Первые три месяца жизни – Как растет и развивается малыш в первые три месяца

Первые месяцы жизни новорожденных


Первые месяцы жизни ребенка самые сложные и для малыша и для родителей. Всем нужно адаптироваться и привыкнуть к новым ролям. Чтобы родителям было проще наладить уход за ребенком и помочь ему привыкнуть к новому миру, им стоит знать об особенностях и проблемах новорожденных.


ОСОБЕННОСТИ НОВОРОЖДЕННЫХ


В первые три месяца дети не различают день и ночь. Они видят, что свет и темнота сменяются, но не понимают, что это означает. Поэтому ребенок может бодрствовать в основном ночью, а днем больше спать. Со временем ребенок поймет, что днем все активничают, а по ночам вокруг тихо и все спят. Тогда уже родителям будет проще наладить режим сна и сделать так, чтобы ребенок спал всю ночь. 


Читай также: Новорожденный в доме: уход за малышом в первую неделю


Ребенок выражает желания только криком. Кроха часто кричит и плачет? Не переживайте. Это вполне нормально, пока у него нет других способов привлечь ваше внимание. Плачь – не всегда признак болезненных ощущений. Ребенок, малыш голоден, ему холодно или он просто хочет на руки.


Малыши плохо регулируют температуру. Пока в его организм не умеет выражать холод или перегрев так, как взрослый – дрожью или выделением пота. Это тоже может быть причиной плача. Так что тщательнее контролируйте температуру в помещении.

Желудочно-кишечному тракту ребенка нужно время на адаптацию. Пока малыш развивался в утробе мамы, он получал все необходимое. Теперь организму самому приходится переваривать пищу, выделять из нее полезные микроэлементы. Адаптация к новым функциям проходит на протяжении трех месяцев.



Читай также: 15 фактов о молочнице у новорожденных и грудничков


ПРОБЛЕМЫ РЕБЕНКА В ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ ЖИЗНИ


В период адаптации ребенок может столкнуться с «детскими» проблемами. Они подпортят жизнь и малышу, и вам. Поэтому, по возможности, предотвратите все «побочные эффекты» первых месяцев жизни.


Колики у ребенка. Они бывают практически у всех младенцев. Причина колик у малыша – особенности ЖКТ. Круговые мышцы кишечника у крох развиты больше, нежели продольные. Из-за этого появляются спазмы. Если младенец находится на грудном вскармливании, колики могут появиться из-за несбалансированного питания кормящей мамы. 


Молочница у ребенка. В первые месяцы жизни у деток почти нет слюны. Ротовая полость пересыхает и дает прекрасную почву для размножения бактерий. Чтобы предотвратить появление молочницы у малыша, давайте ему после каждого приема пищи несколько ложек кипяченой воды. Так остатки молока смоются и у бактерий будет меньше шансов для размножения.


Читай также: Опрелости и как их избежать


Опрелости. Часто родители винят в появлении опрелостей у ребенка подгузники. Но это не всегда так. Виной всему неправильный уход за крохой. Во-первых, определитесь, когда и как использовать кремы под подгузник и присыпку. Во-вторых, подмывайте малыша после каждого испражнения и обязательно на время оставляйте его без подгузников, чтобы кожа дышала. 


Проблемы со стулом. Стул новорожденного в первые месяцы жизни может быть проблемным. Он должен происходить 2-3 раза в день. Но бывает так, что у ребенка запор или стул слишком водянистый. Если это длится всего день, повода для переживаний нет. В ином случае нужно обратиться к врачу, чтобы он выявил причину нарушения. Иногда это может быть связано с питанием мамы.


Справиться со всеми особенностями и проблемами можно с помощью правильного ухода за малышом. Создайте благоприятную атмосферу в помещении: отрегулируйте температуру и влажность воздуха, следите, чтобы кроха был чистеньким, сухим и накормленным.


Читай также: Уход за малышом: купаемся и развиваемся


Читай также: Эфирные масла для детей: какие и когда использовать


Читай также: Как чистить ушки, глазки и носик новорожденного




 

Загрузка…

www.uaua.info

Развитие малыша в первые три месяца жизни

Первый месяц жизни

В первые недели жизни поведение новорожденного — проявление реакций на сменившуюся обстановку и новые ощущения. У малыша уже заложены инстинкты, рефлексы, органы чувств, но пока у него нет ни опыта, ни навыков их применения. Пока ему очень трудно понять что его окружает и как ему поступать в новой среде.

Но постепенно малыш осознает, что он находится в безопасности рядом с близкими людьми, и чувствует себя более уверенным и вы это заметите! Этот период можно охарактеризовать, как время приспособления друг к другу, вашей целью стоит помощь малышу в освоении саморегуляции и окружающей среды.

Физическое состояние малыша: Координация в движении рук и ног пока еще отсутствует, мышцы находятся в тонусе, поэтому сгибательные движения преобладают над разгибательными. Мочеиспускание спонтанное от 18до 25 раз за одни сутки, частый стул от 5-до 7 раз, кормить ребенка следует каждые 3 — 3.5 часа, малыш проводит во сне за одни сутки около 18 — 20 часов и просыпается за это время 6-7 раз.

Познавательное развитие: Ребенок может сосредотачивать взгляд на предмете и удерживать его в поли зрения, но пока тянуться за ним не станет. Может ненадолго перевести взгляд на яркие предметы или посмотреть на свет; лежа на животе пытается поднять и держать головку; хватает положенные предметы в ладошку, но тут же их отпускает; реагирует на звон колокольчика или погремушку. Узнает маму по запаху или голосу.

Эмоционально-социальное развитие: Активность малыша проявляется в течении часа из десяти; плачет когда испытывает дискомфорт или нуждается в помощи; способен на установление контакта глазами, реагирует на голоса; затихает и перестает плакать, когда его берут на руки и удобно располагается, приспосабливаясь к держащим его рукам. Малыш может плакать во время одеваний, купания, пеленание новорожденного, тоже мука, но это лишь потому что еще не привык к ежедневным процедурам, ухаживайте за малышом и он постепенно примет это как должное.

Второй месяц жизни

Продолжает свое развитие способность восприятия и усваивание новой информации, у малыша закладываются индивидуальные черты характера и он становится личностью для родителей. Появляется особая манера общения с родителями, малыш как никогда нуждается в заботе, любви и родительской ласки.

Физическое развитие: Малыш учится поднимать голову на несколько секунд и пытается ее удержать, появляется координация головы и глаз — может следить за предметами, пытается их хватать.

Познавательное развитие: Малыш способен к зрительному и слуховому сосредоточению; может провожать своим взглядом предмет; поворачивает голову в сторону источника звука, пытается отыскать его глазами; вздрагивает при громком звуке; может сосредотачивать свой взгляд на лице матери, следит за ее перемещениями.

Эмоционально-социальное развитие: Общение с матерью происходит за счет различных звуковых сигналов, улыбки, смеха, крика или же плача; малыш начинает проявлять интерес к окружающей его обстановке, рассматривает предметы или рисунки. так же малыш может распознавать близких и родных людей, реагируя на них оживлением и радостным поведением. Сформированы все эмоциональные состояния, малыш способен очень ярко их проявлять.

Развитие речи: Кричит малыш все более по ситуации, когда голоден или чувствует себя плохо. Можно услышать слабые гортанные звуки («ах», «ух», «эх»), а так же интенсивные спонтанные звуки в виде агуканья.

Третий месяц жизни

У малышей наблюдается быстрое физическое и нервно-психическое развитие. Поведение становится осознанным, его реакции на зрительные, слуховые и осязательные ощущения перестают быть инстинктивными.

Физическое развитие: Малыш пытается самостоятельно подниматься, упираясь ногами, как бы отталкиваясь от опоры; стоит и перебирает ножками, если его поддерживать под мышками; может уже продолжительное время удерживать голову; сидит на ручках у мамы, во время грудного вскармливания может хвататься за грудь и мять ее; лежа на животе, может спокойно перевернуться на бок.

