Второй язык в школе – Ливанов: второй иностранный язык в школах станет обязательным

Второй язык в школе – Ливанов: второй иностранный язык в школах станет обязательным

Об изучении второго иностранного языка в школе.

Ныне в российском школьном образовании появилась новая мода (или новое мимолётное «поветрие»): начиная с пятого класса школьники начинают изучать второй иностранный язык.

Я совсем не против иностранных языков, однако тут имеется одно большое «но». На изучение этого второго языка отводится всего лишь один урок в неделю. Вот если бы с авторами этого нововведения их мамы разговаривали в детстве только 45 минут в неделю, смогли бы они научиться разговаривать по-русски? Сомневаюсь я, однако. Тут мне вспоминается рассказ Николая Лескова «Кадетский монастырь», где автор описывает жизнь воспитанников в кадетском корпусе (начальное военно-учебное заведение (корпус) с программой среднеучебного заведения с полным пансионом для подготовки молодежи к военной карьере) при императоре Александре l. Будущие русские офицеры знали три иностранных языка. Так для этого специально выписывали «классных дам» из Германии, Франции и Англии, и они по очереди проводили сутки с воспитанниками, и при дежурстве, например, «немки» надо было разговаривать только по-немецки, при «француженке», соответственно, по-французки, и т. д.


Лев Киль. Кадеты 1-го кадетского корпуса эпохи наполеоновских войн.

Вот тогда и результаты были. А что такое 45 мин. в неделю? Да это вообще ничего. Если же вычесть школьные каникулы, всякие праздники, практически ежегодные карантины и другие пропуски по всяким причинам (дети — это ж такой ненадёжный «материал»: если не сопли, то понос), то получается ещё меньше чем ничего.

Ну и для чего эта пустая трата времени? Если у вас есть лишний час и вы не знаете, что с ним делать, добавили бы этот час к изучению первого иностранного языка, чтобы в школьном расписании было не три (как сейчас), а четыре урока еженедельно. Ведь всё равно без репетиторов ребёнок за один урок в неделю ничего не поймёт. Я сам лично проверял у детей знания второго иностранного языка: подавляющее большинство даже читать не могут, а не то чтобы уразуметь смысл прочитанного. Как говорится, ни «бе», ни «ме», ни «кукареку».

К тому же, ныне у нас в моде т. наз. «коммуникативный метод обучения иностранным языкам». Всем известно, что современные дети ничего не читают даже на родном языке. Авторы сей методы пошли на поводу у детской лени: если дети не читают, значит надо с ними разговаривать весь урок, — авось что-нибудь в памяти сохранится. И вот ребёнок приходит домой из школы и говорит: «Мам, учительница что-то нам говорила весь урок по-немецки, а я ничего не понял». Надо же сначала научиться читать и писать, овладеть базовой лексикой на уровне хотя бы одной тысячи слов, а потом уже, на этой базе, «включать» коммуникативный метод. Для изучения базовой лексики самый оптимальный вариант — старый добрый учебник Валентины Скультэ «Английский для детей». Если бы у нас всё было по уму, а не «через жопу», то взяли бы его за основу, немного «подработали» и переработали в соответствии с духом времени, и выпустили в качестве школьного учебника английского языка. Увы, современные школьные учебники английского языка Кузовлева — это просто говно на палочке. Учебники Верещагиной намного лучше, но почему-то они редко в какой школе используются.

Помнится, показывали по телеку, как наш премьер Дмитрий Медведев побывал в родной школе в Питере, написал на школьной доске одну формулу и ниже подписался: «больше ничего не помню» (из школьной программы).

Ну, я тоже из школьной физики помню только «закон Ома». Больше ничего не помню. Много, очень много в школьной программе такого, что к реальной жизни не имеет никакого отношения. О самом главном, о том, что такое человек и чем он отличается от животных, в школе не услышишь ни слова, ни полслова. А всякой бесполезной «цыфири» — как из рога изобилия. Я бы предложил начальную школу оставить так как есть, а с пятого класса сделать несколько специальных направлений среднего образования, чтобы все школы были с углубленным изучением каких-либо предметов. Пусть предметов будет меньше, но зато знания будут глубже. И ребёнок, к окончанию школы, уже будет «спецом» в своей области знания. Если это иностранный язык, то чтобы он уже в 11-м классе мог общаться с иностранцами. А то ходят в школу  только штаны протирать за партами.

ltraditionalist.livejournal.com

Второй иностранный язык в школе

Изучение второго иностранного языка в России стало обязательным. Начиная с пятого класса в школьной программе будет целых три языка: русский и два иностранных.

