Как расшифровать детские рисунки – О чем говорят детские рисунки? Анализ рисунков с примерами. Советы

Как расшифровать детский рисунок

Зачем анализировать детские рисунки

Уровень взаимопонимания и доверия в семье зависит в первую очередь от взрослых. Дружеская атмосфера открытости и стремления к диалогу сама по себе возникнуть не может. Ее требуется создавать и заботливо поддерживать. Завязка отношений внутри семьи происходит в самом раннем возрасте, когда ребенок еще не способен поделиться впечатлениями, рассказать о переживании или страхе. Приемы мониторинга, применяемые для взрослых, в данном случае малоэффективны. Неточность результатов тестирований и анкетирований наблюдается даже у школьников, часто отвечающих на вопросы не думая или под чужим влиянием.

Рисунок, созданный ребенком без помощи и вмешательства взрослых членов семьи, – редкая возможность увидеть реальное состояние формирующейся психики.

Расшифровка детских рисунков дает возможность проводить мини-анализ и принимать меры, обнаруживая тревожные симптомы. Ребенок даже не обратит внимание на проводящуюся работу, а значит будет избавлен от очередного стресса.

Рисуночная диагностика показывает:

  1. соответствие уровня личностного развития фактическому возрасту;
  2. симпатии и антипатии в семье и детском коллективе;
  3. приоритеты и фундамент формирующегося характера;
  4. страхи и скрываемые переживания;
  5. тайные желания.

Психология детских рисунков – наука, овладев которой можно научиться понимать своего ребенка без слов.

Как определить уровень развития ребенка через рисунок

Каждому возрасту, если речь не идет о гениальных детях, соответствуют характерные изобразительные приемы и черты. Оценка качества первых шедевров дает возможность соотнести уровень развития малыша с его возрастом. Рисование, как один из любимых всеми детьми видов деятельности, прекрасная возможность развивать навыки и словарный запас ребенка, тут же оценивая эффективность занятий.

Обязательным условием является невмешательство в процесс рисования. Психология детских рисунков не искажена только в случае полного отсутствия у юного художника внешних подсказок. Получив задание нарисовать дерево, ребенок не должен ориентироваться ни на аналогичные иллюстрации в книге, ни на советы взрослых, ни на схемы и пошаговые инструкции. Даже от прямого ответа на вопрос о том, как нарисовать тот или иной объект, лучше тактично уйти. Достаточно предложить ребенку «придумать» этот элемент самостоятельно. Рисунок должен стать отражением именно его личности, тогда и результаты анализа будут корректными.

  • Рисунок ребенка до 3-х лет чаще всего состоит из цветовых пятен и линий. Именно цвет и становится основным объектом расшифровки для психолога. К трем годам элементы обретают характерные контуры, а при изображении близких людей даже детали фигуры. Изображение семьи может выглядеть как набор «огурчиков» и палочек, но ноги и руки у героев уже явно отражены.
  • Сюжет характерен для возраста 4-5 лет. Ребенок способен рассказать, что именно он изобразил, а также предысторию нарисованного. Затруднения с передачей сюжета должны навести родителей на мысль о необходимости больше времени уделять развитию речевых навыков. К 5 годам на рисунках появляются лица, члены семьи получают характерные черты, их одежда и сопутствующие предметы обрастают деталями. Именно детали и их пропорции становятся объектом изучения и анализа.
  • Рисунок ребенка 6-7 лет отражает уже не только его фантазию, но и навыки. В ход идут всевозможные схемы рисования. Вычленить собственное «Я» из изображения семьи в виде любимых мультяшных пони уже значительно сложнее. Расшифровка детского рисунка спотыкается о копирование почерка подружки или педагога. Для получения корректных результатов необходимо оценить картину в целом, учесть и расстановку объектов, и их размеры, и их взаимоотношения в рамках иллюстрации. Относительная пропорциональность объектов и их элементов характерна только 7-8 летнему возрасту.

Расшифровка скрытого смысла в детских рисунках

Анализ рисунков ребенка похож на разгадывание головоломки. Детально провести его может только квалифицированный психолог, но элементарные принципы расшифровки обязан освоить каждый родитель.

Цвет

Первый изобразительный прием и наиболее важный. Малыши редко смешивают краски, поэтому анализ основывается на основных цветах. Преобладание одного тона во всей картине говорит об озабоченности малыша каким-либо событием или явлением. Обилие красок – о разносторонних интересах и отсутствии занимающей все помыслы проблемы.

