Фонетический метод обучения чтению – Отечественные методики обучения чтению

Содержание

Методики обучения чтению

Методик, которые могут быть применены при обучении ребенка чтению множество. И выбор оптимальной из них будет зависеть от множества факторов, в частности возраста малыша и его готовности воспринимать ту или иную информацию.

Все подходы к обучению чтению могут быть разделены на 4 вида:

  • аналитико-синтаксический;
  • буквосослагательный;
  • чтение целыми словами;
  • складовый.

В современных российских школах применяется первый из перечисленных методов. Исходя из методики обучения, единицей чтения в нем являются звуки, которые в последующем складываются в слоги.

Аналитико-синтаксические слоговые методики

Аналитико-синтаксические методики выделяет четкая структурированность единиц речи и четкая последовательность порядка обучения:
«звук → буква → слог → слово → фраза → предложение».

Их существенное отличие заключается в том, что малышу не предлагается сразу же изучить алфавит. Прежде он знакомится со звуками, учится слышать их в слове, анализирует состав слова.

Ярким примером аналитико-синтексической методики обучения может выступать система Эльконина-Давыдова.

Развивающая аналитико-синтексическая система Эльконина — Давыдова

Согласно данной методике процесс обучения делится на следующие этапы:

  1. Добуквенный или звуковой. Игры данного периода направленные на научение ребенка слышать определенные доминирующие звуки, а также произносить их. Примерами таких игр является звукоподражание (как гудит поезд, как дует ветер), выделение основного звука в стихах нахождение заданного звука.
  2. Научение ребенка определять звуковой состав слова (из каких звуков состоит слово, твердые и мягкие согласные).
  3. Звуковой анализ слова, когда ребёнок учится считать количество звуков в словах, находить ударный звук.
  4. Буквенный этап. На котором ребёнок переходит к изучению алфавита.
  5. Составление слогов с изученными буквами.
  6. Чтение слов.

Достоинства аналитико-синтексических методик:

  • Родителям в целом понятна и знакома данная система.
  • Дети получают развернутое представление о фонетике.
  • Легче происходит усвоение грамматики и орфографии.
  • У детей воспитывается особая чувствительность к звучанию и написанию слов, вследствие чего они избавлены от ошибок первоклассников (пропуск букв, перестановка букв).
  • Методики не противоречат школьной программе, ребенку не приходиться «переучиваться».
  • Прекрасно подходят детям с задержкой речевого развития, могут применяться параллельно с работой логопеда.

Недостатки методик:

  • Данные методики лучше подходят для детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста и тяжело применимы для раннего обучения чтению, поскольку требуют регулярных занятий и упражнений, мало похожих на игру.

Буквосослагательные методики

Буквосослагательный метод предлагают в основном зарубежные авторы. Он предполагает изучение букв, в качестве единиц чтения и последующее составление из них слов (побуквенное чтение). При этом уделяется особое внимание всестороннему изучению букв и их запоминанию. Этап же составления слогов при «чистом» буквосослагательном подходе опускается. В качестве примера можно привести систему раннего развития, предложенную Монтессори.

Обучение чтению по методу Монтессори

Обучение начинается со всестороннего знакомства с буквами, как элементом языка.

Процесс условно делится на три этапа:

  1. Знакомство с буквой как символом. Ребенок учится писать буквы с помощью специальных рамок, раскрашивает их, изучает и рассматривает различные варианты исполнения букв (из ткани, бумаги, пластмассы, разнообразных текстур и цветов).
  2. Изучение звуков и соотнесение их со знакомым символами. Ребенок на слух воспринимает звуки и обводит контур названной буквы пальцем.
  3. Собственно обучение чтению и письму. Дети учатся складывать из знакомых букв и соответствующих им звуков слова, фразы и предложения.

Достоинства методики:

  • Разнообразие игровых заданий с игрушками, шаблонами и пособиями.
  • Дети быстро учатся читать без разделения слов на слоги.
  • Поскольку система рассчитана на самостоятельное знакомство ребенка с окружающей его средой, малыш быстро приобретает навык самостоятельного чтения про себя.
  • Материалы, используемые в процессе, не только «учат» читать, но и направлены на развитие мелкой моторики, логики и аналитического и творческого мышления.

Недостатки методики:

  • Огромная трудоемкость и дороговизна в домашних условиях. Требуется множество элементов развивающей среды: карточки, шаблоны, игрушки, книжечки, рамочки и тд.
  • Большинство занятий методики рассчитаны на группу детей.
  • На этапе составления целых слов из изученных букв у малыша могут возникнуть сложности.

Методика Ольги Соболевой

Из отечественных авторов подобных методик можно отметить Ольгу Соболеву. Она также использовала творческий подход к запоминанию букв и звуков с использованием доминирующего вида памяти, а сам процесс обучения предложила делить на три потока информации (для аудиалов, кинестетиков и визуалов).

В рамках своей методики автор свела к минимум большинство недостатков Монтессори-подхода, сохранив при этом основные достоинства:

  • Многие занятия и игры выполняются совместно с родителями.
  • Процесс обучения легко организовать с одним ребенком.
  • Есть значительное количество учебных материалов, рассчитанных не только на изучение букв, но и чтение слов, разработан специальный «Букварь».

