Служба к 1 сентября – К 1 сентября: Да будут крепки разумом

К 1 сентября: Да будут крепки разумом

О чем говорить с людьми, которые приводят своих детей на молебен перед началом учебного года? С какими словами обратиться к учителям? Пастырским опытом делится протоиерей Александр Авдюгин.

Первое сентября при любом политическом олимпе, как киевского, так и местного формата все едино обязательно украсится светлыми лицами нарядных детей, радостными улыбками родителей и грандиозными планами тех, кто несмотря ни на какие катаклизмы продолжает сеять разумное и доброе.

Раньше говорили «сейте разумное, доброе, вечное», но, как стало ясным, в светских школах (как, впрочем, и в любых ликбезах), насколько бы прекрасны они не были и какими бы великими педагогическими кадрами не обладали, с «вечностью» постоянные проблемы. Да и как им не быть, если последние два десятка лет только и делаем, что, как тот дед в «Свадьбе в Малиновке», регулярно меняем шапки с горькой констатацией «опять власть меняется»?

О какой вечности разговор может быть? Да и не мирское это понятие — вечность, не материальное и нашим эмоциям, уму и мастерству неподвластное. Здесь иные реалии вступают в силу. Те, которые мы религиозными именуем, то бишь для большинства окрест живущих — православные.

А ведь так и быть должно. Кесарево — кесарю, а Божье — Богу. Тем паче, что учащихся в наших храмах с каждым годом все больше; детские издания Библий и прочих православных книг в лавках церковных не залеживаются; а икона Пресвятой Богородицы «Прибавление ума» (или «Подательница ума»), чествование которой как раз перед началом учебного года — 28 августа — предусмотрено, считается необходимой для всех, кто не только на свои силы в учебе надеется.

Именно поэтому и служатся в наших храмах молебны перед началом учебного года, а в главной молитве этого богослужения звучат такие слова:

«открой сердца, умы и уста рабов Твоих сих (имена), чтобы уразуметь силу Закона Твоего и успешно познать преподаваемое им полезное учение для славы Пресвятого Имени Твоего, для пользы и устроения Святой Твоей Церкви и разумения благой и совершенной воли Твоей. Избавь их от всяких козней вражеских, сохрани их в вере Христовой и чистоте во все время жизни их, — да будут крепки разумом и исполнением заповедей Твоих и так наученные, прославят Пресвятое Имя Твое и будут наследниками Царствия Твоего».

Безусловно, сочетать религиозное и светское образование можно лишь тогда, когда вера в Бога является жизненным выбором или родителей ребенка, или самого учащегося, если он уже взрослый человек. Насилие здесь ни при каких условиях непозволительно. Известное определение: «любая вера, навязанная силой, есть вера неверная», — должно всегда помниться.

Оставлю в стороне тех, кто уже в силах самостоятельно осознать необходимость иметь не аморфного «бога в душе», а реального Живого Бога в своей жизни. Речь о тех, кого несем в храм на руках или ведем за руку, то есть о детях. Ведь вопросы, связанные с религиозным воспитанием, возникают постоянно, и каждый священник их слышит практически после любой службы или во время исповеди.

Очень больно смотреть, как бабушка или мама силой затаскивает в храм свое упирающиеся чадо, обещая ему золотые горы, если ребенок «постоит» на службе и причастится. В аргументах подобного «воцерковления» звучит все, что угодно, за исключением самого главного: рассказа о том, что Бог — это не тот, кто тебе даст все просимое и нужное, если побудешь на богослужении, а Тот, кто должен стать для тебя лучшим Другом.

Это благоговейное чувство по отношению к Творцу воспитывается не буквой церковных законов, не настойчивыми приказами «делай, как говорят, иначе накажу», а только собственным примером духовной жизни. Если ребенок увидит, что родители утром и вечером молятся, если перед его глазами будут радостные приготовления тех, кого он любит, к воскресной службе, то он обязательно захочет поучаствовать в том, что делают взрослые. Более того, неоднократно встречал случаи, когда по примеру родителей дети сами заявляют: «Я буду вместе с вами поститься». Это не значит, что мы должны заставлять ребенка соблюдать монастырский устав или зубрить молитвенное правило. Отнюдь. Просто надобно самому показывать примеры, что Бог — не просто доктрина, а центр нашей с Ним жизни. В большинстве случаев этого вполне достаточно.

Митрополит Антоний Сурожский в своих выступлениях по радио как-то рассказывал, что однажды, идя на Всенощную, он зашёл по пути в семью богослова Владимира Лосского и увидел, что тот не берет детей в храм. На недоуменный вопрос владыки Владимир Николаевич ответил: «Они всю прошедшую неделю вели себя недостойно, и поэтому на богослужение не пойдут».

Если мы хотим, чтобы хождение в церковь было радостным событием, нельзя не учитывать психологию ребенка, ведь они и церковную реальность воспринимают непосредственно, по-детски. Они не могут долго и сосредоточенно стоять на одном месте, они не в состоянии осмысленно воспринимать богослужение, поэтому жесткие требования и постоянные замечания, одергивания и внушения к хорошему итогу не приведут. Праздника в посещении храма не получится.

