Как рожали в средневековье: Кто был первой акушеркой и как проходили роды в Средневековье? Тезисы из подкаста «Почему мы еще живы»

Содержание

10 поразительных фактов о том, как рожали королевы в Средневековье. Dropi

/ Автор: Зульфия Муртазина

Во все времена королевская семья была особенной и возвышалась над всем остальным миром и простыми людьми. Жизнь королевских особ была полна удовольствий и привилегий, которыми они обладали в силу статуса и, как было принято считать, божественной воли. И, конечно, жизнь членов королевской семьи, была предметом внимания простого народа. Ничто так не притягивало любопытные уши и глаза, как рождение ребёнка королевской крови.

Народ Британии (и не только) и в наши дни с нетерпением ждал рождения детей герцогини Кэтрин и принца Уильяма.  Но подробности появления на свет королевских детей в наши дни не такие захватывающие, поскольку герцогиня рожала как и большинство людей в современном мире — в чистой хорошо освещённой комнате с несколькими медицинскими сотрудниками поблизости.  То ли дело в Средние века..

Истории #роды #королевская семья #Средневековье

938.9k

1. Ни много ни мало – 200 человек смотрело, как рожает королева

Рождение нового челна королевской семьи не было просто обычным днём, это было политическое событие, которое могло оказать влияние на судьбу всего государства. Это событие могло предвещать успех или падение монархии, поэтому люди были обеспокоены итогами родов. По этой причине рождение ребёнка королевской крови было не частным делом семьи, а событием, которое вызывало беспокойство общественности. Будет ли это мальчик? Будущий король? Как будущий правитель, ребёнок больше принадлежал народу, чем самой королеве, поэтому она рожала в присутствии большого числа зрителей, каждый из которых внимательно наблюдал за процессом, чтобы удостовериться в поле и состоянии здоровья ребёнка и избежать обмана.

Когда Мария Антуанетта – королева Франции – рожала в 1778 году, в её спальне присутствовали 200 человек. Сам момент рождения ребёнка был так важен, что когда акушерка произнесла слова: «Королева рожает», в эту же самую секунду сотни куртизанок ринулись в затемненную комнату. Король даже приказал специальными шнурами закрепить гобелены вокруг кровати королевы, чтобы их случайно не сорвала бешеная толпа. Сцена была настолько невыносимой, что Мария Антуанетта упала в обморок от жары, а зрители вскарабкивались на мебель для того, чтобы увидеть рождение будущего монарха.

2. Комната, в которой рожала королева, была стилизована под матку

Примерно за месяц до дня родов Королева переставала принимать любое участие в светской жизни и переезжала в особые покои, в которой оставалась вплоть до дня X. Это был не самый простой и не самый приятный период в её жизни. Несмотря на роскошь убранства, условия в которых приходилось жить королеве в этот период, были очень суровыми. Все окна в комнате заколачивались ставнями и закрывались плотными шторами, и поэтому в комнату практически не проникал свежий воздух. Свет также считался опасным, потому что мог повредить глаза королевы. В спальне можно было повесить гобелены с безмятежными религиозными сценами и пейзажами. Всё должно было способствовать облегчению состояния будущей матери, а не расстройству.

Считалось, что настенные картины, на которых изображались люди или животные, могли вызвать странные видения у беременной и способствовать появлению уродств у ребёнка. Идея состояла в том, чтобы в комнате создавалось ощущение темноты, безопасности, и она напоминала саму матку, чтобы королева могла родить монарха в идеальном комфорте. Вне зависимости от сезона, в комнате был живой огонь, и покои посещали женщины, которые говорили только шёпотом. Свежие камыши и трава покрывали пол, и их меняли каждый день, чтобы в комнате было чисто и свежо. Если королеве становилось слишком тяжело от дыма и темноты, пространство возле её кровати освещалось при помощи свечей, и это давало хоть немного света. Как мы уже говорили, сама комната символизировала матку, поэтому всё, что хоть как-то наталкивало на мысли об ограничении или замкнутости, устранялось или исправлялось. Двери шкафов открывали, все шпильки из волос вытаскивали, все узлы развязывались – всё, что угодно, лишь бы направить поток энергии наружу. Вокруг королевы часто находились женщины, которые пели для неё песни. Их голоса и молитвы святой Маргарите (которая предположительно смогла выбраться из чрева самого дракона, который её поглотил) должны были облегчить состояние беременной королевы.

3. В то время люди верили, что болезненные роды были наказанием за первородный грех

Хотя рождение ребёнка сегодня воспринимается семьями как праздник, на протяжении многих веков невыносимая боль считалось обязательной и необходимой составляющей процесса родов. Агония, которую женщины испытывали при родах, была тесно связана с падением Евы в Эдемском Саду и символизировала масштаб её первородного греха. Обезболивающие препараты не использовались даже в королевских семьях.

