Тесты на готовность ребенка к школе
- Категория: Подготовка ребенка к школе
6-7 лет — ответственный период для ребенка и его родителей, ведь именно в этом возрасте дошкольник активнее всего готовится к школе. Ребенок уже более организован, он усвоил некоторые цифры и буквы, научился логически мыслить, находить последовательность и лишнее в цепочке предметов. Готов ли ваш ребенок к школе и как это проверить? Мы приводим для вас некоторые тесты, которые покажут готовность дошколёнка к школе, обозначат слабые места и укажут родителям, над чем нужно еще поработать.
Тесты помогут определиться и родителям «зимних» деток, раздумывающих, отдавать свое чадо в школу в этом году или в следующем.
Что должен знать и уметь ребёнок 6-7 лет, поступающий в школу:
- Своё имя, отчество и фамилию.
- Свой возраст и дату рождения.
- Страну, в которой он живет, город и домашний адрес.
- Фамилию, имя, отчество родителей.
- Профессии мамы и папы.
- Определять время по часам.
- Названия времен года, месяцев, дни недели, время суток.
- Погодные явления.
- Основные цвета.
- Названия домашних, диких животных и их детёнышей.
- Уметь объединять предметы в группы: транспорт, одежда, обувь, птицы, овощи, фрукты, ягоды.
- Знать и уметь рассказывать стихи, народные сказки, произведения детских писателей.
- Различать и правильно называть геометрические фигуры.
- Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право, лево, верх, низ), писать графический диктант.
Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке.- Запомнить и назвать 6–8 предметов, картинок, слов.
- Разделять слова на слоги по количеству гласных.
- Определять количество, последовательность и место звуков в слове.
- Знать и уметь писать печатные буквы русского алфавита.
- Хорошо владеть ножницами, карандашом: без линейки проводить линии, рисовать геометрические фигуры, аккуратно закрашивать и заштриховывать.
- Знать цифры. Считать от 1 до 10, восстанавливать числовой ряд с пропусками. Обратный счёт от 5 до 1, выполнять счетные операции в пределах 10.
Экспресс-тест в картинках на определение готовности к школе:
Составить для себя общую картину готовности вашего ребенка к школе вы сможете, приняв во внимание вышесказанное и ответив на следующие вопросы:
- Может ли ребенок объединить несколько предметов в одну группу по основному признаку? К примеру, машина, автобус, электричка — это транспорт; яблоки, груши, сливы — фрукты.
- Может ли определить лишний предмет, к примеру, в цепочке: «тарелка, кастрюля, щетка, ложка»?
- Может ли точно скопировать простой узор?
- Может ли рассказать историю по картинке, выделить главную мысль, проследить связи и последовательность событий?
- Способен ли описать какой-нибудь произошедший с ним случай?
- Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
- Умеет ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими?
- Включается ли он в игру других детей?
- Соблюдает ли очередность, когда этого требует ситуация?
- Возникает ли у ребенка желание самостоятельно посмотреть книги?
- Внимательно ли он слушает, когда ему читают?
Еще одна книга тестов: Олеся Жукова «Тесты для проверки речи и навыков чтения»
Картинки можно скачать и распечатать.
Довольно объемная и умная книга — «Тесты для будущих первоклассников». Скачать ее можно, кликнув по ссылке. PDF файл откроется в новом окне.
И очень важно: дошколенок готов к школе, если он может ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»
© Копирование допустимо только с прямой активной ссылкой на страницу с оригиналом статьи.
Изображения обложек учебной литературы приведены на страницах сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса РФ)
7gy.ru
Тесты для дошкольников 6 лет на готовность к школе в картинках
Безусловно у каждых родителей наступает самый ответственный момент в жизни это поступление ребёнка в школу. Любая мама беспокоиться за уровень развития будущего школьника и хотела бы знать насколько её ребёнок готов психологически, умственно и физически к учебному заведению. Существуют определённые нормативы для возрастного периода ребёнка о готовности к школе.
- Ребёнок должен чётко знать имена своих родителей, а также свои Ф.И.О.
- Определять по картинкам времена года, уметь ассоциировать их (зима – холодно, лето – жарко).
- Прочитать по слогам простой текст и написать печатными буквами лёгкие слова, рассказать стихотворение.
- Считать в пределах двадцати, вычитать и складывать числа до десяти.
- Определять по картинкам различия и сходства предметов, исключать лишнее с пояснением почему.
- Знать геометрические фигуры и уметь их рисовать.
- Определять время (раньше – позже), размер предметов (большой – маленький), массу (легкий – тяжелый).
- Уметь отличить хороший поступок от плохого.
Это основные требования, которым должен быть эрудированы дети в возрасте 6-7 лет.
Уровень развития речи
Способность ребёнка употреблять речевые обороты в правильной форме основной показатель его умственного развития. Словарный запас дошкольника в норме составляет около 3500 слов. Для того чтобы определить уровень развития речи, который напрямую зависит от психологического развития вашего ребёнка, нужно обратиться к профессиональным специалистам, которые смогут дать точную оценку развития вашего ребёнка.
Шестилетний ребёнок должен уметь
- Составлять предложения из простых слов разного падежа и склонения.
- Образовывать новые словосочетания. Например , рагу из овощей-овощное рагу.
- Объяснить смысловую нагрузку пословиц. Например, «Как откликнется, так и аукнется».
- Уметь составит логический по смыслу рассказ по картинкам.
- Исполнять стихи с выразительной интонацией, мимикой, которые полностью передают содержание текста.
- Уметь отгадывать загадки.
Для того, чтобы определить уровень развития речи вашего ребёнка можно воспользоваться методической литературой с красочными иллюстрациями, направленной на занятия с ребёнком в тестированной форме заданий. На основании результатов тестов можно диагностировать уровень развития ребёнка и его готовность к школе. Итоги выполнения тестов покажут какие знания нужно подкорректировать для улучшения умственных способностей ребёнка. Примеры методических пособий:
«Тесты не готовность ребёнка к школе. Ребёнка шести семи лет» автор Юлия Соколова
«Готов ли я к школе? Диагностика детей шести семи лет» авторы С.В. Пятак, И.М. Мальцева
Такие и подобные интерактивные материалы можно без труда найти в интернете и распечатать для удобства занятий с ребёнком.
Подготовка к школе, подготовка детей к школе, подготовка ребенка к школе
Уровень развития слуха
Хорошо подготовить ребёнка к школе, обучить его основам письма и чтения задача и обязанности каждого родителя. Уровень фонематического слуха напрямую связан с развитием речи дошкольника. При нормальном развитии слуха ребёнок способен различать слова с одинаковой фонемой (мишка – мышка, точка – дочка, коса – коза), различать слова сходные по звучанию, но имеющие разное смысловое значение ( нота – рота, жар – шар).
Тест на определение уровня развития фонематического слуха.
Предложите ребёнку картинки с рисунками в разном порядке. Ребёнок должен собрать картинки в правильном соотношении.
