезное. Подтолкнул меня к нему мой остеопат, который посоветовал покопаться в гневе, накопленном в перинатальный период.
Учёные много спорили и спорят, что есть психика. Я, честно, устала в какой-то момент это читать и придерживаюсь мнения, что работа психики связана с работой головного мозга. А значит, в 8 недель беременности перинатальный опыт уже активно накапливается. Конечно, в норме человек не помнит, что было, когда он жил в утробе. Роды – это слишком травматичный момент в жизни, и он стирает из памяти все, что было. Но иногда особенности работы психики и проблемы с этим связанные отсылают нас туда. Изменить это нельзя, но можно перепрожить при помощи различных методик (телесно-ориентированной, гипнотерапии и т.д.). То есть создать новый опыт с опорой на ту жизнь, которую человек прожил. Иногда достаточно и просто знаний психологических, чтобы разложить модель по полочкам. Например, клиентка 21 год, всю жизнь испытывает симптомы депрессии, в голове вечно крутится вопрос «выживу или умру». С 7 лет наблюдает психиатр, тогда же назначали первый антидепрессант. Она – из маленького города, психологов там нет. Переехала в Москву год назад и решила искать причину. Понятно, что раз это так глубоко из детства, надо «копать» семью. Первое, что я слышу: «Мама умерла, когда мне было 2 месяца, от рака молочной железы». Пазл сложился сразу, но я не могу его навязывать. Дальше рассказ: «про рак она узнала на 7 неделе, выбор рожать и умереть самой или аборт и лечение». Она решила рожать. Но, сами понимаете, вопрос «жить или умереть» был у неё всю беременность, а девочка лишь его впитала. Если бы психолог появился раньше, то и матрицу бы прожили иначе и изменили раньше. Первым это описал Гроф в перинатальных матрицах. Кому интересно – почитайте. Конечно, всякие мелочи никогда не вылезут, типа тонуса небольшого или ссор. Но лучше, если вы ещё планируете ребёнка, знать об этом, что есть за двоих не надо, а вот думать за двоих – есть смысл. Иногда повышенная тревожность или возбудимость у детей тоже может быть со времени беременности. Не случайно все врачи, а неврологи особенно, вас так расспрашивают об этом периоде. Но при помощи метод сказкотерапии, песочной и арт-терапии с этим можно справиться. Если у вас есть что-то беспокоящее, и вы думаете это перинатальный опыт – идите к специалисту, самому копать сложно и не нужно И помните: не все проблемы – родом из детства, и не всегда в них имеет смысл копаться.
www.surkovainfo.ru
4 перинатальные матрицы: как опыт рождения влияет на сценарий жизни — Miraman.ru
Каким будет человек, во многом определяет генетика. Но по теории одного из основоположников трансперсональной психологии Станислава Грофа, на это влияет и то, как ребёнок чувствовал себя у мамы в животе, во время родов и в первые часы после появления на свет.
Исследователь уверял: психика человека начинает складываться ещё до рождения, в период, который относится к бессознательному и состоит из четырёх отдельных частей.
— Они называются базовыми перинатальными матрицами, — рассказывает Елена Салдина, руководитель Центра Родительства и Раннего Развития Детей «Капелька». — И каждая из них влияет на формирование личности, будущее отношение человека с внешним миром и с самим собой.
Первая база: Райское состояние
Те состояния, которые мы переживаем, находясь в животе у мамы: благость, безмятежность, защищённость.
Народная мудрость гласит, что во время беременности женщине нужно смотреть на прекрасное, избегать стрессов и не нервничать. Однако опыт взаимодействия с негативными реакциями тоже очень важен для ребёнка. Хотя бы потому, что самый огромный стресс в жизни любого человека — это его рождение.
Ещё за долго до родов будущая мама обучает малыша, показывая собственным примером как можно не избегать, а решать трудности, как она относится к проблемам. Если принимает их как катастрофу, постоянно прибывает в угнетённом состоянии, ребёнок может перенять этот опыт.
— Сама природа позаботилась о том, чтобы у ребенка был достаточно высокий жизненный потенциал, — рассказывает Елена. — Во время беременности у женщины в большом количестве вырабатываются гормоны творчества и удовольствия. Особенно активно это происходит после 20-ой недели, когда активно формируется центральная нервная система малыша. Эти гормоны помогают будущей маме оставаться спокойной, умиротворённой и счастливой. А если есть ощущение, что упаднические настроения затянулись, стоит попробовать осознанно и специально зациклиться на благостном состоянии. До рождения ребёнок научится воспринимать мир позитивно.
Кстати, куда большее значение имеет не то, насколько часто беременная женщина попадает в стрессовые ситуации, а то, как она принимает своё положение и будущего ребёнка.
Считается, что информация, заложенная в этот период, в дальнейшем формирует самооценку человека, его способность комфортно ощущать себя в социуме, умение налаживать контакт с людьми.
У людей с оптимистичным взглядом на жизнь, с так называемым «синдромом счастья», благополучно сформирована первая матрица. Это значит, что во время своего перинатального развития он действительно прибывал в райском состоянии, ощущал постоянную психологическую связь с мамой. Спасибо ей за это!
Вторая база: Безнадёжность
Райское состояние заканчивается с наступлением болезненных схваток. Начинается самый тяжёлый этап. Ребёнку не хватает кислорода, он испытывает давление, нарастает состояние безнадёжности.
— В современном мире часто нарушена гармония взаимодействия интеллекта, сознания, души и тела, — продолжает наш эксперт. — Боль в родах может быть не столько сильной, сколько мы сами себя накручиваем, только усугубляя состояние своё и ребёнка.
Мама знает, что этот процесс конечен, малыш — нет. Но часто роженицы не столько хотят помочь себе и ребёнку, сколько ждут, чтобы это поскорее закончилось. Здесь следует осознать, что боль — это посредник между роженицей и малышом. И роженица может облегчить её, а может блажить и усугублять ситуацию паникой.
