Три пальчика – —

Содержание

Пальчиковые игры для детей | Сто тысяч почему

Пальчиковые игры для детей

Предлагаю вашему вниманию пальчиковые игры для детей 4-7 лет.

Играя с детьми в пальчиковые игры, мы с одной стороны радуем их, а с другой развиваем у детей мелкую моторику рук, а соответственно и речь. Благодаря пальчиковым играм быстрее развиваются внимание и память, координация движений, ребенок учится сосредотачиваться. Кроме того, такие игры позволяют снять накопившуюся усталость, поэтому рекомендуется проводить их не только с маленькими детьми, но и в качестве физминутки с детьми школьного  возраста.

 Каша

Наша Маша варила кашу (можно назвать имя своего ребенка)

Кашу сварила, малышей кормила.( круговые движения указательным пальцем по ладошке малыша)

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,( загибать пальчики, начиная с большого)

А этому — не дала. (слегка потрясти за мизинчик)

Он много шалил,

Свою тарелку разбил.

 

Капустка

Мы капустку рубим-рубим, (постукивать ребрами ладоней по столу или по коленям)

Мы капустку солим-солим,(поочередно поглаживать подушечки пальцев, как будто солим)

Мы капустку трём-трём,(потирать кулачок о кулачок)

Мы капустку жмём-жмём.(сжимать и разжимать кулачки)

 

Посуда

Раз, два, три, четыре, (Чередовать хлопки в ладоши и удары кулачками друг о друга.)

Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по кругу.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку. (Загибать пальчики, начиная с большого.)

Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали. (Разгибать пальчики по одному, начиная с большого.)

Так мы маме помогали.(Хлопок в ладоши)

 

Прогулка

Раз, два, три, четыре, пять (загибать пальчики, начиная с большого)

Мы во двор пришли гулять.(идем средним и указательным пальцами, остальные поджаты)

Бабу снежную лепили,(круговые движения ладонями, как будто лепим шарик)

Птичек крошками кормили,( поочередно поглаживать подушечки пальцев, как будто крошим)

С горки мы потом катались, (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись.(переворачиваем ладошки вверх-вниз)

Все в снегу домой пришли.(потрясти опущенными вниз кистями рук)

Съели суп и спать легли. (движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

 

Пчёлки

(Одна рука изображает ёлку: опираясь на локоть, пальцы растопырены . Вторая рука –улей: пальцы сомкнуты в кольцо. Улей прижат к ёлке.)

Домик маленький на ёлке,

Дом для пчёл, а где же пчёлки? (Заглядываем в улей.)

Надо в дом постучать, (Постучать кулачками  друг о друга.)

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по ёлке,

Где же, где же эти пчёлки? (Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.)

Стали пчелки вылетать:

Раз, два, три, четыре, пять! (Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.)

 

Братцы

Засиделись в избушке братцы. (Рука стоит на локте, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты.)

Захотел меньшой прогуляться (Отвести мизинец вбок  в плоскости ладони и задержать на 2-3 секунды.)

Да скучно ему гулять одному. (Мизинец чуть покачивается, затем возвращается в исходное положение.)

Зовет он братца вдвоем прогуляться. (Отвести вбок мизинец и безымянный палец, прижатые друг к другу; задержать на 2-3 секунды.)

Да скучно им гулять двоим. (Мизинец и безымянный палец чуть покачиваются, затем возвращаются в исходное положение.)

Зовут братца втроем прогуляться. (Отвести вбок три прижатых друг к другу пальца: мизинец, безымянный и средний. Задержать на 2-3 секунды.)

Грустно старшим сидеть в избе. (Большой и указательный пальцы четыре раза соединяются кончиками.)

Зовут они братцев домой к себе. (Все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется.)

Повторить движения другой рукой, а впоследствии выполнять одновременно двумя руками.

 Зайцы

Скачет зайка косой (Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные соединить)

Под высокой сосной.(Ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены)

Под другою сосной (Ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены)

Скачет зайка другой. (Указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные соединить.)

 

Замок

На дверях висит замок.(Пальцы в замок)

Кто его открыть бы смог?(Наклонить замочек влево-вправо)

Мы замочком повертели,(круговые движения кистями рук, сложенными в замок)

Мы замочком покрутили, (Пальцы сомкнуты, ладошки трутся друг о друга.)

Мы замочком постучали, (Пальцы сомкнуты, ладошки стучат друг о друга.)

Постучали, и открыли! (Показать ладошки.)

 

Апельсин

Мы делили апельсин

Много нас – а он – один! (Левая рука в кулачке, правая ее обхватывает)

Эта долька – для ежа (Правой рукой поочередно разжимаем пальцы левой руки, начиная с мизинчика)

Эта долька – для чижа

Эта долька – для котят

Эта долька — для утят

Эта долька — для бобра

А для волка – кожура! (Встряхиваем обе кисти)

 

Сороконожки

Две сороконожки

Бежали по дорожке. (Средний и указательный пальчики обеих рук идут навстречу друг другу)

Встретились, (Ладошки смотрят друг на друга)

Обнялись, (пожать одной рукой другую несколько раз)

(Ладошки разжались)

Насилу расстались – (Разжать ладошки)

И – попрощались! (Обе руки машут друг другу)

 

Веселая мышка

Весёлая мышка

Перчатку нашла,(Пальцы в стороны, покрутить ладошкой)

Гнездо в ней устроив,(Сложить ладоши ковшом)

Мышат позвала.(Поманить, сгибая и разгибая пальцы)

Им корочку хлеба

Дала покусать, (Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков.)

Погладила  всех (Одна ручка гладит другую и наоборот)

и отправила спать.(Сложенные ладони кладем под щечку)

 

Котята

У кошечки нашей есть десять котят, (Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу.)

Сейчас все котята по парам стоят: (Покачиваем руками из стороны в сторону, не разъединяя их.)

Два толстых, два ловких,(Постукиваем большими , а потом указательными пальцами друг о друга)

Два длинных, два хитрых, (Постукиваем средними , а потом безымянными пальцами друг о друга)

Два маленьких самых

И самых красивых. (Постукиваем мизинцами друг о друга)

 

Зайцы

Десять серых зайцев

Дремали под кустом, (Руки свободно лежат на столе)

И двое вдруг сказали:

“Вон человек с ружьём”(Поднять вверх большие пальцы обеих рук)

Двое закричали:

“Давайте убежим!”, (Поднять вверх указательные  пальцы обеих рук)

Двое прошептали

“Давайте помолчим!”, (Поднять вверх средние пальцы обеих рук)

Двое предложили:

“Мы спрячемся в кустах!” (Поднять вверх безымянные пальцы обеих рук)

А двое вдруг спросили:

«Он может сделать “Бах”?»(Поднять вверх мизинцы обеих рук)

“Бах” — выстрелил охотник, (Хлопнуть в ладоши)

Нажав ружья курок,

И десять серых зайцев

Пустились наутёк. (Бежим всеми пальчиками по столу.)

 

Дружные пальчики

Эти пальчики щипают,(Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки )

Эти пальчики гуляют, (Указательный и средний «идут» по другой руке.)

Эти — любят поболтать, (Средний и безымянный трутся друг об друга )

Эти — тихо подремать,(Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.)

А большой с мизинцем- братцем

Могут чисто умываться.(Крутим большим пальцем вокруг мизинца.)

