Когда появляется хватательный рефлекс у новорожденных: Развитие ребенка на разных возрастных этапах

Развитие ребенка на разных возрастных этапах

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ
Период младенчества (первый год жизни)
Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям, ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы — безусловные рефлексы.

Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный?

Это, прежде всего, система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением».
Среди безусловных рефлексов выделяются защитные и ориентировочные. Некоторые рефлексы являются атавистическими — они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называемый иногда «обезьяньим», пропадает уже на втором месяце жизни.

Безусловные рефлексы новорожденного

Раздражители Рефлексы
Действие яркого света Глаза закрываются
Шлепок по переносице Глаза закрываются
Хлопок руками возле головы ребенка Глаза закрываются
Поворот головы ребенка направо Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается
Разведение локтей в стороны Руки быстро сгибаются
Нажатие пальцем на ладонь ребенка Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются
Нажатие пальцем на подошву ребенка Пальцы ног сжимаются
Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке Большой палец ноги поднимается, остальные — вытягиваются
Укол булавкой подошвы Колено и стопа сгибаются
Поднимаем лежащего ребенка животом вниз Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги
К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери. v него возникают сосательные движения. Но в целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени.
Как можно описать психическую жизнь новорожденного? Мозг маленького ребенка продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом, с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцнрованны и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность Л. С. Выготскому говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений».
Важные события в психической жизни ребенка — возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2—3 неделе. Резкий звук, скажем, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3—4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3—5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.

Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию активный характер.
Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней новые тонкие эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом, оживления», Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление, первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.

Младенчество

Младенец интенсивно растет. Рост здорового ребенка за первый год его жизни увеличивается примерно в 1,5 раза, а вес — почти в 2 раза.
Физическое развитие младенца
Время появления Развитие моторики
1 месяц Поднимает подбородок
2 месяца Поднимает грудь
3 месяца Тянется за предметом, но, как правило, промахивается
4 месяца Сидит с поддержкой
5—6 месяцев Хватает рукой предметы
7 месяцев Сидит без поддержки
8 месяцев Садится без посторонней помощи
9 месяцев Стоит с поддержкой; ползает на животе
10 месяцев Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками
11 месяцев Стоит без поддержки
12 месяцев Ходит, держась одной рукой

Восприятие. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7—8 минут. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.
Ребенок в младенческом возрасте воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы.
Можно сказать, что в младенческом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих параметрах объектов. Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие их свойства.

К 2—3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше.
Ребенок различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. Активный же интерес к цвету появляется позже, с 6 месяцев.
Развивается также пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины. Американские психологи провели красивый эксперимент с «обрывом»: младенца помещали на стеклянный стол, под которым находились две большие доски, прикрепленные на разных уровнях. Разница в уровнях этих досок, обтянутых яркой, в крупную клетку материей, и создавала иллюзию обрыва. Маленький ребенок, тактильно ощущая ровную поверхность стекла, ползет к матери, не замечая глубины. После 8 месяцев большинство детей избегают «обрыва» и начинают плакать.
Движение и действия. Движения рук младенца, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни. В 5—6месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координации. Хватание — первое целенаправленное действие ребенка, оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами.

Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т. д. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Жан Пиаже назвал круговыми реакциями. После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых. Ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком.

К концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действий с ними. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых и новых свойств окружающих его объектов. Ориентируясь в окружающей действительности, он интересуется не только тем, «что это такое», но и тем, «что с этим можно делать».
Восприятие и действие ф—та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте.
К концу 1 года ребенок включается в достаточно сложные действия игры.
Память. Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно, простейших ее видов. Первым появляется узнавание. В 3—4месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле его зрения, 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого.
После 8 месяцев появляется воспроизведение — восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.
На протяжении младенческого возраста наблюдается, наряду с познавательным, и эмоциональное развитие. Эта линия развития тоже непосредственно зависит от общения с близкими взрослыми. В первые 3—4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности.
После 3—4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. В 7—8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается.

Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцами, появляется так называемый «страх расставания» — грусть или острый испуг при исчезновении мамы (когда ее долго нет или она просто на какое-то время вышла).
Общаясь с мамой или другим близким человеком, младенец к концу 1 года стремится не только к чисто эмоциональным контактам, но и к совместным действиям.
Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10—20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

Кризис 1 года

Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Слово «нельзя» в кризисный период приобретает особую актуальность.
Главное приобретение переходного периода — своеобразная детская речь, называемая Л. С. Выготским автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме (фонетическому строению), и по смыслу (семантической стороне). У ребенка своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.
Язык маленького ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний.
Детская речь понятна только самым близким людям, постоянно находящимся рядом с ребенком и понимающим значения его слов.
Итак, годовалый ребенок, вступая в новый период — раннее детство, — уже многое может: он ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить и, хотя его речь ситуативна и многозначна, непонятна большинству окружающих, его возможности общения с близкими людьми значительно расширяются. Познавательное и эмоциональное развитие ребенка основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослым — центральном новообразовании данного возрастного периода.