  • Темный рисунок с обилием черноты, серого и бордо, получившийся таким не в силу отсутствия других красок, говорит депрессии и мучающих страхах.
  • О хорошем настроении сигнализирует насыщенность желтым и оранжевым.
  • Красный – символ быстрой возбудимости и даже агрессии, но делать вывод о таких склонностях надо только после анализа остальных деталей.
  • Синий и его оттенки выдают погруженную в себя личность, а зеленый – признак скуки. Регулярно пользующегося травяными оттенками дошкольника явно стоит отдать в секцию, даже если какую-либо он уже посещает.
  • Фиолетовый – цвет фантазеров.
  • Коричневый – признак беспокойства и проблем с самооценкой.

В то же время, психология детского рисунка не так проста. Многие мамы, начитавшись книг, в ужасе тащат ребенка к психологу, заметив в его творчестве преобладание черного. Да, этот цвет считается признаком тревожности, но он же и говорит о стремлении контрастом выделить значимый объект.

Графика – не признак проблем, а проявление тяги к дисциплине, особенно, если других оснований для беспокойства нет.

Композиция

Взаимоотношения объектов внутри рисунка ребенка – зеркало его мыслей. Члены семьи, плотно прижавшиеся друг к другу, символизируют взаимопонимание. Родителям, обнаружившим себя в уголке рисунка ребенка, стоит задуматься о выделении большего времени для общения.

В центре и наиболее крупно всегда будет изображен самый значимый человек.

Пустой центр говорит о заниженной самооценке и внутренней опустошенности. Изображение на этой позиции неодушевленных предметов говорит об обеспокоенности материальным положением. Фантазера выдает привычка рисовать фигуры не закрепленными на твердой поверхности. Избыточно прорисованная линия земли говорит о неуверенности в своих силах.

Члены семьи, изображенные крупно и детально, имеют на ребенка большее влияние. Отсутствие кого-то из родственников на изображении говорит о конфликте. Подсознательно ребенок пытается выкинуть этого члена семьи из своей головы и жизни. Сцепленные руки нарисованных говорят о близости и доверии.

Часто подтекст детского рисунка понятен интуитивно. О состоянии комфорта говорят размеры деталей относительно предложенного полотна. Эгоистичную натуру выдаст заполненность пространства автопортретом. На рисунке внутренне одинокого ребенка и его «аватар» будет одиноким и маленьким, возможно зажатым в угол.

Тоненькие ручки и ножки демонстрируют понимание обеспокоенность собственной физической слабостью. Большая голова на рисунке ребенка – признак погруженности в себя. Излишняя нарядность собственной фигуры предупреждает родителей, о важности оценки окружающих для конкретного юного художника.

Манера изображения и характерные черты

С техниками рисования дети практически не знакомы, поэтому манера письма отражает внутренний мир не меньше, чем цвет и композиция. Уравновешенный малыш покрывает бумагу равными по нажиму штрихами, его линии спокойны. Прерывистость, неравномерность нажима, поломки карандаша и скачки с одного объекта на другой говорят о тревожности и гиперактивности. Капризный малыш и вовсе может не закончить рисунок, игнорируя все уговоры.

Изображение членов семьи выдает восприятие каждого из них ребенком. Строгость папы проявится в жесткой параллельной штриховке, легкомысленность сестры – в прорисовывании ее кудряшек, даже если в действительности у нее прямые волосы.

Тревожные сигналы в рисунке ребенка

Психология детского рисунка – лакмус для родителей, возможность быстро заметить проблему и отреагировать.

  • Преобладание коричневых цветов может говорить о проблемах со здоровьем ребенка, которые еще не дали о себе знать, возможно, что он чувствует слабость, часто устает.
  • Тщательно изображенные большие глаза говорят о скрытых страхах. Их отсутствие, как и отсутствие рта, предупреждает о проблемах в общении.
  • Члены семьи, которых ребенок помещает на противоположную от своей фигуры сторону листа, должны задуматься о восстановлении доверия.
  • Фантастические миры с эльфами и внеземными существами, которые так умиляют родителей, часто говорят о дискомфорте в реальном мире.
  • Появление животных с четко прорисованными клыками и когтями – признак подавляемой агрессии.
  • Самый тревожный признак – отсутствие самого ребенка в картине с изображением семьи. Он не находит себе места в родном доме, что и отражает подсознательно на картине.

В заключение

Корректность информации, полученной от расшифровки детских рисунков, обеспечивается выполнением нескольких условий.

  1. Ребенку предоставляется максимум цветов и лист бумаги большого размера;
  2. Рисунок выполняется карандашами, дающими возможность оценить нажим;
  3. Ребенку не дается каких-либо подсказок во время работы, он предоставлен самому себе.

