Детские рефлексы – таблица, хватательный, сосательный, Бабинского, Бабкина, шаговый, Робинсона

Содержание

Физиологические рефлексы новорожденного.

Особое значение в периоде новорожденности имеют, так называемые, основные безусловные рефлексы.

Основные безусловные рефлексы новорождённого и грудного ребёнка делятся на две группы: сегментарные двигательные автоматизмы, обеспечивающиеся сегментами мозгового ствола (оральные автоматизмы) и спинного мозга (спинальные автоматизмы).

Оральные сегментарные автоматизмы:

Сосательный рефлекс

При введении указательного пальца в рот на 3-4 см ребёнок делает ритмичные сосательные движения. Рефлекс отсутствует при парезелицевых нервов, глубокой умственной отсталости, в тяжелых соматических состояниях.

Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля)

При поглаживании в области угла рта происходит опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает открытие рта и разгибание головы. При надавливании на середину нижней губы опускается нижняя челюсть и сгибается голова. Этот рефлекс особенно хорошо выражен до кормления и слабо выражен у ребёнка сразу после кормления. Обращают внимание на симметричность рефлекса с двух сторон. Поисковый рефлекс наблюдается до 3—4 мес., затем угасает. Асимметрия рефлекса — односторонний парезлицевого нерва. Рефлекс отсутствует — двухстороннийпарезлицевого нерва, поражение ЦНС.

Хоботковый рефлекс

Быстрый удар пальцем по губам вызывает вытягивание губ вперед. Этот рефлекс сохраняется до 2—3 мес.

Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина)

При надавливании большим пальцем на область ладони новорождённого (обеих ладоней одновременно), ближе к тенару, происходит открывание рта и сгибание головы. Рефлекс ярко выражен у новорождённых в норме. Вялость рефлекса, быстрая истощаемость или отсутствие свидетельствуют о поражении ЦНС. Рефлекс может отсутствовать на стороне поражения при периферическом парезеруки. После 2 мес. он угасает и к 3 мес. исчезает

Спинальные двигательные автоматизмы:

Защитный рефлекс новорождённого

Если новорождённого положить на живот, то происходит рефлекторный поворот головы в сторону. Этот рефлекс выражен с первых часов жизни. У детей с поражением центральной нервной системызащитный рефлекс может отсутствовать, и, если не повернуть пассивно голову ребёнка в сторону, он может задохнуться.

Рефлекс опоры и автоматическая походка новорождённых

У новорождённого нет готовности к стоянию, но он способен к опорной реакции. Если держать ребёнка вертикально на весу, то он сгибает ноги во всех суставах. Поставленный на опору ребёнок выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Положительная опорная реакция нижних конечностей является подготовкой к шаговым движениям. Если новорождённого слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения (автоматическая походка новорождённых). Иногда при ходьбе новорождённые перекрещивают ноги на уровне нижней трети голеней и стоп. Это вызвано более сильным сокращением аддукторов, что является физиологичным для этого возраста и внешне напоминает походку при детском церебральном параличе.

Реакция опоры и автоматическая походка физиологичны до 1 — 1,5 месяцев, затем они угнетаются и развивается физиологическая астазия-абазия. Только к концу 1 года жизни появляется способность самостоятельно стоять и ходить, которая рассматривается как условный рефлекс и для своего осуществления требует нормальной функции коры больших полушарий. У новорождённых с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни реакция опоры и автоматическая походка часто угнетены или отсутствуют. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях реакция опоры и автоматическая походка отсутствуют из-за резкой мышечной гипотонии. У детей с поражением центральной нервной системы автоматическая походка задерживается надолго.

Рефлекс ползания (Бауэра) и спонтанное ползание

Новорождённого укладывают на живот (голова по средней линии). В таком положении он совершает ползающие движения — спонтанное ползанье. Если к подошвам приставить ладонь, то ребёнок рефлекторно отталкивается от неё ногами и ползание усиливается. В положении на боку и на спине эти движения не возникают. Координации движений рук и ног при этом не наблюдается. Ползающие движения у новорождённых становятся выраженными на 3 — 4-й день жизни. Рефлекс физиологичен до 4 месяцев жизни, затем он угасает. Самостоятельное ползание является предшественником будущих локомоторных актов. Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса. При заболеваниях центральной нервной системы ползающие движения сохраняются до 6 — 12 месяцев, как и другие безусловные рефлексы.

Хватательный рефлекс

Появляется у новорождённого при надавливании на его ладони. Иногда новорождённый так сильно обхватывает пальцы, что его можно приподнять вверх (рефлекс Робинзона). Этот рефлекс является филогенетически древним. Новорождённые обезьяны захватом кистей удерживаются на волосяном покрове матери. При парезахрук рефлекс ослаблен или отсутствует, у заторможенных детей — реакция ослаблена, у возбудимых — усилена. Рефлекс физиологичен до 3 — 4 месяцев, в дальнейшем на базе хватательного рефлекса постепенно формируется произвольное захватывание предмета. Наличие рефлекса после 4 — 5 месяцев свидетельствует о поражении нервной системы.

Такой же хватательный рефлекс можно вызвать и с нижних конечностей. Надавливание большим пальцем на подушечку стопывызывает подошвенное сгибание пальцев. Если же пальцем нанести штриховое раздражение на подошву стопы, то происходит тыльное сгибание стопы и веерообразное расхождение пальцев (физиологическийрефлекс Бабинского).

Рефлекс Галанта

При раздражении кожи спины паравертебрально вдоль позвоночника новорождённый изгибает спину, образуется дуга, открытая в сторону раздражителя. Нога на соответствующей стороне часто разгибается в тазобедренном и коленном суставах. Этот рефлекс хорошо вызывается с 5 — 6-го дня жизни. У детей с поражением нервной системы он может быть ослаблен или вовсе отсутствовать в течение 1-го месяца жизни. При поражении спинного мозга рефлекс отсутствует длительно. Рефлекс физиологичен до 3 — 4-го месяца жизни. При поражении нервной системы эту реакцию можно наблюдать во второй половине года и позже.

Рефлекс Переса

Если провести пальцами, слегка надавливая, по остистым отросткам позвоночника от копчика к шее, ребёнок кричит, приподнимает голову, разгибает туловище, сгибает верхние и нижние конечности. Этот рефлекс вызывает у новорождённого отрицательную эмоциональную реакцию. Рефлекс физиологичен до 3 — 4-го месяца жизни. Угнетение рефлекса в период новорождённости и задержка его обратного развития наблюдается у детей с поражением центральной нервной системы.

Рефлекс Моро

Вызывается различными и не различными приемами: ударом по поверхности, на которой лежит ребёнок, на расстоянии 15 см от его головки, приподниманием разогнутых ног и таза над постелью, внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей. Новорождённый отводит руки в стороны и открывает кулачки — 1 фаза рефлекса Моро. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение — II фаза рефлекса Моро. Рефлекс выражен сразу после рождения, его можно наблюдать при манипуляциях акушера. У детей с внутричерепной травмой рефлекс в первые дни жизни может отсутствовать. При гемипарезах, а также при акушерскомпарезеруки наблюдается асимметрия рефлекса Моро.

При резко выраженной гипертонии имеется неполный рефлекс Моро: новорождённый только слегка отводит руки. В каждом случае следует определить порог рефлекса Моро — низкий или высокий. У грудных детей с поражением центральной нервной системы рефлекс Моро задерживается надолго, имеет низкий порог, часто возникает спонтанно при беспокойстве, различных манипуляциях. У здоровых детей рефлекс хорошо выражен до 4 — 5-го месяца, затем начинает угасать; после 5-го месяца можно наблюдать лишь отдельные его компоненты.

studfiles.net

Условные и безусловные врожденные рефлексы в новорожденного ребенка

Краткое содержание статьи:

Реакции в жизни малыша

Период привыкания организма младенца к новым условиям после внутриутробных, длиться до двадцати восьми дней. В этот месяц ребенок беспомощен, форма поведения еще не сформирована, он всему учится, боится нашего широкого пространства.

Маленький человечек рождается, и ему на генетическом уровне переданы определенные реакции, которые называются врожденные или безусловные рефлексы.

Рефлексы имеют свойство появляться и пропадать – это считается нормой. Также различают симметрию и асимметрию ответов. У нормально развивающегося малыша ответная реакция должна быть одинаковой как с левой стороны, так и с правой стороны туловища. Отклонением считается отсутствие реакции с какой-то одной стороны.

Также нормой считают когда рефлекс усилился и со временем ослаб. За патологию принимают если наблюдается притупление или совсем его отсутствие. В этом случае говорят о сбое центральной нервной системы или мышечном тонусе.