- Уточка- удочка, бочка- точка, папа- баба, ручка- тучка.
- Попробуйте подобрать в игровой форме рифму к словам гора, зайка, крыша.
- Предложите ребёнку повторить скороговорку « кукушка кукушенку сшила капюшон, как в капюшоне он смешон». Спросите у ребёнка какой звук он чаще всего слышит.
- Найти на рисунках предметы, которые начинаются с одного и того же звука. Найти слова, которые оканчиваются на один и тот же звук.
Найти лишнее слово. При произношении слов попросите ребёнка хлопнуть в ладоши, если он услышит слово, которое явно отличается:
– сом , сом, сом, дом, сом;
– бочка, бочка, дочка, бочка, бочка;
– кучка, кучка, кучка, тучка, кучка.
Результаты теста
- – Ребёнок самостоятельно определил все картинки и произнес звуки в словах 3 балла
– Нашёл все картинки сам, но не выговаривает 1 звук речи 2 балла
– нашёл картинки с помощью подсказок, произносил слова неразборчиво 1 балл
– Путает рисунки непонятно произносит слова 0 баллов - – Подобрал рифмы сам 3 балл
– При помощи подсказок 2 балла
– с помощь подсказок для всех слов 1 балл
– Не смог подобрать рифмы 0 баллов - – Повторил скороговорку с первого раза 3 балла
– Повторил скороговорку с неточностями 2 балла
– Повторил со 2-3 раза заучивания 1 балл
– Не смог повторить после 3 раза. 0 баллов - – Нашёл и подобрал около 5 слов к каждому звуку 3 балла
– Нашёл самостоятельно 3 слова 2 балла
– Нашёл 2-3 слова но с подсказками 1 балл
– Не нашёл ни одного слова 0 баллов - – Хлопал сразу 3 балла
– Хлопал после паузы 2 балла
– Необходимо было повторения задания 1 балл
– Не смог выделить лишнее слово 0 баллов.
От 0 до 4 Фонетический слух неразвит. Нужно обратиться за помощью к логопеду.
От 5 до 8 Низкий уровень развития фонематического слуха и произношения.
От 9 до 12 Нормальный уровень развития фонематического слуха и произношения.
От 13 др 15 Высокий уровень развития фонематического слуха и произношения.Оценка физического развития.
Для определения физического развития детей врачи педиатры используют специальные таблицы и на основании соотношения роста , возраста, окружности головы, веса и пола ребёнка определяют характеристику физических данных. В интернете вы без труда можете найти интерактивные таблицы и вычислить нормативные показатели физического развития вашего ребёнка. Нормой физических данных ребёнка в возрасте 6-7 лет считают, рост 114-128 см., вес 20-30 кг.
Тест на психологическую готовность ребёнка к школе.Психологическое развитие ребёнка это способность воспринимать окружающий мир в соответствии с возрастным поведением в положительном восприятии. Задача любого родителя выработать у ребёнка позитивную мотивацию к обучению в школе.
В 6-7 лет ребёнок должен иметь ясное представление о школе. Однако, теоретические знания, которые он приобрёл благодаря вашим усилиям, недостаточны. Дошкольнику предстоит учиться общению, уступать и занимать лидирующую позицию в разных ситуациях.
Тест на психологическую готовность ребенка к школе
Дайте ребёнку чистый лист бумаги и ручку и попросите на утвердительный ответ ставить цифру 1, а на отрицательный 0, перечислите 10 предложений;
- Скоро я пойду в школу и у меня появится много новых знакомых.
- Очень интересно, какие я буду изучать предметы.
- Наверное буду приглашать на день рожденье большую половину класса.
- Хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена.
- Думаю, я буду хорошо учиться.
- Мне интересно, какая еда на обед а школе.
- Мне бы хотелось, чтобы каникулы были длиннее.
- Мне кажется, что а школе лучше, чем а детском саду.
- Все мои друзья идут в школу и я этого хочу.
- Я бы пошёл в школу даже с 5 лет.
Результаты теста
От 7 до 10 баллов – отношение к школе положительное, ребёнок готов получать новые знания и общаться со сверстниками.
От 4 до 6 баллов – ребенок хочет в школу, но интереса к знанием не проявляет, но привлекает общение.
От 0 до 3 баллов – ребенок имеет не ясные понятия о школе, обучение его не интересует.
Тест Керна Йирасека
Тест Керна Йирасека определяет в общем школьную зрелость ребёнка и является модификацией теста А. Керна. Тест Керна Йирасека можно выполнять как индивидуально, так и коллективно в группах. Я. Ийрасек предложил тест , как модификацию методики методики А. Керна в 1978 г. И был опубликован через 5 лет на русском языке. Тест Керна Йирасека пользуется особой популярностью в начальных классах школы, психологическая готовность ребёнка таким способом выявляется довольно просто.
Тест состоит из трёх заданий, помощь в выполнении теста Керна не допускается.
Задание 1
Ребёнка просят нарисовать мужскую фигуру (дядя, папы). Взрослым запрещено делать какие-либо уточнения.
1 балл – фигура нарисована полностью, на лице глаза, нос, рот. Руки заканчиваются кистью с пятью пальцами. Наличие одежды, на голове волосы, возможно головной убор.
2 балла – выполнены все пункты, как при оценке в 1 балл. Отсутствие трёх деталей волосы, шея, палец на руке, но на лице присутствуют все части.
3 балла – у фигуры есть все составляющие. Отсутствие волос, ушей, одежды, пальцев рук и ступней ног.
4 балла – руки и ноги фигуры соединяются с туловищем просто одной тонкой линией.
5 баллов – каракули.
Задание 2
Ребёнка просят скопировать рисунок в виде короткого словосочетания прописными буквами « он ел суп».
1 балл – скопированную фразу можно прочитать, буквы образуют три слова, буквы больше абзаца.
2 балла – рисунок можно прочитать, буквы по размеру почти равны абзаца.
3 балла – можно прочитать не менее 4-х букв.
4 балла – группа букв напоминает пропись, прочитать можно не менее 2- х символов.
5 баллов – каракули.
Задание 3. Ребёнку предлагают скопировать точки, нарисованные в горизонтальном и вертикальном положении на равном расстоянии.
1 балл – точное копирование образца.
2 балла – небольшие нарушения в расстоянии точек.
3 балла – грубые нарушения в количестве точек и их расстоянии.
4 балла – несоответствие пропорций образца, хаотичная группа точек.
5 баллов – каракули.
Оценка результатов
От 3 до 5 баллов – сформированное, зрелое, соответствующее возрастной норме психомоторное развитие.
От 6 до 7 баллов – средний уровень развития ребёнка, говорит о положительном прогнозе дальнейшего развития.
От 8 до 9 баллов – уровень ниже среднего. Ребенок нуждается в усиленных занятиях
10 баллов и более – отстаёт в психомоторном развитии, нуждается в коррекции специалистов.
