Помощники в сказке – Энциклопедия сказочных героев: Волшебный помощник

Содержание

Энциклопедия сказочных героев: Волшебный помощник

Волшебный помощник — непременный атрибут волшебной сказки.

Что такое волшебный помощник и зачем он нужен в сказке.
Главному герою в волшебной сказке часто приходится преодолевать различные трудности и проходить всевозможные испытания.
Чаще всего справится с этими испытаниями самостоятельно герой не может и тогда ему на помощь приходит он — волшебный помощник.
Волшебный помощник может помогать преодолевать герою часть пути, исполнить его желание, а может и стать таким же важным персонажем сказки.
Если в сказке имеется любой волшебный помощник, то сказка становится волшебной.

Какие бывают виды волшебных помощников.
Волшебные помощники делятся на два больших класса. Это волшебные помощники — предметы, и это волшебные помощники — живые существа.

Какие бывают волшебные помощники по воздействию на героя.

  1. Путеуказатели. Это волшебный помощник, который помогает найти герою дорогу к нужному месту.
  2. Переместители. Это волшебные помощники, которые помогают герою переместиться из одного места в другое, иногда мгновенно.
  3. Превращатели. Это волшебные помощники, которые могут превратить героя в другое существо или неодушевленный предмет.
  4. Укрыватели. Помогают герою спрятаться или иногда завоевать расположение другого персонажа.
  5. Указатели. Помогают герою найти спрятанное.
  6. Исполнитель желаний. Выполняют любое желание героя.

Волшебные помощники, которые встречаются в сказках:


  • Волшебное зеркальце
  • Золотая рыбка. В сказке «О рыбаке и рыбке» исполняла желания старика.
  • Золотой петушок. В сказке «О золотом петушке» помогал узнать откуда ждать беды.
  • Клубок.
  • Колечко. В сказке Маршака «Двенадцать месяцев»
  • Конек-Горбунок. В сказке «Конек-Горбунок» выполнял задания, давал советы, помогал путешествовать Ивану.
  • Перстень. В сказке»Аленький цветочек» помогает переместиться из одного места в другое.
  • Печь с пирогами.
  • Сапоги-скороходы
  • Серый волк. В сказке «Иван Царевич и Серый Волк» помогает герою путешествовать, проходить испытания, спасает жизнь.
  • Сума. В сказке «Двое из сумы» выполняла желания владельца.
  • Цветик-Семицветик. В сказке исполняет героине желания.
  • Шапка-невидимка
  • Щука. В сказке «По щучьему велению» исполняла желание Емели.
  • Яблоня с наливными яблочками.

santyaguarundito.blogspot.com

ВОЛШЕБНЫЕ ПОМОЩНИКИ В СКАЗКАХ

Documents войти Загрузить ×
  1. No category
advertisement advertisement
Related documents
Алгоритм Главный герой сказки (характер) Положительный
Обобщающий урок литературы в 5 классе. 19 век.
ЧТЕНИЕ В СЕМЕЙНОМ КРУГУ
1.РАЗМИНКА. Учитель задаёт вопросы командам. -Из какой сказки эти строки?
Для окончивших 2 класс
ИНСТРУКЦИЯ ПО ИНТЕРВЬЮ ОТ МАРИНЫ КРАПИВИНОЙ.
Характеристика литературного героя
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ЛЕТОМ ПО ОКОНЧАНИИ
Флаер — Центр Образования и Развития «СКАЗКА»
Сказкотерапия — детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему
Скачать advertisement StudyDoc © 2019 DMCA / GDPR Пожаловаться

studydoc.ru

Волшебные предметы помощники героя в структуре волшебной сказки

 

По мнению Е. М. Мелетинского, происхождение сказки из мифов не вызывает сомнений, что касается волшебной сказки, то ее происхождение связывают с мифологическими мотивами, сопряженными с ритуалами посвятительного типа. Как отмечает В. Я. Пропп, «волшебная сказка обязана посвятительным ритуалам рядом важнейших символов, мотивов, сюжетов и отчасти своей общей структурой». Помимо ритуальных источников на жанровую форму волшебной сказки и на своеобразие сказочной фантастики оказали влияние первобытные фетишистские, тотемические, магические представления. Е. М. Мелетинский вычленяет следующие ступеньки трансформации мифа в сказку:

                   десакрализация;

                   ослабление строгой веры в истинность мифических событий;

                   развитие сознательной выдумки;

                   потеря этнографической конкретности;

                   замена мифологических героев обыкновенными людьми, мифологического времени сказочно-неопределенным;

                   ослабление или потеря этиологизма;

                   перенесение внимания с коллективных судеб на

                   индивидуальные, с космических событий на социальные.

Появление в волшебной сказке предметов, наделенных волшебными свойствами исторически связано с первобытными верованиями, скорее всего, с фетишизмом. Фетишизм — религиозное поклонение материальным предметам — фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства.

При неудачах и бедах древние люди пытались обращаться к иным силам. Не имея возможности добиться этого естественным путем, люди начинают возлагать надежды на помощь сверхъестественных сил. При определенных обстоятельствах любая вещь могла показаться первобытному человеку обладающей, кроме обычных свойств, еще и сверхъестественными свойствами.

Наделение сверхъестественными свойствами обычной вещи чаще всего было связано с простой случайностью. Например, отправляясь на охоту, первобытный человек встречал на своем пути какой-либо бросающийся в глаза предмет, предположим камень. Если после этого охота была удачной, он приписывал удачу помощи данного камня, который с того времени становился для него фетишем.

В дальнейшем всякий раз перед охотой человек поклонялся этому камню, задабривал его. Вера в чудодейственные свойства этого камня укреплялась еще больше, если после очередного поклонения ему вновь следовала удача.

Отголоски фетишизма сохранялись во всех современных религиях и в обыденном сознании религиозных и суеверных людей. Так, одним из составных элементов христианской религии является вера в «чудодейственную» силу различных «священных» предметов — «чудотворных» икон, мощей, крестов и других предметов культа.

