Непослушный язычок артикуляционная гимнастика: Дошкольники

Содержание

Дошкольники

Артикуляционная гимнастика для постановки звуков [С]-[3]

Загони мяч в ворота
Дуньте на ватный шарик так, чтобы он проскочил между двумя кубиками. При этом губы сложите трубочкой. Загонять шарик следует на одном выдохе. Щеки при выдохе не должны надуваться (для этого их можно слегка придерживать ладонями).

Трубочка-улыбка
Сначала губы вытяните вперед трубочкой, затем растяните в улыбке так, чтобы были видны сомкнутые зубы. Каждую позу удерживайте 3 секунды. Движение повторите 5-10 раз.

Накажем непослушный язычок (самомассаж языка)
Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «та-та-та» в течение 5-10 секунд. Затем пошлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение 5-10 секунд.

Лопатка
Рот откройте, улыбнитесь. Положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу и удерживайте его в таком положении 5-10 секунд.

Затем уберите язык, закройте рот. Повторите упражнение 2-3 раза.

Качели
Рот откройте, улыбнитесь. Выполните следующие движения языком вверх-вниз: 1) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку; 2) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним. Движения выполняются в спокойном темпе 5-10 раз.

Почистим зубы
Рот откройте, улыбнитесь. Широкий кончик языка при этом должен гладить нижние резцы с внутренней стороны, делая движения вверх-вниз. Упражнение выполняется в течение 10 секунд.

Горка
Рот откройте, улыбнитесь. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов, при этом спинка языка сначала выгибается, затем выравнивается. Движения повторяются 5-10 раз.

Катушка
Рот откройте, улыбнитесь. Широкий кончик языка при этом упирается в основания нижних резцов. Затем широкий язык «выкатывается» вперед и вновь «прячется». Движения выполняются 5-10 раз.

Бантик
Рот откройте, улыбнитесь. Широкий кончик языка при этом упирается в основание нижних резцов. В момент, когда широкий язык «выкатывается» вперед (см. упр. «Катушка»), слегка прикусите его верхними зубами. Удерживайте язык в таком положении 5 секунд. Повторите упражнение 5 раз.

Артикуляционная гимнастика для постановки звуков [Ш]-[Ж]

Накажем непослушный язычок (самомассаж языка)
Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «та-та-та» в течение 5-10 секунд. Затем пошлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение 5-10 секунд.

Лопатка
Рот откройте, улыбнитесь. Положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу и удерживайте его в таком положении 5-10 секунд. Затем уберите язык, закройте рот. Повторите упражнение 2-3 раза.

Качели
Рот откройте, улыбнитесь. Выполните следующие движения языком вверх-вниз: 1) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку; 2) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним.

Движения выполняются в спокойном темпе 5-10 раз.

Маляр
Рот откройте, улыбнитесь. Широким кончиком языка нужно погладить нёбо, делая движения вперед-назад (от зубов в глубь рта и обратно). Выполните 5-10 движений.

Грибок
Рот откройте, улыбнитесь. Прижмите широкий язык всей плоскостью к нёбу, затем присосите его к нёбу и удерживайте в таком положении 5-10 секунд. Язык будет похож на шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – на его тоненькую ножку. Затем «отклейте» язык. Закройте рот. Повторите упражнение 2-3 раза.

Вкусное варенье
Рот откройте, улыбнитесь. Широким кончиком языка облизните верхнюю губу, совершая движения языком сверху вниз.
Выполните 5-10 движений, затем уберите язык и закройте рот.

Чашечка
Рот откройте, улыбнитесь. Язык высуньте и придайте ему форму ковша: боковые края и кончик подняты, средняя часть прогибается книзу. Удерживайте язык в таком положении 5-10 секунд. Затем уберите язык и закройте рот. Повторите упражнение 2-3 раза.

Фокус
Удерживая язык в положении «Чашечка», подуйте на кончик носа так, чтобы ватка, положенная на кончик носа, подлетела вверх. Повторите упражнение 3-5 раз.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Л]

Накажем непослушный язычок
Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «та-та-та» в течение 5-10 секунд. Затем пошлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение 5-10 секунд.

Лопатка
Рот откройте, улыбнитесь. Широкий расслабленный язык положите на нижнюю губу. Удерживайте язык в таком положении в течение 5 секунд. Затем уберите язык и закройте рот. Повторите упражнение не менее 2-3 раз.

Лопатка—иголочка
Рот откройте, улыбнитесь. Положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу («Ло¬патка»). Удерживайте язык в таком положении в течение 5 секунд. Затем напрягите его и, выдвинув вперед, придайте заостренную форму жала («Иголочка»).

