Гиперопека матери: Гиперопека родителей — причины, последствия. Что делать?

Содержание

Гиперопека родителей — причины, последствия. Что делать?

Цветовая схема: C C

Размер шрифта A A A

Изображения:

Обычная версия сайта

  1. Главная
  2. О больнице
  3. Статьи
  4. Статьи

О больнице

Гиперопека — разновидность патологического воспитания, для которого характерна чрезмерная забота о ребенке, стремление защищать его даже в отсутствии реальной опасности и  стремление постоянно удерживать его около себя. В последние годы гиперопека уже не является исключительно психологическим термином, так как, к примеру,  во Франции данный термин уже носит юридический характер и фигурирует в ювенальной юстиции как повод для изъятии ребенка из семьи. Подобные меры могут показаться радикальными, но если внимательно проанализировать отдаленные последствия такого воспитания,  то можно убедиться в том, что гиперопека может быть источником большого количества проблем и даже приводить к инвалидизации.

Итак, каков же психологический механизм действия гиперопекающего воспитания на ребенка? Если мы вслед за выдающимся советским психиатром и клиническим психологом В.Н. Мясищевым попытаемся представить развитие ребенка в виде последовательно сменяющих друг друга уровней формирования отношений (сперва формируются отношения к близким (отцу и матери) и более дальним фигурам, затем к миру предметов и явлений, и, наконец, к самому себе), то негативное влияние гиперопеки будет проявляться в том, что она препятствует гармоничному формированию компонентов каждого из уровней, что в конечном счете приводит к развитию невроза, в основе которого лежит интрапсихический конфликт -

противоречие между внутренними тенденциями и потребностями, борьбой между желанием и долгом, моральными принципами и личными привязанностями  («я хочу, но не могу решиться»).

В группе риска по гиперопекающему воспитанию находятся родители-одиночки, пытающиеся компенсировать отсутствие одного из родителей и супружеские пары, пережившие потерю ребенка.

Вышеописанный интрапсихический конфликт является этиологическим фактором развития невроза навязчивых состояний — психического расстройства, характерного и для детского и для старшего возраста. Симптомами данного расстройства являются навязчивые идеи (обсессии) и навязчивые ритуальные действия (компульсии), которые в значительной степени препятствуют нормальному функционированию психики и требуют длительного комплексного лечения, включающего медикаментозную терапию и психотерапию.

К сожалению,  психические расстройства — не единственное последствие гиперопеки. Так, к примеру, Trombini и коллеги в своем исследовании взаимосвязи ожирения у детей и патологических психологических установок у матерей установили, что у 66,6% детей с ожирением различной степени в воспитании преобладали черты гиперопеки и повышенное чувство собственности у родителей.

С точки зрения психосоматики, воспитание по типу гиперопеки является фактором развития такого тяжелого хронического заболевания как бронхиальной астмы.

В психологии дыхание принято рассматривать как необходимость самостоятельной реализации бессознательных механизмов, и тут-то и вмешивается родительская гиперопека, «душащая» все бессознательные импульсы и способствующая соматизации процесса.

Как помочь избежать последствий гипреопекающего воспитания? 

Образовательные мероприятия для родителей и психотерапевтическое консультирование, направленные на разъяснение и коррекцию  последствий дизгармоничного воспитания могут предотвратить дезадаптацию ребенка и способствовать формированию здоровой личности. В случае выявления гиперопекающего воспитания рекомендована, в первую очередь, семейная психотерапия с привлечением всех членов семьи и длительная совместная работа.


Гиперопека родителей над ребенком: что это такое, признаки, последствия

Гиперопека — это чрезмерная забота родителей о детях. Чем она опасна для ребенка, как проявляется в разном возрасте, какие есть признаки чрезмерной опеки и к каким последствиям она приводит? Разобраться в этих вопросах Forbes помогает психолог и гештальт-терапевт Татьяна Каштанова

Что такое гиперопека со стороны родителей?

«Надень шапку», «ешь, а то вон какой худой», «позвони, когда дойдешь» и прочие фразы, которые мы активно превращаем в мемы, на самом деле признаки не лучшего подхода к воспитанию ребенка — гиперопеки.  

Другое ее проявление — постоянное обожание. Согласно Оксфордскому толковому словарю по психологии, гиперопека — «термин, обычно используемый для характеристики родительского поведения, которое является снисходительным, балующим, заботливым, инкапсулирующим, покровительствующим и способствующим формированию чрезмерной зависимости». То есть, по мнению клиницистов, если ребенок не способен развивать нормальную независимость, значит, взрослые вокруг него — гиперопекающие. Еще короче эти ситуацию можно описать с помощью известного анекдота: «Павлик, пора домой! — Мама, а я замерз или голодный?»

Значительная часть наших взрослых проблем может быть следствием гиперопеки или того, что вы не смогли вовремя от нее избавиться: 

  • беспомощность и безынициативность;
  • эгоистичность;
  • постоянная потребность во внимании;
  • отсутствие личной жизни или большие трудности, с ней связанные;
  • трудности в воспитании собственных детей;
  • неуверенность в себе;
  • невозможность выдерживать реальность.

Материал по теме

Последствия гиперопеки

Чаще всего ребенок родителей, которые душат его либо заботой, либо «запретами во благо», не может обрести независимость, даже став взрослым. Зависимость — это не всегда плохо, но есть разные варианты ее проявления. Так, созависимость из-за чрезмерной опеки считается проблемой — в отличие от поддерживающих, уважительных отношений между взрослым и ребенком. 