Идея отличная.

Знание дополнительного языка делает человека более востребованным. Так же развивается мозговая деятельность и общая эрудиция человека. Но второй иностранный был встречен родителями холодно.

Большинство жалуются, что дети не справляются и с первым, а тут второй. «Где брать деньги на ещё одного репетитора» — вижу я возмущённые комментарии в интернете. Да что уж там, Министр просвещения выступает против второго иностранного.

«Не можем мы сейчас позволить себе во всех школах два языка, не выучим мы их! Нам нужно хорошо знать русский язык, который мы знаем не очень хорошо. Нам нужно хорошо знать иностранный язык, желательно английский — это язык международного общения на сегодняшний день» (Министр Васильева)

Источник: https://lenta.ru/news/2017/09/27/vasilieva/

Один мой родственник выдал тираду на эту тему:

«А зачем моей дочке вообще нужен иностранный язык? А тем более второй!!

Я русский, моя дочь русская. Мы не собираемся уезжать из страны. Тогда зачем нам изучать этими уроками!? Пусть лучше математики прибавят и физики. Будем из дочи учёного растить!»

Позиция, прямо скажу, узколобая. Человек лишает возможностей не только себя, но и всю свою семью. Допустим, станет его дочь ученым, а статьи иностранные перевести не сможет. Вот тогда она и припомнит своего надменного батеньку.

Сам я скорее придерживаюсь негативной оценки введения второго иностранного языка. Хороших учителей в стране не хватает. А те, кто есть, учат не идеально. Помню, у меня в школе по английскому была 5, а я пол слова на этом языке связать не могу.

Некоторым детям и вправду трудно даются языки. Знаю таких, кто над учебниками сидит по 3 часа перед уроками, а эффекта ноль. Если бы второй иностранный язык был добровольным, роликом восприняли бы это сдержаннее.

Источник

misstits.co

Второй иностранный язык в школе

Перед новым учебным годом в «Российской газете» было опубликовано интервью с министром образования и науки РФ, в котором говорилось об обязательном изучении второго иностранного языка с 5-го класса уже в этом году. Это известие до некоторой степени переполошило педагогическую и родительскую общественность. Учебный год начался, но никаких изменений в расписании пятиклассников не произошло.

Действительно, в соответствии с новым Федеральным Стандартом в предметную область «Филология» включены обязательные предметы: «Русский язык. Родной язык», «Русская литература.Родная литература», «Иностранный язык. Второй иностранный язык». Но тот же Стандарт позволяет школам вводить второй иностранный язык как обязательный при наличии запроса от родителей и  необходимых условий в самом образовательном учреждении.  Каждая школа самостоятельно принимает решение о введении второго иностранного языка как обязательного предмета.

Во многих гимназиях второй иностранный язык успешно изучается в течение ряда лет. Особенно в школах с преподаванием ряда предметов на немецком или французском языках со 2-го класса. Здесь все пятиклассники начинают изучают английский язык в обязательном порядке.

Что касается обычных общеобразовательных школ, то в последние годы в них наблюдается вытеснение второго иностранного языка. Если раньше во всех школах изучали и немецкий, и французский, то сейчас в большинстве школ преподают только английский язык и связывают это исключительно с пожеланиями родителей.

Тема  обязательного изучения второго иностранного языка в школе не оставила равнодушными родителей и преподавателей. В СМИ активно обсуждаются плюсы и минусы такого нововведения.

С точки зрения интеллектуального развития ребенка, это принесет определенную пользу. Лингвисты считают, что второй иностранный язык изучается намного легче, чем первый. Во многих европейских странах вводится уже третий обязательный иностранный язык, так как замечено, что детям он дается легко. И большинство родителей с энтузиазмом поддерживают эту идею.

Но при этом не учитывается увеличение учебной нагрузки на ребенка. А она и так достаточно велика, и не все дети одинаково успешно с ней справляются. Учебная мотивация к пятому классу заметно снижается, и причиной этого является именно большая нагрузка. По результатам опроса детей менее 30% из них хотели бы изучать второй иностранный язык, так как не успевают как следует подготовиться к остальным предметам.