4. Женщины из королевской семьи употребляли различные вещества — от хлороформа до кокаина — чтобы облегчить боль во время родов

Женщины в королевских семьях привыкли к определённому уровню жизни, и, конечно, они не хотели испытывать боль при родах. На протяжении всей истории роды считались очень болезненным процессом, которого никто не мог избежать, но не все королевы были готовы принять эту судьбу. Королева Виктория, которая жила в 1800 годы и родила девятерых детей, начала кампанию, целью которой было разрешение королевским матерям использовать обезболивающие препараты для облегчения процесса родов.

Когда Королева Виктория рожала сына Леопольда, она нашла врача, который использовал хлороформ для облегчения боли. «О, этот благословенный хлороформ, — писала она позднее, — успокаивающее восхитительное средство». Но добиться обезболивания при родах было непростой задачей, поскольку эта просьба приходила в столкновение с моральным убеждением о том, что женщины заслуживают боли при родах – такова их судьба. Но после протестов королевы Виктории эти убеждения стали меняться, и женщины стали вежливо просить об анестезии, в качестве которой тогда использовали эфир.

Этот сдвиг в мышлении не только облегчил судьбу королевских особ, но и способствовал возникновению новых медицинских подходов.

Доктора начали предлагать роженицам различные вещества – оксид азота, хинин, опиум и даже кокаин. К концу века женщины из королевской семьи считались слишком нежными для того, чтобы терпеть боль без применения обезболивающих препаратов. Также они иногда использовали наркотики в немедицинских целях, чем приводили в ступор своих мужей. Для тех, кто хотел ещё более экстремальных ощущений, доктора предлагали коктейль с наркотиками, который успокаивал роженицу до такой степени, что она ничего не помнила. В некоторых случаях наркотики вызывали галлюцинации, и это требовало от врачей завязать глаза беременной или даже держать её руками.

5. Считалось, что поведение и уход в течение беременности могли определить пол ребёнка

Знания о репродуктивной системе человека в Средние века были средненькими. Многие люди, особенно мужчины, верили, что женские гениталии были фактически мужскими органами, вывернутыми наизнанку. Считалось, что матка и яичники были вывернуты, чтобы женщина могла иметь детей, но по существу были мужскими органами. Это убеждение позволяло мужчинам относиться к женщинам как к подчинённым из-за того, что их органы вроде как недоразвиты и представляют собой лишь неполную версию их мужских «аналогов».

Неудивительно и то, что взгляды на то, что определяло пол будущего ребёнка, были весьма странными. Они не понимали, что пол ребёнка зависит от спермы мужчины, и всегда возлагали вину за рождение ребёнка женского пола на мать. Средневековые мыслители и травники полагали также, что на пол будущего ребёнка могут повлиять некоторые продукты или лекарственные препараты. Эксперты по королевским опочивальням (да, у королевских особ были и такие) описывают то, как должна была лежать будущая мать, чтобы родился наследник мужского пола. Согласно этим убеждениям, пол ребёнка не определялся  до самого момента рождения, поэтому всегда можно было повлиять на божественное решение во время беременности.

6. Антисанитария часто вела к возникновению смертельных инфекций

В Средние века люди ещё не так много знали о санитарии. Даже самая богатая королева часто рожала в условиях которые сейчас назвали бы «антисанитария», и это создавало серьёзный риск для здоровья как матери, так и ребёнка. Болезнь, известная, как послеродовая лихорадка, или родильная горячка, — септическая инфекция репродуктивных органов — была очень распространена и всегда приводила к смерти молодой матери.

7. Королева после родов не могла присутствовать на крещении своего ребёнка

Примерно в течении 6 недель после родов королева должна была скрываться от общества. Ребёнок сразу принимался обществом и получал признание, пройдя обряд крещения, а новоиспечённая мать должна была оставаться в своей спальне ещё на некоторое время, пока она не была благословлена и «очищена» священником. Только после этого она могла вернуться к исполнению королевских обязанностей. Считалось, что такое «очищение» было необходимо после такого грязного, как считалось, процесса.

8. Беременные женщины из королевской семьи могли не знать о своём положении вплоть до 5-го месяца

Беременность в то время была окутана тайной и страхом. В наши дни изображения беременных женщин повсюду, и процесс рождения хорошо понятен, но на протяжении большей части истории было не так. Роды в Средние века были рискованным делом, так как все матери (как богатые, так и бедные), сталкивались с возможностью осложнений или даже смерти. В то время каждая третья женщина умирала во время родов, так как медицинские знания были основаны не на науке, а суевериях, домыслах и бессмысленных ритуалах. 

Многие женщины в то время не знали о своём положении, пока не чувствовали первые движения в животе. Это случалось обычно на сроке около 5 месяцев, но обычно женщина не была уверена в том, когда родится ребёнок. Тестов на беременность ещё не было, поэтому королевы обращались за консультацией к врачу, который исследовал их мочу, чтобы определить -действительно ли она ожидает наследника. Для нации было важно, как можно скорее получить эту информацию. 