Желаете, например, причастить ребёнка? Готовьтесь к причастию всей семьей. Иначе это великое и главное Таинство превратится в процедуру, похожую на визит к врачу, где больные уколы и горькие таблетки. По собственному опыту знаю и часто вижу, как криком кричат и не желают подходить к Чаше уже довольно взрослые дети, если я служу в белом облачении. И немудрено. У ребенка ассоциация именно с больницей, да и в храм его привели лишь потому, чтобы что-то вылечить или от чего-то отучить.

Есть еще одна составляющая, которая делает возможным доброе сочетание в наших детях светского и духовного, помогает им в учебе, развивает их ум, дает способность адекватно мыслить, принимать правильные решения и быть действительно нравственным человеком. Надо самим знать и донести своим детям, что начало нашей культуры, все ее высшие достижения неотделимы от православия, от Бога. Невозможно правильно воспринять нашу веру, нашу историю, письменность, искусство, архитектуру, будучи культурно неподготовленным человеком. Детям необходимо понимать, что каждый из них талантлив, и таланты эти возможно преумножить, если в их жизни будут сочетаться и личное усердие (учеба), и духовное начало.

Скрыться от грехов современного мира не удастся, а вот научить ребенка разбираться, что такое хорошо и что такое плохо, вполне возможно. Особенно если будет опора на слова апостольские: всё испытывайте, хорошего держитесь (1 Фесс. 5:21).

Для тех же, кто сеет разумное и доброе в умы наших детей, позволю себе процитировать слова великого педагога Константина Дмитриевича Ушинского:

«Современная педагогика выросла исключительно на христианской почве, и для нас нехристианская педагогика есть вещь немыслимая — безголовый урод и деятельность без цели…

Мы требуем, чтобы учитель языка, учитель истории и т. д. не только вбивали в голову своим ученикам факты своих наук, но развивали их умственно и нравственно. Но на чём же может опираться нравственное развитие, если не на христианстве?»

www.pravmir.ru

Слово к 1 сентября. Размышления перед началом нового учебного года

Детям необходимо четко усвоить, что учеба – это работа, послушание. Желаешь быть успешным в современном мире – работай.

Первое сентября – это все-таки праздник. Конечно, для студентов и педагогов, это особенный день. Но главное – праздник для детей. Задолго до 1 сентября покупаются тетради и карандаши, перелистываются яркие картинки новеньких учебников, которые укладываются в такой же новенький ранец. Хлопоты с цветами. Ребенок чувствует себя именинником – все для него. Многих (особенно родителей) словосочетание «Первое сентября» наполняет холодным ужасом, ведь с его неотвратимым «приближением» не может сравниться никакой самый затяжной дождь, никакие ранние сумерки и холод.

В общем, предлагаю некоторые размышления перед началом нового учебного года.

  • Когда-то известный китайский мыслитель Конфуций сказал: «Учиться и не думать – бесполезно, а думать и не учиться – опасно».

Для иллюстрации первой части изречения нужно представить нашу систему образования, построенную по принципу: «выучил-сдал-забыл». Признаем: знания, которые получаем в школе или университете, мы либо забываем, либо просто не можем применить в жизни. Можно иметь много дипломов, но они будут бесполезны. Вот и получается, что диплом у нас по одной специальности, а работаем – где устроимся.

Незаслуженно забытый, отечественный философ, Григорий Сковорода, как-то сказал: «Библию нужно не много читать, но много жевать». Знания должны «пережевываться», усваиваться как нечто интересное и практичное. К примеру, через карту звездного неба можно всю греческую мифологию изучить, узнать, почему марка японских машин названа «Субару» – это японское название созвездия, которое у нас называется Плеяды. Что это созвездие одно из самых красивых и заметных в Северном полушарии, что про него у Гомера написано. Да, но не только это интересно. Как по-английски «пятница»? «Friday». Правильно, это от имени германской языческой богини Фреи. У германцев были другие боги, и они называли Плеяды «птенцами Фреи». И еще это созвездие несколько раз упоминается в Библии в книге Иова! Да и Лермонтов не напрасно же написал: «Ночь тиха, пустыня внемлет Богу, и звезда с звездою говорит». Вот так банальный урок астрономии можно превратить в неисчерпаемый источник вдохновенья.

Если думаем и учимся, «пережёвываем», то один даже очень скучный предмет связываем с другими, и если что-то одно хорошо поймешь, то и в другой области знаний будет легче. Математика говорит об идеальном мире, о бесконечности, она приводит ум в порядок. Биология заставляет изумиться гармоничной сложности и глубине творения. Про историю и литературу я просто молчу. Это, так сказать, почти богословские дисциплины. Если бы они преподавались так, как надо, можно было бы всех к Богу привести.