Удерживайте язык в таком положении 5 секунд, после чего вновь расслабьте и положите на нижнюю губу. Попеременно выполняйте упражнения «Лопатка» и «Иголочка» 3-4 раза.

Качели
1)  Рот откройте, улыбнитесь. Широкий кончик языка положите снаружи на верхнюю губу, затем на нижнюю. В каждом положении удерживайте язык 2-3 секунды. Выполните 7-10 движений.
2)  Рот откройте, улыбнитесь. Вставьте кончик языка между верхней губой и верхними зубами. Удерживайте язык в таком положении 2-3 секунды. Затем, опустив кончик языка вниз, поместите его между нижними зубами и нижней губой. Удерживайте позу в течение 2-3 секунд. Выполните 5-10 движений.

Лошадка
1) Цель – научиться громко пощелкивать кончиком языка. Рот откройте, улыбнитесь. Кончик языка прижмите, а затем присосите к бугоркам за верхними зубами и со щелчком оторвите. Сначала выполняйте движения медленно, постепенно темп увеличивайте. Выполняйте в течение 10 секунд.
2) А теперь нужно беззвучно пощелкивать копчиком языка. Сначала выполняйте движения медленно, затем – в быстром темпе. Длительность 10 секунд.

Индюк
Рот откройте, улыбнитесь. Производите движения широким передним краем языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать его от губы. Кончик языка слегка загните как бы поглаживайте губу. Сначала производите медленные движения, потом увеличивайте темп и «добавьте» голос, пока не послышатся звуки «бл-бл». Упражнение выполняйте в течение 10 секунд.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Р]

Качели
1) Рот откройте, улыбнитесь. Широкий язык поднимите к верхней губе, затем опустите к нижней. В каждом положении язык удерживайте 2-3 секунды. Всего выполните 7-10 движений.

2) Рот откройте, улыбнитесь. Широким кончиком языка дотроньтесь до бугорков за верхними резцами, затем – за нижними. В каждом из положений язык удерживайте 2- 3 секунды. Всего выполните 7-10 движений.

Почистим зубы
Рот откройте, улыбнитесь. Широкий кончик языка при этом гладит верхние резцы с внутренней стороны, совершая движения вверх-вниз. Продолжительность выполнения упражнения 10 секунд.

Маляр
Рот откройте, улыбнитесь. Широким кончиком языка нужно погладить нёбо, делая движения вперед-назад (от зубов в глубь рта и обратно). Выполните 5-10 движений.

Вкусное варенье
Рот откройте, улыбнитесь. Широким кончиком языка облизните верхнюю губу, совершая движения языком сверху вниз. Выполните 5-10 движений, затем уберите язык и закройте рот.

Лошадка
Рот откройте, улыбнитесь. Присосите широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами, а затем со щелчком оторвите. Сначала упражнение выполнять в медленном темпе, постепенно его увеличивая. Длительность выполнения 5-10 секунд.

Индюк
Рот откройте, улыбнитесь. Производите движения широким передним краем языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать его от губы. Кончик языка слегка загните как бы поглаживайте губу. Сначала производите медленные движения, потом увеличивайте темп и «добавьте» голос, пока не послышатся звуки «бл-бл».

Упражнение выполняйте в течение 10 секунд.

Фокус
Удерживая язык в положении «Чашечка», подуйте на кончик носа так, чтобы ватка, положенная на кончик носа, подлетела вверх. Повторите упражнение 3-5 раз.

Пофыркаем!
Широкий расслабленный язык положите между расслабленными губами. Длительно на одном дыхании, дуйте на язык и губы так, чтобы они вибрировали (щеки не надувайте). Повторите 3-5 раз.

Автомат
Рот откройте, улыбнитесь. Напряженным кончиком языка постучите по бугоркам за верхними резцами, несколько раз отчетливо, на одном дыхании, произнося при этом «т-т-т» сначала медленно, затем постепенно увеличивая темп. Повторите 3-5 раз.

Барабан
Рот откройте, улыбнитесь. Широким кончиком языка постучите по нёбу за верхними зубами, многократно и отчетливо, на одном дыхании произнося «д-д-д». Сначала произносите медленно, постепенно темп увеличивайте. Повторите 3-5 раз.

Артикуляционная гимнастика для звуков [Л], [Л’]

Одним из самых поздних звуков, которые начинает произносить ребенок, является сонорный звук [Л]. Практикующие логопеды знают, что поставить его произношение получается (у некоторых детей) только к 6 годам.

Существует ряд упражнений артикуляционной гимнастики для звуков [Л] и [Л’], которые могут в этом помочь. Однако, важно помнить правильную методику их выполнения, чтобы не ухудшить ситуацию с артикуляцией. Постановка звука [Л] может занять много времени, поэтому важно не торопиться и последовательно выполнять тренировки.