9. Женщины писали завещание перед родами на тот случай, если они их не переживут

Потеря королевы или ребёнка были самыми большими страхами, связанными с королевским рождением. В 1533 году, когда родилась королева Елизавета I, практика родов считалась настолько опасной, что всех королевских женщин призывали писать завещания перед родами.

10. Беременная королева получала ценные подарки

Королевским женщинам эпохи Возрождения, которые носили под сердцем ребёнка, обычно дарили особый подарок – поднос, на котором изображались библейские сцены рождения и торжеств. На подносе были различные лакомства, например, куриный суп и сладости.  Когда будущая мать съедала их, подносы вешали на стену как украшение. Это были ценные памятные подарки.

Оставляйте комментарии к посту и делитесь им с друзьями в социальных сетях.

Комментарии

Как рожали королевы в старину: шоу для всего двора

Рождение детей герцогини Кембриджской вызвало бурный интерес даже у людей, далеких от Англии. Хотя в ее родах не было по большей части ничего интересного: идеально чистое белье, светлая палата, лучшие врачи… Ничего общего с темными дымными спальнями прошлого, где рождение королевского наследника было пропитано традициями, суевериями и страхами.

Анастасия Максимова

Теги:

Здоровье

Беременность и роды

Рождение детей

Домашние роды

Кто виноват

В Средневековье взгляды на женскую репродуктивную систему были. .. ну… средневековыми. Большинство мужчин были убеждены, что гениталии женщины — это по сути те же гениталии мужчин, только вывернутые наизнанку (что, строго говоря, не такая уж глупость). Матка и яичники — это «антонимы» пениса и яичек, у женщин они направлены внутрь, чтобы она могла рожать детей. Женские половые органы рассматривались как «недоразвитые» мужские, это позволяло (точнее, не мешало) смотреть на женщину свысока, как если бы ее тело было хуже мужского.

Неудивительно и то, что вся вина за то, какого пола появлялся ребенок, ложился на женщину. Средневековым людям было невдомек, что именно сперма «диктует» пол малыша, так что, если появлялась нежеланная девочка, значит, роженица недостаточно старалась. На пол младенца можно было повлиять определенными видами пищи и медицинскими снадобьями. По убеждению средневековых лекарей, воздействовать на пол ребенка надо вплоть до самых родов, нужно только очень постараться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Долгие проводы

Новость о королевской беременности вызывала жадное любопытство и возбуждение. Но и опасение, само собой, потому что роды тогда были опасным мероприятием, во время которого королева могла умереть. В XVI веке в Британии появлению на свет младенца предшествовала длинная религиозная церемония: месса, вслед за которой шла настоящая процессия, когда королеву доставляли в место, где ей предстояло провести последние недели в ожидании родов.

Процессия не являлась закрытым событием — полюбоваться на нее являлись и стар, и млад. Телевизоров не было, надо было как-то развлекаться.

Ни глотка воздуха

Примерно за месяц до предполагаемых родов королева удалялась от двора и уединялась в особой комнате, где ей предстояло дожидаться дня родов. И это было далеко не самое приятное место: окна были плотно закрыты и накрыты гобеленами, чтобы свежий воздух, который, по мнению врачей, мог принести один вред, не проникал в комнату. Свет также считался опасным для глаз будущей матери. Комната с пола до потолка была украшена гобеленами с изображением религиозных сцен и пасторальных пейзажей — всё, чтобы успокоить ум будущей матери и защитить ее.

Сцены с людьми или животными, по мнению средневековых специалистов, могли вызвать жуткие видения у будущей матери, так что не одобрялись.

Идея заключалась в том, чтобы воссоздать ощущение матки в комнате. Что вроде бы неплохо, только если это не отрезало бы путь к свежему воздуху, и постоянное сжигание трав, чтобы наполнить комнату «благостным» дымом.

Во время самих родов полагалось развязать все узлы, раскрыть дверцы мебели, вынуть из волос заколки — всё для того, чтобы энергия могла перемещаться беспрепятственно. Роженице приглашали специальных женщин, которые пели для нее и молились, чтобы она успокоилась.

Билеты проданы!

Перенесемся чуть дальше во времени, в Новое время. Рождение королевского отпрыска было не интимным событием, которое касалось только его семьи, — это было событием мирового масштаба, политически значимое, оно могло знаменовать как провал монархии, так и ее рассвет. Ребенок принадлежал народу, а не самой королеве, его матери. Появление ребенка происходило на глазах у многочисленных зрителей, которые пристально наблюдали за всем процессом от начала до конца.