Говоря о второй половине афоризма известного китайца, можем вспомнить всех тех, кто, имея сильный ум, таланты, подогреваемые гордостью, и убежденные в своей правоте презирают опыт веков и выдумывают свой «велосипед». Среди первых из них – диавол, разного рода умные, но гордые еретики и прочие либералы. По своему высокоумию эти люди не хотят учиться у тех, кто был прежде них, как это актуально для нас! Люди, которые жили раньше, не были глупее нас. Клайв Льюис дал некогда дельный совет: «Необходимо проветривать свои мозги воздухом прошедших эпох».

  • Детям необходимо четко усвоить, что учеба – это работа, послушание. По слову апостола Павла «Кто не работает, тот не ест». Другими словами: желаешь быть успешным в современном мире страшной конкуренции и ограниченных ресурсов – работай. Милые старшеклассники, студенты, помните, что учиться нужно не ради карьеры или родительского расположения, учеба должна родить в вас некие навыки, некий опыт, которые позволят вам стать полноценной личностью.
  • Человек учиться должен ВСЕГДА! Это касается всех. В случае, если родитель не разделяет такого утверждения, он рискует воспитать в своем ребенке те качества, которые обрекут его на жизненную инертность и прозябание в «болоте» безысходности.
  • Дорогие мои родители, прошу вас, не позволяйте своим чадам обижать учителей. Уверен, что среди учителей есть много тех, кому не безразлична жизнь вашего ребенка, в этом случае учитель может стать «лучшим другом» в деле воспитания вашего чада. Также следует отметить, что существует противоположная сторона проблемы. Она состоит в том, что далеко не все учителя озабочены тем, чтобы дать Вашему ребенку образование. Поэтому родителям нужно внимательно следить за учебным процессом. Жизненно важно осознать, что именно родитель отвечает за образование своих детей, за то, что происходит в школе. И хотя не стоит по мелочам придираться к администрации школы, серьезные требования надо отстаивать, для чего родителям неплохо было бы реально объединяться. Очень важно заботиться о том, чтобы ребенок читал, больше времени проводил с книжкой, а не с компьютером или телевизором. Уже во втором-третьем классе нужно буквально заставлять детей читать. Пусть это будут любые книжки, но человеку обязательно нужно привить навык к чтению.
  • Критические соображения (в том числе в связи с недавними нововведениями) в адрес нынешнего школьного образования уже изрядно поднадоели. Думаю, для всех очевидно, что если прежде школа ясно представляла себе, для какого общества она готовит своих выпускников и по каким правилам им предстоит «играть», то теперь она, мягко говоря, в растерянности. Не секрет, что уже совсем скоро нашему обществу суждено будет столкнуться с глобальной интеллектуальной деградацией. Тотальная безграмотность, отсутствие элементарных знаний по истории, физике, химии и т.п., полнейшее агрессивное невежество, – вот не радужная перспектива. Что делать? Все просто: необходимо заново учить детей читать, прививать чувство прекрасного, запрещать гаджеты, покемонов и прочую оболванивающую ерунду, не бояться травмировать ребенка оценками, скоростью чтения и знанием таблицы умножения, учить стихи не только современных «стихоплётов», но и классиков и т.д.
  • Учителям пожелать могу только одного – крепитесь. Есть всего-то несколько профессий, которые можно назвать служением в высшем смысле этого слова: священник, врач, учитель и воин. Учитель занимает важное место в этом почетном ряду, но при этом отношение к нему в нашем современном обществе, мягко выражаясь, не очень уважительное. Родители считают его человеком, который что-то им должен, государство платит копейки. Учителя занимаются кучей никому не нужной бумажной работы, их ругают на всех уровнях. Требования к учебному процессу меняются из года в год. Поэтому я желаю вам, дорогие учителя, чтобы вы крепились, мужались и не бросали своего достойного поприща. Потому что, если не вы, то кто?

Получается как всегда – надеяться только на себя. Не на учителей, не на школу, не на программы. В конце концов, это наши собственные дети. Помоги нам Господи!

Епископ Александрийский и Светловодский Боголеп
Alexandria-eparhia.org.ua

Просмотрено (1970) раз

voskrcerkov.ru

Благословение детей перед началом учебного года

Дети — будущее страны, и от того, какими вырастут сегодняшние дети, зависит судьба России. Только развитое и образованное поколение может обеспечить благополучную жизнь народа. Во времена Советского Союза школьное образование при всех его недостатках было одним из лучших в мире. В наше время школьное образование постоянно реформируется по западным образцам, и, к сожалению, не в лучшую сторону. Большой потерей в образовании стала его деидеологизация, усугубляемая пропагандой принципов «бери от жизни все» в средствах массовой информации. В результате отсутствия мировоззренческой подготовки начало формироваться поколение, «выбирающее пепси». Свидетельства этого процесса можно видеть на каждом шагу.