И дело касается не только бытовой независимости (хотя это важнейший фактор адаптации к взрослой жизни), но и эмоциональной. Скорее всего, такие дети во взрослом возрасте будут испытывать трудности в общении с людьми. Вместо того, чтобы проявлять себя такими, какие они есть, будут пытаться понравиться новым знакомым, особенно стоящим выше по статусу и имеющим косвенное влияние на их жизнь.

Если в детстве меня хвалили за все, что бы я ни сделал, — что же надо сделать для этого начальника, чтобы увидеть в нем тот самый добрый материнский отклик? Однако ни один начальник не станет относиться к вам, как это делал гиперопекающий родитель, а значит, вы всегда будете всегда чувствовать себя «недостаточно хорошим». 

Впрочем, можно и не убегать так далеко вперед: перед тем, как устроиться на работу, ребенку предстоит встретиться с детским садом, школой и вузом — и все эти столкновения могут быть очень болезненными и травматичными. Живя в условиях, когда все ключевые решения принимаются не им, а родителем, ребенок может не брать ответственность ни за обучение, ни за социальную адаптацию, ни за формирование межличностных связей. Он быстро привыкает, что его всегда будут гиперопекать. 

Сепарация должна произойти на обоих концах провода, иначе последствия гиперопеки будут догонять семью всю жизнь

Кажется, все должно произойти будто само собой, потому что в жизни ребенку никогда не приходилось ни над чем работать. Если в школе ему ставили тройку, мама приходила в родительский комитет и говорила, что надо менять учителя. И вовсе не ребенок хотел оспорить баллы за ЕГЭ или любой другой экзамен: мама брала его за руку и диктовала заявление на апелляцию, подсказывая, где ставить запятые. 

И даже если человек с этим справился, научился сам принимать решения и стал жить отдельно (хотя в семьях со сверхопекой как над сыном, так и над дочерью это происходит крайне редко и в более старшем возрасте, вплоть до смерти опекающего родителя), последствия дают о себе знать. Поскольку родителю вдруг становится не о ком заботиться, он включает манипуляцию. Ведь я всю жизнь посвятил тебе, а теперь ты меня бросил? Я столько для тебя сделал, а ты ушел? Ладно, ушел — но когда ты принесешь мне внуков? Ведь мне так хочется еще понянчить детей! То есть даже если повзрослевший ребенок разобрался с проблемой и обрел некую независимость, сепарация должна произойти на обоих концах провода, иначе последствия гиперопеки будут догонять семью всю жизнь.

А главное — это будет переходить из поколения в поколение. 

Первый шаг к решению проблемы, как всегда, лежит в том, чтобы проблему увидеть и осознать (Кадр из фильма «Леди Берд»/DR)

Причины гиперопеки

В качестве причины подобного поведения родители чаще всего будут приводить один железный аргумент: «Я же его люблю и хочу для него только лучшего!» Однако это подмена понятий. Обычно словом «любовь» гиперопекающие взрослые называют попытку нейтрализовать собственную излишнюю тревогу. В реальности проявлением любви будет способность видеть и уважать желания ребенка, позволять ему следовать им, совершая на пути ошибки. Да, очень страшно, когда ваш ребенок летит с пригорка на велосипеде, но падение гораздо вероятнее, если вы держите его за руку в тот момент, когда ему нужно управлять рулем. 

Материал по теме

Если родителя и самого растили в таких же условиях, он не знает других проявлений любви. Сложно дать свободу ребенку, если в этот же момент тебе звонит мама и спрашивает, тепло ли ты оделась, а тебе уже 35 и ты вполне ориентируешься в погодных условиях. Сложно адекватно оценивать интересы и способности ребенка, если в детстве тебе говорили, что ты гениален во всем, чем бы ни занялся, и только на первом корпоративе ты узнал, что в караоке тебе лучше не петь никогда ни при каких условиях.

Советы психолога

Популярное в современной психологии понятие «достаточно хороший родитель» позволяет снять с себя львиную долю тревоги, а значит, не перекладывать ее на ребенка. Достаточно хороший родитель не стремится быть лучшей мамой на детской площадке с идеальным ребенком, который ни разу не ел песок. Достаточно хороший родитель дает понять необходимость образования, но не клеит за ребенка макет Саратова из шишек для урока труда.

Достаточно хороший родитель не говорит «а давай ты станешь программистом» и не водит ребенка в слезах на курсы Python для подростков, если видит, что тот на самом деле в восторге от идеи играть левого зайчика в третьем ряду в школьном театре (но и не нанимает народного артиста в качестве репетитора, чтобы в следующем году сыночка непременно сыграл Гамлета).  

Чтобы создавать живую ситуацию, способствующую росту и развитию, следует вновь и вновь брать время, паузу, чтобы сориентироваться, в чем прямо сейчас нуждается ребенок

Первый шаг к решению проблемы, как всегда, лежит в том, чтобы проблему увидеть и осознать. А советы по плавному и деликатному выходу из ситуации могут дать профессиональные семейные психологи и психотерапевты. 