 

Котёнок

Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)

Шли со мной мои две ножки, (показываем два пальчика)

Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)

Ой, мы видели котенка!(качаем головой)

У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)

На лапках — острые царапки, (царапаем ноготками по столу или по коленкам)

Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)

Нужно быстро убегать ! (убегаем указательным и средним пальчиками)

 

Ласточка-перепелочка 

Ребенок кладет правую ладонь на левую ладонь взрослого. Взрослый водит пальцами правой руки по большому пальцу ребенка, приговаривая: «Ласточка». Затем переходит к другому пальцу, повторяя эти же движения и это же слово. Когда взрослый произнесет «Перепелочка», ребенок должен быстро отдернуть руку, если он не успеет отдернуть руку, взрослый ловит его за пальчики, и начинает трясти, приговаривая:  «поймал»

Пальчиковая гимнастика

1. Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь — вместе.)

2. Ладошка — кулачок — ребро .

3. Пальчики здороваются (на счет «раз-два-три-четыре-пять» соединяются пальцы обеих рук, сначала начиная с больших пальцев, потом- с  мизинцев.)

4.Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки)

5.Очки (соединить большие и средние пальцы обеих рук)

6. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).

7. Пчела (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг, а потом вместе двумя руками, произнося при этом звук «Ж»)

8.Солнечные лучи (пальцы рук соединить в замок, поднять руки вверх, вытянув пальцы вверх)

stotysyhc.ru

Детские пальчиковые игры | Пальчиковые игры для детей

О пользе пальчиковых игр для маленьких детей сказано уже немало. Наверняка, все мы уже отлично понимаем, что пальчиковые игры, развивающие мелкую моторику рук малыша — это один из самых эффективных методов раннего развития ребенка. Поэтому и не будем сегодня снова говорить о пользе пальчиковых игр для детей. Лучше перейдем сразу к самому интересному —  откроем список пальчиковых игр для детей.

Пальчиковые игры для детей.

1. Маша и гости

(поглаживая ладошки малыша)
Стала Маша
Гостей собирать:
(Загибайте по очереди пальчики.)
И Иван приди,
И Степан приди,
Да и Андрей приди,
А Митрошечка —
Ну, пожалуйста! (Покачать мизинчик, прежде чем загнуть.)
Стала Маша
Гостей угощать:
(Разгибайте каждый пальчик, нажимая на подушечки.)
И Ивану блин,
И Степану блин,
Да и Андрею блин,
Да и Матвею блин.
А Митрошечке —
Мятный пряничек!
Стала Маша
Гостей провожать:
(Загибаете каждый пальчик)
Прощай, Иван!
Прощай, Степан!
Прощай, Андрей!
Прощай, Матвей!
А ты, Митрошечка,
Моя крошечка,(поцелуйте мизинчик)
Да побудь со мной
Еще немножечко!
2. Десять птичек — стайка

( Ирина Токмакова)

Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек — стайка.
Эта птичка — соловей,
Эта птичка — воробей,
Эта птичка — совушка, сонная головушка.
Эта птичка — свиристель,
Эта птичка — коростель,
Эта птичка — скворушка, серенькое перышко.
Это-зяблик, это — стриж,
Это — развеселый чиж.
Ну а это — злой орлан.
Птички-птички, по домам!(обе ручки быстро сжать в кулачки, «пряча птичек»)
3. Наша Маша

(движения как в сороке-воровке)

Наша Маша варила кашу,
Кашу сварила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала –
Он много шалил,
Свою тарелку разбил.
4. Сорока-ворона

Сорока — ворона
Кашку варила,
Деток кормила.
Этому дала (4 раза)
Этому не дала:
Зачем дров не рубил?
Воды не носил?
Знай вперед:
Здесь водица —
холодненькая (Между кистью и рукой),
Здесь — тепленькая (в сгибе локтя),
А здесь — горяченькая (под мышкой),
Здесь — кипяток, кипяток! (пощекотать).

5. Вьюги-вьюги вью

Вьги-вьюги-вьюги вью (крутим кулачками, выставив указательные пальцы)
Колотушки колочу (стучим кулачками друг о друга)
Приколачиваю (стучим кулачками по коленям)
Заколачиваю (по полу или столу)
(Повторяем несколько раз, ускоряя темп)
6. Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь из на бочок
И зажали в кулачок. (движения по тексту)
7. Пеки блины румяные

Пеки блины румяные, (хлопаем в ладоши)
Румяные, горячие (хлопаем по ладошкам ребенка)

8. Маленький мизинчик

(По очереди разгибаем каждый пальчик)
Маленький мизинчик
Плачет, плачет, плачет.
Безымянный не поймет,
Что все это значит.
Средний пальчик
Очень важный –
Не желает слушать,
Указательный спросил:
«Может, хочешь кушать?»
А большой бежит за кашей,
Тащит каши ложку,
Говорит: «Не надо плакать,
На, поешь немножко». (большим пальцем дотрагиваемся до мизинца)

9. Пальчик большой

(.По очереди загибаем (разеибаем) или массируем каждый пальчик)
Пальчик большой –
Парень с душой,
Пальчик указательный –
Господин влиятельный.
Пальчик средний
Тоже не последний.
Пальчик безымянный
В колечке ходит, чванный.
А пальчик мизинчик
Принес нам гостинчик.

10 Большаку дрова рубить

Большаку дрова рубить,
Этому воду носить,
Этому печку топить,
Этому кашу варить,
А этому песни петь,
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.

11. Раз-два, шли утята

Три-четыре, за водой,
Вслед за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой.
А седьмой уже устал,
А восьмой почти упал,
А девятый заблудился,
Громко-громко запищал.
— Пи-пи, не пищи,
Мы здесь рядом, поищи.

12 Мальчик-пальчик

Мальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.

13.Раз-два-три-четыре-пять

Раз-два-три-четыре-пять, вышли пальчики гулять.
Этот пальчик в лес пошел, загибаем пальцы, начиная с большого
Этот пальчик гриб нашел,
Этот резал, этот ел,
Ну а этот лишь глядел.
Вариант №2
Раз-два-три -четыре-пять
Мы грибы идем искать.
Этот пальчик в лес пошел, загибаем пальцы, начиная с мизинца
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик резать стал,
Этот пальчик жарить стал,
Ну а этот грибок съел,
Оттого и потолстел.

14 Черепашка, черепашка.

Черепашка, черепашка,
В домике живет.(стучим кулачками)
Высунет головку (вытягиваем один пальчик)
Обратно уберет (прячем)
15.Этот пальчик дедушка

Этот пальчик дедушка (дотрагиваемся большими пальцами друг до друга)
Этот пальчик бабушка, (то же указательными)
Этот пальчик папочка, (средними)
Этот пальчик мамочка, (безымянными)
Этот пальчик я, (мизинцами)
А вот и вся семья (обхватываем весь кулак другой рукой)

16. Ягодки

Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают вниз.
С ветки ягодки снимаю
Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.
И в лукошко собираю.
Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.
Будет полное лукошко.
Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.
Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть.
Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.
Легким будет к дому путь!
Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках ‘убегают’ как можно дальше.
Я поем еще малинки. (снова кладем ягодку в рот)
Сколько ягодок в корзинке?
Раз, два, три, четыре, пять. (считаем пальчики)
Пойду снова собирать. (снова шагаем пальцами).
17. Рыбки

Пальцы обеих рук сложены щепотью. Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.
Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.
Разожмутся, Пальчики сильно растопыриваются в стороны.
То зароются в песке. Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.

18. Бутон

Набухай скорей, бутон, (Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Ладошки немного округлые. Получается «бутон»).
Распускай цветок — пион! (Нижние части лодоней прижать друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть. Получается большой, раскрытый «цветок».)