Познавательное развитие: Малыш различает окружающие предметы на расстоянии 30-40 см и спокойно фокусирует на них свой взгляд; может попытаться дотянуться до заинтересовавшего его предмета, следит за движущимися предметами — пытается схватить их. малыш уже начинает ориентироваться в пространстве детской комнаты.

Эмоционально-социальное развитие: Малыш может находится без присмотра мамы в спокойствие 10-15 минут, интересуется мамиными частями тела, разглядывает ее руки; может проявлять признаки смущения, обиды, чувства юмора; находится в веселом и спокойном расположении духа, может смеяться в слух, протестующее кричать или хныкать.


Специально для женского журнала advice4you.ru

advice4you.ru

Жизнь ребенка в первые 3 месяца — часто возникающие проблемы у молодых родителей

   У молодых родителей самое интересное время начинается тогда, когда в родильном доме они получают на руки свое драгоценное чадо и возвращаются домой. Когда разойдутся родственники, друзья, знакомые и они останутся один на один с этим маленьким новым человеком. Если ребенок второй, третий, то родители, конечно уже бывают подготовлены, знают что их ждет, но как же тяжело бывает молодым родителям, молодой маме в первую очередь, которая впервые в жизни взяла на руки своего первенца, по этому хотелось бы рассказать о некоторых особенностях детей первых 3 месяцев жизни и иногда, связанных с их возрастом проблемах, с тем, чтобы родители были готовы к тому, что их ожидает.

   Главной особенностью ребенка считается его не понимание где день, где ночь. Это не значит что он не видит света и темноты, это он видит, но что они означают он ещё не знает. И по-этому, когда говорят «ой, наш Ванечка перепутал день с ночью» – он ничего не перепутал, ему нечего было путать, он просто этого еще не знает. Именно в течении первых 3 месяцев младенец приспосабливается к ритму всей планеты, к суточному ритму нашей земли, к которому взрослые люди со временем уже приспособились и их биологический ритм совпадает с ритмом земли, а малыш только начинает это делать. В начале он просыпается только тогда, когда хочет есть, это происходит примерно через 2,5 – 3 часа. Захотел есть – проснулся, мама или папа его накормили, он опять уснул и так бывает равномерно в течении суток. Но постепенно, он будет все больше осознавать, что днём гуляют, днём светло, а ночью темно и тихо.

   Другая особенность малыша до 3 месяцев, – любые свои ощущения, любые свои желания он выражает только криком, по другому он не умеет. По этому, родители не должны пугаться от того, что малыш постоянно «звучит» или издает звуки очень часто. Наоборот это хорошо, когда малыша слышно, значит живет, значит всё в порядке, подает сигналы чтоб про него не забыли — такова природа!

   Следующая особенность – новорожденный младенец и ребенок первых двух месяцев жизни, плохо регулирует свои температуру тела. Это означает, что он не умеет так как мы, жарко – мы вспотели, холодно — появилась мышечная дрожь и выделилось тепло. Маленький ребенок этого делать ещё не умеет, по этому он очень легко перегревается и переохлаждается. И если он перегрелся или переохладился, ему дискомфортно, тогда он тоже будет криком выражать свое недовольство, а родители могут сбиться с ног не понимая что с ним происходит. Про это всегда нужно помнить и контролировать, не только температуру в помещении, но даже температуру у ребенка под одеялом. Кроме того, есть ещё одна особенность. Пока малыш развивался у мамы в животике, всё ему доставалась в готовом виде с кровью мамы, но как только он родился, ему придется самому кушать, переваривать и усваивать пищу. И приспособления к перевариванию и освоению пищи, не смотря даже на то, что грудное молоко оно ему биологически родственное, родное, в общем-то хорошо должно усваиваться, но всё равно желудочно-кишечный тракт не очень просто к этому приспосабливается. И первые 3 месяца происходит процесс адаптации, по-этому конечно бывают всякие проблемы. Самая частая проблема с которой сталкиваются молодые родители, это кишечная колика у младенцев. Кишечная колика обусловлена не только тем, что ребенок съел, потому что чаще всего мамы склонны винить себя, но дело в том, что кишечным коликам подвержены практически все младенцы и это связана тоже с особенностями его кишечника. Дело в том, что у детей циркулярные, то есть круговые мышцы развиты гораздо сильнее, чем продольные мышцы в кишечнике и по-этому чаще наступает спазм и он более длительный. Если к этому добавляется вздутие кишечника, а оно бывает в том случае, если мама переборщила с углеводами. Порой молодая мама по совету старших женщин, подруг или знакомых, чтобы было максимально хорошее качество молока, начинает употреблять много соков, фрукты, пить сгущенное молоко с чаем, тогда её молоко делается избыточным сладким, в результате сахар в кишечнике ребенка подвергается бактериальной ферментации с выделением газа, воды и получается вздутие кишечника. Вот если к вздутию кишечника, добавятся ещё и спазмы, которые бывают просто у маленького ребенка, то конечно можно получить бессонную ночь и даже больше. В связи с этим, некоторые молодые мамы боятся любой пищи и до такой степени ограничивают себя в питании, что в пору остаться им голодными. Хотелось бы, чтобы женщины поняли, что едят они селедку или апельсин — в молоко не попадают. Все продукты в желудке и кишечнике женщины расщепляются на белки, жиры и углеводы. Белки, жиры и углеводы попадают к ней в кровь, а из крови попадают в молочную железу и молочная железа сама из этих белков, жиров и углеводов секретирует грудное молоко, по этому совершенно не важно, что ела женщина. Конечно, питание кормящей женщины всё таки приближается к диетическому. В том плане, что это не должны быть острые, пряные, жаренные продукты, кроме того, ничего не должно быть в избытке, особенно сладостей и молока. То есть всё должно быть в меру. И обычно питание кормящей женщины не должно отличаться от обычного здорового питания женщины и до беременности, просто она должна еще дополнительно употреблять больше жидкости.

   Ещё одной проблемой является молочница у детей. Дело в том, что у детей первых месяцев жизни, практически нет слюны, по этому слизистая полости рта не омывается слюной, в некоторых местах могут остаться остатки молоко. В таких местах очень любят силиться болезнетворные грибки. Иногда можно заметить, что на слизистой оболочке, губ, внутренней поверхности щек, на слизистой оболочке языка появляются «белые островки», это молочница — грибок. Для того, чтобы не было таких явлений желательно после каждого кормления давать 1-2 ложечки чистой кипяченой вода, чтобы остатки молока смывались со слизистой. И обрабатывать слизистую оболочку 2% раствором соды, то есть пол чайной ложечки, на пол стакана кипяченой воды и ватным тампончиком аккуратно между кормлениями обрабатывать слизистую рта. Бывает достаточным 2-3 таких обработок и молочница проходит.

   Опрелости — ещё одна проблема которая может быть у детей в первые месяцы жизни и связано это с некоторыми нарушениями гигиенического ухода и с особенностями кожи новорожденных детей — кожа очень тонкая, нежная насыщенная влагой по этому избыточная влага ей всегда вредна. Для того, чтобы опрелостей не было, нужно подмывать ребенка каждый раз после туалета, следить чтобы он не залеживался подолгу в памперсах или пеленках. Сделать так, чтобы после подмывания и нежного осушивания кожи ребенок полежал на воздухе голеньким и обязательно обработать защитным кремом.