Все занятия происходят в игровой форме, но предполагается плавный переход от игровых заданий к работе непосредственно с книгой. Основной же целью обучения Ольга Соболева считает необходимость привить ребенку любовь к печатному слову.

Обе отмеченные методики также имеют возрастные ограничения. Их целесообразно применять, когда малыш уже будет готов воспринимать слово не глобально, как в совсем раннем возрасте, а проявит интерес к отдельным составляющим изучаемых объектов. Как правило, это происходит около 3-4-х лет.

Смешанные слоговые методики

Довольно много смешанных методик. В них не делается такого акцента на фонетику, как при аналитико-синтексическом подходе, при этом после изучения букв кроха переходит к чтению по слогам (слоговое чтение).

Отличие методик, приближенных к бувосослагательному методу заключается в том, что фонемы воспринимаются на слух и запоминаются как бы «сами собой». Звуковому анализу не уделяется столь пристального внимания, но схема: «буква (звук) — слог — слово — фраза — предложение» остается прежней.

 Те, кто придерживаются данного направления, рекомендуют начать изучение букв не с их полного названия, а с соответствующего звука (не «бэ», а «б», не «вэ», а «в»). Так крохе в последующем будет легче освоиться с составлением слогов. Автором первой отечественной смешанной методики можно назвать профессора Ушакова, который предложил таким образом преобразовать собственно буквосослагательный метод, принятый еще до революции.

Складовое чтение с использованием кубиков Зайцева

В основе методики, предложенной Зайцевым, лежат склады. От привычных нам слогов их отличает то, что склад состоит всегда из одной или двух букв (звуков) — согласной и гласной, согласной и мягкого или твердого знака. Они проще для восприятия, нежели слоги.

Поэтому и к обучению ребенка можно приступать раньше — в возрасте около 2-х лет. Кроме того, методика не предусматривает скучных занятий с азбукой или букварем. Склады располагаются на учебном материале (кубики).

Кубики отличаются между собой по размерам (большие — твердые склады, маленькие — мягкие) и окраске, кроме того, внутрь часто вкладывается различный наполнитель (для звонких и глухих звуков, гласных). Также используется специальная таблица, в которой содержатся все изучаемые склады.

Достоинства методики:

  • Ребенок без труда осваивает слияние звуков.
  • Учиться можно уже начиная с 1 года. При этом и в более старшем возрасте будет не поздно начать занятия. При этом сам автор отмечает, что даже в школьном возрасте методика может стать «волшебной палочкой», позволяющей наверстать сверстников.
  • На кубиках нет сочетаний букв, отсутствующие в русском языке. Малыш впоследствии никогда не напишет, например «жы» или «шы».
  • Кубики развивают цветовое и пространственное восприятие, музыкальный слух и память, чувство ритма, мелкую моторику.
  • Занятия не отнимают много времени, проходят в форме интересных игр.

Недостатки методики:

  • Ребенку, выучившемуся читать по кубикам Зайцева, сложнее дается фонетика, как основной элемент учебной программы в первом классе. Он не понимает, как делить слово на составные части иначе, нежели по складам.
  • Пособия стоят довольно дорого и быстро приходят в негодность.

Складовый метод используется и менее известными авторами. В продаже при желании можно найти карточки со складами, пазлы и иные игрушки.

Методики раннего развития и чтение целыми словами

Это относительно молодой подход к обучению грамоте. Тем не менее, он приобретает все больше приверженцев, в первую очередь потому, что кажется многим специалистам наиболее «естественным» способом.

Оговоримся сразу — это не просто методики обучения малыша чтению. Это иной подход ко всему образовательному процессу, применяемому по отношению к ребенку.

Чем младше чадо, тем лучше у него развито восприятие образов, а мозг самостоятельно по мере развития на основе полученных образов «выстраивает» закономерности. Именно на этом основано большинство методик раннего развития.

Ярчайшим примером данного направления является методика глобального чтения Глена Домана. Она основывается на том, что ребенка с самого раннего возраста (сам автор рекомендует начинать в 3-6 месяцев) учат воспринимать образы слов, изображенных на карточках. Таким образом, изучение самих слов происходит параллельно с запоминанием их написания.

Прекрасно адаптировал и развил зарубежную методику Андрей Маниченко. Под его авторством вышло несколько книг, касающихся раннего развития детей. Кроме того, у родителей есть возможность приобрести готовые карточки Домана-Маниченко, разделенные на несколько наборов и снабженные описанием конкретных игр с ними.

Достоинствами данного метода являются:

  • Малыш учится читать практически с самого рождения.
  • Дети, обучаемые с помощью карточек, не только вскоре начинают читать, но и быстрее накапливают значительный словарный запас.
  • Ребенок практически сразу начитает понимать смысл прочитанного, его чтение бегло и выразительно.
  • В процессе игры тренируется зрительная и слуховая память ребенка, что будет заметно и в старшем возрасте.

Недостатки методики:

  • Чем старше ребенок, тем менее применима методика. Многие родители, опробовавшие ее, пришли к мнению, что после 2 лет она уже не оправдывает приложенные усилия, поскольку ребенку уже сложно дается запоминание необходимого объема информации.
  • Трудоемкость. Родителям необходимо подготовить огромное число карточек и регулярно многократно показывать их ребенку.
  • Трудности с освоением школьной программы. Недостаточно обучить малыша читать «по Доману», позже потребуются дополнительные занятия по фонетике.
  • Дети, научившиеся бегло читать целыми словами, делают ошибки чаще сверстников, обучаемых по иным методикам.
  • Кроха может привыкнуть к определенному шрифту и иметь сложности с прочтением знакомых слов, написанных иначе.