Обсуждение с ребенком нарисованного также поможет членам семьи больше узнать о его душевном состоянии.

szabotoi.ru

выясняем возможные проблемы и тревоги ребенка

Здравствуйте, мамы и папы!

Психологами давно установлен тот факт, что при помощи рисунка можно ответить на многие вопросы. Составить конкретный психологический портрет автора, рассказать о чертах характера, его потребностях и желаниях, а так же выявить слабые стороны и тревоги.

Зачем нужно анализировать детские рисунки?

Что нам дает анализ детского рисунка? Психологи довольно часто используют рисование в психологических работах с маленькими детками. Посредством рисунка вы узнаете о том, чего никогда не услышите от самого ребенка.

В силу своего возраста он может не идти на контакт, не может правильно сформулировать свои мысли и дать правильную оценку, как ситуации в целом, так и объяснить, что его тревожит и с чем связаны его опасения, надежды, мечты и желания.

Подсознание маленького человека хранит все ответы на поставленные вопросы и поможет нам достать эти ответы именно рисунок. Дети чаще всего редко задумываются над смыслом нарисованного.

Рисуют интуитивно, эмоционально, они все в рисунке, в той жизни, которую творят на бумаге. Это их фантазия, их мир, их волшебство. Здесь и кроется ключ к детскому подсознанию, к детской душе.

Безусловно, полнейший анализ детского рисунка, его интерпретация как отдельных деталей, так и картины в целом и рекомендации для родителей, вам даст только опытный психолог. Но знать основы шифрования детского творчества никому не помешает, тем более маме, желающей только всего наилучшего для своего малыша.

Для маленького ребенка, от 3 лет, вы можете уже делать небольшие выводы. В этом возрасте дети уже начинают более сознательно относиться к изобразительному искусству, они могут нарисовать что-то конкретное, присутствует сюжет и определенные персонажи.

Но серьезно анализировать детские творения можно только после 4 лет. Благодаря всему, что можно узнать из рисунка, можно скорректировать поведение ребенка, его успеваемость, что позволить поправить ситуацию в положительную сторону.

Цвета в детском рисунке

Цвета, которыми ребенок наполняет свое произведение, играет главную и самую значимую роль.  Да, ребенок может использовать в своих работах многие цвета, но как правило, дети тяготеют изначально к какому-то одному цвету, какой-то один все равно ближе всех других. Так сказать любимый цвет, на него стоит обратить внимание. Подробнее о любимом цвете ребенка здесь.

Если ребенок в своих рисунках использует много цветов, это может говорить о разносторонней личности, о цепкой хватке, что ребенка ничего не беспокоит в данный момент. Нежели, когда используется один — два цвета из всего обилия предложенных. Это говорит об обратном, что есть что-то конкретное, что его беспокоит.

Детали и элементы рисунка

Вообще, посмотрев на детский рисунок можно понять его интуитивно, какие чувства и эмоции испытывает автор, сразу можно отследить, что у него не все благополучно. Об этом могут рассказать определенные элементы и конкретные детали рисунка:

  • Обычно дети рисуют пейзажи или людей на них, домики, поля и просторы, горы, цветы, деревья, луга, друзей, семью. Все это нормально. Но если, ребенок начинает рисовать кота с когтями, или тигра зубастого.

Вообще, страшных зверей, реальных или выдуманных, это может говорить о внутреннем дискомфорте, переживаниях, страхе, скрытой агрессии. Иногда такое произведение можно получить после похода в цирк или зоопарк, а также после просмотра мультика, в этом случае ребенок получил яркое впечатление и отразил его на бумаге.

  • Самого значимого персонажа ребенок обязательно разместит в центре своей картины. Это касается не только людей, но и животных или предметов.

Если в середине рисунка ничего не нарисовано, нет каких-то объектов, то это может говорить о неуверенности ребенка или заниженной самооценке.  Если в центре ребенок рисует какие-то предметы или вещи, что-нибудь не живое, то это может говорит о том, что ребенок большое значения придает своим играм, игрушкам и материальным ценностям, нежели отношениям с людьми.