Как отмечает Е. М. Мелетинский, сказочный герой не имеет тех магических сил, которыми по определению наделен мифологический герой, эти силы приобретаются героем в результате приобретения волшебных предметов. Среди предметов, наделенных волшебными свойствами следует отметить такие, как:

 

Тип предмета по функции

Название волшебного предмета

Предметы, говорящие правду и показывающие, что делается на белом свете

золотое блюдечко и наливное яблочко. волшебная книга

Предметы, способные за малое время перенести героя через большое пространство

Ковер-самолет, сапоги-скороходы

Предметы, возвращающие здоровье, молодость, оживляющие мертвых.

Живая и мертвая вода, молодильные яблочки

 

Волшебные предметы действуют в сказке совершенно как живые существа и с этой точки зрения условно могут быть названы «персонажами». Так, меч-самосек сам рубит змея, клубочек катится и указывает путь и т. п..

Нет такого предмета, который при известных обстоятельствах не смог бы играть роль волшебного. Тут и орудия (дубины, топоры, палочки), и разное оружие (мечи, ружья, стрелы), и средства передвижения (лодочки, коляски), и музыкальные инструменты (дудочки, скрипки), и одежда (рубашки, шапки, сапоги, пояса), и украшения (колечки), и предметы домашнего обихода (огниво, веник, ковер, скатерть) и т. д.

Эта особенность сказки, а именно функционирование предмета как живого существа, наряду с другими ее особенностями, определяет собой характер ее фантастичности.

Ко всему сказанному надо прибавить, что не каждый, не всякий предмет каждого рода может быть волшебным, а только добытый известным образом. Передача волшебного средства могла происходить при решении поставленной перед героем задачи, просьбы, или схватки с героем — антагонистом. При существовании обряда посвящения таким был предмет, полученный от старших. В сказке таким является предмет, данный мертвым отцом, ягой, благодарным похороненным мертвецом, животными-хозяевами и т. д. Короче говоря, волшебным является предмет, взятый «оттуда». «Оттуда» — это для более ранней стадии означает «из леса» в широком смысле этого слова, а позже — предмет, принесенный из иного мира, а по сказочному — из тридесятого царства.

Из природных объектов, встречающихся в астраханской сказке, волшебным является дуб и облако. В сказке «Казань» дуб — это дерево — дом, в котором живут разбойники. Дверь в дом открывается с помощью волшебного заклинания. Внутри дуба-дома много комнат и «всякого добра навалом».

В этой же сказке обычное облако становится средством, на котором спускается святая, решившая помочь герою «Тут с неба спустилась к нему святая на облаке и говорит…» [1] Изображение облака как средства передвижения не случайно. Быстронесущее облако представлялось народу и ковром-самолетом, и птицею, и окрыленным конем и летающим кораблем. Представление облака и тучи кораблем возникло одновременно с представлением неба — морем [2].

Из одежды, встречаемой в астраханской сказке волшебными свойствами обладают шапка, платок, волшебный костюм. Как волшебное средство, с помощью которого превращенная в быка девица вновь превращается в человека, шапка выступает в сказке «Шел солдат со службы»:

«Подойдешь к быку, который будет пить воду из озера^снимешь с себя шапку, размахнешься и кричи: «Хватит, а то лопнешь!» И сильно по боку ударишь быка, чтобы бык лопнул… Ваня сделался человеком, ударил быка шапкой по боку. Бык лопнул и превратился в Аленушку».

В сказке «Шел солдат со службы» платок дочери Морского рака выполняет функцию волшебного средства. Из него появляются волшебные помощники, которые помогают герою выполнить трудную задачу: «…Махнула платком один раз, махнула другой — и вмиг появилось много- много работников, которые вспахали за одну ночь поле и посадили деревья».

В другой сказке «Иван и богатая вдова» из платочка появляется огромное пламя, которое помогло спастись героям от погони чародея: «…Но через некоторое время слышат, что их настигает чародей. Тогда мальчик говорит: «А мне дедушка подарил платочек». В этой же сказке из расчески, брошенной героями, вырастает сплошной лес.

В сказке «Алпамыс» противники героя одеты в волшебные костюмы, от которых отскакивают копья и стрелы. Вождя можно было убить, разрубив его пояс. Герой узнает секрет костюма и убивает врагов.

Предметом, наделенным волшебными свойствами, является клубок ниток. В сказке «Шел солдат со службы» герою подарен волшебный клубок, указывающий дорогу. Эту же функцию клубок выполняет в сказке «Про падчерицу». Следует отметить, что волшебный клубок, указывающий дорогу — это классическое волшебное средство.

Одним из волшебных предметов является живая и мертвая вода. Многие из русских народных сказок начинаются с одинакового зачина: «На море — океане, на острове Буяне.»… В сказках вода встречается в различных образах: реки, моря, дождя, воды живой и мёртвой. В сказках у воды важная роль: она то представляет собой грозную стихию, а то, наоборот, помогает героям произведения. Мы понаблюдали за ролью воды в нескольких народных и авторских сказках.

Так, в народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» вода наказывает героя: «Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козлёночком». [3]

В другой не менее известной сказке, «Гуси-лебеди», девочке помогает молочная река [3]:

«— Речка-матушка, спрячь меня!

                     Выпей моего молочка!

Нечего делать, выпила. Речка ее посадила под бережок, гуси пролетели». [4]

Из «Сказки о волшебной водице» узнаём, что вода может мирить ещё не воскрешает его, только окропление живой водой возвращает ему людей: «И с тех пор перестали они ссориться и стали жить, как в молодые годы. А всё потому, что как только старик начнёт кричать, старуха сейчас за волшебную водицу. Вот сила — то в ней какая!»

Именно в народных сказках впервые встретили мы воду живую и мёртвую, поэтому необходимо хотя бы кратко остановиться на этих понятиях. «Живая вода (сильная или богатырская) в народных сказках всех индоевропейских народов является символом весеннего дождя, который воскрешает землю от зимнего сна. Она возвращает мёртвым жизнь и слепым зрение. Различие мёртвой и живой воды является только в славянских сказках и не повторяется нигде. Мёртвая вода называется иногда целительной: она заживляет нанесённые раны, сращивает рассечённые части мёртвого тела, но жизнь.

