Нормы развития ребенка: от рождения до года
Не стоит сравнивать детей с ровесниками и делать на этом основании далеко идущие выводы, у всех малышей свой темп развития.
Но иногда, чтобы понимать, что ваш ребенок гармонично развивается, полезно иметь под рукой ориентир. Мы собрали в одну таблицу главную информацию про развитие ребенка по месяцам до года. Эта таблица поможет вам понять, на что стоит обратить особое внимание и какие вопросы имеет смысл задать педиатру.
Эмоциональное и физическое развитие ребенка по месяцам
Месяцы | Рост и вес* | Физическое развитие ребенка по месяцам | Психоэмоциональное развитие ребенка | Развитие речи малыша | |
---|---|---|---|---|---|
девочки | мальчики | ||||
0 мес. | 46,1 – 52,2 см 2,5 – 4,0 кг | 46,8 –53,0 см 2,6 – 4,2 кг | Малыш обладает набором безусловных рефлексов, некоторые из которых исчезнут с возрастом. | Большую часть времени новорожденный малыш спит (20–21 час в сутки), просыпается лишь из-за голода или мокрых пеленок | Выражает свои потребности плачем. |
1 мес. | 50,5 – 56,9 см 3,3 – 5,2 кг | 51,5 –57,9 см 3,6 – 5,5 кг | Умеет фиксировать взгляд на крупных неподвижных предметах яркой расцветки. Может приподнять ненадолго голову, лежа на животе. | Начинает улыбаться | Некоторые дети в этом возрасте способны произносить гортанные звуки. |
2 мес. | 53,7 – 60,4 см 4,1 – 6,3 кг | 55,1 – 61,7 см 4,5 – 6,8 кг | Поворачивает голову на звук. Лежа на животе, малыш на 10–15 секунд может удерживать головку и поворачивать её в стороны. | Хорошо фиксирует взгляд на неподвижных предметах и начинает следить за движущимися. Улыбается при ласковом обращении к нему | Умеет произносить протяжные звуки, отличные от плача. Начитает гулить. |
3 мес. | 56,3 – 63,3 см 4,7 – 7,2 кг | 58,1 – 64,8 см 5,2 – 7,7 кг | Движения ребенка становятся более скоординированными: например, он начинает ощупывать собственные ручки, пытается взять в руки предметы, привлекающие его внимание. Умеет удерживать голову в вертикальном положении. | У малыша появляется «комплекс оживления»: он радуется маме, реагирует на попытки общения с ним. Хорошо различает приятные и неприятные запахи. | В гулении появляются тянущиеся звуки «б-у», «ш-и» и т.д. При виде взрослого активно двигает ручками и ножками, издает звуки, радуется. |
4 мес. | 58,5 – 65,7 см 5,2 – 7,9 кг | 60,5 – 67,3 см 5,8 – 8,4 кг | Хорошо держит голову и поворачивает ее из стороны в сторону. Движения рук становятся направленными: хватает висящую или протянутую игрушку, удерживает ее. | Начинает искать глазами источник звука и поворачивается голову в его сторону. Узнаёт родителей. Радуется при их появлении | Подолгу гулит и смеется. |
5 мес. | 60,4 – 67,7 см 5,6 – 8,4 кг | 62,4 – 69,4 см 6,2 – 9,0 кг | Легко берет протянутую игрушку, подолгу ее удерживает. Хорошо лежит на животе, приподнимется, опираясь на ладони. Переворачивается со спинки на живот. | Отличает своих близких, по-разному реагирует на них и на чужих. Может испугаться незнакомого человека. Различает голос мамы и интонации. | Положительные эмоции выражает громким смехом. |
6 мес. | 62,0 – 69,5 см 6,0 – 8,9 кг | 64,1 – 71,1 см 6,6 – 9,5 кг | Перекладывает предметы из одной руки в другую. Переворачивается с живота на спину. Начинает перемещаться, отталкиваясь ногами и руками, ползает по-пластунски. Сидит без поддержки. | Тянет предметы в рот для изучения. Начинает различать цвета. | Произносит отдельные слоги и имитирует речь, «лепечет». |
7 мес. | 63,5 – 71,1 см 6,3 – 9,4 кг | 65,6 – 72,7 см 6,9 – 9,9 кг | Начинает сам садиться и сидит без поддержки, учится ползать. Пытается освоить чашку и поильник. | Начинает подолгу изучать игрушки — бросает их, вертит в руках | Малыш активно лепечет, пропевает звуки, начинает подражание голосам животных, появляются слоги |