Несколько слов в заключение

Как видите, методик обучения малыша чтению существует множество. В данной статье мы рассмотрели наиболее известные из них и разбили в соответствии с предлагаемым подходом. Среди них нет «хороших» и «плохих». И методика, которая прекрасно подошла одному малышу может показать не самые лучшие результаты у другого.

Нормально корректировать образовательный процесс в соответствии с особенностями малыша. Будьте готовы к тому, что от избранного подхода придется отказаться или позаимствовать какое-то решение у другого автора.

Допустимо сочетать различные подходы и элементы близких по содержанию методик или «позаимствовать» один из этапов. Например, при изучении букв обратиться к методике Ольги Соболевой, основанной на ассоциативном восприятии детей. А далее, по мере взросления крохи, можно будет плавно переключиться на методику Эльконина-Давыдова.

Другое дело, если избранный подход в целом не оправдал себя. Например, малыш попросту не хочет играть в кубики, и каждое занятие превращается в пытку. В этом случае, прежде чем сменить методологию следует сделать перерыв в занятиях (2-4 недели в зависимости от возраста малыша) и лишь затем предлагать ему новые игры, основанные на ином принципе обучения.

Автор: Екатерина Ефремова

hvatalkin.ru

Статья «Методы обучения чтению.»

Методы обучения чтению.

Приобретение навыков чтения – это продолжающийся процесс для детей до того момента, пока они не станут взрослыми. В раннем возрасте, дети сначала учатся, как произносить определенные звуки, затем они становятся более приспособленными к чтению более серьезной литературы и, по мере того, как улучшается их словарный запас, они способны понимать грамматику и значение написанных слов.

Чтение является средством приобретения новых знаний, необходимых для дальнейшего обучения. Процесс школьного обучения предполагает самостоятельную работу детей, прежде всего работу над книгой. Недостаточное овладение учащимися техникой чтения, будет сопровождаться серьезными трудностями в учебной работе, которые могут привести к неуспеваемости.

Проблема обучения чтению – одна из важнейших проблем педагогического процесса и она всегда привлекала к себе внимание психологов и педагогов. Вопросами неуспеваемости младших школьников и проблемой развития читательской деятельности учащихся занимались многие отечественные авторы: Д.Б. Эльконин, Н.А. Менчинская, Л. С. Славина, С.М. Тромбах, Т.Г. Егоров, Г.Н. Кудина и другие.

Чтение, как считают многие выдающиеся отечественные ученые, педагоги, психологи, играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. «Чтение, — писал виднейший представитель отечественной методики начального обучения Н. Ф. Бунаков, – главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность». Для национальных школ чтение играет большую роль в обучении русскому языку и является одним из главных источников практического усвоения русского языка, важным средством пополнения словаря и развития речи в целом.

Существует много способов обучения чтению и совершенствования навыков быстрого и осознанного чтения: теория известного харьковского ученого И. Т. Федоренко, система упражнений по чтению И. Т. Пальченко и Г. С. Швайко, «Методика раннего обучения чтению В. Н. Зайцева и другие. Все они эффективны и их успешно используют учителя и родители при обучении детей чтению. Далее подробнее рассмотрим самые эффективные из методов.

1.Фонетический метод.

Фонетический метод – это система обучения чтению, которая основана на алфавитном принципе и центральным компонентом которой является обучение соотношениям меду буквами или группами букв и их произношением. В основе ее – обучение произношению букв и звуков (фонетике), и когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит сначала к слогам, потом к целым словам.

Фонетический метод подразделяется на два направления:

Метод систематической фонетики – это программы, в которых с самого начала систематично обучают фонетике, обычно (но не всегда) перед тем, как дают читать целые слова. Подход чаще всего основывается на синтезе: детей обучают звукам букв и тренируют их на соединении этих звуков. Иногда эти программы включают в себя и фонетический анализ — умение манипулировать фонемами.

Метод внутренней фонетики – это программы, в которых делается ударение на визуальное и смысловое чтение, и в которых вводят фонетику позднее и в меньшем количестве. Дети, обучающиеся по этим программам, учат звуки букв в процессе анализа знакомых слов. Другому способу идентификации слов (по контексту или рисунку) в этих программах уделяется большее внимание, чем анализу слова. Обычно не выделяется никакого определенного периода времени для тренировки фонетики. Эффективность этого метода по основным параметрам ниже, чем у метода систематической фонетики.

2.Лингвистический метод.

Лингвистика – это наука о природе и о строении языка. Часть ее используется при обучении чтению. Дети приходят в школу с большим запасом слов, и это метод предлагает начинать обучение на тех словах, которые часто используются, а также на тех, которые читаются так, как пишутся. Именно на примере последних ребенок усваивает соответствия между буквами и звуками.

3.Метод целых слов.

Здесь детей обучают распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. В этом методе не учат ни названий букв, ни звуков. Ребенку показывают слово и произносят его. После того как выучено 50-100 слов, ему дают текст, в котором эти слова часто встречаются. Этот метод был очень популярен в 20-е годы XIX века.

В России этот метод известен как метод Глена Домана. Поборники раннего развития увлекались им в 90-х годах.