Как женщина может помочь ребёнку? Отдаться процессу целиком, быть здесь и сейчас. Разговор с малышом, аромо- и рефлексотерапия, правильное дыхание, родовые позы, помогает ему пережить это ощущение безнадёжности, дитя, чувствуя поддержку, вырабатывает гормоны, дающие силы маме.
Переизбыток состояния угнетённости передаётся и малышу, накладывает отпечаток на всю его последующую жизнь.
Если во время второй базовой перинатальной матрицы не было переизбытка безысходного состояния, то ещё у нерождённого человечка появляется опыт психического переживания: «Когда мне было тяжело, я это смог, преодолел».
— Вот почему так важен период схваток, — продолжает Елена. — Бывают ситуации долгих родов, которые в итоге заканчиваются кесаревым сечением. Тогда мамы задаются вопросом: стоило ли так мучиться? По большому счёту, да. Правда, тем, кто на этом этапе получил переизбыток неудовольствия, отрицательных эмоций, не чувствовал поддержки мамы, в последующей жизни очень сложно прибывать в спокойном состоянии, потому что оно не было знакомо в базовый период рождения. Для них стакан всегда наполовину пуст, а мысли из серии: «Почему всё хорошо? Значит, скоро обязательно будет плохо», — постоянно живут в голове.
Третья база: Путь героя
Начинается с наступлением потуг, когда ощущение безнадёжности ушло и начинается движение вперёд. Ребёнок сам активно помогает себя появиться на свет. Из таких людей вырастают настоящие революционеры, первопроходцы. Они любят ловить адреналин, испытывать себя на прочность.
Те, кому процесс потуг дался тяжело, кто пережил гипоксию, асфиксию, могут идти по жизни не так уверенно. Это волнение «Смогу — не смогу, выживу — не выживу», пережитое в третий период, не может не отложить отпечаток.
Четвертая база: Воссоединение
Ранний период сразу после родов. После тяжёлой работы ребёнку очень важно ощутить счастье от прихода в этот мир, услышать, увидеть, почувствовать маму, а не просто попасть на стерильный стол в руки профессионалов. Когда рождается человек, в его организме вырабатывается целый коктейль гормонов, которые необходимы, чтобы запустить физиологические и психологические функции. И в момент, когда его кладут на живот мамы, активируется центр головного мозга, отвечающий за удовольствие. Он понимает, что вся борьба была не просто ради адреналина, а ради результата.
Если человек пережил это воссоединение с мамой в первые минуты и часы жизни, в будущем он будет уметь получать истинное удовольствие от сделанного.
К сожалению, мамы иногда пренебрегают этим моментом. Думая о себе, своей усталости, забывают о ребёнке.
— Кто-то скажет: «Мне его не дали». А вы просили? Для врачей это работа, им удобнее, чтобы после рождения малыши были в детском отделении, — рассуждает Елена. — Но, по сути, если состоянию ребёнка и мамы ничего не угрожает, они могут провести вместе в родовом отделении эти драгоценные два часа после появления на свет. И здесь дело только в инициативности самой роженицы. Мама может дать почувствовать ребёнку, что он желанный, неповторимый, его любят просто за то, что он есть.
Инсайты возможны
Когда Гроф создавал идею базовых перинатальных матриц, он называл их всего четыре. Сегодня его последователи говорят, что, например, период грудного вскармливания тоже имеет огромное значение на формирование личности.
Кроме того, наш перинатальный опыт не фатален и не безнадёжен. Его можно «перепрошивать», корректировать через осознание, гармонизацию души, тела, ума.
Записала Наталья Тюменцева.
miraman.ru
6. Перинатальный опыт. Винни Пух и философия обыденного языка
6. Перинатальный опыт
В 1929-м году вышла книга О. Ранка «Das Trauma der Geburt» («Травма рождения») [Rank 1929], после которой неортодоксальная аналитическая психология перенесла главный акцент с травм раннего детства и детской сексуальности на самую главную травму в жизни человека – травму его появления на свет.
В первой книге ВП перинатальные переживания, рассказанные на символическом языке, играют не меньшую роль, чем вытесненная детская сексуальность, что лишний раз позволяет изумиться художественному чутью А. Милна, о котором он сам, конечно, не подозревал, что лишний раз доказывает, что книги, которые становятся достоянием всего мира, скрывают в себе много того, что не лежит на поверхности. Уже во второй главе Пух лезет в нору Кролика и наедается там до такой степени, что не может вылезти обратно. Еда является для Пуха наслаждением, что неоднократно подчеркивается. Таким образом, легкое наслаждение символизирует зачатие, а его трудные последствия – родовую травму. В соответствии с концепцией С. Грофа время нахождения плода в чреве делится на четыре периода, которые он называет Четырьмя Базовыми Перинатальными Матрицами. В каждой из этих предродовых фаз плод может получить тяжелую травму, которую он вторично переживает в виде невроза, психоза или депрессии на протяжении своей взрослой жизни [Гроф 1992]. Предродовой и родовой процессы сопровождаются чувством удушья, тесноты, отчаяния и ужаса. Перенося травматические воспоминания человека еще дальше, в трансперсональную сферу, Гроф порывает с представлением, в соответствии с которым сознание человека отождествляется с его мозгом (так же, как недалекие персонажи ВП неадекватно отождествляют сознание Пуха с его «мозгами»). Застряв в кроличьей норе, Пух испытывает и тесноту, и удушье (не может вздохнуть как следует), и отчаяние; и даже его фразеология становится близкой к грофовской – он просит друзей, чтобы они читали ему книгу, «которая поддержала бы Медведя, которого заклинило в Великой Тесноте» (курсив мой. – В. Р.). Ср. у Грофа:
Перинатальное развертывание часто ассоциируется и с разнообразными трансперсональными элементами – такими, как архетипические видения Великой Матери или Ужасной Богини-Матери, Ада, Чистилища, Рая или Царства Небесного [Гроф 1992: 80] (курсив мой. – В. Р.).