19. Скачет зайчик

Пальцы одной руки широко расставлены, пальцем другой руки или маленьким игрушечным зайчиком «скачем» по пальцам в соответствии с текстом.
Ловко с пальчика на пальчик
Скачет зайчик, скачет зайчик.
Вниз скатился, повернулся
И опять наверх ввернулся.
Снова вниз и снова вверх,
Скачет заяц лучше всех.

20. Каравай

Сожмите руки в кулаки и по очереди совершайте ими движения сверху вниз, как будто месите тесто.
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место.
Пеку, пеку каравай
(«перекладывайте тесто» из руки в руку),
Перекладывай, валяй.

21. Клубок

Мы клубок мотаем смело (имитируем наматывание клубка),
Непростое это дело.
Он растёт, растёт, растёт (руки описывают круги вокруг друг друга все больше и больше),
Вдруг он вырвался и вот…
Размотался наш клубок (резко опускаем руки вниз).
Мы опять мотаем смело… (повторяем все заново).

22. Я стучу

Я стучу, стучу, стучу (стучим одним кулачком по другому),
Сто гвоздей заколочу (стучим кулаками по столу, полу или коленям).
Буду строить дом, дом (складываем «крышу» из ладошек над головой),
Чтобы жить в нем.

23. Зайчата

Под высокой сосной (Рука ребёнка поднимается вверх, пальчики растопырены)
Скачет зайка косой, (мама из своих пальцев складывает зайца: указательный и средний вытянуты и ритмично сгибаются, остальные согнуты)
Под другою сосной (то же самое другой рукой)
Скачет зайка другой.
Ушки длинные у зайки, (мама растирает пальчики ребенка)
Из кустов они торчат.
Зайки прыгают и скачут, (лёгкие постукивания кончиками пальцев ребёнка по столу)
Веселят своих зайчат.

24. Игры с зайчиком на пальчике (сделанном из носового платочка)

Скачут зайки по дорожке, прыг-скок, прыг-скок. (зайки скачут по нарисованным линиям)
Скачут маленькие ножки, прыг-скок, прыг-скок.
Спрятались! (мамы закрывают зайчиков руками, дети ищут)
Вот они! (Мамы поднимают руки) Нашлись!
Скачет зайка маленький
Около завалинки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай-ка!
(Малыш в конце фразы ловит зайку на своей руке; ловит зайку на мамином пальчике; малыш прячет своего зайку, чтобы мама не поймала).

25. Здравствуйте, пальчики

Здравствуй, большой пальчик, стучим большими пальчиками друг по другу
Здравствуй, указательный, то же другими пальцами
Здравствуй, средний, (или мама массирует каждый пальчик)
Здравствуй, безымянный,
Здравствуй, мизинчик,
Здравствуйте, здравствуйте! хлопаем в ладоши

26. В гости

В гости к пальчику большому Пальцы в кулачки,большие пальцы подняты.
Приходили прямо к дому Ладони под углом — «крыша».
Указательный и средний, Называемые пальцы по очереди
Безымянный и последний — соединяем с большим.
И мизинчик-малышок Снова пальцы в кулак,
Сам забрался на порог. Мизинцы поднять.
Вместе пальчики — друзья, Постучать кулачками (ладошками) друг о друга.
Друг без друга им нельзя. Соединить руки в «замок».

27. Игра с кисточкой

Вышла кисточка гулять, Мягкой щетинкой кисточки водим по ладошке ребенка,
Стала пальчики считать: затем по каждому пальцу
— Раз, два, три, четыре, пять от основания к кончикам.
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять Загибаем пальчики, проводя
В домик спрятались опять кисточкой по их тыльной поверхности.
И решили рисовать.

28. Ёжик

Вот свернулся еж в клубок, Сжали кулачок
Потому что он продрог.
Лучик ежика кослнулся, Коснулись кулачка указат. пальцем
Ежик сладко потянулся. Пальцы растопырили

29. Игра с ёжиком из пластилина

-Я ежик, ежик, ежик, сжали кулачки или показываем пластилинового ежика
ни головы, ни ножек,
Я всегда «фр-фр» фырчу,
ножками я топочу, топаем пальчикаии или пластилиновым ёжиком
Топ-топ!
Чей топот быстрых ножек
звучит среди камней?
То ежик, ежик, ежик
бежит домой скорей.
Вдруг тучи набежали,
и в небе слышен гром. Кулачками стучим по столу
В клубок наш еж свернулся —
иголочки кругом Сжали кулачки.

30. Червячок

Червячок я маленький Одна рука — кулачок, другая — кулачок с выпрямленным
Ползу, ползу, ползу. указательным пальцем «червячком», который двигается
Потерял я яблочко, волнообразно по направлению к кулачку-«яблочку» (мама
Новое ищу. помогает ребенку)
Тук-тук-тук! стучим пальцем по кулачку
Может, здесь яблочко вдруг? засовываем палец в кулачок,
Здесь! двигаем пальчиком в кулачке — червячок кушает

31. Ладушки

Ладушки, ладушки хлопаем в ладоши
Пекла бабка оладушки,
Маслом поливала, гладим ладошкой ладошку
Детушкам давала.
Маше –две, показываем по два пальца,
Паше- две и т.д. называя имена всех детей
Всем дала! вытянуть руки вперед и в стороны, поклониться.

32.Дождик

Дождик, дождик, поливай, пальцами стучим по столу
Будет хлеба каравай, делаем круг руками
Будут булки, соединяем полусогнутые ладошки
Будут сушки, большие и указательные пальцы в кольцо
Будут пряники, сжимаем кулачки
Ватрушки ладошки вверх.

33. Поросята.

Два пухлых поросенка два больших пальца, опущенные вниз, вращаются,
Купаются в пруду.
Два ловких поросенка два указательных пальца
Играют в чехарду. «перескакивают» друг через друга,
Два сильных и высоких два средних пальца поднимаются и опускаются
Играют в баскетбол. несколько раз, «подбрасывая мяч»,
Два самых быстроногих два безымянных пальца скользят,
Бегут гонять в футбол. изображают, как толкают мяч
Два маленьких веселых два мизинца «скачут»,
танцуют и поют.
Потом все поросята пальцы «шагают» по столу,
Обедать в дом идут.
Два пухлых поросенка два больших пальца, опущенные вниз, вращаются,
Готовят винегрет,
Два ловких и умелых два указательных вращаются
Готовят всем омлет. в горизонтальном положении,
Два сильных и веселых кончиками средних пальцев, опущенных вниз,
в столовой моют под. водят по столу взад-вперед.
Два аккуратных ставят кончики безымянных в нескольких местах
Еду на чистый стол. нажимают на стол.
Два маленьких весёлых мизинчики «скачут»,
Всем песенки поют
И снова поросята Пальцы «бегут» по столу.
Гулять гурьбой идут.

34. Белка

Сидит белка на тележке, Движение кулачка вверх-вниз,
Продает она орешки поочередное загибание пальчиков на другой руке.
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому. Большим пальцем показываем«усы».
Кому в платок, Одной ладошкой гладим другую,
Кому в зобок, касаемся шеи.
Кому в лапочку. Раскрываем ладошки, руки вперед.

35. Где твой пальчик большой?

— Где твой пальчик большой?
— У меня за спиной.
— А где твой указательный?
— Посмотри внимательно.
— А где средний твой палец?
— Вот какой он красавец!
— А где твой безымяный?
— Вот, с концом оловянным!
— А мизинчик-малышка?
— Вот он , младший братишка!