В ходе совершенствования и роста мозга малютки, моделируются условные (приобретенные) реакции.

Жизненная важность врожденных рефлексов у новорожденного ребенка

Неонатологи выделяют у новорождённого крохи около 15 жизненно важных безусловных (врожденных) рефлекторных реакций. Причем часть из них помогает младенцу в тяжелом процессе рождения. При исполнении своей функции они исчезают. Еще одна часть своего рода почва для развития новых. И остальная часть реакций играет не маловажную роль в формировании индивидуальности ребенка.

Детские врачи выделяют 3 функциональные группы безусловных рефлексов:

  1. Для обеспечения полноценности жизненных функций: дыхательный, сосательный, глотательный, спинальный;
  2. Защищающий от факторов наружной среды: холода, жары, яркого света, ветра и других;
  3. «На время»: один из таких, как удерживание дыхания при рождении.

Безусловные врожденные рефлексы у детей

Другими словами оральные «ротовые» реакции. Выделяют 9 подвидов оральных реакций:

  • сосательный
  • глотательный
  • хоботковый
  • ладонно-ротовой (Бабкина)
  • поисковый (Куссмауля)
  • спинальный
  • верхний защитный
  • дыхательный
  • рефлекс кляпа

Сосательный

Малыш совершает активные сосательные движения как только родился, когда мама приложила его к груди; либо же когда дают бутылочку со смесью или же соску.

Глотательный

Умение глотать. Реакция с человеком всю жизнь.

Хоботковый

При легком прикосновении к губкам ребеночка, сокращается круговая мышца ротика, которая провоцирует скручивание губ в трубочку, напоминающее хобот слоненка. Ближе к трем месяцам это умение угасает.

Ладонно-ротовой (Бабкина)

Надавливая большими пальцами рук на обе ладошки крохи, срабатывает рефлекторная реакция открывания ротика и сгибания головки малыша. Ближе к четвертому месяцу ответка угасает.

Поисковый (Куссмауля)

Поиск груди (сиси) матери. Дотрагиваясь до краешков уголков рта, ребенок поворачивает голову в сторону объекта раздражения. У малыша опускается нижняя губа, ему поступает сигнал «пора кушать». Реакция ослабевает в первые недели жизни, а полностью исчезает ближе к году.

Спинальный

Спинальные реакции отвечают за формирование и состояние мышечного аппарата ребенка. Они помогают педиатрам определить как идет развитие у малыша первого года жизни.

Верхний защитный

Имеется ввиду — реакция для защиты верхних дыхательных путей от вероятного расстройства функции дыхания. Срабатывает она тотчас после рождения и пропадает в первый месяц.

Дыхательный

Умение дышать. Жизненно необходимая для человека реакция.

Рефлекс кляпа

С разряда «защитные рефлексы». Ребенок выталкивает языком твердую пищу либо же предметы. Ответ срабатывает у человека всю его жизнь, но раздражитель (язык) участвует только некоторое время, первые шесть месяцев.

Хватательные рефлексы

Филогенетически необычайно древний рефлекс. При поглаживании ладошки, малыш инстинктивно сожмет пальчики. То же самое мы увидим когда погладим подушечку пальцев ножки крохи. Выделяют 2 подвида хватательных:

  1. Рефлекс Янишевского и Робинсона;
  2. Рефлекс Бабинского

Ладонный (Янишевского и Робинсона)

При поглаживании центра ладошки, ребенок автоматически и непроизвольно схватит предмет или сомкнет руку. Ребенок развивает насколько сильную мускулатуру, что может удержать свое тело на весу. При проверке один из обязательных. Ближе к четырем месяцам он ослабевает.

Подошвенный (Бабинского)

Поглаживая наружный край ступни, пальчики малыша раскроются как веер, а стопа сожмется с задней стороны. У ребенка рефлекс срабатывает вплоть до двух лет.

Условные рефлексы в новорожденного ребенка

Рефлекс Моро

Известный как испуг. Выделяют две фазы испуга:

  • Первая – когда кроха отводит ручки в сторону и раскрывает кулачки;
  • Вторая (исходная) – когда малыш прижимает ручки к телу и крепко зажимает кулачки

Ребенок реагирует на громкие звуки, резкие подъемы его ножек, удары, стуки и другое. Нормой считается если рефлекс возникает неожиданно. Ближе к четырем месяцам реакция ослабевает, а в дальнейшем наблюдаются только отдельные ее составляющие.

Рефлекс Кернига

Согнутые в коленках ножки ребенка, пытаются разогнуть в суставах таза и бедер и отвести в стороны. При правильном развитии малыша – это сделать невозможно. Проверяют реакцию Кернига, когда малышу исполнится 4 месяца.

Рефлекс «автоматической походки»

Ответная реакция центральной нервной системы малыша на ходьбу. Что бы проверить, нужно приподнять малыша и наклонить его тело немножко вперед. Если ребенок наступает на всю ножку, значит развитие идет правильно. В случае цепляний стопа об стопу, или же ходьбы на цыпочках без постановки на всю ступню, желательно об этом сказать врачу.

Рефлекс Бауэра (ползание)

Дитя укладываем на животик, а ножки сведем вместе и приставим свою ладошку. Младенец попытается оттолкнуться от ладони, сгибая разгибая ножки, начнет ползти.

Рефлекс опоры

Кроха еще не готов стоять, он еще не окреп, но опорная реакция уже работает. Берем его под ручки и поднимаем вертикально.Держась на весу, ребенок автоматически подожмет ножки, а поставив его на поверхность, кроха выпрямит тело и будет стоять на полусогнутых ножках и на полной стопе. Опорный работает до 1,5 — месячного возраста малыша.

Рефлекс Галанта

Ответная рефлекторная реакция позвоночника. Ребенок, при проведении вдоль позвоночника пальцем, выгнет спинку. При этом одновременно опустит головку и ножки.

Самостоятельная проверка рефлексов у детей

В меру осваивания и развития малыша, врожденные рефлексы угасают, а ребенок находит новые способы для выражения своих потребностей. Большая часть из них исчезает уже к третьему месяцу.

Любознательные родители могут сами проверить на ответы своего ребенка. Но важно не забывать, что итог наблюдения может быть не совсем достоверным. Воздействие, скажем, чувства голода у ребенка или усталости, повлияет на проверку. Поэтому надежнее будет, когда рефлексы проверит доктор.


А маме лучше использовать их в качестве игр с новорождённым ребенком, тем самым развивая малыша и общаясь с ним. В первые месяцы жизни, малыш развивается очень быстро и мама не всегда может приметить эти изменения. Ближе к четвертой неделе движения ручек и ножек становятся менее беспорядочными.

Когда услышит голос родителей, на мгновенье затихает, а потом вновь восстанавливает свою игривость. Психологи называют это явление – двигательное оживление. С его помощью детки привлекают к себе внимание родителей.

Нарушение реакций

Реакций очень много. Основные, которые помогут родителям проверить развитие малыша, представленные выше. Безответность ребенка на раздражитель может говорить о нарушении в работе центральной нервной системы. За консультацией нужно обратиться к неврологу.

Отклонения на вызов реакции

Бывают случаи, когда малыш не дает ответной реакции. Это связано с:

  1. гипоксией центральной нервной системы малыша;
  2. детским церебральным параличем;
  3. внутричерепной травмой;
  4. гипотонией мышц;
  5. травмами спинного мозга;
  6. приемом лекарств, которые угнетают нервную систему крохи;

В случае если у малыша слабое желание к сосанию – это может говорить, что малыш просто не голоден. А скажем, для стимуляции хватательного, при кормлении маме достаточно положить свой палец малышу в ручку.

В других случаях лучше обратится к врачу.

И главное помнить, организм маленького человечка очень сильный, а процесс восстановления очень быстрый. Малыш обязательно вырастет здоровый!

Вам обязательно понравится:

detivse.com

Физиологические рефлексы у детей до года

Природа защищает новорожденных с первых минут жизни, закладывая в них безусловные рефлексы. Благодаря ним только родившийся младенец может сосать материнскую грудь, получая питание, и с их помощью дети осваивают двигательные навыки.

О рефлексах

Проявление рефлексов у новорожденных контролируется разными отделами мозга, и по становлению автоматизмов и времени их угасания педиатры и неврологи определяют, нет ли у крохи поражения отделов мозга или нарушения их функций.