Характерно также, что родившийся (и переживший это состояние вновь под воздействием холотропного дыхания или ЛСД-терапии) чувствует себя радостно и беззаботно, как ни в чем не бывало. «Он чувствует себя свободным от тревоги, депрессии и вины, испытывает очищение и необремененность в отношении самого себя, других или существования вообще. Мир кажется прекрасным местом, и интерес к жизни отчетливо возрастает» [Гроф 1992: 101]. Именно так чувствует себя Пух, когда его наконец вытаскивают из норы:
…благодарно кивнув друзьям, он продолжает свою прогулку по Лесу, гордо хмыкая про себя.
Еще один перинатальный опыт описывается в главе «Канга», где Кролик разрабатывает план похищения Бэби Ру, в результате чего Поросенок, который замещает Ру в кармане (животе) Канги, переживает не только муки плода в чреве (когда его страшно трясет во время прыжков Канги) и не только травму рождения в виде мнимого Бэби Ру, но также и издевательский, травестийный обряд инициации, когда Канга, чтобы отомстить похитителям, притворяется, что не замечает подмены: моет «новорожденного», кормит его лекарством. В довершение этой травестийной инициации Поросенка, неузнанного Кристофером Робином, так как он непривычно чистый (ведь он как заново родился), нарекают новым, чужим именем – Генри Путль. В конце книги «Дом в Медвежьем Углу» Поросенок переживает подлинное перерождение. Когда ветер сваливает дом Сыча и они все оказываются погребенными в этом старом чреве, Поросенок просовывается в узкую щель почтового ящика и, освободившись и чувствуя радость освобождения, по С. Грофу, тем самым спасает остальных. При этом он освобождается, также по Грофу, от комплекса неполноценности, тревожности и депрессии.
Отметим в заключение ставшую популярной в 1980-е годы после работы Кёйпера [Кёйпер 1986] идею о связи космогенеза и зачатия, которая также в свернутом виде присутствует в ВП. Ведь глава о Кролике и его норе открывает психофизиологический аспект мифологии ВП (глава о мёде открывает его духовный аспект), то есть, по сути, имеет космогенетический характер, тем более что в рождении Пуха участвуют все персонажи. Финальный эпизод с поваленным деревом-домом олицетворяет собой конец старого детского мира и начало большого мира, что также имеет отчетливый космогенетический смысл.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
fil.wikireading.ru
Перинатальный опыт
Перинатальный опытВ 1929-м году вышла книга О. Ранка «Das Trauma der Geburt» («Травма рождения») [ Rank 1929], после которой неортодоксальная аналитическая психология перенесла главный акцент с травм раннего детства и детской сексуальности на самую главную травму в жизни человека – травму его появления на свет.
В первой книге ВПперинатальные переживания, рассказанные на символическом языке, играют не меньшую роль, чем вытесненная детская сексуальность, что лишний раз позволяет изумиться художественному чутью А. Милна, о котором он сам, конечно, не подозревал, что лишний раз доказывает, что книги, которые становятся достоянием всего мира, скрывают в себе много того, что не лежит на поверхности. Уже во второй главе Пух лезет в нору Кролика и наедается там до такой степени, что не может вылезти обратно. Еда является для Пуха наслаждением, что неоднократно подчеркивается. Таким образом, легкое наслаждение символизирует зачатие, а его трудные последствия – родовую травму. В соответствии с концепцией С. Грофа время нахождения плода в чреве делится на четыре периода, которые он называет Четырьмя Базовыми Перинатальными Матрицами. В каждой из этих предродовых фаз плод может получить тяжелую травму, которую он вторично переживает в виде невроза, психоза или депрессии на протяжении своей взрослой жизни [ Гроф 1992]. Предродовой и родовой процессы сопровождаются чувством удушья, тесноты, отчаяния и ужаса. Перенося травматические воспоминания человека еще дальше, в трансперсональную сферу, Гроф порывает с представлением, в соответствии с которым сознание человека отождествляется с его мозгом (так же, как недалекие персонажи ВПнеадекватно отождествляют сознание Пуха с его «мозгами»). Застряв в кроличьей норе, Пух испытывает и тесноту, и удушье (не может вздохнуть как следует), и отчаяние; и даже его фразеология становится близкой к грофовской – он просит друзей, чтобы они читали ему книгу, «которая поддержала бы Медведя, которого заклинило в Великой Тесноте» (курсив мой. – В. Р.). Ср. у Грофа:
Перинатальное развертывание часто ассоциируется и с разнообразными трансперсональными элементами – такими, как архетипические видения Великой Матери или Ужасной Богини-Матери, Ада, Чистилища, Рая или Царства Небесного [Гроф 1992: 80] (курсив мой. – В. Р.).
Характерно также, что родившийся (и переживший это состояние вновь под воздействием холотропного дыхания или ЛСД-терапии) чувствует себя радостно и беззаботно, как ни в чем не бывало. «Он чувствует себя свободным от тревоги, депрессии и вины, испытывает очищение и необремененность в отношении самого себя, других или существования вообще. Мир кажется прекрасным местом, и интерес к жизни отчетливо возрастает» [ Гроф 1992: 101]. Именно так чувствует себя Пух, когда его наконец вытаскивают из норы:
…благодарно кивнув друзьям, он продолжает свою прогулку по Лесу, гордо хмыкая про себя.
Еще один перинатальный опыт описывается в главе «Канга», где Кролик разрабатывает план похищения Бэби Ру, в результате чего Поросенок, который замещает Ру в кармане (животе) Канги, переживает не только муки плода в чреве (когда его страшно трясет во время прыжков Канги) и не только травму рождения в виде мнимого Бэби Ру, но также и издевательский, травестийный обряд инициации, когда Канга, чтобы отомстить похитителям, притворяется, что не замечает подмены: моет «новорожденного», кормит его лекарством. В довершение этой травестийной инициации Поросенка, неузнанного Кристофером Робином, так как он непривычно чистый (ведь он как заново родился), нарекают новым, чужим именем – Генри Путль. В конце книги «Дом в Медвежьем Углу» Поросенок переживает подлинное перерождение. Когда ветер сваливает дом Сыча и они все оказываются погребенными в этом старом чреве, Поросенок просовывается в узкую щель почтового ящика и, освободившись и чувствуя радость освобождения, по С. Грофу, тем самым спасает остальных. При этом он освобождается, также по Грофу, от комплекса неполноценности, тревожности и депрессии.