«Гиперопека часто подразумевает перекос»

Психолог и гештальт-терапевт Татьяна Каштанова:

«Ребенок — это становящийся, строящийся организм. Он пока еще действительно нуждается в присутствии большего, чем он, мира, который может дать ему уверенность и свободу, чтобы развиваться и двигаться. Этим миром для ребенка становится взрослый. Можно провести такую аналогию: взрослый — «поверхность», с которой взаимодействует ребенок. Поэтому родителю очень важно пробудиться от рутины и обыденности (ведь ребенок не живет в обыденности) и переключить фокус внимания с индивидуалистичной, механистической конструкции «я делаю ему» («я его опекаю»/«я о нем забочусь») на множественную, включающую уже двоих: «А какой контакт мы образуем?»

Если продолжать аналогию с поверхностью, можно, например, задавать себе вопрос: а какая поверхность я сейчас для ребенка? Твердая, от которой можно оттолкнуться, по которой он может пройти с уверенностью, в которой он найдет опору? Или мягкая поверхность, в которой он тоже периодически нуждается, поверхность, которая может дать защиту, поддержку, принятие? 

Материал по теме

Важно понять, что гиперопека часто подразумевает перекос в ту или иную сторону: либо вы — только мягкая поверхность, где ребенок даже не подозревает, что можно что-то захотеть сделать самому, где он всегда убаюкан, где у него нет возможности или повода напрягаться для собственного движения, либо вы — поверхность всегда жёсткая, и тогда гиперопекой становятся элементы власти и подчинения, что тоже лишает ребенка самостоятельности, только теперь по причине того, что все в его мире очень жестко регламентировано. Он ходит строем и по расписанию, не подозревая, что можно сделать самостоятельный шаг вправо или влево. 

Чтобы создавать живую ситуацию, способствующую росту и развитию, следует вновь и вновь брать время, паузу, чтобы сориентироваться, в чем прямо сейчас нуждается ребенок. Если ему нужно прочувствовать напряжение при встрече с реальностью, тогда поддержкой для него будет присутствие родителя, но с увеличенной дистанцией: «Я здесь, тебе непросто, но все хорошо и все идет так, как надо, продолжай». Если ему нужно расслабление, тогда поддержкой станут родительские объятия с уменьшением дистанции: «Я здесь и я поддерживаю то, как активно ты исследуешь мир». 

Чрезмерная опека родителей – причины, признаки и последствия

| Почему родители чрезмерно опекают | Причины | Хорошо ли быть чрезмерно опекающим | Знаки | Эффекты | Стили воспитания |

Чрезмерно опекающие родители

Чрезмерно опекающие родители проявляют чрезмерное опекающее поведение, учитывая стадию развития ребенка и фактический уровень риска в их окружении.

Чрезмерно опекающие родители сосредоточены исключительно на обеспечении безопасности своих детей не только физически, но и эмоционально.

Эти родители одержимы физической безопасностью своих детей, хотя обычно они живут в относительно безопасной среде. Уровни защиты превышают гораздо более низкий уровень реального риска.

Они также заботятся о сохранении эмоционального благополучия своих детей, помогая им устранять все препятствия и смягчать удары повседневной жизни.

Почему родители проявляют чрезмерную опеку

Некоторые родители проявляют чрезмерную опеку, потому что хотят сделать все, что в их силах, чтобы уберечь своих детей от вреда и помочь им добиться успеха в жизни.

Этот интенсивный подход к воспитанию часто выбирают родители в любящей, но ошибочной попытке улучшить результат своего ребенка.

Родители инстинктивно защищают. Родители любят и заботятся о своих детях и хотят воспитать их здоровыми, счастливыми и успешными. Они хотят защитить благополучие своих детей, предотвращая болезни, обиды и неудачи.

Но когда мама или папа помогают слишком много, вмешиваются, чтобы спасти положение каждый раз, когда что-то идет не так, или ограждают ребенка от всего негативного мира, они становятся чрезмерно заботливыми родителями.

Что заставляет родителей чрезмерно опекать

Родительское беспокойство

Чрезмерно опекающие родители часто бывают тревожными родителями, озабоченными опасностями. Родители, страдающие тревожным или паническим расстройством, склонны проявлять чрезмерное родительское поведение ​1​ .

Hyperbolic News Media

Гиперзащита присутствует в каждом поколении. Однако в последние годы наблюдается тенденция к интенсивному воспитанию детей. В частности, миллениалы печально известны тем, что их мама или папа чрезмерно опекают вертолет.

Мы живем в эпоху, когда нас постоянно бомбардирует информация. Широкое использование Интернета и смартфонов означает, что СМИ должны использовать творческие способы, чтобы конкурировать за наше внимание.

Сенсационные новости делают свое дело.

Гиперболические средства массовой информации заставляют родителей думать, что мир вокруг них гораздо опаснее, чем он есть на самом деле ​2​ . Каждое нападение на ребенка выглядит как личная угроза.

Таким образом, хотя наше общество в целом находится в большей безопасности, чем любое предыдущее поколение в истории, оно таковым не кажется.

Восприятие уязвимости ребенка

Родители детей с хроническими заболеваниями ​3​ или с ограниченными физическими возможностями ​4​ часто проявляют гиперопекающее и контролирующее поведение. Эти родители, особенно матери, считают, что их дети более уязвимы или восприимчивы и нуждаются в большей защите.

Родительские посттравматические симптомы после стихийного бедствия

Гиперопека может возникнуть после природных или техногенных катастроф, особенно если у родителя развивается посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) ​5​ .

Например, если семья сбежала из горящего дома во время сильного пожара, у родителей может развиться страх перед будущими пожарами и сформироваться гиперопекающее поведение.

