Раздел 2. Шкала умственного развития ребенка (а. Бине
Новый шаг в развитии метода тестов был сделан французским врачом и психологом Альфредом Бине (1857—1911), создателем самой популярной серии тестов.
До А. Бине определялись, как правило, различия в сенсомоторных качествах — чувствительности, быстроте реакции и т.д. Но практика требовала информации о высших психических функциях, обозначаемых обычно терминами «ум», «интеллект». Именно эти функции обеспечивают приобретение знаний и успешное выполнение сложной приспособительной деятельности [8].
В 1904 г. министерство образования поручило Бине заняться разработкой методик, с помощью которых можно было бы отделить детей, способных к учению, но ленивых и не желающих учиться, от страдающих врожденными дефектами и не способных учиться в нормальной школе. Нужда в этом возникла в связи с введением всеобщего образования. Одновременно потребовалось создание специальных школ для умственно неполноценных детей. А. Бине в сотрудничестве с Анри Симоном провел серию экспериментов по изучению внимания, памяти, мышления у детей разного возраста (начиная с трех лет). Проведенные на многих испытуемых экспериментальные задания были проверены по статистическим критериям и стали рассматриваться как средство определения интеллектуального уровня.
Первая шкала (серия тестов) Бине—Симона появилась в 1905 г. Затем она несколько раз пересматривалась авторами, которые стремились изъять из нее все задания, требующие специального обучения. А. Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит независимо от обучения, в результате биологического созревания.
Задания в шкалах Бине были сгруппированы по возрастам (от 3 до 13 лет). Задания подбирались путем исследования большой группы детей (300 чел.). Для каждого возраста свои определенные тесты. Они считались соответствующими данной возрастной ступени, если их решало большинство детей данного возраста (80— 90%). Детям до 6 лет предлагалось по 4 задания, а детям старше 6 лет — 6 заданий.
Показателем интеллекта в шкалах Бине был умственный возраст, который мог расходиться с хронологическим. Умственный возраст определялся по успешности выполнения тестовых заданий. Испытание начиналось с предъявления тестовых заданий, соответствующих хронологическому возрасту ребенка. Если он справлялся со всеми заданиями, ему предлагались задания старшей возрастной группы. Если он решал не все, а некоторые из них, испытание прекращалось. Если же ребенок не справлялся со всеми заданиями своей возрастной группы, ему давались задания, предназначенные для младшего возраста. Испытания проводились до тех пор, пока не выявлялся возраст, все задания которого решались испытуемым. Если кроме того ребенок выполнял также некоторое количество заданий, предназначенных для более старших возрастных групп, то каждое задание оценивалось числом «умственных» месяцев. Тогда к числу лет, определяемых базовым умственным возрастом, прибавлялось и некоторое число месяцев [8].
Несовпадение умственного и хронологического возраста считалось показателем либо умственной отсталости (если умственный возраст ниже хронологического), либо одаренности (если умственный возраст выше хронологического).
Вторая редакция шкалы Бине послужила основой работы по проверке и стандартизации, проведенной в Стэндфордском университете (США) коллективом сотрудников под руководством Л. М. Термена. Этот вариант тестовой шкалы Бине был предложен в 1916г. и имел так много серьезных изменений по сравнению с основным, что был назван шкалой Стэнфорд—Бине. Основных отличий от тестов Бине было два: введение в качестве показателя по тесту коэффициента интеллектуальности (IQ) и применение критерия оценки тестирования, для чего вводилось понятие статистической нормы.
Коэффициент IQ был предложен В. Штерном, считавшим существенным недостатком показателя умственного возраста то, что одна и та же разность между умственным и хронологическим возрастом для различных возрастных ступеней имеет неодинаковое значение. Чтобы устранить этот недостаток, Штерн предложил определять частное, получаемое при делении умственного возраста на хронологический. Этот показатель, умноженный на 100, он и назвал коэффициентом интеллектуальности. Используя этот показатель, можно классифицировать нормальных детей по степени умственного развития.
Шкала Стэнфорд—Бине была рассчитана на детей в возрасте от 2,5 до 18 лет. Она состояла из заданий разной трудности, сгруппированных по возрастным критериям. Для каждого возраста наиболее типичный, средний показатель выполнения (х) был равен 100, а статистическая мера рассеяния, отклонения индивидуальных значений от этого среднего (<т) равнялась 16. Все индивидуальные показатели по тесту, попадавшие в интервал х ± <т,
Итак, детям предлагаются следующие задания:
1. Показать свои глаза, нос, рот.
2. Повторить предложение длиной до шести слов («Я очень люблю свою добрую маму»).
3. Повторить по памяти два числа.
4. Назвать нарисованные предметы.
5. Назвать свою фамилию.
В диагностический журнал, на страницу, отведенную для младшей группы, вносятся условные обозначения, позволяющие быстро фиксировать результаты выполнения заданий (таблица 1):
— задание выполнено – «+»;
— задание выполнено не полностью – «+?»;
— задание не выполнено – «-».
Таблица 1
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Глаза | Нос | Рот | Предложение | Числа | Предметы | Фамилия | ||||||
3 | 5 | корова | лошадь | собака | мишка | белка | ||||||||
1. | ||||||||||||||
2. | ||||||||||||||
3. |
Затем проводится диагностика познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления и речи. Психолог может оценить уровень развития внимания и речи, используя наблюдения за ребенком в ходе обследования, анализируя его деятельность и ответы на поставленные вопросы.
Для исследования внимания малыша используется игра «Что изменилось?». Перед ребенком в ряд выставляют три цветных пластмассовых стаканчика (формочки) и просят его запомнить их расположение. Затем местоположение стаканчиков меняют и предлагают ребенку определить, что изменилось. Результаты этого и последующих заданий фиксируются в сводной таблице (таблица 2) с помощью условных обозначений.