Отметим в заключение ставшую популярной в 1980-е годы после работы Кёйпера [ Кёйпер 1986] идею о связи космогенеза и зачатия, которая также в свернутом виде присутствует в ВП. Ведь глава о Кролике и его норе открывает психофизиологический аспект мифологии ВП(глава о мёде открывает его духовный аспект), то есть, по сути, имеет космогенетический характер, тем более что в рождении Пуха участвуют все персонажи. Финальный эпизод с поваленным деревом-домом олицетворяет собой конец старого детского мира и начало большого мира, что также имеет отчетливый космогенетический смысл.
Дата добавления: 2015-08-20; просмотров: 32 | Нарушение авторских прав
Вадим Руднев | Вводные замечания | Текст и контекст | Мифологизм | Речевые действия | Возможные миры | Пространство и время. ВП как целое | Общие замечания | Аналитический перевод | Винни Пух и Уильям Фолкнер |
mybiblioteka.su — 2015-2019 год. (0.008 сек.)
mybiblioteka.su
Перинатальный опыт ← Винни Пух и философия обыденного языка ← Психологическая библиотека ← Психология человека
6. Перинатальный опыт
В 1929-м году вышла книга О. Ранка «Das Trauma der Geburt» («Травма рождения») [Rank 1929], после которой неортодоксальная аналитическая психология перенесла главный акцент с травм раннего детства и детской сексуальности на самую главную травму в жизни человека – травму его появления на свет.
В первой книге ВП перинатальные переживания, рассказанные на символическом языке, играют не меньшую роль, чем вытесненная детская сексуальность, что лишний раз позволяет изумиться художественному чутью А. Милна, о котором он сам, конечно, не подозревал, что лишний раз доказывает, что книги, которые становятся достоянием всего мира, скрывают в себе много того, что не лежит на поверхности. Уже во второй главе Пух лезет в нору Кролика и наедается там до такой степени, что не может вылезти обратно. Еда является для Пуха наслаждением, что неоднократно подчеркивается. Таким образом, легкое наслаждение символизирует зачатие, а его трудные последствия – родовую травму. В соответствии с концепцией С. Грофа время нахождения плода в чреве делится на четыре периода, которые он называет Четырьмя Базовыми Перинатальными Матрицами. В каждой из этих предродовых фаз плод может получить тяжелую травму, которую он вторично переживает в виде невроза, психоза или депрессии на протяжении своей взрослой жизни [Гроф 1992]. Предродовой и родовой процессы сопровождаются чувством удушья, тесноты, отчаяния и ужаса. Перенося травматические воспоминания человека еще дальше, в трансперсональную сферу, Гроф порывает с представлением, в соответствии с которым сознание человека отождествляется с его мозгом (так же, как недалекие персонажи ВП неадекватно отождествляют сознание Пуха с его «мозгами»). Застряв в кроличьей норе, Пух испытывает и тесноту, и удушье (не может вздохнуть как следует), и отчаяние; и даже его фразеология становится близкой к грофовской – он просит друзей, чтобы они читали ему книгу, «которая поддержала бы Медведя, которого заклинило в Великой Тесноте» (курсив мой. – В. Р.). Ср. у Грофа:
Перинатальное развертывание часто ассоциируется и с разнообразными трансперсональными элементами – такими, как архетипические видения Великой Матери или Ужасной Богини-Матери, Ада, Чистилища, Рая или Царства Небесного [Гроф 1992: 80] (курсив мой. – В. Р.).
Характерно также, что родившийся (и переживший это состояние вновь под воздействием холотропного дыхания или ЛСД-терапии) чувствует себя радостно и беззаботно, как ни в чем не бывало. «Он чувствует себя свободным от тревоги, депрессии и вины, испытывает очищение и необремененность в отношении самого себя, других или существования вообще. Мир кажется прекрасным местом, и интерес к жизни отчетливо возрастает» [Гроф 1992: 101]. Именно так чувствует себя Пух, когда его наконец вытаскивают из норы:
…благодарно кивнув друзьям, он продолжает свою прогулку по Лесу, гордо хмыкая про себя.
Еще один перинатальный опыт описывается в главе «Канга», где Кролик разрабатывает план похищения Бэби Ру, в результате чего Поросенок, который замещает Ру в кармане (животе) Канги, переживает не только муки плода в чреве (когда его страшно трясет во время прыжков Канги) и не только травму рождения в виде мнимого Бэби Ру, но также и издевательский, травестийный обряд инициации, когда Канга, чтобы отомстить похитителям, притворяется, что не замечает подмены: моет «новорожденного», кормит его лекарством. В довершение этой травестийной инициации Поросенка, неузнанного Кристофером Робином, так как он непривычно чистый (ведь он как заново родился), нарекают новым, чужим именем – Генри Путль. В конце книги «Дом в Медвежьем Углу» Поросенок переживает подлинное перерождение. Когда ветер сваливает дом Сыча и они все оказываются погребенными в этом старом чреве, Поросенок просовывается в узкую щель почтового ящика и, освободившись и чувствуя радость освобождения, по С. Грофу, тем самым спасает остальных. При этом он освобождается, также по Грофу, от комплекса неполноценности, тревожности и депрессии.