Хорошо ли чрезмерно опекать

Наличие заботливых родителей полезно для выживания младенцев. Также полезно, если жизненный опыт содержит высокие риски. Но в обычном доме без серьезных условий сосредоточение внимания исключительно на защите без гибкости угрожает развитию детей ​6​ .

Исследования показывают, что, когда родители защищают своих детей от экстремальных условий, таких как городская среда, где распространены насилие с применением огнестрельного оружия, банды и наркотики, семья функционирует лучше.

Мозг родителей запрограммирован на защиту потомства. Но когда доведено до крайности и уровень рисков не соответствует степени защиты, чрезмерная защита принесет больше вреда, чем пользы.

Чрезмерная забота родителей может принимать разные формы. Вот некоторые признаков чрезмерной опеки родителей .

Спасает положение… каждый день

Конечно, никто не хочет, чтобы их дети терпели неудачу. Но чрезмерно опекающие родители не могут допустить, чтобы их дети пережили какие-либо неудачи или разочарования. Они бросаются спасать положение каждый раз, когда их дети сталкиваются с малейшими трудностями.

  • Они убирают грязные комнаты своих детей и убирают все после них.
  • Каждый вечер они упаковывают детские рюкзаки, чтобы ничего не забыть.
  • Они выполняют домашнее задание или научные проекты своих детей, чтобы убедиться, что они получат пятерки.
  • Они вмешиваются и спасают своего ребенка от плохой оценки или оскорбленного самолюбия.
  • Они сделают все, чтобы уберечь своего ребенка от неудач, даже если это будет означать нарушение правил (или законов).

Микроуправление

Чрезмерно опекающие родители беспокоятся о каждом шаге своих детей. Таким образом, они парят и контролируют действия и окружающую среду своих детей. Они управляют всеми аспектами жизни своих детей. Примеры сверхзащитного микроуправления включают:

  • Они решают, какими внеклассными занятиями будет заниматься их ребенок, потому что они лучше знают .
  • Они не позволяют своему ребенку отклоняться от курса и заниматься интересами, которые они считают рискованными.
  • Они планируют распорядок дня своего ребенка и контролируют все занятия.
  • Они принимают все решения за ребенка, не позволяя ему самому продумывать варианты.
  • Они редко принимают во внимание точку зрения или предпочтения ребенка.
  • Они разрешают своему ребенку общаться только с «правильными» друзьями.

Сверхчувствительные и реактивные

Чрезмерно опекающие родители гиперчувствительны и часто слишком остро реагируют на все, что касается их детей.

  • Они слишком настороженно относятся к занятиям, которыми занимается их ребенок.
  • Они постоянно напоминают ребенку о безопасности и опасности.
  • Они жалуются на плохие оценки своего ребенка и борются со школой, чтобы изменить это.
  • Они в ярости и требуют пересмотра, когда их ребенку отказывают в возможности.
  • Они вмешиваются, если их ребенок не получает особого обращения, на которое они считают себя вправе.
  • Они перебарщивают с утешением, когда их ребенок терпит неудачу.

Последствия чрезмерной опеки родителей

Есть много причин, по которым родители не должны проявлять чрезмерную опеку. Психологические последствия гиперопеки родителей могут быть значительными. Наиболее заметным из них является то, что это вредит росту и развитию их детей в хорошо приспособленных, независимых взрослых. Вот как проявляется этот вред.

Беспокойство и тревога

Беспокойство — это повторяющаяся, дисфункциональная и ригидная форма негативного мышления, которое часто является первичным признаком генерализованного тревожного расстройства. Исследования неизменно показывают, что чрезмерно защищенные дети более склонны к беспокойству и беспокойству ​7​ .

Чрезмерно опекающие родители могут чрезмерно заботиться о своих детях из-за собственного предубеждения к угрозам, повышенного восприятия опасности и повышенной чувствительности к страданиям своего ребенка. Постоянно высокий уровень стресса у родителей напоминает детям об опасности и вызывают у них тревогу ​8​ .

Отсутствие навыков преодоления трудностей

Чрезмерная родительская защита может подорвать развитие у ребенка навыков самостоятельного преодоления трудностей .

Чтобы научиться эффективным стратегиям выживания, дети должны научиться приспосабливаться к трудным ситуациям.

Некоторое воздействие рисков и сложных переживаний позволяет детским механизмам совладания созреть ​9​ . Это стойкие жизненные навыки, которые помогут выдержать будущие несчастья, невзгоды, неудачи и разбитые сердца.

Однако чрезмерно защищенные дети не имеют таких возможностей. Они помещены в пузырь вдали от реального мира и защищены от болезненных реалий.

Дети, которые привыкли к тому, что родители составляют их планы и убирают их беспорядок, не готовы иметь дело с тем, что жизнь может преподнести им. Они легко рушатся под давлением как мелких проблем, так и серьезных препятствий ​10​ .

Социальная тревожность и фобия

Чрезмерная опека дает ребенку ощущение, что мир опасен. Это усиливает избегание и удерживает детей от участия в социальных ситуациях, ограничивая возможности завязывать дружеские отношения и приобретать социальные навыки. У детей, воспитанных в условиях чрезмерной опеки родителей, как правило, менее компетентные социальные навыки .

Эти дети также чаще страдают от социальной тревожности или социальной фобии, которая характеризуется страхом и избеганием социальных ситуаций. Это состояние обычно сопровождается чрезмерной озабоченностью боязнью отказа, критики или смущения ​11,12​ .