Восприятие цвета проверяется в ходе игры «Разложи кружочки по коробочкам». Перед ребенком раскладывают набор кружочков диаметром 3 см, окрашенных в основные цвета (по два на каждый цвет), и коробочек соответствующего цвета. Затем малышу предлагают разложить кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом. (В процессе игры взрослый не называет цвет кружочков).
Уровень развития зрительной памяти исследуется с помощью предметных картинок. Перед ребенком раскладывают семь картинок с изображением знакомых предметов. Дается инструкция без установки на запоминание: «Внимательно посмотри на картинки». Затем картинки убирают (переворачивают) и ребенка просят назвать те из них, которые он запомнил.
Диагностику мышления удобно проводить с помощью игры «Четвертый лишний», в ходе которой выявляется умение производить анализ, синтез, делать обобщения. Ребенку поочередно предлагают три таблицы , на которых изображены четыре геометрические фигуры: на первой таблице фигуры отличаются величиной, на второй – цветом, на третьей таблице фигуры отличаются величиной и формой, необходимо выделить форму [10].
Таблица 2
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Внимание | Восприятие | Память | Мышление и речь |
Остановимся на другом типе индивидуальных тестов, предназначенных для тех же целей, что и шкала Стэнфорд—Бине. В 1939 г. была опубликована первая форма шкал Дэвида Векслера, известная как шкала интеллекта Векслера—Белльвью. Тест основан на иерархической модели интеллекта Д. Векслера и диагностирует общий интеллект и его составляющие — вербальный и невербальный интеллекты.
Тест Векслера состоит из 11 отдельных субтестов, разделенных на 2 группы, — б вербальных и 5 невербальных. Каждый тест включает от 10 до 30 постепенно усложняющихся вопросов и заданий. К вербальным субтестам относятся задания, выявляющие общую осведомленность, общую понятливость, способности, нахождение сходства, воспроизведения цифровых рядов и т. д. К невербальным субтестам относятся следующие: шифровка, нахождение недостающих деталей в картине, определение последовательности картин, сложение фигур [9].
studfiles.net
Вопрос 36. Диагностические и прогностические возможности интеллектуального тестирования (краткая характеристика тестов Бине-Симона, Д.Векслера, Равена и Амтхауэра).
Тест Бине-Симона — средство для диагностики развития интеллекта, предложенное в 1905 г. А.Бине и Т.Симоном.
Сначала тест состоял из 30 вербальных, перцептивных и манипулятивных задач, которые были расположены по критерию повышения трудности в соответствующие возрастные когорты: каждая задача определенной возрастной когорты должна была решаться 75% детей этого возраста с нормальным интеллектуальным развитием. По количеству правильно решенных ребенком задач определялся его умственный возраст. Понятие «умственного возраста» было использовано А. Бине и Т. Симоном в 1908 г. как количественный показатель развития интеллекта. Это — характеристика интеллектуального развития индивида на основе его сравнения с уровнем интеллекта других людей того же возраста. Количественно выражается как возраст, в котором — по среднестатистическим данным — решаются те тестовые задания, которые доступны данному индивиду. По мнению Бине, этот уровень не зависит от обучения, а определяется лишь генетическими факторами.
Вторая версия шкалы, 1908 г., была соотнесена с возрастами от 3 лет до взрослого состояния, а третья, 1911 г., была несколько отредактирована и дополнена.
Тест Векслера. Самым популярным тестом для диагностики интеллекта в нашей стране стал тест Д. Векслера (1939). Векслер отказался от представлений об интеллекте, как об «умственном возрасте», которые ввел А. Бине, создатель первого теста умственных способностей. Сам Векслер определял интеллект как комплексную глобальную способность индивида целенаправленно вести себя, разумно мыслить и успешно взаимодействовать с внешней средой.
Векслер выделил в интеллекте две составляющих, а также две сферы его проявления: вербальный интеллект и интеллект действия. Векслер предположил, что помимо общего интеллекта существуют вербальный и невербальный интеллекты, которые также следует измерять.
Векслер ввел понятие «возрастная норма». Испытуемый получал тестовый балл на основании сопоставления его результатов со средними результатами той возрастной группы, к которой он принадлежал. Коэффициент интеллекта выражался в единицах стандартного отклонения.
Тест предназначался для комплексного обследования пациентов психиатрической клиники. Главная цель применения теста — диагностика психических нарушений при различных заболеваниях (психозах, неврозах и пр.), а также определение уровня интеллектуального дефекта у лиц с врожденным интеллектуальным недоразвитием и со старческим слабоумием.
Тест Векслера сразу после своего появления стал широко применяться за пределами клиники: при профессиональном отборе, для оценки уровня интеллекта «нормальных», то есть психически здоровых взрослых и детей, и даже для оценки уровня интеллектуальной одаренности.
Версии теста Д.Векслера для взрослых состоят из 11 субтестов, версия для детей — из 12. Все версии имеют две шкалы: шкалу действия и словесную шкалу. Векслер полагал, что сумма баллов, полученных за все задания теста, характеризует общий интеллект, а сумма по каждой из шкал — невербальный и вербальный интеллекты.
Субтесты: 1)Осведомленность, 2)Понятливость, 3)Арифметический, 4)Сходство, 5)Словарь, 6)Запоминание цифр, 7)Недостающие детали, 8)Последовательные картинки, 9)Кубики Кооса, 10)Сложение фигур, 11)Шифровка 12)Лабиринты.
Таким образом, тест должен был измерять три способности. Однако факторный анализ результатов применения «взрослой» версии теста показал, что тест на самом деле измеряет четыре способности: 1) общий интеллект, 2) словесное понимание, 3) перцептивную организацию, 4) способность, которая влияет на выполнение субтестов «Запоминание цифр», «Арифметический», «Шифровка».
