Потешки для малышей от 0 до 6 месяцев – Пальчиковые игры для малышей до года + стишки для изучения частей тела и лица

Содержание

Пальчиковые игры для малышей до года + стишки для изучения частей тела и лица

Ни для кого не секрет, что развивать мелкую моторику малыша чрезвычайно важно. Учеными уже давно установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому стимулируя движения пальцев и рук малыша, мы здорово способствуем развитию речи. Вот почему пальчиковые игры так ценятся педагогами и широко используются при занятиях с детьми.

Помимо огромного влияния на развитие речи, пальчиковые игры помогают развить координацию, внимание, память ребенка, способность сосредотачиваться, а также помогают развивать воображение (попробуйте-ка сразу понять, что руки, сложенные уголком над головой, — это крыша, а если помахать руками, то ты тут же превращаешься в бабочку). Ну и, конечно, пальчиковые игры дарят ребенку и маме целую бурю положительных эмоций, обогащают их общение яркими красками.

В этой статье я хочу представить вам свою подборку пальчиковых игр, которые лучше всего подходят для малышей с 6 месяцев до 1 года. Кроме того, в статье вы найдете стишки, которые помогут вашему малышу весело и быстро изучить основные части лица и тела. Мы с дочкой всегда с удовольствием играли под эти веселые стишки. И еще эти игры здорово помогали мне развлечь дочь во время автомобильных поездок.

Поначалу вы можете руками малыша сами делать необходимые движения, но вскоре он будет справляться и без вашей помощи. Также хочется заметить, что не стоит подолгу заниматься пальчиковыми играми, нужно заканчивать раньше, чем ребенку надоест игра (обычно не больше 5-8 минут).

Пальчиковые игры для малышей от 6 месяцев

Ладушки, ладушки! (хлопаем в ладоши)
Где были? У бабушки!
Что ели? Кашку!
Что пили? Бражку.
Кашка сладенька,
Брашка молоденька.
Попили, поели,
Кши-кши, полетели! (машем руками)
На головку сели! (прикладываем руки к голове)
Сели, посидели,
И опять улетели! (опять машем руками)

***

Молоточком я стучу, (стучим кулачком по кулачку)
Дом построить я хочу. (руки складываем над головой, изображая «крышу»)
Строю я высокий дом! (поднимаем ручки вверх)
Буду жить я в доме том! (снова складываем руки над головой, изображая «крышу»)

***

На дверях висел замок, (сцепляем пальчики в замок (если не получается, просто кладем кулачок к кулачку) и машем вверх-вниз)
Кто его открыть бы смог?
Мы ломали, мы крутили, (вертим сцепленными в замок ручками)
Били, били (трясем руками, не  расцепляя пальцев)
И открыли! (разводим ручки)

***

Дарики-дарики, (хлопаем в ладоши)
Летели комарики. (складываем пальцы щепоткой)
Вились, вились, (показываем как летят)
В носик вцепились! (мама дотрагивается до носа малыша, вариант – в ручку, в ножку…)

***

Строим, строим, строим дом, (кладем попеременно свою руку и ручку малыша, потом опять свою и малыша)
Кубик к кубику кладем.
Вот дорога, вот гараж, (проводим пальчиками по телу ребенка, прокладывая какой-то «маршрут»)
Вот построен домик наш. (соединяем ладошки над головой, изображая крышу)

***

Ладошки вверх, (руки поднимаем вверх)
Ладошки вниз, (руки опускаем вниз)
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок. (сжимаем руки в кулаки)

 

Стихи для изучения частей тела и лица

Произнося строки стихотворений, прикасайтесь к соответствующем частям тела малыша, либо показывайте на своем теле. Лучше делать то так, то так, чтобы ассоциации в голове малыша не ограничивались каким-то одним опытом.

Для чего дочурке ножки?
Чтобы бегать по дорожке!
Для чего дочурке ушки?
Чтобы слушать погремушки!
Для чего дочурке ротик?
Чтоб у мамы молоко пить!
Для чего дочурке глазки?
Чтоб смотреть на мира краски!
Для чего дочурке спинка?
Чтоб валяться на простынке!
Для чего дочурке попа?
Чтоб ее ладошкой хлопать!
Для чего родилась дочка?
Чтобы маму радовать! (целуем, обнимаем малыша)

***

Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать,
А ушки слушать
Глазоньки – моргать, моргать
Ручки – все хватать, хватать.

***

Жил был зайчик
Длинные ушки,
Отморозил зайчик
Носик на опушке.
Отморозил носик,
Отморозил хвостик!
И поехал греться
К ребятишкам в гости!

***

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Куда бежите, ножки?
Куда бежите, ножки?
По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
Во зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.

***

Вот лежат в кроватке
Розовые пятки
Чьи это пятки
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!

***

Это глазки, чтобы видеть.
Это носик, чтоб дышать.
Это ушки, чтобы слышать.
Это ножки, чтоб бежать.
Это ручки, чтобы маму
Очень крепко обнимать.

***

Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.

 

Еще немного стишков для веселого и яркого общения с малышом

Игровой массаж

Собака на кухне пироги печет. (глубокое разминание спинки ладонями)
Кот в углу сухари толчет. (постукивание по спинке)
Кошка в окошке платье шьет. (пощипывание)
Курочка в сапожках избушку метет. (поглаживание)

***

Придет киска неспеша
И погладит малыша.
«Мяу-мяу, — скажет киска, —
Наша детка хороша!»

***

Едем-едем на лошадке
По дорожке гладкой-гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету.
Две собачки у порога
Нам сказали очень строго:
Ав-ав-ав,
Гав-гав-гав.

***

Еду-еду
К бабе, к деду
На лошадке
В красной шапке,
По ровной дорожке,
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо,
А потом вдруг… в ямку
Бух!

***

Расти, Тая, выше,
До хором, до крыши.
Расти, не бАлуй,
Маму с папой жалуй.
Расти с брус толщины
Да с дом вышины!

***

Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки…
Переделав все дела,
Тянут скатерть со стола.
Лезут в соль и в компот,
А потом наоборот.
Пальчики дружные
Все такие нужные!

***

Застучали ножки
По ровненькой дорожке,
Застучали много раз –
Будет весело у нас.
Кулачком сильнее бей,
Только ручки не жалей,
Постучим мы кулачком
И покружимся волчком.

***

Шла коза по мостику
И болтала хвостиком,
Зацепилась за перила –
Прямо в речку угодила!

***

Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод!

***

На лужайке по ромашкам
Жук летел в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.

 

Также обратите внимание на следующие статьи. В них вы также найдете много замечательных стишков, которые помогут интересно общаться с малышом до года и чуть старше.


СТИХИ И ПОТЕШКИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ



ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ОТ 1 ГОДА


Буду рада, если вы поделитесь своим мнением о пальчиковых играх и расскажите о том, как проходят ваши занятия с малышом. И обязательно поделитесь своими любимыми пальчиковыми играми! Будем расширять коллекцию! Читайте также:


КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДО ГОДА — ПОДБОРКА


 

Искренне ваша, Яна Разначенко.

jili-blog.ru

masha-timoshka — запись пользователя Светлана (detkimamochki) в сообществе Раннее развитие в категории Пальчиковые игры

Для развития речи ребенка, маме необходимо развивать его мелкую моторику. Движения рук, в особенности пальцев, стимулируют кору головного мозга, воздействуют на речевой центр. Иными словами, речевые области начинают развиваться благодаря импульсам, которые поступают от пальцев. Кроме того, высокий уровень развития мелкой моторики влечет за собой развитие памяти, внимания, логического мышления, воображения, зрительной и двигательной памяти, координации в пространстве. И, конечно же, занятия с пальчиками - прекрасная возможность весело провести время с малышом!

 
Пока малыш не способен повторять движения за мамой, пальчиковая гимнастика проводится как пассивная, когда мама аккуратно массажирует и двигает пальчиками ребенка.