Боязнь неудачи

Чрезмерно опекающие родители делают все возможное, чтобы их дети не потерпели неудачу. Они быстро спасают своих детей и оказывают им ненужную помощь, часто без просьбы.

Ребенок из чрезмерно опекающей семьи боится ошибиться . Опасаясь неудачи, боли или отказа, они не хотят выходить из своей зоны комфорта, чтобы попробовать что-то новое. Ребенок может уклоняться от возможностей . Вместо того, чтобы преодолевать трудности и решать проблемы самостоятельно, эти дети становятся зависимыми от своих родителей . Их нежелание расправлять крылья и летать мешает им стать компетентными личностями ​13​ .

Депрессия и психологическое благополучие

Дети, воспитанные чрезмерно заботливыми родителями, чаще страдают депрессией в подростковом возрасте ​14​ .

Чрезмерная родительская опека связана с использованием отпускаемых по рецепту лекарств от депрессии и рекреационным потреблением болеутоляющих средств у студентов колледжей ​15​ .

Низкая самооценка и самомотивация

Помимо более высокой частоты тревожности и депрессии, гиперопекаемые дети также имеют снижение самооценки и уверенности в своих способностях решать бытовые проблемы.

Чувство собственного достоинства или самооценка человека во многом зависит от того, как другие люди относятся к нему во время взаимодействия ​16​ . Дети, находящиеся под постоянным наблюдением и защитой, получают сообщение о том, что они не способны или недостаточно хороши, чтобы самостоятельно управлять своей жизнью.

Не имея возможности доказать себе, что они могут взять на себя ответственность, эти дети не могут в полной мере оценить свои достижения, чтобы развить чувство самостоятельности и компетентности.

В результате им не хватает стойкости, самоэффективности и самомотивации, необходимых для самостоятельного противостояния миру ​17​ .

Bullying Target

Чрезмерная опека родителей связана с высокой степенью издевательств над ребенком в школе ​18,19​ .

С чрезмерно защищенными детьми часто обращаются как с детьми младше своего возраста. Они инфантильны, и им не разрешается участвовать в грубых играх, утверждениях, исследованиях или рискованных действиях, необходимых для развития.0007 навыки управления конфликтами и самообороны ​20​ .

Нерешительный

Дети из чрезмерно опекающих семей нерешительны.

Детям нужна возможность практиковаться в принятии решений, но чрезмерно защищенным детям никогда не позволяют делать собственный выбор в жизни. Без практики и подготовки они вырастают , не зная, как принимать важные решения .

Эти дети либо не умеют принимать такое решение, либо боятся принять неправильное решение. Они научились зависеть от своих родителей, которые делают все выборы за них.

Например, студент колледжа, который воспринимает своих родителей как чрезмерно опекающих, испытывает большую нерешительность в карьере, чем те, кто в детстве считал, что их родители больше поощряют их независимость ​21​ .

Права и дезадаптивный нарциссизм

Исследования показали, что чрезмерная родительская защита связана с нарциссизмом в юношеском возрасте ​22​ .

Чрезвычайный уровень отзывчивости, помощи и вмешательства со стороны защищающих родителей учит их детей тому, что они исключительно важны. Они всегда достойны интенсивной заботы и внимания со стороны окружающих. Таким образом, эти дети могут считают, что имеют право на вещи, которые они не заработали ​23​ .

Психологи обнаружили, что когда родительская отзывчивость не проявляется на соответствующем возрасту уровне, у ребенка или взрослого ребенка с большей вероятностью разовьются патологически нарциссические черты ​24​ .

Функциональные соматические симптомы

У чрезмерно защищенных подростков чаще развиваются функциональные соматические симптомы (ФСС). Наиболее распространенными FSS у детей и подростков являются боли, усталость и желудочно-кишечные расстройства ​25​ .

Преступность

Одним из наиболее разрушительных аспектов чрезмерной защиты является то, что она сочетается с низкой заботой (эмоциональное пренебрежение) воспитания. Когда чрезмерно опекающие родители проявляют высокий контроль и низкую эмоциональную отзывчивость, они являются авторитарными родителями.

Исследователи неизменно обнаруживают, что этот метод воспитания тесно связан с подростковой преступностью, депрессией и расстройством личности ​26​ .

Чрезмерная опека и другие стили воспитания

Все хорошие родители проявляют заботу, но не все родители проявляют чрезмерную заботу.

Чрезмерно опекающих родителей иногда называют родителями-вертолетами, потому что они все время парят над своими детьми.

Чрезмерно опекающие родители с низким уровнем родительской заботы и тепла являются контролирующими или авторитарными родителями.

Эти четыре типа воспитания имеют некоторые общие характеристики, и поэтому люди иногда используют их взаимозаменяемо. Но они могут означать разные вещи в зависимости от того, с кем вы разговариваете.

Среди четырех стилей воспитания авторитарное воспитание является единственной четко определенной психологической конструкцией. Он характеризуется высоким контролем и низкой теплотой.

Сверхопекающий, вертолетный и контролирующий стили воспитания не имеют четкого определения, но у них есть одна общая черта – высокий контроль. За исключением контрольной части, эти термины точно не установлены и последовательно не изучаются в психологии.

Слово «чрезмерно опекающий» подразумевает, что родители стремятся защитить, а слово «контролирующий» подразумевает, что родители стремятся контролировать. Таким образом, эти два типа воспитания могут иметь некоторые фундаментальные различия с точки зрения намерений.