Значение хватательного рефлекса и как его развить

Хватательный рефлекс у ребенка – это врожденная реакция организма, которая лежит в основе координации и умения брать, держать предметы в руках. Сильно выражен этот безусловный рефлекс в первые два месяца, но если его не развивать, к 3-му месяцу он ослабнет, а к 6-му может совсем исчезнуть.


Специалисты фабрики развивающих игрушек Alatoys рассказывают подробно, в чем значение хватательного рефлекса, какие этапы формирования он проходит, а также какие игры будут полезны для его развития.

Значение хватательного рефлекса

Хватательный рефлекс влияет на развитие всех манипулятивных навыков. Чем легче ребенок манипулирует руками и пальцами, тем быстрее он научится держать ложку и самостоятельно есть, держать карандаш и рисовать, писать, застегивать пуговицы, завязывать шнурки.

Развитая мелкая моторика рук вместе с уверенным захватом предметов стимулирует развитие коры полушарий мозга и подготавливает малыша к возникновению речи.

Кроме этого, умение держать в руках разные вещи позволяет ребенку попасть в мир игры: строить домики из кубиков, управлять машинками, играть на музыкальных инструментах и т.п.


Особенности развития хватательного навыка

Рассказываем об этапах формирования хватательного навыка и играх, которые будут полезны в разное время:

  • 0-2 месяца. Хватательный рефлекс у новорожденных – реакция автоматическая, неосознанная. Можно проверить его так: вложите палец в ладонь малыша и слегка надавите – кроха должен крепко сжать его.
  • 3 месяца. Время «комплекса оживления»: нарастает количество движений выпрямленными руками.
    Почаще играйте с крохой в «ку-ку», легко накрывая его лицо пеленкой. Наблюдая, как вы снимаете ткань, он со временем будет пытаться убрать ее самостоятельно.
  • 4-8 месяцев. Все, что попадается малышу на глаза, он старается удержать и попробовать на вкус. Работают обе руки вместе и по отдельности, формируются различные пальчиковые захваты игрушек: двумя – «пинцетный», тремя – «щипковый». Предлагайте крохе большие предметы, например, кубики или детали конструктора. Пусть он старается удержать их, а вы покажите, что можно из них построить. Поощряйте желание малыша загребать все предметы к себе и перемещать их из рук в руки: давайте ему все игрушки, которые он не сможет проглотить.
  • 9-12 месяцев. Хватательный рефлекс у младенца почти годовалого возраста уже хорошо закреплен: руки, как и захват, становятся крепкими и сильными. Рука и пальцы приспособились к величине, объему игрушек. Развиваются первые игровые действия с предметами, ребенок уверенно поднимает предметы и пытается осмысленно ими манипулировать. Чтобы поддержать это начинание, предложите малышу первые игры с сортером. Надевайте вместе геометрические фигуры на штырьки, ищите каждой детали свое место на доске-основании, показывайте, как проталкивать фигурные элементы в сортеры-сундучки. Выбрать подходящий красочный набор сортеров и пазлов можно в интернет-магазине фабрики развивающих игрушек «Алатойс» https://alatoys-market.ru/categories/sorter-pazly. Также понравится крохе раскладывать кубики в пустые контейнеры, катать по полу игрушки-каталки.

Что делать, если хватательный рефлекс слабый или отсутствует вовсе? Первое – проконсультироваться со специалистом. Второе – найти подход к ребенку и уделять больше времени развивающим упражнениям. Например: предлагайте яркие игрушки-раздражители, но давайте не в руку, а показывайте на расстоянии, чтобы кроха тянулся за ними и прилагал усилия. Поначалу разжимайте кулачки малыша, вкладывайте свои пальцы, а затем предметы разных форм, и сжимайте его пальцы, показывая, что нужно делать.

И ежедневно разрабатывайте пальчики с помощью массажа. Во время занятий разговаривайте с крохой и улыбайтесь ему, хвалите за каждый маленький успех.


Подпишитесь на наши группы в соцсетях Вконтакте, Одноклассники.


Рефлексы новорожденных — HealthyChildren.org

​Многие движения вашего ребенка в первые недели жизни выполняются рефлекторно. Это означает, что это происходит непроизвольно или происходит без усилий вашего ребенка. Если вы кладете им палец в рот, они рефлекторно сосут. Они плотно зажмуривают глаза от яркого света.