Тест «Последовательные картинки», при выполнении которого испытуемый должен упорядочить «комическую историю», считается сложным: успешность его выполнения зависит как от перцептивной организации, так и от вербального понимания.
Выполнение каждого субтеста требует комплекса способностей. Поэтому следует подробно анализировать процесс выполнения отдельных субтестов. Важнейшее значение имеет анализ профиля, в частности, соотношение успешности выполнения субтестов, оценка степени разброса результатов относительно индивидуального среднего уровня (степень «пилообразности» профиля) и т.д. Каждый из дополнительных индексов имеет важное диагностическое значение.
Прогрессивные матрицы Равена — батарея тестов, разработанная английским психологом Дж.Равеном в 1938 г. для диагностики уровня интеллекта, основанная на работе наглядного мышления по аналогии. Имеет 2 варианта: 1) для взрослых и подростков с 12 лет и 2) для детей 5 — 11 летнего возраста.
Каждая задача теста заключается в том, чтобы в ограниченное для всего теста время на место пробела в правом нижнем углу основного рисунка („матрицы“), представляющего собой геометрический узор, вставить один из 6 или 8 фрагментов, находящихся под основным рисунком. Тест имеет 5 серий, по 12 матриц в каждой, с увеличением порядкового номера сложность задания растет.
Методика Равена — одна из наиболее сильных методик для исследования невербального интеллекта человека. Она предназначена для определения уровня развития логичности мышления человека, развития способностей к выявлению закономерностей и построению в соответствии с ними новых объектов.
Тест структуры интеллекта Амтхауэра. Тест структуры интеллекта был разработан Р.Амтхауэром в 1953 году для дифференциации кандидатов на различные виды обучения и деятельности в практике профессионального отбора.
Растущий интерес отечественных психологов к указанному тесту объясняется рядом преимуществ, отличающих его от известных методик исследования интеллекта Векслера, Равена и других.
Прежде всего, тест структуры интеллекта Амтхауэра пригоден не только для индивидуальных, но и для массовых исследований, что особенно важно в условиях обследования больших контингентов ограниченным числом психодиагностов.
При этом указанный тест имеет шкалу пересчета оценок в привычные для всех единицы IQ теста Векслера, что позволяет сравнивать результаты полученные на аналогичных выборках с помощью теста Векслера.
Тест структуры интеллекта был составлен Р.Амтхауэром в трех вариантах, два из которых являются равноценными и применимыми на выборках лиц с различным профессиональным и жизненным опытом. Тест составлен из 9 групп заданий (субтестов), ориентированных на исследование таких составляющих вербального и невербального интеллекта, каковыми являются: лексический запас, способность к абстрагированию, способность к обобщению, математические способности, комбинаторное мышление, пространственное воображение, способность к кратковременному запоминанию наглядно-образной информации.
При нормировании стандартных показателей он придерживался возрастного критерия.
Субтесты:
1 — включает задания, ориентированные на исследование словарного запаса испытуемого («чувство языка» по Амтхауэру),
2 — способности к абстрагированию,
3 — способности выносить суждение и умозаключение,
4 — способности к обобщению,
5 — математические способности,
6 — математические способности («ряды чисел»),
7 — комбинаторное мышление («геометрические фигуры»),
8 — пространственное воображение («кубики Кооса»),
9 — способность к запоминанию и воспроизведению наглядной информации.
Векслер: шкала для измерения уровня интеллектуального развития (детский вариант WISC, взрослый вариант WAIS) состоит из 11 субтестов, составляющих вербальную (1-6) и невербальную (7-11) шкалы:
1) общая осведомленность – уровень простых знаний;
2) понимание смысла выражений – способность к суждениям
3) арифметика – легкость оперирования числовым материалом
4) нахождение сходства – понятийное мышление
5) запоминание цифр – память
6) словарный запас – вербальный опыт, умение давать определения понятиям
7) шифровка/цифровые символы – зрительно-моторная скорость
8) недостающие детали/завершение картинок – зрительная наблюдательность, способность выявлять существенные признаки
9) конструирование блоков – двигательная координация, визуальный синтез
10) последовательные картинки – способность организации целого из частей, понимание ситуации, экстраполяция
11) складывание фигур – способность к синтезу целого
Определяется IQ-вербальный, IQ-невербальный, IQ-общий.
Нормы: 130 и выше – очень высокий интеллект, 120-129 – высокий интеллект, 110-119 – хорошая норма, 90-109 – средний уровень, 80-89 – сниженная норма, 70-79 – пограничный уровень, 69 и ниже – умственный дефект.
Равен: прогрессивные матрицы, измерение интеллекта через выявление соотношений между абстрактными фигурами. Есть два варианта: цветной (более простой, для детей 5-11 лет и взрослых после 65 лет) – 12 матриц, 3 серии и черно-белый — 60 матриц (композиций) на 5 серий; стандартный IQ показывает в каком соотношении оказывается результат данного человека к величине распределения результатов для его возраста.
Амтхауэр: измеряет интеллект у людей 13-61 года. Разрабатывался как тест диагностики общих способностей в сфере профессиональной пригодности, состоит из 9 субтестов:
1) логический отбор – индуктивное мышление, чувство языка
2) определение общих черт – способность к абстрагированию, оперированию вербальными понятиями
3) аналогии – комбинаторные способности
4) классификация – способность выносить суждение
5) счет – уровень практического математического мышления
6) ряды чисел – индуктивное мышление, способность оперировать математическими закономерностями
7) выбор фигур – пространственное воображение, комбинаторные способности
8) кубики – пространственное мышление
9) запоминание слов – способность сосредоточить внимание, память
Подсчитываются баллы по каждому из субтестов, баллы переводятся в шкальные оценки, чертится профиль, определяющий способности к практической или теоретической деятельности.