  • Если кого-то из близких или друзей нарисует в самом углу, то это повод для обновления отношений, возможно есть проблемы в отношениях с этим человеком. Если ребенок рисует себя в углу, это может означать, что ему одиноко, не хватает заботы и внимания, нежелание общаться, возможно страх перед обществом.
  • Если мы видим людей, которые держатся за руки или обнимаются, что довольно часто дети рисуют, то это ребенок вам доверяет, в ваших отношениях присутствует тепло и доброта.
  • Если у людей слишком тонкие руки и ноги, это может означать, что ребенок не уверен в своих силах, боится начинать что-то новое.
  • Если ребенок рисует слишком яркие одежды и делает акцент на нарядах своих героев, значит для него важно, как он выглядит в глазах окружающих, что они о нем думают, хочет чтобы его заметили.
  • Большая голова говорит о том, что его разум доминирует над его чувствами и он способен их контролировать.
  • Фигуры и предметы не касаются земли и возникает ощущение, что они висят в воздухе, говорит о мечтах и фантазиях автора.
  • Если слишком выделена линия горизонта, автор хотел ее подчеркнуть, говорит о приземленности, люди расположенные ниже горизонта, говорят так же о заниженной самооценке, выше о завышенной.
  • Если ребенок рисует только предметы и животных, но избегает людей, то возможны проблемы в общении.
  • В возрасте от 4,5 до 12 лет мальчики могут рисовать войну, пожары, сражения, солдатов — это не считается отклонением. Вполне нормальное явление и соответствует уровню развития ребенка. Мальчик ассоциирует себя с мужчиной и эмоционально готовит себя к этой роли. Так же девочки в этом возрасте рисуют себя принцессами, феями и невестами, что говорит о признании  роли женщины.
  • Если персонажи держат руки в карманах или за спиной, возможна ложь и недоверие в семье, с друзьями.
  • Дети редко рисуют своим героям уши, но если таковые присутствуют, значит он считается с мнением взрослых и прислушивается к нему.
  • На детских рисунках обычно всегда есть солнце, это признак тепла и благополучия. Но если на рисунке, что-то отгораживает его от солнца, значит в жизни этот человек лишает его тепла и ласки.

Рекомендации для родителей

Если вас что-то насторожило в рисунке ребенка не торопитесь с выводами. Один рисунок еще не дает повода для беспокойства, возможно это сиюминутный порыв, который отразился на бумаге. Важно пронаблюдать серию рисунков за определенный период. Например, если в течение месяца малыш использует одно и тоже.

На что рекомендуется обратить внимание или первые тревожные звоночки:

  1. Если ребенок рисует своим героям непропорционально большие глаза, это означает, что ребенок чего-то боится.
  2. Если кого-то из близких ребенок никогда не рисует, или рисует в стороне, это связано с недоверием ребенка к этому человеку.
  3. Ребенок не рисует себя, значит он не может найти себя, считает себя лишним.
  4. Все члены семьи находятся поодаль друг от друга, да еще и между ними нарисованы различные предметы, это говорит о дисбалансе отношений в семье, возможны ссоры и недопонимание.
  5. Обилие коричневого цвета, обратите внимание на здоровье вашего ребенка.

Рисуйте и будьте счастливы!

Буду рада увидеть в комментариях обсуждения рисунков ваших деток.

Пока, пока!

С уважением, Юлия Полонская

polonskaya-blog.ru

Как расшифровать детский рисунок | Sherbakova.com

Для выявления особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребёнка психологи используют рисуночные личностные тесты. Если родители понимают, что отношения с собственным ребёнком становятся проблематичными, его эмоциональное состояние вызывает тревогу, то можно обратиться за помощью к детскому рисунку.

Дети любят рисовать, поэтому этот метод приемлем и не будет для ребёнка принудиловкой. Конечно, профессионально расшифровать детский рисунок сможет только специалист, но направление в правильном понимании причин смогут освоить и родители. Хочу предложить родителям расшифровку детского рисунка «Портрет (рисунок) семьи».

Для начала положите на стол лист бумаги (А4 будет достаточно) горизонтально и много цветных карандашей (желательно 12- 24). Предложите ребёнку нарисовать свою семью, не назидая, не требуя, не принуждая, а доброжелательно и легко. Если он категорически отказывается, выискивает причины, упирается, то можно и без рисунка сказать, что в отношениях с близкими существует проблема.

Если ребёнок с желанием хочет рисовать, то не подсказывайте, кто должен быть изображён на рисунке, какие цветные карандаши использовать и т.д. Предоставьте ему полную самостоятельность.

Итак, рисунок готов, начинаем расшифровывать:

  • наличие в рисунке всех членов семьи – ребёнок чувствует себя уверенно и хорошо в своей семье;
  • отсутствие себя – чувство отверженности в семье;
  • отсутствие кого-то из других членов семьи – негативное отношение к нему, конфликт или малая значимость этого человека для ребёнка;
  • наличие в рисунке других членов семьи, отсутствующих в реальности – семья в глазах ребёнка недостаточная, ущербная;
  • включение домашних животных – недостаток в общении;
  • изолированность от других себя – слабая связь с членами семьи;
  • изолированность всех членов семьи – разобщённость в семье;
  • изолированность одного из членов семьи – его слабая связь с остальными;
  • если ребёнок изображает себя со спины или отвёрнутым от остальных – чувство его отвергнутости другими членами семьи или конфликтное отношение в самой семье;
  • много лишних предметов – слабое эмоциональное отношение в семье в целом;
  • большие интервалы между фигурами – разобщённость; маленькие или взявшись за руки – близкие и тёплые отношения;
  • изображение одного из членов семьи выше других – чувство доминирования над остальными.