Замечательная особенность пальчиковых игр в том, что заниматься ими можно в любое время: нет необходимости ждать 40-60 минут после кормления, как, например, перед общим массажем или гимнастикой, и в любом месте: на прогулке, в транспорте, в очереди к врачу, в гостях.


Я хочу привести несколько упражнений для занятий с малышами от рождения до шести месяцев, которые мы выполняем со Славочкой практически каждый день. Весь комплекс занимает около 10 минут. Каждое упражнение можно сопровождать потешкой или стишком, что очень веселит малыша.

Упражнение 1.

Сделайте поглаживающие круговые движения от кончика пальца к запястью, слегка надавливая. Таким образом массажируйте все пальчики. При этом можно приговаривать следующую потешку:

Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик резать стал,
Этот пальчик грибы съел,
Оттого и потолстел.

Упражнение 2. Слегка потяните пальчик, затем сделайте круговые движения в одну и в другую сторону, и так с каждым пальчиком. Ваши действия можно сопровождать словами:

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – … (имя вашего ребенка)

.

Упражнение 3. Аккуратно покачайте каждый пальчик из стороны в сторону под потешку:

Стала Маша гостей созывать:
И Иван приди, и Степан приди,
И Сергей приди, И Матвей приди.
А Никитушка – ну, пожалуйста!

Стала Маша гостей угощать:
И Ивану блин, и Степану блин,
И Сергею блин, и Матвею блин,
А Никитушке – мятный пряничек.

Упражнение 4. Для того чтобы малыш раскрывал кисть и держал пальчики расправленными, необходимо делать массаж ладошек. Возьмите ручку ребенка в свою руку, второй рукой водите указательным пальцем по ладошке, слегка надавливая и двигаясь по спирали. При этом можно проговаривать «Ладушки»:

- Ладушки, ладушки!
Где были?
- У бабушки!

- Что ели?
- Кашку!
- Что пили?
- Бражку!
Кашка масленькая,
Бражка сладенькая,
Бабушка добренькая,
Попили, поели,
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели.

Для раскрытия кулачка ребенка хлопайте его ладошками по своим ладоням, по воде во время купания, по разным поверхностям (по столу, полу и т.д.). Также можно делать следующее упражнение: при выкладывании ребенка на животик раскройте кисти ребенка и, накрыв их своими руками, удерживайте кисть прижатой к поверхности какое-то время.

Упражнение 5. Все знают потешку «Сорока-ворона» в ее различных вариациях, однако не все знают, что это не просто набор слов с целью позабавить ребенка: «этому дала, этому дала, этому дала, этому дала, а этому не дала» с самого рождения обучают малыша правильному захвату, когда четыре пальчика оказываются согнутыми, а большой палец - поверх кулачка, а не зажатым в него. Привожу наш любимый вариант потешки «Сорока-ворона».

- Сорока-сорока! (начинайте водить указательным пальцем по ладошке ребенка по часовой стрелке, начиная от мизинца)
Где была?
- Далёко!
Печку топила,
Кашу варила,
На порог скакала –
Гостей созывала.

Гости прилетели,
На крылечко сели.
Этому дала, (согните мизинец)
Этому дала, (согните безымянный палец)
Этому дала, (согните средний палец)
Этому дала, (согните указательный палец)


А этому не дала: (согните и разогните большой палец)

Он по воду не ходил, (разогните указательный палец)
Дрова не рубил, (разогните средний палец)
Печку не топил, (разогните безымянный палец)
Кашку не варил... (разогните мизинец)

Когда ваш малыш берет игрушки, погремушки, обращайте внимание на то, чтобы большой пальчик всегда оказывался поверх кулачка. Если ваш ребенок неправильно захватывает вещь, то аккуратно выправляйте пальчик. Для формирования правильного захвата лучше использовать погремушки с длинной округлой ручкой.

Упражнение 6. Проговаривая слова, сопровождайте их следующими действиями.

Это улей, (сожмите ручку ребенка в кулачок, так чтобы большой палец оказался поверх кулачка)
Это пчелы, (проведите вашим большим пальцем по согнутым пальчикам ребенка)
Вот они показались из улья:
Раз, два, три, четыре, пять. (разгибайте пальчики по одному, начиная с мизинца)

Упражнение 7. Сожмите ручку ребенка в кулачок, затем разгибайте пальчики со словами:

Ивану-большаку - дрова рубить,
Ваське-указке – воду носить,
Мишке- середке – печку топить,
Тришке-сиротке – кашу варить,
А крошке Тимошке – песенки петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать.

Упражнение 8. Смыкайте большой пальчик малыша поочередно со всеми пальчиками, образуя колечки, сопровождая ваши действия следующей потешкой:

- Мальчик-пальчик,
Где ты был?
- С этим братцем –
В лес ходил.
С этим братцем –
Щи варил.
С этим братцем –
Кашу ел.
С этим братцем –
Песни пел.

Упражнение 9. Возьмите кулачки ребенка в свои руки, разверните их к себе тыльной стороной и постукивайте друг о друга стороной, противоположной большому пальцу, приговаривая:

Вьюшки, вьюшки,
Вьюшки вить.
Колотушки колотить,
Приколачивать.

Упражнение 10. Возьмите кулачок ребенка в свою руку, разожмите указательный и средний палец, сопровождая свои действия словами следующей потешки:

Улита, улита,
Высуни рога!
Дам тебе, улита,
Пи-ро-га!

www.babyblog.ru

Потешки для деток потешки для детей

Потешки – замечательный, отобранный народной педагогикой материал. В потешках заложены такие способы выражения материнской любви и ласки, которые доступны для восприятия совсем маленьким ребенком.

Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.

В потешках заложен и тонкий педагогический смысл. Сопровождающиеся ласковыми поглаживаниями ручек, ножек, спинки и животика, потешки помогают новорожденным детям установить контакт с матерью и сделать приятными процессы ухода: смену пеленок, кормление, купание, укладывание на сон.

Для детей второго и третьего года жизни потешки можно использовать в качестве утешения или развлечения.

В этом разделе собраны лучшие потешки на все случаи детского непослушания.

Умываемся с потешкой
Массаж с потешкой
Знакомимся с телом
Готовим с потешкой
Кушаем с потешкой
Купаемся с потешкой
Подстригаем ногти с потешкой
Потешки – утешки
Потешки для игр на подушке
Потешки про дождик и солнышко
Любимые потешки

Умываемся с потешкой

Ты мне ручки подай,
Да с кровати вставай,
Умываться пойдём,
Где водичка найдём!

***

От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Таня умывается,
Солнцу улыбается!

***

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

***

Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Знаем, знаем, да-да-да
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-нем-ножку.
Лейся, лейся, лейся
По-сме-лей —
Детка умывайся веселей!

***

Щечки?
Мыли.
Носик?
Мыли?
А глазки?
Забыли.

***

Знаем, знаем – да-да-да!
В кране прячется вода!
Выходи, водица!
Мы пришли умыться!
Лейся понемножку
Прямо на ладошку!
Будет мыло пениться
И грязь куда-то денется!

Моем ручки до и после еды с потешкой:

Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки.

***

Водичка-водичка,
Умой Ирино личико,
Ира кушала кашку,
Испачкала мордашку.
Чтобы девочка была
Самой чистенькой всегда,
Помоги, водичка,
Умыть Ирино личико.

Делаем массаж с потешкой

Потягушеньки

Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы до пяточек)
Поперек толстунюшки,
А в ножки – ходунюшки, (двигаем ножками)
А в ручки – хватунюшки, (сжимают и разжимают кулачки)
А в ушки — слышунюшки, (мягко нажать на ушки)
А в глазки — глядунюшки, (мягко нажать на глазки)
А носику — сопунюшки, (мягко нажать на носик)
А в роток — говорок, (мягко нажать на ротик)
А в головку — разумок! (мягко нажать на лобик)

( гладим малыша от головы до пяточек)

Потягуни-потягушечки
От носочков до макушечки!
Мы потянемся, мы потянемся,
Маленькими не останемся!
Вот уже растем, растем, растем!