Вот почему не только люди с православным сознанием, но и многие люди, далекие от православия, с тревогой, верой и надеждой готовят своих детей к новому учебному году — началу большой работы детей по освоению страны знаний, в которой детей ждет немало испытаний и трудов.
Формирование интеллекта человека и его базы знаний идет параллельно с развитием его духовной сферы. Плодотворное влияние духовного развития на способности ребенка к образованию, несомненно. Достаточно вспомнить житие преподобного Сергия Радонежского, которому в детские годы обучение давалось с большим трудом, и только благодаря духовному развитию появились способности к обучению.

Преблагий Господи, ниспосли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующего и укрепляющаго душевныя наши силы, дабы внимая преподаваемому нам учению, возрасли мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителям же нашим на утешение, Церкви и Отечеству на пользу.
Церковь всегда одобрительно относилась к образованию, а в прежние времена, при нехватке школ, и сама выполняла просветительскую работу. В наше время Церковь проводит обучение всех желающих, в первую очередь детей, основам православия. И, конечно, Церковь молится, прося у Господа помощи всем учащимся.

В церкви святого Александра Невского в Вербилках уже стало традицией в последнее воскресенье августа, накануне начала учебного года благословлять детей на учебу. Благословение детей проводится после воскресной литургии во время водосвятного молебна.

В этот день на литургию приходит особенно много детей всех возрастов с родителями.

Для воцерковленных детей участие в литургии уже стало привычным делом. Маленькие дети и дети, которые редко посещают Богослужения, пока еще робеют и жмутся к родителям.

В этот день на службе детей заметно больше чем во время обычной воскресной литургии. Обычно в воскресные дни на литургию в храм святого Александра Невского родители приводят в основном маленьких детей — причаститься. Сегодня среди детей преобладают дети школьного возраста. В многодетных семьях на службу и на благословение приходят все дети.

Воцерковленные дети перед началом службы самостоятельно ставят свечи и прикладываются к иконам.

Воскресная литургия проходит по своим установленным канонам. Проводится каждение, читаются Евангелие и Апостол

Священник читает молитвы в алтаре.

Прихожане участвуют в совместных молитвах во время Богослужения.

Великий вход со Святыми Дарами предваряет причащение прихожан.

Перед принятием Святых Христовых Таин родители и бабушки помогают маленьким детям приложиться к иконам.

Прихожане начинают готовиться к причастию.

По давно установившейся традиции первыми к Святой Чаше подходят дети.

Завершается воскресная литургия отпустом, во время которого прихожане прикладываются ко кресту.

Как и во время причащения, первыми подходят ко кресту дети.

Маленькие дети прикладываются ко кресту на руках у родителей.

После окончания литургии в храме Александра Невского проводится водосвятный молебен, во время которого отец Андрей благословляет детей на учебу. Прихожане полукругом выстраиваются вокруг сосуда с водой для освящения возле входа в храм.

Дети выходят на первый план, ведь их сегодня будет благословлять отец Андрей.
За лето дети заметно выросли. Прежние одежды становятся маловаты. Однако новые школьные наряды еще не готовы, в них дети придут в школу с букетами цветов на праздник начала учебного года 1 сентября.

Господи Боже и создателю наш, образом Своим нас, людей, украсивший, избранных Твоих научивший закону Твоему, так что внимающие ему дивятся, детям тайны премудрости открывший, Соломону и всем имущим ее даровавший — открой сердца, умы и уста рабов Твоих сих (имена рек), чтобы уразуметь силу закона Твоего и успешно познать преподаваемое им полезное учение для славы Пресвятого имени Твоего, для пользы и устроения Святой Твоей Церкви и разумения благой и совершенной воли Твоей.
Избавь их от всяких козней вражеских, сохрани их в вере Христовой и чистоте во все время жизни их, — да будут крепки разумом и исполнением заповедей Твоих….

Надо видеть сияющие глаза детей, когда священник зачитывает список имен учащихся. Ведь сейчас о помощи Господа каждому из присутствующих детей молится священник и весь приход, а вместе с ними и вся Церковь.
Еще как нужна детям эта помощь в самой главной детской работе — учебе!

После окончания водосвятного молебна прихожане, в том числе и дети, разбирают освященную воду.

Кто-то просто выпивает чашку святой воды в притворе церкви, а кто-то набирает воды домой. Святой воды всегда хватает на всех.


 

Совсем скоро начинается новый учебный год. В добрый путь! С Богом!

 

verbilki.prihod.ru

Праздники дня сегодня 1 сентября 2018

Высочайшая вершина Европы — гора Эльбрус — расположена на территории Кабардино-Балкарии

Ежегодно 1 сентября Кабардино-Балкария отмечает День государственности, или День республики. Этот праздник учрежден в 1997 году по случаю принятия новой конституции Кабардино-Балкарской Республики.

Его дата выбрана неслучайно: именно 1 сентября в 1921 году декретом ВЦИК РСФСР была образована Кабардинская автономная область, позднее вместе с Балкарским автономным округом преобразованная в Кабардино-Балкарскую автономную область. Ее столицей стал город Нальчик.