Да и для школы введение второго иностранного языка становится проблемой. Нужны новые хорошо подготовленные педагоги с достойной зарплатой. Нужны кабинеты, которых и так во многих школах не хватает, и занятия ведутся в две смены.  Нужны новые учебники, которые стоят немалых денег. Бюджет многих наших школ этого просто не позволит.

И последнее. Всем известно, что после школы во многих вузах и техникумах изучается только один иностранный язык. Следовательно, надо развивать изучение двух языков и в этих учебных заведениях, чтобы немалые деньги, потраченные на изучение детьми второго иностранного языка в школе не были пущены на ветер.

Наверняка у многих, читающих эту статью, есть дети-школьники. А каково ваше мнение по этому поводу? Нужен ли в нашей школе второй иностранный язык, или, может быть, следует улучшить изучение одного языка?

 

 

 

 

den-v-shkole.ru

Второй иностранный язык в школе — 17 Ноября 2018

Блог Kargapolova

Сегодня очень много новых проектов появляется в образовании: новая модель аттестации в 2019 году, широко обсуждается сдача обязательного иностранного языка и введение второго иностранного языка в школе.

Я — учитель английского языка и я знаю, что многим ученикам трудно даётся наш предмет, если ученик не усвоил азы в начальной школе, дальше будет очень трудно.
Во многих регионах России уже ввели второй иностранный язык.
Многие родители возмущены этим фактом. Они в интернете пишут такие комментарии «Где брать деньги на ещё одного репетитора?».

Но кстати сама министр просвещения против введения второго иностранного языка в школе. Так откуда дует тогда ветер?
На одном из совещаний в отделе образования был поднят этот вопрос. Говорят и приводят цифры, что в этом году выпускаются учителя со знанием немецкого, китайского, французского. Но где уверенность в том, что они захотят работать в школе?

Честно говоря, кто работает сегодня в школе? Молодые бегут, им сразу нужна высокая зарплата, в школе работают стажисты, преданные своей профессии.
Что вы думаете по этому поводу уважаемые коллеги?




Порядок вывода комментариев:
По умолчаниюСначала новыеСначала старые

Совершенно ни к чему вводить второй иностранный язык в школе. Лучше бы русский язык учили!

Мы с коллегами сделали такой же вывод.

Я думаю вот что: а кто подумал не об учителях иностранного языка, а о детях? Каково будет им изучать сразу два иностранных языка? Да, сейчас, как в в «любые времена», много талантливых, способных ребят. Они смогут освоить и три, и четыре иностранных. Но, почему бы им не сделать самим свой осознанный выбор? Зачем навязывать то, что никогда не пригодится большей части учеников?

А у нас всегда навязывают и не спрашивают мнения учителей и детей. Надоело!

Нашим ученикам один бы иностранный язык освоить. Я против второго языка. Условий нет и учителей французского и немецкого в школах почти не осталось.

81059

#6 | 21.11.2018 | 09:20 |

0

Много сложностей будет в школах из — за такого новшества. Детям сложно учить 2 языка.

Это просто издевательство над всеми, а над детьми в первую очередь.
Моя мама говорит, что они изучали на уроках в 11 стереометрию, тригонометрию, немецкий так, что до сих пор азы держатся в памяти.
А сегодня головы забивают ОРКСЭ в 11 классе???????, краеведением в 11??????, кружками не нужными и неэффективными. Катимся все ниже.

Идея ввести второй иностранный язык в школы — по сути неплохая, однако стоит учитывать реалии нашего времени. А реальность такова, что в большинстве своем ученики с трудом овладевают одним иностранным языком, да и русский многие освоить не могут. А ведь во многих регионах в семьях так называемый «билингвизм» (у нас некоторые ученики дома с родителями говорят только на армянском или греческом, но не пишут и не читают на нем!), русский для них уже «иностранный», ещё они изучают английский, ещё один язык для них — это катастрофа! Если и вводить второй язык, то по желанию детей. Есть детки, которые и два, и три языка выручат, вот они справятся. Только как это сделать — вот вопрос!..

Вы правы! В образовании всё новые и новые проекты, причём не нужные.

81059

#10 | 22.11.2018 | 12:38 |

1

Объём материала по всем предметам в школе для детей очень велик. Вот и получается ерунда… Многие заучили… материал, а потом его и забыли.