По Афанасьеву, мёртвая вода — это первый весенний дождь, сгоняющий с полей льды и снега и как бы стягивающий рассечённые части матушки-земли, а следующие за ним дожди дают ей зелень и цветы». [3]

В сказке «Иван-царевич и Серый волк» вода помогает воскресить главного героя: «Серый волк спрыснул мертвой водой раны Ивану—царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой — Иван-царевич ожил». [5]Не всякая вода оживляет мертвого. Но вода, принесенная птицей из тридесятого царства, оживляет мертвеца. Отсюда видно, что есть группа предметов, волшебная сила которых основана на том, что они принесены из царства мертвых. Сюда относится вода, возвращающая жизнь или зрение, яблоки, дающие молодость, скатерти, дающие вечное питание и изобилие и т. д. Мы пока только регистрируем этот факт.

Среди этих предметов особого внимания заслуживает живая и мертвая вода и разновидность ее — сильная и слабая вода. Живая и мертвая вода — не противоположны друг другу. Они друг друга дополняют. «Спрыснул Ивана- царевича мертвою водою — его тело срослося, спрыснул живою водою — Иван- царевич встал». Такова каноническая формула применения этой воды.

 

Литература:

 

  1.              Кизань // Народные сказки Нижней волги. — Астрахань, 1999. — С. 68.
  2.              Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. — М., 2000. — С. 158
  3.              Сестрица Аленушка и братец Иванушка // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в трех томах изд. подгот. Л. Г. Бараг и Н. В. Новиков. — М., 1984. — Т.1, С.185
  4.              Гуси-лебеди // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в трех томах / изд. подгот. Л. Г. Бараг и Н. В. Новиков. — М., 1984. — Т.1, С. 149
  5.              Иван-царевич и серый волк // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в трех томах / изд. подгот. Л. Г. Бараг и Н. В. Новиков. — М., 1984. — Т.1, С. 323

Основные термины (генерируются автоматически): мертвая вода, сказка, предмет, живая вода, волшебное средство, волшебная сказка, вод, герой, свойство, астраханская сказка.

moluch.ru

Чудесный помощник — Русские народные сказки

Жил-был царь; у этого царя было три дочери, и был Иван-русский богатырь. Отец и помирает, своему сыну приказывает: «Ну, сын мой возлюбленный! Помру я, приедут к тебе сваты, отдавай сестер за первого!»…

   

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь с царицею; у них был сын Иван-царевич,а смотреть-глядеть за царевичем приставлен был Катома-дядька дубовая шапка…

   

Задумал царевич жениться, и невеста есть на примете — прекрасная царевна, да как достать ее? Много королей и королевичей и всяких богатырей ее сватали, да ничего не взяли, только буйные головы на плахе сложили…

   

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был грозный царь — славен во всех землях, страшен всем королям и королевичам. Задумал царь жениться…

   

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был муж с женой. У них был сын Ивашка. Вот как он подрос, отдали они его грамоте учиться. Стал он учиться и стал на улице с ребятами играть…

   

Жили-были брат с сестрой. Она была маленькая, а он уж уехал на службу. Выросла она, брат и пишет к ней: «Приезжай, сестра, погостить ко мне!» Она была бедная, и была у ней одна девка…

   

Не в каком царстве, не в каком государстве был-жил царь с царицею, и была у них одна дочь, Марья-царевна. А как умерла царица, то царь взял другую жену, Ягишну…

   

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король со своей королевою; не имели они детей, а жили вместе годов до десяти, так что король послал по всем царям, по всем городам, по всем народам — по чернети: кто бы мог полечить, чтоб королева забеременела?..

   

В некотором царстве, в некотором государстве живал-бывал некто Бухтан Бухтанович; у Бухтана Бухтановича была выстроена среди поля печь на столбах. Он лежит на печи по полулокоть в тараканьем молоке. Приходила к нему лисица и говорила: «Бухтан Бухтанович, хошь ли, я тебя женю у царя на дочери?»…

   

Жили-были старик со старухой, больно стары, и детей у них не было вовсе. И была у них лошадь тоже старая. Только народился у них сын, и лошадь ожеребилась. Подумали старик со старухой: «Мы, говорят, очень стары…»

   

Жили-были мужик да баба, и стало им по ночам чудиться, будто под печкою огонь горит и кто-то стонет: «Ой, душно! Ой, душно!»…

   

Жил-был купец, у него было два сына: Дмитрий да Иван. Раз, благословляя их на ночь, сказал им отец: «Ну, дети, кому что во сне привидится — поутру мне поведайте; а кто утаит свой сон, того казнить велю»…

   

Жили-были три купца. Один, меньшой, помер; остался у него сын Иван. Вот они кораблями занимались, разные товары отправляли в чужие края. Два брата нагрузили корабли, а тому нечем нагрузить…

   

Страница 1 из 7

Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 Следующая

www.ru-skazki.ru

Сказочные Помощники в Имени // «Студия Имени». Имя. Род. Судьба // Эксперты для мам // Все, что ищут мамы

Дата добавления: 09.11.2017, 00:00:00

Изучение феномена сказки может дать немало ключей к разрешению онтологических вопросов, стоящих перед любым человеком: «Кто есть я?», «Что есть мир?» и «Кто я в этом мире?». «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» — говорили сказители седой старины. Именно эти «уроки» являются не только основными структурообразующими сказочными элементами, но и универсальными инструментами для проработки событий, возникающих в жизни, или, говоря иначе, универсальными архетипами самопознания.