8 мес. | 64,9 – 72,6 см 6,5 – 9,7 кг | 67,0 – 74,2 см 7,2 – 10,3 кг | Самостоятельно ложиться и садиться. Встает, держась за опору. Ползает на четвереньках. | Может по просьбе взрослых показать некоторые жесты – Протянуть руку, похлопать в ладоши, помахать. | Усложняется лепет, появляются цепочки слогов – «мамама», «бабаба». Малыш интонирует, пытаясь выражать эмоции. |
9 мес. | 66,2 – 74,1 см 6,8 – 10,1 кг | 68,3 – 75,7 см 7,4 – 10,6 кг | Стоит с поддержкой. Некоторые дети в этом возрасте совершают первые шаги у опоры. | Понимает названия некоторых предметов и игрушек (кукла, ложка, машинка). По просьбе может показать на них. Реагирует на свое имя. | Начинает осознанно называть близких «мама», «папа», «баба». |
10 мес. | 67,4 – 75,5 см 7,0 – 10,4 кг | 69,5 – 77,0 см 7,7 – 10,9 кг | Движения становятся все более скоординированными и сложными. Малыш активно ползает, ходит у опоры. | Обожает бросать предметы, при этом следит за ними взглядом. Может по просьбе взрослого найти названный предмет, вытащить его из коробки. | Произносит простые слова, обращается к взрослым («мама», «папа»), например, чтобы его взяли на ручки) |
11 мес. | 68,6 – 76,9см 7,2 – 10,7 кг | 70,7 – 78,4 см 7,9 – 11,2 кг | Малыш способен самостоятельно стоять у опоры. Некоторые дети делают свои первые самостоятельные шаги. | Пытается самостоятельно пить из чашки и есть ложкой. | Лепет становится осмысленным, появляются первые слова. Выражает желания («на», «дай») |
12 мес. | 69,8 – 78,3 см 7,3 – 11,0 кг | 71,8 – 79,7 см 8,1 – 11,5 кг | Хорошо стоит и ходит у опоры. Возможно, умеет ходит самостоятельно (в норме дети начинают ходить в период от 11 до 14 месяцев). | Понимает произнесенные названия предметов, даже если их нет в поле зрения. Понимает запреты и слово «нельзя». Эмоционально реагирует на собственные успехи — радуется и хлопает в ладоши, если что-то получается. Неудачи же часто сопровождаются плачем. | Повторяет названия предметов, знает около 10 слов, но произносит их на свой лад. |
Вам также будет интересно
Потребность детей в энергии и питательных веществах
Потребность в энергииУ маленьких детей потребление энергии в расчете на килограмм веса выше, чему взрослых, поскольку часть её расходуется на рост. 2-3-летние дети тратят на рост примерно 3%, а дети постарше – меньше 2% полученной энергии.
Средняя потребность в энергии у детей в возрасте 1-2 лет в расчете на 1 килограмм массы тела и расчетная дневная потребность исходя из среднего веса. Количество энергии учитывает грудное молоко (или смесь) и соответствующую возрасту твердую пищу.
Возраст в годах | Дети | Мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки |
| ккал/кг/в сутки | кг* | ккал/в сутки | ||
1-1,9 | 80 | 11,6 | 11 | 930 | 880 |
Общее количество необходимой энергии у детей и подростков зависит от скорости обмена веществ, уровня физической активности и количества энергии, затрачиваемой на рост.
Внутри одной возрастной группы вес детей может ощутимо различаться, особенно в подростковом возрасте. При расчетах количества необходимой энергии что, например, у детей с лишним весом результат может быть слишком высоким, поскольку основным критерием подсчета выступает именно масса тела. Оценивая количество необходимой энергии, основываясь исключительно на массе тела, в расчет не берется, что тело, имеющий лишний вес, содержит относительно большой процент жира, а рассчитывать потребности в энергии необходимо всё же из нормального веса. Поэтому, рассчитывая необходимое количество потребляемой энергии для имеющего лишний вес ребенка, стоит исходить из его роста и соответствующей ему нормальной массы тела.