Я согласна с Вами. Объем материла непомерен. Только второго иностранного и не хватает!

Пусть еще ГосДума пообсуждает проблемы образования, так то все остальные уже решены(((((
Как Курилы продать они обсудили?

easyen.ru

Один язык в школе — хорошо, а два — не лучше — Рамблер/новости

Фото:
Юрий Смитюк/ТАСС

Глава Минобрнауки Ольга Васильева выступила за изучение только одного иностранного в школах. Предпочтительно, чтобы это был английский — язык международного общения.

По мнению министра, не во всех учебных заведениях сейчас есть учителя французского, немецкого или испанского, не говоря уже о более редких языках. Однако Васильева приветствует изучение второго языка, если какая-то школа может обеспечить качество его преподавания. Что думают о количестве иностранных языков в самих школах?

Валерий Тихонов, директор ГБОУ «Школа в Капотне»:

«Если мы говорим о качественном образовании, то на сегодняшний день изучение иностранного языка должно быть в школах одного какого-либо, естественно, по выбору. Обязаны предоставить право родителям и детям выбирать, не обязательно английский должен быть. Есть немецкий, есть китайский, испанский, условно. Мы, конечно, можем дать второй иностранный язык, но для этого нужно определенное количество часов в учебном плане, и, соответственно, образовательная организация может в рамках своей компетенции, естественно, рассмотреть возможность изучения второго иностранного языка, но его можно рассмотреть в рамках дополнительного языка, но никак не основного, а, соответственно, количество часов на изучение иностранного языка будет меньше, чем на изучение основного. Для нас важно качество, поэтому, наверно, лучше изучение одного иностранного языка на хорошем уровне. Я думаю, что здесь проблемы вообще нет никакой, если родители хотят, мы можем ввести им второй язык и в рамках учебного плана, и дополнительные занятия, или официальные какие-то, элективные курсы, многие школы так и делают».

Идею преподавать в школах только один иностранный поддерживает директор института развития образования ГУ ВШЭ Ирина Абанкина:

«Сегодня хорошо подготовленных методических пособий, учебников, подготовленных кадров так, чтобы можно было обеспечить качественное изучение второго языка для каждого ученика в городе или селе, мы не можем. Изучение второго языка может дать качественные результаты только, наверно, в крупных мегаполисах, где есть соответствующие кадры. В других ситуациях это может привести к некоторой такой симуляции. Все-таки предметно ориентированная школа у нас очень сильно загружена на буквально пределе СанПиНа, и в этом смысле здесь, чтобы не перегружать детей, нужно, конечно, переструктурировать предметную перегрузку в школе прежде, чем говорить о том, что мы можем один за другим дополнительно туда вводить предметы. Я думаю, что речь идет не о том, чтобы отказываться от этого навсегда, понимая значимость любых гуманитарных, в том числе языковых предметов в школьном образовании, тем не менее, лучше делать хорошо, чем дискредитировать саму эту идею. Речь не идет об отказе от кадров, и там, где это в программу школы вписывается, и там, где есть и поддержка родителей, и возможности это включить, за образовательную программу у нас все-таки по закону отвечает сама образовательная организация. Я так понимаю, что формальные стандарты изучения второго языка не исключены. В этом смысле те школы, которые могут обеспечить его на высоком уровне, конечно, в состоянии в рамках своей образовательной программы это сохранить».

В 2015 году экс-министр образования Дмитрий Ливанов заявлял, что второй иностранный язык с пятого класса станет обязательным. Правда, он отмечал, что не во всех школах есть ресурсы для этого нововведения. К 2017 году эти ресурсы так и не появились. Два иностранных должно быть только в отдельных классах, считает репетитор английского и французского Ирина Еремина:

«Я сама, когда училась в школе, изучала два иностранных языка, у меня был основной английский и второй — французский, и я считаю, что мне это не повредило, а, наоборот, было больше плюсов, так как каждый язык уникален по-своему, и ученик может впоследствии выбрать тот язык, который ему больше нравится. Два языка — это больше хорошо, чем плохо, но, конечно, есть различные классы, где детишки не справляются с изучением языков, поэтому я думаю, что можно просто выбрать класс с углубленным изучением иностранных языков и обычный класс. Второй язык, я думаю, не помешает учебно-образовательной программе».