В одной из статей мы уже рассматривали сказочные архетипы «Творца», «Пути-Дороги» и «Государства» и пришли к выводу, что они не просто представлены в Имени, но составляют его суть. Это, в свою очередь, позволило нам сделать вывод, что любое имя есть своего рода зашифрованная сказка, в которой и рассказывается о том, как его носитель творит свой мир, каков будет его Путь и кто он есть в своем внутреннем мире. Говоря языком психоанализа, в бессознательном каждого человека есть некий резервуар духовного опыта его родовой системы (родовое бессознательное), и если удается получить туда доступ, человеческое сознание этим опытом прирастает, расширяется, происходит личностное развитие. Так вот, мостом в родовое бессознательное служит Имя и его Сказка, а в качестве проводника к этому источнику Силы выступает сказочный архетип «Помощника».

Архетип Помощника в Сказке

В волшебных сказках, когда герой попадает в ситуацию, с которой не может справиться сам, ему всегда помогают разумные помощники. В этом состоит одно из отличий сказки от других мифологических повествований. Например, сила былинного героя – в его физической мощи. Сила героя сказочного – в способности принять и воспользоваться дарами магических, ведающих тайны помощников. Кто же они такие и почему помогают герою?

По словам руководителя Института сказкотерапии Татьяны Дмитриевны Зинкевич-Евстигнеевой: «Помощник символизирует Божественное покровительство и водительство. Каждому герою дается свой тип Помощника, в соответствии с его эволюционными задачами. Также в сказке обозначаются условия, на которых герой получает помощь. Помощник всегда отличается мудростью и прозорливостью, даже если внешне он играет роль простака».

Помощники могут появляться в качестве сил природы (Мороз, Усыня), животных и птиц (медведь, орел, щука, конь), кукол, обитателей «междумирья» (Баба-яга, Лесовичок), орудий и предметов (волшебная меленка, волшебная палочка) и т. д. Все они делятся по типам и характеру их отношений с героем:

Дарители. Этим помощникам ничего от героя не нужно, кроме его позитивных изменений и его счастья. Дарители помогают безвозмездно.

Партнеры. Помогают, потому что им это тоже приносит пользу. Партнеры строят отношения с героем на основе взаимовыгодного сотрудничества.

Учителя. Создают ситуации, в которых герой может научиться чему-то важному для себя. Учителя просят выполнить различные задания, смысла которых герой сначала не понимает, тем более что Учителя нередко ведут себя как провокаторы. Лишь в конце испытания герой понимает, что он получил на самом деле.

Кроме того, помощники по-разному ведут себя в «мужских» и «женских» сказках. В мужских сюжетах, испытывая героя, даритель дает задание по силам, проверяет его, задает вопрос «Ты дело пытаешь, аль от дела лытаешь?». Только после этого герою вручается дар (символ его пути, который соответствует ответу на вопрос). Затем герой должен применить дар, иначе волшебную силу этот дар теряет. Словом, герой «мужских» сказок поначалу подготавливается к получению волшебного средства («меча-кладенца», клубочка, чуда-коня и т. п.). Его испытывают, выспрашивают, принимают на службу. Умирающий или умерший просит оказать некую услугу, что также является формой испытания. И даже перед вручением заслуженной награды герой иногда снова подвергается проверке, в которой ему необходимо проявить свое основное качество — бескорыстие. Герой, по словам известного исследователя сказки Владимира Проппа, «действует не для себя, не в свою пользу и не от своего имени. Он всегда кого-то освобождает, выручает. Тем самым он заслуживает себе волшебное средство. Важно отметить, что герой не знает, что его испытывают, но знает об этом читатель, который наверняка уже усвоил неписаное правило народной сказки: каждая, даже мелкая, встреча в жизни может рассматриваться как испытание, пройдя которое, человек вознаграждается».

В «женских» сказках помощник одаривает героиню безвозмездно, но после наблюдает за тем, как она распорядится волшебным даром, будет ли использовать его на благо миру или только себе. Например, Баба-Яга поручает девушке домашние работы. Яблоня, река, печь предлагают отведать очень простую еду. Корова просит Хаврошечку не есть ее мяса, а косточки собрать, в платочек завязать, рассадить их в саду, каждое утро поливать водой и никогда ее (Корову) не забывать.

Особую категорию помощников составляют разного рода чудесные искусники. Обычно это братья, каждый из которых обладает каким-то одним необыкновенным уменьем. Иногда это встречные богатыри, совершенно удивительные по своему виду и по своим качествам и т. д.

Количество подобных персонажей в сказке так велико, что создавать какую-то более-менее полную их классификацию представляется довольно затруднительным. К тому же это не является задачей данной статьи. Для нас здесь важен сам феномен «Помощника», который объединяет в себе функционал всех представителей этого сказочного рода-племени.

Итак, тем или иным способом, герой получает волшебное средство, используя которое достигает всех своих целей. При этом, подчеркивает В. Пропп, он «достигает успехов без всякого усилия». За героя действует помощник, который все может, все знает и все предвидит. Герой иногда даже мешает ему: не слушается его советов, нарушает его запреты и тем вносит в ход действий новые осложнения. Но, как бы то ни было, герой, получивший волшебное средство, уже не идет «куда глаза глядят». Он чувствует себя уверенно, знает, чего хочет, и не сомневается, что достигнет своей цели.

Здесь у всякого исследователя не может не возникнуть закономерный вопрос: а почему, собственно, герой именуется Героем, если, по сути, сам он ничего не делает? Ведь, столкнувшись с препятствием или испытанием, он начинает «лить горькие слезы», «кручиниться» и «вешать голову». И в этот момент появляется удивительный некто, для кого предмет страданий героя «лишь службишка, не служба». Он доставляет его в дальние края, освобождает царевну, побивает злодея или целое вражеское воинство, спасает от погони и т. д. О каком внутреннем росте, качественном преображении и обретении себя тогда может идти речь?