Отметим в заключение ставшую популярной в 1980-е годы после работы Кёйпера [Кёйпер 1986] идею о связи космогенеза и зачатия, которая также в свернутом виде присутствует в ВП. Ведь глава о Кролике и его норе открывает психофизиологический аспект мифологии ВП (глава о мёде открывает его духовный аспект), то есть, по сути, имеет космогенетический характер, тем более что в рождении Пуха участвуют все персонажи. Финальный эпизод с поваленным деревом-домом олицетворяет собой конец старого детского мира и начало большого мира, что также имеет отчетливый космогенетический смысл.
psibook.com
коррекция для детей и взрослых
Нередко бывает так: послушный, ласковый ребенок вдруг превращается в отчаянного бунтаря и грубияна, забрасывает учебу, отказывается слушать разумные доводы родителей – и отнюдь не всегда эти метаморфозы совпадают с подростковым периодом. Или другой пример: грудничок ест нормально, педиатр не видит причин для беспокойства, обстановка в доме самая благоприятная – а кроха разрывается от плача ночи напролет. Мама с папой недоумевают: где мы недосмотрели, что сделали не так, в чем оказались неправы?
На самом деле причины детского непослушания, страхов и комплексов не всегда кроются в неправильном воспитании. Корень большинства индивидуальных особенностей – в нашем собственном опыте рождения. Научившись распознавать причину негатива, родители способны скорректировать родовую программу матриц: компенсировать недостающее, сгладить острые углы. Именно поэтому перинатальная психология может быть полезной и тем, кто только собирается стать родителями, и маме новорожденного крохи, и всем, кто хочет улучшить свою жизнь.
А ты из какой сказки?
Мини-тест: назови свою любимую детскую сказку. А теперь вспомни сюжетный момент, который волновал тебя больше всего, над которым ты могла вздыхать, мечтать и плакать. Это и станет отправной точкой для исследования твоей личной программы родовых матриц. Сейчас ты поймешь, при чем тут сказки. В большинстве народных сказок основные коллизии выстроены по единой схеме, в которой можно выделить четыре важнейших этапа:
1. Ситуация мира, спокойствия, гармонии, благоденствия – «тридевятое царство, тридесятое государство», «золотой век», «рай».
2. Непредвиденные обстоятельства разрушают благополучную картинку и грозят смертью главному герою или героине (встреча с Бабой Ягой, Кащеем Бессмертным, драконом и прочими чудищами). Нередко злые силы уволакивают его (ее) в пещеру, запирают в тесной темнице.
3. Главный герой (героиня) пускается в смертельно опасное путешествие, отваживается на решающую схватку с чудовищем.
4. Герой (героиня) преодолевает все трудности и препятствия, в результате чего не только пожинает плоды победы, но и открывает в себе много новых качеств: силу, мудрость, молодость.
Зачитываясь в детстве любимой сказкой, мы, конечно же, и вообразить себе не могли, что каждый из нас уже является героем, пережившим испытания ничуть не менее опасные, чем в любимых сюжетах, и выигравшим свою персональную битву. Тем более мы не могли представить, какое огромное влияние эта сюжетная линия будет иметь на всю нашу последующую жизнь, судьбу и даже на здоровье.
Родом из детства
Сказки, мифы и легенды обращаются к нашему коллективному бессознательному, в них используются образы-архетипы, единые для всех людей – именно поэтому они находят такой трепетный отклик в нашей душе. В середине прошлого столетия ученый-психиатр Станислав Гроф разработал теорию перинатальных матриц, которые закладываются в период беременности и родов.
Оказалось, что наши любимые народные сказки и наше взрослое отношение к миру имеют под собой общую основу – процесс рождения. Именно во время беременности и родов формируются основные психологические вехи как индивидуального, так и общечеловеческого пути. То, что происходит с нами в этот период, очень четко фиксируется в подсознании и впоследствии (осознаем мы это или нет) оказывает очень мощное влияние на всю нашу жизнь. Почему это влияние столь сильно?
Вот только один из примеров. В 80-х годах прошлого столетия ученые Кембриджского университета выяснили, что уровень адреналина в крови только что родившегося человека в 5-10 раз больше, чем у взрослого мужчины на пределе физической нагрузки! Никогда в дальнейшем мы не прилагаем столько сил и не затрачиваем столько энергии, как во время собственного появления на свет. Неудивительно, что эти события навсегда «записываются» в нашем подсознании. А если в период прохождения того или иного этапа рождения возникли сложности, у человека может сохраниться акцентуация на какой-то из матриц. Однако это не значит, что влияние родовых матриц нельзя трансформировать. Можно! Причем в любом возрасте. Познакомившись с основами перинатальной психологии, ты сможешь изменить к лучшему и свою жизнь, и жизнь своих детей.
Не будь перфекционисткой!
Каждая мать мечтает дать своему ребенку все самое лучшее. Однако иногда бывает и так: беременность была желанной и запланированной, мама и папа посещали курсы для молодых родителей, настроились на естественные благополучные роды – но что-то пошло не по плану. Не паникуй и не обвиняй себя в том, что ты «плохая» мать. В случившемся нет ничьей вины. Возможно, тебе и твоему малышу необходим именно этот опыт: судьба часто преподает нам какие-то уроки через кризисные ситуации. А главное, помни: любая негативная программа поддается коррекции! Просто вкладывай свою любовь и труд в сложившиеся обстоятельства, и они постепенно начнут меняться к лучшему.
То же самое относится и к твоей собственной маме. Поверь, в свое время она, как и ты, старалась сделать все наилучшим образом, в меру своего опыта и мировосприятия. Вместе с тем, осознав, к каким последствиям могут привести нарушенные матрицы, ты получишь шанс многое исправить – причем не только в собственной жизни. Многие взрослые женщины, проработав программу своих родовых матриц, отмечают, что их отношения с мамой чудесным образом улучшаются, растворяются старые обиды, приходит открытость и понимание.
I матрица – «Тридевятое царство»
Когда формируется: от зачатия до первой родовой схватки.
