Методика обучения чтению: 5 методик обучения чтению

Содержание

Самые популярные методики обучения чтению

Журнал «Счастливые родители» попросил главного методиста сети «Бэби-клуб» рассказать про преимущества и недостатки популярных методик обучения чтению. Светлана Кузнецова с радостью поделилась с читателями информацией. 

Слово за слово

«Многие педагоги отмечают, что навык чтения нужен современному ребенку с самых первых дней в школе. Чтобы выполнять задания по другим предметам, например. Иначе вам придется сильно помогать. В любом случае, на освоение азбуки у всех детей уходит разное время, а учитель ждать не может. К тому же, если ребенок будет осваивать чтение в школе, это будет для него дополнительной нагрузкой. Знания по другим предметам ему будет сложнее усваивать, потому что энергии и концентрации от него потребуется больше. Уверенности в себе и мотивации учиться это вряд ли добавит.

Умение читать понадобится и для того, чтобы готовить мини-презентации и устные доклады, а их сейчас просят делать в первом классе. Читающий ребенок найдет информацию быстро, и только подогреет свой интерес. Это важный плюс. Но навык должен быть отработан действительно хорошо. После того как первые успехи сделаны, нужно время, чтобы научиться понимать смысл прочитанного. Добиться такого эффекта проще всего в спокойной домашней обстановке. 

Когда научить ребенка читать, мама решает сама. Если ждать до школы не хотите, предстоит определиться с методикой. А их сейчас много и у каждой есть как достоинства, так и недостатки.

Карточки

Самый популярный наглядный метод — карточки Домана. На первый взгляд кажется, что этот способ наиболее простой. Примерно с 4-6 месяцев мама начинает показывать малышу на несколько секунд карточки. На них печатными буквами написаны слова, которые она произносит их вслух. Зрительная память у ребенка развита хорошо, поэтому он достаточно быстро схватывает связь между тем, что он слышит, и тем, что видит. А в какой-то момент начинает понимать, что написано на карточках.  

С возрастом количество слов и букв в словах увеличивается. Для ребенка это не проблема, а вот мама может сломаться. Карточек приходится готовить не просто много, а безумно много. Но главный минус в другом: ребенок при таком подходе механически запоминает слова, как робот. Никакого интерактива ведь не предполагается. Игровая составляющая отсутствует. И потом, малыш привыкает к начальным формам: к именительному падежу, к инфинитивам. Когда он сталкивается с реальными текстами, то знакомые слова либо не узнает совсем, либо читает их с ошибкой, потому что окончания другие.

Звуки

Звуко-буквенные методики — это классика жанра. По ним малышей сейчас учат читать в большинстве государственных детских садов и школ. Обычно все начинается с букваря Жуковой. В первую очередь детей знакомят с графическим образом букв. Потом объясняют, как они называются («бэ», «ша», «эф») и какие звуки могут обозначать. На этом этапе процесс нередко замедляется, потому что возникает путаница. Понять, что буква «эр» на самом деле читается как «р», тоже нужно время.  

Дальше звуки учат сливать воедино. Это — «а», это — «м», вместе «а-м», а если наоборот, получится «м-а». Ребенок читает буквы, глядя на доску или в букварь. Много раз тренируется произносить разные сочетания звуков, в том числе абстрактные, несуществующие в русском языке. Затем из букв малыш учится составлять слоги, потом слова и плавно переходит к чтению словосочетаний, коротких предложений и текстов.

Творчества в этом процессе мало. Дети часто скучают на занятиях, потому что на буквы они только смотрят. Поиграть с ними возможности нет. Кроме того, такое поэтапное и «медленное» обучение отнимает много времени и энергии. Хотя некоторым ребятам звуко-буквенная методика подходит, потому что каждому ребенку свое. 

Склады 

В советской школе мы осваивали чтение по слогам, а сегодня им на смену приходят склады. И эта альтернатива завоевывает все больше поклонников. Склад – это единица чтения, которая состоит из одной буквы или из сочетания двух букв. При таком подходе заучивать названия букв ребенка не просят. Эти знания ему при обучении чтению не нужны. Они потребуются позже, и их он спокойно получит в школе. А пока малышам просто говорят: «У каждой буквы есть звук. У этой буквы звук «м».

Ребенку не нужно запоминать, как читаются две рядом стоящие буквы, потому что он запоминает целый склад как картинку.  Благодаря этому обучение идет быстрее.