Бине-Симон: шкала умственного развития. Первоначально (1905) содержала 30 тестов расположенных по мере возрастания трудности таким образом, что вероятность успешного выполнения увеличивалась с хронологическим возрастом. Уровень трудности определялся эмпирически на основе данных по выборке 50 нормальных детей 3-11 лет и незначительного количества слабоумных. Следующая редакция (1908) позволила выделять разные уровни интеллектуального развития нормальных детей (уровень=«умственный возраст»). Третья редакция (1911) продлила шкалу до уровня взрослых, но по-прежнему не предусматривала определение IQ. Затем преобразована в шкалу Станфорд-Бине, где введен IQ:
умственный возраст
календарный возраст r 100 (IQ меньше 100 – субнорма)
Похожие статьи:
poznayka.org
История IQ тестирования — Практическая психология на Aboutyourself.ru
Автор Татьяна в . Опубликовано Когнитивная психология Последнее обновление: 18/10/2015
Интерес к интеллекту проявляют уже тысячи лет, но первый тест IQ родился лишь тогда, когда психолог Альфред Бине решил найти способ выявления студентов, которые нуждаются в помощи.
Альфред Бине и первый IQ тест
В начале 1900-х годов правительство Франции попросило психолога Альфреда Бине помочь определить, кто из студентов был склонен испытывать трудности в обучении. В то время был принят закон, обязывающий всех французских детей ходит в школу, поэтому было важно найти способ выявления детей, которые нуждались бы специализированной помощи.
Столкнувшись с этой задачей, Бине и его коллега Теодор Симон занялись изучением ряда вопросов, которые были сосредоточены на вещах, которым целенаправленно не уделяли внимания в школе — например, вопросы внимания, памяти и навыков решения проблем. Так, Бине определил, какие факторы могут служить показателем успехов в школе. Он быстро понял, что некоторые дети смогли ответить на более сложные вопросы, что было характерно для детей более старшего возраста, в то время как другие дети того же возраста могли ответить лишь на вопросы, которые были по силу детям младшего возраста. Основываясь на этом наблюдении, Бине предложил концепцию умственного возраста. Измерение интеллекта стало возможным на основе среднестатистических способностей детей определённой возрастной группы.
Этот первый тест сегодня известен как шкала Бине-Симона, он стал основой для современных тестов на определение уровня развития интеллекта. Тем не менее, сам Бине не верил, что его психометрические инструменты могут быть использованы для измерения единого, постоянного и врождённого уровня интеллекта. Бине подчеркнул возможные ограничения теста, предполагая, что интеллект является слишком широким понятием, которое вряд ли можно оценить количественно с помощью одного лишь показателя. Вместо этого, он настаивал на том, что интеллект зависит от ряда факторов, изменяется с течением времени, и его можно сравнить только среди детей с аналогичными условиями воспитания.
Шкала Стенфорд-Бине
После развития шкалы Бине-Симона тест вскоре попал в Соединенные Штаты, где вызвал значительный интерес специалистов. Психолог Стэнфордского университета Льюис Терман взял оригинальный тест Бине и стандартизировал его с использованием выборки американских испытуемых. Этот тест был впервые опубликован в 1916 году, он получил название «шкалы интеллекта Стэнфорд-Бине» и вскоре стал использоваться в качестве стандартного теста на определение уровня интеллекта.
В тесте Стэнфорд-Бине используется единый показатель, известный как коэффициент интеллекта (или IQ). Он рассчитывается путём деления умственного возраста человека, проходящего тест, на его реальный возраст и последующего умножения получившегося числа на 100. Например, ребёнок с умственным возрастом 12 лет и реальным возрастом 10 лет будет иметь коэффициент интеллекта, равный 120.
Сегодня шкала Стэнфорд-Бине остается популярным инструментом, несмотря на то, что на протяжении многих лет она пережила ряд изменений.
Тестирование интеллекта во время Первой мировой войны
В самом начале Первой мировой войны, армейские чиновники столкнулись с весьма трудной задачей — проверить огромное количество призывников. В 1917 году, будучи председателем Комитета по психологической экспертизе рекрутов, психолог Роберт Йеркс разработал два теста, известные как армейские Альфа и Бета тесты. Армейский Альфа тест был разработан в письменной форме, в то время как Бета тест проводили устно, если новобранцы не умели читать. В их испытании участвовали более двух миллионов солдат, с тем чтобы командование могло определить, кто из мужчин хорошо подходит для конкретных должностей и лидерских позиций (МакГуайр, 1994).
После войны испытания продолжили использовать в самых разнообразных ситуациях — для людей всех возрастов, слоёв и национальностей. Например, IQ тесты использовались для скрининга новых иммигрантов по въезду в США. Результаты этих испытаний были неправомерно использованы для формирования радикальных и неточных суждений о целых народах, заставивших некоторых аналитиков призвать Конгресс принять иммиграционные ограничения (Камин, 1995).
Шкала Векслера
Следующим шагом в развитии в истории тестирования интеллекта стало создание нового измерительного прибора американским психологом Дэвидом Векслером. Как и Бине, Векслер считал, что интеллект включает в себя целый ряд различных умственных способностей; он описывал интеллект как «глобальный потенциал человека целенаправленно действовать, рационально мыслить и эффективно бороться со средой» (1939). Неудовлетворенный ограничениями теста Стэнфорд-Бине, в 1955 году он опубликовал свою версию теста, известную как шкала Векслера (WAIS).
Векслера также разработал два различных теста специально для детей. Взрослая версия теста с момента его первой публикации была пересмотрена несколько раз, и в настоящее время психологи пользуются шкалой WAIS-IV.