Хорошеньким – хорошок
Пригоженьким – пригожок
Стройненьким – стройнячок
А родненьким – родняшок.

Старинная гимнастика

Тушки-татушки, испекли ватрушки
(водим ручками вверх-вниз, как музыкант, играющий на тарелках),
На окно поставили
(руки с определённым усилием опускаются на животик) Остывать оставили (машем ручками)
А пшеничный пирожок — он на опарышке взмешён (нежно прощипать-промять от животика до плеч)
Так высо-о-оконько-высок! (Ручки поднимаются к макушке)

***

Две старушки старыя
Пирожки поставили.
Поставили на дрожжах —
Не удержишь на вожжах.
Подбавили гущи —
Они киснут пуще.
Прибавили молока —
Повалились на бока.
Подбавили маслица —
Они стали кваситься.
Пироги хорошие
И очень пригожие:
С маслом, с капусткой
И ещё с картошечкой.

(при этих словах малыша теребят, перекатывают с бока на бок, похлопывают по спинке, поглаживают животик)

Потешки для массажа головы, ручек и ножек малыша:

Поворачивая голову малыша:

Мешу, мешу тесто
Есть в печи место
Пеку, пеку каравай
Головоньку – валяй, валяй.

Тянем поочерёдно ручки:

Тяни холсты
Холсты просты
Тяни, тяни, потягивай,
Поперёк, поперёк перекладывай.

Разводить ручки в стороны и скрещивать на груди:

Маменьке – сажень,
И папеньке – сажень,
И бабушке – сажень,
И дедушке – сажень.
А Ванечке –
Большую – наибольшую
Самую большую!

Как на Солнышка именины
Испекли пирог из глины
Вот такой ширины!
Вот такой вышины!

Потягивая за ручки в положение сидя:

Вот такой расти
Ко мне в гости ходи
Вот такой расти
Нам на радости.

Кыши кыши кыши
Расти, (имя ребёнка) выше
Расти, (имя ребёнка) выше
До хором до крыши.

Постукиваем кулачками ребенка друг о друга:

Вьюшки, вьюшки,
Вьюшки вью,
Колотушки колочу,
Приколачиваю.

Чушки, вьюшки, перевьюшки (крутим кулочки друг вокруг друга,)
Тимбирлим сидит в кадушке (стучим кулачками друг о друга со стороны ребер ладошек)
А мы его по макушке (приближаем ручки малыша к его голове)
Бац-бац-бац (прикасаемся кулачками к головке)

(ребёнок на спинке, мама сначала поочереди сгибает его ножки, потом сводит и разводит ручки)

Ножки – топтышки пошли молотить
Ручки – грабельки сено воротить.

(две ножки сгибать к животу, потом перевернуть на бочок)

Толкачики – рогачики, оп! Перевертушки!

(тянуть за ножки на себя)

Поехали – поехали за солью за солью

Потешки для массажа животика:

(гладить животик по часовой стрелке)

Розовый животик
Мурлычет, словно котик,
Заурчал щеночком
Забулькал ручеечком.
Ах животик ты, живот,
Кто же там внутри живёт?
Кто мешает баиньки
Маленькому заиньке?
Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.
Спит щеночек, спит котёнок.
Улыбается ребёнок.

На лугу, на лугу (гладим животик по часовой стрелке)
Стоит миска творогу (кладём ладонь на животик),
Прилетели две тетери (пощипиваем бочка снизу вверх)
Поклевали (двумя пальцами пробегаем по животику)
Улетели (поглаживаем малыша)

Потешки для массажа спины:

(поглаживаем спинку)
Идёт бай по стене,
Несёт лапти на спине,
Детёнкам по избёнкам,
Дарит по лаптёнкам.

*****
Рельсы, рельсы. (проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)
Шпалы, шпалы. (проводим поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый. («едем» ладонью по спине)
Из последнего вагона
Вдруг посыпалось пшено. (стучим по спине пальцами обеих рук)
Пришли куры, поклевали. (стучим указательными пальцами)
Пришли гуси, пощипали. (щипаем спинку)
Пришла лисичка, (гладим спинку)
Хвостиком помахала.
Прошёл слон, («идём» по спине тыльной стороной кулаков)
Прошла слониха, («идём» кулаками, но с меньим усилием)
Прошёл маленький слонёнок. («идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)
Пришёл директор магазина, («идём» по спине двумя пальцами)
Всё разгладил, всё расчистил. (поглаживаем спину ладонями верх-вниз)
Поставил стол, (изображаем стол кулаком)
Стул, (стул — щепотью)
Печатную машинку. (печатную машинку — пальцем)
Стал печатать: («печатаем» по спине пальцами)
Жене и дочке,
Дзинь-точка. (на этих словах каждый раз щекочем бочок)
Шлю вам чулочки,
Дзинь-точка.
Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем)
Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку)
Прочитал,
Помял, разгладил,
Сложил,
Отправил. («кладем письмо» за шиворот)

*****

Посмотрите, дождь полил и щеночка намочил.
(поглаживание по спине)
Он бежит к себе домой весь до ниточки сырой.
(поколачивание пальчиками)
АВ АВ АВ

Посмотрите, дождь полил воробьишку намочил.
(растирание по кругу ладошками)
Он летит к себе домой весь до ниточки сырой.
(«бег» пальчиками)
ЧИВ ЧИВ ЧИВ

Посмотрите, дождь полил, лягушонка намочил.
(разминание-легкое пощипывание)
Прыгает к себе домой весь до ниточки сырой.
(ладошки «прыгают» по спине)
КВА КВА КВА

Ой, ой, ой! Дождь полил и утёнка намочил.
(вибрация – ладошки «боятся»)
Он идёт к себе домой весь до ниточки сырой.
(«качаются» из стороны в сторону)
КРЯ, КРЯ, КРЯ

Ой, ой, ой! Дождь полил, медвежонка намочил.
(мишка не боится, поглаживание по спине)
Мишка топает домой весь до ниточки сырой.
(поглаживание по спине)
У, У, У

*****
(поглаживание)
На малышку глядя,
Спинку мама гладит:
Рыбка по морю плывёт,
Белка хвостиком метёт,
Как по небу облачкa
Мы погладили бочкa.
Как летят снежинки,
Так мы гладим спинку!

*****
Пау – паучина паутину шил!
(водим пальцем по кругу)
Вдруг закапал дождик
(постукиваем пальцами)
Паутину смыл!
(гладим сверху вниз)
Выглянуло солнышко
Стало припекать
(гладим снизу вверх)
Пау – паучина трудится опять!
(водим пальцем по кругу)

Потешки для массажа ступни:

(приговаривать, поглаживая ступню)
Маленькая ножка
Бежала по дорожке,
Маленькая пяточка,
На пяточке заплаточка
(пощипывать пяточку)

***

(легко постукивая по подошвам)
Токи, токи, тошки,
Кую, кую ножки.
Ножки у Дашуньки
Едут по дорожке.
Дорожка кривая,
Ни конца, ни края,
Грязь по колено,
Лошадь охромела.
Топ, топ, топ, топ —
Приехали!

***

Сидит белка на тележке,
(круговыми движениями гладим пяточку)
Раздает она орешки
(проглаживаем пальчики, начиная с большого)
Мишке толстопятому —
Заиньке усатому —
Лисичке-сестричке —
воробью да синичке
Кому в роток, (гладим большим пальцем подушечки стопы)
кому в зобок, кому в лапочку

***

(покалачиваем по пяточке)
Куй, куй, каблучок!
Подай бабка башмачок.
Не подашь башмачка —
Не подкуем каблучка.

***

(перебираем пальчики на ногах, начиная с мизинца)
Горошек – горошек,
Бобошек – бобошек,
Фасолька!