    

Есть и другой плюс. Чтобы прочитать слово, ребенок должен сначала чисто визуально разложить его на части. А разбивать на склады проще, чем на слоги. Например, ребенок сразу видит, что «ко-ш-ка» распадается на три склада, потому что их все по отдельности он видел на кубиках. Со слогами и правилами переноса он обязательно познакомиться, но уже в школе. Для обучения чтению ему эта информация не нужна.

Самые известные складовые методики на сегодняшний день это кубики Зайцева и кубики Чаплыгина. Они разные, но при этом у них много общего. Методика Зайцева самая популярная. В комплект входят кубики, на каждой грани которых написаны склады, и специальные таблицы для тренировки, тоже со складами.  

Начинать играть с такими кубиками малыш может хоть с года. Они ведь непростые. Кубики различаются по размеру, цвету и звучанию. Благодаря двум разным наполнителям коричневые издают глухие звуки, серые – звонкие (на самом деле так иллюстрируется разница между глухими и звонкими согласными). Кубиками можно играть: греметь ими или использовать как конструктор, чтобы построить любой объект от башни до океана. Это главное их преимущество. Ребенок запоминает склады во время игры: он построил поезд, мама прочитала склад на каждом вагончике, а он за ней все повторил.

Но чтобы начать читать по методике Зайцева, ребенок должен запомнить очень много складов. Чисто визуально, как картинки. Например, ему нужно будет запомнить по отдельности все сочетания согласных с буквой «а» («ба», «ва», «га» и так далее), потом с «о» и остальными гласными. Это большая нагрузка на память, поэтому, если был перерыв в занятиях, многие дети что-то забывают и приходится учить склады по кубикам заново.

Методика Чаплыгина устроена иначе. Во-первых, кубиков тут меньше, на каждом написана только одна буква и они соединяются между собой с помощью магнитов. Во-вторых, ребенок точно так же учит склады, как в методике Зайцева, но при этом на каждом занятии ему показывают, что «ма» легко поменять на «па», «са», «ха». Причем ребенок может провернуть этот фокус собственными руками, заменяя один кубик на другой. Так он быстрее улавливает закономерность и понимает сам принцип образования складов. И забыть его он уже не сможет.

Делу время

Когда начинать, вопрос хороший. Буквам ребенка можно обучить в год, а чтобы научиться читать склады, лучше подождать до 3,5-4 лет. Тогда уже можно сформировать и мотивацию. Любой навык, если он оказывается невостребованным, быстро забывается. Четырехлетку заинтересовать уже получится. Он может читать вывески, названия мультфильмов, надписи на продуктах, чтобы отличить молоко от кефира в магазине. Тогда будет интерес.

Еще важна готовность к обучению чтению. Считается, что, если малыш способен на слух вычленить первый звук в слове, он созрел.

Самое оптимальное время для занятий – с 10 до 11 часов утра. В этот час наш мозг работает наиболее активно, поэтому способен усвоить максимальный объем информации. Занятия должны быть регулярными, идеальный график – 3-4 раза в неделю. Внезапные всплески интереса к чтению у ребенка или у родителей не приведут к должному результату. 

Лайфхаки

  • Материал важно закреплять. Если на первом занятии вы знакомитесь с новой буквой или складом, то на втором уроке вы с ними играете. Чем больше предложите вариантов, тем лучше. Буквы можно лепить из теста, выписывать палкой на песке, прорисовывать пальцем на подносе с разноцветными конфетками, вылавливать ложкой из тазика с водой.
  • Когда все буквы будут освоены, стоит попробовать карточки с отдельными словами. Многим малышам они нравятся. Шрифт должен быть крупным, иллюстрация – понятной.  
  • Будет хорошо, если первая книга, кроме крупного текста, будет содержать многократно повторяющиеся кусочки текста, как в сказке про Колобка. Многократно прочитывая один и тот же отрывок, малыш начинает многие слова узнавать, и это очень облегчает чтение. 
  • Не заставляйте
    ребенка читать насильно. Пусть он добывает информацию разными способами. Можно смотреть видеоконтент в интернете, слушать аудиосказки и иногда читать книжки.
  • Читайте сами на виду у малыша. Не книги, так журналы или статьи в интернете. Ребенок будет видеть, что навык чтения доставляет вам удовольствие. В возрасте с 4 до 7 лет дети склонны копировать поведение и привычки родителей, поэтому ловите момент. В противном случае малыш вряд ли пристрастится к чтению. Просто этот вид деятельности будет ему чужд.
  • Даже когда ребенок научится читать, не переставайте читать ему вслух сами.
    Эта традиция очень сближает с родителями и на всю жизнь оставляет теплые воспоминания. Став взрослым, такой ребенок, скорее всего, воскресит традицию, чтобы воссоздать приятные ощущения внутри себя.