36. Цветок

Словно в бутончик собрал лепестки
(В горстку собрал пальцы правой руки)
Солнце свои посылает лучи
(Пальцы раскрыты у левой руки)
Утром под солнцем цветы ракрываются
(Пальцы на правой руке распрямляются)
Солнышко село, и сумрак спустился
И до утра мой цветочек закрылся.

detochki-doma.ru

Пальчиковые потешки и игры для малышей

Пальчиковых игр для развития мелкой моторики великое множество. В основном это маленькие стишки-потешки, очень похожие по смыслу, переданные нам бабушками, прабабушками из уст в уста. Приведем в этой статье несколько вариантов, чтобы мамы смогли выбрать пальчиковые потешки по душе

Пальчиковые потешки

Сгибаем пальчики
Раз, два, три, четыре, пять!
Выйти пальчики гулять!
Этот пальчик — гриб нашел,
Этот пальчик — чистит стол,
Этот — резал,
этот — ел.
Ну, а этот лишь глядел!

Разгибаем
Сидит белка на тележке,
Продает свои орешки;
Лисичке-сестричке,
Воробью,
синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому,
кому в лоток,
кому в зобок,
кому в лапочку.

Мальчик с пальчик, где ты был?
С этим братцем — в лес ходил.
С этим братцем — щи варил.
С этим братцем — кашу ел.
С этим братцем — песни пел!
Мальчик- пальчик, где ты был?
-С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песню пел,
А с этим пальцем что делал?
Взрослый поочередно показывает на все пальцы одной руки, пальчик, который остался, ребенок сам показывает, что с ним делал.

Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья.

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
Этот пальчик для того, чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!

Сорока белобока
(водим пальчиком по ладошке, загибаем пальчики)
Сорока-белобока
Кашку варила,
Деток кормила!
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
«Ты воды не носил,
Ты дров не рубил,
Ты печь не топил,
Ты чашки не мыл!
Кашу сами мы съедим,
А лентяю не дадим!»

Поочерёдно загибаем пальчики:
Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.

Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
(пальчики разгибаются)

Этот пальчик хочет спать,
(загибаем пальчики)
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж уснул.
Этот крепко, крепко спит,
И тебе он спать велит.

Маша варежку надела (можно надеть варежку, носочек)
— Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишка не попал!
Маша варежку сняла,
— Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь – и найдешь.
Здравствуй, пальчик!
Как живешь?

Пальчик толстый и большой
В сад за сливами пошел,
Указательный с порога
Указал ему дорогу,
Средний пальчик — самый меткий
Он сбивает сливы с ветки,
Безымянный собирает, а мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.

Пальчиковые игры

Ручку ручкою погладим,
Пальчик пальчиком потрем,
Отдохнем совсем немножко,
А потом опять начнем.

Счет

(Разжимаем поочередно пальчики из кулачка)
Один, два, три, четыре, пять-
Вышли пальчики гулять.
Один, два, три, четыре, пять-
(Зажимаем пальчики в кулачок)
В домик спрятались опять!

Капустка

(Движения прямыми ладонями вверхвниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.)
Мы капустку рубим-рубим,
Мы капустку солим-солим,
Мы капустку трём-трём,
Мы капустку жмём-жмём.

Грабли

Положите руки на стол ладонями вниз, пальцы чуть-чуть согните:
Листья падают в саду,
я граблями их сгребу
(проводите пальцами по поверхности стола, как будто работаете граблями)

Жук

Пальцы сожмите в кулак, указательный и мизинец – вытяните и разведите в сторону.
Шевелите пальцами, проговаривая стишки:
Жук летит, жук жужжит и усами шевелит!.

Котик

Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.

Вьюшки

Сначала – большие Вьюшки – крутим кулачками:
Вьюшки, вьюшки, вьюшки, вью!
Колотушки колочу! (стучим кулачками друг о друга)
Заколачиваю, приколачиваю!
Потом – маленькие Вьюшки – пальчиками:
Вьюшки, вьюшки, вьюшки, вью!
Колотушки колочу!
Заколачиваю, приколачиваю!

На мельнице

На мельнице, на вертенице (крутим кистями вокруг друг друга),
подрались 2 карася (кончиками пальцев обоих рук соприкасаемся несколько раз),
вот и сказочка вся (разводим руками).

Гармошка

Руки лежат на столе, пальцы сомкнуты. Читайте потешку, сопровождая слова действиями
Посмотри, моя ладошка – как веселая гармошка!
Пальчики я раздвигаю, (пальцы раздвигаются)
А потом я поиграю.
Раз-два-три, раз-два-три, (пальцы стучат по столу)
Я играю – посмотри!
А потом опять сдвигаю
И сначала начинаю (пальцы сдвигаются)

Очки

Большие пальцы обеих рук соедините вместе с остальными так, чтобы они образовали колечки.
Поднесите их к глазам, приговаривая:
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.

Лыжи

Две пробки от пластиковых бутылок положите на стол резьбой вверх. Это будут «лыжи».
Поставьте на них указательный и средний пальцы правой руки. Делайте «шаг» вперед на каждое слово:
Мы едем на лыжах,
Мы мчимся с горы,
Мы любим забавы
Холодной зимы!

rybinskblog.ru

Лучшие пальчиковые игры для детей 1-3 лет

Рейтинг: Нет рейтинга

Содержание статьи:

Педиатры уже прожужжали уши всем мамам о том, как необходимо развивать мелкую моторику у детей. Самый лучший способ – это пальчиковые игры. Их великое множество, есть пальчиковые игры для детей 1, 2, 3 лет, отдельные комплексы пальчиковой гимнастики для малышей до года, целый ряд таких потешек для ребят 1 года.

Для чего все это нужно и как правильно играть в такие игры, мы сейчас и разберемся.

Польза пальчиковых игр для детей

У пальчиковых игр для деток до года особенные функции:

  • развить мелкую моторику рук;
  • занять хнычущего малыша;
  • успокоить ребенка;
  • порадовать кроху.

Маленькие детки получают массу удовольствия от того, что взрослый занимается с ними, уделяет внимание, трогает их ручки и рассказывает веселые стишки. Педиатры рекомендуют такую гимнастику с 6 месяца жизни малыша, начиная с простого массажа каждого пальчика, ладошки и обеих ручонок в течение 2-3 минут каждый день.

Пальчиковые игры для малышей от 1 года призваны для следующих целей:

  • развить память;
  • развить мелкую моторику рук;
  • развить крупную моторику;
  • занять малыша;
  • подарить ребенку улыбку.

Детки, с которыми регулярно занимаются такими упражнениями, быстрее успокаиваются после истерик и слёзок, учатся координировать свои движения, управлять ими, запоминают, под какой стишок что нужно сделать ручками, чтобы мама или папа их похвалили.
Ребенок растет, вот ему уже 2 или 3 годика, но пальчиковая гимнастика не сдает своих позиций, она по-прежнему важна.

В таком возрасте малыш уже способен совершать пальцами и ручками более сложные движения, что снова-таки:

  • улучшает координацию;
  • развивает мелкую и крупную моторику рук;
  • стимулирует память;
  • приносит много радости.

Актуальность пальчиковых игр сохраняется даже —для детей 3-4 лет—, ее элементы вносят в обычную гимнастику и физические упражнения.
Что это мы все о мелкой моторике? Дело в том, что центр мелкой моторики напрямую связан с центром речи в коре головного мозга.