***

Ой-ее-ее-ечки!
Спал Медведь на коечке.
Свесились с кроватки
Две босые пятки.
Две босые, две смешные,
Ой, смешные пятки!
Увидала Мышка,
Мышка – шалунишка,
Влезла на кроватку,
Хвать его за пятку!

Потешки для знаковства с телом:

Где же наши ручки?
А вот наши ручки!
Где же наши ножки?
А вот наши ножки!
А вот это Мишин нос
Весь козюльками зарос.
А вот это глазки,
А вот это ушки,
А вот это щёчки толстые подушки,
Ну а это что? Живот!
А вот это Мишин рот!
Покажи-ка язычок,
Пощекочу тебе бочок.

Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать, а ушки слушать,
Глазоньки моргать- моргать,
Ручки – всё хватать-хватать.

Стенка, стенка (касаться поочерёдно щёчек)
Потолок (лобик)
Два окошка (глазки)
Дверь (ротик)
ЗЗЗЗвонок (жмём на носик)

Паучок, паучок,
Олю хвать за бочок.
Лягушка, лягушка,
Олю хвать за ушко.
Олени, олени,
Олю хвать за колени.
Пёсик, пёсик,
Олю хвать за носик.
Бегемот, бегемот,
Олю хвать за живот.
Оса, оса,
Олю хвать за волоса.
Кузнечики, кузнечики,
Олю хвать за плечики.

Точка, (показываем на правый глазик)
Точка, (показываем на левый глазик)
Два крючочка, (проводим по бровкам)
Носик, (показываем на носик)
Ротик, (показываем на ротик)
Оборотик, (обводим личико)
Палки, (проводим по ручкам)
Палки, (проводим по ножкам)
Огуречик, (показываем туловище)
Вот и вышел человечек.(щекочем ребёнка)

***

Сидели два медведя
На тоненьком суку
Один взбевал сметану (взбиваем),
Другой молол муку (молем)
Раз ку-ку, два ку-ку
Оба шлепнулись в муку.
Рот в муке (показать ротик), нос в муке (показать носик)
Ухо в кислом молоке. (показать ушки)

Готовим с потешкой:

Ладушки, ладушки,
Испечём оладушки.
На окно поставим.
Остывать заставим.
Немного погодим,
Всем оладушек дадим.

***

Лепим, лепим пирожки,
Замесили из муки,
Сели мы на лавочку,
Угостили бабушку,
Побежали в огород,
Там собрался весь народ,
Вот котёнку пирожок,
Вот утёнку пирожок,
И Серёжке на зубок.

***

Трушки ту-тушки!
Пекла бабка ватрушки.
Всем по ватрушки
Да молока по кружке.
Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки.
Маслом поливала,
Всех угощала.

Кушаем с потешкой:

Кастрюля-хитрюля нам кашки сварила.
Нам кашки сварила, платочком накрыла.
Платочком накрыла и ждет нас, пождет,
И ждет, кто же первым придет?

***

Каша вкусная дымится,
Надя кашу есть садится,
Очень каша хороша,
Ели кашу неспеша.
Ложка за ложкой,
Ели по немножку.
Кто у нас любимый самый?
– Ложку первую за маму,
А вторую за кого?
– Да за папу твоего,
За кого же третью ложку?
– За веселую матрешку,
Съешь за бабу,
Съешь за деду,
За мальчишку – за соседа,
За подружек и друзей,
Съешь побольше не жалей!
Съешь за праздник, шумный, яркий,
За гостей и за подарки,
За котёнка, за Тимошку
Эту маленькую ложку
И за рыжего кота,
Вот тарелка и пуста!

***

Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить:
«Чем нам Машеньку кормить?»
Один скажет: «кашкою»,
Другой – «простоквашкою»,
Третий скажет – «молочком,
И румяным пирожком».
***

Утка-утёнка,
Кошка – котёнка,
Мышка – мышонка
Зовут на обед.
Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели,
А ты ещё нет?
Где ложечка?
Ешь на здоровьице!

***

Это – ложка,
Это – чашка.
В чашке – гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала –
Кашки гречневой не стало!
***

Ай, ту-ту, ай, ту-ту,
Вари кашку круту,
Подливай молочка,
Накорми казачка.

***

Каша из гречки
Где варилась? В печке.

Сварилась, упрела
Чтоб Оленька ела,
Кашу хвалила,
На всех разделила…

Досталось по ложке
Гусям на дорожке.
Цыплатам в лукошке,
Синицам в окошке.

Хватило по ложке
Собаке и кошке,
И Оля доела
Последние крошки!

***

Утка – утенка,
Кошка – котенка,
Мышка – мышонка
Зовут на обед.
Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели,
А ты? Еще нет?
Где твоя ложка?
Ешь на здоровьице!

Купаемся с потешкой:

Никто, никто, тирлим – бом – бом
Не может догадаться
Куда идёт весёлый гном
А гном идёт купаться!

***

Вот когда я взрослым стану
И купаться захочу
Влезу сам
В большую ванну
Оба крана откручу.
Сам потру живот и спинку
И веснушки на носу.
Заверну себя в простынку
И в кроватку отнесу!

***

Кто тут будет куп-куп,
По водичке – хлюп-хлюп?
В ванну быстро – прыг, прыг,
В ванне ножкой – дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.

***

Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Вода текучая,
Дитя растучее,
С гуся вода –
С дитя худоба.
Вода книзу,
А дитя кверху.

***

Мы пойдем купаться
И в воде плескаться,
Брызгаться, резвиться,
Будет Катя мыться.
Мы помоем ножки
Нашей милой крошке,
Вымоем ручонки
Маленькой Катюшке,
Спинку и животик,
Личико и ротик —
Чистая какая
Доченька родная!

***

(обливая малыша после купания)

С гуся вода,
С лебедя вода,
С моего дитя
Вся худоба –
На пустой лес,
На большую воду,
Под гнилую колоду!

***

(вытирая малыша после купания)

Мы ручки мыли? Мыли!
Мы ножки мыли? Мыли!
Мы спинку мыли? Мыли!
и т.д.
И теперь мы чистые заиньки пушистые!

Подстригаем ногти с потешкой:

Это кто у нас? Мизинчик!
Бегал с другом в магазинчик!
Покупал игрушки,
Сладкие ватрушки!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!
Здравствуй, пальчик безымянный!
Как солдатик оловянный
На посту всегда стоит
И имеет грозный вид!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!
Это кто тут? Пальчик средний!
Со щенком играл в передней
Прятались, смеялись,
По полу кувыркались!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!
Пальчик указательный –
Очень любознательный!
Это кто? А это как?
На вопросы он мастак!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!
Это пальчик наш большой!
Стричься рад со всей душой!
Он в хорошем настроенье
Ел клубничное варенье!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!

Потешки – утешки:

У киски боли,
У собачки боли,
А у моего малыша
Заживи-заживи-заживи.

***

Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не ной дорогой,
Куплю другой.
Ой не плачь, не кричи
Куплю тебе три.

***

Придет киска неспеша
И погладит малыша
Мяу-мяу – скажет киска
Наша детка хороша.

***

Ах, капля – мокля,
Глазоньки промокли.
Кто будет детку обижать,
Того коза будет бодать.

Игры на подушке с потешкой:

(катая малыша по подушке, приговаривайте)

Три – та – туш – ки! Три – та – туш – ки!
Едет Настя на подушке!
На подушечке верхом!
Бух с подушки кувырком!

Тушки!
Тутушки!
Сели на подушки.
Пришли подружки,
Столкнули с подушки.

Тюшки, тютюшки!
Веселы ли, душки?
Подниму дочурку на крутую горку,
Бух! Покатились –
С горки свалились.

Потешки про дождик и солнышко:

Дождик, дождик,
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять –
Мы промочим ножки.

***

Дождик, дождик,
Не дожди!
Дождик, Дождик,
Подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому!