О чём расскажет цвет в рисунке?

Цвета в рисунке говорят об эмоциональном состоянии ребёнка:

  • если все цвета соответствуют реальности – полное душевное равновесие;
  • если доминирует чёрный – подавленность, боязнь;
  • преобладает красный – волнение, эмоциональная напряжённость, агрессия;
  • синий – скука, тоска;
  • использование только тёмных тонов – серьёзный признак снижения настроения, депрессивное или субдепрессивное состояние;
  • обеднённая цветовая гамма (использование в основном простого карандаша при наличии цветных) – снижение общего уровня активности, признак депрессивных тенденций;
  • мягкие цветовые тона – повышенная чувствительность, недостаточная уверенность в себе;
  • повышенная напряжённость цветов (чрезмерно яркие или тёмные) – высокая эмоциональная напряжённость, агрессия.

Если вас, уважаемые родители, заинтересовала эта тема, продолжение читайте в следующей статье «Особенности детского рисунка».

sherbakova.com

Как расшифровать детские рисунки

Любой рисунок, который отобразил автор на листке бумаги,  отображает его мироощущение, видения, волнения, эмоции. Прежде чем нанести образы на листки бумаги, их необходимо сформировать в голове, и потом уже происходит перенос.
Можно с уверенностью считать рисунки прямым зеркалом души человека.

Очень показательно и ясно это видно на детских рисунках. Но необходимо понимать, что по одному рисунку судить очень сложно, и если ребенок один раз нарисовал все в черном цвете — это вовсе не признак внутренних проблем. Для объективности картины нужно наблюдать за детским творчеством хотя бы в течение месяца.

Важно всегда в первую очередь обращать внимание на сюжет рисунка, на его композицию.
Дети рисуют окружающий их мир. Как правило, сначала людей, потом животных. Дети аккуратно дорисовывают облака, рисуют лучики к солнцу, само солнце и так же аккуратно закрашивают в нужные цвета остальные предметы — цветы, животных, лужайки.

Разовое отсутствие какого-то элемента не критично, но если ребенок не рисует элемент никогда, например, на небе все время нет солнца, есть повод поинтересоваться настроением ребенка. Отсутствие людей часто свидетельствует о проблемах во взаимоотношениях.

Если присутствуют животные с оскалом, с большими зубами, и уж тем более пожирающие жертву — это значит, что ребенок чем-то серьезно обеспокоен, он напряжен.

Конечно, если такие животные органично вписываются в рисунок, например, при изображении егеря или лесного охотника, то ничего страшного в этом нет.

Мальчик в возрасте 5-7 лет может позволить себе пистолеты, автоматы и базуки, изображать себя в роли ковбоя тоже нормально. Это совершенно естественная половая самоидентификация, осознание себя как мужчины и внутренняя подготовка ко взрослой жизни.

То же самое относится и к девочкам аналогичного возраста, рисующим королев, графинь, принцесс в красивом платье, в кудряшках и бантиком.

Расшифровка цвета детского рисунка

Если ребенок рисует преимущественно синим цветом — значит он находится в спокойном положении духа. Раскрасил школу в синий цвет? Значит, ребенок хорошо приспособился к учебе и у него нет проблем с одноклассниками.

Зеленый цвет – это признак надежности, восприятия мира. Ребенок видит мир в «зеленых» тонах и у него нет ощутимых забот.

Красный цвет – эмоциональная нестабильность, какой-то конфликт, напряжение, раздражение. Например, если красным цветом нарисован отец с ремнем, а рядом с ним стоит скалистая собака, можно предположить, что родитель применять физическое наказание

Желтый цвет – это творческий настрой, прекрасное настроение, хорошая активность и сила духа.

Розовый цвет  обозначает потребность в нежности, чувствительности и ласки.

Серый цвет – сигнал какой-то тревожности, напряжения.

Черный цвет указывает серьезные нерешенные вопросы, которые не может решить ребенок самостоятельно и это достаточно сильно беспокоит. Чем больше черного цвета, тем острее внутренняя проблема.

Любимые заштрихованные фигуры, закрашивания и замазывание может свидетельствовать о негативном, отрицательном переживании, страхе.

Цвет здесь не имеет значение, важно, что заштриховано или кто.