______________________________________________________________________________________________________________

  • В дошкольном возрасте освоение азбуки не воспринимается как учеба. Ребенок просто играет в буквы, слоги или склады, но так информация усваивается легче.
  • Многочисленные исследования показывают, что заучивать с детьми названия букв не стоит. Лучше сразу преподносить только одни звуки. Тогда не будет путаницы, которая сильно тормозит обучение.Нарисуйте на ногте указательного пальца рожицу или крохотную букашку. Вы будете водить пальцем под словами, которые читаете, а малыш станет с интересом следить за вашим паучком, невольно знакомясь с сутью самого процесса.
  • Нарисуйте на ногте указательного пальца рожицу или крохотную букашку. Вы будете водить пальцем под словами, которые читаете, а малыш станет с интересом следить за вашим паучком, невольно знакомясь с сутью самого процесса.

_______________________________________________________________________________________________________________

Источник: журнал «Счастливые родители» (октябрь 2019 г)

методики обучения чтению к первому классу

Когда учить ребёнка читать

Существуют студии раннего развития, в которых детей учат читать уже с первых лет жизни. Однако педиатры не рекомендуют спешить и советуют начинать обучение чтению не раньше 4 лет, лучше всего — в 5–6. К этому возрасту большинство детей уже хорошо различают звуки, могут грамотно составлять предложения и выговаривать слова. Поэтому чаще всего родители задумываются о том, как научить ребёнка читать, уже накануне школы.

Источник: unsplash.com / @jonathanborba

Как понять, готов ли ребёнок учиться читать

Прежде чем начать обучение ребёнка чтению, необходимо убедиться, что ребёнок готов и хочет учиться. Для этого попробуйте ответить на следующие вопросы:

  • Владеет ли ребёнок понятиями «справа–слева», «большой–маленький», «внутри–снаружи»?
  • Может ли обобщать предметы по этим признакам?
  • Различает ли схожие и несхожие формы?
  • Способен ли удержать в памяти и выполнить как минимум три указания? 
  • Правильно ли строит фразы? 
  • Чётко ли выговаривает слова?
  • Может ли пересказать историю, услышанную или произошедшую с ним?
  • Умеет ли формулировать свои ощущения и впечатления?
  • Способен ли предугадать концовку простой истории?
  • Удаётся ли ему участвовать в диалоге?
  • Умеет ли он слушать, не перебивая?
  • Может ли он рифмовать слова?
  • Привлекают ли его внимание буквы?
  • Возникает ли у ребёнка желания самостоятельно рассматривать книгу?
  • Любит ли он, когда ему читают вслух?  

Если на эти вопросы вы ответили «да» — ваш ребёнок готов и вскоре научится правильно читать.

Методики обучения чтению

Большинство методик подразумевают обучение в процессе игры, чтобы ребёнку было не скучно, и он лучше усваивал знания.

<<Форма демодоступа>>

Кубики Зайцева

Более двадцати лет эти кубики знакомят детей с буквами и учат составлять слова и слоги. Они позволяют понять, как различаются гласные и согласные, глухие и звонкие звуки. Всего в наборе 52 кубика, на каждом из которых изображены склады (сочетания согласной и гласной буквы). Кубики различаются по цветам и размерам, на больших изображены твёрдые склады, а на маленьких — мягкие. Во время занятий родителям рекомендуется проговаривать или пропевать склады, чтобы ребёнок лучше их запомнил.

Кубики Зайцева
Источник: moya-lyalyas.ru

«Теремки» и «складушки» Вячеслава Воскобовича

В этой методике обучения чтению, кроме кубиков с буквами, используются «теремки» — коробочки с буквами на гранях и окошками. В них можно вкладывать кубики, чтобы получались слоги. А из нескольких теремков можно составить слово. 

«теремки» Воскобовича
Источник: catalog-chess.ru
 

«Складушки» — это книжка с картинками, обучающими стишками и песенками. Родители пропевают их и параллельно показывают склады на картинках. Автор методики утверждает, что по «складушкам» можно научить читать ребёнка шести лет в течение месяца.

Страница из «складушек» В. Воскобовича

Карточки Домана

Эта методика обучения ребёнка чтению основана на запоминании слов целиком, от простых к более сложным. Сначала ребёнок осваивает первые 15 карточек, которые родитель показывает ему на 1–2 секунды и проговаривает слова на них. Затем ребёнок старается запоминать словосочетания. Эта методика помогает не только выучить больше слов, но и в целом хорошо развивает память.