Суточная потребность в энергии для детей в возрасте 2-10 лет (ккал/в сутки)
Возраст в годах | Вес (кг) | Уровень физической активности | ||
|
| Низкий | Средний | Высокий |
Девочки | ккал/в сутки | ккал/в сутки | ккал/в сутки | |
2 | 12,5 | 960 | 990 | 1020 |
3 | 14,9 | 1160 | 1190 | 1220 |
4 | 16,8 | 1200 | 1330 | 1430 |
5 | 19,2 | 1270 | 1410 | 1510 |
6 | 21,1 | 1330 | 1470 | 1580 |
7 | 23,7 | 1400 | 1550 | 1670 |
8 | 26,1 | 1470 | 1630 | 1750 |
9 | 28,7 | 1550 | 1710 | 1840 |
10 | 31,8 | 1910 | 1990 | 2130 |
Мальчики | ||||
2 | 13,2 | 1050 | 1080 | 1110 |
3 | 15,4 | 1230 | 1260 | 1300 |
4 | 17,3 | 1290 | 1420 | 1530 |
5 | 19,4 | 1350 | 1500 | 1610 |
6 | 21,4 | 1420 | 1560 | 1680 |
7 | 24,8 | 1520 | 1680 | 1810 |
8 | 26,5 | 1580 | 1740 | 1880 |
9 | 29,1 | 1660 | 1840 | 1980 |
10 | 32,2 | 2060 | 2150 | 2290 |
Рекомендованное1 удельное содержание макроэлементов и жирных кислот в рекомендованном количестве энергии для взрослых и детей старше двух лет.
Питательные вещества, жирные кислоты | Средняя рекомендация |
Белки2 | 10-20 %E |
Жиры2 | 25-35 %E |
В том числе: |
|
Насыщенные жирные кислоты | максимум 10 %E |
Ненасыщенные жирные монокислоты | 10-20 %E |
Ненасыщенные жирные поликислоты, в т.ч. | 5-10 %E |
Омега-3 | минимум 1%E |
транс-жиры | Как можно меньше4 |
Углеводы3 | 50-60 %E |
1Приведенные в таблице проценты удовлетворяют, по крайней мере, 97-98% физиологических потребностей человека
2 Если исходя из потребностей человека по какой-то объективной причине (например, похудение или что-то ещё) суточное потребление энергии оказывается ниже рекомендованного минимума, необходимое количество белков и жиров следует рассчитывать, исходя из минимального количества энергии необходимой в сутки
3Процент энергии, получаемой из углеводов, включает в себя также энергию, получаемую из содержащейся в пище клетчатки; обычно её количество составляет 2–3 %E
4Транс-жиры тоже бывают натуральными. Их постоянное содержание не должно превышать более 1%E в сутки. Следуя настоящим рекомендациям по питанию, постоянно это количество превышать невозможно
Потребность в белках
Рекомендованное младенцам потребление белков основывается на оценке базовой потребности и потребности роста, эффективности переработки пищевых белков в белки тела и индивидуальной скорости роста. Для детей в возрасте 12-21 месяцев белки должны составлять 10-15 % пищевой энергии.
Излишнее потребление белка в раннем детском возрасте увеличивает риск ожирения в будущем. Основываясь на имеющихся данных, можно полагать, что чрезмерное потребление белка в количестве 15-20% от всей потребляемой энергии в течение первых двух лет жизни способно спровоцировать ожирение в более позднем возрасте.
В соответствии с рекомендациями, до 75% белка в питании детей и подростков должно приходиться на белок животного происхождения с высокой биоценностью.
Потребность в жирах детей раннего возраста
| 1-1,9 лет |
Жиры, в т. ч. | 30-40 %E |
Насыщенные жирные кислоты | Максимум 10 %E |
ненасыщенные жирные монокислоты | 10-20 %E |
ненасыщенные жирные поликислоты, в т.ч. | 5-10 %E |
Омега-3 | минимум 1%E |
транс-жиры | Как можно меньше |
По достижению ребенком годовалого возраста доля жиров в питании постепенно увеличивается, а к трем годам достигает уровня потребления взрослого человека. Если в раннем детстве жиров потребляется меньше рекомендованного, это может вызвать недостаток энергии.
Потребность в клетчатке
Начиная с двухлетнего возраста ребенку необходимо получать 8-13 грамм клетчатки на каждую тысячу килокалорий. Со школьного возраста это количество возрастает и постепенно достигает уровня, рекомендованного взрослым.
Рекомендации по добавленному сахару.
Дневное количество добавленных сахаров (сахарозы, фруктозы и гидролизата углеводов) стоит держать на уровне ниже 10 %E (в идеале ниже 5 %E).
Потребность в жидкости
В случае жажды всегда стоит отдавать предпочтения питьевой воде без добавок. Потребность в жидкости у детей в расчете на килограмм веса выше, чем у взрослых, поскольку содержание жидкости в их организмах так же выше. Вне зависимости от возраста чувство жажды – признак недостатка жидкости, который нужно ликвидировать как можно быстрее, то есть восполнить уровень, предпочтительно обычной питьевой водой.