Некоторые рефлексы сохраняются у новорожденных в течение нескольких месяцев, а другие исчезают в течение нескольких недель. Вот некоторые из них, которые вы можете наблюдать у своего ребенка:

Укоренение

В некоторых случаях рефлексы переходят в произвольное поведение. Например, ваш ребенок рождается с рефлексом укоренения, который побуждает его поворачивать голову к вашей руке, если вы гладите его щеку или рот. Это помогает ему найти сосок во время кормления. Сначала он будет копаться из стороны в сторону, поворачивая голову к соску, а затем в сторону по уменьшающимся дугам. Он просто повернет голову и рот в положение для сосания.

Сосание

Сосание — еще один рефлекс выживания, присутствующий еще до рождения. На самом деле, если вы делали УЗИ во время беременности, вы, возможно, видели, как ваш ребенок сосет большой палец.

После рождения, когда сосок и ареола находятся глубоко во рту ребенка, он автоматически начинает сосать. Это движение фактически имеет две стадии. Сначала он обхватывает ареолу губами, а сосок находится далеко позади рта, указывая на стык твердого и мягкого нёба, и сжимает грудь между языком и нёбом (так называемое «выражение», это действие вытесняет молоко). ). Во второй фазе, или доильном действии, язык движется от ареолы к соску. Всему этому процессу помогает присоска, которая прикрепляет грудь ко рту ребенка.

Координация этих ритмичных сосательных движений с дыханием и глотанием является относительно сложной задачей для новорожденного. Таким образом, несмотря на то, что это рефлекторное действие, не все дети поначалу сосут эффективно. Однако с практикой рефлекс становится навыком, с которым все они хорошо справляются.

Копание, сосание и поднесение руки ко рту считаются сигналами кормления в первые недели после рождения. Позже, после того, как грудное вскармливание установится, ваш ребенок начнет использовать эти движения, чтобы утешить себя, и его также можно успокоить соской или когда вы поможете ему найти большой палец или пальцы.

Рефлексы новорожденных

Ниже приведены некоторые нормальные врожденные рефлексы, которые вы увидите в первые недели. Не все младенцы приобретают и теряют эти рефлексы в одно и то же время, но эта таблица даст вам общее представление о том, чего ожидать.

92999 9000 4002 40039929999929 9003 400329299 9000 4004 400329299

шаг

Рождение

2 месяцы

Рурить

9

9

9

9

0004

Palmar grasp

Birth

5–6 months

Moro reflex

Birth

2 months

Tonic neck reflex

От рождения

5–7 месяцев

Подошвенный захват

От рождения


2
–12 месяцев

Рефлекс Моро или «вздрагивания»

Рефлекс Моро в течение первых нескольких недель является драматическим. Если голова вашего ребенка резко меняет положение или падает назад, или если он напуган чем-то громким или резким, он вытягивает руки, ноги и шею, а затем быстро сводит руки вместе. Он может даже громко плакать. Рефлекс Моро, который присутствует в разной степени у разных детей, обычно достигает пика в течение первого месяца и начинает исчезать примерно через два месяца.

Тонический шейный рефлекс или поза «фехтования»

Более интересной автоматической реакцией является тонический шейный рефлекс или поза фехтования. Вы можете заметить, что когда голова вашего ребенка поворачивается в одну сторону, его соответствующая рука выпрямляется, а противоположная рука согнута, как будто он фехтует. Однако вы можете не увидеть эту реакцию, поскольку она едва уловима, и если ваш ребенок встревожен или плачет, он может не выполнить ее. Он исчезает в возрасте пяти-семи месяцев.

И шейный, и тонический рефлексы Моро должны присутствовать в равной степени с обеих сторон тела. Если вы заметили, что рефлекс кажется другим с одной стороны или что ребенок двигает одной стороной тела лучше, чем другой, сообщите об этом своему педиатру.

Хватание

Вы увидите еще один рефлекс, когда погладите ладонь ребенка и увидите, как он тут же схватит ваш палец. Или, если вы погладите подошву его ступни, вы увидите, как плотно сжались пальцы его ног. В первые несколько дней после рождения хватка вашего ребенка будет настолько сильной, что может показаться, что он может удерживать собственный вес, но не пытайтесь этого делать. Он не контролирует эту реакцию и может внезапно отпустить.

Шагать

Помимо силы, еще одним особым талантом вашего ребенка является шагание. Он, конечно, не может удержать свой вес, но если вы держите его под мышки (стараясь также поддерживать его голову) и позволяете его ступням коснуться плоской поверхности, он поставит одну ногу перед другой и «ходить.»