   Иногда, значительные проблемы возникают у малышей связанные с запорами, родителей это очень волнует, но дело в том, что у ребенка, который находится на грудном вскармливании у него в норме обычно стул бывает 2-3 раза в день, но может быть только и 1 раз в день, а иногда целые сутки. Но если в таком случае ребенок ведет себя спокойно, если живот у него не вздут, то можно не беспокоиться и ничего не делать, на следующие сутки, стул появится. Достаточно всего лишь массажировать теплой рукой животик по часовой стрелке, но если нет стула и на вторые сутки, тогда нужно малышу помочь, можно использовать слабительные средства, если не помогает сделать слабительную клизму, но не прибегать к ней часто. При регулярных запорах у малышей обязательно надо консультироваться с врачом. Потому что причиной запоров могут быть различные, в том числе и врожденные, болезни толстой кишки. У некоторых детей бывает наоборот, стул избыточно частый, иногда даже водянистый и такое может быть связано не только с питанием матери, когда избыточно много в её питании углевода, но такое может быть у не зрелых детей, которые родились от проблемной беременности, при осложненных родах и у них это может быть связано с не зрелостью фермента расщепляющего молочный сахар, по этому, если учащение стула сопровождается тем, что ребенок не набирает достаточно веса — обязательно нужно советоваться с врачом и уточнять эти причины.

   Бывают очень беспокойные дети, которых буквально не возможно уложить спать. Причиной беспокойства чаще всего бывают какие-то неврологические проблемы у ребенка, перенесенная при беременности и в родах гипоксия — то есть кислородной голодание. Таких гиперактивных детей нужно обязательно показывать лечащему врачу. Но прежде чем вы будете советоваться с врачом по поводу беспокойства ребенка, помните о том, что нужно создавать ещё и ребенку нормальные условия для сна, то есть в комнате должно быть чисто, сухо, тепло, должен быть свежий воздух, удобное место для сна, он должен быть накормлен, а мама и окружающие не должны создавать излишнего шума.

childrensite.ru

Малыш – первые три месяца жизни крохи

Cамое большое счастье в жизни любой женщины – это появление ребенка. Она становится мамой!

И как бы не протекала беременность, какими бы тяжелыми ни были роды, с появлением на свет долгожданного малыша забывается все. Вы слышите его первый крик, впервые прикладываете к груди и просто не можете на него налюбоваться. Так что же ждет маленького человечка в первые три месяца жизни?

Сразу после рождения малышу очень важно оказаться у маминой груди не только потому, что он голоден. Вы только представьте – все 9 месяцев ему было так хорошо, тепло, уютно и спокойно, а тут вдруг яркий свет, громкие звуки и столько пространства вокруг. Ребеночку просто необходимо почувствовать себя в безопасности, услышать самый родной звук – биение маминого сердца. Поэтому, как только малыша прикладывают к груди, он тут же успокаивается и начинает сосать. Теперь у крохи начинается новая жизнь – жизнь вне утробы матери.

Несколько дней в роддоме и вот, наконец, вас выписывают домой, где уже все подготовлено к появлению нового человечка (застеленная кроватка, чистые, выглаженные пеленки, шапочки, распашонки и т.д.). У мамы в голове, особенно если это первый ребенок, много вопросов – как правильно запеленать, искупать, стоит ли кормить строго по времени или лучше когда малыш сам потребует? Кому-то приходят на помощь бабушки, а кому-то приходится справляться самостоятельно.

Как правильно запеленывать вас научать еще в роддоме, а выбирать между тугим и не тугим пеленанием только самой маме. Некоторые врачи считают, что тугое пеленание вредно для малыша, т.к. стесняет его движения и это может привести к неправильному формированию костей и суставов.

Купать новорожденного ребенкавсе педиатры советуют с небольшим количеством марганцовки. Можно завернуть младенца в тоненькую пеленку, т.к. кожа малыша очень чувствительна к теплу и холоду. Кормить рекомендуется через каждые три часа, но некоторые дети не могут привыкнуть к такому режиму кормления и просят кушать чаще или же наоборот реже. Здесь много что зависит от индивидуальных особенностей вашего ребеночка.

В первые несколько недель малыш в основном спит, периоды бодрствования очень короткие, поэтому не упускайте возможности пообщаться с ребенком. Укладывайте его на животик, на бочок, потом на спинку. Находясь в разных положениях, кроха научится двигать ручками и ножками. А если вашему чаду что-то не понравится, он непременно сообщит вам об этом своим плачем.

Только к концу первого месяца вы сможете точно определить что ребенку нравится, а что нет. Теперь вы уже знаете на какие ваши действия малыш улыбается, а на какие начинает нервно двигать ножками и сжимать кулачки, показывая тем самым свое недовольство. На втором месяце жизни у ребенка исчезает сонный блуждающий взгляд, его движения становятся менее хаотичными и он все больше времени может проводить с вами. Если положить малыша на животик, он будет пытаться удержать головку, а если вы прислоните кроху к своему телу, то он будет поворачивать голову из стороны в сторону.

В три месяца малыш еще более нуждается в человеческом общении. Теперь он уже четко видит происходящее вокруг и мир для него становится все интереснее. Ваш грудничок может удерживать различные предметы, рассматривает свои ручки, приветствует вас радостной улыбкой, сжимает и разжимает кулачки, с удовольствием «гулит» и радуется, когда мама ему отвечает.

Также малыш может целенаправленно толкать ручки в ротик, чтобы пососать свои пальчики. Если он делает это с улыбкой, значит просто развлекается, а если долго сосет и при этом сильно причмокивает, то демонстрирует голод.

Наблюдайте за своим малышом, любите его и не бойтесь избаловать. Чем больше вы уделяете ему внимания, тем комфортнее он себя чувствует.

И еще статьи по теме:

Оставить комментарий

detkikarapuzi.ru

Развитие новорожденного ребенка в первый месяц жизни

#Новорожденный младенец — существо удивительное. Слабый и беспомощный, он способен относительно легко перенести стресс, который ошеломил бы и взрослого. Шутка ли — внезапно очутиться в совершенно не привычной внешней среде, да еще при необходимости моментально перейти на новый способ дыхания, кровообращения, а затем и питания!

Новорожденный очень мал, но в этом маленьком хрупком теле заложен мощнейший потенциал роста. Его органы пищеварения способны усвоить за сутки 600-700 г материнского молока, но ведь это пятая часть массы его тела!

Новорожденный приходит в мир с достаточным запасом целесообразных рефлексов. Стоит прикоснуться пальцем к его губам, как он вытянет их хоботком, приготовясь сосать. Капните ребенку на язык какой-нибудь сладкий раствор, и он начнет втягивать его, причмокивать, а в ответ на кислое, соленое или горькое — сморщится, закричит, попробует откашляться. Громкий внезапный звук заставит его насторожиться — ребенок наморщит лоб, как бы прислушиваясь, забеспокоится. Малыш различает запахи и узнает маму по запаху молока, связанному для него с приятными ощущениями.

Но самое удивительное — это то, что новорожденный уже индивидуальность, уже характер!

Пожалуй, для начала следует усвоить истину, что ребенок — это не взрослый в миниатюре, а имеет свои совершенно определенные особенности, которые необходимо учитывать. У каждого возраста свои особенности.

Вы можете сами оценить психическое развитие своего ребенка. Например, проверить наличие основных рефлексов:

— «подошвенный» рефлекс — вы проводите пальцем по подошве, и ребенок отдергивает ножку,

— «сосательный» рефлекс — вы проводите пальцем ребенку по губам, и он с готовностью складывает губы трубочкой и причмокивает, делает сосательные движения,

— «хватательный» рефлекс — вы вкладываете кончик пальца ребенку в руку, и тот крепко сжимает его.

Если перечисленные (согласитесь, довольно забавные) рефлексы присутствуют, ваш ребенок — в норме.

Запомните, что характер ребенка формируется с первых дней его жизни — в общении с вами. Начинается формирование характера с условных рефлексов: положительных и отрицательных. Забота родителей — чтобы положительных условных рефлексов было побольше, а отрицательных, естественно, поменьше. Положительные условные рефлексы возникают на регулярное питание, регулярные же гигиенические процедуры, общение, ласки. Во всем, что касается ребенка, должны чувствоваться порядок, режим. Ребенок должен ощущать заботу.

Но если вы будете непоследовательны, раздражительны, а порой даже злы (ведь бывает так не хочется подниматься ночью — пеленать ребенка, да еще если тебе, папа, рано утром — на работу), то и у ребенка сформируется характер нервный — и это будет мешать ему (и не только ему) всю жизнь.