В мае Минобр объявил, что в 2022 году всех выпускников школ ждет обязательный госэкзамен по иностранному языку. В конце августа на Общероссийском родительском собрании Ольга Васильева сказала, что нужно внести изменения в преподавание языков: выделенное количество часов сейчас не дает должного результата.

Ранее Рособрнадзор провел национальное исследование качества образования. По его данным, к восьмому классу школьники знают английский на тройку с минусом. В свою очередь, ВЦИОМ провел опрос среди родителей школьников, необходимым изучение второго иностранного языка считают меньше половины из них.

Читайте также

news.rambler.ru

Второй иностранный язык в школе: вопросы, проблемы, перспективы.

Второй иностранный язык в школе: вопросы, проблемы, перспективы.

Подготовила:

Сагайдакова Н.Л.

МКОУ «Новоивановская ООШ»

E-mail: [email protected]

«Один язык приводит вас в коридор жизни.

Два языка открывают все двери на этом пути»

(Фрэнк Смит)

Изменения в политической, социально-экономической и культурной жизни России, которые происходят в стране за последние 20 лет, безусловно, отражаются и на языковой политике, языковом образовании в нашей стране. Популярным стало раннее изучение иностранных языков, всё большее распространение получает тенденция овладения несколькими иностранными языками. Первым иностранным языком, в большинстве случаев, является английский язык, на базе которого дети начинают изучение другого европейского языка.

Общая цель преподавания иностранного языка, в том числе и второго иностранного языка, как учебного предмета в контексте нового федерального государственного стандарта общего образования формулируется в тексте фундаментального ядра содержания общего образования – одного из базовых документов ФГОС нового поколения. Она состоит в развитии у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, то есть «способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка».

В новом учебном году (с1сентября 2015г) второй иностранный язык станет обязательным предметом школьного образования, сообщил глава Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов. Глава Минобрнауки подчеркнул важность изучения иностранных языков в школе. «Это не просто средство общения, но и средство развития памяти, интеллекта ребенка», — отметил он. С 1 сентября в России вступает в силу первый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для 5-9 классов. В нем впервые определен статус второго иностранного языка — он включен в перечень обязательных предметов в предметной области «филология».

Мы активно интегрируемся в мировое сообщество, мировую систему образования. В Европе все знают по нескольку языков, вот и наши дети должны овладеть хотя бы двумя. Правда, для этого придется разгрузить школьную программу: основной упор сделать на изучение русского языка, литературы, истории, математики и иностранных языков, а программу по остальным предметам сделать более компактной.

Чтобы ввести второй иностранный язык для этого владение первым иностранным должно быть достаточно прочным. Начало изучения второго иностранного языка зависит от вида школы: при раннем изучении первого иностранного языка распространена практика изучения второго — с 5 класса, в общеобразовательных школах при изучении первого иностранного языка с 5 класса второй вводится обычно с 7 класса, хотя есть случаи более позднего введения второго языка, например с 8, 10 класса при значительном увеличении часов на его изучение (до 4 часов в неделю). Второму языку в школах отводится час или два в неделю; это может быть как обязательный, так и факультативный предмет.

Что касается средств обучения, то в настоящее время созданы специальные учебно-методические комплекты по немецкому языку как второму иностранному языку, а именно серия УМК Н.Д. Гальсковой, Л.Н. Яковлевой,

М. Гербер «Итак, немецкий!» для 7 — 8, 9 — 10 классов (издательство «Просвещение») и серия УМК И.Л. Бим, Л.В. Садомовой, Т.А. Гавриловой «Мосты. Немецкий после английского» (с опорой на английский язык как первый иностранный язык) для 7 — 8 и 9 — 10 классов (издательство «Март»). Ведется работа над третьей частью этой серии. В основу разработки серии УМК «Мосты. Немецкий после английского» положена «Концепция обучения немецкому языку как второму иностранному (на базе английского)» И.Л. Бим (М., Вентана-Граф, 1997). Линия УМК «Горизонты» М. М. Аверина и др. Немецкий язык как второй иностранный. 5–9 классы.

По французскому языку как второму иностранному рекомендуется использовать интенсивный курс И.Б. Ворожцовой «В добрый путь!» (издательство «Просвещение»).

Для изучения испанского языка как второго может быть использована действующая серия УМК по испанскому языку как первому иностранному языку Э.И. Соловцовой, В.А. Белоусовой (издательство «Просвещение»).