Когда Мария-Антуанетта рожала в 1778 году, посмотреть на это собрались 200 человек. Когда показалась головка, врач выкрикнул: «Королева рожает!» – и сотни придворных ворвались в ее затемненную комнату. Наплыв толпы был таким агрессивным, что король велел закрепить гобелены крепкими шнурами, чтобы они не рухнули на голову роженицы. А народ карабкался на мебель и вытягивал шеи, чтобы не пропустить момент рождения.

Мария-Антуанетта призналась, что от внезапной жары она потеряла сознание.

Клянусь не красть детей!

Вплоть до середины XVII века королевские роды были делом исключительно женским — любые знания передавались от одной женщины к другой. Королеве помогали повитухи, другие беременные женщины или женщины постарше, у которых уже были дети. Мужчин в это царство не допускали.  

Повитухи должны быть не только опытными, но и иметь хороший, легкий характер. Перед тем как войти к роженице, они давали клятву, что не возьмут от ребенка ничего — ни плаценты, ни пуповины, которые могли  использоваться для колдовства.

Такая традиция продержалась вплоть до середины XIX века, пока принц Альберт не настоял на своем присутствии на родах королевы Виктории. Последняя позже писала, что «не могло быть сиделки добрее, мудрее и рассудительнее». С тех пор мужчин-врачей стали допускать до рожениц. Правда, разрешалось им только трогать их, а не смотреть.

Фото: Getty Images

Средневековые роды: опасности родов в средние века

Английский отчет конца XII века описывает присутствие семи акушерок при родах Элизы Миддлтонской. Такая большая команда могла бы объединить свои знания и разделить сложные задачи, связанные с оказанием помощи при доставке.

Услуги этих женщин могут быть востребованы в любых обстоятельствах. В 1259 году во французской деревне Сен-Санс две местные акушерки ухаживали за монахиней Николь Руанской, которая рожала в своем женском монастыре. Ребенка Николы крестил, вероятно, священник в монастыре, хотя сами акушерки были уполномочены совершать крещение в тех случаях, когда душа ребенка была в опасности.

  • Чума, голод и внезапная смерть: 10 опасностей средневековья. В то же время их собственное поведение подверглось тщательной проверке. В 1481 году английскую акушерку Агнес Маршалл обвинили в использовании квазимагических заклинаний. Действительно, английские акушерки, получавшие низкую зарплату и иногда подозреваемые в колдовстве, имели менее положительный опыт, чем их коллеги во Франции и Германии, получившие профессиональную подготовку и официально нанятые городскими властями, даже если они зарабатывали намного меньше, чем практикующие врачи-мужчины.

    Врачи и хирурги лишь изредка помогали женщинам при родах, хотя врачей иногда вызывали, когда рожали аристократки. Бланка Анжуйская, вторая королева Якова II Арагонского, привлекала внимание врачей на протяжении всех 10 родов. Тем не менее, она умерла в 1310 году вскоре после рождения дочери.

    Больше похоже на это

    2

    Лечиться в больнице как в крайнем случае

    Когда дело дошло до родов в Средние века, не было места лучше дома

    Большинство средневековых женщин рожали в домашней, немедицинской среде. И, если они были аристократами или представителями купеческого сословия, это часто означало удаление в родильное отделение (затемненную комнату с мягкой мебелью) за месяц до ожидаемых родов.

    В то время как родильная палата была в значительной степени женской прерогативой, которую посещали подруги, родственницы и акушерки, мужчины по-прежнему вкладывали большие средства в роды, тем более что на кону стояло продолжение семейной линии. Во время беременности в 1441 году женщина из Норфолка Маргарет Пастон попросила своего мужа носить защитное кольцо, которое она ему прислала, тем самым вовлекая его в ее благополучную беременность и роды.

    • Советы мамам: 5 советов из истории для молодых мам

    В отличие от сегодняшнего дня, больницы были последним убежищем для рожениц. Средневековые больницы были благотворительными учреждениями для больных бедняков, и именно женщины в нестабильных домашних условиях оказывались в больничных родильных домах. Незамужние матери особенно нуждались в стационарной помощи. Их ненадежное социальное положение означало, что их младенцев часто бросали, и их нужно было кормить кормилицами в приютах для подкидышей.

    В одном из таких учреждений, Санта-Мария-делла-Скала во Флоренции, в стене был поворотный ящик, где младенцев можно было оставить анонимно (затем ящик поворачивали, и ребенка отвозили в больницу). У него также были кровати для кормилиц, и младенцев отправляли в сеть кормилиц в сельской местности.

    Пациенты в родильных домах по-прежнему имели доступ к знаниям акушерок. И к концу своей карьеры эти акушерки должны были иметь большой опыт не только родовспоможения, но и социальных трудностей, с которыми сталкивались более бедные женщины, которым они помогали.