В период новорожденности у малыша задействованы исключительно безусловные рефлексы, которые со временем либо исчезают, либо перерождаются в условные. Приобретенные в процессе развития и созревания отделов мозга двигательные реакции являются словно личным опытом младенца. Безусловные физиологические рефлексы необходимы грудничку для разных целей:

  • Чтобы пережить процесс родов и тяжелый для него период адаптации к новому миру и иным условиям, такие автоматизмы исчезают со временем «за ненадобностью»;
  • некоторые рефлексы постепенно перерождаются в двигательные навыки;
  • часть рефлексов у детей остается с ними на всю жизнь.

Проверка работы рефлексов важна для оценки состояния и темпов развития крохи в первые месяцы жизни, а также для стимулирования образования условных автоматизмов. Очень полезно включать в ежедневные гимнастические занятия:

  • проверку рефлекса ползания, которая будет снижать тонусность мышц, помогать крохе осваивать процесс ползания и способствовать отхождению газиков;
  • стимулирование хватательного автоматизма, особенно если он слабый, и малыш плохо и мало держит предметы в руках;
  • ежедневно следует проверять, остался ли у крохи нижний хватательный автоматизм и рефлекс Бабинского, такое контрастное стимулирование будет способствовать правильному развитию стопы;
  • защитный автоматизм помогает малышу при выкладывании на животик укреплять мышцы шеи и плеч, что приблизит момент, когда он сможет удерживать головку, и в целом ускорит темпы развития мускулатуры ребенка.

Оральные автоматизмы

Безусловные рефлексы новорожденных этой группы отвечают за процесс сосания и проявляются в первые часы жизни крохи.

Сосательный рефлекс

Данный автоматизм проявляется при воздействии на полость рта ребенка: если вложить малышу в ротик соску или сосок, он тут же начинает делать характерные сосательные движения. Сосательный рефлекс важен не только для получения пищи: благодаря регулярным движениям челюсти правильно формируется лицевой скелет у детей, происходит очистка ушек от загрязнений. Сосательный автоматизм сохраняется у детей на первом году жизни.

Хоботковый автоматизм

Если приложить к губам грудничка палец, сосок или соску, кроха вытянет их, словно хоботок. Сосательный автоматизм работает в паре с хоботковым: почувствовав объект, из которого можно получить пищу, ротик малыша принимает нужную форму, захватывает «источник питания» и начинает производить сосательные движения. Хоботковый автоматизм наблюдается у детей до 2-3 месяцев, плавно угасая к концу этого срока. Дольше он сохраняется у малышей, имеющих поражение ЦНС.

Искательный рефлекс

Этот автоматизм также помогает новорожденному питаться. Если дотронуться до уголка рта ребенка, он повернет голову в ту сторону, которой вы коснулись. Рефлекс угасает к 3-4 месяцам, когда младенец начинает хорошо видеть.

Реакция Бабкина

Если надавить на ладошки грудничка, у него приоткроется ротик, а подбородок прижмется к груди. По становлению этого автоматизма специалисты определяют состояние малышей, особенно если роды проходили тяжело: если рефлекс слабый или отсутствует, значит у ребенка есть нарушения в работе ЦНС. Рефлекс Бабкина угасает после 3 месяцев жизни.

Глотательный автоматизм

Он позволяет ребенку проглатывать пищу. И если сосательный рефлекс постепенно затухает к концу первого года жизни, то глотательный остается с человеком навсегда.

Двигательные автоматизмы

  1. Защитный рефлекс проявляется, когда младенца кладут на животик — малыш должен повернуть головку в сторону. Вложив в кроху такой автоматизм, природа охраняет его от удушения из-за невозможности перевернуться самостоятельно на бок или на спину. Защитный автоматизм проявляется у малышей с первых часов жизни, но у детей с поражением ЦНС он может отсутствовать.
  2. Рефлекс опоры можно выявить, если, поддерживая кроху под мышки, предоставить его ступням опору. Малыш при этом должен выпрямить корпус и встать на полную стопу. При легком наклоне вперед грудничок начинает «шагать». Эта реакция — временное явление и из нее не вырастают двигательные навыки. Автоматизм в норме должен угаснуть до 1,5 месяцев.
  3. Рефлекс Бауэра представляет из себя способность совершать ползательные движения. Автоматизм проявляется у малыша в любой позе и усиливается, если его ступням предоставить опору. Специалисты отмечают наличие этой реакции с 3-4 дня, а угасает она постепенно к 4-5 месяцам, когда ползание становится для ребенка осознанным занятием.
  4. Хватательный рефлекс заключается в том, что при вкладывании объекта в ладони младенца, ребенок его зажимает в кулачок и прочно удерживает. Данный автоматизм отмечается у детей до 3-4 месяцев. Хватательный рефлекс есть и на нижних конечностях: если надавить на стопу в области 2 и 3 пальцев, малыш согнет пальчики ног. Как правило, наличие этого автоматизма на ступнях проверяется вместе с рефлексом Бабинского.
  5. Рефлекс Бабинского — это неосознанное разгибание и расправление пальчиков стопы после проведения пальцем по наружной стороне ступни от пяточки к пальцам.
  6. Рефлекс Моро у новорожденных проявляется сразу после появления на свет и заключается в симметричном разведении и сведении ручек младенца в ответ на различные раздражители: похлопывание по бедру, резкий шум, удар по пеленальной поверхности в 15 см от головки ребенка. Автоматизм этот постепенно угасает к полугоду.
  7. Реакция Галанта действует, когда новорожденного, лежащего на боку, поглаживают по линии позвоночника, в ответ на эти действия малыш изгибает спинку. В норме автоматизм начинает проявляться с 5-6 дня и наблюдается до 3-4 месяцев, если же у младенца имеется поражение спинного мозга, рефлекс Галанта не будет действовать.
  8. Рефлекс Переса проявляется при болезненном надавливании на остистые отростки позвонков, реакция ребенка на такие действия должна быть соответствующей — малыш будет плакать, мышечный тонус у него резко повысится, что приведет с сгибанию конечностей. Автоматизм Переса наблюдается у малышей до 4 месяцев, но отсутствует у детей с поражением ЦНС.

Позотонические рефлексы

Данная группа автоматизмов отвечает за двигательное развитие младенца и контролирует тонусность мышц. Именно благодаря им дитя может поднимать головку, а впоследствии учится сидеть, стоять и ходить. В норме эти рефлексы проявляются постоянно у новорожденных, а у недоношенных выражены слабо.

  1. Реакция Магнуса-Клейна характеризуется разгибанием и сгибанием определенных конечностей при повороте головы лежащего ребенка. Так, если лицо крохи обращено к правой ручке, то она распрямится, а левая, наоборот, согнется.
  2. Шейный автоматизм также связан с изменением тонуса мышц при движении шеей. Если согнуть голову новорожденного, у него повысится тонус сгибателей рук и разгибателей ножек, то есть верхние конечности согнутся, а нижние — разогнутся. При обратном движении головки малыша ручки его распрямятся, а ножки подогнутся.
  3. Лабиринтный рефлекс выражается в тонусе мышц-разгибателей в положении на спине, если же кроху выложить на животик, его спинка, ручки и ножки словно подогнутся, и младенец примет позу эмбриона.
  4. Группа установочных реакций появляется со второго месяца жизни и позволяет малышу удерживать части своего тела: сначала головку в вертикальном положении, затем приподнимать ее, лежа на животике. Со временем рефлекторная тонусность перерастет в контролируемую мозгом, а пока малышу помогает сама природа.
  5. Физиологические реакции выпрямления и равновесия позволяют крохе координировать свои движения и удерживать свое тело при сидении и в вертикальном положении, причем автоматизм выпрямления постепенно сменяется на автоматизм равновесия. Поначалу у младенца возникает тонусность мышц, которая влияет на его положение, а затем его организм учится самостоятельно балансировать, напрягая определенные мышцы. На основании этих сложных реакций выстраивается база практически всех двигательных навыков.

newbabe.ru

Рефлексы новорожденного. Ваш малыш от рождения до двух лет

Рефлексы новорожденного

Новорожденные и взрослые демонстрируют два типа движений: условнорефлекторные (осмысленные), то есть вы думаете, прежде чем сделать что-то, и безусловно-рефлекторные (врожденные), то есть ваша реакция автоматическая. Когда вы показываете своему новорожденному ребенку погремушку, он думает: «Я воспользуюсь своей рукой, чтобы схватить погремушку». И мозг посылает сигналы к мышцам, давая им указание взять погремушку. Если вы погремушкой постучите по колену ребенка, правильно выбрав место, колено резко разогнется автоматически, то есть это будет рефлекс. Сначала поведение новорожденного по большей части рефлективно, но по мере развития его нервной системы он начинает больше обдумывать свои действия. В период новорожденности насчитывается около семидесяти пяти врожденных, или безусловных, рефлексов. Большая их часть представляет собой забавные особенности, другая часть имеет защитную функцию, а некоторые служат определенным дополнительным целям. Вот несколько интересных и полезных рефлексов.