Девять месяцев внутриутробной жизни – это, в идеале, период всепоглощающего счастья, полнейшего слияния с матерью (а значит, и со всем остальным миром). Именно это внутриутробное ощущение единства и гармонии послужило прообразом для сказочного «тридевятого царства», где всем хорошо, где царит мир и спокойствие. В этот период мы на энергетическом уровне получаем глубинное знание о добре и зле, у нас формируется базовое доверие к миру. Первую матрицу называют еще матрицей оптимизма – если мама и папа рады беременности, любят друг друга и своего будущего малыша, то ребенок вырастет гармоничным человеком, умеющим радоваться жизни и видеть позитив в любых обстоятельствах.
Однако случается и такое, что первая матрица проходит с «осложнениями»: например, беременность оказалась нежелательной, будущие родители часто ссорятся. Или существует угроза срыва беременности: матка в тонусе, резус-конфликт матери и плода. Негативная первая матрица даст о себе знать уже в первые недели жизни крохи. Такие детки часто бывают беспокойными, отказываются брать грудь, плачут ночи напролет без видимой причины. Малыши, чьи родители во время беременности всерьез думали об аборте, обычно хуже адаптируются к социуму, чаще болеют.
Что неудивительно: их тело настроено на программу саморазрушения (в крайнем проявлении это может дать даже суицидальные наклонности), ведь когда-то самые родные люди не хотели их появления на свет! Из нежеланных деток чаще вырастают пессимисты – даже в самых благоприятных обстоятельствах они будут чувствовать себя неуютно, тревожно, неприкаянно. Им может казаться, что они лишние, неуместные, отверженные – такие люди часто чувствуют себя без вины виноватыми. Человеку с поврежденной I матрицей зачастую кажется нелепым, что его могут любить просто так, ни за что – и он изо всех сил пытается быть «хорошим» (зачастую в ущерб собственным интересам), лишь бы заслужить любовь.
Также люди, мама которых во время беременности пребывала в подавленном эмоциональном состоянии, могут всю жизнь тосковать по «утраченному раю». И стремиться наверстать недополученное когда-то чувство тотального единения – например, мечтая о «прекрасном принце» (даме), который превратит их жизнь в сказку. В итоге поиски идеального партнера могут растянуться на всю жизнь (ведь реальность обычно имеет мало общего с идеалами) или же человек будет легко попадать в эмоциональную зависимость от своего партнера, боясь разорвать даже бесперспективные, причиняющие боль отношения.
Коррекция
Для детей:
• Спартанское воспитание по методу доктора Спока категорически не годится для деток с поврежденной первой матрицей – наоборот, оно только усугубит чувство «я никому не нужен». Не оставляй плачущего кроху одного в комнате, мол, сам успокоится. Таких малышей нужно как можно чаще брать на руки, носить в слинге, прикладывать к груди.
• Если вы с мужем ожидали ребенка другого пола, ни в коем случае не выражайте сожаление, рассказывая малышу об этом! В общении с крохой делайте акцент на его (ее) половой принадлежности. Чаще говорите «ты мой любимый мальчик (девочка)», «как я рада, что у меня именно сынок (дочка)», покупайте ребенку соответствующие его полу игрушки (машинки и солдатиков или, наоборот, кукол в бантиках).
Для взрослых:
• Оставь пустые иллюзии о том, что однажды все чудесным образом изменится и твоя жизнь превратится в сказку. Запомни: твоя сказка происходит прямо здесь и сейчас, и творишь ее ты сама! Не требуй от своего возлюбленного идеальности во всем, дай ему право быть обычным человеком, со своими слабостями и недостатками. Когда мы проявляем к близким терпимость и готовность понять, наши отношения становятся доверительнее. Более того, мы начинаем открывать друг в друге все новые и новые прекрасные черты.
ІІ матрица – «В плену у чудища»
Когда формируется: с момента начала схваток и до полного раскрытия шейки матки (до потуг).
Матка, которая в течение 9 месяцев была теплым уютным домиком, океаном счастья для малыша, вдруг превращается в чудовище. Начинаются схватки, и матка начинает давить на плод со страшной силой. Шейка матки при этом еще закрыта: выхода нет. «Мы» разрушается, остается одинокое страдающее «я». Гроф назвал это состояние «изгнание из рая». Однако не все так трагично. Если роды проходят естественно, роженица пребывает в спокойном состоянии и постоянно подбадривает малыша – в ребенке закладывается умение находить выход в сложных ситуациях, быть терпеливым и в то же время настойчивым.
Но бывает и иначе. Если роды затянулись, мама не видит конца своим мучениям, ее малыш в будущем может часто испытывать беспричинное чувство безысходности, нежелание бороться («все равно не получится»). Слишком стремительные роды могут стать причиной того, что человек все свои проблемы стремится решать быстро и пасует перед малейшими трудностями. Наконец, стимуляция и обезболивание родов чреваты последующей склонностью ребенка к никотину и алкоголю (в свое время его подсознание хорошо усвоило: укололся – боль ушла).
Коррекция
Для детей:
• Если в родах прокалывали околоплодный пузырь, ребенок может бояться воды. Ни в коем случае не погружай его в ванночку насильно, приучай к водным процедурам постепенно, практикуй веселые водные игры.
• Если период схваток затянулся, плод все это время пребывает в состоянии гигантского сжатия. Все его существо испытывает огромное напряжение, разрядить которое не представляется возможным. Нормальная реакция на такое состояние – сопротивление, агрессия. Причем зачастую эта агрессия направляется не вовне, а внутрь – аутоагрессия запускает программу самоуничтожения. Это может проявляться как на физическом уровне (частые болезни), так и на эмоциональном (оценочная зависимость от посторонних людей, стремление всем на свете угодить, чувство вины).
Скорректировать эту программу у маленьких деток несложно: чаще хвали малыша. Даже если ребенок не слушается, критикуй не его самого, а его действия (не «ты плохой», а «мне грустно из-за того, что ты так поступил»). Если ты замечаешь проявления аутоагрессии у самой себя, как можно скорее скажи себе: «стоп!». Пойми, ты не обязана соответствовать ожиданиям окружающих. Лучшее, что ты можешь сделать для себя (и для своих близких!) – это быть в ладу с самой собой. Гармоничная, довольная собой и собственной жизнью женщина, подобно солнышку, распространяет свет своей любви на всех вокруг.