***

Дождик, дождик, посильней –
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На нашем лужочке.
Дождик, дождик, пуще,
Расти, трава, гуще.

***

Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!

***

Дождик, дождик, поливай –
Будет хлеба каравай.
Дождик, дождик, припусти –
Дай капусте подрасти.
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!

***

Дождик, лей, лей, лей
На меня и на людей!
На людей по ложке,
На меня по плошке,
А на Бабу Ягу –
Лей по целому ведру!

***

Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи —
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!

***

Солнышко, солнышко,
Выгляни в оконышко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.

***

Солнышко-вёдрышко!
Взойди поскорей,
Освети, обогрей –
Телят да ягнят,
Ещё малых ребят.

***

Солнышко-колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди:
Нам в поля бежать,
Нам весну встречать!

***

Солнышко, солнышко,
Выгляни в оконышко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.

***

Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки –
Очень рады солнышку.

Любимые потешки:

Ладушки, ладушки,
– Где были?
– У бабушки!
– Что ели?
– Кашку!
– Что пили?
– Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Полетели, полетели, полетели!
На головочку сели!
Сели,
Посидели,
И опять полетели!

***

Прилетели три грача,
Принесли три ключа.
Берите, грачи,
Золотые ключи,
Замыкайте зиму,
Отпирайте весну,
Открывайте лето!

***

– Куда бежите, ножки?
– По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
В зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.

***

– Ваня, Ваня, где ты был?
Куда Ванечка ходил?
– Я ходил в лесочек.
– Что видал?
– Пенечек.
Под пенечком грибок!
Хвать, да в кузовок!

***

Куша, куша, кушечка…
Где моя кукушечка?
У кукушки горюшко —
Потеряла перышко:
Серое,
И белое,
И в крапинку.

***

Куша, куша, кушечка,
Не горюй, кукушечка,
Позабудь про горюшко,
Мы отыщем перышко:
Серое,
И белое,
И в крапинку…

***

Тень-тень, потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень.
Похвалялися весь день:
Похвалялася лиса:
– Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
– Поди, догоняй-ка!
Похвалялись ежи:
– У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
– Могу песни я петь!

***

Божья коровка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного и белого,
Только не горелого.

***

– Курочка-рябушечка,
Куда пошла?
– На речку.
– Курочка-рябушечка,
Зачем пошла?
– За водичкой.
– Курочка-рябушечка,
Зачем тебе водичка?
– Цыпляточек поить.
– Курочка-рябушечка,
Как цыплята просят пить?
– Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!

***

Пошёл котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть,
Или Ване снесть?
Я и сам укушу,
Да и Ване снесу.

***

Мишутка
Шапка
Да шубка,
Вот и весь
Мишутка!

***

Идёт коза рогатая
За малыми ребятами,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп,
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет —
Забодает,
Забодает,
Забодает!

***

– Гуси, гуси!
– Га-га-га
– Есть хотите?
– Да-да-да!
– Так летите!
– Нам нельзя!
Серый волк под горой
Не пускает нас домой.
– Так летите как хотите
Только крылья берегите!

***

– Чей нос ?
– Макеев.
– Куда идешь?
– В Киев.
– Что везешь?
– Грош.
– Что купишь?
– Калач.
– С кем сьешь?
– Один!
– Не ешь один! Не ешь один!
(теребим малыша за носик)

***

– Кисонька-мурысонька, где ты была?
– На мельнице.
– Кисонька-мурысонька, что там делала?
– Муку молола.
– А что из муки делала?
– Прянички пекла.
– А с кем прянички ела?
– Одна!
– Не ешь одна, не ешь одна!

www.baby.ru

Потешки для деток первого года жизни

Потешек — несчетное множество. Если собрать все в одной книге, то, может, ее будет тяжело даже поднять — настолько их много. Ниже представляем вашему вниманию подборку потешек, которые можно использовать в ежедневной практике.

Мы проснулись,
Мы проснулись.
Сладко, сладко потянулись.
Маме с папой улыбнулись

Мы проснулись,

Потянулись,
Вместе солнцу улыбнулись.
Здравствуй, солнышко,
Колоколнышко!

Когда малыш становится старше (достигает возраста 5-6 месяцев), потешки сопровождают движениями пальчиков, ручек, головки, ножек. Вспомните бессмертные «Ладушки». Любой шестимесячный малыш с удовольствием хлопает в ладоши и машет ручками, когда «сели-посидели и прочь улетели».
Ладушки-ладушки,
Где были?
— У бабушки.
Что вы ели?
— Кашку.
Пили?
-Простоквашку.
Простоквашка вкусненька,
Кашка сладенька,
Бабушка добренька!
Попили, поели,
На головку сели,
Сели-посидели,
Прочь улетели!

***
Пальчик-мальчик,
Где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песню пел.

***
Сорока-ворона
Кашу варила,
Детей кормила,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому — не дала.
Ты дров не рубил,
Ты воды не носил,
Печку не топил,
Кашу не варил,
Тебе — нет ничего!
Ребенок делает свои первые шаги? Тогда следующие потешки придутся как нельзя лучше.
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ — топ-топ!
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

***
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша (имя) пойдет,
Через киску упадет!
Кого из нас, теперь уже взрослых мам и пап, не умывали под проговаривание «Водичка-водичка…»? Расскажите эту потешку, умывая малыша. Он, как и вы когда-то, будет в восторге!
Водичка-водичка,
Умой наше личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Успокойте малыша, если он плачет:
Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не хныч, не ной,
Куплю другой.
Слезы утри,
Дам тебе три.
Огромное место среди потешек занимают так называемые «развлекалки». Например, следующие:

***
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки —
Очень рады солнышку.

***
Солнышко, солнце,
Выгляни в оконце,
Посвети немножко,
Дам тебе горошка!

***
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи —
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще

www.baby.ru

Прибаутки, потешки и пестушки для самых маленьких, и зачем они создавались

Лучшие образцы фольклора помогают родителям сделать свое общение с ребенком более насыщенным в эмоциональном и эстетическом плане. Однако сегодня они почти не используются в общении с малышом. Что же скрывается за загадочным понятием «пестовать» малыша? И нужно ли это современным мамам? 
Любовь Павлова 
Ведущий научный сотрудник центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, кандидат психологических наук 

Эмоциональное общение — одна из ведущих линий развития маленького ребенка, начиная с первых месяцев его жизни. Ласковые мамины прикосновения, ее голос, пение, любящий взгляд, первые игры в сочетании с поэтическим словом – все это называлось и называется емким словом – фольклор. Народная педагогика включает малые жанры поэтического творчества для детей: пестушки[1], потешки, прибаутки, присказки и пр. Они составляли основу материнской педагогики, испытанной веками. И можно лишь удивляться народному гению, сумевшему выразить в поэтическом слове великую силу материнской любви. 

Пра-бабушкино слово 
Народная педагогика выработала свои традиционные фольклорные жанры для самых маленьких. Все они незатейливы по содержанию и просты по форме, однако таят в себе немалые эстетические и дидактические (от греч. didaktikуs — поучающий) достоинства. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малыша прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваясь в лицо говорящего. Неповторимое своеобразие фольклора особенно ценно для активизации ребенка в тот период, когда у него еще не сформированы произвольные действия, внимание, реакция на слова. 

Следует отметить, что все жанры соответствуют психофизическим возможностям маленького ребенка, поэтому их можно использовать и сейчас, ориентируясь на микропериоды раннего детства — от рождения до 3 мес.; от 3 до 6 мес.; 6-9 мес.; 9-12 мес. Новорожденный ребенок растет «не по дням, а по часам». Малыш интенсивно меняется каждые три месяца, поэтому ставятся новые, более сложные задачи в овладении движениями тела и руки, речевыми навыками, эмоциональными проявлениями, познавательными реакциями на окружающий мир и, конечно, коммуникативными возможностями в общений со взрослыми. Интересно, что для каждого названного микропериода можно подобрать народные произведения, соответствующие именно его генетически обусловленным задачам. Это касается также 2-го и 3-го годов жизни. 