И сегодня к этому дню, который в Республике является выходным, приурочено множество торжественных и праздничных мероприятий.

Герб Республики

Кабардино-Балкарская Республика входит в состав Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации. На севере она граничит со Ставропольским краем, на юге — с Северной Осетией и Грузией, на западе — с Карачаево-Черкессией.

История заселения этих земель началась в 15-16 веках, когда часть адыгских племен (общих прародителей многих кавказских народов) переселилась с Тамани и побережья Азовского моря в центральное Предкавказье. Они и составили основу будущих кабардинцев. После Кавказской войны в первой половине 19 века русские стали вторым по численности этносом Кабардино-Балкарии.

В южной части на земли Кабардино-Балкарии заходят сразу четыре горных хребта Большого Кавказа (они тянутся параллельно друг другу): Меловой, Скалистый, Боковой и Главный (Водораздельный). Также на территории Кабардино-Балкарии расположена высочайшая точка не только России и Северного Кавказа, но и всей Европы — гора Эльбрус (5642 метра). Это не единственный пятитысячник в регионе: помимо Эльбруса есть еще шесть горных вершин, чья высота над уровнем моря превышает 5 километров.

Чегемские водопады

Земли Кабардино-Балкарии знамениты такими памятниками природы, как Аушигерские термальные источники (целебная минеральная вода температурой около 60 градусов бьет прямо из-под земли), Чегемское ущелье с его удивительно красивыми водопадами (их высота достигает 50–60 метров), Голубые озера — всего их пять, нижнее представляет собой гигантский артезианский колодец. Среди исторических объектов этих мест особенно выделяются городища 4-13 веков, созданные в разные эпохи могильники и усыпальницы.

В качестве сувениров из Кабардино-Балкарии можно привезти турьи рога, подкову лошади (символ благополучия), чеканные и керамические изделия с национальной символикой, а еще вязаные шерстяные изделия из натуральной овечьей шерсти. Из местных блюд обязательно стоит попробовать хичины — вкуснейшее кавказское блюдо, которое является гордостью местной национальной кухни.

svegienovosti.ru

1 сентября как похороны | Православие и мир

Собственно говоря, в названии сказано все, что я думаю по этому замечательному поводу. Эта статья была написана года три назад по заказу одного, ныне покойного, журнала. Темой статьи была адаптация школьника. Публикую в несколько измененном виде в качестве поздравления с Днем знаний.

Статья «1 сентября как похороны» – это размышление Димы Зицера об образовательной системе, которая направлена на подавление личности, а не её развитие.

Первое сентября как похороны

Итак, давайте вспомним, как устроено 1 сентября. То самое, которое «первый раз в первый класс». Построенные рядами дети, цветы, речи, траурное одеяние, которое возвращается в этом году с нашего молчаливого согласия. Воля ваша, а мне – ну никак не избавиться от ассоциации с похоронами…

К кому обращена речь директора школы? Уж конечно, не к тем, кто в первый класс пришел. Речь «виновнику торжества» обычно совсем непонятна. Он, бедный, занят тем, чтобы выжить бы в этой жесткой ситуации. Когда-то в начале 90-х наши коллеги провели любопытное исследование. Оказалось, что под 60 % новоявленных школьников, извините, писаются первого сентября. В честь праздника, так сказать. Так им хорошо там, на собственных похоронах.

Цветы, призванные скрасить отрицательные ощущения, не слишком помогают. Они, конечно, добавляют пафоса, но при этом окончательно запутывают, как детей, так и учителей. Традиция цветов, принесенных первого сентября, начинает лживую дорожку, обязывающую относиться к школе со странной благодарностью. Не как к институту, созданному для человека и призванному быть комфортным, гуманным, мягким, помогающим наиболее удобным способом познавать мир и самого себя, а как к неизбежному злу, к которому уж лучше относиться с известной долей ностальгической симпатии. Себе дороже.

«Когда уйдем со школьного двора-а-а-а»… Счастье – настоящее счастье – будет, когда уйдем. Но пока обманем собственных детей. «О, школа – это прекрасная пора»… Нет, никакая не прекрасная. Возможно, неизбежная пора. Но совершенно точно – тяжелая, часто унизительная, требующая понимания и поддержки. Подумайте: быть может, вы готовы дать эту поддержку, заменив ею тупой восторг и умиление?

Вообще, это тот еще денек: дальше – больше. Школьнику предстоит впервые узнать, что для того, чтобы разговаривать, нужно поднимать руки. А для того, чтобы поздороваться, нужно не сказать «здрасьте», как его до этого учили, а молча встать. Это зачем же все? Врем про то, что «так вести себя интеллигентно и правильно», а на самом деле большинство учителей просто не умеет организовать учебный процесс, не «вырубая» детей. Вот и поднимают они руки уже в 6 лет, и встают, вместо того, чтобы доставлять удовольствие себе и близким разговором, объятиями и пр. Дети строем входят в систему, которая и доведет их до полного личностного нивелирования. Во всяком случае, очень постарается.