В первые же дни, как вы приехали домой из роддома, вас и вашего ребенка обязательно посетят медицинская сестра и участковый педиатр. Не стесняйтесь, задавайте им любые вопросы, касающиеся вашего ребенка и ухода за ним.

Рекомендуется регулярно взвешивать ребенка. Это можно делать в условиях поликлиники. Но удобнее, конечно, дома.

На первом году жизни не помешает контролировать самостоятельно прибавку в весе с помощью таблицы, в которой ось абсцисс — вес ребенка в граммах, а ось ординат — месяцы или недели жизни. В норме кривая линия, которая получается у вас на этой таблице, должна быть плавной — без резких скачков вверх или вниз. Если на протяжении нескольких дней линия держится на одном уровне, не следует волноваться. Когда ребенок здоров, когда у него хороший аппетит, он наберет нужный вес.

Педиатры определяют индивидуальный долженствующий вес ребенка, прибегая к помощи всевозможных мудрых формул и вычислений. Родителям достаточно знать, что их ребенок в первые три месяца жизни при нормальном развитии должен ежедневно набирать от 20 до 30 граммов веса.

Не перекармливайте детей. Толстый ребенок — еще не значит красивый. Повышенный вес — не гарантия от заболеваний.

Как правило, молодые мамы и папы в первое время боятся даже взять новорожденного на руки. И это не случайно. Они ведь не знают, как правильно брать малыша. Он такой хрупкий и нежный, маленький.

Нельзя поднимать ребенка за руки.

Нельзя держать ребенка так, чтобы была запрокинута назад его головка. Голову ребенка обязательно надо поддерживать.

Правильно держать ребенка научиться не сложно: ребенок практически лежит у вас на левой руке, а головка придерживается локтем; правой рукой вы поддерживаете ножки.

Иными словами: необходимо, чтобы тельце малыша имело три места опоры — затылок, на уровне лопаток и на уровне таза.

С самых первых дней не нужно нянчить ребенка — не следует без особой на то нужды брать его на руки, укачивать, убаюкивать. Ребенок быстро привыкает к такому обращению и уже не может без него, требует его, капризничает. И если мама, в другой раз занятая, не может снова нянчиться с ним, ребенок пускается во все тяжкие — поднимает крик. Хочешь не хочешь, приходится уступать.

Не надо впадать в панику при первом же крике ребенка. Подойдите и выяснете причину плача.

Причин плача новорожденного и ребенка в первые месяцы жизни не много:

— ребенок «сходил» в пеленки,

— ребенок чувствует дискомфорт (например, давят шовчики распашонки),

— ребенок голоден или его мучает жажда.

В первом случае ребенка надо перепеленать. Во втором случае — пересмотреть его одежду (опытные мамы знают, конечно, что распашонки надеваются наизнанку — швами наружу, чтобы они не терли и не давили на нежную кожу ребенка). Ну а в третьем случае — надо просто посмотреть на часы, не пришло ли время кормления вашего малыша. Разберитесь. Быть может, ваш ребенок просто хочет пить. Дайте ему кипяченой водички с чайной ложечки или сладкого чаю.

Вследствие того, что младенец еще слишком слаб и мышцы шеи у него не развиты, движения головы ограничены; в менее проветриваемых местах — на затылке, на шейке — временами проступает пот. Если его не удалять своевременно, может возникнуть раздражение в указанных местах — в виде мелкоточечных красных высыпаний. Это так называемая потничка.

Если и далее не обращать на нее внимания, то раздражение под воздействием нового пота может усилиться. При присоединении инфекции возникают даже гнойнички. А это уже серьезное осложнение. Чтобы не допустить его, устраняйте время от времени выступающий пот салфеткой.

Если вы контролируете вес ребенка по таблице, то помните, кривая веса должна медленно и плавно подниматься. К концу первого месяца жизни ребенок должен весить около четырех килограммов. Но не волнуйтесь, если он весит три с половиной килограмма. Надо учитывать и индивидуальные особенности.

То же самое касается и роста. У нормального доношенного ребенка длина — в среднем пятьдесят сантиметров. В первые несколько месяцев жизни ребенок подрастает сантиметров на пять. Но если вы узнали, что чей-то ребенок побольше, — не переживайте.

Не забывайте обращать внимание на состояние пупка у ребенка. У некоторых детей — особенно у беспокойных, которые «любят» покричать, — при крике пупок несколько выпячивается. Иногда же пупок образует при крике или при кашле довольно значительную выпуклость, достигающую иной раз величины грецкого ореха и более. Это пупочная грыжа, которая возникает вследствие слабости брюшной стенки.

Если вы заметили такую грыжу, незамедлительно проконсультируйтесь с вашим участковым детским врачом. Бывают случаи — приходится делать операцию, но чаще всего грыжа устраняется сама, когда ребенок через несколько месяцев наберет в весе и когда сильнее разовьется жировая ткань.

Никогда не забывайте, что кожа у детей очень нежная, а сам ребенок еще слаб, чтобы успешно противостоять некоторым неблагоприятным внешним факторам. Нельзя легкомысленно долго оставлять ребенка лежать на мокром — в мокрых пеленках; от этого на тельце малыша могут появиться опрелости. Проявляются опрелости в виде покраснения участков кожи. Кожа воспалена, очень чувствительна, болезненна. Ребенок, естественно, беспокоен, плачет. Если не принять соответствующих мер, на месте покраснений могут образоваться волдыри. Волдыри затем лопаются, и картина возникает из неприятных.

Каким образом не допустить опрелости:

— стремиться перепеленать ребенка вовремя;

— обратить внимание на качество стирки пеленок (в ткани могут присутствовать остатки мочевой кислоты, которые даже при сухих пеленках способны раздражать нежную кожу).

Если ваш ребенок имеет склонность к опрелостям, его при перепеленании следует протирать чистой влажной салфеткой — протирать именно мокрые места, а места опрелостей обрабатывать жирным детским кремом.

Одна из особенностей первого месяца — струпики на волосистой части головы. Возникают струпики при избытке выделений кожных желез. Выделения засыхают, и снять их потом бывает непросто. Струпики имеют желтоватый цвет, иногда полупрозрачные, иногда чешуйчатые, и шелушатся.

Ни в коем случае нельзя слишком активно очищать ребенку голову от этих струпиков, поскольку при этом можно поранить кожу и внести инфекцию. Даже самая маленькая инфекция чревата опасностью для ребенка — он ведь еще так слаб. Удаляются струпики с помощью ватного тампона со стерилизованным растительным маслом после купания ребенка.

Не оставляйте ребенка долго лежать в одном положении. Он еще маленький и не может сам повернуться. От долгого лежания без перемены положения мышцы ребенка устают, и ребенок начинает беспокоиться. Кроме того, длительное лежание в одном положении, особенно в первые месяцы жизни, неблагоприятно сказывается на формировании головы ребенка. Например, если ребенок постоянно лежит на спине, то со временем голова у него может быть со слегка скошенным затылком. Это объясняется тем, что «роднички» — зона роста — на голове ребенка еще открыты, череп пластичен.

Слух новорожденного ребенка в первый месяц жизни

Некоторые молодые родители с первого дня, как только привезут ребенка из роддома, ходят по квартире на цыпочках, боясь потревожить новорожденного. Быть может, это излишне. В первые несколько дней после рождения — около недели — ребенок еще не очень хорошо слышит. Слуховой нерв развивается полностью в течение всего первого года жизни. Соответственно и слух у малыша развивается постепенно.