Пестушки, потешки, прибаутки, скороговорки, небылицы и перевертыши, отличаясь друг от друга по своей педагогической направленности, привносятся в жизнь ребенка по-разному, в зависимости от возраста. 

Пестушки 
Пестушки включают игровое взаимодействие с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками. Младенцу еще могут быть недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры — все это придет к нему в течение 1-го года жизни. Именно в этот период мама пестует младенца: играет его ручками, поглаживает кроху по животику, делает «топотушки» его ножками. Проснувшегося малютку, мама ласкает, прикасаясь легкими массажными движениями, нежно приговаривает: 
«Потягунюшки, 
Порастунюшки, 
Поперек толстунюшки, 
А в ножки — ходунюшки 
А в ручки — хватунюшки, 
А в роток — говорок, 
А в головку — разумок». 

Или: 
«Потягушечки! 
Порастушечки! 
Поперек толстушечки, 
Руки — хватушечки. 
Ноги — бегушечки». 

Массаж, повороты головки, закидывание ручек на голову, помахивания кистями рук с маминой помощью и др. – все это не только физически оздоровляет малютку, но и доставляет ему массу удовольствия. Если при этом мама весело произносит: 
«Мешу, мешу тесто, 
Есть в печи место, 
Пеку, пеку каравай! 
Головоньку — валяй, валяй!» — 
происходящее вызывает у ребенка эмоциональный «всплеск», потребность контактировать со взрослым, а главное, желание повторить те движения, которые он не может еще выполнить самостоятельно. С каждой повторной игрой мама чувствует нарастающую активность в выполнении движений со стороны малыша. Прислушиваясь к ласковому речитативу мамы, кроха предвосхищает игровые движения, смеется и уже подставляет головку, протягивает ручки, вытягивает ножки и т.п., ожидая знакомого поворота в игре. Так с помощью пестушек начинается игровое «обучение» малыша. 

Так же занимательны для детей качание на ноге, «подскоки» и колыхание на маминых или отцовских коленях, бабушки, изображающие конскую скачку, катание с горы, пляску и т.п. Конечно, такие игры полезны для малышей более старшего возраста, когда кроха умеет уже хорошо сидеть и подниматься самостоятельно на ножки: 
Поехали, поехали 
С орехами, с орехами! 
Поскакали, поскакали 
С калачами, с калачами! 
Вприпрыжку, вприскочку 
По кочкам, по кочкам — 
В ямку — бух! 
Взрослый подбрасывает ребенка на коленях, а затем делает вид, что опускает вниз (зажимает коленями и вновь сажает на «коня» («саночки», «тележку» и т.п.). 
Хороша дорога, 
Хороша дорога, 
Вот стала что-то хуже, 
Вот стала что-то хуже, 
Шаляет, валяет, 
Шаляет, валяет, 
На мостике, под мостиком, 
На мостике, под мостиком, 
Бух в ямку! 

Полезны ребенку упражнения, подготавливающие к овладению ходьбой. 
Токи-токи-тошки, 
Кую, кую ножки. 
Ножки у Антошки 
Едут по дорожке, 
Дорожка кривая, 
Ни конца, ни края. 
Проговаривая рифмованные строчки, мама попеременно пошлепывает лежащего на спинке малыша по стопам, которые рефлекторно реагируют на легкие прикосновения. Так взрослый формирует ощущение ритма ходьбы при переступании то одной, то другой ножкой. 

Когда дитя начинает овладевать ходьбой, на помощь приходят другие пестушки, например: 
Та-та-та, та-та-та, 
Вышла кошка за кота; 
Кот ходит по лавочке, 
Водит кошку за лапочки, 
Топы-топы по лавочке, 
Цапы-цапы за лапочки. 
Произнося эти стихи, мама держит малыша за ручки и, отступая назад, аккуратно ведет его за собой. Ритм стиха задает и ритм ходьбы: «топы-топы», «цапы-цапы» совпадают с шагами, переступающего ребенка. 

Малыша можно водить и по-другому: взрослый придерживает его сзади за подмышки и, широко расставив ноги, побуждает переступать ножками. 
Большие ноги 
Шли по дороге: 
Топ-топ-топ, 
Топ-топ-топ. 
Маленькие ножки 
Бежали по дорожке: 
Топ-топ-топ, топ — топ-топ! 
Топ-топ-топ, топ-топ-топ! 

Занимательны для ребенка и пестушки, благодаря которым он учится делать ритмические похлопывания ладошками. Взрослый обхватывает ручки малыша и, сближая их, приговаривает: 
«Ладушки-ладушки, 
Где были? — У Аннушки. 
Что ели? — Оладушки. 
Где оладушки? — Съели … 
Нет оладушек!» (Руки ребенка разводятся в стороны). 
Игра продолжается. Взрослый предлагает пойти к Паничке: 
Ладушки-ладушки, 
Где были? —У Панечки. 
Что ели? -Прянички! 
Где прянички? 
Съели… 
Нет пряничков! (Руки ребенка разводятся в стороны). 
Затем взрослый предлагает «пойти» к Микешке есть орешки, потом к Трошке есть картошку, а потом к Сенечке — за семечками (по аналогии). Важно то, что играя ребенок научается при слове «ладушки» складывать ладошки и выполнять игровые движения руками в ритме песенки. 

Потешки 
Постепенно пестушки сменяются потешками — так называются песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. От пестушек потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки: движения пальчиками, кручение ладошками («фонарики»), похлопывания ручками («ладушки»), прикладывание пальчиков к головке («ушки») и т.п. 

Так, например, потешка «Ладушки, ладушки» преподносится ребенку с целью научить малыша самостоятельно выполнять последовательную цепь, игровых действий, когда малыш делает ручками «фонарики», затем хлопает ладошками. 
Ладушки, ладушки! 
Где были? 
У бабушки. 
Что вы ели? 
Кашку. 
Пили? 
Простоквашку. 
Простоквашка вкусненька, 
Кашка сладенька, 
Бабушка добренька! 
Попили, поели, шу-у-у… 
Домой полетели, 
На головку сели, 
Ладушки запели. (Малыш вскидывает ручки, делает взмахивания и прикладывает ладошки к головке). 

В потешку можно поставить любое имя: важно, чтобы малыш понимал, что речь идет о нем. Ему будет оченьинтересно, если мама разыграет эту потешку перед ним с куклой: 
Киска, киска, киска, брысь! 
На дорожку не садись: 
Наша куколка пойдет, 
Через киску упадет! (Игрушечная кошка ставится на пути шагающей куклы, а затем убирается). 
Или: 
Уходи с дороги кот! 
Кукла Танечка идет, 
Кукла Танечка идет, 
Ни за что не упадет! 

Для малышей начала 2-го года жизни подбираются потешки, которые, не только понятны малютке по своему содержанию, но и отражают моменты его обычного распорядка дня: кормление, сон, умывание, игра и т.п. Хорошо, если взрослые владеют фольклорным словом и могут «расцветить», эмоционально обогатить, казалось бы, совсем обыденные ситуации. Играя с ребенком, помогая подняться на ножки, можно приговаривать: 
«Дыбок, дыбок, 
Скоро Сашеньке годок! 
Дыбок-дыбок! Целый годок!» 

Умывая, можно сказать: 
Водичка-водичка, 
Умой наше личико, 
Чтобы глазоньки блестели, 
Чтобы щечки краснели, 
Чтоб смеялся роток, 
Чтоб кусался зубок. 

Купая малютку, мама ласково произносит: 
«Вода текучая, 
Дитя растучее. 
С гуся вода, 
С дитя худоба! 
Вода книзу, 
А дитя кверху!» 

Одевая ребенка на прогулку, мама может его развлечь следующими строчками: 
Наша Маша (Даша, Саша, Катя) маленька, 
На ней шубка аленька, 
Опушка бобровая, 
Маша чернобровая. 