Вспоминаю историю, которую рассказывал мне человек, которому сегодня далеко за 70. Его, как и всех нас, задолго начали готовить к первому сентября. Он радостно устремился в школу – поднимал руку, был внимателен на первых своих уроках, слушал учительницу. Вернулся домой счастливым – все прошло наилучшим образом…

И вот настало 2 сентября. Рано утром мама разбудила его: «Коленька, вставай. – Зачем же, – недоумевал первоклассник. – Как же, в школу пора…» А Коленька – в слезы. «Я ведь уже вчера сходил!..» Только теперь он понял, что вся эта затея – всерьез и надолго. И праздник обернулся детским огорчением. На 10 лет. До сих пор вспоминает он ту горечь, которую испытал тогда. Это, конечно, анекдот… Но – ох, значимый анекдот…

В школе ведь все так. Всерьез и надолго. Ну, например, разве это удобно – учиться группой в 30-40 человек, сидя в затылок друг другу? В самом деле, почему в классе обычно такая странная мизансцена? Я имею в виду фронтальное (относительно учеников) местонахождение учителя, посадку «лицо к спине», лишающую учеников возможности встретиться взглядом, ровные ряды парт и пр. С точки зрения дидактики в этом нет практически никакого смысла. Что же это? Ответ для меня очевиден: это наиболее простой способ управлять личностью. Причем в основном – путем подавления.

Помните первый класс? Слова учителя: «Ну-ка подравнялись, правый ряд – закрыли рты, левый – на меня смотреть, полная тишина… А теперь – тихонечко сели…» Это – как поворот выключателя. Зачем? А затем, что иначе учитель не умеет. Вернее, вести себя именно так от него требует система. Он может только вырубить ток, выключить энергию, лишить ученика его права на собственное поведение, даже на саму концепцию собственного поведения.

Глядя в затылок впереди сидящего, отвлекаться труднее. А на самом деле – труднее думать… Учитель превращается в единственный объект для ученика. Есть только он. «Всем сидеть! Молчать! Закрыть рты! Слушать меня!»… Вспомнили? Не страшно?..

С точки зрения адаптации существует несколько вариантов реакции на подобное обращение.

Реакция первая: «Я хороший». Этот способ взаимодействия с реальностью предполагает «хорошее поведение», то есть выполнение всех требований того, кто сильнее (в нашем случае – учителя, воспитателя и пр.). В этом случае человек независимо от своих склонностей, желаний и пр. ведет себя «подобающим» образом: молчит, когда хочет говорить, встает, когда хочет сидеть, говорит, когда хочет молчать. Он, конечно, научается делать не то, что хочется, только вот зачем? Многие скажут: легче жить будет… Ой ли?..

Реакция вторая: «Я плохой, но делаю вид, что хороший». Это когда я веду себя как хочу, но стоит только на меня взглянуть – вытягиваюсь в струнку, замолкаю, выписываю в тетрадке и т.п. В этом случае мы учимся такому необходимому навыку как вранье. Причем, поскольку большинству учеников все-таки невдомек, почему нужно вести себя именно таким, а не иным образом, главное тут – подчинение, основанное на страхе. Я делаю вид, что хороший, иначе мне попадет.

Реакция третья: «Я плохой». Она, прямо скажем, является наиболее редкой. По понятным причинам: непросто противостоять тем, кто по определению не просто сильнее тебя, но и с легкостью может испортить твою жизнь. Однако встречаются посетители школ и других образовательных учреждений, которые бескомпромиссно остаются самими собой. Поскольку чаще всего это принимается за хулиганство (которым, впрочем, часто впоследствии и становится), жизнь их, мягко говоря, непроста.

И, наконец, еще один способ взаимодействия с описываемой действительностью я люблю очень, хотя и встречается он нечасто: «Я хороший, но делаю вид, что плохой» Этот способ, на мой взгляд, является наиболее творческим. Его логика примерно такова: «Мне и самому-то приятнее существовать в тишине и покое в классе, но принуждение меня унижает. Поэтому я буду ему противостоять!» Да здравствуют герои!!!

Заметим, все четыре упомянутых способа являются примерами извращенного поведения. Все они так или иначе предполагают насилие над личностью. Среди них нет простого и понятного поведения: «Я веду себя так, как считаю нужным. Я – такой и имею право таким быть». Сами знаете, что является результатом такого подхода, не правда ли?

В то же время очевидно, что главной целью педагогического процесса является развитие личности, самости человека. Точнее даже – развитие его умения взаимодействовать с собственной самостью и со всеми факторами окружающего мира. Именно так у человека проявляются и впоследствии развиваются способности строить личные отношения с другими людьми, со знаниями, с окружающим миром вообще.

Эти инструменты основаны не на комплексе неполноценности, а на личностной целостности и интересе. Знание и принятие себя позволяет нам находить такие способы образования и самообразования, которые являются наиболее приемлемыми для нашей личности, соответствуют нашим склонностям. Школа же, основанная на насилии, пусть и во имя самых благих целей, уничтожает саму возможность подобных открытий.