Английский язык как второй можно начать изучать по интенсивному курсу В.Н. Филиппова «Английский язык» для 5, 6 классов (издательство «Просвещение»).

Многие родители уже слышали о том, что в школах вводится второй обязательный иностранный язык. Причем, представители образования, да и некоторые родители считают это нормой. Однако, даже мнения экспертов разделились — большая половина уверенная, что внедрение обязательного второго иностранного повлечет лишь ослабление нашего родного, русского языка. А между тем, Министерство образования даже снижает баллы по ЕГЭ, чтобы выдать детям аттестат о среднем образовании, так как почти треть школьников просто не дотягивает до нормального уровня знания русского.

С 2020 года вводится третий обязательный ЕГЭ — по иностранным языкам. Хорошо подготовиться к экзаменам можно лишь, обратившись к услугам репетиторов. Так как же вводить второй иностранный язык, если не решен вопрос и с первым?! И кто будет его вести?

Давайте разберемся, с какими проблемами сопряжено изучение второго иностранного языка в школе.

Отсутствие практического применения (Некоторые дети прямым текстом говорят родителям: «Я не хочу учить (иностранный) английский/немецкий, мне он нигде в жизни не пригодится). Мы привыкли восхищаться европейцами, многие из которых говорят на нескольких иностранных языках. Однако жизнь в России разительно отличается от европейских реалий. Европейцы живут в условиях тесной экономической и культурной интеграции, а также активной трудовой и студенческой мобильности. Что касается большинства граждан России, то для нас такое положение вещей — скорее исключение, чем правило. Конечно, есть примеры людей из России, которые так же уезжают учиться или работать за рубеж, но на фоне основной массы населения — это единицы.

Нехватка преподавателей (Во многих «обычных» школах часть детей вынуждена изучать иностранный язык исключительно по принципу наличия педагога. Отсюда сразу же возникает поток вопросов. Где школы найдут новых учителей? Какие именно языки они будут преподавать? Как это повлияет на количество часов, отведенных другим предметам (в том числе русскому языку)? Вопросы, вопросы, вопросы, на которые пока никто не дал вразумительного ответа.))

Низкая эффективность обучения (Но что волнует родителей больше всего — так это качество обучения. Конечно, можно во всем винить текучку кадров, непрофессионализм преподавателей или, мягко говоря, «странные» учебники, одобренные Министерством образования… Но, по большому счету, школьные уроки вообще малопригодны для изучения языка. Только представьте: класс из 30 человек делят на 2 группы. Урок длится 45 минут, в расчете на 1 ученика остается всего 3 минуты. А ведь еще нужно уделить время организационным вопросам, объяснить новую тему и проверить домашнее задание. Фактически, каждый ученик говорит на уроке не более одной минуты. Стоит ли удивляться плачевным результатам? В общем, как ни крути, опасения родителей нельзя назвать безосновательными. Многие уже сейчас вынуждены прибегать к услугам репетиторов, так как разобраться самостоятельно у ребенка не получается, а родители не могут ему помочь (например, потому что сами в школе учили немецкий, или просто-напросто уже все позабыли). В этом свете перспектива платить еще и за второго репетитора выглядит пугающей. Но двойки-тройки в школьном журнале — это еще не самое страшное. Печальнее всего то, что после такого «обучения» дети выходят из школы с твердой уверенностью в своей «неспособности» и ярой неприязнью к языкам.)

Но не все школы готовы к введению второго иностранного языка. Каждая конкретная школа имеет свою образовательную ситуацию: наличие или отсутствие квалифицированных кадров по тому или иному иностранному языку, свои традиции обучения этому учебному предмету. Родители и учащиеся выбирают изучаемый язык исходя из своих интересов и потребностей.

А ведь на самом деле владение иностранным языком — это очень полезный практический навык. Языки открывают новые возможности для путешествий и карьерного продвижения, для расширения кругозора и обретения друзей по всему миру.

В то же время эксперты замечают, что два иностранных учить гораздо проще, чем один, и чем раньше ребенок освоит это, тем для него будет проще в дальнейшей жизни. Второй иностранный язык усваивается быстрее и легче, если первый выступает для него в качестве опоры.

Занятия иностранным языком имеют не только обучающую цель, но и развивающую – тренируют память, расширяют кругозор, знакомят с иной культурой. Поэтому даже если этот язык ребенок не будет использовать в будущем, уроки второго языка не окажутся бесполезными.