Этот рефлекс поможет новорожденному подползти к груди сразу после родов, когда он лежит на животе матери. Этот рефлекс исчезнет через два месяца, а затем снова появится к концу первого года жизни в виде выученного поведения при ходьбе.

Дополнительная информация

Вехи движения: от рождения до 3 месяцев

Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться в качестве замены медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра. Могут быть варианты лечения, которые ваш педиатр может порекомендовать в зависимости от индивидуальных фактов и обстоятельств.

Ладонный и подошвенный, у взрослых, Подробнее

Хватательный рефлекс — это непроизвольное движение, которое ваш ребенок начинает делать в утробе матери и продолжает делать примерно до 6-месячного возраста. Это рефлекс, который нравится толпе: это рефлекс в игре, когда ваш новорожденный обхватывает своими очаровательными мизинцами один из ваших.

Вот подробнее об этом рефлексе, а также о его значении.

Хватательный рефлекс — также называемый ладонным хватательным рефлексом — является непроизвольной реакцией. Это означает, что ваш ребенок не контролирует его. Рефлекс состоит из двух отдельных стадий: смыкание пальцев и цепляние.

Цепляние на самом деле достаточно сильное, чтобы выдержать вес вашего ребенка.

Хотите проверить? Положите ребенка на спину, прижмите мизинцы к его ладоням, чтобы вызвать рефлекс, и медленно приподнимите ребенка примерно на дюйм. Но будьте осторожны: когда ваш ребенок устает, он внезапно отпускает и падает.

Когда говорят о хватании или хватательном рефлексе, обычно имеют в виду ладонный вариант. Однако есть и другой хватательный рефлекс — подошвенный.

Ладонный хватательный рефлекс обнаруживается на ладонях, а подошвенный хватательный рефлекс — на подошвах стоп. Хотя подошвенный рефлекс встречается у большинства людей, у младенцев этот рефлекс имеет собственное название — рефлекс Бабинского. Это потому, что у младенцев этот рефлекс работает уникальным образом.

Хотите проверить своего ребенка на рефлекс Бабинского? Крепко погладьте нижнюю часть стопы новорожденного, проведя пальцем по внешней части подошвы. Вы заметите, что большой палец ноги сгибается вверх и назад к верхней части стопы.

Остальные пальцы расправятся.

Дополнительный способ проверить рефлекс — поставить ребенка в положение стоя, поддерживая его и позволяя ступням касаться пола. Посмотрите, как сгибаются их пальцы на ногах.

В возрасте от 1 до 2 лет рефлекс Бабинского исчезает и заменяется стандартным подошвенным рефлексом. Теперь при поглаживании подошвы стопы пальцы ног будут поворачиваться вниз, как будто пытаясь что-то схватить.

Большинство детей в возрасте до 4 месяцев не в состоянии контролировать свои мышцы в достаточной степени, чтобы произвольно тянуться за предметами.

Но между 4 и 6 месяцами ваш ребенок начнет тянуться к таким вещам, как яркие погремушки, очки и серьги. Непроизвольный ладонный рефлекс может запускать нейроны, которые позже закладывают основу для этих произвольных движений. Думайте о рефлексе как о построении нервных путей.

Кроме того, есть связующий компонент. Ладонный рефлекс помогает развить связь между вами и вашим ребенком. Кто не тает, когда младенец крепко обхватывает ваш палец рукой?

Ладонный хватательный рефлекс появляется примерно на 16-й неделе беременности. Правильно — это начинается еще до рождения вашего ребенка! Ультразвуковая технология дала нам изображения младенцев, сжимающих пуповину.

Не беспокойтесь, если ладонный хватательный рефлекс вашего ребенка менее интенсивен в течение первого и второго дня после рождения. Это совершенно нормально.

Наслаждайтесь ощущением, как эти крошечные пальчики сжимают ваши, потому что в возрасте около 6 месяцев рефлекс исчезает.

По мере развития мозга вашего ребенка произвольные движения заменяют непроизвольные рефлексы. Вместо того, чтобы реагировать инстинктивно, ваш ребенок начинает думать о том, что он хочет делать.

Ладонный рефлекс должен исчезнуть. Медицинский термин для этого акта исчезновения — «интеграция».

Ладонный рефлекс, не сформированный к 6-месячному возрасту, может сигнализировать о том, что центральная нервная система (ЦНС) вашего ребенка не взяла на себя достаточного контроля, чтобы рефлекс стал произвольным движением. Это также может указывать на спастический церебральный паралич или другое повреждение ЦНС вашего ребенка.

Оставьте комментарий