Для взрослых:
• Не бойся перемен, не цепляйся за прошлое: за кризисом всегда следует подъем, а самая темная ночь бывает перед рассветом. Время от времени практикуй такое упражнение: доверяй разрешение той или иной ситуации (пусть поначалу это будут пустяковые задачи) самой жизни. Не предпринимай ничего – просто жди, пока все само собой разрулится. Возможно, ты почувствуешь, что просто плыть по течению жизни – уже само по себе большое удовольствие.
ІІI матрица – «Путь героя»
Когда формируется: в период потуг.
Кроха принимает первое в своей жизни самостоятельное решение – и пускается в первое «большое путешествие» по родовым путям. Он в буквальном смысле видит «свет в конце тоннеля» и его силы многократно возрастают. Когда первое серьезное препятствие успешно преодолено, в маленьком человечке закладывается уверенность («я все смогу!»), формируются лидерские качества и вера то, что «все в жизни происходит только к лучшему».
В результате ребенок приобретает способность свободно вступать во взаимодействие с миром, соблюдая свои интересы и не проявляя излишней агрессии к окружающим. В его подсознании сохранится память о том, что ситуация тупика, где невозможно действовать, обязательно сменяется возможностью активного действия, движения, в процессе которых происходит естественная разрядка напряжения, накопившегося за период схваток. Также III матрица оказывает серьезное влияние на формирование сексуальности человека.
Однако если роженица неправильно тужится или ребенок появляется на свет слишком быстро, причиняя матери травмирующие разрывы, это может послужить основанием для формирования тиранического психотипа. Такому человеку сложно соотносить свои действия и желания с реалиями, ему хочется получить все, сразу и любой ценой.
Если в момент прохождения по родовым путям ребенок испытывал сильное давление и удушье (обвитие пуповиной, слишком узкий таз матери и т. д.), в будущем главным мотивом его жизни может стать страдание (с оттенком мазохизма или, наоборот, агрессии). Такой человек будет жить в уверенности, что за все нужно заплатить большую цену, что никакие блага не даются «просто так».
Наконец, при механическом извлечении плода из родовых путей в дальнейшем ребенок в ситуации, когда необходимо активно действовать, может пасовать и опускать руки. А ответственность за решение судьбоносных вопросов такой человек нередко стремится переложить на чужие плечи.
Коррекция
Для детей:
• Если в родах применяли щипцы, эту психотравму необходимо компенсировать в самом раннем детстве, поскольку в противном случае ребенок может вырасти ранимым, болезненно чувствительным. Такой человек охотно берется за новое, загорается – но быстро «потухает», не доводит начатое до конца. Особенно часто такие проявления возникают, если во время потуг головка ребенка несколько раз уже прорезывалась, а потом снова пряталась. Всячески поощряй любые проявления самостоятельности ребенка. Не кори его за ошибки, наоборот, внушай ему мысль, что ошибаться – нормально, это происходит со всеми людьми. Внушай малышу, что он уже априори победитель, ведь однажды он успешно прошел самый главный и сложный путь – путь рождения! Когда у ребенка возникают сложности, будь рядом, подбадривай его. Если он на собственном опыте убедится, какая это радость – получить удовольствие от отличного результата, это поможет ему в развитии навыков самостоятельности.
• Для деток III матрицы особенно важно заниматься тем, что им нравится, самим определять свой жизненный путь. Это касается как детских увлечений (пусть малыш сам выбирает, на рисование или на батут ему пойти), так и выбора взрослого пути (не стремись навязать ребенку против его воли перспективную, на твой взгляд, профессию – оставь право принять решения за ним).
Для взрослых:
• Чувствуешь, что в твоей жизни слишком много места отведено страданиям? Боль – это оборотная сторона радости. Иными словами, если в твоей жизни недостаточно позитивных переживаний, ты можешь черпать недостающую тебе глубину эмоционального накала в негативе (срабатывает принцип: пусть плохо, зато ярко, насыщенно). Учись смаковать радость, чувствовать все оттенки счастья. Позитивные акценты можно ставить как в малом («Какой вкусный мокаччино в этом ресторане! Пожалуй, закажу еще чашечку, и с бизе»), так и в большом (заниматься той работой, которая приносит не только деньги, но и удовлетворение, окружать себя комфортными, успешными людьми, строить свою жизнь с человеком, которого любишь).
IV матрица – «Новая жизнь»
Когда формируется: с момента выхода на свет и до 5-7-го дня жизни.
Проделав колоссальный, изобилующий опасностями путь, малыш с полным правом рассчитывает на вознаграждение. Естественное ведение родов подразумевает, что кроху сразу же выкладывают матери на живот, прикладывают к груди, перерезают пуповину после полной остановки пульсации. И лишь после этого обязательного ритуала должны следовать взвешивания, измерения и прочие медицинские манипуляции.
По сути, IV матрица перекликается с I: и в том, и в другом случае речь идет о состоянии счастья и покоя. Вместе с тем, разница колоссальна. Человечек, прошедший испытание родами, получает блаженство как награду за свои труды, он уже имеет за плечами большой опыт – опыт рождения.
От того, каким был наш переход из мира материнской утробы в поднебесный мир, зависит наша способность доводить начатое до конца, получать удовлетворение от проделанной работы и от жизни в целом. А это значит – расценивать жизнь как процесс, имеющий смысл.
Если же IV матрица прошла неудачно (ребенка сразу забрали от матери, понадобилась помощь реаниматологов и т.д.) – у малыша может сформироваться «комплекс Сизифа»: человек трудится из всех сил, но когда приходит время получить результат, вдруг неожиданно отступает, «заваливает» дело и через какое-то время начинает все сначала.