Сосательный и глотательный рефлексы. Это так называемые рефлексы захвата пищи, помогающие ребенку найти источник пищи и втянуть ее внутрь. Из этой группы рефлексов сосательный и глотательный являются наиболее важными для выживания. Обратите внимание на то, что ваш ребенок автоматически принимается сосать, когда вы стимулируете (в порядке снижения чувствительности) мягкое небо, внутреннюю сторону щек и губ, а также щеку и подбородок. Близким родственником сосательного рефлекса является корешковый (или поисковый) рефлекс. Соском своей груди пощекочите личико своего ребенка и смотрите, как он повернет голову к вашему соску, словно в поисках пищи. Корешковый рефлекс исчезает примерно к четырем месяцам, когда ребенок начинает овладевать умением брать предметы руками и поиск пищи ребенком становится более произвольным.

Рефлекс испуга (рефлекс Моро). Если ребенка подвергнуть внезапному громкому шуму или если, держа ребенка на руках, убрать поддержку от его головы и спины, он реагирует на ощущение падения, быстро расставляя по сторонам руки и сгибая кисти рук так, словно пытается уцепиться за кого-то или обхватить кого-то. Особенно если ухватиться не за кого, этот рефлекс может сопровождаться испуганной гримасой и плачем. Этот защитный рефлекс – цепляющаяся реакция ребенка, которой он дает понять: «Мне нужно, чтобы кто-то был между этими маленькими обнимающими ручками». Рефлекс испуга наиболее отчетлив в первый месяц и постепенно исчезает к трем-четырем месяцам. Антропологи считают, что рефлекс испуга и хватательный рефлекс являются примитивным поведением, направленным на обеспечение привязанности, которое младенцы используют, чтобы держаться за своих матерей.

Рефлекс испуга (рефлекс Моро)

Хватательный рефлекс. Погладьте ладошку своего ребенка кончиком пальца или вложите в нее свой палец со стороны мизинца и смотрите, как пальчики вашего малыша цепко ухватятся за ваш палец. Иногда младенцы цепляются так крепко, что вы можете частично поднять их с поверхности, на которой они лежат, прежде чем они отпустят вас. (Проводите этот эксперимент только на мягкой поверхности, например на кровати, поскольку ребенок может отпустить ваш палец в любой момент.) Еще одна демонстрация хватательного рефлекса: вложите в ручки ребенка погремушку; обратите внимание, как сложно отнять погремушку у маленького Геркулеса. Хватательный рефлекс наиболее выражен в первые два месяца; к третьему месяцу он начинает ослабевать и к шести обычно исчезает.

Хватательный рефлекс

Выпрямительные (статические, установочные) рефлексы. Направленное на выживание поведение, известное как выпрямительные рефлексы, помогает ребенку научиться держать туловище, голову, руки и ноги в правильном положении, необходимом для дыхания и развития. Положите ребенка лицом вниз и смотрите, как он поднимет головку ровно настолько, чтобы оторваться от поверхности, и повернет головку в сторону. Если на голову ребенку упадет пеленка или подушка, он может поначалу попытаться втянуть ее в рот, а затем будет энергично вертеть головой из стороны в сторону и махать руками, чтобы стряхнуть пеленку и получить возможность дышать и смотреть.

Рвотный рефлекс. Чтобы ребенок не подавился, пока учится есть и глотать, на его защиту призван рвотный рефлекс, автоматически выталкивающий предмет из глотки ребенка. Если стимулировать заднюю стенку глотки пальцем или каким-либо предметом, нижняя челюсть опускается и язык высовывается вперед и вниз, чтобы вытолкнуть предмет наружу. Рвотный рефлекс остается с человеком всю жизнь, однако выталкивающая язык часть этого рефлекса исчезает примерно к шестимесячному возрасту. Именно из-за этого рефлекса ребенку так трудно проглотить слишком рано вводимую твердую пищу.

Рефлекс фехтовальщика. Когда ваш ребенок лежит на спине, поверните его голову в сторону и смотрите, как он выбросит в ту же сторону ручку и ножку, тогда как с противоположной стороны ручка и ножка согнутся, словно в стойке «к бою» у фехтовальщиков. Этот рефлекс и способствует мышечному развитию младенца, и тормозит его. Он помогает ребенку смотреть на выпрямленную руку перед его лицом и удерживать внимание на игрушке в этой руке. Но он мешает ребенку использовать свои руки, кисти рук и голову для игры посередине, спереди от туловища.

Рефлекс фехтовальщика

Примерно к трем-четырем месяцам этот рефлекс начинает ослабевать, позволяя вашему ребенку держать игрушки перед собой, а также подносить кисть руки к глазам и ко рту.

Шаговый рефлекс. Держите своего ребенка над столом или полом, так чтобы подошва одной его ступни опиралась на поверхность. Несущая вес ступня поднимется, а вторая опустится, словно ребенок делает шаг. Если вы сделаете так, чтобы пальцы ноги ребенка наткнулись на край стола, ребенок поднимет ступню, словно забирается на стол. Этот рефлекс, исчезающий примерно к двухмесячному возрасту, представляет собой любопытную особенность с неясным предназначением.

Шаговый рефлекс

Рефлекс отдергивания. От боли ребенок защищен рефлексом отдергивания. Если уколоть пятку ребенка для забора на анализ крови, что в обязательном порядке проводится в роддомах, нога и ступня согнутся и отдернутся, чтобы избежать боли. Одновременно вторая нога выбрасывается наружу, словно отталкивает причинивший боль предмет.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

educ.wikireading.ru

23. Условные и безусловные рефлексы у ребенка 1 года жизни.

Сегментарные двигательные автоматизмы.

Эти рефлексы отражают эволюционную и функциональную зрелость ребенка, хотя имеют и некоторое топическое значение. Лучше исследуются в 4-5–м поведенческих состояниях (по Т.Б. Бразелтону).

Спинальные автоматизмы.

Рефлекторные дуги замыкаются на сегментах спинного мозга.

Защитный рефлекс. В положении на животе ребенок рефлекторно поворачивает голову в сторону (физиологическая защита). Появляется в первые сутки после рождения и выражен до 1,5 месяцев. При поражении центральной нервной системы защитный рефлекс может отсутствовать. При усилении тонуса разгибательных мышц у детей с церебральным параличом наблюдается длительный подъем головы с запрокидыванием ее назад.

Рефлекс опоры и автоматическая походка новорожденных. Новорожденный не может стоять, но он способен к реакции опоры. Этот рефлекс очень важен, т.к. подготавливает организм к освоению вертикального положения тела и ходьбы. Ребенка берут подмышки и удерживают вертикально на весу, поддерживая пальцами заднюю часть головы. При этом ноги сгибаются во всех суставах вследствие физиологического повышения мышечного тонуса в сгибателях. Если ребенка опустить до соприкосновения стоп с опорой, наступает медленное разгибание ног, туловища и шеи, ребенок становится на полусогнутые ноги, с опорой на полную стопу (рефлекс выпрямления). При легком наклоне туловища кпереди он делает шаговые движения (автоматическая походка), которые не сопровождаются ни сохранением равновесия, ни движениями верхних конечностей. При проверке этого рефлекса новорожденные иногда перекрещивают ноги на уровне нижней трети голеней и стоп, что схоже с походкой при детском церебральном параличе. Проверка скрещивания ног в нижней трети голеней у новорожденного при проверке реакции опоры неспецифична, т.к. у них повышен тонус аддукторов бедер, что является физиологичным для этого возрастного периода, но она специфична для ребенка 4-6 месяцев, т.к. может быть проявлением спастической диплегии.

При исследовании данного рефлекса опора должна быть ровной и гладкой. Указанный рефлекс хорошо выявляется после 7-10 дня жизни до 3 месяцев. В дальнейшем реакция опоры может снижаться, но она сохраняется и переходит в самостоятельное стояние. Мы не наблюдали у здоровых детей 5–7 месяцев так называемой физиологической астазии-абазии, как об этом пишут некоторые авторы.

Автоматическая походка новорожденных вызывается до 3-4 месяцев, затем исчезает. Шаговые движения не являются истинной ходьбой, как у ребенка 11-12 месяцев, т.к. здесь спинальный контроль. Способность самостоятельно стоять и ходить появляется только к концу 1-го года жизни и является условным рефлексом, который развивается при нормальной функции коры большого мозга.