Средняя потребность детей в жидкости по возрастным группам
Возраст | Суммарная потребность в жидкость в расчете на килограмм веса |
2-3 года | 100-120 мл |
4-6 лет | 75-100 мл |
Старше 7 лет | По меньшей мере, 50 мл |
Потребность в витаминах
Возраст | Витамин A, RE1 | Витамин D, µg | Витамин E, мг | Витамин B1, мг | Витамин B2, мг | Ниацин, NE2 | Витамин B6, мг | Фолаты, µg | Витамин B12, µг | Витамин C, мг |
1-1,9 лет | 300 | 10 | 4 | 0,5 | 0,6 | 7 | 0,5 | 60 | 0,6 | 35 |
2-5 лет | 350 | 10 | 5 | 0,6 | 0,7 | 9 | 0,7 | 80 | 0,8 | 40 |
6-9 лет | 400 | 10 | 6 | 0,9 | 1,1 | 12 | 1,0 | 130 | 1,3 | 45 |
Девушки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10-13 лет | 700 | 10 | 7 | 1,0 | 1,2 | 14 | 1,5 | 270 | 3,0 | 70 |
Молодые люди |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10-13 лет | 700 | 10 | 8 | 1,2 | 1,4 | 16 | 1,8 | 270 | 3,0 | 70 |
- эквиваленты ретинола” (RE) = „эквивалентно активности ретинола” RAE. эквивалент ретинола (RE, µg-ekv) = 1 µg ретинола = 12 µg бэтакаротина
- Эквивалент ниацина: 1 эквивалент ниацина (NE) = 1 мг ниацина ( из 60 мг триптофана в организме может синтезироваться 1 мг ниацина)
Потребность в минералах
Возраст | Кальций, мг1 | Калий, г | Магний, мг | Железо, мг | Цинк, мг | Медь, мг | Йод, µg | Селен, µg |
1-1,9 лет | 600 | 1,4 | 85 | 8 | 6 | 0,3 | 90 | 25 |
2-5 лет | 600 | 1,8 | 120 | 8 | 6 | 0,4 | 90 | 30 |
6-9 лет | 700 | 2 | 200 | 9 | 7 | 0,5 | 120 | 30 |
Девушки |
|
|
|
|
|
|
|
|
10-13 лет | 900 | 2,9 | 300 | 11 | 8 | 0,7 | 150 | 40 |
Молодые люди |
|
|
|
|
|
|
|
|
10-13 лет | 900 | 3,3 | 300 | 11 | 11 | 0,7 | 150 | 40 |
1 Настоящие рекомендации и не дают указаний по потреблению фосфора, поскольку дефицит фосфора в организме не выявлен. Потребность в фосфоре аналогична потребности в кальции.
Понимание этапов развития ребенка
Поделиться на PinterestМы включаем продукты, которые мы считаем полезными для наших читателей. Если вы покупаете по ссылкам на этой странице, мы можем получить небольшую комиссию. Вот наш процесс.
Развитие этого ребенка идет по плану?
Родители, педиатры, педагоги и лица, осуществляющие уход, задают этот вопрос снова и снова, пока дети растут и меняются.
Чтобы помочь ответить на этот важный вопрос, эксперты по развитию детей создали множество различных диаграмм и контрольных списков, которые помогут вам отслеживать развитие ребенка в нескольких ключевых областях:
- физическое развитие
- когнитивное развитие (навыки мышления)
- языковое развитие
- социально-эмоциональное развитие
Знайте, что вы увидите некоторые различия между списками. Исследователи из Бостонской детской больницы изучили четыре самых известных контрольных списка развития ребенка и обнаружили, что в них упоминается в общей сложности 728 различных навыков и способностей.
Что еще более важно, только 40 из этих вех развития отображаются во всех четырех контрольных списках, что вызывает вопрос: должны ли вы полагаться на один контрольный список?
Эти исследователи предлагают хороший подход, чтобы начать с разговора с педиатром вашего ребенка или лечащим врачом. Меры, которые используют врачи, могут отличаться от тех, которые родители могут найти в печатных или онлайновых контрольных списках.
Лечащий врач вашего ребенка может обследовать вашего ребенка на любые задержки развития, используя утвержденные инструменты скрининга, во время визитов к врачу или в промежутках между ними.