Но, конечно, не стоит возлагать на него такие же надежды, как на основной иностранный язык.

«Для изучение языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость». Аврелий Августин

Список литературы

 Бим И.Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского). — Тверь, Титул, 2001. — 36 с.

Денисова Л.Г. Соловцова Э.И. Второй иностранный язык в средней школе. И.Я.Ш. – 1995 – №3

     

multiurok.ru

Проблемы введения второго иностранного языка в школе ~ Я happy МАМА

Уходящий год ознаменовался очередным нововведением в сфере образования. Недавно вступивший в силу государственный образовательный стандарт для 5-9 классов утвердил обязательное изучение второго иностранного языка в средней школе. Родители школьников и сами преподаватели в большинстве своем восприняли эту новость негативно. Давайте разберемся, с какими проблемами сопряжено изучение второго иностранного языка в школе.

Отсутствие практического применения
Мы привыкли восхищаться европейцами, многие из которых говорят на нескольких иностранных языках. Однако жизнь в России разительно отличается от европейских реалий. Европейцы живут в условиях тесной экономической и культурной интеграции, а также активной трудовой и студенческой мобильности. Что касается большинства граждан России, то для нас такое положение вещей — скорее исключение, чем правило. Конечно, есть примеры людей из России, которые так же уезжают учиться или работать за рубеж, но на фоне основной массы населения — это единицы. У многих из нас действительно нет насущной необходимости в применении даже популярного английского языка. Некоторые дети прямым текстом говорят родителям: «Я не хочу учить английский, мне он нигде в жизни не пригодится».

Нехватка преподавателей
Не все об этом знают, но даже в крупных городах, где проживает свыше 1 млн человек и есть собственные педагогические университеты, до сих пор не хватает преподавателей английского языка. Во многих «обычных» школах часть детей вынуждена изучать иностранный язык исключительно по принципу наличия педагога. Например, некоторым ученикам, вопреки желанию родителей, приходится осваивать давно утративший свою актуальность немецкий язык. Отсюда сразу же возникает поток вопросов. Где школы найдут новых учителей? Какие именно языки они будут преподавать? Как это повлияет на количество часов, отведенных другим предметам (в том числе русскому языку)? Вопросы, вопросы, вопросы, на которые пока никто не дал вразумительного ответа.

Низкая эффективность обучения
Но что волнует родителей больше всего — так это качество обучения. Если отбросить редкие исключения вроде специализированных школ и гимназий, подавляющее большинство средних школ дают чрезвычайно низкий уровень языка: даже отличники практически не умеют говорить. Конечно, можно во всем винить текучку кадров, непрофессионализм преподавателей или, мягко говоря, «странные» учебники, одобренные Министерством образования… Но, по большому счету, школьные уроки вообще малопригодны для изучения языка. Только представьте: класс из 30 человек делят на 2 группы. Урок длится 45 минут, в расчете на 1 ученика остается всего 3 минуты. А ведь еще нужно уделить время организационным вопросам, объяснить новую тему и проверить домашнее задание. Фактически, каждый ученик говорит на уроке не более одной минуты. Стоит ли удивляться плачевным результатам?

В общем, как ни крути, опасения родителей нельзя назвать безосновательными. Многие уже сейчас вынуждены прибегать к услугам репетиторов, так как разобраться самостоятельно у ребенка не получается, а родители не могут ему помочь (например, потому что сами в школе учили немецкий, или просто-напросто уже все позабыли). В этом свете перспектива платить еще и за второго репетитора выглядит пугающей. Но двойки-тройки в школьном журнале — это еще не самое страшное. Печальнее всего то, что после такого «обучения» дети выходят из школы с твердой уверенностью в своей «неспособности» и ярой неприязнью к языкам. А ведь на самом деле владение иностранным языком — это очень полезный практический навык. Языки открывают новые возможности для путешествий и карьерного продвижения, для расширения кругозора и обретения друзей по всему миру. И наша задача как родителей — в первую очередь обращать внимание детей именно на эти аспекты. Когда ваш ребенок найдет себе настоящего друга из другой точки земного шара, реформа образования станет ему не страшна.

Смотрите также: 10 советов по изучению иностранных языков от Като Ломб Раннее изучение английского языка: есть ли смысл? Развивающее рисование, с которым дети выучат цифры и английский алфавит

ihappymama.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о