Правильная артикуляция звуков [Л], [Л’]

Звук [Л]

  • губы раскрыты, занимают нейтральное положение или же положение, необходимое для произнесения, предшествующего (последующего) звука
  • зубы разомкнуты
  • кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы или их десны, передняя и средняя части спинки языка опущены, боковые края языка тоже опущены (иногда с одной стороны, чаще с двух сторон), между ними и коренными зубами остаются щели, через которые выходит воздушная струя, задняя часть спинки языка поднята к мягкому небу и несколько оттянута назад
  • форма языка напоминает седло: кончик языка и задняя часть спинки подняты, передняя и средняя части спинки вместе с краями опущены
  • мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость; голосовые связки напряжены, сближены, вибрируют, давая голос
  • воздушная струя при выходе попадает в ротовую полость и выходит по бокам языка, поэтому звук «Л» и называют боковым.

Звук [Л’]

мягкий звук отличается по артикуляции от парного твердого следующим:

  • губы — растянуты в стороны, как при улыбке
  • кончик языка — поднят несколько выше и упирается в альвеолы, средняя и задняя части спинки языка подняты и продвинуты вперед к концу твердого и началу мягкого неба, что и дает смягчение
  • мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость
  • голосовые связки напряжены, сближены, вибрируют, давая голос
  • воздушная струя при выходе попадает в ротовую полость и выходит по бокам языка

Упражнения

Ниже представлены упражнения артикуляционной гимнастики, которые помогут подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков [Л] и [Л’], и в целом — повысить подвижность губ и языка.

Заборчик

Цель: развивать круговые мышцы губ, развивать умение удерживать губы в улыбке.

Описание: Зубы сомкнуты, губы в улыбке, верхние и нижние резцы видны.

Методические указания: удерживать губы в таком положении до 15 секунд или пока звучит стихотворение.

Накажем непослушный язычок

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широко распластанным.

Описание: Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удержать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 (10) или пока звучит стихотворение. 

Методические указания: следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.

Блинчик

Цель: развитие мышц языка.

Описание: Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны.

Методические указания: удерживать под счет от до 15 секунд или пока  звучит стихотворение.

Остудим блинчик

Цель: развитие направленной воздушной струи.

Описание: улыбнуться, сделав блинчик, подуть, произнося длительно звук «Ф».

Методические указания: следить, чтобы щеки не надувались. Язычок испек блинок

Иголочка

Цель: выработать умение делать язык узким, напрягая его мышцы.

Описание: приоткрыть рот, губы растянуть в улыбке, слегка высунуть узкий, наряженный язык изо рта.  Удерживать в таком положении под счёт до 10 или пока звучит стихотворение.

Методические рекомендации: следить, чтобы кончик языка не загибался.

Блинчик — Иголочка (чередование упражнений)

Цель: выработать умение четко переключать с одного движения языка на другое (узкий – широкий)

Описание: чередование положений языка: широкий – узкий.

Методические указания: упражнение выполняется ритмично под счет (сначала в медленном темпе), затем можно и под стихотворение.

Почистим верхние зубки

Цель: выработать умение удерживать кончик языка за верхними зубами, делая движения языком.

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за верхними зубами влево – вправо.

Методические указания: нижняя челюсть не двигается (зубы можно чистить и снаружи и внутри).

Пароход гудит

Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх.

Описание: приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы] («Гудит пароход»).

Методические указания: следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

Качели

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка,     необходимое при соединении звука [Л] с гласными [а], [ы], [о], [у].

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5 так, поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

Методическое указание: нижняя челюсть не должна двигаться, нижняя губа не должна «подсаживать» язык вверх.

Вкусное варенье

Цель: выработать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.

Описание: слегка приоткрыть рот, улыбнуться. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот.

Методическое указание: следить, чтобы язык не сужался. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть должна быть неподвижной.

Поймай мышку за хвостик

Цель: выработка правильной артикуляции звука [Л].

Описание: губы в улыбке. Произнести «а-а» и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик) «а-алл».

Индюк болтает

Цель: вырабатывать подъем языка вверх и подвижности его передней части.

Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и  производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится «бл-бл» (как индюк «болбочет»).

Методические указания: следить, чтобы язык был широким и не сужался; чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону; язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.

Маляр

Цель: отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.

Описание: улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

Методические указания:  губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

Катушка

Цель: развивать подвижность мышц спинки языка.

Описание: Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к   верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта.

Методические указания: выполнять упражнение 10-15 раз (начала большая катушка, затем маленькая) и использовать стихотворение.

