Детская игра «Сорока-белобока» — правила. Развлечения и игры для детей без компьютера!
Эта старинная русская народная игра-потешка, называемая ещё иногда Сорока-сорока, предназначена для самых малышей. Она развивает мелкую моторику и повышает общее физическое развитие.
Игра эта описана ещё у В.И. Даля в «Пословицах русского народа», но вариантов стишка существует превеликое множество. Мы попытаемся описать основные.
Правила игры Сорока-белобока
Посадите ребёнка себе на колени, возьмите в руку его ладонь и приговаривая нехитрый стишок, трогайте его пальчики. Вначале указательным пальцем спиральным движением водим по ладочшке ребёнка (как будто мешаем кашку):
Сорока-белобока
Где была? — Далёко!
Печку топила,
Кашку варила,
Деток кормила.
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости услыхали,
Быть обещали.
Гости на двор —
Кашицу на стол.
Этому дала на блюдечке, (загибаем мизинец)
Этому — на тарелочке,(загибаем безымянный палец)
Этому — на ложечке, (загибаем средний палец)
Этому — поскрёбышки. (загибаем указательный)
А этому — не дала! (трогаем за большой палец)
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил —
Ничего тебе не дам!
Кстати, немногие знают, что у игры есть такое продолжение:
Вот он ходит — воду носит, (сгибаем-разгибаем большой палец)
Дрова рубит,
Печку топит,
Кашу варит.
Знай-знай наперёд!
— Ну, мамочка-мамочка, ну дай кашки!
— Ну, на тебе — кашки-малашки!
— Ням-ням-ням…
Поели-поели, (вытираем губы)
Полетели (машем руками),На головку сели!
Ещё один вариант:
Ты воды не носил,
Ты печку не топил!
Вот он ходит-ходит,
Воду носит, печку топит.
Здесь — холодная вода (глядят ладонь ребенка).
Здесь — тёплая вода (гладят локть)
А здесь — кипяток-кипяток-кипяток! (щекочут подмышки)
И ещё один вариант с движениями:
Сорока-белобока
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала (обеими руками «зовём» к себе гостей).
Гости не бывали (разводим руки в стороны, изображаем сожаление),
Кашки не едали.
Всю кашку деткам отдала:
Этому — на ложечке (ладонь ковшиком и протягиваем вперёд),Этому — на поварешке (складываем обе ладони ковшиком),
Этому — на ухвате (поднимаем обе ладони вертикально, прижимаем одну к другой)
Этому — на лопате! (складываем ладони и протягиваем их вперёд)
Пальчику-мальчику
Не досталось.
Пальчик-мальчик
Толчёт, мелет.
По воду ходит,
Квашню творит:
Вода на болоте,
Мука не молота.
Квашенка на липе,
Мутовка на сосне.
Взял коробичку,
Пошел по водичку.
Тут ступил — тёпленько,
Тут — горяченько,
Тут пень, тут колода,
Тут студёная вода,
А тут ключики кипят-кипят!
Видео игры:
bosichkom.com
СОРОКА-БЕЛОБОКА
Карпухина Н. Ю.
Оздоровительное и развивающее значение пальчиковых игр
Истоки способностей и дарований
детей находятся на кончиках пальцев.
В. А. Сухомлинский.
Хотелось бы сегодня привлечь ваше внимание к известной потешке «Сорока-белобока», созданной мудростью и талантом славянского народа. Казалось бы, что тут такого? Простая игра с ручкой ребеночка, развлекалочка неугомонного малыша. А не тут то было!
Эта игра, как и любая другая потешка (пальчиковая, «ладонная» игра) имеет разностороннее воздействие на малыша: развивающее, оздоровительное, психологическое. Такие игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они являются и мощным стимулом для развития мелкой моторики, а, значит, интеллекта и речи ребенка, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с мамой, так необходимого малышу для его полноценного развития.
Для начала вспомним саму игру-потешку, попробуем проанализировать ее текст и сопроводительные движения с точки зрения оздоровления и развития.
Существуют множество вариантов текста этой потешки, здесь приведем только два.
Вариант 1.
Берут у ребенка ручку и водят указательным пальчиком по ладошке и проговаривают:
Сорока – белобока,
Кашку варила,
Деток кормила,
(Загибают пальчики, начиная с мизинца):
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
(Показывая на большой палец):
А этому не дала:
(Поглаживая его, говорят):
Он дров не рубил,
Воду не носил,
Печку не топил,
Кашку не варил.
Ничего не получил!
Не все знают, но есть и продолжение, в котором содержится нравственный урок, когда пальчик исправляется:
(Двигаем большим пальчиком вперед-назад, сгибая-разгибая):
Вот он ходит — воду носит,
Дрова рубит,
Печку топит,
Кашу варит.
Знай-знай наперед.
(Пальцы взрослого начинают двигаться от большого пальца по руке ребенка, чуть останавливаясь на запястье, на сгибе локотка пальцы задерживаются и нежно, но отрывисто «топчутся»):
Здесь водица студеная,
(Также задерживаемся на плечике):
Здесь водица теплая,
(Пальцы быстро сбегают подмышку и на бочок):
А здесь кипяток, кипяток,
кипяток-щекоток.
Вариант 2.
Сорока, сорока,
Сорока – белобока,
Кашку варила
Гостей скликала,
На порог скакала,
Гостей смотрела.
Гости услыхали,
Быть обещали.