Карточки Домана
Источник: friendly-life.ru/kartochki-domana-dlya-samyh-malenkih

Методика обучения чтению Марии Монтессори

Суть методики Монтессори заключается в том, что ребёнку сначала предлагается прочувствовать написание буквы, а потом произнести её. Для этого используют дидактические материалы — картонные таблички с наклеенными буквами, контур которых ребёнок обводит пальчиком, называя звук. После изучения согласных и гласных можно переходить к словам и фразам. Методика Монтессори не только помогает научиться читать, но и развивает мелкую моторику, логику, умение анализировать.

Карточки Монтессори легко изготовить самостоятельно.
Источник: hendmeid.guru

 Методика Ольги Соболевой

Автор этой методики считает, что нужно начинать учиться не с абстрактного алфавита, а сразу на практике — разбирая несложные тексты. Программа Соболевой позволяет научить читать ребёнка с пяти лет — в этом возрасте дети уже способны удерживать внимание на строчке текста. Предлагаются разные подходы в зависимости от того, как ребёнку проще воспринимать мир — на глаз, на слух или на ощупь. Кроме читательского навыка, методика развивает интерес к творчеству, фантазию, внимание и память.

Источник: freepik.com / @gpointstudio

Как научить ребёнка читать по слогам

Учить ребёнка чтению по слогам следует поэтапно. Вначале объясните ему, что звуки бывают гласные и согласные, глухие и звонкие. Произносите их с ребёнком — он должен понять, чем они отличаются. Буквы и звуки можно учить во время прогулки: обращайте внимание ребёнка на буквы на вывесках и объявлениях, и вскоре он научится узнавать их. 

Когда ребёнок освоит буквы и звуки, начинайте учить его чтению простых слов — «мама», «папа». Затем переходите к более сложным — «бабушка», «собака», «квартира». Покажите ребёнку, что слоги можно пропевать.

Слоговая таблица для обучения чтению

Далее переходите к составлению слов. Можно нарезать карточки со слогами и предложить ребёнку составить из них слова. Когда он освоится, переходите к чтению небольших текстов. Начинать лучше с двух-трёх фраз, а чуть позже перейти на тексты из пяти-десяти предложений.

Для поступления в начальную онлайн-школу «Фоксфорда» ребёнок должен владеть хотя бы минимальными навыками чтения, устного счёта и письма. Чтобы проверить готовность ребёнка к школе, мы предлагаем пройти небольшой тест, не требующий  специальной подготовки.

Источник: freepik.com 

Упражнения для обучения чтению

В интернете можно найти много упражнений, которые помогают детям научиться читать, их можно распечатать и сразу начать заниматься. Начните с упражнений, обучающих узнавать буквы и отличать правильное написание от неправильного.  

Из пособия О. Жуковой «Учимся читать. Простые упражнения».
Источник: mishka-knizhka.ru

Когда ребёнок освоится с буквами, переходите к упражнениям на слоги. Например, таким: 

Упражнение с геометрической подсказкой. Для большей наглядности блоки со словами можно вырезать.  

Подобные упражнения не только учат читать, но и хорошо развивают логическое мышление:

Постепенно переходите к упражнениям, где требуется не только правильно прочитать, но и написать слова:

Одни из самых сложных и занимательных упражнений — филворды: нужно найти и вычеркнуть слова на поле из букв.

Источник: graycell.ru 

Игры для обучения чтению

При помощи кубиков или карточек с буквами и слогами можно играть с ребёнком в разные обучающие игры. Приведём несколько для примера. 

Гаражи

Возьмите слово из 3–4 слогов и выложите на полу карточки с ними в случайном порядке. Объясните ребёнку, как читаются эти слоги. Это будут «гаражи». Дайте ребёнку разные игрушки и предложите отправить их в гараж по вашему желанию: например, машинка едет в гараж «ТА», мишка идёт в гараж «РА», мячик катится в гараж «КЕ» и так далее. Следите, чтобы ребёнок правильно располагал игрушки. В конце игры предложите ребёнку составить слово из слогов-гаражей. Возможно, не с первого раза, но у него получится «РАКЕТА». Постепенно вводите в игру новые слоги.        

<<Форма курс 1-4>>

Магазин

Разложите на столе изображения разных товаров — это магазин, а вы — продавец. Дайте ребёнку стопку карточек со слогами — они будут выполнять функцию денег. Ребёнку нужно купить все товары в магазине, но каждый продаётся только за слог, с которого он начинается. Например, рыбу можно купить только за слог «РЫ», молоко — за слог «МО» и так далее. Дайте ребёнку несколько лишних карточек, чтобы усложнить задачу. Когда он освоится, меняйте условия игры: например, продавайте товары не за первые, а за последние слоги. Игра одновременно простая и сложная: она позволит ребёнку понять, что слова не всегда пишутся так, как произносятся. Ведь корову нельзя купить за слог «КА», например.        