WAIS-IV содержит 10 подтестов наряду с 5 дополнительными тестами. Тест даёт возможность оценить четыре основных области интеллекта:
- индекс вербального понимания;
- индекс перцептивной организации;
- индекс рабочей памяти;
- индекс скорости переработки материала.
Определяются также две широкие шкалы, которые можно использовать для определения общего уровня интеллекта: полная шкала IQ, в которой сочетаются результаты измерения четырёх областей, и общий индекс возможностей.
WAIS-IV может оказаться полезным в выявлении способностей к обучению — например, в случаях, когда низкие баллы в некоторых областях сочетаются с высокими показателями в других может означать, что человек испытывает определённые трудности в обучении (Кауфман, 1990).
В отличие от теста, основанного на сравнении реального и умственного возраста, как это было в случае с оригинальным тестом Стэнфорда-Бине, результаты WAIS получаются путём сравнения баллов проходящего тест человека с баллами других людей той же возрастной группы. Средняя оценка зафиксирована на отметке 100, пределами нормального значения считаются отметки 85 и 115. Этот метод подсчёта стал стандартным методом в тестировании интеллекта.
Теги: интеллект, коэффициент интеллекта, тестирование
Есть что сказать? Оставть комментарий!:
aboutyourself.ru
Психологическая энциклопедия — значение слова Бине-симона Тест
(англ. Binet-Simon Scale) — тест для измерения развития интеллекта, предложенный в 1905 г. фр. психологами Л. Бине и Т. Симоном с целью отсева детей (от 3 до 13 лет), недостаточно развитых для обучения в обычной школе. Первоначально тест состоял из 30 вербальных, перцептивных и манипулятивных задач, которые располагались по возрастающей трудности. Задачи подбирались т. о., чтобы их могли решить 75% детей соответствующего возраста, интеллектуальное развитие которых можно было бы считать нормальным. Число правильно решенных задач характеризует умственный возраст ребенка.При личном участии Бине тест дорабатывался и публиковался в новых версиях (1908, 1911). Б.-С. т. переводился, адаптировался и модифицировался в разных странах мира. Наиболее известная модификация была создана амер. психологом Л. Терменом (тест Стэнфорд-Бине). Однако во всех редакциях Б.-С. т. направлен, в основном, не на выяснение способностей, а на оценку понимания и сообразительности, развиваемых в процессе обучения и воспитания. Коренной недостаток этого теста состоит в том, что авторы его игнорировали факт значительного влияния обучения и всего опыта личности на успешность выполнения задания.
Смотреть значение Бине-симона Тест в других словарях
Тест — м. горн. плавильный горшок из сбитого пепла.
Толковый словарь Даля
Тест — (тэст), теста, м. (англ. test) (псих.). Психотехническое испытание, состоящее в том, что испытуемому предлагается решить одну или несколько задач для определения тех или иных……..
Толковый словарь Ушакова
Тест М. — 1. Задание, испытание стандартной формы, по результатам выполнения которых можно судить о способности, предрасположенности и т.п. кого-л. к чему-л., а также о знаниях, умениях……..
Толковый словарь Ефремовой
Акцептационный Тест — См.
Тест акцептационный
Экономический словарь
Бета-тест — апробирование продукции, передаваемой изготовителем в
пользование какой-либо фирме еще до начала серийного производства. Характерно для высокотехнологичной продукции,……..
Экономический словарь
Критерий Статистический (тест Статистический) — критерий принятия решения по проверке статистической выборки.
Экономический словарь
Стрессовый Тест — —
процесс, используемый для оценки способности секьюритизируемых активов при различных стрессовых экономических сценариях генерировать достаточно средств для……..
Экономический словарь
Тест Акцептационный — методика опроса физических лиц на предмет выявления намерений купить конкретный товар или наличие такого желания.
Экономический словарь
Тест На Пустую Голову И Чистое Сердце — Правило 14е-3, подпункт (b) Комиссии по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission, SEC), которое за исключением ряда случаев запрещает кому-либо, кроме участника торгов,……..
Экономический словарь
Тест Покрытия Активов — Ограничение по долговым обязательствам, которое разрешает дополнительные заимствования только в том случае, если отношение активов к задолженности не ниже определенного минимума.
Экономический словарь
Тест Читабельности Текста, По Флешу — В страховых
операциях и в правовом регулировании:
метод, применяемый для определения степени легкости или трудности материала для чтения, основанный на подсчете……..
Экономический словарь
Тест — [тэ], -а; м. [от англ. test — испытание, исследование] Психол. Стандартное задание, применяемое с целью определения умственного развития, специальных способностей, склонностей……..
Толковый словарь Кузнецова
Тест-система — [тэ], -ы; ж. Совокупность медицинских установок, аппаратов и т.п. для диагностики заболеваний. Новая тест-система. Разрабатывать тест-системы. Обследование на СПИД с помощью……..
Толковый словарь Кузнецова
Бета-тест — — апробирование продукции, передаваемой изготовителем в пользование какой-либо фирме еще до начала серийного производства. Характерно для высокотехнологичной продукции,……..
Юридический словарь
Альфа-фетопротеиновый Тест — (син. Абелева-Татаринова реакция) метод выявления эмбриональных сывороточных глобулинов (альфа-фетопротеинов) с помощью реакции преципитации в агаре.
Большой медицинский словарь
Амслера Тест — (М. Amsler) способ выявления нарушений восприятия в центральных участках поля зрения, основанный на предъявлении испытуемому изображения сетки, состоящей из мелких квадратов;……..