Заключение

И в заключении хотелось бы сказать о том, что, выполняя артикуляционную гимнастику, создавайте у ребенка положительное эмоциональное настроение.  Всегда помните, что для ребенка гимнастика для языка – это трудная работа: чередуйте динамические упражнения со статическими, давайте язычку отдохнуть. Занимаясь с ребенком, наберитесь терпения, далеко не все будет получаться сразу. Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной удаче!

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет: упражнения

Уже в семье начинает закладываться речевое развитие ребенка. Задача близких людей – создать условия, при которых ребенок легко овладеет навыками речи. Недостатки развития могут привести к неумению выражать собственные мысли, к плохой успеваемости в школе. Если ребенок плохо владеет речью, как правило, он плохо учится. Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет поможет в игровой форме научиться говорить, правильно произносить звуки.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика — это целый комплекс упражнений, призванный помочь ребенку улучшить работу артикуляционных органов, увеличить силу и объем движений, развить точность положения языка, губ в произношение определенного звука. Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет тренирует органы звуковоспроизведения. В психическом развитии ребенка большое значение имеет речь. По качеству произношения в целом можно судить об общем развитии. Дети 2-3 лет достигают пика речевого развития, они уже могут произносить простейшие звуки, как глухие, так и звонкие Х, Б, Ф, Д, К, Н, О. Уже в 3-4 года звуки С, Е, Л, Ж.

Физиологически дети не сразу становятся готовыми к произнесению сложных звуков, поэтому им необходимо тренировать язык. Взрослые должны помочь в пополнении словарного запаса. Нам нужно провести беседу с ребенком, и он должен рассказать нам о своей семье, о погоде, о том, чем он занимается. Артикуляционная гимнастика поможет освоить азы звукопроизношения. Фото детей подтверждают, что малыши счастливы только тогда, когда у них есть полноценное общение как со сверстниками, так и со взрослыми. Речь в формировании отношений играет большую роль. Это не может быть врожденной способностью и требует постоянного развития.

Основной целью любой артикуляционной гимнастики является развитие полноценных движений, навыков правильного звукопроизношения, укрепление мышц речевого аппарата.

Рекомендации к занятиям

Если у ребенка трудности со звукоизоляцией и он собирается на занятия с логопедом, занимаясь артикуляционной гимнастикой, он быстро подготовит свой речевой аппарат к произношению самых сложных звуков. Также четкое повторение различных звуков является основой обучения письму. Комплекс артикуляционной гимнастики для детей необходимо выполнять, соблюдая некоторые рекомендации:

• На начальных этапах упражнения все упражнения выполняются очень медленно, лучше перед зеркалом, чтобы ребенок контролировал свои действия. Задайте малышу наводящие вопросы: что делает язык? Где он теперь? Что делают губы?

• В дальнейшем темп можно увеличить, упражнения можно выполнять под партитуру. Обязательно следите за плавностью и точностью в движениях, иначе теряется смысл.

• Делать лучше утром и вечером, 5-7 минут. Время занятий зависит от усидчивости малыша. Классы не должны навязываться.

• В возрасте 3-4 лет убедитесь, что основные движения усвоены.

• В возрасте от 4 до 5 лет требования возрастают – движения должны стать более плавными и четкими, без подергиваний.

• В возрасте от 6 до 7 лет дети должны выполнять все в быстром темпе, при этом быть в состоянии удерживать язык некоторое время без изменений.

Следует напомнить, что артикуляционная гимнастика лишь подготавливает речевой аппарат к произношению звуков, она не может заменить занятия с логопедом!

Упражнения на звуки Ш, Ц, З

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет включает комплекс на произношение свистящих звуков Ш, Ц, Ж.

«Забор». Улыбнитесь и покажите ряды стиснутых зубов. Верхний ряд должен располагаться ровно над нижним. Положение удерживается в течение 7 секунд. Повторить 5 раз.

Слон. Зубы сжаты, а губы в это время тянут трубку вперед. Удерживайте до 7 секунд. Повторить 4-5 раз.

Упражнения «Заборчик» и «Слон» чередуются. Нижняя челюсть фиксирована. Повторить 5 раз.

«Почистить зубы». Улыбаясь, широко откройте рот. Язык за зубами перемещается влево, вправо (сначала скользит по верхнему ряду, затем вниз). Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5 раз.

«Больной мизинец». Плавно отожмите губы от языка, выдохните воздух так, чтобы он прошел посередине – дуя на палец. Сделайте глубокий, плавный выдох. Повторить 4-5 раз.

«Холм». Покажите зубы, широко улыбнитесь. Кончик языка должен упираться в нижние зубы. При этом спинка языка поднимается вверх. Удерживайте позицию до пяти. Повторить 5 раз.