Лото

Игра для нескольких человек. Раздайте детям по несколько карточек со слогами. Доставайте по одному из коробочки кубики со слогами и объявляйте их. У кого есть карточка с таким слогом — тот его и забирает. Выигрывает тот, кто первым заполнит все карточки. В процессе игры дети точно запомнят слоги, которые были у них на руках.

Резюме

Напоследок — ещё несколько советов, как обучить ребёнка чтению:

  • Обучение детей чтению лучше начинать с запоминания букв. Важно, чтобы ребёнок мог не задумываясь узнавать и называть их.
  • На ранних этапах произносите согласные буквы так, как они читаются в словах: не [эм], [эл], [дэ], а [м], [л], [д] — так ребёнку будет проще сориентироваться.
  • Лепите буквы из пластилина, рисуйте и раскрашивайте, купите азбуку с озвучкой — задействуйте все каналы восприятия ребёнка.
  • Постепенно соединяйте буквы в слоги, а затем в слова. Играйте в перестановку букв и слогов, позвольте ребёнку экспериментировать.
  • Учите с ребёнком стишки про буквы алфавита, рассматривайте букварь, используйте карточки с буквами и картинками. Благодаря иллюстрациям ребёнок сможет быстрее запоминать символы.
  • Распределяйте нагрузку: лучше заниматься по пятнадцать минут в день, чем по часу два раза в неделю. Чередуйте развлекательные и серьёзные задания.
  • Можно развесить по предметам в комнате ребёнка таблички с их названиями — ребёнок быстро научится узнавать их в текстах.
  • Регулярно читайте ребёнку вслух и постепенно приобщайте к самостоятельному чтению. Каждый вечер предлагайте самостоятельно прочесть хотя бы несколько строк из хорошо знакомой книжки.
  • Подавайте пример. Чтобы ребёнок захотел научиться читать, он должен регулярно видеть вас с книгой.

Надеемся, наши рекомендации помогут вам научить читать дошкольника. Даже если ваш ребёнок только осваивает науку чтения, в начальной школе «Фоксфорда» он сможет усовершенствовать свои навыки.

11 методов обучения чтению, которые помогают отстающим читателям

Существует множество методов обучения, которые могут помочь отстающим читателям. Лучшие из них для детей с дислексией используют подход Ортона-Гиллингема. Но преподаватели и специалисты могут использовать и другие методы, дополняющие основное обучение. Узнайте об этих часто используемых программах.

Orton-Gillingham

Подход Orton-Gillingham является «золотым стандартом» для обучения чтению детей с дислексией. Он фокусируется на уровне слов, обучая связям между буквами и звуками. Ортон-Гиллингем также использует так называемый мультисенсорный подход. Он подключается к зрению, звуку, движению и прикосновению, чтобы помочь детям связать язык со словами. Учащиеся изучают правила и закономерности, лежащие в основе того, почему и как буквы издают звуки, которые они издают. Ортон-Гиллингем является основой для ряда других программ чтения. Эти программы в основном используются учителями специального образования.

Мастерство чтения

Мастерство чтения очень систематично. Он начинается с обучения звукам слов и тому, как выглядят соответствующие буквы и слова. Далее дети учатся читать отрывки. Затем они увеличивают словарный запас, улучшая понимание прочитанного. Учащиеся группируются по уровню чтения. Мастерство чтения часто используется учителями общего и специального образования в качестве дополнения к другим программам. Его также можно использовать самостоятельно. Учителя склонны использовать одну из двух версий. Reading Mastery Classic предназначен для классов K–3, а Reading Mastery Plus преподается в классах K–6.

Read Naturally

Read Naturally направлен на улучшение беглости чтения и понимания у детей и взрослых. Он использует тексты, аудио компакт-диски и компьютерное программное обеспечение. Обычно учащиеся слушают рассказ, а затем читают тот же текст вслух. Программа тщательно отслеживает прогресс. Студенты работают на своем уровне и продвигаются по программе со своей скоростью. Обычно они работают независимо. Read Naturally чаще всего используется как дополнение к основной программе, используемой в общеобразовательных классах.