Развивая первое, вы развиваете второе. Малыши, которым мамы и папы уделяют много внимания, играя в пальчиковые игры, быстрее учатся говорить, лучше произносят отдельные слова, у них быстрее получается составлять из них предложения. А умение говорить – это одно из немногих качеств, отличающих нас от животных.

Обзор пальчиковых игр для детей

Таких игр великое множество, всех не пересчитать. Мы приведем лишь малую долю того, что существует в современном мире, для удобства поделив игры по возрастам.

Игры для деток до года

Человечек

Возьмите ручки ребенка и прикладывайте его пальчики по очереди к глазкам, бровкам, ушкам, щечкам, носику и губкам, сложите вместе ручки, дотроньтесь до ножек.

Можете называть части лица и тела, к которым приложили пальчики, а можете рассказать потешку:
Глазки, бровки, ушки, щечки,
Носик, ротик, оборотик.
Пальцы, ножки, огуречик.
Вот и вышел человечек.

Стенка

Все действия выполняйте ручками ребенка.
Стенка, стенка (похлопайте по щекам).
Потолок (погладьте лобик).
Две ступеньки (потрогайте губки).
Дзынь – звонок (нажмите на носик).

Пальцы

Все время в такт словам хлопайте в ладоши.
Полетела птичка-мать
Малышам жуков искать.
А птенцы сидят в гнезде,
Мамочку зовут весь день.

Игры для годовалых малышей

Сорока-белобока

Как в нее играть, знают все. А вот стишок:
Сорока-белобока печку топила.
Сорока белобока кашку варила.
Сорока-белобока деток кормила:
— Этому дам, и этому дам,
И этому дам, и тому дам.
А вот этому не дам.
Он дрова не рубил,
И печь не топил,
И воды не принес,
И получит гулькин нос.

Кузница

Вы можете делать это ручками малыша или предложить ему повторить за вами.
Куй, куй сапожок (стучите кулачком по ладони).
Подай, мама, молоток (поменяйте руки).
А не дашь мне молотка (снова меняем).
Не подкую сапожка (опять меняем ручки).

Замок

Сцепите пальцы рук. Малыш должен повторять за вами.
На дверях у нас замок (покачать замком из рук).
Кто открыть его бы смог? (Пожмите плечами. Малыш вряд ли повторит, но ему будет весело.)
Постучали (стучим ладонь о ладонь, не разжимая пальцев).
Покрутили (покрутите руками).
Растянули и открыли (слово «открыли» нужно выделить, расцепить руки и как можно шире развести их в стороны).

Такие упражнения можно проделать для потехи, позже ребенок сам с удовольствием их повторит, рассказывая стишок про мишку:

Игры для ребят 2-3 лет

Такие игры задействуют не только пальчики. Участвует запястные, локтевые и плечевые суставы. Делайте упражнения вместе с малышом – и ему приятно, и вы разомнетесь. Мы подобрали пальчиковые игры для детей в картинках.

Совушка-сова, колпак

При выполнении упражнения «Совушка» задействованы руки, плечи и шея. «Колпак» дополнительно развивает координацию, можно попросить малыша проделать это простое упражнение с закрытыми глазами для большей пользы.

Царев двор

Объясните каждое движение малышу, как указано на картинке. Так он будет понимать, что и зачем он делает, и упражнение станет увлекательнее. Тренируются плечевые, локтевые, запястные суставы.

Кулачок

Попробуйте выполнить упражнение с ребенком сначала при помощи одной руки. Потом сделайте его обеими, синхронно. Стимулирует координацию, развивает внимательность.

Советы по проведению пальчиковых игр

Таких пальчиковых игр много. Но для полноценного развития моторики рук у деток 2-4 лет этого мало. Предложите малышу помогать вам по кухне. Когда готовите печенье, —лепка из теста— чрезвычайно полезна для малыша, и ему нужно привыкать помогать маме. Позже можно будет перейти к лепке из пластилина, что дополнительно разовьет усидчивость, внимательность и фантазию. Нелишним будет —научить ребенка рисовать—, это способствует творческому мышлению и все той же мелкой моторике рук.

Огромное значение имеет не то, что вы проводите с малышом пальчиковые игры, а то, как вы это делаете. А делать это нужно следующим образом:

  • воодушевленно;
  • с интересом;
  • с улыбкой на лице.

Почему ребенку должно нравиться то, что не нравится вам? Не тот возраст, уважаемые мамочки. Получайте от процесса игры удовольствие, ваша радость передастся малышу.

Вот еще несколько советов:

  • Если ребенок не хочет играть, не принуждайте его. Со временем малыш и сам захочет похлопать в ладони, позагибать пальчики, показать замочек из рук. Поймайте подходящий момент и начните занятие.
  • Не поленитесь и выучите эти потешки! Без них игра ребенку неинтересна. Не читайте их, детки любят, когда им рассказывают по памяти.
  • Произносите текст потешки с выражением, очень четко выговаривая каждое слово – ребенок ведь начнет за вами повторять. Формируйте у малыша правильную речь с самого начала.
  • Занимайтесь с ребенком не больше 3-5 минут за раз. Иначе он будет воспринимать их не как игру, а как нудное обязательное занятие, и начнет их избегать. Проводите такие «веселые минутки» пару раз в день – этого достаточно.
  • Всегда хвалите малыша. Получилось хлопнуть в ладошки – молодец! Сам сложил замочек или улитку из пальцев – умница! Поощряйте ребенка, тогда он сам будет хотеть играть в пальчиковые игры.

Пальчиковые игры для детей – видео

На этом видеоматериале наглядно демонстрируются разные упражнения по пальчиковой гимнастике для деток 1-3 лет. Показано, как малышка повторяет за мамой, как правильно играть моменты из стишков, чтоб ребенку было интересно.

Пальчиковые игры, или пальчиковая гимнастика, – увлекательное занятие для мамы и малыша. Развивается мелкая моторика рук, стимулируется речевой аппарат, малыш смотрит, как мама выговаривает слова, и учится их повторять. Если заниматься с ребенком еще и лепкой, рисованием и другими играми, в которых участвуют маленькие ручонки, походы к логопеду вам не страшны!

Для родителей, которые интересуются методиками раннего развития, не лишним будет прочитать о методиках:  Домана,  Монтессори или Никитиных.

А в какие пальчиковые игры вы играете со своим малышом? Ребенок радуется, когда вы начинаете рассказывать и показывать потешку? Если вы знаете интересные упражнения для пальчиковой гимнастики, поделитесь ими с нами в комментариях!

www.beremennost-po-nedeliam.com

Пальчиковые игры для развития речи после года

Заботливые родители, развивая малыша, уделяют особое внимание пальчиковым играм на протяжении первых пяти-шести лет жизни. В процессе игр и занятий происходит не только формирование основных речевых навыков ребенка, развитие творческого мышления, мелкой моторики, но и быстро налаживается взаимный эмоциональный контакт.

С ростом малыша, интенсивно меняются его психофизические возможности, поэтому с каждым новым месяцем жизни ставятся и более сложные задачи перед ним. Наша статья поможет разобраться, на что нацелены пальчиковые игры с ребенком старше одного года и в чем заключается секрет их эффективности.

Содержание:

Ум и таланты на кончиках пальцев

Установлено, что пальчиковые игры имеют неслучайный характер — движения выполняются в тот период, когда они особенно нужны малышу. Участки головного мозга, отвечающие за речь и мелкую моторику, находятся рядом и даже связаны друг с другом. А потому качественное улучшение одного благоприятно сказывается на развитии второго.