Все дело в том, что сказки, как и любое живое слово, имеют несколько уровней прочтения. Если немного отвлечься от сюжета и принять во внимание культурные коды сказки, то становится видно, что сказочный Даритель — не вполне отдельный персонаж. Он есть выражение силы и способности Героя. К такому выводу пришел В. Пропп, который писал: «В сказке помощник может рассматриваться как персонифицированная способность героя. В лесу герой получает или животное, или способность превращаться в животное. Так, если герой в одном случае садится на коня и едет, а в другом случае мы читаем: «Только что Иван, купеческий сын, надел перстень на руку, как тотчас оборотился конем и побежал на двор Елены Прекрасной», то для хода действия эти случаи играют одинаковую роль. Мы этот факт пока только регистрируем. Но он уже дает нам некоторое объяснение, почему Иван, при всей своей пассивности, все же герой. Мы достаточно изучили сказку, чтобы установить, что герой, превращенный в животное, — древнее героя, получившего животное. Герой и его помощник есть функционально одно лицо». То есть сказочный Герой, который несет Дар в себе, преобразовался со временем в Героя плюс Дар.

Другая странность в том, что образы помощников в сказках имеют большое значение, но при этом их отличает подозрительная непроработанность по сравнению с образами врагов. Как правило, отсутствует не только их «история», но и сколь-нибудь подробное описание внешнего вида, функций и возможностей. Это, конечно, можно объяснить отсутствием необходимости акцентировать внимание на объектах, которые и так заведомо стоят на стороне героя и не представляют опасности. Поэтому если почти все злодеи антропоморфны (Кощей, Лихо Одноглазое, Кикимора), то в качестве сказочного помощника, как правило, выступает животное, рыба или птица, либо предмет, который встречается в повседневной жизни, а потому особого интереса не вызывает. И, тем не менее, подозрительно, что столь важные сказочные образы стараются не привлекать к себе внимание слушателя, все время находясь на виду.

Такое, прямо скажем, конспирологическое поведение не может не навести на мысль о том, что данные персонажи имеют куда более древнюю природу и гораздо большее значение чем то, что предлагает сюжет сказки. И такие исследователи как В.Пропп и Х.Вебстер, разглядев эту природу, поставили вопрос о связи помощников с обрядом посвящения. Так, Х. Вебстер сопоставляя образ Помощника и тотемического Духа-хранителя, писал: «Фундаментальной доктриной была вера в личного духа-хранителя, в которого путем различных обрядов фаллического характера члены общества, как предполагали, превращались». Продолжая его мысль, В.Пропп высказал предположение, что «во время обряда инициации юноша превращался в своего помощника. Даже если бы мы знали только это, мы бы уже были вправе поставить вопрос о связи сказочного помощника с институтом посвящения. Это объяснило бы нам как приобретение его в царстве смерти (ибо посвящаемый предполагался умершим), так и связь этого помощника с миром предков…», то есть с родовым бессознательным, о котором мы говорили в самом начале.

Таким образом, Помощник обретается во время инициации. Именно поэтому, вроде бы ничего не делая (с обыденной точки зрения), герой сказки остается Героем. Он просто переходит в иной статус, где действуют другие силы и законы. И свидетельствует об этом, как правило, знание им «заветного слова».

Так, чтобы попасть в избушку к Яге (Дарителю), Иван-царевич произносит магическую формулу: «Повернись к лесу задом, ко мне передом…». Али-Баба также знает слово: «Сим-сим, откройся». Но с особой ясностью эта магия слова показана в египетской «Книге мертвых», где в 127 главе рассказывается о том, как Душа в своем путешествии по загробному миру, оказывается перед запертой дверью. «Мы не пропустим тебя, — говорят ее запоры, — пока ты не скажешь нам нашего имени». «Я не пропущу тебя мимо себя, — говорит левый устой двери, — пока ты не скажешь мне моего имени». То же говорит правый устой и умерший называет имена каждой части двери. «Я не пропущу тебя через себя, — говорит порог, — пока ты не скажешь мне мое имя». «Я не открою тебе, — говорит замок двери, — пока ты не скажешь мне моего имени». То же говорят петли, косяки и пол. И только если Душа произносит правильные имена, дверь со словами «Ты знаешь меня, проходи» открывается. Сюжет этот крайне важен для нас, так как здесь именование означает открывание дверей. Знание Имени открывает Силу. И понимание этого факта переносит нас из реальности Сказки в реальность Имени.

Архетип Помощника в Имени

Академик Лосев писал: «Имя – это свернутый миф». То есть миф и сказка есть развернутое имя, которое несет сказочный мифологический сюжет, формирующий саму судьбу человека. Постичь тайну своего имени значит научиться читать его как текст, видеть и корректировать сказочные сценарии своей судьбы, понимать, как действуют мифологические архетипы в повседневности. Стало быть, и в имени, как и в сказке, должен присутствовать магический Помощник, который указывает дорогу от одного этапа к другому и способен провести героя, то есть носителя имени, к желанной цели — самому себе.

Исследования «Студии Имени» показывают, что таким проводником в имени является его ударная буква. Именно она является главным букво-образом и определяет основные качества и ценности носителя имени. В зависимости от того, какие ее аспекты активизированы, то есть находится ли она «под ударом» или в позиции силы, в жизни человека формируются те или иные события.

То, что такие выводы имеют под собой реальные основания, показывает практика консультирования, которую «Студия Имени» ведет в рамках направления «Именная сказкотерапия».

Наибольшую наглядность того, что именно ударная буква является точкой проявления архетипа Помощника, дают примеры консультирования людей с одинаковым именем. Так, три пациентки с именем «Юлия» обратились к сказкотерапевту с разными, вроде бы, проблемами. Их личные истории (сказки) значительно отличались друг от друга, но в процессе консультирования выяснилось, что основные элементы жизненного сценария у них одни и те же. Так, все три сказочных сюжета были выстроены пациентками по мужскому принципу (что полностью соответствует структуре «Юлии»). Кроме того, все три женщины не смогли сразу увидеть своих помощников и принять от них Дары. Дарители не были поименованы, воспринимались как нечто неведомое и непонятное, и для того, чтобы они были увидены и приняты, пациенткам понадобилось выйти за пределы «пространства жизни» (что соответствует образному значению ударной буквы «Ю»).