    3

    Не возлагайте всю свою веру на медицину

    Официальных медицинских советов было мало, поэтому женщины часто обращались к магико-религиозным средствам

    Роды были, по крайней мере, изначально, Золушкой средневековой медицины. В то время как для женщин, страдающих гинекологическими проблемами или нуждающихся в помощи с бесплодием, существовало официальное руководство, советы экспертов по вопросам родов найти было гораздо труднее. В средние века рождение ребенка рассматривалось как естественный процесс, а не медицинская проблема, и, следовательно, не требовало глубокого применения медицинской теории. А поскольку врачи, как правило, не накапливали практический опыт, посещая роды, им было трудно писать о родах.

    Но писатели-медики не обошли эту тему стороной. «Тротула», основной текст о женском здоровье, распространявшийся с XII века, касался осложнений при родах, обсуждая, например, как зашить разрыв между влагалищем и анусом «в трех или четырех местах шелковой нитью».

    • Победить Черную смерть: помогла ли средневековая медицина выжить людям?

    Другой ученый текст, составленный врачом Альдобрандино из Сиены в 13 веке, советовал матери за две или три недели до родов купаться в воде, настоянной на травах, и смазывать ноги, бедра и влагалище ромашковым маслом и куриный жир, без сомнения, чтобы облегчить доставку. Однако Альдобрандино не мог предложить медицинского решения, если ребенок находился в неправильном положении, а только предлагал акушерке вручную перевернуть младенца в матке.

    Альдобрандино, вероятно, имел в виду высокие ставки репродуктивного здоровья определенной группы женщин, поскольку он был личным врачом Беатрисы Савойской, графини Прованской, у которой было четыре дочери, все из которых стали королевами через брак и, таким образом, нуждались в рождаются здоровые наследники. К позднему Средневековью стало доступно больше письменных источников советов, особенно медицинских рецептов. В одной английской рукописи 15 века сочетаются травяные и магико-религиозные средства, предназначенные для обеспечения безопасных родов. Родильнице рекомендуется пить иссоп (траву семейства мятных) с горячей водой и вином или водой, омывшей чашу, на которой написана молитва pater noster.

    4

    Будьте готовы к худшему

    Не бывает двух одинаковых доставок. К счастью, у средневековых акушерок был план на все случаи жизни

    Легко представить себе роды как мучительный опыт для средневековой женщины, у которой мало доступа к обезболиванию или контролю над тем, что с ней происходит. Тем не менее, родильная палата была хорошо оборудована, а акушерки имели опыт, чтобы обеспечить гладкие роды и вмешаться в случае возникновения осложнений.

    Один из подходов к родам заключался в том, чтобы посадить беременную женщину на родильный стул; другой сценарий заключался в том, чтобы она потянула за веревку. Альдобрандино Сиенский советовал: «Если она толстая, пусть ляжет на живот и подтянет колени к голове, а под живот подложит подушку».

    Считалось, что некоторые окаменелости облегчают боль при родах, и к бедру роженицы прикрепляли камень, известный как орлиный камень, поскольку христианские, еврейские и мусульманские традиции считали, что он ускорит роды.

    • Женщина, родившая Гитлера

    Конечно, не все беременности заканчивались благополучно: быстрые роды считались особенно важными, когда считалось, что плод умер, и существовало множество медицинских рецептов для этой сложной ситуации. В англо-саксонском тексте предписывался травяной напиток, в том числе мята болотная, растение, которое также использовалось в абортивных средствах из-за его способности вызывать отторжение слизистой оболочки матки.

    Акушерки также должны быть готовы к действиям, если мать умерла, а младенец остался жив. В этих случаях кесарево сечение может быть выполнено либо акушеркой, либо хирургом, вызванным для вмешательства. После рождения живого младенца пуповину перерезали и перевязали мягкой шерстяной нитью, а ребенка немедленно пеленали. Эта практика была предназначена для поддержания теплой среды матки, а также для поддержки и защиты гибких конечностей ребенка. Для младенца была предусмотрена кровать, от колыбели до простой корзины.

    • Подробнее | Реальное историческое вдохновение для HBO Дом Дракона

    5

    Просить помощи у небес

    Широко распространено мнение, что успех или неудача беременности была в даре святых

    В то время как официальное медицинское руководство по беременности, возможно, было трудно найти, божественная помощь (или, по крайней мере, ее обещание) определенно не была. Наши средневековые предшественники верили, что несколько святых поддерживали безопасную беременность и роды. Возможно, неудивительно, что большинство этих святых были женщинами, и самыми выдающимися из них были Дева Мария и Святая Маргарита. Однако в позднесредневековой Англии менее известная святая Улитта также широко почиталась вместе с ее сыном Квириком.

    Улитта и Квирикус были замучены вместе, что символизировало святость отношений между матерью и ребенком. Эта пара святых, наряду с Богородицей и другими святыми фигурами, изображалась на поясах для рождения, длинных пергаментных свитках, которые должны были соприкасаться с телом матери, будь то обернутые вокруг живота или носимые в свернутом виде.