«Ледяная горка». Повторить «Горку» и надавить указательным пальцем, сдерживая сопротивление языка. Держись до пяти. Повторить 4-5 раз.

Упражнения на звуки Ф, Ш, С, Ш

На эти звуки артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет предполагает повторение упражнений «Заборчик» и «Слон» и дополнительно включает:

  • «Непослушный язык». Плоский кончик языка нащупывают губами, произнося одновременно «пять-пять-пять-пять…». Повторить 5 раз.
  • «Черт на тарелке.» Кончик языка располагается на нижней губе. Говорим «пять» один раз, языком не двигаем, рот слегка приоткрыт. В таком положении находиться 5-10 секунд. Повторить 5 раз.
  • «Вкусное варенье». Облизывание верхней губы. Нижний ряд зубов должен быть виден, для этого оттяните нижнюю губу. Повторить 5 раз.
  • «Турция». Глубокий вдох, рот слегка приоткрыт, нужно в быстром темпе двигать кончиком языка вперед-назад по верхней губе, при этом произнося «бл-бл-бл…». Звук длится до 7 секунд.
  • «Подуй на челку». Кончик языка поднимается вверх над губой, вздувается. Щеки надуваются, воздух проходит через середину языка. Повторить 5 раз.
  • «Чашка». Улыбнуться широко, показать зубы, высунуть язык, сложить его так, чтобы он напоминал чашку. Удерживайте до 10 секунд. Повторить 5 раз.

Упражнения на звуки Л, Р

Повторить упражнения «Забор» и «Слон». Затем чередуйте эти два упражнения.

Повторить упражнение «Почистить зубы».

Повторить упражнение «Вкусное варенье».

«Художник». Рот широко открыт. Язык — это кисточка. Красим потолок (небо) — двигаем языком вперед, назад, влево, вправо. Кисть не должна отрываться от потолка. Язык не выскакивает из зубов. Повторить 6 раз.

«Лошадь.» Рот приоткрыть, показать зубы, улыбнуться. Начинаем цокать языком попеременно быстро — медленно. Делаем короткие паузы для отдыха. Язык цепляется за небо, затем шлепает вниз. Нижняя челюсть не двигается.

«Грибок». Открой рот и покажи зубы. Коснитесь языка, а затем сосите его к небу, задержите на 10 секунд. Уздечка – ножка гриба, язык – шляпка. Повторить 3 раза.

«Гармоник». Повторяем «Грибок», удерживая язык, широко открываем рот, затем сжимаем зубы. Чередуем. Повторить до 8 раз.

Упражнения для губ и щек

Дыхательная и артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста очень важна для развития и развития артикуляционного аппарата. В игровой форме выполнить с детьми следующие упражнения для губ и щек:

  • Массаж щек. Похлопайте себя по щекам. Аккуратно прокусите их изнутри. Упражнение выполняется во время купания или умывания.
  • «Полный хомяк.» Губы смыкаются, а зубы разжимаются. Набрать воздух, щеки надуты. Сначала оба, потом один за другим. Задержитесь на 5 секунд.
  • «Голодный хомяк.» Все наоборот. Щеками внутрь, можно помочь руками.
  • «Шар лопнул.» Глубокий вдох, губы сомкнуты. Щеки набухают и хлопают по ним руками, чтобы выпустить воздух.

«Курица». Рот широко открыть, втянуть воздух, как будто зевая. Держите язык расслабленным. Полный выдох. Повторить 3 раза.

Слон. Вдохните, вытяните губы и скажите на выдохе «у-у-у-у…». Удерживайте до 5 секунд. Повторить 3 раза.

Упражнения для нижней челюсти

Артикуляционная гимнастика для детей от 3 лет включает упражнения на подвижность нижней челюсти:

  • «Цыпочка». Открытый, закрытый широкий рот. При этом губы улыбаются, а «неоперившийся» язык сидит за нижними зубами. Выполняйте упражнение ритмично под счет.
  • «Акулы». Открой свой рот. На счет «раз» — челюсть вправо, «два» — на место, «три» — челюсть влево, «четыре» — на место, «пять» — челюсть вперед, «шесть» — на месте Движения очень плавные и медленные
  • Имитация жевания с открытым, затем с закрытым ртом.
  • Обезьяна. Откройте рот, челюсть опущена вниз, язык при этом максимально вытянут вниз.
  • «Сильный». Открой свой рот. Представьте, что на бороде есть груз. Закрываем рот, оказывая сопротивление. Расслабляться. Повторение. Вы можете создать препятствие своими руками.