Размер деталей в изображении

Обязательно нужно присмотреться к размеру рисунка. Чем меньше по размеру — тем больше неуверенности в духе ребенка, мелкие фигурки, мелкий шрифт — все говорит о одном — ребенок в себе не уверен. И наоборот — если все картинки располагаются выше середины то это сигнализирует о завышенной самооценке.

Большие объекты — это первоочередная важность для рисующего. Самое важное нарисовано большим и значимым, привлекающим взгляд. Из рисунка можно хорошо понять, тот, кто нарисован больше всех тот и имеет наибольшее влияние.

И рост здесь совершенно не причем.

Общий портрет рисунка

Нужно задать самому себе вопрос при анализе — Что ребенок хотел сказать этим рисунком.

Чтобы понять рисунок, нужно знать внутренний мир ребенка — сделайте все возможное, чтобы он раскрылся перед вами и тогда вы поймете насколько удивителен и красив мир, даже через призму наблюдений и скрупулезного анализа.

Видео

mirmam.pro

Как расшифровать детский рисунок

   «Кого ты больше любишь: маму или папу?» – этот вопрос довольно часто можно услышать из уст родителей. Но мало кто знает, что ребенка не обязательно спрашивать об этом напрямую. Достаточно просто внимательно присмотреться к его рисункам на тему семьи – они красноречивее любых слов расскажут о том, какое место в душе малыша занимает каждый из окружающих его людей. Также рисунки могут показать, какая у ребенка самооценка, как он воспринимает себя, кем он ощущает себя в семье, и многое другое.


     Итак, дайте своему малышу лист бумаги, карандаши и попросите его изобразить его семью. Затем внимательно изучите конечный результат. Обратить внимание следует на:
 

Размер и местоположение фигурок.

      Если человечки на рисунке изображены небольшими, это говорит о заниженной самооценке ребенка. Причем, если они находятся в верхней части листа, ребенку не нравится его положение в семье, и он подсознательно пытается улучшить его. Если фигурки расположены внизу, то притязания малыша, наоборот, сведены к минимуму. Если кто-то из родственников на рисунке превосходит остальных людей по размеру, и к тому же любовно прорисован во всех деталях, вероятнее всего, этот человек обладает для юного художника наибольшим авторитетом. Понаблюдайте за процессом рисования: довольно часто своего любимчика дети начинают изображать в первую очередь.
 

Расстояние между фигурками.

      Это показатель того, насколько люди близки друг другу. Чем ближе, тем больше доверия и искренности в отношениях. Если все человечки на рисунке держатся за руки, значит семья дружная. Если же между людьми нарисованы какие-либо предметы, это говорит о трудностях в общении. Ну а если все персонажи заняты кто чем — по отдельности, — из этого следует, что семья разобщена. Играющие люди символизируют соперничество.


Как ребенок изображает самого себя.

      Особое внимание обратите на фигурку самого ребенка. Если он изобразил себя таким же по высоте или даже выше, чем взрослые, значит, он чувствует себя очень важным, даже уникальным. Если он не прорисовал свои черты лица, значит, имеет место закрытость по отношению к окружающим. Если у ребенка есть внутренняя агрессия, он может нарисовать себя с открытым ртом и зубами. Огромные глаза – признак наличия скрытых страхов. Головной убор говорит о потребности в защите.

     Малыш, который нарисовал себе несоизмеримо маленькое туловище, чувствует себя униженным. О неуверенности в себе поведают скрытые за спиной или «засунутые» в карманы руки, широко же разнесенные в стоячем положении ноги наоборот сигнализируют об уверенности. Если же ноги изображены чрезмерно длинными, — это означает, что ребенок хочет обрести независимость.

     Еще одна интересная деталь – уши. Эту часть тела дети добавляют на рисунок не всегда. Но если ребенок нарисовал себя с ушами, это означает, что он действительно уделяет внимание замечаниям старших и тому, что происходит вокруг.
 

Наличие на рисунке неодушевленных предметов.

  Если различных предметов на рисунке больше, чем людей – это означает, что в семье на первом месте находится материальная составляющая, а вовсе не эмоции и душевная близость. Малыш явно обделен родительской любовью. Обратите внимание, изображено ли на рисунке солнце, и есть ли между ним и ребенком еще кто-то. Небесное светило символизирует благополучие и тепло. Поэтому тот, кто закрывает его, в действительности лишает ребенка комфорта и защищенности.


Отсутствие кого-либо из членов семьи на рисунке.