    • 7 странных случаев в истории медицины
    • Каково историческое происхождение кесарева сечения?

    Пояса были похожи на реликвии — идея заключалась в том, что материальный объект, связанный со святым, был наделен благотворными силами. Они также включали магические функции, такие как защитные словесные средства или чары. В преддверии рождения своего седьмого или восьмого ребенка Елизавета Йоркская, королева короля Англии Генриха VII, заплатила монаху за то, что тот принес ей пояс Богородицы. Она также посетила монастырь в Хэмптон-Корте, без сомнения, чтобы получить дальнейшую божественную защиту. К сожалению, она умерла после родов в феврале 1503 года, как и ее маленькая дочь.

    Пояса и другие религиозные артефакты, такие как небольшие статуи святых, использовались менее состоятельными женщинами, а также элитой, и даже предметы, не имеющие никаких религиозных ассоциаций, ценились в связи с деторождением. В XII веке, после тяжелых родов, которые она и ее маленький сын пережили, императрица Матильда, дочь английского короля Генриха I, с благодарностью пожертвовала шелковый матрас, на котором она лежала во время болезни, на благо больных проказой. Будучи предметом роскоши, связанным с королевской фигурой, этот матрас теперь ассоциировался с комфортом, уверенностью и исцелением.

    6

    Радуйтесь – но не расслабляйтесь

    После родов многие матери провели недели в принудительном заключении, восстанавливая свои силы

    Статистика рисует мрачную картину родов и младенчества в средневековой Европе. В 1420-х годах во Флоренции роды были причиной каждой пятой смерти замужних женщин, в то время как археологические данные из средневекового Уоррама Перси в Северном Йоркшире показывают, что 19 процентов младенцев умирали в возрасте до двух лет.

    Нет единой причины такого ужасного количества смертей, но одной из главных причин стала инфекция. Основной причиной инфицирования матери была задержка плаценты. Чудесная история святого Томаса Бекета, записанная в 1170-х годах, рассказывает, как жена Герберта Фелтонского была глубоко огорчена, потому что из ее тела вышла только часть последа. Ей понадобилась помощь святой, чтобы облегчить боли и проблемы с дыханием, вызванные задержкой вещества.

    После рождения уязвимый младенец был снабжен предметами, которые, как считается, обладают защитными свойствами, такими как коралловые и янтарные амулеты. Мать оставалась в родильном зале от четырех до шести недель в течение периода заключения, который не позволял ей воссоединиться со своим сообществом, но позволял ей отдохнуть и восстановить силы. Это было частью процесса очищения, отражавшего веру в то, что тело матери становится нечистым после родов, подобно тому, как считалось, что женщина загрязняется во время менструации.

    • Американское духовенство, которое помогало женщинам делать аборты до Роу против Уэйда
    • Карантин черной смерти: как мы пытались сдержать самую смертельную болезнь в истории?

    После долгого заточения мать была ритуально принята обратно в приходскую церковь. Она встретила священника в крыльце, чтобы его окропили святой водой, затем сделала подношение и отслужила мессу. Этот обряд был известен как «воцерковление».

    Хотя воцерковление ограничивало свободу передвижения матери, оно также предоставляло возможности для пиршества и празднования как в родильном зале, так и в более широком приходском сообществе. На самом деле этот обряд был настолько вплетен в ткань средневековой жизни, что женщины Северной Европы сопротивлялись попыткам положить ему конец во время Реформации. Посещение церкви, возможно, укрепило негативные стереотипы о женщинах, но также укрепило их идентичность как матерей — и это было то, что они явно ценили.

    Доктор Эльма Бреннер — специалист по средневековью из Wellcome Collection. Она является соредактором журнала «Проказа и идентичность в средние века: от Англии до Средиземноморья» (Manchester University Press, ожидается в 2021 г.) в этом выпуске подкаста HistoryExtra

    Эта статья была впервые опубликована в выпуске BBC History Magazine 9 за февраль 2021 г.0094

    Роды в Средневековье и эпоху Тюдоров Сара Брайсон

    Рождение детей открыто обсуждается в современном обществе. Изображения беременных женщин появляются в журналах, а рожениц можно увидеть по телевидению и в кино. Однако в средневековый период роды считались личным делом. Роды в средние века были опасным временем для женщин, и роды не подвергались дискриминации. Молодые матери, пожилые матери, бедные или богатые матери, все могли умереть не только во время родов, но и из-за осложнений после родов. К сожалению, каждая третья женщина умерла в детородном возрасте.