Упражнения для языка

Артикуляционная гимнастика для языка для детей представлена ​​следующими упражнениями:

  • «Плечо». Малыш видит картинку с лопатой. Он открывает рот в улыбке. Широкий язык упирается в нижнюю губу. Задержите язык на 30 секунд, не нажимайте на нижнюю губу.
  • «Почистить зубы». Рот слегка приоткрыт, улыбается. Кончик языка проводим изнутри к зубам, касаемся каждого в отдельности. Первый способ. Отдохнули. Теперь к другому.
  • «Часы». Малыш видит часы с маятником. Рот широко открыт. Языком попеременно касайтесь то одного уголка рта, то другого. Нижняя челюсть неподвижна.
  • «Лошадь». Щелкай языком, как лошадь копытами. Начинайте упражнение медленно, ускоряя темп (лошадь прыгала быстрее). Работать должен только язык, челюсть не двигается. Подбородок можно держать руками. Повторить 6 раз.
  • «Поймай мышь». Открой рот, улыбнись. Положите язычок шпателя на нижнюю губу. Говоря «а-а-а-а-а…», слегка прикусить кончик языка. Мышь поймана. Повторить 5 раз.
  • «Гайки». Рот закрыт. С напряжением коснуться языком внутренней стороны щек. Потом направо, потом налево. Задержитесь в положении на 5 секунд. Ногтями снаружи управлять движением, придерживать язык. Повторить 6 раз.

Артикуляционная гимнастика для детей (сказки)

Все дети любят играть. В игре построено множество обучающих методов. Не исключение и артикуляционная гимнастика. Многие педагоги используют артикуляционную гимнастику для детей в стихах и сказках. Дети с удовольствием присоединяются к игре.

«Сказка о языке». Жил в своем домике Языкок. Кто знает, что это за дом? Угадай.

В этом доме красные двери,

А рядом с ними — белые бестии,

Эти маленькие животные очень любят булочки.

Кто угадал? Этот дом — наш рот.

В доме двери то закрываются, то открываются. Вот так (вместе открываем, закрываем рты).

Непослушный язычок на месте не сидит, часто выбегает из дома (язык высунут).

Вышел язык погреться, позагорать на солнышке (язык «лопатой» на нижней губе).

Подул ветерок, Язык затряс (свернулся), зашел в дом, закрыл дверь (язык спрятал, губы сомкнулись).

На дворе стало пасмурно, стучал дождь. (Бьем языком по зубам, при этом произнося «дд-дд…»).

Дома язык не надоедает. Он напоил котенка молоком. (Открыть рот, провести языком по верхней губе). Котёнок лизнул и сладко зевнул. (Растянуть язык по губам и широко открыть рот).

Язык посмотрел на тик-так-часы. (Рот открыт, язык касается кончиком попеременно уголков рта). Китти свернулась клубочком и уснула. «Спать пора», — решил Языкок. (Прячьте язык и сомкните губы).

Младшая группа

Артикуляционная гимнастика для детей младшей группы состоит из простейших упражнений. У 1 младшего ребенка еще не сформировались шипящие, звонкие, свистящие звуки. Главной задачей здесь является овладение движениями органов артикуляционного аппарата. Необходимо развивать слуховое внимание, высоту, силу голоса, продолжительность вдоха и выдоха, уточнять произношение звуков «му-му», «куа-ква», «тук-тук» и др.

2 младшая группа знакомится с более сложными движениями артикуляционного аппарата. Улыбается губками, обнажает зубы, язык приподнимается, держится, двигается из стороны в сторону. Упражнения «воздушная струя» для дыхания, для движения губ «хоботок», «улыбка», «забор», для языка — «лопатка», «часы», «художник», «лошадка».

Средняя группа

Артикуляционная гимнастика для детей средней группы закрепляет полученные упражнения. Вводятся новые понятия — верхняя, нижняя губа, нижние, верхние зубы. Движения языка уточняются, он становится узким и широким. Учимся правильно произносить звонкие, шипящие звуки. Требования к артикуляционной гимнастике возрастают.

Старшая группа

Артикуляционная гимнастика для дошкольников в старшей группе закрепляет весь пройденный материал. Дети знают понятие спинки языка. Все упражнения выполняются плавно, четко. Органы артикуляции должны быстро переключаться с одного упражнения на другое, при этом их необходимо удерживать некоторое время. Учитель строго следит за правильным выполнением. Движения должны со временем стать четкими, отработанными, легкими, привычными. Вы можете проводить занятия в любом темпе.

Подготовительная группа

Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста в подготовительной группе разъясняет все движения языка. Используются упражнения на различение различных звуков. При этом у ребенка развивается фонематический слух. Чаще используются при изучении сказок, дети быстрее усваивают правильные действия. В игре звуки трансформируются и лучше ложатся на ухо. Дети с удовольствием сами становятся героями сказочных сюжетов.