С первого же дня жизни обращайте внимание на слух вашего малыша. С достоверностью установлено, что ребенок еще в утробе матери слышит звуки — приглушенные, конечно, — звуки музыки, голоса. Кстати, голос матери ребенок уже отличает от других: этот голос слышится ему громче; ребенок воспринимает его не только органом слуха, но и телом — так называемая тканевая проводимость (вы не знаете, как Бетховен слушал музыку, когда у него наступила полная глухота? Он слушал музыку телом — обняв рояль). Когда ребенок родился и вам его впервые принесли, он уже узнает ваш голос. Этот голос ему родной. Говорите с ним почаще. И помните: ребенок с первых дней уже хорошо различает интонации, ласковый тон от строгого отличит.

Что касается развития слуха (не только физиологического, но и музыкального), старайтесь, чтобы ваш ребенок по рекомендации некоторых авторов «купался в звуке». Конечно же, эти «купания» должны проводиться, когда ребенок бодрствует. В первый месяц жизни ваш малыш почти все время спит, но вот он немного подрос, и все чаще приходит время общения. Говорите с малышом, развивайте его слух; пусть в вашем доме в такие минуты звучит музыка — негромкая спокойная музыка, из классики что-нибудь, с легко угадываемым мелодичным рисунком.

Зрение новорожденного ребенка в первый

месяц жизни

Глаза как сложный оптический прибор тоже еще не вполне развиты у новорожденного. Установлено, да вы и сами заметите, что в первые дни ребенок еще не может фиксировать взгляд. Скоро малыш уже будет справляться с этим делом, но он еще некоторое время не способен перестраиваться на близкие и дальние объекты. Он как бы видит на одном расстоянии. И это расстояние составляет 25-30 см. Отсюда и рекомендации…

Если вы хотите что-либо показать своему малышу -яркую игрушку, например, — держите ее перед ним на расстоянии 25-30 см. Если вы хотите, чтобы ребенок рассмотрел выражение вашего лица (а он уже отличает ласковое лицо от спокойного и тем более строгого), приблизьтесь к ребенку на расстояние 25-30 см.

Здесь будет уместно вспомнить рекомендации ученых к чтению: чтобы книга от читающего человека находилась на расстоянии 25-30 см. Как вы думаете: это случайное совпадение?

Когда ребенок видит ваше лицо, пусть он видит ласковую улыбку. В этом случае он чувствует себя защищенным, и настроение у него будет лучше. Малыш все понимает. «Понимание» ему обеспечивают инстинкты. Они для него как «автопилот» в море эмоций и ощущений.

Осязание новорожденного в первый месяц жизни

У ребенка, открывающего мир, с первых дней жизни должны быть задействованы все органы чувств. О слуховых и зрительных впечатлениях мы уже говорили. Органы обоняния и вкуса у ребенка тоже достаточно развиты и «работают» — это установлено экспериментально. Теперь о чувстве осязания… Когда ребенок бодрствует, ему необходимо чувствовать свое тело, ощущать прикосновения к телу. Это важно и для правильного формирования органов восприятия, и для последующей верной ориентации в пространстве. Если ребенок не спит, возитесь с ним побольше. Ему это нравится, ему это полезно.

Пеленание новорожденного

Не первый год педиатры и ортопеды твердят родителям, что нельзя пеленать ребенка туго, с вытянутыми ножками, как по стойке «смирно». В последнее время этот призыв стал особенно актуальным, потому что у детей чаще отмечается дисплазия — недоразвитие тазобедренного сустава. Сам по себе дефект небольшой, внешне совершенно не заметный, но если он будет прогрессировать, может произойти вывих тазобедренного сустава. А это уже потребует длительного лечения, в запущенных случаях даже хирургического.

Создать условия для того, чтобы дисплазия не прогрессировала, очень просто: поможет так называемое широкое пеленание. Поза со слегка раздвинутыми бедрами естественна, физиологична для ребенка, она создает благоприятные условия для правильного развития тазобедренных суставов.

Для широкого пеленания придуманы различные трусики, но вполне можно обойтись обыкновенной фланелевой пеленкой, свернув ее несколько раз вдоль и проложив между ножками ребенка, под подгузником. Или, еще проще: используя в качестве подгузника не маленькую пеленку, как обычно, а большую.

Традиционно ребенка первых месяцев пеленали «с ручками», но правильнее оставлять ручки свободными, зашив концы рукавов распашонки. А чепчик или косыночку надевайте только после купания.

Грудное вскармливание новорожденного

Надо ли доказывать, что грудное вскармливание — самое лучшее? Оно было вне конкуренции, когда заменить его можно было только коровьим молоком, оно остается вне конкуренции и сейчас, когда появилось множество сухих молочных смесей, изготовленных по передовым технологиям. В этих смесях с большой точностью воспроизведен химический состав женского молока, они обогащены витаминами и другими полезными добавками. Это достаточно полноценное питание для ребенка. Но — только питание. А материнское молоко — больше чем питание. В нем есть то, чего нет и не может быть в искусственных смесях: биологически активные вещества, гормоны, антитела, защищающие от болезней. В последнее время проведены исследования, показавшие, что в материнском молоке появляются антитела против того возбудителя, который вызвал заболевание малыша.

Но, мало того, вскармливание грудью имеет огромное психологическое значение для обоих: мать и дитя здесь едины. После перерезания пуповины живая теплая струйка молока, переливающаяся от матери к ребенку, снова связывает их, помогая взаимопониманию.

Хотя сосательный рефлекс является доминирующим и формируется еще внутриутробно, не все дети сразу хорошо берут, грудь. Трудности могут возникнуть, если соски у матери плоские, недостаточно выпуклые. Такие соски полагается готовить к кормлению еще во время беременности, по нескольку раз в день осторожно вытягивая их пальцами. Это же надо проделывать перед каждым кормлением, а начиная кормить, средним и указательным пальцами слегка сжать грудь у края ареолы (околососкового кружка) — сосок выдвинется вперед и его легче будет вложить ребенку в ротик. Вкладывать надо не только сосок, но и ареолу — так младенец будет меньше заглатывать воздух, а это — профилактика срыгиваний. Материнская грудь может оказаться и слишком тугой для вашей крохи. Помочь можно, сцедив первые капли молока. Иногда ребенку становится неудобно сосать просто потому, что мама не догадывается приподнять рукой грудь, и она закрывает ему нос, мешая дышать. Бывает, мама слишком плотно прижимает малыша к себе, и это заставляет его рефлекторно откидывать голову.

Педиатры давно уже отметили, что среди младенцев четко выделяются активно сосущие и ленивые. Активный, сделав несколько поисковых движений головой, сам находит сосок, сосет ритмично, не прерываясь, а «добыв» положенное, сам выпускает сосок и засыпает. Ленивый же (это чаще ослабленный, а не просто флегматичный), пососав несколько минут, начинает дремать у груди, изредка делая во сне вялые и непродуктивные сосательные движения. Такого приходится побуждать к еде, тормошить, будить, похлопывая по щечке, иногда даже на минутку распеленать, чтобы он окончательно проснулся и стал есть.

Большой знаток всех тонкостей вскармливания, профессор А. Ф. Тур выделял еще и группу детей, которые как будто боятся груди — пососет такой немного и откинется с гримасой, выражающей чуть ли не отвращение. Возможно, это гурман, которому не понравится запах молока, появившийся после того, как мама поест лука, чеснока или какой-то пряной зелени. Ничего такого «пахучего» лучше на первых порах вообще не есть, а пробовать потом, понемножку, проверяя реакцию ребенка. Откажитесь и от таких явно аллергизирующих продуктов, как цитрусовые, шоколад, клубника.

В норме кормление длится 15-20 минут, но в первые дни, пока отрабатываются детали этой процедуры, оно может затянуться и на полчаса.

Идеальный ритм кормлений — шесть раз в сутки, через три с половиной часа с обязательным ночным перерывом. Однако ребенка, родившегося с низкой массой тела (ниже трех килограммов), желательно кормить семь раз с трехчасовыми перерывами, а может быть и чаще. Можно пойти ему навстречу и покормить ночью, в общем, кормить не по часовой стрелке, а по потребности.