Рефлекс опоры и автоматическая походка новорожденных часто угнетены или отсутствуют у новорожденных с родовой черепно-мозговой травмой, родившихся в асфиксии, при наследственных нервно-мышечных заболеваниях (из-за резкой мышечной гипотонии), у крупных и глубоконедоношенных детей.

Верхний хватательный рефлекс. Если вложить в кисть ребенка палец или другой предмет, слегка надавливая на ладонь, то происходит тоническое сгибание пальцев и предмет удерживается. Иногда обхват настолько выражен, что ребенка можно даже приподнять (рефлекс Робинсона). Физиологичен в первые 6 месяцев, в дальнейшем постепенно уменьшается и к 1 году исчезает полностью. Наиболее выражен в периоде новорожденности. Необходимо помнить, что он не указывает на силу мышц.

Отсутствие рефлекса у новорожденных детей практически всегда указывает на органическое поражение нервной системы: наличие церебральных повреждений, поражение периферических нервов или соответствующих шейных сегментов спинного мозга. Рефлекс может отсутствовать у глубоко недоношенных детей. Наличие стойкого хватательного рефлекса после 5-6 месяцев, особенно с конца первого года жизни, как правило, сочетается с мышечной гипертонией и позволяет заподозрить патологию ЦНС.

Нижний хватательный рефлекс Веркома. Является аналогом верхнего хватательного рефлекса Робинсона. Вызывается легким надавливанием на передний отдел подошвы или подошвенную поверхность пальцев. В ответ наступает тоническое сгибание пальцев ноги, иногда происходит сгибание ноги. Обращается внимание на выраженность рефлекса, симметричность и силу сгибания. Физиологический в том же периоде, что и предыдущий.

Отсутствие данного рефлекса может говорить о периферическом парезе ноги.

Рефлекс ползания Бауэра. При выкладывании ребенка на живот, он начинает попеременно сгибать и разгибать ноги, но руки в этих движениях не участвуют. Если ребенку плотно приставить ладонь к стопам, то он начинает ползти. В положении на боку и на спине эти движения не возникают.

Появляется к концу первой недели жизни и сохраняется до 4-5 месяцев.

Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, при внутричерепных кровоизлияниях, спинальных травмах. При церебральной патологии рефлекс ползания сохраняются до 6 -12 месяцев.

Рефлекс Моро. Вызывается различными приемами: отводят руки ребенка и затем внезапно отпускают, ударяют ладонью о поверхность пеленального стола, реакция может быть вызвана громким криком, дуновением в лицо и другими причинами. В ответ наступает разгибание рук в локтевых суставах с отведением их в стороны и разжатием кистей (I фаза рефлекса), затем руки приводятся в исходное состояние и даже могут обнимать собственное туловище (II фаза рефлекса). В норме рефлекс включает обе фазы. Иногда в течение первой недели жизни ребенка наблюдается только первая фаза. Этот рефлекс постоянный и хорошо вызывается сразу после рождения у здоровых новорожденных и у недоношенных детей, сохраняется до 5-6 месяцев.

Рефлекс Моро является одним из основных показателей общефункционального состояния новорожденного. Снижение или отсутствие его у новорожденных может наблюдаться при поражении соответствующих шейных сегментов или ствола мозга. Если рефлекс отсутствует с одной стороны, то необходимо исключить перелом ключицы или плеча, врожденный или травматический периферический паралич. При поражении полушарий большого мозга он долго не редуцирует и может сохраняться у детей старше 5-6 месяцев, часто возникает спонтанно при беспокойстве, различных манипуляциях.

Рефлекс Галанта. Ребенка укладывают грудью на руку исследователя в наклонном положении. При штриховом раздражении кожи спины сверху вниз по паравертебральным линиям происходит изгибание туловища дугой, открытой в сторону раздражения. Возникает обычно с конца первой недели жизни, непостоянный, физиологичен до 3 месяцев. Рефлекс может длительно отсутствовать при травме позвоночника и ствола мозга.

Рефлекс Переса. Положение ребенка лицом вниз на горизонтальной поверхности. Исследователь проводит указательным пальцем по остистым отросткам от копчика к шее с небольшим нажимом. Возникает сложная ответная реакция: резкий пронзительный крик, наступает выгибание туловища (лордоз), приподнимание головы и таза, сгибание рук и ног. Иногда наступает мочеиспускание или даже дефекация. Рефлекс физиологичен в течение первых 3 месяцев.

Отсутствует при тяжелом поражении мозгового ствола и спинного мозга. Проверка этого рефлекса вызывает боль, поэтому его следует проверять последним.

Физиологический рефлекс Бабинского. Штриховое раздражение латерального края подошвы вызывает разгибание большого пальца и веерообразное разведение остальных четырех. Выявляется с рождения до 12 месяцев.

Этот рефлекс требует наблюдения в динамике и в комплексе с оценкой тонуса и других симптомов. Он отсутствует при периферическом параличе (парезе) ноги и важен также для общефункциональной оценки новорожденного – его нет при выраженном угнетении ЦНС. По мнению П.С. Бабкина длительная тоническая экстензия большого пальца в сочетании со спастичностью в ноге у детей конца первого года жизни должно служить признаком поражения пирамидных путей. В то же время, по данным П.С. Бабкина и М.Б. Цукер, наличие данного рефлекса у детей вплоть до 4-х лет без других признаков органической патологии не следует рассматривать как патологическое состояние. Хотя все это носит дискутабельный характер, но согласуется с мнением академика Д.А. Маркова о том, что «один неврологический симптом не делает диагноза». Это, прежде всего, касается диагностики неврологической патологии у новорожденных.

Оральные автоматизмы.

Замыкются на условных сегментах мозгового ствола. Важны для новорожденного, так как обеспечивают сосание. У доношенного ребенка они вызываются с первого дня жизни.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина. Вызывается надавливанием на области тенаров кистей большими пальцами исследователя. В ответ возникает открывание рта тонического характера и небольшое сгибание головы. Рефлекс сильнее выражен перед кормлением. Физиологичен до 3-4 месяцев жизни, затем полностью угасает.

При поражении мозгового ствола (родовая черепно-мозговая травма, внутричерепные кровоизлияния, энцефалит) этот рефлекс у новорожденных может отсутствовать, его восстановление очень медленное. Также отсутствует при периферическом парезе мышц руки на стороне поражения. При повреждении полушарий большого мозга (последствия родовой черепно-мозговой травмы или энцефалита, структурные нарушения головного мозга) у ребенка старше 5 месяцев рефлекс не угасает, а наоборот, усиливается и возникает даже при легком прикосновении к ладоням (экзальтация рефлекса).

Хоботковый рефлекс. При прикосновении к губам они вытягиваются трубочкой. В норме определяется с рождения до 2-3 месяцев. Отсутствие этого рефлекса у новорожденного нередко указывает на дисфункцию ствола мозга.

Поисковый рефлекс Куссмауля и Генцмера. Вызывается штриховым поглаживанием щеки в области угла рта, не касаясь губ. В результате голова поворачивается в сторону раздражения, ребенок приоткрывает рот и пытается дотронуться до раздражителя. Часто одновременно опускается угол рта. Хорошо выражен у детей накануне кормления и может сопровождаться легкими качательными движениями головы. К 1-1,5 месяцам жизни рефлекс начинает угасать. В некоторых случаях аналогичная реакция может быть у голодного ребенка и без внешних раздражителей («поиск груди вхолостую»).

Поисковый рефлекс часто отсутствует у недоношенных детей вследствие угнетения или незрелости ЦНС. Отсутствие рефлекса у доношенных новорожденных и детей первых 2 месяцев перед кормлением указывает на возможное поражение головного мозга. Наличие повышенного или экзальтированного рефлекса у детей в конце первого года жизни свидетельствует о поражении полушарий большого мозга (гипоксически-травматическая энцефалопатия новорожденных, энцефалит и т.д.)

Сосательный рефлекс. При прикосновении к внутренней поверхности губ или при вкладывании соски в рот ребенок совершает сосательные движения. Перед кормлением выражен ярче, чем после кормления. Сохраняется в течение первого года жизни.

Рефлекс отсутствует у новорожденных и детей первых месяцев жизни перед кормлением при поражении мозгового ствола (родовая черепно-мозговая травма, тяжелая степень асфиксии и т.д.) и указывает на общую тяжесть состояния. Повышение и экзальтация рефлекса у детей в конце первого года может быть следствием органического поражения полушарий большого мозга.