Гости – на двор,
Кашицу – на стол.
Этому дала на блюдечке,
Этому – на тарелочке,
Этому — на ложечке,
Этому – поскребушки.
А этому – нет ничего.
Ручки ребеночка поднимают и кладут на головку (закрепление информации (психологический якорь)):
Шувы! Полетели,
На головку сели.
Пальчики взрослого двигаются по руке ребенка:
Тут пень, (дотрагиваются до запястья)
Тут колода, ( до локтевого сгиба)
Тут студеная водица, (до плеча)
Тут кипяток, кипяток! (щекочут подмышкой).
Несмотря на разные варианты, движения, сопровождающие текст в основном следующие:
Сначала водят указательным пальчиком (своим или ребенка) по ладошке. Направление – нигде не указывается. Но в основном все непроизвольно водят на левой ладошке по часовой стрелке, на правой — против. Иначе говоря, внутрь от большого к мизинцу.
Затем либо загибают пальчики, либо перебирают их (массируя каждый снизу вверх или сверху вниз) по одному.
Начинают загибать пальчики в разных вариантах по-разному: и с мизинца, и с большого пальца.
Но правильнее начинать с мизинца. Объясню почему:
1). Естественное продолжение движения, остановились возле мизинца и начинаем с него.
2). Необходимо чтобы все пальцы оказались в кулачке, а большой палец – нет. Ведь он играет очень важную роль во всевозможных хватательных движениях, в которых все пальчики вместе, а большой – отдельно. Иначе говоря, важно, чтобы ребенок научится держать большой пальчик поверх остальных в кулачке.
3). Существуют и другие потешки, в которых точно надо начинать с мизинчика, акцентируя внимание в конце на большом пальце. Например:
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Ну а этот взял и съел,
Потому и потолстел.
Существует продолжение потешки, в котором пальцы взрослого поднимаются от ладошки по ручке малыша (щекочут), останавливаясь (топчутся пальчиками) обычно на запястье, на локтевом сгибе, на плечике, в конце щекоча под мышкой.
Итак, мы имеем, что эта древняя игра представляет собой определенные упражнения и массаж для пальцев и всей кисти ребеночка, сопровождающая ритмичными рифмовками.
Известно, что движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее и оздоровительное воздействие. Территория проекции кисти и, особенно, большого пальца в передней и задней центральных извилинах коры больших полушарий мозга имеет почти такую же протяженность, как все остальное тело. Функция кисти уникальна и универсальна. Она – основной орган труда во всем его многообразии.
Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Было замечено, что игры участием рук и пальцев (типа нашей традиционной «Сороки-белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. (10) Великий немецкий философ И.Кант писал: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом».
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость.(10)
Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М. Кольцова). Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В. Фомина) (7).
М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Ее исследования доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. (6)
Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти к письму и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Это облегчение двигательной координации, преодоление зажатости, скованности.
Мелкая ручная моторика взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. (13)
Видимо, наши предки хорошо это знали, поскольку в детском фольклоре существует огромное количество потешек, таких как «Сорока-белобока», в которых сочетаются речь и движения рук. Любому ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать: понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.
Когда же начинать такие игры-упражнения?
Начинают многие мамы играть в «Сороку» со своим малышом очень рано, некоторые прямо с рождения. Как вы знаете, ребеночек рождается с набором рефлексов, один из них «хватательный»: если вложить указательные пальцы ребенку в ладошки, и он крепко ухватится за них, так что его можно даже приподнять. Также ребенок способен долго не выпускать из рук предмет. Все эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в осознанное умение брать и отпускать. Это произойдет примерно в 4 месяца. Сначала малыш сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.
Получается, что наши древние прабабушки, играя в «Сороку» со своим чадом, побуждали его поскорее раскрыть ладошку, которой отведена важная роль в познании мира путем осязания, т.е. тренировали хватательный рефлекс своего малыша. А сегодня учеными доказано, что чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.
Время идет, и наш малыш растет дальше. Игрушки привлекают его уже всерьез – ребенок может их брать в руку, тащить в рот. Скоро этот навык станет устойчивым и совершенно естественным. Теперь самое время вырабатывать правильный захват ручкой. То есть необходимо уделить внимание большому пальцу, постараться, чтобы большой палец малыша противостоял всем остальным. Именно здесь берет начало навык правильного письма, правильного удерживания карандаша, ручки. Еще раз вспомним, что говорится о большом пальце в нашей любимой «Сороке-вороне»:
Ты воду не носил,
Ты печь не топил,
Ты кашу не варил –
Ничего не получил.
В другом варианте: Прочь, прочь, прочь отсюда.
Задача упражнения, сопровождающего эту часть потешки, – расслабить большой палец и вывести его из-под «прикрытия» остальных пальчиков.
Игра «Сорока-белобока» растет вместе с малышом. Сначала мама сама играла с рукой ребеночка, сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку — ребенок был пассивен. Затем роль ребенка понемногу становится активной: мама лишь произносит слова потешки, а ребенок действует пальчиками уже самостоятельно.
Еще позже ребенок становится «создателем» игры. И слова, и движения — все ему подвластно. В процессе игры, когда пальчики превращаются в разных персонажей, ребёнок растирает свои пальчики, массирует, сгибает и разгибает их, учится координировать свои движения.