Может быть также полезно думать о развитии как об индивидуальном прогрессе, а не как о списке пунктов, которые вы должны отмечать через определенные промежутки времени. Если прогресс останавливается или кажется, что останавливается, пришло время поговорить с лечащим врачом вашего ребенка.
Если есть задержка, ее раннее выявление иногда может иметь большое значение для ребенка.
Что такое вехи развития?Вехи — это то, что ребенок может делать к определенному возрасту. Большинство детей развивают навыки и способности примерно в одном и том же порядке, но временные рамки не точны. Они варьируются от ребенка к ребенку, так же как и цвет волос и глаз.
Каждый ребенок растет и развивается в индивидуальном темпе. Вот краткий обзор некоторых общих вех для каждого возрастного периода.
инструменты для наблюдения за развитием вашего ребенкаЦентры по контролю и профилактике заболеваний (CDC) создали бесплатное приложение, которое поможет вам следить за тем, как растет и меняется ваш ребенок. Вы можете скачать его здесь для устройств Android или здесь для устройств Apple.
В этот период глубокого роста и развития дети быстро растут и меняются.
Врачи рекомендуют вам много разговаривать с ребенком на этом этапе, потому что ваш голос поможет вашему ребенку развить коммуникативные навыки. Другие предложения включают в себя:
- Короткие периоды времени, проведенные на животе, помогут укрепить мышцы шеи и спины вашего ребенка, но убедитесь, что ребенок не спит, а вы находитесь рядом во время этого игрового времени.
- Немедленно реагируйте, когда ваш ребенок плачет. Когда вы берете на руки плачущего ребенка и утешаете его, это укрепляет связь между вами двумя.
Таблица развития: от рождения до 18 месяцев
В дошкольном возрасте детям по-прежнему необходимо много сна, хорошее питание и близкие, любящие отношения с родителями и опекунами.
Врачи Детской больницы Сиэтла дают следующие советы по созданию безопасного и заботливого пространства для максимального роста и развития вашего ребенка в раннем возрасте:
- Создавайте предсказуемые рутины и ритуалы, чтобы ваш ребенок чувствовал себя защищенным и заземленным.
- Защитите свой дом и двор от малышей, чтобы дети могли безопасно исследовать их.
- Используйте мягкую дисциплину, чтобы направлять и учить детей. Избегайте ударов, которые могут причинить долговременный физический и эмоциональный вред.
- Пойте, разговаривайте и читайте своему малышу, чтобы расширить его словарный запас.
- Следите за своим ребенком, чтобы не пропустить теплоту и надежность всех воспитателей.
- Заботьтесь о себе физически и эмоционально, потому что ваш ребенок нуждается в вас, чтобы быть здоровым.
Таблица развития: от 18 месяцев до 2 лет
В дошкольном возрасте дети становятся все более самостоятельными и способными. Их естественное любопытство, скорее всего, будет стимулироваться, потому что их мир расширяется: новые друзья, новый опыт, новая среда, такая как детский сад или детский сад.
В этот период CDC рекомендует вам:
- Продолжайте ежедневно читать вашему ребенку.
- Покажите им, как выполнять простые домашние дела.
- Будьте ясны и последовательны в своих ожиданиях, объясняя, какого поведения вы хотите от своего ребенка.
- Говорите с ребенком на соответствующем его возрасту языке.
- Помогите своему ребенку решить проблему, когда эмоции зашкаливают.
- Присматривайте за своим ребенком на открытых игровых площадках, особенно возле воды и игрового оборудования.
- Позвольте вашему ребенку выбирать, как взаимодействовать с членами семьи и незнакомцами.
Развивающий стол: от 3 до 5 лет
В школьные годы дети быстро обретают самостоятельность и компетентность. Друзья становятся более важными и влиятельными. На уверенность ребенка в себе будут влиять академические и социальные проблемы, возникающие в школьной среде.
Когда дети взрослеют, задача родителей состоит в том, чтобы найти баланс между обеспечением их безопасности, соблюдением правил, поддержанием семейных связей, предоставлением им возможности принимать некоторые решения и поощрением их к принятию на себя растущей ответственности.
Несмотря на их быстрый рост и развитие, они все еще нуждаются в родителях и опекунах, чтобы устанавливать ограничения и поощрять здоровые привычки.
Вот что вы можете сделать, чтобы ваш ребенок оставался здоровым:
- Убедитесь, что он высыпается.
- Предоставлять возможности для регулярных физических упражнений и индивидуальных или командных видов спорта.