Среднелицевой рефлекс Бабкина. Вызывается легким однократным ударом неврологического молоточка по средней линии лица (область носа, верхней губы). В результате происходит разгибание головы с последующим возвращением в исходное положение. Физиологичен на первом месяце жизни, затем постепенно исчезает на 2-3 месяце, обычно слабо выражен.

Отсутствие рефлекса у новорожденных может встречаться при поражении головного мозга или шейного отдела спинного мозга.

Щечно-вращательный рефлекс Бабкина. Вызывается легким отрывистым ударом молоточка в области щеки. Ответная реакция заключается во вращении головы в сторону раздражения с последующим возвращением в исходное положение. Физиологичен в те же сроки, что и предыдущий.

Назолабиальный рефлекс Аствацатурова. Вызывается поколачиванием спинки носа. В ответ наступает сокращение круговой мышцы рта. Определяется у детей первых 2-3 месяцев жизни, затем постепенно редуцируется. Обычно слабо выражен и непостоянный.

Динамика сегментарных двигательных автоматизмов представлена в таблице 1.

Таблица 1

Динамика сегментарных двигательных автоматизмов

Название рефлекса Время появления Время редукции

Спинальные автоматизмы:

Защитный с рождения 1,5 месяца

Рефлекс опоры с рождения переходит в

самостоятельное стояние

Автоматическая походка новорожденных с рождения 3-4 месяца

Верхний хватательный с рождения 6-12 месяцев

Нижний хватательный с рождения 12 месяцев

Бауэра с рождения 4-5 месяца

Моро с рождения 5-6 месяцев

Галанта с рождения 3 месяца

Переса с рождения 3 месяца

Бабинского с рождения 12 месяцев

Оральные автоматизмы:

Ладонно-ротовой с рождения 3-4 месяца

Хоботковый с рождения 2-3 месяца

Поисковый с рождения 1-1,5 месяца

Сосательный с рождения 12 месяцев

Среднелицевой с рождения 2-3 месяца

Щечно-вращательный с рождения 2-3 месяца

Назолабиальный с рождения 2-3 месяца

Надсегментарные позотонические автоматизмы.

Возможность поднимать голову, сидеть, стоять и ходить взаимосвязана с совершенствованием регуляции мышечного тонуса и адекватным перераспределением его при перемене положения тела и головы в пространстве. Эта регуляции осуществляется центрами продолговатого мозга (миелэнцефальные) и далее – центрами среднего мозга (мезэнцефальные). Следовательно, данные рефлексы в значительной мере определяют эволюцию двигательной функции младенца и его моторных навыков.

Как и сегментарные двигательные автоматизмы лучше исследуются в 4-5-м поведенческих состояниях (по Т.Б. Бразелтону).

Миелэнцефальные позотонические автоматизмы.

Центры расположены в продолговатом мозге.

Симметричный шейно-тонический рефлекс. В положении ребенка на спине сгибание головы сопровождается повышением мышечного тонуса в сгибателях рук и разгибателях ног. Разгибание головы приводит к противоположной реакции. Физиологичен с рождения до 1,5-2,5 месяцев жизни.

Асимметричный шейно-тонический рефлекс. Этот рефлекс состоит в том, что положение головы рефлекторно влияет на мышечный тонус конечностей. При повороте головы в сторону в положении на спине выпрямляется рука и нога на стороне поворота, в противоположных конечностях усиливается сгибательная установка («поза фехтовальщика»).

Этот рефлекс более выражен у маловесных детей. Сохраняется в течение первых 3,5 месяцев. У доношенных новорожденных он нередко слабо выражен.

В случаях церебрального повреждения рефлекс выражен четко и сохраняется до 6 месяцев жизни, препятствуя дальнейшему развитию моторики, и является одним из ранних признаков начального формирования детского церебрального паралича.

Лабиринтный тонический рефлекс. В положении ребенка на животе мышечный тонус повышается в сгибателях рук, ног и туловища, в положении на спине повышается тонус разгибателей. Однако у новорожденных руки и ноги в положении па спине остаются согнутыми. В этой связи оценивается сравнительная степень разгибания. Физиологичен с рождения до 1,5 месяцев жизни, затем постепенно сменяется лабиринтным установочным рефлексом – более новый этап развития двигательной сферы.

Несвоевременная редукция шейно-тонических и лабиринтного тонического рефлексов у детей с поражениями нервной системы приводит к формированию патологической тонической активности, возрастает зависимость мышечного тонуса от положения тела и головы в пространстве. Это препятствует дальнейшему овладению двигательными функциями.

Мезэнцефальные установочные рефлексы.

Параллельно редукции миелэнцефальных позотонических автоматизмов развиваются мезэнцефальные установочные рефлексы, центры которых расположены в области среднего мозга. Данные рефлексы обеспечивают выпрямление туловища.

Простые шейные и туловищные установочные рефлексы. При пассивном или активном повороте головы в сторону туда же одновременно поворачивается туловище. Этот рефлекс начинает выявляться с периода новорожденности, хорошо выражен на 2-4 месяце жизни, а затем постепенно редуцирует, сменяясь цепными шейными и туловищными установочными рефлексами. В результате этого рефлекса ребенок может со спины повернуться на бок.

Остальные нижеперечисленные рефлексы не проявляются в периоде новорожденности. Они возникают в то время, когда моторика ребенка приобретает новый, более высокий этап развития. Здесь они описаны лишь потому, чтобы дать цельное представление о последующей динамике врожденных рефлексов.

Цепные шейные и туловищные установочные рефлексы. Эти рефлексы становятся выраженными к 4-6 месяцам жизни. При повороте головы в сторону туда же в последующем (как бы частям) поворачиваются плечевой пояс, затем туловище и таз вокруг оси тела (либо в обратном порядке), что дает возможность повернуться со спины на бок, а затем на живот, с живота на спину, сесть, встать на четвереньки и принять вертикальную позу. Так постепенно формируется выпрямительная реакция и в дальнейшем вертикальная установка тела.

Необходимо отметить, что цепные шейные и туловищные установочные рефлексы функционируют во время рождения ребенка, когда туловище следует за поворачивающейся головкой, они способствуют наименее травматизированному прохождению через родовые пути. При задержке внутриутробного развития данные реакции во время родов отсутствует или угнетены, что может привести к нарушениям родовой деятельности, гипоксии плода в родах, родовой черепно-мозговой травме.

У детей раннего возраста имеется ещё одна группа рефлексов, которые не относятся к истинным выпрямляющим рефлексам, но также содействуют развитию двигательных функций. К ним относятся:

Лабиринтные установочные рефлексы Ландау. Частично относятся к выпрямляющим рефлексам. В положении на животе к концу 1-го месяца жизни ребенок начинает приподнимать, и некоторое время удерживает голову. После 2 месяцев этот рефлекс заметен и в вертикальном положении, а в 3 месяца ребенок хорошо держит голову, находясь на животе. Вначале он опирается на предплечья, а с 3,5-4 месяцев – на разогнутые руки, приподнимая верхнюю часть туловища (верхний установочный рефлекс Ландау). В 5-6 месяцев появляется вторая фаза рефлекса – разгибание и приподнимание вытянутых ног с углублением поясничного лордоза «поза ласточки» (нижний установочный рефлекс Ландау). В последующем ребенок приподнимает таз и становится на четвереньки. Следовательно, на 6 месяце жизни четко выражена в положении на животе смена флексорного тонуса конечностей на экстензорный (развитие антигравитационных механизмов). Задержка формирования и становления лабиринтных установочных рефлексов указывает на задержку развития головного мозга.

В последующем, когда выпрямляющие рефлексы уже полностью устанавливаются, появляются и нарастают реакции равновесия, которые представляют собой группу рефлексов, обеспечивающих сохранение равновесия при сидении, стоянии, ходьбе. Эти реакции более сложные, реализуются при участии мозжечка, базальных ганглиев, коры большого мозга. Реакции равновесия активно формируются в период с 18 месяцев до 2 лет и совершенствуются до 5-6 лет.

Выпрямляющие реакции и реакции равновесия являются нормальным постуральным рефлекторным механизмом, формирующим базу для выполнения любых двигательных актов.

На основании приведенных данных можно сделать заключение о том, что у новорожденных на поражение нервной системы указывает отсутствие нескольких следующих безусловных рефлексов: защитного, опоры и автоматической походки (после 7-10 дня жизни), верхнего хватательного, ладонно-ротового рефлекса Бабкина и сосательного, особенно перед очередным кормлением. В то же время не все рефлексы имеют диагностическую ценность. Так, при клинико-катамнестическом анализе, мы нередко наблюдали отсутствие рефлекса Переса, как у здоровых новорожденных, так и у детей первых месяцев жизни с грубым органическим поражением центральной нервной системы.