Заметим, что к тому же мама, занимаясь с ребенком пальчиковой гимнастикой, оказывает оздоравливающее и тонизирующее воздействие на организм малыша. Она целенаправленно (по замыслу потешки) влияет на рефлексогенные зоны, расположенные на кисти ребеночка, воздействие на которые вызывают определенные действия на внутренние органы. Эти зоны способны воспринимать внешние раздражения и переводить их в нервные сигналы, а затем через центральную нервную систему изменять и нормализовывать функции органов. (1) По насыщенности такими зонами кисть не уступает уху и стопе. Установлено, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего — на кишечник, безымянного — на печень и почки, мизинца — на сердце. (10) Еще древнегреческий философ Анаксагора писал: «Рука каждого человека показывает его участь и таит в себе чудодейственную силу излечения болезней».
Регулярные пальчиковые упражнения улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
Итак, потешка «Сорока-белобока» помогает малышу поддерживать нормальную работу внутренних органов, развиваться физически, интеллектуально, эмоционально, активно овладевать речью – одним из главных умений ребёнка раннего возраста, которое существенно влияет на его последующее развитие. И в это же самое время она, как и любая другая народная потешка, доносит до бессознательного ребенка на совершенно ином уровне определенную генетическую информацию, формирующую традиционное мировоззрение.
Попробуем разобраться – какую именно. Речь в потешке идет о Сороке-белобоке, которая варит кашку для деток или гостей.
С одной стороны, сорока символизируется с вредоносной силой: так как по народным приметам – она предвестник чего-то плохого, к тому же в ее названии содержится слово «сорок» (число вредоносных сил). С другой стороны, смысл потешки связан с праздником «Сараки», который справляется славянами на весеннее равноденствие 22 марта (когда после 40-дневного периода исчезновения, созвездие Плеяд опять появляется на небосклоне). А по традиции славяне рассматривали Плеяды как место пребывания душ покойников, ожидающих суда (2).
Т.е. можно сказать, что речь идет о некой силе, приносящей вред или пользу, в зависимости от уважения к предкам, их почитания.
Для поминания предков у славян существует в году 5 поминальных дней – «дзяды», эти дни требуют от славян строго поведения, соблюдение определенных ритуалов, в частности приготовление кушанья – поминальной каши, которой «кормят дедушек» (в потешке — детушки или гости) и откупаются от этой силы.
Кто поминает предков как положено, причем все пять поминальных дней (пять пальцев), тому предки (эта сила) помогают во всем: «этому дала» здоровье, достаток, счастье и т.п.
Но если человеком не были совершены действия, соответствующие четырем стихиям:
Он дров не рубил (ветер),
Воду не носил (вода),
Печку не топил (огонь)
Кашу не варил (земля)
(здесь имеется в виду процесс приготовления).
И, соответственно, он в результате не приготовил обрядовую поминальную кашу из зерна (мистического союза четырех стихий Огня, Воды, Земли и Ветра) для предков (иначе говоря, он просто не поминает предков, не оказывает им почтения и уважения). Соответственно, этот человек «ничего не получает» от своих предков, своего Рода. Более того, он ни от чего не застрахован: «хто дзядоу не уважаее, таму уселяк бываець» (3).
Но в продолжении потешки есть надежда, что даже если, что-то сделал не так, то все можно исправить, содержится нравственный урок, когда пальчик начинает исправляться.
И вот, что еще примечательно, по замыслу потешки внимание акцентируется на криницах силы — запястье, локте и плече (возможно, происходит их активизация) и полное расслабление с помощью щекотания.
Подводя итог всему сказанному, получается, что такие немудренные (на первый взгляд) традиционные игры как «Сорока-белобока», в которые уже на протяжении многих веков играют мамы и бабушки со своими крошками, доставляют не только им радость и удовольствие, а непосредственно влияют на развитие мозга, интеллекта, речи ребенка, на нормальное функционирование внутренних органов, помогают овладеть бесценным даром народного слова, и, пробуждая генетическую память, формируют традиционное миропонимание и мироощущение. Другими слова имеют мощное влияние на психическое, физическое и нравственное здоровье малыша.
Сорока-белобока
(указательным пальцем правой руки совершайте круговые движения по ладони левой руки — «варите кашу»),
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала (обеими руками позовите к себе гостей).
Гости не бывали (разведите руки и стороны, изображая сожаление),
Кашки не едали.
Всю кашку деткам отдала:
Этому — на ложке (сложите правую ладонь ковшиком и протяните руку вперед),
Этому — на поварешке (сложите обе ладони ковшиком),
Этому — на ухвате (Сдержите ладони вертикально, прижимая одну к другой в области запястья)
Этому — на лопате (прижмите ладони друг к другу и протяните их вперед).
www.minibanda.ru
Сорока-белобока: это чудо природы
Это удивительное, Богом созданное чудо природы — сорока! Ее английское название magpie можно перевести как манящий, словно притягивающий к себе магнитом пирожок. А ведь и вправду, посмотрите, какая она пышненькая, сдобненькая.
фото: Fotolia.com
Ее рисуют, она постоянный образ наших изданий.
Кстати, а что мы знаем о сороке, и, тем более, какое она имеет отношение к охоте?
А самое непосредственное, но об этом чуть позже.
Итак, сорока. Она является представителем семейства врановых — самой «интеллектуальной» группы птиц, большинство из которых находятся в самом тесном контакте с человеком.
Морфологической особенностью всех сорок является несоизмеримо телу длинный хвост и широкое, округлой формы крыло.