4. Метод целого текста — «whole – language».

В чем-то схож с методом целых слов, но больше апеллирует к языковому опыту ребенка. Например, дается книга с увлекательным сюжетом. Ребенок читает, встречает незнакомые слова, о смысле которых ему нужно догадаться с помощью контекста или иллюстраций. При этом поощряется не только чтение, но и написание собственных рассказов.

Цель этого подхода – сделать процесс чтения приятным. Одна из особенностей — фонетические правила вообще не объясняются. Связь между буквами и звуками устанавливается в процессе чтения, неявным путем. Если ребенок читает слово неправильно, его не исправляют. Главенствующий аргумент: чтение, как и освоение разговорного языка, естественный процесс, и дети способны освоить все тонкости этого процесса самостоятельно.

5. Метод Зайцева.

Николай Зайцев определил склад как единицу строения языка. Склад — это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же одна буква. Склады Зайцев написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который они издают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими. Пользуясь этими складами, ребенок составляет слова.

Методика относится к фонетическим методам, ведь склад — это или слог, или фонема. Таким образом, ребенок учится читать сразу по фонемам, но еще при этом ненавязчиво получает понятие о буквенно-звуковых соответствиях, поскольку на гранях кубиков он встречает не только склады, но буквы «поодиночке».

6.Метод Мура.

Еще один небезынтересный способ обучения чтению – метод Мура. По сути, тот же фонетический метод, но как бы «с другой стороны»: ребенок слышит звук в результате нажатия клавиши с буквой. «Учителем» тут является не мама или педагог, а специальная интерактивная среда, то есть лаборатория, где стоит машина, произносящая звуки в ответ на нажатие клавиши с буквами, цифрами, или другими символами. Ребенок выучивает название звуков и символов, позже ему предлагаются короткие или все более длинные сочетания – слова, предложения, тексты. Обучаемый набирает последовательности на машине и слышит их звучание. Также программа обучения предполагает устную речь, слушание и письмо под диктовку.

На этой методике часто основываются современные разработчики интерактивных компьютерных обучающих программ для детей, а также изготовители довольно популярных «говорящих алфавитов». Плюс такого обучения чтению, особенно для занятых родителей, – направленность на самостоятельную работу ребенка с обучающей машиной (компьютером, алфавитом).

7. Сессиль Лупан – от песенки-алфавита до книги

Наверное, наиболее полную и последовательную методику обучения чтению предлагает Сессиль Лупан. Здесь и фонетика – сначала в виде алфавита, который маме предлагается петь, наложив на какую-нибудь подходящую мелодию, позже – в виде забавных букв в образе диковинных зверей. Слова возникают не просто так – это первые слова, которые говорит ребенок, записанные на специальном листе на стене, имя малыша на стенке кровати, а еще – таблички, называющие все, что окружает ребенка – стены, окно, стол… Позже появляются предложения и тексты. И появляются не просто так, а в книге, главный герой которой – сам ребенок! Конечно, так учиться гораздо интереснее.

8. Метод М. Монтессори.

Мария Монтессори давала детям буквы алфавита и учила узнавать их, писать и произносить. Позже, когда дети научались соединять звуки в слова, она предлагала соединять слова в предложения.

Методики обучения чтению – их много, разных или в чем-то похожих. Но большинство из них преследуют, по сути, лишь одну цель – научить ребенка распознавать слова, складывать их в предложения и адекватно понимать читаемый текст.

Как же пробудить в ребенке интерес к чтению? В первую очередь, собственным примером. Видя маму и папу, читающих книги, ребенок испытывает огромное любопытство – что же они там нашли? Очень помогают как в пробуждении интереса, так и в самом обучении чтению регулярные совместные чтения – когда мама или папа читают малышу книги. Еще лучше, если не просто читают, а предлагают ребенку поучаствовать в процессе – задают вопросы, обсуждают прочитанное. Такие чтения не обязательно прекращать, даже когда ребенок начнет читать сам – это вполне может стать хорошей семейной традицией.

infourok.ru

Консультация (подготовительная группа) на тему: Звуковой метод обучения чтению.

Звуковой метод обучения чтению.

 

      Есть множество методик  по обучению детей чтению, в любой из них есть минусы и плюсы. Я предпочитаю звуковой ( или фонетический ) метод. Вопервых , я не сторонник  раннего обучения детей чтению, а разные кубики Зайцева  и др. рассчитаны именно для раннего развития.

           На занятия я беру только детей с 5-6 лет, поскольку именно с этого возраста дети уже смогут анализировать звуки ,осознанно работать со звуками,буквами ,словами, предложениями

 

Этапы  звукового метода обучения:

 

  • Ребенок учится слышать и различать звуки в словах.
  • Ребенок  учится записывать звуки буквами.
  • Складывает буквы   в слоги.
  • Читает слова  ,а потом предложения.
  • Анализирует  звуки,  составляет звуковые схемы слов -т.е. производит фонетический разбор слова ; составляет схемы предложения ,работает с текстом- пересказывает ,придумывает вопросы к тексту.
  •  

Звуковой   метод  обучения чтению — это традиционный метод ,именно по этой методике преподают в школах, поэтому ребенку не нужно будет переучиваться , он сможет легко разделить слова на слоги ,различать гласные и согласные.  Метод развивает фонематический слух, что очень важно в век так называемых «логопатов» .