READ 180

READ 180 предназначен для учащихся 3–12 классов, испытывающих затруднения при чтении. Он включает в себя инструкции учителя, работу на компьютере и чтение в одиночку. Дети также слушают, как кто-то читает вслух, а затем читают тот же текст. В программу входят рабочие тетради, книги для самостоятельного чтения, аудиокниги и программное обеспечение, отслеживающее успеваемость учащихся. Его чаще всего используют специалисты по чтению для дополнительной поддержки.

Чтение проекта

Чтение проекта используется в классе или группе. В программе особое внимание уделяется обучению учителя. Уроки переходят от звуков букв к словам, предложениям и рассказам. Проект «Чтение» включает в себя три направления: аудирование, понимание и письмо. Все три направления преподаются во всех классах, хотя акценты различаются в зависимости от класса. Программа иногда используется в общеобразовательных классах, где многие ученики испытывают затруднения. В школах, где большинство детей находятся на правильном пути, программа часто используется учителями специального образования или специалистами по чтению для дополнительной поддержки.

Паспорт «Вояджера»

Программы «Вояджер» чаще всего используются специалистами по чтению в дополнение к общеобразовательной программе чтения. Voyager Passport — это программа для небольших групп для классов K–5. Он включает в себя понимание букв и звуков, зрительные слова и словарный запас. Voyager Passport Reading Journeys предназначен для подростков, которые борются с чтением. Программа преподается в группе с использованием научных и социальных тем. Существует также универсальная система грамотности «Вояджер». Это учебная программа K-3, которая включает программу для читателей, испытывающих затруднения.

Читать, писать и печатать!

Читай, пиши и печатай! Система обучения — это программа для обучения начальным навыкам чтения с упором на письмо. Программа была разработана для детей в возрасте от 6 до 9 лет, которые только начинают читать, и для учащихся, испытывающих затруднения. Основная цель — помочь учащимся узнать о 40 английских фонемах, или звуках слов, и связать каждую из них с движением пальца по клавиатуре. Читайте, пишите и печатайте! часто используется как дополнение к другим программам для чтения.

ЯЗЫК!

ЯЗЫК! предназначен для учащихся 3–12 классов, испытывающих затруднения, которые набрали менее 40-го процентиля по стандартизированным тестам. Его чаще всего используют педагоги специального образования. Учебная программа использует формат шести шагов для каждого урока. Первый шаг – осознание слова и звука. Второй шаг — распознавание слов и правописание. Затем идет лексика, а затем грамматика. Следующими идут аудирование и понимание прочитанного. Написание — последний шаг. Существует также версия этой программы, специально разработанная для изучающих английский язык.

Reading Recovery

Reading Recovery — это краткосрочная обучающая программа для первоклассников, испытывающих затруднения. Он направлен на развитие чтения и письма путем адаптации уроков к каждому ученику. По программе проходят обучение тьюторы. Они учат студентов на ежедневных выездных занятиях в течение 12–20 недель. Reading Recovery предназначен для краткосрочного использования. Это дополнение к любой программе, используемой в общем классе. Детей с дислексией часто сначала включают в программу. Но исследования поставили под сомнение, насколько это эффективно для этих студентов.

Read Well

Read Well предназначен для учащихся K–3. Программа учит словесно-звуковому восприятию. Это также работает над словарным запасом и пониманием. Учителя начинают с моделирования того, что нужно делать. Затем они постепенно уменьшают свою поддержку, пока в конце концов студентов не попросят выполнить задание по чтению самостоятельно. Программа включает занятия для всего класса, а также занятия в малых группах. Read Well часто используется в общеобразовательных классах.

Fast ForWord

Fast ForWord — это компьютерная программа, которая фокусируется на связи между устной речью и письменными словами. Программное обеспечение направлено на то, чтобы помочь детям освоить чтение, улучшая такие вещи, как память, скорость обработки и внимание. Но влияние, которое, по сообщениям программы, на эти навыки, не получило широкого признания. Это также не влияет на улучшение чтения. Fast ForWord используется клиницистами и специалистами.

 

Первоначально эта статья была опубликована на Understood.org, бесплатном онлайн-ресурсе для родителей детей с проблемами обучения и внимания. Перепечатано с сайта Understood.org © 2018 Understood, LLC. Все права защищены.

Обучение чтению: стратегии и методы

Различные исследования показывают, что популяризация чтения может оказать большое влияние на детей и их будущее. В этой статье мы рассмотрим стратегии и методы поддержки обучения чтению и пониманию в начальной школе и за ее пределами.

Существует несколько способов научить детей читать. Поэтому важно иметь ряд различных стратегий и методов для поощрения обучения у разных учащихся.