    Если кого-то на рисунке не хватает, этот «кто-то» рисовальщику просто безразличен. А возможно, ребенок даже испытывает к нему неприязнь. Так, например, если на листе бумаги нет младшего братика, вероятнее всего ребенок ревнует к нему родителей. Тревожный сигнал, если на рисунке не нашлось места для самого автора. Это означает, что в реальной жизни ребенок также не находит себе места в семье, чувствует себя ненужным.
 

«Лишние» люди на рисунке.

    Иногда дети могут изображать вымышленных членов семьи: например, папу, которого он никогда не видел, братика или сестренку, которых нет, кого-либо из умерших родственников или вообще постороннего человека. Это означает, что ребенку некомфортно в семье, и он хочет что-то изменить.
 

Сила нажима.

    Также об отношении к родственникам свидетельствует сила нажима карандаша на бумагу. Неприятного для себя человека малыш нарисует резкими, прерывистыми линиями, при этом будет часто стирать и подправлять фигурку. А любимые члены семьи будут изображены мягкими, плавными движениями.  
 

Животные на рисунке.

    Если у вас в доме нет животных, а на рисунке они появились, это также повод задуматься. Вероятнее всего, ребенку хочется о ком-то заботиться, он мечтает быть нужным кому-то.


     В процессе изучения рисунка для получения дополнительной информации можно задавать ребенку уточняющие вопросы. Такие расшифровки помогут вам больше узнать о своем малыше и построить с ним более гармоничные отношения.
 

www.znaikak.ru

Как расшифровать детский рисунок? — Психолог Юлия Кравченко

Можно узнать, чем живет ребенок, что у него на уме, как он относится к тому или иному событию, посмотрев на его рисунки. На них видно и его настроение, и психическое здоровье, и эмоциональное состояние, и атмосфера, в которой он растет. Как же расшифровать детский рисунок? Это сделать не сложно и любая мама может лучше узнать свое чадо.

Сначала нужно обратить внимание, что чаще всего любит рисовать ребенок по своему желанию. Если это цветочки, животные, природа, значит, волноваться не стоит. А вот если ребенок рисует страшных монстров, агрессивные рисунки, тогда это тревожный колокольчик. Прежде всего, нужно оградить ребенка от компьютерных игр и экранов телевизора, где сейчас очень часто можно встретить жестокость. Кровавые убийства часто присутствуют в современных мультфильмах, подумайте, как такие картинки влияют на вашего малыша, если он уже рисует подобные рисунки?  Во-вторых, нужно позаботиться об эмоциональном развитии ребенка. Если он рисует мрачные и жестокие картинки, значит у него тоже и на душе. Поговорите с ним, вызовите на откровенный разговор, узнайте, что его тревожит и беспокоит.

Также немаловажным фактором анализа детского рисунка является выбор цвета. Какими карандашами чаще всего пользуется ребенок? Если яркими, красочными цветами, значит, ребенок растет жизнерадостным и веселым. А вот если на рисунке присутствуют в приоритете черные и серые цвета, значит, ребенка что-то гнетет. Что – узнать это ваша задача.

В какой атмосфере растет ребенок можно узнать из рисунка «Я и моя семья». Попросите малыша нарисовать свою семью. Не подсказывайте только, кого рисовать и как. Не отвечайте на вопросы ребенка. Скажите ему: «Кого считаешь нужным и как, того и рисуй».

Будет лучше, если вы будете наблюдать со стороны, как рисует ребенок для того, чтобы потом понять, как расшифровать детский рисунок. Немаловажным является момент, кого первого ребенок изобразит на листке из своей семьи. Именно этот человек для него является самым большим авторитетом. Если же ребенок сначала рисует себя, значит, он растет в семье эгоистом и весь мир крутится только вокруг него. Это вам, родителям, тоже тревожный колокольчик. Если первым рисует отца, затем маму, а потом себя, значит, авторитеты в семье расставлены правильно. Если же сначала на бумаге появляется мама, затем ребенок, а только потом папа, значит в семье отец вовсе не авторитет для малыша (и скорее всего для вас, мамы).

Далее очень важно, как и где ребенок изобразит себя. Если в уголке листка и маленьким, значит, ребенок чувствует себя загнанным в угол, неприметным и не значимым для всех членов семьи. Если наоборот – великаном в центре листка, значит, именно ребенок – глава семьи и все вертится вокруг него.

Следующий момент, требующий внимания, кто и как из членов семьи расположен на рисунке. Если ребенок рисует себя со стороны мамы, значит, именно с ней у него более доверительные отношения. А с папой их наоборот нет. Если со стороны отца, значит именно он – самый близкий человек для малыша. Если же ребенок   находится по центру, значит, в семье царит гармония.