Важно !-обучение  по этому методу длительное и не очень простое -детям нужно много тренироваться, не сразу ребенок начинает понимать смысл прочитанного.

Результат ! -ребенок  грамотно и бегло читает, может пересказать текст ,может разгадывать различные ребусы ,головоломки ,придумывать их самостоятельно , может грамотно писать ,вставлять пропущенные буквы, грамотно составлять предложения-в правильной последовательности , с нужными знаками препинания. Именно все это составляет будущую успешность ребенка в школе по чтению, русскому языку.   

 

nsportal.ru

Раннее развитие. Обзор методик обучения чтению

Сегодня существует множество авторских методик обучения чтению, как широко известных, так и известных только в узком кругу родителей или педагогов.И родители, решившие самостоятельно обучить своего малыша чтению, сталкиваются с нелегким выбором — какую методику выбрать. Чтобы выбрать правильную методику, родителям необходимо перерыть гору литературы, познакомиться с различными научными терминами, почитать отзывы. Мы хотим немного облегчить это бремя родителей. Поэтому сделали обзор различных подходов к обучению чтению и методик, реализующих эти подходы.

Немного теории и общих определений

Все современные методики реализуют лингвистический подход к обучению чтению, фонетический или фонологический. Разница лишь в способе подачи материала и предлагаемых игровых ситуациях. Давайте разберемся, что же это за подходы и в чем их принципиальное отличие друг от друга.

Лингвистический подход

Вообще лингвистика — это наука о природе и о строении языка. При лингвистистическом подходе детей обучают как можно большему количеству слов. Обучение чтению при этом подходе основывается именно на этих словах, которые уже «на слуху» у ребенка. При этом слова выбираются те, которые читаются так, как пишутся. И на примере этих ребенок усваивает соответствия между буквами и звуками.

Методики, которые используют лингвистический подход: метод целых слов (или  метод Гленна Долмана), метод целого текста.

Фонетический подход

Фонетический подход основан на алфавитном принципе. В основе метода обучение фонетике — произношению букв и звуков, затем их учат складывать в слоги, а потом и в слова.

Методы, реализующие этот подход — метод систематической фонетики, метод внутренней фонетики, метод Мура, метод Монтессори. Кстати говоря, именно этот подход используется в школах для обучения чтению.

Фонологический подход

При фонологическом подходе для обучения используются слоги или склады (фонемы), благо в русском языке их не особо много. В настоящее время именно фонологический метод считается наиболее эффективным, так как он максимально близок к естественному пути развития ребенка — ведь даже говорить малыши начинают слогами, а не буквами или словами.

Методы, реализующие фонологический подход — кубики и складовые картинки Зайцева, складушки Воскобовича, метод Буракова.

Краткое содержание наиболее распространенных методик обучения чтению

Метод Домана

Пожалуй, это самый известный метод, реализующий фонетический подход к обучению чтению. На карточках пишутся слова. Затем эти карточки показываются ребенку. Долман утверждает, что увидев несколько раз написанное слово, ребенок навсегда запомнит как оно пишется и сам выведет правила чтения.

Основной недостаток метода Домана — он очень трудоемкий. Необходимо заготовить много карточек. Но не факт, что ребенок оценит ваши труды и захочет сидеть и смотреть на какие-то непонятные куски картона.

Метод Мура

Интерактивный метод обучения чтению, реализующий лингвистический подход. Ребенку дается специальная печатная машинка Эта машинка произносит звуки, а также названия знаков препинания и цифр, когда нажимаешь на соответствующую клавишу. На следующем этапе ребенку показывают сочетания букв, например, простые слова, и просят набрать их на печатной машинке. И так далее — писать, читать и печатать. В качестве замены такой печатной машинки может использовать аналогичные интерактивные пособия — звуковые книжки, азбуки и т.д.

Основные недостатки этого метода — необходимость приобретать учебные пособия и то, что для ребенка этот метод довольно сложен. Ведь, даже зная названия букв, например, «Е, Эль, Мягкий знак», составить из них слово «ель» — это настоящая шарада для ребенка.

Кубики Зайцева

В современной педагогике именно Николай Зайцев положил начало широкому использованию фонологического подхода. 

Зайцев определил склад как единицу строения языка. Склад (не путать со слогом!) — это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же одна буква. Склады Зайцев написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который они издают. Так ребенок может почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими. Пользуясь этими складами, ребенок составляет слова.

Основной недостаток этого метода — желательность покупки кубиков и необходимость подготовки родителей к занятиям.

 

 

lopotun.ru

Фонетический метод обучения чтению Википедия

Звуковой метод обучения грамоте (полное название — Звуковой аналитико-синтетический метод обучения чтению) — метод в школьном лингвистическом образовании. Пришёл на смену буквослагательному методу.

Еще в середине XX века во всех справочниках и учебниках вместо слова «Звуковой» применялось понятие «Фонемный» или «Фонемо-буквенный». К концу XX века почти во всех школьных и вузовских учебниках, а затем постепенно и в академических справочниках, понятие «Фонема» (то есть условный признак звука, артикуляционная характеристика звука) было заменено на слово «Звук».