Бойкая, непоседливая птица находится постоянно в движении. Простите за сравнение, характер ее можно назвать «базарным», скандальным н неуживчивым. Даже оставаясь одна, сорока постоянно «ворчит».
Но уникальность в другом. Голос птицы понятен всем: от насекомых до человека. Заслышав его, многие умолкают, в частности, кузнечики. Воздерживаются от кваканья весной и лягушки. Хищные птицы, а также волк или лиса всегда поспешают к тому месту, где без умолку стрекочет сорока.
Знает это и наш брат-охотник и тоже проверит «интересное место», где, как правило, всегда обнаружится что-нибудь необычное. И еще: сорока очень чувствительна к «состоянию объекта».
Если, к примеру, зайцу по его слабости достается почти всегда, то на лося или кабана она может не среагировать, если они, конечно, здоровы. Ну а если больны или ранены, не отвяжется.
Все сороки — великолепные хозяйки. Семейные пары хоть и образуются на один сезон, продумывают свой быт от начала и до конца, где в основе лежит надежность и безопасность. Гнездо —это солидная конструкция.
Фундамент составляет глиняная чаша с вплетенными туда тонкими веточками. Все это обкладывается огромным количеством хитро уложенных сучьев, вытащить которые бывает невозможно. Над головой мастерится крыша, а сбоку находится небольшой леток.
Как правило, сорока — кустарниковый вид и «дом» ее находится невысоко, но бывают случаи, когда пары забираются на 10, а то и на 15-метровую высоту. Мы говорили о безопасности. Так вот, многие семьи делают неподалеку еще по одному-два, а то и по три так называемых ложных гнезда, и все это добротные сооружения.
Но болтливость сразу же выдает основную «фазенду». В кладке могут быть до одиннадцати яиц зеленоватого цвета с красивым коричневым крапом, но вылупляется не больше шести птенцов — и это уже предел.
В это время в округе гнезда уничтожается все живое, чем питается сорока, далеко-то она не летает. Сорочата быстро растут, так же быстро овладевают коварством и хитростью родителей и в скором времени приступают к самостоятельной жизни.
Видов сорок в мире немного. Красивыми предстают перед нами китайские циссы с их роскошными длинными полосатыми хвостами. В Индии обитает странствующая, или, как теперь ее чаще называют, индийская сорока.
А вот и загадка! Голубая сорока. Она водится только в Испании, Португалии и… у нас на Дальнем Востоке. Одна из основных гипотез этого явления такова. Когда-то на материк наплыл огромный ледник, оставив уголки жизни только на Западе и Востоке. Со временем лед растаял, образовалась новая жизнь, а сорока осталась, только теперь ее разделяли уже тысячи километров.
Но вернемся к нашей красавице. В Западной Европе сорока занимает средние широты, немного увеличивая численность к северу. У нас в России она многочисленна до Уральского хребта. Дальше по Сибири ее практически нет, и потом чудесным образом она обнаруживается на Чукотке и Камчатке (вот еще одно, возможно, подтверждение ледниковой теории), а также в Северной Америке и Канаде. По вертикали она «пролетела» от Норвегии до Северо-Западной Африки.
Но пора вернуться к охоте. Сороке, скажем так, повезло. В недалекие времена, когда решался вопрос «кто друг, а кто враг«, главный удар приняла на себя серая ворона. Именно она была объявлена «врагом номер один». За лапки полагалось вознаграждение, и народ ринулся «за деньгами».
Но в охотничьих хозяйствах ворон почему-то оказалось не так много, как ожидалось. Половину быстро перебили, другая половина так же быстро «поумнела» и теперь охотников облетала уже за версту. Но стимул-то оставался. «Бизнес есть бизнес!» Надо было найти выход.
И, конечно же, он нашелся. Грач! Ох, сколько доверчивых и добродушных вестников весны полегло под это дело! Ведь в «приемных пунктах» сидели люди, которые знали, что «ворон — муж вороны», а уж отличить лапки… Но и грач оказался не вечен. К сожалению, на зиму он улетал и…
Нет-нет вы, не думайте, что наступил «конец света». Оставались вороны. А где? Ну, конечно же, в городе и на городских свалках. И вот широко распахнулись окна многоэтажек, и на ворон обрушился пневматический шквал. Квартиры у помоек стали «элитными».
С полигонов утилизации бытовых отходов, где были тучи ворон, доносилась канонада, сравнимая лишь со взятием Берлина. Ведь доподлинно известно, что как урбанизированный вид ворона — полезный представитель фауны. Трудно себе представить, в какой грязи пребывали бы жители города, если бы не чистильщики — вороны.
РекламаИ ведь что хуже всего? Ворона, стянув 2-3 яйца и наевшись ими, улетает. Длиннохвостая не успокоится. Она будет раз за разом летать на гнездо, пока не перетаскает все яйца в свой склад. А память-то, у нее «дырявая»!
Если ворона еще что-то помнит и в «черные дни» навещает свои потаенные места, то ветренная белобока быстро забывает о них. Все это компенсируется новым всплеском активности, от которой страдает вся окружающая среда.
А вот уже и научные данные. В астраханской дельте сорока разоряет до десяти процентов всех кладок промысловых видов птиц, уступая по этому показателю лишь один процент воронам и присоединившейся к ним мелкой популяции грачей. Птенцам достается не меньше. Мелкие виды практически беззащитны. Крупным желательно поскорее «подрасти» и тогда белобока уже «не достанет» их.