Как еще можно расшифровать детский рисунок семьи? Нужно обратить внимание, каких элементов на рисунке не хватает. К примеру, если ребенок рисует родителей без ушей, это значит, что родители его не слышат. Не воспринимают его слова всерьез, не прислушиваются к мнению малыша, не уважают. Если ребенок рисует у родителей открытый рот с зубами, значит, очевидно, что от них исходит агрессия. Так можно проводить анализ по всем частям тела.

Вообще все детские рисунки очень информативны и показательны, поэтому обращайте внимание, что рисует ваш ребенок!

С любовью, Юлия Кравченко

Instagram Telegram В моих аккаунтах Инстаграм и Телеграм еще больше полезностей, подписывайтесь!

www.twiy.ru

Научитесь расшифровывать детские рисунки

Любой рисунок в той или иной мере отражает внутренний мир его автора.

Один и тот же сюжет или пейзаж каждый нарисует по-своему. Любой автор выберет краски, формы и линии, созвучные его внутреннему миру, ощущению, настроению. Любое изображение сначала возникло в голове, а потом уже отразило на бумаге мысли и чувства автора. 

Особенно ярко это видно в детских рисунках. Конечно, нельзя делать вы вод на основании одного рисунка: «Раз нарисовал все черным фломастером, значит, у него депрессия». Для того, чтобы получить объективную картину состояния юного художника, нужно сравнить несколько рисунков, сделанных в течение месяца или двух.

Прежде всего – обратите внимание на сюжет рисунков.

Наиболее частые сюжеты детских рисунков – животные и люди, солнце и небо, дома и деревья, трава и цветы.

Отсутствие людей на рисунках может указывать на трудности в общении.

Большое количество зубастых, рогатых, злых и опасных животных указывает на напряженное состояние ребенка.

Если мальчик в возрасте 6-7 лет рисует войну, оружие, динозавров, скорпионов – не волнуйтесь, это нормально. Таким образом он готовит себя к роли мужчины, защитника, воина, чтобы в реальной ситуации не растеряться от неожиданности и правильно среагировать в случае опасности.

Если девочка 6-8 часто рисует принцесс, невест, бантики и розочки – это также нормально и говорит о том, что она готовит себя к роли девушки, женщины, самой обаятельной и привлекательной.

Цвет передает эмоции.

При анализе цвета в рисунках нужно обращать внимание на те цвета, присутствие которых в рисунке преувеличенно или неоправданно. Например, когда весь рисунок выполнен черными контурами, и малыш отказывается его раскрашивать. Или красным нарисованы предметы, которые на самом деле «уж точно не красные».

Синий — цвет уверенности и спокойствия. Школа синего цвета – признак хорошей адаптации к учебному процессу.

Зеленый – передает ощущение надежности, принятия.

Красный – эмоциональное напряжение, раздраженность, конфликт. К примеру, красным может быть нарисован кто-то из членов семьи.

Желтый – активность, хорошее настроение, позитивный настрой.

Розовый – ощущение нежности, чувствительности.

Серый – состояние смутной тревоги.

Черный – указывает на подавленность и тяжелые переживания, если его слишком много в рисунках.

Независимо от цвета, полное заштриховывание, закрашивание, замазывание фигуры сигнализирует о негативных переживаниях. То, что закрашено, вызывает у вашего малыша большую тревогу или страх. Это может быть как фигура тяжело заболевшей бабушки, так и врач с уколом или злая собака.

Размер деталей рисунка.

Важен как размер самого рисунка относительно листа бумаги, так и размер отдельных деталей. Маленький рисунок и мелкие фигуры указывают на неуверенность, робость, тревогу юного художника. Расположение рисунка выше средней линии листа говорит о завышенной самооценке и недовольстве своей ролью в коллективе, группе.

То, что для ребенка важно, он рисует большим. А то, что не очень значимо – маленьким. Рисуя своих друзей, он нарисует самым большим не самого высокого, а того, кто оказывает на него наибольшее влияние. А незначимые детали может вообще опустить. Обратите внимание, если пропущены руки – это указывает на трудности во взаимодействии с окружающим миром, в частности в общении. Сильно увеличенный размер головы на рисунке говорит о том, что у автора разум превалирует над чувствами, и он ценит в других людях ум и эрудицию. Увеличенный размер ушей указывает на значимость мнения окружающих – он как бы «прислушивается» к их словам.

Главное.

Помните, что главное при анализе рисунка – это общее впечатление от рисунка. Какие эмоции выражены в нем? Радость, удовлетворенность или тоска, страх, одиночество – что сейчас живет в душе Вашего ребенка? Что он хочет сказать Вам своим рисунком?

www.vospitaj.com

Оставьте комментарий