Чрезмерно опекающие родители беспокоятся о здоровье и безопасности своих детей. Они используют контроль для достижения своих целей сохранения. Но контролирующие родители — это авторитарные родители. Они просто хотят контролировать без уважительной причины.

Независимо от условий, чтобы не препятствовать развитию детей, родители должны избегать душить своих детей и воспитывать в них здоровое чувство компетентности. Принятие теплого, чуткого и отвечающего высоким стандартам стиля воспитания (т. е. авторитетного воспитания) — это лучшее, что родители могут сделать, чтобы защитить своих детей в долгосрочной перспективе.

Заключительные мысли о чрезмерно опекающих родителях

Если родителю трудно отказаться от контроля, он также может быть контролирующим родителем – узнайте характеристики контролирующего воспитания.

Чтобы воспитать устойчивых детей, родители обеспечивают безопасное убежище во время стресса, а также в периоды спокойствия. Установите границы, но также допускайте возможность адаптации. Только когда у детей есть возможность эффективно взаимодействовать с внешним миром, они могут стать способными, жизнестойкими и социально чувствительными будущими поколениями.

Была ли эта статья полезной?

Насколько это было полезно?

Как мы можем его улучшить?


Ссылки

  1. 1.

    Clarke K, Cooper P, Creswell C. Шкала гиперопеки родителей: ассоциации с детской и родительской тревогой. Журнал аффективных расстройств . Опубликовано в Интернете в ноябре 2013 г .: 618–624. doi:10.1016/j.jad.2013.07.007

  2. 2.

    Купчик А, Брейси Н.Л. Средства массовой информации о школьной преступности и насилии. Насилие среди несовершеннолетних и ювенальная юстиция . Опубликовано в Интернете 30 декабря 2008 г .: 136–155. дои: 10.1177/1541204008328800

  3. 3.

    Mullins LL, Wolfe-Christensen C, Hoff Pai AL, et al. Связь чрезмерной родительской защиты, воспринимаемой детской уязвимости и родительского стресса с неуверенностью в себе у молодежи с хроническими заболеваниями. Журнал детской психологии . Опубликовано в Интернете 9 апреля 2007 г .: 973–982. дои: 10.1093/jpepsy/jsm044

  4. 4.

    Holmbeck GN, Johnson SZ, Wills KE, et al. Наблюдаемая и воспринимаемая родительская чрезмерная защита в отношении психосоциальной адаптации подростков с физическими недостатками: посредническая роль поведенческой автономии. Журнал консалтинга и клинической психологии . Опубликовано в Интернете 2002: 96-110. doi:10.1037/0022-006x.70.1.96

  5. 5.

    McFarlane AC. Функционирование семьи и чрезмерная защита после стихийного бедствия: долгосрочные последствия посттравматической заболеваемости. Aust N Z J Психиатрия . Опубликовано в Интернете, июнь 1987 г .: 210–218. дои: 10.3109/00048678709160914

  6. 6.

    Унгар М. Чрезмерная забота о воспитании: помощь родителям в том, чтобы обеспечить детям достаточную степень риска и ответственности. Американский журнал семейной терапии . Опубликовано в Интернете 30 апреля 2009 г .: 258–271. дои: 10.1080/01926180802534247

  7. 7.

    Spada MM, Caselli G, Manfredi C, et al. Родительская чрезмерная защита и метапознания как предикторы беспокойства и беспокойства. Behav Cogn Psychother . Опубликовано в Интернете 6 июня 2011 г .: 287–296. дои: 10.1017/s135246581100021x

  8. 8.

    Гар Н.С., Хадсон Дж.Л. Исследование взаимодействия между матерями и детьми с тревожными расстройствами. Поведенческие исследования и терапия . Опубликовано в Интернете в декабре 2008 г .: 1266–1274. doi:10.1016/j.brat.2008.08.006

  9. 9.

    Мощность ТГ. Стресс и преодоление в детстве: роль родителей. Воспитание . Опубликовано в Интернете в ноябре 2004 г .: 271–317. дои: 10.1207/s15327922par0404_1

  10. 10.

    Howe A, Smajdor A, Stöckl A. На пути к пониманию устойчивости и ее значения для медицинского образования. Медицинское образование . Опубликовано в Интернете 16 марта 2012 г .: 349–356. doi:10.1111/j.1365-2923.2011.04188.x

  11. 11.

    Lieb R, Wittchen H-U, Höfler M, Fuetsch M, Stein MB, Merikangas KR. Родительская психопатология, стили воспитания и риск социальной фобии у потомства. Arch General Психиатрия . Опубликовано в Интернете 1 сентября 2000 г.: 859. doi:10.1001/archpsyc.57.9.859

  12. 12.

    Спокас М, Хаймберг Р.Г. Чрезмерно опекающее воспитание, социальная тревога и внешний локус контроля: перекрестные и продольные отношения. Cogn Ther Res . Опубликовано в Интернете 30 декабря 2008 г .: 543–551. дои: 10.1007/s10608-008-9227-5

  13. 13.

    Сидеридис Г.Д., Кафециос К. Восприятие родительской привязанности, страх неудачи и стресс во время классных презентаций. Международный журнал развития поведения . Опубликовано в Интернете в марте 2008 г .: 119–130. дои: 10.1177/0165025407087210

  14. 14.