Итак, мы подошли к извечному вопросу: «быть или не быть», а точнее «что делать»? Вот тут еще немного биологии.
Существует две популяции птиц. Одни крутятся возле домов, другие лесные, но чаще полулесные жители. Первые — головная боль только домохозяек: потаскают цыплят, утят и, если попытка была удачной, уволокут всех. Лесные сороки — это уже проблема егерей.
Каждый из них знает, что это совсем нежелательный объект в их хозяйстве и угроза окружающему живому миру. Как поступить охотнику? Ответ однозначен. Если вы встретили сороку у домов, конечно, не стреляйте ее. Это же наши братья меньшие. Они беззащитны против «высшего разума».
Ведь именно их красота вдохновляет нас на все самое лучшее, дает огромный эмоциональный потенциал, дарит встречу, о которой потом еще можно долго будет рассказывать своим родным, близким и знакомым.
В лесу другая ситуация. Если там появилась сорока, — это беда. Но обязательно проконсультируйтесь с егерем, сообщите ему о находке. Если такой возможности не представится, от сороки надо избавиться, а гнездо уничтожить.
И последнее. Это уже касается людей, которые любят содержать птиц в неволе. Сорока дома — это просто очарование, но и… Взятая птенцом, сорока быстро привыкает к вам. (Речь, разумеется, не идет о содержании ее в клетке. Птица быстро «обобьет» перо, потеряет цвет, нахохлится и, скорее всего, погибнет). Она неотступно будет следовать за вами. Любимое место — это ваше плечо.
На нем она будет крутиться, задевая вас своим длинным хвостом, рыться в волосах, постоянно что-то болтать и урчать, нежно трогать вас за ухо. Если в квартире раздался звонок, в том числе и телефонный, шума будет…
Сорока должна обязательно выяснить и проверить, кто пришел, и не успокоится до тех пор, пока визитер не покинет вас. А потом еще очень долго может «переживать» событие. Обитателей дома она хорошо знает, дружит с ними, особенно с детьми, и даже дает им себя погладить, хотя этого очень не любит.
Длиннохвостая не уживается практически ни с какими домашними животными. Реакция на кошек однозначна: это как радио, включенное на полную громкость двадцать четыре часа в сутки. Собака — дело другое.
Породы типа ягдтерьеров сорока чувствует, боится, и шума будет не меньше, чем в случае с кошкой. Спаниели, лайки, овчарки, пинчеры — с ними у нее равные отношения, и, что удивительно, собаки даже привязываются к столь необычной знакомой.
Похуже дело обстоит с легавыми. Добродушные, «мягкосердечные»… Сорока сразу же чувствует «слабинку» и быстро становится хозяйкой положения, начинает поклевывать, пощипывать собак, гонять их от мисок с едой. Последние становятся нервными, раздражительными и начинают плохо работать.
Если вы содержите певчих птиц, хомяков, морских свинок, то через пару месяцев можете «вздохнуть свободно»: клетки вам чистить и убирать за ними больше не придется, просто будет не за кем. Ну и, наконец, мы с вами.
Если вы и ваши домочадцы жили вольготной жизнью, могли расслабиться (имеется в виду оставить вещи где угодно), то теперь все будет иначе. Сорока быстро «наведет порядок»: потаскает неосторожно оставленные золотые колечки, цепочки, брошки, часы — короче все то, что блестит, и найти пропажу вам вряд ли удастся, тем более если открыто окно и сорока летает туда гулять.
Ну а закрыто — готовьтесь каждый раз переворачивать дом в поисках награбленного. Делать этого не потребуется только в одном случае — если попрятаны продукты. «Специфический» запах быстро выведет вас на след тайника.
Если вы забыли что-то открытым, хуже всего мясо, рыбу, яйца, — белобока тут же растащит все по запасникам. И уж в этом случае через какое-то время успех обнаружения вам гарантирован.
Закончился очередной трудовой рабочий день. Вы пришли домой немного устали, может быть, чем-то раздражены. Позвонили или открыли сами дверь — первый, кто со стрекотанием вас встретит, это будет сорока. Она ждала вас весь день! Она рада вас видеть!
Ее прикосновение и общение быстро, как рукой снимут ваши стрессы и усталость, а к появившемуся хорошему настроению добавится легкая тревога: все ли было убрано или что-нибудь пропало? Уж что-то сорока больно веселая сегодня!
Михаил Панцелюзин 5 мая 2018 в 10:10
labuda.blog
Сорока Белобока — Ночь и Сон
Сорока, как игра детская, увеселяет только детей и матерей и свято соблюдается в семейной жизни.Няня берет руку дитяти, водит своим указательным пальцем по его ладони. Нетерпеливое дитя, приученное к этой игре, стоит в радостном томлении, а нежная мать говорит:
Сорока, сорока, Кашу варила,
На порог поскакивала, Гостей посматривала:
Не едут ли гости? Не везут ли гостинцы?
Приехали гости, Привезли гостинцы.
После того действие игры переносится с ладони на пальцы. Указывая на каждый из них, мать говорит:
Этому кашки,
Этому бражки,
Этому пивца,
Этому винца,
А этому недостало.
Поди, там есть колодец,
Напейся водицы.
Потом, указывая на ладонь, говорит : Тут пень,
Показывая на место кисти : Тут колода,
Подвигаясь к локотному сгибу : Тут мох,
Приближаясь к подмышке : Тут болото,
Щекоча под мышкою: Тут студеная водица.