Ребенок, родившийся с массой тела больше четырех килограммов, — кандидат в толстяки, такого не перекармливайте. Как правило, малыши не высасывают из груди больше чем нужно, но крупные дети иногда изначально обладают повышенным аппетитом. Если возникло такое предположение, надо контрольным взвешиванием до и после кормления определить, сколько он высасывает. И если окажется, что больше 120-130 г, то дополнительных кормлений не допускать.

Покормив, подержите ребенка несколько минут вертикально, чтобы он отрыгнул воздух — это уменьшит вероятность срыгиваний. А положить его после обязательно на бочок, потому что, если он все-таки срыгнет, то в положении на спине может захлебнуться.

Первые недели грудного вскармливания — время уступок, компромиссов, взаимного приспособления. Кормление может получаться несколько хаотичным, но к концу месяца должен все-таки сформироваться ритм, близкий к общепринятому, и с коррекцией, внесенной особенностями ребенка.

Что естественно и что тревожно

Если на теле появился гнойничок, имеющий вид пузырька, наполненного желтоватой жидкостью, с красным ободком, и, тем более, если таких гнойничков несколько, это может быть началом гнойно-воспалительного заболевания. Зовите врача, и поскорее!

В медицине существует понятие «входные ворота инфекции». У новорожденного такими «воротами» часто делается пупочная ранка. Если после отпадения корочки дно ее остается влажным, сочится, пупком должны заняться врач или медицинская сестра. Вы же можете до их прихода только капнуть в ранку немного 3 % -и перекиси водорода, а когда она запенится, осушить чистым стерильным ватным фитильком.

Тревожными могут быть резкие внезапные изменения поведения ребенка, если, например, он, всегда сосавший охотно, вдруг упорно отказывается от еды. Или, раньше относительно спокойный, начинает беспрерывно плакать, даже кричать, не успокаиваясь ни после того, как его перепеленают, ни от тепла, ни на руках, ни с пустышкой, ни после еды. А если он к тому же не ест — тем более! Конечно, такое может случаться и со здоровым ребенком, но лучше не рисковать, не строить догадок, а посоветоваться с врачом. Это — правило навсегда!

Что должен уметь новорожденный к концу первого месяца жизни

К концу 1 месяца жизни новорожденный:

Вздрагивает и мигает при резком звуке.

Например, с 9-11 дня, ребенок уже различает звуки, реагируя плачем на резкие, громкие, но пока еще не прислушивается к ним. Прислушиваться он начинает между 3 и 5 неделями жизни. Малыш успокаивается при сильном звуке (реакция слухового сосредоточения) на 10-15 секунд, прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки.

Удерживает в поле зрения неподвижный предмет, т.е. способен к зрительному сосредоточению.

К 20-22 дню исчезают нескоординированные движения глазных яблок. Зрительное сосредоточение происходит на 15-30 дни, задержка взгляда на чем-то еще кратковременна. Младенец фиксирует взглядом на 5 -10 секунд неподвижный предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров. Общие движения еще заторможены. Малыш еще дальнозорок, и не следует фиксировать его взгляд на предметах, расположенных ближе полуметра, иначе он будет косить глазами, чтобы рассмотреть предмет или игрушку.

В положении лежа на животе поднимает и удерживает головку в течение 5-20 секунд.

Например, уже на 8 – 10 день ребенок пытается поднять головку, если его положить на животик, а в двухнедельном возрасте поворачивает ее к источнику звука.

В этот период появляется первая улыбка в ответ на обращенную речь.

Улыбка – это призыв к взаимопониманию, приглашение к общению, выражение положительных эмоций!

Младенец может издавать отдельные звуки в ответ на разговор, иногда реакция еще отсрочена на несколько секунд.

Например, некоторые младенцы, уже через несколько часов после рождения, могут подражать, если кто-нибудь высунет язык или откроет рот. В самом начале ребенок плачет или кричит, потом начинает издавать горловые звуки, которых к месяцу все меньше. На втором месяце малыш начнет произносить звуки, напоминающие «а”, „кх”, “ах” и пр… Когда малыш спит, часто можно слышать тихое посапывание или даже „храп”.

Движения еще не координированы.

Например, уже в первый день жизни у здорового новорожденного регистрируют более 170, а на 10 день жизни более 550 отдельных и общих движений в минуту! Разумеется, речь идет о незрелых, нескоординированных движениях, являющихся следствием возбуждения незрелых центров мозга. Но все эти движения очень важны для развития ребенка!

Ребенок в 1 месяц

Рост и вес ребенка в 1 месяц

За первый месяц жизни ребенок прибавляет в среднем около 600 г веса и 3 см роста, за второй месяц можно ожидать уже большей прибавки — около 800 г и более, ребенок снова вырастет примерно на 3 см. Средний рост ребенка в возрасте 1 месяца — 54-55 см.

Подробнее нормы физического развития описаны в центильных таблицах: для мальчиков, для девочек.

Что умеет ребенок в 1 месяц

Пролетел первый месяц жизни Вашего малыша — самый мучительный и страшный. Теперь малышу уже 1 месяц, и во второй месяц он вступает с улыбкой. Улыбка была и раньше, но та улыбка была непроизвольной — ребенок реагировал на комфортные ему ощущения. На 4-5 неделе малыш начинает улыбаться “по-настоящему» — реагируя на Ваши ласковые слова.

К этому времени малыш обычно уже может недолго удерживать головку в вертикальном положении. Может длительно удерживать в поле зрения Ваше лицо или яркую игрушку, поворачивается в сторону источника звука. Появляется первое гуление, мимика становится более выразительной.

Сколько ест ребенок в 1 месяц

Малыш сейчас активно растет, поэтому организму требуется все больше питания. К концу месяца потребность в молоке можно оценить в 750-800 граммов в сутки (110-150 граммов за одно кормление).

Сколько спит ребенок в 1 месяц

В возрасте 1-2 месяцев ребенок спит 17-19 часов в сутки, из них ночной сон составляет около 8ч 30м, а дневной сон может быть поделен на 3-4 раза

Режим, распорядок дня ребенка в 1 месяц

Вот так может выглядеть распорядок дня малыша в возрасте от 1 до 2-х месяцев:

Время Распорядок

6:00 1-е кормление

6:00 — 7:00 Бодрствование

7:00 — 9:30 Сон

9:30 2-е кормление

9:30 — 11:00 Бодрствование

11:00 — 13:00 Сон

13:00 3-е кормление

13:00 — 14:00 Бодрствование

14:00 — 16:30 Сон

16:30 4-е кормление

16:30 — 17:30 Бодрствование

17:30 — 19:30 Сон

19:30 — 20:30 Бодрствование

20:00 5-е кормление

20:00 — 21:00 Бодрствование

21:00 — 23:30 Сон

23:30 6-е кормление

23:30 — 6:00 Сон

Этот режим далеко не руководство к жизни мамы и малыша по часам, а лишь пример, по которому можно представить, какими по продолжительности могут быть фазы сна и бодрствования, перерывы между едой.

Здоровье ребенка в 1 месяц

Если ребенок родился осенью, зимой или ранней весной, на втором месяце жизни врач обычно назначает ему препарат, содержащий витамин Д с целью профилактики рахита. И препарат, и его доза подбираются индивидуально, учитывается характер вскармливания ребенка (поскольку большинство адаптированных смесей содержит витамин Д). Иногда профилактику рахита могут начать раньше или наоборот отодвинуть при определенных показателях (при желудочно-кишечных расстройствах или если врач находит слишком маленькими размеры родничка, недостаточным прирост окружности головки).

Развитие месячного ребенка

Сейчас для малыша самое приятное и родное — голос окружающих его людей, а в особенности мамы. Ведь именно его он слышал еще в животике. Поэтому почаще с ним разговаривайте — это его одновременно и успокаивает, и позволяет узнавать больше об окружающем мире.

Называйте его по имени или просто ласковым прозвищем, когда входите в комнату. Рассказывайте о своих чувствах, когда переодеваете. Меняя громкость голоса, можно его успокоить или привлечь внимание. Малышу очень интересно наблюдать за изменением тембра — от низкого до высокого и наоборот — это надолго может привлечь его внимание.