    Сначала некоторые женщины даже не знали, что беременны, пока не почувствовали первые движения своего ребенка внутри себя примерно в пять месяцев. Это было известно как «ускорение». Нам кажется удивительным, что женщина может не знать, что она беременна в течение нескольких месяцев, но надежных тестов на беременность в период Тюдоров не существовало. Женщина могла обратиться к врачу, чтобы узнать, беременна ли она, но тесты были далеко не надежными. Один из тестов на беременность в период Тюдоров заключался в проверке цвета мочи, и если она была от бледно-желтого до белого цвета с мутной поверхностью, женщина могла быть беременна. Другие тесты включали исследование иглы, оставленной в моче женщины, чтобы увидеть, не заржавела ли она, или посмотреть, что произошло, когда вино было смешано с мочой женщины. Также отсутствие регулярных менструаций у женщин может быть связано с несколькими факторами, включая болезни, кормление грудью, чрезмерное голодание или даже неправильное питание.

    Не было возможности контролировать частоту сердечных сокращений ребенка или измерять кровяное давление, и поэтому женщины активно обращались к другим опытным женщинам с просьбой поддержать и помочь им. Роды были преимущественно женским делом, и врачи и врачи присутствовали только в самых экстремальных обстоятельствах, например, в случае королевы Джейн Сеймур, когда она рожала будущего короля и у нее были проблемы. Чаще всего, если бы у женщины были средства или контакты, она бы обратилась за советом и поддержкой к акушерке, женщине, которая обладала большим опытом и знаниями в области родовспоможения.

    Существует очень мало рассказов о том, как рожали обычные женщины эпохи Тюдоров, поскольку это было не только личным делом, но и женщины, как правило, не записывали и не записывали свою жизнь. Однако, если королева рожала, это было достоянием общественности, поскольку она могла родить следующего наследника. Поэтому мы можем обратиться к беременностям и родам королевских женщин, чтобы увидеть, какими могли быть роды для некоторых женщин в период Тюдоров.

    Женщины благородного происхождения, такие как королевы или представители высших сословий, закрывались от мира на некоторое время, прежде чем родить. Это было широко известно как «лежать» или «забирать ее комнату». Перед этим была проведена тщательно продуманная служба, на которой церковь просила у Бога благословения на рождение. После службы и молитв духовенства королева ушла в свои личные покои. Простая женщина, возможно, ходила в церковь или искала благословения у священника, прежде чем она тоже скрывала себя от глаз общественности из-за своего собственного «лежанья». Другим женщинам, к сожалению, из гораздо более низкого класса, возможно, приходилось работать до тех пор, пока у них не начались схватки, поскольку некому было выполнять их повседневные обязанности.

    Мужчинам не разрешалось находиться в этой отдельной комнате или комнатах, а беременной женщине разрешалось обслуживать только других женщин. Комнаты матери закрывались, а на окнах висели гобелены, чтобы блокировать как можно больше света из внешнего мира. Только одно окно должно было быть оставлено открытым, чтобы впустить свежий воздух в комнату и лишь небольшое количество света, так как считалось, что слишком много света может повредить глаза будущей матери. Комната была бы увешана успокаивающими гобеленами и изображениями, чтобы не расстраивать мать, что, в свою очередь, могло навредить будущему ребенку. Распятия и другие религиозные предметы должны были храниться в комнате, чтобы оказать духовную поддержку матери. Идея заключалась в том, чтобы воссоздать матку: теплую, темную и тихую.

    Англия в пятнадцатом и начале шестнадцатого веков была набожной католической страной. Религия и вера были частью повседневной жизни и тесно переплетались с актом родов. Считалось, что боль, связанная с родами и родами, связана с падением Евы в Эдемском саду. Ее первородный грех означал, что все женщины должны были страдать от сильной боли, и без болеутоляющих средств, доступных сегодня, многие женщины обратились к религии, чтобы обеспечить им поддержку и облегчение, которых они так желали. Также существовала большая вероятность того, что роженица могла умереть, поэтому религия и вера играли чрезвычайно важную роль в роли деторождения.

    Женщины часто сжимали святые реликвии или читали религиозные молитвы и песнопения, чтобы помочь им в процессе родов. Амулеты и янтарь также можно было положить на живот матери, или можно было читать молитвенные свитки или даже обернуть вокруг живота, чтобы облегчить боль при родах и способствовать благополучному рождению ребенка. Некоторые матери даже прижимали к себе кусочки олова, сыра или масла, на которых были выгравированы амулеты. Церковь одобрила бы их, поскольку они призывали Бога и то, что Он создал. Многие женщины обращались к святой Маргарите, покровительнице беременных женщин и родов. Святая Маргарита была съедена драконом, но снова выплюнула из-за распятия, которое она держала. Была надежда, что дети будут рождаться так же легко, как святая Маргарита вышла из дракона. Хотя физически эти вещи не могли помочь в рождении, вера и вера, которые женщины имели в них, помогли бы им психологически и могли бы помочь им справиться со своим страхом и беспокойством по поводу родов.