Народный фольклор вызывает бурю положительных эмоций у малышей и позволяет практиковать пальчиковые занятия с максимальной отдачей. Кроме того, такие игры не требуют особых финансовых затрат и приносят радость.

Пальчиковые игры для ребенка от года до полутора лет

Возрастные этапы не являются строго фиксированными. Но каждый последующий обязательно включает в себя упражнения предыдущего, качественно дополняет его и немного усложняет. Количество занятий определяется желанием родителей, время игр должно составлять не менее пяти — десяти минут.

1. Упражнения

Разминка ручек
  • круговые и граблеобразные растирания фаланг;
  • загибания и разгибания пальчиков по очереди и вместе;
  • потирание ладошек и кулачков;
  • постукивание кончиками пальчиков по руке от запястья до подмышки;
  • переход на легкую щекотку.
Массаж

У детей старше года остается актуальным массаж ладоней и пальцев. В роли массажеров могут выступать мелкие и крупные предметы, имеющие существенную разницу по форме и материалу. Годятся камешки, мячики, резиновые и пластмассовые игрушки, бумага, крупы и бобовые, карандаши, брусочки.

2. Пример пальчиковых игр для крохи от года до полутора лет

Произносим считалочку:

«Раз, два, три, четыре, пять» — в этот момент ласково нажимаем по очереди на подушечки пальцев одной руки.
«Вышли в садик погулять» — то же самое проделываем со второй ручкой крохи.
«Ходим-ходим мы по лугу» — выполняем круговые движения пальцем по одной ладони малыша.
«Там цветы растут по кругу» — повторяем на другой ладошке.
«Лепесточков ровно пять,
Можно взять и посчитать» — опять массируются подушечки.

Игра с кулачками

Прокручиваем кулачки и повторяем: «Тише-тише, не шумите, нашу детку не будите».
Затем пальчики левого кулачка разжимаем со словами: «Птички будут щебетать».
За ними разжимаем по очереди пальчики правого кулачка: «Пора пальчикам вставать»

Приветствие пальчиков

«Я здороваюсь везде: дома и на улице» — подушечками пальцев одной руки соприкасаемся с подушечками пальцев второй по очереди: сначала большими, потом указательными, за ними средними, безымянными, и наконец, мизинцами.
«Даже «Здравствуй!» — говорю я соседской курице» — продолжаем касаться подушечками пальцев, только начинаем в этот раз с мизинцев.

В роли массажеров могут выступать мелкие и крупные предметы, имеющие существенную разницу по форме и материалу.

Пальчиковые игры для ребенка от полутора лет до трех

Ребенок взрослеет — массажа со считалочками становится недостаточно в качестве упражнений. Что еще можно предложить крохе?

1. Упражнения

Занятия c предметами

В этом возрасте к массажу и растираниям нужно добавить возможность перебирать пальчиками предметы разных размеров и форм:

  • сортировать крупы, пуговицы, играть со спичками, счетными палочками;
  • перекатывать по поверхности карандаши, орехи, мячики;
  • манипулировать со шнурками, нанизывать на них бусинки;
  • пробовать на ощупь ткани разной фактуры;
  • учиться пальчиковому рисованию;
  • управляться с мозаикой, кубиками, карандашами, пирамидкой;
  • заплетать косички.
Занятия без предметов

Сюда входят обычные считалочки и потешки с хорошей интонацией и сопровождением гимнастикой пальцев.
Потешки «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Ладушки» пора дополнять полноценным пальчиковым театром. Например, оригинальных пальчиковых персонажей в своих играх используют Железновы: паучка, червячка, дождик. Их фонотека содержит игры, песенки, музыкальные сказки, стишки.

Составляем из пальчиков разные фигуры

Для развития воображения следует составлять из пальчиков разные фигуры. Новые формы складываются у малыша в образы. Ручки со временем становятся послушными и у ребенка происходит осознание себя, принятие своего тела, развивается чувство самостоятельности и уверенности.

Кроме того, проговаривание и показ простейших обозначений: «выше-ниже», «вправо-влево», «поворот» позволяют быстро овладеть необходимыми математическими понятиями.

2. Пример пальчиковых игр с детками от полутора лет до трех

Занятия с пальчиками

Проговариваем:
«Зайка по лесу скакал» — тем временем пальчиками слабо ударяем по любой поверхности (подойдет стол, пол, диван).
«Зайка корм себе искал» — высыпаем на поверхность горошины, бусинки, мелкие камешки и начинаем по ним стучать.
«Вдруг у зайки на макушке» — ищем ручками у себя макушку.
«Поднялись высоко ушки» — делаем из ладошек ушки на головой.
«Шорох тихий раздается» — прячем лицо в ладошки.
«Кто-то по лесу крадется» — аккуратно перебираем пальчиками по поверхности, стараясь на попадать на рассыпанные предметы.
«Зайка путает следы» — стучим пальчиками по очереди.
«Удирает от беды» — быстро-быстро перебираем пальцами и передвигаем ручки как можно дальше.

Выполняем фигурки из пальцев

Прикладываем ладошки плотно друг к дружке, поставив их ребро. Большие пальцы вытянуты вверх.
«Пароход плывет по речке» — покачиваем ладонями со стороны в сторону.
«И пыхтит как-будто печка» — хлопаем подушечками больших пальцев.

Прикладываем ладошки друг к дружке вертикально. При этом большие пальцы и мизинцы загибаем внутрь.
«Скворец в домике живет» — заглядываем в получившийся домик.
«Песни звонкие поет» — покачиваем ладошками.

Игры с колпачками

Одеваем на пальчики вязаных зверей или обычные колпачки с нарисованным лицом. Ставим руку на локоть, пальцы выпрямляем вверх.
«Засиделись в избушке братцы» — все пальцы сомкнуты.
«Захотел меньшой прогуляться» — оттопыриваем мизинчик в сторону.
«Ох, и скучно гулять одному» — возвращаем его на место.
«братца с собой возьму» — отводим два пальчика в сторону — мизинец и безымянный, держим в таком положении пару-тройку секунд.
«Скучно нам гулять двоим» — возвращаем.
«Пойдем за третьим» — оттопыриваем три пальца и держим 3 секунды в стороне.
«Грустно старшим сидеть в избе» — соединяем указательный с большим.
«Позовем младших к себе» — все пальчики возвращаются.
Аналогичные упражнения можно проделать второй рукой, а можно выполнить театральное действие сразу на двух.

Ребенок взрослеет — массажа со считалочками становится недостаточно в качестве упражнений.

Общие советы

Занятия должны сопровождаться понятным, четко произнесенным стишком или считалочкой. Специально разучивать их не нужно — играя с пальчиками, малыш непроизвольно ассоциирует слова с действиями, тем самым развивая память. Главное при этом, чтобы мама знала их без запинки, могла произнести выразительно и доброжелательно.

Для детей после первого года жизни следует подбирать потешки, понятные им и максимально приближенные к их распорядку жизни. Стишки и прибаутки можно найти в интернете, а можно придумать самостоятельно. Движения разрешается повторять из игры в игру, считалочки при этом должны меняться, чтобы поддерживать интерес к гимнастике пальчиков и рук.

Главная цель таких игр — переключение внимания крохи, улучшении координации движений. При одновременном повторении стишков и работе пальчиков:

  • формируется правильное произношение звуков;
  • появляется умение четко выражать мысль;
  • согласовываются движения и речь;
  • преодолеваются зажатость и скованность.

Кстати, дети, с которыми регулярно проводились пальчиковые занятия, имеют красивый и понятный почерк.