Большой медицинский словарь
Латекс-тест — (латекс-агглютинация) — вариант РПГА, в к-рой частицы латекса (см.) с адсорбированными на них молекулами Аг (Ат) агглютинируются соответствующими Ат (Аг). Применяют качественный……..
Словарь микробиологии
Бабинского Тест На Асинергию — (J. F. F. Babinski) 1) метод выявления поражений червя мозжечка, основанный на том, что больной падает при попытке прогнуться с запрокинутой головой вследствие отсутствия содружественного……..
Большой медицинский словарь
Базофильный Тест — (син. Шелли тест) метод диагностики специфической сенсибилизации организма, основанный на дегрануляции базофилов после добавления к ним in vitro специфического аллергена.
Большой медицинский словарь
Маллеиновый Тест — аллергическая проба на выявление сенсибилизации к возбудителю сапа. Лошадям в конъюнктивальный мешок глаза пипеткой закапывают 3 -4 капли маллеина (фильтрата 4-8-месячной……..
Словарь микробиологии
Малонатный Тест — реакция ферментации натрия малоната, используемая в дифференциации энтеробактерий. Среду для М. т. готовят растворением в 1 л дистил. воды 1 г дрожжевого экстракта, 2……..
Словарь микробиологии
Ниациновый Тест — проба на присутствие в экстракте растущей к-ры микобактерий никотиновой к-ты. Проба положительна у М. tuberculosis и отрицательна у др. видов этого рода. Для постановки Н.т………
Словарь микробиологии
Никотинамидазный Тест — проба на способность микобактерий выделять никотинамидазу, к-рая расщепляет никотинамид с образованием аммиака. Для качественного определения (по Катэ) готовят агаровую……..
Словарь микробиологии
Биггс-дугласа-макфарлена Тест — (R. М. Biggs, совр. англ. гематолог; А. С. Douglas, англ. гематолог; R. G. Macfarlane) метод исследования ретракции кровяного сгустка путем определения объема сыворотки, оставшейся после……..
Большой медицинский словарь
С-тест — См. Цитратная проба
Словарь микробиологии
Бинга Тест — (А. Bing, 1844-1922, австрийский оториноларинголог) см. Бинга проба.
Большой медицинский словарь
Бине-симона Психический Возраст — (A. Binet, 1857-1911, франц. психолог и невропатолог, Th. Simon, 1873-1961, франц. невропатолог и психиатр) уровень умственного развития ребенка, определяемый на основании результатов……..
Большой медицинский словарь
Бине-симона Тесты — (A. Binet; Th. Simon) тесты, используемые для экспериментально-психологического обследования умственного развития детей, представляющие собой специальные задачи, решение……..
Большой медицинский словарь
Тест — пробные воздействия на организм с целью изучения его физиол. и биохим. свойств. Напр., вновь выделенные чистые культуры бактерий тестируются на возможность их роста……..
Словарь микробиологии
Тест Дюбуа-дельбрука — тест Дюбуа-ДельбрукаСм. Флюктуационный тест
Словарь микробиологии
Посмотреть еще слова :
slovariki.org
выявление способностей к обучению. Интеллект успеха
Альфред Бине: выявление способностей к обучению
В 1904 году министр народного образования в Париже создал комиссию для выработки методов отличия действительно умственно «дефективных» детей от тех, кто не успевал в школе по другим причинам. Какая задача ставилась перед комиссией? Гарантировать то, что дети будут переводиться в классы для умственно отсталых только в тех случаях, когда они «практически не способны чему-либо научиться в обычных школах»[7]. Для решения этой задачи Альфред Бине и его коллега Теодор Симон разработали соответствующую систему тестов.
Отметим, что в основе деятельности Бине лежало желание помочь детям и защитить их, а вовсе не ущемлять их интересы. Если в школе учились несколько человек, которые являлись для учителей сплошной головной болью, то у последних был очень удобный выход из ситуации: перевести таких учеников в классы для умственно отсталых. Никто не утверждал, что учителя были отъявленными мерзавцами, которые стремились просто облегчить себе жизнь, хотя, без сомнения, подобные мысли иногда их искушали. Проблема состояла в том, что нельзя было провести четкого различия между детьми с проблемами в поведении и умственно отсталыми детьми. В результате и к тем, и к другим относились одинаково.
Предложенные Бине и Симоном концепция интеллекта и методы его измерения несколько отличались от подходов Гальтона и Кэттела. Характеризуя тесты других авторов как «потерянное время», Бине и Симон определяли суть интеллекта как рассудительность, называемую также здравым смыслом. «Практическая сметка, инициатива, способность адаптироваться к различным обстоятельствам, умение оценивать, понимать суть и рассуждать – вот ключевые аспекты интеллекта»[8].
Согласитесь, в определениях Бине гораздо больше смысла, чем в подходах Гальтона. Бине приводил пример Хелен Келлер. Результаты ее тестов на визуальную и слуховую чувствительность были просто плачевными, хотя нельзя было усомниться в высоком уровне интеллекта женщины – многие признавали ее умственные способности выдающимися. Бине разработал тесты, которые могли успешно проходить и люди с физическими недостатками. Для Бине интеллект определялся способностью рассуждать, а не остротой чувств.
Многие знают Бине только по его тестам, но он является и автором теории интеллекта, причем хорошей теории. Бине полагал, что разумную мысль отличают три характерных элемента, которые он назвал «направление», «адаптация» и «критицизм». Под направлением понимается знание того, что и как делать. Адаптация касается выработки конкретной стратегии выполнения задачи, следования этой стратегии и адаптации ее в процессе реализации. Критицизм заключается в способности критиковать свои мысли и действия. Скажем, вы хотите купить новый автомобиль. Направление позволяет понять, что нужно узнать об автомобилях и как использовать эту информацию при осуществлении своего выбора. Адаптация вступает в игру, когда предпринимаются конкретные действия, принимаются решения и корректируется по ходу действий стратегия (например, вы решаете, что вполне можно отказаться от телевизора для пассажиров на заднем сидении, которые могут смотреть его, пока вы ведете машину). Критицизм будет использоваться при оценке процесса принятия решения и используемых стратегий выбора марки автомобиля или места его покупки.