Итак, имя, как мы неоднократно говорили — это зафиксированный набор сценариев. У каждого человека он свой, так как зависит не только от ударной буквы собственного имени, но и от имен родовой системы, имени местности, где он родился и живет и т. д. Поэтому если взять других представителей одного именного кода и посмотреть, как организована их жизнь, то, на первый взгляд, она так же, как и у Юлий из нашего примера, будет казаться разной, но если заглянуть чуть дальше, то окажется, что различаются лишь сюжеты, а фабула у них одна. То есть в одинаковых именах присутствует сквозной архетипический сценарий или единая глубинная внутренняя структура, которая организует и структурирует внутреннее поведение носителей одного имени. И основой для этого сценария выступает архетип Помощника, который прочитывается в ударной букве имени. Именно открытие буквы-помощника, так же, как и в сказке, запускает те или иные сценарии жизни героя. Как это происходит — отдельный разговор.

Обретение Помощника

Понять, каким образом обретается помощник, можно, обратив внимание на сказочные персонажи, которые помогают герою, чтобы отплатить за какой-то совершенный им добрый поступок. Так, медведь валит дуб, на котором висит сундук, орел бьет утку, несущую яйцо, а щука достает яйцо со «смертию кощеевой» из моря. При рассмотрении любого подобного сюжета становится ясно, что причина благодарности таких помощников состоит в том, что в свое время герой мог убить их или их детей, но не убил. И поэтому он Герой. Для не-Героя вполне логично при встрече с диким зверем, да еще, как правило, в процессе путешествия «туда, не знаю куда», просто пристрелить его, решив тем самым вопрос обеспечения себя пропитанием, или просто испугаться и убежать. Для Героя такая встреча представляет собой инициацию, а потому — судьбоносна. Поэтому звери и предметы заговаривают с ним «человеческим голосом» и служат ему. Говорить с помощниками, позволить им помогать, довериться им, увидеть их — отличительная черта Героя. Он принимает их Дары и использует во благо. В противном случае он теряет статус Героя и становится Жертвой, которую наказывает нереализованный Помощник.

Согласно сказочным канонам, главным условием при обретении Помощника становится именно проявление героем способности принять его. По большому счету, этот момент инициации в сказке следует считать кульминационным. От того, примет ли герой Дар и будет ли использовать по назначению, зависит вся его дальнейшая судьба.

То же самое происходит в Имени. Нареченный человек вместе с именем получает набор сценариев, в которых прописана и судьбоносная встреча с Помощником. У каждого имени своя сказка, со своей историей и своим Дарителем. В каждом имени он проявляется по-разному. Есть имена, где он скрыт от глаз героя и подает лишь знаки, означающие «позови меня, услышь, поименуй, надели смыслом». Есть другие имена, в которых волшебный помощник проявлен изначально, он шагает рядом с героем, меняя облики, имена и волшебные средства. И предназначение у всех них одно: испытывать — для того, чтобы одаривать героя Силой.

Но если волшебный Помощник есть у любого человека, почему так мало людей встречаются с ним? Почему так много несчастных судеб? Потому что, согласно сказке, Дар получается только при прохождении испытания или урока, смысл которого несет в себе, опять-таки, ударная буква имени. Как правило, это испытание и становится точкой преткновения современного человека. Дело в том, что урок нам задает не кто иной, как сам Помощник. А его появление всегда порождает страх. Если этот страх не преодолен, если человек вместо того, чтобы заговорить с «волшебным животным», пытается его убить или убегает от него, встречи с Дарителем не происходит. Более того, нереализованный Дар (который есть у нас по факту наличия имени) превращается в проклятие или боль, которая ослепляет человека, лишает его способности видеть свой Путь, иметь счастливую судьбу.

Происходит это оттого, что цивилизованный человек в отличие от человека Культуры, лишен института Посвящения. Выше уже упоминалось о тесной связи обретения помощников в сказке с инициатическими обрядами. Во время такого обряда в человеке активизировались силы его Помощника. Но инициируемый не просто обретал его Силу, он открывал ее в себе, сам оборачивался в Помощника. А спусковым механизмом этого процесса, судя по всему, становилось получение имени, воплощение в которое и составляло смысл подобной инициации. Имя, как уже упоминалось выше, открывает дверь в доселе неведомое пространство собственной судьбы, на пороге которого ожидает проводник — волшебный Помощник. Имя становится тем кодом, без которого Помощник не понимает, как направить свою силу на пользу герою. Имя дает возможность позвать помощника, услышать ответ и принять его Дар. Короче говоря, имя и является самим этим Помощником.

Архетип Помощника не просто записан в ударной букве имени. С ее помощью он задает фабулу или сквозную нить мифологического повествования, которая структурирует определенные связи между остальными букво-образами имени, формирует те или иные сценарии развертки сказочного сюжета. Поэтому от того, состоится ли встреча человека со своим именем, зависит и вся его дальнейшая жизнь. Только принимая имя, рождаясь в него инициатически, мы сами становимся собственными помощниками — Творцами своей Судьбы.

Григорий Решетников
© Екатерина Иванина
© Станислав Жаров 

предыдущая ← Ctrl → следующая

www.xn--38-8kci8bmh2b4b.xn--p1ai

Герои-вредители, герои — помощники и волшебные предметы в сказках народов мира


Государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение  школа-интернат № 2   Кировского района Санкт-Петербурга  
____________________________________________
Литературно-лингвистическая область
Герои-вредители, герои — помощники и волшебные предметы в сказках народов мира