    Акушерка также играла чрезвычайно важную роль во время родов. Акушерки имели многолетний опыт родовспоможения и поэтому обладали обширными знаниями. Повивальная бабка должна была быть женщиной с хорошим характером, пользующейся большим доверием, она должна была принести клятву, которая предписывала, что она не будет удерживать ничего от родов, например, пуповину или плаценту, которые могли быть использованы в колдовстве. Роль акушерки может заключаться в том, чтобы предложить различные способы родоразрешения, например, сидя на родильном стуле или укачивая сзади. Акушерка также знала, как перевернуть ребенка, если он находится в неправильном положении для родов.

    Интересно изучить средневековые тексты, чтобы узнать, что они говорят о том, что происходило во время родов. Большинство этих текстов были написаны мужчинами, многие из которых были священнослужителями и членами церкви. Это довольно иронично, поскольку эти мужчины дали обет безбрачия и, таким образом, не могли ни заниматься сексом, ни, как мужчины, входить в родильное отделение. Многие мужчины того времени считали, что женские половые органы были обращены внутрь мужскими органами. Женщины считались подчиненными мужчинам, поскольку их половые органы не выросли за пределы тела и поэтому не были полностью сформированы или развиты. По сути, они были низшими версиями мужчин. Некоторые люди даже верили, что могут выбрать пол своего ребенка по типам продуктов, которые они ели, которые пили, или лекарствам, которые они изобретали. Они понятия не имели, что именно мужская сперма определяет пол ребенка. Все это легло тяжелым грузом на плечи женщины.

    То, что происходило за закрытыми дверями с акушеркой, сильно отличалось от того, что было написано в средневековых учебниках. Это было бы больше похоже на то, что произошло сегодня, когда акушерка поддерживала и давала советы беременной матери и помогала родить ребенка.

    Английская Реформация оказала огромное влияние не только на церковь, но и на родильное отделение. Святые реликвии и другие католические обряды были уничтожены. У многих женщин больше не было доступа к святым мощам, изображениям или иконам, на которые они могли бы возражать и черпать силы во время родов. Женщинам также запретили обещать совершить паломничество для благополучного рождения их нерожденных детей. Вместо того, чтобы полагаться на святых и реликвии, женщинам разрешалось только взывать к Богу о поддержке и помощи. Нельзя не задаться вопросом, обращались ли некоторые женщины к своим католическим реликвиям и другим предметам за поддержкой без ведома широкой общественности.

    Если женщина и ее ребенок пережили роды, впереди еще были опасности. Акушерке разрешалось крестить ребенка, чтобы, если он был болен или был близок к смерти, его душа попадала на небеса. Акт крещения удалит естественный грех и очистит душу. Это был единственный раз, когда женщине разрешалось совершить одно из таинств, и только в том случае, если ребенок должен был умереть. Кесарево сечение не было обычным явлением и проводилось только в случае смерти матери в надежде спасти будущего ребенка. Потеря ребенка, независимо от времени, является травмирующим опытом, который оказывает огромное эмоциональное воздействие на семью.

    В средние века мужчины считали, что цель жизни женщины — забеременеть и родить ребенка. Роды в этот период были очень опасным временем для женщин, и многие перед родами писали свои завещания на случай, если они не доживут до родов. Однако, несмотря на опасности, многие женщины рожали по нескольку раз и имели большие семьи здоровых детей, которые, к счастью для нас, вырастали в следующее поколение.

    См. также видео Claire Chats о беременности и родах в Tudor Times.

    Если вам понравилась эта статья, то вы можете найти еще множество подобных статей в нашем ежемесячном журнале, а также еженедельные видеоролики и викторины, а также ежемесячные доклады историков и авторов, вступив в Общество Тюдоров. Нажмите здесь, чтобы узнать больше.

    Сара Брайсон является автором книги Мэри Болейн: в двух словах . Она исследователь, писатель и педагог, имеет степень бакалавра дошкольного образования с отличием и в настоящее время работает с детьми с ограниченными возможностями. Сара увлечена историей Тюдоров и глубоко интересуется Марией Болейн, Анной Болейн, правлением Генриха VIII и людьми его двора. Поездка в Англию в 2009 году.поддержала свою страсть, и когда она вернулась домой, она завела веб-сайт queentohistory.com и страницу в Facebook об истории Тюдоров. Сара живет в Австралии, любит читать, писать, разыгрывать костюмы эпохи Тюдоров и хочет однажды вернуться в Англию.

    • Лицензия, Эми (2012) В постели с Тюдорами: Половая жизнь династии от Елизаветы Йоркской до Елизаветы I , Amberley Publishing, Глостершир.
    • Лицензия, Эми (2013 г.) «Как времена меняются! Два королевских рождения: Эдуард V (1470 г.) и принц Джордж Кембриджский», просмотрено 18 июля 2015 г.

Оставьте комментарий