Обучение чтению: стратегии и методы

  1. Чтение вслух учащимся
  2. Предоставьте учащимся возможность читать, писать и говорить о текстах
  3. Многократное чтение текстов для поддержания беглости речи
  4. Обучите детей инструментам для определения слов, которых они не знают
  5. Предоставьте время для изучения разговорного языка, включая словарный запас и правописание
  6. Используйте предварительные знания для создания соединений
  7. Предсказать
  8. Визуализация
  9. Суммировать
  10. Обучение навыкам критического мышления

Ранние годы: стратегии обучения чтению

Преподавание и обучение грамоте являются основной обязанностью учителей и школ. Вместе с тем обучение чтению и письму является сложной и высококвалифицированной профессиональной деятельностью. Многие учащиеся начинают ходить в школу с небольшими знаниями о том, как читать и писать. Перед учителями стоит задача помочь детям преодолеть значительный разрыв между их письменной и устной речью. Научиться читать очень важно: исследования показывают, что чтение для удовольствия может:

  • Способствовать улучшению здоровья и благополучия
  • Помогите построить социальные связи и отношения
  • Увеличьте шансы на социальную мобильность.

Развитие грамотности — это развивающийся и нелинейный процесс, который включает в себя базовые навыки (фонематическая осведомленность), распознавание слов, беглость чтения, словарный запас и понимание прочитанного (Simms & Marzano, 2018).

Для достижения максимальных успехов учащегося учителя должны:

  • Понимать, как учащиеся осваивают эти навыки, и
  • Внедряйте лучшие практики при обучении этим навыкам.

Обучение чтению должно включать знакомство с широким спектром увлекательных книг разных жанров. Студенты также должны иметь опыт чтения с помощью различных средств, таких как интерактивные приложения и веб-контент.

Вот 10 стратегий, которые вы можете использовать, чтобы помочь своим ученикам развить навыки чтения и улучшить понимание.

1. Читайте учащимся вслух

Регулярно читайте вслух в классе и поощряйте родителей делать то же самое дома. Чтение вслух имеет много преимуществ для учащихся, включая улучшение понимания, развитие навыков аудирования и расширение их словарного запаса.

2. Предоставьте учащимся возможность читать, писать и говорить о текстах

Регулярно предоставляя учащимся время для чтения, письма и разговоров о текстах, вы можете улучшить развитие их навыков во многих областях. Например, если вы будете больше читать, вы станете лучше писать. Говоря о текстах и ​​слушая точки зрения одноклассников, маленькие дети также имеют возможность углубить свое понимание. Поощряйте родителей и дальше вовлекать юных читателей, предлагая им помочь своему ребенку находить сложные слова и задавать вопросы по тексту, которые будут способствовать обсуждению.

3. Повторное чтение текстов для поддержания беглости речи

Разрешить учащимся читать одни и те же тексты несколько раз. Делая это, они не только развивают беглость речи, но и укрепляют уверенность в себе. Чем увереннее они станут в своих навыках чтения, тем больше вероятность того, что им понравится чтение.

4. Обучите детей приемам определения слов, которых они не знают

Обучение учащихся чтению для достижения конечной цели — самостоятельного чтения начинается с явного обучения коду мы используем для расшифровки слов. Это начинается с обучения фонематическому слуху.

Вот некоторые другие стратегии, которые поддерживают обучение фонетике:

  • Для начинающих читателей, ориентируйтесь на слова, которые можно расшифровать. Это обычные варианты написания с обычными звуками.
    (Напр. такой – /s/ /u/ /ch/ не ушел )
  • Озвучивайте каждую фонему и смешивайте по мере продвижения, возвращаясь к первому звуку каждый раз, когда добавляется звук. Удерживайте звук (пойте), затем добавьте следующий звук. Бывший. /g/, /r/, gr—, /ow/, расти.

Примечание: учащиеся могут посмотреть на картинки для понимания контекста, но это не поможет им расшифровать слова. Поскольку мы призываем учащихся читать более сложные тексты, у них не будет иллюстраций, на которые они могли бы положиться, поэтому поощряйте их не использовать картинки для расшифровки сложных слов.

Это может включать комбинирование стратегий, таких как:

  • Произнесение слова с использованием фонетических знаний
  • Глядя на картинки
  • Пропустить слово и вернуться к нему после прочтения остальной части предложения
  • Думая о том, что имело бы смысл.

Как учитель начальных классов, вы можете поддерживать семьи своих юных учеников, делясь фоническими ресурсами. Предоставляя родителям практические ресурсы, вы настраиваете их на продуктивное и позитивное чтение с ребенком.