Результаты тестов Керна Йирасека для детей 6-7 лет это неточные выводы и определения готовности к школе. Высокие баллы по тесту Керна Йирасека это основание обратить особое внимание и усилить психологическую и эмоциональную поддержку в начальном обучении ребёнка в школе.
Психологическая готовность дошкольников в 6-7 лет тесты, которые оценивают уровень развития ребёнка, показатели физических данных это основные методы для определения способностей вашего ребёнка, выявления его талантов, но результаты, которые дают тесты, такие как тест Керна Йирасека ” общая психологическая готовность”, тесты Юлии Соколовой, Нестеровой и другие подобные не дают точных результатов, к каждому ребёнку нужен индивидуальный подход. Самое основное это любить своих детей и принимать их такими, какие они есть.
Подготовка детей к школе
razvitieiq.ru
Тесты на готовность к школе
Готов ли ребенок к школе?
Такой вопрос неминуемо встает перед родителями будущих первоклассников. Для выяснения готовности были составлены следующие тесты:
Тест на готовность к 1 классу
Такие задания часто предлагают в подготовительной группе детского сада или на подготовительных курсах в школе. Его цель: выявить общую социально-интеллектуальную готовность к школе.
Ребенок должен ответить на следующие вопросы:
1.Назови свои фамилию, имя, отчество.
2.Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.
3.Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?
4.У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
5.Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
6.Сейчас утро или вечер (день или утро)?
7.Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?
8.Что бывает раньше – обед или ужин?
9.Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
10.Кем работает твой папа, твоя мама?
11.Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента ( платье, карандаш)
12.Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
13.Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
14.Почему снег бывает зимой, а не летом?
15.Что делает почтальон, врач, учитель?
16.Зачем в школе нужна парта, звонок?
17.Ты хочешь пойти в школу?
18.Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
19.Каких животных ты знаешь?
20.Каких птиц ты знаешь?
21.Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?
22.Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.
23.Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
Тест для родителей.
Пройти тест стоит и для того, чтобы оценить сиюминутную ситуацию и наметить путь преодоления «пробелов» в дошкольной подготовке.
1.Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
2.Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?
3.Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
4.Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
5.Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?
6.Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
7.Умеет ли он изменять существительные по числам?
8.Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
9.Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
10.Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
11.Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?
12.Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
13.Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
14.Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
15.Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
16.Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?
17.Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.?
18.Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?
Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста.
Проверка готовности:
15-18 баллов — можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;
10-14 баллов — вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий, дабы школьная готовность повысилась
9 и меньше — почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет, чаще предлагайте задания для самостоятельной работы дома.
Тест «Чего не хватает?»,Р. С. Немов
Задание от сайта про школу:
Ребенку предлагаются 7 рисунков, на каждом из которых не хватает какой-то важной детали, либо что-то нарисовано неправильно.
Проводящий диагностику фиксирует время, затраченное на выполнение всего задания с помощью секундомера.
Оценка результатов:
10 баллов (очень высокий уровень) – ребенок назвал все 7 неточностей менее чем за 25 секунд.
8-9 баллов (высокий) – время поиска всех неточностей заняло 26-30 секунд.
4-7 баллов (средний) – время поиска заняло от 31 до 40 секунд.
2-3 балла (низкий) – время поиска составило 41-45 секунд.
0-1 балл (очень низкий) – время поиска больше 45 секунд.
Опросник к 1 классу.
Выявляет общий уровень мышления первоклассника, кругозор, развитие социальных качеств.
Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”. Задание может звучать так: “Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них”. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются.
1.Какое животное больше – лошадь или собака?
(лошадь = 0 баллов;
неправильный ответ = -5 баллов)
2.Утром мы завтракаем, а днем…
(обедаем, едим суп, мясо = 0;
ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла)
3.Днем светло, а ночью…
(темно = 0;
неправильный ответ = -4)
4.Небо голубое, а трава …
(зеленая = 0;
неправильный ответ = -4)
5.Черешни, груши, сливы, яблоки – это что?
(фрукты = 1;
неправильный ответ = -1)
6.Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
(чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0;
неправильный ответ = -1)
7.Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города)
(города = 1; станции = 0;
неправильный ответ = -1)
8.Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных)
(правильно показано = 4;
показано только целый час или четверть часа = 3;
не знает часов = 0)
9.Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это…, маленькая овечка – это…?
(щенок, ягненок = 4;
только один правильный ответ = 0;
неправильный ответ = -1)
10.Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего?
(на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0;
на кошку без объяснения = -1
на курицу = -3)
11. Почему во всех автомобилях тормоза?
(указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и так далее = 1;
одна причина = 0;
неправильный ответ = -1)
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
(два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3;
одно подобие = 2;
неправильный ответ = 0)
13.Чем похожи друг на друга кошка и белка?
(определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3;
одно подобие = 2;
неправильный ответ = 0)
14.Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе?
(у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг ) = 3;
винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2;
неправильный ответ = 0)
15.Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание — это…
(спорт (физкультура) = 3;
игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2;
неправильный ответ = 0)
16.Какие ты знаешь транспортные средства?
(три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4;
только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2;
неправильный ответ = 0)
17.Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?
(три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4;
одно или два различия = 2;
неправильный ответ ( у него палка, он курит …) = 0
18.Почему люди занимаются спортом?
(по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т.д.) = 4;
одна причина = 2;
неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0)
19.Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы?
(остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4;
он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2;
неправильный ответ = 0)
20.Почему на письмо нужно наклеивать марку?
(так платят за пересылку этого письма = 5;
другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2;
неправильный ответ = 0)
Суммируем баллы.
Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор).
Сумма от + 14 до 23 – выше среднего.
Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта.
От -1 до – 10 – ниже среднего.
От – 11 и меньше – низкий показатель.
Понравилось это:
Нравится Загрузка…
kidside.ru
Проверяем готовность ребенка к школе: тесты для будущих первоклашек
Лето – заслуженное время отдыха для школьников и волнительное для будущих первоклашек и их мам и пап. Еще не все определились со школой и не все собрали документы. Нужно успеть пройти врачей! Купить самый красивый ранец, школьную форму и канцтовары. А еще немного пугает неизвестность: хорошо ли подготовлен вчерашний детсадовец к школе? Портал Ннмама.ру узнал, как проверяется готовность ребенка к школе, что должен уметь будущий первоклашка.Готовность ребенка к школе: психологическая
1. Развитая усидчивость. Ребенок должен быстро приспосабливаться к новой деятельности и уметь работать над задачей какое-то время.
2. Навык постановки цели, составления плана действий. Будущий первоклашка должен понимать важность некоторых дел. Например, чтобы выучить стихотворение, ему нужно отказаться от интересующей его игры.
3. Ребенок должен уметь сам усваивать информацию и делать из нее логические выводы. Например, по форме предмета он сможет догадаться о его назначении.
4. У него должна быть развита связка «глаз – рука»: умение координировать действия.
5. Способность успешно взаимодействовать со сверстниками.
Готовность ребенка к школе: интеллектуальная
- Зачатки умений оперировать мысленно отвлеченными понятиями (что такое счастье, боль, радость).