Тест на мелкую моторику

Кандидат педагогических наук М. А. Поваляева для определения правильной работы некоторых отделов коры головного мозга предложила простой тест, который может провести сама мамочка.

Для теста требуется сесть напротив малыша и попросить его протянуть к себе руку. Затем накрыть его ладошку и пальчики сверху своей рукой так, чтобы он ее не видел. Свободной рукой нужно дотрагиваться поочередно до кончиков пальцев вытянутой руки. Каждый раз при этом просить малыша сжать вторую ручку в кулачок и разжимать по вашей просьбе тот пальчик, который вы в этот момент трогаете.

Дети трехлетнего возраста должны безошибочно определять большой палец, в пять лет — большой и мизинец, в шесть — большой, указательный, мизинец.

Чтобы ребенок благополучно прошел этот тест, не ленитесь проводить занятия с пальчиками ежедневно. Помните: малыш всегда должен оставаться радостным и любимым.

detki.today

27 пальчиковых игр для малышей ~ Я happy МАМА

Очень простые, забавные стихи для пальчиковых игр для ваших любимых чудо-чад. Уже все знают, что развитие мелкой моторики руки ребенка способствует развитию речи и мышления. Еще В. А. Сухомлинский говорил: “Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”. Чем лучше развиты пальчики и ручки малыша, тем более гибкий его ум. Мы уже публиковали различные идеи и способы усовершенствования мелкой моторики. Сегодня предлагаем вам еще один замечательный способ развить не только пальчики и ручку, но и речь, память и внимание ребенка. Это всеми любимые пальчиковые игры. Пальчиковые игры имеют еще один большой плюс — они способствуют налаживанию теплых отношений и контакта родителя и малыша. Кроме того, они обучают ребенка. Одни учат счету, другие знакомят его с частями тела и названиями пальчиков. Есть игры, где малыш, двигая руками и пальчиками, осваивает такие понятия, как право-лево, верх-низ, учится ориентироваться в пространстве.

Стихи следует проговаривать четко, выразительно, в среднем темпе. Движения выполняйте параллельно тексту так, чтобы ребенок хорошо видел и мог повторить за вами. Если ребенок не хочет повторять, просто расскажите стишок и проделайте все движения сами. Придет время, когда он заинтересуется и начнет повторять за вами.

Апельсин
Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

Улитка
Тычет рожками улитка — (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец — прямые)
Заперта в саду калитка. (тычет “рожками” в ладонь левой руки)
Отвори скорей калитку, (левая рука “открывает” калитку),
Пропусти домой улитку (правая рука “проползает”).

Кораблик
По реке плывёт кораблик,
Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца)
У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)
У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)
Но страшны им только кошки,
Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим)

Торт
Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем “крошку” пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай —
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)

Кулачок
Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)
Ну а вместе — кулачок!

Гости
К Кате гости прибежали,
(бежим пальчиками по столу или по полу)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй, Жора,
(соединяем большой и указательные пальчики)
Здравствуй, Жанна, (большой и средний)
Рад Серёжа, (большой и безымянный)
Рада Снежана (большой и мизинец)
Не хотите ль пирожок? ( ладошки складываем вместе)
Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок? (2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку,
(пальчиком тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку.
(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!

В гости
В гости к пальчику большому (большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак)
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний, (в соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы)
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики — друзья, (сжать пальцы в кулак и разжать их)
Друг без друга им нельзя.

Пальчики в лесу
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
(взрослый держит перед собой кулачок ребенка)
Этот пальчик в лес пошел,
(разгибает мизинчик)
Этот пальчик гриб нашел,
(разгибает безымянный пальчик)
Этот резал,
(разгибает средний пальчик)
Этот ел,
(разгибает указательный пальчик)
Ну, а этот лишь глядел!
(разгибает большой пальчик и щекочет ладошку)

Шалун
Наша Маша варила кашу
Кашу сварила, малышей кормила.
(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
(на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)
А этому – не дала.
Он много шалил,
Свою тарелку разбил.
(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)

Белочка
(по мотивам народной песенки)
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)

По грибы
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)

Пальчики
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)

Есть игрушки у меня
Есть игрушки у меня:
(хлопать в ладоши)
Паровоз и два коня,
Серебристый самолёт,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал,
Подъёмный кран.
(загибать поочерёдно пальчики)

Прятки
(Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.)
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали.

Сорока-ворона
Сорока-ворона (левая рука раскрыта ладошкой вверх)
Кашу варила, (указательный палец правой совершает по ней круговые движения)
Деток кормила.
Этому дала, этому дала, (загибаем четыре пальчика левой руки по очереди, начиная от мизинца)
Этому дала, этому дала,
А этому не дала! (большой палец трясем)

Мальчик-пальчик
Мальчик-пальчик,
Где ты был, где ты был? (второй рукой беремся за большой палец и трясем его)
С этим пальцем в лес ходил, в лес ходил (показываем указательным и большим “шаги”)
С этим пальцем щи варил, щи варил (“размешиваем суп” средним пальцем)
С этим пальцем кашу ел, кашу ел (безымянным “едим кашу” как ложкой)
С этим пальцем песни пел, песни пел. (качаем мизинчиком)

Дом
Стук-стук-постук, раздается где то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат –
Вот с такою крышей, (ладошки над головой)
Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)
Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком! (сцепили ручки)

Домик
Я гуляю во дворе, (хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой)
Вижу домик на горе. (ритмичные хлопки ладошками)
Я по лесенке взберусь (раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев)
И в окошко постучусь.
Тук, тук, тук, тук! (поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой)

Где пальчик
Где наш старший мальчик?
Где большой наш пальчик?
– Вот я здесь, вот я здесь! (качаем пальцем из стороны в сторону)
Как ты поживаешь?
– Хорошо, спасибо! (“киваем” пальцем)
Где второй наш мальчик?
Указательный пальчик?
– Вот я здесь, вот я здесь!
Как ты поживаешь?
– Хорошо, спасибо!
И т.д.

Я хочу построить дом
Я хочу построить дом, (руки сложить домиком и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём, (пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была, (ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла. (одну руку поднимаем вверх и растопыриваем пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял, (соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Пёс ворота охранял, (ладошками делаем пасть и открываем и закрываем ее)
Солнце было, дождик шёл, (сначала поднимаем руки вверх, пальцы растопырены, затем пальцы опускаем вниз, делаем стряхивающие движения)
И тюльпан в саду расцвёл! (соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики – “бутончик тюльпана”)

Зимняя прогулка
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. (“идём” по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, (“лепим” комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись. (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли. (отряхиваем ладошки одну об другую)
Съели суп и спать легли. (движения воображаемой ложкой, потом руки под щечку)

Краб (из сборника “Музыка с мамой”)
Ветер дует-задувает (ставим ручки локтями на стол, растопыриваем пальчики)
Пальму в стороны качает (качаем руки их стороны в сторону)
А под пальмой краб сидит (кладем ладошки на стол
И клешнями шевелит. (барабаним пальцами, имитируя движение клешней)
Чайка над водой летает (поднимаем ручки в воздух и машем, как птичка крыльями)
И за рыбками ныряет (складываем ладошки “лодочкой” и показываем “нырятельное” движение)
А под пальмой краб сидит (опять делаем “краба”)
И клешнями шевелит.
Под водой на глубине (на стол кладем руку от локтя. Сверху накрываем ее другой)
Крокодил лежит на дне. (рукой делаем движения, как будто открываем-закрываем пасть
А под пальмой краб сидит (повторяем “краба”)
И клешнями шевелит.