    Bayer JK, Sanson AV, Hemphill SA. Влияние родителей на трудности интернализации в раннем детстве. Журнал прикладной психологии развития . Опубликовано в Интернете в ноябре 2006 г .: 542–559. doi:10.1016/j.appdev.2006.08.002

  15. 15.

    ЛеМойн Т., Бьюкенен Т. ИМЕЕТ ЛИ ВАЖНОСТЬ «ВАРЕНИЕ»? ВЕРТОЛЕТНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА БЛАГОПОЛУЧИЕ. Социологический спектр . Опубликовано в Интернете в июле 2011 г .: 399–418. дои: 10.1080/02732173.2011.574038

  16. 16.

    Лири М.Р., Тамбор Э.С., Тердал С.К., Даунс Д.Л. Самооценка как межличностный монитор: гипотеза социометра. Журнал личности и социальной психологии . Опубликовано в Интернете 1995: 518-530. дои: 10.1037/0022-3514.68.3.518

  17. 17.

    ДеХарт Т., Пелхэм Б.В., Теннен Х. Что скрывается за этим: стиль воспитания и неявная самооценка. Журнал экспериментальной социальной психологии . Опубликовано в Интернете в январе 2006 г.: 1-17. doi:10.1016/j.jesp.2004.12.005

  18. 18.

    Георгиу С.Н. Запугивание и виктимизация в школе: роль матерей. Британский журнал педагогической психологии . Опубликовано в Интернете в марте 2008 г .: 109–125. дои: 10.1348/000709907×204363

  19. 19.

    Лерея С.Т., Самара М., Вольке Д. Поведение родителей и риск стать жертвой и хулиганом/жертвой: метаанализ. Жестокое обращение с детьми и безнадзорность . Опубликовано в Интернете в декабре 2013 г .: 1091–1108. doi:10.1016/j.chiabu.2013.03.001

  20. 20.

    Финнеган Р.А., Ходжес Е.В., Перри Д.Г. Виктимизация со стороны сверстников: ассоциации с рассказами детей о взаимодействии матери и ребенка. Журнал личности и социальной психологии . Опубликовано в Интернете 1998: 1076-1086. дои: 10.1037/0022-3514.75.4.1076

  21. 21.

    Guay F, Senécal C, Gauthier L, Fernet C. Прогнозирование карьерной нерешительности: перспектива теории самоопределения. Журнал психологического консультирования . Опубликовано в Интернете 2003: 165-177. дои: 10.1037/0022-0167.50.2.165

  22. 22.

    Сегрин С., Восзидло А., Гиверц М., Монтгомери Н. Черты родителей и детей, связанные с чрезмерным воспитанием. Журнал социальной и клинической психологии . Опубликовано в Интернете в июне 2013 г .: 569–595. doi:10.1521/jscp.2013.32.6.569

  23. 23.

    Horton RS, Bleau G, Drwecki B. Воспитание Нарцисса: какова связь между воспитанием детей и нарциссизмом? J Личность . Опубликовано в Интернете в апреле 2006 г .: 345–376. doi:10.1111/j.1467-6494.2005.00378.x

  24. 24.

    Крамер П. Нарциссизм молодых взрослых: 20-летнее продольное исследование вклада стилей воспитания, дошкольных предшественников нарциссизма и отрицания. Журнал исследований личности . Опубликовано в Интернете в феврале 2011 г.: 19-28. doi:10.1016/j.jrp.2010.11.004

  25. 25.

    Janssens KAM, Oldehinkel AJ, Rosmalen JGM. Родительская гиперопека предсказывает развитие функциональных соматических симптомов у подростков. Журнал педиатрии . Опубликовано в Интернете в июне 2009 г.: 918-923.e1. doi:10.1016/j.jpeds.2008.12.023

  26. 26.

    Гольдштейн М, Heaven PCL. Восприятие семьи, правонарушений и эмоциональной адаптации среди молодежи. Личность и индивидуальные различия . Опубликовано в Интернете в декабре 2000 г .: 1169–1178. дои: 10.1016/s0191-8869(99)00264-0

О Памеле Ли

Памела Ли — автор, основатель и главный редактор Parenting For Brain. Она имеет образование в области электротехники (MS, Стэнфордский университет) и управления бизнесом (MBA, Гарвардский университет). Узнать больше

Просмотреть все сообщения Памелы Ли | Веб -сайт

Влияние чрезмерного защитника родителей на ребенка, признаки чрезмерных родителей

Amrita Gracias 6 мин. Читать

Amrita Gracias

Следуйте

, написанные для родителей. от низкой уверенности и самооценки во взрослом возрасте? Читайте дальше, чтобы узнать, как чрезмерно опекающий стиль воспитания может негативно повлиять на вашего ребенка, когда он вырастет.

От младенца до подростка

  • 32.8K
  • 2
  • 0

Как родители, мы всегда хотим лучшего для наших детей. Мы хотим, чтобы они были счастливы и были защищены от суровых реалий мира. Но в этом стремлении некоторые из нас перебарщивают и становятся слишком заботливыми родителями, что приносит нашим детям больше вреда, чем пользы. И неблагоприятные последствия нашего властного стиля воспитания сохраняются не только в подростковом возрасте, но и во взрослой жизни.