Смех дитяти, ласковые поцелуи нянюшки, нежность маменьки оканчивают игру.
Из книги 1885 года И.П.Сахарова «Сказания русского народа»
Рис. Ю.Васнецов |
Сорока-Белобока
— Сорока, сорока!
Где была?
— Далёко!
Печку топила,
Кашку варила,
На порог скакала —
Гостей созывала.
Гости прилетели,
На крылечко сели.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
Он по воду не ходил,
Дрова не рубил,
Печку не топил,
Кашку не варил…
Из книги «Сорока-Белобока»,
русские народные песенки-потешки
в обработке О. И. Капицы, К. И. Чуковского, М. А. Булатова.
А вот еще какие существуют варианты потешек про сороку:
***
Сорока, сорока,
Белый лобок,
Кашу варила,
Гостей манила.
Гости на двор —
Каша на стол.
Гости со двора —
Каша со стола.
Этому дала,
Этому дала,
А ты больно мал.
Крупу не драл,
По воду не ходил,
Каши не варил,
Дрова не носил,
Не дам тебе кашки
На красненькой ложке,
На середненьком окошке,
Захлопала, захлопала,
И-и полетела.
***
Cорочка, сорочка,
Бело-белобочка,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости, на двор —
Кашка, на стол,
Гости со двора —
Кашка со стола.
***
Cорока, сорока,
Где была?
— Далеко:
В лесу на опушке,
На попрядушке,
Кашу варила,
на порог становила,
Деток кормила,
Гостей собирала,
Всех угощала:
Одному — ложечку,
Другому — ложечку,
А третьему — целую поварежечку!
Клод Моне. Сорока. 1868-1869 гг. |
Пестушки, потешки
Все статьи сайта
Не забудьте подписаться на мою страничку Facebook:
www.nochison.ru
Методическая разработка образовательной деятельности «Сорока-Белобока»
Проблема: «Дети приходят в гости к сороке, Сорока — Белобока не может угостить детей кашей? Почему Сорока –Белобока не может угостить детей кашей?»
Игровая мотивация: Оказать помощь Сороке — Белобоке в приготовлении каши.
Цель: Развивать наглядно-действенное мышление, стимулировать поиск способов решения практических задач при помощи различных предметов.
Задачи:
1. Развивать восприятие детей, способствовать связи восприятия со словом и дальнейшим действием; закрепить знания детей потешки «Сорока-белобока».
2. Учить детей громко произносить слова потешки, название предметов.
3. Поддерживать стремление активно вступать в общение, высказываться.
4. Развивать эмоциональный отклик на любимое литературное произведение посредством сюжетно-отобразительной игры.
5. Воспитывать желание помочь любимым героям.
6. Вызывать эмоциональный отклик на музыкальное произведение.
Активизация словаря: Сорока -Белобока
Словарная работа: манная, гречневая, пшенная, упрела, уварилась, толстеют, набухают, упревает.
Ход образовательной деятельности.
Минутка вхождения в день: «Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы»
Воспитатель. Посмотрите, что я увидела? Письмо.
Интересно для кого оно, Группе «Гномик» 2 мл.гр. –А группа «Гномик»- это кто? Мы.
Значит для нас письмо? Да.
Послушайте внимательно.
Воспитатель читает письмо. Здравствуйте, дети!
Я хотела прилететь к вам в гости и угостить вас кашей, но начала варить и не сварила, лишь только воду вскипятила. А дальше забыла, как варить.
Дети, помогите мне, пожалуйста.
Научите варить правильную кашу.
Я посылаю вам свою фотографию.
(Воспитатель достает из конверта иллюстрацию Сороки-Белобоки).
— Дети, мы поможем Сороке — Белобоке?
— Да! — А вот и сама прилетела наша гостья!
Сорока-Белобока. — Здравствуйте, дети!
— Здравствуй, Сорока-Белобока!
Сорока-Белобока, мы пришли, научим тебя варить кашу.
Можно варить разные каши.
— Дети, какие каши бывают?
(Манная, гречневая, пшенная и другие)
А сегодня мы будем варить рисовую кашу
Потешка каши (читает воспитатель)
Горячая каша, холодная каша,
Томится в горшочке любимица наша.
Давно уж давно подружились мы с нею,
Но выбрать не можем — какая вкуснее?
И с пылу и с жару прекрасна она,
И каша холодная тоже вкусна.
Не будем мы медлить с вопросом таким
И кашу любую быстрее «съедим».
Воспитатель. А теперь подойдем к столу и посмотрим, что нам понадобиться для приготовления каши.
(На столе расставлены предметы первой необходимости: кастрюля, ложка, поварешка, рис на подносе, пачка молока, соль, сахар, масло.)
-А ты садись, Сорока, повыше смотри и учись.
-Дети, выходите все к столу (встают вокруг).
Воспитатель. Я буду главный повар, а Сорока-Белобока будет с нами учиться варить кашу рисовую.
Воспитатель. Что нам нужно для работы? (дети перечисляют, находят, отбирают предметы).
-Марьяна- что нам нужно — молоко. Найди его.
-Матвей — что нам нужно — масло. Какое? (сливочное). Найди его.
-Данил .К- что нам нужно — соль, сахар. Найди его.
-Виолетта — что нам нужно — ложка, кастрюля и т.д. Найди его.
-Маша, какую кашу мы будим варить рисовую, значит, что берем рис. Найди его.