- Создайте тихое, позитивное пространство для чтения и учебы дома.
- Ограничьте время использования экрана и внимательно следите за действиями в сети.
- Создавайте и поддерживайте позитивные семейные традиции.
- Поговорите со своими детьми о согласии и установлении границ с их телом.
Таблица развития: Школьный возраст
Если вам интересно, может ли какой-то аспект развития ребенка задерживаться, у вас есть несколько вариантов.
Во-первых, поговорите с педиатром вашего ребенка и попросите пройти обследование развития. Инструменты скрининга, используемые врачами, являются более точными, чем контрольные списки онлайн, и они могут дать вам более достоверную информацию о способностях и прогрессе вашего ребенка.
Вы также можете попросить своего педиатра направить вас к специалисту по развитию, например к детскому неврологу, трудотерапевту, логопеду или психологу, специализирующемуся на оценке состояния детей.
Если вашему ребенку меньше 3 лет, вы можете обратиться в программу раннего вмешательства в вашем штате.
Если вашему ребенку 3 года или больше, вы можете обратиться к директору специального образования в государственной школе рядом с вашим домом (даже если ваш ребенок не зачислен в эту школу), чтобы попросить провести оценку его развития. Убедитесь, что вы записали дату и имя режиссера, чтобы вы могли продолжить, если это необходимо.
Очень важно, чтобы вы действовали немедленно, если подозреваете задержку развития или расстройство, потому что многие проблемы развития можно решить более эффективно при раннем вмешательстве.
Во время скрининга поставщик медицинских услуг может задавать вам вопросы, общаться с вашим ребенком или проводить тесты, чтобы узнать больше о том, что ваш ребенок может и чего еще не может делать.
Если у вашего ребенка есть заболевание, он родился раньше срока или подвергся воздействию токсинов окружающей среды, таких как свинец, врач может чаще проводить скрининг развития.
Разговор с родителями о вехахЕсли вы являетесь опекуном или педагогом, которому необходимо обсудить возможную задержку с родителями, CDC рекомендует вам подходить к этой теме четко и с сочувствием. Вам могут быть полезны эти советы:
- Чаще говорите о вехах, а не только тогда, когда беспокоитесь о задержке.
- Умение слушать. Позвольте родителям говорить, не перебивая их, и повторяйте их опасения, чтобы они знали, что вы уделяете им пристальное внимание.
- Подумайте о том, чтобы пригласить на встречу коллегу, который будет делать заметки.
Имейте в виду, что родители могут реагировать эмоционально. Семейные и культурные проблемы могут влиять на реакцию родителей.- Поделитесь любыми заметками или записями, которые вы сохранили, чтобы документировать прогресс ребенка.
- Поощряйте контакт с семейным педиатром.
- Следите за новостями, сообщая не только о проблемах, но и о хороших новостях.
Младенцы, малыши и дети школьного возраста постепенно приобретают новые навыки и способности по мере взросления. Каждый ребенок развивается в индивидуальном темпе.
Использование контрольных списков этапов развития может быть полезным для родителей и опекунов, которые хотят быть уверены, что ребенок растет здоровым образом. Но также важно посещать все детские встречи, так как на каждой из них проверяется развитие.
Если вы обеспокоены возможностью пропустить веху, врач вашего ребенка может обсудить это с вами и при необходимости провести скрининг развития, чтобы получить более четкую картину. Вы также можете связаться со специалистами по развитию, программами раннего вмешательства и специальными образовательными программами в местных школах, чтобы оценить ребенка.
Крепкие связи между родителями и детьми, хорошее питание, достаточный сон и безопасная, благоприятная среда дома и в школе помогут обеспечить детям наилучшие шансы на правильное развитие.
Саморегуляция: физиологическая регуляция | Illinois Early Learning Project
Иллинойсские рекомендации по раннему обучению: для детей от рождения до трех лет (IELG)
Физиологическая регуляция относится к способности детей регулировать свои телесные процессы. Очень рано дети работают над организацией своих циклов сна-бодрствования и выделения, а также над температурой тела.
Хотя эти процессы сначала начинаются как непроизвольные действия, они в конечном итоге переходят к задачам, над которыми дети получают контроль. Воспитатели помогают детям в организации их дневных и ночных ритмов бодрствования и сна. 1 В течение первых восьми недель жизни дети спят короткими отрезками, не обращая внимания на то, ночь сейчас или день. Однако к трем месяцам продолжительность их периодов сна увеличивается. У большинства детей эти повышенные растяжения происходят ночью.