Выполнил: Кречетов Егор , 4-в
Руководитель:
Кречетова Наталья Александровна,
учитель русского языка и литературы,
ГБОУ школа-интернат № 2
Санкт-Петербург
2015
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..с.3
Глава I. Типы героев и предметов в волшебных сказках………………………с.3
Глава II. Герои-вредители…………………………………………………………с.5
Глава III. Волшебные помощники……………………………………………….с.6
Глава IV.Волшебные предметы………………………………………………… с.8
Заключение………………………………………………………………………..с.9.
Введение
В прошлом году я написал исследовательскую работу «Бродячий сюжет о волшебном кольце в сказках народов мира». Меня увлекло изучение сказок и я решил его продолжить. Чтобы лучше узнать, как построена волшебная сказка, какие типы героев и волшебные предметы в ней встречаются, какова их функция, мама посоветовала мне прочитать главу из книги Владимира Яковлевича Проппа «Русская сказка». Познакомившись с типологией героев и предметов в русских сказках, я заинтересовался вопросом: «А какие герои и предметы встречаются в зарубежных сказках?»
Объект исследования — волшебные сказки народов мира.
Предмет исследования — герои-вредители, герои-помощники, волшебные предметы.Цель — выявить черты сходства и различия народных сказок через сравнительный анализ.Задачи:
Прочитать сказки разных народов
Определить типы героев и предметов и выяснить их функции
Выявить национальные особенности сказок.
Основная идея исследования: в волшебных сказках народов мира так же, как и в русских сказках встречаются герои-злодеи, герои-помощники, волшебные предметы. На их выбор влияет страна происхождения сказки.
Методы исследования: чтение, наблюдение, анализ.
Глава I. Типы героев и предметов в волшебных сказках
В волшебной сказке перед слушателем возникает таинственный мир. В нем действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь.
Герой волшебной сказки всегда мужественный и отважный . Он преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое счастье. Очень часто ему помогают в этом другие герои и волшебные предметы.
Противники положительных героев – страшные чудовища (Кащей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч). Они жестоки, коварны и жадны. Так выражается представление народа о зле. Их облик оттеняет образ положительного героя, его подвиг. Сказочники не жалели красок, чтобы подчеркнуть борьбу между светлым и темным началами.
В книге «Русская сказка» В.Я. Пропп выделяет несколько типов героев.[ 1 ]
Герой-искатель. Он отправляется из дома в целях возвращения какого-то предмета или человека (часто это поиск невесты)
Герой-жертва. Он изгнан из дома жестокими родственниками( мачехой, завистливыми братьями пр.)
Герой-даритель. « Встреча с дарителем — каноническая форма развития
действия. Он всегда встречен случайно, и у него герой выслуживает
себе или как-нибудь иначе добывает волшебное средство»[ 1, с.206]
По наблюдениям Проппа, в русских сказках часто в роли дарителя выступает Баба-Яга. Это доброжелательный тип яги — дарительницы и советчицы .Она указывает герою путь. Но есть дарители и совсем иного типа. К ним можно отнести благода

schoolfiles.net

Сказочные помощники — СКАЗОЧНЫЙ СЛОВАРЬ

ИЗБУШКА НА КУРЬИХ НОЖКАХ — если долго ехать по долам, по горам и зеленым лугам, то попадете в дремучий лес. Там стоит избушка на курьих ножках двери и окна плотно закрыты, а когда надо она поворачивается. Хозяйка избушки – Баба- Яга, а чтобы попасть, внутрь надо знать пароль т. е волшебные слова:
Инструкция по применению:

1. Произнесите волшебное заклинание:

«Избушка, избушка, стань к лесу задом, ко мне передом!»

2. Когда изба повернется к вам передом, а к лесу задом, то двери сами растворятся, окна откроются!».

3. Ждите встречи с хозяйкой избушки — Бабой-Ягой.


СИВКА – БУРКА сказочная порода лошади способная мгновенно перемещаться на дальние расстояния в волшебной стране. Ее особенность: одна шерстинка серебряная, другая золотистая; бежит – земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя дышит
Инструкция по применению:

1. Выйти в поле.

2. Крикнуть: «Сивка – бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!» 

3. Дать коню задание

4. Ждать выполнение задания 


ЗОЛОТОЕ БЛЮДЕЧКО И НАЛИВНОЕ ЯБЛОЧКО — два волшебных предмета, которые помогут расширить сказочный кругозор будущего волшебника.

Инструкция по применению:


1. Положите на колени золотое блюдечко и наливное яблочко;

2. Катая, равномерно яблочко по блюдечку произносите, следующее волшебное заклинание:

Играй, играй блюдечко,
Катись, катись, яблочко:
Показывай поля, и моря,
И широкие луга,
И стрельбу и пальбу,
И гор красоту,
И небес высоту!


КУКОЛКА — универсальная игрушка – помощница всем желающим.

Инструкция по применению:

1. Одним из условий использования куклы является требование беречь ее

2. Всегда носить при себе и никому не показывать.

3. А если приключится, какое горе, дать кукле поесть и спросить у нее совета. Покушает она и скажет вам чем помочь вашему несчастью.


СЧАСТЬЕ — чтобы овладеть большим счастьем, необходимо чётко следовать указаниям инструкции.

Инструкция по применению:

1. Достать волшебную книгу и сесть под березу;

2. Читать книгу от корки до корки двенадцать дней и двенадцать ночей.

3. И помнить уговор: «Как бы не было страшно, ты читай, да не оглядывайся. Кто что будет говорить, не обращай внимания, продолжай читать дальше. Если ты выдержишь это, то овладеешь большим счастьем».


ДОБРЫ МОЛОДЦЫ — сказочные ребята способные помочь царю-батюшке и помолодеть, и не ослепнуть. Для этого они должны..

Инструкция по применению:

1. Съездить за тридевять земель в тридесятое царство;

2. Привезти молодильных яблок и кувшин живой воды о двенадцати рылец.

3. Дать откушать царю — батюшке и ждать его выздоровление


ДВОРЕЦ СКАЗОЧНЫЙ — чтобы быстро, качественно и в срок построить сказочный дворец, какого ни в одном государстве не было – ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать, ни в сказке сказать и чтобы во дворце всего вдоволь было; чего только душа запросит, необходимо:

Инструкция по применению:

1. Пойти в темный лес и найти на дорожке кошелек;

2. Поднять его, открыть, достать из него кремень и огниво;

3. Ударить огнивом о кремень;

4. Тотчас выскочат топор и дубинка с вопросом: «Что делать прикажете?»