Еще одно великолепное занятие — массирование пальчиков ручек и ножек. Помассируйте ему отдельно каждый пальчик, это позволит малышу почувствовать его тело.

www.baby.ru

Первые три месяца жизни

Уже в первые три
месяца жизни ребенок нуждается в
разнообразных впечатлениях о внешнем
мире. Эти впечатления он получает от
взрослого во время ухода за ними в виде
тактильных ощущений при кормлении,
купании, пеленании, массаже, ласковых
поглаживаниях и т.п., а также в виде
зрительных и слуховых ощущений при
общении с близкими, при рассматривании
ярких предметов, погремушек и т.п.

В это время основное
внимание уделяется развитию зрения и
слуха, имеющих большое значение для
формирования таких важных в младенческом
возрасте видов деятельности, как
ориентировочная и коммуника­тивная
(общение). Основная задача этого периода
— установить связь мла­денца со
взрослым, сформировать
зрительное и слуховое сосредо­точение
.
С этой целью малыша приучают смотреть
на лицо взрос­лого, останавливать
взгляд на ярких игрушках, следить за
пере­двигающимися игрушками,
прислушиваться к различным звукам,
доступным слуху ребенка, к речи, к пению
взрослого.

Воздействие на
ребенка, осуществляемое во время ухода
за ним, носит комплексный характер, так
как активизирует одно­временно зрение,
слух, осязание. Мама успокаивает младенца,
гладит ему ручки, ножки, спинку, заменяет
мокрые пеленки и в это же время
разговаривает с ним. На лице у взрослого
улыбка, он весь проникнут заботой и
нежностью. Содержание обращенной к
ребенку речи не имеет значения, для него
важна интонация, с которой к нему
обращаются. В конце первого — начале
второго месяца жизни у малыша появляются
периоды положительного эмоционального
состояния: в короткие минуты бодрствования,
когда ребенок сыт, сух, когда его ничто
не беспокоит. Эти минуты следует
использовать, чтобы привлечь внимание
младенца, по­стараться поймать его
взгляд и удержать его на себе.

Несколько позже,
на втором месяце жизни, можно попытаться
привлечь взгляд ребенка к яркой игрушке,
блестящему предмету, стремясь к тому,
чтобы малыш хотя бы несколько секунд
смотрел на предмет, попробовать повести
взгляд ребенка за игрушкой вправо,
влево.

Общаясь с ребенком,
взрослый использует не только ласковую
интонацию, но и вопросительную,
шутливо-строгую и т. п. Важно вызвать у
ребенка ответную эмоциональную реакцию,
которая свидетельствовала бы о том, что
ребенок становится все более ак­тивным
в общении со взрослым.

На третьем месяце
жизни общение взрослого с младенцем
на­чинает опосредоваться предметами.
Над коляской и кроваткой подвешиваются
игрушки, которые привлекают внимание
ребенка. Малыша приучают следить за
погремушкой: для этого фиксируют взор
ребенка на игрушке, а затем побуждают
его прослеживать взглядом за двигающейся
погремушкой. Следует чередовать
без­звучный показ погремушки с
озвученным. В некоторых случаях
целесообразно начинать с беззвучного
показа, а затем, переместив погремушку
вправо или влево, погреметь ею. Спустя
некоторое время (через несколько дней)
можно попробовать первоначаль­но
издать звук справа или слева, а затем,
после того как ребенок сделает попытку
найти источник звука, показать ему
погремушку. Такие упражнения можно
проводить с детьми, у которые слышат
без аппарата хотя бы у самого ушка, либо
если малыш слухопротезирован двумя
аппаратами заушного типа. Так же
исполь­зуются и другие звучащие
игрушки (барабан, бубен, гармошка и т.
п.). Такие упражнения служат цели
подготовить ребенка к фор­мированию
навыка реагирования на звук: вызвать
поворот глаз, а затем и головы в сторону
источника звука.

Основное достижение
ребенка в этот период — появление
комп­лекса
оживления,

который выражается в улыбке при виде
гово­рящего лица. Сначала ее вызвать
трудно: нужно длительно раз­говаривать
с ребенком, дождаться сосредоточения
на лице взрос­лого, на фоне которого
раза два очень быстро пробегает слабо
выраженная улыбка. В дальнейшем улыбка
на говорящее лицо легче вызывается и
дольше держится. Почти одновременно с
улыб­кой у ребенка появляется первая
спокойная голосовая реакция. Она
возникает, так же как и улыбка на говорящее
лицо, в ответ на длительный разговор
или протяжное произнесение гласных над
лицом ребенка. При этом малыш обычно
начинает произносить звуки не во время
разговора взрослого, а в паузах. Вначале
при разговоре у малыша появляется
улыбка, а уже потом он издает звуки. В
дальнейшем возникает новый элемент —
движения: быст­рое вскидывание обеих
рук, а также перебирание ногами,
попере­менное или одновременное
сгибание ног. При благоприятном раз­витии
ребенка с четвертого месяца комплекс
оживления посте­пенно сменяется
дифференцированными реакциями: или
хватанием, или гулением, или улыбкой.

В комплексе
оживления присутствуют все те элементы,
из ко­торых в дальнейшем будут
формироваться дифференцированные
двигательные механизмы, речь, хватание
и т. д. Значение комплек­са оживления
для развития речи состоит в том, что
системати­ческая его активизация
всякий раз вызывает голосовые реакции
ребенка.

Голосовые реакции
к трем месяцам становятся разнообразны­ми:
ребенок громко смеется, произносит
звуки, похожие на а_4,
э_,
иногда певучие, высокие. Это — гуление,
явление, характерное как для слышащих,
так и для не­слышащих детей. Звуки
гуления развиваются у ребенка на базе
врожденных двигательных координации,
связанных с актами ды­хания, сосания,
глотания. Задача взрослого на этом этапе
побуждать
ребенка к голосовым реакциям
,
вызывать у него поло­жительное
эмоциональное состояние.

Особое внимание
также следует уделять физическому
развитию
малыша.
Необходимо выкладывать ребенка на
живот, развивать его умение поднимать
и удерживать головку в таком положении.
Кроме того ребенка следует постоянно
брать на руки и учить удерживать головку,
находясь в вертикальном положении (с
2-3-недельного возраста).

При проведении
физических упражнений взрослый постоянно
общается с малышом, называет действия.
Сами упражнения сопровождаются, как
правило, произ­несением тех или иных
звуков, слогов и слогосочетаний. Так,
например, поглаживая малыша, проводя
массаж, взрослый протяжно произносит
гласные и согласные звуки типа: а__
, м__ , н__, в__ ,

пассивно сгибая и разгибая ножки —
звукосочетания типа папапа,
татата
и т.
д. Речевое сопровождение этих упражнений
способствует развитию зрительно-слухового
сосредоточения, стимулирует появление
первых голосовых реакций ребенка.

Таким образом, в
первые три месяца жизни ребенок нужда­ется
лишь в доброжелательном внимании
взрослого. Ведущим мо­тивом общения
является личностный мотив. Внимание
ребенка направлено в основном на
взрослого, ухаживающего за ним. Взрослый
осуществляет комплексное воздействие
на зрение, ося­зание, слух ребенка.
Среди звуковых раздражителей самым
глав­ным для малыша является человеческий
голос, который ассоции­руется у него
с ласковыми руками матери, атмосферой
добра, уюта и защищенности. Трудными и
ответственными в воспитании ребен­ка
являются первый и второй месяцы жизни,
когда надо вызвать у него положительные
эмоции и сформировать потребность в
об­щении со взрослым. С третьего месяца
возможности воспитания возрастают, так
как ребенок уже сам заинтересован в
общении со взрослыми. В связи с этим
Г.Л.Розенгард-Пупко отмечала, что в
результате развития эмоциональных
взаимоотношений между ре­бенком и
взрослым ребенок становится доступным
его влиянию. Благодаря этому можно
формировать у ребенка новые потребности
и интересы, развивать его эмоциональную
жизнь, восприятие, память, движения и
действия. Здесь зарождаются также
основ­ные условия для развития речи.