Возьмем, к примеру, одну школьную тему. Признаком чего является шум в классе? Классический ответ: признаком того, что ученикам не интересно… А на деле – все наоборот. Когда нам интересно – мы шумим, обсуждаем, высказываем свое мнение (вспомните любую вечеринку, любую встречу с друзьями). Для того чтобы принять материал, нам необходимо его обсудить – «присвоить». Кроме этого, на мой взгляд, шум является признаком того, что дети живы… Во всех смыслах. Дети – люди в основном шумные.

Еще пример, который многие с ужасом вспоминают и одновременно пытаются вытеснить из памяти – организация процесса еды в детских садах и школах. Когда вам предлагают некое блюдо (зачастую не самое аппетитное) и всеми силами заставляют его съесть, вне зависимости от ваших желаний и личного вкуса (опущу в данной статье подробности известных мне и многим читателям извращенных способов насилия с целью добиться поедания обеда). А при этом еще и врут, объясняя, что хорошие (!) дети съедают все до конца.

Отдельные экземпляры доходят до такого цинизма, что приплетают к этому тему ВОВ. Зачем?! Неужели снова – чтобы убить все личностные проявления, включая вкус? Как человек будет выбирать в 21-м веке – веке выбора, если он лишен с детства самого права выбирать??

Сама система современных образовательных учреждений, к несчастью, устроена антиличностно. Предположим, человек хотел бы посидеть и подумать. Но в этот момент объявлен перерыв – все встают и выходят. Как быть? Или наоборот – скажем, для того, чтобы сосредоточиться, кому-то необходимо походить взад-вперед, однако он обязан сидеть «сиднем».

Или еще: кому-то в 5 лет легко и просто учить математику сидя 30 минут, а кому-то достаточно 15, а дольше – тупик… Мне могут возразить: «Но ведь нельзя же построить систему, которая учитывает склонности каждого». Еще как можно! И разговаривать в классе, и вставать, и идти к предмету разными путями, и работать в разных ритмах. Нужно только осознать, что именно это и является одной из главных образовательных целей – умение взаимодействовать с современным миром, умение выбирать собственный путь, знакомство с самим собой, со своими способами учения.

Если практическая педагогика не будет срочно адаптирована к современным условиям (то есть не начнет реагировать тем или иным способом на рамки постмодернизма), системы образования рухнут как карточные домики. Давление на современного человека в детском саду и школе достигло наивысшей стадии. Пора думать и меняться…

Система провозглашает адаптацию чуть ли не главной целью. Именно поэтому она и демонстрирует такое активное давление. Считается, что чем быстрее человек научится выполнять определенные правила – тем скорее он и адаптируется. Все наоборот! Выполнение правил – скорее признак глубокого ухода в себя, подчинения себя системе, нивелирование собственного я, низведение его до некоего усредненного безличного уровня.

Человеку, приходящему в принципиально новую систему, каковой является, например, школа, детский сад, практически всегда страшновато и неуютно. Причем даже в том случае, если атмосфера этого места дружелюбна. Поэтому главное – дать человеку ощущение комфорта и уверенности. Дать ему возможность почувствовать себя сильным (сравните с сидением в затылок друг другу). То есть нужно не расшатывать уверенность в себе, а усиливать. Именно из этой уверенности рождается сначала право на себя самого, затем ощущение места как «своего», а после – желание использовать это самое «свое» место на полную катушку – то есть учиться, узнавать новое и пр.

Адаптация – труднейший процесс, с подводными течениями и камнями. Идти в нем приходится на ощупь, опираясь друг на друга. Исследуя вместе с ребенком и действительность, и наиболее подходящие для него способы взаимодействия с различными ситуациями, и меняя по ходу саму эту действительность.

Единственный, кто может быть мерилом успеха или провала этого процесса – только сам его участник, то есть ребенок. А это значит, что и полагаться нам следует на него. Хотя нам и страшно довериться, остаться без иллюзии собственной уверенности в происходящем, без знаний, опереться только на него. И зная: это тяжелейший процесс, и очень сложная работа. А что поделать? Такую профессию мы выбрали…

www.pravmir.ru

1 сентября выходной (отгул) для родителей

  1. Выходной 1 сентября для родителей первоклассников за свой счет (неоплачиваемый день).
  2. Выходной 1 сентября в счет ежегодного оплачиваемого отпуска.
  3. Выходной в День знаний, предусмотренный коллективным договором.
  4. Отгул 1 сентября.
  5. Выходной 1 сентября в соответствии с отраслевым соглашением.

Трудовой кодекс РФ такого обязательства, как предоставление выходного дня 1 сентября для посещения торжественной линейки для работодателя не предусматривает. Однако многие папы и мамы смогут все же посетить данное торжество.

Выходной 1 сентября для родителей первоклассников за свой счет (неоплачиваемый день).