5. Отдайте команду: «Построить дворец!» и ждите выполнения задания.


Пояс — длинная узкая полоса из ткани, шнур или ремень, служащие для охвата, талии. В сказках пояс — волшебный помощник героя. В нём может «прятаться» сила героя. С его помощью можно приручить несговорчивых слуг Бабы-Яги или переправиться на другой берег через горящий мост.

Инструкция по применению:

1. Если вам предстоит выбрать несколько поясов на выбор,то следует взять самый простой (он-то и принесет вам счастье и удачу)

2. Надеть пояс и идти по своим делам

3. Если, вдруг, придётся спасаться бегством от Бабы-Яги, то бросьте пояс на землю, и он станет широкой рекой.

4. Можно подвязать поясом березку, чтоб не хлестала по рукам, и выпустила из логова колдуньи
5. Можно показать пояс суженому, чтоб он узнал свою невесту, а тогда и к свадьбе готовиться.


Ступа — персональный летающий транспорт Бабы – Яги.

Инструкция по применению:

1. Залезть в ступу, и не забыть захватить помело

2. Взмахнуть помелом и сказать волшебные слова: «Прощай земля, в добрый путь!» (эти слова также для Летучего корабля подходят)

3. Наслаждаться полётом над лесом, полем, морем и готовиться к мягкой посадке в нужном месте..


Лихо-Одноглазое— огромная, страшная баба, об одном глазе. Очень коварная и злая. Она близкая родственница древне-греческому Циклопу. Если привяжется Лихо к человеку, то ждут его всякие напасти.

Инструкция по применению:

1. Лучше с Лихом не встречаться..

2. Но если уж встретились,то не показывайте виду, что боитесь его.

3. Спасаться бегством бесполезно.Пытайтесь заговорить его, а в это время, думайте, чем отвлечь его внимание.

4. Как только переключили внимание, можете незаметно уходить.


Дубинка— волшебный предмет, грозное оружие, применяемая при защите и нападении от врагов.

Инструкция по применению:

1. Возьмите в руки дубинку

2. При опасности говорите:

Дубинку вырубил в лесу
Дубинку я с собой несу
Да такую, что под стать
Добру молодцу поднять
Дубинка силы придаёт
Не подходи, а то убьёт!


Зеркало — волшебный предмет при помощи которого можно узнать обо всём на свете

Инструкция по применению:

1. Возьмите в руки зеркало.

2. Смотрите в отражение и приговаривайте:

Зеркало моё, скажи.
Да всю правду доложи.
Куда пошёл Иван-дурак?
Что сделал с рыбкою рыбак?
Кто посадил репку?
Кто бросил в небо кепку?
Ты меня не подведи
Всю правду мне ты покажи!

3.Ждите, и вся правда скоро откроется вам.


Сапоги-скороходы — волшебная обувь, помогающая передвигаться с большой скоростью.

Инструкция по применению:

1. Достаньте из волшебного сундука сапоги-скороходы.

2. Надевая их на ноги, приговаривайте

Сапоги-сапожки
Несите по дорожке
По морям, по волнам
По лесам и горам
Ты попробуй их обуть —
Одолеешь мигом путь

3. Сапоги-скороходы, в один миг, доставят вас в нужное место


Русалка – красивое волшебное существо, наполовину человек, наполовину рыба.Живет в воде, но может сидеть и на ветвях деревьев.

Инструкция по применению:

1. Позвать Русалку

2. Попросить её достать драгоценную вещь со дна реки, моря или океана.

3. Поблагодарить Русалку


ПЕЧЬ – старинный предмет, который исправно служит людям для приготовления вкусных блюд и для отопления помещений. Печь, также, помогает маленьким детям спрятаться от гусей-лебедей и служит видом транспорта.

Инструкция по применению:

1. Положить дрова в печь

2. Поджечь их

3. Наслаждаться теплом исходящим от горящих дров

4. Залезть на печь и отдыхать


Клубок — волшебный – предмет, который помогает героям сказок придти туда, куда им нужно.

Инструкция по применению:

1. Попросить клубок у Бабы-Яги

2. Произнести волшебные слова:

Клубочек, дружочек,
Покажи дорогу … (и назвать место, куда надо дойти)

3. Взять клубок за кончик, и бросить его на дорожку.

4. Держась за конец нитки следовать за клубком, не останавливаясь и не оглядываясь.


Скатерть-самобранка — волшебный предмет, который накормит любое количество людей.

Инструкция по применению:

1.Пригласить друзей.

2. Расстелить скатерть-самобранку.

3. Произнести волшебное заклинание:

Скатерть — самобраночка,
Дружечка — подружечка,
Пришли друзья к нам на застолье.
Угости нас хлебом — солью.
Чтобы по усам текло
И в рот попало.

4. После угощения почистить скатерть, аккуратно сложить и убрать в сундук.


Гребень — волшебный — расчёска, которая помогает скрыться от врагов.

Инструкция по применению:

1. Достать гребешок.

2. Бросить его за спину и произнести волшебное заклинание:

Гребешок, гребешок
Помоги скорей, дружок.
Между мною и врагом
Подними лес до небес.

3. Пока враги пробираются сквозь волшебный лес, скрыться в безопасном месте.


Жар-птица — волшебная птица, которая славится своими золотыми перьями.

Инструкция по применению:

1. Поставить на подставку золотую клетку.

2. Посадить в неё Жар-птицу.

3. Ежедневно кормить птицу наливными яблочками и поить живой водой.

4. Запрещается: вырывать у Жар-птицы золотые перья. Чётко следуйте инструкции, и Жар-птица долго будет радовать вас своей красотой!


Огниво— волшебный предмет, заменяющий зажигалку.

Инструкция по применению:

1. Достать огниво из кармана

2. Ударить о кремень и жить припеваючи в тепле.

3. Внимание! Огнеопасно!


skazvikt.ucoz.ru

Оставьте комментарий