Детский сон продолжает становиться более организованным и крепким. Количество дневных снов уменьшается, так как у детей один или два дневных сна увеличиваются по продолжительности, а ночной сон становится все длиннее и длиннее. Эти консолидированные модели также встречаются в графиках кормления детей. В первое время детям необходимо есть каждые два-три часа; по мере того, как они растут, их график приема пищи становится таким же, как у взрослых. В эти годы также формируются модели исключения, и в зависимости от культурных ожиданий детей, физических и когнитивных способностей приучение к горшку может быть преодолено к концу 36 месяцев. Хотя к этому времени не все дети будут приучены к горшку, большинство из них будут знать, как пользоваться туалетом, и распознавать сигналы своего тела. Ожидания в отношении физиологических способностей детей зависят от культурных убеждений и обычаев и будут влиять на то, когда и как дети справятся с этими регулирующими задачами.
Приучение к туалету
Способность детей научиться контролировать работу мочевого пузыря и кишечника является важной вехой в развитии. Однако, когда это достигается, варьируется в разных культурах. 2 Приучение к туалету — это очень личный процесс для каждой семьи, основанный как на культурных, так и на общественных ожиданиях. Опекуны могут получить противоречивые советы от друзей, врачей и членов семьи, которые могут не понимать различные методы воспитания детей. Это может быть напряженным временем для детей и опекунов, которые помогают им в освоении этого важного навыка.
Наиболее важным аспектом приучения к туалету является готовность и ребенка, и опекуна к этому процессу. Дети должны быть эмоционально готовы и иметь когнитивные и физические способности, чтобы начать процесс. Когда и как брать на себя эту задачу развития, решения должны приниматься основными опекунами при поддержке тех, от кого, по их мнению, они могут получить пользу. Самое главное, лица, осуществляющие уход, должны помнить, что нет правильного ответа, когда речь идет о приучении к туалету.
От рождения до 9 месяцев
Биологические ритмы детей поддерживаются и воздействуют на их опекунов, чтобы установить их режимы сна/бодрствования, кормления и выделения. Дети также начинают осознавать раздражители в своем окружении.
Показатели для детей включают:
- Начинает демонстрировать закономерности в циклах сна-бодрствования и кормления
- Сигналы о потребностях, например, плачет, когда голоден, выгибает спину при дискомфорте
- Отключается при чрезмерной стимуляции, например, поворачивает голову, отводит взгляд, засыпает, срыгивает
- Использует сосание, чтобы помочь заснуть сигналы ребенка и вдумчиво реагировать
- Используйте прикосновения, чтобы помочь ребенку регулировать, например, пеленайте, держите, обнимайте, укачивайте, чтобы успокоить ребенка
- Сведите к минимуму раздражители в окружении ребенка, например, ограничьте цвета, звуки и объекты
От 7 месяцев до 18 месяцев
Дети благодаря реакции и поддержке опекунов становятся более организованными и начинают адаптировать свои модели сна/бодрствования, кормления и выделения. Дети также начинают организовываться и привыкать к раздражителям в их окружающей среде.
Показатели для детей включают:
- Демонстрирует постоянное время сна и кормления в течение дня
- Все более организованный и консолидированный внутренний график сна/бодрствования, дефекации и кормления, например, уменьшает количество дневных снов, но увеличивает продолжительность сна
- Общается с широким спектром сигналов по мере уменьшения плача, например, улыбками, жестами, использует слова
- Начинает демонстрировать определенное поведение при чрезмерной стимуляции и/или несосредоточенности, например, становится агрессивным, набрасывается, кусается
- Повышенное стремление к независимости и контроль
Стратегии взаимодействия
- Установление режима сна, еды и пеленания
- Распознавание чувствительности ребенка к сенсорным воздействиям и корректировка соответственно
- Сведите к минимуму стимулы в окружении ребенка, например, ограничьте количество цветов, звуков и объектов
- Обеспечьте перенаправление и будьте последовательны, помогая ребенку регулировать ситуацию в сложных ситуациях, например, используйте отвлечение, делясь другой игрушкой или предметом
- Разрешайте ребенку выражать эмоции через новые движения, например, прыгать от радости
- Предоставьте ребенку некоторую ответственность и выбор, например, попросите ребенка помочь построить башню из кубиков
От 16 месяцев до 24 месяцев
У детей установлены основные, консолидированные модели сна/бодрствования, кормления и функций выделения. Дети используют невербальное и вербальное общение, чтобы сигнализировать опекунам о необходимости поддержки в регулировании. Дети также начинают управлять внутренними и внешними раздражителями.