Моторика грудных детей нормально развивается при своевременной редукции шейных тонических и лабиринтного тонического рефлексов и формировании нормального мышечного тонуса.

studfiles.net

Рефлексы новорожденного ребенка: врожденные, безусловные, физиологические

Когда новорожденного кладут на живот — он рефлекторно поворачивает голову. Эта защитная физиологическая реакция выражается у человека с первых часов жизни. Детки с нарушенной ЦНС не способны так сделать и рискуют задохнуться. Малыши обладают условными и безусловными рефлексами. Первые приобретаются со временем, вторые наследуются от предков. Рефлексы новорожденного — врожденные (безусловные) существуют 3-5 лет и постепенно погасают. На смену им приходят условные.

Основные рефлексы у грудного ребенка

Природа предусмотрела то, что человек, только появившейся на свет, лишен умения выживать в агрессивной окружающей среде, и снабдила его способностями, благодаря которым он может приспособиться и не погибнуть. Рефлексом считают физиологическую реакцию организма на различные раздражители. Если ребенок родился с тяжелыми патологиями, его рефлексы либо тормозят, либо отсутствуют. Основные рефлексы новорожденных подразделяются на условные (приобретаемые) и безусловные (патологические).

Безусловные рефлексы — что значит?

Заложенные от рождения, передающиеся человеку по наследству, безусловные рефлексы, также передаются будущим потомкам. Автоматическое простейшее реагирование нервной системы на различные раздражители бывает:

  • пищевое — сглатывание, выделение слюны, сосание;
  • оборонительное (защитное) — моргание, чихание, слезотечение, откашливание, одергивание руки или ноги от горячих или холодных предметов;
  • ориентировочное — поворот туловища и головы, слежка глазами.

Безусловные рефлексы новорожденных по возможности обеспечивают сохранность, поддерживая и регулируя неизменность внутренней среды организма.

Условные рефлексы — что значит?

Человеческие способности, приобретенные за время существования, базирующиеся на врожденных рефлексах, называют условными. Их на примере собак досконально изучил академик Павлов И.П. Инстинкты пробуждаются при влиянии раздражающих факторов (свет, звук, время), к которым организм раньше был безразличен. Каждая человеческая особь за свою жизнь приобретает много условных рефлексов, имеющих особенное значение и составляющих базу его знаний и опыта. Но детям приобретенные привычки и рефлексы не передаются.

К примеру, мамочка организовала вскармливание по времени каждые 3 часа. За неделю у грудничка вырабатывается рефлекторное чувство голода, и малыш начинает капризничать в установленное для кормления время.

Список рефлексов новорожденных

Жизненно важные значимые рефлексы новорожденных предусмотрены для всех случаев: одни помогают развиваться и формировать новые, усложненные, другие останутся навсегда, некоторые помогают пережить момент появления и сразу угасают после рождения.

Специалисты делят врожденные рефлексы грудничков на:

Оральные

  1. Сосательный — важнейшая способность, появляющаяся в первые часы жизни. Остается до полутора лет. Новорожденный обхватывает губами палец, сосок, соску и ритмично сосет. У доношенных правильно развившихся детей он отлично развит и оказывает на грудничка успокаивающее действие.
  2. Глотательный — проявляется после рождения и остается навсегда.
  3. Хоботковый — вид орального рефлекса, позволяющий выпячивать губу, напоминающую трубочку или хобот слона. Так самопроизвольно сокращаются мышцы вокруг рта. Пропадает к 3 мес.
  4. Ладонно-ротовой (или Бабкина) — когда новорожденному малышу пальцами надавливают на обе ладошки, у него приоткрывается ротик. Этот рефлекс способствует питанию крохи и ярко выражается, когда он голоден. Пропадает к 3 месяцам. Если рефлекс отсутствует или ослаблен, вероятно, у ребенка при родах был травмирован шейный отдел.
  5. Поисковый (или Куссмауля) — когда к уголку рта младенца прикасаются пальцем, соском или другим предметом, он начинает поворачиваться к раздражителю — так он ищет пищу. Угасает к 3-4 мес. Позже поиск еды проводится зрительно.

Спинальные

Доктор смотрит и фиксирует реакции, отвечающие за функционирование мышечного аппарата.

  1. Защитный — основной рефлекс, формирующийся после рождения. Ребенка выкладывают на живот, и он инстинктивно поворачивает головку, чтобы иметь возможность дышать. Угасает к 1,5 мес.
  2. Рвотный — жизненно важный защитный рефлекс. Питаясь молоком, кроха может подавиться. При его срабатывании, язык новорожденного ребенка высовывается и пища, выходит наружу.

Хватательные

  1. Робинсона и Янишвского — появляются при захватывании ладошками пальцев доктора или мамы и попытке максимально долго удержаться. Грудничка в эти моменты даже можно приподнять. Проявляется, когда он голоден, тогда кулачки непроизвольно сжимаются. Когда ребенок страдает парезом рук, рефлекс будет ослабленным или отсутствующим. Заторможенные дети проявляют ослабленную реакцию, возбудимые — усиленную. Угасает он в 3-4 мес., а если остается после 5 мес., то у ребенка подозреваются неврологические нарушения.
  2. Подошвенный (или Бабинского) — когда ребенка легонько поглаживают по внешней стороне подошвы — у него веерообразно раскрываются пальчики, а стопы сгибаются. Главным признаком, по которому оценивается состояние, симметричность и динамичность движений. Угасает к двум годам.

Двигательные

  1. Рефлекс Кернига — при разжимании коленного и тазобедренного сустава, они снова сжимаются. Полностью исчезает после 4 мес.
  2. Рефлекс испуга (Моро) — когда грудничок реагирует на резкие, громкие звуки. Сначала он раскидывает ручки в стороны, раскрывая кулачки, а после прижимает их к груди, заключая себя в объятия.
  3. Машинальная ходьба — когда новорожденный пытается шагать, если его вертикально держать подмышками. Такую «походку» оценивают по степени опоры и полноты наступания на стопу. Упор на пальцы и цепляние ступней друг за дружку является признаком нарушения.
  4. Рефлекс опоры. Когда грудничка удерживают за подмышки над поверхностью стола, он сгибает коленки, а затем становится, крепко прижимая стопы к опоре и «стоит» выпрямив ножки, в течение 10 сек. Сохраняется 1,5 мес.
  5. Рефлекс Бауэра (или спонтанное ползание). Когда малыша переворачивают на животик и подставляют под ножки ладонь, он начинает рефлекторно отталкиваться и ползти, пытаясь помочь себе ручками (когда ребенок пробует ползать). Если положить его на бок, движения не возникают. Выражается на 3-4 день и угасает в 3-4 мес. Дети, родившиеся с асфиксией, имеющие травмы головного мозга или внутричерепные кровоизлияния не обладают таким рефлексом. А если он не исчезает до 6 мес., то вероятно существует заболевание ЦНС.
  6. Рефлекс Галанта. Когда пальцем проводят в районе 1,5 см. от хребта малыша, его спина выгибается дугой, а ножка со стороны раздражения разгибается.
  7. Рефлекс Переса – неприятная проверка для грудничка. От копчика к области шеи по позвоночнику проводят пальцем, слегка надавливая. Ребенок разгибает туловище, сгибает ножки и ручки, начинает кричать и плакать. Медики стараются устроить данную проверку в конце осмотра. Физиологичен рефлекс до 4 мес.

Позотонические

  • Магнуса-Клейна – когда головку ребенка разворачивают в сторону, кисти и плечи занимают определенную позу, похожую на позу фехтовальщика. Ручка и ножка его распрямляются там, где расположено лицо, а те, что находятся с другой стороны, наоборот, сгибаются. Рефлекторная реакция существует до 2 мес.

Природой заложено больше врожденных рефлексов, до сих пор неизученных медициной. Но зная основные, родители сами могут определять их у малыша, стимулируя и тренируя инстинкты. Активный контакт ребенка с родителями расширит его физиологические способности, усилит двигательную активность и возможность лучше приспособиться к миру.

Проверку делают легкими касаниями, стараясь не причинить боль и дискомфорт.

Таблица начала и угасания рефлексов

Ученые отмечают, что есть зависимость между развитием мозга и угасанием первичных рефлексов. Низменные реакции со временем заменяются более совершенными и сложными. Наличие или отсутствие простых рефлекторных способностей – это показатель становления и развития нервной системы ребенка. Все дети разные и не всегда вписываются в статистические данные, выходя за их пределы либо в «плюс», либо в «минус». Если отличия существенны, за такими детьми требуется пристальное внимание и особый уход.