Замок
На двери висит замок (руки в замке)
Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)
Потянули, (потянули)
Покрутили, (вращаем руки)
Постучали (стучим основанием ладоней)
И – открыли! (руки разжимаются)

Капуста
Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)
Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладём и пробуем.

Комар
Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб – оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его – хлоп (ладошкой до лба)
И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим!
(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

Котик (выполнять действия по смыслу)

Котик лапкой умывается,
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.

Котёнок
Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки, (показываем два пальчика)
Вдруг навстречу три мышонка, (показываем три пальчика)
Ой, мы видели котенка! (хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качаем ладошками голову)
У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)
На лапках – острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того, что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать ! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

Курочка
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать
(хлопаем ручками по коленкам)
А за ней ребятки – жёлтые цыплятки (идём пальчиками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)
Лапками гребите (загребаем ручками),
Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка,
(показываем ручками, какой толстый жук)
Выпили водицы полное корытце.
(показываем, как черпаем воду и пьём)

Смотрите также: Больше 25 стихов с движениями для наших детишек 10 замечательных детских мирилок на любой вкус

ihappymama.ru

Пальчиковая гимнастика в стихах для дошкольников

Будем мы варить компот (Указательным пальцем водим по ладошке)
Фруктов нужно много — Вот!(Указательным пальцем с середину ладоши)
Будем яблоки крошить, (Загибаем по одному пальцу)
Будем груши мы рубить, 
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот (Указательным пальцем водим по ладошке)
Угостим честной народ.(Раскрытые ладони протягиваем вперед)

***

«Капуста»

Мы капусту рубим, рубим, 
(движения прямыми ладонями вверх-вниз)
Мы морковку трём, трём,
(потереть кулак одной руки о кулак другой)
Мы капусту солим, солим,
(пальцы сложить в щепотку,солим)
Мы капусту жмём, жмём,
(сжимать и разжимать кулаки)
А потом и в рот кладем. Ам!
(сложенные щепоткой пальцы правой и левой руки поочередно подносим ко рту)

***

«Строим дом»

Мы строгали, мы строгали,
(движения руками вправо-влево)
Доски гладенькими стали,
(движения ладонями)
Мы пилили, мы пилили, 
Чтобы ровненькими были.
(движения ладонями, пилят)
Мы сложили их рядком,
(соединяют ладони вместе)
Прибивали молотком.
(стучат кулачком по кулачку)
Получился птичий дом.
(показывают дом ладонями)
Мы на улицу идем,
(шагают на месте)
Высоко его прибьём.
(поднимают руки вверх)
Чтобы птицы залетали, а котята не достали.
(грозят пальчиком)

***

Зайка и капуста

Встал зайчишка рано
(кончики пальцев одной руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы – уши)
Вышел на поляну.
По опушке к лесу шел
(идем пальцами по столу)
И большой кочан нашел
(кулак другой руки)
Стал зайчишка с хрустом
Грызть кочан капусты:
Хруст-хруст, хруст-хруст…
(«заяц” грызет кулак и причмокивает)
Съел, свалился под куст
И уснул. Проснулся…
Сладко потянулся
(c  усилием растопыриваем все пальцы)
А домой добрался –
долго отдувался!
(показываем, как заяц движется по столу)

***

Две руки

Смотрите-ка, вот две руки: правая и левая! 
(вытягиваем руки вперед, показывая)
Они в ладоши могут бить – и правая, и левая!
(хлопаем в ладоши)
Они мне могут нос зажать – и правая, и левая!
(по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)
Ладошкой могут рот прикрыть — и правая, и левая!
(прикрываем рот той и другой)
С руками я всегда дружу – и с правою, и с левою!
(дружеское рукопожатие)
И могут ласковыми быть и правая, и левая!
Обнимут вас, ко мне прижмут – и правая, и левая!
(обхватываем себя руками – «обнимаем”)

***

Птички-невелички

Маленькие птички,
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают. 
(машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел,
(руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло
(приседаем на корточки, закрываем голову руками)
Там уютно и тепло.

***


Котятки

Все котятки мыли лапки:
Вот так! Вот так! 
(изображаем мытье рук)
Мыли ушки, мыли брюшки:
Вот так! Вот так!
А потом они устали:
Вот так! Вот так!
Сладко-сладко засыпали:
Вот так! Вот так! 
(имитируем все указанные в стихотворении движения)

***

Считалочка про пальчики

Раз, два, три, четыре, пять,
будем пальцы мы считать,
Пять на правой, пять на левой,
Знают это Таня с Севой.
Вместе будет их десяток,
Дружных, крепеньких ребяток.
Дел у каждого – сполна!
Мы дадим им имена.
Вот – большой, или Большак.
Помогать он всем мастак!
Живет отдельно от других.
Работать может за троих!
За ним стоит Указка.
Его конёк – подсказка.
Он нам без промедленья
Укажет путь к варенью.
Вот – Середняк, или средний,
Он третий, не последний.
Спокойный, очень сильный,
Как богатырь былинный.
Четвертый – Сиротинка,
Без имени детинка,
С наперстком оловянным
Зовется безымянным.
А пятый – Коротышка,
Проказливый мальчишка,
Шалун и привереда,
Мизинчик-непоседа!

***

Знакомство с пальчиками

Дружно пальцы встали в ряд
(покажите ладони)
Десять крепеньких ребят
(сожмите пальцы в кулак)
Эти два – всему указка
(покажите указательные пальцы)
Все покажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка
(продемонстрируйте средние пальцы)
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны
(покажите безымянные пальцы)
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки
(вытяните мизинцы)
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них
(покажите большие пальцы)
Два больших и удалых
(остальные пальцы сожмите в кулак)

***

Торт

Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем «крошку» пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай — 
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)

***

Апельсин

Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику) 
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик) 
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

***

Улитка

Тычет рожками улитка — (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец — прямые)
Заперта в саду калитка. (тычет «рожками» в ладонь левой руки)
Отвори скорей калитку, (левая рука «открывает» калитку),
Пропусти домой улитку (правая рука «проползает»).

***

Дни недели

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём «пирожки») 
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем «козырёк»)
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки) 
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)

***


Горох

Пять маленьких горошин
Заперты в стручке. (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна,
И тесно ей уже. (выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая, пятая… (выпрямляем пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: «Бом!». (хлопаем)

***

Зима

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, («крошим хлебушек» всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)

***

«Замок»

На двери висит замок —
Кто его открыть бы смог?
(Быстрое соединение пальцев в замок.)
Потянули…
(Тянем кисти в стороны.)
Покрутили…
(Волнообразные движения.)
Постучали…
(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)
И открыли!
(Пальцы расцепились.)

***

«Помиримся»

Два больших пальца спорят:
(Дети сжимают руки в кулаки, сближают их и помещают перед грудью.)
Кто главней из них двоих?
(Вытягивают вверх большие пальцы и начинают их сгибать и разгибать.)
Не дадим случиться ссоре
И помирим тут же их.
(Сцепляют большие пальцы друг с другом.)

***

«Дружная семейка»

Этот пальчик большой —
(Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.)
Это папа дорогой.
Рядом с папой — наша мама.
Рядом с мамой — брат старшой.
Вслед за ним сестренка —
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш —
Это славный наш малыш.
Дружная семейка!
(Сжать руку в кулак несколько раз.)

bugaga.ru

Оставьте комментарий