Подобно тестам Гальтона, идеи Бине были импортированы в Соединенные Штаты, но на этот раз сразу в Калифорнию, а не в Нью-Йорк. Основываясь на теории и тестах Бине, профессор психологии Стэнфордского университета Льюис Терман разработал американизированный вариант тестов. Достоинства этих разработок оценивало уже время. Система Стэнфорд-Бине до сих пор сохраняет свою конкурентоспособность в бизнесе тестирования интеллекта.
Идеи Бине имели смысл в том контексте, для которого они собственно и предлагались: прогнозирование успехов обучения. К сожалению, как и в многочисленных случаях с другими удачными идеями, они начали использоваться далеко за пределами областей своего оптимального приложения. Тесты для выявления академических способностей стали применяться и в неакадемических сферах. Более того, эти тесты имели и все еще имеют ограничения, которые заставляют усомниться в результатах их использования даже в сугубо образовательном контексте.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
БИНЕ—СИМОНА ТЕСТ — это… Что такое БИНЕ—СИМОНА ТЕСТ?
- БИНЕ—СИМОНА ТЕСТ
- (англ. Binet—Simon Scale) — тест для измерения развития интеллекта, предложенный в 1905 г. фр. психологами А. Бине и Т. Симоном с целью отсева детей (от 3 до 13 лет), недостаточно развитых для обучения в обычной школе. Первоначально тест состоял из 30 вербальных, перцептивных и манипулятивных задач, которые располагались по возрастающей трудности. Задачи подбирались т. о., чтобы их могли решить 75% детей соответствующего возраста, интеллектуальное развитие которых можно было бы считать нормальным. Число правильно решенных задач характеризует умственный возраст ребенка.
При личном участии Бине тест дорабатывался и публиковался в новых версиях (1908, 1911). Б.—С. т. переводился, адаптировался и модифицировался в разных странах мира. Наиболее известная модификация была создана амер. психологом Л. Терменом (тест Стэнфорд—Бине).
Однако во всех редакциях Б.—С. т. направлен, в основном, не на выяснение способностей, а на оценку понимания и сообразительности, развиваемых в процессе обучения и воспитания. Коренной недостаток этого теста состоит в том, что авторы его игнорировали факт значительного влияния обучения и всего опыта личности на успешность выполнения задания.
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
- БЕЦОЛЬДА—БРЮККЕ ФЕНОМЕН
- БИОСИНТЕЗ
Смотреть что такое «БИНЕ—СИМОНА ТЕСТ» в других словарях:
Бине-Симона тест — см. тест Бине Симона Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000. Бине Симона тест … Большая психологическая энциклопедия
Бине-Симона тест — (Binet Simon, 1917) тест на исследование уровня развития интеллекта, используемый в возрасте испытуемых до 18 лет. Наиболее основательной ныне считается версия теста Бине Симона, разработанная А.Терменом из Стенфордского университета США (1960)… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Бине — Симона тест — наиболее распространенный метод количественной оценки уровня развития интеллектуальных способностей. Разработан в 1905 г. А. Бине и Т. Симоном по заказу Министерства просвещения Франции с целью отсева детей, недостаточно развитых для обучения… … Дефектология. Словарь-справочник
Бине—Симона тест — наиболее распространенный метод количественной оценки уровня развития интеллектуальных способностей. Разработан в 1905 г. А. Бине и Т. Симоном по заказу Министерства народного образования Франции. Первоначально тест содержал 30 задач, которые… … Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь
БИНЕ (или БИНЕ-СИМОНА) ТЕСТ — Первый тест интеллектуальных способностей для школьников, изданный А. Бинэ и Т. Симоном во Франции в 1905 г. и усовершенствованный ими сначала в 1908 г., а затем в 1911 г., когда он был дополнен возрастными нормами. Тест Бине представляет интерес … Толковый словарь по психологии
ТЕСТ БИНЕ—СИМОНА — см. Бине Симона тест. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия
тест Бине-Симона — средство для диагностики развития интеллекта, предложенное в 1905 г. А. Бине и Т. Симоном. Сначала тест состоял из 30 вербальных, перцептивных и манипулятивных задач, сгруппированных по критерию повышения трудности в соответственные возрастные… … Большая психологическая энциклопедия
Тест Бине – Симона — Тест Бине Симона средство для диагностики развития интеллекта , предложенное в 1905 г. А.Бине и Т.Симоном . Сначала тест состоял из 30 вербальных, перцептивных и манипулятивных задач, которые были расположены по критерию повышения трудности в… … Психологический словарь
Бине-Симона умственного развития шкала — [лат. scala лестница] тест интеллекта, являющийся родоначальником современных тестов диагностики уровня интеллектуального развития. Первая редакция Б. С. у. р. ш. была разработана А. Бине и Т. Симоном в 1905 г. в целях выявления умственно… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Бине–Симона психический возраст — Определение интеллектуального уровня ребенка по соотнесению результатов, получаемых при тестировании (см. Бине тест) со среднестатистическими результатами, полученными при стандартизированном исследовании определенных возрастных групп. Понятие… … Толковый словарь психиатрических терминов
psychology.academic.ru
БИНЕ