-Сорока, слышала? Что для это нужно.
(Рис дать потрогать детям, каждому положить в ладошку).
— Дети, потрогайте зернышко, какое оно? (Твердое, белое, овальное)
— А теперь я вам дам распаренный рис в руку. Какой он? (мягкий, разбухший).
Воспитатель: «Вот, сорока, молоко, мы наливаем его в кастрюлю, добавим соль, сахар, масло. Пока молоко еще не закипело. Мы рис помоем, а потом процедим и положим в кипящее молоко.»
Варится каша, мы ложкой ее помешиваем, рисинки молоко глотают, толстеют, набухают. Горячая каша, томится в горшочке любимица наша. Крышкой прикрываем кастрюльку, пусть упревает (т.е. становится разваристой).
Пальчиковая игра «Сорока-Белобока»
Сорока — белобока
Кашку варила,
Детишек кормила.
Указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой
Этому дала,
По очереди загибают пальцы, начиная с большого пальца
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала.
Этому не дала:
Мизинец не загибать.
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил
Тебе ничего нет!
Прошло время, педагог с Сорокой снимают крышку. Вдыхают запах каши и говорит: «Упрела, уварилась рисовая каша»
Скажем вместе:
-Чуть-чуть потерпите, да на стол поглядите.
— Чего на столе нет? (Посуды, тарелок, ложек, цветов, салфеток).
— Вместе накрываем стол.
— Давайте пробовать кашу. Каша просто объеденье!
Воспитатель. Дети едят кашу, а воспитатель читает потешку
Потешка
Каша вкусная дымится,
Дети кашу есть садятся,
Очень каша хороша,
Ели кашу не спеша.
Ложка за ложкой,
Ели по немножку.
Воспитатель. Ну вот, Сорока-Белобока, ты и научилась варить кашу?
— Да. Кар-кар! Спасибо!
Самоанализ занятия в II младшей группе
«Сорока-белобока в гостях у детей»
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, художественная, познавательная, продуктивная, музыкально — художественное.
Основная задача воспитателя — Развивать наглядно-действенное мышление, стимулировать поиск способов решения практических задач при помощи различных предметов.
Программные задачи:
— Развивать восприятие детей, способствовать связи восприятия со словом и дальнейшим действием; закрепить знания детей потешки «Сорока-белобока».
— Учить детей громко произносить слова потешки, название предметов.
— Поддерживать стремление активно вступать в общение, высказываться.
— Развивать эмоциональный отклик на любимое литературное произведение посредством сюжетно-отобразительной игры.
— Воспитывать желание помочь любимым героям.
— Вызывать эмоциональный отклик на музыкальное произведение.
Демонстрационный материал: демонстрационный материал «Птицы», иллюстрации с изображением, письмо, предметы первой необходимости
Активизация словаря: Сорока – Белобока; манная, гречневая, пшенная, упрела, уварилась, толстеют, набухают, упревает.
Методы и приёмы
Минутка вхождения в день, сюрпризный момент «Приход Сороки-белобоки», беседа, специально организованная проблемная ситуация «Варим кашу», вопросы к детям, пальчиковая игра «Сорока».
Для занятия «Сорока-белобока в гостях у детей» был подобран такой материал, который подразумевает общение детей с игровым персонаже и взрослым, с обязательным вступлением в диалог. Главными героями выступают дети и игровой персонаж ,которым управляет воспитатель. Дети внимательно слушают Сороку-белобоку и активно участвуют в игровой деятельности. Все виды предметных действий и игры предполагают индивидуальную работу ребёнка или совместную с взрослым.
Главная задача — развитие эмоциональности речи, развитие импровизационных способностей детей в поиске решения проблемной ситуации, быстро переключаться с одной деятельности на другую. В игре ребёнок помогает Сороке-Белобоке варить кашу, соблюдая последовательность действий . При этом ребёнок активно вступает в диалог с Сорокой.
На протяжении всей игровой ситуации дети непринуждённо вступают в совместную деятельность.
Дети с удовольствием сравнивали, описывали последовательность действий. Я как педагог старалась поддержать детей, помогала детям чувствовать себя комфортно.
Игровая мотивация оказать помощь Сороке — Белобоке в приготовлении каши. Проблема решена, все довольны.
В последней части занятия детям предложено попробовать сваренную кашу.
Главная моя задача, как педагога на протяжении всего занятия — выполнена. Все дети были вовлечены в игровое и речевое взаимодействие с игровым персонажем. Кроме того, использование игровых приемов на занятии расширило личный игровой опыт детей.
Автор: Бокланенко Ольга Сергеевна, воспитатель муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад №1 «Сказка», р.п. Коченево, Коченевский район, НСО.
Статья размещена в авторской редакции
planetadetstva.net
Правила и цель десткой игры Сорока-белобока
Детская игра Сорока-белобока
Эта старинная русская народная игра-потешка, называемая ещё иногда Сорока-сорока, предназначена для самых маленьких. Она развивает мелкую моторику и повышает общее физическое развитие.
Игра эта описана ещё у В.И. Даля в «Пословицах русского народа», но вариантов стишка существует превеликое множество. Мы попытаемся описать основные.
Правила игры для детей Сорока-белобока
Посадите ребёнка себе на колени, возьмите в руку его ладонь и, приговаривая нехитрый стишок, трогайте его пальчики. Вначале указательным пальцем спиральным движением водим по ладошке ребёнка (как будто мешаем кашку):
Сорока-белобока
Где была? — Далёко!