На основании статьи 128 ТК по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем.

С разрешения работодателя на основании поданного заявления, написанного в произвольной форме на один календарный день – 1 сентября, отдел кадров готовит приказ на предоставление неоплачиваемого отпуска.

Выходной 1 сентября в счет ежегодного оплачиваемого отпуска.

Родитель может написать заявление на оплачиваемый отпуск 1 сентября. Такое право закреплено в статье  125 ТК РФ, где сказано, что по соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части, при этом хотя бы одна из них должна быть не менее 14 календарных дней. При соблюдении данного условия оставшийся отпуск может быть разбит на несколько частей, которые по продолжительности могут быть любыми, вплоть до одного календарного дня. Однако такой отпуск необходимо заранее согласовать с работодателем, так как он, во-первых, не предусмотрен графиком отпусков, а, во-вторых, если работник просит предоставить оплачиваемый отдых, то отпускные необходимо выплатить за три календарных дня до начала отпуска.

Выходной в День знаний предусмотрен коллективным договором.

1 сентября работодатель может объявить выходным днем для отдельных сотрудников. Обычно такое положение (предоставление дополнительных отпусков работникам, не предусмотренных законодательством) закреплено в коллективном договоре. Если работников с детьми-школьниками немного и предоставление такого отпуска носит единичный характер, то работодатель это можно сделать путем издания локального нормативного акта. Обычно такой день оплачивается по среднему дневному заработку.

Отгул 1 сентября.

Такого понятия, как «отгул», в Трудовом кодексе РФ не существует. По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. Так, отгулы предоставляются в качестве компенсации работникам за работу (дежурства) в выходные и праздничные дни. Отгул на 1 сентября сотрудник может взять, только если ранее отработал в выходные или праздники. Для этого подается заявление на имя руководителя с указанием, за какую переработку он берет отгул 1 сентября.

Выходной 1 сентября в соответствии с отраслевым соглашением.

Если ваша организация подпадает под действие какого-либо отраслевого соглашения, то вы имеете полное право посетить торжественную линейку своего ребенка, учащегося в начальной школе.

В соответствии с отраслевыми соглашениями предоставление дополнительного краткосрочного отпуска в День знаний (1 сентября) родителям (опекунам, попечителям), воспитывающим ребенка — учащегося младших классов (1-4 класс) является обязательным.

Перечень отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства и прошедших уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости можно посмотреть на сайте Роструда.

www.kukuzya.ru

В школе прошел день знаний

Волненье, радость, ожиданье — 
Всё в этом дне слилось не зря!
Для всех особый он и важный — 
День — 1-ое сентября!


1 сентября — День знаний! Праздник книг, цветов, друзей, улыбок, света! Двери нашей школы вновь распахнулись, чтобы дать старт новому учебному году!  В этом году наша школа в шестидесятый раз встречает своих учеников. Школе в этом году исполняется 60 лет! Традиционно 1 сентября в нашей школе проводится торжественная линейка, посвящённая Дню Знаний. Все ребята, отдохнувшие и загорелые, снова собрались на школьном дворе. Они радовались встрече с одноклассниками, классными руководителями и любимыми учителями.


Нарядные ученики и ученицы с пестрыми букетами цветов, учителя и родители заполнили школьный двор. Звучит музыка, и все классы строятся на школьном дворе. Все застыли на торжественной линейке под звуки гимна России. Всё наполнено торжеством и гордостью, что ты частичка этого действа, этого великого праздника Дня Знаний. Ведь знание каждого из нас – это будущее каждого из нас, это будущее страны. Торжественная линейка объявляется открытой. По традиции первыми  представляют малышей-первоклассников, их в этом году 145 . Директор школы Разумная Лариса Валентиновна  и гости поздравили  учащихся школы с новым учебным годом, отметив, что учение — нелегкий, но радостный и увлекательный труд. Пусть новый учебный год станет для всех  ярким и плодотворным, пусть будет наполнен творчеством, интересным и полезным общением, духовно, интеллектуально обогатит и ребят, и их педагогов. С ответным словом выступила группа малышей — первоклассников, которые с выражением прочли выученные стихи. Эстафету подхватили  старшеклассники  и исполнили задорный танец вместе со своими классными руководителями Грушевской Светланой Михайловной и Богачевой Марией Александровной. Традиционно в честь праздника был выпущен праздничный яркий салют из 60 шаров ко дню рождения школы. Наступило время первого школьного звонка в этом учебном году. Это почетное право было предоставлено учащемуся 11А класса Сюткину Никите и первокласснице Танской Алене. День знаний продолжился классными часами, экскурсиями, театральными представлениями и походами.

Праздник 1 сентября всегда остаётся незабываемым, радостным и в тоже время волнующим. Хочется пожелать ученикам и учителям, чтобы не только 1 сентября было радостным, но и все дни, проведённые в школе. Пусть новый учебный год станет для всех плодотворным и богатым на знания, открытия, творчество и достижения!

25sch.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о