Коррекция
Для детей:
• Крохе, лишенному контакта с матерью сразу после рождения, может отчаянно требоваться материнское тепло в первые месяцы жизни. Поможет метод кенгуру, когда мать или отец ежедневно в течение часа или двух держат малыша на своей обнаженной груди.
• Хвали кроху как можно чаще, делай акцент на всех его маленьких победах. Давай ему возможность насладиться моментом триумфа: прикрепи его детские рисунки на видном месте, рассказывай о его достижениях родным и близким, поощряй в присутствии посторонних людей.
Для взрослых:
• Не жди, пока ты станешь «самой-самой» (самой стройной, самой профессиональной и т. д.) – награждай себя за каждую маленькую победу. Постепенно ты заметишь, что даже самые, казалось бы, незначительные радости жизни ты умеешь воспринимать с благодарностью.
Кесарево сечение
В большинстве случаев применения кесарева сечения бывает так, что ребенок пропускает сразу две важнейшие матрицы: II и III (схватки и потуги). Поэтому если ты хочешь сделать операцию лишь для того, чтобы уберечь себя и малыша от «ненужных» страданий… подумай еще раз. Опыт естественного рождения заложен самой природой – значит, он необходим и малышу, и матери.
Конечно, если речь идет о медицинских показаниях, кесарева не избежать. Но и в этом случае родители могут компенсировать крохе недостающий опыт. Перинатальные психологи советуют: даже если речь идет о плановом кесаревом, лучше дождаться первых схваток и лишь после этого начинать операцию. При таком подходе малыш, во-первых, родится тогда, когда к этому готов он, а не врачи. Во-вторых, у ребеночка сохранится опыт схваток – а корректировать одну недостающую матрицу намного проще, чем сразу две.
Коррекция:
• У «кесарят» часто нарушен контакт с мамой – отсюда термин «чужие дети». Такому ребенку необходимо уделять максимум внимания, в первую очередь телесного: минимум до 9 месяцев кроха должен буквально «жить» у мамы и папы на животе и груди. Чаще обнимай, целуй кроху, делай ему массаж. Не бойся «передержать» грудничка на руках – в этом случае мамино внимание не может быть чрезмерным и не избалует кроху.
• Детки, родившиеся в результате кесарева, лишены опыта борьбы и преодоления. Поэтому они часто бывают или «безбашенными», напрочь лишенными чувства страха (естественного инстинкта самосохранения), или, наоборот, несмелыми, не способными проявлять самостоятельность. Как только ребенок научится ползать, играй с ним «в роды». Сделай из диванных подушек, одеял узкий-узкий тоннель (чтобы приходилось протискиваться). И проползайте сквозь него: ты впереди, а малыш за тобой. И обязательно приветствуй кроху на «финише»!
• Если кесарево сечение было сделано, когда первый этап родов (схватки) уже начался, твоя задача – научить малыша выплескивать накопившееся внутреннее напряжение посредством движения. Помогут любые виды спорта, танцы, подвижные игры.
edinstvennaya.ua
Перинатальный опыт не значит обязательно Негативный: cube_wan
В разъяснениях Станислава Грофа о базовых перинатальных матрицах (БПМ) и их прорывах в нашей последующей жизни в результате тех или иных событий незримо присутствует негативная оценка факта этих переживаний. Даже несмотря на позитивные характеристики БПМ-1 (связанной с первыми месяцами жизни в блаженстве и гармонии) и БПМ-4 (как рождение и преодоление трудностей) они по умолчанию считаются как возможные причины создания тяжелейших переживаний взрослой жизни!Не может не возникнуть вопрос – откуда такая предубежденность к естественно установленным последовательностям в природе? Почему вдруг стало считаться что начало процесса родов связано с чувством страха и тревоги у плода? С чего бы это? Может, наоборот плод, получая сигналы о начале процесса, одновременно получает мощный заряд позитива двигаться на свободу — ведь он провел много месяцев в заранее внедренном в него предвкушении этого момента. Момента, когда представляется шанс вырваться на свободу и начать развиваться. И поэтому все последующие трудности рождения (такие как продвижение сквозь сдавливающие факторы и прочее) не воспринимается им как таковые, а наоборот, усилия и стремления направлены к счастливому преодолению и весь процесс без отношений к трудностям считается совершенно естественным, необходимым и поэтому прекрасным. И его первый крик – это не крик ужаса, а крик восторга, что он осуществил первую цель природы – успешно родился. Это его первая победа!
Логично предположить, что если как утверждает Гроф перинатальные переживания в человеческом существе имеют место быть до развития мозга на некоем «нейтронном» уровне то ведь подобные переживания неизбежно должны быть и у всех остальных существ?
Отсюда вопрос — что запускает процесс проявления симптомов в виде трансформации перинатальных негативных переживаний в нашем обществе — не его ли искусственность?
Что именно интеллектуальная искусственность общества и заставляет обратиться его устроителей обратно к утробному существованию и даже принуждают желать родиться заново…. теперь в настоящем мире? Что это, именно признание неправильного пути, признание искусственности?
Если бы животные каким-либо генетическим образом развили свой интеллект то неизбежно пришли бы к необходимости создания своего общества с его техническим прогрессом. Тогда ведь и в результате таких же привнесенных мер могли бы развиваться у них неврозы и психосоматические-нарушения (которые уже имеют место в нашем мире у домашних животных и проводятся научные эксперименты по манипуляции естественными биологическими ритмами и поведением у животных). И затем, это вот такое гипотетическое животное общество, исследуя возможные причины своих проблем неизбежно и пришло бы к открытию параллелей с этапами утробного развития и процесса рождения…
То есть, естественный биологический процесс, трансформированный сквозь призму искаженного и навязанного восприятия в условиях искусственно (вынужденного?) совместного существования ассоциативно воспринимается как патогенный фактор. Но возможно, это просто схожий по характеристикам и проявлениям процесс, никак не связанный по принципу причина-следствие с развитием всех аномалий последующего поведения и психики.
cube-wan.livejournal.com