Логопедическая гимнастика для детей на каждый день.

Артикуляционная гимнастика / Paulturner-Mitchell.com

Говорите для взрослого также естественно, как дышать или ходить. Произносим звуки и складываем их в слова на станке, думая только о содержании речи. Звуки речи дети также усваивают неосознанно — путем подражания, но в своей речи они еще не закрепляются. Иногда этот процесс может быть нарушен. Что мешает ребенку произносить тот или иной звук или вообще говорить ясно и отчетливо?

Органы артикуляции

Речь представляет собой сложный двигательный акт. В нем участвуют органы дыхания, голосообразования и артикуляции, то есть произношение звуков. Последние нам интересны. Различают активные и пассивные органы артикуляции. Пассивные остаются на месте, но благодаря их расположению и форме удается произнести нужный звук. Активные находятся в постоянном движении и меняют свое положение и форму. К пассивным органам артикуляции относятся твердое небо, зубы. К активным — язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо с маленьким язычком. Основными органами артикуляции, от положения которых зависит произношение звука, являются язык и губы. Они состоят из множества мышц, и эти мышцы, как и любые другие, поддаются тренировке с помощью логопедических упражнений для четкой речи. Особенно важно вырабатывать координацию их движений, формировать умение придавать языку и губам правильное положение.

Как нарушаются звуки?

Почему одни звуки нарушаются чаще других? Есть звуки — «рекордсмены» по нарушениям: это свистящие (С, З, С), шипящие (С, Ф, С, Ч) и Р. Также произношение звук Л может быть нарушен. Эти звуки могут быть искажены — проще говоря, звук произносится шепеляво или картово. И у логопедов есть для этого специальные термины. Например, Ш может быть боковым, когда воздух поступает с одной стороны языка, губно-губным, фыркающим. Также звук можно пропустить или заменить на аналогичный. Например, часто Р заменяется на Л или Ш на С. В речи детей такие замены гораздо разнообразнее.

Почему одни звуки сложнее других?Гласные звуки не требуют сложных движений языка. Воздух при их произношении легко и свободно проходит через рот. Поэтому они обычно не нарушены, есть только нечеткость и смазанность их произношения, особенно О и Ы, потому что они требуют расширения губ. Среди согласных тоже немало звуков, которые нарушаются лишь в тяжелых случаях, например при параличах и парезах.

Зарядка для языка

Артикуляционная гимнастика укрепляет мышцы рта, развивает точность и координацию движений органов речи. Необходим детям для обучения. Все логопедические упражнения для детей, входящие в нее, рассчитаны на формирование определенных поз и движений. Эти движения и позы затем лягут в основу произносимых звуков. Поэтому, если есть желание в целом улучшить речь, сделать ее более четкой, ускорить ее развитие, если она замедлена, то стоит заняться общей артикуляционной гимнастикой. Вреда от нее не будет. Но если нарушаются конкретные звуки, то упор делается на те логопедические упражнения, которые развивают именно нужные движения языка.

Занимаемся

Артикуляционная гимнастика должна выполняться ежедневно. Вы можете уделять ему 3-5 минут в день. Сразу после еды этого лучше не делать, чтобы манипуляции с языком не вызвали рвотный рефлекс. Все логопедические упражнения выполняются перед зеркалом совместно со взрослым, который контролирует правильность выполнения и подсказывает ребенку, как выполнять упражнения. Чтобы сделать процесс более интересным, к упражнениям часто прилагаются короткие упражнения и иллюстрации.

Ниже будет предложен весь список логопедических упражнений на каждый день. Их можно чередовать.

Вкусное варенье

Улыбнитесь, откройте рот шире и широким кончиком языка облизните верхнюю губу сверху вниз. В разные стороны им не нужно двигаться. Необходимо обнять твои губы.

Грибок

Улыбнись, широко открой рот. Язык притягивается к небу, натягивая уздечку. Язык будет напоминать шляпку гриба, а уздечка будет иметь тонкую ножку.

Художник

Улыбнись, покажи зубы. Ведут за верхние зубы — вправо-влево, затем вверх-вниз. Повторить с нижними зубами.

Забор

Улыбнись и покажи оба ряда зубов. Задержать до 5.

Трубочка

Вытянуть губы трубочкой вперед (примерно так же, как и со звуком Й), удержать счет до 5.

Кстати, эти упражнения полезно чередовать. Комбинацию «забор-труба» можно повторить несколько раз. Это учит ребенка переключаться с одного положения на другое.

Бублик

То же самое, только губы немного шире. Как когда мы говорим О.