Показатели для детей включают:
- Использует жесты и символические действия для демонстрации чувств и потребностей, например, кладет голову на колени воспитателю, когда устает
- Расстраивается и демонстрирует регрессивное поведение при чрезмерной стимуляции, например, приступы гнева
- Сообщает о своих потребностях одним или двумя словами, например, говорит или жестом говорит «молоко» вместо «Я хочу молока»
- Начинает осознавать функции организма и начинает проявлять интерес к туалету, например, узнает «горшок»
Стратегии взаимодействия
- Распознают попытки ребенка в общении и реагируют на них
- Составьте расписание в течение дня, предусматривающее достаточное время для кормления и отдыха
- Обеспечьте сенсорную игру для ребенка, которому трудно оставаться в регуляции из-за отсутствия сенсорной информации, например, с тестом для лепки, игрой с водой успокаивающий голос или нежное прикосновение; или обеспечить безопасность ребенка и позволить ему выражать свои эмоции более физическим способом (лежа на полу, топая ногами)
от 21 месяца до 36 месяцев
Дети начинают самостоятельно управлять функциями кормления, сна, бодрствования, и устранение с некоторой поддержкой со стороны их опекуна (ов). Дети теперь могут управлять и начать различать внутренние и внешние раздражители.
Показатели для детей включают:
- Успокаивается, чтобы сесть и почитать книгу с опекуном в течение дня, например, хватает подушку и одеяло после обеда, когда наступает время сна
- Более подробно сообщает о своих потребностях, например, «Я голоден»
- Более организованно справляется с чрезмерной стимуляцией, например, отключается, уходит
- Демонстрирует готовность начать приучение к туалету
Стратегии взаимодействия
- Объясните словами чувства и физические действия ребенка индивидуальные подушки для сидения во время круга
- Продолжайте использовать успокаивающие и успокаивающие действия, помогая ребенку регулировать
- Слушайте ребенка, когда он выражает потребности и желания; внимательно следите за вербальными сигналами
- Притормози и будь рядом с ребенком; ограничьте чрезмерную стимуляцию и при необходимости окажите поддержку ребенку
- Подойдите к приучению к туалету в контексте домашней культуры и рекомендаций основного воспитателя
Реальная история
Стелле 20 месяцев, и она посещает детский сад несколько дней в неделю. Класс готовится сесть и перекусить. Джин, главная воспитательница Стеллы, ставит на стол тарелки с йогуртом и крекеры для каждого ребенка. Она делает знак Стелле сесть. Стелла садится и берет ложку. Джин сидит между ней и другим ребенком. Стелла медленно кормит себя йогуртом, очень мало проливая. Она продолжает есть сама, а затем начинает капать йогурт себе на подбородок, рубашку и стол. Джин протягивает руку, чтобы помочь ей, и Стелла отталкивает ее руку. Джин предлагает Стелле салфетку, и Стелла хватает ее и начинает вытирать рот. Джин снова пытается помочь ей, а Стелла качает головой и говорит: «Нет». Стелла медленно перемещает ложку из миски ко рту и медленно наклоняется к ложке. Она продолжает есть таким образом и часто останавливается, чтобы вытереть рот. Йогурт все еще находится в миске, она передает свою миску Джин и говорит: «Все готово». Она хватает свою салфетку и начинает размазывать йогурт, который уронила на стол. Стелла продолжает это делать, пока Джин не останавливает ее и не протягивает ей чистую салфетку. Джин говорит: «Помоги мне убрать стол». Стелла следует за Джин вокруг стола, быстро водя салфеткой по столу.
В ЭТОМ ПРИМЕРЕ Стелла развивает свои способности самостоятельно есть. Она отказывается от помощи Джин и дает ей знать как вербально, так и невербально. Несмотря на то, что Стелла не овладела этим навыком, она понимает, что если она наклонит голову вперед, то может пролить меньше. Кажется, ее не беспокоит то, что она проливает, и она снова отказывается от помощи Джин вытереть рот. Стелла использует свои развивающиеся способности, чтобы есть и вытирать рот. Она не сдается и не расстраивается из-за пролития. Стелла распознает сигналы своего тела, давая понять Джин, что она сыта, просто говоря: «Все готово». Стелла также использует подражание и наблюдение, помогая Джин убирать со стола. Джин признает, поощряет и поддерживает развитие Стеллы этих задач и ее растущую независимость.
Примечания
- Шонкофф Дж. и Филлипс Д.