- Элементарное владение операциями анализа и синтеза в речевой и зрительной формах (различать гласные и согласные, первый и последний звук в слове и т.д).
- Умение обобщать, классифицировать: яблоко, груша, апельсин – это фрукты.
Готовность ребенка к школе: речевая
1. Словарный запас в пределах возрастной нормы. У ребенка 6-7 лет в активном использовании должно быть от 3500 до 7000 слов.
2. Ребенок активно использует образные выражения, метафоры (солнечная улыбка, красивый закат). Выстраивает грамматически верные предложения: склоняет все члены предложения по роду, числу и падежу. Причем, несколько простых предложений ребенок может объединять в одно с помощью союзов «потому что», «когда», «если».
3. В этом возрасте дети любят рассказывать истории, отвечать на вопросы, придумывать сюжеты по картинкам. При этом часто при пересказе второстепенные детали сюжета опускаются, ведь все внимание ребенка сконцентрировано на основных персонажах.
4. Дошкольник 6-7 лет может не только объяснить значение знакомого слова, но и рассуждать о возможном значении незнакомых выражений.
5. Ребенок способен в беседе озвучить свое эмоциональное состояние и мнение по поводу определенной ситуации. Дети 6-7 лет очень любят рассуждать о явлениях жизни, наблюдать за происходящим и делиться с близкими впечатлениями.
Три теста на готовность ребенка к школе
Чтобы узнать, как ваш ребенок готов к школе, можно провести следующие тесты. Только не нагружайте ими ребенка сразу, сделайте перерыв хотя бы в один день.
Тест на кругозор №1
Ребенок должен ответить на следующие вопросы:
1. Назови свои фамилию, имя, отчество.
2. Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.
3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?
4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
6. Сейчас утро или вечер (день или утро)?
7. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?
8. Что бывает раньше – обед или ужин?
9. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
10. Кем работает твой папа, твоя мама?
11. Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента ( платье, карандаш).
12. Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
13. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
14. Почему снег бывает зимой, а не летом?
15. Что делает почтальон, врач, учитель?
16. Зачем в школе нужна парта, звонок?
17. Ты хочешь пойти в школу?
18. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
19. Каких животных ты знаешь?
20. Каких птиц ты знаешь?
21. Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?
22. Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.
23. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
Оценка ответов
За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1 балл (за исключением контрольных). На правильные, но неполные ответы на подвопросы ребенок получает 0,5 балла. Например, правильные ответы: “Папа работает инженером”, “У собаки лап больше, чем у петуха”, а неполные ответы: “Мама Таня”, “Папа работает на работе”.
К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15,22. Они оцениваются так: •
- №5 – ребенок может вычислить, сколько ему лет -1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла.
- №8 – за полный домашний адрес с названием города- 2 балла, неполный – 1 балл.
- № 15 – за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики – 1 балл.
- № 22 – за правильный ответ — 2 балла.
- № 16 оценивается совместно с №15 и № 22. Если в № 15 ребенок набрал 3 балла, и в №16 – положительный ответ, то считается, что у него положительная мотивация к обучению в школе.
Оценка результатов
Ребенок получил 24-29 баллов, он считается школьно-зрелым, 20-24 – средне-зрелым, 15-20 – низкий уровень психосоциальной зрелости.
Тест “Найди отличия” №2
Выявляет уровень развития наблюдательности. Приготовьте две одинаковые картинки, отличающиеся друг от друга 5-10 деталями (такие задания встречаются в детских журналах, в развивающих книгах-прописях). Ребенок рассматривает картинки 1-2 минуты, затем рассказывает о найденных им отличиях.
Ребенок дошкольного возраста с высоким уровнем наблюдательности должен найти все отличия.
Тест «Десять слов» №3
Изучение произвольного запоминания и слуховой памяти, а также устойчивости внимания и умения концентрироваться. Подготовьте набор односложных или двусложных слов, не связанных между собой по смыслу. Например: стол, калина, мел, рука, слон, парк, калитка, окно, бак, собака. Условие проведения теста – полная тишина. В начале скажите.
Сейчас я хочу проверить, как ты умеешь запоминать слова. Я буду говорить слова, а ты слушай внимательно и постарайся их запомнить. Когда закончу, повторишь столько слов, сколько запомнишь в любом порядке.
Всего проводится 5 наборов слов: после первого перечисления и повтора ребенком запомнившихся слов, вы опять произносите те же 10 слов:
Сейчас я повторю слова еще раз. Ты снова будешь запоминать их и повторять те, которые запомнил. Называй и те слова, которые говорил в прошлый раз, и новые, какие запомнишь.
Перед пятым разом скажите: «Сейчас я назову слова в последний раз, а ты постарайся запомнить побольше».
Кроме инструкции вы не должны больше ничего говорить, можно лишь подбадривать. Хороший результат, когда после первого перечисления ребенок воспроизводит 5-6 слов, после пятого – 8-10 (для старшего дошкольного возраста).
www.nnmama.ru
Тесты готовности ребёнка к школе
Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.
Нельзя не признать, что обучение может быть эффективным только в том случае, когда первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами.
Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих:
- Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса.
- Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации; речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи.
- Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
- Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера – а также уметь общаться со взрослым собеседником.
Кроме того, ребенок должен хотеть идти в школу. И здесь мы, взрослые, должны уметь отграничивать внутреннюю мотивацию ребенка от внешней. Дошкольник должен идти в школу потому, что хочет много знать, ожидает, что там будет интересно, а не потому, что мы купим ему за это новый конструктор или шагающего робота.
Учитывая тот факт, что ребенок нередко впервые встречается с психологом лишь непосредственно при поступлении в школу, можно предложить специальную диагностическую методику для родителей, которые с помощью простых наблюдений и ответов на вопросы, смогут сами определить сформированность готовности своего ребенка к школьному обучению. Однако прежде чем говорить непосредственно о диагностической методике, необходимо сказать об определенных правилах.
- Все задания должны предлагаться в непринужденной обстановке. Это должна быть игра или какая-либо повседневная деятельность.
- Не стоит говорить ребенку, что вы собираетесь его проверять. Он замкнется. Или будет слишком напряжен.
- Это всего лишь наблюдение, поэтому оно может быть растянуто во времени. Не торопите ни его, ни себя.
Диагностическая методика — модифицированный опросник, разработанный американским психологом Дж. Чейпи
1. Оценка базового опыта ребенка
- Приходилось ли ребенку сопровождать вас на почту, в сберкассу, в магазин?
- Был ли малыш в библиотеке?
- Приходилось ли ребенку бывать в деревне, в зоопарке, в музее?
- Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?
- Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?
2. Оценка физического развития
- Хорошо ли ребенок слышит?
- Хорошо ли он видит?
- Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
- Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
- Выглядит ли ребенок здоровым, бодрым, отдохнувшим?
3. Оценка эмоционального развития
- Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?