До года здоровые малыши развиваются приблизительно одинаково, отставая или опережая, друг дружку в незначительных временных рамках.

Название рефлексаВремя появленияВремя угасанияПатологии
Поисковыйс рождения4 мес., до 12 мес. во снеотсутствие рефлекса во сне
Сосательныйс рождения3-5 мес. до 7 мес. во сненедоношенные дети, с угнетением ЦНС
Магнуса-Клейнас рождения до 2 мес.6 мес.поражение верхних моторных нейронов если рефлекс остается после 6 мес.
Машинальная ходьбас рождения3-4 мес.отсутствие при параличе ног, ДЦП
Хватательныйс рождения4-6 мес., затем появляется простое захватывание предметовпатологии ЦНС
Рефлекс испуга (Моро)с рожденияне позже 4 мес.когда не исчезает после 6 мес., возможно расстройство ЦНС, паралич или перелом ключицы
Подошвенныйс рождения8 мес.ДЦП, патологии ЦНС

Причины слабого развития рефлексов

Иногда у грудничка рефлексы работают с опозданием, они заторможенные, плохо выражаются или, наоборот, усиленно проявляются. Это может провоцироваться как травмами при тяжелых родах, реакцией на лекарственные препараты, так и следствием заболеваний. Слабые спинальные, хватательные и оральные рефлексы проявляются у недоношенных, рожденных детей с незначительной асфиксией. Если мамочка наблюдает у новорожденного слабую сосательную и глотательную реакцию, это сигнал того, что он не голоден. Перед кормлением, рефлексы проявляются четче.

Когда у младенца полностью не выражаются рефлексы, это является серьезной проблемой, требующей вмешательства умелых врачей и проведения реанимационных процедур. Причинами торможения могут быть тяжелые родовые травмы — удушение пуповиной, патологии внутриутробного развития, нарушения в работе нервной системы. Усиленная рефлекторная реакция вызывается инфекционными заболеваниями, патологиями мышечного тонуса, нервной возбудимостью.

Врач, оценивая рефлексы малыша, обращает внимание не только на их наличие и реакцию. Говорить о тяжелых заболеваниях и патологиях можно в тех случаях, когда они сопровождаются другими опасными симптомами.

1child.ru

Рефлексы новорожденного. Условные и безусловные.

Понимание того, какие рефлексы присущи новорожденному с первых минут жизни, помогает маме лучше приспособиться к его потребностям и различать всю палитру эмоций ребенка.

Рефлексы новорожденного разделяют на условные и безусловные. Для выражения первых не требуется никакого времени или даже элементарного обучения: малыш с первых секунд после рождения дышит, может хватать маму ладошкой за палец, сосать грудь. Иными словами, делать все необходимое для поддержания собственной жизнедеятельности. Ведь, несмотря на кажущуюся хрупкость новорожденного, рефлексы способны обеспечить ему большую силу для того, чтобы жить.

Рефлексы новорожденного ребенка.

Первый месяц жизни, который в педиатрии называется периодом новорожденности, является сложным и в то же время самым познавательным для малыша. Рефлексы новорожденного ребенка помогают ему без особых усилий осваивать мир и приспосабливаться к нему. На смену некоторым безусловным рефлексам приходят условные, которые базируются на пережитом младенцем опыте.

Безусловные рефлексы новорожденных.

К основным безусловным рефлексам относятся:

Защитный рефлекс. Ребенок рефлекторно поворачивает головку в сторону, если положить его на живот. Этот рефлекс развит у всех детей, центральная нервная система которых не повреждена.

Рефлекс опоры и автоматическая походка. Когда поставить малыша ножками на плоскую поверхность, поддерживая его плечики, он будет опираться на стопы, несмотря на то, что самостоятельно стоять еще не сможет. Если же потянуть плечики вперед, ребенок будет делать шаги, хотя ножки периодически будут перекрещиваться.

Рефлекс ползания. Впервые ярко выражается приблизительно на четвертый день жизни. А именно в позе лежа на животе: на спине и боку рефлекс действовать не будет. Движения малыша, когда он отталкивается нижними конечностями от поверхности, называют спонтанным ползаньем. Особенно оно проявляется, если подложить под ступни новорожденного ладонь. У здоровых детей этот рефлекс исчезает где-то на 4-м месяце. Он нужен малышу лишь как переходной способ передвижения, до тех пор, пока не научится ходить.

Хватательный рефлекс. Проявляется он в том, что новорожденный обхватывает палец мамы (или другого человека), если надавить ему на ладошку. Сила обхвата настолько сильная, что ребенка можно даже приподнять на пальце. Это явление называют также рефлексом Робинзона.

Корень этого приспособления кроется в необходимости наших предков — обезьян — удерживаться на шерсти матери самостоятельно с помощью собственных кистей.

Так же и с пальчиками ножек: после надавливания на подушечку стопы пальцы сгибаются. Так называемый рефлекс Бабинского, наоборот, говорит о расхождении пальчиков веером вследствие тыльного сгибания стопы.

Этот рефлекс, как и предыдущий, проявляется у деток только до 4-5 месяцев, после чего трансформируется в произвольное захватывание предметов, которое затем переходит в осознанное, чему способствуют развивающие игры.

Часто можно наблюдать проявления рефлекса Моро: когда малыш лежит на спине, и его ножки приподнимают, он разводит ручки в стороны и через пару секунд возвращает их в прежнее положение. То же самое произойдет, если легонько ударить по постели в 15 см от головки малыша.

С 5-6-го. дня жизни развивается рефлекс Галанта. Он означает, что при раздражении кожи вдоль позвоночника спинка малыша выгибается дугой, как бы избегая неприятного ощущения.

А рефлекс Переса, например, означает, что проведение рукой по позвоночнику с легкими нажатиями вызывает у малыша отрицательные эмоции: он может плакать, кричать и извиваться.

Вышеприведенные безусловные рефлексы касались опорно-двигательного аппарата новорожденного. Кроме них есть оральные рефлексы, которые играют не менее важную роль в жизни малыша.

Хоботковый рефлекс. При легком ударе по губкам, они выпячиваются вперед. Поисковый рефлекс. Поглаживание губы ведет к открытию рта, опусканию нижней губы и поворачиванию головы к раздражителю. В зависимости от места нажатия на губку рефлекс будет проявляться в разных вариациях, но цель его одна: найти грудь матери.

Ладонно-ротовой рефлекс. Если нажать на середину обеих ладошек малыша, он откроет ротик и согнет головку.
Очень важен в жизни младенца сосательный рефлекс, о котором отдельно будет расписано ниже.

Безусловные рефлексы новорожденных нужно хорошо знать всем родителям, ведь понимание многих деталей обезопасит малыша от неосторожных действий самых близких людей.

Условные рефлексы новорожденных.

Первые месяцы жизни центральная нервная система ребенка быстро утомляется, поэтому малыш почти все время спит: так его организм отдыхает от внешних раздражителей. В этот период кора головного мозга новорожденного не является достаточно зрелой для того, чтобы обеспечивать выработку условных рефлексов.

Самые простые из них можно наблюдать не ранее, чем на 2-3 неделе жизни. Первым проявляется вестибулярный рефлекс в качестве реакции на покачивания.
Условные рефлексы более сложного типа появляются у новорожденных только к четвертому месяцу.

Родители должны обратить внимание, что развитие условных рефлексов у младенца зависит не только от возраста, но и от состояния органов чувств: глаз, ушей, органов обоняния, осязания, вкуса. Рефлекс—это непосредственная физиологическая реакция на раздражающие факторы внешнего мира, и если ребенок лишен возможности чувствовать одних из его элементов, развитие рефлексов будет соответствующим.

Сосательный рефлекс у новорожденных.

Всем известно, что каждый новорожденный может сосать грудь матери или соску без какого-либо обучения или привыкания и полностью самостоятельно, то есть рефлекторно.

Сосательный рефлекс, пожалуй, самый важный для выживания новорожденного. Поэтому наблюдается он уже с первых часов жизни. Он более ярко выражен, когда малыш голоден, и после кормления на время угасает.

Любопытно, что процесс сосания успокаивает малыша. Объясняется это просто: он знает, что имеет доступ к еде, и к тому же рядом есть мама, которая защитит от всех невзгод и трудностей этого мира.
Сосательный рефлекс у новорожденного ослабевает к годику и полностью исчезает к 3-4 годам.

utro-zhizni.ru

Оставьте комментарий