Блин

Улыбнись, открой рот. Положите широкий и плоский язык на нижнюю губу.

Похлопайте губами по языку и скажите «пять-пять-пять». Иногда это упражнение называют «Накажи непослушный язычок», а «Блинчик» — просто удерживая язык на губе.

Помогает расслабить мышцы языка.

Дятел

Нужно ритмично и четко произносить Д-Д-Д, упираясь языком в бугорок за верхними зубами. Обычно этот звук произносится при прикосновении языка к зубам, но упражнение обычно используют при постановке звука Р. Для его правильного произнесения язык располагается немного глубже в ротовой полости. Сначала нужно произносить медленно, потом можно ускориться.

Лошадь

Улыбнись, открой рот. Покачай языком (всоси его к небу, как в упражнении «Грибок» и резко оторви). Нижняя челюсть не двигается, работает только язык. Если не получается, можно осторожно держаться за подбородок.

Часы

Улыбнись, открой рот. По очереди касаться узким кончиком языка уголков рта – правого-левого. Повторить 4-6 раз.

Турция

Открой рот. Языком погладьте верхнюю губу вперед-назад и произнесите звук. Это будет что-то вроде «бл-бл-бл». Иногда дети сами издают такие звуки, когда балуются и играют.

Чашка

Улыбнитесь, откройте рот. Передний и боковой края языка приподняты, но не достигают неба. Язык широкий и по форме напоминает чашечку с углублением посередине, что видно в зеркало. До 5.

Артикуляция звука Р

Как произносится звук Р? Этот звук в каждом языке произносится по-своему. Французский r отличается от английского, английский от русского. Поэтому логопеды всегда работают по языковым стандартам страны, в которой они живут и работают. Ведь горло Р — это норма для француза и патология для русского! Итак, как мы произносим этот звук по-русски? Звук Р вместе с его мягкой парой Рь (а для логопедов и лингвистов это два отдельных звука) — единственный в русском языке дрожащий или, другими словами, вибрирующий. Когда мы произносим его, язык вибрирует. В этот момент его кончик касается альвеол – бугорков, которые располагаются во рту немного глубже верхних зубов. Этот звук является одним из самых сложных для произношения и некоторые так и не овладевают им всю жизнь. Поэтому для его обучения особенно необходимы логопедические упражнения!

Этапы работы над звуками

Упражнения обычно используются логопедами на подготовительном этапе звукоизвлечения. Сначала ребенок должен научиться придавать языку и губам правильную позу, а потом уже можно ставить звук. Когда появился звук, этого еще мало. Нужен этап автоматизации. Ведь новый звук для ребенка непривычен и он может, например, внятно сказать «Р-Р-Р» и даже «рыба», а по старинке говорить «калтошка». Поэтому при автоматизации звука ребенок произносит простые, а затем все более сложные слова с нужным звуком в разных позициях — в начале, в конце, в середине слова. Существует множество игр, делающих процесс повторения слов более интересным — от названия картинок до всевозможных бинго или предложений.

Занятия с логопедом в домашних условиях и различные игры для аудио автоматизации наиболее доступны для родителей. Звуковая постановка больше всего требует профессиональных навыков и опыта, поэтому с ней должен заниматься логопед. Однако при регулярных занятиях звук может появиться и в самой речи ребенка. Если этого не происходит уже давно, а качество звука заметно отстает от возрастных норм, лучше обратиться к специалисту.

Упражнения на звук P

Чтобы научиться правильно рычать, будут полезны все упражнения, помогающие поднять язык вверх. Для звука Р лучше всего подходят такие логопедические упражнения, как «художник», «Грибок», «конь».

И главное упражнение «Дятел». Необходимо повторять его ежедневно. Для постановки звука Р можно попробовать во время упражнения чистым пальчиком ребенка (ноготь должен быть коротко обрезанным) двигать языком из стороны в сторону, чтобы вызвать вибрацию. Это будет не сразу, это придется повторять. Есть ролики, как правильно расставлять звуки, но не факт, что с их помощью удастся освоить этот навык.

Упражнения на звук Ш

Звук Ш характеризуется не только особым положением языка, но и изменением положения губ. Губы слегка вытянуты вперед, поэтому полезными будут упражнения «Трубочка», чередование «Улыбка-трубочка», и особенно «Бублик». Это упражнение больше всего похоже на утрированную позу губ со звуком Ш. Язык при произнесении поднят вверх, края его прижаты к небу, но кончик не касается ни зубов, ни неба, а образует чашечку. Поэтому для формирования этого звука будут полезны все упражнения на поднятие языка вверх «Вкусное варенье», «Грибок».

Оставьте комментарий