- Сформирован ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
- Легко ли малышу переключиться при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
- Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться с другими детьми?
4. Оценка речевого развития
- Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
- Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
- Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник?
- Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом?
- В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-либо происшедший с ним случай?
- Четко ли ребенок выговаривает слова?
- Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?
5. Оценка умения общаться
- Включается ли ребенок в игру других детей?
- Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
- Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?
- Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо сценку в домашнем спектакле?
6. Оценка когнитивного развития
- Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы. Например, найти картинку, не похожую на остальные?
- Может ли ребенок различать буквы и короткие слова б/п, кот/год?
- Cпособен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
- Может ли ребенок самостоятельно, без посторонней помощи, сложить головоломку из пятнадцати элементов?
- Может ли ребенок рифмовать слова?
- Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
- Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?
Если все ваши ответы оказались утвердительными, вас можно поздравить. Ваш ребенок, очевидно, готов к школьному обучению и с легкостью пройдет все испытания и собеседования.
Если ваши ответы на двадцать и более процентов отрицательные, то это серьезный повод задуматься: не торопитесь ли вы отправить своего малыша в школу? В завершение статьи хочется сказать несколько слов об общем направлении подготовки ребенка к школе.
Психика ребенка развивается в игре. Постепенно исчерпав свои возможности, игра, как ведущий вид деятельности, уступает место обучению. Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний. Важно не учить читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки.
Конечно, хорошо, что будущий первоклассник умеет читать, считать. Но для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры, слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать. Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в нее включиться.
Тест на психологическую и социальную готовность ребенка к школе
Инструкция: я зачитаю тебе несколько предложений. Если ты согласен, поставь + на листе бумаги.
- Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
- Мне интересно, какие у меня будут уроки.
- Думаю, что буду приглашать на день рождения весь свой класс.
- Мне хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена.
- Когда пойду в школу, буду хорошо учиться.
- Мне интересно, что в школе предлагают на завтрак.
- Самое лучшее в школьной жизни -это каникулы.
- Кажется, в школе намного интереснее, чем в саду.
- Мне оч хочется в школу, т.к. мои друзья тоже идут в школу.
- Если было бы можно, я бы еще в Прош году пошел в школу.
Оценка результатов:
Высокий уровень- если ребенок поставил не менее 8 плюсов
Средний уровень- от 4до 8 плюсов, ребенок хочет в школу, но она привлекает его своими внеучебными сторонами. Если большее кол-во +сов на первые 5 пунктов, то ребенок мечтает о новых друзьях и играх, если же на пункты от 6 до
10 – представление о школе сформировано, отношение положительное.
Низкий уровень- от 0 до 3х плюсов. Реб не имеет представления о школе, не стремится к обучению.
Тест на уровень развития школьно-значимых психических и физиологических функций
Краткое исследование развития речевого слуха
Инструкция: я буду произносить пары слов, а ты подними руку, если услышишь одинаковые слова: день-тень, палка-палка, балка-палка, балка-балка, мишка- миска, миска-миска.
Инструкция: я произнесу пары слогов, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь разные слоги: ПА-БА, ПА-ПА, БА-ПА, БА-БА, ТЫ-ТИ, ТИ-ТИ, ТИ-ТЫ, ТЫ-ТЫ, СУ-ЩУ, СУ-СУ, ШУ-ШУ, ШУ-СУ.
Инструкция: Я произнесу слоги, а ты внимательно послушаешь их и повторишь: ПА-ПО-ПУ, ПО-ПУ-ПА, ПУ-ПА-ПО, ПА-ТА- КА, ТА-КА-ПА, ТА-ПА-КА, ТА-ДА-ТА, ТА-ТА-ДА, ТА-ДА-ДА, БА-ПА-БА, ПА-ПА-БА.
А сейчас я произнесу слова, ты их запомнишь и повторишь(порядок слов несколько раз изменяется):
ДОМ-ТОМ-КОМ
БОЧКА-ТОЧКА-ДОЧКА-КОЧКА.
Оценка результатов:
высокий уровень- ребенок безошибочно различает слова, слоги, близкие по звуковому составу, различает слова со сходными звуками.
Средний уровень- ребенок допускает незначительные ошибки, при замедленном повторении может их исправить самостоятельно.
Низкий уровень-ребенок не различает сходные по звучанию слоги и слова, не замечает ошибок при многократном повторении.
Тест на уровень развития познавательной деятельности
Тест словаря
Вам предлагается 5 наборов слов. Выберите 1 из них (или постепенно в разные дни работайте с каждым набором) и задайте ребенку инструкцию:
Представь, что ты встретился с иностранцем, он плохо понимает по-русски. Он просит тебя объяснить, что означают эти слова. Как ты ответишь? Далее поочередно предлагайте слова из выбранного вами набора.
Наборы слов:
- Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.
- Самолет, молоток, книжка, плащ, перья, друг, прыгать, разделять, бить, тупой.
- Автомобиль, веник, блокнот, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.
- Автобус ,лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать, мягкий, убегать.
- Мотоцикл, щетка, тетрадь, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, гладить, шершавый.
При затруднении ребенок может нарисовать данный предмет или изобразить жестом.
Оценка результатов: за каждое правильно объясненное слово максимально возможно поставить 2 балла ( за определение, близкое к научному).
1 балл- понимает значение слова, но словесно его выразить не может.
1,5 балла- может описать предмет словесно.
0 баллов- отсутствует понимание слова.
Для шестилеток низкий уровень- 0 – 6,5 баллов
Средний уровень- 7-12 баллов
Высокий уровень- 12,5- 20 бал
Тест «Кругозор»
оценка уровня развития познавательной деятельности
Цель теста: определение объема сведений о себе, своей семье, окружающим мире, а также способности к анализу и суждениям.
- Назови свое имя, фамилию, отчество.
- Назови фамилию, отчество родителей.
- Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь: мужчиной или женщиной?
- У тебя есть брат, сестра, кто старше?
- Сколько тебе лет? Сколько будет через год, два?
- Сейчас утро, вечер (день или утро?)
- Когда ты завтракаешь (утром или вечером?), обедаешь? Что бывает раньше обед или ужин, день или ночь?
- Где ты живешь, назови свой домашний адрес?
- Кем работают твои родители?
- Ты любишь рисовать? Каково цвета этот карандаш (платье, книга?)
- Какое сейчас время года, почему ты так считаешь?
- Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
- Почему снег бывает зимой, а не летом?
- Что делает почтальон (врач, учитель?)
- Зачем в школе нужен звонок, парта?
- Ты сам хочешь пойти в школу?
- Покажи свой правый глаз, левое ухо? Зачем нам нужны глаза, уши?
- Каких животных ты знаешь?
- Каких птиц ты знаешь?
- Кто больше, корова или коза?
- Что больше 8 или 5? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.
- Что нужно сделать, если ломаешь чужую вещь?