Почему некоторые родители проявляют чрезмерную опеку

Как правило, родители очень заботятся о безопасности и благополучии своих детей. Согласен, что большинство родителей верят в способность своего ребенка справляться с проблемами, соответствующими возрасту. Тем не менее, некоторые родители чрезмерно обеспокоены и считают, что полностью обязаны защитить своего ребенка от всех опасностей, испытаний, трудностей и разочарований, которые время от времени может подкидывать жизнь. Такие родители проявляют чрезмерную опеку и склонны постоянно следить за своим ребенком и брать под контроль его жизнь. На самом деле, есть даже прозвище для мам, которые склонны быть властными мамами-вертолетами. Синдром гиперопекающей матери — еще один такой термин, которым обозначают матерей, которые чрезмерно беспокоятся о благополучии своего ребенка.

Общие признаки чрезмерной опеки родителей

  • Не давайте ребенку самостоятельности, держа его под жестким контролем
  • Делайте ребенка зависимым, делая все за него
  • Всегда опасаются, что с ребенком может случиться что-то неприятное, и передают эти страхи к ребенку
  • Держитесь за ребенка во взрослом возрасте, чтобы удовлетворить свои собственные эмоциональные потребности

Признаки сверхопекаемых детей

  • Чрезмерно зависят от родителей
  • Имеют низкую уверенность в себе и низкую самооценку
  • Чувствуют трудности или конфликты
  • Не способны мыслить самостоятельно или принимать решения самостоятельно
  • Не хотят брать на себя ответственность или признавать неудачи

Что происходит, когда чрезмерно защищен ребенок растет?

Исследования показали, что чрезмерная опека скорее вредна, чем полезна для ребенка, приводя к неблагоприятным последствиям для его когнитивных и социально-эмоциональных навыков.

Давайте посмотрим, как чрезмерно опекающий стиль воспитания влияет на ребенка, когда он переходит в подростковый возраст, а затем во взрослую жизнь.

В подростковом возрасте

  • Когнитивные способности: В подростковом возрасте ребенок начинает отстаивать свою независимость. В подростковом возрасте мозг претерпевает несколько изменений, и это время, когда подростки работают над установлением своей личности. Но чрезмерно опекающий родитель не позволяет подростку создать собственное пространство из-за боязни потерять контроль над ребенком. Родитель продолжает воспитывать зависимость и в процессе удерживает ребенка от какого-либо значительного опыта обучения. Заключение подростка в узких границах влияет на его мыслительные и логические способности и мешает ему стать уверенным, ответственным и находчивым человеком.
  • Социально-эмоциональные навыки: Чрезмерно защищенному подростку не хватает уверенности в себе и низкая самооценка. Он считает, что не способен быть самостоятельным и постоять за себя. В результате ребенок становится легкой мишенью для хулиганов. Более того, чрезмерно опекающие родители не позволяют своим подросткам развивать узы дружбы. Таким образом, он лишается неотъемлемой части актёра. Это отсутствие здоровой социальной жизни может заставить его искать удовлетворения в отношениях с родителями, тем самым делая его еще более зависимым от них. С другой стороны, у гиперопекаемого подростка тоже есть шанс взбунтоваться против родителей, особенно из-за наложенных на него ограничений. Так как ребенок жаждет независимости, он начинает проверять границы. Это может привести к тому, что ребенок начнет вести себя рискованно, например, злоупотреблять алкоголем или наркотиками.

В раннем взрослом возрасте

  • Когнитивные способности: У чрезмерно защищенной молодой взрослой женщины отсутствует чувство ответственности, и она продолжает оставаться зависимой от своих родителей. Если ей действительно необходимо уехать и жить самостоятельно, ей крайне трудно справиться с такой жизнью, поскольку она не обладает необходимыми жизненными навыками решения проблем, принятия решений и т.д. Поскольку она привыкла к тому, что о ней заботятся родители, она считает себя неудачницей среди своих более независимых сверстников. Ее низкий уровень уверенности подавляет ее мышление и мешает ей использовать свои навыки, поскольку она сомневается в своих способностях. Она также воздерживается от самовыражения или обмена своими творческими способностями из-за страха быть осужденной.
  • Социально-эмоциональные навыки: Она легко расстраивается и изо всех сил пытается справиться с проблемами, связанными с учебой, работой или отношениями. Поскольку она продолжает оставаться зависимой, она эмоционально слаба, и ей трудно общаться со сверстниками. Если ее родители не могут приютить ее, она не знает, как двигаться вперед в жизни, поскольку она не научилась сталкиваться с проблемами и трудностями. Она сверхчувствительна и избегает любого риска, так как боится неудачи. Исследования также показывают, что чрезмерно защищенные люди подвергаются большему риску страдать от тревожных расстройств во взрослом возрасте, поскольку они всегда находятся в состоянии стресса из-за своих различных страхов.

В позднем взрослом возрасте

  • Когнитивные навыки: Даже в позднем взрослом возрасте сверхзащищенному человеку по-прежнему трудно брать на себя ответственность за свои действия. Ибо он вырос, не сознавая никакой ответственности. Его карьера страдает, так как он не способен к независимому мышлению, решению проблем или принятию решений. Он не может принять конструктивную критику и склонен негативно интерпретировать ситуации. Кроме того, ему не хватает стремления двигаться вперед в карьере из-за низкой уверенности в себе. Неэффективный на работе, он переходит с одной работы на другую, поскольку не может справиться с трудностями своей работы.
  • Социально-эмоциональные навыки: Из-за своей эмоциональной нестабильности ему не хватает соответствующих социальных навыков.

Оставьте комментарий