Желание матушек, нянюшек вырастить дитя крепким, здоровым и упитанным породило много присказок, с помощью которых они старались накормить ребенка, напоить молочком, угостить пирожком, побаловать оладушками, кисельком и пр. 
Пришел кисель, 
На лавочке присел, 
На лавочке присел, 
Поесть Оленьке велел. 

Возможен и совсем короткий вариант: 
Будем кашку варить, 
Будем Сашеньку кормить. 

Любовь к ребенку, ласка и материнская нежность выражаются в таких строчках: 
Наша деточка в саду, 
Словно яблочко в меду! 

Важно, чтобы мама при этом улыбалась и ее речь была очень эмоциальна: 
На дубочке, на дубочке 
Тут сидят два голубочка. 
У них шейки голубые, 
У них перья золотые, 
Красные кафтанчики, 
Синие карманчики 
На дубу они сидят, 
Меж собою говорят: 
Все про Галеньку 
Все про маленьку… 

С тех пор, как появились эти потешки, прошло немало лет, а до сих пор они не утратили своей актуальности. И сегодня дети так же, как и во все времена, ожидают от своих близких внимания, заботы, любви, выраженной не только в действиях, но и в добром слове. Важно не только любить малыша, но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить свое чувство. Народное слово — непревзойденный «учитель»: вот почему взрослым так нужно овладевать приемами народного творчества и, общаясь с малышом, умело «вплетать» их в повседневную речь. 

Следует принять во внимание, что для маленького ребенка значимыми являются не просто разговоры, рассказы о чем-то или о ком-то. Ему необходимо быть соучастником происходящего и слышать от взрослого непосредственное обращение к себе, чтобы чувствовать отношение мамы, папы или бабушки и др. в конкретной ситуации, понимать их настроение в данный момент. 
В светлом теремочке 
Выросла Лизуша! 
Люди ее любят, 
Все ее голубят. 
Вариант для мальчика: 
Кто у нас хороший? 
Кто у нас пригожий? 
Коленька хороший, 
Коленька пригожий. 

При этом можно гладить ребенка по головке, держать за ручки и водить хоровод. 

Прибаутки 
Как отмечают исследователи поэтического фольклора для маленьких, в пестушках и потешках объединяются все важнейшие компоненты игры: словотворчество, изобразительность, ритмичность и наставительность. Еще больше этих особенностей видится в прибаутках. 

Прибаутки отличаются от пестушек и потешек тем, что они не связаны с какими-то игровыми движениями. Но в них присутствует какой-либо сказочный сюжет. Эти произведения предназначены для малышей 2-го — 3-го годов жизни, у которых уже накоплены определенные представления о мире. Познания малыша об окружающих предметах и явлениях связаны с его познаниями о человеке и человеческой деятельности. Вот почему в народных произведениях все зверушки действуют как люди, поступки их оцениваются с точки зрения человеческой логики. Например: 
Собака на кухне 
Пироги печет. 
Кот в углу 
Сухаpи толчет. 
Кошка в окошке 
Платье шьет. 
Курочка в сапожках 
Избушку метет. 

Подобные произведения следует читать эмоционально, даже артистично, меняя силу и высоту голоса, интонационно выделяя смысловое содержание. Малыш должен понять, что именно вы хотите ему сказать, на что обращаете его внимание. Конечно, необходимы красочные иллюстрации, картинки, поддерживающие интерес к стихотворному тексту на зрительном уровне. Прибаутки можно назвать звучащими динамическими картинами из жизни животных, птиц, и даже насекомых, но при этом они отражают человеческие отношения. Вот почему этот жанр дает прекрасный материал и для ознакомления с окружающим, и для социального развития маленького ребенка: в иносказательной, игровой, занимательной форме малыш получает представления о мире. 
Сидит белка на тележке, 
Продает она орешки: 
Лисичке-сестричке, 
Воробью, синичке, 
Мишке толстопятому, 
Заиньке усатому, 
Кому в платок, 
Кому в зобок, 
Кому в лапочку. 

Выразительно прочитав эту прибаутку, можно предложить ребенку рассмотреть иллюстрацию, назвать всех перечисленных зверушек, спросить об их характерных внешних особенностях и т.д. Слово «продает», соответствующее изначальному тексту прибаутки, в занятиях с малышом можно заменить на «раздает». Эту ситуацию следует изобразить в игре с игрушками: белка угощает своих друзей, а они, получив орешек, благодарят ее. Завершить такое занятие можно словами: 
«А нашей Галеньке — в ручку. 
Угощайся, Галенька, на здоровье!» 

Прибаутки подобны расписным матрешкам или деревянным механическим игрушкам, где все ярко и образно. Все персонажи наделены запоминающимися признаками: у Галки — «синь сарафан», у петушка — «золотой гребешок и шелковая бородушка», курочка — «рябушечка», гуси у бабуси — «один серый, другой белый». Звучные эпитеты и динамичные образы — все наполнено светом и радужным многоцветием: лазоревые цветики, улыбающиеся солнцу, петушок, который «рано встает, голосисто поет», «солнышко-колоконышко», щедро льющее «золото в оконышко» и т.д.: 
Петушок, петушок, 
Золотой гребешок, 
Масляна головушка, 
Щелкова бородушка, 
Что ты рано встаешь, 
Голосисто поешь, 
Деткам спать не даешь? 

или: 
Коза-хлопота 
День-деньской занята: 
Ей — травы нащипать, 
Ей — на речку бежать, 
Ей — козляток стеречь, 
Малых деток беречь, 
Чтобы волк не украл, 
Чтоб медведь не задрал, 
Чтобы лисонька-лиса 
Их с собой не унесла. 

Небылицы 
Особый вид прибауток — песенки-небылицы и перевертыши, которые помогают малышу понять реальное и фантастическое, укрепляют ребенка в правильном восприятии и ощущении мира. В этом высокая педагогическая ценность небылиц. 
Из-за леса, из-за гор 
Едет дедушка Егор. 
Сам на лошадке, 
Жена на коровке, 
Дети на телятках, 
Внуки на козлятках. 

Или: 
Была репа важная, 
Дивилась бабушка каждая: 
Одним днем 
Не обойдешь кругом. 
Всей деревней ели 
Целую неделю. 

Небылицы, в которых реальные связи нарочито смещены, предназначены для детей более старшего возраста, уже имеющих достаточный жизненный опыт, чтобы почувствовать всю парадоксальность описываемой ситуации. Чтение таких стихов способствует развитию свободы мышления, фантазии и, что немаловажно, чувства юмора. Дети раннего возраста (до 3-х лет) воспринимают парадоксы как реальность. Важно, чтобы малыш услышал в голосе взрослого удивление и понял, что происходит что-то невероятное. 

Народное поэтическое слово, адресованное малышам, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить свою любовь к ребенку, нежность, заботу, веру в то, что он растет здоровым и красивым, сильным и умным. В этих произведениях нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что можно без преувеличения назвать фольклор для маленьких средством народной дидактики, приобщающей детей к поэтическому слову, обогащающей их духовно и развивающей физически. 

www.baby.ru

детские потешки, потешки для самых маленьких, детские потешки потешки для малышей потешки для детей до года | Путеводитель для мамы/gid

Утро с потешками.

Потягуни — потягушечки,
От носочков до макушечки,
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся.
Вот уже растем,
Растем,
Растем!

***

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

***

Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко,
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!

 

Пальчиковые игры

Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.

***

Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот пальчик — Ванечка.

***

Один, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять,
Один, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.

***

— Мальчик -Пальчик,
Где ты был?
— С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем
Щи варил,
С этим братцем
Кашу ел.
С этим братцем
Песни пел!

***

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик лишь уснул,
Этот крепко, крепко спит
Тихо носиком сопит…

***

В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем — семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова — очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата — втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.

 

У мамы на коленках.

Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом… в яму! Бух!

***

Едем- едем на лошадке
По дорожке гладкой- гладкой.
В гости нас звала принцесса
Кушать пудинг сладкий-сладкий.
Две собачки у порога
Нам сказали очень строго…
Как собачки говорят? Гав-гав!
Два котенка – мяу-мяу!
Две собачки – гав-гав!
Два утенка – кря-кря!
Два цыпленка – пи-пи-пи!
Два теленка – Му! Му!
Две овечки – Бее! Бее!
Два козленка – Мее! Мее!
Две лягушки – ква-ква!

Прибаутка к обеду

Утята поели,
Котята поели,
Мышата поели,
А ты еще нет?
А где наша ложечка?

Кушай на здоровьечко.

***

Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить:
«Чем Филиппика кормить?»
Один скажет: «кашкою»,
Второй – «простоквашкою»,
Третий скажет – «молочком,
И румяным пирожком».

 

 

gid-mama.ru

Развивающие игры для детей от 6 до 9 месяцев или пальчиковые потешки

Цель: совершенствование действий с предметами – передвижения, извлечение звуков, подражая взрослым.

Игры и упражнения, укрепляющие мышцы, развивающие движения рук и пальчиков

«Жили мышки»

Раскройте ладошку и водите по ней пальцем, читая потешки:

Раз, два, три, четыре!
Жили мышки на квартире,
Чай пили, чашки били,
По три денежки платили!

«Пальчик-мальчик»

Легонько массируя и поглаживая пальчики малыша, читайте потешки:

Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.

« Ах, какие глазки!»

Для игры понадобится кукла с закрывающими глазами.

Продемонстрируйте малышу, как можно закрыть и открыть глазки у куклы.

Придерживая его руку, указательным пальцем ребёнка повторяем действия, проговаривая ситуацию.

Уберите игрушку, а через какое-то время покажите её малышу, задав вопрос: « А где глазки?»

Выдержите паузу, после того, как малыш покажет, произнесите: « Ах, какие глазки! Закрой глазки».

Если не получается произвести действия, покажи снова.

Повторяйте игру много раз, меняя игрушки, пока малыш сам не научится вытягивать пальчик, прижав остальные к ладошке.

Стимулирование умения пальчиками брать, перекладывать и отпускать предметы

« Собираем ягодки»

Приготовьте объёмные «ягодки» из поролона, а плоские – из плотного картона.

Разложите предметы на полу, а рядом на животик положите малыша.

Побуждайте его достать их, пощупать, переложить из одной руки в другую и передать взрослому.

Учите объёмные предметы брать всей рукой, а плоские – пальцами.

« Цветная гирлянда»

Приготовьте из плотного картона колечки диаметром 5-7см и отверстием посередине.

Раскрасьте их разноцветными красками или фломастерами.

Наденьте колечки на карандаш и, показывая малышу цветную гирлянду, снимите с карандаша колечко.

Побуждайте его повторить ваши действия: снять колечко и бросить на пол.

« Ленточки из баночки»

Понадобится баночка с пластмассовой крышкой, в которой следует проделать отверстия, и ленты разных цветов.

Поместите ленты в банку, а концы протяните в отверстия.

Продемонстрируйте малышу, как нужно тянуть ленты, взявшись за их кончик пальчиками.

После того, как малыш справится с заданием, поиграйте с ними, ощутите текстуру, подбросьте кверху.

Повторите игру.

Игры, развивающие действия с предметами

Стимулирование умения брать предметы из разных положений, перекладывать из одной руки в другую, бросать

« Звенящие баночки»

Для игры подберите пластиковые баночки, заполните их крупой.

Обязательно проверьте на плотность, чтобы избежать высыпания содержимого.

Потрясите баночку и протяните малышу, побуждая повторить действия.

Научите встряхивать её и перекладывать из одной руки в другую.

Повторите эти движения с другими баночками.

Играйте в положении лежа на животе, побуждая переворачиваться и доставать предметы.

«Играем, извлекаем, познаём»

Возьмите несколько игрушек, издающих звуки.

Покажите одну из них, назовите её, извлеките звук.

Предоставьте малышу возможность взять её в руки, нажать, чтобы она запищала, поиграть с ней, перекладывая из одной руки в другую.

Если игрушка перестанет интересовать, привлеките внимание к другой игрушке, повторяя аналогичные действия.

« Мы бросаем»

Поместите разные игрушки: мячик, погремушку, мягкие игрушки, кубики и другие, в кроватку или манеж.

Продемонстрируйте малышу, как можно бросать их, отслеживая падение и дальнейшее движение.

Совершайте действия последовательно друг за другом, наблюдая за игрушками.

Со временем малыш будет радоваться и поймет, что все предметы по- своему звучат и двигаются.

«Звуки из ведёрка»

Потребуется подобрать различные предметы по звучанию и детское ведёрко.

Установите его так, чтобы малышу было удобно бросать в него предметы, прислушиваясь к их звуку.

После заполнения ведра, переставьте его в другое место, побуждая малыша продолжить игру.

Игра научит ребёнка бросать предметы, брать их разными руками, перекладывая из одной ручки в другую, передвигаться.

« Воздушные шарики»

Привяжите воздушные шарики по периметру кровати.

Покажите, как можно с ними играть: опускать и поднимать за тесёмочку обратно.

Будьте внимательны — следите, чтобы шарик не лопнул и не испугал малыша.

Играя с шариком, выбрасывая и поднимая его, ребёнок познаёт связь между причиной и следствием.

Стимулирование умения подражать действиям взрослых

« Шарики в бутылке»

Поместите в маленькую пластиковую бутылку шары.

Эта забавная вещь с разноцветными шарами внутри, при перемещении будет греметь, занимая малыша.

Подтолкните её, чтобы она покатилась, привлекая внимание.

Играя, ребёнок научиться толкать предметы, подражать вашим действиям

« Толкаем мяч»

Толкните мяч так, чтобы он покатился к стене, ударился и вернулся обратно.

Совершайте действия несколько раз, привлекая внимание малыша.

Помогите ему повторить движения. Предоставьте возможность сделать это самостоятельно, подражая вам.

« Достаём прищепки»

Приготовьте коробку с прищепками и поднос.

Не забывайте про чистоту предметов.

Доставайте из коробки прищепки и бросайте на поднос, восклицая: «Бах! Упала прищепка. Возьми (имя), брось её».

Малыш научится подражать вам, повторяя ваши действия.

Тоже можно проделать с детским ведёрком и кубиками.

Важно помнить! Для игры выбирайте предметы безопасные для ребёнка.

Стимулирование умения совершать действия с предметами: открывать, снимать, скатывать

«А что в кастрюльке?»

Возьмите небольшую кастрюлю с крышкой и какие-нибудь фрукты: яблоко или банан.

В чистую кастрюлю положите порезанные фрукты и закройте крышкой.

Приоткройте крышку и, показав её содержимое малышу, закройте.

Попросите его повторить ваши действия и взять, находящиеся внутри фрукты.

Помогите, если у малыша что-то не получается.

Ребёнок научится открывать крышку, вынимать содержимое, держать в руках, пробовать на вкус.

« Колечко пирамидки»

Поставьте разноцветную пирамидку и медленно снимите колечко.

Предложите ребёнку повторить ваши действия.

Если малышу сложно это сделать, помогайте ему, проговаривая движения.

Для разнообразия меняйте кольца местами, побуждая малыша поиграть.

« Катим шарик с горки»

Для игры потребуется небольшая горка и шарики. Продемонстрируйте малышу, как скатить шарик с горки.
Предложите ему повторить ваши действия.

Игра научит малыша брать шарик в руку и скатывать его с горки.

Видео по теме

Литература:
Ю.А. Разенкова И.А. Выдорова Игры с детьми младенческого возраста – М.: Школьная Пресса, 2011 – 192 с.

www.tikitoki.ru

Оставьте комментарий