СВЕДЕНИЯ О СЕБЕ, СЕМЬЕ – 1,2,3,4,5,8,9,17
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ — 6,7, 10,11, 12,14, 18,19
СПОСОБНОСТЬ К АНАЛИЗУ, РАССУЖДЕНИЯМ – 13, 20, 21,22
ШКОЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ – 15,16.
ОЦЕНКА:
Каждый правильный ответ – 1 балл, правильный, но неполный ответ 0,5 балла.
Отдельно оцениваются следующие вопросы:
- 5 вопрос – ребенок вычислил, сколько ему будет лет – 1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла (например мне 6 лет восемь месяцев, через год будет 7 лет и восемь месяцев)
- 8 вопрос – полный домашний адрес — 3 балла
- 15 вопрос — правильное применение школьной атрибутики – 1 балл
- 16 вопрос — положительный ответ – 1 балл
- 17 вопрос – правильный ответ – 3 балла
- 22 вопрос – правильный, адекватный ответ – 2 балла
Оценка результатов:
Высокий уровень – 24-29 баллов
Средний уровень – 20-23,5 балла
Низкий уровень – от 19,5 и ниже
Другие тесты
Тест «Нарисуй человека»
Попростите ребёнка нарисовать человека: «Возьми лист бумаги и нарисуй человечка. Реши, кто это будет: мальчик, девочка, дядя, тетя».
В идеале это должна быть картинка фигуры человека, у которой есть все части: уши, глаза, рот, туловище, шея, руки с пальцами, ноги, нижняя часть туловища отделена от верхней.
Чем меньше деталей, тем примитивнее рисунок.
Тест «Повтори»
Напишите на нелинованном листе бумаги фразу письменными буквами: «Ей дан чай».
Инструкция может быть следующая: «Посмотри внимательно, как нарисованы здесь буквы, попробуй написать их точно так же».
Самый высокий балл можно дать, когда вы видите, полную схожесть букв и образца. Конечно, буквы могут отличаться от оригинала, но не больше чем в два раза.
А так же ребенок должен показать, что он увидел заглавную букву, которая будет выше остальных.
Тест «Круг»
Нарисуйте циркулем на листе круг диаметром примерно 2,5 см.
Попросите ребенка аккуратно обвести его по контуру, не отрывая руки.
Если это задание выполнено успешно, то вы увидите точное воспроизведение образца.
Понаблюдайте, насколько грубые ошибки допущены в этой работе.
Если вы видите, что ребёнку многое дается с трудом, и тем более у него нет желания — не стоит его заставлять. В конце концов, он просто не готов.
Тест для родителей
- Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
- Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?
- Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
- Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
- Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?
- Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
- Умеет ли он изменять существительные по числам?
- Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
- Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
- Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
- Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?
- Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
- Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
- Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
- Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
- Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?
- Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.?
- Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?
Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста.
15-18 баллов — можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;
10-14 баллов — вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;
9 и меньше — почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.
kids.to-var.com
Готовность к школе. Готовность ребенка к школе — диагностика, тесты на готовность к школе, вопросы для дошкольников
Подборка тестов-вопросов для дошкольников на проверку готовности к школе.
ОПРОСНИК
Выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств. Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”. Задание может звучать так: “Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них”. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются.
1. Какое животное больше – лошадь или собака? (лошадь = 0 баллов; неправильный ответ = -5 баллов)
2. Утром мы завтракаем, а днем… (обедаем, едим суп, мясо = 0; ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла)
3. Днем светло, а ночью… (темно = 0; неправильный ответ = -4)
4. Небо голубое, а трава … (зеленая = 0; неправильный ответ = -4)
5. Черешни, груши, сливы, яблоки – это что? (фрукты = 1; неправильный ответ = -1)
6. Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум? (чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0; неправильный ответ = -1)
7. Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города) (города = 1; станции = 0; неправильный ответ = -1)
8. Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных) (правильно показано = 4; показано только целый час или четверть часа = 3; не знает часов = 0)
9. Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это…, маленькая овечка – это…? (щенок, ягненок = 4; только один правильный ответ = 0; неправильный ответ = -1)
10. Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего? (на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0; на кошку без объяснения = -1 на курицу = -3)
11. Почему во всех автомобилях тормоза? (указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и так далее = 1; одна причина = 0; неправильный ответ = -1)
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? (два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)
13. Чем похожи друг на друга кошка и белка? (определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)
14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе? (у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг ) = 3; винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2; неправильный ответ = 0)
15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание – это… (спорт (физкультура) = 3; игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2; неправильный ответ = 0)
16. Какие ты знаешь транспортные средства? (три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4; только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2; неправильный ответ = 0)
17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница? (три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4; одно или два различия = 2; неправильный ответ ( у него палка, он курит …) = 0
18. Почему люди занимаются спортом? (по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т.д.) = 4; одна причина = 2; неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0)
19. Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы? (остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4; он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2; неправильный ответ = 0)
20. Почему на письмо нужно наклеивать марку? (так платят за пересылку этого письма = 5; другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2; неправильный ответ = 0)
Суммируем баллы. Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор). Сумма от + 14 до 23 – выше среднего. Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта. От -1 до – 10 – ниже среднего. От – 11 и меньше – низкий показатель. Если показатель вербального интеллекта низкий или ниже среднего, необходимо дополнительное обследование нервно-психического развития ребенка.
Оценивание уровня зрелости. Проверяем готовность к школе по опроснику Джеральдины Чейни.
Оценка развития познания
1. Владеет ли ребенок основными понятиями (например: правый/левый, большой/маленький, верх/низ, в/из и т.д.) ?
2. Умеет ли ребенок классифицировать, например: назвать вещи, которые могут катиться; назвать одним словом группу предметов (стул, стол, шкаф, кровать – мебель)?
3. Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?
4. Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум 3 указания (надень носки, сходи в ванну, там умойся, после этого принеси мне полотенце)?
5. Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?
Оценка базового опыта
6. Приходилось ли ребенку сопровождать взрослых на почту, в магазин, в сберкассу?
7. Был ли малыш в библиотеке?
8. Бывал ли ребенок в деревне, в зоопарке, в музее?
9. Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу, рассказывать ему истории?
10. Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо. Есть ли у него хобби?
Интересное дошколятам
Оценка языкового развития
11. Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
12. Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
13. Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи, например, пылесос, щетка, холодильник?
14. Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под стулом и т.д.?
15. В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь прошедший с ним случай?
16. Четко ли ребенок выговаривает слова?
17. Правильна ли его речь с точки зрения грамматики?
18. Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию, участвовать в домашнем спектакле?
Оценка уровня эмоционального развития
19. Выглядит ли ребенок веселым дома и среди сверстников?
20. Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
21. Легко ли малышу “переключиться” при изменениях в распорядке дня, перейти к новой деятельности?
22. Способен ли ребенок работать (играть, заниматься) самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?
Оценка умения общаться
23. Включается ли ребенок в игру других детей, делится ли с ними?
24. Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
25. Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?
Оценка физического развития
26. Хорошо ли ребенок слышит?
27. Хорошо ли он видит?
28. Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
29. Развита ли у него координация моторных навыков (может ли малыш играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого, не держась за перила,…)
30. Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
31. Выглядит ли он здоровым, сытым, отдохнувшим (основную часть дня)?
Зрительное различение
32. Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы (найди картинку, непохожую на остальные)?
33. Может ли ребенок различать буквы и короткие слова ( кот/год, б/п…)?
Зрительная память
34. Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из 3х картинок, а затем одну убрать?
35. Знает ли ребенок свое имя и названия предметов, встречающихся в его повседневной жизни?
Зрительное восприятие
36. Способен ли ребенок разложить по порядку серию картинок?
37. Понимает ли он, что читают слева направо?
38. Может ли самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?
39. Может ли интерпретировать картинку, составить небольшой рассказ по ней.
Уровень слуховых способностей
40. Может ли ребенок рифмовать слова?
41. Различает ли слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес/вес?
42. Может ли повторить за взрослым несколько слов или цифр?
43. Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?
Оценка отношения к книгам
44. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
45. Внимательно ли и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух?
46. Задает ли вопросы о словах, об их значении?
Ещё тесты и вопросы:
Вопросы на собеседовании
Тест для родителей дошкольников. Готов ли ребенок к школе?
Подготовка к школе. Занятия для дошкольников
Что должен знать и уметь ребенок в 6 – 7 лет
klub-drug.ru
Как проверить готовность ребёнка к школе: Тесты
Тесты готовности ребёнка к школе
Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.
Нельзя не признать, что обучение может быть эффективным только в том случае, когда первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами.
Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих:
1. Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам.
2. Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности; речевого развития.
3.Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
4.Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера – а также уметь общаться со взрослым собеседником.
Кроме того, ребенок должен хотеть идти в школу. И здесь мы, взрослые, должны уметь отграничивать внутреннюю мотивацию ребенка от внешней. Дошкольник должен идти в школу потому, что хочет много знать, ожидает, что там будет интересно, а не потому, что мы купим ему за это новый конструктор или шагающего робота.
Учитывая тот факт, что ребенок нередко впервые встречается с психологом лишь непосредственно при поступлении в школу, можно предложить специальную диагностическую методику для родителей, которые с помощью простых наблюдений и ответов на вопросы, смогут сами определить сформированность готовности своего ребенка к школьному обучению. Однако прежде чем говорить непосредственно о диагностической методике, необходимо сказать об определенных правилах.
1. Все задания должны предлагаться в непринужденной обстановке. Это должна быть игра или какая-либо повседневная деятельность.
2. Не стоит говорить ребенку, что вы собираетесь его проверять. Он замкнется. Или будет слишком напряжен.
3. Это всего лишь наблюдение, поэтому оно может быть растянуто во времени. Не торопите ни его, ни себя.
Диагностическая методика – модифицированный опросник, разработанный американским психологом Дж. Чейпи
1. Оценка базового опыта ребенка
• Приходилось ли ребенку сопровождать вас на почту, в сберкассу, в магазин?
• Был ли малыш в библиотеке?
• Приходилось ли ребенку бывать в деревне, в зоопарке, в музее?
• Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?
• Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?
2. Оценка физического развития
• Хорошо ли ребенок слышит?
• Хорошо ли он видит?
• Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
• Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
• Выглядит ли ребенок здоровым, бодрым, отдохнувшим?
3. Оценка эмоционального развития
• Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?
• Сформирован ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
• Легко ли малышу переключиться при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
• Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться с другими детьми?
4. Оценка речевого развития
• Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
• Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
• Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник?
• Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом?
• В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-либо происшедший с ним случай?
• Четко ли ребенок выговаривает слова?
• Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?
5. Оценка умения общаться
• Включается ли ребенок в игру других детей?
• Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
• Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?
• Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо сценку в домашнем спектакле?
6. Оценка когнитивного развития
• Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы. Например, найти картинку, не похожую на остальные?
• Может ли ребенок различать буквы и короткие слова б/п, кот/год?
• Cпособен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
• Может ли ребенок самостоятельно, без посторонней помощи, сложить головоломку из пятнадцати элементов?
• Может ли ребенок рифмовать слова?
• Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
• Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?
Если все ваши ответы оказались утвердительными, вас можно поздравить. Ваш ребенок, очевидно, готов к школьному обучению и с легкостью пройдет все испытания и собеседования.
Если ваши ответы на двадцать и более процентов отрицательные, то это серьезный повод задуматься: не торопитесь ли вы отправить своего малыша в школу?
Тест на психологическую и социальную готовность ребенка к школе
Инструкция: я зачитаю тебе несколько предложений. Если ты согласен, поставь + на листе бумаги.
1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
2. Мне интересно, какие у меня будут уроки.
3. Думаю, что буду приглашать на день рождения весь свой класс.
4. Мне хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена.
5. Когда пойду в школу, буду хорошо учиться.
6. Мне интересно, что в школе предлагают на завтрак.
7. Самое лучшее в школьной жизни -это каникулы.
8. Кажется, в школе намного интереснее, чем в саду.
9. Мне оч хочется в школу, т.к. мои друзья тоже идут в школу.
10. Если было бы можно, я бы еще в Прош году пошел в школу.
Оценка результатов:
Высокий уровень- если ребенок поставил не менее 8 плюсов
Средний уровень- от 4до 8 плюсов, ребенок хочет в школу, но она привлекает его своими внеучебными сторонами. Если большее кол-во +сов на первые 5 пунктов, то ребенок мечтает о новых друзьях и играх, если же на пункты от 6 до 10 – представление о школе сформировано, отношение положительное.
Низкий уровень- от 0 до 3х плюсов. Реб не имеет представления о школе, не стремится к обучению.
Тест на уровень развития школьно-значимых психических и физиологических функций
Краткое исследование развития речевого слуха
Инструкция: я буду произносить пары слов, а ты подними руку, если услышишь одинаковые слова: день-тень, палка-палка, балка-палка, балка-балка, мишка- миска, миска-миска.
Инструкция: я произнесу пары слогов, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь разные слоги:
ПА-БА, ПА-ПА, БА-ПА, БА-БА, ТЫ-ТИ, ТИ-ТИ, ТИ-ТЫ, ТЫ-ТЫ, СУ-ЩУ, СУ-СУ, ШУ-ШУ, ШУ-СУ.
Инструкция: Я произнесу слоги, а ты внимательно послушаешь их и повторишь:
ПА-ПО-ПУ, ПО-ПУ-ПА, ПУ-ПА-ПО, ПА-ТА- КА, ТА-КА-ПА, ТА-ПА-КА, ТА-ДА-ТА, ТА-ТА-ДА, ТА-ДА-ДА, БА-ПА-БА, ПА-ПА-БА.
А сейчас я произнесу слова, ты их запомнишь и повторишь(порядок слов несколько раз изменяется):
ДОМ-ТОМ-КОМ
БОЧКА-ТОЧКА-ДОЧКА-КОЧКА.