Требования к
взрослому
:

  • разговаривайте
    с ребенком в процессе ухода за ним: при
    пеле­нании, кормлении, подготовке к
    купанию и т. п.;

  • сосредоточивайте
    взор ребенка на своем лице, беседуйте
    с ним, когда он находится в состоянии
    спокойного бодрствования, ис­пользуя
    разнообразные интонации;

  • побуждайте ребенка
    к поиску взглядом разговаривающего с
    ним взрослого; расположите кроватку в
    комнате таким образом, чтобы можно было
    подойти к ней справа и слева;

  • побуждайте малыша
    прислушиваться к звукам, издаваемым
    различными предметами: погремушкой,
    барабаном и т. п., подго­тавливайте
    его к формированию навыка определения
    источника звука.

studfiles.net

Календарь развития ребенка по месяцам от рождения до трех месяцев

В семье произошло счастливое событие — родился малыш! Впереди у него длинный путь развития. Что ждать от ребенка, как он будет развиваться, какие достижения ждут малыша, какие игрушки нужны ребенку в первый год жизни — читайте месяц за месяцем в цикле статей

Развитие ребенка с рождения по месяцам

Первый месяц жизни ребенка

В первый месяц своей жизни значительную часть времени ребенок проводит в состоянии сна и постоянной адаптации к внешней окружающей среде. Первый месяц в жизни ребенка — время активного развития органов чувств:

Малыш учится фокусировать взгляд на крупных ярких или контрастных предметах.

К концу 2-3 недели начинает реагировать на звуки из окружающей среды, обращать на них свое внимание.

Что умеет ребенок в 1 месяц?

 Фокусировать взгляд на достаточно крупном предмете, расположенном в 40-50 сантиметрах от его лица и следить взглядом за медленно перемещающимся предметом. Чаще всего в качестве этого «предмета» выступает лицо мамы или папы;

 Различает и реагирует на звуки из окружающей среды, выделяет голос мамы, папы и других людей, которые часто с ним общаются;

 Различает цвета. Причем важен для малыша не сам цвет, а его контрастность по отношению к окружающим предметам;

 Делает попытки поднимать и удерживать голову, когда лежит на животе;

 Радует окружающих первыми, пока еще неосознанными, улыбками.

Какие игрушки нужны ребенку в 1 месяц

Рассуждая объективно, в первый месяц жизни игрушки не нужны ни ребенку, ни маме.

Все внимание малыша сосредоточено на осознании себя в этом новом мире, а потребности на сне, еде и мамином внимании.

Если очень хочется порадовать себя — то из игрушек можно повесить мобиль над кроваткой, а  для удобства, при выкладывании малыша на спинку или животик можно использовать развивающий коврик с дугами и подвешенными к нему крупными игрушками.

 

Второй месяц жизни ребенка

Во второй месяц своей жизни малыш продолжает осваиваться в мире, учится управлять своим телом и взаимодействовать с окружающей средой.

На 4-5 неделе жизни улыбка малыша становится более осознанной и он начинает улыбаться вам в ответ. Малыш все больше внимания обращает на происходящее вокруг. Смотрит на предметы, попадающие в поле его зрения, реагирует на различные звуки.

Что умеет ребенок в 2 месяца?

 Значительно улучшилось зрение малыша. Он видит различные предметы, фокусирует на них взгляд и изучает их;

 Непродолжительное время может удерживать голову поднятой, лежа на животике. Может поворачивать голову, реагируя на окружающие звуки;

 Активно реагирует на появление в поле зрения знакомых людей, оживляется и пытается издавать различные звуки в ответ на обращенную к нему речь.

Какие игрушки нужны ребенку в 2 месяца

К началу второго месяца жизни малыша над кроваткой уже стоит повесить мобиль с яркими, контрастными игрушками. Приобрести первые, самые простые погремушки, начать использовать развивающий коврик с дугами.

Малыш может рассматривать игрушки на мобиле или игрушки подвешенные на дугах коврика, следить за медленным движением игрушек на мобиле и успокаиваться от мелодичной музыки.

Самые простые погремушки или колокольчик пригодятся для первых игр с малышом, направленных на развитие слуха.

 

Третий месяц жизни ребенка

В течение третьего месяца жизни малыш продолжает осваивать возможности своего тела и совершенствоваться в навыке управления им. Малыш уже достаточно уверенно держит голову, находясь в вертикальном положении, удерживает голову поднятой лежа на животе. Активно размахивает ручкам, изучает их, начинает тянуться ручками к заинтересовавшим его предметам.

Что умеет ребенок в 3 месяца?

Достаточно уверенно следит за предметами и игрушками не только лежа на спине или животе, но и на руках у взрослого;

Проявляет первый интерес к игрушкам;

 Уверенно держит голову и чуть приподнимает корпус, лежа на животе;

 Некоторые малыши к концу третьего месяца жизни уже предпринимают первые попытки  переворачиваться со спины на животик;

 Явно реагирует на обращенные к нему слова или действия;

 Улыбается в ответ, ищет источники звуков;

 Угасает хватательный рефлекс и начинаются осознанные попытки взять и удержать понравившуюся игрушку.

Какие игрушки нужны ребенку в 3 месяца

Шезлонг или детские качельки с полулежачим положением позволят малышу не выпускать из вида маму и изучать окружающее пространство. Развивающий коврик с дугами и подвешенными игрушками для изучения и стимулирования активности малыша.

Первые погремушки и различные тактильные колечки для тренировки рук и оттачивания навыков захвата предметов.

Погремушки должны быть достаточно простые и легкие, чтобы их удобно было держать неокрепшей ручке малыша. Хорошо, если разные погремушки будут издавать отличающиеся друг от друга звуки.

 

За первые 3 месяца своей жизни организм малыша полностью приспосабливается ко внеутробной жизни. Малыш достаточно вырос и окреп. Это уже не та кроха, которую вы привезли из роддома и до которой боялись лишний раз дотронуться. За это время ребенок уже научился взаимодействовать со внешним миром и дальше только продолжит совершенствовать эти навыки и совершенствоваться в управлении своим телом.

 

Какие игрушки нужны ребенку от рождения и до 3х месяцев

Исходя из того, как малыш будет развиваться в первые три месяца своей жизни можно смело сказать, что из игрушек вам точно пригодится несколько разнообразных простых погремушек.

Мобиль, коврик с дугами, растяжка с подвесными игрушками, шезлонг или детские качельки — это игрушки которые вы можно попробовать использовать, но которые могут как понравиться ребенку, так и не понравиться малышу. В некоторых ситуациях они могут облегчить маме жизнь, но их нельзя отнести к списку MustHave игрушек, без которых нельзя обойтись.

Вне зависимости  от того, какие игрушки и в каких количествах вы приобретаете для малыша — самое главное на этом этапе развития — внимание со стороны мамы. А для мамы и папы часто становится актуальным вопрос — чем развлекать такую кроху, как помочь ему в развитии.

В какие игры можно играть с малышом в возрасте 1-3 месяцев читайте в нашей статье: Развивающие игры от рождения до трех месяцев.

 

Самое главное, помните золотое правило — хотя и имеются некоторые базовые навыки, которые малыш «должен» осваивать  в определенном возрасте, на самом деле каждый ребенок индивидуален, ничего не должен и развивается по своему собственному графику. Некоторые отклонения от «норм» могут являться поводом обратить внимание, но не являются поводом для паники или сравнения с соседским малышом!

Понравилась статья? Сохраняйте себе и делитесь с друзьями


Присоединяйтесь к нам в социальных сетяхЧитайте лучшие статьи, узнавайте о новых материалах, принимайте участие в наших обсуждениях.  

happykids.world

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о