Под словосочетанием «Звуковой метод» («Фонемо-буквенный аналитико-синтетический метод») подразумевается система обучения чтению, которая предполагает на первом этапе обучения разделение слов на составляющие его буквы и фонемы, и на втором этапе обучения предполагает обратное действие, то есть соединение букв/фонем в слитные слоги и слова.
Пример: На первом этапе дети учатся делить слово МАСКА на составляющие его буквы/фонемы М-А-С-К-А, а на втором этапе учатся соединять эти буквы/фонемы в слитнопроизносимые слоги МАС-КА.

Впервые система применена в Германии в начале XIX в.; в России — с 1860-х гг., особенно стараниями барона Корфа. См. Корф, «Русск. начальная школа» (СПБ. 1870), также учебники Ушинского, Тихомирова, Л. Н. Толстого, Рачинского, Зелинского и др.

Критический анализ Фонемо-буквенного аналитико-синтетического метода — работы Льва Штернберга.

Совершенно очевидный для языков, в которых «как слышится, так и пишется», метод остаётся спорным для языков, в которых правописание и произношение связаны плохо, вроде русского и английского. Практические трудности при обучении грамоте на английском языке с применением звукового метода (англ. phonics) привели к созданию альтернативного подхода, так называемого en:Whole language, при котором обучаемые заучивают слова целиком, как иероглифы.

В России также есть разработки, позволяющие учить читать без опоры на звуковой анализ. Это метод целых слов. Этот метод заключается в том, что детей обучают распознавать слова как целые единицы и не объясняют буквенно-звуковых соотношений. Обучение строится по принципу визуального распознавания целых слов. Ребенка не учат ни названиям букв, ни буквенно-звуковому соотношению; ему показывают целые слова и произносят их, то есть учат ребенка узнавать слова как целое, не дробя их на буквы и слоги. После того, как ребенок таким образом, выучит 50-100 слов, ему дают тексты, в которых часто встречаются эти слова. Похожий принцип в методике игрового чтения Ольги Николаевны Тепляковой, а также в методиках обучения чтению по системе развивающего обучения Л. В. Занкова (только в методике Л. В. Занкова есть и параллельное обучение грамоте, с делением слов на слоги и другими темами).

Также есть метод обучения чтению по складам, где за единицу берётся склад — сочетание согласной и гласной буквы или сочетание согласной буквы со знаком (ь или ъ), или просто согласная буква. Этот метод описан Львом Николаевичем Толстым, при обучении крестьянских детей по складовому способу: «…по нём ученики выучиваются грамоте гораздо скорее, чем по всякому другому: способный ученик выучивается в 3, 4 урока, хотя медленно, но правильно читать, а неспособный — не более как в 10 уроков. Поэтому всех тех, которые утверждают, что звуковой способ есть самый лучший, быстрый и разумный, я прошу сделать только то, что я делал неоднократно, что я также предложил Московскому Комитету Грамотности сделать публично, то есть сделать опыт обучения нескольких учеников по тому и другому способу»[1] В наше время этот метод нашёл своё отражение в методиках Н. А. Зайцева.

Примечания

  1. ↑ Л. Н. Толстой. Письмо к издателям. (О методах обучения грамоте). — ПСС, т. 17, М., 1936.

wikiredia.ru

Методики обучения чтению: что лучше?

Анна Шевякова
http://www.mast.queensu.ca/~alexch/f_s/Txt/rev_read_meth.htm

Методы обучения чтению.

Фонетический метод.

Лингвистический метод

Метод «whole-language»

Метод Зайцева

Алфавит для начального обучения чтению на английском языке (ITA)

Метод Мура

Метод Монтессори

Метод «look-say» или «phonics»?

Так ли необходим алфавит?

Существует ли методика обучения чтению, подходящая для всех языков?

Методики обучения чтению: что лучше?
Для большинства взрослых людей чтение – естественный процесс, в котором непросто выделить элементы, из которых он состоит. И при этом для большинства детей обучение чтению – это процесс, требующий упорства и усилий. Помните, как трудно было научиться читать? Произносить букву, одну за другой, удерживая их последовательность в голове и пытаясь понять, что это за слово, потом таким же образом читать следующее слово. Все усилия уходят на то, чтобы прочитать одно единственное слово, и когда ребенок читает следующее слово, он нередко забывает предыдущее. Попробуйте перевернуть эту статью вверх ногами и прочитать ее. Трудно? Много из прочитанного Вы запомнили? Интересно было читать таким образом? Сомневаюсь, что интересно. Так же и ребенку: трудно читать, мало что из прочитанного он запоминает, и потому не интересно читать.

Зная все это, множество методистов пытается понять механизмы чтения, придумать методику, по которой было бы легко научиться читать. Хотя многие родители думают, что то, насколько быстро и хорошо их ребенок научится читать, не зависит от того, каким методом его обучают читать, а зависит от интеллекта, — на самом деле это не так. Два независимых исследования в 60-х и 70-х годах показали, что, в общем, способности в обучении чтению мало зависят от IQ. Более поздние исследования показали, что дети, имеющие трудности в обучении чтению, часто имеют IQ выше среднего.

Существует поверие, что не важно, насколько хорошо ребенок научился читать к первому классу – научится позже, с годами трудности в чтении сойдут на нет. Это не так. К. Станович показал, что успехи в чтении в первом классе во многом определяют уровень чтения в 11 классе. Хорошее чтение — это, в первую очередь, практика, поэтому те, кто лучше умеют читать сначала, читают, в целом, больше. Таким образом, с годами разница только увеличивается. Умение хорошо читать в ранние годы помогает развить важную «привычку» читать на всю жизнь.