Печку топила,
Кашку варила,
Деток кормила.
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости услыхали,
Быть обещали.
Гости на двор —
Кашицу на стол.
Этому дала на блюдечке, (загибаем мизинец)
Этому — на тарелочке, (загибаем безымянный палец)
Этому — на ложечке, (загибаем средний палец)
Этому — поскрёбышки. (загибаем указательный)
А этому — не дала! (трогаем за большой палец)
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил —
Ничего тебе не дам!
Кстати, немногие знают, что у игры есть такое продолжение:
Вот он ходит — воду носит, (сгибаем-разгибаем большой палец)
Дрова рубит,
Печку топит,
Кашу варит.
Знай-знай наперёд!
— Ну, мамочка-мамочка, ну дай кашки!
— Ну, на тебе — кашки-малашки!
— Ням-ням-ням…
Поели-поели, (вытираем губы)
Полетели (машем руками),
На головку сели!
Ещё один вариант:
Ты воды не носил,
Ты печку не топил!
Вот он ходит-ходит,
Воду носит, печку топит.
Здесь — холодная вода (гладят ладонь ребенка).
Здесь — тёплая вода (гладят локоть)
А здесь — кипяток-кипяток-кипяток! (щекочут подмышки)
И ещё один вариант с движениями:
Сорока-белобока
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала (обеими руками «зовём» к себе гостей).
Гости не бывали (разводим руки в стороны, изображаем сожаление),
Кашки не едали.
Всю кашку деткам отдала:
Этому — на ложечке (ладонь ковшиком и протягиваем вперёд),
Этому — на поварешке (складываем обе ладони ковшиком),
Этому — на ухвате (поднимаем обе ладони вертикально, прижимаем одну к другой)
Этому — на лопате! (складываем ладони и протягиваем их вперёд)
Пальчику-мальчику
Не досталось.
Пальчик-мальчик
Толчёт, мелет.
По воду ходит,
Квашню творит:
Вода на болоте,
Мука не молота.
Квашенка на липе,
Мутовка на сосне.
Взял коробичку,
Пошел по водичку.
Тут ступил — тёпленько,
Тут — горяченько,
Тут пень, тут колода,
Тут студёная вода,
А тут ключики кипят-кипят!
play-plan.ru
Сорока — Елена Благинина — читать
На этой странице читайте текст Елены Благининой, написанный в (?) году.1
Как сорока-белобока
На заре вставала,
На заре вставала,
Стряпню затевала.
Воды наносила,
Тесто замесила,
Дров напилила,
Печку распалила.
А ворона-барабона
По лесу летала,
На Сорокину стряпню
Гостей созывала:
— Вы, пташечки-канареечки,
Слетайтеся, собирайтеся!
Нынче у нас праздник,
Шумное веселье:
У сороки-белобоки
В доме новоселье.
2
Журавель услышал —
Из болота вышел,
Сапоги начистил —
Отправился.
Утка разоделась,
В лужу погляделась, —
До чего нарядна! —
Отправилась.
Работящий дятел
Времени не тратил,
Тоже нарядился —
Отправился.
Только старый филин
Был в ходьбе не силен:
Серого зайку впряг в таратайку —
Отправился.
Едет по опушке,
Прячутся лягушки,
А одна была до того смела,
Сзади прицепилась — поехала!
3
На пригорке, на горе,
У сороки на дворе
Собралися гости:
Пташки-канарейки.
Кто лежал на травке,
Кто сидел на лавке,
А лягушка-попрыгушка
Грелась у канавки!
Тут сорока-белобока
На порог скакала,
Дорогих гостей
В горницу пускала.
Все пташечки —
канареечки
Разом сели на скамьи —
на скамеечки.
Вдруг — чили, чили, чили —
Гости поздние пришли!
Прыг-скок, скок, скок —
Воробышек на порог.
Усадили воробья
Рядышком с лягушкой,
Угостили воробья
Вяленою мушкой.
И пошёл тут пир,
Шумное веселье:
У сороки-белобоки
В доме новоселье.
4
Журавушка-журавель
Очень скоро осовел,
Отодвинул кружку,
Хап! — и съел лягушку.
Рассердилася сорока
Да как затопочет,
Рассердилась белобока
Да как застрекочет:
— Не бывать тому
У меня в дому!
Повскакали гости,
Верещат от злости:
— Где видано, чтоб гостей
Ели сами ж гости?
Журавушка задрожал,
Длинный клюв разинул.
Воробышек подбежал
И лягушку вынул.
5
Еле отходили бедную лягушку:
Окунули её с головой в кадушку,
Укрыли овчиной,
Поили малиной.
А сорока-белобока
Открыла ворота:
— Уходи-ка, журавель,
На своё болото!
От таких гостей
Не сберёшь костей!
Тут взялись играть грачи,
Музыканты-трубачи.
Все пташечки-канареечки
Опрокинули скамьи
И скамеечки
И пошли ходить,
Хоровод водить.
А сорока-белобока
Тоже не стерпела,
Подскочила, завертелась,
Весело запела:
— Ты, хозяюшка, пляши,
Больно гости хороши!
6
Вышел месяц молодой,
Осветил болото.
Ходит-бродит над водой
Длинноногий кто-то.
Скучно, грустно одному
Журавушке моему!
www.stihomaniya.ru