5. Предоставьте время для изучения разговорной речи, включая словарный запас и правописание

Комплексный подход к обучению чтению также включает выделение времени для развития дополнительных навыков, таких как:

  • Разговорный язык, в том числе посредством разговора или устных презентаций
  • Словарный запас, например составление списков классов при чтении текстов
  • Правописание
  • Грамматика, например, с помощью небольшого видеоконтента, такого как серия Grammar Miniclips.
6. Используйте предварительные знания для установления связей

Каждый учащийся привносит уникальные предварительные знания в свое обучение чтению. Это знание представляет собой сумму всех переживаний, которые они привносят в чтение или просмотр текста. Это может включать личный опыт, культурный или религиозный опыт и концептуальные знания.

Предварительные знания помогают юным читателям делать выводы из текста, навык, признанный предиктором понимания прочитанного на различных этапах развития и одним из факторов, определяющих сложные способности чтения. Ранний читатель может активировать предыдущие знания и устанавливать связи на каждом этапе.

  • Прежде чем читать, они могут спросить: «Что я уже знаю по этой теме?»
  • Во время чтения они могли подумать: «Эта часть текста похожа на…»
  • После прочтения они могут сказать: «Теперь я знаю больше об этой теме».
7. Предсказание

Предсказание — это предвидение и проработка следующих действий и идей. Ранний читатель может использовать предсказание на каждом этапе чтения.

  • Прежде чем читать, они могут предложить: «Судя по обложке, эта книга будет о…»
  • Во время чтения они могли угадать, какое слово будет следующим в предложении.
  • После прочтения они могли прокомментировать правильность своих прогнозов.
8. Визуализация

Визуализация сочетает в себе использование ваших органов чувств и активацию предшествующих знаний для создания ментальной картины. Попросите учащихся создать «мысленный фильм». Юные читатели, особенно по наущению учителя или родителей, могут опираться на свои чувства, чтобы представить себе запахи, звуки, вкусы и образы, которые сопровождают рассказ, который они читают, — как спектакль или фильм в своем воображении.

9. Резюме

Научить учащихся вспоминать основные моменты или идеи рассказа непросто. Во-первых, они должны быть в состоянии привести историю в порядок, затем изложить ее своими словами, прежде чем они смогут сформулировать «резюме» основных идей автора. Чтобы научиться обобщать, молодые студенты могут потренироваться:

  • Выбор ключевых слов из абзаца
  • Поиск тематического предложения (часто находится в начале или в конце абзаца)
  • Ответы на общие вопросы об истории
  • Рассказ истории своими словами
10.
Обучать навыкам критического мышления

Критическое мышление побуждает читателей задуматься о том, почему автор создает текст именно так (авторская цель). Вы можете предложить юным читателям задать некоторые из следующих вопросов, чтобы заставить их критически осмыслить то, что они читают:

  • Почему автор написал этот рассказ?
  • Что упустил из рассказа автор?
  • Как я отношусь к этой истории?

Стратегии понимания прочитанного

Возможности обучения пониманию прочитанного появляются на всех уровнях учебной программы. Хорошее понимание основано как на лингвистических знаниях, так и на знании мира, в котором мы живем. Учащиеся развивают навыки понимания в ходе высококачественных дискуссий с учителями, а также в результате регулярного чтения и обсуждения различных текстов разных жанров. Поэтому стратегии чтения, обсуждавшиеся ранее в статье, следует практиковать, закреплять и расширять по мере того, как учащийся продвигается в школе.

Подрастающие читатели должны научиться читать по строкам, между строк и дальше строк. Чтение будет включать буквальное, интерпретативное и умозаключительное понимание по мере того, как оно становится более сложным. По мере того, как учащиеся становятся более продвинутыми, они изучают такие понятия, как перенос знаний в новые контексты и понимание точки зрения автора, цели и целевой аудитории. И когда они приобретут эти навыки, они смогут критически анализировать сообщения и информацию в различных режимах грамотности для различных целей.

Рекомендации для учителей по улучшению понимания прочитанного:

  • Убедитесь, что ваши ученики проводят значительное количество времени за чтением увлекательных текстов.
  • Выберите тексты для учащихся, поддерживающие аутентичное обучение. Это могут быть тексты по темам или по интересам.
  • Предоставьте учащимся доступ к ряду текстов в различных жанрах (мультимодальные, печатные, изображения, анимация, графические представления, видео, аудио, диаграммы/диаграммы, газеты/журналы, художественная литература, научно-популярная литература).

Оставьте комментарий