Методы обучения чтению
XX-й век — далеко не первый, в котором придумывают новые подходы для обучения чтению. Каждый век методы обучения переоткрывают заново, говорят, какие они хорошие, естественные и логичные, потом же, когда мода на какой-то метод проходит, его забывают на несколько десятилетий, позже вновь переоткрывают.

Каждый из методов, придуманных в 20-м веке, либо целиком, либо частично, повторяет хорошо забытые старые методы. Но, как и в прошлом, каждый из них называется «новым», «естественным», «правильным» и «логичный».

Давайте разберемся, какие на данный момент существуют программы обучения чтению и к каким результатам они приводят.

Фонетический метод.
Фонетический подход состоит из системы обучения чтению, которая основана на алфавитном принципе. Это система, центральным компонентом которой является обучение соотношениям между буквами или группами букв, и их произношением. В основе ее — обучение произношению букв и звуков (фонетике), и, когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит сначала к слогам, потом к целым словам.

Фонетический метод подразделяется на два направления:

1. Метод систематической фонетики («systematic-phonics») – это программы, в которых с самого начала систематично обучают фонетике, обычно (но не всегда) перед тем, как дают читать целые слова. Подход чаще всего основывается на синтезе: детей обучают звукам букв и тренируют их на соединении этих звуков. Иногда эти программы включают в себя и фонетический анализ – умение манипулировать фонемами. Не все программы, которые классифицируются как «systematic-phonics» удовлетворяют этим критериям. Однако, все они делают акцент на раннем и серьезном обучении звукам букв.

2. Метод внутренней фонетики («intrinsic-phonics») — это программы, в которых делается ударение на визуальное и смысловое чтение, и в которых вводят фонетику позднее и в меньшем количестве. Дети, обучающиеся по этим программам, учат звуки букв в процессе анализа знакомых слов. Другому способ идентификации слов (по контексту или рисунку) в этих программах уделяется большее внимание, чем анализу слова. Обычно не выделяется никакого определенного периода времени для тренировки фонетики. Эффективность этого метода по основным параметрах ниже, чем у метода систематической фонетики.

Различные исследователи выявили корреляцию между знанием букв и звуков и способностью читать. И для начинающих и для продолжающих читателей знание букв и чувствительность к фонетической структуре (способность выделять фонемы) из устной речи является хорошим предсказанием будущих успехов в чтении, даже лучшим, чем, например, уровень IQ. Даже у людей, которые давно научились читать и читают, но испытывают трудности при чтении, эти трудности часто связанны с недостаточными знаниями буквенно-звуковых соответствий. Однако, наилучшие фонологические знания не обязательно переводятся в высокий уровень чтения. Напротив, и не удивительно, уровень чтения у более старших людей все больше коррелирует с уровнем IQ.

Лингвистический метод
Лингвистика – это наука о природе и о строении языка. Сейчас лингвистику используют в методах обучения чтению. Дети приходят в школу уже с большим запасом слов, и этот метод предлагает учить их читать эти слова, особенно те, которые наиболее часто используются. Bloomfield предлагает сначала учить читать на словах, которые часто используются и которые читаются так, как пишутся. Читая слова, которые читаются так, как пишутся, ребенок научается определять соответствия между буквами и звуками.

Метод «look-say»
Другое его название – метод «whole-word» (метод целых слов).

Метод «целых слов» заключается в том, что детей обучают распознавать слова как целые единицы, и не объясняют буквенно-звуковых соотношений. Обучение по этому методу строится по принципу визуального распознавания целых слов. В этом методе не учат ни названиям букв, ни буквенно-звуковому соотношению. Для того, чтобы научить читать, ребенку показывали целые слова и произносили их, то есть учили ребенка узнавать слова как целое, не дробя их на буквы и слоги. После того, как ребенок таким образом выучит около 50-100 слов, ему дают тексты, в которых эти слова часто встречаются.

В России этот метод известен как метод Домана – Гленн Доман все обучение чтению строит только на нем.

Этот метод был очень популярен в 20-е годы XX века. После 30-х годов исследователи выявили серьезные недостатки этого метода.

Метод «whole-language»
В чем-то эта методика напоминает метод whole-word, но больше полагается на языковой опыт ребенка. Например, детям дают книгу с увлекательным сюжетом и предлагают детям прочесть ее. Дети читают, встречают незнакомые слова, и о смысле этих слов детям предлагают догадываться с помощью контекста или иллюстраций, но не через произношение этих слов вслух. Для того, чтобы стимулировать любовь к чтению, детям предлагают писать рассказы.

Одна из целей подхода whole-language – сделать процесс чтения приятным. Одна из харак

home-school-ng.livejournal.com

История внедрения фонетического метода обучения чтению

Отрывок из стенограммы встречи с Ясюковой, организованной не так давно Газетой Точка Ру и группами сторонников Ю. Болдырева и С.Г. Кара-Мурзы. Есть видеоролик, но, как мне кажется, читать комфортней.