БИНЕ, Альфред (Alfred Binet, 1857— 1912), франц. врач-невропатологи психиатр, всемирно известный, благодаря своим замечательным работам, создавшим целую эпоху в области экспериментальной психологии XIX в. стал во главе психологической ла – не, где сначала под влиянием Вундта занимался элементарными психическими ^ШШ /1^Шв^%^, процессами, но веко – ^^JJ^ft чению индивидуаль – ^^ШкЛ^Ш ных особенностей це – ^РЧЩШШЩ^. Щр-’ лостной личности человека и, перенеся психологический эксперимент в школу, разработал вместе с Симоном (Simon) свой знаменитый метод тестов (см. Бине-Симока метод). С 1895 г. Б. стал издавать ежегодник «I/Ann ее psychologique», а в 1905 г. основал «Общество свободного изучения ребенка», в печатном органе которого («Бюллетени») помещались многочисленные исследования Б. по психологии ребенка.—Б. вскоре сделался главой научных исканий и практических работ в области педагогической психологии. Бине работал также и по антропометрии, психофизиологии и психиатрии.—Главные труды Б., переведенные на рус. язык: «Механизм мышления», 1894 г.; «Изменения личности», 1894 г.; «Вопрос о цветном слухе», М., 1894 г.; Бине А. и Анри, «Умственное утомление», 1899 г.; Бине А. и Симон Т., «Методы измерения умственной одаренности», Гиз Украины, 1923; в сотрудничестве с Анри, Филипп и Куртье,—«Введение в экспериментальную психологию», 1903 г., и др. БИНЕ-СИМОНА МЕТОД, название психологического метода, основная идея которого состоит в создании «метрической скалы умственных способностей», определяемых на основании задач (или тестов), которые предлагаются испытуемому. Задачи расположены по степени трудности и затрагивают разные стороны детского интеллекта: школьные знания, повседневные навыки, случайные сведения, природные свойства психики и т. д. При этом определяются не столько отдельные психические функции, сколько вся картина общего развития ребенка. В этой части тестов намечен след. порядок задач: для 3-л е т п и х: показать свой рот, нос, глаза. Повторить фразу в 6 слогов и одну из трех пар чисел. Назвать несколько предметов на картинке. Для 4-л е т н и х: назвать свой пол. Назвать 3 предмета домашнего обихода. Повторть ряд из 3 цифр. Сравнить длину двух линий и указать более длинную. Для 5-летних: сравнить две пары коробочек различного веса и указать более тяжелую. Скопировать квадрат. Повторить фразу из 10 слогов. Сосчитать 4 мелких монеты. Составить из двух отрезков парал-лелограм. Дляб-летних: определить время дня: Описать 5 предметов. Срисовать ромб. Сосчитать 13 одинаковых монет. Сравнить два нарисованных лица с эстетической точки зрения. Для 7-летних: показать правую руку и левое ухо. Срисовать картинку. Выполнить 3 нетрудных поручения. Сказать сумму трех копеечных монет и трех монет по 2 копейки. Назвать 4 цвета. Для 8-летних: сравнить по памяти 3 пары предметов. Сосчитать в обратном порядке от 20 до 0. Указать недостающие части в нарисованных лицах. Повторить ряд из 5 цифр. Назвать день и число. Для9-летних: дать сдачу с 16 коп., с 20 коп. Определить 5 предметов. Назвать по порядку месяцы. Ответить на 3 легких отвлеченных вопроса. Для 10-летних: расположить по порядку 5 коробочек различного веса. Нарисовать по памяти несложный чертеж. Найти несообразности в четырех фразах. Дать ответ па более трудные отвлеченные вопросы. Составить 2 предложения из трех заданных слов. Для 12-л е т и и х: противостоять след. внушению: ребенку показывают 6 пар линий, размер первой пары—4 и 5 см, второй—5 и 6 см, третьей—6 и 7 см, линии остальных пар все по 7 см. (Если испытуемый, переходя к сравнению 5 и 6 пар, продолжает утверждать, что линии, лежащие с правой стороны больше, то этим доказывает, что оп не противится внушению.) Составить одно предложение простое или сложное из трех предложенных слов. Произнести в течение 3 минут более 60 слов. Определить 3 отвлеченных понятия. Восстановить умышленно нарушенный порядок слов. Для 15-летних: повторить ряд из 7 цифр. Подобрать 2 рифмы к данному слову. Повторить фразу в 26 слогов. Объяснить смысл трех картин. Вывести заключение из ряда фактов. Тот, кто выполнит все положенные для данного возраста тесты, считается нормальным; тот, кто выполнит задачи предыдущего возраста, считается отсталым на один год. Выполнивший задачи последующего года, считается более одаренным. Весь Б.-С. м. легко укладывается в небольшой альбом; аппаратура проста и доступна и состоит из 5 коробочек разного веса, набора медных и серебряных монет и нескольких простых предметов—нож, карандаш, ключ и книжка. Метод п
Изучайте:
- ОРГАНОПРЕПАРАТЫ
ОРГАНОПРЕПАРАТЫ, органотерапевти-ческие препараты, препараты из различных органов или тканей животных. Вместо О. нередк… - АТОКСИЛ
АТОКСИЛ, Atoxylum, /NH, С, Н. +4Н. О, \AsO. OH. ONa натровая соль параамидо-фенил-арсиновой кислоты, белый кристалл… - БЛЕФАРОПЛАСТИКА
БЛЕФАРОПЛАСТИКА (от греч. blepharon— веко и plassein—изображать, создавать),пластическая операция, имеющая своей задаче… - АРИСТОВ
АРИСТОВ, Евмений Филиппович (1806— 1875), в 1830 г. окончил МеД.-хирург. акад. С 1837 г. назначен профессором по кафедр… - РЕШОТЧАТАЯ КОСТЬ
РЕШОТЧАТАЯ КОСТЬ (osethmoidale), непарная, срединная, симметричная кость, помещающаяся впереди основной кости в соответ…
medencped.ru