Оценка результатов:
высокий уровень- ребенок безошибочно различает слова, слоги, близкие по звуковому составу, различает слова со сходными звуками.
Средний уровень- ребенок допускает незначительные ошибки, при замедленном повторении может их исправить самостоятельно.
Низкий уровень-ребенок не различает сходные по звучанию слоги и слова, не замечает ошибок при многократном повторении.
Тест на уровень развития познавательной деятельности
Тест словаря
Вам предлагается 5 наборов слов. Выберите 1 из них (или постепенно в разные дни работайте с каждым набором) и задайте ребенку инструкцию:
Представь, что ты встретился с иностранцем, он плохо понимает по-русски. Он просит тебя объяснить, что означают эти слова. Как ты ответишь? Далее поочередно предлагайте слова из выбранного вами набора.
Наборы слов:
1. Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.
2. Самолет, молоток, книжка, плащ, перья, друг, прыгать, разделять, бить, тупой.
3. Автомобиль, веник, блокнот, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.
4. Автобус, лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать, мягкий, убегать.
5. Мотоцикл, щетка, тетрадь, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, гладить, шершавый.
При затруднении ребенок может нарисовать данный предмет или изобразить жестом.
Оценка результатов: за каждое правильно объясненное слово максимально возможно поставить 2 балла ( за определение, близкое к научному).
1 балл- понимает значение слова, но словесно его выразить не может.
1,5 балла- может описать предмет словесно.
0 баллов- отсутствует понимание слова.
Для шестилеток низкий уровень- 0 – 6,5 баллов
Средний уровень- 7-12 баллов
Высокий уровень- 12,5- 20 бал
Тест «Кругозор»
оценка уровня развития познавательной деятельности
Цель теста: определение объема сведений о себе, своей семье, окружающим мире, а также способности к анализу и суждениям.
1. Назови свое имя, фамилию, отчество.
2. Назови фамилию, отчество родителей.
3. Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь: мужчиной или женщиной?
4. У тебя есть брат, сестра, кто старше?
5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, два?
6. Сейчас утро, вечер (день или утро?)
7. Когда ты завтракаешь (утром или вечером?), обедаешь? Что бывает раньше обед или ужин, день или ночь?
8. Где ты живешь, назови свой домашний адрес?
9. Кем работают твои родители?
10. Ты любишь рисовать? Каково цвета этот карандаш (платье, книга?)
11. Какое сейчас время года, почему ты так считаешь?
12. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
13. Почему снег бывает зимой, а не летом?
14. Что делает почтальон (врач, учитель?)
15. Зачем в школе нужен звонок, парта?
16. Ты сам хочешь пойти в школу?
17. Покажи свой правый глаз, левое ухо? Зачем нам нужны глаза, уши?
18. Каких животных ты знаешь?
19. Каких птиц ты знаешь?
20. Кто больше, корова или коза?
21. Что больше 8 или 5? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.
22. Что нужно сделать, если ломаешь чужую вещь?
СВЕДЕНИЯ О СЕБЕ, СЕМЬЕ – 1,2,3,4,5,8,9,17
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ – 6,7, 10,11, 12,14, 18,19
СПОСОБНОСТЬ К АНАЛИЗУ, РАССУЖДЕНИЯМ – 13, 20, 21,22
ШКОЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ – 15,16.
ОЦЕНКА:
Каждый правильный ответ – 1 балл, правильный, но неполный ответ 0,5 балла.
Отдельно оцениваются следующие вопросы:
• 5 вопрос – ребенок вычислил, сколько ему будет лет – 1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла (например мне 6 лет восемь месяцев, через год будет 7 лет и восемь месяцев)
• 8 вопрос – полный домашний адрес – 3 балла
• 15 вопрос – правильное применение школьной атрибутики – 1 балл
• 16 вопрос – положительный ответ – 1 балл
• 17 вопрос – правильный ответ – 3 балла
• 22 вопрос – правильный, адекватный ответ – 2 балла
Оценка результатов:
Высокий уровень – 24-29 баллов
Средний уровень – 20-23,5 балла
Низкий уровень – от 19,5 и ниже
Тест «Нарисуй человека»
Попросите ребёнка нарисовать человека: «Возьми лист бумаги и нарисуй человечка. Реши, кто это будет: мальчик, девочка, дядя, тетя».
В идеале это должна быть картинка фигуры человека, у которой есть все части: уши, глаза, рот, туловище, шея, руки с пальцами, ноги, нижняя часть туловища отделена от верхней.
Чем меньше деталей, тем примитивнее рисунок.
Тест «Повтори»
Напишите на нелинованном листе бумаги фразу письменными буквами: «Ей дан чай».
Инструкция может быть следующая: «Посмотри внимательно, как нарисованы здесь буквы, попробуй написать их точно так же».
Самый высокий балл можно дать, когда вы видите, полную схожесть букв и образца. Конечно, буквы могут отличаться от оригинала, но не больше чем в два раза.
А так же ребенок должен показать, что он увидел заглавную букву, которая будет выше остальных.
Тест «Круг»
Нарисуйте циркулем на листе круг диаметром примерно 2,5 см.
Попросите ребенка аккуратно обвести его по контуру, не отрывая руки.
Если это задание выполнено успешно, то вы увидите точное воспроизведение образца.
Понаблюдайте, насколько грубые ошибки допущены в этой работе.
Если вы видите, что ребёнку многое дается с трудом, и тем более у него нет желания – не стоит его заставлять. В конце концов, он просто не готов.
Тест для родителей
1.Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
2.Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?
3.Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
4.Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
5.Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?
6.Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
7.Умеет ли он изменять существительные по числам?
8.Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
9.Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
10.Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
11.Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?
12.Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
13.Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
14.Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
15.Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
16.Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?
17.Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.?
18.Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?
Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста.
15-18 баллов — можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;
10-14 баллов — вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;
9 и меньше — почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.
Психологами установлено, что психическая и эмоциональная готовность ребёнка к школе приходится: для девочки на 7-8 лет; для мальчика на 8-9 лет. Конечно, мало кто, учитывая этот немаловажный момент, отдаёт своего сына в школу в 8-9 лет. Априери принято отдавать ребёнка в школу в возрасте 6-7 лет и не позже, — лучше даже раньше, но это заблуждение, нет — лучше позже. По этой причине мальчики значительно отстают от девочек в обучении и дисциплине. По этой причине не допустимо сравнивать успеваемость мальчика с успеваемостью девочки. По этой причине мальчику нужно больше внимания, поддержки и понимания со стороны родителей и учителей. Иначе у ребёнка напрочь пропадёт желание учиться и познавать новое.
С социальной готовностью сложнее тем детям, что не играли с мамой в дворовой песочнице, собирая в игру всех детишек вокруг себя; не посещали садик или посещали его, но только подготовительную выпускную группу, — т. к. социализации дети учатся с ранних лет (с момента, как ребёнок сделал свои первые самостоятельные шаги), песочница во дворе и садик с ясельной или младшей группы являются замечательной школой социализации перед школой.
www.baby.ru