«Надо сказать, что проблемы с образованием начались где-то в 90-е годы. До этого вроде дети учились и учились, и как проблема общественная, как проблема, которой бы занимались родители, такой проблемы не было. Если посмотреть исторически, с чего это началось, то первая ласточка или то, что у нас начало разрушать систему образования, это система обучения русскому языку и чтению Эльконина – фонетический метод. До 1982-1985 годов детей обучали зрительно-логическим методом. И я училась зрительно-логическим методом, а мои дети как раз попали на переходный период, поступили в школу в 1982 г. и в 1984 г.

Если учитывать специфику русского языка, мы говорим и слышим одно, а писать надо, как видим и по правилам. На том, что мы слышим и говорим, нам фиксироваться не надо, нам надо смотреть, как написано, и нам надо знать правила. И зрительно-логический метод был официальным до 1981-1982 годов.

Эльконин свой букварь, основанный на фонетическом методе, сделал ещё в 1961 году. Он сделал его на волне исследования фонетики в Европе и в Америке. В те годы у нас ещё были идеи переведения обучения в начальной школе с 6 лет. Попробовали новый эльконинский букварь, и получилось, что он не обучает ни чтению, ни грамоте. И отложили его как интересный лингвистический изыск, школа сказала, что не готова к такой блестящей теоретической работе, к такому сложному способу обучения и т.д. Однако Эльконин не успокоился – он и его соратники Бугрименко, Цукерман 20 лет продавливали этот букварь. Где бы они ни внедряли, что бы они ни делали, оказывалось, что дети учиться не могут. Почему удалось продавить? Официально с 1981 года было принято решение о переходе на новый фонетический букварь. Дело в том, что к концу 70-х годов уровень развития детей оказался очень высоким, к школе практически все дети умели читать. Нашим великим теоретикам, Эльконину и его последователям, и многим современным докторам наук, которые и теперь считают, что это замечательный метод обучения, непонятна элементарная вещь: когда фонетический разбор делает читающий человек, то он на самом деле работает не со звуковым составом слова, не звуки анализирует, а он знает, как слово написано, видит слово, и быстренько членит его на части и делает легко и его фонетический разбор. Если нужно, чтобы сделал фонетический разбор человек нечитающий, ребёнок, то ему приходится работать именно со звуковым составом слова, то есть он только со звуковым комплексом работает. Естественно, он не может его легко проанализировать. Когда начинали внедрять этот букварь в 60-е и в 70-е годы, то дети шли в школу в основном нечитающие, они, естественно, не могли быстро научиться делать этот фонетический разбор. Года обучения в 1-ом классе не хватало, чтобы этому научиться делать, и поэтому букварь всё время откладывали.

Но в конце 70-х годов дети пошли в школу почти все читающие. Жили мы бедно, но уровень культуры у нас был очень высокий, и, соответственно, когда пошли в школу дети читающие, первое, что сделали, кто помнит, в конце 70-х сократили начальную школу с 4-х лет до 3-х, потому что никому не надо было целый год изучать букварь. Сначала на полгода сократили букварный период, потом до одной четверти, а потом фактически детям только в сентябре упоминали про буквы и звуки. Как только в конце 70-х годов в школу пошли дети читающие, так фонетический букварь и пошёл. И быстро было принято административное решение, и с 1982 года повсеместно начался переход на новый метод обучения. Эльконин, Бугрименко и Цукерман сделали букварь, который стал базовым для всей нашей школы, и по сию пору является базовым. Многие переходить не хотели. Я знаю, Горецкий очень сопротивлялся, у него был букварь нормальный в своё время, сейчас уже тоже фонетический. И все последующие буквари, которые создавались и используются сейчас, основаны на фонетике. То есть сначала изучают звуки, со звуками работают, потом рассказывают про буквы. И с 1982 года по 85-87 года завершился переход на новый букварь и в целом на новый метод обучения русскому языку по всей стране.

Школы сопротивлялись сначала, но помогла перестройка. В перестройку мы отбрасывали всё старое, отжившее, переходили на новое, хорошее. И в образовании следовало отказаться от старых программ и методов обучения, перейти на новые, лучшие, научно обоснованные и т.д. Фактически к концу 80-х все школы полностью перешли на фонетический метод обучения. Дальше грянул экономический кризис, дефолт, и что у нас получилось: родителям некогда стало заниматься с детьми, надо было на жизнь зарабатывать, и в школу пошли дети нечитающие. Пособия, книжки покупать стало дорого, уровень развития детей резко упал. Посещение детских садов резко сократилось, потому что стало дорого тоже, и в школу пошли дети неразвитые и нечитающие. Дефект букваря сразу стал очевиден – обучить читать фонетическим методом за один год в 1-ом классе невозможно. Но какой вывод сделали? Не букварь плохой, не программа плохая, а дети плохие, у детей не развит фонематический слух. Какое приняли решение? – с середины 90-х годов начали обучать фонетическому разбору в детском саду. Стали в подготовительной группе детского сада заниматься этим фонетическим разбором как подготовкой к школе. Год занимаются – всё равно дети не успевают освоить, не усваивают всю эту премудрость и читать не обучаются. Пришли к тому, что начали обучение со средней группы, за три года дети этот фонетический разбор более-менее стали осваивать. Сейчас дети в детском саду в старшей и подготовительной группе два года занимаются фонетическим разбором, у них это официально входит в программу подготовки к школе».

Ссылка на вордовский документ с полным текстом — https://www.shevkin.ru/files/dwl_1437568529.doc

cc-300.livejournal.com

Оставьте комментарий